Авторское право на литературные произведения в Россиитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Алферов, Антон Львович, кандидата юридических наук

Введение.

Постановка проблемы. Историографический обзор. Структура исследования.

Глава I. История авторского права.

§ 1. Исторический обзор: возникновение авторского права.

§ 2. Авторское право в России.

§ 3. Авторское право России после 1917 года.

Глава II. Авторское право на литературные произведения.

§ 1. Литературные произведения как объект авторского права.

§ 2. Литературные произведения: понятие и виды.

§ 3. Субъективные права автора: личные неимущественные и 96 имущественные.

§ 4. Наследование авторских прав.

Глава Ш. Российская Федерация в международной системе за- 144 щиты авторских прав.

§ 1. Становление системы международного авторского права и 144 некоторые положения основных конвенций.

§ 2. Действие международных договоров по авторскому праву во 161 времени.

§ 3. Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВОИС) и ее роль в международной системе защиты авторских прав.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Авторское право на литературные произведения в России"

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе развитая общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение как в Рос сии, так и во всем мире.

Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но и их личные права и интересы. - в том числе нравственные и духовные.

Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы — интересы культуры, просвещения, научно-технического прогресса.

Правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно - просветительского характера. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут у спешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. Нормативное регулирование правоотношений, складывающихся в области науки, литературы и искусства, должно отвечать требованиям современной экономической ситуации.

В законодательстве бывшего Советского Союза отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, правовое регулирование обеспечивалось преимущественно подзаконными актами. Исключением являлись нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе, позднее - в самостоятельном разделе Гражданского Кодекса РСФСР 1964 г.

Прежним законодательством не обеспечивался в достаточной степени уро вень правовой охраны прав как самих авторов, так и их правопреемников. Государство без достаточных основанйГ* вмешивалось в отношения между авторами и пользователями. Существовали типовые авторские договоры, носившие нормативный характер. Ставки авторского вознаграждения -были строго регламентированы и были -явно недостаточны. Авторское право, как и право вообще, было сильно идеологизировано, чем и объясняется, в частности, законодательно закрепленная возможность широко использовать авторские произведения в интересах государства и общества в ущерб самим авторам.

Срок охраны авторских прав на произведения литературы, науки и искусства составлял всего 25 лет после смерти автора (до 1973 г. — 15 лег).

Предусмотренные законодательством санкции, призванные защитить интересы автора, были не только весьма незначительны сами по себе, но п реализовывалис». на практике с большими трудностями ввиду сложности и длительности судебной процедуры, отсутствия заинтересованности адвокатов в ведении подобных дел. В результате, при массовых нарушениях авторских прав количество судебных дел данной категории было незначительным.

Реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза С CP и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве. Закон СССР «Об изобретениях в СССР», Закон СССР «О промышленных образцах». Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые развивающие их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование отношений в сфере литературного, научного и художественного творчества, обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие было существенным сдвигом в области защи ты авторских прав.

В 90-е годы Россия начала реформу законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименований мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. Закон РФ «О правовой охране программ для электронно -вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ. Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и иными органами государственного управления.

В настоящее время ведется работа над третьей частью Гражданского кодек са РФ, куда предлагается включить нормы об интеллектуальной собственности. Поэтому законодательство России на данном этапе не является замкнутой статичной сисг емой, а находится в развитии.

Тема охраны интеллектуальной собственности продолжает оставаться актуальной для российской правовой науки.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное диссертационное исследование, специально посвященное вопросу теории и практики права собственности автора на литературные произведения в России и некоторых зарубежных странах.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем анализе авторского права на литературные произведения в России, характеристике его, как части гражданского права, рассмотрении отношений, складывающихся в сфере художественного творчества, а также при использовании обществом его результатов.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач: исходя из того общепризнанного положения, что «без истории предмета нет и теории предмета», проведено исследование исторических предпосылок возникновения современного института авторского права;

• Исследована сущность авторского права на литературные произвел ения;

• Установлены роль и значение норм авторского права для регулир ования отношений авторов и пользователей, что предполагает исследование вопросов о субъектах в сфере творчества и их правах; об объектах авторского права и критериях их охраноспособности;

• Изучены особенности и выявлены противоречия в сфере правового регулировании авторских правоотношений в области-охраны литера турной собственности;

• Даны предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования авторских отношений при том или ином способе использования произведений литературного творчества.

