Имперская идея в государственно-правовых учениях Россиитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Имперская идея в государственно-правовых учениях России»

На правах рукописи

Мазуров Василий Викторович

ИМПЕРСКАЯ ИДЕЯ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ РОССИИ

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических ш"™1*

□0345В248

Ростов-на-Дону - 2008

003456248

Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре Высшей школы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, доцент Овчинников Алексей Игоревич

доктор юридических наук, профессор

Момотов Виктор Викторович; кандидат юридический наук Федоренко Святослав Петрович

Ведущая организация - Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский юридический институт МВД России»

Защита состоится 9 декабря 2008 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д. 203.011.01 по юридическим наукам при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт МВД России» по адресу: 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, 83, ауд. 502.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский юридический институт МВД России».

Автореферат разослан 7 ноября 2008 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Мясников А.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что исторический путь российской государственности связан с национальной идеей суверенной многонациональной мощной державы. Современное состояние российской государственности, правовой системы и гражданского общества, динамика их развития позволяют прогнозировать, что постепенное преодоление первоочередных экономических, бюджетных и хозяйственных проблем приведет к новому поиску государственно-правовой идентичности. Это, с одной стороны, даст возможность создавать планы на долгосрочную перспективу развития государства, а с другой -потребует четкого определения статуса России в международном геополитическом пространстве и соответствия ее правовой системы данному статусу. Указанные обстоятельства неизбежно будут актуализировать идеологические аспекты формирования российской государственности, что потребует от государства научной разработки новых задач с учетом государственно-правового наследия, в котором традиционно разрабатывались различные модели модернизации Российского государства - и консервативные, и либеральные.

Эйфория либеральных реформ 90-х годов XX века, связанных с активным привлечением западноевропейского государственно-правового опыта как результата объективации западноевропейских учений о праве и государстве, подкреплявшаяся иллюзорной надеждой на полноправную интеграцию в Европейское сообщество, вошла в жесткое противоречие с геополитической реальностью. Сейчас становится ясно, что при реализации внутренних и внешних функций государства, а также построении планов государственно-правового развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу, при определении целей и задач такого развития Россия должна руководствоваться исторически проверенной самобытной идеологией независимого государства, то есть имперской государственной идеологией.

Международная политическая практика недвусмысленно показывает, что в современных условиях противопоставить рационализму, прагматизму, утилитаризму, гедонизму и эгоизму, помноженным на внешнеполитический макиавеллизм и двойные стандарты Западной Европы и США, можно только традиционные российские правовые и государствообразующие ценности. Они формировались в отечественных учениях о праве и государстве на протяжении всей тысячелетней истории России, в течение которой было создано самое большое госу-

дарство - государство-мир, государство-империя. Среди них следует выделить: самодержавность, соборность, общинность, духовность, принцип всеобщей справедливости, общее служение идее государства при соответствующем правовом менталитете игосударствообразующей имперской идее как универсальном способе многонационального единения.

В геополитических глобализационных схемах XXI века имперская экспансия мировых сверхдержав развивается с геометрической прогрессией. Создать идеологичеы^то защиту государственных интересов, адекватно отвечающую этим вызовам и понятную мировому сообществу, можно, обратившись к наследию русской государственно-правовой мысли, ставшей основой главных государственных принципов. Российская имперская идея, развиваемая в отечественных государственно-правовых учениях, образовала имперскую идеологическую парадигму, которая представляет научный интерес не только ввиду органичности генезиса и уникальности условий ее формирования, но и в качестве научного обеспечения идеологической составляющей государственного механизма современной России.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Имперская идея, являющаяся одним из самых сложных элементов отечественных учений о праве и государстве, еще не получила комплексного всестороннего анализа в юридической науке.

Существующие научные разработай по данной проблематике исследуют ее различные аспекты, но нет работ, раскрывающих предпосылки и этапы возникновения и развития имперской идеи в доктринах отечественных правоведов.

Первую группу работ образуют источники понимания смыслового содержания имперской идеи. Большую роль при проведении исследования сыграли идеи первых русских мыслителей, политических и религиозных деятелей, повлиявших на формирование русской имперской государственности. Среди них можно выделить Владимира Великого, Владимира Мономаха, Ярослава Муцрого, киевского митрополита Иларио-на, псковского старца Филофея, Иосифа Волоцкого, Нила Сорснэго, Максима Грека, Даниила Заточника, Ивана Тимофеева, Симеона Полоцкого, патриарха Никона, протопопа Аввакума, Ивана III Васильевича, Василия Ш Ивановича, Андрея Курбского, Ивана IV Грозного и др.

Следующую значимую группу идеологов имперской государственности составляют: основоположники славянофильства - A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.И. Кошелев; почвенники - Ф.М. Достоевский, М.М. Достоевский, A.A. Григорьев, H.H. Страхов; поздние сла-

вянофилы - Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев. Эти мыслители развивали учения о самобытности российской государственности, ее автар-кичности и уникальности. Они посвятили свои работы национальной идентичности и исследованию исконно русских принципов формирования государства, концептуализировали славянофильскую и русскую идеи, которые прочно связаны с имперской идеей.

К методологически наиболее плюралистичному государственно-правовому исследовательскому направлению, сформировавшемуся в первой половине XX века, следует отнести: И.А. Ильина, Л.А. Тихомирова, И.Л. Солоневича, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, М.О. Меньшикова, К.П. Победоносцева, Г.В. Федотова, H.A. Захарова, М.Ф. Вла-димирского-Буданова, A.B. Краташева и др., существенно повлиявших на развитие отечественных государственно-правовых учений. Например, И.Л. Солоневич создал во многом оригинальное и эвристически мощное учение о народной монархии. Однако в трудах данных мыслителей отсутствует комплексный теоретический анализ имперской идеи, позволяющий понять, какие ценности она включает в себя, из каких базовых принципов состоит.

