Конституционное развитие Йеменской Республикитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Конституционное развитие Йеменской Республики»

Гсг/г'Г-

С ;-:' ' ^т'.Л'*1

На правах рукописи

Басад Габир Ала Лахман" Йемен)

гу

КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЙЕМЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Специальность 12.00.01 - теория права и государства, история права и государства; история политических и правовых учений

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва -1998

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Российского Университета дружбы народов.

Научный руководитель

доктор юридических наук, профессор Жидков О.Л.

Официальные оппоненты

доктор юридических наук, профессор Скжияйнен Л.Р. кандидат юридических наук, доцент Чиркин C.B.

Ведущая организация

Российская правовая академия МЮ Российской Федерации

Защита состоится «_»__1998г. в_часов

на заседании диссертационного совета К 053.22.10 в Российском университете дружбы народов по адресу:

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.б, ауд.347.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского Университета дружбы народов.

Автореферат разослан «_»_ 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат юридических наук,

профессор В.М. Телицин

Актуальность исследования

Диссертация посвящена исследованию актуальных историко-правовых проблем, связанных с уникальным характером конституционного развития Йеменской республики - единственного арабского государства, возникшего в наши дни вследствие объединения двух ранее суверенных государств -Йеменской Арабской республики и Народной Демократической республики Йемен. В новейшей истории государственности арабских стран нет другого подобного примера. Попытки создания здесь «составных» государств, как правило, завершались неудачей1.

В этой связи опыт государственного развития Йемена занимает особое место. Речь идет о воссоединении страны, бывшей в прошлом единым государством. При этом государства, составившие объединенный Йемен, существенно различались историческими судьбами, социально-политической природой, направленностью развития, системой ценностей, на которые ориентировались режимы. Их несходство, а в известных аспектах и противоположность отражали, в частности, и факт мирового противостояния двух социальных систем.

Проблема объединения страны возникла из факта её расчленения вследствие захвата Англией Адена в 1839 г. и оккупации большей части территории Йемена Турцией в 1872 г. В результате англо-турецкого соглашения в 1903-1914 г.г. была установлена искусственная граница между двумя частями страны.2

С этого времени историко-правовое развитие двух Йеменских государств пошло разными путями. Северный Йемен после первой мировой войны стал независимым государством с теократическим абсолютистским режимом, в то время как Южный Йемен вплоть до 60-х годов нашего века оставался английской колонией. Система права Северного Йемена до свержения монархии в 1962 г. развивалась на традиционно-исламской

1 Объединённые Арабские Эмираты являются исключением в силу общности социальной природы власти и экономических интересов входящих в эту федерацию государств.

2 См.: Валькова Л.В. Английская колониальная политика в Адене и аденских протекторатах. М., 1968, с.З.

основе. Попытки республиканского режима придать развитию страны прогрессивную направленность изменили ситуацию в этой области лишь частично. В то же время в Южном Йемене доминировало английское колониальное право. Поэтому система права независимого Южного Йемена включала значительный "пласт" европейских институтов и норм.

Первые конституционные акты в обеих странах - Конституция йеменской Арабской республики 1963 г. и Конституция Народной Демократической республики Йемен 1970 г. - декларировали необходимость преодоления расчленения страны и восстановления ее единства. В дальнейшем между йеменскими государствами было подписано несколько двусторонних соглашений об объединении в Каире и Триполи в 1972 г. в Адене в 1989 г. в Сане в 1990 г. и т.д. Однако от деклараций до фактического объединения страны прошли десятилетия, причем дважды предпринимались попытки решения проблемы военным путём (в 1972 и в 1994 гг.).

Конституционное строительство в Объединённом Йемене происходит в условиях сохранения пережиточных традиционных структур, отражающих такую стадию исторического развития, когда конституция ещё не известна. В Йемене, как и в других арабских странах, традиционное влияние проявляется в содержании конституционных актов, системе источников права, структуре власти, конституционном статусе личности и т.д.

