Договорные и внедоговорные правоотношения в авторском праветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Договорные и внедоговорные правоотношения в авторском праве»

На правах рукописи

АЛЬТУДОВ АРСЕН ЮРЬЕВИЧ

ДОГОВОРНЫЕ И ВНЕДОГОВОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В АВТОРСКОМ ПРАВЕ

Специальность: 12.00.03-гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва 2005

Диссертация выполнена на кафедре частного права Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета.

Научный руководитель ■ кандидат юридических наук

Опарина Марина Владимировна

Официальные оппоненты ■ доктор юридических наук, профессор

Трунцевский Юрий Владимирович

кандидат юридических наук Нариманов Эльдар Нариманович

Ведущая организация Владимирский юридический институт

ФСИНРФ

Защита состоится 19 января 2006 года в 17-00 часов на заседании диссертационного совета К.212.198.04 при Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, ауд. 255.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Автореферат разослан 19 декабря 2005 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук, доцент

С.В. Тимофеев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие характеризуется не только кардинальными изменениями в российском законодательстве, затронувшими практически все стороны общественной жизни, но и весьма активными научными исследованиями проблем теории и практики различных отраслей права.

Авторское право здесь не является исключением. Более того, в период реформ именно нормы законодательства об авторском праве изменились коренным образом, причем без сколько-нибудь разработанной научной концепции. И как следствие - наличие пробелов и противоречий в законодательстве, отсутствие единства правоприменительной практики. Имеется также несоответствие отдельных положений российского законодательства об авторском праве и смежных правах международным стандартам в данной области. До настоящего времени наименее урегулированными оказались вопросы теории и практики применения авторского договора, защиты прав авторов при отсутствии данного договора, а также в процессе правового сотрудничества российских авторов с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, в последние годы существенным образом расширились процессы международной интеграции, в том числе в сфере культурного и научного обмена. Российская Федерация здесь не является исключением. Произведения российских авторов (литературные, музыкальные, художественные) активно используются за рубежом, в нашей стране расширяют свою деятельность зарубежные авторы, исполнители, издатели. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы должной охраны и защиты прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и других субъектов авторских правоотношений как отечественных на территории нашего государства и других стран, так и зарубежных - на российской территории. Решение данных проблем во многом ^ависитттт соответствия

российского законодательства об авторском праве действующим в данной сфере международным конвенциям, принятие новых и обновления существующих двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации с другими государствами, совершенствования правоприменительной практики, а также повышения юридической грамотности самих субъектов авторских правоотношений.

Определенную позитивную роль в этом процессе может сыграть как накопленный международным сообществом законотворческий опыт, правоприменительная практика развитых в правовом и социально-экономическом отношении государств, так и проведение исследований отдельных проблем авторского права российскими учеными.

Говоря о последнем аспекте, следует отметить, что определенные достижения в данной сфере имеются. В их числе можно назвать диссертационные работы А.И. Абдуллина «Унификация правовой охраны интеллектуальной собственности в Европейском Союзе»1, А.Л. Алферова «Авторское право на литературные произведения в России»2, С.А. Барышева «Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: Сравнительно-правовой анализ»3, И.Н. Басовец «Патентная охрана изобретений в ФРГ»4, Т.А. Вахниной «Коллизии прав на товарные знаки с правами на некоторые другие объекты интеллектуальной собственности»5; публикации в периодической печати: В. Еременко «Развитие законодательства об авторском праве»6, В. Мельникова «Охрана интеллектуальной собственности за рубежом»7, Е. Цветкова «Классификация

' Абдуллин А И Унификация правовой охраны интеллектуальной собственности в Европейском Союзе' Дисс . канд юрид. наук. Казань, 2003

2 Алферов А Л Авторское право на литературные произведения в России Дис канд юрид наук М, 2001.

3 Барышев С А Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии Сравнительно-правовой анализ- Дис... канд. юрид наук Казань, 2002

4 Басовец И Н Патентная охрана изобретений в ФРГ'Дис канд юрид наук М, 1998

5 Вахниной Т А Коллизии прав на товарные знаки с правами на некоторые другие объекты интеллектуальной собственности- Дис канд. юрид наук М, 200-1.

6 Еременко В Развитие законодательства об авторском праве// Государство и право 2004. Л° 1

7 Мельников В Охрана интеллектуальной собственности за рубежом// Интеллектуальная собственность 2003 № 10.

объектов интеллектуальной собственности»8, П. Уваркина «Теоретические аспекты понятия объекта авторского права»', и др.

Вместе с тем в комплексном научном исследовании нуждается еще целый ряд проблем авторского права. В их числе специфика договорных и внедоговорных отношений в авторском праве, а именно: необходимость разработки соответствующего международным стандартам понятия и признаков авторского договора; реализация принципа свободы договора применительно к договору авторскому; выявление типичных ошибок, возникающих при заключении авторских договоров; особенности авторских правоотношений и гражданско-правовой ответственности при отсутствии авторского договора и ряд иных вопросов.

Изложенные выше обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, ее значение, как с точки зрения теории гражданского и авторского права, так и с позиций законотворчества и практики применения законодательства об авторском праве.

Научная разработанность темы исследования. Комплексное исследование положений российского гражданского законодательства, регулирующего специфику договорных и внедоговорных отношений в области авторского права на монографическом уровне до настоящего времени не имело места в теории отечественного права. Вместе с тем следует отметить, что вопросы интеллектуальной собственности в различных аспектах исследовались российскими учеными. К числу известных отечественных цивилистов, занимавшихся разработкой проблемы правового регулирования авторских правоотношений, следует отнести Д.И. Мейера, Г.Ф. Шершеневича, Я.А. Канторовича, В.Д. Спасовича. В советский период проблемам авторского права были посвящены труды В.И. Серебровского, В.И. Корецкого, Б.С. Антимонова, М.В. Гордона, и ряда иных ученых. В настоящее время различным научно-практическим проблемам авторского

8 Цветков Е Классификация объектов интеллектуальной собственности// Интеллектуальная собственность 2004 № 5

9 Уваркин П Теоретические аспекты понятия объекта авторского права// Интеллектуальная собственность. 2004 № 12

права, в том числе авторскому договору, посвящены фундаментальные работы Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого.

Отдельные аспекты гражданско-правовой ответственности за нарушения авторского договора, помимо вышеназванных ученых, исследовались И.А. Грингольц, С.П. Гришаевым, В.И. Еременко, И.А. Зениным, У.К. Ихсановым, В.О. Калятиным, М.Я. Кирилловой, Н.Л. Клык, Н.В. Макагоновой, И.С. Мухамедшиным, И.В. Савельевым, В.И. Серебровским, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Н.К. Финкель, и др.

Разработка проблем авторского права, безусловно, актуальна и важна. Но вместе с тем данные исследования носят либо общетеоретический характер, либо затрагивают узкий спектр вопросов, касающихся защиты авторских прав в конкретных областях науки, литературы, искусства. В настоящее время необходимо комплексное научное изучение особенностей договорных и внедоговорных отношений в сфере авторского права, поскольку результаты такого исследования могут явиться базой для разработки как общетеоретических, так и узких специфических проблем авторского права.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертантом предпринята одна из первых попыток монографического комплексного исследования специфики договорных и внедоговорных правоотношений в российском авторском праве.

Научную новизну диссертации автор связывает также с попыткой разработать ряд норм российского гражданского законодательства с учетом международно-правового опыта, регулирующих авторский договор, а также авторские правоотношения при отсутствии такого договора.

Выводы и рекомендации, изложенные в работе, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права позволяют определить понятие авторского договора, показать его роль в регулировании авторских правоотношений, выявить специфику гражданско-правовой

ответственности при наличии авторского договора и в тех случаях, когда такой договор не заключался, а также определить перспективные направления совершенствования национального законодательства в данной сфере.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются договорные и внедоговорные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере авторского права.

Предметом исследования являются положения нормы российского гражданского законодательства, регулирующие договорные и внедоговорные правоотношения в области авторского права.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного научного исследования специфики договорных и внедоговорных правоотношений в российском и зарубежном авторском праве.

