Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине XIX - начале XX векатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Байгушкин, Алексей Иванович, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ КОНСЕРВАТИЗМА В ПОЛИТИКО

ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ.

§ 1. Общее понятие консерватизма в западноевропейской интерпретации.

§ 2. Западный консерватизм сегодня (неоконсерватизм).

§ 3. Понятие и истоки русского политического консерватизма.

ГЛАВА II КОНСЕРВАТИВНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОСНОВУ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИИ.

§ 1. К.Н. Леонтьев и идея русской империи.

§ 2. К.П. Победоносцев как державный идеолог.

§ 3. Л А. Тихомиров как теоретик монархизма.

ГЛАВА III РАЗВИТИЕ КОНСЕРВАТИВНЫХ ВЗГЛЯДОВ В

ТРУДАХ И А. ИЛЬИНА И И. Л. СОЛОНЕВИЧА.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине XIX - начале XX века"

Актуальность исследования обусловлена тем, что встав на путь политических и экономических преобразований, общество лишь учится употреблять свободу во благо себе. На духовном перепутье умножились насилие и преступность, законы зачастую не работают. В этих условиях, лишь истинные нравственные установки придают человеческой культуре ценность и полноту.

Наверное именно поэтому политико-праровые концепции русского православного консерватизма весьма актуальны и сегодня, поскольку многие положения этой доктрины могут быть весьма успешно применены (и применяются в ряде случаев) в правовой и политической практике нашего общества, как средство выхода из создавшегося кризиса, причем выхода не в сторону какого-либо тоталитарного, профашистского общества.

На наш взгляд выработка нового понимания основных постулатов этого учения тем более становится актуальной в практической деятельности правоохранительных органов, поскольку сегодня идейное обоснование работы сотрудника милиции заслонили проблемы материального благополучия и личной выгоды от данного вида общественной деятельности.

Многолетнее одностороннее изучение истории исключительно с мар-ксистко - ленинских позиций привело к формированию резко отрицательного отношения к самому термину «консерватизм» среди огромных масс населения, так как имеет в своей основе тотальные искажения и замалчивания фактов, или же интерпретацию их в нужную для авторов сторону.

Несмотря на современные политические преобразования существеннейшим образом изменивших отношение к различным этапам истории России и соответственно происшедшую переориентацию исторической и юридической наук, процесс «переоценки ценностей» оказался неоднозначным для различных поколений историков и юристов. Казавшиеся незыблемыми постулаты истории и права России сегодня подверглись пересмотру, разнообразной критике, и поставили перед специалистами огромное количество вопросов в ранее, казалось бы, изученных областях.

В тоже время, критика русского консерватизма в современной публицистике ведется уже с позиций западных либерально - демократических ценностей. Этот кажущийся на первый взгляд парадокс, происходит в силу того, что ценности православного традиционализма существенно, если не диаметрально противоположны основам не только коммунистической идеи (в ее вульгарной интерпретации), но и либеральной демократии.

Здесь необходимо отметить, что консерватизм, как политическое учение неоднороден, и в политических системах разных государств имеет различные формы своего выражения. Если говорить о России, то одной из форм выражения русского политического консерватизма является православный традиционализм, постулаты которого по сути выступают как основная часть рассматриваемого в работе учения. В дальнейшим, мы будем для удобства взаимозаменять эти понятия в работе. Теоретиками этого учения являлись такие ученые, философы и государственные деятели как Л.А. Тихомиров, К.П. Победоносцев и К.Н. Леонтьев.

Эти имена за годы существования Советской власти были умышленно преданы забвению, а если и упоминались, то только в резко отрицательном контексте.

Между тем, жизненный путь, философские воззрения и политико- правовые взгляды каждого из этих ученых заслуживают самого пристального изучения. На современном этапе совершается одно из самых значительных событий в жизни русского народа: возвращение к Богу, к Церкви. Однако, после 70-ти лет тотального атеизма довольно сложно увязать этот процесс с современной государственной политикой, определить роль Церкви в построении государства. Классики православного традиционализма предлагают огромный опыт, актуальный как для изучения, так и, в некоторых аспектах, практического применения.

Одной из важнейших составляющих в политико - правовом управлении России всегда являлась национальная политика. В наши дни, когда кровавые межнациональные конфликты стали печальной повседневностью, достаточно актуально звучат основы национальной государственной политики России в изложении православных традиционалистов.

