Политико-правовое учение Максима Грекатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Политико-правовое учение Максима Грека»

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

Юдина

Марина Игоревна

Политико-правовое учение Максима Грека

Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учении о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Санкт-Петербург

2004

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного

университета.

Научный руководитель:

- доктор юридических наук, профессор Дженевра Игоревна Луковская Официальные оппоненты:

- доктор юридических наук, профессор Наталья Михайловна Золотухина

- доктор юридических наук, профессор Юрий Васильевич Ячменев

Ведущая организация:

- САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РФ

диссертационного совета Д 212.232.31 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199026, Санкт-Петербург, Васильевский осгров, 22 линия, д.7. Зал заседаний Ученого Совета

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. A.M. 1 орького при Санкт-Петербургском государственном университете (Университетская набережная, д. 7/9).

Защита состоится

2004г. в « /<f>

» часов на заседании

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета доктор юридических наук, профессор

А.В. Поляков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Произведения Максима Грека (ум. 1556 г.; светское имя - Михаил Триволис) занимают важное место в истории русской политической и правовой мысли. Максим Грек, оказавшийся в силу обстоятельств на Руси, имел возможность не только описать сложившуюся общественно-политическую жизнь Руси XVI в., но и внести огромный вклад в становление Русской Православной Церкви, особенно в аспекте взаимоотношений церкви и государства. Не случайно в XXVI в. преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, собирал труды Максима Грека и распространял их.1 Следует отметить, что творения Максима Грека были настолько существенны, что получили всеобщее признание наравне с творениями Святых Отцов.2

Среди мыслителей своего времени Максим Грек занимает особое место. Обращение к его личности и творческому наследию безусловно актуально, так как он являл собой столь необходимый сейчас пример высокообразованного человека, мудрого учителя и безупречного церковного служителя.

Однако не только это обстоятельство определило актуальность обращения к изучению политико-правовых воззрений Максима Грека. В нынешних условиях всеобщих реформ в России перед наукой стоят определенные задачи. Она призвана не просто рассказать о каких-либо исторических фактах или событиях, но и в большей степени обобщить исторический опыт. Плодотворное развитие отечественной юридической науки невозможно без осознания ее преемственности и восстановления нарушенной связи времени. С этой точки зрения политико-правовое учение Максима Грека приобретает особую актуальность.

Неординарность творчества Максима Грека обусловила неоднозначность

' Иконников B.C. Максим Грек и его время. Изд. 2 -е. Киев, 1915. С. 583.

Огд. 2. С. 605.

2 Описание славянских рукописей Мофс^ко^цщоЛЕйЛ

(лиотеки.

О» Я»

оценок его учения, особенно в вопросах компетенции государственной и церковной властей, правового положения церковного имущества и монашеской добродетели, его отношения к существующим в России порядкам.

В конце XX в. было начато переиздание ранее опубликованных работ мыслителя, а также были переведены и изданы ранее неизвестные произведения, которые нуждаются в комплексном анализе и оценке. Все это и определило выбор темы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования были и реконструкция и комплексный анализ политико-правового учения Максима Грека: взгляды мыслителя на понятие и сущность власти, право и закон, правосудие, компетенцию и действия царской и духовной властей, рассмотренные на фоне централизации и развития Московского государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторические, идейно-политические истоки политико-правового учения Максима Грека как на основе анализа эволюции философско-правовой мысли по проблемам взаимодействия государства и церкви, так и на основе анализа развития духовной просветительской деятельности на Руси, а также эволюции отношений светской и духовной властей, от крещения Руси и до XVI в.;

- изучить условия жизни, обучения и деятельности Максима Грека в контексте актуальных для его времени проблем, оказавших влияние на формирование его мировоззрения на пути от гуманиста-доминиканца к православному монашеству;

- дать характеристику политико-правовой и общественной организации Русского государства первой половины XVI в. — времени жизни Максима Грека на Руси;

- определить и исследовать политико-правовые проблемы, взгляды, изложенные Максимом Греком в его произведениях, на государство и право взаимоотношения церкви и государства, в том числе эволюции идеи власти церкви, идею богоустановленности

государственной власти, принципы ее наследования и реализации, на происхождение, сущность и назначение верховной власти в государстве, формы ее организации применительно к концепции «праведного государя», правосудие;

проанализировать понимание Максимом Греком содержания таких категорий, как закон - правда - справедливость и взаимоотношения между ними;

- уяснить взаимосвязь идей стяжателей и нестяжателей с основными положениями политико-правового учения Максима Грека.

Источниковая база исследования. Основными источниками стали опубликованные труды Максима Грека. Кроме того, в качестве источников, были привлечены сочинения современных ему мыслителей. При написании диссертации были использованы работы современных отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам исследуемой проблемы.

Степень разработанности проблемы. В XIX в. наследие Максима, его биография и сказания о нем становятся объектом научного анализа. Одними из первых серьезных исследований стали статьи Г.Терещенко и Филарета (Гумилевского). Затем появляется масса научных, полунаучных и совсем ненаучных изданий. Среди работ первого рода можно выделить фундаментальные исследования С.А.Белокурова, Е.Е.Голубинского и В.С.Иконникова, не утратившие во многом своего значения до сего дня.

Из западных ученых наследием Максима Грека занимались И.Денисов, Г.Папамихаил, Р.Клостерман, Б.Шультце, Д.Хейни и др.

Отдельные аспекты творчества мыслителя были предметом рассмотрения в статьях О.А.Белобровой, Б.М.Клосса, Н.Н.Покровского, В.Ф.Ржиги, Б.Л.Фонкича, А.Т.Шашкова, С.О.Шмидта, в рецензиях на книгу И.Денисова, принадлежащих С.М.Каштанову и А.И.Клибанову.

Весомый вклад в изучение жизни и творчества мыслителя во второй половине XX в. был внесен советскими учеными, в основном литературоведами и историками. Кроме монографических исследований Н.В.Синицыной и А.И.Иванова, М.Н.Громова, специально посвященных

Максиму Греку, большие разделы о нем были помещены в книгах А.Л.Знмина, Н.Л.Казаковой, Л.С.Ковтун, Н.М.Золотухипой и др. Обстоятельную текстологическую работу нал произведениями Максима Грека проводил Д.М.Буланин.

Тем не менее на сегодняшний день комплексное исследование политико-правового учения Максима Грека отсутствует.

Методология исследования представлена различными методами научного познания, к числу которых относятся исторический, логический, системный и особенно сравнительный методы исследования.

Научная новизна исследования. Взяв за основу имеющиеся исследования творчества Максима Грека, диссертант стремился расширить малоизвестные и раскрыть неизвестные аспекты политико-правового учения Максима Грека.

В работе предпринята попытка выявления истоков и особенностей формирования политико-правовых воззрений па Руси первой половины XVI в. через призму воззрений прогрессивного мыслителя своего времени - Максима Грека, волею судьбы оказавшегося в нашей стране. Рассмотрены и тщательно изучены теоретические и методологические основы политико-правового учения Максима Грека, особое внимание уделено интерпретации отдельных , идей мыслителя, в частности истолкованию им понятий правды, "праведного государя", идеи богоустановленности государственной власти.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать основные положения, выносимые па защиту:

1. Анализ эволюции философско-правовой мысли Западной Европы по проблемам взаимодействия государства и церкви позволяет проследить формирование двух моделей церковио-государственных отношений. Первая модель - «симфония», предполагающая союз государства и церкви, берет свое начало с момента официального признания христианства государственной религией Римской империи в IV в. Данная модель нашла практическое воплощение в двух формах: «цезарепапичме» (примат государства над церковью) и «папизме»

(доминировании церковной власти над государством). Вторая модель была основана на принципе «отделения церкви от государства» и предполагала существование церкви как социально-политического института, относительно независимого от светских властей, с предоставлением ей свободы в реализации своих духовных, моральных и воспитательных задач.

2. В научной литературе принято выстраивать концепции церковно-государственных отношений на Руси по аналогии со странами Северной и Восточной Европы, пережившими в первой трети XVI в. религиозную Реформацию. Однако проведенный диссертантом анализ русских источников позволяет опровергнув гипотезу о типологической близости ситуации на Руси конца XV - первой половины XVI в. с европейскими реформационными процессами. Россия на рубеже XV-XVI вв. далеко не стояла на «пороге Нового времени», полому аналогии с Западом, вступившим в начале XVI в. эпоху Реформации, оказываются чисто внешними. Религиозная ситуация на Руси XV-XVI вв. наиболее близка и имеет типологические параллели в Клюнийской монастырской реформе Х-ХГ вв. И там, и здесь формируется поминальный, культ, что также привело к росту монастырского имущества и возрастанию влияния монашеской корпорации. Все это проходило на фоне острых религиозных споров о праве монастырей владеть недвижимостью.

