Ответственность за убийство на почве кровной мести по уголовному праву Республики Йементекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Ответственность за убийство на почве кровной мести по уголовному праву Республики Йемен»

РТ6 О*

На правах рукописи

Махмуд Сайд Мухаммед

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УБИЙСТВО НА ПОЧВЕ КРОВНОЙ МЕСТИ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН

Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва -1998 г.

Работа выполнена на кафедре уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель —кандидат юридических наук, доцент Т.Ф.Минязева

Официальные оппоненты -

доктор юридических наук, профессор

А.Н.Игнатов

кандидат юридических наук, доцент С.И.Никулин

Ведущая организация - Московский институт МВД России Защита состоится " /¡б"" 1998 г. в час. 3 Оьтн.

на заседании Диссертационного совета К.053.05.33 в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова по адресу: 119899, Москва, Воробьевы горы, 1-ый корпус гуманитарных факультетов, юридический факультет. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Автореферат разослан " 1998 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

СЦЛ-^—т ДДЛоташник

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В УК Республики Йемен 1994 г. нет специальной нормы, устанавливающей ответственность за убийство по мотиву кровной мести. Следует отметить, что если до объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году лишение невинных людей жизни на почве кровной мести в большей степени было распространено на территории Северного Йемена, то после объединения убийства по указанному мотиву стали совершаться по всей стране и тенденции к их снижению пока не намечается. По данным уголовной статистики Центрального управления уголовного розыска РЙ** (1990-1995 гг.) умышленные убийства по мотиву кровной мести составляют от 8 до 10% от всех умышленных убийств, совершенных на территории Йемена*. И эти данные не отражают действительного положения дел, так как в них не попадают дела о лишении жизни человека по мотиву кровной мести, совершенные внутри отдельных племен, населяющих горные районы Йемена, в рамках исполнения требований обычного права.

В Йеменском обществе сохранились многие обычаи, которые почитаются, переходя из поколения в поколение.

Кровомщение - один из наиболее опасных негативных обычаев, соблюдаемых йеменским народом. Его опасность заключается не только в гибели зачастую невинных людей, в том числе женщин и детей, но и в длящемся характере, не знающем пределов.

Не имея прочной законодательной базы, как правовой гарантии привлечения к ответственности лиц, виновных в убийствах из кровной мести, на практике подобные дела решаются в зависимости от конкретных обстоятельств, в одних случаях на основе положений обычного права, в дру-

" РЙ - Республика Йемен.

* Архив Центрального управления уголовного розыска 1990-1995 тт.. Сана.

гих - на базе норм шариата; в-третьих - в соответствии с положениями ст. 234 УК РЙ, предусматривающей ответственность за умышленное убийство.

Известно, что там, где закон бессилен, человек использует обратное его природе право расплаты за нанесенную обиду; право по своему разумению наказывать обидчика, что изначально породило кровомщение, провозгласило его личным правом и сохранило у отдельных народов до наших дней как необходимость осуществления долга перед убитым родичем или соплеменником.

Вместе с тем, главная задача любого государства - обеспечение охраны жизни и здоровья, чести и достоинства своих граждан от любых посягательств на них посредством создания благоприятной среды обитания и постоянного повышения экономического, идеологического, культурного и морально-нравственного уровня жизни общества.

В этой связи изучение вопросов о причинах действия обычая кровной мести в РЙ, их сравнительный анализ с другими арабскими странами и отдельными регионами России и бывшего СССР, где все еще сохраняется данный обычай, в целях разработки основных направлений постепенного его искоренения в современный период не утратило своей актуальности, чем и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Лишение людей жизни по мотиву кровной мести - настоящее бедствие для йеменского народа, торможение прогрессивному развитию государства. Между тем, в юридической литературе арабских стран проблеме борьбы с данным негативным явлением социальной жизни не уделено должного внимания,

В РЙ нет ни одной работы, в которой комплексно были бы освещены все аспекты ответственности лиц, совершивших убийство по мотиву кровной мести. Отдельные вопросы рассматриваемого убийства, относящиеся

главным образом к анализу норм обычного права, выявлению причин действия обычая кровной мести в современный период и мерам его предупреждения, нашли отражение в докладах на научной конференции, посвященной вопросам кровной мести, проходившей в 1987 году в городе Сана1, а также в дипломных работах слушателей Высшего института полиции Республики Йемен.

Диссертационная работа призвана, в определенной мере, восполнить пробел в правовой литературе и законодательстве Йемена, оказать помощь практическим работникам правоохранительных органов РЙ, она составит интерес и для исследователей проблемы кровной мести в России, других странах.

Предмет исследования. Предметом настоящей работы является всестороннее изучение мотива кровной мести в аспекте его уголовно-правовой характеристики как обязательного субъективного признака совершаемых на его почве преступлений; анализ самого понятая кровной места в историческом плане, начиная с норм обычного и мусульманского права, его отражения в законодательстве Йемена на различных этапах развития государства до настоящего времени; обобщение практики квалификации таких деяний в зависимости от конкретных обстоятельств дела по УК РЙ; выявление причин и условий, способствующих распространению действия столь древнего обычая в наши дни.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексная разработка вопросов уголовной ответственности за преступления, совершаемые на почве кровной мести по законодательству Йемена; определение возможных приемов борьбы с этим социальным злом, основанных на мерах профилактического характера с учетом соци-

1 Абд Ассалам Аббас. Кровная месть как явление, причины и меры предупреждения; Али Али Абусара. Обычай братства и обычай племенного нападения в йеменских племенах.

ально-экономического и культурного уровня развития государства; на базе теоретико-сравнительного анализа положений науки уголовного права, криминологии, психологии, других наук, доктрины мусульманского права и законодательного опыта разных стран разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства Республики Йемен в части ответственности за преступления, совершаемые на почве кровной мести и правоприменительной практики.

Достижение поставленных целей продиктовано кругом задач, решение которых составляет содержание диссертационного исследования.

К ним относятся:

- определение понятия обычая кровной мести и выявление причин его возникновения в истории человеческого общества;

- исследование особенностей ответственности за убийство на почве кровной мести по обычному праву Йемена, и по мусульманскому праву -шариату;

- отражение специфики правового регулирования преступлений, совершаемых на почве кровной мести в Йеменской Арабской республике - на севере Йемена и в Народной Демократической республике Йемен - на юге Йемена до объединения Йемена в одно государство в 1990 г. до принятия УК объединенного Йемена в 1994 г.;

- анализ положений действующего УК РЙ 1994 г. об ответственности за убийство по мотиву кровной мести; выявление в нем недостатков и пробелов и разработка рекомендаций по его совершенствованию;

- выявление основных причин и условий, способствующих распространению преступлений на почве кровной мести в Республике Йемен и разработка системы, средств и приемов по их предупреждению.

Методологическая и теоретическая основа исследования. При проведении исследования диссертант руководствовался научными методами по-

знания, такими как системный, теоретико-прикладной, социологический, сравнительно-правовой, логико-юридический применялись и социологические приемы получения информации; анализ документов, анкетирование, обобщение судебной практики и др.

Нормативной основой исследования послужили действовавшие до 1994 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство на территории бывшей НДРЙ и ЙАР. Действующее конституционное и уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и административное законодательство Республики Йемен, а также положения уголовного законодательства отдельных арабских государств, в частности: Египта, Иордании, Марокко, Ливана, России, других зарубежных государств.

Для достижения вышеуказанных целей в качестве исходной теоретической базы были использованы основополагающие положения, содержащиеся в трудах ученых-юристов A.A. Аливердиева, А.И. Барамия, СВ. Бородина, Б.С. Волкова, А.И. Вотченко, A.A. Герцензона, Е.К. Голубовской, Г.И. Диасамидзе, Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, М. Косвена, З.В. Ко-ридзе, А.М. Мамутова, Г. Малиновского, A.B. Наумова, Э.Ф. Побегайло, Али Хасана Аль-Шарафи, Камила Ассаида, Мухаммеда Рашида Абд Алму-ла, Мухаммеда Яхья Аль-Хаддада, Рашада Али Алими, Салеха Хуссейна Абдула Мабрука, Хусейна Абед Али Иса и др.

При исследовании темы диссертации использована специальная литература отечественных авторов по истории йеменских племен, об особенностях национальных обычаев и традиций, оказывающих существенное влияние на поведение людей в Республике Йемен и других арабских странах, о способствовании действию обычая кровной мести норм мусульманского права - шариата, на которых основан действующий УК Йемена.

В этой связи при работе над диссертацией, автор оприрался как на основные источники мусульманского права - шариата священную книгу для

мусульман Коран, сунну, толкования мусульманских богословов и правоведов, так и на исследования современных арабских правоведов и ученых правоведов других стран: Абдулкадыра Ода, Али Мухаммеда Зеда, Ахмеда Фатхи Бахнаси, Вадл Али Ахмеда Абу Ганыма, Мухаммада Бан Яхья Б.А.А., Мухаммада Абу Хасана, Мухаммеда Мухсейна Атахри, Мухаммада Сана, Нидаль Гадашхах Мох Даль Сулеймана, И.Ю. Крачковского, В.А. Пантелеева, И.Д. Козочкина, В.А. Лихачева,Самира Алия, Б. Сарычева, А.Б. Сахарова, Хамуда Аль Авди, Б. Шапиева, Юсифа Али Махмуда Хита-наидр.

