Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Идеологическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации»

На правах рукописи

ИСАЕВА КАРИНА МУСТАНГИРОВНА

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

7 ОКТ 2015

005563076

Ростов-на-Дону - 2015

005563076

Работа выполнена на кафедре конституционного и муниципального права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения пешего профессионального образования «Дагестанский государственный

университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат юридических наук, доцент Пирбудагова Диана Шамильевна

Гаджиев Гадис Абдуллаевич

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Конституционный Суд Российской Федерации, судья

Баринов Эмиль Эдуардович

кандидат юридических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», и.о. заведующего кафедрой конституционного и муниципального права

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

Защита диссертации состоится 14 ноября 2015 года в 12:00 «а заседании диссертационного совета Д 212.208.26 по юридическим наукам при ФГАОУ^ВО «Южный федеральный университет» по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, 88, ауд. 407.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» и на сайте http://hub.sfedu.ru/diss/announcements/

Автореферат разослан 16 сентября 2015 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор юридических наук, ^ профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. В условиях развития демократической государственности значение идеологии и идеологической проблематики не только не ослабевает, а существенно растет. Идеологический плюрализм в современном демократическом государстве представляет собой фундамент для полноценного функционирования и развития государства и общества.

Идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации не только пронизывает все сферы общественной жизни, находясь в тесной взаимосвязи с иными основами конституционного строя Российской Федерации, но и оказывает во многом решающее воздействие на развитие как собственно духовных, так и других, в том числе хозяйственно-экономических, отношений. Иными словами, идеологическое многообразие — это не вторичный, но равноценный в системе конституционного строя принцип, а в чем-то даже имеющий приоритетное значение, уже хотя бы в том смысле, что все конституционные принципы имеют идеологическое содержание.

Современный этап развития общества характеризуется усилением идеологической конфликтности, коллизионности, имеющей по своей сути комплексный метаправовой характер. Снятое этой конфликтности предполагает урегулирование фундаментальных ценностных коллизий и противоречий, что требует использования, прежде всего, конституционно-правового инструментария. Идеологическое многообразие - это не только отражение существующей сложности общественных отношений в условиях демократии, но и регулирующий принцип, позволяющий адекватно снимать социальные противоречия в различных сферах на основе юридического равенства.

Однако в теории и на практике существует ряд спорных неразрешенных вопросов как в сфере конституционно-правового регулирования идеологического многообразия, так и в области реализации данного

3

конституционного принципа на практике. Это, в свою очередь, служит фактором, усиливающим социальные противоречия, что, в частности, проявляется в виде: а) отсутствия четкой ценностной парадигмы развития законодательства; б) эклектичности, противоречивости правового мировоззрения масс; в) формально-бюрократического, а порой откровенно нигилистического характера профессионального правосознания; г) невозможности адекватного применения правовых норм, предполагающих усмотрение и, соответственно, необходимость ценностных решений.

Актуальность исследования предопределяется и международно-правовыми обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией. Так, идеологическое многообразие в различных аспектах закрепляется и развивается в ряде положений Устава Организации Объединенных Наций, в международных пактах и конвенциях (а также в правоприменительной практике Европейского Суда по правам человека) и др.

Все это значительно повышает потребность доктринального осмысления происходящих процессов. Кроме того, за последнее время накопилось большое количество практических и правоприменительных материалов, которые нуждаются в научной оценке и выработке практических рекомендаций. Следует указать и на тот факт, что в современной отечественной науке конституционного права отсутствуют комплексные научные исследования, посвященные вопросам реализации идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации в отдельных сферах жизнедеятельности общества.

Степень разработанности проблемы. Проблемам основ конституционного строя, конституционализма, принципов конституционного права и конституционных ценностей посвятили свои работы такие ученые, как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, П.П. Баранов, Э.Э. Баринов, И.Н. Барциц, Н.А. Богданова, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, К.С. Гаджиев, Г.Н. Комкова, С.А. 1Егоров, В.Д. Зорькин, И. А. Иванников, В. Т. Кабышев, Д.А. Керимов, Е.И. Козлова, АН. Кокотов, Е.И. Колюшин,

4

И.А. Кравец, И.И. Кравченко, В.И. Крусс, В.Н. Кудряшев, Н.В. Кузьминых, O.E. Кутафин, В .А. Лебедев, В.Я. Любашиц, В.В. Невинский, B.C. Нерсесянц, Ж.И. Овсепян, А.И. Овчинников, А.Е. Постников, О.Г. Румянцев, В .А. Ржевский, Л.Н. Столович, Б.А. Страшун, Т.Я. Хабриева, A.M. Цалиев, В .А. Четвернин, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др.

Проблематику плюрализма исследовали такие ученые, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, Е.М. Бабосов, С.А. Боголюбов, C.B. Васильева, Ю.Г. Волков, Г .А. Гаджиев, К.С. Гаджиев, Н.И. Долидзе, И. А. Иванников, A.A. Кара-Мурза, А.Н. Кокотов, К.А. Кононов, В.В. Киреев, В.А. Козлов, Е.И. Колюшин, O.E. Кутафин, В.О. Лучин, В.А. Лебедев, B.C. Малицкий, И.В. Михайличенко, Р.В. Насыров, Л.А. Нудненко, Ю.Л. Парникель, Н.М. Сирота, К.В. Старостенко, A.A. Шантора, Б.С. Эбзеев, А.И. Яковлев и др.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в трудах ученых Дагестанского государственного университета - Ш.Б. Магомедова и Д.Ш. Пирбудаговой.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы заключается в определении понятия, содержания и правовой природы идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации и проблем его реализации в отдельных сферах общественной жизни, а также в обосновании способов их решения на современном этапе развития российской государственности.

