Политико-правовые идеи Джона Стюарта Милля о представительной демократиитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Остроумов, Николай Владимирович, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Политико-правовое развитие Великобритании и творчество

Джона Стюарта Милля.

1.1. Джон Стюарт Милль: жизнь и творчество.

1.2. Демократическое государство в концепции Джона Стюарта Милля.

Глава 2. Джон Стюарт Милль об идеальной модели представительной демократии.

2. 1. Развитие английского парламента XIII - XX вв.

2.2. Джон Стюарт Милль об избирательной системе в демократическом государстве.

2. 3. Парламент и общество: динамика взаимоотношений.

Глава 3. Джон Стюарт Милль об исполнительной и судебной власти.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Политико-правовые идеи Джона Стюарта Милля о представительной демократии"

Актуальность темы исследования определяется той политико-правовой ситуацией, которая сложилась на сегодняшний день в Российской Федерации. Россия последних лет переживает полосу реформ своих властных институтов, которая затрагивает все уровни административной вертикали, объем полномочий, принцип формирования судебных органов, функциональную дифференциацию полномочий верхней и нижней палаты российского парламента, реорганизации системы голосования, а также многое другое. Политико-идеологические принципы государственного устройства РФ также служат предметом дискуссии на представительных форумах разного уровня, в средствах массовой информации, в специальной литературе — книгах и статьях по конституционному, административному праву, среди политологов и др.

В таких обстоятельствах творческое осмысление опыта прошлого, теоретических наработок ученых предшествующих поколений, как отечественных, так и зарубежных представляется совершенно необходимым, так как помогает находить ответы на вопросы современной политической и политико-правовой жизни, может служить в известной степени фиксатором основных векторов научного и практического поиска правящей российской элиты. Особенно ценен опыт теоретических изысканий тех мыслителей прошлого, которые выступали под флагом демократии и свободы, иначе -тех людей, которые оценивали события в относительно близком и далеком прошлом с демократических и либеральных позиций, или, быть может, используя уже ставшее привычными для слуха современного человека слова, - с позиций либерально-демократических. Мировоззренческий аспект в российских условиях может сыграть ключевую роль в возрождении и распространении либерализма.

В числе великих мыслителей, исповедовавших либерализм и демократизм, был британец Джон Стюарт Милль (1806-1873), видный управленец крупнейшей международной корпорацией своего времени английской Ост-Индской компании (1822-1858), член палаты общин Великобритании (1866-1869), человек, который написал и опубликовал свыше сотни книг и на порядок больше журнальных и газетных статей по вопросам политэкономии, политологии и правоведения, по социальной философии, психологии, а также по проблемам научной методологии и даже по цветоводству. Его труды регулярно переводились на все основные европейские языки, включая русский, причем и англоязычный экземпляры, и переводы многократно переиздавались тысячными тиражами.1 Некоторые из процедурных и организационных предложений Д.С. Милля вошли в фонд юридической и политической мысли человечества и продолжают оставаться предметом дискуссии до сих пор. Среди них - продолжительность функционирования парламента того или иного созыва, тайное голосование, а также ограничение и регулирование расходов на избирательную кампанию как партий, так и отдельных политических деятелей. Милль выступал за преимущество голосования по партийным спискам перед более популярной сейчас так называемой мажоритарной системой.

Объектом исследования в данной диссертации явились общественные отношения в английском обществе XIX в., отраженные в творчестве Джона Стюарта Милля. Наше внимание привлекает сегмент общественной жизни, связанный с политикой и правом, та область, где проявились выдающиеся теоретические достижения британского ученого, многие из которых могут быть рассмотрены с точки зрения возможности их практической реализации в современной социально-политической жизни.

Предметом изучения диссертант избрал работы Д. С. Милля по праву и политике. Среди них особое внимание уделяется анализу его сочинения "Размышления о представительном правлении", которое содержит "дайджест" политических статей и заметок, относящихся преимущественно к 50-м годам XIX века и опубликованных в различных периодических

1 До сих пор неизвестен полный тираж российских изданий Д. Милля. Предполагают, что к началу Первой мировой войны он превысил 5 тысяч экз. изданиях Великобритании Это произведение Милля в течение нескольких месяцев было переведено на русский язык и выдержало в России целый ряд изданий, как в столичных городах, так и в провинциях1.

К источникам диссертации следует отнести, кроме названного сочинения Милля, также его труды по проблеме суфражизма (woman hood suffrage), памфлет "Свобода", работы по политэкономии, с которыми, в частности, работал Н.Г. Чернышевский в 1861 г. накануне своей сибирской ссылки. В качестве дополнительных источников были привлечены различные материалы по британской истории, преимущественно те, что характеризуют политические события второй четверти XIX столетия. Среди них укажем произведения Томаса Карлейля, оппонента Джона Стюарта из консервативного лагеря.

Теоретическую основу диссертации составляют труды современных российских ученых и практиков в области теории и истории права, конституционного и компаративного права, истории правовых и политических учений, в частности, С.С. Алексеева, А.П. Альбова, В.К. Бабаева, М.В. Баглая, В.М. Баранова, Г.Г. Бернацкого, В.Г. Графского, Б.Н. Габричидзе, В.Н. Карташова, С.Н. Кожевникова, М.А. Нагорной, Е.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, А.В. Петрова, В.Б. Романовской, Р.А. Ромашова, Э.Б. Курзенина, В.П. Сальникова, И.Н. Сенякина, А.С. Шабурова.