Научная новизна исследования. В юридической литературе Йемена проблема совершения преступлений на почве кровной мести не была предметом специального рассмотрения.

Таким образом, в диссертации впервые проводится комплексный сравнительно-правовой и криминологический анализ мотива кровной мести, как обязательного признака субъективной стороны преступлений, совершаемых на его почве.

В работе предпринята попытка освещения основных причин распространения действия обычая кровной мести на территории всего Йемена в современное время, обосновываются выводы и предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства об ответственности за совершение убийств на почве кровной мести и предлагается проведение ряда профилактических мероприятий, направленных на предотвращение подобных преступлений. В работе содержатся предложения и по улучшению работы правоохранительных органов, ведущих борьбу с убийствами, совершенными по мотиву кровной мести.

Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов, которые выносятся на защиту:

1. Кровная месть, как мотив совершения убийства, возникла в первобытном обществе я в качестве обычая продолжает действовать у отдельных народов, главным образом из-за культа предков, слабости государственной власти и нестабильности социально- экономических преобразований в стране.

2. Степень и мера ответственности за убийство на почве кровной мести по обычному праву Йемена наступает в зависимости от вида убийства: простого умышленного убийства; позорного умышленного убийства (с отягчающими обстоятельствами); неосторожного убийства.

3. В Республике Йемен выкуп-дия самый распространенный и практически единственный вид замены кровной мести. По обычному праву Йемена размер дия определяется также в зависимости от вида убийства.

4. Особенности ответственности за убийство по мотиву кровной мести по мусульманскому праву - шариату обусловлены субъектом кровомщения и потерпевшим от него.

5. Борьба с обычаем кровной мести в Северном Йемене (ЙАР) и Южном Йемене (НДРЙ) до объединения Йемена в одно государство 22.05.1990 г. велась по разному в соответствии с политикой каждого государства.

В Северном Йемене борьба с обычаем кровной мести проводилась главным образом на основе обычного права и норм шариата. Уголовный кодекс или другие специальные законы, направленные на борьбу с обычаем кровной мести не издавались.

Борьба с обычаем кровной мести в НДРЙ велась основательно и на базе правового регулирования ответственности, в частности п.1 ст. 129 УК НДРЙ 1976 г. рассматривал кровную месть в качестве отягчающего обстоятельства при умышленном убийстве и устанавливал наказание за него в виде лишения свободы сроком не менее пяти лет или смертную казнь.

6. Учитывая повышенную опасность убийств по мотиву кровной мести в силу порождения им беспрерывной цепи убийств, а также в целях укрепления правовой базы, как одного из средств, направленных на постепенное искоренение обычая кровной мести из жизни йеменцев предлагается включить убийство на почве кровной места в качестве отягчающего обстоятельства умышленного убийства, предусмотренного ч.2 ст. 234 УК РЙ в случаях: а) когда оно было совершено любыми лицами против невинного человека; б) когда оно было совершено против убийцы со стороны лиц, не являющихся правонаследниками потерпевшего.

7. Причинами, способствующими распространению обычая кровной мести в Республике Йемен и в настоящее время являются: культ предков; слабая государственная власть; низкий социально-культурный уровень населения и другие, например, имущественные споры, споры о земле, прежнее убийство, драки и семейные ссоры, послевоенное кровомщение, оскорбление женщин, в результате соблюдения диких обычаев (обычай племенного нападения и обычай братства).

Распространению обычая кровной мести в Йемене способствуют и такие условия, как наличие свободного оружия; безграмотность и низкий уровень культуры и образования; недостатки в деятельности государственных органов, органов местной власти и правоохранительных органов.

Теоретическая и практическая значимость исследования: состоит в возможности непосредственно познакомиться с характерными особенностями обычного, мусульманского права и уголовного законодательства Республики Йемен по решению вопросов об убийствах, совершенных по мотиву кровной мести на различных этапах развития государства до современного периода.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований данной проблемы в учебном процессе при изуче-

нии курса уголовного права как на юридических факультетах университетов Республики Йемен, так и в юридических вузах арабских и других стран.

Сформулированные в работе положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании уголовного законодательства Республики Йемен. Автор полагает, что данная работа окажет и практическую помощь работникам правоохранительных органов Республики Йемен в борьбе с преступлениями, совершаемыми на почве кровной мести, составит интерес и для правоохранительных органов других стран.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на кафедре уголовного права и процесса Российского университета дружбы пародов.

Отдельные теоретические выводы работы были изложены в выступлении на Международной научно-практической конференции "Право и политическая стабильность", состоявшейся в июне 1996 г. в РУДН, на конференциях, проведенных на юридическом факультете РУДН: в ноябре 1995 г. "Пути и методы социальных и экономических преобразований в России и за рубежом", "Право и высшее образование" - в ноябре 1996 г.

Структура работы: обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографии.

Содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, отмечается ее актуальность как для Республики Йемен, так и для других государств, в которых распространен обычай кровной мести, подчеркивается теоретическое и практическое значение работы, излагается методология диссертационного изыскания, отражается его теоретическая база, определяется на-

учная новизна, практическая значимость и цели исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, характеризуется структура работы.

В первой главе "Кровная месть; возникновение и развитие" рассматриваются вопросы, относящиеся к понятию и сущности кровной мести, причинам ее возникновения и развития, анализируются особенности кровной мести у разных народов, в том числе и у йеменского народа

В данной главе значительное место уделено порядку рассмотрения и разрешения дел о кровной мести по обычному праву Йемена и но мусульманскому праву "шариату".

Под кровной местью понимают возмездие виновному лицу или его родственникам за совершенную им тяжкую обиду со стороны пострадавшего или его родственников.

Обычай кровной мести был широко распространен в эпоху первобытнообщинного строя и сохранился до наших дней у ряда народов. Его действие выражается в том, что человека за нанесенную им тяжкую обиду (убийство или ранение) лишают жизни либо сами потерпевшие, либо их родственники или соплеменники.

Большинство исследователей социальных причин возникновения кровной мести связывают ее, с одной стороны, с отсутствием государственности в первобытном обществе, призванным защищать весь род от нападений извне, с другой - с культом предков и, в связи с этим, с осознанием обязанности осуществления долга перед убитым родичем.

Воззрение на кровную месть, как на средство защита извне и осуществление долга перед убитым родичем, создало и соответствующую мораль, согласно которой кровная месть не только оправдывалась, но и воспринималась как обязанность.

Месть становилась пормой общественной жизни. Неисполнение обязанности кровной мести признавалось позором для всего рода, племени. Если кто-либо из родственников убитого не исполнял данной обязанности, то он подвергался жесточайшему бесчестию, а его родственники - всевозможным унижениям и презрению.

По обычаям йеменских племен, живущих в горных районах, и в настоящее время обязанность отомстить за убитого родственника, как правило, возлагается на его близких. Если таковых нет, то обязанность мщения берет на себя все племя.

Обычаи любого народа - явление социальное. Они, как привычки и традиции, появились одновременно с возникновением человеческого общества. Поэтому при необходимости искоренения отдельных из них в силу их негативного характера и тяжких последствий важно не забывать их исторической связи с человеком в обществе, причиной их живучести и почитания в современный период, рассматривать каждый из них, и особенно кровную месть, с точки зрения того, как она возникла, какие основные этапы прошла в этом своем развитии, и только с учетом этого решать проблему о возможности ее искоренения из жизни отдельного государства.

Кровная месть, по свидетельству М.Косвена, "сохранялась до XIX столетия в ряде европейских стран: например, у южных славян, албанцев, на Корсике, в некоторых горных областях Греции, на Аравийском полуострове, в Индии и др."1. До современного периода сохранился этот обычай и в ряде регионов Российской Федерации (Дагестане, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии)2.

Месть представляет собой, в какой бы среде она не действовала,

1 Косвен М. Преступление и наказание в догосударственном обществе. M., 1925. С. 19.

2 Бородин C.B. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М.: Юрист, 1994. С. 86.

достаточно примитивное явление. Поэтому ее характерные черты почти совпадают как у первобытных племен, так и у народностей, стоящих на более высоком уровне развития цивилизации.

О широком распространении кровной мести в древнем Йемене свидетельствуют нормы обычного права Йемена 1715 года, предусматривающие право родственников убитого на осуществление кровной мести по отношению к убийце и к его родственникам в случае отказа принятая выкупа. Таким образом род был "и есть" обвинитель, судья и исполнитель собственного приговора.

Большое внимание в данной главе уделяется вопросам ответственности за убийство на почве кровной мести по обычному праву Йемена.