В этих условиях создание конституции, которая отражала бы не только специфику Йемена, но и мировой опыт конституционного строительства, разработка и принятие адекватного конституции законодательства представляются весьма сложной задачей.

Актуальность темы данного диссертационного исследования объясняется также краткосрочностью опыта конституционного развития собственно Объединенного Йемена и, как следствие, явной недостаточностью научных исследований по данной проблеме в арабской и российской юридической литературе. Данная диссертация призвана, в определенной степени, восполнить существующий пробел.

Диссертантом были поставлены следующие задачи:

- раскрыть специфику конституционного развития Северного и Южного Йемена, в частности:

- проследить историческую эволюцию Конституционного развития этих государств;

- выявить сходство и отличительные особенности этого развития в обоих государствах;

- показать процесс объединения обоих государств и выявить влияние правовых систем бывших йеменских государств на действующую Конституцию;

- раскрыть основные положения Конституции 1990 г.;

- выявить тенденции и закономерности развития Республики Йемен.

Методологической основой исследования явились сравнительный, исторический, логико-юридический и системный методы познания. В процессе исследования рассматриваемых вопросов были использованы труды ученых-юристов России и бывшего Советского Союза: Алексеева С.С., Батыра К.И., Денисова В.А., Жидкова O.A., Керимова Г.М, Козлова А.Е., Крашенннниковой Н.А, Лифшица Р.З, Лукашевой Е.А., Мальцева Г.В, Матузова Н.И, Муромцева Г.И., Онана Э.С., Садагдара М.И., Саидова А.Х., Сюкияйнена Л.Р., Страшун Б.А., Томсинова В.А., Ченоловского З.М., Чиркина В.Е., Чиркина C.B., Щербакова А.Ф., Энтина Л.М., Юдина Ю.А., Явича Л.С. и других.

Автором привлечены также труды российских востоковедов и религиоведов Беляева Е.А., Васильева Л.С., Вальковой Л.И., Голубовской Е.К., Клочкова В.В., Наумкина В.Н., Шайдуллиной Л.И. и других, а также европейских исследователей ислама и мусульманского права Давида Р., Массэ А., Шарля Р. и других.

При написании диссертации широко использовались труды арабских ученых по теории и истории права, конституционному праву, международному праву, а также по истории, экономике, проблемам культуры арабских стран вообще и Йемена в частности.

Это труды таких авторов, как Ас-Садик Шаабан, Абд Аль-Хамид

Мутавали, Аль-Джамаль Яхия, Азим Хасан Абд Аль-Джамиль, Ахмад-Аль-Вдии, Абд Аль-Фатах Исмаил, Ахмад Атих Аль-Масри, Али Мухаммед Ахмед, Ахмед Юсеф Ахмад, Адьгам Мухаммад Маниу, Аль-Ази Исмаил, Адмун Рабат, Аль-Араби М.И., Аль-Атар М.С., йдаруи Ахмад Зин, Мухаммад Ахмад Али, Мустафа Абд Зейд, Сулейман Ан-Нахар, Сабхи Аль-Махмасани, Тарбуш K.M., Фуад Абд-Аль Мунам, Хасан Али, Шаркааи Сувад.

Нормативно-правовая база диссертации.

Положения и выводы диссертационного исследования опираются на анализ конституций и законодательства, действовавшего в Северном и Южном Йемене до их объединения, а также Конституции и законодательства Йеменской Республики. При сравнительном анализе использовались конституции ряда арабских государств.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в правовой литературе Российской Федерации, Йеменской Республики и арабских стран в целом впервые дается комплексное монографическое исследование процесса конституционного развития в Республике Йемен.

На защиту выносятся следующие положения.

1) В настоящее время Йеменская Республика переживает переходный период в экономической, политической, идеологической, социально-культурной и правовой сферах. В этих условиях конституционно-правовые основы, как и вся правовая система, имеют незавершенный характер.

2) Вместе с тем, можно говорить о наличии прочного фундамента для дальнейшего государственно-правового строительства. Им является Конституция 1990 г., которую в целом можно охарактеризовать как современную демократическую конституцию. Анализ ее положений свидетельствует, что она снабжена всеми средствами юридической техники для выполнения возложенных на нее функций юридической, политической и идеологической. Одной из ее важных черт, как и конституций многих стран, включая арабские, является то, что она имеет прямое действие.