Автором использовались также статьи и материалы выступлений современных российских политиков: В.В. Путина, В.В. Жириновского, Е.Т. Гайдара и др.

Методологическая основа диссертационного исследования. В процессе диссертационного исследования применялись различные методы научного познания: диалектика, анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и

1 Мы пользовались изданием, вышедшим в С.-Петербурге в 1863 году в издательстве Яковлева. Инициалы издателя неизвестны. Также неизвестно, кто привлекался в качестве переводчика. Одну из более ранних работ Милля по политической экономии переводил Николай Гаврилович Чернышевский. логический, системный, функциональный подходы, методы сравнительного правоведения, конкретно-социологический, формально-юридический. Также использовались разработанные Миллем приемы логической интерпретации теоретических вопросов и фактического материала. Заметим, что именно эти методологические приемы блестяще применил в своем хорошо известном российскому читателю "Капитале" Карл Маркс.1

Научная новизна диссертации определяется чрезвычайно слабой изученностью в современной отечественной науке правовых и политических л взглядов Д. С. Милля . В настоящей работе впервые с позиций современного российского обществознания проведен анализ многих теоретических положений, сформулированных Д.С. Миллем в различных его сочинениях, главным образом в важнейшей политико-правовой работе «Размышления о представительном правлении». Диссертант стремился раскрыть специфику подходов Милля к представительной демократии, миллевские приемы обоснования преимуществ демократической организации политической жизни как в общетеоретическом плане, так и применительно к Великобритании того времени. Впервые рассмотрены вопросы организации демократической системы в ее различных вариантах, в том числе оригинальная концепция демократического плюрализма Гэра - Фосетта -Милля при выборах в английский парламент. Проанализированы также

1 К. Маркс взял за основу дедуктивный способ логического исследования и подобно Миллю дополнил логику мысли индуктивно выведенными из эмпирических данных умозаключениями.

2 Единственная работа, напрямую посвященная творчеству Милля, была защищена в качестве магистерской диссертации в Санкт-Петербурге в 1867 году. Она принадлежит перу Н.Н. Рождественского и имеет заголовок "О значении Джона Стюарта Милля в ряду современных экономистов". Подчеркнем, что речь идет о политической экономии, а не о праве. Конечно, взглядов Милля касались, но весьма бегло, В. М. Устинов в 1912 году в своей магистерской диссертации "Учение о народном представительстве" (Москва) и К. Н. Соколов тоже в магистерской диссертации "Парламентаризм. Опыт теории парламентского строя", защита которой состоялась в С.-Петербурге в том же 1912 году. Диссертацией Соколова современные российские библиотеки не располагают, что же касается Устинова, то он опирался на французский исторический материал. Об указанных диссертациях см.: Кричевский Г.Г. Магистерские и докторские диссертации, защищенные на юридических факультетах университетов Российской империи (1755 - 1918). Библиографический указатель. Ставрополь, 1998. С. 110, 134, 135. предложения Джона Стюарта Милля по реформе палаты лордов английского парламента, об участии женщин в политической жизни общества и др. Отдельная глава диссертации посвящается роли исполнительных органов и судебной системы в условиях существования представительно-демократической государственной власти, а также роли частных компаний монопольного характера в демократической политической системе.

Работая над исследованием либерально-демократических идей Д. С. Милля, автор опирается на труды многих специалистов по истории европейских политических и правовых институтов — Е.В. Гутновой, B.C. Гаджиева, Е.В. Кузнецова, М.М. Ковалевского, В.Ф. Нерсесянца, А.Н. Савина, В. П. Сальникова.

Основной целью работы является комплексное изучение либерально-демократической концепции Д. С. Милля для возможного использования богатейших идей мыслителя в современной общественно-политической практике. Для достижения этой цели был поставлен ряд конкретных задач:

- проанализировать эмпирические данные, собранные Миллем, о различных исторически обусловленных формах демократического государственного устройства;

- рассмотреть аргументы британского мыслителя в пользу представительной демократии как наиболее адекватной рыночной экономике и гражданскому обществу формы политической организации;

- выявить достоинства и недостатки предложенной Миллем системы выборов в представительно-демократический парламент (открытое голосование, предоставление права на два-три голоса для интеллектуалов при выборах и др.);

- показать эффективность миллевских предложений против коррупции во время выборных процедур;

- обосновать точку зрения, что предложения Милля по реорганизации верхней палаты английского парламента предвосхищают реформу Совета Федерации, проведенную в 2000-2001 гг.;

- дать характеристику предложений британского ученого по реорганизации судебного дела, в частности - привести аргументы Д. Милля против выборности судей разных категорий и уровней;

- охарактеризовать взгляды Милля на формировавшуюся в годы его жизни колониальную систему Великобритании и других европейских государств, особо акцентировав внимание на предоставление "колонизированным" владениям за океаном (иначе - "белым колониям") самого широкого самоуправления (права "доминиона");

- доказать активную защиту Миллем интересов крупных монопольных транснациональных корпораций, в первую очередь английской Ост-Индской компании; показать, что предложенные Д. Миллем меры по подбору кадров для таких корпораций и их расстановке не остались незамеченными и использовались во многих странах на протяжении XX столетия.

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные положения, вынесенные на защиту:

- Личные симпатии Д. Милля - на стороне прямой демократии античных Афин, однако в реальной социально-политической жизни своего времени он активно выступал за представительную демократию, как лучшую форму государственной власти.

