Аксиологическое измерение процесса правообразованиятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Аксиологическое измерение процесса правообразования»

На правах рукописи

МУРАШКО ЛЮДМИЛА ОЛЕГОВНА

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРАВООБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук

2 9 АПР 2015

Москва-2015 005568135

005568135

Работа выполнена в Секторе истории государства, права н политических учений Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук

Научный консультант: Графский Владимир Георгиевич,

доктор юридических наук, профессор

Официальные оппоненты: Дробязко Степан Григорьевич,

доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Белорусского государствен! ю го у ни верситета

Немытина Марина Викторовна,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории государстеа и права юридического института ФГАОУВО «Российский университет дружбы народов»

Рыбаков Олег Юрьевич,

доктор философских наук, доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории государства, права и политологии юридического факультета ФГБОУВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»

Ведущая организация: ФГОУВПО «Московский государственный

университет имени М. В. Ломоносова»

Защита состоится «26» мая 2015 г. в 12-00 на заседании диссертационного совета Д.002.002.07 Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук по адресу: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д.10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института государства и права Российской академии наук и на сайте w4vw.igpran.ru

Автореферат разослан «_»_

Ученый секретарь

диссертационного совета, //¿^

кандидат юридических наук, профессор ■ Н.Н.Ефремова

(/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный период исторического развития общества помимо существования классических подходов к познанию права характеризуется возникновением новых теорий и концепций, каждая из которых по-своему обогащает правовую науку. С начала 1990-х годов нарастают новые явления и процессы во многих сферах общественной жизни, включая право. Отношение к человеку как высшей ценности для общества и государства проходит этап становления, сопряженный с трудностями переосмысления и переоценки прежних взглядов. Вместе с тем на современном этапе традиционное взаимодействие государства и человека существенно изменилось, — развитие суверенных постсоветских государств, в том числе Беларуси, формирование национальных правовых систем происходит в эпоху преобладания гуманистических начал всех социальных изменений.

Человечество, исторически стремящееся «объять необъятное», благодаря новым информационным технологиям, инновационному техническому прогрессу объединилось - «глобализировалось», и если ранее человек был «мыслящим тростником, колышимым ветром» (Паскаль), то сегодня «мировой ветер» в виде угроз терроризма, техногенных катастроф, экологических вызовов обусловил то, что любое «потрясение», которое прежде ограничивалось рамками территории государства, носило национальный характер, редко остается таковым. В свете указанного гуманизм эпохи Возрождения, поставивший во главу угла человека, приобрел иное звучание, превратившись из духовных устремлений в способ выживания человечества на «глобализирующейся» планете. Данные процессы не могли не отразиться на современном развитии государств. При этом вместе с достижениями и прогрессивными образцами культуры ускорение общественных процессов, нарастающая глобализация, становление общемирового информационного пространства имеют и разрушительные тенденции. Особое внимание к ценностной составляющей существования права, осознание и осмысление аксиологических характеристик процесса правообразования

позволяют обществу и государству противостоять зачастую искусственно навязываемой унификации культурных образцов, разобщенности общества, тенденциям отчуждения человека от власти и распаду связей между поколениями.

Следует учитывать, что долгое время в государствах постсоветского пространства новые подходы к процессам правогенеза, правообразования (как в современном, так и историческом аспекте) не разрабатывались. В теоретико-правовых исследованиях, прежде всего белорусских ученых, преобладает внимание к совершенствованию традиционных механизмов и процедур законотворчества, как правило, в рамках позитивистского правопонимания в русле монистической парадигмы.

Использование ценностного подхода позволяет преодолеть односторонность познания процесса правообразования, способствует аккумулированию идей ведущих философов-гуманистов и достижений многих гуманитарных наук. Одновременно в рамках ценностного подхода возможно предотвращение такого общественного состояния, когда на роль права претендует любая система официально-властных предписаний, а роль общества сводится к их исполнению.

Современное понимание правообразовательных процессов невозможно без обращения к историческому анализу эпохи становления социальной нормативности в целом, так называемым «корням» права, анализа факторов происхождения и становления правовых начал в регулировании общественных отношений, что обусловливает «историческое измерение» процесса правообразования.

Необходимо признать, что принадлежность белорусского и российского государств к романо-германской правовой семье, наличие на определенном историческом этапе единого государства, современные активные процессы интеграции предопределяют общие направления научных исследований, особенно в философско-теоретическом аспекте. Вместе с тем автор последовательно исходит из предпосылки существования национальной правовой традиции, системы ценностей, самобытности белорусского народа, что имеет

особое значение для анализа белорусской правовой традиции в рамках исследования аксиологической ориентации в процессе правообразования.

Степень разработанности темы. Исследование процесса правообразования с аксиологических позиций предопределило обращение автора к осмыслению ценностной проблематики в трудах мыслителей древности -Сократа, Платона, Аристотеля; а также к положениям философии Гегеля, Канта и других великих философов. Методолого-теоретической основой аксиологического направления исследования послужили труды Н.Н.Алексеева, П.И.Новгородцева, И.А.Ильина и др., в русле русской духовной традиции обращавшихся к проблематике юридической аксиологии. В настоящее время новый импульс юридическая аксиология получила благодаря конституционалистам, в частности, в работах Н.В.Бондаря, Е.А.Лукашевой, А.Шайо и др.

Исходными для исследования правообразовательных процессов являются положения, разработанные выдающимися философами и теоретиками права: в частности, такие авторы, как В.С.Нерсесянц, Л.С.Явичидр. заложили направления, послужившие импульсом для развития современного правопонимания на постсоветском пространстве.

В рамках общей теории и истории права и государства вопросы формирования права, выработки правовой политики рассматриваются в трудах таких известных ученых, как В.Г.Графский, М.Н.Марченко, Г.И.Муромцев, М.В.Немытина, ОЛО.Рыбаков и др. Вопросы правообразования как предмет самостоятельного исследования получили внимание в последнее время в разработках А.А.Соколовой, В.В.Трофимова, А.Ю.Калинина и др., при этом ценностная составляющая правообразования не становилась предметом научного поиска.

Общетеоретический и философско-аксиологический анализ правогенеза потребовал обращения к классическим трудам таких исследователей, как К.Леви-Стросс, Э.Аннерс, М.Мосс и др.; использовались труды в сфере антропо-

и социогенеза таких авторов, как В.П.Алексеев, А.М.Золотарев, Ю.И.Семенов и др.

Междисциплинарный подход потребовал обращения к работам философской направленности, в том числе по социальной философии, а также истории, психологии, культурологии и др., в частности, таких авторов, как О.Г.Дробницкий, А.А.Гусейнов и др.; зарубежным исследованиям таких авторов, как Н.Гартман, Ж.Карбонье, Г.Радбрух и др.

При исследовании правообразовательных процессов с аксиологических позиций в рамках белорусской правовой традиции автор обращался к трудам А.Волана, М.Литвина, Л.Сапеги, С.Будного, Ф.Скорины, теоретико-правовым и историко-правовым исследованиям таких белорусских ученых, как В.Н.Бибило, С.Г.Дробязко, И.А.Юхо и др.

Объектом исследования является аксиологическое измерение права в процессе его исторического зарождения, а также особенности последующего существования и воспроизводства в виде правовых обычаев, законов и других правовых форм, именуемых также источниками права.

Предмет исследования - особенности теоретических и доктринальных истолкований ценностных свойств права в процессе правообразования и осуществления конституционной и отраслевой законодательной политики.

Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании аксиологического подхода к процессу правообразования на основе выявленных основополагающих закономерностей и тенденций общественного развития. В соответствии с целью поставлены следующие основные задачи:

-в рамках ценностного подхода раскрыть и проанализировать основные закономерности процесса формирования права с момента его исторического зарождения (правогенез) и последующего становления и развития;

- выявить сущностные аспекты понятия ценности, исходя из его «включенности» в правообразовательные процессы;

- обосновать характеристику правовой нормативной системы в ценностном измерении, выделив ее основные атрибуты и сущностные свойства;

- в контексте белорусской правовой традиции выявить значение общественного идеала для процессов правообразования;

- определить основные стадии правообразовательных процессов, включая законотворчество (с выработкой рекомендаций по совершенствованию законотворческого процесса (белорусский опыт);

-исходя из аксиологической ориентации в процессах правообразования выявить современные тенденции правообразования на европейском социально-историческом пространстве;

-провести анализ и обобщение аксиологических характеристик позитивного права (законодательства) и раскрыть их взаимосвязь с ценностями общества, государства, личности;

- на основе аксиологической ориентации в процессах правообразования выявить особенности конституционной нормативности как концентрированного воплощения аксиологических свойств правового регулирования.

