Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государствтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Фархан Султан Абдул Азиз, кандидата юридических наук

Введение.3

Глава I. Классификация международных межправительственных организаций в современном международном праве.12

1. Универсальные международные межправительственные организации. 12

2. Специализированные международные межправительственные организации.34

3. Региональные международные межправительственные организации.41

Глава II. Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств.53

1. Проблема классификации международных межправительственных организаций мусульманских государств в современном международном праве.JJ /J

2. Сравнительный международно-правовой анализ уставных документов международных межправительственных организаций мусульманских государств./о v

3. Система специализированных организаций при международных 93-112 межправительственных организациях мусульманских государств.

Глава III. Сотрудничество международных межправительственных организаций мусульманских государств с ООН.:.113

1. Сотрудничество Лиги арабских государств с ООН.113

2. Сотрудничество Организации Исламская Конференция с ООН.124

3. Сотрудничество Совета сотрудничества арабских государств персидского залива с ООН.149

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств"

Актуальность исследования. В системе современных международных отношений мусульманский мир играет все более заметную роль, что обусловлено рядом факторов экономического, политического, социального и религиозного характера. Необходимость гармонично интегрироваться в систему мирового хозяйства, противостоять кризисным явлениям в социально-экономической и политической жизни, а также сохранить и укрепить свое традиционное культурное наследие в условиях мощного воздействия западных духовных ценностей подталкивают мусульманские страны1 к консолидации своих сил, которая осуществляется в самых различных формах.2

В ходе интеграции исламского мира были сформулированы ряд концепций: «панисламизм», «национализм», «исламской солидарности». Панисламизм предполагал объединение всех мусульман в едином государстве; националистический подход требовал независимости в границах складывавшейся нации.

Несмотря на то, что и региональный национализм, " и панарабизм, и пантюркизм, и панисламизм содержали элементы антиколониализма и антиимпериализма, они не устраивали исламский мир своим экстремизмом, поэтому мусульмане выступали против панарабизма, пантюркизма и даже против панисламизма, предложив взамен создание национальных суверенных государств и исламскую солидарность.

Формирование концепции исламской солидарности, суть которой заключается в межгосударственном единстве на религиозной основе, является одним из важных моментов в истории исламского интеграционного процесса.

Движение исламской солидарности находит свое выражение, прежде всего, в деятельности международных организаций, самой крупной из которых является созданная в 1969 г. Организация Исламская Конференция (ОИК). Следует отметить, что ОИК возникла далеко не просто и не случайно, а напротив, в результате объективно существовавших исторических, социально-идеологических,

1 Мусульманские страны - это страны, большинство населения которых исповедует ислам

2 Ал-Файез, Мохаммед Зия. Роль ОИК в решении региональных проблем/. Автореферат дисс. к. юр. н., М., 1990, стр. 13-14. экономических, культурно-политических условий и в результате больших усилий и настойчивости мусульман всего мира.

Идеологической основой объединения мусульманских стран является учение ислама с его тезисом о братском единстве всех мусульман независимо от их государственной, расовой, национальной или социально-классовой принадлежности.

При очевидных преимуществах указанной идеологической основы международных организаций мусульманских стран интеграционные процессы в исламском мире с самого начала проходили при наличии двух противоположных тенденций: 1) тенденции к сближению и сотрудничеству, к упрочению мусульманской солидарности; 2) тенденции дезинтеграции, находившей свое выражение в разногласиях и конфликтах внутри «исламского мира». Интеграционные процессы отражают общность интересов мусульманских государств как государств развивающихся, их стремление к экономической независимости, укреплению суверенитета и гарантии территориальной целостности. В основе современного движения «мусульманской солидарности» лежит стремление освободиться от экономического и культурного доминирования Запада, найти свой независимый и самобытный путь, ведущий к созданию «нового исламского общества».1

Процесс становления и развития международных организаций мусульманских государств сложен и противоречив. Тяжелое наследие колониализма в исламских странах, проявляющееся в монокультурном характере их экономики, однобокой ориентации на связи с бывшими метрополиями, низком уровне развития производства, а также в противоречиях политического характера, в частности, 1 территориальных и иных спорах, перерастающих зачастую в конфликты, серьезно затрудняют работу этих организаций, однако практика и деятельность этих организаций свидетельствуют о тенденции роста их авторитета и влияния этих организаций на мировой арене.