Реализация поставленной в диссертационной работе цели исследования потребовала решения следующих научно-практических задач:

во-первых, осветить историю становления и развития авторского права в Российской Федерации;

во-вторых, показать ретроспективу международно-правовой охраны авторских прав;

в-третьих, охарактеризовать правовое регулирование, понятие, сущность и значение договорных правоотношений в российском авторском праве;

в-четвертых, раскрыть юридическая природа авторского договора, показать специфику заключения, исполнения и прекращения авторского договора;

в-пятых, исследовать понятие и особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение условий авторского договора;

в-щестых, изучить понятие и характеристику внедоговорных отношений в авторском праве;

в-седьмых, исследовать специфику гражданско-правовой ответственности субъектов авторских правоотношений при отсутствии авторского договора;

в-восьмых, охарактеризовать особенности авторских правоотношений осложненных иностранным элементом.

Методологические и теоретические основы исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач диссертационное исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе, предполагающем объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также на таких специальных методах исследования, как: комплексный, системный, сравнительно-правовой, исторический, статистический. Исследуемые конструкции анализировались в соотношении с близкими правовыми категориями, с учетом внутренних и внешних связей исследуемого аспекта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российское законодательство не запрещает вступать в авторские правоотношения без заключения авторского договора. Однако при этом закон не защищает автора в полной мере от всех видов правонарушений, посягающих как на его имущественные, так и личные неимущественные права. При этом утверждается, что единственным гарантом эффективной защиты прав авторов является именно заключенный в установленном законом порядке авторский договор.

2. Обосновывается вывод о том, что одним из существенных условий авторского договора должно стать положение о способе использования произведения. При отсутствии данного условия авторский договор предлагается считать недействительным. Данное утверждение основано на сложившейся юридической практике, когда передача права на способ использования произведения считается недействительной, если оно неизвестно на момент заключения авторского договора. С учетом сказанного

предлагается дополнить п. 1 ст. 31 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» абзацем четвертым следующего содержания:

«Авторский договор следует считать недействительным при отсутствии в нем указания на способ использования произведения»

3. Предлагается считать существенным условием авторского договора на переработанное произведение положение об использовании в таком переработанном произведении имени автора первоначального произведения. Данный вывод основан на неотчуждаемости личных прав, в отношении которых нельзя оговаривать способы их использования. В связи с вышеизложенным предлагается дополнить п. 2 ст. 31 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» нормой следующего содержания:

«Авторский договор на переработанное произведение следует считать недействительным, если в нем отсутствует указание на использование в переработанном произведении имени автора первоначального произведения».

4. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» относительно внедоговорных правоотношений в качестве основания гражданско-правовой ответственности вина не упоминается, однако данная ответственность за внедоговорное незаконное использование авторских прав в соответствие с положениями ст. 1064 ГК РФ имеет место лишь при наличии вины, так же как и ответственность автора за нарушение авторского договора (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Автор освобождается от ответственности, если он докажет отсутствие своей вины. Однако юридическое лицо, участвующее в договоре, по общему правилу не освобождается от ответственности, даже если оно докажет отсутствие своей вины.

5. Защитить нарушенные права и предъявить претензии к применению мер внедоговорной ответственности имеет право только автор или владелец исключительных авторских прав. В этой связи обосновывается вывод о том, что если неисключительными правами обладают иные субъекты (например:

наследники, владельцы смежных прав и правообладатели), то они не могут объявлять о нарушении их прав интеллектуальной собственности и предъявлять претензии в рамках внедоговорной ответственности

6. Авторским договором определяется исключительность или неисключительность передаваемого права. Даже если передаваемое право прямо не названо в договоре исключительным, оно должно считаться исключительным, если его исключительный характер вытекает из других условий авторского договора. С учетом сказанного предлагается дополнить ст 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» пунктом пятым следующего содержания:

сЕсли передаваемое право прямо не названо в авторском договоре исключительным, но его исключительный характер следует из других условий авторского договора, его следует считать исключительным правом»

7. Исследуется проблема охраны и защиты прав российских авторов на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации нет соответствующего двустороннего договора и которое не участвует в международных многосторонних конвенциях об авторском праве. В тоже время права российских авторов должным образом охраняются на территории иностранного государства, если между государствами заключен двусторонний договор, или оба государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

В этой связи утверждается, что если взаимных обязательств Российской Федерации и иностранного государства в области авторского права не существует, соблюдение авторских прав может быть обеспечено только конкретным авторским договором. В данном случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании

положения и выводы позволяют углубить научные знания об авторском праве, законодательном регулировании договорных и внедоговорных отношений в данной сфере, позволяют определить ориентиры для совершенствования российского гражданского законодательства об охране авторских прав в соответствие с общепризнанными международными стандартами.

Материалы диссертации могут быть: а) востребованы в процессе разработки, принятия и применения нормативно-правовых актов в сфере охраны авторских прав; б) использованы для развития отраслевых наук, прежде всего предпринимательского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, международного частного права.

Результаты и сам материал исследования могут представлять интерес для научной и преподавательской деятельности, при чтении общих и специальных курсов по гражданскому, авторскому, предпринимательскому, международному частному праву.

Рекомендации диссертанта относительно составления и использования авторского договора могут быть востребованы практикующими юристами, а также самими субъектами авторских правоотношений (авторами, производителями фонограмм, исполнителями, издателями и пр.).

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются применявшимися методами научного познания, а также источниковой базой, которая включает в себя нормативные документы, юридическую литературу и периодическую печать. Проанализированы законодательные акты, регулирующие вопросы авторского права, и подзаконные нормативно-правовые акты. Также использовались материалы периодической печати.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в ряде научных статей и материалах научно-практических конференций.

Материалы исследования были также использованы в учебном процессе кафедры частного права Российского государственного гуманитарного университета при чтении дисциплин «Гражданское право», «Предпринимательское право», «Правовое регулирование интеллектуальной собственности».

Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, четыре главы, заключение, приложения, список использованных нормативно-правовых источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, излагаются цели, задачи и методы исследования, описываются его объект и предмет, научная новизна, практическая и теоретическая значимость, характеризуется апробация результатов исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Становление и развитие авторского права: национальный и международный аспекты» посвящена исследованию истории становления и развития авторского права в Российской Федерации и ретроспективе международно-правовой охраны авторских прав.

В диссертации проведено исследование становления и развития авторского права в российском законодательстве. В этой связи в работе отмечается, что в авторском праве произошедшие изменения не столь очевидны, как, например, в изобретательском праве, но они столь же значительны и столь же кардинальны. По общему правилу, согласно ст. 30 Закона «Об авторском праве и смежных правах», - имущественные права, предусмотренные ст. 12 данного закона, могут быть предоставлены иным лицам на основании авторского договора.

В работе рассматривается развитие института интеллектуальной собственности в России. Автором отмечается, что термины «интеллектуальная собственность» и «исключительные права» включены в тексты Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, иных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актах. Между тем, в определении понятий данных терминов среди ученых до сего времени нет единогласия.

В этой связи в диссертации отмечается, что под интеллектуальной собственностью следует понимать совокупность прав, включающих исключительные имущественные права и личные права на результаты интеллектуальной деятельности, в первую очередь - на результаты творчества, а также на некоторые другие приравненные к ним объекты.

Автором уделено существенное внимание рассмотрению отличий интеллектуальной собственности от права собственности (неотчуждаемость личных прав, нематериальный характер объекта). Отмечается, в частности, что вместе с тем по некоторым признакам эти две категории прав сходны между собой. Указанное сходство состоит, прежде всего, в абсолютном характере обоих этих прав. Традиционно в юридической литературе деятельность авторов и изобретателей относилась исследователями к творческой деятельности, а в Гражданском кодексе РФ в отличие от этого употребляется понятие «интеллектуальная деятельность». В этой связи диссертантом утверждается необходимость соотнесения данных понятий и предлагается собственное видение обозначенной проблемы.