Методология проведенного исследования. Теоретико-методологической основой диссертации выступает аксиологический подход к исследованию процесса правообразования в рамках естественно-правовой концепции, центральной идеей которого является положение об особой роли ценностей общества в правообразовательных процессах, включая этапы правогенеза и современные правообразовательные процессы; цивилизационный подход к типологии государства и общества.

Междисциплинарный характер исследования предопределен многоаспектностью задач исследования, в процессе решения которых использовались также методология и теоретические разработки, выработанные в рамках истории, антропологии (прежде всего при исследовании становления первоначальных видов социальной нормативности, процессов правогенеза); формально-логическая методология (при исследовании стадий и тенденций правообразования, его закономерностей, а также при анализе особенностей

законотворчества (белорусский опыт); методы сравнительного правоведения (при исследовании современных тенденций правообразования на европейском социально-историческом пространстве). Использовались также общенаучные приемы и способы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, сравнение и др.)

В основе исследования аксиологического потенциала национальных конституций, ценностной составляющей решений органов конституционного контроля лежат труды современных европейских конституционалистов, а также опыт работы автора в Конституционном Суде Республики Беларусь, связанный с изучением практики конституционных судов различных государств мира. В значительной мере использован опыт деятельности Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия), утверждающей европейское конституционное наследие. Теоретические выводы и предложения изложены с привлечением большого количества актов законодательства, международно-правовых актов, решений судебных органов.

Научная новизна заключается в том, что работа представляет собой первое комплексное исследование процессов правообразования в аксиологическом измерении, от правогенеза до современных правообразовательных процессов (аксиологическая ориентация в вопросах правообразования). Автор впервые разработал концепцию правогенеза как процесса проявления значимости аксиологических составляющих социальных норм в процессе их автономизации, обосновал понятие ценностей как легитимирующих факторов возникновения и употребления права, сформулировал аксиологические характеристики процесса правообразования, раскрыл особенности конституционно-правовой нормативности как концентрированного воплощения аксиологических свойств правового регулирования.

Положения, выносимые на защиту

1. Аксиологический подход в изучении способов и процессов правообразования представляет собой систему взаимосвязанных концептуальных идей и ориентации в отношении природы права, его социального предназначения

и способов бытия. Он свидетельствует прежде всего об интегрирующей роли ценностей общества, государства и личности в правообразовательных процессах.

Данный подход базируется на приоритете гуманистических начал в развитии современной цивилизационной культуры и противостоит современным негативным составляющим глобализации мира в виде нивелирования самобытных ценностных начал национальных правовых систем; он позволяет также преодолеть монистический подход в методологии познания права в русле традиций узкого юридического позитивизма, характерного для правоведения на советском и постсоветском пространстве.

2. В рамках аксиологической ориентации в процессах правообразования общественные и правовые ценности представляют собой легитимирующие факторы возникновения и употребления права; они носят конкретно-исторический и одновременно объективный характер; предопределяют необходимость регулирования общественных отношений посредством закона и правовых начал, выступают критерием легитимности и эффективности права. При этом своеобразие функционирования ценности в обществе («ценностный круг») заключается в том, что ценность обусловливает оправданность конкретной социальной практики.

3. Аксиологические свойства права (правовые ценности) раскрываются во взаимосвязи с ценностями общества и личности и служат мотивации и авторитетному ориентированию правового взаимодействия (правового общения) индивидов и групп для достижения поставленных целей и задач. Критерий значимости, важности (и логика иерархии социальных ценностей) позволяют выделить:

3.1. универсальные правовые ценности, которые взаимодействуют со всеми иными ценностями и ценностными установками-устремлениями: верховенство (господство) права; законность (порядок) как точное и неуклонное соблюдение правовых предписаний (норм законов); формальное равенство (равнозаконие) участников правового общения; справедливость (как правозаконная

справедливость); солидарность как разумное совмещение и согласованный синтез личных и общественных ценностных ориентаций и устремлений и др.;

3.2. в качестве специальных правовых ценностей получают обозначение вырабатываемые собственно в процессе употребления и осуществления права закономерности, характеристики, процедуры, получившие особое признание: иерархичность (по юридической силе) законов и иных актов; разделение властей; презумпция невиновности; гарантированная исполняемость правовых норм и требований; равенство перед законом и судом и др.;

3.3. дополняют две основные вышеуказанные группы ценностей конкретизированные (или подчиненные) ценности: законная полномочность действий и притязаний субъектов права; гарантированная исполнением конкретных законов справедливость, «разворачивающаяся» во множестве аспектов (справедливость, урегулированная действующим законом, имеющая судебно-процессуальную организационную обеспеченность, через исполняемость судебных решений и приговоров носящая карающий и восстановительный характер, и др.).

4. Социальная значимость (благотворность) той или иной правовой формы (источника права) формируется исторически в результате отбора и закрепления наиболее результативных способов регулирования и обретает свойство публичной значимости при востребованности и поддержке большинством гражданского населения (общепризнанные социальные практики). Та или иная востребованная правовая ценность выступает критерием содержательной структуры правовой нормы, особенно в случаях анализа и оценивания взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов должного (как идеальный образец), сущего (реальность, в которой должное соблюдено) и соответствующей их оценки (соотнесение реальных действий с идеальным образцом).

5. В рамках дуально-родовой организации как первичной социальной системы сотрудничество (кооперация) и взаимопомощь и другие ценностные ориентации утилитарного (благотворящего, полезного) характера выступают одним из основных условий возникновения начальных видов социальных норм,

обеспечивающих существование родовых коллективов. Нормативность при этом представляет собой качественную характеристику социальной деятельности и является основополагающей чертой общественного развития, включающего в себя нормативность в виде неотъемлемого атрибута автономного существования и проявления общественных процессов.

6. Правогенез обосновывается как процесс проявления значимости аксиологических составляющих социальных норм в процессе их автономизации, исходя из: 1) ценностной основы первоначальных видов социальной нормативности — ритуалов, культов, табу, обычаев, базирующихся на коллективных представлениях о должном, выступающих регуляторами поведения в силу своей длительной повторяемости и привычности, признаками которых выступают мифообоснованность, ритуализованность, образность; 2) полифункционального характера наиболее значимых норм первичных социальных систем и их автономизации в процессе концентрации социально значимого в поведении людей посредством обычаев и традиций, аккумулирующих наиболее эффективные результаты коллективного опыта.

7. Аксиологические характеристики правовой нормативности проявляются: в институционализации права на основе «ценностных центров» правового регулирования; в особой значимости формы выражения правовой нормы, стремящейся к «освоению» различных форм социальной нормативности; в обусловленности юридической силы норм позитивного права их аксиологической составляющей; в легитимности норм позитивного права. Аксиологический аспект легитимности предполагает безусловную связь модели регулирования, закрепленной в нормативном правовом акте, и ценности, легитимирующей соответствующую ожиданиям общества норму позитивного права (закона), придавая ей всеобщий характер, предсказуемость, глубину воздействия на общественное групповое и индивидуальное сознание.

8. Особая роль общественного идеала как характеристики идеального общественного устройства, предопределяющего стратегию и цели правообразования, заключается в создании особых ценностных мотиваций для

достижения результата социального регулирования (в особенности модели правового государства, генезис и отдельные элементы которого в белорусской правовой традиции выявлены на основе системно-исторического анализа правовых памятников прежде всего периода Великого княжества Литовского).