3. Идеал государя для Максима Грека - просвещенный властитель, осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет Церкви и в то же время сохраняющий за собой в определенных случаях право вмешательства в дела церкви.

4. Максим Грек негативно относился к вмешательству гражданской власти в дела высшего церковного суда, считая, что это может привести к полному верховенству одной власти над другой, и поэтому он являлся противником автократии. Именно это суждение Максима Грека можно рассматривать как первые шаги в теории разделения властей в России.

к

Здесь его взгляды расходятся с взглядами Нила Сорского, который был убежден в том, что задачи Церкви в отношениях с государством состоят лишь в молитве о государстве, и полагал вполне возможным и необходимым «богоизбранное супружество» светской и духовной властей.

5. В своих воззрениях Максим Грек опирался на традиции новозаветной литературы, в которой говорится об уважении к правде и закону. Это сказалось на понимании им экзегетики терминов «праведный государь» (носитель правды, высокой ответственности, которая налагается и индивидуальной и политической этикой), «закон - правда -справедливость», «вера», выяснении их внутреннего неразрывного единства. Максим Грек обосновывает реальную необходимость существования праведной (в смысле законопослушной и моральной) жизни и недопустимость оправдания «неправедного» поведения (нарушения закона) верой, как бы внешне блистательно она ни была организована. В то же время для него характерны противопоставление правды вере (данный подход был введен в русскую политическую литературу именно Максимом Греком, позже он был использован в произведениях Ивана Пересветова). Употребляя термин «правда» для характеристики законных форм власти, он прежде всего относил его к области чисто юридической деятельности — судопроизводству.

6. По мнению Максима Грека, государю принадлежит вся полнота власти в вопросах государственной жизни с правом изменения порядков как царских, так и общественных, но не по личному произволу, а только ради достижения пользы государства. Государь должен жить по закону морали, а править - по установленному праву, связывая свои действия «заповедями и законами».

7. В сочинениях Максима Грека можно увидеть истоки перехода от идеи теократического происхождения государства к идее ее договорного происхождения. Однако дальнейшего развития у Максима Грека она не получила: договорная теория происхождения государства не могла

«прижиться» в средневековой Руси, так как русские люди службу но договору воспринимали как «лукавую», которую можно нарушить в отличие от службы царю.

8. Мыслители ХУ-ХУ1 вв. понимали самодержавие как суверенную и основанную на законе власть одного правителя. При этом единодержавие того времени было далеко от абсолютизма и неразрывно было связано с Боярской Думой. Именно такое единодержавие признавалось наилучшей формой государственной власти. На основе этого строились идеальные модели организации власти, как ограниченного советом самодержавия. Понятия «самоволие» или «самовластие» осуждались как незаконные способы осуществления власти в государстве.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о взглядах Максима Грека на государство и право и в определении места его политико-правового учения в истории русской средневековой политико-правовой мысли. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при чтении лекций по истории права и правовых учений, особенно при подготовке учебных пособий и спецкурсов по русской средневековой политико-правовой мысли и проведении семинарских занятий, а также в научных исследованиях по данной и родственной тематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях диссертанта. Результаты частично воспроизводились в научных сообщениях на следующих конференциях: 1) Третьи, Петербургские Кареевские чтения по новистике «Становление мира как «общего дома» человечества: динамика, этапы, перспективы (ХУ-ХХ1 вв.)» (Санкт-Петербург, 6-9 декабря 1999 г.); 2) Межвузовский научно-практический семинар «Государство и право на рубеже веков» (Санкт-Петербург, 9 июня 2000 г.); 3) Межвузовская научно-теоретическая конференция «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (Санкт-Петербург, 15 февраля 2001 г.)

Структура работы определяется поставленными задачами. Диссертация

состоит введения, пяти глав, включающих 10 параграфов, заключения и списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновываются выбор и актуальность темы, определяются цель, задачи, объект исследования, дается обзор научной литературы по теме, характеризуются методологические, теоретические и источниковые основы диссертации, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Глава первая «Исторические предпосылки политического учения Максима Грека».

В первом параграфе «Духовная просветительская деятельность на Руси (до начала XVв. и в XV-XM вв.)» дается краткий историко-политический обзор состояния просвещения на Руси с момента принятия христианства и до приезда Максима Грека в Москву (1518 г.). Просвещение на Руси распространялось и поддерживалось духовенством, которое и давало ему соответствующее целям своего служения направление.

Здесь же дается краткий очерк литературно-просветительской деятельности отечественных святителей и подвижников: Луки Жидяты, преп. Феодосия Печерского, св. Илариона - митрополита Киевского, Даниила Заточника, Климента Смолятича — митрополита Киевского, св. Кирилла Туровского, митрополита Кирилла II, епископа Серапиона, св. Алексия -митрополита Московского, митрополита Киприана, Фотия, св. Кирилла Белозерского, Симеона - арх. Новгородского и др.

Ознакомление с некоторыми наиболее выдающимся произведениями духовных писателей на протяжении времени от крещения Руси и до начала XV в. приводит автора к заключению, что русские писатели воспитывали себя по переводным творениям древни к отцов и учителей Церкви. Они видели в них для себя образцы, любили подражать им в своих сочинениях, часто повторяли их мысли и т.п.

Из других явлении рассматриваемого периода, имевших отношение к просвещению, в работе отмечается раздвоение внутри русской Церкви, так называемое двоеверие, которое характеризовалось наличием двух направлений.

Представители первого направления, руководствовавшиеся светом православного греко-восточного просвещения, стремились к развитию этого просвещения и в России, восставали против укоренившегося невежества и суеверий в народе; требовали критического отношения к книгам, сличая последние с верными списками и смело исправляя в них ошибки переводчиков и переписчиков.

Представители второго направления - приверженцы мнимо-старых обрядов, считающие себя блюстителями истинного православия в «Третьем Риме», наоборот, всячески противились распространению православного греко-восточного просвещения на Руси, слепо привязывались к букве писания, охраняя тем самым в церковных книгах, «аки догмат великий премудрый», самые грубые ошибки невежественных писцов и видя в исправлении книг «досаду» и «бесчестие» «преподобным чудотворцам российским».

Конец XV - начало XVI в. представляет собой переходное время, когда в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств во внутренней и внешней жизни русской Церкви возникали многие общественные и религиозные вопросы, требовавшие по своей актуальности скорейшего и безусловного разрешения. Просветительская деятельность на Руси способствовала развитию русской политико-правовой мысли, утверждению рационалистического метода познания.

Рационалистический подход готовил почву для критического восприятия не только религиозных догм, но и политико-юридических реалий. Такой метод анализа нашел отражение в еретической мысли середины XVI в.

Развитие на Руси ересей было не только следствием влияния западного рационализма, но и находилось в прямой связи со степенью духовного просвещения русских того времени.

3 Максим Грек. Сочинения. Ч. 3. Казань, 1859-1862. С. 57-59.

Стремление усилить просвещение и послужило мотивом вызова в Россию Максима Грека.

Во втором параграфе «Эвопюция отношений светской и духовной властей» вопрос о развитии просвещения на Руси исследуется в иной плоскости - в аспекте взаимоотношений светской и духовной властей с учетом того огромного влияния, какое оказывала Византийская церковь на Русскую Православную Церковь. Отмечается роль Русской Православной Церкви в становлении национально-государственной идеологии, которая должна была, во-первых, обосновать появление государства на Руси до принятия христианства, верховенство Киевского князя над удельными князьями, во-вторых, надежно защищать интересы древнерусского государства на внешнеполитической арене и прежде всего от геополитических притязаний самой Византии. Последнее было особенно актуально вследствие усиливающегося процесса автономизации Русской Православной Церкви от Византии.

В период раздробленности на Руси церковь сохраняла известную независимость в силу того, что она оставалась единственной общерусской организацией, последовательно боровшейся с феодальной анархией и поддерживавшей московских государей во всех их начинаниях. Однако после образования единого Российского государства в конце XV в. стали отмечаться резкие столкновения между светской и духовной властью, что объяснялось не теократическими устремлениями церкви, а усилением светской власти и самодержавными притязаниями монарха, что угрожало традиционным правам церкви. Иван III (1462-1505) - первый московский государь, именовавший себя самодержцем. Новый титул символизировал прежде всего независимость от Орды. Но он подтвердил также огромную власть, которой стали пользоваться государи всея Руси. Вмешательство в церковные дела монарха усилилось.

