Международные стандарты прав человека и народов в уставе и практике Организации Африканского Единстватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Международные стандарты прав человека и народов в уставе и практике Организации Африканского Единства»

РГ6 00

, , - "5 —-"Л

КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи САН РА А Н Д Г Е

МЕВДНАРОДНЫЕ СТАНДАРШ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И НАРОДОВ В УСТАВЕ И ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА

Специальность - 12.00.10 - международное право

АВТОРЕФЕРАТ

Диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Клип - 1993

Работа внполнана на к:$вдре сравнительного правоведения Украинского института международных отношений при Невском университете имени Тараса Иевченк'0.

Научный руководитель - кандидат юридических наук, доцент РулькоЕ.Т.

Официальные оппоненты: Доктор юридических наук, профессор Лукашук И.И.

Кандидат юридических наук, доцент Рыжий В.И.

Ведущая организация - Институт государства и права АН Украины.

Защита состоится о г 1993 г. в А. О часов

на заседании Специализированного совета при Киевском-университете им.Тараса Шевченко по адресу: 252601,' г.Киев, ул.Вла-димирская, 64, ауд.253.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киевского университета т.Тараса Ыевченко /г.Киев, ул.Влади-млрская, 58/.

Автореферат разослан "_"_ 1993 г.

• Ученый секретарь Специализированного совета кандидат юридических наук, ,

доцент ' Н.С.Кузнецова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Многообразная деятельность по защите прав и основных свобод человека ц народов -неотъемлемый элемент международных отнолешй в пали дни, поскольку уваганио прав а основкшс свобод человека н народов стало содержанием одного из общепризнанных принципов.современного международного права, определяющих основы взаимоотношений государств - эта деятельность является важным направлением сотрудничества государств и меящународных организаций.

Хотя история международной защиты прав и основных свобод человека и народов уходит далеко вглубь веков и согласованные попытки защиты отдельных категорий таких прав предпринимались давно, систематическое сотрудничество государств по защите прав человека.и народов, охватывающее практически все их категории и виды, началось лиль в 40-х годах налего столетия в рамках Организации Объединенных Наций.

Однако, международное сотрудничество по правам человека развивалось и прдолжает развиваться не только в рамках системы Организации Объединенных НациЛ. В настоящее время международные региональные организации уделяют все больше внимания проблеме содействия и осуществления основных прав и свобод человека и народов.

В Африке, например, где среда многочисленных и сложных проблем, с которыми сталкиваются африканские народы после завоевания ими политической независимости и образования национальных государств на места бывших колониальных империй, та&ое региональное сотрудничество начинает довольно быстро развиваться в рамках Организации Avflpикaнcкoгo Единства. Важное значение приобретает на этом континенте проблема обеспечения политических, со-

-г -

цн&льно-экономлческих и культурных щзав человека а народов. Здесь региональная имшшменкдия международных стандартов, содержащихся в основополагающих документах прев человека и народов осуществляется с учетом специфических особенностей государств и обществ этого континента. Например, недостаточная раз- , витость во многих странах Африка общественно-политических структур, сохраняющиеся племенные и этнические различия, в основе которых летат пережитки феодализма л колониализма и ряд других факторов, обуславливают неустойчивость там государственной власти. Кроме того, отсутствие регионального суда по правам человека и народов в афршсанскоы правовом механизме имплементации международных стандартов прав человека и народов и отсутствие во многих африканских государствах необходимых условий имплементации и защиты этих международных стандартов затрудняют деятель-: ность самой Организации Африканского Единства в области прав,человека и народов и тормозят процэсс демократизации современных африканских обществ. Такое положение способствует грубому' массовому нарушению прав человека и народов, которое происходит почти каждый день в Африке. Все это обуславливает актуальность исследования данной проблематики и объясняет выбор теш настоящей диссертационной работы.

Целью настоящего диссертационного исследования является анализ международных стандартов прав человека и народов в уставе и в практике Организации Африканского Единства /ОАЕ/.

При этом основная задача состоит в том, чтобы с учетсм специфических особенностей африканского континента исследовать степень влияния универсальных основонол&гшцих документов в области прав человека и народов на африканский континент и на Организа-

цзю Африканского Единства л, на основе достигнутого проаналязи-ровать деятельность этой оощеконтинентальной организация в области международно-правовой нмгалементацяи прав человека и народов и определить условия я перспективы осуществления политики содействия правам человека и народов в Африке.

Для достижения поставленной цели в диссертации исследуются:

- содержание и значение Всеобщей декларация прав человека в системе меядународных стандартов прав человека и народов;

- региональные особенности ю/ллемонтации v.e*лyнapoдныx стая-Хартов прав человека и народов в Африке;

- воздействие уеждународных стандартов пряв человека и наро-1ов на Устав Организации Африканского Единена;

- Африканская Хартия прав человека л народов как региональный сравовой механизм го/плекантацли прав человека и народов и как мелев достижение правотворческой деятельности Организация Аф-шканского Единства;

- деятельность Организация Африканского Единства в области' [еждуяародно-правовой ишлемантация прав человека и народов;, ... .