Евразийцы как наиболее концептуально оформившееся течение сменовеховцев рассматривают имперскую идею в особом материально-географическом и идеократическом измерении. Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский, П.Н. Савицкий, В.Н. Ильин, H.H. Алексеев, Г.В. Фло-ровский, М.М. Шахматов, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин оставили замечательное идеологическое наследие. Учения о государстве правды и идее-правительнице внесли огромный вклад в доктринальное развитие отечественной государственности. Евразийское учение настолько близко подходит к имперской идее, что его можно представить как соответствующий своему времени вариант трансформации имперской государственной идеологии. Заслугой данной категории мыслителей является четкость программных и теоретических форм. Но имперская проблематика через экстраполяцию в концепцию «месторазвития» получает прогеографическую интерпретацию, что отличает ее от других идей и, в частности, от принципов всеславянского союза, предлагаемых славянофилами.

Важное место в современной системе идеологий России занимает неоевразийство, сторонники которого - А.Г. Дугин, A.C. Панарин, А.И. Уткин и др. - развивали основополагающие евразийские идеи и адаптировали их к современным государственным и геополитическим

условиям. Неоевразийство в значительной степени ориентировано на имперскую идеологию.

Следует выделить политико-правовые исследования, где предметом является сама имперская идея. Среди современных представителей отечественной исторической, юридической и политической наук, посвятивших свои труды институтам имперской государственности, в том числе и имперской идее, необходимо отметить: С.И. Каст, проанализировавшего процессы модернизации и сохранения имперских институтов в контексте постбиполярного мирового развития; внесших значительный вклад в исследование отечественных учений о праве и государстве И.А. Исаева и Н.М. Золотухину; В.Г. Графского, И.Ю. Козлихина, B.C. Нерсесянца, М.Н. Марченко, В.В. Лазарева, J1.C. Мамута, О.В. Мартышина, О.Э. Лейста - видных отечественных историков права и государства; работы C.B. Лурье и Л.Г. Казаряна, предложивших оригинальную концепцию динамического структурирования имперских территорий; Б.Н. Миронова, который в своей работе «Социальная история России периода империи» проанализировал практически всю отечественную и мировую литературу по данной проблематике; концепцию Д. Драгунского и В. Цымбурского «остров-Россия», где империя рассматривается как одна из стадий развития государства; историософскую концепцию В. Аверьянова, изложенную в книге «Природа русской экспансии», и др. H.H. Зарубина, О.В. Зотова, A.B. Кара-Мурза, В.Ю. Верещагин, А.И. Овчинников, Э.А. Попов, A.A. Контарев, И.В. Тушканов также, в большей или меньшей степени, рассматривали проблему имперской идеи. Несмотря на возрастающий интерес к имперской проблематике в общем и к имперской идее в частности, к настоящему времени не проведено всестороннего, комплексного анализа ее возникновения и развития в отечественных учениях о праве и государстве и не определено ее значение в процессе формирования российской государственности как системы имперского типа.

Объектом диссертационного исследования выступают отечественные государственно-правовые доктрины прошлого и современности, а предметом - имперская идея в отечественных учениях о праве и государстве, ее ценностное и институциональное обоснование в контексте самобытности российской государственно-правовой истории и культуры.

Цель диссертационного исследования - проанализировать российские учение о праве и государстве, в которых возникла, развивалась

и разрабатывалась имперская идея трансформации российской государственности.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- определить специфику условий генезиса, формирования и развития российской имперской идеи в отечественных учениях о праве и государстве;

- провести анализ учений о праве и государстве в рамках, в которых была детерминирована имперская идея в контексте самобытности и самодостаточности российской государственно-правовой истории;

- выявить ценностное и нравственное обоснование имперской государственности в контексте учений о русской идее;

- проанализировать сущность имперской идеи и эволюцию ее понимания в российских учениях о праве и государстве;

- определить соотношение имперской идеи со славянской идеей, русской идеей, идеей-правительницей в учении евразийцев;

- детерминировать сущность учений о монархическом идеале как форме верховной государственной власти и указать его роль в имперском мышлении;

- дать оценку статусу и предназначению имперской идеи в процессе формирования современной российской государственности;

- указать условия и перспективы реализации имперской государственной идеологии в краткосрочной и долгосрочной перспективе развития России.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются отечественные и некоторые западноевропейские учения о праве, государстве и политике. Для достижения целей данной работы наряду с историко-правовым подходом и методом исторической компаративистики применялись парадигмальный и системный подходы. В основ}7 исследования положены принципы государственно-правового моделирования, юридической антропологии, философии права. Кроме того, использовались результаты сравнительно-правового и социокультурного анализа государства и права.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что при аналитическом осмыслении имперской идеи в учениях о праве и государстве и рассмотрении путей ее практической реализации в современной органи-

зации верховной власти России определены основные направления государственного строительства и правовой политики в сфере национального развития.

Результаты диссертационного исследования позволили также выделить учения о праве и государстве, оказавшие непосредственное влияние на формирование российской государственности, детерминировать соответствующие им инсппуты государства и общества.

Материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курсов истории политических и правовых учений, теории государства и права, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, политологии, юридической конфликтологии.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- имперская идея рассмотрена как целостный многоаспектный феномен, компаративно проанализированы основные российские учения о праве и государстве, затрагивающие имперскую идею;

- определены сущность и признаки русской имперской идеи в результате анализа различных учений о праве и государстве выдающихся русских государственных, политических и религиозных мыслителей;

- выявлена причинно-следственная взаимосвязь между развитием имперской идеи в учениях о праве и государстве и становлением российских государственных и правовых институтов;

- проанализированы отечественные учения о праве и государстве, условия, определяющие легитимность верховной власти и ее соответствие народным представлениям о монархическом идеале в контексте воплощения имперской идеи;

- проведен комплексный анализ способов осмысления имперской идеи в учениях о праве и государстве России; исследованы учения славянофилов, почвенников и консерваторов Х1Х-ХХ вв., развиваемые в номинально последнюю фазу формирования российской имперской государственности; проанализирована эволюция российской имперской идеологии в евразийское учение через плюрализм идеологических течений сменовеховства;

- определена природа государственно-правовой связи имперской идеи со славянской идеей, русской идеей, идеей-правительницей;

- выявлены сложившиеся в отечественных учениях о праве и государстве элементы российской государственности, не утратившей им-

перской идеологии и на современном этапе ее развития; доказано, что имперская идея имманентно определяла и определяет онтологию российской государственности и будет присуща России на всем протяжении ее существования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исторические условия развития Российского государства определили в качестве оптимального путь создания империи. Целеполагаю-щей основой государственного строительства в условиях геополитических и внутригосударственных конфликтов стала имперская идея, которая является источником и смыслом фундаментальных отечественных государственных и правовых традиций, обеспечивает сильную державную государственность под руководством авторитетного лидера, централизацию власти, пресечение государственного сепаратизма, отвечает за органичность отношений многонационального народ, за формирование особой культурно-цивилизационной системы правовых, политических и социальных ценностей.