Так, обычное право Йемена различает следующие виды убийства: простое умышленное убийство; позорное умышленное убийство (с отягчающими обстоятельствами); неосторожное убийство.

Характерные черты каждого вида убийства подробно раскрыты в ходе изложения данной главы.

Месть не знает давности, она передавалась из рода в род по наследству от отца к сыну. В йеменском племенном обществе бывали случаи, когда кровомщение совершалось со стороны новых поколений, где мстители и те, на кого направлена месть, совершенно не знали друг друга и действовали по указанию посторонних лиц. В этом выражается особая жестокость убийства на почве кровной мести и степень его общественной опасности.

Кровная месть не знает ни границ, ни места, где она может осуществиться, она зависит от места нахождения убийцы или его родственников.

Поводом для начала кровомщения бывали самые пустячные случаи. Так в провинции Аль-Гоф кровомщение между двумя племенами из-за убийства собаки длилось более ста лет, число жертв составило около 80 человек.

Первоначально круг лиц, на которых распространялось кровомщение, был чрезвычайно широк, постепенно он стал сокращаться, начал реализо-вываться и принцип индивидуализации ответственности.

"По Русской Правде кровная месть была ограничена небольшим кругом близких родственников (брат за убитого брата, сын за отца; отец за сына, а также сын брата и сын сестры вправе были мстить)"1.

Англо-саксонский закон Эдуарда предписывал, что тот, кто отомстит другому лицу, а не преступнику, считается врагом короля и всех его друзей и лишается всего, чем он владеет.

В Норвегии, например, существовал обычай, в силу которого мститель за убийство убивал лучшего члена из рода убийцы. Позднее закон Гакона Гаконсона признал такого рода месть преступлением.

В данной работе рассматриваются и особенности ограничения кровной места у других народов.

Ограничения кровной мести, по обычаю йеменских племен, соблюдаются только в тех случаях, когда кровная месть происходит внутри племени между отдельными семьями (круг мстителей и круг лиц, на которых направляется кровная месть, ограничивается только членами этих семей).

Если на первых порах существования кровной мести родовая группа была солидарна с виновником ее возникновения, то в дальнейшем картина существенно меняется.

Сохранившись как пережиток далекого прошлого до наших дней, кровная месть стала по существу самосудом, преследуемым большинством уголовных законов различных стран и расцениваемых как преступление.

В йеменском племенном обществе, к сожалению, кровная месть до настоящего времени продолжает носить характер самосуда.

1 Бородин C.B. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. М.: Юрист, 1994. С. 86.

Именно эти факты, а также постепенный переход Республики Йемен к цивилизованному светскому государству ставят на повестку дня вопрос об усилении борьбы с кровной местью в рамках закона.

С развитием общественных отношений, появлением частной собственности создаются объективные предпосылки к дальнейшему ограничению применения кровной мести не только в форме лишения жизни, ибо обществу, в котором уже сложилась частная собственность, было куда выгоднее получить имущественное вознаграждение, чем безгранично мстить.

Естественно, процесс перехода от кровной мести к иным мерам ответственности происходил постепенно и занял длительный промежуток времени. Неограниченное право мести уходит в прошлое, месть ограничивается различными способами, одним из которых является предоставление потерпевшему или его родственникам права получения выкупа-дия.

В работе отмечается, что в йеменском обществе вид и размер дня постепенно менялся и в настоящее время он выплачивается не в натуральном, а чаще в денежном выражении.

Так, до революции 1962 года в йеменских племенах размер дия составлял 350 серебряных реалов, в 1962-1985 гг. размер дия составлял уже 130 тыс. йеменских реалов, а в 1986-1994 гг. дия дошел до 300 тыс. йеменских реалов. По действующему в настоящее время курсу сумма полного дия достигает 700 тыс. йеменских реалов.

Помимо выкупа обычное право устанавливало и иные меры воздействия на лиц, виновных в убийстве по мотиву кровной мести, например: выдача убийцы или одного из его родственников семье потерпевшего для решения его судьбы в целях ликвидации конфликта; занятие места убитого в семье потерпевшего самим убийцей или одним из его родственников; выдача одной или нескольких женщин из родственниц или соплеменниц

убитого потерпевшей стороне; примирение с помощью фиктивного родства или с помощью воспитания и усыновления детей.

В диссертации приводятся примеры из практики применения вышеуказанных способов замены кровной мести у разных народов.

Вопросы борьбы с кровной местью требуют к себе особого внимания со стороны государства и общества с тем, чтобы разработать эффективные законодательные и профилактические меры социально-экономического характера, содействующие постепенному ее сокращению.

По обычаю йеменских племен примирение враждующих сторон происходит в порядке судебного разбирательства, что подробно рассмотрено в 2-ом параграфе первой главы.

В мусульманском шариате вместо кровной мести за совершение умышленного убийства предусмотрено наказание в виде кисаса (смертной казни). Основная особенность кисаса, как наказания, выражается в том, что он основывается на принципе личной ответственности, т.е. наказывается только виновное лицо и никто другой не может быть подвергнут наказанию и нести ответственность за деяния другого лица.

В работе рассматриваются основные отличия между мусульманским правом (шариатом) и нормами обычного права Йемена по решению вопросов об убийствах по мотиву кровной мести.

Вторая глава "Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых на почве кровной мести" посвящена исследованию развития законодательства о преступлениях, совершаемых по данному мотиву в Республике Йемен до ее объединения в одно государство в 1990 г. и после объединения. Подчеркивается, что борьба с преступлениями на почве "кровной мести" в разных правовых системах бывших независимых государств в НДРЙ - на юге страны и НАР - на севере велась по разному в соответствии с политикой каждого государства, а также анализируется ответ-

ствешюсть за такое убийство по действующему УК РЙ, дается краткая характеристика основных признаков этого преступления.

В первом пара1рафе данной главы отмечается, что история Северного Йемена в период с 1918 по 1990 гг. рассматривается автором применительно к двум периодам:

1-е 1918 по 1962 гг. (со дня независимости Северного Йемена от турецких оккупантов до победы революции 26 сентября 1962 г.);

П - с 1962 по 1990 гг. (свержение королевского режима и установление республиканского режима И АР), а с 1990 г. начинается история единого Йемена.

ВI период во времена правления имамов на севере Йемена, имам Яхья проводил политику изоляции страны от влияния всех зарубежных правовых систем по той причине, что эти правовые системы, особенно европейские, противоречат шариату.

Чтобы избежать противоречия различных мусульманских направлений в разрешении одного дела по разному, и в целях объединения деятельности всех судов было объявлено о соблюдении зейдитского мусульманского толка - масхаба*.

Имамы не предпринимали радикальных мер, направленных на разрушение устоявшейся структуры племен, и на ослабление внутриплемешшх связей. Все их действия осуществлялись только в пределах, необходимых для утверждения в племенах своего влияния. Оставив без изменения социальную структуру племен, имамы не подорвали и не ослабили власти могущественных шейхов. Следовательно, регулирование общественных отношений, в том числе и в случаях совершения кровомщения, в племенах осуществлялось шейхами на основе обычаев.

Мазхаб — путь, направление, следствие. Термин, широко используемый в богословии, философии.

Во 11 периоде (с 1962 по 1990 гг.) правовая система Северного Йемена почти не менялась, особенно в уголовно-правовой сфере, что обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить следующие: гражданская война между сторотпгками королевского режима и сторонниками республиканской власти в 1962-1970 гг.; радикальные религиозные силы в свою очередь считали, что республика не должна брать опыт и опираться на системы других стран, по их мнению это могло привести к постепенному внедрению западных правовых систем, имеющих противоречие с шариатом; война между Северным и Южным Йеменом в 1972, 1979 гг.; крепкие племенные связи.

Вышеуказанные факторы наряду с другими факторами не давали возможности государству укрепить свою власть и принять реальные меры, направленные на разрушение устоявшейся структуры племен и на ослабление внутриплеменных связей и искоренение обычая кровной мести. Не принимался УК или другие нормативные акты, устанавливающие меры ответственности за деяния, связанные с кровомщением.

Подводя итог развитию законодательства о преступлениях, совершаемых на почве кровной мести на Севере Йемена, автор приходит к выводу о том, что как во времена правления имамов (1918-1962 гг.), так и во времена правления республиканской власти (1962-1990 гг.) правовые вопросы, в том числе и в случаях кровомщения, решались на основе мусульманского шариата и норм обычного права.

Отсутствие радикальных мер, направленных на разрушение устоявшейся структуры племен и на ослабление внутриплеменных связей, привело в свою очередь к сохранению самого племенного общества, его традиций, обычаев, не исключая и обычая кровной мести.

Иначе обстояло дело в Южном Йемене, особенно после получения независимости (30 ноября 1967 г.).

В данной работе история становления законодательства о преступлениях, совершаемых на почве кровной мести в Южном Йемене, была изучена начиная с 1839 г. до настоящего времени и разделена на 2 этапа:

1-е 1839 по 1967 гг. (со дня оккупации Южного Йемена англичанами до получения независимости 30 ноября 1967 г.).