В соответствии с поставленной целью устанавливаются следующие задачи диссертационного исследования:

• выявление исторических закономерностей становления и развития идеологии как правовой категорш!;

• формулирование понятия, содержания и правовой природы идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации;

• установление места идеологического многообразия в системе основ конституционного строя России;

• соотнесение феномена идеологического многообразия со смежными правовыми явлениями: политическим многообразием, многопартийностью;

• обоснование способов решения проблем реализации идеологического многообразия в отдельных сферах общественной жизни на современном этапе;

• выработка рекомендаций нормативного характера по совершенствованию действующего законодательства в исследуемой сфере.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, составляющие содержание идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации, а также возникающие в процессе его реализации.

Предметом диссертационного исследования служит конституционно-правовое регулирование идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации.

Теоретическая база исследования основана на трудах отечественных ученых-конституционалистов, таких как С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, П.П. Баранов, Э.Э. Баринов, Е.Ю. Бархатова, H.A. Богданова, Н.В. Витрук, Г. А. Гаджиев, С.И. Глушкова, А.Н. Головистикова, В.Д. Зорькин, В.Т. Кабышев, O.E. Кутафин, Е.А. Лукашева, В.О. Лучин, Ж.И. Овсепян, В.А. Ржевский, Б. А. Страшун, A.M. Цалиев, Б.С. Эбзеев и др.

В работе также внимание уделяется анализу трудов юристов-теоретиков, представителей философии, социологии и политологии.

Среди юристов-теоретиков следует выделить: В.М. Корельского, B.C. Нерсесянца, В .Я. Любашица, A.B. Малько, Н.И. Матузова, A.B. Мелехина, А.И. Овчинникова, В.Д. Перевалова, P.A. Рахимова, А.Г. Хабибулина, И.И. Шувалова, В.Ф Яковлева и др.

В рамках общеполитических исследований по философии, социологии и политологии надо отметить научные труды М.Т. Баймаханова, Е.А. Белканова, Р. Беллами, П. Бергера, К. Гирца, Т. Лукмана, А. Нуссбергер, К. Манхейма,

У. Матца, В.Г. Федорова, Ф. Фукуямы и других.

6

Методологическую базу диссертационного исследования составили апробированные общенаучные и частнонаучные методы познания, которые в совокупности позволили изучить объект и предмет исследования с различных сторон. Общим методологическим основанием диссертационного исследования послужил диалектический подход, с помощью которого рассматриваются существующие в науке понятия, принципы, структура идеологического многообразия, его соотношение с иными видами плюрализма.

Общенаучные методы позволили применить комплексный подход к изучению проблем конституционно-правового регулирования и реализации принципа идеологического многообразия в Российской Федерации.

Метод конституционной интерпретации, т.е. неукоснительной отсылки к тексту российской Конституции как единственному достоверному юридическому акту, служит основанием для юридических оценок достоверности источников права на основе такого сравнения.

Метод конституционной компаративистики позволил на основе сопоставления конкретных правовых норм, касающихся конституционного ре1улирования и практики применения принципа идеологического многообразия, содержащихся в российском и зарубежном законодательстве, выявить общее и особенное в правовом регулировании отношений в сфере идеологического многообразия в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Формально-юридический метод направлен на уяснение смысла действующего законодательства, включая интерпретационные акты, каковыми являются решения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащие нормы права о политических партиях, свободе совести и др.

Нормативно-правовая и эмпирическая базы диссертационного исследования. Нормативно-правовую базу диссертации составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые договоры и конвенции, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы

и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и

распоряжения Правительства Российской Федерации.

Эмпирическая база диссертационного исследования представлена постановлениями и определениями Конституционного Суда РФ, решениями Европейского Суда по правам человека, а также актами министерств и ведомств. В работе были также проанализированы конституционные акты

некоторых зарубежных стран.

Научная новизна диссертационного исследования вытекает из

содержащегося в нем комплексного конституционно-правового обоснования

исторических (генетических), доктринальных, рехулятивно-правовых и

реализационных аспектов идеологического многообразия в его системной связи

с иными основами конституционного строя Российской Федерации. Она

состоит в формировании по его итогам концехпуальных и прикладных

положений и рекомендаций, направленных на обеспечение

конституционализации законодательства и правоприменительной практики в

различных сферах общественной жизни.

