Государственно-правовые воззрения Б. Н. Чичеринатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Захаров, Александр Вячеславович, кандидата юридических наук

Введение. С.

Глава I. Учение Б.Н. Чичерина о государстве. С.

1.Теоретико-методологическая основа исследования. С.

2. Сущность государства в учении Б.Н. Чичерина. С.

3. Форма правления в государстве и факторы, влияющие на нее. С.

Глава II. Правовая концепция Б.Н. Чичерина С.

1. Право в учении Б.Н. Чичерина. С.

2. Взаимосвязь права, нравственности и политики. С.

3. Личность как носитель свободы. С. 159 Заключение. С. 188 Литература. С.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Государственно-правовые воззрения Б. Н. Чичерина"

Актуальность исследования.

Развитие отечественной юридической науки не возможно без осознания преемственности и восстановления нарушенной связи времен. Среди выдающихся ученых и мыслителей своего времени заметной фигурой является Б.Н. Чичерин, с именем которого связано создание оригинальной и цельной философско-правовой системы европейского уровня. Исследование многогранного творчества ученого знакомит с крупным пластом истории философии, государствоведения, правоведения и политологии. Мысли Б.Н. Чичерина оказали значительное влияние на современную правоведу и последующую правовую жизнь России. Актуальность исследования определяется:

- наличием объективной реальности в развитии государственности и либерализации общества, а в связи с этим бурным интересом к истории страны, ее социально-культурному наследию, как попытке найти в прошлом ответы на решение многих современных проблем, касающихся развития государственности, права, общества в целом. Современное состояние государственности все чаще характеризуют как общественно-политический строй, обладающий либеральными чертами.1 В этой связи требуется обращение к исследованию русского либерализма, который обвиняют в беспочвенности, несоответствии историческим традициям Российского государства, в подражании Западу или американизме, в бесчеловечности и бездуховности и т.п., что не соответствует, на взгляд автора, действительности. Если либерализм в Европе и США прошел длительный путь развития, то у российского либерализма не было такой возможности и наивно было бы ожидать его воплощения сразу и в чистом варианте. Для того, чтобы ускорить процесс либерализации общества в адекватной ему форме, необходимо сверить его не только с развитыми формами европейского или американского либерализма, но и с его отечественными моделями, учитывающими специфику российской действительности, что невозможно без изучения творчества Б.Н. Чичерина, так как классическим образцом модели отечественного либерализма является именно его концепция либерализма;

1 См.: Новикова Л., Сиземская И. Либерализм в России: модель Чичерина //Власть.- 1997.- № 4.- С. 63-68.

- существованием различных, во многом противоречивых подходов к исследованию творчества Б.Н. Чичерина в целом, и его правовых взглядов, в частности. Это проявляется в неоднозначной оценке концептуальных идей как современниками, так и последующими учеными. Сегодня необходимо синтезировать существующие подходы и посмотреть на учение Б.Н. Чичерина в контексте изменяющейся реальности;

- изменением общественных и социальных ценностей, что привело к динамике отношений «личность-государство». На смену коллективизму во всех сферах общественной жизни, доходившему порой до полного отрицания интересов отдельной личности, сегодня приходит обращение к индивидуализму, который позволяет превратить отношения «личность-государство» в партнерские. Личность становится самостоятельным субъектом общественной жизни, охрана ее прав и интересов законодательно закреплена. Ст. 2 Конституции РФ провозглашает, что человек, его права, свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.1 Так как Б.Н. Чичерин является ученым, наиболее полно для своего времени разработавшим учение о свободе личности, ее правах и обязанностях, то для развития современной юридической мысли его идеи имеют особо ценное значение.

Основная проблема, попытка разрешения которой предпринята в данном исследовании, может быть сформулирована следующим образом: каково значение учения Б.Н. Чичерина для современных научных изысканий в области государства и права.

Объектом исследования является творческое наследие Б.Н. Чичерина.

Предметом исследования выступают труды Б.Н. Чичерина, раскрывающее его взгляды на государство и право.

Цель исследования: на основе системного анализа дать комплексный обзор творческого наследия мыслителя в области государства и права, а так же выявить влияние взглядов Б.Н. Чичерина на развитие политико-правовой мысли и процессы государственно-правового строительства.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:

1 Конституция РФ.- м, 1997.- Ст. 2, С. 6.

1. Провести анализ и систематизацию основных частей политико-правовой доктрины Б.Н. Чичерина.

2. Выявить роль взглядов Б.Н. Чичерина на государство и право в истории политико-юридической мысли и новаторский характер указанных взглядов.

3. Формализовать современные подходы к интерпретации творчества Б.Н. Чичерина.

Степень разработанности проблемы.

Анализ источников по проблеме исследования показал существование а) общетеоретических подходов к изучению творчества либералов в целом и Б.Н. Чичерина в частности; б) неоднозначность оценки личности и творчества Б.Н. Чичерина; в) групп исследований, в которых предприняты попытки осмысления отдельных аспектов многогранного творчества ученого.

Неоднозначность оценки творчества и личности Чичерина проявляется в существовании различных, часто противоположных, мнений о вкладе ученого в юридическую науку. Являясь выдающимся русским юристом, историком и философом, основоположником «государственной школы» в историографии, его научное наследие не нашло широкого признания у современников, хотя как личность Чичерин получил высокую оценку. Так, Коркунов Н.М. высказывал мнение об отсутствии в воззрениях правоведа необходимой глубины исследования, связывая это с чрезмерным увлечением Чичериным схемами и невниманием к фактическим данным.1 Кистяковский Б.А. считал, что Чичерин не создал чего-либо значительного в области правовых идей, а его влияние на русскую интеллигенцию признавал «ничтожным».2 Бердяев Н.А. оценивал воззрения Чичерина как противоположные духу русской идеи.3 Из исследователей усматривавших в творчестве Б.Н. Чичерина определенную этапность, можно выделить П.Б. Струве, говорившего что к Чичерину может быть применено с полным правом знаменитое выражение: «Он явился красивой, хотя и очень умной ненужностью».4

1 Коркунов Н.М. История философии права: Пособие к лекциям.- СПб., 1908.- С. 413, 417.

2 Кистяковский Б.А. В запцпу права / Вехи. Из глубины.- М, 1991.- С. 125.

3 Бердяев Н.А. Философская истина. /Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции.- Свердловск, 1991.- С. 26.

4 Струве П.Б. Чичерин и его обращение к прошлому. / На разные темы. (1893-1901)- СПб. 1902.- С. 91.

В то же время Н.А. Бердяев называет Чичерина единственным глубоким теоретиком либерализма на русской почве, отмечая, что в его лице отечественная философия приобрела мыслителя, чьи сочинения отличались системностью, логичностью и оригинальностью.1 Трубецкой Е.Н. писал о Чичерине как об ученом, превосходившем своих современников энциклопедической широтой своих знаний.2 Известный философ права П.И. Новгородцев отмечал в Чичерине непоколебимую честность, неизменную верность себе и проникнутость верой в силу истины, считал, что Чичерин представляет образец самостоятельной и свободной науки. Крупнейший русский философ B.C. Соловьев считал Чичерина самым многосторонне образованным и многознающим из всех русских, а может быть, и европейских ученых современному ему времени.4 Михайловский И.В. называл Чичерина величайшим представителем идеалистической философии права.5 Бердяев Н.А. признавал, что Чичерин был блестящим защитником теории естественного права и идеалистические течения в философии права начала XX века должны почитать его как самого главного своего предшественника.6 Исследование творчества Чичерина велось в нескольких направлениях, основными из которых являются:

1- философское (Абрамов А.И., Аверин Н.М., Алексеев Н.Н., Бабаев Ю.В., Валицкий А., Ерыгин А.Н., Малинин В.А., Медушевский А.Н., Платонова п

М.Г., Приленский В.И. и др.)

1 Бердяев Н.А. Указ. соч.- С. 25.

2 Трубецкой Е.Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник правды в праве. // Вестник права.- 1904.- № 3.-С.6.

3 Новгородцев П.И. Б.Н. Чичерин. М., 1905.- С. 3.

4 Соловьев B.C. Мнимая критика (ответ Г. Чичерину) 1897./Собр. соч.: в 8 т.- СПб., Б.г. - Т. VII.- С. 630.

5 Михайловский И.В. Очерки философии права. - Томск, 1914.- Т 1.-С. 36.

6 Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные. 1900-1906.- СПб., 1907 - С. 207.