- Милль в 50-е годы XIX века, в отличие от Маркса и его единомышленников, выступал против "немедленной" и "безграничной" демократии; т.е. против всеобщего, равного и тайного голосования. Как ответственный либеральный политик, он ратовал за постепенное расширение электората, причем с учетом подготовленности к политической деятельности тех или иных групп населения (отсюда - ценз грамотности для выборщиков). По его мнению, только грамотные, понимающие основы политики граждане, способны стать источником и опорой демократического представительства.

Милль первым в истории политико-правовой мысли выдвинул идею, что демократия - это не безграничная власть большинства, а также и разумная защита прав меньшинства (или различных меньшинств -социальных, этнических, религиозных).

Анализ взглядов Милля на организацию выборов в Великобритании показывает, что британский обществовед выступает за право избирателя на плюрализм выборов, иначе говоря за то, чтобы избиратель мог в баллотировочном документе указать не одну фамилию, а несколько. По мнению диссертанта, эта идея Милля в известной степени предвосхищала современные выборы по партийным спискам.

Особое внимание Милль уделял проблеме участия женщин в политической жизни. Именно Джон Стюарт впервые в Великобритании открыто и активно поддержал идею суфражизма и стал первым идеологом суфражистского движения.

Именно Джон Стюарт Милль настаивал, чтобы в палату лордов вместо наследственных пэров были включены на постоянной основе крупные специалисты-управленцы из различных государственных структур. По мнению диссертанта, Милль был сторонником доминирования представительных учреждений, избранных населением на демократической основе, над административными органами; британский политолог являлся сторонником парламентской демократии, хотя и в рамках монархии.

Джон Стюарт Милль выступал за отбор судей, как в центре, так и на местах, высшими политическими управленцами, в первую очередь из министерства юстиции, на конкурсной основе открытого типа, что, по мнению автора, отчасти сопоставимо с представлениями идеологов современной судебной реформы.

Автор имеет основания утверждать, что именно Джон Стюарт Милль подсказал британским политикам идею предоставления самой широкой автономии Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке, которые в течение 50 лет после выхода в свет "Размышлений." получили особый юридический статус, который стал обозначаться термином "доминион". - Изучение работ Джона Стюарта Милля, особенно 18 главы его главной политической книги "Размышления.", позволяет говорить о том, что Милль первый из мыслителей и общественных деятелей своего времени показал возможность использования структурных элементов, а также кадровой базы английской Ост-Индской компании будущими, еще только зарождавшимися тогда монопольными образованиями транснационального капитал - одного из характерных явлений современной экономической и политической жизни мирового сообщества.

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяются его актуальностью, новизной и выводами как общетеоретического, так и практического характера, которые расширяют научные представления о природе, содержании и социальной функции современного цивилизованного государства и могут служить теоретическими и методологическими посылками для исследований по истории юридической и политической науки. Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть предметом дискуссий по компаративному, конституционному и административному праву. Автор диссертации считает также возможным пересмотреть подход к творчеству Джона Стюарта Милля в преподавании курса истории правовых и политических учений, дать более обстоятельное и мотивированное изложение его взглядов в учебных и учебно-методических материалах, обеспечивающих этот курс.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Остроумов, Николай Владимирович, Нижний Новгород

Заключение.

Анализ разнообразных материалов исторического характера, текстов произведений Милля и его современников (Т. Карлайля, К. Маркса, Н.Г.Чернышевского) позволяет придти к ряду существенных, на наш взгляд, выводов.

Как политический мыслитель, Джон Стюарт Милль в своем творчестве отразил особенности жизни родной страны. Ему свойственен традиционный для британских политологов юридизм, именно юридические оценки определяют отношение мыслителя к окружавшим его явлениям политической жизни.

В политической жизни Великобритании того времени проблема выборов в палату общин, организация верхней палаты, соотношение властных полномочий парламента с суверенитетом исполнительной власти относились к числу наиболее волновавших английское общество вопросов. Острота восприятия указанных проблем в 50-е годы XIX века усугубилась перемещением на британские острова центра радикального пролетарского движения, руководители которого Карл Маркс, Фридрих Энгельс и др. стремились, опираясь на пролетарское "множество", придти к власти (или захватить власть), ради чего выдвинули лозунг всеобщего равного избирательного права (один человек - один голос). Поэтому в текстах произведений Милля, в первую очередь, в его "Размышлениях о представительном правлении", бьется пульс напряженной политической борьбы за Англию, за будущее народов, населяющих британские острова. Битву за Англию Первый Интернационал проиграл, и в это его поражение свою заметную лепту внесла деятельность Джона Стюарта Милля.

В борьбе с пролетарским радикализмом либерально мыслящие писатели, к которым принадлежал Милль, использовали весь опыт политической работы трезвомыслящих идеологов человечества. К идеям И.Бентама, Т.Мальтуса, О.Конта, Д.Рикардо Джон Милль прибегал в своих политических произведениях чаще всего. Кроме того, для Милля характерно обращение к античной истории римской республики и афинской демократии в поисках классических образцов для построения политико-правовых моделей "фьючерного" характера.

В отличие от радикалов из окружения Карла Маркса, Джон Стюарт Милль резко возражал против безграничной и немедленной демократии на базе всеобщего и равного голосования. Как граждански ответственный либерал он выступал за постепенное расширение электората, причем с учетом подготовленности этого электората к политической деятельности. Отсюда его предложения по цензу грамотности, по введению "элементарных экзаменов" для выборщиков. Только грамотное, знающее основы политической жизни государства население, по мнению Милля, было способно стать подлинной основой представительной демократии.