Международные организации мусульманских стран - интеграционные объединения особого рода. В наши дни, например, ССАГПЗ представляет собой организацию многоотраслевой интеграции, действующую не только в экономической и социальных областях, но активно участвующую в решении проблем международной безопасности, урегулирования столкновений между различными цивилизациями и многих других актуальных вопросов международной жизни.

Международные организации мусульманских государств представляют собой специфический политико-правовой феномен, играющий важную роль в процессах исламского и мирового развития.

Международные организации мусульманских стран с более 57 странами-членами и с более части населения всего мира являются одними из важнейших международных организаций, и, конечно, правовая природа, структура, цели и принципы деятельности и другие особенности этих организаций привлекают большое внимание исследователей.

Учитывая, что с окончанием холодной войны, с возросшим влиянием США и появлением однополюсного мира, а также, например, принимая во внимание решения VIII конференции глав государств и правительств мусульманских стран, которая проходила в Тегеране (декабрь 1997 г.) и выдвинула ряд принципов и условий для реформирования ОИК; а также принимая во внимание решения XIII конференции глав и правительств арабских государств, которая проходила в Аммане (март 2001 г.) и выдвинула ряд принципов и условий для реформирования J1AT; а также принимая во внимание, что ни в российской, ни в зарубежной юридической литературе вопросы, связанные с международно-правовой деятельностью других международных организаций еще не получили достаточно полного освещения, можно утверждать, что изучение международного правового статуса этих организаций являются весьма актуальным.

Основные цели исследования. Определить международно-правовой статус международных организаций мусульманских государств, установить основные причины возникновения этих организаций, выявить основные направления деятельности международных организаций мусульманских государств, выделить их наиболее характерные формы и общие закономерности их развития, заполнить пробелы в освещении правовой природы этих организаций, дать международно-правовой анализ Устава ОИК и других документов, оценить значение международных организаций мусульманских стран, правильно понять перспективы их развития.

1 Наджип Э.Э. Международные мусульманские организации. Автореферат, дисс. к. юр. н, М., 1983, стр. 4-5.

Методологическая основа исследования. Наряду с использованием общих научных методов, таких, как историко-правовой и системно-структурный, сравнительно-правовой, предстояло рассмотреть необходимые вопросы о международно-правовом статусе и особенности международных организаций мусульманских государств

1) С учетом комплексности механизма правового регулирования интеграционных процессов в ОИК, ЛАГ и ССАГПЗ, включающего в себя как нормы нрава исламских сообществ, так и положения международного права и национального нрава государств-членов.

2) С учетом анализа существующей структуры права (статистический элемент) с анализом тенденций их развития с точки зрения эффективности функционирования права этих организаций в перспективном плане (динамический элемент).

Предмет исследования. Предметом исследования данной работы является правовая природа международных организаций мусульманских стран, правовые основы их деятельности.

Теоретическая основа диссертации. В диссертации изучена имеющаяся российская международно-правовая литература как по праву международных организаций, так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования, а также работы российских востоковедов. Это труды Блищенко И.П., Игнатенко A.A., Игнатенко Г. В., Жданова Н. В., Зайцевой О.Г., Кузнецова Г. И., Моравецкого В., Наджип Э., Поточного М., Тункина Г. И., Шахназарова Г. X., Шибаевой Е. А. и некоторых других авторов.

Также, по возможности, была изучена имеющаяся зарубежная литература по данной проблеме, в том числе труды: Жадала Осама к.м., Аминуддин Мутмаин,Аль-муршид М.А., Афифий М. С., Нур Ахмед Баба, Таисйр Абдулла Салех, Рагаб Яхья X., Абдулгани Д.Э., Мухаммед Джавад Зарифь, Халед Исса Фуад, Наваф Масллам 3.,Аль-фаиез М. Зияб, Мухамед Махди Банда, Мухамед Аль-Масок, Мухамед Аль-саид Салим, Насрин Мустафа, и некоторых других авторов.

Для работы над диссертацией привлекались многочисленные документы (нормативного характера) и материалы ОИК,ЛАГ,ССАГПЗ, ООН и др.