Пиком конфронтации светской и духовной властей явился церковный Собор 1503 г., на котором потерпели крах попытки московских самодержцев конфисковать вотчины церквей и монастырей.

Историческое значение церковного Собора 1503 г. было очень велико.

Исход Собора 1503 г. заставил великокняжеское правительство искать другой путь согласования интересов церкви и государства. К середине XVI столетия правительство распространило на монастырские корпорации весь объем налоговых тягот и повинностей.

Собор 1503 г. заложил de-facto основы тех взаимоотношений между государством и церковью, которые «Стоглав» оформил de-jure, и которые вплоть до времени петровских реформ определили сферы разграничения интересов обеих сторон в материальном плане.

Однако было бы ошибочным рассматривать взаимоотношения церкви и государства как противостояние обособленных друг от друга структур. Деятельность церковных и государственных институтов одновременно оказывала формирующее влияние на общество и, в свою очередь, во многом определялась запросами и требованиями общественных групп. По этой причине отношения между ними, по мнению диссертанта, предпочтительнее рассматривать в рамках триады: церковь — общество — государство.

Глава вторая «Максим Грек: жизнь, судьба, творчество».

В первом параграфе «Путь от гуманиста-доминиканца к православному монашеству» рассмотрены основополагающие вехи жизни ученого грека. Духовное становление Михаила Триволиса происходило на острове Корфу, городах Северной Италии, где он, изучая в библиотеках грамматику, диалектику, риторику и философию, а также посещая лекции выдающихся мыслителей итальянского Ренессанса конца XXV в., становится «христианским гуманистом». В последующем он принимает постриг в доминиканском монастыре св. Марка но Флоренции, сохраняя в монашестве свое имя, и продолжает образование. В диссертации прослеживается жизненный путь Михаила после ухода его в апреле 1504 г. из монастыря св. Марка, отъезда из Италии и пострига в православные монахи Ватопедского монастыря на Афоне под именем Максима в честь святого Максима Исповедника. В монастыре в течение 10 лет до отъезда на Русь Максим знакомится с рукописными сокровищами монастыря, с творениями отцов Церкви.

Второй параграф «Максим Грек в России» посвящен главным этапам

«р)сского» периода жизни ученого грека - с момента приезда на Русь и до последних дней его жизни. Поводом приезда его в Москву в 1518 г. послужила просьба великого князя Московского Василия III к отцам Святой горы прислать трех ученых афонских старцев, в числе которых был Максим, для перевода Толковой Псалтыри. Ученость Максима, равно как широкий круг знакомств, сослужили ему дурную службу. С 1525 по 1531 годы церковные соборы выдвинули против него массу обвинений - в политических «изменах» с Турцией, «порче» богослужебных книг, а также в «хуле на русскую церковь». Сперва его сослали под строгий надзор в Иосифо-Волоколамский, а в 1531 г. — в Тверской монастырь. Лишь в 1551 г. старца окончательно освободили, переведя в Троице-Сергиеву лавру, где в декабре 1555 г. он и умирает. Этот период жизни Максима Грека наиболее изучен, и именно к нему относится создание им всех тех известных произведений, на основании которых можно реконструировать политико-правовое учение мыслителя.

Глава третья «Религиозно-нравственные и политические аспекты полемики стяжателей и нестяжателей».

В первом параграфе «Нил Сорский и Иосиф Волоцкий» изложены идейные позиции представителей двух внутрицерковных течений, доктрин — стяжателей и нестяжателей. Анализируется их отношение к владельческим правам церкви, в том числе к поминальной практике, тип организации которой на протяжении первой половины XVI столетия был усвоен всеми крупными монастырями Московской Руси. На основе сравнительного изучения творчества наиболее известных представителей «стяжательского» учения — преп. Иосифа Волоцкого и «нестяжательства» — преп. Нила Сорского затрагиваются вопросы о времени возникновения нестяжательства как внутрицерковного учения, его многоплановости, происхождении самих понятий «стяжание», «нестяжание», исследуются взгляды как стяжателей, так и нестяжателей по принципиальным вопросам того времени: о том, что может находиться в собственности монаха и монашеских коллективов, об отношении к поминальной практике, подаянию - oг их признания до полного отвержения, о монашеских добродетелях, о предпочтительности тех или иных форм

монастырской жизни.

Иосиф Волоцкий понимал стяжание прежде всего как «собственность феодальной духовной корпорации в виде движимого и недвижимого имущества», а понятие «нестяжание» употреблял лишь как отрицание или ограничение личной собственности монаха.

У Нила Сорского термин "нестяжапие" последовательно употребляется как полное отрицание не только какой бы то ни было собственности у человека, принявшего монашеский обет, но и даже желания ее иметь.

Принцип личного нестяжания всегда имел у Иосифа Волоцкого только религиозно-моральное значение, как исполнение заповедей Евангелия, где бедность воспринималась как духовная ценность.

У Нила Сорского же личное нестяжание есть не только евангельская заповедь, но также и форма совершения монашеского обета, подразумевающая добровольное избрание бедности как образа жизни.

Противостояние духовных традиций никогда не принимало форм борьбы современных политических партий. Из различного отношения к поминальной практике и лежащей в ее основе богословской концепции следовали все основные пункты разногласий нестяжателен с иосифлянами.5

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий предпочли разные формы монастырской жизни: преподобный Нил - скит, Иосиф Волоцкий - общежитие. В соответствии с этим они отстаивали и различные формы имущественного устройства монастырей. Однако важно отметить, что оба православных мыслителя обращались при этом к начальной истории православного монашества, отраженной в житиях древних святых.

Во втором параграфе «Отражение идей стяжателей и нестяжатепей в сочинениях Максима Грека» исследуются взгляды Максима Грека по различным вопросам церковной жизни - о формах монашеской жизни, о причинах падения нравов духовенства, о путях проведения реформы монастырей и монастырского устройства, о вотчинных правах монастырей и

4 Золотухина Н.М. Иосиф Волоцкий. М„ 1981. С. 40.

Ли Г.Ч. Исюрия инквизиции в средние века. М, 1994. С. 181-203.

т.д. Диссертант привлекает в связи с этим такие известные на сегодняшний день сочинения Максима, датированные началом - серединой XVI в., как: «Послание Василию III об Афоне», «Сказание старца Максима ко старцу Вассиану о Святой горе жительства», «Послание неизвестному «преподобию», опубликованное В.Ф.Ржигой по Румянцевскому сборнику,6 сочинения из неопубликованного, «Беседа души с умом в вопросах и ответах о том, откуда рождаются у нас страсти», «Прения о твердом иноческом жительстве, где лица спорящия суть: Филоктимон и Актимон, то есть, любостяжательным и нестяжательным», «К тем, которые живут во грехах неисправимо, но ежедневно исполняют каноны и молитвы, установленные святыми отцами, и этим надеются спастись», «Поучение к монашествующим о прохождении иноческой жизни и значении великой схимы», «Повесть страшна и достопамятна», «Главы поучительные начальствующим правоверно» и др.

В этих сочинениях Максим Грек не выступает непосредственно как участник полемики стяжателей и нестяжателей, но вопрос о монашеском «нестяжании» - один из центральных в них.

Максим Грек был близок к нестяжателям (судили его почти по тем же пунктам, что и Вассиана). в отдельных случаях он сближался с иосифлянами. Но были вопросы, в которых он занимал особую позицию. К числу их относится вопрос о власти.

Глава четвертая: "Проблемы государства и права в учении Максима Грека"

В первом параграфе: «Эволюция идеи власти в России в конце XV -начале XVI в.» автор анализирует процесс эволюции философско-правовой мысли по вопросу о происхождении власти московских государей.

6 Синицына Н.В. Послание Максима Грека Василию Ш //Византийский временник. М., 1965. Т. 26. С. 121-123.

7 Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки. Изд. H.II. Покровским. М., 1971. С. 62.

к Вальдснбсрг В. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.С.232.

Идея священной миссии царской власти пришла в Россию из Византии, но это не было движением в сторону «цезарспаппзма», так как церковь сама шла на сближение с государством, чтобы дать ему «освященный окрас» (Царская власть - промысел Божий).

Московская власть рассматривала себя как преемницу традиций Византин. Для общественного сознания Московской Руси примером и образцом государственного устройства была Византийская империя. Поэтому задачей русской литературы XV-XV1 вв. было показать тесную связь Московского государства с древними византийскими традициями (в Византии идеи превосходства светской власти, подчинения церковной организации императорскому двору прекрасно уживались с теорией превосходства церковной власти над царской; но при этом последовательно развивать идею сильной, ничем не ограниченной самодержавной власти.