9. В рамках аксиологического подхода правообразование представляет собой процесс, состоящий из следующих этапов: накопление обществом устойчивых и однотипных вариантов поведения и формирование на их основе социальных норм, опосредующих ценности общества, — достижение на практике посредством такого регулирования действенного результата - необходимость закрепления (обеспечения, защиты) посредством права наиболее значимых социальных норм (моделей поведения) - «конструирование» эффективной модели (образца) правового регулирования прежде всего в профессиональной среде общества - выработка законодательного решения на основе указанной идеи (модели, образца) регулирования.

10. Тенденции современного правообразования, проявляющие себя на европейском социально-историческом пространстве и рассмотренные с позиций характера отражения аксиологических ориентации, проявляют себя в следующем виде: происходит актуализация аксиологической составляющей правовых норм; наблюдается заметное усиление воздействия международного права, прежде всего в рамках утверждения международных стандартов прав и свобод человека, а вместе с ним происходит осуществление универсальных правовых ценностей; имеет место повышение роли в правообразовательных процессах судебных органов, в первую очередь конституционных судов, что предопределяет значение конституционных правовых принципов как влиятельных аксиологических факторов в правообразовании.

11. Аксиологические свойства правового регулирования находят свое концентрированное воплощение в конституционной нормативности. Конституционные правовые принципы становятся влиятельными аксиологическими факторами в процессе правообразования благодаря деятельности конституционных судов, выявляющих ценностное содержание

конституций, наполняющих их правовые конструкции ценностного характера формально-определенным нормативным содержанием.

Теоретическая и практическая значимость работы. Автором разработана концепция правообразования, базирующаяся на аксиологическом подходе в методологии юриспруденции, в рамках которой сформулировано понятие ценностей как легитимирующих факторов возникновения и употребления права; разработана теория правогенеза как процесса проявления значимости аксиологических составляющих социальных норм; выявлены тенденции современных правообразовательных процессов на европейском социально-историческом пространстве; сформулированы особенности конституционно-правовой нормативности как концентрированного воплощения аксиологических свойств правового регулирования.

Выводы, сформулированные в диссертации, расширяют научное знание о праве, процессах правогенеза, правообразовании в современных философско-правовых исследованиях, развивают и обогащают соответствующие разделы науки философии права, общей теории права, конституционного права, ряда других отраслей правовой науки, что вносит существенный научный вклад в развитие правовой мысли.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе совершенствования законотворческой деятельности, в сфере конституционного правосудия, а также в дальнейших исследованиях философского, философско-правового, историко-правового характера; при преподавании учебных курсов общей теории права и государства, спецкурсов философско-правовой направленности.

Апробация результатов диссертации осуществлялась на международных и республиканских научных и научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: «Актуальные вопросы нормотворчества в Республике Беларусь» (Минск, 2000); «Конституция как символ эпохи» (Москва, 2003); «Развитие и перспективы национальной правовой системы в контексте европейских интеграционных процессов» (Минск, 2005); «Эффективность законодательства и

современные юридические технологии» (Москва, 2008); «Правовая система общества: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2010); «Права человека и национальная безопасность» (Москва, 2011); «Право и культура» (Москва, 2012); «Российское государство в переходный период (традиции и перспективы) (Москва, 2012); «Классическая и постклассическая методология развития юридической науки на современном этапе» (Минск, 2012); «Конституция, конституционализм, конституционализация правовых систем: актуальное соотношение понятий и трендов» (Тверь, 2013); «Источники права: проблемы теории и практики» (Минск, 2013), «Взаимодействие права и морали» (Москва, 2014), «Актуальные аспекты анализа и обобщения современного правоведения» (Москва, 2014) и др. Разработанный автором аксиологический подход к правообразовательным процессам позволил обосновать ряд концептуально-содержательных положений, которые восприняты и используются в деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, что подтверждается соответствующим актом о практическом использовании результатов диссертационного исследования в сфере конституционного правосудия. Результаты диссертации могут быть использованы в сфере нормотворческой деятельности, в образовательном процессе, что подтверждается соответствующими документами (Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству; кафедрой судебной деятельности Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета).

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, шестнадцати параграфов, заключения, библиографического списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность темы диссертационного исследования, необходимость междисциплинарного подхода, оценивается степень научной разработанности проблемы, определяются цели, задачи, предмет и объект исследования, обосновывается его новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, излагается апробация результатов исследования.

В первой главе «Основы аксиологической составляющей восприятия правообразования» проводится аналитический обзор научных теорий и концепций в сфере методологии юриспруденции, формулируются общие подходы к познанию процесса правообразования в аксиологическом измерении.

Первый параграф «Проблемы современной методологии познания правовых явлений» посвящен современным тенденциям в сфере методологии науки, в частности, особенностям развития новых методологических подходов к познанию права.

Исследуя различные типы правопонимания, прежде всего подходы, выработанные естественно-правовой школой права, автор отмечает разрыв между философской мыслью XIX века (труды С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева и др.) и теоретическими взглядами представителей диалектического материализма советского периода (работы М.С.Кагана, Б.М.Кедрова, В.А.Лекторского и др.), до настоящего времени сохранившего одну из ведущих позиций в методологии науки.

Особое развитие методологии науки в XX столетии, переход от классического к неклассическому и в дальнейшем к постклассическому этапу обусловливает многообразие методологических разработок научных исследований, которое рассматривается как неизбежное условие переходного этапа после методологического монизма в целях получения достоверного знания об объекте науки, в том числе права. Нарастающие тенденции глобализма, активные процессы интеграции и развитие многих сфер жизни общества на

основе саморегулирования, а также возможности человека сегодняшнего информационного мира, обеспечивающие ему отсутствие «привязки» к определенному государству и правопорядку, обусловливают необходимость критического осмысления традиционных представлений о праве. Современные социальные, культурные, политические процессы в различных государствах, многократное усложнение социальных связей, новые конфигурации взаимовлияния социальных регуляторов в управлении обществом, взаимодействие национальных правовых систем и общая тенденция к взаимному заимствованию и конвергенции, возрастание роли решений наднациональных судебных органов актуализируют вопросы о природе права, ведущую роль в поиске ответов на которые имеют теоретико-правовые исследования.

Отмечается междисциплинарный характер современных исследований, что связано со сложностью социальных процессов, нуждающихся в комплексном подходе при их изучении. На основе аналитического обзора литературы (работы В.М.Сырых, Н.Н.Тарасова, В Л.Малахова и др.) рассматриваются особенности современного развития различных подходов в методологии юриспруденции, их многообразие, в частности, использование как традиционных для правовых исследований подходов, например диалектического, формально-логического, социологического, историко-правового и др., так и подходов, получивших развитие в последнее время, — сравнительно-правового, который обрел «новое дыхание» благодаря идее общеевропейского права, антропологического, феноменологического и др., включая синергетику, каждый из которых по-своему раскрывает картину мира.

Исходя из общетеоретического постулата, согласно которому подход в методологии познания права обусловлен конкретным типом правопонимания, автор связывает с ним полноту использования определенного подхода в методологии юриспруденции и достоверность и обоснованность полученных результатов. В качестве особенностей развития новых методологических подходов к праву обосновывается их детерминированность познавательной задачей и объектом познания; учет специфики правовых исследований, для

которых постановка любой познавательной задачи находится в рамках определенного правопонимания; приоритетность конкретного методологического подхода, который конкретизирует философскую составляющую теоретико-правовых исследований.

Во втором параграфе «Учет аксиологических характеристик процессов правообразования» обосновывается актуальность аксиологического подхода в методологии юриспруденции в свете самобытных ценностных начал национальных правовых систем, утверждения в современном общественном развитии гуманистических приоритетов.

Обращая внимание на то, что «ценностное позиционирование» при исследовании права было присуще уже мыслителям древности (Платон, Аристотель, Сократ), автор при формулировании общих аксиологических подходов в методологии юриспруденции исходит из наработок аксиологии как философского направления, формируемого с конца XIX века, обращаясь к трудам родоначальников аксиологической концепции права в русле русской духовной традиции, философов второй половины XIX-первой половины XX века Тихомирова Л.А. и Ильина И.А., философов-эмигрантов Алексеева H.H., Новгородцева П.И. и Бердяева H.A., проблематике ценностей в работах политического деятеля Великого княжества Литовского, философа и правоведа середины XVI века А. Волана и др., а также исследованиям конца 60-х-середины 70-х годов XX века Ю.А. Демидова, П.М. Рабиновича, А.Ф. Черданцева, С.С. Алексеева, В.Н. Кудрявцева и др.