П - с 1967 по 1990 гг. (со дня независимости до объединения ИЛР и НДРЙ в одно государство).

До получения независимости 30 ноября 1967 года общее положение Южного Йемена незначительно отличалось от положения Северного Йемена, т.к. территория Южного Йемена принадлежала множественным племенам, возглавляемым шейхами, эмирами, султанами, между которыми часто возникали войны из-за целостности территории племени, захвата новых территорий, а также постоянного кровомщения.

19 января 1839 года Южный Йемен был оккупирован английскими колонизаторами. Оккупантам было на руку такое положение в стране. Они хорошо знали, что племена враждуют между собой и стремились натравливать одни племена на другие, доводя их до конфликтов. Англичане были весьма заинтересованы в сохранении к ровной мести, ибо сам факт кровомщения между отдельными родами, племенами, семьями разъединяя йеменцев, отвлекал их от борьбы за независимость.

Англичане не подорвали и не ослабили власти шейхов, оставив без изменения социальную структуру племен. Лишь в Адене действовали только законы английских колонизаторов.

К таким законам, прежде всего, относился действовавший тогда уголовный кодекс Адена 1955 года, носивший название "Раздел 112 сводов законов Адена".

Убийство на почве кровной мести в соответствии с этим кодексом рассматривалось в рамках общего понятая умышленного убийства без каких-либо выделений по специальному признаку (мотиву).

Кроме Адена дела об убийствах в Южном Йемене этого периода решались на основе норм шариата и обычного права.

Второй этап развития законодательства в истории Южного Йемена обусловлен получением политической независимости и образованием нового независимого государства - Народная Демократическая Республика Южный Йемен в 1967 г.

Борьба с пережитками прошлого и особенно с обычаем кровной места занимала одно из важных мест в политике нового государства.

В первые годы после победы октябрьской революции и получения независимости 30 ноября 1967 года революционная власть в стране решила положить конец этим преступлениям путем издания специальных нормативных актов, которые устанавливали уголовную ответственность за совершение убийства вообще, и особенно совершенного на почве кровной мести. В частности законы: № 22 от 31 мая 1969 г. "О делах, связанных с кровной местью"; № 32 от 11 сентября 1969 г. "О создании специального суда по рассмотрению дел об убийствах в сельской местности"; № 12 от 1 марта 1970 г. "Об ответственности за убийство в сельской местности" -действовали на территории всей страны за исключением Адена, где продолжал действовать уголовный кодекс 1955 г.

В данной работе раскрываются сущность, содержание вышеуказанных законов и их роль в борьбе с преступностью.

В 1976 году был издан УК НДРЙ № 3. Особенность этого кодекса заключается в том, что его принятие помогло установлению единого подхода к борьбе с преступностью на всей территории страны. С его появлением были отменены все ранее действовавшие уголовно-правовые нормы, в том числе и Уголовный кодекс Адена 1955 г.

Со дня издания нового УК № 3 1976 г. на всей территории Южного Йемена стал действовать единый УК.

В УК 1976 г. нашли отражение отдельные положения ранее действовавших законов. Например, положение Закона № 12 от 1970 г. "Об ответственности за убийство в сельской местности" было воспроизведено в ст. 129 УК № 3 от 1976 г. "Умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами", одним из которых рассматривался мотав кровной мести, за которое предусматривалось наказание в виде лишения свободы сроком не менее 5 лет или смертной казни. Ст. 129 п. 1 УК НДРЙ 1976 г. имела не только теоретическое, но и практическое значение. В данной главе приводятся примеры судебной практики применения ст. 129 УК НДРЙ 1976 г.

Таким образом, борьба с вредными пережитками прошлого, одним из ярких проявлений которых является обычай кровной места, с первых дней победа революции и до издания нового УК № 12 от 1994 г. для объединенного Йемена в НДРЙ велась на основе правового регулирования ответственности.

Обобщив практику применения УК НДРЙ 1976 г. автор пришел к выводу о том, что совершение преступлений по мотиву кровной мести в НДРЙ с 1976 по 1994 г. существенно снизилось.

В связи с объединением 22 мая 1990 г. НДРЙ и ЙАР в одно государство Республика Йемен приняла первую Конституцию 1990 г., ст. 1 которой провозглашала Республику Йемен как единое суверенное государство.

Вопрос о правовой сфере (переходного периода 1990-1994 гг.) был урегулирован в ст. 130 данной Конституции, где указано: "Все законы и подзаконные нормативные акты, действовавшие как в Южном Йемене, так и в Северном Йемене до объединения, считаются действительными до замены их новыми законами Республики Йемен".

Следовательно, дела о преступлениях, совершаемых на почве кровной мести, на севере страны продолжали рассматриваться на основе обычаев и норм шариата, а на юге страны продолжал действовать уголовный кодекс 1976 г. НДРЙ, в рамках которого были урегулированы и преступления, совершаемые на почве кровной мести (ст. 129 данного УК). Такое положение продолжалось оставаться без изменений до издания единого УК РЙ № 12 от 1994 г.

Во втором параграфе второй главы подчеркивается, что убийство по мотиву кровной мести может быть совершено только с прямым умыслом, и чаще всего - с заранее обдуманным и определенным, так как виновное лицо выполняет свой долг, обязанность отомстить за убитого конкретному лицу.

В этой же части работы дается определение понятия убийства на почве кровной мести, в отличие от простого убийства, как умышленного противоправного лишения жизни другого человека, совершенного лицом во исполнение своего долга перед погибшим или его родственниками за причиненную ему или его родственникам обиду.

В данном определении кровная месть рассматривается как мотив совершения преступления, обусловленный силой обычая, во исполнение которого родственники убитого или лицо, считающее себя обиженным "обязаны" и в праве убить обидчика либо его родственника.

Необходимо отметить, что поводом для кровной мести может быть не только убийство, но и другие противоправные деяния, признаваемые нор-

мами обычного права обидой. Например, по обычаям йеменских племен изнасилование женщины влечет за собой месть кровью.

В работе отмечается отсутствие единства при квалификации убийства на почве кровной мести в соответствии с УК 1994 г., что объясняется существенным влиянием на него норм шариата, признаваемых в качестве источника всего законодательства.

Влияние мусульманского шариата на УК РЙ проявляется в самом определении умышленного убийства, как лишения жизни масумого человека. Это означает, что лицо, виновное в таком убийстве, с момента его совершения считается немасумым человеком. По отношению к правонаследникам убитого такое лицо считается не защищенным кровью, и если пропив него будет совершено умышленное убийство (кровомщение) со стороны правонаследников убитого, то деяние последних будет квалифицироваться не как умышленное убийство, а как неподчинение властям.

Теоретической основой для данной квалификации является Конституция РЙ, в соответствии со ст. 3 которой "Мусульманский шариат является источником всего законодательства", а "уголовная ответственность носит личный характер и нет преступления и наказания, иначе как на основе норм шариата или закона" (ст. 46).

В соответствии с действующим законодательством Йемена и сложившейся практикой в зависимости от жертвы кровомщения и всех обстоятельств дела уголовная ответственность за кровомщение наступает по ст. 234 УК РЙ, и наказание назначается с учетом норм шариата и общей части УКРЙ.

Поскольку в действующем УК Йемена нет статьи, предусматривающей ответственность за неподчинение властям, то судьи назначают нака-

зание в виде лишения свободы на срок не менее 24-х часов и не более 10 лет. Эти сроки предусмотрены в общей части УК Йемена ст. 39 "О пределах наказания в виде лишения свободы".

Таким образом, убийство на почве кровной мести по действующему УК РЙ квалифицируется следующим образом:

- если оно было совершено со стороны правонаследников убитого (как по восходящей, так и по нисходящей линиям) и именно против самого убийцы, то в этом случае формально ответственность наступает как за умышленное убийство (ч. 1 ст. 234 УК РЙ - так как в УК РЙ нет специальной статьи об ответственности за неподчинение властям), а на практике содеянное рассматривается как неподчинение властям;

- если убийство на почве кровной мести было совершено другими лицами, не являющимися правонаследниками убитого, против самого виновного или против невиновного лица, а также совершение убийства против невинного лица со стороны любых лиц или в соучастии, то оно будет квалифицироваться как простое умышленное убийство (ч. 1 ст. 234 УК РЙ);

- если при совершении убийства по мотиву кровной мести имелось одно из отягчающих обстоятельств, перечисленных в ч. 2 ст. 234 УК РЙ, то оно будет квалифицироваться, как совершение умышленного убийства с отягчающими обстоятельствами.