Предмет исследования - авторское право на литературные произведения как инструмент охраны нрав и интересов авторов, возникающих у них в результате создания творческого произведения, а также регулятор отношений, возника ющих между физическими и юридическими лицами в процессе создания и использования произведений литературы; его формирование как института гражданского права и состояние на разных этапах развития России.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологическую основу диссертации составляет совокупность научных приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включая сравнительно-правовой, логический, исторический и системно-структурный методы. В работе сочетаются историко-правовой и проблемно-теоретический приемы исследования.

Теоретическую основу диссертации составляют труды известных ученых в области интеллектуальной собственности и гражданского права: М.М. Богусла вского. Э.П. Гаврилова, В. А. Дозорцева, В.И. Еременко, И. А. Зенина, В .Я. Ионаса, А. Ю. Кабалкина, А.П. Сергеева, В.Р. Скрипко. В.Н. Спасовича, В.И. Серебровского И.Г.

Табашникова, С.А.Чернышевой. Г.Ф. Шершеневича, Д.Ю. Шестакова, Е.В. Халиповой, и др.

Среди монографий и статей, посвященных литературной собственности (авторскому праву) в России, выделяются две группы; исследования правоведов -цивилистов и историков права, и работы историков, изучающих историю книжного и издательского дела, а также цензурных учреждений.

Научная литература, посвященная авторскому праву, изучается применительно к трем периодам: дореволюционному, советской/ и пост-советскому.

Начало российской науке авторского права было положено трудами таких ученых как П.Д. Калмыков, Г.Ф. Шершеневич. И.Г. Табашников, В.Д. Спасович, К.П. Победоносцев, Д.А. Коптев, А.Б. Думаше вский. Ю.И. Гамбаров, А.А. Пиленко, А.В. Панкевич, Я.А. Канторович, А. Борвенко, В.В. Бессель. С.А. Беляцкин. Характерной особенностью этих трудов является широкое использование сравнительного анализа российских и зарубежных норм об авторском праве, описание иностранной судебной практики по авторским спорам. Их труды способствовали устранению противоречий в дореволюционном авторском законодательстве.

П.Д. Калмыков первым из русских цивилистов обратился к изучению права литературной собственности. Его работа «О литературной собственности вообще и в особенности об истории прав сочинителей в России» (1851г.) является одним из немногих исследований по истории авторского права до XIX в. Однако, сам же автор указывал на недостаточность архивных материалов, датиров анных ранее XVIII в.

Положения российского закона, признавшего книгу благоприобретенным имуществом, а также наименование авторского права как права литературной собственности дали основание И.Г. Табашникову признать это право в качестве права собственности.

Большинство российских ученых-правоведов сходились в том, что значение права литературной собственности заключалось в срочном пользовании и распоряжении результатами творческого труда. Такой взгляд на природу авторского права отражен в работах Н.В. Варадинова, В.Д. Спасовича. К.П. Победоносцева, А.Б. Думашевского,, Г.Ф. Шершеневича. В противоположность И.Г. Табашникову. В.Д.

Спасович являлся последовательным сторонником ограничения права литературной собственности, сокращения срока охраны авторского права , исключения некоторых объектов (в частности, писем) из сферы действия авторского права.

Серьезнейшим исследованием, построенным по институциональному принципу, является монография Г.Ф. Шершеневича «Авторское право на литературные произведения» (Казань, 1 891г.). Г.Ф. Шершеневич впервые рассмотрел авторское право как цело стный институт гражданского права.

