Генезис мусульманского праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Таилов, Рабадан Закарьяевич, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ

Глава первая. Возникновение шариатского права

1. Кораническое законодательство и правовая практика в седьмом веке

2. Начальный этап развития юриспруденции: ранние школы права

3. Первая концепция мусульманского права Мохаммад ибн Идрис аш-Шафии

Глава вторая. Правовая доктрина и практика средневекового ислама

1. Классическая теория права

2. Сектантские правовые системы в шариате

3. Исламское государство и общество и шариатское право

Глава третья. Мусульманское право в новое время

1. Внешнее влияние: рецепция европейских законов

2. Применение шариатского права в современном исламе

3. Таклид, правовая реформа и неоиджтихад

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Генезис мусульманского права"

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные тенденции развития мусульманского права представляют не только научный, но и практический интерес. Последнее обстоятельство вызвано рядом взаимосвязанных причин. Начиная с 60-х годов, в правовых системах мусульманских стран происходят заметные перемены. В ряде из них правительствами были предприняты попытки создания нового законодательства, которое основывалось бы только на нормах мусульманского права. Вновь создаваемое законодательство должно заменить законодательство созданное по европейскому образцу, начиная со времени колонизации мусульманских стран. Но здесь возникает целый ряд вопросов, решение которых как показало время сопряжено с определенными трудностями.

Прежде всего, серьезному пересмотру подвергнута сама субстанция мусульманского права. Много споров происходит вокруг центрального вопроса теории мусульманского права, концепции «закрытия врат иджтихада1» или таклида (букв., следования определенному авторитету, определенной школе права, подражание, консерватизм), положившей конец творческому развитию мусульманского права еще в X в. и формально действующему до настоящего времени.

Не утихают дискуссии вокруг первой в теории мусульманского права концепции источников права, а проблемы, как известно, возникают тогда, когда теория источников отстает от нужд развития правовой системы. С самого начала каждая из школ мусульманского права придерживалась собственно выработанной концепции и отвергала концепции остальных школ. В настоящее время к старым разногласиям добавились новые. Например, по поводу классификации источников права, места законодательства в системе источников права.

1 Иджтихад - деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.

Серьезные споры вызывают претензии государства на роль творца права и, следовательно, легитимности издаваемых государством законодательных актов, так как традиционно правотворческие функции принадлежали частным лицам - муджтахидам2. Естественно, что любое современное государство не может позволить своим гражданам свободу самостоятельно решать вопросы правовой политики, определять права и обязанности, основываясь на собственном независимом толковании религиозных источников. По этой причине в суды подаются иски об отмене принятых государством законодательных актов как нелегитимных. Несмотря на то, что суды ангажированы государством, они не всегда выносят решения в пользу последнего.

Значительный интерес вызывают призывы к реинтерпретации или современному толкованию основных источников права, так как с того времени прошло более десяти веков, изменились социальные условия и нужны новые, адекватные им, нормы права

Немаловажным является спор о гибкости традиционной доктрины мусульманского права, способности ее эволюционировать, изменятся с изменением жизни общества, т.е. способности приспосабливаться к меняющейся жизни.

До настоящего времени продолжается путаница между источниками, принципами и методами мусульманского права. Например, одни считают кияс (суждение по аналогии) четвертым основным источником права, тогда как другие рассматривают его в качестве принципа права.

И, наконец, начавшаяся еще в XIX в. кодификация мусульманского права, которая продолжается, хотя и с существенными отличиями, и сегодня, породила, пожалуй, очень принципиальный для теоретиков мусульманского права спор о том, что такое современное мусульманское право - доктрина и методология или совокупность субстанциональных норм права? В связи с

2 Муджтахид - ученый-богослов, имеющий право выносить самостоятельные решения по важным вопросам фикха (мусульманское право в широком смысле). этим один из наиболее авторитетных специалистов по мусульманскому праву Дж. Шахт считает, что мусульманское право по своей природе несовместимо с кодификацией, и любая кодификация должна только исказить его. В это же время другие авторитетные ученые считают, что кодификация знаменует очередной этап или новую отправную точку в развитии мусульманского права.

Подобных этим проблем в правовых системах мусульманских стран большое количество. Для их понимания и адекватной оценки в современных условиях необходимо внимательно исследовать полностью, а не фрагментарно, процесс становления концепции мусульманского права, акцентировать внимание на его основных тенденциях развития, оценить заслугу и вклад в развитие мусульманского права других правовых культур. Например, в Индии результатом взаимодействия мусульманского и английского Общего права (Comman Law) явилось совершенно оригинальное англо-мухамеданское право. Это, кстати говоря, не единственный пример такого рода.

Таким образом, чрезвычайная актуальность проблем мусульманского права, и отсутствие монографического исследования истории становления концепции мусульманского права, и предопределили выбор темы диссертации.

Степень разработанности темы. В юридической литературе мусульманских стран вопросы, касающиеся истории становления концепции мусульманского права достаточно хорошо разработаны, особенно доктрины тех школ, которым следуют соответствующие конфессии. Тем не менее, теоретические дискуссии никогда не прекращались.

В европейской правовой науке написано значительное количество научных трудов по проблемам мусульманского права, особенно в англо и франко язычной литературе, так как Англия и Франция имели наибольшее число колоний в мусульманских странах, а исследование мусульманского права представляло собой принципиальную практическую важность при создании органов колониального управления. Именно тогда и было создано англо-мохаммеданское право, представлявшее собой сплав концепций двух правовых семей.