7 См.: Абрамов А.И. Обоснование метафизики в русском консервативном гегельянстве ( к характеристике философских взглядов Б.Н. Чичерина). / Социальная философия в России в XIX в.- М., 1985 - С. 93-100; Аверин H.M. Невостребованный реформатор.- Тамбов, 1995.- С. 5-27; Алексеев H.H. Русский гегельянец Б.Н. Чичерин // Голос.- М., 1911 - № 1.- С. 28-65; Бабаев Ю.В. Из истории утверждения неогегельянства в России. // Вестник МГУ. Серия философия.- 1968.- № 6.- С. 60- 68; Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов к XIX- н.ХХ в.в. // Вопросы философии.-1991.- № 8.- С. 25-40; Ерыгин А.Н. Философия истории русского либерализма II пол. XIX (Кавелин, Соловьев, Чичерин): Автореф. дис. .д.философских н., Ростов-на-Дону, 1992.- 21 е.; Малинин В.А. Русский неогегельянец Б.Н. Чичерин // Философские науки.-1961.- № 3. - С. 160-168; Медушевский А.Н. Гегель и государственная школа в русской историографии.// Вопросы философии.- 1988.- № 3.- С. 103-116; Приленский В.И. Полемика Б.Н. Чичерина и B.C. Соловьева. 1897 г.// Философские науки.- 1989.-№ 9.- С. 69-73; Приленский В.И. Концепция Б.Н. Чичерина о судьбах русской истории. /Философия в России XIX- н. XX в.: преемственность идей и поиски самобытности.- М., 1991.- С. 69-79; Чичерин Б.Н. и социально-философская мысль в России XIX в/ Под ред. Н.М. Аверина.- Тамбов, 1995.- 80 с.

2- историческое (Искра Л.М., Порох И.В., Россель Н.В., Кизелыптейн Г.Б. и

ДР)1 л

3- юридическое (Величко A.M., Зорькин В.Д., Бабицкий Б. и др.)

4- Социально-политическое ( Верещагин А.Н., Жаде З.А., Маркин А.В., Татарникова С.Н., Кокорев А.С., Мощелкова Е.Н., Шаронов Д.И. и др.)3

Немаловажным является биографическое исследование жизни Б.Н. Чичерина, предпринятое Б. Илешиным, Г.Б. Кизелыптейном, Ю. Проскуровской.4 Изучение биографии ученого позволяет лучше уяснить условия в которых формировались взгляды мыслителя, факторы, оказавшие влияние на мировоззрение, взаимосвязь событий личной жизни с его творчеством.

Характерным является попытка рассмотрения учения Чичерина с классовых позиций. Покровский М.Н. и его ученик П. Соловьев пытались связать историко-правовые взгляды Чичерина с его классовым мировоззрением.5 С марксистских позиций философское учение Чичерина освещено JI.A. Коганом, который показал, что оно суть формализованное, теологизированное гегелианство, сочетаемое с

1 См.: Искра Л.М. Политические и исторические взгляды Б.Н. Чичерина: Автореф. дис. .д.и.н., Воронеж,

1997.- 34 с; Кизелыптейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин. //Вопросы истории.-1997. - № 4. - С. 53-66; Кизелыптейн Г.Б. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина. / История и историки- М, 1965.- С. 429-439; Порох И.В. Полемика Герцена с Чичериным и отклик на нее «Современника». / Историографический сборник.- Саратов, 1965 - № 2.- С.45-75; Россель Н.В. Общественно-политические взгляды и деятельность Б.Н. Чичерина по его мемуарам и трудам.: Автореф. дис. . к.и.н., Ростов-на-Дону,

1998.- 16 с.

2 См.: Бабицкий Б. Б.Н. Чичерин как буржуазно-либеральный историк русского государства и права.// Ученые записки БГУ. Серия юридическая.- Минск, 1957.- Вып. 34.- С. 163- 196; Величко A.M. Учение Б.Н. Чичерина о государстве и праве.: Автореф. дис. к.ю.н., СПб, 1995.- 25 с; Зорькин В.Д. К вопросу об оценке политических взглядов Б.Н. Чичерина. // Вестник МГУ. Серия Право.- 1967.- № 4.- С. 67-74; Зорькин В.Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право.: Автореф. дис. к.ю.н., М., 1967.- 16 с; Зорькин В.Д. Взгляды Б.Н. Чичерина на конституционную монархию. // Вестник МГУ. Серия Право - 1969.- № 1.- С. 23-30; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли II пол.Х1Х-нач. XX в.- М., 1975.-172 с; Зорькин В.Д. Борис Николаевич Чичерин.- М., 1984.- 109 с; Зорькин В.Д Б.Н. Чичерин о развитии государственности в России и в странах Западной Европы. // Вестник МГУ. Серия право.- 1968.- № 2- С. 39-49.

3 См.: Верещагин A.H. Борис Чичерин - российский политолог. //Вестник РАН.- 1995 - Т. 65 - № 12.- С. 1085-1093; Жаде 3.A. Политическая теория Б.Н. Чичерина.: Автореф дис. . к.полит. н.- М., 1994.- 24 е.; Кокорев А.С. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина.- Тамбов, 1994.-75 с; Кокорев А.С. Научное наследие Б.Н. Чичерина. //Тамбовский вестник - 1997.- № 3.- С. 236-247; Кокорев А.С. О социологических взглядах Б.Н. Чичерина.//Вестник Тамбовского ун-та. Серия гуманитарные науки.- 1997.- Вып. 3.- С.78-81; Маркин А.В., Татарникова С.Н., «Редкий в России государственник.» о некоторых аспектах творчества Б.Н. Чичерина. //Социально-политические науки.- 1992.-№ 1.- С. 87-95; Мощелков Е.Н. Чичерин - один из основоположников политической науки в России. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.- 1998.- № 2.- С. 74-84; Шаронов Д.И. Б.Н. Чичерин как политический мыслитель. //Вестник ТТТУ- 1996.-Т. 2.-№ 1/2. - С. 182-185.

4 См.: Илешин Б. Московский городской голова. //Тамбовская жизнь.- 1994 - 30 ноября - С. 3; Кизелыптейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин. //Вопросы истории.- 1997.- № 4.- С. 53-66; Проскуровская Ю. Почетные граждане Москвы (О Б.Н. Чичерине). //Москва.- 1997.- № 9.- С. 161-168.

5 Покровский М. Н. Историческая наука и борьба классов.- М.-Л., 1933.- Т.2.- С. 30-36, 100-108, 166-168, 175-176; Соловьев П. Философия истории Гегеля на службе русского либерализма (историческая концепция Б.Н. Чичерина) / Русская историческая литература в классовом освещении.- М., 1927.- Т. 1.- С. 120-202. дуалистической тенденцией и априоризмом кантиантского толка.1 Советские историки (Н. Рубенштейн, В. Е Иллерицкий, В.И. Астахов, Б. Бабицкий) в работах, посвященных государственной школе в русской историографии доказывали антинаучную концепцию Чичерина о русском государстве как всесильном творце истории.2 Ряд авторов оценивали Чичерина и его труды с позиции «преданного сторонника и защитника самодержавия», «ярого апологета самодержавия».3

Некоторая односторонность этих оценок обусловлена тем, что авторы обращались к анализу отдельных работ Чичерина, а не всей совокупности, что не позволяет проследить эволюцию его воззрений.

К работам, существенным для данного исследования, следует отнести труды В.Д. Зорькина, в которых достаточно полно рассмотрены взгляды Чичерина на право и государство;4 JI.M. Искры, 5 попытавшегося рассмотреть взгляды Чичерина на государственность, либерализм.

Социально-политическому аспекту творчества Чичерина посвящены работы З.А. Жаде, А.Н. Верещагина, А.С. Кокорева, Е.Н. Мощелкова6 и др. Особенно ценным с точки зрения воссоздания государственно-правовой концепции Чичерина явилась работа A.M. Величко, в которой он попытался осмыслить учение Чичерина о государстве и праве в контексте современной ему действительности, показать общие и особенные моменты учения Чичерина с взглядами его современников.7 Величко отмечал огромное научное и культурное значение учения Б.Н. Чичерина о государстве и политической свободе как самостоятельного, масштабного, связанного с общим учением о праве, системой этических и общетеоретических воззрений русского ученого, что, несомненно, повышает его научную ценность.

1 История философии в 6 т. /Под ред. М.Л. Лынника.- М., 1959.- T.4.- С. 61-70.