2. Отечественные учения о праве и государстве, в которых развивалась имперская идея, во многом определили понимание самобытности российской государственности, смысл наиболее важных государственных институтов, правовой идеологии, верховной власти, национальных интересов, правовой политики, специфику правовой системы и ее зависимость от национальной идеи, а также дали ценностное обоснование государства в правовом менталитете народа. Имперская идея, сформулированная в данных учениях, органично сочетается с народным национально-самобытным правовым идеалом, отличительной чертой которого является понимание права как правды и способа достижения общей справедливости при стремлении к идеалу, основанному на соборном единстве личных интересов с потребностями общества и государства, высокой степени доверия народа верховной власти, готовности жертвенного служения государственным и общественным ценностям и идеалам.

3. Исторически идеологические основы государственного строя, традиционные государственные ценности, институциональные принципы взаимоотношения государства и церкви были тесно связаны со всеми отечественными учениями о праве и государстве, но практическое воплощение и наибольшую значимость для государственного строительства имели учения, развиваемые на основе имперской идеи и имперской идеологии.

Имперская идея в российских учениях о праве и государстве находилась в прочной взаимоопределяющей связи с такими государст-

венными и правовыми институтами, как: институт верховного правления, понимаемый как бремя служения; институт народного представительства, рассматриваемый через принцип соборности; институт предоставления присоединенным этносам возможности пользоваться своими традиционными правовыми системами, выраженный в существовании в Своде законов Российской империи трех видов законов: общих, особенных и специальных, то есть понимаемый как принцип правового многообразия.

4. Становление и закрепление в качестве национальной имперской идеи, сформировавшей мессианский характер российской государственности, обеспечили следующие государственно-правовые учения: учение о Святой Руси, учение о верховном правителе как «радетеле о земле Русской» и защитнике «сирых и убогих»; учение о всеобщем смирении и служении; учение о наследовании Византийской империи - «Москва - Третий Рим»; учение Иосифа Волоцкого о необходимости развитая церковно-монастырской системы, сложившейся в Московский период правления Ивана III; унаследованное от Византии учение о симфонии властей.

В период Московского царства отечественные учения о праве и государстве условно разделились на два основных течения: святоотеческое и имперско-государственное. Причем первому течению о Святой Руси соответствует учение Нила Сорского о не стяжании, а второе -«Москва - Третий Рим» более согласуется с учением Иосифа Волоцкого - иосифлянством. Выбор Ивана III и Василия III на соборе 1503— 1504 годов в пользу иосифлянского учения является закономерным этапом развития имперской идеологии и имперской государственности, в результате чего произошло увеличение территории Московского царства в период правления Ивана III в четыре раза.

5. В XVIII-XX вв. консервативные учения славянофилов, почвенников, неославянофилов более соответствуют традиционно-русской имперской идее и, соответственно, самобытной и самодостаточной правовой природе российской государственности.

Модификация имперской идеи по западному образцу продуцировала нигилистические учения (например, И.О. Чаадаева), поставила под сомнение достижения русской государственной и правовой традиции, что способствовало развитию западничества, предвзятого отношения к русской культуре, восстанию декабристов, делению российского общества на антагонистические группы, кризису царского пра-

вительства и насильственному свержению монархической формы правления, в результате чего страна встала на грань самоуничтожения.

6. Постпетровский вариант построения имперской государственности посредством заимствования западноевропейских государственных форм и институтов привел к отказу от традиционных государство-образующих ценностей, сформированных в учениях Московской Руси. Это способствовало разрушению общегосударственной системы всеобщего служения, разобщению общества и делению его на антагонистические страты. Заимствование западноевропейских учений о праве и государстве привело к буржуазному перевороту 1917 года и последующей Октябрьской революции, погрузившей страну в состояние гражданской войны.

7. Современные принципы, цели и задачи реализации внутренних и внешних функций государства и правовая политика России демонстрируют устойчивость имперского мышления представителей государственной власти, которое определяет процессы формирования российской государственности и возвращения ей статуса великой державы. Эти процессы тесно сопряжены с имперской идеей, отказ от которой может привести к потере суверенитета и распаду страны на мелкие квазисуверенные государства.

Современная имперская идеология формируется под влиянием геополитической ситуации, вызовов гаобализации и поиска государственно-правовой идентичности в условиях политико-правового дискурса между сторонниками либеральной империи, неоевразийской имперской идеи, русской доктрины государственно-правового развития российской государственности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях, а также в шести опубликованных статьях, в том числе одной из них - в издании, рекомендованном ВАК Минобр-науки России. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре государственно-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России.

Структура диссертационного исследования обусловлена поставленной целью, используемыми методами и логикой излагаемого в нем материала. Работа состоит из введения, трех гнав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень научной разработанности, указывается теоретико-методологическая основа исследования, определяются объект, предмет, цели и задачи, научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, аргументируется теоретическая и научно-практическая значимость диссертации, приводятся сведения о формах ее апробации.

В первой главе «Имперская государственно-правовая мысль в концептуально-теоретическом измерении», включающей два параграфа, осуществляется комплексное исследование генезиса, понятия и содержания имперской идеи как имманентной составляющей отечественных учений о праве и государстве, а также проводится анализ ценностного и нравственного обоснования имперской государственности в контексте учений о русской идее.