В российской юридической науке также было издано значительное количество научных трудов в этой области. Их написание также было продиктовано практическими соображениями, так как значительную часть населения Российской империи составляло мусульманское население. В этой связи исследования были ограничены школами права, которым следовало мусульманское население соответствующих регионов. Среди них следует выделить труды П.В. Антаки, A.M. Казем-бека, М.М. Ковалевского, В.Ф. Мухина, В.П. Наливкина, И.Г. Нофаля, Н.П. Остроумова, Н.Е. Торнау, Фан ден Берга, А. фон-Кремера, П. Цветкова, А.Э. Шмидта и др.

Важным событием в научной жизни России было издание в 1910 году перевода с французского «Теории мусульманского права» Савосс Паши. Этот труд обладает целым рядом несомненных достоинств. Тем не менее, следует отметить то немаловажное обстоятельство для современной юридической науки, что он ограничен 1910 г. и ханафитской концепцией мусульманского права.

В советский период ощущается недостаток в научных трудах по проблемам мусульманского права, особенно по современным правовым системам мусульманских стран. Вышедшие в свет исследования ограничены освещением отдельных вопросов. Вместе с тем следует выделить научные труды JI.P. Сюкияйнена, в которых исследуются современные проблемы теории мусульманского права. В своих работах автор абстрагируется от многочисленных исторических источников права, тем не менее, он не предлагает цельной картины становления теории мусульманского права, так как это и не входило в задачу его исследований.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на всестороннее и полное исследование процесса становления концепции мусульманского права в арабских странах и странах мусульманского Востока, значительное количество работ в англо и франко язычной юридической литературе, в российской юридической науке еще не было монографического исследования по указанной проблеме. Это обстоятельство и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются процессы возникновения, становления и развития концепции мусульманского права с VII до второй половины XX в., истоки и особенности формирования его основных институтов.

В качестве предмета диссертационного исследования рассматриваются основные тенденции и противоречия политико-правовых взглядов различных правовых школ (мазхабов) и отдельных известных ученых, современное развитие мусульманского права и его роль в правовых системах мусульманских стран.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы дать историко-правовой анализ становления концепции мусульманского права, показать основные тенденции развития, рассмотреть правовые доктрины суннитских и шиитских школ права, выделить этапы развития, изучить процесс реформ во второй половине XX в., исследовать современное состояние концепции мусульманского права.

При достижении указанных целей диссертант поставил перед собой следующие задачи: изучить обстоятельства и условия зарождения концепции мусульманского права, показать роль пророка Мохаммада как основателя мусульманского государства и теории мусульманского права, а также первого судьи и законодателя;

- исследовать становление основных источников права, ортодоксальных школ права и их концепций;

- рассмотреть метод независимого суждения (рай), извлечение правовых норм рациональным путем (иджтихад), метод суждения по аналогии (кияс) и утверждение основополагающих норм мусульманского права согласованным или единогласным мнением мусульманской общины или наиболее авторитетных правоведов-богословов (иджма) (согласованное мнение, консенсус);

- проанализировать концепцию «закрытия врат иджтихада» (таклид) (следования определенной школе права или концепции определенного авторитета, консерватизм) и ее роль в дальнейшем развитии теории мусульманского права;

- исследовать систематизацию мусульманского права, начиная с первой крупномасштабной кодификации норм гражданского права Маджаллы;

- показать изменения в концепции мусульманского права в связи с влиянием романо-германской и англо-саксонской семей права; изучить сферу регулирования общественных отношений мусульманским правом в современных правовых системах мусульманских стран.

Источниковую базу диссертации составили, прежде всего, Коран и о сунна (собрания имеющих правовое значение преданий - хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мохаммада), которые рассматриваются в качестве основополагающих источников мусульманского права.

Наиболее важными источниками концепции мусульманского права являются труды основателей-эпонимов четырех суннитских ортодоксальных школ права: Абу Ханифы, Малека ибн Анаса, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбала4. Особую ценность представляют труды факифов IX и X веков, когда были созданы основополагающие концепции, принципы и совокупность норм мусульманского права.

3. Например, см.: Порохова И.В. Коран. Перевод смыслов и комментарию М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003; Сахих аль-Бухари. М.: Издательский дом «УММА», 2003; 40 хадисов имама ан-Навави. М.: Изд-во «Инфо-Единство», 2001.

4 Абу Ханифа. Ал-Фикх ал-акбар; Малек ибн Анас. Ал-Муватта; аш-Шафии. Китаб ал-умм; Ахмад ибн Ханбал. Муснад.

Среди многочисленных комментариев мусульманского права суннитского толка наибольшим авторитетом пользуется «Хидая». Ее автор, Маргинани, собрал взгляды наиболее авторитетных муджтахидов-ханафитов, показав их расхождения в вопросах теории права5

Источником принципиальной важности является Маджалла. С изданием Маджаллы впервые мусульманское право, которое по своей сути являлось прецедентным, было подвергнуто кодификации по образцу правовых систем европейских стран. Таким образом, кодификация стала главным методом реформирования мусульманского права и способом адаптации к меняющимся условиям жизни.

Для характеристики концепции мусульманского права в Османской империи диссертантом был использован фундаментальный труд И.М. д'Оссона «Полная картина Оттоманской империи», изданный в Санкт-Петербурге в 1795 г.

При проведении сравнительно-правового анализа суннитской и шиитской концепций мусульманского права, автором было использовано сочинение известного шейха Абуль-Гкасыма «Шераиуль-Ислям или законы мусульманского шиитского вероисповедания», изданное известным специалистом в области мусульманского права А.К. Казым-беком в 18621867 гг.