Соглашаясь с трактовкой ценностей, предложенной О.Г.Дробницким, определяющей ценности как способы и критерии, на которых основаны сами процедуры оценивания соответствующих явлений, автор дополняет данное понимание положениями, характерными для цивилизационного подхода: ценности конкретного общества обусловлены «временем и пространством» в его историческом развитии, представляя собой наиболее высокий уровень социальной регуляции, консолидации и интеграции.

Отмечается, что новый импульс в своем развитии аксиологический подход к праву получил благодаря прежде всего специалистам в области конституционного права и конституционного правосудия. Важность и актуальность аксиологического измерения права для всех стран постсоветского пространства, в том числе Беларуси, обосновывается посредством особенностей данного методологического подхода, позволяющих преодолеть узость нормативного понимания права, традиционного для советского правоведения, односторонность позитивизма и этатизма, характерным для которых является при исследовании различных сторон права взгляд на правовую норму как «открытое» и сформулированное законотворцем правило поведения, с ключевой ролью государства в этом процессе. Автор обосновывает целесообразность использования аксиологического подхода к пониманию современных правообразовательных процессов, который позволяет выявить аксиологическую составляющую существования права, ее роль в сохранении стабильности общества, общественного равновесия и воспроизводства социальной системы.

Третий параграф «Ценности как легитимирующие факторы возникновения и употребления права» посвящен теоретическому обоснованию общественных и правовых ценностей в указанном контексте.

Отмечая множество подходов и концепций к понятию ценности как сложного общественного феномена, дискуссионность вопроса о дефинициях, предлагаемых в правовых исследованиях, автор раскрывает интегрирующую роль ценностей для процессов правообразования. Феномен ценности исследуется как особая идеальная сущность, критерий социально признанного. Аргументируются положения о том, что на основании ценностей общество формирует должное, социокультурные образцы, модели поведения и, в итоге, соответствующую этому алгоритму, восходящему к ценностным предпочтениям, социальную практику, что в силу публичной значимости (в зависимости от уровня ценностного наполнения содержания) предопределяет регулирование общественных отношений посредством закона.

Автор вступает в дискуссию по вопросу определения правовых ценностей (наиболее активными участниками ее являются А.Н.Бабенко, М.С.Балаянц и др.), критикуя подход, базирующийся на вычленении из правового текста понятий, которыми, как правило, обозначаются социальные ценности, и на основании указания в тексте закона признаются «правовыми ценностями»; тем самым «принадлежностная» характеристика выдается за сущностную и происходит смешение формы и содержания правовой нормы. Подчеркивается, что стремясь к обеспечению ценности, утверждая ценностные предпочтения в социальном взаимодействии, законодатель зачастую напрямую обозначает в юридическом тексте социальную ценность (например, безопасность, здоровье и т.д.), и в этом случае, обретая определенность и «обозначенность» в объективированном праве, ценность приобретает характеристики руководящей идеи, максимально обобщенного указания субъектам права. В качестве собственно правовых ценностей можно рассматривать ценностные характеристики права как разновидности приемов и средств мотивации и авторитетного ориентирования правового взаимодействия (правового общения) индивидов и групп для достижения поставленных целей и задач.

Автор указывает, что при таком подходе можно выделить, если следовать критерию значимости, важности (и логике иерархии общесоциальных ценностей), универсальные правовые ценности, которые будут взаимодействовать со всеми иными ценностями и ценностными установками-устремлениями, - господство (верховенство) права, законность как точное и неуклонное соблюдение правовых предписаний (норм законов), справедливость, солидарность и др.; специальные правовые ценности - разделение властей, презумпция невиновности, гарантированная исполняемость правовых норм и требований, равенство перед законом и судом и др. Тем самым в качестве специальных правовых ценностей получают обозначение вырабатываемые собственно в процессе употребления и осуществления права закономерности, характеристики, процедуры, получившие особое признание по критерию значимости, без которых современное право невозможно представить, - составляющие его неотъемлемые ценностные

характеристики. Дополняют две основные группы конкретизированные (или подчиненные, или сосуществующие) ценности, в качестве которых можно рассматривать, например, законную полномочность действий и притязаний субъектов права, гарантированную исполнением конкретных законов справедливость, «разворачивающуюся» во множестве аспектов, и др.

На основании изложенного сделан вывод, согласно которому применительно к правообразовательным процессам наблюдается своеобразный «ценностный круг»: степень «восхождения» к ценности дает возможность определить, является ли конкретная социальная практика эффективной, модель регулирования (должное) - значимой для общества, требуются ли обеспечение и защита посредством правовой формы; далее в зависимости от того, насколько правовая норма обеспечивает, «воплощает в жизнь» ценность в социальном взаимодействии, определяется, достигает ли правовое регулирование своей цели, выявляется эффективность и действенность правовой нормы.

«Восхождение» к ценностям определяет степень легитимности той модели правового регулирования, которую предложил законодатель. Такая необходимая характеристика закона (нормативного правового акта), как легитимность, неразрывно связанная с его социальным признанием, позволяет автору характеризовать ценности как легитимирующие факторы возникновения и употребления права.

Во второй главе «Истоки правообразования (правогенез): общетеоретический и философско-аксиологический анализ» посредством исторической реконструкции рассматриваются основные этапы правогенеза, аргументируется ценностная основа первоначальных видов социальной нормативности.

В первом параграфе «Нормативность как имманентная характеристика общества» на основе анализа теоретических подходов, выработанных в рамках антропологии, этнографии, истории и других наук, обосновывается тезис о том, что нормативное регулирование базируется на естественных законах природы и общества, закономерностях и тенденциях, «вырастающих» из стихийного

регулирования естественного характера, представляя собой процесс, внутренне присущий обществу и всему общественному развитию.

Анализ различных теорий и взглядов на развитие обществ (диалектико-материалистический анализ истории человеческого общества, концепция потестарно-политической этнографии и др.), учитывая неоднозначность терминологии («первобытное человеческое стадо», «праобщество», «предковые сообщества», «первичные социальные системы», «первичная социальная формация» и др.), свидетельствует о том, что человеческая общность представляет собой не вновь одномоментно возникшую группу, а длительный процесс социализации и рационализации поведения пра-человека, который вначале цивилизации формировался в условиях группы, коллективных связей, что было необходимым условием его выживания и с неизбежностью вело к выработке социальных норм, включая кооперацию (а не конкуренцию) и взаимопомощь. Родовые отношения служили предпосылкой осмысления индивидом своего «я», взаимодействия с окружающими; социальность нормы подразумевала заинтересованность рода в ее соблюдении.

Из изложенного вытекает суждение автора о том, что в нормативности как качественной характеристике социальной деятельности людей реализуется потребность накопления и закрепления наиболее устойчивых и типичных вариантов поведения. Таким образом, первоначальные виды социальной нормативности формируются на базе уже выработанных рефлексов стадного общения; при этом нормативность является условием социальной деятельности человека.

Во втором параграфе «Ценностная основа первоначальных видов социальной нормативности» обосновывается ценностный характер первоначальных социальных норм, предопределяемый особенностями мифологического мышления первобытных людей.

В ходе исследования первоначальных видов социальной нормативности -ритуалов (ритуализованных форм поведения), культов, табу, архаичных обычаев, которыми регулируются родовые отношения, их признаков и специфики

регулирования автор приходит к выводу об особой роли мифа, аккумулировавшего наиболее ценный опыт человечества. Отмечается, что миф в родовом обществе выступает главной формой социального сознания, мотивирующей наиболее значимые модели поведения. Антропоморфизм и дихотомичность являются характерными чертами мышления первобытных людей с полярными началами добра и зла; представления о социальном должном носят в этот период мифологический характер. Мифологическое мышление предполагает уже имеющуюся простую оценку в поведении, первичное различение должного и сущего, осознание наличествующей меры поведения. В мифе нормы общества того периода получают свое закрепление, систематизацию, объяснение, оправдание и защиту, что подтверждает вывод о мифообоснованности первоначальной социальной регуляции, ее ценностной основе.