Научная новизна диссертации состоит в том, что: ■ впервые проведен комплексный международно-правовой анализ действующих положений многосторонних договоров, учредивших международные организации мусульманских государств, с учетом их эволюционного развития; впервые осуществлен международно-правовой анализ особенностей правового регулирования сотрудничества исламских государств; сделана попытка устранить пробелы в юридической литературе в освещении международно-правового статуса и особенностей международных организаций мусульманских государств, а также их совершенствования и обеспечения эффективной работы их органов; при анализе роли международных организаций мусульманских государств в мирном урегулировании конфликтов в зоне распространения ислама расставлен ряд акцентов; впервые были определены социально-исторические и идеологические предпосылки создания ОИК, ЛАГ и ССАГПЗ; сформулированы и обоснованы ряд научных положений, касающихся тенденций развития международных межправительственных организаций мусульманских государств и их влияния па интеграционные процессы, имеющие значение не только для исламских стран, но и для межгосударственной системы в целом;

Выводы по диссертационному исследованию:

Анализ международно-правового статуса и особенности международных организаций мусульманских стран дал основания для выделения этих организаций в качестве отдельного предмета изучения в науке международного права и позволил получить следующие научные результаты:

1) Причинами возникновения международных организаций мусульманских государств явились: изменения в социально-экономических структурах стран Востока; становление национальной буржуазии; развитие национально-освободительного движения; освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости; поиск самостоятельных путей развития исламских государств; адаптация ислама и освоение им научно-технических достижений Запада; становление национального самосознания; появление и развитие различных концепций на основе политической мысли ислама, среди которых особое место занимает концепция «исламской солидарности»; влияние конфронтации между двумя мировыми системами и особенно конкуренции между двумя великими державами (СССР и США) на развитие исламской солидарности.

Вместе с тем важнейшее значение при создании международных организаций мусульманских государств имело нападение Израиля на арабские страны и оккупация им части территорий этих стран (1967 г.). Особенный резонанс вызвал поджог мечети Аль-Акса в Иерусалиме (20 августа 1969 г.), подтолкнувший мусульманские народы всего мира к единству.

2) Международные организации мусульманских государств являются международными, межгосударственными организациями общей компетенции, которые вобрали в себя все основные признаки подобных образований: а) возникли и действуют на основе международного (многостороннего) договора; б) в них участвуют суверенные исламские государства; в) международные организации мусульманских государств имеют свои собственные цели; г) имеют свои постоянно J действующие органы; д) созданы на основе норм и принципов международного права, имеют свою волю и являются субъектом международного права. И в то же время они имеют свою специфику. Так, членство в этих организациях ограничено участием исключительно исламских государств, как, например ОИК, а главной идеей, пронизывающей всю деятельность организации, является обеспечение «исламской солидарности».

3) Исходя из классификации международных организаций, международные организации мусульманских стран можно охарактеризовать следующим образом: по характеру членства они межгосударственные организации, по кругу своих членов межконтинентальные, например ОИК и ЛАГ, по социально-политическим критериям межсистемные, по объектам своей деятельности - организации общей компетенции, по связи с основными процессами современности - преимущественно организации освободившихся стран.

4) В современную эпоху международные организации мусульманских государств являются единственными международными организациями, которые, с одной стороны, находятся в гармонии с самыми новейшими нормами и принципами международного права, которые регулируют функционирование международных 8 организаций, а, с другой стороны, имеют в своей основе древнейшие религиозные (исламские) учения и традиции, определяющие (как и нормы международного права) поведение этих организаций на международном уровне, (например, запрет исламским международным банкам взимать проценты за предоставление кредита исламским странам).

5) Очевидно, что международные организации мусульманских государств возникли на основе религиозной идеи «исламской солидарности», вместе с тем уверенно можно сказать, что религиозные аспекты в деятельности организации все в большей мере заменяются политической позицией этих организаций по важнейшим проблемам современности, в том числе и по ключевым проблемам войны и мира, разрядке напряженности в отношениях между государствами.

6) Международные организации мусульманских государств являются первыми и пока единственными международными мусульманскими организациями, действующими на правительственном уровне. Страны-члены представлены в этих организациях главами государств и правительств, решения в этих организациях принимаются и реализуются на государственном уровне и пока имеют рекомендательный характер, однако в будущем не исключено принятие решений обязательного характера для всех государств-членов.