Права и обязанности граждан России, взаимоотношения народа и монархии, основы построения российской национальной государственности, -все это достаточно актуально и в наши дни.

Таким образом, назрела настоятельная потребность в углубленном исследовании роли и места православного традиционализма как разновидности политического консерватизма в России, изучения трудов классиков этого течения и определения возможности практического применения некоторых положений.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является исследование политико - правовых основ русского консерватизма как православного традиционализма, определение возможного места и роли данного течения в подготовке сотрудников ОВД.

Исходя из поставленной цели, автор наметил для себя следующие задачи:

• На основе анализа научно - теоретического материала о понятиях «консерватизм», «русский православный традиционализм» сформулировать определение этих понятий применительно к политико-правовым реалиям современного Российского государства;

• Показать место русского православного традиционализма в системе взглядов мирового политического консерватизма;

• Выявить тенденции и этапы формирования политического консерватизма в России;

• Дать критический анализ философских и политико-правовых воззрений в России в конце XIX - середине XX столетий;

• Определить возможность применения ряда положений русского политического консерватизма в системе подготовки сотрудников правоохранительных органов;

Объектом диссертационного исследования являются воззрения выдающихся представителей русского политического консерватизма на общественные отношения, складывавшиеся в политико-правовой сфере России.

Предметом исследования служат консервативно-политические идеи в России, генезис их возникновения и динамика развития.

Методология исследования. В основе методологии исследования лежит диалектический подход в изучении мирового консерватизма с учетом классических и современных концепций развития русского православного традиционализма как одной из форм русского политического консерватизма. Кроме того, в диссертации использовались сравнительный, историко-правовой, структурно функциональный и логический методы познания.

Теоретическими источниками диссертационного исследования послужили работы основоположников консерватизма Э. Берка, Р. Шатобриана, классиков русского православного традиционализма J1.A Тихомирова, К.Н. Леонтьева, К.П. Победоносцева и других. В исследовании так же были использованы материалы справочной литературы — статьи по данной теме из энциклопедического словаря Ф.А Брокгауза и В. Ефрона, энциклопедии русского права, исторической энциклопедии и др. Анализ проблем взаимоотношений государства и церкви рассмотрен в трудах П. Сорокина, И. Ладожского, Т. Флоровского, В.П. Еременко, Н.А. Булгакова, А.А. Яковлева- Козырева и др.

Отдельные философские проблемы политико-правовых взглядов русских консерваторов рассматриваются в работах: Т. Плеханова, И.Б. Мань-ковского, Б. Капеци, В.А. Грингмута, А.В. Сухова, И.О. Лосского, Д.С. Мережковского, С.Л. Франка, В.А. Розанова и др.

В диссертации представлены материалы периодической печати, освещающие современные аспекты русского консерватизма, православной государственности и политико-правовых воззрений. Выбор аспектов проведен по признаку значимости и новизны рассматриваемых вопросов, их важности для комплексного анализа проблемы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в период переоценки исторических и политико - правовых процессов в Российском государстве, она представляет собой новое в отечественной политико-правовой науке монографическое/исследование с позиции теории консерватизма, в ч частности русского православного традиционализма. В работе рассмотрен ряд вопросов, которые не были ранее предметом специального изучения, новые обобщения и выводы, идеи. В частности предложен подход к консерватизму в России как русскому православному традиционализму, существенно отличающемуся от мирового консерватизма. Рассмотрены учения забытых русских философов и государственных деятелей JI.A Тихомирова, К.П Леонтьева, К.П Победоносцева как основоположников русского православного традиционализма, осмысленны их идеи русской государственности, политико-правовые взгляды. Обсуждена возможность применения некоторых аспектов православного традиционализма в политико-правовой области в наши дни.

На защиту выносятся следующие положения, выводы и обобщения, содержащиеся в диссертационном исследовании.

1) Современные концепции понимания государства и деятельности его политических институтов в своей основе базируются на теории Западной политической науки, что зачастую приводит к неточному пониманию процессов, происходящих сегодня в обществе.

В связи с этим необходимо обратить особое внимание на политико-правовые воззрения русского политического консерватизма. Понимание основ государственности России, ее правовой системы, высказанное в работах

JI.A Тихомирова, К.Н Леонтьева, К.П Победоносцева, И.А Ильина, Митрополита Иоанна и многих других деятелей этого учения, по своей сути предполагает духовное единение всей нации, выраженное в существовании государства с централизованной, Сильной властью, в моральной и правовой ответственности личности перед обществом.

