Каноническое право средневековой Европытекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Плешков, Евгений Владимирович, кандидата юридических наук

Введение

Глава 1. Каноническое право в средневековом обществе.

1.1 Каноническое право в период раннего христианства. (Зарождение канонического права)

1.2. Каноническое право в период зарождения феодализма.

Глава 2. Юридическая школа и юриспруденция средневекового канонического права

2.1. Грациан и юридическая школа классического канонического права (1140-1375)

2.2. Юриспруденция в каноническом праве

Глава 3. Каноническое право в частной и общественной жизни средневекового общества

3.1. Каноническое право в частной жизни средневекового общества

3.2. Каноническое право в общественной жизни средневекового общества

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Каноническое право средневековой Европы"

Актуальность темы исследования. Последнее время в России и в Европе из-за активности иерархов церкви интерес к религии и религиозным канонам заметно возрос. Этот интерес свидетельствует о том, что религиозная правовая культура, и каноническое право как ее неотъемлемая часть, основанная на великой римской правовой культуре, не может никогда быть вычеркнута из мировой, а тем более европейской культуры, даже в наш атеистический век.

Большинство письменных документов, сохранившихся в Европе со средних веков, это правовые документы. Прежде всего, это грамоты, приказы, завещания, протоколы судов, налоговые отчеты и т.д., изданные или составленные администрацией светской власти. Администрация церковной власти издавала или составляла духовные юридические документы, такие как каноны соборов и синодов, сборники церковного права, протоколы церковных судов и списки дел, подготовленных к слушанию в этих судах, монашеские картулярии, и другие многочисленные артефакты. Помимо этого значительная часть хроник, анналов и других нарративных источников, включает описания судебных процессов и других судебных исков, которые возникают из имущественных споров, договоров, преступлений и наказаний преступников, не говоря уже о семейных вопросах, таких как брак, приданое, развод и разделение имущества по завещанию. Даже средневековые поэты при случае использовали язык права, чтобы описать правовые последствия любви и брака, предательства и лжесвидетельства, прелюбодеяния и насилия, смерти и горя. Во всех вышеперечисленных средневековых документах в той или иной форме или объеме затрагивались или упоминались правовые нормы, многие из которых были взяты из канонического права.

Актуальность данной диссертационной работы заключается б том, что каноническое право в средние века занимало уникальную нишу среди правовых систем, которые процветали в позднее средневековье. В то время как большинство правовых систем было ограничено отдельным регионом Европы или местоположением, каноническое право обрело силу, и при этом весьма эффективно исполняло роль международного права. За небольшим исключением, ее нормы применяются повсюду в римско-католическом христианском мире. Обращение к исследованию канонического права является одной из возможностей показать в период современного объединения Европы первый (средневековый) этап эволюции европейского права.

Недостаточная исследованность отечественными правоведами вопросов, связанных с каноническим правом, послужила основанием для определения цели и задач диссертационной работы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель настоящего исследования провести анализ средневекового канонического права от зарождения христианства до начала формирования национальных правовых систем. Целью настоящего исследования также является изучение состояния канонического права Европы на примере его толкования авторитетными правоведами-канонистами.

В соответствии с целью исследования в диссертации решены следующие задачи:

- исследовать каноническое право в период зарождения и развития христианства, его учения и законов;

- провести исторический и сравнительный анализ авторитетных христианских авторов и авторов трактатов по каноническому праву;

- изучить учение юридической школы классического канонического права; провести анализ того, как в средневековом обществе использовалось каноническое право; рассмотреть каноническое публичное право, которое рассматривало отношения между властью и ее подданными, и каноническое частное право, которое рассматривало каким образом частные лица вели свои дела.

- выявить при изучении средневекового канонического права неразрывную связь между правовой системой средневековой церкви и развитием отдельных базовых институтов современной конституционной формы правления;

- показать как работали средневековые институты, каковы были мысли и действия средневековых людей, и взаимоотношение права и общества в средние века.

Предметом исследования является каноническое право на начальном этапе своего развития.

Объектом исследования в данной работе выступают базисные учения и трактовки канонического права, связанные с реализацией обычаев средневекового общества и канонов римско-католической церкви.