2 Рубенштейн H.A. Так называемое государственное направление в русской историографии./ Очерки истории исторической науки в СССР. - М, 1963 - Т. 1.-С. 338- 345; Иллерицкий В.Е. О государственной школе в русской историографии. // Вопросы истории.- 1959.- № 5.- С. 142-158; Бабицкий Б. Указ. соч.-С. 183-196; Астахов В. А. Курс лекций по русской историографии. - Харьков, 1965.- С. 433-441.

3 См.: Астахов В.А.Указ. соч.- 583 с; Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 гг.- М., 1964.- 511 с; Кизелыптейн Г.Б. Политические взгляды Б.Н. Чичерина в 1848-1867 гг.: Автореф. дисс. . К.И.Н.-М., 1966.-23 с

4 См.: Зорькин В.Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право: Автореф дис. к ю.н. - М., 1967.- 16 с; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй пол. XIX- нач.ХХ в. (Б.Н. Чичерин).- М., 1975.- 172 е.; Зорькин В.Д. Борис Николаевич Чичерин.- М., 1984 - 109 с.

5 Искра Л.М. Политические и исторические взгляды Б.Н. Чичерина: Автореф. дис. д.и.н.- Воронеж, 1997.-34 с; Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, государстве, истории.- Воронеж, 1995.- 216 с.

6 Жаде З.А. Политическая теория Б.Н. Чичерина : Автореф дис. к.полит. н.- М., 1994.- 24 е.; Кокорев А.С. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина.- Тамбов, 1994.- 75 с; Мощелков Е.Н. Указ. соч.- С. 74-84.

7 Величко A.M. Учение Б.Н. Чичерина о государстве и праве: Автореф. дис. к.ю.н.- СПб, 1995.- 25 с.

С точки зрения общетеоретического подхода интересны работы, исследующие либеральные течения в целом, затрагивая и учение Чичерина в частности (И.Д. Осипов, П.Н. Зырянов, С.В. Сытин, С.Н. Погодин, А. Валицкий и др.).1 Характерным для них является изучение влияния учения Чичерина на других философов конца XIX - начала XX вв. Отмечая отсутствие прямых преемников Чичерина, ученые выделяют сходные аспекты во взглядах П. И. Новгородцева, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, И.В. Михайловского и др. авторов. Более того, Чичерин явился тем ученым, который проложил в начале XX в. магистральную линию развития русского либерального консерватизма. По мнению названных авторов общее значение правовой теории Чичерина состоит в том, что в ней поставлена в полном объеме проблема соотношения права и нравственности.

Источниковую базу диссертационного исследования составляют: основные труды Б.Н. Чичерина. В работе используется Конституция РФ.

Методы исследования. Основную роль играет метод научной интерпретации политико-правовых учений: описание, реконструкция, объяснение. Кроме этого, ведущим является исторический метод, элементным составом которого является метод сбора и изучения единичных фактов, восхождение от конкретного к абстрактному, системно-структурный подход, восхождение от абстрактного к конкретному. Важное значение имеет использование в работе логического, системного и сравнительного методов. Вместе с науковедческим, широко использовался культурно-исторический метод, одним из родоначальников которого считается Б.Н. Чичерин.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

В данной работе предпринята попытка эволюционного подхода к исследованию государственно-правового учения Б.Н. Чичерина. Идеи Б.Н. Чичерина о государстве и праве рассмотрены с позиций корпоративного анализа юридических и философских воззрений ученого. Ранее акцент смещался именно в философскую сторону вопроса, что объективно верно, но иногда подавляет юридические моменты учения Чичерина. Его взгляды рассмотрены с точки зрения

1 Валицкий А. Указ. соч.- С. 25-40; Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX - начале XX в // Свободная мысль.- 1995.- № 8.- С. 110-122; Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX - н. XX в).-СПб., 1996.- 192 е.; Погодин С.Н. К истории философии права в России // Журнал социологии и социальной антропологии.- 2000.- Т. III.- № 1- С. 191-196; Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов (русская философия права II пол.XIX- нач.ХХ в.в). // Социально-гуманитарные знания.- 2000.-№ 5 - С. 245-258. влияния на развитие идеи государственности и права. Одним из центральных сюжетов работы является вопрос о правах и обязанностях личности, ее свободе и месте в государстве, что ранее не подвергалось глубокому исследованию.

Работа написана на основе первоисточников - трудов Б.Н. Чичерина, изданных при его жизни и не прошедших цензуру советского времени.

В результате исследования делается вывод об оригинальности государственно-правовой концепции Чичерина, построенной на принципах консервативного либерализма, отражающего социально-политическое состояние России того времени, а так же аналог некоторых аспектов современной государственности.

Научная новизна исследования выражается так же в следующих положениях, выносимых на защиту:

- доказывается, что Б.Н. Чичерин является первым отечественным либеральным правоведом, разрабатывавшим основные компоненты теории правового государства (теорию разделения властей, идею связанности государства правом, независимости судебной власти, гарантированности и незыблемости прав и свобод граждан, взаимной ответственности граждан и государства, концепцию гражданского общества, равенство граждан перед законом и приоритет прав человека, проблематику местного самоуправления);

- дифференцированно рассматриваются категории «свобода действий» и «юридическая свобода», ранее не являвшихся предметом научного изучения, и устанавливается, что «свободе действий» присущ социально-психологический аспект, а «юридической свободе» - собственно юридический;

-отстаивается доминирующая роль личности, ее природы, степени свободы, неотъемлемых прав, в том числе и права на смерть;

- отмечается существование в концепции Б.Н. Чичерина теории преобладания личного интереса над общим;

- выявляются структурно-функциональные зависимости и атрибутивные характеристики таких понятий, как «право», «нравственность», «политика»;

- обосновывается положение о том, что любая форма правления может стать идеальной;

- подчеркивается соответствие чичеринской системы факторов, влияющих на процесс образования государства, и современной системы факторов, влияющих на государственность;

- исследуются мысли Б.Н. Чичерина о роли экстраординарных событий в процессе возникновения государства;

- устанавливается, что исследование исторических процессов либеральными правоведами на основе нового фактического материала привело к появлению «государственной школы» в русской историографии.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы:

- при разработке как основных лекционных курсов по истории политических и правовых учений, истории отечественного государства и права, теории государства и права, так и специальных курсов по истории правоведения, теории государства и права и т.п.;

- для научного обеспечения дальнейшего исследования истории российского правоведения;

- в процессе политического прогнозирования и моделирования развития Российского государства и правовой системы.

Апробация и внедрение результатов. Работа выполнена и обсуждена на кафедре гражданского права и процесса Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Апробация исследования осуществлялась в научных публикациях автора, в выступлениях на конференциях «Державинские чтения», на лекциях и семинарах по курсам «История правовых и политических учений», «История государства и права», «Теория государства и права» в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы; иллюстрирована схемами и таблицами.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Захаров, Александр Вячеславович, Тамбов

Заключение.

Завершая исследовательскую логику данной работы отметим наиболее существенные аспекты диссертации.

Б.Н. Чичерин отмечает что, любому человеческому союзу присущи четыре элемента: власть, закон, свобода, общее благо. Этим общественным элементам соответствуют четыре союза: семья, гражданское общество, церковь и государство. Государство является высшим из человеческих союзов, подчиняющим остальные, но не поглощая их, а оставляя им определенную самостоятельность в принадлежащем каждому круге деятельности.

Представление видного российского правоведа о государстве противостояло господствовавшим во II половине XIX века позитивистским учениям, рассматривавшим государство как высшую форму общественной жизни и противопоставлявшим государственность и гражданское общество. Б.Н. Чичерин считал государство воплощением нравственного начала, подчеркивая этим приоритетное значение государства в жизни народа.

Несмотря на то, что вопрос о причинах и предпосылках возникновения государства в разных работах ученым решается с некоторым различием, нами установлено, что, по Чичерину, чаще всего государства образуются либо путем завоевания, либо в результате смешения племен, когда племя выходит за пределы своей ограниченности. Материал, из которого создается государство, двоякого рода: земля, представляющая область, на которую простирается верховная власть, и народ, или совокупность граждан, подчиняющихся этой власти.

Следует так же указать, что способы создания государства мыслитель классифицировал на первоначальные и производные. К первоначальным способам ученый относил преобразование других союзов в государственный, либо свободное волеизъявление людей об объединении в единый союз, к производным способам -объединение или распад уже существующих государств.