В диссертации особое внимание было обращено на то, что Милль первым в истории политической и правовой мысли выдвинул идею, что демократия - это не безоговорочная власть большинства, а, в первую очередь, защита прав меньшинства (или различных меньшинств - национальных, религиозных, социальных и тендерных.)

Разбирая взгляды Милля на организацию выборов в Великобритании, автор диссертации показывает, что Милль стоял за плюрализм выбора. Принцип этот трактовался таким образом: избиратель может в баллотировочном документе писать не одну фамилию, а несколько. Можно сказать, что идея Милля предвосхищала современное голосование по партийным спискам. Заслуживает также внимание и призыв Милля к проведению вместо тайного открытого голосования, которое, как кажется Миллю, более ярко и достойно отражает общественную демократию. Эта идея не нашла активной поддержки ни в XIX, ни в XX веках, ни в одной стране мира.

Особое внимание, как указывается в диссертации, Милль уделяет проблеме участия женщин в политической жизни государства. Именно Джон Стюарт Милль был первым из мужчин Великобритании, который поддержал идею женского суфражизма и стал главным теоретиком суфражистского движения в Великобритании XIX века.

В диссертации подробно рассматривает миллевский проект преобразования палаты Лордов. В этом вопросе Милль намного опередил свое время.: реформа верхней палаты началась только на рубеже XXI века правительством лейбористов. Джон Стюарт мечтал сформировать верхнюю палату английского парламента из опытных управленцев с большим стажем работы на постоянной основе.

Складывается убеждение, что Милль был сторонником доминирования представительных учреждений, избранных народом на демократической основе, над исполнительными и судебными органами. Иначе говоря, британский политолог являлся сторонником парламентской демократии, пусть в рамках конституционной монархии.

В диссертации показывается, что Милль был решительным противником выборности судей разных категорий. Он выступал за их конкурсный отбор высшими политическими управленцами как в центре, так и на локальном уровне. Отчасти его идеи сходятся с представлениями современных российских реформаторов.

Отдельное внимание в диссертации уделяется колониальному вопросу и его решению Джоном Стюартом Миллем. Существуют основания утверждать, что именно Милль подсказал британским политикам идею представления самой широкой автономии "переселенческим колониям" или белым колониям - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке. Действительно, в течение следующих 50 лет после выхода "Размышлений." Милля, все они получили особый юридический статус, который стал обозначаться новым термином - доминион.

Изучение текстов трудов Милля, особенно 18 главы его главной политической книги "Размышления о представительном правлении", позволяет говорить о том, что Милль первый из мыслителей своего времени показал возможность использования структурных элементов и взаимодействий, а также кадровой базы английской Ост-Индской компании еще только зарождавшимися в его время монопольными образованиями транснационального капитала, которые в XX столетии приобрели доминирующий характер в мировой экономике.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Политико-правовые идеи Джона Стюарта Милля о представительной демократии»

1. А 1. Работы Джона Стюарта Милля

2. Mill John Stuart. Aug. Comte and Positivism. 1865, ed. 1908.

3. Mill John Stuart. Chapters and Speeches on the Irish Land Question. 1870.

4. Mill John Stuart. Considerations on Representative Government. 1861; 3Td ed. 1865.

5. Mill John Stuart. Dissertations and Discussions, i., ii., 1859; iii., 1867; iv. 1876.

6. Mill John Stuart. England and Ireland. 1868.

7. Mill John Stuart. Essays on some Unsettled Questions of Political Economy. 1844, ed. 1874.

8. Mill John Stuart. Examination of Sir W. Hamilton's Philosophy. 1865.

9. Mill John Stuart. Inaugural Address at the University of St. Andrews. 1867.

10. Mill John Stuart. On Liberty. 1859; ed. Courtney, 1892, W. B. Columbine, 1903; with introd. Pringle-Pattison, 1910.

11. Mill John Stuart. On liberty. Ed. with an introd. by Gertrude Himmelfarb. -Harmondsworth (Midd'x) etc.: Penguin books, 1977. 186 p. - (Pelican classics). - ISBN 0 14 040.028 1.

12. Mill John Stuart. On liberty / Representative government. Utilitarianism. Great books of the Mestern world. Chicago a. o., 1952, Vol. 43, c. 263-476.

13. Mill John Stuart. Principles of Political Economy. A vols., 1848; many ed., > especially ed. by W. J. Ashley, 1909.

14. Mill John Stuart. Subjection of Women. 1869; ed. with introd. by Stanton Coit, 1906.

15. Mill John Stuart. System of Logic. A vols., 1843; 9th ed., 1875; "People's ed.,1884.

16. Mill John Stuart. The Autobiography. Appeared in 1873, ed. 1908.

17. Mill John Stuart. Thoughts on Parliamentary Reform. 1859.

18. Mill John Stuart. Three Essays on Religion. 1874.

19. Mill John Stuart. Utilitarianism. 1863.

20. Монографические исследования.

21. Алексеев H.H. Основы философии и права. СПб.,1999.

22. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001.-748 с.

23. Алексеев С.С. Право: Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

24. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. М.: Норма: ИНФРА-М, 1999. - 329 с.4 23. Алексеев С.С. Основы правовой политики в России. М., 1995.

25. Алексеев С.С. Теория права. М.: Бек, 1994. - 222, (1) с.

26. Альбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX начала XX веков. -СПб., 1999.

27. Альбов А.П., Масленников Д.В. Бытие. Свобода. Право. СПб., 1998.

28. Альбов А.П. Отношение права и нравственности в русской философии права конца XIX начала XX века. - СПб., 1998.

29. Альбов А.П. Проблема правового идеала в русской философии права СПб., 1998.

30. Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. Русская философия права философия бытия, веры и нравственности // Русская философия: философия бытия, веры и нравственности. СПб.: Алетейя, 1998.-398 с.

31. Английское свободомыслие: Дж. Локк, Д. Голланд, А. Коллинз. М.: Мысль, 1981.-301 е., портр.

32. Антология мировой философии. Т.1 4.1 М.: Мысль, 1969. - 576 е.: ил.

33. Аристотель. Этика. СПб. 1908. Соч. T.IV. М.: Мысль. 1983. - 830 с.

34. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т 1-4. М.: Мысль. Т.1. - 1975.-550 е.: 1л. ил.

35. Т.2.- 1978.-687 с. Т.3.-1981.-613 е., черт. Т.4.-1983.-830 с.

36. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973. - 534 е.: 1 л. портр.

37. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.

38. Баранов В.М. Об истинности законодательных понятий. Горький, 1987.

39. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. Ред. З.М. Черниловский. М.: Юридическая литература. 1989. - 447, (1) е.: ил.

40. Баскин Ю.Я. История правовых и политических учений. СПб., 2000.

41. Баскин Ю.Я. Очерки философии права . Сыктывкар, 1996.

42. Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 334 с.

43. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Харьков: Тип. М. Зильберберга, 1889. - 232 е.: 1л. портр.

44. Берегнин В.И. Общественное правосознание и государственность. -Саратов. 1994.

45. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998.-624.

46. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1973.-317 с.

47. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль (2-е изд.). 1975. - 183 с.

48. Бошко В.И. Очерки развития правовой мысли : (От Хаммурапи до Ленина). Харьков: Юридическое издательство. - XXXV, 1925. - 570 с.

49. Бэкон Ф. Сочинения.Т. 1-2. М.: Мысль, 1971 - 1972. Т.1. - 1971. - 590 е.: 2л. ил.1. Т.2.- 1972.-582 с.

50. Быховский П. Гассенди. М.: Мысль, 1974. - 204 с.

51. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.

52. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 1-2. М.: Новый юрист, 1998.-621,(1) с.

53. Виноградов Г.Г. Господство права. Лекция. М., 1911.

54. Виноградов Г.Г. Очерки по теории права. М., 1915.

55. Владимиров Е. Существенные черты истории философии права. СПб., 1908.

56. Ворошилова Н. Критический обзор учения о разделении властей. -Ярославль. Тип. Губернской Земской управы. 1872.

57. Гассенди П. Соч. Т. 1-2. -М.: Мысль. -Т.1. 1966-431 е.: 2л. ил. Т.2.- 1968.-836 с.

58. Гегель Г.В.Ф. Сочинения Т. IX -XI. (М.-Л.): Соцэктиз, тип. «Печатный двор». В Лгр. И 17 ф-ка треста «Полигрэфкнига» в Мск.

59. Т.9. 1932. - XXVIII, 313, (1) с. Т.П. - 1935. -XXIX, 527 е.: портр.

60. Гессен В.М. Возрождение естественного права. СПб., 1902.

61. Гессен В.М. Общее учение о государстве. СПб., 1912.

62. Гинс Г.К. Право и сила. Очерк по теории права и политики. Харбин, 1929.

63. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 1-2. М.: Мысль, 1964. Т.1. - 583 е.: 1 л. портр.1. Т.2.-748 е.: ил.

64. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1-2. М.: Мысль, 1964. Т.1.-583 с.1. Т.2. 748 с.

65. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М.: Норма, 2000.-730 с.

66. Графский В.Г. и др. Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000.

67. Гроций Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. -М.: «Ладомир», 1994. 867, (1) с.

68. Грязин И.Н. О «правовом реализме» в англо-американской философии права. Тарту, 1978.

69. Деборин A.M. Социально политические учения нового и новейшего времени. В 3-х т. Т.1. - М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1958. - 628 с.

70. Дигесты Юстиниана. М.: Наука, 1984. — 456 с.

71. Дюги Л. Общество, личность и государство. СПб.: изд. «Вестн. Знания», тип. Т-ва Екатерингофск. Печати. Дело, б. г. - 54 с.

72. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Н.К. Мартынов, тип. «Общест. польза», 1908. - XXI, 599 с.

73. Еллинек Г. Социально-этическое значение права, неправды, наказания.- М.: Н.Н. Клочков, т-во «Печатня С.П. Яковлева» IX, 1910. - 148 с.

74. Ермошин В.В. Проблемы войны и мира в политико-правовых учениях Нового времени. М.: Наука, 1989. - 204, (3) с.

75. Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988. - 200 с.

76. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.2. Л.: Эго,1991. -279,(1) с.

77. Зорькин В.Д. Муромцев. М.: Юридическая литература, 1979. - 127 с.

78. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Изд-во МГУ, 1978.-269 с.

79. Иванов В.Г. История этики древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -224 с.

80. Иванов Г.А. Новая теория права и нравственности, ее критика и монистическое понимание этики. СПб., 1910.

81. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. 4.1. СПб.: тип. В. Безобразова-Х, 1875. - 309 с.