Первый параграф «Генезис имперской идеи в учениях о праве и государстве» посвящен методологии рассмотрения сущности имперской идеи, осуществляемой посредством анализа различных смыслов, вкладываемых в понятие «идея», встречающихся как в античной философии (Платон, Аристотель, Протагор и др.), так и в последующие периоды. Показывается, в каком понимании и значении имперская идея развивалась в русских учениях о праве и государстве. Также дается аналитическая оценка современному научному состоянию исследования имперской проблематики и имперской идеи. Автор приходит к выводу, что данная проблематика разработана не достаточно полно.

Диссертантом определяются сущность и принципы дихотомии «идея-идеология». Показывается идейная борьба между формальным основоположником идеологии Ашуаном Дестюд де Трасси и его оппонентом Наполеоном Бонапартом, указывается, что именно этим противостоянием и было положено начало диалектического развития двух традиций рассмотрения феномена государственной идеологии:

1) гносеологической, где центральной проблемой ставится вопрос о соотношении государственной идеологии и науки, «истинности» или «ложности», «реалистичности» и «утопичности» идеологических концепций;

2) онтологической, где государственная идеология зачастую вне зависимости от ее «истинности» или «ложности» рассматривается как

организующая материальная сила, действующая либо в качестве апологета существующих государственно-правовых отношений, либо в качестве их оппонента.

Доказывается, что имперская идея является неотъемлемой частью российской государственной идеологии, а ее подрыв влечет угрозу всей системе национальной безопасности. Первоначально, для того чтобы определить сущностные и специфические признаки имперской идеи, сравниваются определения и характеристики феномена «империя», данные отечественными и зарубежными учеными. В частности, рассматриваются определения империи, сформулированные Ш.Н. Айзен-штадгом, С.И. Каспэ, Ч. Тилли, H.H. Алексеевым и др., анализируются общие признаки, позволяющие идентифицировать государство как империю. На основе проведенного анализа и исходя из учения И.Л. Соло-невича устанавливается, что государство является промежуточной стадией между формированием нацией своей культуры и созданием империи. И если нация не создает своей империи, а останавливается на государстве, то не потому, что не желает ее создать, а потому, что не имеет возможности.

На основе полученных данных диссертант формулирует авторское определение имперской идеи, под которой понимает принцип и режим деятельности государства по распространению своей власти на наибольшую территорию. Через отслеживание генезиса имперской идеи в учениях о праве и государстве демонстрируется объективная необходимость в обращении к ее практическому использованию в качестве противопоставления имперским амбициям Западной Европы и США в их внешнеполитических действиях в отношении России. Так, механизм проведения «бархатной» революции, разработанный Джином Шарпом, камуфлируется постулатами идеологии либерализма и демократии. Далее анализируется внешнеполитическая деятельность США по влиянию на формирование государственных аппаратов других стран, находящихся в зоне жизненно важных интересов России.

Затронутая проблема поднимает вопрос о демаркации суверенных государств и протекторатов в современной геополитической системе. На основе рассмотренного материала автором формулируется вывод о том, что имперская идея как способ государственной деятельности при развертывании в имперскую государственную идеологию актуальна в настоящее время и имеет высокую продуктивность, а для России - первостепенную значимость.

Во втором параграфе «Ценностное и нравственное обоснование имперской государственности в контексте учений о русской идее» диссертантом анализируются и обобщаются идеологические критерии, исторически сложившиеся и заложенные в основу формирования фундаментальных институтов российской государственности, в соответствии с которыми были созданы система государственных органов и правовая система российского имперского государства.

Хронологически данный анализ в диссертационном исследовании начинается с образования Киевской Руси и принятия православия, так как его идеологическое содержание наполнило и предопределило формирование русской государственности. Одним из первых возникает учение об «идеальном князе», развившееся в дальнейшем в учение о самодержавии, которое находится в прочной взаимосвязи с учением о симфонии властей. Политическая деятельность Владимира Великого, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого и других князей была основана на православном понимании статуса верховной власти великого князя не какуправомоченного, а как правообязанного. Диссертант показывает, что учение об «идеальном князе», развиваемое в 1Х-ХИ вв., исторически определило народное отношение к главе государства, которое по многим параметрам остается неизменным.

Анализируя результаты государственной деятельности Ивана III Великого, автор приходит к выводу, что она способствовала существенному развитию и модернизации всех измерений государственной жизни и определила их имперских характер. Среди наиболее значимых заслуг царя выделяются: централизация государственной власти; отказ платить дань монголо-татарам; установление наследования единого государства одним сыном; издание Судебника 1497 года - нормативного правового акта, действовавшего на всей территории объединенного государства; принятие через брак с Софьей Палеолог символов византийской императорской власти, в частности, двуглавого орла, который и сегодня является гербом России, и т.д. Диссертант отмечает, что после освобождения в 1480 году от монголо-татарского ига Россия, приобретя фактический суверенитет, встала перед проблемой идеологического наполнения этого суверенитета. В результате возникают два основных направления в учениях о государстве, имеющие православное содержание. Первым из рассматриваемых учений является концепция Святой Руси. Второе учения - это сформулированная в афоризме старца Филофея концепция «Москва - Третий Рим». Автор указывает,

что хотя данные учения имеют много общих позиций, тем не менее, кардинально отличаются своими содержательными характеристиками.

Проанализировав эта учения, диссертант приходит к выводу, что в рамках первого Россия должна решать вселенскую задачу спасения душ подданных государства. Указанная задача является общегосударственной, в связи с чем цель деятельности главы государства - царя -создать такие условия, которые максимально способствовали бы праведной жизни как единственно возможному варианту достижения Царства небесного. Именно поэтому наряду с принятием князем Ярославом Мудрым первого свода законов Древней Руси - «Русской Правды» был принят Церковный устав, предусматривающий уголовные наказания за нарушения православных догматов в повседневной жизни. А, например, в Артикле воинском 1715 года, принятом при Петре I, в условиях тотального секулярного реформирования правовой и государственной систем все равно признаются самыми тяжкими преступления против церкви и веры.