Изучение процесса образования государства по трудам Чичерина позволило выделить факторы, влияющие на данный процесс:

1) личность, роль которой особенно сильна на начальном этапе образования государства;

2) религия, в которой возникающие государства находят опору, а власть получает освящение, что позволяет консолидировать общество вокруг исторической личности;

3) постепенное развитие жизни и ее потребностей, создающее необходимые предпосылки для любого события, в том числе и образования государства;

4) завоевание, позволяющее присоединить новые территории и обеспечить вследствие этого приток рабочей силы, увеличить материальные богатства, расширить торговые связи;

5) фактор «X», включающий в себя экстраординарные события, неожиданности.

Исследование сущности общественных союзов и процесса происхождения государства позволило вычленить признаки, характерные для государства. Первым признаком является верховная власть. Для Чичерина характерен в большей степени директивный аспект понятия власти, который трактует власть как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы. Власть мыслитель разделял на частную и общественную. Формами частной власти является семейная и господская, формами общественной - патриархальная, гражданская, церковная и государственная, имеющая характер верховной власти.

Верховная власть, в трудах Чичерина, является стержнем государства, и обладает следующими признаками: она единая, постоянная, безответственная, независимая ни от кого, священная, ненарушимая (требующая полного повиновения), повсеместная (действующая на всей территории), является источником любой другой власти, обладает авторитетом.

Субъектом государственной власти Чичерин считает государство и системой его органов, а власть может быть разделена между этими органами. Разделение власти на законодательную, судебную и правительственную (в свою очередь подразделяющуюся на власть военную и административную), по мнению Чичерина, делает из государства организм в идеальном смысле.

Вторым признаком, отличающим государство от иных человеческих союзов, является территория. Справедливыми, но не бесспорными, являются рассуждения Б.Н. Чичерина о выгодах и недостатках, связанных, с размерами государства.

Третьим признаком автор исследуемой государственно-правовой концепции называет налоги и сборы, необходимые для содержания государства. По способу взимания ученый разделяет налоги на прямые и косвенные.

Изучив взгляды Б.Н. Чичерина на государство, мы выделили несколько подходов к понятию «государство»:

- общенаучный, по которому государство выступает союзом людей, образующих единое, постоянное и самостоятельное целое, подобно единому телу, связь между частями которого не физическая, а духовная, подкрепленная связью поколений;

- частно-научный, в соответствии с которым государство есть союз народа, связанный законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для достижения общего блага;

- специальный подход, рассматривающий государство как юридическое лицо, имеющее собственное имущество для удовлетворения государственных потребностей.

Б.Н. Чичерину присущ оригинальный подход к национальной основе государства и национальной государственной политике. Термины «народ» и «народность» в его концепции являются достаточно близкими, но имеют и различие. В этнографическом смысле употребляется термин «народность», в политическом - «народ». Для государства реальную основу составляет народность, так как она составляет единую духовную сущность, связывающую многие поколения общим сознанием, из которого при благоприятных условиях вырабатывается общая воля. Как замечает мыслитель, народность составляет главное основание государства, то, что дает ему внутреннее, живое единство. Тем не менее, субъектом государства является народ.

Исследуя цели государства, было установлено, что в русской философии права термины «политический» и «государственный» практически идентичны. «Политическим» называлось все то, что относилось к государству, и в этом смысле вся государственная деятельность являлась политической. Цели государства Б.Н. Чичерин делит на общие и частные, причем общей целью является нравственная цель - достижение «общего блага», в котором ученый видел инструмент гармоничного развития и согласования противоположных интересов, разделяющих общество. Основная цель государства состоит из специальных целей, которые, на наш взгляд, уместнее было бы назвать «задачи государства». Специальными целями ученый называет:

1) создание общих условий для жизнедеятельности и свободного развития людей;

2) обеспечение согласованного действия всех элементов государства;

3) охранение права, установление единого правопорядка и охрана прав граждан от нарушений;

4) обеспечение внешней и внутренней безопасности;

5) попечение о материальных и духовных интересах народа.

Следует так же отметить, что на разных этапах существования государства могут появляться новые цели и задачи.

Кроме государственных целей и задач могут существовать частные цели, которые не должны поглощаться в государственных, а для сохранения гармонии должны подчиняться им. Таким образом, по Чичерину, государственная цель определяется как совокупность всех человеческих целей, насколько они касаются государственного союза как единого целого.

Основные задачи, стоящие перед государством, достигаются через его функции, под которыми понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства. Функции государства, отмеченные Б.Н. Чичериным, отличаются от современных функций в своей трактовке, но, по самой сущности, в основополагающих моментах принципиальных расхождений нет. В качестве основных внешних функций основатель «государственной школы» в историографии выделял: а) охранительную, предполагающую охрану правопорядка, обеспечение режима законности, предупреждение преступлений; б) функцию налогообложения и взимания налогов и податей, позволяющую формировать и пополнять казну; в) социальную, по которой государство должно поддерживать наиболее нуждающиеся слои населения, но не доставлять им средства существования; г) экологическую, включающую охрану природных ресурсов от истощения и предлагающую государственное управление и координацию органов в этой сфере; д) функцию развития образования, науки, культуры, позволяющую государству в первую очередь развивать систему учебных заведений, совершенствовать процесс обучения.

Из внешних функций Б.Н. Чичерин акцентировал внимание на: участии в международных отношениях, где необходимо руководствоваться интересом, а не правом, и функции защиты (обороны) государства.

Очевидно, что приоритет и эффективность выполнения функций во многом зависит от формы государства. Факторы, влияющие, по мнению ученого, на форму правления и условия среды, в которых призвана действовать власть, классифицируются на две группы:

1- внутренние: а) единство общества; подразумевающее при уменьшении единства в обществе большую консолидацию и сосредоточенность власти; б) соответствие политического строя общественному; в) материальное благосостояние среднего класса, так как именно средний класс является главным связующим элементом общественного быта, от которого исходит промышленное и умственное развитие общества; г) умственное развитие общества, определяемое по умственному развитию среднего класса. В качестве критериев умственного развития общества выделяются состояние политической литературы, журналистики, участие масс в государственных и общественных делах;

2- внешние, из которых наиболее важный - внешняя защита, требующая сосредоточение власти.

Современная система факторов, влияющих на государственность, соответствует представленной Чичериным. В частности, современная система факторов так же представлена набором внутренних и внешних взаимосвязанных обстоятельств.

Мы не согласны с мнением предыдущих исследователей творчества Чичерина, считавших, что идеальной формой правления у мыслителя может быть только конституционная монархия. В чичеринском изложении каждая форма правления имеет возможность быть идеальной. Форма правления в государстве зависит от многих факторов, в том числе от жизненных условий и состояния общества. В связи с этим, для каждого отдельно взятого государства идеальной будет своя форма правления. С точки зрения автора государственно-правовой концепции для идеального образа правления необходимо участие народных масс в принятии государственных решений, исполнение принятых решений должно вверяться политически образованным лицам, а во главе государства должны находиться лучшие представители общества. Но личная симпатия у Чичерина возникает, действительно, к конституционной монархии, которая в тот период для России могла стать идеальной формой правления.

При изучении взглядов Б.Н. Чичерина на идеальную форму правления было выяснено, что ее установление в государстве возможно только при наличии свободы и закона, являющихся в его концепции началами права.

Исследование понятия «свобода» в чичеринской трактовке позволяет констатировать односторонность подхода предыдущих исследователей к данной проблеме.

Свобода Б.Н. Чичериным понимается в двойном значении:

1) как внешняя свобода (свобода действий) состоящая в независимости действий субъекта от чужой воли, или в определении действий волей самого лица. Другими словами - в возможности делать то, что хочет субъект;

2) как внутренняя свобода, свобода воли, означающая независимость воли субъекта от внешних побуждений или в существующей для него возможности определяться исходя из своей воли. Однако на волю лица, а точнее формирование внутренних побуждений, оказывают влияние: 1) разум человека, сдерживающий слепые влечения людей и указывающий человеку закон, которым необходимо руководствоваться; 2) юридический закон; 3) общественные цели и установки, усвоенные лицом и принадлежащие уже его внутреннему миру. Человек, являясь членом общества, не может не учитывать общественное начало. В связи с этими обстоятельствами Б.Н. Чичерин делит свободу воли на нравственную (внутреннюю), юридическую (внешнюю) и общественную свободу. Таким образом, основной проблемой является разграничение понятий «свобода действий» и «юридическая свобода», именуемые Чичериным общим термином «внешняя свобода». При сравнении свободы действий и свободы юридической диссертант устанавливает их разграничение. Юридическая свобода играет важную роль при формировании внутренней потребности лица к действию, а уж затем наступает свобода действий. Более того, свобода воли (а, значит, и юридическая свобода как одна из форм свободы воли) дает возможность проявиться свободе действий. Реализуясь, свобода действий приходит в столкновение со свободой действий других лиц, что необходимо учитывать. Таким образом, в свободе действий ограничитель носит отношенческий характер, а в юридической свободе -нормативный. Свобода юридическая ограничивается юридическим законом. Свобода действий характеризуется в большей степени психологической характеристикой воли субъекта. При юридической свободе соблюдается формальное равенство, то есть вне зависимости от психологической характеристики личности, есть принудительная сила равная для всех - это закон. Следовательно, свободе действий присущ в большей степени социально-психологический аспект, а юридической свободе - собственно юридический.