В диссертационном исследовании:

- сформулированы положения, касающиеся определения понятия идеологического многообразия как основы конституционного строя, содержания данного правового феномена, его соотношения со смежными конституционно-правовыми явлениями, а также особенностей его реализации в

отдельных сферах общественной жизни;

- выявлены пробелы правового регулирования конституционного

принципа идеологического многообразия;

- определены гарантии реализации констшуционного принципа

идеологического многообразия;

- по итогам диссертационного исследования сформулированы новые практические предложения, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере идеологического многообразия.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Идеологическое многообразие как основа конституционного строя является качественной характеристикой Российского государства и гражданского общества, фундаментальной конституционной ценностью, получающей формализацию в виде основополагающего принципа, который имеет как нормативное, так и программно-целевое содержание, предполагающее свободное формирование равно взаимодействующих и конкурирующих между собой различных идеологий. При этом идеологическое многообразие, находясь в непосредственной взаимосвязи с другими конституционными ценностями, такими как демократизм, правовое государство, гуманизм, народовластие, выступает их содержательной характеристикой.

2. Исходя из понимания принципа идеологического многообразия в его конституционно-правовом значении как равных условий существования различных идеологий, обеспечение которых возложено на государство, следует понимать юридическое закрепление равенства носителей (субъектов) различных идеологий, равной значимости и ценности различных идеологий, с одной стороны, и необходимость установления соответствующих правовых пределов осуществления той или иной идеологии - с другой. Таким образом, существование идеологии возможно лишь в определенных правовых рамках (пределах) и при условии соблюдения баланса интересов государства, власти, народа и личности.

3. На современном этапе развития общественных отношений проблемными аспектами соблюдения баланса интересов государства, власти, народа и личности в процессе реализации идеологического многообразия в различных сферах являются следующие:

- обеспечение духовно-религиозного равноправия и одновременно противодействие религиозному фундаментализму, подрывающему основы светской государственности;

- сужение сферы реального политического плюрализма, в том числе путем резкого сокращения выборности;

- доминирование рыночных подходов в экономической и социальной правовой политике, включая тенденции к абсолютизации частной собственности, коммерциализации социальной, бюджетной сферы, монетизации социальных предоставлений, льгот.

4. Идеологическое многообразие должно осуществляться в правовых рамках, за пределами которых возникает злоупотребление правом, нарушение прав и свобод других лиц, причиняется ущерб или создается прямая угроза причинения вреда демократическому строю, традиционным представлениям морального большинства. В связи с этим пределами осуществления принципа идеологического многообразия выступают требования конституционных принципов верховенства Конституции, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, народовластия, суверенитета, единства и целостности Российской Федерации, правового, социального государства. Являясь конституционными ценностями, в своей совокупное™ они не только задают систему координат правовых рамок государства в целом и идеологического многообразия, в частности, но и служат основой идеи конституционного патриотизма.

5. Конституционный принцип идеологического многообразия как основа конституционного строя имеет сложное, многоуровневое конституционное обоснование, которое достигается как через его специальное текстовое закрепление в виде самостоятельного принципа на уровне основ конституционного строя, так и через регулирующее воздействие иных основ конституционного строя (демократия, правовое государство, светское государство), которое обеспечивается через институты конституционно-правового статуса личности, федерализма (включая разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями власти по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, защите национальных меньшинств), организации

государственной власти (включая разделение властей как выражение и гарантия идеологического многообразия).

6. С точки зрения формы осуществления идеологического многообразия в политической сфере необходимо различать парламентский и внепарламентский плюрализм. Парламентский плюрализм характеризуется выражением и отстаиванием определенной идеологии специальными субъектами в законодательном (представительном) органе публичной власти (далее - парламент).

Основным субъектом парламентского политического плюрализма выступает депутат парламента посредством взаимодействия с избирателями, своей политической партией, своей фракцией и иными лицами. Помимо депутатов, высказывать и отстаивать идеи, концепции, теории и пр. могут и иные лица, которым предоставлено слово в стенах парламента, при этом они не обладают правом голоса в парламенте и не имеют правового влияния на судьбу принятия того или иного решения.

Внепарламентский политический плюрализм реализуется общим порядком: это - выражение и отстаивание идеолог™ общими субъектами вне парламента, но посредством реализации политических прав и свобод личности. Внепарламентский плюрализм является основой политической жизни современного гражданского общества.

В свою очередь, реализация парламентского плюрализма не должна использоваться вопреки принципам политического многообразия и многопартийности, равенства и свободы деятельности общественных объединений для произвольного ограничения политической конкуренции на выборах, в том числе посредством создания электоральных преимуществ для одних политических партий, включая парламентские, в ущерб интересам других политических партий.

7. Реализация идеологического многообразия в духовной сфере в рамках светского государства подразумевает гарантирующую роль идеологического многообразия в обеспечении духовно-религиозных ценностей,

11

предполагающего существование как религиозного ■ плюрализма, базирующегося на идеологической свободе человека в религиозной сфере, так и атеистического плюрализма, основывающегося на праве каждого не исповедовать никакой религии, иными словами, юридическое равенство всех носителей (субъектов) различных идеологий. Соответственно, законодательное установление конкретного вида уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих представляется конституционно нецелесообразным, поскольку является дискриминирующим по отношению к лицам, не относящим себя к какой-либо конфессии. В этой связи, исходя из нравственно-этических ценностных начал, получивших юридическое выражение в требованиях свободы, равенства и справедливости, представляется необходимым исключить соответствующие положения из статьи 148 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость исследования вытекает из его новизны и полученных научных результатов и заключается в комплексном анализе конституционно-правового регулирования отношений идеологического многообразия в Российской Федерации и их реализации в отдельных сферах общественной жизни. Предложения и выводы, сделанные в диссертации, могут служить основой для дальнейших научных исследований и решения проблем, связанных с регулированием отношений идеологического многообразия в

Российской Федерации.

