Личные неимущественные права авторовпроизведений науки, литературы и искусства в Йеменской Республикетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Личные неимущественные права авторовпроизведений науки, литературы и искусства в Йеменской Республике»

■ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАТРИСА ЛУМУ12Ш

На правах рукописи

СААД ГОВД СААД

УДК: ЗУ?.78(533)

Личные неимущественные прэва авторов произведений науки, литературы и искусства в йеыенской Республике

12.00.03 - гражданское прэво; сеиейное право; гражданский процесс; международное частное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени ■ кандидата юридических наук

Москва - 1952'

Диссертация выполнена на кафедре гражданского и трудового права ордена Дружбы народов Университета дружбы народов иы.П.Луыуибы.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор

М.Г.Масевич

Официальные оппонент - доктор юридических наук, профессор

К.Б.Ярошвнко - кандидат юридических неук , доцент Ы.Л.Супотаев

Ведущая организация - Московский государственный институт

международных отношений

Защита состоитая п"/'/п ф<>ЦкМ£992 г. в "часов не заседании специализированного совете К 053.22.10 по правовым наукам в ордена Дружбы народов Университете^друкбы народов ии.П.Луиуибы.(117198, г.Иойква, ул.Миклухо-Маклая, д.б).

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Университета друкбы народов им.П.Лумумбы.

Автореферат рвзослан пЛЛ?п Ю А 199^ г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат юридических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Достигение целей и решение задач общественного развит! зависят во многой от степени активности личности, раскрыта ее творческих сил, всемерного развития инициативы каждого ч ловека.

Исключительное значение в проявлении активного творчес кого начата личности имеет ее правовой статус, то есть система гарантированных йеменским государство!! прав, свобод в обн занностей личности.

Права и свободы личности есть материально обусловлена^, юридически закрепленные и гарантирование возможности индиви да обладать и пользоваться конкретными социальными благами, социально-экономическими, духовными, политическими и личными1.

Правовой статус личности в области науки, литературы и искусства пока еще мало изучен в юридической литературе. Следует заметить, что законодательство в области науки и культуры в основном направлено на регулирование управленческих отношений и недостаточно связано с определением и защитой личных прав граждан. Многие вопросы в области науки и культуры сейчас регулируются законодательным и ведомственными актами, которые отстали от развавоихся общественных потребностей, не всегда отвечают интересам граждан. Эти отношения нундаются в дальнейшем совершенствовании и кодификации, в ходе которых могли бы найти свою конкретизацию конституционные права и свободы граждан в сфере науки, литературы и искусства, совершенствование правового регулирования соответствующих отношений с участием личности.

При этом необходимо учитывать, что в йеменской Республике в настоящее время существуют и действуют два гражданских кодекса. Как известно, 22 мая 1990 года произошло огромное ис торическое событие в жизни йеменского народа - состоялось провозглашение объединения двух частей Йемена в одно государство - йеменскую Республику. Именно с этой даты на мировой

I. В и т р у к И.В. Правовой статус личности в СССР.-И.: Юрид.лит., 1983.- 0.9.

арене перестали существовать страны, которые назывались йеменская Арабская Республика и Народно-Демократическая Республика Йемен, Их место заняло новое единое государство, колы является йеменская Республика,

Конституция единого государства - ЙР в статье 130 устанавливает, что "все законы и решения, действовавиие в каждой из частей Йемена, продолжают сохранять свою силу в той части, где они были приняты. Они действуют до тех пор, пока не будут изменены в соответствии с принципами и положениями, которые предусмотрены в данной Конституции".

Вследствие такого положения в Йеменской Республике сейчас действуют два гражданских кодекса. Первый 16 16 от 1977 года применяется в северных и западных провинциях, которые ранее входили в йеменскую Арабскую Республику, а второй )Ё 8 от 1988 года действует в южных и восточных провинциях, входивших в Народно-Демократическую Республику Йемен. Последний кодекс был принят в этой стране 8 августа 1988 года.