Право в рамках этого учения понимается как закон, данный временно Богом Моисею. Митрополит Иларион указывает, что «ветхозаветный закон представляет собой воду, предназначенную для очищения сосуда-человека, чтобы он мог вместить, не испортив, новозаветное молоко Истины и Благодати».

Далее рассматривается второе учение и указывается, что общегосударственная цель в нем иная. Это хоть и общеправославная, но, тем не менее, государственная задача построения православной империи, которая сможет, если нужно, даже силой сдержать как внутригосударственные ереси, обусловливающие раскол общества, так и прямые военные вторжения других государств, ведущие к уничтожению Руси -последнего оплота православия.

Автором показываются и анализируются государственно-правовые исторические условия, в силу которых развитие Руси пошло в соответствии с учением «Москва — Третий Рим», а не с учением о Святой Руси. А также рассматривается, как данное обстоятельство повлияло на формирование Московской Руси в качестве самодержавного имперского государства, основное содержание концепции «Москва - Третий Рим» и ее импликация в дальнейшее становление российской имперской государственности.

В ходе компаративного анализа диссертант приходит к выводу, что, несмотря на некоторый производный характер от двух рассмотренных выше учений, учение Нила Сорского — нестяжание, учение Иосифа

Волоцкого - иосифлянство обладают самостоятельностью и уникальной значимостью в развитии российской государственности. Диссертант обращает внимание на то, что здесь речь идет о двух православных святых, поэтому борьбы и спора в современном политическом понимании между ними не было и быть не могло. К этому выводу автор приходит, опираясь на мнение A.B. Карташева, который указывал, что они «даже литературно боролись единым фронтом» против «ереси жи-довствующих». В своем полемическом дискурсе преподобный Иосиф текстуально использовал одно из писаний преподобного Нила, видя в нем единомышленника. Между тем литературная борьба за монастырские имущества обострилась уже после смерти преподобного Нила между учениками обоих преподобных. То есть на самом же деле это была некая конкуренция двух духовных школ, каждая из которых имела свое представление о дальнейших путях развития православно-государственного проекта в рамках общего религиозного идеала.

Далее автор рассматривает идейное течение, источником которого является учение нестяжательства, - это учение Максима Грека, заложившее основы эллинофильской традиции и способствовавшее в дальнейшем проведению реформ патриархом Никоном. Проанализированы основные постулаты, сформулированные в рамках этой традиции, в частности, проблема автокефалии Русской православной церкви, обосновано возвеличивание России как сверхдержавы, цель которой — не создать новую православную империю, а восстановить былое могущество Византии.

В завершение параграфа рассматривается религиозно-идеологическое противостояние патриарха Никона и протопопа Аввакума. Доказывается, что учение патриарха Никона о необходимости универсализации Русской православной церкви по греческому образцу является логическим этапом реализации концепции «Москва - Третий Рим». Данная реформа содержательно изменила историю Российского государства и логически привела к тому, что в 1721 году Московское царство легально стало Российской империей, а Петр I - императором.

Вторая глава «Имперская идея в государственно-правовых концепциях дореволюционной России» посвящена исследованию имперской идеи в контексте государственно-правовых, исторических, идеологических и социокультурных особенностей позднего периода имперской власти в России.

В первом параграфе «Представления славянофилов и консерваторов об имперской сущности российской государственности»

диссертантом осуществляется ретроспективный анализ объективных условий возникновения славянофильского учения и русского консерватизма, рассматривавших Российскую империю как органически сложившуюся государственную целостность. Автор отмечает, что, сопоставляя различные концепции образования русской империи, славянофилы и консерваторы сходятся во мнении, что объективные условия ее генезиса начинают формироваться со времен правления князя Олега (после 882 г.) и прямо связаны с географическими, этнокультурными, политическими и военными условиями. Автор разделяет общее мнение славянофилов и консерваторов о том, что формирование государства на принципах создания империи было единственно возможным вариантом развития, защиты и сохранения русской государственности. И этот исключительный вариант интуитивно угадывался уже первыми русскими великими князьями. Данные условия резонировали с имперской духовно-нравственной идеей, патриотическим и христианским мышлением народа, что и позволило в дальнейшем создать самую большую империю в мире и сохранить ее до сих пор.

Обратившись к истории возникновения славянофильства, автор отмечает, что по поводу его зарождения в отечественной науке существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что, хотя наиболее ярким выразителем славянского самосознания был И. Пересве-тов, у Ю. Крижанича славянская идея представлена с неизмеримо большей определенностью и силой, чем в других памятниках предшествующей ему русской литературы. Для него славянский вопрос является отправной точкой и конечной целью всей литературной деятельности. Диссертант указывает, что В.Е. Вальденбрег, рассматривая творчесетю деятельность Ю. Крижанича, доказывал, что тот мечтал о политическом и культурном объединении славян, с их последующим национальным подъемом и созданием единого государственного бытия для решения исторических вопросов. И несмотря на то, что из виду упускается религиозный аспект как основа указанного объединения, все-таки историк полагает, что Ю. Крижанича следует считать основателем русского славянофильства. Автор выражает свое несогласие с этим и считает родоначальником славянофильства Пересветова, хотя его учение концептуализировано не в такой степени, как у Крижанича, но ему принадлежит первенство формулирования славянофильской идеи.

Вторая точка зрения состоит в том, что свое обоснование и развитие философские идеи славянофильства получили главным образом в

работах И.В. Киреевского и A.C. Хомякова. То есть данное учение в современном понимании возникает в середине XIX века. Автор приходит к выводу, что И.В. Киреевский и A.C. Хомяков являются родоначальниками второго этапа его развития.

Отслеживая эволюцию славянофильского учения, диссертант указывает, что в 60-е гг. XX в. возникает такое идейное направление, как почвенничество, представленное Ф.М. Достоевским и М.М. Достоевским, A.A. Григорьевым, H.H. Страховым и др. Позже эта школа перерастает в так называемых поздних славянофилов - Ю.Ф. Самарин, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский. По мнению автора, к ним в полной мере можно отнести и И.Л. Солоневича. Почвенничество стало важным консервативным учением, сохранившим не только социокультурные, но и государственные традиции.