Практическая значимость диссертации определяется необходимостью постоянного совершенствования правоприменительных процедур и механизмов обеспечения развития и достижения политической и социальной стабильности в Российской Федерации. Рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут найти практическое применение в правотворческой деятельности органов государственной власти как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса конституционного права России, специальных учебных курсов, например, курса «Конституционные основы идеологического многообразия в Российской Федерации». Результаты диссертационного анализа имеют значение для дальнейшей разработки проблемы конституционного регулирования института идеологического многообразия.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и получила положительную оценку на кафедре конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 20 научных работ. Основные научные выводы и положения диссертационной работы изложены в 10 научных статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ (Черные дыры в российском законодательстве». 2009. № 4; Закон и право. 2010. №8; Вестник ДГУ. Вып. 2. 2011; Современное право. 2012. №2; Конституционное и муниципальное право. 2014. №12; Юридический вестник ДГУ. 2011. №1; 2012. № 4; 2013. №4; 2014. №4; «World Applied Sciences Journal (Education, law, economics, language and communication)» (ISSN: 1818-4952, EISSN: 1991-6426), база цитирования

Scopus,декабрь, 2013).

Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались автором на различных научно-практических конференциях: «В мире научных открытий» (III международная научно-практическая конференция, 30 марта 2012 года. Таганрог, 2012); «Правовое воспитание молодежи в современных условиях» (республиканская научно-практическая конференция. 2 декабря 2011 года); «Правовое воспитание молодежи в современных условиях» (республиканская научно-практическая конференция. 10 декабря 2008 года); «15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики» (всероссийская научно-

13

практическая конференция. 27-28 ноября 2008 года); «Конституционное пространство России: современное состояние и перспективы развития» (всероссийская научно-практическая конференция. 20-21 октября 2013 года, г. Махачкала) и др.

Структура диссертационного исследования определяется предметом исследования, поставленными целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется состояние её научной разработанности, раскрываются объект и предмет исследования, обозначаются цель и задачи исследования, методологические, теоретические, правовые и эмпирические основы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту, указываются формы апробации положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе.

Первая глава - «Понятие, сущность и содержание идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации» состоит из четырех параграфов и посвящена теоретико-правовому аспекту рассматриваемой проблемы.

В первом параграфе - «Идеологическое многообразие в системе основ конституционного строя Российской Федерации: понятийно-категориальный аппарат и методология исследования» исследуются существующие в науке конституционного права доктринальные подходы к определению понятия «конституционный строй», определяются его основы, рассматриваются вопросы структурирования основ конституционного строя России, раскрывается правовая природа принципов конституционного строя

14

РФ, определяются место идеологического многообразия в системе основ конституционного строя РФ и его взаимосвязь с иными основами конституционного строя.

Диссертант отмечает, что основы конституционного строя — это базовые ценности для государства и общества, которые должны соблюдаться органами публичной власти, гражданами и их объединениями и иными лицами. Нормы Конституции Российской Федерации, составляющие основы конституционного строя, носят общий характер и служат своеобразным «каркасом», фундаментом правового регулирования для других отраслей права, где данные исходные положения получают своё развитие и конкретизацию.

В работе обосновывается классификация основ конституционного строя по различным основаниям: исходя из сфер их проявления в жизнедеятельности общества и государства; по отдельным группам общественных отношений; посредством системы отдельных взаимосвязанных конституционных принципов, определяющих правовое положение индивида в обществе и государстве, организацию государственной власти и др.

Понятие «основы» взаимосвязано с категорией «конституционные принципы», означающей исходные руководящие начала устройства общества и государства, правового положения личности, установленные конституцией.

Автор, раскрывая правовую природу конституционного принципа, указывает на то, что конституционный принцип является исходным и в то же время обобщающим положением для отдельных норм самой конституции. Следовательно, понимаемый таким образом конституционный принцип проявляется в отдельных научных идеях, учениях, доктринальных установках (идея высшей ценности человека, его прав и свобод в сравнении с иными общественными ценностями; идея демократического государства; идея разделения и взаимного уравновешивания ветвей государственной власти и пр.), тем самым определяя идейный смысл конституции, интегрирующей в себе основы нормативного правового регулирования различных областей

общественных отношений, развития общества и государства в отдельных сферах.

Автор приходит к выводу о том, что идеологическое многообразие в качестве основы конституционного строя Российской Федерации реализуется во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом всякая попытка отнесения идеологического многообразия к той или иной группе основ конституционного строя является некорректной, поскольку данный принцип имеет универсальный характер и не может рассматриваться вне взаимосвязи со всеми сферами общественной жизни.

В этой связи диссертант отмечает, что идеологическое многообразие выступает для соответствующих основ конституционного строя центральным связующим звеном. В этом смысле оно универсально и выполняет системообразующую функцию в процессе организации жизни гражданского общества и отдельных институтов политической власти.

Во втором параграфе - «История становления и развития идеологии как правовой категории» показан генезис последовательного развития идеологии - от появления ее в различных обществах в форме мифов до современного конституционного выражения.