- условия и перспективы осуществления политики содействия равак человека в Африке.

Метод исследования. При изучении уатрряалоп и написании дас-ертадип автор руководствовался научной методологией. Лсслпдова*'. ив проблем проведено на основе системного я сравнительного под-бдов, а также структурно-функционального ячализа.-

Теоретические основы исследования. В пляне поставленных в тссвртации вопросов автор опирался на основные положения и вы-эды, содержаэшеся в работах Э.М.АмегястопЛ, Н.О.Ьарчуковой, .Н.Денисова, С.В.Исаковича, В.А.Кнрташкина, Е.й.¡Си-новой,.

Л.А.Ковалева, Е.А.Лукашевой, В.Г.Манова, А.М.Мовчана, Р.А.Кш-лерсона, С.В.Черниченко, В.М.Чхиквадзе.

В работе были также использованы труды западных юристов: К.Башака, М.Виралли, П.-Ф.Гонидека, Т.О.Ельйса, Е.Жува, Г.Кель- • зона, А.Коббэна, Б.Гивлина, М.Зкоерта и других, а также африканских юристов Х.Аита-Ахмеда, Абдула Еа, М.А.Глеле, Е.Коффи, К.М"Байе, И.Нгемы, Ь.С.Нгоыа, Ф.Сахли и других.

При проведения исследования автором использовались материалы ООН, Ш5СЖ0, WOT, ОАЕ и других международных организаций.

Нсучная новизна исследования заключается в том, что впервые в литературе государств бывшего Советского Союза, африканских и западных государств' на основании сравнительно-правового анализа было показана степень влияния международных стандартов прав человека на африканский континент и его общеконтинентальную организацию - Организацию Африканского Единства и, принимая во внимание региональные особенности и трудности имплементации международных стандартов прав человека и народов, были сделаны практические рекомендации по повылению эффективности содействия правам человека в Африке.

Наиболее важными положениями диссертации, которые, по мнению автора, отражают ее новизну и выносятся на защиту, являются:

- главным тормозом шлломентации прав человека я народов в Африке являются пережитки социальных структур африканских традиционных обществ к существующие в современной Африке мировоззренческие конфлиг.гы;

- Устав ОАЕ как учредительный документ OAS, хотя и не совсем .умалчивает о правах человека и народов, все же остается весьма немногословным и расплывчатым в отношении этих вопросов. Более

того, он caw по себе не является к^ди^г-аинонншл документом в это:! области межгосударственных отношений з Африко;

- чс-л'лчав в Африке регионального механизма i-лплементацяи меяуцтародных стандартов np¿>n человека и народов через ОАЕ само по corte но является достаточно,! гарантией защиты прав человека. Этот институционные механизм не ллш1 недостатков и его нужно рассматривать лиль как ятап в процессе содействия действительной зачитэ прав человека и народов в АФрк.чо;

- несмотря на то, что в Уставе ОАЕ отсутствует прочная основе реализации и з:щигы прав человека и народов, этой региональной организации удалось в точение почти 30 лет играть бесспорную роль в деле уважения прав человека и народов, даже если при этом она уделяла большее внимание реализации нрав народов . а не осуществлении и запита прав отдельных граждсл;

- перспективы соблюдения прав человека и народов в Африке

в насто^'цае время тесно связаны с созданием правовых государств, в которых будут существовать демократические конституции, юридические систем защити основных прав и свобод граждан. Только такое развитие африканской государственности может существенно повысить эффективность как институционного так и нормативного механизмов иехпународно-правовоН ямплементации прав человека и народов.

Практическое значение диссертационного исследования. Результаты исследования,материалы, выводы и практические рекомендации содерягЗНеся'в диссертации, могут быть использованы для совершенствования африканского регионального механизма жллементацик международных стандартов прав человека и народов и для повышения эффективности деятельности Организации Африканского Единства в

области прав человека и .народов.

Диссертация может быть также использована при чтении курса иаздунгфоднох'о пустачного права и при чтенда лекций по специальному курсу "Рогаональкся акплементшмя между нар^жих стандартов прел челозскг и народов в Африке" в'икслпс учебных заеданиях,

Дпр-зо; пну: результатов диссертационного к.:слолова!;;ш.' Основные положения и вывода исследования сили оссуждени на кафедре сравнительного правоведения Украинского института кездународных от'нолениЗ. Ряд важнейших положения и выводов раооти изложены и апробированы в научных докладах на научных конференциях и семинарах, в том числе на международно-правовых чтениях, проводимых в Клаве Украинским институтом международных отношений.