Методология исследования. Методологическую основу проводимого исследования составляют труды отечественных и зарубежных историков и правоведов, которые в той или иной степени рассматривали проблемы канонического права: М.А. Барг, Г.Дж. Берман, Дж.А. Брундаж, Е. Гергей, Е.В. Гутнова, Ж. ле Гофф, Э. Канторович, С. Куттнер, Дж. Линч, Ф. Майтланд, К. Пеннингтон, С.Л. Плешакова, В. Рожков, В.В. Соколов, Б. Тирней, В.А. Федосик, Р. Хелмольц. В ходе написания диссертационной работы использовались общенаучные методы исследования, такие как сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, от частного к общему. Также в качестве методологической базы исследования выступают историко-правовой, сравнительно-правовой, логико-правовой, системно-структурный и некоторые другие методы.

Источниковой базой исследования являются: Каноническая Библия, своды декреталий римских пап, труды различных компиляторов канонов и различные средневековые хроники. При написании диссертации автор использовал Декреты Грациана, которые в средние века и по сей день считаются основным учением классического канонического права. В диссертационной работе также показана средневековая правовая мысль, которую в полной мере отражали источники канонического права в виде трактатов, канонов вселенских соборов, папских дектреталий и т.д. В работе использован сокращенный способ цитирования, принятый в научной литературе. Пояснения сокращенной формы цитирования источников, используемых в работе, таких как Библия, каноны церковных соборов, Corpus iuris canonici, Corpus iuris civilis, Кодекс Феодосия даны в Приложении.

Положения диссертации, выносимые на защиту

1. Средневековое каноническое право остается не только главным источником религиозного права, но и многие жизненно важные элементы современных светских правовых систем, особенно в гражданском праве, продолжают испытывать его влияние.

2. Каноническое право в средние века было одновременно продуктом и интегрированным компонентом средневековой религиозной и политической жизни. В средневековой жизни практически невозможно было избежать его воздействия из-за всепроникающего влияния норм канонического права, как на частную, так и на общественную жизнь.

3. Границы между каноническим и светским гражданским правом оставались легко проницаемы на протяжении всего средневековья вплоть до нового времени, тем самым создавая базис, на котором основывались многие современные правовые системы.

4. При всех недостатках и ограничениях средневекового канонического права, оно играло центральную роль в средневековой политической, экономической и общественной жизни общества. Оно являлось значительной составляющей в интеллектуальном развитии общества в средние века, так как канонисты сумели найти новые решения правовых проблем, как старых, так и вновь возникающих, исходя из инновационных подходов к анализу правовых и церковных институтов, и способствовали продвижению на практике новых идей, внося неоценимый интеллектуальный вклад в правовую науку.

5. Средневековое каноническое право было гораздо большим, чем просто набор религиозных предписаний, которым следует руководствоваться верующим, так как, стараясь объяснить возникающие проблемы, канонисты должны были исследовать легитимность и пределы как папской, так и королевской власти. А каноны скорее воплощали систему права, во многом параллельную светским отраслям права, а иногда конфликтующую с ними и порой одерживающую победу в таком конфликте.

6. Расцвет канонического права, обусловленный необходимостью проведения церковных реформ, сопровождался удивительно высоким уровнем знания народными массами, даже людьми совсем низкого общественного положения, доктрин канонического права, особенно, по таким вопросам как согласие на брак, соблюдение поста и религиозных праздников, ростовщичество, юридическая сила завещаний.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в систематизированном историко-теоретическом освещении сложного процесса становления и развития канонического права. Элементами научной новизны обладают следующие положения:

- в процессе развития канонического права показано его реформирование путем научной и практической деятельности различных канонических правоведов и ученых;

- раскрыт системный характер организации канонического права, обусловленный правопритязаниями римских пап и системностью самих исторически определенных правоотношений, формой проявления которых и служит каноническое право;

- развито представление об институтах канонического права в рамках сложившихся социально-политических условий и правовых возможностей, а также обоснована определяющая особенность их направленности как интеграционная и религиозная;

- в работе дан анализ источников канонического права - трактатов, декреталий, глосс, канонов и т.д. - в целях создания нового представления о единой системе правопонимания, которое в средневековой Европе могла создать только религия;

- на основе анализа канонической юриспруденции, как прообраза международного права и основы для зарождения национальных правовых систем, углублено представление об объективной и научной природе канонического права;

- обосновано, что формам и разновидностям источников канонического права свойственна сложная внутренняя структура, нередуцируемая к линейной сумме интегрированных в них отдельных источников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что положения диссертации могут быть использованы при изучении источников гражданского права. Данная работа призвана расширить и углубить научное представление о каноническом праве Европы в средние века, т.е. в период от его расцвета до начала спада.