Автором диссертации подчеркнуто, что, несмотря на множество подходов к определению идеологии, в основном выделяют два наиболее общих подхода к пониманию ее сущности и роли: концепция «деидеологизации» и концепция «реидеологизации», которые исследованы в работе. На основе анализа различных понятий идеологии диссертант предлагает рассматривать идеологию как систему идей, теорий и концепций, которые формируются либо разделяются лицами индивидуально или коллективно, складываются в политической, экономической, социокультурной и религиозной сферах

общественной жизни.

Диссертантом отмечено, что идеология является неотъемлемым атрибутом любого государства, несмотря на отсутствие нормативного закрепления положений об этом в основных законах в одних странах

16

(Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация) и установления обязательной государственной идеологии в других (Северная Корея, Куба). Так, в соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, что в большинстве случаев трактуется как отрицание самой возможности существования идеологии как таковой на уровне государства. В свою очередь автор обосновывает позицию, согласно которой данное положение Конституции должно пониматься исключительно в увязке с другими конституционными установлениями, закрепляющими основные характеристики Российского государства, самой Конституции как основного закона государства. Диссертант подчеркивает, что при таком подходе формируется целостное представление о конституционных ценностях, с одной стороны, и необходимости их соблюдения, с другой.

Критический анализ существующих в науке российского права подходов к определению сущности идеологического многообразия и его закреплению в тексте Основного закона позволил диссертанту сделать вывод о том, что положения части 2 статьи 13 Конституции Российской Федерации не только не отрицают возможности существования консолидирующей идеологии, но и, напротив, задают систему координат, в рамках которых могут существовать различные типы идеологий до тех пор, пока не выйдут за правовые пределы их осуществления. Запрет на существование идеологии на уровне государства не относится к конституционной правовой идеологии в силу общегосударственной природы и общеобязательного характера самой Конституции Российской Федерации. Иными словами, существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционно закрепленной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности.

Таким образом, автор делает вывод, что вопреки расхожему мнению о невозможности существования идеологии на государственном уровне, выстраиваемая концепция общенациональных целей и задач, существующая в

17

правовых рамках Конституции, по сути, выступает в качестве объединяющей идеи различных социальных групп.

В третьем параграфе - «Понятие, содержание и правовая природа идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации» рассматриваются идеологическое многообразие, круг источников текущего конституционного законодательства, регулирующих отношения в сфере идеологического многообразия, его соотношение с иными видами многообразия и пределы ограничения.

Под идеологическим многообразием автор понимает качественную характеристику общественной и государственной жизни, при котором идеологии свободно формируются, разделяются и равно конкурируют между собой в рамках конституционной правовой идеологии в политической, экономической, социокультурной и религиозной сферах общественной жизни. Автор подчеркивает, что принцип идеологического многообразия служит общим началом для правового регулирования конкретных сфер общественных отношений.

В работе исследуется соотношение таких понятий, как идеологическое многообразие, политическое многообразие и свобода совести и вероисповедания. Диссертант приходит к следующим выводам:

1) и идеологическое, и политическое многообразие, и свобода совести и вероисповедания относятся к субъективным проявлениям общества, к общественному сознанию и выражены в идеях, взглядах, убеждениях, воззрениях, т.е. фактически «загнать» их в рамки правового регулирования, запретить те или иные идеи, взгляды невозможно, но государство может регулировать, запрещать или ограничивать их объективные проявления -деятельность, агитацию, публикацию и пр.;

2) идеологическое многообразие является наиболее общей категорией по отношению к политическому многообразию и свободе совести и вероисповедания, поскольку любые политические взгляды и религиозные убеждения являются идеологическими;

18

3) политические и религиозные взгляды могут соотноситься друг с другом и иметь единые позиции в отношении тех или иных явлений, но взаимовлияние их объективных выражений, прежде всего деятельность религиозных объединений, ограничена согласно принципу светского государства. Это проявляется в установлен™ запрета на участие религиозных объединений в политической жизни общества (выборах), создание политических партий по религиозному признаку и т.д.

Автор подчеркивает, что идеологическое многообразие, как неотъемлемый атрибут демократического режима, находится в непосредственной взаимосвязи с другими устоями общества и государства. Наиболее важными гарантиями реализации данного принципа, по мнению диссертанта, являются: отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия, свобода мысли и слова, свобода совести и др. Однако закрепление в Конституции идеологического многообразия и многопартийности не означает абсолютной свободы создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений. Осуществление любой свободы ограничивается конституционными и правовыми рамками в целях поддержания соотношения интересов личности, общества и государства не только в условиях обычного правового режима (ч. 3 ст. 55), но и в период действия особого правового режима (ст. 56).

Автором делается вывод о том, что содержательной характеристикой идеологического многообразия являются: запрет на установление государственной или обязательной идеологии в Российской Федерации; отсутствие приоритета одной идеологии над другой; закрепление юридического равенства идеологий в российском обществе; установление содержательных ограничений деятельности объединений, которые следует понимать как правовые пределы осуществления идеологического и политического плюрализма.

Четвертый параграф - «Формирование, сущность и перспективы конституционной правовой идеологии в условиях идеологического многообразия» посвящен исследованию имеющихся в науке конституционного права подходов к понятиям «правовое государство», «правовая идеология», «конституционализм», «конституционная идеология» с целью определения места конституционной правовой идеологии в системе

конституционных ценностей.