7) В последние годы организации мусульманских государств делают попытки распространения контрпропаганды, борются против антиисламской пропаганды и пытаются доказать необоснованность теории «столкновения между различными цивилизациями», возрождая исламскую цивилизацию и показывая настоящее лицо ислама. Организации мусульманских государств сотрудничают с неправительственными международными мусульманскими организациями (в том числе богословскими), защищают и заботятся о мусульманских меньшинствах в неисламских странах, что позволяет выдвигать эти организации не только на роль политического руководителя и координационного центра мусульманских государств, но и «покровителя» всех мусульман вообще.

8) Если в первые годы существования организаций мусульманских государств основной упор делался на разработку общих принципов построения единого мусульманского государства, то в настоящее время исламские теоретики выдвигают конкретные проекты унификации законодательств мусульманских государств па основе шариата, делают попытки выработать образцы универсальной конституции 9 для стран «исламского содружества». Этот процесс получил особый резонанс, когда вступила в силу резолюция о создании «общего исламского рынка». Значение этого факта состоит в том, что он знаменует качественно новую ступень интеграции, в ходе которой начинается процесс не только сближения и взаимного приспособления экономических структур интегрируемых государств-членов, но и унификации их национальных законодательств (гражданского, банковского, финансового, инвестиционного и т.д.)

9) На совещаниях международных организаций мусульманских государств нередко поднимается вопрос о создании мусульманскими странами собственной системы международных отношений, основанных на справедливости и взаимном уважении, на условиях совместного использования ресурсов «исламского мира»: людских, финансовых, промышленных и др. В настоящее время важнейшими задачами этих организаций являются: решение ближневосточного конфликта, палестинская проблема и вопрос об Иерусалиме; проблемы войны и мира, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование мирным путем существующих в исламском мире конфликтов; проблема мусульманских меньшинств в неисламских странах; обеспечение единой гармоничной внешней политики государств-членов; обеспечение культурно-экономического сотрудничества государств-членов; борьба с антиисламской пропагандой; борьба за суверенитет мусульманских стран над своими природными ресурсами; проблема самообеспечения кадрами, проблема рационального использования трудовых ресурсов; продовольственная проблема; проблема внешней задолженности; функционирование Исламского банка развития (создан в 1976 г.) и Исламской торгово-промышленной палаты (создана в 1978 г.); обеспечение функционирования «общего исламского рынка» (создан в 1997 г.).

10) Международные организации мусульманских стран были созданы в пик холодной войны и, следовательно, их конвенционный базис и структура были адаптированы к тому времени, хотя в последние годы были большие изменения в позиции и деятельности этих организаций, все-таки они нуждаются в серьезных и незамедлительных реформах, в том числе путем внесения соответствующих поправок в Устав, а, возможно, и его пересмотр, совершенствовании механизма и структуры организаций мусульманских государств, четкого разграничения функций, задач и компетенции органов этих организаций и их специализированных учреждений, специализированных комитетов и специальных комиссий.

Иначе говоря, эти организации нуждаются в таких реформах, которые обеспечивали бы сохранение их стратегии и изменение их тактики для достижения их целей и повышения эффективности их деятельности.

11) Надо создать ограниченную группу из активных членов Организации для оперативного реагирования по всем неотложным проблемам, затрагивающим интересы государств-членов международных организаций мусульманских государств и разработать правовой механизм их деятельности.

12) Должен быть разработан правовой механизм установления системы политических и экономических санкций в качестве средства обеспечения выполнения решений этих организаций

Практическая и научная значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, материалы, а также практические рекомендации могут использоваться: для разработки предложений по структуре международных организаций мусульманских государств; в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий на юридических факультетах и других учебных заведениях внешнеполитического, внешнеэкономического, востоковедческого и исламоведческого профиля; материалы диссертации могут найти свое применение в деятельности МИД, МВЭС и ряда других министерств и ведомств.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав и списка использованной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Международное право, Европейское право", Фархан Султан Абдул Азиз, Москва

В заключение можно было бы сказать, что анализ международно-правового статуса международных организаций мусульманских стран показывает, сколь многогранны и сложны эти организации, в них как в фокусе отразились все противоречия современного мира: от стремления к созданию всемирного гармоничного процветающего исламского государства до разрешаемых с помощью оружия частных-споров участников данных организаций, когда даже запреты ислама не могут остановить вражду и непримиримость. Таким образом в заключении можно сделать основные выводы:

1. концентрация всех усилий для выполнения цели каждой организации;