Предложенная в диссертации теоретическая конструкция правового развития средневекового общества с помощью канонического права может служить основой для дальнейшего изучения широкого круга актуальных правовых проблем, связанных с эволюционными периодами жизни современного общества.

Практическое значение работы. Практическая значимость данного историко-правового исследования заключается в использовании его в науке и преподавании, когда необходимо на основе канонического права, как международного права в средние века, показать значение права в обществах европейских стран. Положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам: международное право, государственное и конституционное право, история государства и права, теория государства и права, гражданское право, а также в смежных областях гуманитарного знания.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебников, учебных пособий, программ и методических указаний, а также чтении лекций и проведении всех видов занятий по вышеуказанным дисциплинам.

Апробация и практическая реализация результатов диссертационного исследования. Основные положения, результаты, выводы данного исследования апробированы на теоретических и практических конференциях. Часть предложений соискателя получила поддержку со стороны преподавателей. Результаты исследований автора по избранной теме опубликованы в трех научных работах общим объемом в 6,0 п.л.

Объем и структура диссертации. Логика исследования определила структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, подразделенных на 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Плешков, Евгений Владимирович, Ставрополь

Заключение

Каноническое право в христианской Европе возникло, как видно из представленной диссертационной работы, в виде относительно небольшого свода инструкций и норм, которые предписывали правила благочестивого поведения и соблюдение иерархических отношений в христианских общинах, распространившихся по всему Средиземноморью в течении первых трех столетий нашей эры. Со времен правления Константина система церковного права росла и процветала под патронажем христианских императоров. По мере приобретения церковью собственности и влияния в обществе, ее руководители получали и новые средства принуждения и контроля. В этих обстоятельствах законы церковного права по необходимости множились. С появлением новых проблем возникали и новые возможности, и каноническое право отвечало на них, в результате чего регулятивная система церкви стала более объемной и сложной.

Вторжение германцев в V веке, расселение новых племен на бывшей римской территории и, наконец, смена власти римского императора германскими правителями фактически лишило церковь и ее руководство большей части привилегий, полученных ими во времена римской империи. Однако за короткое время ведущие деятели церкви установили способ сосуществования в новых реалиях. По мере обращения в христианство германских правителей и в некоторых случаях перехода от арианства к христианской вере, епископы и другие иерархи церкви притязали на право судить аморальное поведение всех христиан и право применять санкции к тем, кто отошел от установленных ими норм.

Новые правители, подобно их римским предшественникам, видели в церковной иерархии полезный и почти незаменимый дополнительный орган своих режимов. Германские короли поняли, что пожалования и привилегии в пользу церкви, собственность, передаваемая церкви, и освобождение ее от повинностей является хорошей политикой. Взамен они ожидали и получали как моральную, так и политическую поддержку от иерархов церкви. Искушенные политики обеспечивали лояльность епископов и других иерархов церкви влиянием или прямым диктатом при выборах на ключевые должности в церкви.

Возражения клира против такого вмешательства в церковные дела со стороны мирян, в том числе знати и даже королей, не прекращались и приняли форму мощного реформаторского движения в церкви, члены которого обеспечивали контроль за делами папской администрации в середине XI века. Реформаторы видели в каноническом праве важное средство для поддержания своих усилий спасти церковь от зла мирского контроля. Результаты, как отмечено в работе, привели к усилению правовой системы церкви. Они включали преобразование самого права, ставшего более доступным благодаря составлению авторитетных сводов церковного права и обучению каноническому праву систематически как теоретическим и практическим дисциплинам, отдельно от теологии и гражданского права.

Декреты» Грациана в середине XII века обеспечили реформированную церковь объемистым сводом канонического права, а школы, где этот свод изучался, становились влиятельными центрами преобразований церковных институтов в соответствие с запросами общества, которое с каждым десятилетием становилось все более сложным и требовательным. К концу XII века выпускники школ канонического права уже занимали большинство основных постов в светской власти и в церковной иерархии. После детального изучения, вооруженные основами материального и процессуального права, опытные канонические юристы стали незаменимыми экспертами для должностных лиц церковной власти на всех уровнях. Некоторые канонисты сами становились папами, как, например, Григорий IX, Иннокентий IV, Бонифаций VIII и Иоанн XXII, деятельность которых отражена в работе. Другие обеспечивали контроль не только каждодневной деятельности папской юридической системы, но и ее дипломатических, финансовых и административных институтов. С всевозрастающей частотой канонисты становились кардиналами, архиепископами, епископами, аббатами или архидиаконами в каждом регионе, где существовал хотя бы один институт католической церкви.