2) Опыт проведения современных реформ убедительно показал, что западный популярный гедонистский лозунг личного благоустройства любыми средствами - деструктивен. Подобное положение вещей объективно побуждает обратиться к духовному наследию русского политического консерватизма. Последний выражен в виде православного традиционализма, что коренным образом отличает его от подобного западного политического учения.

3) Существующая ныне система духовно - нравственных ценностей должна быть существенно изменена и дополнена из теоретических концепций православного традиционализма (русского политического консерватизма). Несомненно, что такое дополнение благотворно отразится на жизни всего российского общества, и в частности, на деятельности органов внутренних дел.

4) Несмотря на ставшую уже традиционной республиканскую форму правления и прижившиеся некоторые либерально - демократические ценности , в обществе продолжают оставаться некоторые черты, присущие православному традиционализму. Ко всему прочему, эти особенности национального устройства Российского общества должны не просто сегодня присутствовать но и оберегаться.

Теоретическое значение работы заключается в том, что в ней раскрываются с позиций теории права и государства опыт русского политического консерватизма в виде православного традиционализма. Диссертация подробно анализирует взгляды на теорию государства философов - консерваторов XIX - начала XX столетия.

Автор исследует работы забытых в России и вновь «открытых» основоположников православного традиционализма Л.А Тихомиров, К.П Победоносцев, К.Н Леонтьева, сочетая изучение личностей философов и их теоретических концепций. Не останавливаясь на анализе работ авторов монархической России, диссертант большое внимание уделяет изучению взглядов Философов - эмигрантов, в частности, традиционалиста И.А. Ильина и представителя неомонархизма И.А Солоневича. Диссертация ориентирует последующих исследователей на дальнейшую разработку идей русского политического консерватизма и теоретическое обоснование их практического применения.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты проделанной работы позволяют наиболее полно представить историю формирования политико-правовых идей в России, а также выделить особенности русского духовного менталитета и соответствующего ему правовой ментальности русского народа. В свою очередь благодаря этому становится возможным предположить дальнейшие перспективы развития государства и общества.

Поскольку либерально-демократические идеи проповедуемые сегодня в России переживают здесь свой глубокий кризис, то несомненно, что необходимо обращение к русскому политическому консерватизму, как учению позволяющего сформулировать идею дальнейшего социального развития.

Несомненно, что полученные результаты могут быть также использованы при разработке программ по подготовке кадров МВД, развитии форм и методов их деятельности, формированию духовности работников МВД, возрождению к жизни таких понятий как честь, достоинство, верность Отчизне, лояльность, законопослушность и многих других.

Материалы диссертации содержат в себе информацию, имеющую теоретико - познавательное значение, расширяют представление о правовом государстве. Отдельные положения могут найти практическое применение в преподавании общей теории права и государства. Апробация материалов исследования.

Материалы исследования нашли отражения в опубликованных статьях; основные теоретические выкладки работы были использованы при проведении лекционных и семинарских занятий курса История политических партий и правовых учений в ЮИ МВД России, а так же при изучении таких дисциплин, как Основы социологии и политологии, Основы философских знаний и История отечественных ОВД в Астраханской специальной средней школе милиции МВД России и при проведении тематических конференций в АССШМ МВД России с приглашением преподавателей ВУЗов и ССУЗов города.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Байгушкин, Алексей Иванович, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Неудачи последних лет в реформировании общества убедительно показали, что России необходим свой путь государственного развития, поскольку в любом обществе существует только ему присущая культурная среда, формируемая поколениями. Взгляды, оценки, ценности, стереотипы поведения людей переходят в настоящее из прошлого. Они могут видоизменяться, но узнаваться будут даже через столетия. Это то, что определяет политическую культуру данного общества, характеризует его уровень политической социализации.

Ориентируясь на это утверждение нам представляется, что сегодня необходимость обращения к политическому консерватизму, как к учению отвечает современным потребностям государственного строительства нашего общества. Данная точка зрения оправдывается историей возникновения этой идеологии.

Появление политического консерватизма как учения явилось ответной реакцией на события Великой французской революции, которые привели к разрушению государственных устоев и многочисленным жертвам в результате проведения в стране радикальных социальных преобразований.

Главные постулаты консерватизма нашли свое отражение в сочинениях писателей того времени: англичанина Э. Берка, французов Жозефа де Ме-стра и Луи де Бональда.