3) Конституция 1990 г. включает в себя ряд положений конституций

НДРЙ и ЙАР, а также новых норм, включение которых было связано с необходимостью решения проблем, возникших перед составным государством - таких, как особенности государственного устройства, структура местного управления и т.д.

4) Конституция 1990 г. испытывает традиционное влияние историко-правовых традиций, в частности, сохранена и даже усилена роль ислама как регулятора общественных отношений.

5) Новая Конституция 1990 г. уже послужила основой для принятия целого рядя правовых актов, касающихся различных отраслей и институтов права (административного, гражданского, трудового и др.) Между тем наличие таких факторов, как общая социально-экономическая отсталость, невысокая правовая культура, влияние традиционных факторов на процесс регулирования общественных отношений, препятствует полной реализации конституции.

Научная и практическая значимость.

Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании данной проблемы, при чтении курсов истории и теории государства и права и конституционного права в юридических высших учебных заведениях, а также в правотворческой деятельности в Йеменской Республике, в том числе при совершенствовании конституционного законодательства.

Апробация работы.

Тема диссертации соответствует одному из направлений научной работы юридического факультета РУДН, связанного со сравнительпо-правовыми исследованиями становления и развития правовых систем в новых государствах, и утверждена Ученым советом факультета. Диссертация обсуждена на кафедре теории и истории государства и права РУДН, одобрена и рекомендована к защите.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой данного научного исследования, имеющего историко-правовой характер. Работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, а также заключения и библиографии.

Первая глава «Теоретические вопросы конституции» состоит из двух параграфов.

В первом из них рассматривается понятие конституции, Диссертант отмечает, что в широком смысле конституция представляет собой систему правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством, с другой, а также организации самого государства.

В главе рассматривается специфика формы конституций, их функции (юридическая, политическая и идеологическая), подчёркивается, что современные демократические конституции характеризует их прямое действие.

В этой связи отмечается, что в НДРИ, например, в соответствии с существовавшей официальной позицией конституция являлась политическим и декларативным документом и применялась только путем конкретизации норм конституции в других нормативных актах. Такое понимание конституции ослабляло ее значение как основного закона, обладающего высшей юридической силой.

Во втором параграфе рассматриваются специфические особенности конституций арабских стран.

В диссертации отмечается, что своеобразие конституционного развития арабских стран определяется во многом особенностями региона. К моменту достижения независимости в арабских странах уровень их социально-экономического развития был различен. В одних государствах он был сравнительно высок (Египет, Ливан), в других элементы капиталистических отношений сочетались с феодально-племенными пережитками (Судан, Алжир, Марокко и др.) Наконец, существовали страны с преобладанием докапиталистических отношений (Саудовская Аравия, Эмираты Персидского залива, Йемен).

Не были однородными и формы колониальной зависимости. В арабском регионе наряду с колониями (Алжир, Аден) существовали и полуколониальные страны. Зависимость последних проявлялась в существовании либо мандата Лига наций (Сирия, Ливан, Палестина и др.), либо неравноправных договоров. Отдельные арабские государства, в том числе и Йе.мен, избежали империалистической зависимости. Однако Йемен, как отмечалось, до первой мировой войны находился под властью Турции.

И, наконец, для региона характерна общность истории арабов, их языка, культуры, менталитета, основанного на религии.

Большинство населения арабских стран исповедует ислам. Всё это приводит к распространению концепции о единой арабской нации, которая получает в ряде случаев конституционное закрепление.

К особенностям конституционного развития арабских стран следует отнести небогатый исторический опыт существования здесь конституций.

Более того, в арабском регионе до сих пор продолжают существовать феодально-абсолютистские страны. К таковым относятся, например Саудовская Аравия, Оман.

В условиях относительно низкого уровня буржуазного развития большинства арабских стран типичным является несоответствие между юридической и фактической конституциями.