Но втором параграфе «Церковь и государство в учении Максима Грека. Идея босоустаиовленности государственной власти» анализируется концепция государственной власти Максима Грека в контексте философско-правовых идей на Руси XVI в.

Идеал государя для Максима Грека - просвещенный властитель, осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет Церкви и в то же время сохраняющий за собой в определенных случаях право вмешательства в дела церкви. Однако в принципе Максим считал, что вмешательство гражданской власти в дела высшего церковного суда может привести к верховенству одной власти над другой. Именно поэтому он являлся противником и автократии. Рассуждения Максима Грека об отношениях государства и церкви можно рассматривать как первые шаги в теории разделения властей в России. Здесь его идеи расходятся с взглядами Нила Сорского, который считал, что задачи Церкви в отношениях с государством состоят лишь в молитве о государстве. Максим же полагал вполне возможным и необходимым «богоизбранное супружество» светской и духовной властей.

В третьем параграфе «Максим Грек о законных формах наследования и реализации вчасти. Проблемы правосудия» исследуется учение Максима Грека о способах происхождения власти. К ним он относил не только наследственное принятие престола, но и занятие его выборным путем. Здесь можно увидеть истоки перехода от идеи теократического происхождения государства к идее его договорного происхождения. Дальнейшего развития у Максима Грека она не получила. Договорная теория происхождения государства не могла "прижиться" в средневековой Руси, так как русские люди даже службу по договору воспринимали как «лукавую», которую можно нарушить в отличие от службы царю как Богу. «Государева служба» предполагала отсутствие каких-то условий между сторонами: от одной требовалась безусловная и полная отдача себя, от другой - милость. На государя в этом случае переносились религиозные чувства, служба превращалась в служение. Достоинство служилого человека определялось лишь степенью милости к нему со стороны государя."

Одновременно Максим Грек ставит вопрос о совете и советниках как обязательном ограничении самоволия властвующей персоны. Говоря о необходимости совета как органа, ограничивающего самовластие правителя, Максим выделяет форму власти в виде сословно-представительной монархии.

Стоит отметить, что единодержавие того времени было далеко от абсолютизма и неразрывно было связано с боярской Думой. Именно такое единодержавие признавалось наилучшей формой государственной власти. На основе этою строились идеальные модели организации власти, которые представлялись в виде ограниченного (советом) самодержавия. Понятия "самоволие" или "самовластие" жестоко осуждались как незаконные способы осуществления власти в государстве.

Проблемам правосудия, особенно в вопросах реорганизации суда и судопроизводства, Максим Грек уделял серьезное внимание. Употребляя

Лотмап Ю.М. Очерки по истории русской культуры XVIII — начала XIX пека // Ш истории русской культуры. М., 1996. Т. IV. С. 34-36.

термин "правда" для характеристики законных форм власти, он прежде всего относил см о к области чисто юридической деятельности - судопроизводству.

Впервые Максим Грек противопоставляет гражданскую правду в делах государства бездеятельной вере и благочестию, которые никак не реализуются. К этому положению в дальнейшем обращались Иван Пересветов, Зиновий Отенский, Андрей Курбский и Иван Тимофеев.

В четвертом параграфе «Концепция «праведного государя» «Правда» и закон» продолжается исследование воззрений Максима Грека по проблемам власти.

Праведный, или идеальный, государь, в представлении Максима Грека, -это носитель правды, высокой ответственности, которая налагается и индивидуальной, и политической этикой. Основой политической деятельности идеального правителя является, по мнению Максима Грека, правда. О правде писал не только Максим Грек, но и его ученики - Федор Карпов, Иван Пересветов. Правда в православной традиции отождествлялась со справедливостью: предлагалась не только законность деятельности, по и ее соответствие моральному порядку. Она признавалась необходимой во всех сферах государственной деятельности. У Максима Грека она касалась справедливости, или правды, главным образом, в области суда. «Правда -сиречь прав суд»," - определял ее Максим Грек. Подобно Фоме Аквинскому, он отличал богословские добродетели от моральных и ставил во главе последних справедливость, или правду.

Противопоставление правды вере введено в русскую политическую литературу Максимом Греком. Позже этот подход был использован в произведениях Ивана Пересвстова.

Справедливость-правда, в православном понимании, - одновременно и честность. Соблюдение справедливости и нравственных норм - заповедей Максим Грек считал ядром православной этики, противопоставляя их культовой этике.

Максим I рек. Сочинения. Ч 2. Казань,, 1859-1862. С. 184

Политическая деятельность - высшее божественное призвание человека. Поп ому она не может совмещаться с эгоизмом и хитростью. По мнению Максима Грека, государь должен править по закону морали, а во внешней деятельности - по установленному праву, связывая свои действия «заповедями и законами». Государь, чья деятельность не соответствует этим требованиям, может быть назван «мучителем».

Взаимная ответственность властвующих и подвластных, по убеждению Максима Грека, означает их нравственную слитность, в которой снимается разделение на властвующих и подвластных, и все становятся служителями общего народного дела.

Глава пятая «Максим Грек о внешней политике Русского государства (к вопросу о суде над Максимом Греком)».

В первом параграфе «Позиция в отношении Турции и татарского ханства» автор, используя работы исследователей жизни и творчества Максима Грека (В.С.Иконникова, Б.И.Дунаева, И.И.Смирнова, Л.Л.Зимина, П.Б.Грекова и др.), анализирует причины осуждения Максима Грека на Соборах 1521-1531 гг., где ему были предъявлены обвинения в государственной измене - сношениях с турецким правительством. Исследуется общественно-политическая ситуация того времени, отношения между Россией и lypimeii в частности. Анализируются сочинения Максима Грека того периода («Послание к Василию III» I519 г., «Слово благодарственно... о бывшей прекрасной победе на крымского пса...» 1541 г.). а также показания свидетелей и ответы Максима Грека, данные на Соборах, беседы Максима Грека с "власть предержащими». Все это позволяет автору сделать вывод о лояльности Максима Грека по отношению к московскому правительству, его невиновности.

Но втором параграфе «Полемика против «латинства» аи юр продолжает исследовать обвинения, выдвигавшиеся против Максима Грека, в данном случае — в приверженности Флорентийской унии, а также в непризнании мостаплеиия русских митрополитов без согласия Константинополя. И если обвинение Максима Грека в вопросе о постаплеиии

русских митрополитов в Москве соотвстстпонало действительности, то этого нельзя сказать по поводу Флорентийской унии. Анализируя работы Максима Грека («Слово... противу льстивою писания Николая Немчина» и др.), автор доказывает невиновность Максима Грека.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования и формулируются основные выводы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие научные работы:

1. Церковь и государство: концепция Максима Грека // Становление мира как «общего дома» человечества: динамика, этапы, перспективы (Х^ХХ вв.). Третьи Петербургские Кареевские чтения по новистике. Санкт-Петербург, 1999. - 0.2 п.л.

2. Из истории полемики по поводу «осуждения» Максима Грека // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 3. 2000. № 22. - 0,3 п.л.

3. У истоков русской политической мысли (Максим Грек) // Государство и право на рубеже веков. Материалы межвузовского научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 2000. - 0,2 п.л.

4. Идея права и законности в политико-правовых теориях средних веков // Правовой режим законности: вопросы теории и истории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 2001. -0,1 п.л.

Подписано в печать 15.10.04. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. псч. л. 1,16. Тираж 100 экз. Заказ № 45.

ЦОП типографии Издательства СПбГУ. 199061, С-Петербург, Средний пр , 41.

»22 5 6 9

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Юдина, Марина Игоревна, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I. Исторические предпосылки политического учения

Максима Грека.

§ 1. Духовная просветительская деятельность на Руси (Х-ХУ1 вв.).

§ 2. Эволюция отношений светской и духовной властей.

Глава II. Максим Грек: жизнь, судьба, творчество.

§ 1. Путь от гуманиста-доминиканца к православному монашеству.

§ 2. Максим Грек в России.

Глава III. Религиозно-нравственные и политические аспекты полемики стяжателей и нестяжателей.

§ 1. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий.

§ 2. Отражение идей стяжателей и нестяжателей в сочинениях

Максима Грека.

Глава IV. Проблемы государства и права в учении Максима Грека.

§ 1. Эволюция идеи власти в России в конце XV - начале XVI вв.

§ 2. Церковь и государство в учении Максима Грека. Идея богоустановленности государственной власти.

§ 3. Максим Грек о законных формах наследования и реализации власти. Проблемы правосудия.

§ 4. Концепция «праведного государя». «Правда» и закон.

Глава V. Максим Грек о внешней политике Русского государства к вопросу о суде над Максимом Греком).