В третьем параграфе «Правогенез как область проявления значимости социальных норм в процессе их автономизации» обосновывается тезис о полифункциональном характере социальных норм, анализируются истоки правового регулирования.

При исследовании взглядов на «архаичное право» как в рамках классических теорий происхождения права, так и в современных разработках автором учитывается отсутствие единства подходов к данной проблеме. Это объясняется многоплановостью постигаемого феномена, сложностью процесса исторической реконструкции в целом, междисциплинарностью проблемы, различным объемом знаний на том или ином историческом этапе и отражается на универсальности предлагаемых концепций.

Критикуя предложенную АЛ.Першицем концепцию о возникновении права «в процессе расщепления мононорматики», автор обосновывает вывод о полифункциональном характере первоначальных социальных норм. Обосновывается тезис о том, что эффективные формы организации жизнедеятельности людей в самую примитивную эпоху развития человеческого общества представляют собой истоки норм обычного права, а род (коллектив), стоящий за такими нормами, степенью своей общественной защиты выводит их

на уровень протоправа. На основании исследования процесса возникновения обычаев как первых норм поведения, их содержания, статуса в родовом обществе сделан вывод, согласно которому обычное право на данном этапе развития общества представляет собой комплекс общественных требований к индивиду, своеобразную концентрацию социально ценного (утилитарный аспект) в поведении людей. Формирование системы права как совокупности норм по разрешению споров предполагает совокупность ценностей, выступающих критерием должного поведения. Обращается внимание на то, что с помощью родовых обычаев достигается значительная степень упорядоченности деятельности; в обычном праве усматривается рационально-аналитическое осмысление людьми своего бытия, обобщение коллективного опыта. Правогенез определяется как процесс становления совокупности особо значимых моделей социального взаимодействия исходя из ценностей как критериев должного поведения и разрешения споров.

Глава третья «Аксиологическая составляющая существования права» посвящена исследованию особенностей правовой нормы в рамках аксиологического подхода, выявлению аксиологических характеристик права.

В первом параграфе «Правовая норма как выражение публичной значимости должного» проанализирована морфологическая структура правовой нормы (сущее, должное, оценка) во взаимосвязи с ценностью, исследованы особенности как периода становления правовой нормы, так и современного развития, отвечающие информационному обществу с постоянно усложняющейся структурой социальных связей.

При обосновании вывода о том, что сущее и должное во взаимодействии порождают норму как социальное явление, идеальный образец, включая процесс соотнесения реальных действий с идеальным образцом (оценка), автор подчеркивает, что для обоснования необходимость какого-либо действия (норма) недостаточно ссылки на фактические последствия (сущее), а необходимо существование общего правила - ценности. В этом случае ценность выявляет

значение объектов окружающего мира для человека и общества в зависимости от их социального характера, социальной значимости.

Социальная ценность определяет должное, заложенное в норме, служит критерием должного, на основании чего автор приходит к заключению о том, что проявляется посредством правовых начал только то должное, значимость которого является важной для общества, обретает всеобщий характер. Правовые начала порождаются публичной значимостью должного: традиционно посредством права в обществе проявляются наиболее значимые социальные нормы, что обусловлено, в свою очередь, их прямой связью с ценностями. Таким образом, публичная значимость должного превращает аспект социального долженствования в модели поведения, которые воспроизводится в социальных практиках и проявляются посредством правовых начал.

Во втором параграфе «Правовая нормативная система в ценностном измерении» на основе сравнительного анализа права, морали и религии в их историческом развитии сформулированы основные свойства, позволяющие «измерить» ценностную составляющую существования права.

При соотношении права, морали и религии (в процессе исследования изменения их регулятивного потенциала на исторических этапах развития общества) в качестве общих признаков автор указывает нормативность, стремление к универсальности действия, социальную значимость и др., отмечая, что ценностная составляющая характерна для традиционных социальных регуляторов, и ценностный аспект правовой нормативности восходит к ценностности социальной нормы как таковой.

Отмечается, что право стремится к универсальности действия, обладает структурным единством (правовые нормы, правовые отношения, правосознание); справедливость является высшей ценностью в иерархии ценностей, обеспечиваемых правом, выступая той ценностью общества, которая предопределяет необходимость правовых начал в социальной регуляции. Справедливость как правовая ценность является «интегративным понятием», «фундаментальной правовой ценностью и ценностной установкой-устремлением»

(В.Г.Графский). Правовые ценности, истоками которых являются ценностные ориентации-установки и общепризнанные социальные практики, приобретают особую качественную характеристику в силу существования посредством правовых начал, правовой формы, выполняя интегрирующие функции «сцепления» различных правовых конструкций, институтов, механизмов. Для права характерны особая значимость формы выражения (источника права в узком смысле) и стремление к освоению всех форм выражения социальной нормативности, оно обладает институционализацией на основе «ценностных центров» регулирования, благодаря которым совокупности привычных действий, общепризнанные модели поведения формируются в институты. Аргументируется положение о том, что иерархия правовых норм определяется в зависимости от ценностей, складывающихся в той или иной сфере жизнедеятельности и интегрирующих в максимально обобщенной степени предпочтения, цели, устремления, мотивации, приоритеты людей.

В третьем параграфе «Аксиологические характеристики позитивного права: проблема легитимности права» формулируются вышеуказанные характеристики, которые дают возможность, во-первых, разграничить право и протоправо (до-право, пред-право) в рамках правогенеза; во-вторых, провести «водораздел» между правом и другими видами социальной регуляции; в-третьих, в дискуссии по разграничению права и закона выявить сущностные свойства, присущие праву.

Обосновывается, что правовой способ регулирования предполагает отражение доминирующих в обществе представлений о справедливости с учетом ее конкретно-исторического характера и служит их защите, а установление баланса, нахождение компромисса и восстановление нарушенного равновесия во взаимоотношениях людей, посредством чего и выражается справедливость, выступают главным результатом использования права как регулятора общественных отношений. Исходя из этого автор аргументирует вывод, согласно которому одной из ключевых аксиологических характеристик права выступает возможность права разрешать конфликты особым, специфическим способом (две

стороны, арбитр, процедура, решение); при этом на примере «теневого права» подчеркивается, что явление не может быть обозначено в качестве правового вне ценностной составляющей его содержания.

При выделении определенных групп правовых норм в зависимости от значимости для общества ценностей, обеспечиваемых посредством данных норм (право сохраняющее, аккумулирующее традиционные ценности общества; право изменений, «живое», направленное на защиту ценностей, обусловленных современным периодом общественного развития; право созидающее, с прогностическим эффектом, моделирующее будущее), подчеркивается различие для законодателя указанных сфер правового регулирования и особенности выработки законотворческих решений.

Ценностный подход к процессу правообразования позволяет выделить такой признак права (позитивного права), как легитимность, главным элементом которого выступает социальное признание, одобрение модели регулирования как восходящей к системе ценностей общества. Легитимность правовых норм (позитивного права) связывается с особым восприятием их адресатами -населением либо его отдельными группами, для которых предназначена устанавливаемая законодателем модель регулирования. Легитимность закона предполагает безусловную положительную связь предлагаемой им модели правового регулирования и ценностей общества; учет данного признака законодателем предопределяет эффективность и действенность правового регулирования.

В главе четвертой «Аксиологическая ориентация в процессах правообразования» автор раскрывает «аксиологическое измерение» правообразования как последовательного поэтапного процесса с ключевым значением ценностей и общественного идеала. Параграф первый «Аксиологический аспект в теоретической трактовке правообразования» содержит два подпараграфа, первый из которых — «Общетеоретический анализ аксиологической составляющей правообразования» посвящен выявлению и обоснованию этапов современных правообразовательных процессов.

Исследованию проблем правообразования стало уделяться внимание в рамках так называемого генетического подхода к праву только во второй половине 1950-х годов, когда категории правообразования и правотворчества начали рассматриваться как самостоятельные. До настоящего времени проблематике непосредственно правообразования посвящены единичные научные работы (в частности, В.В.Трофимова, А.Ю.Калинина, А.А.Соколовой и др.). Исходя из этих факторов, автор осуществляет анализ основных подходов, выработанных правовой наукой в сфере общетеоретической трактовки правообразовательных процессов.