К особенностям конституций арабских стран относится также значительное влияние на их развитие внешних факторов. Это - влияние конституционного права бывших метрополий либо социалистического конституционного права в странах региона, которые провозглашали социалистическую ориентацию (например, в Южном Йемене).

К этой же группе факторов конституционного развития следует отнести влияние, которое оказывают конституции отдельных стран региона на конституционное законодательство других арабских стран. Так, например, конституционное законодательство Египта оказало влияние на конституционное развитие ЙАР.

С известными оговорками, внешним следует считать и традиционное влияние на арабские конституции, поскольку традиционные нормы и институты представляют эпоху, где конституция как форма права еще не сложилась.

В арабских странах это прежде всего влияние ислама и мусульманского права, что объясняется не только широким распространением в указанном регионе ислама, но и спецификой последнего, состоящей, в частности, в отождествлении государства с общиной верующих (умма) и в крайне слабой разработанности государственного права ислама. Для признания государства исламским достаточно лишь соблюдения таких общих принципов, как государственный характер религии ислама, следование учению определенной исламской конфессии, принцип консультации (аш-шура). Обычно эти принципы включаются в арабских государствах в основные законы (например, в Конституцию И АР 1970 года).

Вторая глава "Конституционная история Йемена до объединения" состоит из трех параграфов.

В первом параграфе анализируется процесс развития законодательной системы, в колонии Аден и протекторатах Южной Аравии. Диссертант отмечает, что вплоть до завоевания независимости в 1967 году Аден и протектораты находились под властью Англии. Действовавшее здесь право выражало интересы англичан.

Власть метрополии олицетворял губернатор (впоследствии верховный комиссар). Созданные в Адане под эгидой Англии государственные образования (типа Федерации Южной Аравии) представительные институты (типа Законодательного Совета) и даже конституции (Конституция Султаната Лахедж 1952 года, Конституция Федерации Южной Аравии 1959 года) призваны были продлить английское господство в условиях роста освободительных движений и создать видимость участия местного населения в управлении страной.

При этом если в Адене административная и законодательная системы строились по европейскому образцу, то в султанатах и эмиратах они были, как правило, традиционными.

Особенностью конституционного развития Северного Йемена являлось то, что на начальном его этапе Йемен находился под властью Османской империи. Попытки последней ввести здесь нормы законодательства европейского типа были практически безуспешными как вследствие сопротивления народа иностранной оккупации, так и в силу социально-экономической и культурной отсталости страны, значительных племенных пережитков.

После освобождения от ига османов установившийся в стране режим имамата проводил политику изоляции от внешнего мира. Основу правовой системы составляло мусульманское право, применявшееся только в городских судах, а в деревнях сохраняли действие племенные обычаи. В случаях, когда мусульманское право не давало ответа на поставленные вопросы или возникали противоречия и споры между различными учениями, имам оставлял за собой право быть высшей юридической инстанцией, называя это "благородными и честными указаниями".

В 40х -50х годах исламская оппозиция пыталась реализовать программу установления в стране конституционной монархии. Эта программа была изложена в таких документах, как "Священная национальная Хартия" 1948г., "Требования народа", "Требования наших надежд и мечтаний" 1956г. Однако указанные попытки успеха не имели.

В результате антимонархической революции 26 сентября 1962г. режим имамата был свергнут и провозглашена Йеменская Арабская Республика. Северный Йемен вступил в качественно новый этап своей истории. В стране развивается современное по форме конституционное законодательство, которое испытывало, однако, значительное влияние ислама. Этот этап характеризовался высоким динамизмом и нестабильностью конституционного развития. Так, до объединения страны здесь было принято три временных конституции (1963, 1965 и 1967 г.г.), две постоянных конституции (1964 и 1970 г.г.), а также 6 конституционных декретов и 9 конституционных деклараций.