Автором также уделено внимание исследованию развития понятия «интеллектуальная собственность» в Российской Федерации на современном этапе. Диссертантом понятие «интеллектуальная собственность» анализируется только в современном аспекте на примере исследований российских авторов (А.ПСергеев, В.А.Дозорцев и др.). Анализируется понятие интеллектуальной собственности, включенное также в учебную

литературу (например, учебниках по гражданскому праву10). Согласно определению А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого интеллектуальная собственность - это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, для обеспечения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Исследования понятия «интеллектуальная собственность» имеются и в новейших печатных изданиях".

Автором диссертации отмечается, что в изученных научных работах рассмотрены теоретические вопросы понятия, происхождения и отдельных видов интеллектуальной собственности. В большинстве трудов по цивилистике утверждается, что в настоящее время понятие «интеллектуальная собственность» является все еще не устоявшимся, подвижным, что в это понятие постоянно включаются новые объекты, в то время как другие объекты - исключаются из этой сферы. Так, например, Дозорцев уже не включает в объем данного понятия открытия и рационализаторские предложения, хотя А.П. Сергеев включает их в «интеллектуальную собственность», правда как нетрадиционные объекты12.

В диссертации на основании проведенного исследования излагается и обосновывается авторский подход к обозначенной проблеме.

Существенное внимание диссертант уделяет истории становления и развития международно-правовой охране авторских прав. В работе в этой связи отмечается, что Россия выступает участницей целого ряда международных договоров в сфере авторского права, например:

• Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.) - с 27 мая 1973г.

10 Советское 1ражданское право Под ред Грибанова ВТ., Корнеева СМ.ТП, М, 1980, Гражданское право Под ред Суханова Е А, ТI М ,1998, Гражданское право Под ред Сергеева А П., Толстого Ю К, Ч 3. М.,1998

11В Еременко Содержание и природа исключительных прав (интеллектуальной собственности) //Интеллектуальная собственность 2000, №4 С 28

12 Дозорцев В А Предисловия С 42-43, Сергеев А П Право интеллектуальной собственности М 2001 С 657,730

• Всемирной конвенции об авторском праве ( в редакции 1917 г.) - с 9 марта 1995г.

• Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13 марта 1995 г.

• двусторонних соглашений с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Китаем, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и рядом других стран.

В области смежных прав Россия является участницей Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм - с 13 марта 1995 года.

Некоторые международные договоры России косвенно затрагивают сферу авторского права и смежных прав, такие как: Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности от 14 июля 1965 года13; Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 27 мая 1974 года.

Автор обращается к проблеме международно-правовых мер охраны авторских прав.

В частности отмечается, что международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории России для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным.

Иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говориться о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав.

Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот,

13 «В международных отношениях, - пишет М М. Богуславский, - конкретное регулирование осуществляется не Конвенцией об учреждении ВОИС 1967 г, а соответствующими международными соглашениями в области авторского и патентного права» (Международное частное право М., 1994, с 260).

который предоставляется российским владельцам, охраняемых по российскому национальному законодательству.

В странах с развитой рыночной экономикой за длительный период ее эволюционного развития на принципах частной собственности создана всеобъемлющая нормативно-правовая база, регулирующая отношения и охраняющая права интеллектуальной собственности в России. «В системе мер по оздоровлению российской экономики в целом и промышленности в частности остаются актуальными вопросы, связанные с законодательной защитой прав интеллектуальной собственности, а это, в свою очередь, влияет на эффективность вовлечения в активный хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. И нужно сделать все, чтобы интеллектуальная собственность охранялась и защищалась в гораздо большей степени, потому что именно она обеспечивает прорыв в будущее»14.

Диссертант полагает, что среди тенденций в развитии законодательства об интеллектуальной собственности развитых стран и практики его применения можно выделить, как минимум, две общих для всех позиции, это:

• усиление режима правовой охраны, ужесточение наказаний за нарушение исключительных прав;

• либерализация отношений в области использования результатов, полученных при выполнении исследований за счет бюджета и общественных фондов.

Наиболее ярко все две тенденции проявляются в США, в несколько более сдержанных формах - в объединенной Европе, причем именно на общеевропейском уровне. Медленнее те же изменения происходят на национальном уровне в европейских странах и в Японии.

К числу многосторонних международных договоров, регулирующих широкий круг вопросов интеллектуальной деятельности, принадлежит Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность

14 ИД «Экономическая газета» ЭЖ №43, октябрь 2002 г , Ю Якутии

(ТРИПС), подписанное под эгидой ВТО в ходе Уругвайского раунда переговоров. Оно охватывает практически все виды интеллектуальной собственности, регламентирует взаимоотношения между ее владельцем и государством, устанавливает степень ответственности за нарушение прав на интеллектуальную собственность. В отличие от других международных соглашений в этой сфере оно определяет конкретные сроки приведения законодательства стран-участниц в соответствие с выработанными нормами, предусматривает жесткий контроль над выполнением этих норм, создает механизм решения спорных вопросов на межгосударственном уровне. Интеллектуальная собственность рассматривается Соглашением ТРИПС как объект международной торговли, а ее защита предстает, по сути дела, как одна из форм внешнеторгового регулирования.

Выполнение соглашения не означает создания в отдельно взятой стране какого-то самостоятельного юридического механизма для обеспечения прав на интеллектуальную собственность. Соглашение ТРИПС позволило устранить различия в правовых системах отдельных стран и групп стран. Удалось привести к общему знаменателю континентальную европейскую и англо-американскую правовые системы. Подписала соглашение и Япония, законодательство и правовая практика которой характеризуются существенными особенностями. Удалось сгладить серьезные разногласия в этой сфере между развитыми и развивающимися странами.

В то же время решение проблем защиты прав интеллектуальной собственности на международном уровне - крайне сложная задача. Это обусловлено недостаточным развитием правовых норм в области интеллектуальной собственности, различиями в подходах отдельных стран и групп стран. Успех поэтому во многом зависит от совместных действий всех международных организаций и союзов, регламентирующих защиту интеллектуальной собственности.

Законодательства стран ОСЭР находятся в состоянии постоянного усовершенствования, приспосабливаясь к техническому прогрессу. Лидирующие позиции в этом процессе занимают США.

Достаточно четко прослеживается тенденция интеграции разрозненных законов об интеллектуальной собственности в единую систему типа кодекса. В наиболее яркой форме это имеет место во Франции, где законы объединены в Кодекс интеллектуальной собственности, но тенденция прослеживается также в Германии, в Великобритании и США.

Диссертант обоснованно полагает, что, разрабатывая в России государственную политику и стратегию промышленного роста в стране, необходимо определить роль государства в вовлечении в экономический оборот результатов научных исследований. Нужен конкретный механизм реализации этого процесса. Однако, следует отметить, что годы, потраченные на обсуждение проблем финансирования науки и использования результатов, полученных научными организациями, пока не привели к конкретным результатам по созданию четкой законодательной базы в этой области права.

Отрадно, что Правительство РФ формирует государственную научно-техническую и инновационную политику на среднесрочную перспективу, исходя из необходимости охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности, необходимости завершения формирования нормативной правовой базы в этой области.

Выход из создавшегося положения может быть только в разработке целеустремленной государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, тесно связанной с приоритетами научно-технической, инновационной и промышленной политики государства.

В настоящее время в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении несколько проектов, касающихся совершенствования Закона об авторском праве и смежных правах. Эти проекты находятся в постоянной

переработке, а потому вряд ли целесообразно подвергать их научному анализу.

Вторая глава «Договорные отношения в авторском праве Российской Федерации» посвящена исследованию правового регулирования, понятию, сущности и значению договорных правоотношений в российском авторском праве; юридической природе авторского договора; заключению, исполнению и прекращению авторского договора; понятию и особенностям гражданско-правовой ответственности за нарушение условий авторского договора.

Соискатель на основании проведенного исследования приходит к выводу о том, что на протяжении многих лет в российской юридической науке длится спор о юридической природе авторского договора. Суть разногласий, как отмечает соискатель, сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях. В этой связи в цивилистической литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих активных сторонников. Имеется и компромиссная точка зрения, согласно которой один тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т. е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю.