2. соблюдать все решения, которые были приняты в рамках этих организаций и заставить их выполнять на практике;

3. создать судебный орган в рамках каждой организации для решения всех вопросов, возникающих между членами данных организаций или между членами других организаций

4. создание контактных групп или комитетов для экономической интеграции между организациями мусульманских государств, или для каждой организации с целью развития своей экономики;

5. поощрение и углубление сотрудничества между организациями мусульманских стран во всех областях жизни;

6. создание культурных центров и университетов для повышения уровня образования населения государств-членов данных организаций, и ликвидация безграмотности;

7. развивать дружественные отношения между организациями мусульманских государств, и решить все споры, возникающие между ними мирным путем;

8. необходимость развития отношений с другими организациями как, например, ССАГПЗ, с Советом Европы и т.д.; повышение роли международных организаций мусульманских стан, чтобы они участвовали в разрешении проблем в исламском мире и обеспечивали единство позиций исламского мира по отношению к важнейшим проблемам современности; необходимо включить в уставы международных организаций мусульманских стран положения об уважении основных прав и свобод человека.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Международно-правовой статус и особенности международных межправительственных организаций мусульманских государств»

1. Внутренний устав секретариата ОИК. // Бюллетень III конференции МИД ОИК. Джидда 1972г. ( на русском языке).

2. Всеобщая декларация прав человека. // Действующее международное право. Том II, М., 1997г.

3. Декларация о принципах международных прав, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН от 24 октября 1970г. //Действующее международное право. Том I, М., 1996г.

4. Декларация о создании ЛАГ. // Бюллетень материалы I совещаний представителей глав государств и правительств арабских стран 22 марта 1945г. ( на арабском языке).

5. Аль- Скандарский протокол от 7 октября 1944г.

6. Декларация о создании ССАГПЗ. // Бюллетень I конференции МИД ССАГПЗ, Эль- Рияд 1981г.

7. Декларация о создании ОИК. // Бюллетень, материал глав государств и правительств исламских стран. Рабат, 1974г. ( на арабском языке).

8. Декларация Каира об особенностях прав человека в исламе. // Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991г. (на русском языке).

9. Палестина. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, 181 (II) от 29 ноября 1947г. // Действующее международное право. Том I. М., 1996г.

10. Резолюция совета безопасности ООН от 2 августа 1990г., 16 ноября 1994г. ( о Ираке и Кувейте).

11. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( о Ираке и Кувейте). // БюллетеньУШ совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.

12. Резолюция XVI конференции глав рабских государств от 27 марта 2002г. (о Ираке и Палестине). // Бюллетень XVI совещания арабских государств. Бейрут, март 2002г. (на арабском языке).

13. Заключительное заявление XVI совещания глав арабских государств и бюллетень XVI совещания глав арабских государств. Бейрут, март 2002г.

14. Заключительное заявление министров иностранных дел ЛАГ в Нью- Иорке (о Ираке) 2002г.

15. Внутренний устав секретариата ЛАГ. // Бюллетень I совещания представителей глав арабских государств в Каире 1945г. ( на арабском языке).

16. Свод соглашений, заключенных в рамках ЛАП 992г. Каир. ( на арабском языке).

17. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. (о возрождении и статусе исламской цивилизации). // Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г. (на персидском языке).

18. Резолюция XVI конференции глав арабских государств членов ЛАГ т 27 марта 2002г. ( об укреплении и обеспечении эффективности деятельности ЛАГ. // Бюллетень XVI совещания глав арабских стран. Бейрут, март 2002г.на арабском языке).

19. Решение министров иностранных дел совета сотрудничества ( о безопасности в зоне залива) от 23 мая 1981г. в Маскате, (на русском языке).

20. Резолюция I конференции глав арабских государств совета сотрудничества от 25 мая 1981г.( об утверждении устава совета сотрудничества). Абу- Раби ( на русском языке).

21. Резолюция I конференции глав арабских государств совета сотрудничества от 25 мая 1981г. ( о назначении первого генерального секретаря совета). Абу-Раби. ( на русском языке).

22. Резолюция I конференции глав государств совета сотрудничества от 25 мая 1981г. ( об утверждении устав комитета по урегулированию конфликтных ситуаций, а также устава высшего совета и Совета министров от 25 мая 1981г.) Абу- Раби. ( на русском языке).