§ 1. Позиция в отношении Турции и татарского ханства.

§ 2. Полемика против «латинства».

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Политико-правовое учение Максима Грека"

Актуальность темы диссертационного исследования. Произведения Максима Грека (ум. 1556 г.; светское имя - Михаил Триволис) занимают важное место в истории русской политической и правовой мысли. Максим Грек, оказавшийся в силу обстоятельств на Руси, имел возможность не только описать сложившуюся общественно-политическую жизнь Руси XVI в., но и внести огромный вклад в становление Русской Православной Церкви, особенно в аспекте взаимоотношений церкви и государства. Не случайно в XVI в. преп. Дионисий, архимандрит Троице-Сергиева монастыря, собирал труды Максима Грека и распространял их.1 Следует отметить, что творения Максима Грека были настолько существенны, что получили всеобщее признание наравне с творениями Святых Отцов.2

Среди мыслителей своего времени Максим Грек занимает особое мес^о. Обращение к его личности и творческому наследию безусловно актуально, так как он являл собой столь необходимый сейчас пример высокообразованного человека, мудрого учителя и безупречного церковного служителя.

Однако не только это обстоятельство определило актуальность обращения к изучению политико-правовых воззрений Максима Грека. В нынешних условиях всеобщих реформ в России перед наукой стоят определенные задачи. Она призвана не просто рассказать о каких-либо исторических фактах или событиях, но и в большей степени обобщить исторический опыт. Плодотворное развитие отечественной юридической науки невозможно без осознания ее преемственности и восстановления нарушенной связи времени. С этой точки зрения политико-правовое учение Максима Грека приобретает особую актуальность.

1 Иконников B.C. Максим Грек и его время. Изд. 2 -е. Киев, 1915. С. 583.

2 Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2. С. 605.

Неординарность творчества Максима Грека обусловила неоднозначность оценок его учения, особенно в вопросах компетенции государственной и церковной властей, правового положения церковного имущества и монашеской добродетели, его отношения к существующим в России порядкам.

В конце XX в. было начато переиздание ранее опубликованных работ мыслителя, а также были переведены и изданы ранее неизвестные произведения, которые нуждаются в комплексном анализе и оценке. Все это и определило выбор темы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью исследования были и реконструкция и комплексный анализ политико-правового учения Максима Грека: взгляды мыслителя на понятие и сущность власти, право и закон, правосудие, компетенцию и действия царской и духовной властей, рассмотренные на фоне централизации и развития Московского государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить исторические, идейно-политические истоки политико-правового учения Максима Грека как на основе анализа эволюции философско-правовой мысли по проблемам взаимодействия государства и церкви, так и на основе анализа развития духовной просветительской деятельности на Руси, а также эволюции отношений светской и духовной властей, от крещения Руси и до XVI в.;

- изучить условия жизни, обучения и деятельности Максима Грека в контексте актуальных для его времени проблем, оказавших влияние на формирование его мировоззрения на пути от гуманиста-доминиканца к православному монашеству;

- дать характеристику политико-правовой и общественной организации Русского государства первой половины XVI в. — времени жизни Максима Грека на Руси;

Ф - определить и исследовать политико-правовые проблемы, взгляды, изложенные Максимом Греком в его произведениях, на государство и право, взаимоотношения церкви и государства, в том числе эволюции идеи власти церкви, идею богоустановленности государственной власти, принципы ее наследования и реализации, на происхождение, сущность и назначение верховной власти в государстве, формы ее организации применительно к концепции «праведного государя», правосудие;

- проанализировать понимание Максимом Греком содержания таких категорий, как закон - правда - справедливость и взаимоотношения между ними;

- уяснить взаимосвязь идей стяжателей и нестяжателей с основными положениями политико-правового учения Максима Грека.

Источниковая база исследования. Основными источниками стали опубликованные Максима Грека. Кроме того, в качестве источников, были привлечены сочинения современных ему мыслителей. При написании диссертации были использованы работы современных отечественных и зарубежных авторов по различным аспектам исследуемой проблемы.

Степень разработанности проблемы. В XIX в. наследие Максима, его биография и сказания о нем становятся объектом научного анализа. Одними из первых серьезных исследований стали статьи Г.Терещенко и Филарета Гумилевского. Затем появляется масса научных, полунаучных и совсем ненаучных изданий. Среди работ первого рода можно выделить фундаментальные исследования С.А.Белокурова, Е.Е.Голубинского и В.С.Иконникова, не утратившие во многом своего значения до сего дня.

Из западных ученых наследием Максима Грека занимались И.Денисов, Г.Папамихаил, Р.Клостерман, Б.Шультце, Д.Хейни и др.

Отдельные аспекты творчества мыслителя были предметом рассмотрения в статьях О.А.Белобровой, Б.М.Клосса, Н.Н.Покровского, В.Ф.Ржиги, Ф Б.Л.Фонкича, А.Т.Шашкова, С.О.Шмидта, в рецензиях на книгу И.Денисова, принадлежащих С.М.Каштанову и А.И.Клибанову.

Весомый вклад в изучение жизни и творчества мыслителя во второй половине XX в. был внесен советскими учеными, в основном литературоведами и историками. Кроме монографических исследований Н.В.Синицыной и А.И.Иванова, М.Н.Громова, специально посвященных Максиму Греку, большие разделы о нем были помещены в книгах А.А.Зимина, Н.А.Казаковой, Л.С.Ковтун, Н.М.Золотухиной и др. Обстоятельную текстологическую работу над произведениями Максима Грека проводил Д.М.Буланин.

Тем не менее на сегодняшний день комплексное исследование политико-правового учения Максима Грека отсутствует.

Методология исследования представлена различными методами научного познания, к числу которых относятся исторический, логический, системный и особенно сравнительный методы исследования.

Научная новизна исследования. Взяв за основу имеющиеся исследования творчества Максима Грека, диссертант стремился расширить малоизвестные и раскрыть неизвестные аспекты политико-правового учения Максима Грека.

В работе предпринята попытка выявления истоков и особенностей формирования политико-правовых воззрений на Руси первой половины XVI в. через призму воззрений прогрессивного мыслителя своего времени - Максима Грека, волею судьбы оказавшегося в нашей стране. Рассмотрены и тщательно изучены теоретические и методологические основы политико-правового учения Максима Грека, особое внимание уделено интерпретации отдельных идей мыслителя, в частности истолкованию им понятий правды, "праведного государя", идеи богоустановленности государственной власти.

Проведенное исследование позволило автору сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ эволюции философско-правовой мысли Западной Европы по проблемам взаимодействия государства и церкви позволяет проследить формирование двух моделей церковно-государственных отношений. Первая модель - «симфония», предполагающая союз государства и церкви, берет свое начало с момента официального признания христианства государственной религией Римской империи в IV в. Данная модель нашла практическое воплощение в двух формах: «цезарепапизме» (примат государства над церковью) и «папизме» (доминировании церковной власти над государством). Вторая модель была основана на принципе «отделения церкви от государства» и предполагала существование церкви как социально-политического института, относительно независимого от светских властей, с предоставлением ей свободы в реализации своих духовных, моральных и воспитательных задач.

2. В научной литературе принято выстраивать концепции церковно-государственных отношений на Руси по аналогии со странами Северной и Восточной Европы, пережившими в первой трети XVI в. религиозную Реформацию. Однако проведенный диссертантом анализ русских источников позволяет опровергнуть гипотезу о типологической близости ситуации на Руси конца XV - первой половины XVI в. с европейскими реформационными процессами. Россия на рубеже XV-XVI вв. далеко не стояла на «пороге Нового времени», поэтому аналогии с Западом, вступившим в начале XVI в. эпоху Реформации, оказываются чисто внешними. Религиозная ситуация на Руси XV-XVI вв. наиболее близка и имеет типологические параллели в Клюн^ийской монастырской реформе Х-Х1 вв. И там, и здесь формируется поминальный культ, что также привело к росту монастырского имущества и возрастанию влияния монашеской корпорации. Все это проходило на фоне острых религиозных споров о праве монастырей владеть недвижимостью.

3. Идеал государя для Максима Грека - просвещенный властитель, осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет Церкви и в то же время сохраняющий за собой в определенных случаях право вмешательства в дела церкви.

4. Максим Грек негативно относился к вмешательству гражданской власти в дела высшего церковного суда, считая, что это может привести к полному верховенству одной власти над другой, и поэтому он являлся противником автократии. Именно это суждение Максима Грека можно рассматривать как первые шаги в теории разделения властей в России. Здесь его взгляды расходятся с взглядами Нила Сорского, который был убежден в том, что задачи Церкви в отношениях с государством состоят лишь в молитве о государстве, и полагал вполне возможным и необходимым «богоизбранное супружество» светской и духовной властей.