Подчеркивая, что в целом подход к правообразованию, выработанный в рамках социологии права (раскрытие феномена права прежде всего через его действие в «жизни»; самопроизвольно, спонтанно возникающие в обществе правила поведения как источник права), позволяет увидеть самостоятельность правоформирующих процессов, без гипертрофирования роли в них государства, диссертант обосновывает, что в рамках аксиологического подхода признак спонтанности не противоречит признаку значимости, или важности, правила поведения и не исключает его, а рассматривается в качестве ключевого наряду с планомерностью и рациональностью государственного волеизъявления. Следуя аксиологическому аспекту в трактовке правообразования, автор приходит к выводу, что спонтанность и планомерность как признаки возникновения (формирования) правил поведения не «привязаны» первый - к обществу, второй -к государству, как обосновывается в правой литературе (М.В.Долгополова), а, в частности, устоявшиеся социальные практики и традиции не менее «закономерны» или «рациональны», чем решения государственных органов; неизменной остается значимость правила поведения.

Диссертант подвергает критическому анализу распространенную точку зрения о том, что законодатель, исходя из своего понимания потребностей и интересов общества, определяет сферу и границы правового регулирования, «изобретает» предлагаемую им модель поведения, разделяя положение о

правоустановлении в русле разграничения права и закона (В.С.Нерсесянц, С.Г.Дробязко и др.).

Исходя из данного тезиса как одного из отправных пунктов при анализе ценностной составляющей процесса правообразования автор выявляет значение для права действенности и эффективности тех этапов (стадий) его формирования, которые традиционно остаются вне внимания правоведов, недооценивающих ценностную обусловленность общественных процессов. Тем самым начальный этап правообразования автор связывает с саморегулированием общественных отношений, накоплением устойчивых вариантов поведения, эффективных моделей взаимоотношений, опосредующих ценности общества в целях обеспечения узнаваемости, ясности, ожидаемости и предсказуемости социальных норм как целостных моделей поведения.

Потребность обращения к праву для закрепления и воспроизводства определенных социальных регулятивов, что знаменует следующую стадию правообразования, обусловлена его эффективностью, результативностью регулирования. Дальнейший процесс выработки соответствующей модели правового регулирования связан прежде всего с участием профессиональных экспертных групп, научным сообществом, институтами гражданского общества и др.; при этом автор подчеркивает, что научная, профессиональная, политическая, творческая, культурная и т.п. элита общества, для которой характерен высокий уровень правосознания, как правило, «опережает» законотворца (в рамках естественно-правовой концепции правопонимания в свете различения права и закона автор использует как наиболее точный термин «законотворчество»). В качестве заключительного этапа правообразования автор рассматривает выработку законотворческого решения на основе идеи (модели, образца) регулирования, законотворческую деятельность специально уполномоченных субъектов государства, анализу которой посвящен второй подпараграф «Особенности законотворческого процесса с аксиологических позиций (белорусский опыт)».

Отмечая в отношении белорусской модели законотворческого процесса традиционность и классическую структуру многих законотворческих процедур, автор выявляет особенности законотворчества в Республике Беларусь, не присущих советскому периоду, которые сформировались за годы становления национальной правовой системы. Подчеркивается, что связаны они прежде всего с развитием информационно-коммуникационных технологий. В качестве особенностей белорусской модели выделяются такие характеристики, как, во-первых, закрепление на законодательном уровне и институционализация стадии планирования законотворческой деятельности; во-вторых, многоуровневый институт обязательной юридической экспертизы как проектов, так и принятых нормативных правовых актов (перед включением в нижеуказанный Национальный реестр); в-третьих, «электронное опубликование»; в-четвертых, создание общегосударственной системы учета правовых актов в виде Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и создание Свода законов как полного систематизированного собрания законодательных актов Республики Беларусь (в электронной форме).

На основе анализа Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и практики его применения, деятельности соответствующих профильных учреждений в сфере законотворчества автор подчеркивает, что в условиях накопления огромного нормативного массива главными задачами остаются обеспечение стабильности законодательства, избегание мелкотемности законов, внесения многочисленных изменений и т.д. Законодателю необходимо видеть масштаб модели регулирования исходя из значимости общественных отношений, восходящей к общеправовым и социальным ценностям.

Исходя из того, что процесс законотворчества как деятельность компетентных органов государственной власти направлен на утверждение справедливости, придание ей как социальному феномену нормативного, формально-определенного содержания, обосновывается необходимость учета ценностных ориентаций-устремлений-установок, непосредственно необходимых

и участвующих в законотворческих процедурах. Тем самым обеспечивается справедливость самого процесса законотворчества, его процедур, инструментов, механизмов; при этом ключевое значение приобретают процедурные гарантии реализации общеправовых и социальных ценностных ориентаций-устремлений.

Поскольку постоянный и открытый диалог с «пользователями» законотворческих решений является ключевым в современной системе выработки моделей правового регулирования, автор аргументирует положение о том, что эффективность законотворческого решения предопределяется уровнем так называемого допроектного этапа законотворческого процесса. Указанный этап базируется на постоянном диалоге, «обратной связи» между законотворцем и правоприменителем, в целом между органами государственной власти и гражданским обществом, экспертным сообществом и гражданами, он становится возможным посредством общегосударственной системы правового мониторинга, необходимость внедрения которого в Беларуси обосновывает автор, а также позволяет совершенствовать модели регулирования, исходя из их важности и значимости для общества.

Во втором параграфе «Своеобразие трактовок современных тенденций правообразования», исходя из анализа правообразовательных процессов на европейском социально-историческом пространстве, сформулированы закономерности и тенденции указанных процессов с точки зрения их ценностной составляющей.

Базируясь на тезисе о том, что в настоящее время тенденции процесса правообразования имеют во многом сходный характер в рамках европейского социально-исторического пространства, в качестве ведущей тенденции автор определяет наиболее полное обеспечение и защиту прав и свобод человека, что в целом способствует усилению аксиологизации национальных законодательств государств. Данной тенденции способствуют закрепление в большинстве государств на конституционном уровне классической модели прав человека, а также наднациональные механизмы ее обеспечения, включая накопленный опыт

реализации международных правовых стандартов в этой сфере, сконцентрированный в решениях Европейского Суда по правам человека.

В качестве еще одной тенденции современных правообразовательных процессов рассматривается возрастание роли международного права, в рамках которой нормы международного публичного права во взаимодействии государств, нормы международных межгосударственных и неправительственных организаций как универсального, так и регионального уровня, представляющие целостные нормативные стандарты в определенной сфере (здравоохранение, интеллектуальная собственность и др.), наднациональные нормы различных межгосударственных интеграционных образований непосредственно очерчивают контуры национальной нормативности. Данная тенденция, включая особую роль региональных объединений государств, стирающих грань между международным и внутригосударственным правом, требует от национального законодателя взвешенной оценки сложных национальных механизмов имплементации норм международного права.

Исходя из того, что становление национальных правовых систем на постсоветском пространстве и в Восточной Европе на рубеже 90-х гг. XX в. сопровождалось большим массивом изменений законодательства, учитывая проблемы эффективного действия новых нормативных предписаний, сложность их «вживления» в постоянно меняющиеся общественные отношения, обосновывается особая роль суда, судебного правотворчества в странах романо-германской правовой семьи. Этому способствует и конвергенция правовых систем, развитие судебных наднациональных механизмов как части многоуровневой судебной зашиты. Поскольку традиция специального изучения судебной практики белорусским законодателем отсутствует, диссертант подчеркивает необходимость при подготовке законотворческих решений постоянного комплексного анализа решений судов, постановлений высших судебных органов нормативного характера с целью выявления степени эффективности и действенности применяемых нормативных правовых актов.

В качестве одной из тенденций автор отмечает также возрастание роли правотворческого импульса «от жизни» - решений органов местного самоуправления, которые в силу особого характера позволяют напрямую вовлечь граждан в решение местных вопросов, тем самым преодолевая отчуждение человека от власти. Одновременно анализируется такая тенденция в общественном развитии, как саморегуляция общественных процессов, аргументируется ее нарастание в противовес «правовой экспансии» и заурегулированности общественных отношений, прежде всего в экономической сфере.