Попытки оказать противодействие влиянию юристов в церковных делах были столь же неизбежны, сколь и неудачны. Критики часто взывали к общественности, говоря, что не мудрые гиганты духа, а мелкие судейские оппортунисты занимают посты в церкви, что студенты предпочитают изучать крючкотворство и лживость юристов, а не здоровую теологию, и что судейская софистика начала в церковных делах подменять фундаментальные основы христианства. Критики нового не были услышаны европейским и христианским обществом. Захватив однажды ключевые позиции, канонисты не собирались ослаблять свои завоевания. Даже последующее безумство XVI века (Реформация) не смогло пошатнуть доминирующее положение канонистов в римско-католической церкви, а контрреформация привела к усилению их влияния во всех сферах церковного управления.

Система канонического права, вместе со своими судьями, судами, адвокатами и исправительными санкциями, все еще продолжают действовать в современных обществах с католической верой, хотя в большинстве стран решения, основанные на каноническом праве, уже не имеют административной поддержки со стороны светских властей. Современное каноническое право основывает свою эффективность на добровольном согласии верующих с определениями, которые выносят церковные суды. Члены тех христианских конфессий, которые сохраняют систему канонического права - в основном это католики, англикане, восточные православные христиане - подразумевают как условие членства в своих церквях априорное согласие с каноническими судьями в их профессиональной деятельности и подчинение их решениям.

В этом, безусловно, позиция современного канонического права радикально отлична от реальности средних веков. Ф. Мэйтланд утверждал, что «средневековая церковь была государством» и было трудно и даже невозможно дать определение государству, которое нельзя применить к церкви в средние века.1 Фактически так и было, средневековая церковь разделяла власть со светскими правителями: в каждом регионе каноническое право действовало параллельно с другими правовыми системами. Королевские, местные и городские суды осуществляли свои функции в рамках своей юрисдикции, рядом с ними действовали и церковные суды, при этом каждая из этих судебных систем располагала силой принуждения, которая заставляла подчиняться своим нормам непокорных. Верно также и то, что каноническая юрисдикция и различные светские юрисдикции часто пересекались. Это давало тяжущимся сторонам важное преимущество в тактическом плане. Выбирая, в какой суд подать жалобу, чтобы получить желаемое решение и с наименьшими издержками, сторона истца стремилась одержать верх над ответчиком. Ответчик, если он располагал ресурсами и был знаком с правом, мог соответственно использовать конкурирующие правовые нормы для воспрепятствования тем, кто подал на него жалобу.

Средневековое каноническое право остается не только главным источником религиозного права, но и многие жизненно важные элементы современных светских правовых систем, особенно в гражданском праве, продолжают испытывать его влияние. Рассуждения и выводы средневековых канонистов остаются воплощенными в традиции общего

1 Mailland F.W. Roman canon law in the Church of England, London, 1898, p. 100. права в англоязычном мире и правовом наследии стран континентальной Европы. Это можно наглядно продемонстрировать, рассматривая вопросы, связанные с завещанием и семейным правом, но каноническая традиция проявляет себя и во многих других областях права: контрактное и корпоративное право, право собственности входят в их число. Канонические идеи и технические вопросы применения права еще более очевидно присутствуют во многих процессуальных нормах, применяемых в судах стран континентальной Европы, и далее затрагивают материальное право этих стран. Политическая мысль и идея конституционного правления многое взяли из того, что рассматривалось каноническим правом в этой области в ХП-ХШ вв. Таким образом, средневековое каноническое право образует фундаментально развивающуюся силу по созданию определенных элементарных идей и институтов, которые до наших дней продолжают характеризовать европейские общества.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Каноническое право средневековой Европы»

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. М., 1994.

2. Алексеев С.С., Государство и право. М., 1996.

3. Алексеев С.С., Теория права. М., 1994.

4. Ангелов Д., Примов Б., Батаклиев Г. Богомильството в България, Византия и Западна Европа в извори. София, 1967.

