Основные черты мусульманского уголовного праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Артемов, Владислав Юрьевич, кандидата юридических наук

Введение.

ГЛАВА I. Общая характеристика и источники мусульманского права

1.1. Основные черты мусульманского права.

1.2. Этапы развития мусульманского права.

1.3. Источники мусульманского права.

1.4. Доктринальные школы мусульманского права.

ГЛАВА II. Общая часть.

И. 1. Понятие преступления и классификация преступлений.

11.2. Субъект преступления

11.3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

11.4. Виды наказания.

ГЛАВА III. Особенная часть.

III. 1. Преступления, за которые предусмотрено определенное наказание (хадд или худуд). Измена исламу.

1ГГ.2. Бунт.

111.3. Разбой.

111.4. Кража.

111.5. Употребление спиртных напитков.

111.6. Прел юбодеяние.

111.7. Ложное обвинение в прелюбодеянии.

111.8. Преступления, за которые предусмотрено воздаяние равным (кисас). Убийство.

111.9. Нанесение ранений.

III. 10. Преступления, за которые предусмотрено назидательное наказание (тазир).

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Основные черты мусульманского уголовного права"

Настоящее диссертационное исследование посвящено рассмотрению мусульманского уголовного права (укубат) — отрасли одной из основных правовых систем мира — мусульманского права. Мусульманское право для европейского исследователя представляет особый интерес вследствие значительных различий между ним (правом) и европейскими правовыми системами — евроконтинентальной (романо-германской) и системой общего права (англо-саксонской). Основное различие и, вместе с тем, основная черта, характеризующая мусульманское право заключается в его религиозной природе: мусульманское право является религиозной правовой системой, правовой традицией, основанной на религии исламе. Без понимания этого не будет возможности понять многие правовые феномены и явления мусульманского права.

Необходимо отметить, что мусульманское право представляет собой правовую традицию, расцвет которой приходится на средневековье исламского мира. В своем классическом виде мусульманское право существовало в средневековых исламских государствах, халифатах, эмиратах и т.п.

Но в XIX — 1 пол. XX в. на мусульманские государства было распространено значительное влияние европейских держав, в том числе и в сфере права, эпоха процветания мусульманских империй завершилась, многие страны стали колониями империй европейских и вместо мусульманского в этих странах стало использоваться европейское право. Мусульманское же право сохранялось лишь незначительно, например, в сфере регулирования личных отношений (заключения брака, соблюдение рамадана и т.п.)1 . Во второй же половине двадцатого века в связи с деколонизацией и появлением независимых мусульманских государств в некоторых из них наметилась тенденция к воссозданию и возрождению традиционного для культуры мусульманских народов права. Но мусульманское право в своем классическом виде соответствовало феодальному уровню развития общества как по форме, так и по содержанию. Поэтому возрождение мусульманского права не могло не считаться с современностью и, отсюда, не могло быть абсолютным.

Это особенно касается "формы" права, то есть, в первую очередь, источников. В классическом мусульманском праве нормативный акт (канун) если и занимает какое-то место в числе источников, то никак не основное. Мусульманское право существовало в виде выводов и традиций различных доктринальных школ и течений. В таком виде, без сомнения, мусульманское право не могло быть возрождено и поэтому основным отличием современного права мусульманских стран и классического мусульманского права заключается в том, что мусульманско-правовое содержание (хотя не везде полностью) было облечено в европейско-правовую форму, то есть систему нормативно-правовых актов, законов и кодексов.

Практически единственным государством, в котором мусульманское право сохранило свою классиическую форму, является Саудовская Аравия. В этом государстве нет уголовного кодекса, а правоприменительные органы используют в качестве источников доктринальные выводы классического права и общепризнанные произведения представителей определенной школы. Например, королевские указы 1926-1928 годов обязывают судей следовать в своих решениях выводам ханбалитской школы мусульманского права. В указах перечисляются и соответствующие произведения авторитетных лиц (муджтахидов), в которых эти нормы сформулированы2 .

Особую актуальность в настоящее время данная тема приобретает в связи с таким явлением как исламский фундаментализм, приобретший в конце XX века особое, можно сказать, мировое значение. Исламский фундаментализм именно и ставит своей целью полное возрождение мусульманского права. Это явление не обошло стороной и Россию: свидетельством тому является ситуация в Чеченской республике. Поэтому именно сейчас как никогда важно обратить внимание на мусульманское право и исламский фундаментализм, тем более, что и Россия тоже затронута этим процессом.