В третьем параграфе «Ценности и общественный идеал для правообразования (в контексте белорусской правовой традиции)» автор обращается к исследованию такой философской категории, как общественный идеал, исходя из тезиса о том, что общественный идеал напрямую связан с проблемами различения правовой нормы и закона, «поиска права», а также возможностью законодателя выявить правовую материю общественных отношений и адекватно отразить ее в законе.

Базируясь на философских наработках в отношении категории общественного идеала (в том числе идеального общественного устройства) как составной части общественного сознания, учитывая, что общественный идеал как элемент включается в такие формы общественного сознания, как идеология, национальная идея, культура и т.п., автор рассматривает общественный идеал как идеальный (высший) образец общественного устройства, наиболее масштабную цель правового регулирования, которая способствует постижению феномена права. Общественный идеал играет особую роль в процессе правообразования, обусловливая его стратегию, цель, создавая особые ценностные мотивации для достижения результата социального регулирования.

В отношении белорусского государства обосновывается тезис о том, что конструкция правового государства в качестве основной характеристики общественного идеального устройства имеет глубокие корни в белорусской правовой традиции, восходя к общим процессам формирования белорусской

нации и белорусской государственности. Анализируя труды белорусских ученых, работы А.Волана, Ф.Скорины, такие широко известные правовые памятники как Первый Литовский Статут 1529 года, Статут 1588 года, «Прадмову» к Статуту 1588 года Л.Сапеги, автор приходит к заключению, что правовая мысль, достигшая в XVI веке в Великом княжестве Литовском довольно высокого уровня, подготовила почву для восприятия такого общественного идеала, идеального общественного устройства, как правовое государство. Аргументируется суждение о том, что стремление к справедливости выступает в качестве начальной точки возрождения белорусской нации в конце Х1Х-начале XX века, а ассимиляция достижений западноевропейской и русской мысли способствовали становлению национальной белорусской идеи в начале XX века. Автор приходит к выводу, согласно которому в белорусской правовой традиции правовое государство имеет исторически обусловленное, отраженное в правовых памятниках, прежде всего периода Великого княжества Литовского, ценностное содержание, преобладающими характеристиками которого в современном обозначении понятий являются демократическая форма правления, местное самоуправление, уважение к праву, справедливый суд, равенство людей, права и свободы человека.

В пятой главе «Конституционное право как концентрированное воплощение аксиологических свойств правового регулирования» осуществлен анализ особенностей конституционных норм и принципов с точки зрения их аксиологического измерения.

,В первом параграфе «Особенности конституционно-правовой нормативности» автор обращается к анализу конституционно-правовой нормативности с привлечением такой категории, как национальная конституционная традиция.

Отмечая, что правовое оформление естественных механизмов саморегуляции общества - традиционный путь выявления конституционной традиции, сложившейся на данной территории, в региональной социокультурной группе, автор указывает, что в подобном аспекте, когда понятием

конституционной традиции охватываются ценностные элементы, присущие той или иной цивилизации, конституционная традиция представляет собой целостную совокупность характеристик государства и общества. Исходя из того, что при определении конституционной традиции учитывают такие выработанные всей историей цивилизации механизмы организации и функционирования публичной политической власти, как парламентские процедуры, конституционная юстиция, сложный комплекс по реализации системы «сдержек и противовесов» в разделении властей, избирательный процесс, научные знания, особенности правового мышления, диссертант анализирует белорусскую конституционную традицию (в узком смысле) посредством рассмотрения ее основных характеристик.

При исследовании особенностей конституционно-правовой нормативности основное внимание уделяется ее специфическому характеру; правоустанавливающим (правоучредительным) конституционным нормам, закрепляющим статус общественных и государственных институтов, оптимальным моделям-связям граждан, социальных групп, институтов гражданского общества (коллективных субъектов), государственных органов. Ярко выраженная особенность конституционных норм заключается в способности интегрировать общественные отношения, выделяя их наиболее устойчивые типы, в связи с чем данные нормы представляют собой обобщенные в наиболее высокой степени масштабы возможного или должного поведения субъектов права, правовые ориентиры, своеобразные ценностно-целевые установки для организации государства и общества.

Во втором параграфе «Конституционные нормы и принципы как разновидность влиятельных аксиологических факторов в правообразовании» анализируются получившие закрепление в демократически принятых конституциях аксиологически насыщенные конструкции и термины и их роль в процессе правообразования. Отмечая, что в сфере конституционной аксиологии достаточно разработаны такие правовые конструкции, как правовое государство, демократия, суверенитет, гражданское общество, социальное

государство, права человека и др., автор анализирует понимание и закрепление понятия правового государства на универсальном, региональном и национальном (конституционном) уровнях.

Закрепление в Конституции Республики Беларусь понимания человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства (статья 2) соответствует мировым гуманистическим ценностным приоритетам, обеспечивая баланс и определяя соразмерность ценностей в конституционном русле. Обосновывая конституционные нормы и принципы в качестве влиятельных факторов процесса правообразования, диссертант обращается к примерам из практики белорусского конституционного правосудия, посредством которой выявляется их формально-определенное нормативное содержание.

Наряду с традиционным путем реализации конституционной нормативности (развитие конституционных норм в законодательстве) автор рассматривает особенности прямого действия конституции, в том числе концепцию «живой конституции» («living constitution»), аргументируя тезис о том, что нормы и принципы конституций получают развитие своего содержания, включая ценностные элементы, благодаря решениям конституционных судов. Институциональный механизм судебного конституционного контроля обеспечивает особое внимание к конституционному тексту граждан и всего общества, и данный механизм в полной мере может бьггь реализован, помимо конституционной жалобы, с помощью косвенного доступа к конституционному правосудию посредством омбудсмена, института преюдициального производства и др., эффективность которых обосновывает диссертант.

В третьем параграфе «Ценностная составляющая решений конституционных судов и их значение для развития законодательства и национальной правовой системы» автор исходит из тезиса о том, что основной путь использования потенциала конституционных норм и принципов заключается в развитии конституционной юстиции.

Исходя из анализа аргументов в давней дискуссии по вопросам юридической силы решений конституционных судов и особенностей их

содержания, обосновывается умозаключение о том, что решения конституционных судов являются субсидиарными источниками права (основной источник — конституция), носят характер толкования конституции и имеют нормативное значение. Помимо функции конституционного суда как «негативного законодателя», обосновывается ключевое значение решений конституционных судов в формулировании формально-определенного содержания конституционных норм и принципов, их нормативно-доктринальный характер, благодаря которому они оказывают влияние на правообразовательные процессы. Выявление ценностного содержания важнейших категорий, закрепленных в конституционном тексте, «генерирование» конституционно-правового смысла конституционных норм и принципов играют определяющую роль в том особом значении, которое имеют решения конституционных судов для развития национальных правовых систем. О конституционном русле протекания современных правообразовательных процессов свидетельствует подход, получивший развитие в последнее время в практике белорусского конституционного правосудия, в рамках которого конституционность рассматривается не только как соответствие законов и других нормативных правовых актов конституции, но и конституционная органичность законов. Автор аргументирует тезис, согласно которому формально-определенное нормативное содержание конституционных ценностей, установленное в процессе вынесения решений конституционными судами, структурирует в конституционном русле всю правовую систему.

В заключении автор формулирует основные предложения и выводы по теме проведенного исследования, а также определяет перспективы дальнейшего изучения правообразования с аксиологических позиций.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

Статьи в научных изданиях, включенных ВАК в перечень изданий для опубликования результатов диссертационных исследований

1. Мурашко, Л.О. Аксиологическая характеристика социальной нормы / Л.О. Мурашко // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. гумаштар. навук. - 1999. -№ 1. — С. 22-24.

2. Мурашко, Л.О. Проблемы становления нормы родовой общины и ее признаки / Л.О. Мурашко // Вес. Нац. акад. навук Беларусь Сер. гумаштар. навук. - 1999. - № 3. - С. 38-44.

3. Мурашко, Л.О. Повышение ответственности законодателя в период трансформации общества / Л.О. Мурашко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2000. - № 1. - С. 92-95.