Вообще же вопрос об интеллектуальной собственности и авторском праве-оживленно обсуждался в дореволюционный период. Не так давно составленный А.И. -Абдуллиным, С.А. Барышевым и Д.В. О городовым в Казанском университете Библиографический указатель работ, изданных на русском языке в XIX - начале XX вв., начитывает 402 работы русских правоведов.

Юридическая литература по авторскому праву советского и пост -советского периодов не менее обширна. В числе авторов, участвовавших в разработке темы Б.С. Антимонов, Е.Л. Флейшиц, ЕЛ, Белиловский, М.М. Богуславский, Е.Л. Вакман. И.А. Грингольц. А.И. Ваксберг, A.M. Гарибян, М.В. Гордон, В.А. Дозорцев. А.И. Доркин, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, В.Я. Ионас, Б.В. Кайтмазова, В.А. Кабатов, В.Г. Камышев, В.И. Корецкий, Н.В. Макагонова, Ю.Г. Мартынов, А.И. Павлов, М.В. Петров, В.А. Рассудовский, В.И. Серебровский, С.А. Чернышева, B.JT. Чертков, В.П. Шатров. В.Р. Скрипко, АЛ. Сергеев, В.О. Калятин и др.

В советское время об истории авторского права в России писали М.В. Гор дон (монография «К истории возникновения авторского права в России» 1948 год) и В.В. Баженов (статья «У истоков авторского права в России» 1980 год). М.В. Гордон детально рассмотрел вопрос об отношениях авторов и издателей, опираясь на данные архива Министерства народного просвещения. Из последних работ, следует отметить кандидатскую диссертацию М.Д. Чуповой «История авторского права в России XIX века» М.: 2000. Она анализирует правовое положение авторов и издателей в России в конце XVIII-XIX вв.

Среди монографических исследований, посвященных теории авторского права, необходимо выделить работу В.И. Серебровского «Вопросы советского авторского права» (1956), учебник Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц «Авторское право» (1957), исследование Э.П. Гаврилова «Советское авторское право» (1984).

В девяностые годы проблематика авторского права исследовалась С.А. Чернышевой (Авторский договор в гражданском праве России, М.: 1996), А.П. Сергеевым (Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, М.: 1999).

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании и сравнительном и историческом аШлизе возникновения, становления и развитие авторского права на литературные произведения.

Структура диссертации предопределена целью исследования. Она состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, перечня основных нормативных актов и списка использованной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Алферов, Антон Львович, Москва

Заключение.

Защита авторских прав является одной из наиболее сложных гражданскоправовых проблем. Вопросы авторского права имеют непреходящую научную и практическую значимость. В настоящей работе исследованы вопросы, главным образом, авторского права на литературные произведения. Основой работы стал анализ действующего российского законодательства в области охраны авторских t прав, в особенности Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года. ;

Авторское право прошло длительный путь развития от привилегий XVII века до современных концепций интеллектуальной собственности.

В России, как и на Западе, до поры до времени, авторское право на литературные произведения трактовалось как чисто цивилистическую категорию, как право собственности.

Так, видный специалист в области авторского права И.Г Табашников еще в конце 70-х гг. XIX века писал «Авторское право есть право собственное!и и. .насколько :>то совместимо, с ег о объектом, оно подчиняется = • . правилам, • . ч 11раво собственности на всякую нешь»"'.

Наяду с гражданским правом, и соответствующей ему цивилкс гической наукой, к регулированию авторских правоотношений становились прикосновенными в том или другом объеме и другие отрасли права, как то: административно-полицейское право, теория права, международное частное право, уголовное право, трудовое право.

В новейшей истории проблемы авторского права, как и интеллектуальной собственности, все в большей степени увязываются с правами личности, то есть с правами человека и гражданина.

Развитие авторского права идет по линии расширения крута его субъектов. Наряду с авторами в его орбиту' изначально включались издатели, а после -редакторы, переводчики, иллюстраторы книг (романов, повестей, рассказов, стихотворений), i! Табашников ИГ. Литературная, музыкальная и художественная собственность. С По: 18/8. С. 173.