Осмыслению теоретических проблем помогли работы известных отечественных ученых: Л.И. Антоновой, В.М. Баранова, В.В. Бартольда, Е.А. Беляева, C.B. Боботова, Ю.А. Гревцова, Е.А. Дорошенко, A.B. Зиновьева, Г.М. Керимова, И.Ю. Козлихина, А.И. Королева, В.М. Курицына, Э.В.Кузнецова, В.В. Лазарева, К.Е. Ливанцева, Д.И. Луковской, Г. И. Муромцева, B.C. Нерсесянца, И.П. Петрушевского, М.Б. Пиотровского, И.Ф. Покровского, С.М. Прозорова, М.И. Садагдара, А.Х. Саидова, В.П.

5 Маргинани А. Хидая: Комментарии мусульманского права / Пер. с англ. под ред. Н.И. Гродекова. Ташкент: Типо-Литография С.И. Лахтива, 1893. Т.1-4.

Сальникова, В.Д. Сорокина, М.А. Супатаева, Л.Р. Сюкияйнена, В.Е. Чиркина, Н.Г. Янгола и др.

Методологические основы исследования. В диссертации исследуются проблемы, находящиеся на стыке истории права и государства, истории правовых учений и теории права и государства. В связи с этим диссертант использует совокупность различных методов. Прежде всего, это исторический метод. Принцип историзма понимается им как отражающий процесс приращения знаний в ходе исторического развития и применяется в анализе исторического процесса кумуляции знаний о мусульманском праве. Особое значение имеет системный, целостный подход к изучаемым объектам.

В основу анализа положены также методы: логический, нормативно-юридический, сравнительно-правовой, прогнозирования.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое в отечественной юридической науке комплексное, логически завершенное монографическое историко-правовое исследование процесса становления концепции мусульманского права. В работе осуществлен анализ исторического генезиса и эволюции мусульманского права, рассмотрены его основные отрасли и институты.

В диссертации впервые подвергаются анализу современные реформы мусульманского права, освещается их теоретическое обоснование. Показано, что формально продолжающая действовать концепция таклида в действительности является фикцией, а при помощи метода ограничения полномочий шариатских судов, девиза тахайор (право выбора точек зрения), концепции «сияса шар'иийа» (шариатская политика), по сути был восстановлен иджтихад, т.е. продолжается развитие мусульманского права и происходит его адаптация к меняющимся условиям социальной жизни.

В работе впервые освещается современная тенденция предпринимаемых мусульманскими государствами под предлогом исламизации всех сфер жизни попыток формировать, хотя и на исламской основе, законодательство и, таким образом, еще более утвердиться в роли творца правовой политики.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что на основе обобщения и критического анализа материалов истории и теории права и государства и других юридических наук ставится и исследуется фундаментальная проблема истории возникновения, эволюции и функционирования концепции мусульманского права на различных этапах, в том числе ее современных реформ. Сформулированные автором положения и выводы дополняют многие разделы истории права и государства, общей теории права и государства, а также отраслевых юридических наук.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы могут быть использованы: при подготовке лекций, проведении семинарских и практических занятий по теории права и государства, истории права и государства России и зарубежных стран, при подготовке спецкурсов по проблемам функционирования правовых систем стран Зарубежного Востока.

Положения выносимые на защиту:

- как показывает история становления мусульманского права, Коран явно не обеспечивает решение всех правовых проблем присущих организации общества. Вместе с тем мусульмане были твердо уверенны в том, что Бог является единственным законодателем, и что его власть должна осуществлять высший контроль над всеми сторонами жизни общества;

- при омейядах базовый материал местного обычного права был модифицирован тщательно разработанными кораническими правилами, дополнен сводом норм административного права и инфильтрирован элементами иностранных правовых систем. .Первостепенная задача омейядов заключалась в создании практической системы правового регулирования, а не науки юриспруденции;

-многочисленные доктрины и школы права в период правления аббасидов создали угрозу полной дезинтеграции права. Наибольшая заслуга в предотвращении этого негативного процесса принадлежит аш-Шафии, создавшему первую универсальную концепцию источников («корней») права;

- согласно ортодоксальной мусульманской правовой науке, право не произрастало, не создавалось обществом, как это имело место в случае с западными системами права. Право предшествует и формирует общество. Его неизменно действенным предписаниям должна идеально соответствовать структура государства и общества;

- в свете существенного усовершенствования классическая концепция мусульманского права в исторической перспективе рассматривается в качестве этапа эволюции права. Таким образом, она не стала завершенным и единственно авторитетным выражением мусульманского права;

- проводимые, начиная с периода колониализма, реформы дали возможность адаптировать мусульманское право к условиям текущей жизни, с учетом особенностей различных регионов. В Индии, шариатское семейное право было прямо заменено, а сферы его действия были ограничены статутным правом английского образца. На Ближнем Востоке, с другой стороны, шариат систематически подвергался кодификации, процесс которого большее соответствовал духу арабской юриспруденции, но естественно испытал большое влияние Франции;

- концепция таклид на протяжении многих веков, начиная с X века, являлась труднопреодолимым барьером на пути развития права. Но требования современной жизни превратили ее, как и ряд других концепций, в фикцию. Сегодня мусульманское право претерпело глубокие и серьезные реформы. Право, являясь живой силой, должно отражать дух общества, в том числе и мусульманского.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры гражданского и трудового права Северо

Западной академии государственной службы. Основные положения диссертации получили апробацию в выступлениях автора на Межвузовской научно-практической конференции СЗАГС-РАГС «Государственность и государственная служба России: пути развития» (июнь 2003 г., Санкт-Петербург); Межвузовской научно-практической конференции «Государственность и государственная служба России: пути развития» (ноябрь 2003 г., г. Москва); на Итоговой научно-практической конференции СЗАГС (май 2004 г., Санкт-Петербург) и в опубликованных работах автора.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Таилов, Рабадан Закарьяевич, Санкт-Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Глядя в будущее, необходимо отметить две принципиальные особенности модернистской правовой деятельности, которая привлекает внимание.