Диссертант, придерживаясь в целом первой точки зрения, обосновывает свою точку зрения относительно данной проблемы. В работе, в частности отмечается, что, действительно, в настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, реформированием законодательства, доводы сторонников теории разрешения, состоящие в основном обосновании особой социалистической природы авторского права в советском праве, а также существовавшем ранее запрете на

самостоятельное воспроизведение и распространение произведений самими авторами и т. п., оказались совершенно несостоятельными. Ныне действующее законодательство неоднократно прямо подчеркивает возможность перехода (передачи) права на использование произведения от автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает вопрос о природе авторского договора.

В диссертации в ходе рассмотрения проблем, непосредственно связанных с авторским договором, соискателем проанализировано само понятие данного договора. Учеными на теоретическом уровне предлагались различные варианты определений, но все они, по мнению диссертанта, были не слишком удачны. К примеру, И. В. Савельева давала такое определение: авторский договор - это договор об использовании организацией созданного автором произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества при соблюдении личных и имущественных правомочий автора15.

Соискателем приводятся мнения и других исследователей. К примеру, Н.Л. Клык определила авторский договор как соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства16. Наиболее емкая, но все же не в полной мере четкая формулировка, как полагает соискатель, была предложена В. А. Дозорцевым: по авторскому договору одна сторона (автор) разрешает другой стороне (пользователю) использовать произведение или предоставляет ей право распорядиться произведением в том или ином объеме, а

15 Савельева И. В Правовое регулирование отношений в области художественного творчества. М., 1986. С. 111

16 Клык Н Л Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 12

пользователь обязуется заплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права".

Вместе с тем, диссертант полагает, что по большому счету острой необходимости в выработке общенаучного определения авторского договора на тот момент времени не было, так как законодательно закреплялись вполне приемлемые определения двух возможных вариантов авторского договора - авторского лицензионного договора и договора о передаче произведения для использования (ст. 503 ГК РСФСР 1964 г.). Плюс ко всему этому в научных трудах, затрагивающих вопросы авторских правоотношений в отдельных областях творчества, давались определения и приводились признаки различных видов авторских договоров - издательского, сценарного и др.

В диссертации отмечается, что впервые общее понятие авторского договора на законодательном уровне было закреплено в Основах гражданского законодательства 1991 г. Авторский договор определялся в качестве договора, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение (ст. 139).

Действующая на сегодняшний день редакция Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» не дает развернутого определения авторского договора, однако, как отмечает диссертант, попытки дать данное определение в теории не прекращаются.

В диссертации отмечается, что защита нарушенных гражданских прав может осуществляться различными способами, указанными в ст. 12 ГК

17 Дозорцев В А Авторский договор и его типы // Социалистическая законность. 1984 №5 С

РФ. Как известно перечень упомянутых в данной статье способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим: этот перечень завершается указанием на то, что законом могут быть предусмотрены и другие способы защиты прав (с другими способами защиты прав мы сталкиваемся в законодательстве об авторском праве и в законодательстве о товарных знаках).

Автор отмечает, что некоторые меры защиты лишь исправляют несправедливость или восстанавливают ранее существовавшее положение. Эти меры не относятся к мерам ответственности.

Например, по отношению к авторским договорам, как полагает соискатель, можно утверждать следующее: к ним применимы общие положения гражданского права (такие, как правила о формах и условиях действительности сделок и др.), а также нормы обязательственного права (такие, как порядок заключения и исполнения договоров, ответственность за их нарушение и т. п.), но за исключением тех, которые несовместимы с особенностями отношений, возникающих при использовании результатов творческой деятельности.

В диссертации также уделено существенное внимание актуальности (как с научной, так и с практической точек зрения) дальнейшего исследования вопросов авторского договора. В этой связи соискатель полагает, что необходимость разработки обозначенных проблем обусловлена, прежде всего, тем, что в связи с ситуацией, сложившейся на рынке интеллектуальной собственности, она становится все более и более необходимым для рассмотрения вопросом, способствующие его дальнейшему развитию. Отмечается, что с начала 90-х гг. ситуация стала стремительно меняться. Резко возросла заинтересованность в заключении авторского договора. Исходя из сказанного, мы считаем, что исследование данной тематики актуально именно для сегодняшнего момента, когда правоотношения в области авторского права стремительно развиваются.

Диссертант существенное внимание уделил проблеме авторства. В этой связи отмечается, что основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства. Под этим правом подразумевается юридическая возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

В работе уделено существенное внимание исследованию специфики гражданско-правовой ответственности за нарушение авторских прав. Необходимой предпосылкой ответственности за нарушение авторских прав является действительность авторства, т.е. тот факт, что автору в отношении его произведений принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом, перечисленными в п.2 ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Авторство презюмируется. Это полностью соответствует Бернской конвенции по охране авторских прав, членом которой является Россия.

Закон об авторском праве исходит из того, как подчеркивает Э. П. Гаврилов, что - осуществление и защита авторских прав могут производиться без выполнения каких-либо формальностей в отношении произведений.

Соискатель, в частности отмечает, что к общим гражданским мерам ответственности относятся: возмещение убытков (ущерба), компенсация морального вреда, взыскание неустойки. Деление гражданской ответственности на различные виды осуществляется по многим критериям.

В диссертации уделено внимание специфике договорной и внедоговорной ответственности в сфере авторского права. В этой связи, в частности, отмечается, что в зависимости от основания различают

договорную и внедоговорную ответственность. Договорная ответственность представляет собой санкцию за нарушение договорного обязательства. Внедоговорная ответственность имеет место тогда, когда соответствующая санкция применяется к нарушителю, не состоящему в договорных отношениях с потерпевшим. Юридическое значение такого рода разграничения состоит в том, что внедоговорная ответственность, ее форма и размер, устанавливается только законом, в то время, как для договорной ответственности действуют как нормы закона, так и положения договора. Таким образом, при заключении договора стороны могут предусмотреть ответственность за такие нарушения, которые не предусмотрены в законодательстве, но играют важную роль в конкретном случае.

Диссертант обосновывает вывод о том, что возникновение и применение гражданско-правовой ответственности возможно только при наличии определенных условий. К ним относятся противоправное поведение и вина правонарушителя. Для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков (ущерба) нужно наличие самих убытков (ущерба), а также причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившими убытками. Совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности, образует состав гражданского правонарушения.

Как полагает соискатель, наличие двух видов ответственности в гражданском праве - договорной и внедоговорной - один из краеугольных камней гражданского права.

При этом договорная ответственность состоит в том, что к ранее имевшимся между сторонами обязательствам добавляется новое обязательство по возмещению убытков и (или) уплате неустойки, а при внедоговорной ответственности - между сторонами, не связанными гражданским правоотношением, по возмещению ущерба (убытков) и компенсации морального вреда.

В данной главе уделено внимание проблеме, согласно которой в российской правовой науке распространен взгляд на ответственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременений в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Оценивая с этих позиций меры воздействия на нарушителей, которые применяются в авторских договорах, соискатель делает вывод о том, что основные из применяемых в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются.

Прекращение авторского договора подразумевает прекращение обязательственного правоотношения, возникшего между автором и пользователем произведения на основе заключенного ими авторского договора, что приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а иногда даже к возложению на одного из них отрицательных последствий указанного юридического факта.

В работе также исследуется специфика прекращения правоотношений субъектов интеллектуальной собственности и ответственность за нарушение обязательств по авторскому договору. В частности, отмечается, что специальное регулирование гражданской ответственности по авторскому договору содержится в ст. 34 Закона об авторском праве. Автор обращается также к положениям Гражданского кодекса РФ. Так, в соответствии со ст.401 ГК РФ, если в авторском договоре участвует индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, то их ответственность за нарушение авторского договора, как правило, подпадает под норму п.З ст.401 ГК РФ, т.е. ответственность возникает и при отсутствии вины.

Напротив, для автора и для других участвующих в договоре граждан и организаций, не осуществляющих коммерческую деятельность, ответственность наступает только при наличии вины.