23. Резолюция I конференции глав государств совет сотрудничества ( об обмене мнениями по вопросам политического положения и безопасности в зоне злив от 25 мая. Абу- Раби 1981г. ( на русском языке).

24. Заключительное заявление I совещания глав государств совета сотрудничества от 25 мая 1981г. Абу- Раби. ( на русском языке).

25. Совокупность соглашений, заключенных в рамках совета сотрудничества от 11 ноября 1981г.

26. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( об укреплении и обеспечении эффективности деятельности ОИК. // Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.

27. Резолюция VIH конференции глав государств правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( об Афганистане). Материалы VIH совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г. ( перевод с персидского языка).

28. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( о сохранении территориальной целостности Ирака). Материалы VIH совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г. (перевод с персидского языка).

29. Решения XVI конференции глав арабских государств членов ЛАГ от 27 марта 2002г. ( о сохранении территориальной целостности Ирака). Материалы XVI совещания глав рабских стран. Бейрут, март 2002г. ( на арабском языке).

30. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( о создании общего исламского рынка). Материалы VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г. ( перевод с персидского языка).

31. Резолюция VIII конференции глав правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( об освобождении и сохранении целостности святых мест). Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.перевод с персидского языка).

32. Резолюция VIII конференции глав государств правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. ( о положении женщин в исламских странах). Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.

33. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств ОИК от 16 декабря 1997г. ( о проблемах окружающей среды и охране окружающей среды). Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.

34. Резолюция VIII конференции глав государств правительств от 16 декабря 1997г. ( о положении детей в исламских странах). Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.

35. Резолюции совета безопасности, связанные с арабо-израильским конфликтом № 242,338, 425, 452.

36. Соглашения об иммунитетах и привилегиях ОИК. Стамбул, 1967г. ( на арабском языке).

37. Соглашения об иммунитетах и привилегиях ЛАГ. Каир, 1953г. ( на арабском языке).

38. Устав ССАГЗ от 25 мая 1972г. Абу- Раби. (на арабском языке).

39. Устав ОИК от 3 марта 1972 г. Джидца (на русском языке).

40. Устав ЛАГ от 22 марта 1945г. Каир. ( на арабском языке).

41. Резолюция VIII глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997г. (о солидарности и безопасности в исламском мире).// Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998г.2.Специальная литература.

42. Абдул Гани Джабран Эль- Захр. ЛАГ на современном этапе. СПБ. 1998г.

43. Аминудцин Мутмаин. ОИК- международно- правовой статус. СПБ. 1998г.

44. Аль- Муршид М.А. Организация исламской конференции. Рабат. 1984г. (на арабском языке).

45. Аль- Фанез М. Зияб. Роль организации исламской конференции в решении региональных проблем. Автореферат. М. 1990г.

46. Афифий М.С. Ислам и международные отношения. Бейрут. 1986г.

47. Али Абдум Ахмат. Проблемы повышения эффективности деятельности междунаордных организаций. М. РУДН 1991г.

48. Жадала Осама К. М. Концепция международного права. М. РУДН 1994г.

49. Мухаммед Джавад Зареф. Необходимость реформ в ОИК. Журнал внешней политики №3, 1997г.

50. Мухамед Махди Банда. Причины возникновения ОИК и роль Саудовской Аравии в ней. Журнал Иртикий Маком №3, 1992г. (на арабском языке).

51. Мухамед Аль- Масок. Необходимость международного примирения арабов. Газета Шарк- Аль- Авсит №6657, 18 феврвля 1997г. ( на арабском языке).

52. Мухамед Аль- Сайд Салем. Изменения в мире и ОИК. Каир 1994г. ( на арабском языке).

53. Наджип Э.Э. Международные мусульманские организации. М. 1993г.57. насрин Мустафа. Сотрудничество ОИК и ООН. Журнал внешней политики №3, 1997г. ( перевод с персидского языка).

54. Наваф Масалам 3. Международно- правовые вопросы структуры и деятельности ССАГЗ. Киев. 1992г.

55. Лишенко И.П. Международные организации. М. РУДН 1994г.

56. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М. 1989г.

57. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М. 1991г.

58. Зайцева О.Г. Международные организации : принятия решений. М. Наука 1989г.

59. Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. М. Наука. 1983г.