82. Ильин И.А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М. Изд-во «Медиум», 1993. - 512 с.

83. История буржуазного конституционализма XVII -XVIII века. М.: Наука, 1983.-296 с.

84. История свободомыслия и атеизма в Западной Европе. Под ред. Н.П. Соколова. М.: Мысль. 1966. - 412 с.

85. История философии в кратком изложении. Ред. русского перевода И.И. Богут. -М.: Мысль. 1991.-591, (1) с.

86. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. -М.: Юрид. лит. 1988. 814, (1) с.

87. Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992.

88. Кистяковский Б.А. В защиту права // Вехи. Сборник о русской интеллигенции. М.: Новости, 1990. - 211, (4) с.

89. Кичанова И.М. Пути и перепутья буржуазного атеизма (критика религии, обоснование светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе). М.: Мысль. 1976. - 180 с.

90. Кленер Г. От права природы к природе права. М.: Прогресс, 1988.

91. Ковалевский М.М. История политических учений нового времени. -СПб.: изд. Студенческ. Кассы взаимопомощи при СПб. Политехи. Инст., 1909.-293 с.

92. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1993. - 150, (2) с.

93. Коркунов Н.М. Общая теория права. СПб., 1906.

94. Коркунов Н.М. История философии права. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1915. - VI, 502 с.

95. Корольков А.А. Русская духовная философия. СПб., СПб., 1998.

96. Ксенофонт. Сократические сочинения. М.-Л.: Academia, тип. «Кр. пролетарий», 1935. - 417 с.

97. Кузнецов А.В. Джон Локк и социально-политическая мысль французского просвещения второй половины XVIII века. Минск. 1984.

98. Кузнецов Е.В. Сагателян Г.Ш. Нонконформизм толерантность в трудах Томаса Брауна // Проблемы английской и валлийской истории в позднее средневековье. Межвузовский сборник научных трудов. Под ред. Е.В. Кузнецова. Арзамас, 1999. - 132 с.

99. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юрид. лит., 1989. - 205 с.

100. Курзенин Э.Б. С. Пуфендорф об общественном договоре. Англия и Европа: проблемы истории и историографии. Арзамас: АГПИ, 2001. -242 с.

101. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689 1714). - М.: Б.И., 1994. - 303 с.

102. Литвинова Е.О. Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность. -СПб.: тип. Ю.Н. ЭР ЛИХ, 1892. 77 с.

103. Локк Дж. Сочинения. Т.2. М.: Мысль, 1985. - 560 с.

104. Локк Дж. Сочинения. Т.З. М.: Мысль, 1988. - 668, (1) с.

105. Лопатин Л.М. Князь С.Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906.

106. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета. 1990. - 79 с.

107. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991. — 478,(1) с.

108. Марло К. Сочинения. М.: Гослитиздат, 1961. - 662 с.

109. Материалисты Древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955. - 239 с.

110. Мильтон Дж. Речь о свободе печати. (Areopagitica). СПб.: «Света», тип. Т-ва «Общественная польза», 1905. - 52 с.

111. Муромцев С.М. Образование права по учениям немецкой юриспруденции. СПб.: М., тип. А.И. Мамонтова и К , 1886. 98,2 с.

112. Нерсесянц B.C. Право математика свободы. - М., 1996.

113. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Наука, 1977. - 152 с.

114. Нерсесянц B.C. Философия права. М.: ИНФРА-М: Норма, 1997. - 647 с.

115. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб.: Лань, 2000. - 349, (1) с.

116. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. — М.: тип. И.Н. Кушнерева, 1909. XII, 393 с.

117. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учение Нового времени XVI XVIII вв. - М.: т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1912.-344 с.

118. Новгородцев П.И. Политические идеалы древнего и нового мира. М.: Моск. Научное кн-во при Моск. Научн. Ин-те, 1919. - 214 с.

119. Новый завет. Imprimatur P. Theeuws. Mechlinae. 1964.

120. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX начало XX в.). -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та , 1996. - 192 с.

121. Парфенов А.Т. Кристофер Марло. 1564-1593. М.: «Худож. Лит.», 1964.-222 с.

122. Петражицкий Jl.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональная психологии. СПб.: тип. Ю.Н. ЭР ЛИХ, 1908. -IV, 265 с.

123. Петражицкий Л.И. теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000. - 607, (1) с.

124. Платон. Государство. Сочинения. В 3-х т. М.: Мысль. Т.З.Ч.1. 1971.-687 с.1. Т.З.Ч.2. 1972.-678 с.

125. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.

126. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. (М.): Госполитиздат, тип. «Печат. Двор» в Мр., 1949. - 559 с.

127. Рахман Д. Джон Локк. Его учение о познании, праве и воспитании. Червони шлях. 1924

128. Ромашов Р.А. Государство: Теория, население, власть. СПб., 1998.

129. Руфинни Ф. Религиозная свобода. История идей. Вып. 1. СПб., 1914.

130. Савельев В.А. Теория возрождения естественного права в учении П.И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI XIX веков. - М., 1979

131. Сборник в память профессора Г.А. Любавского. — Пг.: Типолит. М.П. Фролова, 1916.-IV, 311 с.

132. Сальников В.П. История политических и правовых учений. СПб., 2000.

133. Сальников В.П. Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.

134. Сатышев В.Е. Политико-правовые учения В Англии в эпоху буржуазной революции. М.: ВЮЗИ, 1985.

135. Спекторский Е. Проблемы социальной физики в XVII столетии. -Варшава. 1910. Т. 1.