Несмотря на повышенную опасность совершения преступлений на почве кровной мести в силу их бесконечного характера законодатель все же не отразил данный мотив в нормах УК РЙ. В связи с этим в диссертации предлагаются несколько вариантов решения данной проблемы, одним из которых является включение совершения умышленного убийства по мотиву кровной мести в число отягчающих обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 234 УК РЙ, особенно если оно было совершено со стороны лиц, не являющихся правонаследниками убитого, против самого виновного, а так-

же совершение его со стороны любых лиц или в соучастии против невинного лица. В других случаях совершение умышленного убийства на почве кровной мести со стороны правонаследников убитого против самого виновного в ранее совершенном убийстве предлагается рассматривать как смягчающее по отношению к простому убийству обстоятельство и установить за него наказание в виде лишения свободы от 5 до 15 лет.

Поскольку на практике кровомщение совершается часто группой лиц, то целесообразно отнести это обстоятельство к числу убийств с отягчающими обстоятельствами и дополнить ч. 2 ст. 234 после слов "...его служебных обязанностей" положением следующего содержания: "а также совершенное группой лиц".

В работе высказывается мнение и по спорному вопросу об объекте рассматриваемого убийства. Так, по мнению Диасамидзе Г.И., объектом убийства на почве кровной мести может быть только жизнь другого лица, не принадлежащего к одному роду с убийцей. В частности, он подчеркивает, что "кровная месть могла возникнуть только вне рода и не между сородичами. Таким образом, потерпевшими при кровной мести могут быть только представители чужой фамилии, люда, не принадлежащие одному роду"1.

Такая точка зрения представляется не совсем точной, т.к. кровная месть может возникнуть не только между отдельными племенами, родами, но и внутри племени, семьи, рода. Подобная практика анализируется в работе.

Особая общественная опасность убийства на почве кровной мести состоит не только в самом факте убийства, но и в том, что последующие

1 Диасамидзе Г.И. Убийство на почве кровной мести по советскому уголовному праву. Свердловск, 1974. С. 66.

убийства по этому же мотиву, как правило, не снимают с родственников обязанности мстить, что может продолжаться до бесконечности.

Повышенная опасность кровной мести заключается также и в том, что она сеет семена вражды между отдельными лицами и группами. Жертвами убийств на этой почве бывают лица в силу одной только принадлежности их к враждебному роду. Исполнителем такого преступления может оказаться и лицо, которое ранее не имело преступных намерений, но совершило убийство по мотиву ложно понятого чувства о долге перед своим родом.

Исследуя объективные признаки убийства на почве кровной мести диссертант приходит к выводу о том, что они совпадают с признаками других видов умышленных убийств. Главные отличия убийства на почве кровной мести заключаются в особенностях его субъективных признаков и субъекта.

С учетом норм общей части УК РИ 1994 г. и характеристики кровной мести, как обычая, имеющего обязательный характер исполнения долга перед обиженным родственником, субъектом кровомщения может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 7-летнего возраста, которое в силу родового обычая совершает убийство самого обидчика, одного или более лиц из его близких родственников или лиц, находящихся в родственно-племенной связи с обидчиком.

Субъект убийства, совершенного на почве кровной мести, отличается от субъекта другого вида умышленного убийства тем, что он должен принадлежать к группе населения, где еще признается и действует обычай кровной места.

Мотив кровной мести является одним из главных признаков субъективной стороны рассматриваемого преступления, он характеризует и его социальную сущность, как чувство обиды виновного на действие самого потерпевшего или кого-либо из его близких родственников, а так же чувст-

во долга, выполнение которого, по мнению виновного, обязательно, а потому и рассматривается как осуществление личного права.

Целью данного убийства является лишение обидчика или одного из его родственников жизни, мщение пролитием крови и получение при этом удовлетворения чувства исполненного долга.

В диссертации подробно анализируются отличия убийств, совершенных на почве кровной мести, от убийств, совершенных из места по иным побуждениям, отмечается, что кровная месть отличается от других видов мести главным образом основаниями ее возникновения. Кровную месть способна вызвать не любая обида, а только такая, которая по обычаям того или иного народа карается исключительно кровомщением.

Кровная месть отличается от мести не только источниками ее возникновения, но и сугубо личным характером.

Кровная месть - это не только личный мотив совершения преступления, это явление, имеющее более широкую сферу действия. Посягая на личность виновного мститель стремится не столько получить удовлетворение, сколько исполнить обычай. В этом специфика и основная особенность кровной мести, отличающая ее от других видов мести. Именно восприятие кровной мести как обязанности придает ей наибольшую общественную опасность и создает сложности в борьбе с этим социальным злом1.

Отличие между убийством из чувства мести за что-либо и убийством по мотиву кровной места заключается и в признаке, относящемся к объекту преступления. При совершении убийства из мести объектом преступления, как правило, является жизнь обидевшего лица. А при совершении убийства на почве кровной мести объектом может стать не только жизнь обидевшего лица, но и жизнь лиц, находящихся в родстве с обидевшим.

1 Волков Б.С. Мотивы преступлений. Изд-во Казанского университета, 1982. С. 58.

Подводя итог уголовно-правовой характеристике убийства на почве кровной мести важно отметить тот факт, что наряду с признаками, присущими любому умышленному убийству, необходимо выделить мотив именно кровной мести, лишение человека жизни в силу убеждения о необходимости соблюдения обычая мщения за причиненную обиду только кровью.

В третьей главе "Обстоятельства, способствующие совершению преступлений на почве кровной мести и их предупреждение" отмечается, что среди причин и условий, способствующих распространению обычая кровной мести в Республике Йемен в настоящее время можно выделить три группы причин и условий, это факторы: социально-культурного характера; социально-экономические; причины и условия, связанные с организацией правопорядка в стране и предупреждением совершения преступлений.

В этой главе уделено вшшание и мерам предупреждения преступлений данного вида.

Кровная месть, как осознанная необходимость, прочно укрепилась в мировоззрении йеменцев, придерживающихся этого обычая, о чем свидетельствует пример, опубликованный в газете "Аль-Харис" за 1997 г.

Гр-н К.А. говорит: "Я отрубил себе фаланги пальцев рук и поклялся над могилой своего брата в том, что я отомщу за него. Всю свою оставшуюся жизнь я посвятил осуществлению мести. Моего противника укрывает его племя, правоохранительные органы не могут его задержать, но я добьюсь своего".

Наряду с вышеуказанными причинами существуют и другие. Так, изучение в ходе работы над диссертацией материалов практики по шестидесяти делам о преступлениях, совершенных по мотиву кровной мести в Республике Йемен за последние 10 лет показывает, что в экономико-социальном плане среди причин кровомщения часто наблюдаются имущественные споры, споры о земле, ранее совершенное убийство, драки и се-

мейные ссоры, послевоенное кровомщение, оскорбление женщин, в результате соблюдения диких обычаев (обычай племенного нападения и обычай братства).

Важную роль в распространении обычая кровной мести в Республике Йемен играют различные условия, из числа которых можно выделить: широкое распространение оружия; низкий уровень культуры и образования; недостатки в деятельности государственных органов, органов местной власти и правоохранительных органов.

В данной главе подробно раскрывается содержание вышеуказанных причин и условий на базе архивных материалов и судебной практики.

Соответственно этому определяются и мероприятия по предупреждению исследуемого кровомщения, среди которых автором выделяются:

- повышение роли государственных органов и органов местной власти в принятии мер, направленных на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению конфликтов на экономической почве;

- улучшение деятельности правоохранительных органов и органов полиции по борьбе с преступлениями и в первую очередь на стадии их приготовления;

- усиление мероприятий, направленных на снижение наличия у населения оружия.

В данной главе подробно освещаются содержание и средства проведения вышеуказанных мероприятий.

В работе по постепенному искоренению обычая кровной мести и привлечению к ответственности лиц, виновных в преступлениях, совершаемых по этому мотиву, большую роль сыграли бы и примирительные комиссии, создаваемые на основе специальных законов, регламентирующих их деятельность.

В данной главе подчеркивается, что делу предупреждения преступлений служат и общие мероприятия государства, направленные на решение социально-экономических, культурно-воспитательных и правовых проблем.

Только при последовательном осуществлении всего комплекса профилактических мероприятий возможна настоящая целеустремленная борьба с преступлениями вообще и, в конечном счете, с обычаем кровной мести в Йемене.

В заключении диссертации коротко сформулированы основные теоретические положения работы, вытекающие из проведенного исследования, а также практические рекомендации, направленные на совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства РЙ и правоприменительной практики.

В нем заложены необходимые элементы, способные, по мнению автора, содействовать государству в осуществлении комплексного подхода к воспитательной работе с населением по искоренению кровомщения, включающей в себя различные формы участия общественности и средств массовой информации, что предполагает тесное единство правового, идейно-политического и нравственного воспитания йеменцев с учетом различных групп населения.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Обычай кровной мести в Йеменской Республике. /Сб. Право и политическая стабильность. Международная научно-практическая конференция. М.: РУДН, 1996. 02 п.л.

2. Действие обычая кровной мести в Йеменской Республике. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия юридических наук. М., 1997, №2. 0,3 п.л.