Диссертант выделяет в конституционном развитии ЙАР 4 периода: 1)

от свержения монархии до создания Йеменской Арабской Республики,

конституционного оформления новой власти (1962-1964 г.г.); 2) от принятия Конституции 1964 г. до принятия второй Постоянной Конституции 1970 г..; 3) от постоянной Конституции 1970 г. до военного переворота и принятия Конституционной Декларации ¡974 г.; 4)

от указанной Конституционной Декларации до объединения Йемена в 1990 г.

В диссертации дается развернутый анализ конституционных актов, принимавшихся в каждый из указанных периодов. Отмечается их программный характер, влияние на их содержание конституционного законодательства других арабских стран, в частности Египта, фактора политической борьбы, как между монархистами и республиканцами, так и между самими сторонниками республики, наконец, традиционно -исламского фактора. Конституционные акты ЙАР провозглашали необходимость установления "республиканского демократического исламского строя, основанного на принципах социальной справедливости", суверенитета народа, обеспечения прав и свобод граждан, в том числе защиту частной собственности и т.д.

Третий параграф посвящен конституционному развитию НДРЙ. На юге страны конституционное развитие как таковое начинается с завоевания независимости и провозглашения Народной Демократической Республики Йемен. В конституционном развитии НДРЙ диссертант выделяет три этапа; 1) с 30 ноября 1967 г. по 30 ноября 1970 г. - от провозглашения национальной независимости южного Йемена до принятия конституции 1970 г.; 2) от 30 ноября 1970 года по 31 октября 1978 года - до принятия Конституции 1978 г.; 3) с 31 октября 1978 года -- от принятия

конституции 1978 года до объединения Южного Йемена и Северного Йемена.

Принятая в 1970 году Конституция НДРЙ закрепила итоги национально-демократической революции. Вместе с тем, как и многие конституции развивающихся стран, в том числе Йеменской Арабской Республики, она носила программный характер. Конституция декларировала принадлежность власти трудовому народу (рабочим,

крестьянам, интеллигенции, мелкой буржуазии), руководящую роль единственной правящей партии - ПОНФ, многоукладность экономики при опопе на государственный и кооперативный секторы. Частная собственность, согласно Конституции, поддерживалась только тогда, когда она способствовала развитию национальной экономики и не была направлена на эксплуатацию человека человеком. Конституция провозглашала права и свободы граждан, - в том числе право на труд, на образование, равенство женщины с мужчиной, систему органов государства.

Конституция НДРЙ 1978 г. положила начало новому этапу конституционного развития, она явилась результатом внесения в текст Конституции 1970 г. ряда существенных поправок. Среди них -значительное изменение компетенции Верховного Народного Совета, который впервые определялся как высший орган государственной власти, включение в перечень прав и обязанностей права на жилище и т.д. В содержании Конституции проявилось влияние конституционного законодательства СССР и других стран «социалистического лагеря». Конституция объявила ислам государственной религией и гарантировала свободу вероисповедания, но сфера применения мусульманского права после принятия Конституции 1978 г. постепенно сузилась. Так, в НДРЙ были упразднены мусульманские суды. Нормы мусульманского права применялись только тогда, когда они не противоречили нормам законодательства.

В четвертом параграфе анализируются особенности конституционного развития Йемена до объединения. При этом речь идет о форме йеменских конституционных актов, их терминологии, процедуре принятия и т.д., акцентируется внимание на отдельных элементах понятийного аппарата, в которые в этих странах вкладывается различное содержание.

Третья глава "Конституционное развитие Йеменской Республики" состоит из 2-х параграфов. В первом из них анализируется процесс разработки и принятия Конституции ЙР 1990 г.