5. Англо-русский полный юридический словарь, М, 1993.

6. Англо-русский и русско-английский словарь географических названий, М., 1994.

7. Англо-русский словарь сокращений, М., 1999.

8. Аннаньель Тристан. Христианство: догмы и ереси. Спб., 1997.

9. Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

10. Антология педагогической мысли христиан. Средневековье, т. 2, М., 1994.

11. Ардашев П.Н. Абсолютная монархия на Западе. Спб., 1902.

12. Беркович М.Е. Из истории формулы средневековой Германской империи // Средние века. Вып. 30. М., 1967.

13. Беркут Л.Н. Борьба за инвеституру во время императора Генриха V. Варшава, 1914.

14. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.

15. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. Очерки демографической истории Франции. М., 1991.

16. Бильбасов В.А. Поповский король Генрих IV Распе. Киев, 1867.

17. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

18. Бойцов М.А. Золотая булла 1356 г. и королевская власть в Германии во второй половине XIV в. // Средние века. Вып. 52. М., 1989.

19. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994.

20. Большой юридический словарь. М., 1997.

21. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

22. Брайс Дж. Священная Римская империя. М., 1891.

23. Валафрид Страбон. Садик. Одо из Мена. О свойствах трав. М., 1992.

24. Вебер М., Избранные произведения. М., 1990.

25. Вейш Я.Я. Религия и церковь в Англии. М., 1976.

26. Вертеловский А. Западная средневековая мистика и отношение ее к католичеству. Харьков, 1888.

27. Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в Средневековой Европе. М., 1983.

28. Виллар Ж., Виллар К. Формирование французской нации (Х- начало XIX вв.). М„ 1957.

29. Виноградов П.Г., История правоведения. М., 1908.

30. Виноградов П.Г., Очерки по теории права. Петроград, 1915.

31. Виргинский B.C., Хотиненков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до XVI века. М., 1993.

32. Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992.

33. Вульфиус А.Г. Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Пг., 1916.

34. Вызинский Г. Папство и Священная Римская империя в XIV-XV столетии до Базельского собора. Казань, 1921.

35. Вязигин A.C. Очерки из истории папства в XI веке. Спб., 1898.

36. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Франции. М., 1963.

37. Гаусрат А. Средневековые реформаторы. Спб., 1898.

38. Гегель Г.В., Философия права. М., 1990.

39. Герье В.И. Западное монашество и папство. М., 1913.

40. Герье В.И. Расцвет западной теократии. М., 1916.

41. Господствующий класс феодальной Европы. М., 1900.

42. Городская жизнь в средневековой Европе. М., 1987.

43. Грабарь В.Э. Вселенские соборы западнохристианской церкви и светские конгрессы XV века. // Средние века. Вып. 2, М., 1946.

44. Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1976.

45. Гуревич А.Я., Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970.

46. Данте А. Божественная комедия. Минск, 1986.

47. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь, М., 1976.

48. Добиаш-Рождественская O.A. Церковное общество во Франции в XIII веке. Пг., 1914.

49. Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронеж, 1973.

50. Донини А. У истоков христианства. М., 1979.

51. Дрожжин В., Правосудие в средние века // Российская юстиция. № 1, 1995, с. 31-34.

52. Дюби Жорж, Европа в средние века, Смоленск: Полиграмма, 1994.

53. Европа в средние века: экономика, политика, культура. Сборник статей. М., 1972.

54. Заборов М.А. Папство и крестовые походы. М., 1960.

55. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989.

56. Ивонин Ю.Е. Императоры, короли, министры. Политические портреты XII века. Днепропетровск, 1994.

57. Из истории развития политико-правовых идей. Сборник статей. М., 1984.

58. История Византии. М., 1967.

59. История государства и права: Словарь-справочник / под ред. М.И. Сизикова. М., 1997.

60. История Европы. М., 1992, т. 2-3.61. История Италии. М., 1970.

61. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

62. Канторович Я.А. Средневековые процессы о ведьмах. Спб., 1896.

63. Карбонье Ж., Юридическая социология. М., 1986.

64. Карпов С.П. Латинская Романия // Вопросы истории, № 12, 1984.

65. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

66. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII вв. Спб., 1912.

67. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XII1 вв. преимущественно в Италии. Пг., 1915.

68. Карташев A.B. Вселенские соборы. М., 1994.