Глава третья «Внедоговорные отношения в авторском праве Российской Федерации» посвящена исследованию понятия и характеристике внедоговорных отношений в авторском праве; специфике гражданско-правовой ответственности субъектов авторских правоотношений при отсутствии авторского договора

В диссертации уделено существенное внимание исследованию внедоговорной ответственности за нарушение авторских прав. При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.

Диссертантом исследуется проблема действительности авторства как предпосылки ответственности и условия наступления ответственности за нарушение авторских прав при отсутствии авторского договора.

В этой связи отмечается, что основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства. Под этим правом подразумевается юридическая возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за

действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течении всей его жизни и прекращается с его смертью. После смерти автора авторство сохраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предполагает существования права авторства независимо от того обнародовано произведение или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Что бы признать лицо автором произведения, не требуется выполнение каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие неимущественные и имущественные права.

В диссертации уделено внимание также мерам ответственности за внедоговорное нарушение авторских прав. Согласно положениям Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» за нарушение авторского права или смежных прав может наступить гражданская, уголовная или административная ответственность, установленная законодательством РФ. В этой связи диссертантом проанализирована специфика уголовной и административной ответственности в обозначенном аспекте.

В диссертации проводится анализ проблемы гражданско-правовой ответственности автора. Соискатель отмечает, что, прежде всего, устанавливается вина автора в нарушении им договорных обязательств. Лицо, нарушившее обязательство может доказать свою невиновность. На размер ответственности не влияет ни форма вины, ни ее степень. При наличии объективных причин, например, болезнь и т.д. послужившие в результате неисполнению договорных обязанностей, автор ответственности не несет.

При установлении факта нарушения договора и установлении размера причиненного ущерба, можно говорить, о возмещении убытков, как о мере ответственности18.

Глава четвертая «Особенности авторских правоотношений, осложненных иностранным элементом» посвящена взаимоотношениям Российской Федерации с международным сообществом в целом, другими государствами в сфере охраны и защиты авторских прав; специфике договорных и внедоговорных отношений в сфере авторского права, осложненных иностранным элементом.

В работе существенное внимание уделено защите прав российских авторов за рубежом. Диссертант, в частности, отмечает, что все более актуальными становятся вопросы правильного юридического оформления взаимоотношений российских авторов с зарубежными партнерами, а также защиты прав авторов в случае их нарушения. Для того чтобы произведение, охраняемое на территории одного государства, получило охрану на территории другого, необходимо, чтобы между, этими государствами был заключен соответствующий двухсторонний договор, или чтобы оба этих государства были участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения.

Диссертант полагает, что когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И

18 А П Сергеев Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации М , 2001 С

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам - гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами - гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Отмечается также, что в настоящее время Россия является участницей практически всех основных международных конвенций, касающихся охраны авторских прав. Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Принцип о приоритете международных договоров над национальным законодательством содержит статья 3 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», которая гласит, что если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержаться в этом Законе, то применяются правила международного договора. Но более полно этот принцип закреплен в ст.7 Гражданского кодекса, которая должна применяться и в сфере авторского права и смежных прав.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы и предложения диссертанта. В обобщенном виде

представлены основные проблемы правового регулирования договорных и внедоговорных правоотношений в системе интеллектуальной собственности. Изложена позиция автора в определении ответственности за нарушение авторского договора. Высказываются предложения автора, касающиеся регулирования развития правоотношений авторского права Российской Федерации и иностранных государств в международных отношениях.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:

1. Альтудов А.Ю. Авторское право и Интернет // Пути повышения эффективности муниципальной власти в управлении социально-экономическим развитием Дальнего Востока и Севера: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток: Приморский институт переподготовки и повышения квалификации кадров для государственной службы, 2004. 0,3 п.л.

2. Альтудов А.Ю. Нарушения прав на товарный знак // Юриспруденция. 2004. № б. 0,3 п.л.

3. Альтудов А.Ю. Сроки в авторском праве// Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1. 0,3 п.л.

4. Альтудов А.Ю. Ответственность за нарушение авторского договора// Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 2. 0,4 п.л.

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25.09.2000 г. Подписано в печать 19.12.04 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,88 Печать авторефератов (095) 730-47-74, 778-45-60

А

- 2 49

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Альтудов, Арсен Юрьевич, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Становление и развитие авторского права: национальный и международный аспекты

§ 1. Интеллектуальная собственность в законодательстве Российской Федерации.

§2. Становление и развитие авторского права в России.

§3. Основные тенденции развития законодательства об авторских правах в развитых странах и практика его применения.

Глава 2. Договорные отношения в авторском праве Российской Федерации

§ 1. Авторский договор в современном Российском законодательстве.

§2. Правовое регулирование авторского договора в Российском авторском праве.

§3. Юридическая природа и содержание гражданско-правовой ответственности за нарушение условий авторского договора

§4.Прекращение авторского договора

Глава 3. Внедоговорные отношения в авторском праве Российской Федерации

§ 1. Действительность авторства как предпосылка ответственности.

§2. Меры ответственности за внедоговорное нарушение авторских прав.

Глава 4. Особенности авторских правоотношений, осложненных иностранным элементом.

§ 1. Защита прав российских авторов за рубежом.

§2. Международно-правовые меры защиты интеллектуальной собственности.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Договорные и внедоговорные правоотношения в авторском праве"

Актуальность темы исследования. Последнее десятилетие характеризуется не только кардинальными изменениями в российском законодательстве, затронувшими практически все стороны общественной жизни, но и весьма активными научными исследованиями проблем теории и практики различных отраслей права.

Авторское право здесь не является исключением. Более того, в период реформ именно нормы законодательства об авторском праве изменились коренным образом, причем без сколько-нибудь разработанной научной концепции. И как следствие - наличие пробелов и противоречий в законодательстве, отсутствие единства правоприменительной практики. Имеется также несоответствие отдельных положений российского законодательства об авторском праве и смежных правах международным стандартам в данной области. До настоящего времени наименее урегулированными оказались вопросы теории и практики применения авторского договора, защиты прав авторов при отсутствии данного договора, а также в процессе правового сотрудничества российских авторов с зарубежными партнерами.

Вместе с тем, в последние годы существенным образом расширились процессы международной интеграции, в том числе в сфере культурного и научного обмена. Российская Федерация здесь не является исключением. Произведения российских авторов (литературные, музыкальные, художественные) активно используются за рубежом, в нашей стране расширяют свою деятельность зарубежные авторы, исполнители, издатели. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы должной охраны и защиты прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и других субъектов авторских правоотношений как отечественных на территории нашего государства и других стран, так и зарубежных - на российской территории. Решение данных проблем во многом зависит от соответствия российского законодательства об авторском праве действующим в данной сфере международным конвенциям, принятие новых и обновления 3 существующих двусторонних и многосторонних договоров Российской Федерации с другими государствами, совершенствования правоприменительной практики, а также повышения юридической грамотности самих субъектов авторских правоотношений.

Определенную позитивную роль в этом процессе может сыграть как накопленный международным сообществом законотворческий опыт, правоприменительная практика развитых в правовом и социально-экономическом отношении государств, так и проведение исследований отдельных проблем авторского права российскими учеными.

Говоря о последнем аспекте, следует отметить, что определенные достижения в данной сфере имеются. В их числе можно назвать диссертационные работы А.И. Абдуллина «Унификация правовой охраны интеллектуальной собственности в Европейском Союзе»1, А.Л. Алферова «Авторское право на литературные произведения в России»2, С.А. Барышева «Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: Сравнительно-правовой анализ»3, И.Н. Басовец «Патентная охрана изобретений в ФРГ»4, Т.А. Вахниной «Коллизии прав на товарные знаки с правами на некоторые другие объекты интеллектуальной собственности»5; публикации в периодической печати: В. Еременко «Развитие законодательства об авторском праве»6, В. Мельникова «Охрана интеллектуальной собственности за рубежом» , Е. Цветкова «Классификация объектов

1 Абдуллин А.И. Унификация правовой охраны интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: Дисс. канд. юрид. наук. Казань, 2003.