Автор отмечает, что этот процесс берет свое начало в первой половине 70-х годов. Он исследует "Текст соглашения между НДРЙ и ЙАР о

восстановлении Йеменского единства", подписанного в Каире в октябре 1972 г. В документе говорилось, что обе стороны пришли к общему мнению относительно создания единого йеменского государства. Система правления в будущем государстве должна быть "респуоликанскои, национальном, демократической". Конституция единого Йемена должна была гарантировать "политические и личные свободы всем слоям населения". Подписанный в том же году в Триполи "Полный текст соглашения о единстве между двумя частями Йемена" предусматривал, в частности, создание комиссии по подготовке проекта конституции единого Йемена. В главе рассматривается противоречивый процесс разработки и принятия этой конституции. О его сложности свидетельствует тот факт, что, будучи подготовленным в 1981 г. проект был одобрен и утвержден президентами двух стран лишь в 1985 г., а всенародный референдум, назначенный на ноябрь 1990 г., состоялся лишь 15-16 мая 1991 г. Заключительному этапу конституционного процесса предшествовало Аденское соглашение 1989 г. между руководителями двух государств, определившее процедуру принятия конституции и необходимость переходного периода. В главе рассматривается также организационная деятельность руководства двух государств по созданию новых государственных структур Объединенного Йемена.

Во втором параграфе третьей главы рассматривается основное содержание Конституции ЙР 1997 г. Автор отмечает необычную для арабских стран конституционную формулу, используемую для определения сущности Йеменского государства. Так, в Конституции провозглашалось, что "политический строй Йеменской Республики основывается на политическом и партийном плюрализме". Такая формула позволяла учесть специфику политико-правовых систем объединившихся государств, а также незавершенность процесса объединения.

Диссертант делает вывод, что Конституция ЙР 1991 г. есть результат предшествующего развития йеменского конституционного законодательства. В частности, ряд норм предшествующих конституции о правах и свободах граждан не только восприняты ею, но в ряде случаев получили дальнейшее развитие. Так, впервые в Конституции ЙР 1991 г. провозглашены многопартийность и политические свободы.

Конституция провозглашает в качестве основ национальной экономики исламскую социальную справедливость, научное планирование в условиях сотрудничества общественного, частного и смешанного секторов во всех областях социально-экономического развития (ст.ст. 6, 8). В главе рассматривается предусмотренная Конституцией система государственных органов Объединенного Йемена: Совет депутатов, Президентский Совет, Совет Министров, местные органы власти, органы суда и прокуратуры. Диссертант исследует порядок их образования, в том числе систему выборов в представительные органы, компетенцию, взаимодействие и т.д. В частности, Конституция Йеменской Республики 1990 г. впервые в истории йеменского конституционного законодательства определяет отношения между высшими и низшими органами власти, установив, что губернаторы ответственны перед Советом Министров и в любом случае обязаны выполнять его постановления (п.2 ст. 117), несмотря на то, что назначение губернаторов находилось в компетенции Президентского Совета.

Здесь необходимо отметить республиканский указ №52 от 1991 г. о местной администрации, который был принят в рамках конституции ЙР, который отменил действие соответствующих законов, принятых в двух бывших республиках.

В третьем параграфе рассматривается вопрос о дальнейшем развитии Конституции и конституционных реформах 90-х годов. В нем отмечается, что события переходного периода выявили неспособность политического руководства обеих стран преодолеть кризисные явления и прекратить свою борьбу друг с другом.

Принятие 15 декабря 1991 года "Программы национального созидания и проведения политической, экономической, финансовой и административной реформ" натолкнулось на серьезные препятствия. Обострение кризиса и поляризация сил пришлись на период, предшествовавший парламентским выборам 27 апреля 1993 года, а также после них. Основным вопросом, по которому шла борьба, был вопрос о роли ислама и мусульманского права в йеменском обществе. Здесь представители объединившихся государств отстаивали свои прежние позиции, закрепленные в конституциях Северного

и Южного Йемена. В ходе этой борьбы возникла религиозная партия — Партия правой консолидации за реформу, которая в союзе с Всеобщим народным конгрессом выступила против Йеменской социалистической партии.

Одной из многочисленных попыток урегулировать обострившийся кризис было подписание в иорданской столице Аммане 20 февраля 1993 г. "Документа об обязательствах и согласии". Однако, к сожалению, кризис продолжал быстро обостряться, и летом 1994 года вспыхнула гражданская война. Диссертант указывает на следующие факторы, которые вызывают негативное явления в ходе конституционного развития страны:

1) Неудачи в переносе политического равновесия из общественного уровня в область исполнительной власти, а также ошибки в достижении баланса и сотрудничества между политическими интересами действующих политических сил, с одной стороны, и общественными и частными интересами, с другой.