5. В своих воззрениях Максим Грек опирался на традиции новозаветной литературы, в которой говорится об уважении к правде и закону. Это сказалось на понимании им экзегетики терминов «праведный государь» (носитель правды, высокой ответственности, которая налагается и индивидуальной и политической этикой), «закон - правда - справедливость», «вера», выяснении их внутреннего неразрывного единства. Максим Грек обосновывает реальную необходимость существования праведной (в смысле законопослушной и моральной) жизни и недопустимость оправдания «неправедного» поведения (нарушения закона) верой, как бы внешне блистательно она ни была организована. В то же время для него характерны противопоставление правды вере (данный подход был введен в русскую политическую литературу именно Максимом Греком, позже он был использован в произведениях Ивана Пересветова). Употребляя термин «правда» для характеристики законных форм власти, он прежде всего относил его к области чисто юридической деятельности — судопроизводству.

6. По мнению Максима Грека, государю принадлежит вся полнота власти в вопросах государственной жизни с правом изменения порядков как царских, так и общественных, но не по личному произволу, а только ради достижения пользы государства. Государь должен жить по закону морали, а править — по установленному праву, связывая свои действия «заповедями и законами».

7. В сочинениях Максима Грека можно увидеть истоки перехода от идеи теократического происхождения государства к идее ее договорного происхождения. Однако дальнейшего развития у Максима Грека она не получила: договорная теория происхождения государства не могла «прижиться» в средневековой Руси, так как русские люди службу по договору воспринимали как «лукавую», которую можно нарушить в отличие от службы царю.

8. Мыслители ХУ-ХУ1 вв. понимали самодержавие как суверенную и основанную на законе власть одного правителя. При этом единодержавие того времени было далеко от абсолютизма и неразрывно было связано с Боярской Думой. Именно такое единодержавие признавалось наилучшей формой государственной власти. На основе этого строились идеальные модели организации власти, как ограниченного советом самодержавия. Понятия «самоволие» или «самовластие» осуждались как незаконные способы осуществления власти в государстве.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит в углублении и расширении знаний о взглядах Максима Грека на государство и право и в определении места его политико-правового учения в истории русской средневековой политико-правовой мысли. Выводы и материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при чтении лекций по истории права и правовых учений, особенно при подготовке учебных пособий и спецкурсов по русской средневековой политико-правовой мысли и проведении семинарских занятий, а также в научных исследованиях по данной и родственной тематике.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Юдина, Марина Игоревна, Санкт-Петербург

Заключение.

Из представленного научного исследования сочинений Максима Грека можно видеть, как формировалось его политико-правовое учение, какое влияние оно оказало на формирование и дальнейшее развитие отечественной политико-правовой мысли.

Достоверное изображение России XVI в. составляет одну из отличительных сторон сочинений Максима Грека, несмотря на отсутствие обращения Максима Грека к прошедшей истории Руси и церкви (о минувших событиях, произошедших в России на протяжении пяти веков, Максим Грек совсем не упоминает). Безусловно, если бы Максиму Греку известна была история России и церкви, тогда сочинения его, касавшиеся просвещения и его состояния, имели бы большую полноту и значение, были бы учтены особенности, вытекающие из сравнения прошлого с настоящим.

Конец XV - начало XVI вв. представляет собой переходное время, когда, в силу сложившихся неблагоприятных обстоятельств во внутренней и внешней жизни русской церкви, возникали многие общественные и религиозные вопросы, требовавшие в силу своей актуальности скорейшего и безусловного разрешения. На этом фоне стали отмечаться резкие столкновения между светской и духовной властью. Это объяснялось не теократическими устремлениями церкви, а усилением светской власти и самодержавными притязаниями монарха, что угрожало традиционным правам церкви.

Пиком конфронтации светской и духовной властей явился церковный Собор 1503 г., который заложил de-facto основы тех взаимоотношений между государством и церковью, которые «Стоглав» оформил de-jure, и которые вплоть до времени петровских реформ определили сферы разграничения интересов обеих сторон в материальном плане.

В научной литературе принято выстраивать концепции церковно-государственных отношений на Руси по аналогии со странами Северной и

Восточной Европы, пережившими в первой трети XVI в. религиозную Реформацию. Однако проведенный диссертантом анализ русских источников позволяет опровергнуть гипотезу о типологической близости ситуации на Руси конца XV - первой половины XVI в. с европейскими реформационными процессами. Россия на рубеже ХУ-ХУ1 вв. далеко не стояла на «пороге Нового времени», поэтому аналогии с Западом, вступившим в начале XVI в. в эпоху Реформации, оказываются чисто внешними. Религиозная ситуация на Руси XV-XVI вв. наиболее близка и имеет типологические параллели в Клкжшйской монастырской реформе Х-Х1 вв. И там, и здесь формируется поминальный культ, что также привело к росту монастырского имущества и возрастанию влияния монашеской корпорации. Все это проходило на фоне острых религиозных споров о праве монастырей владеть недвижимостью.

Анализируя отношение к владельческим правам церкви, на основе сравнительного изучения творчества наиболее известных представителей "стяжательского" учения - преп. Иосифа Волоцкого и "нестяжательства" -преп. Нила Сорского диссертант приходит к заключению, что противостояние духовных традиций никогда не принимало форм борьбы современных политических партий.

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий предпочли разные формы монастырской жизни: преподобный Нил - скит, Иосиф Волоцкий - общежитие. В соответствии с этим, они отстаивали и различные формы имущественного устройства г монастырей, которые исходили из начальной истории православного монашества, отраженной в житиях древних святых.

При изучении вопроса о монастырском устройстве автор использовал все известные на сегодняшний день сочинения Максима Грека. В этих сочинениях Максим Грек не выступает непосредственно как участник полемики стяжателей и нестяжателей, но вопрос о монашеском "нестяжании" - один из центральных. Взгляды Максима Грека были близки взглядам нестяжателей (судили его почти по тем же пунктам, что и Вассиана), но в отдельных случаях он поддерживал и иосифлян; так, позиция Максима Грека в вопросе о путях проведения реформы монастырей была более умеренной в отличие от представителей нестяжательства, так как традиции афонского монашества не могли "взрастить" такой радикализм.

Для общественного сознания Московской Руси примером и образцом государственного устройства была Византийская империя. Поэтому задачей русской литературы ХУ-ХУ1 вв. было показать тесную связь Московского государства с древними византийскими традициями, но при этом последовательно развивать идею сильной, ничем не ограниченной самодержавной власти.

Во взглядах Максима Грека можно видеть как полное выражение, так и окончательное завершение того греко-византийского влияния на русское общество, какое оказывала Византия, благодаря греческим просвещенным деятелям.

Идеал государя для Максима Грека - просвещенный властитель, осознающий свою ответственность перед Богом и народом, признающий религиозно-нравственный авторитет Церкви и в то же время сохраняющий за собой в определенных случаях право вмешательства в дела Церкви.

Рассуждения Максима Грека об отношениях государства и церкви можно рассматривать как первые шаги в теории разделения властей в России. Здесь его идеи расходятся со взглядами Нила Сорского, который считал, что задачи Церкви в отношениях с государством состоят лишь в молитве о государстве.

В вопросе о способах происхождения власти Максим Грек признавал не только наследственное принятие престола, но и занятие его выборным путем -здесь можно увидеть истоки перехода от идеи теократического происхождения государства к идее его договорного происхождения. К сожалению, о дальнейшем развитии данных взглядов Максима Грека не известно.

Говоря о необходимости совета как органа, ограничивающего самовластие правителя, Максим выделял форму власти в виде сословно-представительной монархии.

Стоит отметить, что единодержавие того времени было далеко от абсолютизма и неразрывно было связано с боярской Думой. Именно такое единодержавие признавалось наилучшей формой государственной власти.-На основе этого строились идеальные модели организации власти, которые представлялись в виде ограниченного (советом) самодержавия. Понятия "самоволие" или "самовластие" жестоко осуждались как незаконные способы осуществления власти в государстве.

Проблемам правосудия, особенно в вопросах реорганизации суда и судопроизводства, Максим Грек уделил серьезное внимание. Употребляя термин "правда" для характеристики законных форм власти, он прежде всего относил его к области чисто юридической деятельности - судопроизводству.

Именно Максим Грек впервые противопоставил гражданскую правду в делах государства бездеятельной вере и благочестию, которые никак не реализуются. К этому положению в дальнейшем обращались Иван Пересветов, Зиновий Отенский, Андрей Курбский, Иван Тимофеев и др.