Гражданский кодекс в северных и западных провинциях не содержит нора о правах автора. В этой части страны нет и специальных законов об авторской праве, а сам факт создания или использования произведений науки, литературы и искусства не рассматривается в качестве специального основания возникновения гражданских правоотношений. Результаты творческой деятельности, в той числе и авторские права, квалифицируются в качестве товара и могут быть переданы другому лицу в собственность или во временное пользована^ а если произведение создавалось по предварительному заказу, то отношения между автором и заказчиком регулируются договором подряда.

Гражданский кодекс, принятый в НДРЙ Ё 8 от 1988 года, более или менее подробно регулирует права авторов. Авторство признается одним из оснований возникновения гражданских правоотношений, а также одним из источников возникновения обязательств. Этот кодекс определяет и защищает права автора в I разделе 4-оЯ книги кодекса.

В результате создалось положение, когда в одной части теперь единой страны, действует закон, устанавливавши! права авторов, способы их реализации, охрану и зациту этих прав, а в другой - из-за отсутствия аналогичного закона, автор произведения наука, литературы и искусства оказывается незаписанным. 2

Это положение может быть исправлено путей принятия специального закона об авторской праве, единого для всего населения республики. При его разработке целесообразно учесть положения ныне действующего Гражданского кодекса южной части Йемена, многие из которых, однако, по нашему мнению, нуждаются в совершенствовании. Решение этой важной задачи требует учета и нора международных конвенций и соглашений по защите авторских прав, перечень которых можно начать о Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений и заключить соглашением между арабскими странами в защиту авторских прав 1981 г. До сих пор йеменская Республика не приняла участия ни в одном из этих соглашений. Более того, Гражданский кодекс Йемена й 8 от 1988 года содержит по многим вопросам положения весьма отличные от норм этих соглашений. В современных условиях, по нашему мнению, имеются необходимые условия для участия Йеменской Республики в международных соглашениях, что обеспечит возможность более широкой и единообразной защиты прав творческих работников как в своей стране, так и за рубежом.

Актуальность исследования определяется, таким образом, особой значимостью предмета исследования вообще, а в современный период борьбы за утверждение общечеловеческих ценностей, в особенности, с одной стороны, и недостаточным развитием йеменского законодательства в этой важной сфере, его отставанием от современных требований и слабой изученностью темы в юридической литературе с другой.

Предмет и дель исследования.

В работе сделана попытка рассмотреть вопросы, возникающие при использовании гражданско-правовых средств для защиты всего комплекса личных неимущественных прав, принадлежащих ав~ тораи йроизведзний науки, литературы и искусства, показать общие черты, присущие личным правам, обуславливающие особенности их правовой защиты и специфику каждого правомочия в отдельности. Целью исследования являлось установить конкретные пути дальнейшего развития соответствующих институтов гражданского права в йеменской Республике, наметить основные направления их совершенствования и определить практику применения указанных норм, что должно способствовать разработке единого законодате-

льства, охраняющего права авторов произведений науки, литературы и искусства в йеменской Республике.

Методология и методика исследования.

При исследовании вопросов темы, формулировке отдельных положений и выводов диссертант исходил из марксистско-ленинского учения о творческой личности человека, путях удовлетво-рзния его многообразных потребностей.

Он руководствовался ст.18 Конституции Йеменской Республики, в которой определены основные гарантии этих прав и свобод граждан, а именно: а) широкое развертывание научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности, развитие литературы и искусства, б) обеспечение государством необходимых для этого материальных условий, в; поддержка добровольных обществ и творческих союзов, г) организационные иеры по внедрению изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве и других сферах жизни, д) государственная охрана прав авторов.

В диссертации использованы работы многих советских цивилистов в области авторского права, и прежде всего Б.С.Антимо-нова, и.М.Богуславского, А.И.Ваксберга, Э.П.Гаврилова, М.В. Гордона, В.А.Дозорцева, А.А.Довгера, В.Т.Камышова, И.Н.Кузнецова, Б «Г» Матвеева, U.U.Никитиной, Е.А.Флейшиц, А.Н.Янаева и ДР.