Структура диссертации определяется основным!! целями и содержанием исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы,' СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность, практическая и теоретическая значимость темы, определяются основные цеди и задачи исследования, его методологическая и теоретическая основа, раскрываются научная Новизна работы и указываются сфера применения сделанных автором выводов и предложений.

Первая глава "Международные стандарты прав человека и народов и особенности африканского континента" посвящена анализу основополагающих документов, содержащихся меящународных стандартов прав человека и народов й исследованию особенностей импле-ментацаи этих международных стандартов в Африке.

Одной из особенностей современного международного права Является то,'что в нем появился комплекс норм, регулирующих сотрудничество государств в области прав человека. Перечень и

' >

збъем основных прев и своСод человека, и такяо допустимые рамки )грайячения осуществления этих прав впервые на международном фовне были зафиксированы в 1916 г. во Всеобщей Декларация прав шловека. В 1966 г. основные права и своооды уже в более полном >0ъеке были закреплены в двух международных договорах: Мождуна-юдном Пакте оо экономических, социальных и культурных правах и Международном Пакте о гражданских и политических правах.

Зсеоощая Декларация прав человека 1948 г. и '-екдународнио ¡акты о правах человека 1966 г. тосте с Уставом ООН, ооставляю-ие краеугольный камень системы Международных стандартов прав геловека и народов^ содержат международные стандарты прав чело-1ека я народов, т.е. обязательства государств пли треоовгиия, :оторие члены уеждународного сообщества предъявляют друг другу, [иже их уровня члены международного сообщества согле.иаются не •пускаться.

Анализ Всеобщей Декларации прав человека 191Я г. и двух !еждународных Пактов о правах человека 1966 г. не только позво- • лет раскрыть их юридическое содержгние и значение в оорьов за суиествление основных прав и свобод человек?, но и показывает тепень влияния этих основополсгаидих докууентов пр?в человека народов на африканский континент.

Напрш/ер, основные положения Всеобщей Декларации прав че- • овека 1948 г. Получили лпрокое признание государств, в том чяс-8 и государств Африки. В 1968 году, т.е. через 20 лег после •• ринятия этого документа, согласно яНфорг/пип 1 еняраяьного Сек-этаря ООН уже 43 государства полностью паи частично включали' зкет Декларации в свои конституции.1

. Док.ООН А/Г. 2211. 1971. С.11 ■

t

В качестве пржера в Лирике i/.ожно привести конституции Гвинеи, 1958 г., Мадагаскара 1959 г., Камеруна 1960 г., Чада I960 г., Ьерега Сяон^эой Кости /Кот-д"лвуар/ 1960 г., Нигера 1961 г., Мавритании 1961 г., Ьурунди 1962 г., Республики Конго 1963 г., Алжира 19G3 г., Сенегала 1963 г., Того 196.1 г., Даго^еГ; Ленина/ 1964 г., Демократической Республики Конго 1PS-1 г. Бо всех этих конституциях стран Африки /приняты после провозглашения Всеобщей Декларации прев человека/ имеются ссылки на Всеобщую Декла--рация прав человека. 3 нлх подтверждается прнаержзнность принципам и идео-.ам Всеобщей Декларации прав челозшсг. В конституциях ряда других стран, хотя .'Зсеобщш Деклг.радпя прав человека специально не упоминается, тем не менее воспроизводятся ее отдельные поиожения. К числу таких к<г»>ституц;1й, принятые вскоре после провозглешения Всеобщей Декларации прав человека, относится в Африке конституция Ливии 1951 годе. Среди государств, принявших такие конституции в более поздний период, г.'отшо упомянуть в Африке Центрвльноафриканскум Республику /1961 г./, Марокко /1962 г./, Замбию /19G5 г./, Кению /1964 -./.

Проделанный сравнительный анализ при доследовании содержания Всеобще! Декларация пргз человека, и Международных Пактов о правах человека показывает, что все эти основополагающие доку, менты прав человека мало кэста уделяли правам народов. Эти пра-•■•В£ даже■полностью отсутствуют во Всеобщей Декларации прав человека 1943 г. Однако, несмотря на этот недостаток, на основе Всеобщей Цемг'рация и Международных Пактов принимались и принимаются многочисленные договоры и конвенции о правах человека и "Народов универсального и регионального характера, а также конституции и внутригосударственные законодательства о правах че-

- э -

ловека я пародов, способствуя то/ еж;,' имплэментпцяа на всех этих уровнях М!»дународнь'х стандчртоз прав челонока и народов.

3 Африке, лепр.аер, реглонсльная ямплеменгация международ-них стандартов, со.церкгшлхся а этих оснзвопо;.агалп:их документах прев челозеке и н?родов, проводится в особых условиях.