Автор предлагает не отождествлять, а разграничивать понятия «конституционализм», «конституционная идеология», так как различие в этих определениях заключается в том, что под конституционализмом, как правило, понимается такое состояние государственных и общественных институтов, когда реализуются принципы и нормы, заложенные в конституции как основном законе государства, то есть данное понятие означает соответствие фактической и юридической конституции. А конституционная идеология есть совокупность взглядов, идей об обществе, государстве, человеке, представлений об общественном идеале, о путях развития социальной системы, но основанных на конституционных принципах и их развивающих и, в свою очередь, является составной частью конституционализма в целом.

Анализ научных позиций относительно обоснования правовой идеологии позволяет рассматривать ее как категорию, сопрягающую интересы различных социальных субъектов: человека, коллектива, группы, класса, этноса, общества, государства, а также как совокупность систематизированных, теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права.

Рассматривая состояние конституционной правовой идеологии (конституционной идеологии) в России, автор приходит к выводу о том, что одной из ключевых проблем ее современного состояния является отсутствие единства в понимании и юридическом закреплении данной дефиниции. По мнению диссертанта, усилия власти и общества следует направить на совершенствование имеющихся концептуальных идей о праве и установление конституционной правовой идеологии, а не на поиск новой идеологии.

20

Главным ориентиром для формирования российской конституционной правовой идеологии должны стать права, свободы и законные интересы граждан Российской Федерации, что непосредственно вытекает из системного толкования статей 2 и 13 Конституции Российской Федерации, определяющих права и свободы личности высшей ценностью и гарантирующих идеологическую свободу всем и каждому.

Конституционная правовая идеология должна быть направлена на обеспечение преемственности государственной власти, а также оказывать влияние на концепцию реализации тех или иных функций государства. Соответственно, четко определенная конституционная правовая идеология, сосредоточенная на соблюдении и реализации прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, будет способствовать стабильности в государстве и обществе, выступать важным инструментом государственного строительства, гарантией обеспечения устойчивости правовой системы, единообразной правоприменительной практики и др.

В заключение диссертант предлагает следующее определение конституционной правовой идеологии: это - система конституционных ценностей, основанная на признании личности, ее прав и свобод высшей ценностью и признающая за ней право на идеологическое многообразие, гарантирование которого является обязанностью государства.

Существование той или иной идеологии возможно лишь в рамках конституционной правовой идеологии, сущность которой заключается в соблюдении баланса конституционных ценностей, интересов общества, государства и личности. Следовательно, по мнению автора, конституционная идеология — это вытекающие из смысла и содержания норм Конституции Российской Федерации воззрения, идеи, представления о базовых основах существования, взаимодействия и развития общества и государства в условиях становления правового, демократического государства.

Во второй главе - «Особенности реализации идеологического многообразия в основных сферах жизнедеятельности общества и государства на современном этапе конституционного развития Российской Федерации», состоящей из четырех параграфов, рассматриваются формы и гарантии реализации конституционного принципа идеологического многообразия в различных сферах общественных отношений.

В первом параграфе - «Реализация идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации в политической сфере» исследуются проблемы реализации идеологического многообразия как основы конституционного строя Российской Федерации в сфере организации публичной власти посредством анализа международных правовых норм, российского законодательства, правоприменительной практики

Конституционного Суда РФ.

Автор отмечает, что политический плюрализм, в отличие от иных видов плюрализма, закреплен в статье 13 Конституции Российской Федерации и сформулирован по аналогии с частью 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации. При этом отсутствие прямого указания на экономический, социокультурный и религиозный плюрализм в тексте Конституции Российской Федерации 1993 года не означает их отрицания или умаления по сравнению с

политическим плюрализмом.

По мнению диссертанта, проблемным аспектом является соотношение политического плюрализма и многопартийности. Очевидно, что реализация принципа многопартийности приведет к воплощению в жизнь политического плюрализма. Соответственно, данные правовые категории следует рассматривать как целое и часть. Автор подчеркивает, что политический плюрализм не ограничивается исключительно многопартийностью. Так, политический плюрализм реализуется посредством: коллективных и индивидуальных обращений политического толка, объединений лиц, политических публичных мероприятий и др.

Автор выделяет в качестве специального субъекта общественных отношений в сфере политического плюрализма политическую партию как одну из важнейших организационно-правовых форм общественного объединения в Российской Федерации.

Исследование конституционных положений и норм законодательства, затрагивающих сферу публичных отношений, позволило автору прийти к выводу о том, что политические партии, общественные объединения должны придерживаться такой идеологии, которая полностью соответствует конституционной модели и не противоречит ей. В обратном случае наступают неблагоприятные последствия, выраженные в применении юридической ответственности. Автор также придерживается мнения о необходимости гарантированной конкуренции среди политических партий, без которой идеологическое многообразие и политический плюрализм, как составная его часть, представляются фиктивными.

Говоря о формах осуществления идеологического многообразия в политической сфере, диссертант предлагает различать парламентский и внепарламентский плюрализм. К первому автор относит специальных субъектов - носителей определенной идеологии в законодательном (представительном) органе публичной власти, ко второму — общих субъектов, выражающих идеологический плюрализм вне парламента посредством реализации политических прав и свобод личности.