Автор опирался также на работы арабских исследоватежй в области авторского права Абду Аль Разак Аль-Санхури, Абду Аль-Иуним фараж Аль-Сада, Абрагим Ата, Дийя Шаабиб, Джаыаль Аль-Шаркауи, Лтфи Хатер, Сухиль Аль-фатлауи, Слим Аль Амирии, Фат-хи Вали и другие.

В процессе подготовки диссертации автор ознакомился с трактовкой исследуемых вопросов в ряде курсов гражданского права советских и арабских ученых.

Били изучены также работы советских авторов по обдам вопросам гражданского права ¿.М.Агаркова, А.В.Белявского, О.С. ИоМе, Л.О.Красавчиковой, Н.С.Иалеина, М.Г.Масевич, Г.¡С.Матвеева, 1!.Б.Новицкого, К.Е.Яроиенко и др., и работы арабских авторов: Абу Аль-Язид Аля Аль-Цатит, Ыухам,:ед Лабиб Саиб, йухтар Аль-Кади, ЛулеЯмзн Маркое, Ту;ак ¿асан iapas и др.

При изучении конкретных вопросов темы, диссертант широко опирался на достижения советской обедай теории права.

В качестве основных нормативных источников в работе использованы Конституция Йеменской Республики, Закон от 8 августа 1988 года "О гражданской кодексе НДРЙ" и нормы гражданского кодекса. Для сравнительного анализа законодательства автор использовал Конституцию СССР, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1991 году, Гражданский кодекс РСФСР, Египетский закон об охране авторских прав й 354 от 1954 года, Иракский закон об охране авторских прав й 3 от 1971 года. Суданский закон об охране авторских прав й 49 от 1974 года, изучил Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года с последующими изменениями, Всемирную конвенцию по авторский правам, подписанную в Женеве 8 сентября 1952 года и пересмотренную в Париже 24 июля 1971 года, Конвенцию об охране авторских прав, подписанную в Багдаде, 1981 года и другие акты.

Научная новизна диссертации заключается в самом предмете исследования. Диссертация представляет собой первое монографическое исследование личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства в Йеменской Республике.

Учитывая актуальность проблемы, задачами диссертационного исследования являлась разработка теоретических и практических вопросов, охраняемых законен личных прав авторов, что дало диссертанту возможность сформулировать ряд новых положений и предложений, относящихся к гражданско-правовой защите всего комплекса личных неимущественных прав авторов и отдельных их видов.

В частности, в диссертации сформулированы и выносятся на защиту-следующие положения и выводы:

- Формулируется понятие и обосновывается наличие целостной системы личных неимущественных прав авторов произведений науки, литературы и искусства.

- Обращено внимание на то, что ограничения защиты прав авторов территорией ганого Йемена ставит граждан одного государства в неравноправное положение. Предложено распространять действие норм об авторском праве, установленных в ГК 1988 г.

2-23

на территорию всей Йеменской Республики до принятия нового единого законодательства.

- Поддержано И обосновано новыми аргументами мнение о том, что субъектом авторского права может быть только гражданин, т.к. авторство предполагает творческий труд. Предлогеио исключить из ст.1774 ГК ЙР указание на возможность признания автором юридических лиц.

- Исходя из понятий абсолютных и исключительных прав сформулированы признаки и условия, характеризующие сущность авторского права.

- Раскрывается содержание и значение каждого из личных неимущественных прав автора, анализируются их характерные черты. Предлогено .дополнить законодательство об охране личных неимущественных прав авторов правом на отказ от публикации своего произведения, принятого к печати, изъятие произведения из обращения, внесение изменений в опубликованное произведение. Определены пределы использования прав автора его наследниками и органами государства.

- Предложены общие принципы защиты гражданским законодательством личных неимущественных прав авторов и даны конкретные рекомендации по изменении и дополнению некоторых полояе-ний Гражданского кодекса. В частности, предложены изменения в структуре и редакции ст.ст.1891, 1892, 1893 ГК ЙР.

- Предлонено создать специальный орган, основной задачей которого было бы содействие авторам в определении и защите их прав.