С принятием в 1931 г. Африпанеко.;; Хартии прав человека и народоз рфриканскип континент пзлностыо порелел на новую фазу в релеаин проблем прав человека и нгроцов. Однако, все происходит так, как будто африканская .ориднче-.кая жизнь в настоящее время рг-скачиврется и рад;грается ко:аду двумя полосами - положительными и отрицательными, ме^ду "бытием и небытием". Принципы, содетж-щиеся в этой Хартии, еще и в настоящее время получают крайне сдержанный пр-ием со стороны ряда государств и африканских народов. Встречаются трудности и препятствия е области содействия а осуществления прав человека и народов вообще, прав человека- и неродов, зафиксаровснных в Африканской Хартии в частности. Эти препятствия, составляющие региональные ососбенности имплементации международных стандартов пргв человека и неродов в Африке, можно сгруппировать соответственно четырем основным источникам:

1/ препятствия, связанные с укореннвлнмися предрассудками, которые специальгэ распространяются в области идеологии с целью недопущения обеспечения защиты прев человека ц народов в Африке. Это превде'всего идеи о том, что в традиционных африканских обществах не существовало и не существует прав человека и что политика содеЛстзчя правам геловека в Африке является "импортным продуктом", нгвязашшм извне африканским государствам. Однако, численность сторонников таких теорий в Африка с кандым днем все

Е9 уменьшается. Сам факт принятия единогласно без голосования Африканской Хартии прав человека к народов в 1981 г. показал, что эти теории не имеют будущего в Африке и права человека - это достояние всего человечества.

2/. Препятствия, связанные с факторами исторического порядка, которые сильно тормозят не только распространение прав человека и народов, но и их защиту в Африке. В первом ряду таких объективных явлений находится неграмотность - источник невежества и бессознательности - унаследованная в большей своей части от колониализма. Среди исторических факторов, препятствующих содействию и осуществлению прав человека в настоящее время в Африке, следует обратить внимание на такой фактор, как "психология безропотности и покорности", которая фактически уничтожила у (яюгих африканцев всякую инициативность и чувство ответственности. Ьыло бы справедливо отметить, что почву для развития такой психологии подготовили сами традиционные африканские оощества, в Которых судьба, поведение, поступки индивида в значительной мере нахо- • дались под воздействием норм, практики и традиций, исключающих какие-либо действия, личный подход, социальную активность индивида. Роль личной воли в этих традиционных африканских обществах сведена до минимума, каждый живет соответственно правилам и практике, вытекающим из его статуса.

3/. Препятствия, связанные с социальными структурами африкански* .'Обществ, которые в настоящее время могут рассматриваться как мощный фактор, оказывающий наибольшее сопротивление развитию политики содействия правам человека в Африке. Их скорее следует рассматривать не как исторические, а как активно действующие сегодня реальности, поскольку их динамизм чувствуется во всем

областях ежедневной политической, экономической, социально-профессиональной и культурной жизни Африки. Социальная структура традиционной Африки может бить рассмотрена и схематически классифицирована соответственно четырем основным типам общества. Однако, болев ватным, чем определение типа обществ, представляется способ, которым члены этнической группы, например, устанавливают отношения между собой с одной стороны, и, с другой стороны, с членами других этнических групп. Несколько схематизируя, можно сказать, что члены одной и той же этнической группы между собой считают, что только они полностью являются "человеческими личностями", а члены других этнических групп воспринимаются как "рабы", "животные", "вещи". Только первые являются субъектами права, поскольку только они признаются человеческими существами: другие лиаены такой возможности. Они не являются субъектами права, они не обладают признаками человеческого существа.

В африканской традиционной системе мшлеиял определение человеческой личности не является механическим или концептуальным. Недостаточно иметь две руки и две ноги, нужно быть частью этнл-, ческой группы, поскольку вне этнической группы тотже индивид больше не является человеком. Кроме того, физическое лицо не находится между двумя гранями, которые составляют рождение и кончину человека. Индивид рассматривается здесь не под материалистическим углом зрения, замкнутым, как это имеет место в основе западного юридического мышления, т.е. со дня рождения до дня-смерти, а функционально, в зависимости от роли, которую ему приписывает община.

Таким образом, эти две грани восприятия чпловечэской личности и физического лица в африканских традиционных обществах

л

показывают объем и характер усилил, которые следует еще прило- ' жить в сфере образования в Африке, чтобы полти к современному заладно-евгопеьокому понятию человеческого существа, субъекта права, человеческой личности, ".з/.еюгеи одновременно и всеобщую и вечную ценность. Для этого сознание ¿.¡¡рнканцев должно быть ужа не племенным, а человеческим; горизонт мира не должен быть обрсзован границами этнической группы и воззрение мира должно быть не племенным а планетарным.