Д.Ю. Шестаков подчеркнул значение Конституции РФ (п. «о» ст. 71), рассматривающей регулирование интеллектуальной собственности в качестве самостоятельного направления, реализуемого вне рамок гражданского законодательства. В этой связи заслуживает внимания постановка им вопроса о конструировании самостоятельной правовой отрасли - права интеллектуальной собственности, даже «интеллектуального права».

Понятие «интеллектуальной собственности» вписывается в такие категории как «наука» и «науковедениеас -е

Неизбежно возникает вопрос о соотношении понятий «интеллектуальная собственность», «авторское право», «литературная собственность». Хотя первое понятие сравнительно недавнего происхождения, оно прочно утвердилось в различных областях общественной науки, разумеется и юридической. Однако возникает трудность в определении понятия «интеллектуальная собственность». Правовед Т.М Шамба отмечает, что и до сих пор мы не имеем даже приемлемого

-JC определения интеллектуальной собственности'". Мы разделяем мнение М М Богуславского, согласно которому понятие интеллектуальной собственности является собирательным и условным" предоставляя выработку определения (дефиниции) данного понятия будущему

Прослеживая эволюцию понятия «авторского права» мы полагаем, что оно представляет собой то «ядро» или «зерно», из которого выросло такое сложное и насыщенное понятие как интеллектуальная собственность.

С каждым годом растет число научных работ и за рубежом и в нашей стране, посвященных интеллектуальной собственности. Вопросы же литературной собственности стали привлекать внимание различных отраслей правоведения. Это, в частности, и предмет международного частного права.

Важно внимательно изучать деятельность международных организаций, в том числе и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) с тем, i3i Шамба Т.М Проблемы защиты интеллектуальной собственности. Сборник статей М.: 1996. С. 31. 251 Богуславский М М. Международное частное право. М. 1998. С. 253. чтобы Россия могла занять достойное место в международной системе защиты авторских прав и обеспечить надлежащую защиту авторских прав своим гражданам на международном уровне. Ныне Россия, признав концепцию литературной собственности действует с общепринятых позиций.

Правовое регулирование авторско-правовых отношений нуждается в постоянном совершенствовании, с учетом интересов и потребностей авторов. При этом, интересы пользователей объектов, охраняемых авторским правом, должны быть также защищены Авторское право должно стать инструментам для оптимального функционирования системы защиты прав авторов и пользователей

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Авторское право на литературные произведения в России»

1.Официальные материалы.

2. Конституция Российской Федерации i 993 года,

3. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.;

4. Закон РСФСР об авторском праве 8 ноября 1928 г. СУ РСФСР 1928 № 132 Ст. 861;

5. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных;

6. Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. Об авторском праве и смежных правах;

7. Положение об авторском праве. 20 марта 1911 г.;

8. Указ Судебного департамента Сената от 31 декабря 1915 г. // «Право» 1916. №>2. С. 137.8, Об основных частных имущественных правах. Пост. В ЦИК РСФСР от 22мая 1 922 г.;

9. О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием Декрет C1IK РСФСР от декабря 1818 г.;

10. Декрет ЦИК о государственном издательстве. 29 декабря 1917 i СУ РСФСР № 14. Ст 201.

11. Основы авторского права Пост. ЦИК и СНК СССР 30 января 1925 г СЗ СССР 1925. Отд. 1. № 7. Ст. 67,

12. Основы авторского права. Пост. ЦИК и СНК СССР 16 мая 1928 г СЗ СССР 1928. № 27. Ст 246;

13. Конвенция: Международный союз о защите произведений литературы и искусства. Бернский союз. Берн 1 866;

14. Проект новой международной конвенции по защите авторских прав 11ерев. с фр. В,И. Серебровского. // Информационный бюллетень ВИЮМ 1939. N12 7-8 ;

15. Сборник декретов, постановлений, разъяснений по авторскому праву на музыкальные произведения. Петроград: 1919;

16. Сборник нормативных актов об авторском вознаграждении за издание произведений науки, литературы и искусства. Сост. А.В. Туркин. М.: 1991,