Диссертант стремился найти соответствующие аналоги в других системах законодательства, разработать предложения, направленные на расширение охраны личных неимущественных прав авторов в целях способствовать разработке единого законодательства, э-Мективно охраняющего права авторов произведений науки, литературы и искусства в йеменской Республике.

Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть испсль-зозагш з законодательной практике по совершенствован;:!) нор:.: Гражданского кодекса ¿Р 1988 года, они могут стать теоретической базой ддл разработка единого йеменского законодатель си з з

области авторского права. Работа монет служить практическим и теоретическим пособием для творческих организаций йеменской Республики, в задачу которых входит защита авторских прав. 1С ниц относятся, например, Союз йеменских писателей, Союз йеменских деятелей искусств, а также другие творческие союзы. Работа может быть использована в судебной практике при рассмотрении исков, связанных с защитой авторских прав, может стать одним из научных и учебных пособий для студентов, изучающих правовые дисциплины на юридическом факультете Аденского Университета, на факультете шариата и права в Санскэм Университете, а также в,других юридических учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертация подготовлена на кафедр« гражданского и трудового права факультета экономики и права ордена Дружбы народов Университета Дружбы народов имени Пат-риса Лумумбы, на которой она была обсуждена и одобрена. Основные результаты, полученные в процессе исследования, изложены в статьях, опубликованных автором в научных журналах и сборниках, изданных в Адене.

Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, в каждой из которых содержится несколько параграфов. Она включает также введение, заключение и список литературы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяется научная новизна и практическая значимость исследования, его методология и методика, формулируются основные положения, выносимые автором на защиту.

Глава первая "Общее понятие авторского права Республики Йемен" состоит из трех параграфов.

В первом параграфе рассматривается вопрос о субъектах йеменского авторского права. Отмечается, что автором произведения науки, литературы и искусства может быть физическое лицо, самостоятельно создавшее произведение.

Мы считаем мнение большинства юристов (Гаврилов З.Л., Абду Аль-Разак Аль-Санхори и др.), рассматривающих автора творчео-

кии работником, правильным. Правильно и то, что творчество лица является необходимым условием для защиты материальной формы творческой работы, что публикация произведения осуществляется всегда от имени его создателя, которым является автор. Однако, в соответствии со ст.1724 ГК ЙР "автором считается тот, кто опубликовал свой труд, гражданин или юридическое лицо, с указанием имени на произведении", т.е. ГК считает возможный придавать автором юридическое лицо. Исходя из того, что основной чертой автора является его способность и привер-кенность к творчеству, а это относится только к человеку, диссертант считает недопустимым признавать автором юридическое лицо. Последнее вправе использовать произведение, созданное под его организационным руководством и на его средства, но оно может пользоваться только имущественными правами, связанными с возможностью использования произведения автора.

В законодательстве предусмотрены и другие требования для защиты авторского права. Среди этих требований первым является гражданство, т.е. автор должен иметь гражданство того государства, в котором он просит защиты своих прав. Во-вторых, публикация должпа состояться на территории государства, в котором он просит защиты, или автор должен быть из страны, которая заключила международный или двусторонний договор со страной, в которой автор просит защиту.

Авторские произведения нередко создаются не одним, а двумя или несколькими лицами. Творческое участие двух или нескольких лиц в создании единого произведения должно проявиться в том, в чем вообще проявляются элементы творчества, когда речь идет о произведениях науки, литература и искусства, и обязательно в новизне внутренней формы.

В ГК ЙР говорится о двух видах соавторства: нераздельном, возникавшем в отношении произведения, составляющего одно неразрывное целое, и раздельном соавторстве, возникающем в отно-вении произведения, состоящего из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Диссертант согласен с мнением (Э.П.Гаврилов), что нераздельное и раздельное соавторство являются различными правовыми категориями и объединение их в од-ио понятна н< целесообразно.

Во входом параграфе данной главы рзссматр;:взютс;1 виды.

произведений, на которые распространяется авторское право. Анализируя имеющиеся в советской и арабской юридической лит< ратуре мнения, диссертант не согласен с мнением некоторых юристов (Сухиль Аль-Фатлаури, Мухтар Аль-Кади и др.) о том, что в произведении может отсутствовать элемент творчества. Закон не защищает произведение, не отражающее самобытность аь торского воспроизведения. Поэтому не защищены права авторов инструкций, официальных документов, законов и др., ибо последние не отражают личностей их авторов.