4/. Препятствия, связанные с конфликтами различных мировоззрений африканских- обществ. Это прежде всего конфликты, которые' постоянно возникают между "мусульманскими", "западными" и "анимистическими" мировоззрениям:! современного африканского общества. Расхождение, существующее плеяду этими тремя мировоззрениями, не всегда способствует в Африке имплементации международных стяндартов прав человека л народов, содержащихся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в Международных Пактах о правах человека 1968 года или в Асикансжсй Хартии прав человека и народов 1981 года, вдохновленные в^е запгцным мировоззрением.

При осуществлении политики содействия правам человека и народов в Африке, слодует учитывать эти трудности и препятствия, состэ-влявдие основные региональные особенности имллементации :'■ Международных стандартов прав человека и народов на этом конти-

I

• ленте. ■."••

,:"• ." ' - Вторая глава "Деятельность Организации Африканского Единства в области грав человека и народов" содержит анализ вопросов прав человека и народов в Уставе Организации Африканского Един: ства, Африканской Хартии праз человека и народов как высшего

достижения правотворческой деятельности Организации Африканского . Единства в области прав человека п неродов, а также условий и

перспектив осуществлении политики содействия правам чплоие;са и пародов в Африке.

В единстве а-.рикгнские т.рода видели одно ва'-яких средств решения слохсних экономических и социальных проблеу, которые стояли перед только что освооод.:п-ип.*,'.лся странами континента. Однако, если вопрос оо единстве и освооо:гденни и1ри:мнс.<ого континента от колониализма оыл четко и недвусмысленно вирглен авторами Устава Организации Африкьнского Гдинства, то ососые усилия . требу.отся для того, чтобы суметь определить их отно^енпо к правам человека и народов. Углубленны;; анализ этого документа позволяет сделать вывод о том, что вопроси nptB чело'тТ'а отрог.оны в Уставе Органиэг-дни Африканского Единства весьма скромно л туманно, исключая при этом юридическое дал:хестзо'.:анпо и обязанность государств-членов это.1 региональной организации сотрудничать друг с другом з области прав человека и народоэ. Устав ограничивается только упоминанием Всообшеп Декларации прав человека, делая при этом в своей преамбуле ссылки в оощеу, вида на . некоторые права человека и народов /п.1 к n.i. преемоули'дг иного устава/, носящие больше всего декларативны;! характер /п.З пре- ■ амбулы Устава OAS'. Устав Организации Африканского Кдзнстза оольле делает ставку на политическое сотрудничество суверенных африканера государств, чем на соблюдение прей человека и это не'могло не отразиться-на дальнейшей деятельности tnoii органи-задии в области прев человека и народов в А*шхе.

Например,

в области правотворческой деятельности чугено cu— 10 ждать 18 лет, чтобы Организация Африканского йшнетпа пришла * необходимости выработки многосторонней региональной конзенщш ю правам, человека и народов - Африканской Хартии прг.т человека

и народов, которая была принята в 1981 году в Найроби /Кения/ без голосования 18-ой Ассамблея глав государств и правительств Организации Африканского Единства.

Анализ положений данной Хартии показывает, что ее содержание в основном соответствует положениям основополагающих конвенций и документов по правам человека и народов универсального характера. Кроме того, создавая свою Хартию африканские государства не только следили за тем, чтобы ее содержание соответствовало основополаг&одим принципам универсальных актов и документов, но и за тем; чтобы эта Хартия выражала африканскую специфику концепции прав человека и народов. Именно в этом духе нужно понимать главу вторую первой части Хартии, где речь идет об обязанностях индивида /ст.27-29/. Иройозглелая права личности, африканские государства в Хартии жестко связывали их с конкретными обязанностями индивидуума по othoü8hhd к семье, обществу, государству и международному сообществу. Это связано в первую очередь с мировоззренческими, идеологическими представлениями о взаимодополнении и представлении индивида и социума друг <1ерез друга. Жизнь для африканца не является индивидуальным проявление ем, а коллективным существованием.

В этой связи Хартия делает особый акцент на неразрывность связи между правами человека и правами народов; между экономическими, социальными и культурными правами и гражданскими, политическими правами.

Центральное мэсто в Африканской Хартии прав человека и народов 8анимаегот вопросы деятельности Африканской Комиссия по правам человека и народов, главными задачами которой являются содействие правам человека и народов и их зшите. Данная комис-

сая била создана главами государств и правительств Африка в 193? году после вступления в силу Африканской Хартии прав человека и народов.

Анализ организационной структура и состава Африканской Комиссии по правам человека и народов позволяет сделать вив5д,о том, что, функционируя в рашсах Организации Африканского Единства, эта комиссия находятся пряма или косвенно в относительной зависимости от государств-членов этой организации.