60. Бирюков П.Н. Международное право. Учебник м. Юрист. 1998г.

61. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. М. Норма- инфра. 1999г.

62. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право. М. Международные отношения 1999г.

63. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право. Международные отношения 2002г.

64. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М. 1991г.

65. Моравецкий В. Функции международных организаций. М. 1976г.

66. Поточный М., Шибаева И.А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. 2-е издание М. 1988г.

67. Шибаева Е.А. Правовой статус межправительственных организаций. М. Юридическая литература. 1972г.

68. Лукашук И.И. Международное право. 2-е издание. М. БЕК. 2002г.

69. Рагаб Яхъяхиавми. Совет сотрудничества арабских государств залива. Кувейт 1983г.

70. Тасид Абдулла Салех. Специализированные учреждения ЛАГ . М. Наука 1983г.

71. Тункин Г.И. Теория международного права. М. Зерцало 2002г.

72. Халед Исса Фуад. Международно- правовые аспекты экономического сотрудничества арабских стран. М. РУДН. 1999г. автореферат.

73. Харун Хашем Рашид. Лига арабских государств. Тунис.1980г. ( на арабском языке).

74. Курс международного права. Том 7. М.1993г.

75. Арабские специализированные организации // документы и информация. Тунис. 1984г. ( на арабском языке).80. внутренний устав экономического и социального совета JIAT. // документы и информация. Тунис. 1984г. (на арабском языке).

76. Бондаревский Г.Л. Роль ООН в поддержании международного мира и безопасности на примере конфликта между Ираком и Кувейтом. М.- око. 1999г. ( перевод с английского).

77. Лига арабских государств^ краткий очерк) Каир. 1992г. (на арабском языке).

78. Главные события в истории лиги арабских государств 50-лет. Совместные арабские работы 1995г.

79. Лига арабских государств. Важные информации. Каир. 1995г. ( на арабском языке).

80. Основные совещания об организации объединенных наций. М. Юридическая литература 1995г.86. сборник важнейших документов по международному праву. ЧастьП. 1997г.

81. Международное публичное право и сборник документов. Том 2. М. Бек. 1996г.

82. Материалы совещания министерства иностранных дел ЛАГ по иракской проблеме. Каир, от 17 декабря 2003г. (на арабском языке).

83. Материалы совещания министров иностранных дел ССАГЗ по иракской проблеме. Катар, от 19 декабря 2003г. ( на арабском языке).

84. Материалы совещания глав арабских государств по иракской проблеме. Каир, от 1 марта 2003г. (на арабском языке).

85. Материалы совещания глав и правительств исламских стран по иракской проблеме. Катар, от 5 марта 2003г.

86. Ислам. Энциклопедический словарь. М. Восточная литература. 1991г.

87. Коран на арабском языке. Саудовская Аравия.

88. Ал-вкр ал- сияси. Журнал на арабском языке. 0ман.2001г.

89. Современный ислам: политико- идеологические и социально-экономические проблемы. Сборник научных статей. М. 1990г.

90. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сборник статей. М. 1985г.

91. Дипломатия. Журнал на арабском языке. Сана, март- июнь 2001г.

92. Газета 26 сентября №886 от 23 декабря 1999г.

93. Газета Аль-Таура №13091 от14 сентября 2002г. на арабском языке.

94. Список литературы на английском языке

95. Boutros gali. Op. cit. p. 18.

96. Docunga/-7272-13 Tanuapy.1986. p. 3-4.

97. United Wations Yearbook. 1985. New York Dp. 1988. pp. 423-424.

98. United Wations Yearbook. 1986. New York Dp. 1988. pp. 227-229.

99. United Wations Yearbook. 1991. New York Dp. 1998. pp. 103.

100. Nixon Picnard «Beyond Peace» Ronctam House. New York. 1994. p. 145.

101. Jeap Book the International organization. 1983/1984 vol. I - scetionc.

102. The Middle East Economic Digect 29 - v. 1981. p. 28-29.

103. Cooperation Council for the Arab States of the gutf. 1991. p. 4.

104. Organization of Islamic conference. AH 1407 A 8. 1987. p. 11.1. Сайты в Интернете

105. Organization of Islamic conferences pp. 1-19.

106. Organization of Islamic conferences pp. 1-8.112.GCC p. 1-8.113. LAG pp. 1-14.

2015 © LawTheses.com