В первую очередь текущее выражение права покоится на разительном отличии юридического критерия, который представляет варьирующиеся степени сплава двух базовых факторов, практической необходимости и религиозных принципов. На протяжении первой стадии правового модернизма эти два фактора создали четко различаемую дихотомию в праве. Западное право было прямо адаптировано в сфере преступлений и гражданских сделок в целом, в то время как традиционная шариатская доктрина продолжала господствовать в сфере личного статуса. Современные тенденции, однако, имеют склонность положить конец этому устойчивому разделению. В гражданском праве растущее значение дано религиозным принципам. Сочетание иностранных и исламских элементов представляет собой характерную особенность Гражданского кодекса Ирака, обнародованного в 1953 г. Многие из его норм были взяты из ханафитской кодификации Маджаллы и традиционных шариатских текстов, тогда как другие положения, по таким вопросам, как страхование и рисковый договор, покоятся прямо на европейских источниках. Семейное право, с этой стороны, было все в большей степени пропитано западными стандартами и ценностями, и именно здесь юридическая база права, рассматриваемая в целом, представляется наиболее комплексной. В том виде, какой оно имеет с ограничениями характерными для любого современного кодекса, право представляет собой сплав традиционных и новых элементов. А новые элементы являются результатом иногда манипуляции принятыми принципами, иногда свежей интерпретации оригинальных источников, а иногда откровенного признания нужд времени.

Исторические исследования показывают, что в течение раннего периода ислама религиозные предписания, содержащиеся в Коране, были постепенно абсорбированы в рамках существующего обычного права и административной практики Омейядской империи. Когда формирующаяся мусульманская юриспруденция начала систематизировать этот материал, она делала то же самое в похожих случаях, на основе широкой и либеральной интерпретации соответствующих коранических предписаний в свете существующей практики, это было преимущественно так, например, что касается вопросов семейного права, в то время как в других случаях она развивала коранические принципы с крайней тщательностью, например, доктрина риба. И, наконец, эти разрастания юридических интерпретаций были искусственно выражены, особенно посредством роста традиций, как демонстрации божественного предписания. Как часто утверждают в наше время, первостепенной задачей современной юриспруденции должно быть определение точных границ оригинального ядра божественного откровения. И это, вероятно, с необходимостью повлечет переориентацию принятой позиции в отношении традиций, не только с точки зрения их достоверности, а также с точки зрения природы их власти, если их достоверность должным образом установлена. Однажды границы были определены, и аксиомой является то, что эти предписания божественного откровения должны формировать фундаментальную и безвариантную основу любой системы права, которая претендует на демонстрацию воли Бога.

Даже радикальный разрыв с прошлой традицией, который может предполагать такой подход, является, тем не менее, разрывом с характерной конструкцией религиозного права, но не с его сутью. Оно, в любом случае, будет казаться единственным реалистическим базисом для будущего развития и единственной альтернативой полного отказа от определения права как основанного на религии. Право, являясь живой силой, должно отражать дух общества; а дух современного мусульманского общества не выражен ни в какой либо форме прямого секуляризма, ни в доктрине средневековых учебников.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Генезис мусульманского права»

1. Нормативные акты

2. Гражданский кодекс Алжира. Алжир, 1975.

3. Гражданский кодекс Иордании. Амман, 1976.

4. Гражданский кодекс Ирака. Багдад, 1978.

5. Гражданский кодекс Сирии. Дамаск, (б. г.).

6. Гражданский кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976. дари).

7. Гражданский кодекс Исламской Республики Иран. Тегеран, 1994.

8. Гражданско-семейный закон Республики Афганистан. Кабуд, 1976.

9. Закон о Личном Статусе (Иордании) № 61 от 1976 // Ал-мамлака ал-Урдунийа ал-Хашимийа. Ал-Джарида ар-расмийа. Амман. 01.12. 1976.

10. Закон о Личном Статусе (Ирак) № 188 от 1959 г. (с дополнениями и изменениями от 1963 и 1978 гг.) // Ал-Ахвал аш-шахсийа ва идарат амвап ал-касирин. Багдад, 1973.

11. Закон о семье (Алжир) № 84-11 от 1984 г.// Journal Officiel de la Republique Algérienne Démocratique et Populaire. Lois et ordonnances. Alger. № 24.

12. Закон о семье (ИАР) № 3 от 1978 г. // Ал-Джумхурийа ал-Арабийа ал-Йаманийа. Ал-Джарида ар-расмийа. Сана, 1978. № 1.

13. Конституция Республики Афганистан. Кабул, 1986.,

14. Конституция Исламской Республики Иран. Тегеран: Изд-во министерства культуры, 1991 (на яз. фарси).

15. Королевские Указы (Марокко) №№ 343 и 379 от 1957 г. (провозгласили Закон о Личном Статусе) // Мудавванат ал-ахвал аш-шахсийа. Рабат, 1958.

16. Уголовный кодекс Республики Афганистан. Кабул, 1976.

17. Указ № 59 от 1953 г. о Личном Статусе (с дополнениями внесенными законом № 34 от 1975 г.) // Канун ал-ахвал аш-шахсийа маа ат-Тадилат ас-садира фи 31.12.1975. Дамаск, 1976.

18. Указ № 7 PC ДРА «Об ограничении выкупа за невесту». Кабул: Госпечать, 1978.1. Книги

19. Абдул Рахим Наджат. Ауль ва тасиб. Тегеран: Изд-во тегеранского унта, 1964. С.294-355 (на яз. фарси).