69. Кац Я. Евреи в средневековой Европе: замкнутость и терпимость. Иерусалим, 1992.

70. Кашанина Т.В., Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.

71. Квастель С. Болонский университет в средние века. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941.

72. Керов В.Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XII начале XIV вв. М., 1986.

73. Классовая борьба и общественное сознание крестьянства в Западной Европе XI-XV вв. М.: Наука, 1984.

74. Классы и сословия средневекового общества. / под ред. З.В. Удальцовой. М., 1988

75. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988.

76. Книга для чтения по истории средних веков. М., 1903.

77. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.

78. Козьменко Л. Парижский университет и его студенчество в XII XIII вв. // Средневековье в эпизодах и лицах. М., 1941.

79. Колесницкий Н.Ф. Исследования по истории феодального государства в Германии (IX первая половина XII вв.). М., 1959.

80. Колесницкий Н.Ф. «Священная Римская империя»: притязания и действительность. М., 1977.

81. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI-XV вв.). М., 1967.

82. Колпсон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

83. Корелин М.С. Важнейшие моменты в истории средневекового папства. Спб., 1901.

84. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.

85. Котляревский С.А. Францисканский орден и римская курия в XIII-XIV веках. М., 1901.

86. Кудрявцев А.Е. Испания в средние века. Л., 1937.

87. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

88. Левандовский А.П. Карл Великий. Через империю к Европе. М., 1995.

89. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962.

90. Ли Г.Ч. История инквизиции в средние века. т. 1-2. Спб., 1911-1912.

91. Лшч Дж. Середньов1чна церква. Кшв, 1994.

92. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII- первая половина IX вв). М. и Л., 1961.

93. Лозинский С.Г. История инквизиции. Спб., 1914.

94. Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

95. Лунегов B.C., Генезис феодализма в свете правовых документов средних веков. // Сборник научных студенческих работ Омского педагогического института, Омск, вып. 1, 1958, с. 43-64.

96. Люблинская А.Д. Источниковедческие истории средних веков. Л., 1955.

97. Мажуга В.И. Королевская власть и церковь во франкском государстве // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990.

98. Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М.: Мысль, 1997.

99. Матузова В.И., Английские средневековые источники IX-XIII вв.: Тексты, пер., комментарии. М., 1979.

100. Новая история средневековой Франции. М., 1993.

101. Новый большой англо-русский словарь в 3-х томах, М., 1997.

102. Общая теория права и государства. / Под ред. O.E. Кубафина. М., 1997.

103. Общество и государство в древности и в средние века. М., 1984.

104. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М., 1999.

105. Офм Л.Х. История христианского монашества. Спб., 1993.

106. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.

107. Памятники средневековой латинской литературы IV-1X вв. М., 1970.

108. Парадисис А. Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн XXIII. Минск, 1980.

109. Пискорский В.К. Итальянские университеты. Казань, 1910.

110. Плешакова С.Л. Французская монархия и церковь. М., 1992.

111. Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

112. Поршнев Б.Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964.

113. Право в средневековом мире. Вып. 2-3. Сб. статей. Спб., 2001.

114. Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества, вып. I., Межвузовский научный сборник. Отв. ред. проф. Г.Л. Курбатов. Из-во Ленинградского университета, Л., 1974.

115. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X-XIII вв. М., 1938.

116. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

117. Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 1997.

118. Рожков В. Очерки по истории римско-католической церкви. М.1994.

119. Савин А.Н. Английская секуляризация. М., 1906.

120. Семенов В.Ф., История средних веков. М., 1961.

121. Словарь иностранных слов в русском языке. М., 1995.

122. Соколов В.В. Европейская философии XV-XVII веков. М., 1996.

123. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

124. Социальные отношения и политическая борьба в средневековой Германии. Вологда, 1985.

125. Средневековый человек и его мир. М., 1994.

126. Стасюлевич М. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученных. Спб., 1906.

127. Суворов Н.С. Средневековые университеты. М., 1898.

128. Тацит К. Сочинения в двух томах. Т. 1. Анналы. Малые произведения. Л., 1969.

129. Тихомиров Л.А., Монархическая государственность. Спб., 1992.

130. Ткаченко А.И., Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1990.

131. Тойнби А.Дж., Постижение истории. М., 1996.

132. Тойнби А.Дж., Цивилизация перед судом истории. М. и Спб., 1995.

133. Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII вв. Иваново,1995.