Второй параграф - «Идеологическое многообразие как необходимая предпосылка и основа утверждения экономического плюрализма» посвящен анализу конституционно-правовых норм, регулирующих идеологическое многообразие в сфере экономики.

Автором рассмотрены конституционные положения статей 8, 9, 27, 34, 37, 71, 74 и других норм Основного закона, касающихся экономических основ конституционного строя, на основе анализа которых указывает, что экономическое многообразие составляют правовые принципы многообразия и

равенства форм собственности, а также принцип неприкосновенности частной собственности.

Экономический плюрализм как составная часть идеологического плюрализма урегулирован нормами конституционного права в существенно меньшем объеме по сравнению с иными видами многообразия.

Говоря об экономическом плюрализме, автор отмечает ряд важнейших конституционно-правовых положений, без которых нормальное функционирование и развитие экономики Российской Федерации было бы невозможным, как то: свобода экономической деятельности, единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, единство экономического пространства, правовой принцип многообразия и равенства форм собственности, правовой принцип неприкосновенности частной собственности, владение, пользование, распоряжение единолично или совместно с другими лицами имуществом, находящимся в собственности, поддержка конкуренции - один из основополагающих принципов рыночной экономики, ряд конституционно-правовых положений, которые выступают в качестве «основ антимонопольного

законодательства».

Как считает диссертант, фундаментальную основу для реализации идеологического многообразия в экономической сфере составляет свобода экономической деятельности, обусловленная гарантиями самостоятельного и независимого осуществления экономической деятельности субъектами экономических отношений в правовых рамках. В этом случае свобода экономических убеждений служит идеологической свободой, позволяющей полноценно использовать субъектом правоотношений свои экономические

права и законные интересы.

Экономические отношения конкретизируются в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных федеральных нормативных правовых актах, а также в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не противоречащих федеральным нормативным правовым актам и изданных в

24

рамках своей компетенции, регламентирующих организационные и правовые основы экономического плюрализма.

Диссертант приходит к выводу о том, что лишь посредством гарантированности со стороны государства свободного и конкурентного гражданского оборота, а также свободного и равного положения всех субъектов экономических правоотношений можно говорить о полноценной реализации идеологического многообразия в экономической сфере.

В третьем параграфе - «Гарантирующая роль идеологического многообразия в обеспечении духовно-религиозных ценностей в условиях светской государственности современной России» раскрываются вопросы религиозного плюрализма как одного из видов идеологического многообразия, базирующегося на идеологической свободе человека в духовной сфере, исследуются конституционно-правовые нормы, регламентирующие сферу религиозного плюрализма, субъекты указанных общественных отношений, анализируются гарантии и ограничения реализации права на идеологическое многообразие в области религии и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.

Правовое закрепление религиозньш плюрализм получил в части 1 статьи 13 и в статье 14 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что в условиях светского государства принцип религиозного плюрализма является необходимым элементом идеологического многообразия и составляет часть конституционного строя, выступая основополагающим признаком демократического правового государства.

В работе указывается на отсутствие закрепления в нормах конституционного законодательства Российской Федерации понятий «религиозный плюрализм», «религиозное многообразие», хотя в правоприменительной практике Европейского Суда по правам человека, проанализированной диссертантом, приводятся аргументы относительно выделения религиозного плюрализма как вида идеологического многообразия. Исходя из ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав и

25

свобод человека и гражданина, решения Европейского Суда по правам человека в отношении идеологического многообразия и его видов должны являться важным источником восполнения пробелов в российском законодательстве.

Основное внимание в параграфе уделяется анализу законодательных положений, регулирующих сферу религиозного плюрализма и правового режима религиозных объединений в нашей стране. Рассматривая общественные отношения в данной области, автор исследует нормативное закрепление субъектов, в качестве которых выделяет религиозные объединения (религиозные группы и организации) и общественные объединения (политические партии). Диссертант отмечает, что конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конкретно-историческим реалиям, сложившимся в России как многонациональной и многоконфессиональной стране, не допускает создания политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности.

Диссертант рассматривает спорные вопросы в отношении свободной конкуренции в сфере религиозного многообразия в Российской Федерации и приходит к выводу о том, что различные религиозные течения, мнения, концепции, взгляды, не противоречащие действующему законодательству и не являющиеся экстремистскими, имеют право не только на возможность свободного выражения и распространения, но и на возможность равного конкурирования друг с другом. В свою очередь, в силу требований юридического равенства государство не должно создавать привилегированного положения одних религиозных организаций по отношению к другим.

В работе также сделана попытка исследовать право граждан не исповедовать никакую религию с конституционных позиций свободы совести в светском государстве, с одной стороны, и нормативного регулирования указанной сферы в текущем законодательстве, с другой.

В четвертом параграфе — «Обеспечение идеологического многообразия в социокультурной сфере - важное условие и предпосылка укрепления основ конституционного строя Российской Федерации»

26

исследуются конституционные принципы социокультурного плюрализма как составной части идеологического многообразия, среди которых выделяются равноправие и самоопределение народов; достойная жизнь и свободное развитие человека; идеологическое многообразие, которое, в частности, реализуется в социокультурной сфере; право каждого на определение собственной национальной принадлежности и невозможности принуждения к ее определению; гарантированные каждому свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания.