Соответствие различных форм свободы областям права позволило исследователям творческого наследия Б.Н. Чичерина ограничить понятие «свободы» только свободой воли, что является неверным.

Вторым началом права у Чичерина является закон. Феномен юридического закона, в сравнении с иными законами, заключается в том, что он является связью государства с его членами, устанавливающей отношения власти и подчинения. В работах изучаемого правоведа имеется дифференциация законов на основные, касающиеся важнейших вопросов государства, и иные, вызываемые к жизни существованием различных неурегулированных общественных отношений. Главное отличие юридических законов от других (например, нравственных) заключается в том, что юридический закон относится к области внешней свободы человека. Юридический закон закрепляет нормы права, обязательные для всех, которые отражают условия общества, в котором они призваны действовать, и соответствуют развитию правового сознания в обществе. За отступление от юридического закона (нарушение норм права) применяется наказание. Таким образом, юридический закон поддерживается принудительной силой. Юридический закон для Б.Н. Чичерина есть произвольное человеческое установление, которое может изменяться в зависимости от изменения правового сознания и других факторов.

Учитывая изменения общественной жизни, постановку новых государственных целей, ученый отмечает, что элементами всякого законодательства являются прогресс и предания. Из преобладания того или иного начала Чичерин выводит виды законодательства: историческое и рациональное. Как нам кажется, данное основание для деления несколько неопределенное, несистематизированное. Более уместно было бы деление на рациональное и иррациональное, хотя деление Чичерина так же обоснованно. Идеал состоит в сочетании обоих начал изменения законодательства.

Поэтому особое внимание видный правовед уделял законодательному процессу, считая, что основательная подготовка законов является одним из важнейших требований всей политики законодательства. В первоначальную стадию включается сбор материала и на его основе выработка текста закона. Затем поставлено редактирование закона и передача его на обсуждение, которое может быть предварительное (техническое, политическое и общественной) и окончательное (правительственное и парламентское). На остальных стадиях законодательного процесса Чичерин не заостряет внимания, ограничившись упоминанием: подписание законопроекта монархом (или наложение вета) и обнародование уже закона.

Таким образом, свобода и закон являются двумя элементами права, тесно связанными между собой. Содержание юридического закона состоит в определении прав и обязанностей лиц, то есть того, что они могут делать, и того, что можно от них требовать. Закон устанавливает степень свободы. А свободу, определяемую юридическим законом, Чичерин считает свободой внешней, проявляющейся во внешних действиях, и, вследствие этого, преходящая в столкновение со свободой других. Закон призван урегулировать эти столкновения и согласовывать между собой свободу различных субъектов.

Из соотношения понятий «свобода» и «закон» ученый выводит понятие «право», имеющее двойное значение:

- объективное право- это закон, определяющий свободу;

- субъективное право- законная свобода что-либо делать или требовать.

Соединение этих двух смыслов позволяет нам говорить о праве как внешней свободе человека, определяемой общим законом. Сущностным критерием права выступает его принудительный характер. За выделение этого критерия Чичерин подвергался критике со стороны своих современников.

Изучение взглядов мыслителя на основу права позволило нам констатировать существование в исследуемой концепции наличие неразрывной связи права с духовной сущностью человека, происхождение права из самой природы человека. Таким образом, Чичерин в качестве основы права называет человеческую личность и ее свободу. Динамика права зависит от умозрения и опыта. Из необходимости совместного существования умозрения и опыта ученый производит основное разделение права на философское (или естественное) и положительное. Положительным правом он считает то, что реально действует в жизни. Философское право - это идеальная норма, которая осознается обществом и наукой и служит ориентиром, руководящим началом для законодателя, то есть это идеал, к которому необходимо стремиться. Вследствие этого философское право обязательно должно зависеть от нескольких факторов: уровня развития сознания граждан и общества в целом и от конкретных жизненных условий, с которыми необходимо считаться и соизмерять свои действия и соображения.

К основополагающим право понятиям (свобода и закон) Чичерин добавляет «власть», призванную охранять закон и сдерживать свободу. Таким образом, власть вытекает из требований самого права, из потребностей принуждения, вызываемой как столкновениями между людьми, так и соединением сил для достижения общих целей.

Б.Н. Чичерин, в отличии от других известных представителей либерального направления, акцентирует внимание на структурно-функциональных зависимостях и атрибутивных характеристиках таких понятий, как «право», «нравственность», «политика». Право и нравственность являются регуляторами поведения людей, исходя из общего начала -справедливости, правды. Право, в целом, должно соответствовать нравственности. Более того, требование уважения к праву, как выражению человеческой личности, является нравственным требованием. Следовательно, уважение к праву не как внешнее только подчинение, а как внутреннее побуждение к деятельности, является предписанием нравственного закона. С этой точки зрения нравственность иногда служит восполнением права.

Несмотря на общие черты, автор оригинальной государственно-правовой концепции выделяет различие между правом и нравственностью. Нравственность охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Именно поэтому Чичерин отмечает, что право и нравственность определяют две разные области человеческой свободы -нравственностью определяются внутренние, нравственные побуждения, а правом внешние отношения воли. Право устанавливает правила для внешних действий, касаясь внутренних мотивов лишь настолько, насколько они выражаются во внешних действиях, а нравственность регулирует внутренний мир человеческой души, касаясь внешних действий настолько, насколько в них выражается этот внутренний мир. Спецификой права, в отличии от нравственности, является его принудительный характер.

Право в трудах ученого выступает формальным началом. Содержательным же началом является политика, в которой господствующим началом является целесообразность. В то же время, право и политика должны быть направлены на достижение одной цели - общее благо. Пока право и политика находятся в согласии, государственная жизнь остается в нормальном положении. В этом случае деятельность государства определяется правом и не должна выходить из пределов, установленных законом, и в то же время право является средством для достижения цели, причем средства должны быть нравственно оправданными. Вместе с Чичериным большинство российских правоведов считали, что политику невозможно подвести под точку зрения безусловной нравственности. Безнравственные средства допускаются Чичериным в случае нравственности и значительность достигаемой цели. В то же время, мыслитель констатирует, что пока власть действует в пределах законно установленных полномочий, принципиальных противоречий между правом и политикой нет. В случае несоответствия между целесообразностью и правозаконностью, государство делает выбор, жертвуя одним из начал, чаще всего юридическим началом.

Для Чичерина и многих современных ему правоведов, политика оправдывается нравственностью не только тогда, когда руководствуется целями всеобщего блага, используя, по возможности, нравственные средства, но и тогда, когда подчиняет свою деятельность праву, строит ее, учитывая требования закона.

Нравственная политика - правовая политика, а ее высшее проявление - правовое государство.

Важнейшим показателем состояния общества в целом, и перспектив его развития, в частности, является характер взаимоотношений государства и личности. Именно личность составляет краеугольный камень всего общественного здания, не зная природы и свойств человеческой личности, невозможно разобраться в общественных отношениях. У Чичерина понятия «личность», «гражданин», «индивид» недифференцированы и взаимозаменяемы. На наш взгляд целесообразно разграничить данные понятия, несмотря на тесную взаимосвязь между ними.

Природу человеческой личности ученый определяет широко: 1) личность-это постоянно пребываемая сущность, то есть метафизическое начало; 2) личность есть сущность единичная, самостоятельный центр силы и деятельности; 3) личность есть сущность духовная, одаренная разумом и волей; 4) личность наделяется известным достоинством, в силу которого она требует к себе уважения; 5) воля личности признается свободной, в силу чего ей присваиваются власть над собой и права.

Все права, принадлежащие личности, правовед разделяет на личные и политические. Современные исследователи прав человека называют их правами первого поколения. Отметим, что для Чичерина характерна трактовка личных прав в широком смысле, то есть все права, принадлежащие человеку. К личным правам он относил свободу совести, печати, неприкосновенность лица в физическом и духовном плане, право на смерть, право располагать своими действиями по своему изволению, что включает в себя право свободного перемещения и выбора места жительства, свободу труда, а так же обязываться известными действиями в отношении других лиц. Политические права предоставляют личности возможности участия в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством.