Издательство АО "Диалог-МГУ". ЛРК 063999 от 04.04.95 Подписано к печати 20.05.98 г. Усл.печл. 2. Тираж 100 экз. Заказ 603. Тел. 939-3890, 939-3891, 928-1042. Тел./факс 939-3891. 119899, Москва, Воробьевы горы, МГУ.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Махмуд Саид Мухаммед, кандидата юридических наук

Введение

Глава I. Кровная месть: возникновение и развитие

§ 1. Понятие кровной мести и причины ее возникновения по обычному праву

§ 2. Система мер замены кровной мести по обычному праву

§ 3. Кровная месть по мусульманскому праву "шариату"

Глава И. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершаемых на почве кровной мести

§ 1. Развитие законодательства о преступлениях, совершаемых на почве кровной мести

§ 2. Убийство на почве кровной мести по действующему УК Республики Йемен

Глава III. Обстоятельства, способствующие совершению преступлений на почве кровной мести и их предупреждение

§ 1. Причины и условия совершения преступлений на почве кровной мести

§ 2. Меры предупреждения преступлений, совершаемых на почве кровной мести

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Ответственность за убийство на почве кровной мести по уголовному праву Республики Йемен"

В УК Республики Йемен 1994 г. нет специальной нормы, устанавливающей ответственность за убийство по мотиву кровной мести. Следует отметить, что если до объединения Северного и Южного Йемена в 1990 году лишение невинных людей жизни на почве кровной мести в большей степени было распространено на территории Северного Йемена, то после объединения убийства по указанному мотиву стали совершаться по всей стране и тенденции к их снижению пока не намечается. По данным уголовной статистики Центрального управления уголовного розыска РИ (1990-1995 гг.) умышленные убийства по мотиву кровной мести составляют от 8 до 10% от всех умышленных убийств, совершенных на территории Йемена**. И эти данные не отражают действительного положения дел, так как в них не попадают дела о лишении жизни человека по мотиву кровной мести, совершенные внутри отдельных племен, населяющих горные районы Йемена, в рамках исполнения требований обычного права.

В Йеменском обществе сохранились многие обычаи, которые почитаются, переходя из поколения в поколение.

Кровомщение - один из наиболее опасных негативных обычаев, соблюдаемых йеменским народом. Его опасность заключается не только в гибели зачастую невинных людей, в том числе женщин и детей, но и в длящемся характере, не знающем пределов.

Не имея прочной законодательной базы, как правовой гарантии привлечения к ответственности лиц, виновных в убийствах из кровной мести, на практике подобные дела решаются в зависимости от конкретных обстоятельств, в одних случаях на основе положений обычного права, в других - на базе норм шариата; в-третьих - в соответствии с положениями ст. РЙ - Республика Йемен. Архив Центрального управления уголовного розыска 1990-1995 гг. Сана.

234 УК РЙ, предусматривающей ответственность за умышленное убийство.

Известно, что там, где закон бессилен, человек использует обратное его природе право расплаты за нанесенную обиду; право по своему разумению наказывать обидчика, что изначально породило кровомщение, провозгласило его личным правом и сохранило у отдельных народов до наших дней как необходимость осуществления долга перед убитым родичем или соплеменником.

Вместе с тем, главная задача любого государства - обеспечение охраны жизни и здоровья, чести и достоинства своих граждан от любых посягательств на них посредством создания благоприятной среды обитания и постоянного повышения экономического, идеологического, культурного и морально-нравственного уровня жизни общества.

В этой связи изучение вопросов о причинах действия обычая кровной мести в РЙ, их сравнительный анализ с другими арабскими странами и отдельными регионами России и бывшего СССР, где все еще сохраняется данный обычай, в целях разработки основных направлений постепенного его искоренения в современный период не утратило своей актуальности, чем и обусловлен выбор темы диссертационного исследования.

Лишение людей жизни по мотиву кровной мести - настоящее бедствие для йеменского народа, торможение прогрессивному развитию государства. Между тем, в юридической литературе арабских стран проблеме борьбы с данным негативным явлением социальной жизни не уделено должного внимания.

В РЙ нет ни одной работы, в которой комплексно были бы освещены все аспекты ответственности лиц, совершивших убийство по мотиву кровной мести. Отдельные вопросы рассматриваемого убийства, относящиеся главным образом к анализу норм обычного права, выявлению причин действия обычая кровной мести в современный период и мерам его предупреждения, нашли отражение в докладах на научной конференции, посвященной вопросам кровной мести, проходившей в 1987 году в городе Сана1, а также в дипломных работах слушателей Высшего института полиции Республики Йемен.

Диссертационная работа призвана, в определенной мере, восполнить пробел в правовой литературе и законодательстве Йемена, оказать помощь практическим работникам правоохранительных органов РЙ, она составит интерес и для исследователей проблемы кровной мести в России, других странах.

Предмет исследования. Предметом настоящей работы является всестороннее изучение мотива кровной мести в аспекте его уголовно-правовой характеристики как обязательного субъективного признака совершаемых на его почве преступлений; анализ самого понятия кровной мести в историческом плане, начиная с норм обычного и мусульманского права, его отражения в законодательстве Йемена на различных этапах развития государства до настоящего времени; обобщение практики квалификации таких деяний в зависимости от конкретных обстоятельств дела по УК РЙ; выявление причин и условий, способствующих распространению действия столь древнего обычая в наши дни.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексная разработка вопросов уголовной ответственности за преступления, совершаемые на почве кровной мести по законодательству Йемена; определение возможных приемов борьбы с этим социальным злом, основанных на мерах профилактического характера с учетом социально-экономического и культурного уровня развития государства; на базе теоретико-сравнительного анализа положений науки уголовного права, криминологии, психологии, других наук, доктрины мусульманского права и законодательного опыта разных стран разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства Республики Йемен в

1 Абд Ассалам Аббас. Кровная месть как явление, причины и предупреждение; Али Али Абусара. Обычай братства и обычай племенного нападения в йеменских племенах. части ответственности за преступления, совершаемые на почве кровной мести и правоприменительной практики.

Достижение поставленных целей продиктовано кругом задач, решение которых составляет содержание диссертационного исследования.

К ним относятся:

- определение понятия обычая кровной мести и выявление причин его возникновения в истории человеческого общества;

- исследование особенностей ответственности за убийство на почве кровной мести по обычному праву Йемена, и по мусульманскому праву -шариату;

- отражение специфики правового регулирования преступлений, совершаемых на почве кровной мести в Йеменской Арабской республике -на севере Йемена и в Народной Демократической республике Йемен - на юге Йемена до объединения Йемена в одно государство в 1990 г. до принятия УК объединенного Йемена в 1994 г.;

- анализ положений действующего УК РЙ 1994 г. об ответственности за убийство по мотиву кровной мести; выявление в нем недостатков и пробелов и разработка рекомендаций по его совершенствованию;

- выявление основных причин и условий, способствующих распространению преступлений на почве кровной мести в Республике Йемен и разработка системы, средств и приемов по их предупреждению.

Методологическая и теоретическая основа исследования. При проведении исследования диссертант руководствовался научными методами познания, такими как системный, теоретико-прикладной, социологический, сравнительно-правовой, логико-юридический применялись и социологические приемы получения информации; анализ документов, анкетирование, обобщение судебной практики и др.

Нормативной основой исследования послужили действовавшие до 1994 г. уголовное и уголовно-процессуальное законодательство на территории бывшей НДРЙ и ЙАР. Действующее конституционное и уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и административное законодательство Республики Йемен, а также положения уголовного законодательства отдельных арабских государств, в частности: Египта, Иордании, Марокко, Ливана, России, других зарубежных государств.

Для достижения вышеуказанных целей в качестве исходной теоретической базы были использованы основополагающие положения, содержащиеся в трудах ученых-юристов A.A. Аливердиева, А.И. Барамия, C.B. Бородина, Б.С. Волкова, А.И. Вотченко, A.A. Герцензона, Е.К. Голубов-ской, Г.И. Диасамидзе, Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева, М. Косвена, З.В. Коридзе, A.M. Мамутова, Г. Малиновского, A.B. Наумова, Э.Ф. Побегай-ло, Али Хасана Аль-Шарафи, Камила Ассаида, Мухаммеда Рашида Абд Алмула, Мухаммеда Яхья Аль-Хаддада, Рашада Алими, Салеха Хуссейна Абдула Мабрука, Хусейна Абед Али Иса и др.

При исследовании темы диссертации использована специальная литература отечественных авторов по истории йеменских племен, об особенностях национальных обычаев и традиций, оказывающих существенное влияние на поведение людей в Республике Йемен и других арабских странах, о способствовании действию обычая кровной мести норм мусульманского права - шариата, на которых основан действующий УК Йемена.