17. Судебная практика РСФСР. 1929. № 13;1.. Юридические монографии и статьи т

18. Аврамов Л. и Таджер В. Авторско и издательско право върху научни и литературни произведения. София, 1956

19. Антимонов Б. С. и Граве К. А. Советское наследственное право. М: 1955,

20. Анненков К. Право литературной, художественной и музыкальной собственности. В кн. «Система Русского гражданского права». СПб: 1900 с. 612-697

21. Азов Л. М. Правовые вопросы литературного перевода. /•' «Советское государство и право», 1954. JVg g

22. Азов Л.М. Пересмотреть типовой издательский договор /7 «Социалистическая звуонность» 1949. № 11.

23. Белиловский Е Л Соотношение авторских и изобретательских прав научных работников.// Правоведение. 1966. № 2

24. Беляцкин. Авторское право и несостоятельность. Вестник гражданского права. 1913.№5.

25. Боборыкин П.Д. Авторы, их права и положение. Слово. 1972. Сентябрь -октябрь.

26. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: 1973.

27. Ю.Богуславский М.М. Международное частное право. М.: 1994.

28. Н.Богуславский М.М. Теория авторского права: система и задачи. В кн «Проблемы современного авторского права». Свердловск: 1980.

29. Бородин А. В Московская гражданская типография и библиотекари Киприановы // Тр. Ин-та книги: Документы и письма. Вып. 5. М,; Л.: 1936.

30. Борзенко. Право автора на перевод. 1892.

31. Борухович В.Г. В мире античных свитков. Саратов. 1976.

32. Брушлинский А.В. Творческий процесс как предмет исследования. «Вопросы философии», 1965, № 7.

33. Ваксберг А.И. Издательский договор по советскому гражданскому праву. Автореферат канд. дисе. М.тг.953. ----*

34. Ваксберг Д И Некоторые вопросы Советского авторского права. Советское государство и право. 1954. № 8.

35. Венгеров А. Б, О прецедентом толковании правовой нормы // Учен, зал, Всесоюзн. научно-исслед, ин-та советск. законодат. М. 1966 Вып. 6.

36. Вербловский. О продаже с публичного торга художественной и литературной собственности Журнал Министерства юстиции, 1866.

37. Вишневепкий Л М Иванов Б.И. Левин Л,Г, Формула приоритета: возникновение и развитие авторского и патентного права. Л. 1990.21 .Вольман И и др. Гражданское право. Лекции. СПб: 1903 Исключительные права С. 105 108.

38. Гаврилов 3 П. Советское авторское право Основные положения Тенденции развития. М . 1984.

39. Гаврилов Э.П Авторские права на интервью. //Законодательство и практика СМИ. URL: wvvw.medtala\v.ru/publications/zip/59-60/intei^ic\v.hii-t-il (на 1 октября 2000 года).

40. Гаврилов Э.П, Авторское право. Издательские договоры, .Авторский гонорар. М.: 1988

41. Галанов Б Смех Ильфа и Петрова. /У Собрание сочинений Ильфа и Петрова. Т. 1. М.: 1994

42. Гордон М.В Понятие советского авторского права. Ученые записки Харьковского юридического института. Харьков: 1939, Вып I. С. 90— 103.

43. Гордон М.В. Право перевода. Ученые записки Харьковского юридического института. Вып. II. Харьков: 1940,

44. Гордон М.В, Советское авторское право. М.1955.

45. Гончаров И. Нарушение воли. Вестник Европы. 1883 март.

46. Городецкий Б.Н. Правовое положение писателей и композиторов. М.: 1946,

47. Городецкий Б.Н. Объект авторского права на литературные произведения по советскому законодательству. Тезисы доклада. Институт права АН СССР, 1955.

48. Грингольц И. А. Права автора сценического произведения в СССРзг Автореф. канд. Диссертации. М 1953.