Во-первых, кандидаты в Комиссию выдвигаются государствами /т.е. главами государств/ ОАК и должны, быть гражданами государств-участников АфртаанскоЗ Хартии прав человека и народов /ст.34/, что-исклнчает участие в работе Комиссии даже опытных африканских юристов - граждан государств, не являющихся участниками Хартии, а такяе африканцев, лишенных гражданства, по политическим соображениям,4

Во-вторых, члены Комиссии избираются Ассамблеей глав государств И правительств ОАЕ /ст.33/, но, поскольку, каждое государство не может иметь более чем одного гражданина в составе Комиссии /ст.32/, то не исключена возможность, что выдвижение кандидатов в Комиссию может стать предметом предварительных политических сделок, что не на пользу независимости данной Комиссии. Кроме того, полная зависимость Комиссия от государств в области финансов, присутствие Генерального Секретаря ОАЕ на заседаниях Комиссии и его возможность высказаться на этих заседаниях и, недонец, незначение им секретаря Комиссии не могут не влиять на независимость, эффективность и объективность этой Комиссии.

Анализ процедуры передачи дел и их рассмотрения в Комиссии

поклзив.-:в'г т-лачде для госудгрста-участников привилегированного подоге пня по ергииекид с индии «дамп и друггши организациями. !!«щ имар, }'.aj тяп предусматривает определенные условия, которые долины удовлетворять сообщена?:, поступающие от прости: индивидуумов ил.; организ-дай /ст.55 Хартии/; отсутств ю одного из этих ■условий делает сообщение неприемлемым. Хроме того, Комиссия котлет рассматривать дало по существу только в том случае, ем я , Ассамблея глав государств и правительств OAS или ее :;,.едседатель примут izi<oe рэленпе /ст.53/. Это значит, что дате если существует "серьезные или массовые нарушения прав человека и нгродов" то рассмотрение Комиссий:: дела по существу подчинено воле большинства глав государств-членов ОАЕ.

Однако, главным недостатком Африканской Хартии является система контроля, которую она предусматривает, В отличие от Европейской конвенции э згщиге прев человека и основных свобод 1950 г. я Американскс."; конвенции о презах человека 1?С? г., А;.- • рлканская Хартия прав человека и народов предусматривает создание особой судебной инстгнции. для обеспечения ориднчеекой защиты прав человека и народов.

3uOJe8 инстанцией механизма содействия правам человека и народов и их защите в Африке является Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ, которая является л:иь политическим: органом, ■и,как таковой, принимает решения, носящие политический характер. Этг реления жль идентифицирует государство-нарушителя вместо того, чтобы наказать его. 'Гакгя систе.\а контроля не монет эффективно гарантировать защиту прев человека и народов з Африке. Именно поэтому, диссертант выступает против мнения о том, что . процедура рассмотрения докладов, которую предусматривает А.'дшкан-

скея Хартяя как якоби соотяетс опу^еЗ африканским традициям. Л|ряхгнскую Хартия нукно в Оляяа^исе врокя азг.сиить а дополнить созданием африканского независимого суд? по правам человека и народов.

3 целом, по своему янгченлл Л;р;:яг нскгя Хартия прав человека и чгродол является пысллм пост ат,она ем, правотворческой деятельности OAS в области прав чело?ека и ньродоп. -Однако се ну.тло рассматривать лшь клн птгп в стгновленп.ч действенной системы содействия и згтатн прг.в человеке я неролов в А;рчка.

Что касается практики Оргаиизс-дпя Африканского' Таинства в области осукествленм международных стрндзртов :гр:л »слзвека и народов, то следует отметить, что из-nn молодости Африканской . комиссии по_ правам, человека и пародов, созданной в 1937 голу "' [•лавами государств и правительств OAS в p»vxax АУрахскскэЗ Хар-гии и которая начала э$$ектяпяо работать л.гль с ISO? гола, а гшете в силу конфиденциальное ги релеши этой' Компсс/тн по попро-¡ам нарушений А^рахаяскоЯ' Хартли прев человека л н-'.родэв, з :воей работе диссертант исслодовгл деятельность ca"6;i OAK, а :е .фактлку Л$Р«анской Комиссии ло пргягм челопе:«: и неродов.

Анализируя почти тряяцяг'леткзя деятельность Органазсцкд

i

фриканского Единства в деле уватепяя л зг-пятн пр?п чрЛове:сг и ародсв з Африке, в частности, в борьбе..против кэлочнплиг а,, гтаптеида и расовой длскрлмянглш, з борьОе за осуг-етвлснп'? рева африканских народов на мир я безопасность ЧсЧоноц, в'' зрьбе за осуществление права африканских народов нг разяитле, юсертант отмечает, что этой оонеяонттшенглльно,'; организация кзлось сыграть немаловажную роль в этих тррх областях иг.племён-щия международных стаэдартов прав человека а народов.- < . ' "

Организация Африканского Единства с первого дня своего существования решила сконцентрировать сольную Часть своих усилий и деятельности на сорьбе против колониализма, апартеида и расовой дискриминация» Главы государств и правительств Африки рассматривали своОоду, равенство, справедливость и достоинство кок важнейшие задачи осуществления законных стремлений африканских народов. И не случайно, что на повестке дня учредительной конференции ОАЕ были включены такие пункты, как "Деколонизация" /п.1 повестки дня/, "Апартеид и расовая дискриминация" /я,2 повестки дня/. Лидеры молодых независимых государств понимали, что от успешного реления этих двух вопросов зависит само существование созданной ими Организации Африканского.Единства.