2 Алферов А.Л. Авторское право на литературные произведения в России: Дис. канд. юрид. наук. М„ 2001.

3 Барышев С.А. Авторский договор в гражданском праве России, Франции и Швейцарии: Сравнительно-правовой анализ: Дис. канд. юрид. наук. Казань, 2002.

4 Басовец И.Н. Патентная охрана изобретений в ФРГ: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.

5 Вахниной Т.А. Коллизии прав на товарные знаки с правами на некоторые другие объекты интеллектуальной собственности: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

6 Еременко В. Развитие законодательства об авторском праве// Государство и право. 2004. № 1.

7 Мельников В. Охрана интеллектуальной собственности за рубежом// Интеллектуальная собственность. 2003. № 10. интеллектуальной собственности»1, П. Уваркина «Теоретические аспекты понятия объекта авторского права» , и др.

Вместе с тем в комплексном научном исследовании нуждается еще целый ряд проблем авторского права. В их числе специфика договорных и внедоговорных отношений в авторском праве, а именно: необходимость разработки соответствующего международным стандартам понятия и признаков авторского договора; реализация принципа свободы договора применительно к договору авторскому; выявление типичных ошибок, возникающих при заключении авторских договоров; особенности авторских правоотношений и гражданско-правовой ответственности при отсутствии авторского договора и ряд иных вопросов.

Изложенные выше обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования, ее значение, как с точки зрения теории гражданского и авторского права, так и с позиций законотворчества и практики применения законодательства об авторском праве.

Научная разработанность темы исследования. Комплексное исследование положений российского гражданского законодательства, регулирующего специфику договорных и внедоговорных отношений в области авторского права на монографическом уровне до настоящего времени не имело места в теории отечественного права. Вместе с тем следует отметить, что вопросы интеллектуальной собственности в различных аспектах исследовались российскими учеными. К числу известных отечественных цивилистов, занимавшихся разработкой проблемы правового регулирования авторских правоотношений, следует отнести Д.И. Мейера, Г.Ф. Шершеневича, Я.А. Канторовича, В.Д. Спасовича. В советский период проблемам авторского права были посвящены труды В.И. Серебровского, В.И. Корецкого, Б.С. Антимонова, М.В. Гордона, и ряда иных ученых. В настоящее время различным научно-практическим проблемам авторского права, в том числе

1 Цветков Е. Классификация объектов интеллектуальной собственности// Интеллектуальная собственность. 2004. № 5.

2 Уваркин П. Теоретические аспекты понятия объекта авторского права// Интеллектуальная собственность. 2004. № 12. авторскому договору, посвящены фундаментальные работы Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого.

Отдельные аспекты гражданско-правовой ответственности за нарушения авторского договора, помимо вышеназванных ученых, исследовались И.А. Грингольц, С.П. Гришаевым, В.И. Еременко, И.А. Зениным, У.К. Ихсановым, В.О. Калятиным, М.Я. Кирилловой, Н.Л. Клык, Н.В. Макагоновой, И.С. Мухамедшиным, И.В. Савельевым, В.И. Серебровским, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, Н.К. Финкель, и др.

Разработка проблем авторского права, безусловно, актуальна и важна. Но вместе с тем данные исследования носят либо общетеоретический характер, либо затрагивают узкий спектр вопросов, касающихся защиты авторских прав в конкретных областях науки, литературы, искусства. В настоящее время необходимо комплексное научное изучение особенностей договорных и внедоговорных отношений в сфере авторского права, поскольку результаты такого исследования могут явиться базой для разработки как общетеоретических, так и узких специфических проблем авторского права.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертантом предпринята одна из первых попыток монографического комплексного исследования специфики договорных и внедоговорных правоотношений в российском авторском праве.

Научную новизну диссертации автор связывает также с попыткой разработать ряд норм российского гражданского законодательства с учетом международно-правового опыта, регулирующих авторский договор, а также авторские правоотношения при отсутствии такого договора.

Выводы и рекомендации, изложенные в работе, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права позволяют определить понятие авторского договора, показать его роль в регулировании авторских правоотношений, выявить специфику гражданско-правовой ответственности при наличии авторского договора и в тех случаях, когда такой договор не заключался, а также определить перспективные направления совершенствования национального законодательства в данной сфере.

Объектом исследования являются договорные и внедоговорные правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере авторского права.

Предметом исследования являются положения, нормы российского гражданского законодательства, регулирующие договорные и внедоговорные правоотношения в области авторского права.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного научного исследования специфики договорных и внедоговорных правоотношений в российском и зарубежном авторском праве.

Реализация поставленной в диссертационной работе цели исследования потребовала решения следующих научно-практических задач:

- во-первых, осветить историю становления и развития авторского права в Российской Федерации;

- во-вторых, показать ретроспективу международно-правовой охраны авторских прав;

- в-третьих, охарактеризовать правовое регулирование, понятие, сущность и значение договорных правоотношений в российском авторском праве;

- в-четвертых, раскрыть юридическая природа авторского договора, показать специфику заключения, исполнения и прекращения авторского договора;

- в-пятых, исследовать понятие и особенности гражданско-правовой ответственности за нарушение условий авторского договора;

- в-шестых, изучить понятие и характеристику внедоговорных отношений в авторском праве; в-седьмых, исследовать специфику гражданско-правовой ответственности субъектов авторских правоотношений при отсутствии авторского договора;

- в-восьмых, охарактеризовать особенности авторских правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Методологические и теоретические основы исследования. Для достижения указанной цели и решения поставленных задач диссертационное исследование основывалось на общенаучном диалектическом методе, предполагающем объективность и всесторонность познания исследуемых явлений, а также на таких специальных методах исследования, как: комплексный, системный, сравнительно-правовой, исторический, статистический. Исследуемые конструкции анализировались в соотношении с близкими правовыми категориями, с учетом внутренних и внешних связей исследуемого аспекта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Российское законодательство не запрещает вступать в авторские правоотношения без заключения авторского договора. Однако при этом закон не защищает автора в полной мере от всех видов правонарушений, посягающих как на его имущественные, так и личные неимущественные права. При этом утверждается, что единственным гарантом эффективной защиты прав авторов является именно заключенный в установленном законом порядке авторский договор.

2. Обосновывается вывод о том, что одним из существенных условий авторского договора должно стать положение о способе использования произведения. При отсутствии данного условия авторский договор предлагается считать недействительным. Данное утверждение основано на сложившейся юридической практике, когда передача права на способ использования произведения считается недействительной, если оно неизвестно на момент заключения авторского договора. С учетом сказанного предлагается дополнить п. 1 ст. 31 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» абзацем четвертым следующего содержания:

Авторский договор следует считать недействительным при отсутствии в нем указания на способ использования произведения».

3. Предлагается считать существенным условием авторского договора на переработанное произведение положение об использовании в таком переработанном произведении имени автора первоначального произведения.

Данный вывод основан на неотчуждаемости личных прав, в отношении которых нельзя оговаривать способы их использования. В связи с вышеизложенным предлагается дополнить п. 2 ст. 31 Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» нормой следующего содержания: «Авторский договор на переработанное произведение следует считать недействительным, если в нем отсутствует указание на использование в переработанном произведении имени автора первоначального произведения».

4. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» относительно внедоговорных правоотношений в качестве основания гражданско-правовой ответственности вина не упоминается, однако данная ответственность за внедоговорное незаконное использование авторских прав в соответствие с положениями ст. 1064 ГК РФ имеет место лишь при наличии вины, так же как и ответственность автора за нарушение авторского договора (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Автор освобождается от ответственности, если он докажет отсутствие своей вины. Однако юридическое лицо, участвующее в договоре, по общему правилу не освобождается от ответственности, даже если оно докажет отсутствие своей вины.