49. Гришанов В., Савельева И. Вознаграждение при издании произведений советского автора в переводе на другой язык. Социалистическая законность. 1980. № 10

50. Гулый К.К. Проблемы гражданско-правового регулирования редакиионно-издательсткого процесса. Автореф. Канд. Дисс. Харьков. 1991.

51. Джорбенадзе С.М. Праовоая охрана соавторства в научном творчестве. В кн. Гражданско-правовая норма и формы ее применения Тбилиси. 1982. С. 75115

52. Дозорцев В. А. Авторский договор и его типы // Социалистическая законность. 1984. № 5

53. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде: Научно-практический комментарий. М.;1983,

54. Дозорцев В.А. Авторские правомочия, //Проблемы современного авторского права. Свердловск: 1980. С. 127.

55. Дело наследников В. Гаршина. Книжный Вестник. 1889. 5. с. 193 200.

56. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988.41 .Ионас В Я, Произведения творчества в гражданском праве, М,: 1972.42, Иоффе О С, Советское гражданское право. Л.: 1965, т Ш

57. Кабатов В.А. Советское авторское право на произведения изобразительного искусства: Автореф. дис, . к.ю.н. М.: 1966.44, Калмыков П. О литературной собственности. // Журнал министерства народного просвещения. 1851.

58. Калягин В О. Интеллектуальная собственность. М, 2000.

59. Каменский Ф, Дело об авторстве на фильм «Ленин в октябре». Советская юстиция. 1938. № 14.47, Канторович Я. А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград: 1916.

60. Кантороетп Я.А Авторское право. М. . 1926. —49, Клык Н. Л Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987.

61. Кольб Г.Ф. История человеческой культуры СПб.: 1872.

62. Кондакова Т.И. К вопросу о становлении издательского права в России // Федоровские чтения. 1979. М.: 1982.

63. Кони А Ф Некоторые вопросы авторского права, и Собрание сочинений Т. 7. М: 1969.

64. Кони А Ф. Авторские права. Новый энциклопедический словарь. Т. 1 ст. 3621

65. Коптев Д А. Закон оо авторском праве с изложением рассуждений и материалов на коих он основан. (Собрание узаконений 1911,№61, ст. 560) Clio 1911.

66. Корецкий В.И. Авторские отношения в СССР. Сталинобад: 1959

67. Корецкий В.И, Авторское право на плановые научные работы. Душанбе.

68. Краткая литературная энциклопедия. Т. 1 М ! 962

69. Крылова 3. Г. Наследование по завещанию в советском гражданском праве. Ав-тореф. канд. диссерт. \!. 1950.

70. Левицкий П. По поводу законопроекта об авторском праве. Вестник права. 1902. № 8. с. 97-1 I 1

71. Лешков В.Н. Вопрос о литературной собственности с точки зрения народного права. Юридические записки Б. Редкина Т. 1. М.: 1846. С. 222 — 233.

72. Левенсон Д. Некоторые вопросы соавторства. Советская юстиция 1981. Ns. 8. с. 9-10.

73. Литовченко М.В. Некоторые вопросы авторского права в области драматической и музыкальной. Журнал министерства народного просвещения. Петроград: 1816. № 7. С. 68 101.

74. Лупинский М. Еще об авторских правах научных работников. Фронт науки и техники. 1935. № 1.

75. Макагонова М.В. Авторское право. М 1999.

76. Мартынов Б,С. Права авторства в СССР. Ученые труды ВИЮН. Вып. IX. М: 1947.-

77. Муромцев С.А. Авторское право. Юридический вестник 1 879. 3 С 352 -364.

78. Немзер М. К пересомтру законодательства об авторском праве. // Социалистическая законность. 1937. № д

79. Никитина М.И. Авторское право на произведения литературы, науки и искусства Казань: 1972

80. Никитина М.И. Издательский договор на литературное произведение в авторском праве. Автореф. канд. дис. М.: 1954.

81. Николаев Н Авторское право. // Литературная энциклопедия. Т. I М 1929.