В этой связи при работе над диссертацией, автор опирался как на основные источники мусульманского права - шариата священную книгу для мусульман Коран, сунну, толкования мусульманских богословов и правоведов, так и на исследования современных арабских правоведов и ученых правоведов других стран: Абдулкадира Ода, Али Мухаммеда Зеда, Ахмеда Фатхи Бахнаси, Вадл Али Ахмеда Абу Ганма, Мухаммада Бан Яхья Б.А.А., Мухаммада Абу Хасана, Мухаммеда Мухсейна Атахри, Мухаммада Сана, Нидаль Гадаллах Мох Даль Сулеймана, И.Ю. Крачковского, В.А. Пантелеева, И.Д. Козочкина, В.А. Лихачева,Самир Алия, Б. Сарычева, А.Б. Сахарова, Хамуд Аль Авди, Б. Шапиева, Юсифа Али Махмуда Хитана и др.

Научная новизна исследования. В юридической литературе Йемена проблема совершения преступлений на почве кровной мести не была предметом специального рассмотрения.

Таким образом, в диссертации впервые проводится комплексный сравнительно-правовой и криминологический анализ мотива кровной мести, как обязательного признака субъективной стороны преступлений, совершаемых на его почве.

В работе предпринята попытка освещения основных причин распространения действия обычая кровной мести на территории всего Йемена в современное время, обосновываются выводы и предложения по совершенствованию норм уголовного законодательства об ответственности за совершение убийств на почве кровной мести и предлагается проведение ряда профилактических мероприятий, направленных на предотвращение подобных преступлений. В работе содержатся предложения и по улучшению работы правоохранительных органов, ведущих борьбу с убийствами, совершенными по мотиву кровной мести.

Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов, которые выносятся на защиту:

1. Кровная месть, как мотив совершения убийства, возникла в первобытном обществе и в качестве обычая продолжает действовать у отдельных народов, главным образом из-за культа предков, слабости государственной власти и нестабильности социально- экономических преобразований в стране.

2. Степень и мера ответственности за убийство на почве кровной мести по обычному праву Йемена наступает в зависимости от вида убийства: простого умышленного убийства; позорного умышленного убийства (с отягчающими обстоятельствами); неосторожного убийства.

3. В Республике Йемен выкуп-дия самый распространенный и практически единственный вид замены кровной мести. По обычному праву Йемена размер дия определяется также в зависимости от вида убийства.

4. Особенности ответственности за убийство по мотиву кровной мести по мусульманскому праву - шариату обусловлены субъектом крово-мщения и потерпевшим от него.

5. Борьба с обычаем кровной мести в Северном Йемене (ЙАР) и Южном Йемене (НДРЙ) до объединения Йемена в одно государство 22.05.1990 г. велась по разному в соответствии с политикой каждого государства.

В Северном Йемене борьба с обычаем кровной мести проводилась главным образом на основе обычного права и норм шариата. Уголовный кодекс или другие специальные законы, направленные на борьбу с обычаем кровной мести не издавались.

Борьба с обычаем кровной мести в НДРЙ велась основательно и на базе правового регулирования ответственности, в частности п.1 ст. 129 УК НДРЙ 1976 г. рассматривал кровную месть в качестве отягчающего обстоятельства при умышленном убийстве и устанавливал наказание за него в виде лишения свободы сроком не менее пяти лет или смертную казнь.

6. Учитывая повышенную опасность убийств по мотиву кровной мести в силу порождения им беспрерывной цепи убийств, а также в целях укрепления правовой базы, как одного из средств, направленных на постепенное искоренение обычая кровной мести из жизни йеменцев предлагается включить убийство на почве кровной мести в качестве отягчающего обстоятельства умышленного убийства, предусмотренного ч.2 ст. 234 УК РЙ в случаях: а) когда оно было совершено любыми лицами против невинного человека; б) когда оно было совершено против убийцы со стороны лиц, не являющихся правонаследниками потерпевшего.

7. Причинами, способствующими распространению обычая кровной мести в Республике Йемен и в настоящее время являются: культ предков; слабая государственная власть; низкий социально-культурный уровень населения и другие, например, имущественные споры, споры о земле, прежнее убийство, драки и семейные ссоры, послевоенное кровомщение, оскорбление женщин, в результате соблюдения диких обычаев (обычай племенного нападения и обычай братства).

Распространению обычая кровной мести в Йемене способствуют и такие условия, как наличие свободного оружия; безграмотность и низкий уровень культуры и образования; недостатки в деятельности государственных органов, органов местной власти и правоохранительных органов.

Теоретическая и практическая значимость исследования: состоит в возможности непосредственно познакомиться с характерными особенностями обычного, мусульманского права и уголовного законодательства Республики Йемен по решению вопросов об убийствах, совершенных по мотиву кровной мести на различных этапах развития государства до современного периода.

Материалы диссертации могут быть использованы для дальнейших научных исследований данной проблемы в учебном процессе при изучении курса уголовного права как на юридических факультетах университетов Республики Йемен, так и в юридических вузах арабских и других стран.

Сформулированные в работе положения и выводы могут быть использованы при совершенствовании уголовного законодательства Республики Йемен. Автор полагает, что данная работа окажет и практическую помощь работникам правоохранительных органов Республики Йемен в борьбе с преступлениями, совершаемыми на почве кровной мести, составит интерес и для правоохранительных органов других стран.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации обсуждались на кафедре уголовного права и процесса Российского университета дружбы народов.

Отдельные теоретические выводы работы были изложены в выступлении на Международной научно-практической конференции "Право и политическая стабильность", состоявшейся в июне 1996 г. в РУДН, на конференциях, проведенных на юридическом факультете РУДН: в ноябре

1995 г. "Пути и методы социальных и экономических преобразований в России и за рубежом", "Право и высшее образование" - в ноябре 1996 г.

Структура работы: обусловлена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографии.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право", Махмуд Саид Мухаммед, Москва

Такие выводы о недостатках в деятельности судебных органов Рашада Алими основаны на проведенном им опросе среди населения1. См. таблицу № 7.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Ответственность за убийство на почве кровной мести по уголовному праву Республики Йемен»

1. Конституция йеменской Арабской Республики 1970 г. - Сана, 1970.

2. Конституция Республики Йемен 1990 г. - Сана, 1990.

3. Уголовный кодекс НДРЙ 1976 г. - Аден, 1988.

4. Уголовный кодекс Йемена 1994 г. - Сана, 1994.

5. Уголовно - процессуальный кодекс Республики Йемен 1994г. - Сана, 1994.

6. Свод законов НДРЙ 1969 г. Изд. Секретариат официального вестника. - Аден. Без указания года издания.

7. Свод законов НДРЙ 1970 г. Изд Секретариат официального вестника. - Аден. Без указания года издания.

8. Свод законодательных актов йеменской полиции. Изд-во юридического отдела МВД Йемена, ч. 1. - Сана, 1993.

9. Уголовный кодекс Египта 1937 г. - Александрия, 1994.

10. Уголовный кодекс Ливана 1943 г. - Бейрут, 1987.

11. Уголовный кодекс Иордании 1960 г. - Багдад, 1980.

12. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. - М., "Спарк", 1996.

13. Уголовный кодекс Марокко 1962 г. - Багдад, 1976.

14. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (действует с 1 января 1997 г.) - М., "Новая волна".

15. Архив Верховного Суда бывшей НДРЙ 1987; 1990.

16. Архив Центральной тюрьмы. - Сана, 1996.

17. Архив Центрального управления уголовного розыска. - Сана, 1991- ^ . 1996. Список специальной литературы на арабском языке

18. Абдулкадыр Ода. Мусульманское уголовное законодательство в сравнении с обыкновенным законом: в двух томах. - Бейрут, 1992.

21. Абдулмунэм Фараг Ассада. Источники права. - Бейрут. Без года издания. . __ -> ^ . ' • V л

22. Абдулла А.А. Ашамахи. Йемен. Человек и современность. - Бейрут. Без указания года издания.

23. Абдильваси Яхья Аль-Васии. История Йемена Сана. Изд. "ЙДО", 1982. Без указания места издания. *

24. Абдиль Кави Насир Альбухейти. Правила разрешения конфликтов по обычаям йеменских племен (Практическое учение о преступном убийстве). Диплом высшего института полиции. - Сана. Без года издания.

26. Али Хасан Аль-Шарафи. Преступления посягающие на личности. - Сана. Без указания года издания.

27. Али Мухаммед Зед. Кровная месть между исламским фикх и обычным правом Йемена. Журнал "Йеменские учения" № 30 - Сана, 1987.

28. Али Али Абусара. Обычай братства и обычай племенного нападения в Йеменских племенах. Доклад для конференции "Кровная месть". - Сана, 1987. ,.

29. Али Худ Баабад. Образование в Республике Йемен. - Бейрут, 1994. Изд-е 6-е. __

30. Ахмед Аррахуми. Секреты и документы Йеменской революции. Кувейт. 1978.

34. Ахмед Фатхи Бахнаси. Уголовная доктрина в исламском фикх - шариате. Бейрут, 1991, Изд. 2-ое.

35. Вадл Али Ахмед Абу Ганм. Племя и государство в Йемене. 1990. Без- указ. места издания.