За почти 30 лет существования Организации Африканского Единства удалось полностью ликвидировать колониализм на африканском континенте. Она сумела изолировать :2*но-Африканокую Республику и заставить при поддержке международного сообщества руководителей •этой страны взять курс на полную ликвидацию апартеида и расовой дискриминации.

В области осуществления права африканских народов на мир и безопасность,, следует отметить, что учредительная конференция Организации Африканского Единства в Аддис-Абебе в 1963 году состоялась в условиях эйфорической радости и большого оптимизма,

»

особенно, что касается воплощения самой идеи африканского единства, и это не позволяло лидеры/, колодах независимых государств оерьезно позаботиться о внутренних мэрах против внешних опасностей, т.е. против колониглизма, неоколонлглизма л расизма. Ка учредительной конференции Органлзгцл.1 они Сольце рассчитывали на сам дух сотрудничества, чтобы преодолеть трудности', которые

могли возникать в межгосударственных отношениях на континенте. Однако, постколониачыша условия африканских государств быстро ЗЕСтавяли Панафриканскую организацию заботиться об ооеспзчеиии мира я бааснаснос?:! к<\ контлнекте. Совет безопасности ООН в своей резолюции От 30 декабря 1964 г., признав ОАЕ в качество региональной организации в соответсзли со ст.52 Устава ООН, выразил убеждение в том, что она должна иметь возможность помочь найти млрнао разрешение всех вопросов л споров, влияю ¡¡их на сохранение i.upa н безопасности на а^ракс-нском континенте. Лиши словами, Организация Соединенных Наций признала за ОАЕ как региональной организацией, право искать собственное ролениз африканских проблем, в том число и по поддержанию мирных отношении мёэду африканским странами.

Для достижения этой цела ОАЕ активно выступает с одной стороны за мирное урегулирование многочисленных споров и конфликтов, которые.возникают между ее членами и, с другой стороны, борется за превращение африканского континента з безъядерную зону. Проведенный анализ практики ОАЕ в осуществлении права африканских народов на мир и безопасность показывает, что Организации- Африканского Единства удалось урегулировать мирным путем такие внутренние, конфликты как конфликт между Алжиром и Марокко 1963 года, конфликт меаду Сомали и Кенией 1963 года, конфликт меэду Сомали и Эфиопией 1964 года и 1977 года, конфликты мевду Ьурундя и Руандой 1963 я 1965 годов и многие другие конфликты, минимально гарантируя тем самым африканским народам право на мир. Однако не везде и не всегда ОАЕ удалось занять правильную позицию в различных внутренних и межгосударстввнных

- :Ю -

"кон-рякщх сво.о: членов. ?!апрйкер1 роль и позиция Организация Африканского Ктшстга в урегулирования гр:лчанскоЛ волны в Нигерии нельзя считать правильными. ОАЕ не смогла стать изддегащям инструментом дал обеспечения мира в Нигерии. Дг.те пьред массо-; вши уби;1стао:н гражданского населения, ОЛЧ ц.!«его не предпринимала, чтобы вмещаться гуманитарным образом, поскольку она относила опрецеление необходимости гу:.унитарно;: помощи к исключительной компетенции государств вообще и законного правительства Нигерии а частности. Исхода из этого, ОАЕ не предпринимала никаких действий в этой области а не призывала своевременно Организацию Объединенных Нации для реализации своей компетенции в этой области.

Кроме разрешения внутренних и межгосударственных конфликте! в Африке, ОАЕ для обеспечения приза африканских народов на мир и безопасность активно выступаот за превращение африканского континента в безъядерную зону. Лервог: чально- идея превращения Африки в безъядерную зону иадле свое отракение в резолюции "О международном мире и безопасности", принятой на проходившей в апреле 1958 года в Аккре 1-ой Конференции независимых государстг Африки.^ Эта резо^'оция не только осудила атомные испытания в любом месте земного тара, но и сделала особый акцент на планах. Франции проводить свои ядерные испытания в Сахаре. В 1960 году .вопрос о превращении Африки в безъядерную зону был впервые внесен на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН, где в 1931 году по предложению некоторых африканских государств Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию,^ в которой все государстза-

1. Независимая Африка в документах. М., 1905. 0.18

2. Док. ООН А/6127. ,2.12.1965.