136. Спекторский Е. Протестантство и рационализм в XVI-XVII столетиях. -Варшава. 1911.

137. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996.

138. Тарановский В.Ф. Учебник энциклопедии права. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1917.-2, 534 с.

139. Тарановский Ф.В. Лейбниц и так называемая внешняя история права. -СПб. 1901.

140. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. Берлин. 1923 (2-е изд.).

141. Толковая Библия. Т. 10. СПб. 1912.

142. Фуше М. Европейская республика. Исторические о географические контуры. Пер. с французского В.П. Серебренников и Т.Н. Серебренникова. М.: Международные отношения. 1999. - 168 с.

143. Хайек Ф.А. Общество свободных. London 1990.

144. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

145. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1-3. М.: Бр. Башмаковы, тип. Н. Кушнерев, 1911.1 вып. 320 с.2 вып. с. 321-5123 вып. с. 513-698

146. Ященко А.С. политические учения Англии в XVIII веке и начале XIX в.-М., 1912.3. Научные статьи

147. Альбов А.П., Масленников Д.В., Ревнова М.Б. Николай Алексеев между стихией и Логосом // Н.Н. Алексеев. Основы философии права. СПб.: Юрид. ин-т, 1998.

148. Гаджиев B.C. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. №7

149. Галанза П.Н. Концепция естественного права в учении Гуго Гроция// Известия АН СССР. Отдел экономики и права. М. 1946. № 7.

150. Гертых В. Свобода и моральный закон Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1994. № 1.

151. Грабарь В.Э. Гуго Гроций и Альберано Джентили как представители двух направлений в науке международного права//Известия АН СССР. Отд. Экономики и права. М. 1946. № 1

152. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально типическом истолковании. (О социологической значимости концепции Гоббса). // Полис. 1993. № 6

153. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех» и ее судьбы в концепции «разделения властей Джона Локка) // Полис. 1994. № 3

154. Джентиле Ф. О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии. // Государство и право. 1995. № 1.

155. Жуков В.Е. Социальная философия П.И. Новгородцева // Вестник Московского университета . 1992. № 3.

156. Киссель М.А. Принципы 1789 года (Генезис и первое применение) // Вопросы философии, 1989. №10

157. Козлихин И.Ю. Политическая концепция Николло Макиавелли. // Правоведение. 1996. № 4

158. Кузнецов Э.В. Философия права в русском дореволюционном правоведении // Правоведение. 1984. № 2

159. Лысов С.И. Естественно ли «естественное право?»// Актуальные проблемы юриспруденции. Выпуск 3. Часть 1. Тюмень: Тюменский госуниверситет. 1999

160. Медушевский А.Н. Идея разделения властей: история и современность. // Социологический журнал. 1994. № 1

161. Мееровский М.К. Английский деизм и Дж. Локк. Научные доклады высшей школы. // Философские науки. 1972. № 4.

162. Нарский И.С. Джон Локк глазами XX века. Научные доклады высшей школы. // Философские науки, 1982. № 2.

163. Нерсесянц B.C. Декларация прав человека и гражданина в истории идей о правах человека // Социологические исследования, 1990. № 1.

164. Нерсесянц B.C. О неотчуждаемом праве каждого на гражданскую собственность // Государство и право, 1992. № 12

165. Петрова JI.B. О естественном и позитивном праве (по поводу кн. Алексеева «Государство и право». Нач. курс. М., 1993) // Государство и право. 1995. № 2.

166. Рубин Н.В. Проблема естественного права Становление и развитие научных школ права в государственных университетах России. Часть 4. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции (29-30 апреля 1999 года).СПб. 1999

167. Сапрыкин Ю.М. О классовой сущности политических взглядов Гаррингтона //Средние века. Вып. IV. М.: изд. АН СССР. 1953.; Вып. V. М.: АН СССР. 1954.

168. Сатышев В.Е. Джон Локк идеолог английской буржуазной революции XVII в. // Правоведение 1982 № 6

169. Сахарова Т.А. Новое о Локке // Вопросы философии, 1956 № 5.

170. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопросы философии. 1990. № 6

171. Ячменев Ю.В. К.А. Неволин родоначальник философии права в России // Государство и право. 1998. № 7

172. Авторефераты и диссертации.

173. Величко A.M. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве: Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 1995.

174. Захарченко М.В. Становление идеи практического разума в метафизике XVII века. Джон Локк и традиция естественного закона. Автореф. дисс. .канд. филос. наук, СПб, 1992.

175. Кузьмин А.В. Правовое учение И.В. Михайловского (эйдологическое направление российской философии права): Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. СПб., 1998.

176. Петрова М.М. Концепция общественного договора в английской философии XVII века. Автореферат дисс. . канд. филос. наук. СПб., 1995.

177. Поляков А.В. «Возрожденное естественное право» в России (критический анализ основных концепций) Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Л., 1987.

178. Ромашов Р.А. Общество и государство: концепция Джона Локка: Автореф. дис. . канд. юрид. наук, СПб., 1995

179. Саунина Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху Средневековья и Нового времени и роль Гроций в становлении доктрин справедливой войны. Автореф. дис. . канд. юрид. наук, Н. Новгород, 2000. 34 с.

180. Царьков И.И. Естественно-правовая концепция Джона Локка и ее влияние на формирование правовых идей в XVIII-начале XX века: Автореф. дисс . канд. юрид. наук, Саратов, 1998.

181. Литература на иностранных языках.