20. Абовян X. Полное собр. соч. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1958. Т. 8.

21. Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. М.: Сантлада, 1993.

22. Абу Йусуф Йа'куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-Харадж. (Мусульманское налогообложение) перевод с арабского и комментарии А.Э. Шмидта. Супраком. К переводу A.C. Боголюбова. Всг. Статья A.A. Хисматулина. СПб., 2001.21.

23. Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М.: Наука, 1977.

24. Амирьянц И А., Самир ат-Тайяр. Иракский этикет//Этикет у народов Передней Азии: Сб. ст. М., 1988.

25. Антаки П.В. Сборник постановлений шариата по семейному и наследственному праву. Вып. II. Об опеке, дарении и признании. По учению Абу Ханифы. СПб., 1913. С.58. Ст.112.

26. Асадов А. И. Семейное право. Баку: Изд-во АГУ, 1959.

27. Ахадов А. Современный шиизм и его проявления. М.: Знание, 1980.

28. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982.

29. Аширов Н. Современный ислам и молодежь. М.: Знание, 1972.

30. Бабкин С. Марокканская свадьба//Азия и Африка сегодня. 1995. № 1.

31. Бакрадзе Д. Исторический очерк турецкой системы землевладения. СПб., 1898.

32. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во Mi ТУ, 1992

33. Бартольд В. В. Сочинения. М., 1966. Т. 6.

34. Беляев Е. Л. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

35. Боголюбов A.C. К вопросу о рационалистическом принципе «ар-рай» в раннемусульманской правовой куль науке. М. 1974.

36. Большаков О. Г. История Халифата: в 4. Т. / Рос. АН. Ин-т востоковедения. М.: наука, 189.

37. Боронбеков С. Государственный строй и уголовное право Афганистана (1880-1930): Монография /Ин-т права и экономики МВД РФ. Рязань, 1995.

38. Боронбеков С. Современные уголовно-правовые системы и школы. Рязань, 1994.

39. Боронбеков С. Уголовное и уголовно-исполнительное право Афганистана. (Краткая история и современность): Монография. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.

40. Вагабов М. В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980.

41. Вамбери Г. Очерки жизни и нравов Востока. СПб., 1877.

42. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудитов в Аравии. М., 1967.

43. Васильев JI. С. История Востока. М., 1995. Т. 1.

44. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана. М., 1965.

45. Гиргас В. Ф. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. СПб., 1865.

46. Гольдциер И. Куль святых в исламе. М., 1938.

47. Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб.: Изд. «Брокгауз-Ефрон», 1912.

48. Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учеб. пособие / Под ред. В. К. Пучинского и В. В. Безбаха. М.: Изд-во УДН, 1989.

49. Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. М.: Наука, 1981.

50. Грюнебаум Г. Э. Классический ислам. Очерк истории (600-1258).Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В. В. Наумкина. М.: Наука, 1988.

51. Гурвич С. Б. Моисеево-раввинское законодательство. Вып 1. К истории развития еврейского бракоразводного права. СПб., 1882.

52. Давид Р. Основные правовые системы современности /Пер. с фр. В.А.Туманова. М.: Прогресс, 1988. С. 425.

53. Дози Р. Очерк истории ислама. Пер. с фр. В. И. Каменского. СПб., 1904.

54. Д'Оссон И. М. Полная картина Оттоманской империи в двух частях. СПб., 1795

55. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. М.: Наука, 1975.

56. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.

57. Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М, 1989.

58. Игнатенко А. А Халифы без халифата. М., 1988.

59. Ионова А. И., Султангалиева А. К, Юсупов П. С. Современный ислам: человек и общество. М.: Знание, 1991.

60. Иранская революция 1978-1979. Причины и уроки. М.: Наука, 1989.

61. Ислам и женщина Востока. Ташкент, 1990.

62. Ислам. Историографические очерки./ Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991.

63. Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983.

64. Ислам: религия, общество, государство. М.: 1984.

65. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991.

66. Истории праведных халифов. Кн. третья / Сост. Абдель Хамид Джуда ал-Сахар. М.: Сантлада, 1992.

67. Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М.: Наука, 1982.

68. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М.: «Наука», 1986. С. 152.

69. Казем-бек А. К. Избранные произведения. Баку, 1985.

70. Казем-бек А. К. Мюхтасеруль-Вигкает или сокращенный випсает; курс мусульманского законоведения по школе ханефитов. СПб., 1845.

71. Казем-бек А. К. Разбор сочинения Николая Торнау под заглавием: «Изложение начал мусульманского законоведения». СПб., 1851.

72. Казем-бек А. К. Шераиуль-Ислям или законы мусульманского шиитского вероисповедания. Соч. шейха Абуль-Гкасыма. Вып. 1-2. СПб., 1862-1867.

73. Карасевич П. Л. Мусульманское право и последняя государственная реформа в Турции. М., 1877.

74. Керимов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982.

75. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.

76. Кисляков Н. А. Нормы наследования по адату и шариату у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1973.

77. Кисляков Н. А. Семья и брак у таджиков. По материалам конца XIX — начала XX в. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

78. Книга законов султана Селима I / Пер. с тур. А .С. Тверитиновой. М.: Наука, 1969.

79. Книга Сунны и Шары Мавров. М., 1995.

80. Кодификация мусульманского права // Средняя Азия. III. Ташкент, 1900.

81. Ковалевский М. М. Современный обычай и древний закон. Владикавказ: Алания, 1995.

82. Крымский А. Мусульманство и его будущность. М.: Изд-во маг. «Книжное дело», 1899.