члены ООН, призывались рассматривать и признавать а^рикгнекий континент как безъяд^нуто зону.

В 1964 году Ассамблея глав государств и правительств ОЛЕ на своей первой сессии принят Декларацию о превращении Африки в безъядерную зону. В 1965 году по инициативе 28 африканских государств этот же вопрос был внесен на рассмотрение' 28-оЗ сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 105-ю голосами при трех воздержавшихся /Франция, Португалия, ЮАР/1 была принята резолюция 2033 под названием "Декларация о превращения Африки в безъядерную зону".

С 1976 года коллективные усилия африканских государств были подчинены тому, чтобы не допустить появления ядерного оружия у ЮтаоЯ Африканской Республики /ЖАР/. В 1979 г. после взрыва, произведенного ЮАР в целях ядерного испытания, 34-я сессия /1979 г./ Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе 33-х африканских государств приняла реэллэдию,резко осудившую этот вэрнв.

С 1980 года вплоть до настоящего времени доЛствия африканских государств в ООН, ОАЕ, Дви-ении неприсоединения, по другим, каналам сводятся к борьбе за то, чтобы всеми имеющимися средствами зоздеИствия, включая принятие принудительных мер, вынудить "ДАР этказаться от наращивания своего ядерного потенциала, а СмА, }еликобританшо, Францию, ФРГ, Израиль, транснациональные корпо-. ' зации - прекратить все формы сотрудничества с ней в ядерной >бласти.

Крайне важное значение имеет, наконец, другая деятельность (рганизациа Африканского Единства в области метдународно-право-103 имплементации прав человека и нгродов - деятельность- по осу- : [ветвлению права африкански народов на развитие..

. Док. ООН А/6127. 2.12.1965.

Согласно Устава ОАЕ /л.Б,4.1, ст.2/, улучшение условий существования африканских народов является одной из целей этой организации. Следовательно, борьба за реализацию права гфрикан-ских народов на развитие, провозглашенного в ст.22 Африканской Хартии прав человека и народов, рассматривается как один из приоритетов Организации Африканского Единства.

Однако, задачи экономических преобразований, социального переустройства, поставленные странами Африки после их освобож- ' дения от колониального гнета, не были решены ими, как в силу внутренних причин, тги и в значительной мере в силу продолжающейся зависимости от иностранных капиталистических монополий.

Сегодня ОАЕ непосредственно связывает реализацию права африканских народов на развитие с перестройкой современных экономических отнолений, которая должна быть осуществлена мирными средствами сообща. Таким образом, для ОАЕ борьба за осуществление права африканских народов на развитие - ©то, прежде всего, борьба за установление нового международного экономического порядка.

Анализ основной деятельности Организации Африканского Единства за осуществление права африканских народов на развитие полностью соответствует интересам народов Африки. Однако деятельность ОАЕ в этой области встречает упорное, сопротивление со стороны главных торговых и финансовых партнеров развитых капиталистических стран, выступающих против установления справедливого международного экономического порядке. Такое сопротивление объясняет в основном крах почти всех штанов развития африканского континента в 70-х и 60-х'годах, разработанных Организацией Африкан-

ского Единства, несмотря на это африканские государства полни релпмостя противостоять веду ада промшиенным державам капиталистических стран, и добиваться свое:! дели - установления нового справедливого междунгродного экономического порядка, единого средства, спосооного реально гарантировать полное развитие африканских народов во всех сферах человеческой жизни.

Однако, справедливо отметить, что достижения Организации Африканского Единства в этой области пока очень ограничены. ОАЕ нужно в будущем уделять больле внимания осуществлению права африканских народов на развитие, так как от успехов, достигнутых в этой области, зависит и реализация всех других прав народов и прав отдельных граждан Африки, зафиксированных в Африканской Хартии прав человека и народов.

Таким, образом, и Устав ОАЕ и сама практика ОАЕ хотя и на имплементируют полностью все международные стандарты прав человека и народов, все же не противоречат им. Перспективы же политики содействия правам, человека и народов в Африке тесно связаны с созданием государствами-членами ОАЕ минимальных необходимых условии:

- реализацией в африканских странах концепции правового демократического государства, в котором только возможно соблюдение основных прав и свобод человека и народов;

- принятием в африканских странах демократических конституций, в которых объем прав и свобод граждан будут соответствовать современным международным стандартам прав человека и народов;

- созданием в африканских государствах национальных механизмов и процедур защиты прав человека и народов доя реального и элективной защиты гражданами и народами своих прав;

- осуществлением реальной политики образования ы ликвидации нэгрг^'.отностн, так как отстаивать и успешно защищать свои права и свободы мояет прежде всего образованный человек.

Подписано к печати 2 02&3 Зак. 325" чтЛОО размноаано гдц минстата Украины 0011

2015 © LawTheses.com