Праведный, или идеальный, государь, в представлении Максима Грека, -это носитель правды, высокой ответственности, которая налагается и индивидуальной, и политической этикой. Основой политической деятельности идеального правителя является, по мнению Максима Грека, правда. О правде писал не только Максим Грек, но и его ученики - Федор Карпов, Иван Пересветов. Правда в православной традиции отождествлялась со справедливостью: предлагалась не только законность деятельности, но и ее соответствие моральному порядку. Она признавалась необходимой во всех сферах государственной деятельности. У Максима Грека она касалась справедливости, или правды, главным образом, в области суда. "Правда сиречь прав суд"269 - определял ее Максим Грек. Подобно Фоме Аквинскому, он отличал богословские добродетели от моральных и ставил во главе последних справедливость, или правду.

Справедливость-правда, в православном понимании, - одновременно и честность. Соблюдение справедливости и нравственных норм - заповедей, Максим Грек считал ядром православной этики, противопоставляя их этике культовой.

Политическая деятельность - высшее божественное призвание человека. Поэтому она не может совмещаться с эгоизмом и хитростью. По мнению Максима Грека, государь должен жить по закону морали, а править - по установленному праву, связывая свои действия "заповедями и законами". Государь, чья деятельность не соответствует этим требованиям, может быть назван "мучителем".

Взаимная ответственность властвующих и подвластных, по убеждению Максима Грека, означает их нравственную слитность, в которой снимается разделение на властвующих и подвластных, и все становятся служителями общего народного дела.

Анализируя причины осуждения Максима Грека на Соборах 1521-1531 гг., где ему были предъявлены обвинения в государственной измене — сношениях с турецким правительством, автор исследовал и общественно-политическую ситуацию того времени, отношения между Россией и Турцией, в частности. Помимо анализа сочинений Максима Грека того периода ("Послание к Василию III" 1519 г., "Слово благодарственно. о бывшей прекрасной победе на крымского пса." 1541 г.), автором изучались показания свидетелей и ответы Максима Грека, данные на Соборах, беседы Максима Грека с "власть предержащими". Все это позволило автору сделать вывод о лояльности Максима Грека по отношению к московскому правительству, об его невиновности.

И если обвинение Максима Грека в вопросе о поставлении русских митрополитов в Москве соответствовало действительности, то этого нельзя сказать по поводу Флорентийской унии. Анализируя работы Максима Грека ("Слово. противу льстивого писания Николая Немчина" и др.), автор доказывает невиновность Максима Грека.

Наблюдательность, прямота, разносторонность описаний и глубокое понимание духа и направления современного ему общества в отрицательном смысле составляют заслугу Максима Грека; своими обличениями он пробуждал умы русских общественных деятелей от самомнения и самоуспокоения, указывал на множество актуальнейших вопросов и проблем во всех областях жизни, которые были присущи Руси XVI в., призывая современников к энергичной плодотворной деятельности.

Для распространения просвещения на Руси XVI в. и разрешения актуальнейших вопросов и проблем требовалось указать пути и средства. Какие же способы и средства предлагал Максим Грек для исправления недостатков современного ему общества? Эта весьма важная сторона представляется в сочинениях Максима Грека не такою ясною, как хотелось бы, этому вопросу он не посвятил ни одного отдельного трактата.

Хотя вопроса об отсутствии просвещения, необходимости и пользе его в борьбе с невежеством Максим Грек касался, он не затрагивал его в том объеме, значении, какое ему придавали в последующем другие мыслители. Не смотря на свое высокое по тем временам образование, Максим Грек не придавал просвещению того важного значения, какое оно имело, имеет и будет иметь в дальнейшем, влияя на поведение и деятельность, взаимоотношения людей, служебные, семейные, национальные и иные отношения. Поэтому изложить положительные идеалы Максима Грека для обновления русского общества можно не иначе, как только отрывочно, посредством указания и извлечения из сочинений отдельных мыслей и изречений, разбросанных по всем сочинениям его случайно, бессистемно, что и было предпринято в настоящем диссертационном исследовании.

Слава приходит к Максиму Греку уже при жизни. Его единомышленники, последователи, ученики Вассиан Патрикеев, Андрей Курбский, Зиновий Отенский, Герман Казанский, Дмитрий Герасимов, Нил Курлятев, Иона Думин, Дионисий Зобниновский с глубоким уважением и искренней похвалой отзываются о мыслителе. Зиновий, который за преданность своему учителю ссылается после суда над Максимом в Отенский близ Новгорода монастырь, пишет: «Аз же, яко груб сый, премудраго Максима смысла разумети не могу». При этом он замечает, что некоторые сочинения Максим Грек писал в состоянии эмоционального увлечения, характерного для Максима: «.яко от раздражения по рвению Максим писа»270.

Исследования о преп. Максиме продолжают появляться и в настоящее время; они должны восполнить недостатки и неполноту предыдущих трудов; научному решению о личности и деятельности знаменитого исповедника просвещения на Руси может содействовать филологическая разработка сочинений Максима Грека. Еще далеко не завершена та кропотливая палеографическая, источниковедческая и текстологическая работа, которая позволит четко отделить подлинные произведения Грека от его переводов и приписываемых ему творений, определить время создания и обстоятельства, связанные с их возникновением.

На основании всего сказанного нужно признать, что главное значение его трудов состояло в том, что он, несмотря на греческое происхождение и чрезвычайно трудные, исключительные обстоятельства пребывания на Руси, создал и обозначил направление общественно-политической мысли России XVI в., впоследствии расширившееся и ставшее его политико-правовым учением, в основе которого было стремление к просвещению для устроения внешней и внутренней политической и общественной жизни согласно правде и закону, в

270 Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863. С.894; 909. соответствии с христианскими заповедями.

Можно по-разному относиться к взглядам и политико-правовым позициям Максима Грека, разумеется, не все можно принять, не со всем согласиться, так как мы зачастую рассуждаем с присущим любому поколению эгоизмом по отношению к предшествующим поколениям, основываясь на современных понятиях и мироощущении, но бесспорно одно: в его лице мы имеем талантливого публициста того времени, который учил думать и анализировать происходящие процессы.

I. Источники

1. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - начала XVI вв. Т. 1. М., 1952. № 423.

2. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. № 172.

3. Боровкова-МайковаМ. С. Нил Сорский. Предание и Устав// Общество любителей древней письменности. СПб., 1912.

4. Владимир-Буданов М. Ф. Хрестоматия по истории русского права. Киев, 1880.

5. Герберштейн С. Записки о московских делах // Россия XV-XVII веков глазами иностранцев. JL, 1986.

6. Житие преподобного отца нашего Максима Грека. Троице-Сергиева Лавра, 1908.

7. Иосифская летопись / Подготовлена к печати А. А. Зиминым и С. А. Левиной. М., 1957.

8. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI вв. М.-Л., 1955.

9. Максим Грек. Послание о фортуне / Перевод Д. М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 Т. Т. 9. СПб., 2000.

10. Максим Грек. Повесть о Савонароле/ Перевод Д. М. Буланина// Библиотека литературы Древней Руси: В 20 Т. Т. 9. СПб., 2000.

11. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901. Приложение XX.

12. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Отд. 2.

13. Отдел рукописей Российской Государственной Библиотеки. Собрание Волоколамское. 681.

14. Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки. Кирилло-Белозерское собрание. № ХШ.

15. Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки. Кирилло-Белозерское собрание. 4/1093.

16. Отрывок следственного дела о Иване Берсене и Федоре Жареном, с допросами к старцу Максиму Греку и келейнику его Афанасию // Акты Археографической экспедиции. Т. 1. СПб., 1836.

17. Памятники древней письменности. Т. 30. СПб., 1882.

18. Пересветов И. С. Сочинения. М., 1956.

19. Повесть временных леТ. М.-Л., 1950.

20. Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева// Православный собеседник. 1863. Ч. 3.

21. Послание старца Филофея о неблагоприятных днях и часах/ Перевод В. В. Колосова // Библиотека литературы Древней Руси: В 20 Т. Т. 9. СПб., 2000.

22. Послание Филофея, старца Псковского Елеазарова монастыря к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю Мунехину // Православный Собеседник. 1861. Ч. II.

23. Послания Иосифа Волоцкого. М.-Л., 1959.

24. Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

25. Сочинения Максима Грека: В 3 Ч. Казань, 1859-1862.

26. Судные списки Максима Грека и Исаака Собаки / Изд. Н. Н. Покровский. М., 1971.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Политико-правовое учение Максима Грека»

1. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности// Новый мир. 1988. №9.