83. Лукьянов А. К. Исламские концепции общественного развития в современном Иране. М., 1989.

84. Лэйн Э. У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982.84. Массэ А. Ислам. М., 1968.

85. Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Наука, 1961.

86. Машаиов М. А. Мусульманский брак в сравнении с христианским браком. Казань, 1876.

87. Мец А. Мусульманский Ренессанс /Пер. с нем. Д. Е. Бертельса. М.: ВиМ, 1996. С. 210.

88. Муллаев М. М. Происхождение и сущность шариата. Душанбе: Ирфон, 1967.

89. Мухин В. Ф. Очерк Магометанского права наследования. СПб., 1898. С. 169.

90. Мэн Г. С. Древний закон и обычай. Исследования по истории древнего права. Пер. с англ. А. Аммона и В. ДерюжинскогоУ Под. Ред. М. Ковалевского. М., 1884.

91. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен. Пер. с нем. СПб., 1895.

92. Надирадзе J1. И. К вопросу о рабстве в Аравии в VII // Вопросы истории и литературы стран Зарубежного Востока. М. 1960.

93. Наливкин В.П. Конспект лекций по истории ислама и мусульманскому праву. Часть I. Ташкент, 1908.

94. Наливкин В. Ислам и закон Моисея. Самарканд, 1898.

95. Наливкин В. П. Туземцы раньше и теперь. Ташкент, 1913.

96. Негря JI. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. М., 1981.

97. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993. С. 223.

98. Нофаль И. Г. Курс мусульманского права. СПб., 1886.

99. Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 90.

100. Остроумов Н. П. Аравия и Коран. Опыт исторического исследования. Казань, 1899.

101. Остроумов Н. П. Исламоведение. Аравия, колыбель ислама. Ташкент, 1910.

102. Остроумов Н. П. Исламоведение. 3. Коран (религиозно-законодательный кодекс мусульман). Часть 1. Ташкент, 1912.

103. Остроумов Н. П. Исламоведение. 4. Шариат по школе (мазхабу) Абу-Ханифы. Ташкент, 1912.

104. Остроумов Н. П. Современное правовое положение женщины. Ташкент, (б. г.).

105. Остроумов Н. Уложение Тимура /Тамерлана/, Казань, 1894.

106. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990.

107. Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран. СПб., 1998.

108. Периханян А. Г. Общество и право Ирана в Парфянский и Сассанидский периоды. М.: Наука, 1983.

109. Периханян А.Г. Сасанидский судебник. «Книга тысячи судебных решений». Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973. С. 213-215.

110. Персидский словарь Амида. Тегеран: Изд. предпр. Амир Кабира, 1995. Т. 1-2 (на яз. фарси).

111. Першиц А. И. Пережитки дуальной организации в родоплеменной структуре арабов // Советская этнография. 1958. №3.

112. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Положение кавказкой женщины по адатам, христианским канонам и шариату // Государство и право. 1997. № 9.

113. Петросян Ю. А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М.: Наука, 1990.

114. Петрушевский И .П. Вакуфные имущества Ардебельского мазара. Т. И. ИАН Аз. ССР Т. 1. Баку, 1947.

115. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. JI.: Изд-во ЛГУ, 1966.

116. Петрушевский И. П. К истории рабства в халифате VII X веков // Народы Азии и Африки. 1971. № 3.

117. Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV VI вв. М.-Л., 1964.

118. Пикулин М. Г. Белуджи. М.: Изд-во вост. лит., 1959.

119. Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.

120. Пиотровский М.Б. Мухаммед, пророки, лжепророки, кахины. Ислам в истории народов Востока. М., 1981.

121. Последний гарем (из дневника русской эмигрантки)//Азия и Африка сегодня. 1994. № 12.

122. Происхождение ислама. Хрестоматия / Сост. Е. Беляев. М.-л., 1931.

123. Раянов Ф.М. Юридическое право: пора разобраться по существу. Уфа, Башкирский ГУ, 2001.

124. Саблуков Г. С. Коран: Пер. с араб. Казань: Центр, тип., 1907. Т. I—II.

125. Саввас-паша. Теория мусульманского права. Ташкент, 1910.

126. Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М.: Наука, 1968.

127. Саидов А. X. Основы мусульманского права. Курс лекций. Ташкент: Акад. МВД Республики Узбекистан, 1994.

128. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992.

129. Сборник материалов по мусульманству. СПб., 1899.

130. Сборник постановлений шариата по семейному праву. Вып. 1-2. СПб., 1912.

131. Синицына И. Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М.: Наука, 1978.

132. Сюкияйнен JI. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.

133. Сюкияйнен JI.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997. С.34.

134. Тверетинова A.C. Аграрный строй Османской империи XV-XV вв. Документы и материалы. М., 1963.

135. Термингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе / Пер. с англ. А. А. Ставиской; Под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1989.

136. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

137. Торнау Н. Е. Особенности мусульманского права. Дрезден, 1880.

138. Торнау Н.Е. Мусульманское право. Вып.1. О праве наследования по закону. СПб., 1866. С.120.

139. Торнау Н.Е. О праве собственности по мусульманскому законодательству. СПб., 1882.

140. Торнау Н.Е. Особенности мусульманского права. СПб., 1892. С. 78.

141. Третьяков М. И. Сунна. Мусульманское предание, его образование и развитие. Сост. М. И. Третьяков. СПб., 1903.

142. Убичини А., де-Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи. СПб., 1877.

143. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу / Пер. с англ. и предисл. А. В. Сагодеева. М.: Наука, 1976.