5. Защитить нарушенные права и предъявить претензии к применению мер внедоговорной ответственности имеет право только автор или владелец исключительных авторских прав. В этой связи обосновывается вывод о том, что если неисключительными правами обладают иные субъекты (например: наследники, владельцы смежных прав и правообладатели), то они не могут объявлять о нарушении их прав интеллектуальной собственности и предъявлять претензии в рамках внедоговорной ответственности.

6. Авторским договором определяется исключительность или неисключительность передаваемого права. Даже если передаваемое право прямо не названо в договоре исключительным, оно должно считаться исключительным, если его исключительный характер вытекает из других условий авторского договора. С учетом сказанного предлагается дополнить ст. 30 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» пунктом пятым следующего содержания:

Если передаваемое право прямо не названо в авторском договоре исключительным, но его исключительный характер следует из других условий авторского договора, его следует считать исключительным правом».

7. Исследуется проблема охраны и защиты прав российских авторов на территории иностранного государства, с которым у Российской Федерации нет соответствующего двустороннего договора и которое не участвует в международных многосторонних конвенциях об авторском праве. В тоже время права российских авторов должным образом охраняются на территории иностранного государства, если между государствами заключен двусторонний договор, или оба государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

В этой связи утверждается, что если взаимных обязательств Российской Федерации и иностранного государства в области авторского права не существует, соблюдение авторских прав может быть обеспечено только конкретным авторским договором. В данном случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют углубить научные знания об авторском праве, законодательном регулировании договорных и внедоговорных отношений в данной сфере, позволяют определить ориентиры для совершенствования российского гражданского законодательства об охране авторских прав в соответствие с общепризнанными международными стандартами.

Материалы диссертации могут быть: а) востребованы в процессе разработки, принятия и применения нормативно-правовых актов в сфере охраны авторских прав; б) использованы для развития отраслевых наук, прежде всего предпринимательского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, международного частного права.

Результаты и сам материал исследования могут представлять интерес для научной и преподавательской деятельности, при чтении общих и специальных курсов по гражданскому, авторскому, предпринимательскому, международному частному праву.

Рекомендации диссертанта относительно составления и использования авторского договора могут быть востребованы практикующими юристами, а также самими субъектами авторских правоотношений (авторами, производителями фонограмм, исполнителями, издателями и пр.).

Апробация результатов исследования. Диссертация была подготовлена и прошла апробацию на кафедре частного права юридического факультета ИЭУП Российского государственного гуманитарного университета, где проведены ее рецензирование и обсуждение, в ходе которых диссертация была одобрена.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, разбитых на параграфы, заключения, списка источников и литературы, приложений. п

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Альтудов, Арсен Юрьевич, Москва

Заключение.

Проведенное исследование договорных и внедоговорных правоотношении в авторском праве позволило сделать ряд выводов, обобщений и предложений:

1. Эффективная защита прав авторов обеспечивается только авторским д оговором, заключенным в порядке установленным законом Российской Федераций .

2. Положение о способе использования произведения должно стаь одним из существенных условий авторского договора, при отсутствии данного условия авторский договор предлагается считать недействительным.

3. Положения об использовании в переработанном произведении имени автора первоначального произведения, должно считаться существенным условием авторского договора, при отсутствии данного условия авторский договор так же предлагается с читать недействительным.

4. В Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» относительно внедоговорных правоотношений в качестве основания гражданско-правовой ответственности вина не упоминается, однако данная ответственность за внедоговорное незаконное использование авторских прав в соответствие с положениями ст. 1064 ГК РФ имеет место лишь при наличии вины, так же как и ответственность автора за нарушение авторского договора (п. 1 ст. 401 ГК РФ). Автор освобождается от ответственности, если он докажет отсутствие своей вины. Однако юридическое лицо, участвующее в договоре, по общему правилу не освобождается от ответственности, даже если оно докажет отсутствие своей вины.

5. Защитить нарушенные права и предъявить претензии к применению мер внедоговорной ответственности имеет право только автор или владелец исключительных авторских прав. В этой связи обосновывается вывод о том, что если неисключительными правами обладают иные субъекты (например: наследники, владельцы смежных прав и правообладатели), то они не могут объявлять о нарушении их прав интеллектуальной собственности и160 предъявлять претензии в рамках внедоговорной ответственности.

6. Авторским договором определяется исключительность или неисключительность передаваемого права. Даже если передаваемое право прямо не названо в договоре исключительным, оно должно считаться исключительным, если его исключительный характер вытекает из других условий авторского договора.

7. Если взаимных обязательств Российской Федерации и иностранного государства в области авторского права не существует, соблюдение авторских прав может быть обеспечено только конкретным авторским договором. В этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору.

Соответственно логике проведенного научного исследования и сделанных выводов и обобщений предлагается дополнить закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» формулировками следующего содержания:

- п. 1 ст.31 абзацем четвертым: «Авторский договор следует считать недействительным при отсутствии в нем указания на способ использования произведения».

- п.2 ст.31 нормой: «Авторский договор на переработанное произведение следует считать недействительным, если в нем отсутствует указание на использование в переработанном произведении имени автора первоначального произведения».

- ст.ЗО пунктом пятым: « Если передаваемое право прямо не названо в авторском договоре исключительным, но его исключительный характер следует из других условий авторского договора, его следует считать исключительным правом»

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Договорные и внедоговорные правоотношения в авторском праве»

1. Источники:1. «Конституция Российской Федерации» (с изм. От 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) /Российская газета, № 237, 5.12.1993.

2. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»/ Собрание актов Президента и Правительства РФ, 28.03.1994, № 13, ст. 994.

3. Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (поставки)»/ «Собрание законодательства РФ», 20.05.1996, № 21, ст.2529.

4. Постановление ВС РФ от 09.07.1993 № 5352-1 (ред. От 20.07.2004) «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторскомправе и смежных правах»/ «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.08.1993, № 32, ст. 162 1243.

5. Федеральный Закон от 20.07.2004 № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принят ГД ФС РФ 25.06.2004) / Российская газета, № 159, 28.07.2004.

6. Информационной письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.99 №47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с прйменением Закона РФ «об авторском праве и смежных правах».1.. Литература:

7. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М.,1996.

8. Андреев В.К. Право собственности в России. -М.: «БЕК» 1993. 144с.

9. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т.1, М.,1972

10. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его принятия. М., Юрист. 1997.

11. Богуславский М.М. Вопросы авторского права в международных отношениях. М.: 1973 С.73-106.

12. Близнец И.А. Конституционно правовая и международно-правовая защита интеллектуальной собственности. Дисс. к.ю.н.,М.,1997.

13. Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая.

14. Общие положения, издание второе, М.,2000

15. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность.М., 1976.

16. Венгеров А.Б. Правовой узел современности.//Общественные науки и современность. 1992.№4. С.22-34.

17. Г.С.Вечканов, Г.Р.Вечканова, В.Т.Пуляев «Краткая экономическая энциклопедия» СПб, 1998.

18. Виталиев Г.В., Белов В.В. Вступительная статья к сборнику «Права на результаты интеллектуальной деятельности». М., 1994.

19. Вишневицкий Л.М. Формула приоритета: возникновение и развитие авторского и патентного права. Л., 1990.

20. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденция развития.-М.:Наука. 1984.

21. Гаврилов Э.П. Закон «Об авторском праве и смежных правах». Комментарий.- М.: «Спарк». 1996.

22. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 352 с.

23. Гайнулина З.Ф. Правовое обеспечение прав и законных интересов обладателей необщедоступной информации (коммерческой тайны, ноу-хау). Автореферат к.ю.н. М.,1998.

24. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа.//Советское государство и право. 1991,.№12, с.37-42

25. Герасимов Е.И. Основы социалистического авторского права (на примере СССР)- Бюллетень по авторскому праву, 1987,№2/3,с.22-30.

26. Городов О. «Собственность» и «интеллектуальная собственность».//Интеллектуальная собственность. 1994,№ 9-10. С.2-10.

27. Гражданское право. Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. Ч. 1. -М.:ПРОСПЕКТ, 2004. -632с.

28. Гражданское право.Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого Ч. 1 -М., 1997.

29. Гражданское право. Под ред. Проф. Е.А.Суханова Т.1 М.: «БЕК», 1998.-816с.