2. Алексеев А. И. Заметки о пересмотре эсхатологической концепции на Руси XIV—XV вв. // "Сих же память пребывает во веке" (мемориальный аспект в культуре русского православия). Материалы докладов и сообщений международной научной конференции. СПб., 1997.

3. Алексеев Ю. Г. Аграрная и социальная история Северо-Восточной Руси XV-XVI вв. Переяславльский уезд. М., Л., 1966.

4. Александропулос Мицос. Сцены из жизни Максима Грека. М.,1980.

5. Ангелов Д. Рост и структура крупного монастырского землевладения в Северной и Средней Македонии в XIV в. // Византийский временник. Т. XI. 1957.

6. Белокуров С. А. Житие преп. Иосифа Волоколамского // Чтения в обществе истории и древностей российских. 1903. Кн. III.

7. Белокуров С. А. О библиотеке Московских государей в XVI столетии. М., 1898.

8. Беляев И. Д. Об историческом значении деяний Московского собора 1551 г. // Русская беседа. 1858. IV.

9. Бердников И. С. Краткий курс церковного права православной церкви. Изд. 2. Казань, 1903.

10. Бердяев Н. А. О Рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

11. Бобков К. В., Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996.

12. Борисов Н. С. Русская церковь в политической борьбе ХГУЧ^О/ вв. М., 1986.

13. Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоцкий. СПб., 1865.

14. ВальденбергВ. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Пг., 1916.

15. ВиллариП. Джироламо Савонарола и его время/ Перевод с итальянского. Изд. «Ладомир», 1995.

16. Вернадский Г. В. Россия в средние века. Тверь-Москва, 1997.

17. Голышенко В. С. Неизданное полемическое сочинение Максима Грека в списке ХУПв. // Памятники русского языка. Исследования и публикации. М., 1979.

18. Горский А. В. Максим Грек Святогорец // Прибавления к творениям святых отцов. Ч. 18. М., 1859.

19. Греков И. Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы Х1У-ХУ1 вв. М., 1963.

20. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983.

21. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХУП вв. М., 1990.

22. Гумилев Л. Н. Иосифляне и нестяжатели // Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб., 1992.

23. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков. М.-Л., 1950. № 68.

24. Дьяконов М. А. Власть московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI в. СПб., 1889.

25. Дунаев Б. И. Максим Грек и греческая идея на Руси в XVI в. М.,1916.

26. Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.-Л., 1958.

27. Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения // Чтения в Обществе истории и древностей российских. Книги 1-2. М., 1881.

28. Зимин А. А. О политической доктрине Иосифа Волоцкого // Труды отдела древнерусской литературы. Т. IX. М., Л., 1953.

29. Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV —XVI в.) М., 1977.

30. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

31. Зиновий Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Казань, 1863.

32. Золотухина Н. М. Иосиф Волоцкий. М., 1981.

33. Золотухина Н. М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.

34. Иванов А. И. К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека // Византийский временник. М., 1968.

35. Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969.

36. Иконников В. С. Максим Грек и его время. Т. 1. Киев, 1915.

37. Иоанн Златоуст. Беседа 77 на Евангелие от Матфея // Сборник церковно-учительных чтений на дни страстной седмицы. М., 1900.

38. Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: Х1-ХХ века. М., 1995.

39. История политических и правовых учений/ Под общей ред. В. С. Нерсесянца. М., 2000.

40. Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.-Л., 1960.

41. Казакова Н. А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. М., 1970.

42. Каптерев Н. А. В чем состояло истинное монашество по воззрениям Максима Грека // Богословский вестник. 1903. Январь.

43. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1997.

44. Карсавин Л. П. Монашество в средние века. М., 1992.

45. Карташов А. В. История русской православной церкви. М., 1991.

46. Керров В. Л. Еретики и Апокалипсис. М., 1994.

47. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

48. Клибанов А. И. К изучению библиографии и литературного наследия Максима Грека // Византийский временник. Т. 14. 1958.

49. Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. М., 1993.

50. Копанев А. И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.-Л., 1951.

51. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1989.

52. Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII начала XIX века // Из истории русской культуры. М., 1996. Т. IV.

53. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции «Москва-Третий Рим» в идеологии Петра I // Художественный язык Средневековья. М., 1982.

54. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры// Ученые записки Тартуского университета: Труды по русской и славянской филологии. Вып. 414. 1977.

55. Лурье Я. С. Русские современники Возрождения. Л., 1988.

56. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. V. СПб., 1870.

57. Малинин В. Н. Старец Елезарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901.

58. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 7.

59. Медведев И. П. Некоторые правовые аспекты византийской государственности// Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990.

60. Мейендорф И. Ф. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

61. Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 1997.

62. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

63. Насонов А. Н. История русского летописания IX начала XVIII вв. М., 1969.

64. Никитин В. Н. Богословские воззрения Максима Грека // Тысячелетие Крещения Руси. Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11-18 мая 1987 г. М., 1989.

65. Носов Н. Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л., 1969.

66. Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Ч. 1. Одесса, 1871.

67. Петров А. Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии //Древняя Русь: пересечение традиций. М., 1997.

68. Плизгунов А. И. Памятники раннего нестяжательства первой трети XVI века. М., 1986.

69. Плизгунов А. И. Апокрифическое правило святых отец 165 на обидящих божиа церкви // Спорные вопросы отечественной истории XI-XVIII вв. М., 1990.

70. Плизгунов А. И. Судный список Максима Грека // Архив русской истории. Вып. 1. М., 1992.

71. Покровский Н. Н. Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971.

72. Попова Т. В. Византийская эпистолография// Византийская литература. М., 1974.

73. Поспеловский Д. В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М.: Изд-во ББИ св.апостола Андрея, 1996.

74. Прохоров Г. М. Послание Нила Сорского // Труды отдела древнерусской литературы. Т. 29. Л., 1974.

75. Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XVI в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XXIII. Л., 1968.

76. Прохоров Г. М., Розов Н. Н. Перечень книг Кирилла Белозерского //Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXI. Л., 1981.

77. Радченко К. Ф. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев, 1898.

78. Ржига В. Ф. Из полемики «иосифлян» и «нестяжателей» // Известия Академии наук. Отделение гуманитарных наук. 1929. № 9.

79. РжигаВ. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI в.: Максим Грек публицист // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 1. Л., 1934.

80. Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М.: Наука, 1986.

81. Сахаров А. М. Церковь и образование русского централизованного государства // Вопросы истории. 1966. № 1.

82. Сахаров А. М. Образование и развитие русского централизованного государства в Х^ОО/Н вв. М., 1969.

83. Семенов В. Древняя русская Пчела по пергаментному списку. СПб.,1893.

84. Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977.

85. Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III// Византийский временник. М., 1965. Т. 26.

86. Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998.

87. Синицына Н. В. Этический и социальный аспект нестяжательских воззрений Максима Грека // Общество и государство Феодальной России. М., 1975.

88. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси ХГУ-ХУ1 вв. Новосибирск, 1991.

89. Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992.

90. Словарь древнерусского языка Х1-ХГ\^ веков / Гл. ред. Р. И. Аванесова. М.: Русский язык, 1991.

91. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. Т. 1. СПб., 1995.

92. Смирнов И. И. Восточная политика Василия III // Исторические записки. Т. 27. 1948.

93. Смирнов И. И. К вопросу о суде над Максимом Греком // Вестник истории. 1969. № 2-3.

94. Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913.

95. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 5. М.,1989.

96. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т.З.СПб., 1903.

97. Тихомиров JI. А. Монархическая государственность. СПб., 1993.

98. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. II. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.). М., 1998.

99. Фабри Иоганн. Религия московитов // Россия первой половины XVI в.: взгляд из Европы. М., 1997.

100. Филарет (Гумилевский) Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. Кн. 1. С. 35.

101. Филарет (Гумилевский). Максим Грек// Москвитянин. 1842. Ч. VI.11.

102. Философский словарь/ Сост. Г. Шмидт/ Перевод с немецкого. Москва, 1961.

103. Флоринский Г. В. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888.

104. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1983.

105. ФлоряБ. Н. Государственная власть и формирование духовного сословия в средневековой России // Сословия и государственная власть в России XV — середины XIX вв. Ч. 2. М., 1994.

106. ФлоряБ. Н. Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. М., 1992.

107. Церковь и государство. Новосибирск, 1991.

108. Цыпин В. Церковное право. М., 1996.

109. ЧерепнинЛ. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. Ч 2. М.,1951.1 i 0. Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XV-XVI вв. М„ 1996.

110. ЯчменевЮ. В. Правда и закон: Из уистории российского правоведения. СПб., 2001.

2015 © LawTheses.com