144. Усманов О. У. Гражданское право дореволюционного Таджикистана. Труды юрид. фак-та Тадж. ГУ. Вып. 1. Вопросы гражданского права и процесса. Душанбе, 1973.

145. Фан ден Берг JI. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1*882.

146. Филипс Абу Амини Билям. Эволюция фикха. (ислам, закон и мазхабы). Уфа, 2001. 223 с.

147. Фиолетовь Н. Вакуфное право в среднеазиатских республиках // Советское право. 1926. № 2/20.

148. Филыптинский И. М. История арабов и Халифата. М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999.

149. Фон-Кремер А. Мусульманское право. Ташкент, 1888.

150. Хайдарова М. С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском Халифате. М., 1985.

151. Хидая: Комментарии мусульманского права / Пер. с англ. под ред. Н. И. Гродекова. Ташкент: Типо-Литография С. И. Лахтива, 1893. Т. 1.

152. Холмогоров И. Н. Об основных постановлениях ислама. Казань, 1*848.

153. Хрестоматия по исламу / Пер. с араб., введ., сост. И отв. Ред. С. М. Прозоров. М.: Наука, 1994.

154. Цветков П. Исламизм.Т.Ш. Асхабад, 1913.

155. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турции в период Танзимата. Баку: Изд-во АН Азербайдж. ССР, 1967.

156. Шайдуллина J1. И. Арабская женщина и современность. М.: Наука, 1978.

157. Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи гражданского Свода (Мэджеллэ) / Пер. с тур. 77. Цветкова. Ташкент, 1911-1912. Т. 1-3.

158. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Изд-во иностр. лит., 1959.

159. Шафик Шихата. Единство законодательства арабских стран. Каир, 1990.

160. Шеремет В. И. Османская империя и Западня Европа. М., 1986.

161. Шестаков JI. Н. Ислам и права человека // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 5. 1997.

162. Шулембаев К. Ш. Об отношении Ислама к женщине. Алма-Ата: Казахстан, 1974.1. Книги на английском языке

163. A re-examination of some basic concepts of Islamic Law and Jurisprudence. Durham, 1963.

164. Abdur Rahim. Muhammadan Jurisprudence. Madras, 1911.

165. Abdur Rahim. The Principles of Muhammadan Jurisprudence, Madras. 1911.

166. Abu Zuhra. On Estate and Succession. Cairo, 1963. P.

167. Al-Wahab I. The legal system of Iraq and the continuity of Islamic law. //The Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

168. Anderson J. N. D. Law Reform in the Muslim World. L., 1976.

169. Anderson J. N. D. Hie Significance of Islamic Law in the World Today //American Journal of Comparative Law. Vol. 9. № 9.

170. Brohi A. K. Fundamental Law of Pakistan. Karachi, 1958.

171. Международного конгресса востоковедов. C.38-40.

172. Changing Law in Developing countries. Edited by J. N. D. Anderson. New York, 1963.

173. Coulson N. J. A History of Islamic Law. Edinburg, 1964.

174. Coulson N. J. Studien zum islamishen Recht. Wien, 1983.

175. Derret J. D. M. Religion, Law and State in India. New York, 1968.

176. Edge I. Ricent trends in Islamic Law // Law and Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

177. Esposito J.L. Women in Muslim Family Law. Syracuse, New York: SUP, 1982.

178. Family Law Reform in the Muslim World. Bombey, 1972.

179. Fyzee A. A. A. Autlines of Muhammadan Law. L. 1964

180. Goldziher I. The Princeples of Law in Islam // History of the World. London, 1970. Vol.VIII.

181. Hamidullah M. Muslim Conduct of State. Lahor, 1954.

182. Hjerrild Bodil. Islamic Law and Sasanian Law //Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

183. Ibn Khaldun. The Muqaddimah. Tr. From Arabic by Franz Rosenthal. New Yoek, 1958. Vol. I. P.6.

184. Islamic Jurisprudence. Shafii's Risala. Translated with Introduction. Notes and Appendics by Majid Khadduri. Baltimore, 1961.

185. Islamic Law and Jurisprudence /Ed. ву N. Heer. Washington, 1990.

186. Jamal J. Nasir. The Islamic Law of Personal Status. Oxford: Graham & Trofman, 1986.

187. Jamal J. Nasir. The Status of Women under Islamic Law and under Islamic legislation. London, Boston: Gracham & Tijfman, 1994.

188. Khadduri M. War and Peace in the Law of Islam. Baltimore, 1955.

189. Khomeini Imam. The practical Laws of Islam. Teheran. 1985.

190. Law in the Middle East. Vol. 1. Origin and Development of Islamic Law / The Middle East Institute. Washington, 1955.

191. Lipstein K. and Szaczy /. Interpersonal conflict of laws // International Enciclopedia of Comparative Law. Tubingen, 1985. Vol. 3.

192. Majid Khadduri. Islamic Jurisprudence Shafii's Risala. Baltimore, 1961.

193. Mayer A. E. The Shari'ah: Methodology or Rules? // Islamic Law and Jurisprudence /Ed.by N. Heer. Seattle and London, 1990.

194. Mehdi R. Legal rights of Muslim Women a pluralistic approach // Law and the Islamic World. Past and Present. Copenhagen, 1995.

195. Mohammad H. Abu-Hassan. Beduin Customary Law. Theory and Practioe. Amman-Jordan, 1974.

196. Nasir J.J. The Islamic Law of Personal Status. L., 1986.

197. Pollock F., Maitlang F.W. History of English Law. Vol.11. Cambridge, 1952.

198. Pound R. Interpretations of Legal History. L., 1946. P.126.

199. Public Administration in the Kingdom of Saudi Arabia. 1995.

200. Schacht J. Pre-Islam Backgraund and Early Development: of Jurisprudence // Law in the Middle East. Washington, 1955.