30. Гражданское право. Под ред. Калпина А.Г.Ч.1 М.: 2001

31. Гражданское и предпринимательское право. Сборник документов. Под ред. Т.В.Богачевой.-М.,1996.

32. Гражданское процессуальное право России. Под ред. М.С.Шакаряна.-М.,2003.

33. Дозорцев В.А. «Исключительные права и их развитие» СБ.норм.актов «Права на результеты интеллектуальной деятельности:авторское право, патентное право, другие исключительные права». М., 1994.

34. Дозорцев В.А. На рынке идей.//Закон 1993,№2.С.38-41.

35. Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав.//Право и экономика. 1995.С.28-29.//

36. Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов.//»Законодательство и экономика». 1998 №7

37. Дозорцев В.А. Авторский договор и его типы./Соц.законность/ 1984.№5

38. Дозорцев В.А. Авторское право на новый уровень. В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИ Советского законодательства. М.,1984. С. 162-183.

39. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде. Научно-практичекий комментарий. М., 1985.

40. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей /Исслед. Центр частного права. М.: «Статут», 2003. - 416 с.

41. Дождев Д.В. Римское частное . М.,2000.

42. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции. Л. Международные отношения. 1989.

43. Еременко В. Содержание и природа исключительных прав (интеллектуальной собственности)/Интеллектуальная собственность/2000. №4

44. Закон «Об авторском праве и смежных правах». Вступительная статья Э.П.Гаврилова.- М.: «БЕК». 1993.

45. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. Под ред. к.ю.н. И.В.Савельевой.- М.,2001.

46. Иванов Н.П. Развитие форм собственности на современном производстве.//Мировая экономика и международные отношения. 1992.ЖЗ. с.5-21.

47. Изобретательское право в системе советского права. Под ред.Г.И.Смирнова.-М., 1989.

48. Интеллектуальная собственность на телевидении и радио. Под ред. Э.П.Гаврилова.-М.,2004.

49. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М.,1972.

50. Интеллектуальная собственность. Т.2 Новосибирск 1998

51. Информационное письмо Верховного Арбитражного Суда РФ №47 от 28.09.99.

52. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975.

53. Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву. Л., 1955.

54. Ихсанов У.К. Защита прав авторов и свободное использование их произведений. В кн. : Совершенствование правовых средств борьбы с гражданскими правонарушениями. Сборник статей. Алма-Ата. 1984.

55. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М.,2005.

56. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) -М.,1990.

57. Кирдяшова С.Е. Информация как объект интеллектуальной собственности.//Законодательство и практика СМ И// 1997. №11

58. Кириллова М.Я. Совершенствование норм авторского права, охраняющих неимущественные и имущественные права автора. В кн.: Актуальные проблемы гражданского права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловский ун-т. Свердловск. 1986.

59. Клепицкий И.А. Собственность и имущество в уголовном праве.//Государство и право. 1997№5.//

60. Клык H.JI. Спорные вопросы ответственности автора по авторскому договору. В кн.: Вопросы теории и практики гражданско-правового регулирования: Сборник статей. Томск. 1985.

61. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Отв. Ред. Д.ю.н. О.Н.Садиков.- М.,1997.с.778.

62. Комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. Для предпринимателей. М.: 1995.

63. Красавчикова P.O. Личная жизнь граждан под охраной закона. М.,1983

64. Кузнецов М.Н. Охрана авторских прав в международном частном првае. М., 2004.

65. Макагонова Н.В. Авторское право. Учебное пособие. М.,2005.

66. Макагонова Н.В. Смежные права.//Законодательство и практика в СМИ// 1996 №9

67. Мозолин В.П. Развитие советского гражданского права на современном этапе.-М.,1986.

68. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М.,1978.

69. Наменченов К.Н. Абсолютные и относительные гражданские правооотношения, Алма-Ата, 1978.

70. Новосельцев О.В. Право интеллектуальной собственности и имущество предприятия. Автореферат дисс. На соискание ученой степени к.ю.н О.В., М.2000.

71. Охонько Е. Некоторые аспекты авторского права на служебные произведениям/Интеллектуальная собственность.№5.2001.

72. Оуэн JT. Приобретение и продажа авторских права на литературные произведения. -М.:1997. -215с.

73. Петровский C.B. Исключительное право и интеллектуальная собственность в российском законодательстве. М.: 2002. -40с.

74. Применение законов о защите прав на интеллектуальную собственность в США. Ричард П. Бим, Мелвин Ф.Джейгер, Уильям Б.Мак-Грэт, Марк В.Б.Партридж, Ховард Б.Рокмэн. М.,1998.

75. Проблемы современного авторского права. Отв. ред. В.Н.Литовкин, В.А.Рахмилович. М.,2004.

76. Савельева И.В. Развитие теории интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства в буржуазном праве.//Методологические и теоретические проблемы юридической науки. М.1986.

77. Савельева И.В. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. М., 2002.

78. Свердлык Г.А. Основы правового регулирования творческих отношений. Учебное пособие. Свердловск. 2000.

79. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. -М.1996. -704с.

80. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «ТК Велби», 2003 - 752 с.

81. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.,1958

82. Словарь иностранных слов. Под ред. Райсблита M.JI. М., 1926

83. Советский энциклопедический словарь. Гл.ред.А.М.Прохоров.-изд.4-е. -М.: 1988.-1600с.

84. Советское гражданское право.Т. 1. Под ред. Д.М. Генкина. -М.:1950.

85. Соловьев Р.В. Авторское право. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». М.,2001.

86. Судариков С.А. Основы авторского права. -Минск.,2000.

87. Суханов Е.А. Вторая часть нового гражданского кодекса и современный имущественный оборот.//Вестник Московского университета. Сер. 11,Право. 1996№3.

88. Суханов Е.А. Лекции о праве собственности.- М.:2000.-240с.

89. Суханов Е.А. Объекты права собственности.//Закон ,1991 №4.

90. Тархов В.А. Ответственность по советскому праву. Саратов, 1973.

91. Тихомиров Ю.А. Публичное право: Учебник. М.:2003.

92. Трубников П.Я. Применение судами законодательства по авторским делам.//Социалистическая законность. 1986 №8

93. Труды по интеллектуальной собственности. T. 1.Проблемы интеллектуальной собственности в гражданском кодексе России. Институт международного права и экономики им. A.C. Грибоедова. М.,2000.

94. Тулубьева И. Некоторые ошибки пользователей при заключении авторских договоров.//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.№5.2001.

95. Тулубьева И. Право интеллектуальной собственности исполнителей. М.,2004.

96. Харуто В. Споры, связанные с использованием произведений декоративно-прикладного искусства. //Советская юстиция. 1985. №1

97. Церетели Т.В. Причинная связь в уголовном праве. М.,1963.

98. Чернышева С.А. Исполнение обязательств по авторскому договору .//Советская юстиция. 1986. №7 .

99. Чернышева С.А. Правоотношения издательства и автора.//Советское государство и право. 1984 №11

100. Чернышева С.А. Споры, вытекающие из сценарного договора.//Советская юстиция. 1984.№20

101. Чертков B.JI. Авторское право в периодической печати. М.,2003.

102. Усольцева C.B. Результаты интеллектуальной деятельности как правовая категория. Автореф. Дис. К.ю.н. -Томск. 1997.

103. Усольцева C.B. Результат интеллектуальной деятельности как правовая категория. Дисс. к.ю. Н. Томск., 1997.

104. Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа.//Государство и право.-1999.№2//

105. Экономическая энциклопедия. М.: 1999 1055с.

106. Юрченко А.К. Издательский договор. JI. 1988

107. Юрченко А.К. О природе авторского права. В кн. Проблема гражданского права. Сборник статей. JI.1987.

108. Юридическая энциклопедия. Под ред. М.Ю.Тихомирова -М.-2000.1.I Интернет ресурсы.1. enc.yandex.ru2. glossary.ru3. ipolitics.ru4. kinoizm.ru5. medialaw.ru

2015 © LawTheses.com