К обязанностям ученый относил повиновение власти, уплату налогов и иных сборов, верность государству.

Б.Н. Чичерин отдает приоритет правам личности, но допускает случаи их законодательного ограничения: если это противоречит установленным государством правовым нормам; в чрезвычайных ситуациях и в общественных и государственных интересах. В остальных случаях гарантом соблюдения прав граждан является суд, который является независимым. Полная гарантия прав достигается только участием граждан в управлении государством.

Автор данной государственно-правовой концепции является защитником индивидуализма, поэтому в его философско-правовой концепции присутствует теория преобладания личного над общим. Он считает, что постулат о превосходстве общего над частью пригоден только для машин, а не для людей. Сознанием и волей наделены только отдельно взятые лица, а все общественные учреждения и институты имеют возможность существовать только благодаря тому, что они представлены именно лицами. Таким образом, не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц.

Чичерин исследовал ранее других отечественных правоведов составные компоненты теории правового государства и, по сути, разработал русский вариант движения к правовому государству, учитывающему социально-политические реалии России XIX века и национально-государственные традиции русской истории. Мы приходим к такому выводу, анализируя взгляды мыслителя на:

- теорию разделения власти, так как Б.Н. Чичерин считал необходимым разделить власть на три основные ветви - законодательную, судебную, правительственную, распределив ее между различными государственными органами;

-идею связанности государства правом;

-независимость судебной власти, что обеспечивает беспристрастие судей и дает гарантии закону и свободе. Независимость достигается с помощью несменяемости судей и привлечения общества к участию в судопроизводстве в виде присяжных;

-гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан;

-приоритет прав человека;

-взаимную ответственность граждан и государства;

-концепцию гражданского общества;

-равенство граждан перед юридическим законом;

- нравственность политики;

- проблематику местного самоуправления, значение которого Чичерин видел в поддержании политической свободы. Органы местного самоуправления должны быть независимы от иных государственных органов. Участие в работе органов местного самоуправления позволяет приобрести политический опыт гражданам. В местном самоуправлении государствовед выделяет два элемента, от сочетания которых зависит управление - правительственный и общественный (выборный). Их сочетания дает два возможных варианта. 1) Управление остается нераздельным в руках государства и учреждаются только выборные советы при назначаемых правительством администраторах. Все исполнение сосредотачивается в руках правительственных чиновников, выборные же получают совещательный или решающий голос по делам их местности. 2) Управление разделяется между правительственными и выборными органами. Выборные органы обладают особым кругом действия, главным образом, самостоятельно ведают местными делами. Выборные представители из своего числа выбирают исполнительные органы.

Учитывая значительность фигуры Б.Н. Чичерина и оригинальность его государственно-правовой концепции в дальнейшем возможна разработка проблемы влияния Б.Н. Чичерина на развитие мировой государственно-правовой мысли XIX -XX вв.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Государственно-правовые воззрения Б. Н. Чичерина»

1. Чичерин Б.Н. Вопросы политики,- М., 1903,- 244 с.

2. Чичерин Б.Н. Вопросы философии.- М., 1904,- 385 с.

3. Чичерин Б.Н. Воспоминания Б.Н. Чичерина.- М., 1929-1934.

4. Чичерин Б.Н. Еще о сельской общине (ответ г. Беляеву). /Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права.- М., 1858,- С. 3- 25.

5. Чичерин Б.Н. Задачи нового царствования. /Победоносцев и его корреспонденты. Письма и заметки,- М., 1923,- Т. 1.- С. 104-120.

6. Чичерин Б.Н. История политических учений: в 4-х т.- М., 1869-1877.

7. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. 4 1,- М., 1894. 482 с.

8. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч 2,- М., 1896. 433 с.

9. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. 4 3,- М., 1898. 556 с. Ю.Чичерин Б.Н. Наука и религия,- М., 1879,- 519 с.

10. П.Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов.- М., 1862,- 264 с.

11. Чичерин Б.Н. Обзор исторического развития сельской общины в России. //Русский Вестник. 1856. - № 3-4. - С. 37-62.

12. Чичерин Б.Н. О народном представительстве.- М., 1899,- 810 с.

13. Чичерин Б.Н. О началах этики. //Вопросы философии: сб. ст.- М., 1904.-С. 225-329.

14. Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права.- М., 1858,- 389 с.

15. Чичерин Б.Н. Очерки Англии и Франции,- М., 1858. 356 с.

16. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки,- М., 1892,-423 с.

17. Чичерин Б.Н. Психологическая теория права. //Вопросы философии: сб. ст.- М„ 1904,- С. 357-370.

18. Чичерин Б.Н. Россия накануне XX столетия.- Берлин, 1901,- 180 с.

19. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. 4 1,- М., 1882,- 468 с.

20. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч 2,- М., 1883,- 457 с.

21. Чичерин Б.Н. Философия права.- М., 1900 336 с.

22. Абрамов А.И. Обоснование метафизики в русском консервативном гегельянстве (к характеристике философских взглядов Б.Н. Чичерина). / Социальная философия в России в XIX в.- М.: ИФАН, 1985,- С. 93-100.

23. Аверин Н.М. Невостребованный реформатор.- Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1995,-С. 5-27.

24. Актуальные проблемы историко-правовой науки: история государственных и политических воззрений,- Саратов:Изд-во Саратовского ун-та, 1988,- 160 с.

25. Алексеев А.С. Безответственность монарха и ответственность правительства.- М., 1907,- 70 с.

26. Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель,- М., 1880.- 335 с.

27. Алексеев А.С. Очерки по общей теории государства: основные предпосылки и гипотезы государственной науки,- М., 1919 208 с.

28. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права. //Государство и право.-1993. -№6.-С. 128-133.

29. Алексеев Н.Н. Русский гегельянец Б.Н. Чичерин. //Голос.- М., 1911.- № 1.-С.28-65.

30. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство,- М.: Аграф, 1998,- 640 с.

31. Ю.Алексеев С.С. Философия права: история и современность. Проблемы.

32. Тенденции. Перспективы,- М.:Норма, 1999.- 329 с.

33. П.Аристотель Политика. /Сочинения в 4-х т.- М.: Мысль, 1983.- Т. 4,- 830 с.

34. Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство второй половины XIX в. / Гегель и философия в России.-М.:Мысль, 1974.-С. 176-184.

35. Астахов В.А. Курс лекций по русской историографии.- Харьков: Изд. Харьковского ун-та, 1965.- 583 с.

36. Бабаев Ю.В. Из истории утверждения неогегельянства в России. //Вестник МГУ. Сер. философия. -1968,- № 6. С. 60-68.

37. Бабицкий Б. Б.Н. Чичерин как буржуазно-либеральный историк русского государства и права. //Ученые записки БГУ. Сер. юридическая. Минск.-1957,- Вып. 34,- С. 163- 196.

38. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты. //Правоведение. 2000. -№ 3. -С. 4-16.

39. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. //Государство и право. 1996. - № 12. - С. 10-18.

40. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность. //Государство и право,- 1993,- № 7.- С. 21-30.

41. Бердяев Н.А. Опыты философские, социальные и литературные. 1900-1906,-СПб, 1907,- 435 с.

42. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х-нач. XX вв.: Судьба России,- М.: ЗАО «Сварочик», 1997,- 540 с.

43. Бердяев Н.И. Философская истина. /Вехи: сб. ст. о русской интеллигенции,-Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1991.- 235 с.

44. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей,- М.:Луч, 1993.-252 с.

45. Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова,- М.: Изд. Моск. ун-та, 1972,- 316 с

46. Болл Т. Власть. /Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,- Т. 1,- С. 29-41.

47. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки. //Государство и право.- 1993,- № 7,- С. 12-20

48. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов к XIX-нач. XX в.//Вопросы философии,- 1991,- № 8,- С. 25-40.

49. Вебер М. Харизматическое господство. / Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,- Т. 1,- С. 55-69.

50. Величко A.M. Правовой статус личности как основополагающая ценность современного российского конституционализма. // Юридическая мысль. -2001. -№ 1. С. 7-11.

51. Величко A.M. Учение Б.Н. Чичерина о государстве и праве: Автореф. дис. . к.ю.н,- СПб, 1995,- 25 с.

52. Верещагин А.Н. Борис Чичерин российский политолог. //Вестник РАН,-1995,- Т. 65,- № 12,- С. 1085-1093.

53. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР.- М.:Юрид. лит., 1985,- 176 с

54. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.: Лениздат, 1990.-317 с.