2) Серьезные упущения при слиянии многочисленных важных государственных институтов и учреждений, особенно армии, полиции и др.

3) Игнорирование одного из важнейших принципов, на которых зиждется единство: использование позитивного опыта, накопленного обеими частями страны и его обобщение.

4) Отсутствие доверия между властными структурами обеих сторон и боязнь продолжать совместные межпартийные усилия, что негативно сказалось на них самих. Когда между субъектами власти пропадает доверие, власть становится аморальной силой.

5) Отсутствие экономической и социальной политики, отражающей интересы широких слоев йеменского народа и способной справиться с разразившимся финансовым и экономическим кризисом ЙР.

Принятие Конституции ИР 1994 г. знаменовало начало нового этапа конституционного развития страны. Конституция, ставшая концентрированным выражением предшествующей политической борьбы, закрепила новую ситуацию в стране, характеризующуюся усилением

влияния клерикальных исламских сил. Это нашло свое отражение во внесении соответствующих поправок в Конституцию, которая уже к 1993 г. на 70% подверглась изменениям. В новой редакции Йеменская Республика провозглашается арабским независимым исламским государством, неотъемлемой частью исламской и арабской нации (ст. а исламский шариат -- источником всех законов (ст.З). Защита религии и Родины объявляется священной обязанностью граждан (ст. 59). Новые положения внесены практически во все разделы Конституции.

В заключение автор подводит итоги исследования и обобщает полученные выводы.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в следующих публикациях:

"Особенности принятия Йеменского Конституционного законодательства" // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия юридические науки. 1997, "2, с.113-118.

Басад Габир Али Лахман (Йемен)

Конституционное развитие Йеменской Республики

Диссертация является первым в российской и арабской юридической литературе комплексным монографическим исследованием конституционного развития Йеменской Республики.

Диссертант раскрывает специфику этого развития в Северном и Южном Йемене до их объединения, исследует их основные конституционные акты, показывает факторы, оказавшие влияние на процесс конституционного нормотворчества. В диссертации раскрывается сложность и противоречивость процесса объединения страны, обусловленная существенными различиями исторических судеб, социально-политической природы, системы ценностей и направленности развития этих государств.

Исследуя конституционное развитие Йеменской Республики, диссертант раскрывает факторы, обусловившие негативные тенденции в этом процессе.

В диссертации отмечается незавершённый характер конституционно-правовых основ и правовой системы Йеменской Республики.

В работе анализируется нормативно-правовой материал, содержащийся в Конституции ЙР 1990 г. и её новой редакции 1994 г., проводится теоретическое и сравнительно-правовое исследование их текстов. Автор отмечает усиление влияния исламских сил на процесс конституционного развития Йемена.

Работа содержит обоснованные выводы и рекомендации.

Bassad Gabir Ali Lahman (Yemen) Constitutional development of Yemen Republic

This Thesis is the first in Russian and Arabian legal literature, Combined monographic investigation of the constitutional development of Yemen's Republic.

Candidate disclose the specific of this development in Northern and Southern Yemen before their Unity, analyze their basic Constitutional acts, shows factors which influence the process of Constitutional norm creation. In the Thesis revealed the Complication and discrepancy of the process of Uniting the Country, the Conditional important difference of historical fate, Socio - Political nature, Systems of Value and the direction of development of their state.

Investing the Constitutional development of the republic of Yemen, Candidate discloses factors, which Stipulate the negative tendencies in this process.

In the thesis noted uncompleted character of the Constitutional legal base and legal systems of Yemen's Republic.

In this thesis analyzed norms of legal material, Contains in the Constitution of Yemen's Republic of 1990, and in its new edition of 1994, which leads to the theoretical and Comparative legal investigation of the above mentioned texts. Author marked the intensified influence of Islamic power on the process ot Constitutional development of Yemen.

The work Contains Valid conclusions and recommendations.

2015 © LawTheses.com