Основателем нового течения принято считать Эдмунда Берка, который сформулировал в своей работе - Reflection on the revolution in France (Размышления о революции во Франции) в 1790 году его основные принципы. Являясь основателем теории консерватизма вообще, сам Берк несомненно принадлежит к ее «древнейшему» направлению - традиционализму.

Последующее развитие консервативной концепции идейными наследниками Берка позволяет вычленить основные положения этого учения.

Консервативными ценностями являются: религиозные и духовные цели политической деятельности; культ нравственности, авторитет семьи, школы и Церкви; культ традиций, национальной культуры, патриотизм; приоритет интересов государства перед интересами индивида; сильное иерар-хичное государство; конкретно-историческая обусловленность прав и свобод; прагматизм, здравый смысл, постепенность и осторожность перемен;

В качестве антиценностей выступают: атеизм, материалистическая ориентация политики; моральный релятивизм; культ рассудка, рационализм, антитрадиционализм, универсализм, космополитизм; приоритет интересов индивида над интересами государства, индивидуализм, равенство; культ личных прав и свобод; приверженность теоретическим моделям, культ перемен, революция.

В целом, за основу, в работе взято определение консерватизма, данное В. А. Гусевым. Это идеология, основанная на признании ценности той или иной исторической традиции (традиций). При этом принцип следования традиции выступает наиболее общим принципом консервативного мышления. Следовательно, консерватизм, сохраняя общую верность принципу следованию традиции вообще, может иметь существенные различия в зависимости от того, какой именно исторической традиции они собираются следовать.

Исходя из этого определения автором выводятся и статусы современного западного консерватизма, выраженных в политико-правовых течениях «новых правых» и неоконсерваторов. Последние являются консерваторами постольку, поскольку придерживаются традиций либеральной демократии, которые на западе насчитывают уже длительное время своей социальной жизни.

В свою очередь русский политический консерватизм представляет несколько иное политико-правовое учение в силу своего генезиса.

Первым и основным началом православного традиционализма является глубокая вера в Бога. Другим постулатом этого учения является законо-послушание. Это неразрывно связано с верой. Не зря уже в наши дни Патриарх Алексий сказал: «Первый закон, первые заповеди были даны по воле самого народа и должны были способствовать единению людей с Творцом. Так и во все века человечество не могло и не может жить без закона. Неуважение к закону и утрата нравственных ценностей весьма печально сказались в этом веке на духовном состоянии народа и, как следствие - на уровне преступности, которая выливается во все новые формы».108

Другим не менее важным принципом православного традиционализма является культ таких понятий как «честь» и «достоинство», а также верность Отечеству и готовность к его защите, даже если это сопряжено с опасностью i для жизни. Эти принципы жизненно важны и сейчас в воспитании кадров j правоохранительных органов.

Одним из сложных вопросов Российской современности является национальный вопрос. Этот вопрос всегда стоял остро и в дореволюционной России, и решался он не всегда успешно. Однако некоторые положения православного традиционализма по данной проблеме сегодня очень актуальны.

В учениях таких авторов как К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев и Л.А. Тихомиров, предполагается полная свобода вероисповедания, взаимное уважение и признание национальных культур и традиций под эгидой самой многочисленной религии - православия.

Для современного сотрудника МВД чрезвычайно важно быть веротерпимым, с уважением относиться к любой национальности, проявлять лояльность и понимание в любой межнациональной ситуации.

108 Духовность. Правопорядок. Преступность. Материалы научно - практической конференции 28 марта 1996 г. - М., 1996. С. 13.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Консервативные политико-правовые воззрения в России во второй половине XIX - начале XX века»

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Аксаков К.С. Краткий исторический очерк Земских Соборов // Русский вестник. 1992. - № 17.

3. Алексеев В. Земские соборы древней Руси. Ростов на Дону, 1904.

4. Альшинц Д.Н. Начальный этап истории самодержавия // Вопросы истории. -1985.-№ 9.

5. Баренбойм П. Божественная природа судебной власти от Ветхого Завета до наших дней // Российская юстиция. 1996. - № 1.

6. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.,1993.

7. Бердяев Н.А. Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926.

8. Бирюков Н.М., Сергеев В.М. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре //ОНС.- 1995.-№ 6.

9. Бондарь С.В. Философско-мировоззренческое содержание «Изборников» 1073 1076 гг. - Киев, 1990.

10. Борисов А.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.

11. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли ХЗХ XX веков / Сост.: Н.Г. Федоровский. - М., 1997.

12. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

13. Воспоминания Льва Тихомирова. М., 1927.

14. Гаджиев К.С. Консерватизм: современные интерпретации. Научно -аналитический обзор. М.,1990.

15. Гаджиев К.С. Современный консерватизм: опыт типологизации // Новая и новейшая история. 1991. - № 1.

16. Галкин А.А., Рахшмир П.Ю. Консерватизм в прошлом и настоящем. -М., 1987.

17. Галкин А.А. О фашизме его сущности, корнях, признаках и форме // Полис. - 1995. - № 2.

18. Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историо- графический обзор) // Полис. 1995. - № 4.

19. Грингмут В.А. М.И. Катков как государственный деятель // Русский вестник. 1987. - № 8.

20. Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина. // Социс. -1992.- № 4.

21. Гусев В.А. Консервативная русская политическая мысль. Тверь, 1997.

22. Данилевский Н.Я. Сборник политических и экономических статей. -СПб., 1880.

23. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

24. Духовность. Правопорядок. Преступность. Материалы научно практической конференции 28 марта 1996 г. - М., 1996.

25. Дякин B.C. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (начало XX века) // Вопросы истории. 1996. - № 11-12.

26. Епископ Григорий (Граббе). Русская православная Церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвиль, 1991.

27. Еременко В.П. Православная концепция исторического процесса в свете современности. Киев, 1991.

28. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), Булгаков Н.А., Яковлев-Козырев А.А. Православие. Армия. Держава. М., 1993.

29. Ильин И.А. Введение в философию. М., 1912.

30. Ильин И.А. Почему сокрушился монархический строй? // Социс. 1992.- № 4.

31. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. -Т.1.

32. Ильин И.А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. - Т.2. - Кн.1.

33. Ильин И.А. О монархии и республике // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. -Т.4.

34. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. в 10 т., М., - 1994. - Т.4.

35. Ильин И.А. Общее учение о государстве и праве // Собр. соч.: В 10 т.-М., 1994.-Т.4.

36. Ильин И.А. Понятие права и силы. (Опыт методологического анализа) // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. - Т.4.

37. История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1995.

38. История Отечества в портретах политических и государственных деятелей. М., 1993. - Вып.2.

39. Из глубины. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

40. Кепеци Б. Неоконсерватизм и «новые правые». М., 1986.

41. Ключевский В.О. Собр. соч.: В 8 т. М., 1959. - Т. VIII.

42. Ковельман JI. Маленькая революция духа? // Литературная газета. -1990. -№41.

43. Корольков А.А. Пророчества Константина Леонтьева. СПб., 1991.

44. Куркин Б.А. Политическая философия в ФРГ. (Критика буржуазных и реформистких концепций). Ростов, 1987.

45. Латынина Ю. Уроки «Вех» // Знание сила. -1991. - № 2.

46. Лебедев В.А. Державный орел России. М., 1995.

47. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. Франкфурт на Майне, 1983. - Т.1.

48. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1885-1886. - Т. 1-2.

49. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Собр. соч. М., 1912. - Т. 5.

50. Леонтьев К.Н. Панславизм и греки // Собр. соч. М.,1912. - Т. 5.

51. Леонтьев К.Н. Племенная политика как орудие всемирной революции // Собр. соч. -М., 1912.-Т. 6.

52. Леонтьев К.Н. Моя литературная судьба // Литературное наследство. -1935.-Т.22-24.

53. Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом. М., 1990.

54. Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992.

55. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. М., 1992.

56. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

57. Леонтьев К.Н. Избранные письма. М., 1993.

58. Маньковский И.Б. К критике философско-исторических взглядов «новых философов» и «новых правых» // Вопросы философии. 1984. -№4.

59. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. - Т. 19.

60. Мельвиль А.Ю. США сдвиг вправо? Консерватизм в идейно - политической жизни США 80-х годов. - М.,1986.

61. Мельвиль А.Ю. Социальная философия современного американского консерватизма. М., 1980.

62. Мигранян A.M. Переосмысливая консерватизм И Вопросы философии. 1990. -№ 11.

63. Митрополит Иоанн. Русь соборная. Очерки христианской государственности. СПб., - 1995.

64. Митрополит Иоанн. Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1995.

65. Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1996.

66. Митрополит Иоанн. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб., 1996.