В юридической литературе высказано мнение, согласно которому вторым необходимым условием возникновения авторского права является воплощение авторского замысла, то есть последний должен обрести материальную форму. Диссертант полагает, что понятие материального воплощения замысла является узким и неприменимым ко всем видам произведений. Некоторые из них воспроизводятся устно (чтение), и тогда они не имеют материального воплощения. Поэтому правильно не связывать замысел с заранее определенной материальной формой. Нужно допустить возможность проявления замысла любым способом. Этот вывод, по нашему мнению, важен в современных условиях, когда круг объектов авторского права сильно расширяется и их нельзя определить исчерпывающим перечнем. Ведь сейчас авторские права признаются за сценарными, аудиовизуальными произведениями (кино-видео-телепроизведения), радиопроизведениями и др., и эти произведения считаются выпущенными в свет (опубликованными), если они публично исполнены, публично показаны, .переданы по радио или телевидению или каким-либо иным обрззом стали доступными неопределенному кругу лиц.

Проведенный в диссертации анализ нормы ГК ,1Р об объектах (предметах) авторского права, приводит к выводу, что последние делятся на дза вида: научные и литературные произведения и произведения искусства. Научные и литературные произведения являются письменными или устными я включают в себя произвела-ния литерзтуры, истории, философии, права, медицины и др.

К произведениям искусства относятся театральные и музыкальные произведения, кинематографические л,.о;1Пв<;ден.:л, произведения прикладного искусства и про:гзвод-1!!:!;1 пласги'иского искусства.

В третьем параграфе исследуется сущность авторских прав. Но этому вопросу юристы разделились на два лагеря. Первые считают имущественные и неимущественные права автора неделимыми. Вторые утверждают, что имущественные и неимущественные права автора значительно различаются по своей сущности.

Анализируя имеющиеся в арабской литературе положения о сущности авторского права, диссертант пришел к выводу, что авторское право имеет дьойную сущность: с одной стороны - оно о-вативает неимущественные права автора, с другой - имущественные. Неимущественное право находит отражение в причастности автора к созданию произведения. Имущественное право - это право на использование произведения.

Неимущественное право неотчуждаемо, принадлежит только автору и отражает его личность. Неимущественное право предоставляет автору ряд полномочий, которые позволяют ему защитить свою личнос!ь, выраженную в произведении. Неимущественное право автора закрепляется за ним навсегда, в том числе, в случае перехода к другим лицам имущественного права, окончания срока защиты авторского права, продажи, дарения, материальных предметов авторского права, поскольку результат интеллектуального труда автора отражает душевные наклонности и ценности личности.

Имущественное право автора - это право, в котором выражается материальный интерес автора при использовании результатов творческого труда. По усмотрению автора могут быть заключены различные договоры, в которых определяются условия публикации, воспроизведения его труда и передачи другим лицам имущественных прав на произведение. При этом автор: а) может запретить другому лицу пользоваться его имущественными правами без его на то разрешения. После его смерти все права переходят к его правопреемнику; б) защита имущественного права ограничена определенным сроком.

Глава вторая "Содержание личных на^ицущественных прав автора на произведения науки, литературы и искусства".

В первом параграфе исследуются понятие и характерные особенности неимущественных прав автора. В диссертации неимущественные права определены как совокупность правовых норм, определяющих правовое положение автора в обществе,. Исключая ииуще-

ствепные вопросы.

Диссертант пришел к выводу, что неимущественные права \ тора считаются частью прав личности, являются отражением духовных ценностей и подлежат в той ге степени защите законом, как и другие общечеловеческие права личности. То, что неимущественные права автора относятся к правам личности, озпачас;, что автор - единственное лицо, которое монет пользоваться ;»тч ми правами. Другие лица не могут пользоваться этими правами, даяе с позволения автора, как при жизни авгора, так и после его смерти за исключением права публикации наследия автора после его смерти.