Диссертант подчеркивает, что особенность славянофильского учения и отходящих от него течений состоит в том, что только они сделали идею самобытности исторического пути России, его общества и государства основным предметом своих размышлений. Изначально славянофильство стало своего рода ренессансом политических и правовых идей, возникших в Киевской и Московской Руси. Прежде всего, это обращение к православным традициям, заложившим основы политических и правовых институтов Древней Руси и имманентно передаваемым дальнейшим государственным парадигмам. Но апологеты славянофильства отдавали себе отчет, что это учение необходимо увязывать с существующими правовыми, политическими и жизненными реалиями, указывая на то, что «чисто» русская культура объективно невозможна, равно как и восстановление Руси допетровского периода. Диссертант отмечает, что, обращаясь к основным идеям славянофильского учения, прежде всего, следует указать концепцию Н.Я. Данилевского о всеславянском союзе, который предлагал формировать имперское государство на основе единения по славянскому племенному признаку, считая, что в такой империи единое понимание государственных и правовых ценностей позволит добиться большой степени гражданского единения и взаимопонимания, огромной мобильности общества при достижении общественных и государственных целей, что станет основой для решения любых внутри- и внешнеполитических задач.

В диссертации рассмотрены идеи К.Н. Леонтьева о «многоцветной сложности» развития государства, которые представляют собой имперское понимание сущности государства и его правовой системы. Принцип единого и нераздельного государственного союза, состояще-

го из различных этнических, культурных и религиозных сегментом, и есть «цветущая сложность». В этой системе русскому народу отводится роль государствообразующего стержня, а объединенные этносы составляют единое гражданское общество. Этому должен сопутствовать правовой принцип деления законов на общие, особенные и специальные, что было отражено во вступившем в законную силу в 1835 году Своде законов Российской империи.

Далее автор приходит к выводу, что, несмотря на поздний период создания, славянофильским, по сути, является учение И. Л. Солоневи-ча о народной монархии. Мыслитель высоко оценивает потенциал русского народа к имперскому строительству. На основе исторических фактов он формулирует идею об уникальных способностях русского народа, на которых была построена самая большая в мире Российская империя. Мыслитель считает, что для русского народа, который остался имперским по своим внутренним качествам, монархия является оптимальной формой правления в российских государственных условиях. Однако Солоневич указывает, что восстановить государственный, политический и общественный строй, существовавший до 1917 года, невозможно. Поэтому он предлагает свою модель монархической имперской государственности, которая должна основываться на общности интересов несменяемого национального лидера и той группы народа, которая обеспечивает экономические, стратегические, культурные и бытовые потребности государства и общества - «штабс-капитанское движение». Это движение, как и в Московском государстве народ, обладает силой мнения, а монарх - силой власти. Штабс-капитанское движение составляют представители всех групп, на которых основывается общество и государство. Интересы движения и государства практически тождественны.

Рассматривая соотношение способов государственного и правового строительства русской империи с учениями о праве и государстве славянофилов и консерваторов, диссертант приходит к следующим выводам:

1. Российская империя славянофилами и консерваторами была верно оценена как уникальное имперское государство, беспрецедентное в истории человечества. Источником этой уникальности являлся русский народ, основавший имперское государство. И такие его качества, как терпимость, терпение, способность к единению и мобилизации в тяжелых внутри- и внешнегосударственных условиях, скрупу-

лезное и последовательное присоединение территорий, во многом определившие форму и содержание Российской империи.

2. Через анализ истории права и государства России формулируется обоснованный вывод о том, что основы государственного строя Российской империи являются константными. И при изменении или удалении хотя бы одной из государственных основ разрушится все государство, что и произошло в 1917 год>'. Поэтому для сохранения российской государственности следует придерживаться тех идей и принципов, на которых она возникла и исторически развивалась.

3. Одной из существенных заслуг славянофилов является введение в лексический, семантический и научный оборот, а также удачная концептуализация понятия «русская идея». Изначально она была связана с основами православного сознания и православного правосознания.

Интерпретации русской идеи разрабатывались многими отечественными мыслителями. Сама русская идея являлась значимой частью практически всех отечественных учений о праве и государстве, в том числе и современных, а также использовалась политическими течениями различного толка - от неоконсерваторов до неонацистов. Русская идея определяла и определяет смысл и качество имперской идеи и, соответственно, государственной идеологии.

Во втором параграфе «Имперские идеи евразийской государственно-правовой доктрины» автор указывает, что концептуальный переход славянофильских идей государственного развития в евразийские вызван событиями 1917 года. После них в отечественной государственно-правовой мысли происходит раскол на новую - коммунистическую и старую - монархическую идеологию, причем последняя развивается в трудах русской эмиграции, которая также распадается на два лагеря: формальных сторонников монархии, стремящихся вернуть былые привилегии, и идейных сторонников, выступающих за восстановление разрушенного государственного строя. По мнению автора, первая группа научно ничем не примечательна, а вторая - создает новое учение - учение о евразийстве. В 1921 года выходит сборник «Исход к Востоку. Утверждения евразийцев», который стал отправной точкой в развитии евразийского учения о государстве.

В диссертации указано, что основу' евразийского учения образуют две основные составляющие. Первая представляет собой материальное, географическое восприятие мира. А вторая - это идеальное восприятие государства через систему «идеалоправства», которая строится на рационально не просчитываемой идее-правительнице.

Автор приходит к выводу, что в евразийском учении понимание материальной основы построения государства и права базируется на географическом принципе исторически срединного положения России между Востоком и Западом. Пространство, очерченное тремя равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской,-территория для создания государства, способного реализовывать свои интересы на всем евразийском континенте по принципу сухопутных империй. Это условие не оставляет евразийцам выбора в продолжении традиции, заложенной Петром I, различения в государстве и праве русского и российского. Важным поэтому является учение А.П. Карсавина о русском духе и русской культуре как основе всей евразийской и имперской системы. Диссертантом рассматриваются.труды Н.С. Трубецкого, П.А. Бицилли, Г.В. Флоровского и других евразийцев, в которых создается учение о русской национальной культуре как основе самобытности и самодостаточности государства и права. Они считали, что установление общечеловеческой культуры невозможно, так как одна наиболее мощная культура будет подавлять другие. Поэтому России-Евразии не нужно перенимать ни европейскую, ни азиатскую культуру, а обращаться к своей собственной. Собственную культуру следует очищать от «инородческого замутнения», пытаться понять ее, не смотря на то, что культура носит метафизический, трансцендентальный характер, и на ее основе строить собственное государство и право.