55. Волков Б.С. Нравственные начала в назначении наказания. //Правоведение. -2000. -№ 1. С. 121-127.

56. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.- М.:Республика, 1994,-369с

57. Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендетальной философии,- М., 1914,- 437 с.

58. Гаман-Голутвинова О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции,- М.: Изд-во «Интеллект», 1998.- 415 с.

59. Гегель Г.В.Ф. Философия права,- М.: Мысль, 1990,- 524 с.

60. Герваген Л.Л. Обязанности как основание права,- СПб., 1908,- 207 с.

61. Герцен А.И. Произведения 1867-1869 гг.- Дневниковые записи. /Собр. соч.: в 30 т- М.: Изд. Академии наук СССР, I960,- Т. XX,- Кн. 2.- 497 с.

62. Гессен В.М. Памяти Георга Еллинека. //Право,- 1911,- № 4,- С. 195-198.

63. Гумплович Л. Общее учение о государстве.- СПб., 1910.-516 с.

64. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека на осуществление эвтаназии. // Государство и право. 2000. - № 11. - С. 52-59.

65. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право.- М.: Межд. отн., 1991.- 164

66. Добролюбов Н.А. Первые годы царствования Петра Великого./ Поли. собр. соч.: в 6 т.- М.-Л.:Худож. лит., 1962.- Т.З.- С. 7-133.

67. Еллинек Г. Право современного государства.- СПб., 1908.- Т. 1, 599 с.

68. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания,- М, 1910,- 148 с.

69. Ерыгин А.Н. Философия истории русского либерализма второй половины XIX в (Кавелин, Соловьев, Чичерин).: Автореф. дис. д. философских н., Ростов-на-Дону, 1992,- 21 с.

70. Жаде З.А. Политическая теория Б.Н. Чичерина: Автореф. дис. . к. полит, н.-М., 1994,- 24 с.

71. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов,- М.: Изд. Моск. ун-та, 1964,- 511 с.

72. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т.- Париж: «YMKA-Press», 1989.

73. Зорькин В.Д. Б.Н. Чичерин о развитии государственности в России и в странах Западной Европы. //Вестник МГУ. Сер. право.- 1968,- № 2,- С. 39-49.

74. Зорькин В.Д. Борис Николаевич Чичерин,- М : Юрид. лит., 1984,- 109 с.

75. Зорькин В.Д. Взгляды Б.Н. Чичерина на конституционную монархию. //Вестник МГУ. Сер. Право,- 1969,- № 1,- С. 23-30.

76. Зорькин В.Д. Воззрения Б.Н. Чичерина на государство и право: Автореф. дис. . к.ю.н,- М., 1967,- 16 с.

77. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России II пол. XIX-нач. XX в. (Б.Н. Чичерин).- М.: Изд-во МГУ, 1975,- 172 с.

78. Зорькин В.Д. К вопросу об оценке политических взглядов Б.Н. Чичерина. //Вестник МГУ. Сер. Право,- 1967,- № 4,- С. 67-74.

79. Зуев В.И. Власть в системе политологических категорий. // Государство и право. 1992,- № 5. - С. 90-96.

80. Зырянов П.Н. Российская государственность в XIX нач. XX в.в. // Свободная мысль. - 1995. - № 8. -С. 110-122.

81. Илешин Б. Московский городской голова. //Тамбовская жизнь,- 1994,- 30 ноября,- С. 3.

82. Иллерицкий В.Е. О государственной школе в русской историографии. //Вопросы истории,- 1959,- № 5,- С. 142-158.

83. Ильин И.А. О сущности правосознания. / Собр. соч.: в 10 т.- М.: Русская книга, 1994,- Т. 4, С. 149-415.

84. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. / Собр. соч.: в 10 т.- М.: Русская книга, 1994,- Т. 4, С. 45-148.

85. Ильин И.А. Отповедь расчленителям./ Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: ст. 1948-1954 гг. в 2-х т.- М.: МП «Рарог», 1992,- Т. 2, С. 43-47.

86. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России ? / Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: ст. 1948-1954 гг. в 2-х т.- М.: МП «Рарог», 1992,- Т. 1, С. 255-264.

87. Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть. /Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,-Т. 1.-С. 53-80.

88. Искра Л.М. Политические и исторические взгляды Б.Н. Чичерина.: Автореф. дис. . д.и.н.- Воронеж, 1997.- 34 с.

89. Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин: о политике, государстве, истории.-Воронеж: Воронежский ун-т, 1995,- 216 с.

90. История философии в 6-ти т. /Под ред. М.А. Лынника.- М.: Изд. Акад. наук СССР, 1959,- Т. 4,- 672 с.

91. Кавелин К.Д. Монографии по русской истории. /Собр. соч.- СПб., 1897,- Т. 1,- 1055 с.

92. Каштанов С.М. К историографии крепостного права в России./ История и историки,- М.: Наука, 1965,- С. 315-325.

93. Кизелыптейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин //Вопросы истории. 1997,- № 4.- С. 53-66.

94. Кизелыптейн Г.Б. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина. / История и историки,- М.: Наука, 1965,- С. 429-439.

95. Кизелыптейн Г.Б. Политические взгляды Б.Н. Чичерина в 1848-1867 гг.: Автореф. дис. . к.и.н,- М., 1966,- 23 с.

96. Кистяковский Б.А. Вехи. Из глубины.- М., 1991,- 732 с.

97. Кистяковский Б.А. Философия и социология права.- СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. инст-та, 1998,- 799 с.

98. Козлов В.Т. Грани российской государственности,- М., 1992,- 63 с.

99. Кокорев А.С. Научное наследие Б.Н. Чичерина. //Тамбовский вестник. -1997. -№3.~ С. 236-247.

100. Кокорев А.С. О социологических взглядах Б.Н. Чичерина. //Вестник Тамбовского университета. Сер. гуманитарные науки. -1997,- Вып. 3,- С.78-81.

101. Кокорев А.С. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина.- Тамбов: Изд-во МИНЦ, 1994,- 75 с.

102. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву.- М., 1912,- 306с

103. Кокошкин Ф.Ф. Об основаниях желательной организации народного представительства в России,- М., 1906,- 103 с.

104. Кокошкин Ф.Ф. Республика.- Баку, 1917,- 23 с.

105. Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право в связи с основными началами общего государственного права,- М., 1908,- 155 с.

106. Колесников А.В. Отчуждения в праве. //Государство и право. 1993,- № 6,-С.133-140.

107. Комлева В.В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф дис. . к.философ, н.- Тамбов, 2000,- 22 с.

108. Конституция РФ,- М.: Норма, 1997.- 23 с.

109. Коркунов Н.М. История философии права: пособие к лекциям,- СПб., 1908,-456 с.

110. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права,- СПб., 1904,- 354 с.

111. Коркунов Н.М. Русское государственное право: Пособие к лекциям.- СПб., 1893,-Т. 1.-461 с.

112. Корнев В.Н. Проблемы сущности и назначения власти в либеральном государствоведении России нач. XX в. // Журнал Российского права. 2000.-№5-6. - С. 196-201.

113. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства,- М, 1915,-417 с.

114. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. /Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т,-Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,- Т.1.- С. 234-248.

115. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы. //Государство и право. 2000. - № 10. - С. 43-50.

116. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности. // Государство и право. -1994. -№3. С. 3-8.

117. Кузнецов Э.В. Философия права в России,- М.: Юрид. лит., 1989,- 205 с.

118. Лазаревский Н.И. Русское государственное право.- СПб., 1913,- Т. 1,- 276 с.

119. Ломоносов М.В. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747-1765 гг. /Полн. собр. соч.,- М.-Л.: Изд. Акад наук СССР, 1952,- Т. 6,- 690 с.

120. Лосский Н.О. История русской философии,- М.: Высшая школа, 1991,- 559 с.

121. Малинин В.А. Русский неогегельянец Б.Н. Чичерин. // Философские науки.-1961,-№3. С. 160-168.

122. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ. //Журнал Российского права. 2000. - № 3. - С. 88-93.

123. Маркин А.В., Татарникова С. Н. «Редкий в России государственник» : о некоторых аспектах творчества Б.Н. Чичерина. //Социально-политические науки,- 1992,- № 1,- С.87-95.

124. Матузов Н.И. Возможность и действительность в правовой сфере. // Правоведение. 2000. - № 3. - С. 16-30.

125. Матузов Н.И. Еще раз о принципе «не запрещенное законом дозволено». // Правоведение.- 1999,- № 3,- С. 14-32.