Личные неимущественные права автора являются абсолютными правами! Анализируя имеющиеся в арабской юридической литературе исследования о понятии абсолютных прав, диссертант пришел к выводу, что абсолютный характер неимущественных прав автора означает, что все другие лица в обществе обязаны увааать право автора и воздерживаться от причинения ему ущерба. Однако, из этого не следует, что автор может отказываться от публикации или передачи своего произведения после того, как оно ухе готово по любой причине. Если его произведение противоречит экономическим .1 социальным целям, исходя из которых закон предоставил автору охрану его прав, то его произведение мокет быть выпущено в свет по решению государственных органов управления и помимо воли автора с выплатой ему определенного вознаграждения. Ведь целью охраны авторских прав является не только охрана интересов автора, но и получение от труда автора пользы и знаний всеми членами общества.

Поскольку неимущественные права автора относится к лачт;ч правам, то на них не распространяется исковая давность. Автору нельзя от.:аа. ть в иске, связанной с нарушенном его неимущественного права по причале истечения срока исковой давности. объясняется само:-; природой этого прзгз, ^лзец-.ч"! |»,с.||.о.;г,.й», кие на него лсково.'! дззностг неоправданным. .Гт-ысу коло-.« е относится ко всем личным неимуц-естк^лгем г^млзн -¡иго;. • т-,ь числе к праву экос.::ь ;мае.!.а'.и си о .:.!• .к- .•;•,! !,•<■•

своего < с .

вреда неимущественному праву автора. Ведь наложение ареста подразумевает лишь вещественное изъятие данной творческой работы, но автор продолжает пользоваться своими неимущественными нравами и после ареста вещи.

Во втором параграфе данной главы рассматриваются отдельные виды личных неимущественных прав автора. К ним относятся: I) право на авторство; 2) право принимать решения на выпуск произведения в свет; 3) право на имя; Ч) право на изъятие своего произведения из обращения; 5) право автора на внесение в произведение изменений; 6) право автора на неприкосновенность произведения. Анализируя содержание отдельных личных неимущественных прав азтора в Йеменской Республике и в СССР, диссертант отмечает, что законодательство ЙР и СССР не регулирует все неимущественные права автора, признанные другими законодательными системами об охране авторских прав и международными конвенциями по этому вопросу. В частности, в законодательстве ЙР и СССР не предусмотрена защита права автора на изъятие своего произведения из оборота, право на внесение изменений в опубликованное произведение.

В диссертации особо подчеркнуто значение права на авторство, вокруг которого группируются другие предоставляемые автору правомочия.

Право принимать решение на выпуск произведения в свет заключается а возможности автора регламентировать опубликование иди публичное представление продукта своего творческого труда. При этом необходимо учитывать, что сам творческий процесс считается авторской тайной и только автор может принимать решения о разглашении этой тайны и обнародовании ее.

Анализируя норш ГК ЙР о праве автора принимать решение на выпуск своего произведения в свет, диссертант отмечает, что ГК № не решает вопрос как быть, если автор передумает публиковать свое произведение, после того, как он заключил с другим лицом договор о публикации. Здесь возможны три варианта: диссертант считает, что в случае, если после заключения договора с другим лицом о публикации произведения у- автора появились серьезные, не зависящие от него причины, по которым он вынужден отказаться от публикации, автор не должен нести гражданской ответственности за нарушение условий договора. В случае же

если работа была не сдана по причинам, зависящим только от автора, он может не передавать свою работу, но обязан выплатить контрагенту компенсацию. Возможен также вариант, при котором автор завершил работу, однако отказывается передать ее, согласно заключенному договору. При этом становится известно, что причиной отказа автора выполнять договор является возможность заключения другой сделки, более выгодной для автора. Диссертант полагает, что в последнем случае поведение автора заслуживает осуждения. Автор обязан не только выплатить контрагенту компенсацию, но необходимо также изъять у него произведение п передать его лицу, с которым заключен первый договор, потому что действия автора противоречат общественной цели предоставленного ему права.

В диссертации исследуется право автора на имя.