201. Schacht J. The Origins of Muhammadan Jurisprudence. Oxford: Clarendon Press, 1950.

202. Shorter Encyclopaedia of Islam / Ed on behalf of the Royal Netherlands acad.; by H. A. R. Gibb and J. H. Kramers. Ithaca (N. Y.): Cornel Univ. Press, 1965.

203. Stern G.H. Marriage in early Islam. The Royal Asiatic Society. L., 1939.

204. The Legacy of Islam /Ed. by J. Schacht with C. E. Bodsworth. Oxford: Oxford University Press, 1979.

205. The Shari'a in Sudan: Implementation and Repercussions // The Middle East Journal. 1990 Vol. 44. № 4.

206. Vesey-Fizgerald S.G. Nature and Sources of the Sharia //Law in the Middle East. Vol. 1. Origin and Development of Islamic Law / The Middle East Institute. Washington, 1955.1. Статьи

207. Асадов А.И. Об источниках мусульманского права // «Ученые записки» Азербайджанского государственного университета имени С.М.Кирова. Серия юридических наук. № 2. Баку, 1968.

208. Бикбаев Р. Египет. Имеющий сына не умирает?//Азия и Африка сегодня. 1997. № 3.

209. Бычков С. Полигамия и эмансипация // Азия и Африка сегодня. 1991. №2.

210. Васильев А. М. Идеология раннего ваххабизма// Народы Азии и Африки. 1965.№ 6.

211. Вестник Московского университета. Сер. Право. 1999. № 1

212. Давыдов А. Д. Аграрное законодательство ДРА / Отв. ред. В.В. Басов. М.: Наука, 1984.

213. Дорошенко В. По указу от 8 марта//Эхо планеты. 1990. № 14.

214. Дюжева О. А. Международная конференция по семейному праву //Вестник Московского ун-та. Сер. Право. 1999. № 1.

215. Киреев Н. Атаки на секуляризм // Азия и Африка сегодня. 1997. № 4.

216. Малушков В. «Варенки» вместо хиджаба? // Эхо планеты. 1990. № 3.

217. Левин З.И. К вопросу о социальной роли мусульманского духовенства // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1990.

218. Муромцев Г. И. Источники права в Демократической Республике Афганистан // Государство и право развивающихся стран: Источники права / Отв. ред. С. А.Сосна. М.: Наука, 1985.

219. Периханян А.Г. Частные целевые фонды в Древнем Иране и проблема происхождения вакфа // Вестник Древней истории. 1973. №1. С. 3-17.

220. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах арабского Востока // Социально-политические представления в исламе. М., 1987.

221. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право и семейное законодательство стран Арабского Востока // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

222. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право как объект общей теории права // Советское государство и право. 1979. № 1.

223. Сюкияйнен Л. Р. Проблемы правового бытия мусульманина. Шариат, адат, позитивный закон: грани взаимодействия // Летняя школа по юридической антропологии. Москва-Звенигород, 22-29 мая, 1999.

224. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право и современное семейное законодательство // Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

225. Сюкияйнен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996. № 9.

226. Томара М. Истоки ваххабизма // Атеист. 1930. № 53.

227. Фиолетов И. Вакуфное право в среднеазиатских республиках // Советское право. № 2/20. С. 84.

228. Хайдарова М. С. Основные направления и школы мусульманского права//Мусульманское право (структура и основные институты) / АН СССР. Ин-т гос. и права. М., 1984.

229. Шариат и обычное право в имущественных (поземельных) отношениях //Афганистан: проблемы войны и мира /РАН. Ин-т востоковедения. М., 1996. С. 94-98.

230. Яковлев А. Родина ислама: традиции и реформы // Эхо планеты. 1989. №.

231. Юлдашева О. К вопросу о сути источников мусульманского права. В кн.: Актуальные вопросы теории и итории права и применения советского законодательства. Душанбе, 1975.1. Диссертации

232. Азизулла Рахими. Соотношение государственных и племенных структур власти в Афганистане: Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1995.

233. Асадов А. И. Гражданско-правовые способы укрепления семьи. Дис. . доктю юрид. наук. Тбилиси, 1969.

234. Мохаммад Сана. Ислам и право: Проблема взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект): Дис. . канд. юрид наук. СПб, 1995.

235. Ясин Камел. Источники мусульманского права: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1999.1. Авторефераты

236. Абдул Вахаб С. М. Правовой статус личности в Йеменской Республике. Автореф. канд. юрид. наук. М., 1996.

237. Аль-Саид 3. А. Р. Международная защита прав женщин и внутреннее законодательство Ирака. Автореф. канд. юрид. наук. Киев, 1980.

238. Боронбеков С. Афганское уголовное право (история и современность). Автореф. дис. докт. Юрид. наук. М., 1996.

239. Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права. Автореф. Дис. на соиск. Уч. Степ. К.ю.н. Уфа, 2001.

240. Мохаммад Сана. Ислам и право: Проблема взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект): Автореф. . канд. юрид наук. СПб, 1995.

241. Хасан Зайд Мухаммед Бен Акид. Учение об иджтихаде: его исторические корни и эволюция: Автореф. канд. ист. наук. М., 1987.

242. Ясин Камел. Источники мусульманского права: Автореф. канд. юрид. наук. СПб., 1999.

243. Хидр Мухаммед Джафар Эль-Зефири. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Автореф. канд. юрид наук. М., 1976.

244. Шабанов Ф. Ш. Государственный строй и правовая система Турции. Автореф. канд. юрид. наук. М., 1968.

2015 © LawTheses.com