Автором подробно анализируется мнение евразийцев о том, что романо-германский мир со своей культурой является для России не партнером, а оппонентом, потому что конкуренция из области государственного строительства, систематизации и кодификации права перемещается в сферу миросозерцания и реформирует аксиологическую систему. Диссертант показывает, что согласно взглядам евразийцев у русского народа поменяется система ценностей, в том числе и государственных, и правовых, а значит, трансформируется система целей и способов их достижения.

Далее в диссертации указывается, что евразийцы, обращаясь к самобытным государственным и правовым идеалам, считали, что Россия прошла длительный путь государственно-правового развития, который одновременно был путем развития религиозного сознания, где учения о государстве и праве были основаны на православии. Отсюда возникает учение о справедливом государстве - государстве правды, основанном на ценностях, имеющих непреходящее значение. В.В. Зень-

ковский полагал, что у такого государства три главные задачи: сохранять и блюсти православие, «возвращать правду на землю», предотвращать подавление духовного материальным. Автор отмечает, что, соотнося русское государство правды с европейским правовым государством, М.М. Шахматов определял их как два различных миросозерцания, где доя первого характерен религиозный пафос, для второго -материальные устремления, в первом правят герои, во втором - серые, средние люди.

Диссертант отмечает, что логичным продолжением учения о самобытности государственной и правовой культуры и построения государства правды является учение о идеалоправстве, стержнем которого является учение об идее-правительнице. Евразийцы приходят к выводу, что государственной властью обладает не конкретный царь, парламент или народ, а идея - идея монархии, идея парламентаризма, идея народовластия. По мнению евразийцев, идея-правительница является объективной, надличностной, метафизичной, трансцендентальной, имплицитной государственной идеологией, выступает в виде идеала, образца и задания. Таким образом, идея-правительница - составная часть имперской идеи.

В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что евразийское учение о государстве явилось результатом исторических событий, произошедших в России в начале XX в., связанных с гибелью Российской империи, и представляет собой конкретную идеологическую программу, посвященную конкретной действительности и ее восстановлению, что и позволило ей стать основанием для сознательно-волевой деятельности в деле построения постсоветской России.

Составные части евразийского учения: учение о самобытности и самодостаточности русской культуры, учение о построении государства правды, учение о идеалоправстве и идее-правительнице - вытекают из русской классической имперской идеологии и взаимосвязаны с имперской идеей.

В третьей главе «Имперская правовая идеология: современное состояние и перспективы развития» исследуются современные тенденции имперского государственно-правового мышления в контексте геополитического, международного и экономического положения России, приоритетные векторы ее государственно-правового развития. Анализируются политические и правовые основы развития российской государственности, ориентиры, которые необходимо обозначать как на краткосрочную, так и на долгосрочную, перспективу.

В первом параграфе «Современное состояние имперской идеологии в России» автором анализируются идеологические основы современной российской государственности. Среди них: имперская идеология как основа стабильного многонационального государства, созданного из территориально и культурно поливариантных частей; государственно-патерналистские принципы народного единения; толерантный режим совместного проживания многочисленных народов в рамках одной государственной парадигмы; взаимоотношения верховной власти и народа на особых условиях социальной справедливости; значимость культуры русского народа как основы межнационального общения.

Автор указывает, что право во многих случаях выступает как средство достижения этих целей, причем в отличие от утилитарного понимания права, заложенного в рамках школ реального права и свободного права, для русского человека правовая цель состоит не столько в извлечении выгоды, сколько в достижении справедливости как этапе в стремлении к истине. Поэтому в состоянии идеологической дезориентации русский человек не всегда может ответить на вопрос о том, для чего ему право и что он от него ожидает. Отсюда правовая справедливость начинает пониматься в крайнем субъективном смысле, что порождает правовой нигилизм и позволяет определенным социальным группам успешно развивать антиправовые обычаи, переходящие в рамки преступной субкультуры и широко распространяющиеся в обществе. Соответственно, если цели развития государства конкретно не определены, то и выработать основные принципы правовой политики чрезвычайно затруднительно. Диссертант считает, что объективно право в государстве отвечает за поддержание разумного уровня следования в обществе таким понятиям, как добро, правда, справедливость, независимость, в том их понимании, какое сложилось в этом обществе, и указывает, что для российского традиционного общества эти ценности базовые и без них нет смысла говорить о развитии политической и правовой системы.

На основе исследования, проведенного в данном параграфе, автор в качестве основного формулирует вывод о том, что в современных российских условиях имперская идея для России имеет первостепенное значение. Под действием отечественных учений о праве и государстве имперская идея стала универсальной для всего многонационального российского народа и способствует формированию стабильного государства.

Во втором параграфе «Перспективы развития имперской идеологии в России» моделируются пути государственно-правового развития России. Автор отталкивается от тезиса о том, что одной из главных функций государственной идеологии является функция целеполагания, которая определяет цели и задачи государственно-правового развития. На основе данного положения и обобщения выводов и тезисов, сделанных в данном диссертационном исследовании, исторической экстраполяции и компаративного анализа автор заключает, что само Российское государство на протяжении более чем тысячи лет идейно основывалось на имперской идее и смогло ее реализовать в государственной практике. Без ключевых принципов российской имперской идеологии само государство существовать не сможет.

Автор анализирует современные государственно-правовые доктрины модернизации российской государственности, представленные в работах В. Аверьянова, Е. Холмогорова, А. Кобякова и др. Рассмотрены такие работы, как «Проект "Россия"», «Русская доктрина», которые посвящены оценке современной государственной ситуации в России и перспективам ее развития. Общей мыслью указанных работ, разделяемой диссертантом, является то, что Россия - государство, развивавшееся в особых исторических условиях, определивших самобытность учений о праве и государстве. В соответствии с этими учениями возникали и формировались институты отечественного государства и права.