Опубликование произведения под псевдонимом или анонимно обычно вызвано обстоятельствами, которые побуждают автора по той или иной причине не ставить свое подлинное имя под своим произведением. Однако, в таких случаях возникает вопрос: как может автор использовать права, которые обеспечивает ему закон, если неизвестно, кому принадлежит данное произведение? Диссертант полагает, что в таких случаях законодательство йР и законодательство СССР уполномачивают издателя на защиту прав автора. Однако, издатель может пользоваться лишь имущественными правами автора. Что же касается неимущественных прав внесения изменении и дополнений в произведение, права изъятия произведения из обращения, то они принадлежат только автору и издатель не иожет ими пользоваться.

В диссертации определены конкретные случаи, когда автор инее г право изъять свое произведение из обращения. Это право следует пр дусаотреть в законе, а осуществляться оно должно через суд с выплатой справедливо:! компенсации тому, к кому перешло право па публик-щию и распространение произведения.

В длесертзци:: псследуатси права автора на неприкосновенность пролзооденля и рискрызэется содержание этого права, кос- ооегопт в той, чго при издании, пуСдичиои исполнении или плоа использована.! л^оиззед ним зоспреичетсн Сил согласия эз-тс.:.; вносить какие-д::Со ¡п::заен.:я ала до :г«шснач как 2-е'1:..о п. тк: л ;го ¡¡^.-..-'лке. лтгто, ¿оснрчаасгс.!

без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

В третьем параграфе анализируются пределы использования личных неимущественных прав автора другими лицами. К ним относятся наследники автора и государственные органы, которые могут пользоваться определенными неимущественными правами в случаях, специально предусмотренных законом или выполняя завещание автора.

Глава третья "Правовые гарантии личных неимущественных прав автора".

В первом параграфе предложено понятие защиты личных неимущественных прав автора. Диссертант полагает, что ограждение авторских прав от необоснованных посягательств не может ограничиваться конкретно указанными в законе нарушениями. Защита авторских прав охватывает все виды и формы созидательной творческой деятельности любого гражданина в самом широком смысле этого слова. Закон не содержит также каких-либо особых положений в отношении того лица, которое нарушило авторские права другого.

В случае нарушения авторских прав его обладатель может требовать восстановления нарушенных прав, а также возмещения убытков, причиненных этим нарушением. В ГК ЙР № 8 от 1988 г. включена специальная норма о дополнительной ответственности нарушителя авторских прав, которая выражается в уплате денежного штрафа в доход государства. Например, при использовании произведения без согласия автора, нарушитель уплачивает штраф в размере ZQOfi прибыли, полученной от незаконного использования произведения. Эта мера создает дополнительную гарантию эффективной охраны прав автора.

Во втором параграфе исследуются юридические средства защиты личных неимущественных прав автора, в частности, при плагиате и подделке его произведения. Анализируя имеющиеся в юридической литературе положения о понятии и видах ареста, автор диссертации пришел к выводу, что наложение ареста, которого добивается автор при нарушении его личных неимущественных прав (ст .1818 ГК ЙР) имеет ряд особенностей и отличается от наложения ареста на имущество для обеспечения иска. При охране прав

автора наложение ареста направлено на то, чтобы обеспечить сохранность подделки в качестве вещественного доказательства, подтверждающего степень посягательства на личные неимущественные права автора - творца подлинной вещи.

Арест, которого добивается автор, направлен также на то, чтобы прекратить посягательства на неимущественные права автора.

Таким образом, целью наложения ареста, требуемого автором, является прекращение использования подделки, недопущение ее уничтожения, тогда как арест на имущество как мера к обеспечению иска имеет целью сохранить средства для погашения долга.

В третьем параграфе третьей главы исследуются вопросы гражданско-правовой ответственности, возникающей вследствие нарушения личных неимущественных прав автора. Исходя из анализа понятия и сущности ответственности, диссертант разграничивает ответственность, возникшую в результате нарушения личных неимущественных прав автора вследствие нарушений условий договора, и ответственность, которая возникает вследствие причинения внедоговорного вреда.