На русском языке не имеется ни одной отдельной работы, посвященной мусульманскому уголовному праву (укубату) как отрасли мусульманского права. А ведь именно уголовное право (наряду, пожалуй, с семейным) в шариате представляет наибольший интерес вследствии его чрезвычайной оригинальности и специфики. И именно практическая реализация уголовного права в мусульманских государствах привлекает повышенное внимание представителей европейской традиции права и прав человека из-за значительного распространения в нем смертной казни, телесных наказаний, включая членовредительские, криминализации религиозных деликтов и др. В уголовном праве степень применяемого к человеку государственного принуждения является наивысшим, от него, в прямом смысле слова, зависит жизнь и смерть человека, что, в результате, значительно повышает важность и значимость этой отрасли.

Поэтому в первую очередь именно мусульманское уголовное право должно подвергнуться научному рассмотрению, настоящая же диссертация является первой научной работой по мусульманскому уголовному праву на русском языке.

Целью настоящей работы является исследование мусульманского уголовного права. Из заявленной цели вытекают следующие задачи: а) проанализировать и обобщить имеющуюся литературу, посвященную мусульманскому уголовному праву; б) рассмотреть доктринальную теорию и современную практику мусульманского уголовного права в части, касающейся понятия и классификации преступлений, видов наказания, основных групп и отдельных видов преступлений.

Основным положением, выносимым на защиту, является оценка мусульманского уголовного права как архаического правового явления, не соответствующего по своей сущности и принципам современным основам права, и существование которого в настоящее время представляет собой по меньшей мере пережиток средневековья, а попытки его воскрешения — путь не имеющий исторической перспективы.

Методологической и теоретической основой диссертации является комплекс обще- и частно-научных методов познания, а также относящиеся к теме исследования научные труды и нормативные материалы.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейших исследований по мусульманскому уголовному праву. Кроме того, положения диссертации могут оказаться полезными для изучения в соответствующих юридических учебных заведениях, а также для ознакомления с ними практических работников, особенно тех, кто, в той или иной мере, касается ислама, мусульманских государств и их правоохранительных органов.

Результаты диссертационного иисследования были рассмотрены и положительно оценены на заседании кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Московского Государственного Университета. Основные цели и теоретические положения работы нашли отражение в публикациях по теме исследования.

Диссертация состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются вопросы общего характера как для уголовного права, так и для иных отраслей мусульманского права. Во второй главе рассматриваются вопросы Общей части мусульманского уголовного права. В третьей — вопросы Особенной части.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Артемов, Владислав Юрьевич, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами закончено рассмотрение мусульманского уголовного права, явления в мировой правовой традиции интересного и необычного. Как можно оценить и его и перспективы его существования и реализации в правовых системах конкретных государств? Выводы закономерно следуют из всего вышеизложенного. Представляется очевидным, что мусульманское уголовное право по всем своим характерным чертам соответствует не современному, а феодальному уровню развития общества и государства.

Мусульманское право — это религиозная правовая система, что не соответствует секулярному состоянию человеческого общества на современном этапе. Религиозная основа права, криминализация религиозных деликтов, слияние государственных и религиозных институтов предполагают состояние религиозной несвободы в государстве, что представляет собой, в лучшем случае, архаический пережиток.

Кроме того, основываясь не просто на религии, а на исламе как определенной религии, такая правовая система изначально обречена на то, чтобы быть ограниченной только сферой распространения ислама, что делает шариат исключительно региональным явлением.

Не соответствует потребностям времени и архаическая форма мусульманского права. Неразвитость юридической абстракции, отсутствие общей части, некодифицированность и т.п. делают реальное воплощение мусульманского уголовного права практического невозможным в современных условиях. Это осознается и исправляется в тех государствах, которые все же стремятся к восстановлению шариата. Прежде всего это выражается в принятии уголовных законов и кодексов. Уголовные законы и кодексы, содержащие шариатские нормы, существуют в ряде исламских государств. Таким образом, вроде бы, найден компромисс, позволяющий, с одной стороны, воплотить мусульманско-правовую теорию в реальности, а, с другой стороны, сделать это на должном уровне, в соответствии с потребностями современности.

Но как оценивать такое мусульманское уголовное право? Приведя форму права, в той или иной степени, в соответствие с господствующей мировой традицией, в таких государствах сохранено, полностью или частично, содержание мусульманского уголовного права (укубата), которое с общемировой традицией и общепризнанными принципами расходится. Сюда надо отнести и криминализацию религиозных деликтов и, самое главное, значительное распространение в мусульманском уголовном праве телесных наказаний, включая членовредительские; широкое использование смертной казни, в том числе и квалифицированных ее видов.