134. Трубецкой E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Киев, 1897.

135. Тюменев А. Евреи в древности и в средние века. Пг., 1992.

136. Уваров П.Ю. Университет. в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского Средневековья. М., 198.,.

137. Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.

138. Федосик В.А. В борьбе с папой // И живы памятью столетий. Минск, 1987.

139. Федосик В.А. Киприан и античное христианство. Минск, 1991.

140. Федосик В.А. Таинства без тайн. Минск, 1979.

141. Федосик В.А. Церковь и государство. Минск, 1988.

142. Фортинский Ф.Л. Борьба Парижского университета с нищенствующими монахами в половине ХШ века. // Журнал Министерства народного просвещения ч. 283, сентябрь, 1892.

143. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1993.о

144. Хёйзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

145. Хачатурян H.A. Сословная монархия в XIII-XIV вв. М., 1989.

146. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.

147. Хрестоматия по истории средних веков. М., 1961.

148. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы, под ред. акад. В.М. Корецкого, М., 1961.

149. Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права. М.: Юристь, 1996.

150. Чернова Г.А. Миниатюры «Больших французских хроник». М., 1960.

151. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени (Исследования и материалы). М., 1991.

152. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1992.

153. Штекль А. История средневековой философии. М., 1912.

154. Эйкен Г. История и система средневекового мировоззрения. Спб., 1907.

155. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, М., 1960.

156. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.

157. Ястербицкая A.JI. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

158. Adams G.B., Councils and Courts in Anglo-Norman England. New York, 1965.

159. Annales Monastici, ed. H.R. Luard, London, vol. 1, 1864.

160. Baldwin J.W. Medieval theories of the just price: Romanists, canonists and theologians in the twelfth and thirteenth centuries. // Transactions of the American Philosophical Society, new series, vol., 49, pt 4, Philadelphia, 1959.

161. Bracton H., On the laws and customs of England, vol. 2, Cambridge, 1968.

162. Bredero A.H. Christendom and Christianity in the Middle Age. Grand Rapids, 1994.

163. Brundage J.A. Law, sex, and Christian society in medieval Europe. Chicago, 1987.

164. Brundage J.A. Medieval canon law and the crusader. Madison, 1969.

165. Brundage J.A. Sex, law and marriage in the Middle Ages. London, 1993.

166. Caenegem R.C. van, An historical introduction to private law, Cambridge, 1992.

167. Cambridge history of medieval political thought, c. 350—c.1450. Ed. J.H. Burns, Cambridge, 1988.

168. Cheney C.R. Handbook of date for students of English history, Cambridge, 1996.

169. Cipolla C.M. Before the industrial revolution: European society and economy, 1000-1700, New York, 1976.

170. Corpus iuris civilis, 6th ed., 3 vols, ed. D.Albertus and other, Leipzig 1854.

171. Dictionary of the Middle Ages, vol. 7, N.Y., 1989.

172. Documents of the Christian Church. London, New York, 1967.

173. Dominici, Giovanni. On the education of children. . Ed. and trans. A.B. Cote, Washington, 1927.

174. Duggan C. Twelfth-century decretal collections and their importance in English history. London, 1963.

175. Ermini G. I trattati della guerra e della pace di Giovanni da Legnano // Studi e memorie per la storia delFUniversita di Bologna, vol. 8, 1923.