67. Напутствие воину христианину / Сост.: Ф.Н. Козырев. СПб., 1995.

68. Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века. «Круглый стол» // Вопросы истории. -1996.- №6.

69. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскание о земской реформе Ивана Грозного. Л., 1969.

70. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. СПб., 1892. - 4.1.

71. Победоносцев К.П. Московский сборник. М., 1896.

72. К.П. Победоносцев и его корреспонденты. М.; Пг., 1923.

73. Победоносцев К.П. Письма Победоносцева к Александру III. М., 1925. -Т.1.

74. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

75. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

76. Политология на Российском фоне / Под ред. В.И. Рябова. М., 1993.

77. Полунов А.К. Церковь, власть и общество в России (1880-е первая половина 1890-х гг.) // Вопросы истории. - 1997. - № 11.

78. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. М., 1983.

79. Питирим Сорокин. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

80. Питирим Сорокин. Жертвовать собой // Слово. 1996. - № 5-6.

81. Пияшева Л.И. Экономическая сущность неоконсерватизма // Рабочий класс и современный мир. 1988. - № 3.

82. Платонов Е. Заметки по истории московских земских соборов // Журнал Министерства народного просвещения. 1883. - Кн.З.

83. Плеханов Г.В. Новый защитник самодержавия или горе г. Тихомирова // Собр. соч. М., 1928. - Т.З.

84. Рахшмир П.Ю. Консерватизм в современном мире // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. М., 1989. - Вып. 1.

85. Рогов В.А. История государства и права России IX начала XX веков. -М., - 1985.

86. Россия и Европа: опыт соборного анализа. Сборник. М., 1992.

87. Российское законодательство X XX веков. - М., 1985. - Том 3: Акты земских соборов.

88. Свод Основных Государственных Законов. СПб., -1906. - Т.1. - 4.1. -Гл.7. - Раздел 1. - jf64.

89. Сергеевич В.И. Вече и Князь. Русское государственное устройство и управление. М., 1867.

90. Сигал Л. Совесть консерватора // Век XX и мир. 1992. - № 2.

91. Сокольский С.П. Консерватизм, либерализм, социализм.

92. Мировая экономика и международные отношения. 1992. - № 8.

93. Солоневич И. Народная монархия. М., 1991.

94. Солоневич И. Политические тезисы российского народно имперского (штабс-капитанского) движения // Наш современник. - 1992. - № 2.

95. Солоневич И. Диктатура импотентов. М., 1997.

96. Солоневич И. Белая империя. М.,1997.

97. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1995.

98. Тихомиров Л.А. Демократия либеральная и социальная. М., 1896.

99. Тихомиров Л.А. Тирания политической мысли. // Дело. 1883. - № 3.

100. Тихомиров Л.А. Почему я перестал быть революционером. М., 1888.

101. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905.

102. Тихомиров Л.А. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.

103. Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

104. Троцкий Л. Литература и революция. М., 1991.

105. Тускарев А. О христианской государственности // Православие, государство и предантихристова эпоха. Киев: Изд. Свет Печерский, 1993.

106. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

107. Философы России 19-20 столетий: (биографии, идеи, труды). / Сост.: А.П. Алексеев. М., 1993.

108. Филюшкин А.И. Термины «царь» и «царство» на Руси // Вопросы истории. 1997. - № 8.

109. Французский консерватизм XIX XX вв. (критика зарубежной истории). Сборник обзоров. - М., 1989.

110. Френкин А.А. Западногерманские консерваторы: кто они? М., 1990.

111. Френкин А.А. Феномен консерватизма // Вопросы философии. 1991. -№5.

112. Фриз Г. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. 1991. - № 2.

113. Шацкий Ежи. Утопия и традиция. М., 1990.

114. Щапов Я.Н. Византийское и южнославянское наследие на Руси в XI -XIII вв.-М., 1978.

115. Щербинин А., Щербинина Н. Консерватизм: удила или путы // Вестник высшей школы. 1992. - № 1.

116. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1901. - T.XXXIII.

117. Юрский Г. Правые в третьей Государственной Думе. Харьков, 1912.

118. Юрганов А.А. Символ русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. - № 8.

119. Burk Е. Reflection on the revolution in France. Oxford, 1877.

120. Lorenz K. Der sogenannte BOse: Zur Naturgeshichte der agression. -Munchen, 1974.

121. Popper K.R. The Open Society and its Enemiens. London, 1947.

2015 © LawTheses.com