Человеку европейской правовой культуры, избалованному гуманистическими принципами и правами человека, трудно представить, что сегодня, в конце XX века могут существовать старые и приниматься новые акты, предусматривающие в качестве видов наказания: побивание камнями (!), бичевание, отрубание рук и ног, членовредительские наказания по талиону.

Исходя из вышесказанного, представляется возможным сделать следующий вывод: мусульманское право по всем своим характерным особенностям не соответствует общей направленности развития человеческой цивилизации, в том числе уголовного права. Реализация мусульманского права возможна только ценой изоляции государства, предпринявшего такую реализацию, от остального мира. Причем, чем более последовательно шариат воплощается в реальной практике исламского государства, тем значительнее его изоляция. Существование фундаменталистских режимов только подтверждает это.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Основные черты мусульманского уголовного права»

1. Амин Омар. Наказания по уголовному законодательству Судана. Реферат РУДН. 1997.

2. Амин Омар. Преступления категории худуд по УК Республики Судан. Реферат РУДН. 1997.

3. Анвар Гуль Af<a. Право и религия (на примере Афганистана). Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

4. Арабская хартия прав человека // Вестник МГУ. Право. 1997. №5.

5. Берг Л.В.Х. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб, 1882.

6. Большой юридический словарь. М., 1997.

7. Воинов А. Комментарий к статьям Уголовного Кодекса Чеченской Республики Ичкерия, касающимся деятельности и ответственности журналистов. Информационная война в Чечне. М., 1997.

8. Давид Р., Жоффе-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

9. Информационная война в Чечне. Факты. Документы. Свидетельства. М., 1997.

10. Ю.Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

11. П.Ифрейх Насер Юсеф. Ответственность за преступления противсобственности по уголовному законодательству арабских стран. Дисс.канд. юр. наук. М., 1989.

12. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978.

13. Конституция Российской Федерации. М., 1995.14.Коран. М., 1990.

14. Лихачев В.А. Уголовное право в независимых странах Африки. М., 1979.

15. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.

16. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982.

17. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

18. Нагиб Али Сейф. Соучастие в преступлении по уголовному законодательству арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

19. Наиль Ахмед Таха. Источники уголовного права, действующего в Палестине. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

20. Нофаль И.Г. Курс мусульманского права. СПб, 1886.

21. Садагдар М.И. Основные черты мусульманского права и его развитие в Иране по шиитскому направлению. Дисс. канд. юр. наук. М., 1963.

22. Салех Али Сален Аль-Марфадий. Криминологические и социально-психологические особенности преступности несовершеннолетних в Республике Йемен. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Ташкент, 1997.

23. Самира Салоям Мухаммед Вахаб. Правовой статус личности в Йеменской Республике. Дисс. канд. юр. наук. М., 1996.

24. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.

25. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 40. Тифлис, 1909.

26. Стрижамент. Лит.-худ. альманах. Ставрополь, 1991.

27. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории ипрактики. М., 1986.

28. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Автореф. дисс. доктора юр. наук. М., 1987.

29. Торнау Н.Е. Мусульманское право. СПб, 1866.

30. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991.

31. Торнау Н.Е. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб, 1855.

32. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.

33. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия. Грозный,1996.

34. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия // Ичкерия.1997. № 24, 25, 26.

35. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в арабском халифате (VII-X1II вв.). Автореф. дисс. канд. юр. наук. М., 1985.

36. Халдун Фаузи Ибрагим Гандах. Ответственность за преступление против жизни по уголовному праву арабских стран. Дисс. канд. юр. наук. М., 1994.

37. Хидая. Комментарии мусульманского права. Ташкент, 1893. Т. 1-4.

38. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

39. Шестаков Л.Н. Ислам и права человека // Вестник МГУ. Право. 1997. № 5.

40. Эль-Зефири Х.М.Д. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами. Дисс. канд. юр. наук. М., 1976. 42.Юхади. Уголовное право Индонезии. Дисс. канд. юр. наук. М., 1971.

41. Литература на английском языке

42. Anderson J.N.D. Islamic Law in The Modern World. New York, 1959.

43. Islamic Criminal Law and Procedure. New York, 1988.

44. Modern Islamic Law. Berkeley, 1978.

45. Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.

2015 © LawTheses.com