Соответственно, автор имеет право требовать компенсацию на основе положений или норм договорной ответственности, если лицо, нанесшее ему вред, было связано с автором договорными связями и допустило нарушение взятых на себя по договору обязательств. Если же нарушение допущено со стороны лица, не связанного с автором договорными отношениями, то автор имеет право требовать защиты личных неимущественных прав по" норнам Гражданского законодательства об ответственности вследствие причинения внедоговорного вреда.

В работе рассматриваются условия ответственности, указанные в ст.645 ГК № 1и 8 от 1988 года. Анализируя имеющиеся в юридической литературе мнения по вопросу о вине, диссертант предлагает свое определение вины исходя из понятии правового долга, в силу которого любое лицо обязано уважительно относиться I: правам и свободам всех других граждан. 3 зьтсрском прз-ве на всех граждан п юридических ли:; всзлогастс.-! о'чзчнггосгь не допускать посягательств против личных иелалсзг^изух а^ав пзторз, з пас-нпо ¡1« стазит* ему препятствий «,•» о ".у ^ и г.; л'¡ч.и

возможностей, предоставленных ему законом, включая решение о публикации его творческого труда, внесение в него необходимых изменений, изъятия своей работы из обращения, а также осуществления автором других личных неимущественных прав, которые законом предоставлены автору.

Наличие вреда, как одного из оснований гражданской ответственности при нарушении авторских прав, предполагает несколько условий. Первое условие: ущерб должен быть реальный и доказанным. Второе: ущерб должен быть прямым, непосредственным, т.е. возникшим в результате правонарушения. Третье: он должен носить конкретный, личностный характер, то есть должен быть непосредственно связан с тем, кто претендует на получение возмещения. Четвертое: ущерб нарушает права или законные интересы пострадавшего.

Моральный вред, причиненный автору, должен нарушать его личные неимущественные права, иметь конкретную и осязаемую форму, чтобы суд без особой сложности мог установить наличие вреда, равно как определить его размеры.

В работе исследуется причинная связь между противоправным поведением причинителя вреда и ущербом как одного из оснований гражданской ответственности.

В заключении обобщены теоретические выводы и предложения, содержащиеся в работе, направленные ла совершенствование механизма правового регулирования общественных отношений в сфере авторского права.

По теме диссертации автор опубликовал следующие работы:

1. Юридические права композитора, защищаемые законом// Арбата Шар Октобр.-1983 .- 5 апреля.- С.6 (на араб.яз.).

2. Юридическая защита авторского права// Аль-Такафа Аль-Джадида.- 1984.- й 4.- С.24-40 (на араб.яз.).

3. Природа авторского права// Арбата Шар Октобр,- 1985.-

С.5 (нц араб.яз.).

4. Моральные права автора в итеискои гражданской кодексе// Аль-Канун. Вестник юридического факультета Аденского Университета 1985-1986,- & 6.- С.102-124 (на-араб.яз.).

5. Понятие личных неимущественных прав автора// Аль-Така-фа Аль-Джадида.- 198?.- й 3.- С.25-36 (на араб.яз.).

ь. Необходимость создания специализированного органа по

защита авторских прав// Аль-Фунун.- 1989.- » 5.- С.52-55 (на араб.яз.).

7. Только путем закона можно защитить права деятелей искусств// Аль-Фунун.- 1987.- (I! I.- С.47-50 (на араб.яз.).

8. Конституция и авторские права// Арбата Шар Октобр.-1990.- 27 ноября.- С.8 (на араб.яз.).

9. Передача творческих работ на хранение в национальную библиотеку и права автора// Арбата Шар Октобр,- 1991.- 8 апреля,- С.8 (на араб.яз.).

Тематический план 1992 г., .4 163

Подписано к печати 15.01.92. Формат 60x90/16. Ротаприятная печать. Усл.печ.л. 1,0. Уч.-изд.л. 0,99. Усл.кр.-отт. I, 25. Тира* 100 экз. Заказ 23. Бесплатно Издательство Университета дружбы народов -Ш923.-ГСП-1. Москва. тл.Окионягапзе.З_

2015 © LawTheses.com