176. Friedberg, E. A. and Aemil R. Corpus iuris canonici, 2 vols. Liepzig : Tauchnitz, 1879-, Reprinted 2000.

177. Gerard Fransen, Collections canoniques. Turnhout, 1973.

178. Gilchrist J.T. The church and economic activity in the Middle Ages. New York, 1969.

179. Giles of Rome (Aegidius Romanus), De ecclesiastica potestate 3.11. Ed. and trans. R.W. Dyson, Woodbridge, 1986.

180. Helmholz R.H. Marriage litigation in medieval England, Cambridge, 1974.

181. Helmholz, R.H. Canon law and the law of England, London, 1987.

182. Helmholz, R.H. Roman canon law in Refonnation England, Cambridge, 1990.

183. Helmholz, R.H. Usury and the medieval English church courts // Speculum, vol. 61, 1986.

184. Herbert A.P. Uncommon law, London, 1977.

185. History of the University in Europe, vol. 1, Cambridge, 1992.

186. Hosteinsis (Henricus de Segusio), Lectura, Turin, 1965.

187. Hosteinsis (Henricus de Segusio), Summa aurea, Lyon, 1537, reprint 1994.

188. Kantorowicz, E.H. The king's two bodies: A study in medieval political theology. Princeton, 1970.

189. Katolicyzm sredniowieczny. Warszawa, 1977.

190. Keen, M. The law of war in the late Middle Ages. London, 1965.

191. King P.D. Law and society in Visigothic kingdom. Cambridge, 1972.

192. Kuttner S. Harmony from dissonance: An interpretation of medieval canon law. Latrobe, 1960.

193. Kuttner S. History of ideas and doctrines of canon law in the Middle Ages. London, 1992.

194. Langbein J. Torture and the law of proof: Europe and England in the ancien regime. Chicago, 1977.

195. Le Bras G., Lefebvre C. and Rambaud J. L'âge classique, 1140-1378: Sources et theorie du droit // Histoire du droit et des institutions de l'eglise en Occident, vol. 7, Paris, 1965.

196. Legnano, Giovanni da, Tractatus de bello, de represaliis et de duello. Ed. and trans. T.E. Holland, Oxford, 1917.

197. Maitland F.W. Roman canon law in the Church of England, London, 1898.

198. Maitland F.W. Canon law in England // English Historical Review, vol. 11, №43-44, 1896.

199. Medieval handbook of penance. Ed. and tr. J.T McNeill and H.M. Gamer, New York, 1965.

200. Morrison K.F. The two kingdoms: Ecclesiology in Carolingian political thought. Princeton, 1964.

201. Noonan J.T. Power to dissolve: Lawyers and marriages in the courts of the Roman Curia. Cambridge, 1972.

202. Payer P.J. Sex and the penitentials. Toronto, 1984.

203. Pennington K. Pope and bishops: The papal monarchy in the twelfth and thirteenth centuries. Philadelphia, 1984.

204. Pennington K. The prince and the law, 1200-1600: Sovereignty and rights in western legal tradition. Berkeley, 1993.

205. Post G. Studies in medieval legal thought: public law and the state, 11001322. Princeton, 1964.

206. Pollock F. and Maitland F.W., The History of English Law before the Time of Edward I, Cambridge, 1898.

207. Powicke F.M. Some problems in the history of the mediaeval universities // Transactions of the Royal Historical Society, 4th series, vol., 17, 1934.

208. Queller D.E. The office of ambassador in the Middle Ages. Princeton, 1967.

209. Robinson I.S. The papacy, 1073-1198: Continuity and innovation, Cambridge, 1990.

210. Russell F.H. The just war in the Middle Ages. Cambridge, 1975.

211. Select cases on defamation to 1600. Ed. R.H. Helmholz, Selden Society, vol. 101, London, 1985.

212. Studies in the history of medieval canon law. London, 1990.

213. The treatise on the laws and customs of the realm of England commonly called Glanvill. Oxford, 1998.

214. Thorndyke L. University records and life in the Middle Ages, New York, 1975.

215. Tierney B. The crisis of church and state. Englewood Cliffs, 1964.

216. Tierney B. Foundations of the conciliar theory. Cambridge, 1968.

217. Tierney B. Medieval canon law and western constitutionalism. // Catholic historical review, vol. 52, 1966.

218. Tierney B. Medieval poor law: A sketch of canonical theory and its application in England. Berkley, 1956.

219. Tierney B. Religion, law, and the growth of constitutional thought. Cambridge, 1982.

220. Tyerman, C. England and the crusades, 1095-1588, Chicago, 1988.

221. Ullman W. The growth of papal government in the Middle Ages: A study in the ideological relation of clerical to lay power. London, 1962.

222. Ullmann, W., Law and Politics in the Medieval Ages. An Introduction to the Sources of Medieval Political Ideas. Ithaca, 1975.

223. Ullmann W. The Development of the Medieval Idea of Sovereignty // English Historical Review, vol. 64, London, 1949.

224. Ullmann W., The Principles of Government and Politics in the Middle Ages, London, 1961.

225. Ullmann, W., Medieval Political Thought, Harmondsworth, 1975.

226. Vinogradoff P. Roman Law in Medieval Europe, Oxford, 1968.

227. Whitman J.Q. The legacy of Roman law in the German romantic era: Historical vision and legal change. Princeton, 1990.

2015 © LawTheses.com