126. Матузов Н.И. Личность, права, демократия: теоретические проблемы субъективного права.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972,- 192 с.

127. Медушевский А.Н. Гегель и государственная школа в русской историографии. //Вопросы философии,- 1988,- № 3,- С. 103-116.

128. Михайловский И.В. Воззрение Б.Н. Чичерина на право и государство. //Образование .- 1904. № 7. - С. 24-38.

129. Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914,- Т. 1,- 632 с

130. Морозова Л.А. Государство и собственность (проблемы межотраслевого института). // Государство и право. 1996. - № 12. - С. 19-32.

131. Морозова Л.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. // Государство и право. 2000. - № 3. - С. 20-36; № 4 -С. 15-30.

132. Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе. // Государство и право. 1993. - № 6. - С. 98-108.

133. Московичи С. Власть неизбежный источник отношений между людьми. /Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,- Т. 1,- С. 169-219.

134. Мощелков Е.Н. Чичерин один из основоположников политической науки в России. // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. - 1998. - № 2. - С. 74-84.

135. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права.- М., 1879.-240 с.

136. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность,- М.: Юрид. лит., 1991,- 159 с.

137. Нерсесянц B.C. Гегелевская философия права: история и современность.- М.: Наука, 1974,- 287 с.

138. Нерсесянц B.C. Право и закон,- М.: Наука, 1983,- 366 с.

139. Новгородцев П.И. Б.Н. Чичерин,- М., 1905,- 10 с.

140. Новгородцев П.И. Конспект лекций по истории философии права.- М., 1908,- 246 с.

141. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм философии права (к вопросу о возрождении естественного права). /Проблемы идеализма: сб. ст,-М„ 1902,-С. 214-285.

142. Новгородцев П.И. Учение Канта о праве и государстве. //Вопросы философии и психологии,- М., 1901,- Кн. III (№ 58).- С. 315-360.

143. Новикова JL, Сиземская И. Либерализм в России: модель Чичерина Б.Н. // Власть. 1997. - № 4. - С. 63-68.

144. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX нач. XX в.).-СПб: Изд-во СПб ун-та, 1996,- 192 с.

145. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество.- М.: Арена, 1993.- 318 с.

146. Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства.- М., 1908,- 342 с.

147. Петражицкий Л.И. О старой школе и новых течениях в науке права. //Право,- № 47.- СПб, 1911,- С. 2609-2612.

148. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.- СПб., 1907,- Т.1.- 656 с.

149. Писарев Д.И. Полн. собр соч.: в 6 т.- СПб., 1913,- Доп. том,- 314 с.

150. Писарькова Л.Ф. Российский чиновник на службе в к. XVIII 1 пол. XIX вв. //Человек,- 1995,- № 3-4,- С. 147-158.

151. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории,- СПб., 1907,- 651 с.

152. Погодин С.Н. К истории философии права в России. //Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. - № 1. - С. 191-196.

153. Покровский М.Н. Историческая наука и борьба классов,- М.-Л.: Соцэкгиз, 1933.- Т. 2,- 326 с.

154. Порох И.В. Полемика Герцена с Чичериным и отклик на нее «Современника». / Историографический сборник,- Саратов. 1965,- № 2. -С. 45-75.

155. Приленский В.И. Концепция Б.Н. Чичерина о судьбах русской истории. /Философия в России XIX начала XX в: преемственность идей и поиски самобытности,- М.: Высшая школа, 1991,- С. 69-79.

156. Приленский В.И. Полемика Б,Н. Чичерина и B.C. Соловьева. 1897г. //Философские науки,-1989. № 9,- С. 69-73.

157. Проскуровская Ю. Почетные граждане Москвы. (О Б.Н. Чичерине). //Москва,- 1997,-№9,-С. 161-168.

158. Регельсбергер Ф. Общее учение о праве.- М., 1897,- 295 с.

159. Речь профессора Л.И. Петражицкого, депутата I Государственной Думы. Партия Народной Свободы. По стенографическому отчету,- СПб., 1907,- 18 с.

160. Россель Н.В. Общественно-политические взгляды и деятельность Б.Н. Чичерина по его мемуарам и трудам.: Автореф. дис. . к.и.н.- Ростов-на-Дону, 1998,- 16 с.

161. Рубенштейн Н.А. Так называемое государственное направление в русской историограф™. /Очерки истории исторической науки в СССР.- М.: Изд. Акад. наук СССР, 1963,- Т. 1,- 345 с.

162. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом. //Государство и право. 2000. - № 12. - С. 64-72.

163. Свириденко А.В. Проблема соотношения науки и религии в творчестве Б.Н. Чичерина. / Религия, умонастроения, идеология в истории.-Брянск, 1996,- С. 204-219.

164. Сергеевский Н.Д. Русское уголовное право: Часть общая: Пособие к лекциям,- СПб., 1896,- 378 с.

165. Соловьев B.C. Мнимая критика (отв. г. Б.Н. Чичерину) 1897 г. / Собр. соч. в 8 т.- СПб.: Общественная польза, Б.г,- Т. 7,- С. 628-674.

166. Соловьев B.C. Право и нравственность. / Собр. соч. в 8 т.- СПб.: Общественная польза, Б.г,- Т. 7,- С. 487-619.

167. Соловьев П. Философия истории Гегеля на службе русского либерализма (историческая концепция Б.Н. Чичерина). / Русская историческая литература в классовом освещении,- М., 1927,- Т. 1,- С. 120-202.

168. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: в 15 кн.- М.: Соцэкгиз, 1962,- Кн. 7.- 726 с.

169. Солоневич И.Л. Народная монархия,- М.: Феникс, 1991,- 511 с.

170. Спенсер В. Личность и государство. /Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,- Т. 1,- С. 15-28.

171. Становление гражданского общества в России (правовой аспект). /Под ред. О.И. Цыбулевской,- Саратов: Изд-во СЮИ МВД РФ, 2000,- 160 с.

172. Струве П. В чем же истинный национализм? /На разные темы.- СПб., 1902,- С. 526-555.

173. Струве П.Г. Чичерин и его обращение к прошлому. / На разные темы (1893-1901 гг).- СПб, 1902,- С. 85-120.

174. Сытин С.В. Политико-нравственная доктрина российских правоведов (русская философия права II пол. Х1Х-нач.ХХ в.) // Социально-гуманитарные знания. № 5. - 2000. - С. 245-258.

175. Таганцев Н.С. Курс русского уголовного права.- Б.т.л.- 248 с.

176. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность,- М: ГПУ «Облиздат», ТОО «Алир», 1998,- 671 с.

177. Трубецкой Е.Н. Борис Николаевич Чичерин как поборник правда в праве. //Вестник права.- 1904,- № 3.- С. 6-10.

178. Трубецкой Е.Н. Избранные произведения.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-511 с.

179. Хренников В. Принудительная нравственность ведет к разорению. //Город на Цне.- 1996,- 2 авг,- С. 6.

180. Худойкина Т.В. Стабильность закона или законодательства? //Журнал Российского права. 2000. - № 9. - С. 18- 23.

181. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование. // Правоведение. 1992. - № 2,- С. 3-12.

182. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIY-XY в. : очерки социально-экономической и политической истории Руси.- М.: Соцэкгиз, I960,- 809 с.

183. Чернышевский Н.Г. Поли. собр. соч.: в 15-ти т.- М.: Госполитиздат, 1947,- Т. 3,- 884 с.

184. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. // Государство и право. 1992 .- № 5. - С. 3-11.

185. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. // Государство и право. 1994. - № 1. - С. 109-115.

186. Чичерин Б.Н. и социально-философская мысль в России XIX века. /Под ред. Н.М. Аверина,- Тамбов: ТГИК, 1995,- 80 с.

187. Чубинский М.П. Курс уголовной политики,- СПб., 1912,- 426 с.

188. Шаронов Д.И. Б.Н. Чичерин как политический мыслитель. //Вестник ТГТУ,- 1996,- Т. 2 № 1-2,- С. 182-185.

189. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права М., 1911.- 320 с.

190. Шмыгалов К.А. Б.Н. Чичерин о взаимодействии религии и государства. // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее.-Томск-1995,- Вып. 4,- С. 58-62.

191. Штомпка П. Великие личности как агенты изменений /Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999,- Т. 2,- С. 37-54.

192. Энгель Г.А. Очерк теории общества и права.- СПб., 1910,- 84 с.

193. Явич Л.С. О философии права на XXI в. // Правоведение 2000. - № 4. - С. 4-34.

2015 © LawTheses.com