Анализ конституционно-правового регулирования социокультурного плюрализма дал возможность сформулировать диссертанту его определение, согласно которому социокультурный плюрализм — это право лица на социальную и культурную самоидентификацию, включающее в себя негативное правомочие на достоинство личности, которое предполагает неприкосновенность системы социальных, культурных, национальных и иных ценностей и позитивное правомочие на их внешнюю реализацию. Данное определение, на взгляд автора, подтверждается правоприменительной практикой Европейского Суда по правам человека и не противоречит положениям международных правовых актов в исследуемой сфере.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются обобщённые выводы и предложения.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях автора.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях,

рекомендованных ВАК 1. Исаева K.M. Правовое регулирование и реализация идеологического и политического многообразия на примере Итальянской Республики // Черные дыры в российском законодательстве. 2009. № 4. С. 19-20 (0,25 пл.).

2. Исаева K.M. Идеология как конституционный принцип // Вестник ДГУ. 2009. Вып. 2. С. 65-66 (0,25 пл.).

3. Исаева K.M. Конституционный принцип идеологического многообразия в соотношении с политическим плюрализмом и свободой вероисповедания // Закон и право. 2010. № 8. С. 19-20 (0,25 пл.).

4. Исаева K.M. Роль средств массовой информации в развитии конституционного принципа идеологического многообразия // Вестник ДГУ. Вып. 2. 2011. С. 126-129 (0,5 пл.).

5. Исаева K.M., Беджанова Т.Е. Идеология - важный вектор развития современной России // Юридический вестник ДГУ. 2011. № 1. С. 27-33 (1 пл.).

6. Исаева K.M., Мусалова З.М. Идеологическое наполнение экономического развития России: конституционный аспект// Современное право. 2012. № 2. С. 31-33 (0,4 пл.).

7. Исаева K.M. К вопросу о содержании конституционного принципа идеологического многообразия // Юридический вестник ДГУ. 2012..№ 4. С. 47-49 (0,4 пл.).

8. Исаева K.M. Идеологическая функция Конституции РФ // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 4. С. 59-62 (0,5 пл.).

9. Исаева K.M. К вопросу о конституционной идеологии в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 29-31 (0,4 пл.).

Ю.Исаева K.M. Конституционная конструкция принципа идеологического многообразия // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С. 46-49 (0,5 пл.).

11.Isaeva K.M., Musalova Z.M., Kamilova D.V. Cooperation of governmental authorities of the Russian Federation against the population of extremism ideology (Исаева K.M., Мусалова 3.M., Камилова Д.В. Взаимодействие органов 1 государственной власти Российской Федерации в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма) // World Applied Sciences Journal (Education, law, economics, language and communication). 2013. T. 27. № 13 A. C. 332-335 (0,25 пл.).

Другие научные публикации

12.Исаева K.M., Решетников С.Н. О конституционном принципе идеологического и политического плюрализма в РФ: вопросы теории и практики // Юридический вестник ДГУ. 2008. №1. С. 83-86 (0,5 пл.).

1 З.Исаева K.M., К вопросу о конституционном принципе идеологического многообразия в РФ // Юридический вестник ДГУ. 2008. № 2. С. 75-76 (0,25 пл.).

М.Исаева K.M. Проблемы реализации конституционного принципа идеологического многообразия в Российской Федерации // 15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики: материалы всероссийской научно-практической конференции (27—28 ноября, 2008, г. Махачкала). Ч. 1. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008. С. 359-362 (0,25 пл.).

15.Исаева K.M. Государственная политика в области формирования правосознания молодежи: проблемы реализации II Правовое воспитание молодежи в современных условиях: материалы республиканской научно-практической конференции (10 декабря 2008 г.). Махачкала, 2008. С. 79-80 (0,125 пл.).

16.Исаева K.M. Предпосылки формирования и сущность правовой идеологии // Труды молодых ученых ДГУ. 80-летию Дагестанского государственного университета посвящается. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2011. С. 47-50 (0,25 пл.).

П.Исаева K.M. К вопросу об идеологической основе Российского государства // В мире научных открытий: материалы III Международной научно-практической конференции (30 марта 2012г.): сб. науч. тр. 1 под науч. ред. д. пед. н., проф. С.П. Акутиной. М.: Изд. «Спутник +», 2012. С. 289-294 (0,375 пл.).

18.Исаева K.M. к вопросу об идеологическом многообразии в российском правовом пространстве // Теоретико-правовые проблемы укрепления Российского государства: материалы VII Международной научно-практической конференции, 21 декабря 2013 г. Махачкала: МГОУ, 2013 (0,2 пл.).

19.Исаева K.M. Конституционная идеология как приоритетная задача Российского государства // The genesis of genius: материалы международного научно-практического Конгресса правоведов и экономистов. Женева, 2014.

31 января. С. 71-75 (0,3 п.л.).

20.Исаева K.M. К вопросу об ограничении конституционного принципа идеологического многообразия // Демократические идеалы и плюрализм правовых систем: сб. тезисов международной научно-практической конференции, 31 января 2014, Москва. М., 2014. С. 34-36 (0,2 пл.).

Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Гарнитура Тайме. Подписано в печать 12.09.2015. Тир. 100 экз. Заказ 1324. Отпечатано в тип. «Прометройинвест». г. Махачкала, ул. Батырая, 11.

2015 © LawTheses.com