82. Николаева Н И Французский кодекс интеллектуальной собственности. // Зерцало. Журнал юридической библиографии. № 2. М.: 1997. с. 112.

83. Орлов А С Курс лекций по древнерусской литературе. М ; Л : 1939.

84. Панкевич. Объект авторского права. Записки Новороссийского университета. 1878. С. 141 199.

85. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т. 1.

86. Першодрукар 1ван Федоров та його послшовники на Укранш XVI перша половина XVII ст. //36ipH, докл. Кшв, 1975. № 93.

87. Пушкин А.С. Письмо к Н.Н. Пушкиной от 18 мая 1834 года. // Ободовский И., Дементьев М. Вокруг Пушкина. М.: 1975.

88. Рассудовский В.А. Государственная организация науки в СССР М : 1971.

89. Рассудовский В.А. Правовая охрана результатов научного творчества. «Советское государство и право», 1968, .Nk 6.

90. Ромовская З.В. Право авторства. // Проблемы советского авторского права М : 1979.

91. Савельева И. В. Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986.

92. Сергеев А.П. право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.1. М. 1999.

93. Серебровскии В. И. Авторское право и наследование.// «Советское государство «" и право», 1955, № 6. 3

94. Советское гражданское право / Под ред Смирнова В Т , Толстого Ю К . Юрменко Л К : в 2т. Т.2 Л 198287.«Совс1 ское гражданское право», т. П. М 1951

95. Симолин А.А. Два вопроса в области авторского права Юридический вестник1914 v5

96. Спасович В.Д. Вопрос о так назывемой литературной собственности Сон Т. Ш. СПб: с 380 и сл.

97. Табашников И.Г. Литературная и художественная собственность с точки зрения науки гражданского права. Т.1. СПб: 1878.

98. Толстой В. Принятие наследства и отказ от его принятия // Советская юстиция. 1966. № 13.

99. Торкановский Е. П. Личные и имущественные права авторов литературных произведений по советскому' праву, Автореф. канд. диссерт. Куйбышев. 1953.

100. Турлин А.И, Международно-правовое регулирование вопросов интеллектуальной собственности. Диссертация на соискание степени канд юр наук СПб.: 1995.

101. Флеишиц Е, А. Личные права в гражданском праве Союза ССР и капиталистических стран. М: 1941.

102. Филиппов. О праве собственности на произведения наук и словесности. Отечественные записки. 1872, июнь

103. Чепига Т. Способы принятия наследства /У Советская юстиция. 1968. № 16.

104. Чернышева С.А. К вопросу об объектах авторского права. «Проблемы государства и права», М.: 1976.

105. Чернышева С.А. Правоотношения в сфера: художественного творчества М: 1979

106. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданскомлраве России. М.: 1996

107. Чертков В.Л. Авторское право в периодической печати. М.: 1989.

108. Чивилев Б.А. Отрывочные воспоминания о Тургеневе •'••' Русские ведомости. I 883. 2 октября, № 270.

109. Чупова М.Д, История авторского права в России XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук М

110. Чупова М.Д. Об авторском праве на литературные произведения //

111. Российская юстиция. 1999. Jyfs 7. 104 Шафров С. «Права» автора во времена Пушкина И Советская юстиция 1937. №4 с. 32-33.

112. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань. 1891.

113. Шершеневич Г.Ф, Курс торгового права. Т. 1L

114. Шершеневич Г.Ф. Исключительные, права. В кн. Гражданское право Б.м., б,г. с. 266 — 275.

115. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России. Казань. 1893

116. Хейфец И Я. Авторское право. М: 1931.

117. Янжул И.И. По поводу слухов о литературной конвенции. Русские Ведомости. 1891. Ns 112,

118. Dictionary of law. «Р.Н. Collin pub.», Teddmgton, Middlesex, 1995.

119. House Report on the Copyright Act of 1976, 94й1 Congress, 2nd Session, Report No. 94-1476,

120. Neil Boorstyn. Copyright Law. Rochester, New-York, San Francisco, California: LCP BW: 1981.

2015 © LawTheses.com