37. Газета "Ат-тавра" №6573 16.11.87; _№ 11836 8.04.1997.-Сана. , 38. Газета "Аль-Айям" К2 338 02.03.1997; № 233 29.11.1995. - Сана. *

38. Газета "Аль-Харис" № 255 30.10.1997. - Сана.

39. Газета "Ат-таври" № 1395 19.10.1995. -Сана.

40. Документы юридической конференции. - Аден. 1977. Изд. Министерства юстиции.

41. Доклад главного управления уголовного розыска при министерстве внутренних дел бывшей НДРЙ. - Аден. Октябрь 1985.

42. Доклад для конференции "Кровная месть". Проблемы и решения. Подготовлен центральным управлением уголовного розыска. - Сана. 1987.

43. Журнал "Аль-Хораз" № 60 - Сана, 1984.

44. Камил Ассаид. Комментарии к УК Иордании. Преступления против личности. - Аман. 1991. Изд. 2-ое.

45. Махмуд Садам Зинати. Превращение убийства из личного преступления в общее преступление. Журнал "Безопасные учения", т.1. выпуск 1.-Арият, 1985.

46. Мухаммед Умар Альхабши. Южный Йемен - политический, экономический общественный с 1937 года до появления Южной Народной Республики Йемен. - Бейрут. 1968. Изд. 1-ое.

47. Мухаммед Хасан Алькимари. Имам Шокани - толкователь. Каир. 1981.

48. Махмуд Абдулла Ахмед Адарби. Примирение и его роль в разрешении дел об преступных убийствах. Дипломная работа Высшего института полиции.-Сана. 1994.

49. Мухаммад Амин Аммарани. Таблица определения размера дия в денежном выражении на основе Уголовного кодекса. 1994 г. - Сана. 1995.

50. Мухаммад Рашид Абд Алмула. Развитие законодательства и судоустройства ИАР. - Бейрут, 1982-- v^^ iNc» с>-сл<- '^*::г-^^

51. Мухаммед Зед. Планирование рабочих сил в ИАР (1976 - 1990). - Каир, 1991. ^

55. Мухаммед Яхья Аль-Хаддад. Общая история Йемена: в пяти томах. - Бейрут, 1986. J ^ . . . ..

56. Мухаммед Абу Хасан. Адат Бедуина, теория и практика. - Аман. Без года издания

57. Нурия A.A. Общественно-экономические изменения и семейное построение в городах и в деревнях Йемена. - Каир, 1985.

58. Постановление Верховного Суда ИАР от 22.07.1986. - Сана.

59. Ризк Салех Альгофи. Кровная месть в Йемене. Проблема, причина и ее разрешение. Дипломная работа Высшего института полиции. - Сана. Без указания года издания.

60. Рашад Мухаммад Алими. История и современность в Йеменской правовой системе. - Каир, 1989. Изд. 1-ое.

61. Рашад Алими. Племенное судоустройство в Йеменском обществе. Без указания года и места издания. t о

62. Рекомендации научной конференции, посвященной кровной мести, проходившей в городе Сана в ноябре 1987 г. - Сана, 1987.

63. Сейф Али Мукбел. Подчерки в истории Йемена. - Аден. Без указания- года издания. ^

64. Самир Алия. Судоустройство и обычаи в исламе. - Бейрут, 1986.

65. Султан Ноги. Военная история Йемена 1839 - 1967 гг. - Бейрут, 1988. Изд. 2-ое. . .. —-^ I, . ^ V • . л

66. Сухель Хусейн Аль-Фатляви. История закона раннего Йемена (до ислама).- Сана. Изд. университета 1992 - 1993 гг. 6&. Уголовная статистика центрального управления уголовного розыска 1991 -1996гг.-Сана.

69. Хусейн Абдула Аль-Амири. 100 лет из современной истории Йемена. - Домаск, 1988. • f ^ я л ^ о *5

71. Хусейн Ашшами. Кровная месть между верой и историей. Журнал "Аль-Хораз" Ш 60. - Сана, 1984.

72. Хусни Аль-Гунди. Обш;ественная безопасность и кровная месть. Доклад для конференции "Кровная месть" - Сана, 1987.

73. Юсиф Али Махмуд Хитан. Наказание за убийство в IVIycyльмaнcкoм шариате.-Аман, 1995. _ _ 76. "70 правил" обычного права Йемена. Порт. 1715. f Специальная литература на русском языке

74. Алексеев С. Государство и право. Начальный курс. - М., Юрид. лит. 1996.

75. Аливердиев А.А. Деятельность суда по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. - М., 1967.

76. АН СССР. Институт русского языка. Словарь русского языка. Т.2. - М.: "Русский язык". 1982.

77. Барамия А.И. Борьба с преступлениями против жизни и здоровья, совершаемыми на почве кровной мести. - Сухуми - Москва, 1965.

78. Большая Советская Энциклопедия. Под ред. A.M. Прохорова. - М., "Советская Энциклопедия". 1974. Изд. 3-ее.

79. Бородин СВ. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. - М., "Юрист". 1994.

80. Бородин СВ. Ответственность за убийство по советскому праву. - М., 1963.

81. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Изд. Казанского университета. 1982.

82. Вотченко И.А. Криминологическая и уголовно-правовая характеристики незаконного обращения с огнестрельным оружием. - М., 1993.

83. Герцензон А.А. Уголовное право. Общая часть. - М., 1948.

84. Герасимов О.Г. Йеменские документы. - М., "Наука". 1987.

85. Голубовская Е.К. Государство и племена в Северном Йемене в 60-70 гг. XX в. Государственная власть и общественно-политические структуры в Арабских странах. (История и современность сборник статей). Изд. "Наука" - М.. 1984.

86. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычаи как форма социальной регуляции. (Советская этнография). - М., 1973. Х» 1.

87. Даль В. Толковый словарь великорусского языка, т. П., - М., Гос-е изд. иностранных и национальных словарей. 1956.

88. Диасамидзе Г.И. Убийства на почве кровной мести по советскому уголовному праву. - Свердловск, 1974.

89. Загородников Н.И. Преступления против жизни по советскому уголовному праву. - М., Госюриздат. 1961.

90. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе, т.1. - М., 1890.

91. Комментарии к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Изд. 2- ое./Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. Изд. ИНФРА - М -НОРМА-М., 1997.

92. Комментарии к Уголовному Кодексу Российской Федерации. Под ред. Наумова А.В. - М., "Юрист". 1997.

93. Косвен М. Преступление и наказание в догосударственном обществе. - М., 1925.

94. Коридзе З.В. Комплексные криминологические исследования умышленных убийств и организация их предупреждения органами внутренних дел. - М., 1992.

95. Коран. - М., 1991 (пер. с арабского яз. И.Ю. Крачковского).

96. Криминология. Под ред. Кудрявцева В.Н. и Эминова В.Е. - М., "Юрист" 1995.

97. Криминология. Под ред. Кудрявцева В.Н. и Эминова В.Е. - М., "Юрист" 1997.

98. Мамутов A.M. Преступления составляющие пережитки патриархально-родового быта. Алма-Ата, 1964.

99. Малиновский Г. Кровавая месть и смертные казни. - Томск, выпуск 1, 1908

100. Миронов Н.Р. Укрепление законности и правопорядка - программная задача партии. - М., 1964.

101. Мохаммад Сана. Ислам и право: проблема взаимоотношения в афганском обществе. - Санкт-Петербург, 1995.

102. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. -М.:"Бек", 1996.

103. Нидаль Гадаллах Мох Даль Сулейман. Источники права в правовых системах арабских стран (на примере Иордании). - Баку, 1987.

104. Новейшая история Йемена 1917 - 1982 гг. - М., "Наука", 1984.

105. Паушканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 1980.

106. Пантелеев В.А., Козочкин И.Д., Лихачев В.А. Уголовное право развивающихся стран. - М., 1988. НО. Побегайло Э.Ф. Коммент. к УК РФ. Изд. 2-ое. Под общей редакцией Скуратова Ю.И. и Лебедева В.М. Изд. ИНФРА - М - НОРМА - М., 1997.

107. Сарычев Б. Опасные последствия пережитков. Алма-Ата, 1967.

108. Салех Хуссейн Абдулла Мабрук. Развитие уголовного законодательства в НДРЙ. - М., 1979.

109. Сахаров А.Б. Социальная система предупреждения преступлений. Советское государство и право. № 11, 1972.

110. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Под ред. Борзенкова Г.Н. и Комиссарова B.C. - М., Олимп. ACT, 1997.

111. Хусейн Абед Али Иса. Основные направления совершенствования уголовного законодательства НДРЙ. - М., 1990.

112. Шапиев Б. Соотношения социального и религиозного в обычаях и традициях. - Алма-Ата, 1988.

113. Шаргородский М.Д. Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. - М., 1957.

114. Шляпочников А.С. Происхождение уголовного права. - М., 1934.

2015 © LawTheses.com