4. Мурашко, Л.О. Начальные виды социальной нормативности / Л.О. Мурашко // Журн. рос. права. - 2002. - № 2. - С. 83-95.

5. Мурашко, Л.О. Местное самоуправление как территориальная организация публичной власти и его правовая природа / Л.О. Мурашко // Весн. Канстьггуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2003. - № 2. - С. 65-68.

6. Каменкова, Л.Э. Судебный механизм защиты равенства прав граждан в европейском законодательстве (аспект позитивной дискриминации) / Л.Э. Каменкова, Л.О. Мурашко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2006. -№ 1. - С. 205-213. (в соавт.)

7. Каменкова, Л. Позитивная дискриминация: понятие, содержание, эволюция / Л. Каменкова, Л. Мурашко // Журн. междунар. права и междунар. отношений. - 2006. - № 2. - С. 3-7. (в соавт.)

8. Мурашко, Л.О. Понятие конституционного пробела в аспекте предмета конституционно-правового регулирования / Л.О. Мурашко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2007. - № 4. - С. 59-63.

9. Мурашко, Л.О. Нормативность как имманентная характеристика функционирования общества (аксиологический подход) / Л.О. Мурашко // Весн. Гродзен. дзярж. ун-та. Сер. 4. Правазнауства. Пспхалопя. - 2008. - № 4. - С. 3-7.

10. Мурашко, Л.О. Виды пробелов и их устранение посредством института конституционного контроля / Л.О. Мурашко И Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2008. - № 1. - С. 61-71.

11. Мурашко, Л.О. О решениях конституционных судов как актах толкования национальной конституции (теоретические вопросы) / Л.О. Мурашко// Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2010. - № 1. -С. 85-94.

12. Мурашко, Л. Проблемы правообразования в Республике Беларусь (в свете различения права и закона) / Л. Мурашко // Право УкраТни. - 2010. - № 4. -С. 191-198.

13. Мурашко, Л.О. Тенденции современного белорусского правотворческого процесса (аксиологический аспект) / Л.О. Мурашко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2010. - № 3. - С. 88-94.

14. Мурашко, Л.О. Об особой природе конституционного правоприменения / Л.О. Мурашко // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2010. - Вып. 5. -С. 46-53.

15. Мурашко, Л. Аксиологическая значимость решений конституционных судов в правовой системе (белорусский опыт) / Л. Мурашко // Конституц. правосудие (Вестник Конференции органов конституц. контроля стран новой демократии). - Ереван, 2010. — № 2. - С. 30-41.

16. Мурашко, Л.О. К проблеме ценностного аспекта правообразования/ Л.О. Мурашко // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2011.-Вып. 6-С. 42-55.

17. Мурашко, Л. Конституционализация как современная тенденция правообразовательных процессов / Л. Мурашко // Конституц. правосудие (Вестник Конференции органов конституц. контроля стран новой демократии). -Ереван, 2011,- № 4. - С. 33^14.

18. Мурашко, Л.О. Об аксиологической концепции правообразования / Л.О. Мурашко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. - 2011. - № 1. — С. 96-103.

19. Мурашко, Л.О. Аксиологические критерии позитивного права: проблема легитимности / Л.О. Мурашко // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2012. - Вып. 7 -С. 63-70.

20. Мурашко, Л.О. Особенности современного понимания ценностей для права и развития национальных правовых систем / Л.О. Мурашко // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. -Минск, 2013.-Вып. 8.-С. 75-81.

21. Мурашко, Л.О. Аксиологический аспект белорусской конституционно-правовой традиции / Л.О. Мурашко // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. -2013.-№ 2.- С. 89-95.

22. Мурашко, Л.О. К проблеме содержания нормативного регулирования в разноуровневых правовых системах (ценностный подход) / Л.О. Мурашко // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / Нац. центр законодательства и правовых исслед. Респ. Беларусь ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. - Минск, 2014. - Вып. 9. - С. 65-72.

Монографии

23. Мурашко, Л.О. Законодательный «поиск права» / Л.О. Мурашко // Верховенство права - основа правового государства / В.Н. Артемова [и др.] ; Нац.

академия наук Беларуси, Ин-т государства и права. - Минск, 2001. - С. 55-98. (в соавт.) (2,3 печ. л.)

24. Мурашко, Л.О. Поиск права / Л.О. Мурашко ; Междунар. гуманитар.-экон. ин-т. - Минск: Веды, 2004. - 168 с. (8 печ. л.)

25. Мурашко, Л.О. Нормотворческое пространство: проблемы правообразования в Республике Беларусь / Л.О. Мурашко ; Нац. академия наук Беларуси, Ин-т государства и права - Минск : Белорус, наука, 2008. - 205 с. (10,9 печ. л.)

Рецензия на монографию: Дробязко С.Г., д.ю.н., профессор // Весшк БДУ. — Сер. 3. - 2010. - № 2. - С. 79-80.

26. Мурашко, Л.О. Правообразование в аксиологическом контексте / Л.О. Мурашко; науч. ред. В.И. Шабайлов, О.А.Павловская. - Минск: Право и экономика, 2012.-281 с. (17,5 печ. л.)

Статьи, опубликованные в научных зкурналах, сборниках научных трудов

27. Мурашко, Л.О. Конституционное мышление как новая правовая реальность / Л.О. Мурашко // Конституция как символ эпохи : в 2 т. / Моск. гос. ун-т ; под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2004. - Т. 1. - С. 259-267.

28. Мурашко, Л.О. Социальное государство и ответственность личности / Л.О. Мурашко // Юрид. журн. -2005.-№4.-С. 18-22.

29. Мурашко, Л.О. Особенности конституционной нормативности как формы общественных отношений / Л.О. Мурашко // Государство. Демократия. Закон : сб. науч. ст., посвящ. 80-летию проф. A.A. Головко / Гос. ин-т упр. и соц. технологий Белорус, гос. ун-та ; редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.) [и др.]. -Минск, 2005. - С. 205-212.

30. Мурашко, Л.О. Проблемы ценностного элемента в современном праве / Л.О. Мурашко // Правовая система общества: проблемы теории и практики : Труды межд. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 12 ноября 2010 г./ Сост. С.В.Волков, Н. И. Малышева. - СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2011. -С. 148-154.

31. Мурашко, JI.O. К вопросу методологии познания правовых явлений/ JI.O. Мурашко // Псторыя i сучаснасць : беларуская дзяржаунасць ва усходнееурапейскам цывш1зацыйным кантэксце : зб. навук. прац, прысвеч. 90-годдзю з дня нараджэння I.A. Юхо / рэдкал. : С.А. Балашэнка (гал. рэд.) i [imn.]. - Мшск : Бизнесофтсет, 2012. - С. 129-133.

32. Мурашко, JI.O. О конституционализации как высшей форме правообразования в контексте правовой аксиологии / JI.O. Мурашко // Конституция, конституционализм, конституционализация правовых систем: актуальное соотношение понятий и трендов / сб. мат. по итогам научно-практ. конф., посвящ. 20-летию Конституции РФ, Тверь, 17-18 мая 2013 г. / под общ. ред. В .И. Крусса. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. - С.299-306.

33. Мурашко, JI.O. О ценностях как легитимирующих основаниях правовой формы / JI.O. Мурашко // Генетические закономерности права: сб. науч. тр., посвящ. 90-летию со дня рождения проф. С.Г. Дробязко / редкол.: С.А. Балашенко (гл. ред.) [и др.] - Минск : Бизнесофсет, 2013. - С. 163-170.

34. Мурашко, JI.O. О проблеме методологического плюрализма в современных правовых исследованиях и постановки познавательной задачи / Л.О. Мурашко // Классическая и постклассическая методология развития юридической науки : сб. науч. тр. / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, УО «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь» ; редкол.: А.Л.Савенок (отв. ред.) [и др.] -Минск : Акад. МВД, 2013. - С. 88-94.

Подписано в печать: 25.02.2015

Объем: 2,3 усл.п.л. Тираж: 120 экз. Заказ № 1020 Отпечатано в типографии «Реглет» 107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 5/7, стр. 1 (495) 623 93 06; www.reglet.ru

2015 © LawTheses.com