Диссертант определяет, что одним из самых ранних и наиболее важных государственных институтов, развиваемых в отечественных учениях о государстве и праве, является институт верховной власти. Следует отметить, что ее главным направлением начиная со времен правления Ивана III было усиление централизации власти. Единая властная вертикаль - элемент, наиболее характерный для имперской государственности. Россия, будучи самой большой страной в мире, фактически представляющей собой модернизированную империю, перманентно нуждается в сильной центральной власти, способной мобильно принимать решения и не менее мобильно их реализовыватъ. Поэтому меры по централизации государственной власти являются залогом дальнейшего развития России. Важным шагом выступает продолжение укрепления сотрудничества представителей власти с Русской православной церковью и другими конфессиями. В условиях острой необходимости восстановления моральности, нравственности и духовности граждан России, а также их единения, рассматриваемых в качестве залога правопорядка как реализации принципа законности. Эта политика яв-

ляется необходимой, так как принципы и методы либеральной демократии на российской почве зачастую дают антиправовой эффект.

Период господства либерально-демократической идеологии насчитывает 15 лет - с момента принятия Конституции РФ 1993 года, и в диссертации указывается, что в российских условиях данная система фактически была инсталлирована поверх имперской государственной идеологии, которая проявляется в существующей государственно-правовой системе России. Вышесказанное не означает умаления общих прав человека и девальвацию принципов свободы. Напротив, на основании исторических фактов развития государства, излагаемых М.Н. Катковым, М.Ф. Владимирским-Будановым, И.Л. Солоневичем и многими другими мыслителями, автор приходит к выводу, что российский империализм позволял и позволяет свободно развиваться всем этническим сообществам, проживающим на территории империи. Им предоставляется равный правовой статус и широкий круг прав и свобод. Данная политико-правовая традиция была заложена еще в учении митрополита Илариона и выдерживалась во всех фазах развития Российского государства. Этот идеологический имперский принцип является цементирующим, так как в условиях этнического плюрализма факт реальной возможности участия в государственной жизни любого человека, независимо от этнической принадлежности, укрепляет государственное единение и лояльное отношение представителей всех этносов к распоряжениям верховной власти.

Государственный ю^с России, взятый на укрепление великодержавности и отстаивание региональных и межрегиональных интересов, является верным и соответствует многовековым имперским процессам. Современная Россия, возрождая былое могущество, не забывает, что исторически обязана выполнять функцию обеспечения стабильности и безопасности всех этносов в континентальном, а при необходимости, и в глобальном масштабе.

В заключение параграфа формулируется главный вывод диссертационного исследования о том, что реализация имперской госуцарст-вообразующей идеи представляет собой одну из важнейших задач, стоящих перед Россией сегодня; ее имперская сущность определяет имперскую правовую полигику, которая должна основываться на приоритетах общества и обеспечивать процветание государства, возрождение духовности и обеспечение достойного уровня жизни всем гражданам.

Диссертант отмечает, что, несмотря на ситуацию, когда в России в настоящее время легализована концепция приоритета личных, атомар-

ных интересов по отношению к интересам общественным, растет оправданный этатизм, а правительство осознает надежды практически всех слоев населения на государственную поддержку в виде реализации национальных проектов. Все это происходит при перманентной централизации государственной власти как одного из принципов имперской идеи. Причем автор считает, что русская имперская идея (по крайней мере ее онтология) кардинально отличается от аналогичной идеи западноевропейского образца, будь то французская, великобританская, германская либо испанская имперская идея. За свою историю отечественная государственная система претерпела ряд кардинальных трансформаций, в результате чего новая государственность принципиально отличалась от предыдущего периода, но имперская идея как имманентная составляющая осталась, по сути, неизменной на всем протяжении существования России.

В заключении диссертации обобщаются итоги, формулируются выводы исследования, намечаются перспективы дальнейшейразработки вопросов правовой политики в процессе государственного развития России.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

Статьи, опубликованные в изданиях Перечня ВАКМинобрнау-ки России:

1. Мазуров В.В. Концептуализация имперской идеи в государственно-правовой мысли // Философия права. 2007. № 2. - 0,5 п.л.

Иные публикации:

2. Мазуров В.В. Миграционные процессы в Российской империи и современные проблемы незаконной миграции // Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: политические, юридические и правоохранительные аспекты: Материалы Международной научно-практической конференции. 7-8 июня 2007 года. Ростов н/Д, 2007. - 0,2 п.л.

3. Мазуров В.В. Глобализация и политическая безопасность России // Глобальные и региональные факторы правового обеспечения национальной безопасности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 26-27 октября 2006 года. Ростов н/Д, 2006. Ч. 1.-0,2 п.л.

4. Мазуров В.В. Идея имперского порядка в государственно-правовой мысли // Научные труды профессорско-преподавательского состава кафедры государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД России: Сборник / Под ред. С.О. Беляева. Ростов н/Д, 2006. - 0,2 п.л.

5. Мазуров В.В. Реализация прав этнических меньшинств в имперской парадигме и региональная власть // Региональная власть: политико-правовые аспекты реализации и осуществления: Сборник / Под ред. проф. П.П. Баранова, доц. С.О. Беляева. Ростов н/Д, 2007. Т. 2. -0,5 ал.

6. Мазуров В.В. Идея империи в политических и правовых учениях // Порядок общества: идеал в истории политико-правовой мысли и современности. Ростов н/Д, 2007. - 0,2 п.л.

Формат 60x84/16. Объем 1,5 п.л. Набор компьютерный. Гарнитура Тайме. Печать ризография. Бумага офсетная. Тираж 100 экз. Заказ №^9

Отпечатано в отделении оперативной полиграфии ОНиРИО Ростовского юридического института МВД России. 344015, г. Ростов-на-Дону, ул. Маршала Еременко, 83.

2015 © LawTheses.com