182. Albee. Hist, of Eng. Utilitarianism. 1902.

183. Alexander В. J. St. Mill und der Empirismus. 1927.

184. Bain A. Alex. Bain's Autobiography. 1904.

185. Bain A. John Stuart Mill, a Personal Criticism. 1882.

186. Becher S. Erkenntnistheoretische Untersuchungen zu Stuart Mills Theorie der Kausalitat. 1906.

187. Britton K. J. S. Mill. Ox. 1953.

188. Butler J. R. M. Passing of the Great Reform Bill (1832). L. 1914.

189. Cairnes J. E. J. S. Mill, on economics theories.Grote. Mrs. Grote's life of her husband. 1873.

190. Carlyle Th. Letters of Thomas Carlyle to John Stuart Mill . and others. N. Y. 1970.

191. Caroline Fox. Memories of Caroline Fox.

192. Cauret. Philosophie de Stuart Mill. Paris, 1885.

193. Cole J. D. H. Life of Cobbett. L. 1927.

194. Correspondence with Gustave d'Eichtal and Comte. Specially that of Levy-Bruhl, 1899.

195. Courtney W. L. Metaphysics of J. S. Mill. 1879.

196. Courtney W. L. Life of J. S. Mill. 1889.

197. Degenfeld-Schonburg F. Die Lohntheorien von Adam Smith, John Stuart Mill, etc. 1914.

198. Douglas. John Stuart Mill, a Study of his Philosophy. 1859.

199. Douglas. John Stuart Mill, Ethics of J. S. Mill. 1897.

200. Duncan. Duncan's Life of Herbert Spencer.

201. Elliott Hugh. Letters of John Stuart Mill. 2 vols., 1910.

202. Fox Bourne. Life of J. S. Mill. 1873.

203. Graham W. English Political Philosophy from Hobbes to Maine. 1899.

204. Gomperz. John S. Mill, ein Nachruf. Vienna, 1889.

205. Harrison Fred. Tennyson, Ruskin, Mill. 1899.

206. John Stuart Mill on Bentham of Coleridge. N. Y., 1962.

207. Kantzer E. M. La Religion de J. S. Mill. 1906.

208. Kingsley. Kingsley's letters.

209. Lange F. A. Mills Ansichten uber die soziale Frage. Duisburg, 1866.

210. Letters. Vols 1, 2 L., 1900.

211. Littre. A. Comte et Stuart Mill. 3rd ed., Paris, 1877.

212. MacCunn J. Six Radical Thinkers. 1907.

213. McGloskey H. J. J. S. Mill. N. Y., 1971.

214. Morley John (Viscount). Miscellanies. 1877, ii. 239-327.

215. Packe M. S. Life of J. S. Mill. L., 1970.

216. Rickaby J. Free Will and Four English Philosophers. 1906.

217. Ritchie D. G. Principles of State Interference. 1891.

218. Robertson J. M. Modern Humanists. 1891.

219. Ryen A. The Philosophy of J. S. Mill. L., 1970.

220. Sanger S. J. S. Mill, sein Leben und Lebenswerk. Stuttgart, 1901.

221. Stephen Leslie. The English Utilitarians. 1900.

222. Taine. Positivisme anglais, etude sur Stuart Mill. Paris, 1864. > 218. Watson John. Comte, Mill and Spencer. 1895.

223. Wentscher E. Das Problem des Empirismus, dargest. an J. S. Mill. 1922.

224. Whittacer T. Comte and Mill. L., 1905.

225. Behar P. Une geopolitique pour I'Europe. Vers une nouvelle Eurasie? Paris. 1992.

226. Badian E. The. Foreign Clientale. L.: The Oxford University Press. 1958.

227. Badian E. The Roman Imperialism in the late Republic. L.: The Oxford University Press. 1967.

228. Bouwsma W.J. The Secularization of Society in the Seventeenth Century. Moscow. 1970.

229. Browne Th. Religio Medici. Cam. 1952.

230. Brockhaus Lexicon. В 12. Mannheim. 1984 (S.325).

231. Buckley G.T. Atheism in the English Renaissance. N.Y. 1963.

232. Balazs E. Chinese Civilization and Bureaucracy. New Haven. 1964.

233. Collins A. Discourse of Free-thinking occasioned by Rise and Growth of a sect called Freethinkers. L. 1806.

234. Cranstone M. John Locke. A biography .N.Y. 1957.

235. Mack E. Liberty and Justice. Justice and Economic Distribution. New Jersey. 1979.

236. Curtis M.M. An Outline of Locke's Ethical Philosophy. L. 1890.

237. Encyclopedia Britannica. Vol. 8. L. 1994.

238. Hartmann N. Philosophie der Natur. Berlin.- N.Y. 1980.

239. Herbert E. The Autobiography of Edward, lord Herbert of Cherbery, with introduction, notes, appendices and a continuation of the life. Ed. by S. Lee. L. 1906.

240. Huntington S. The Clash of civilization // Foreign Aflairs. Vol.72., 1993, # 3.

241. Krieger L. The Politics of Discretion. Pufendorf and the Acceptance of Natural Law. Chicag.- L. 1965.

242. Lamprecht S.P. The Moral and Political Philosophy of John Locke N.-Y. 1981.

243. Locke J. Essays on the Law of Nature. The Latin Text with translation, introduction and notes together with transcripts of Locke's Shorthand in his Journal for 1676. Edited by W. von Leiden. Oxford: The Clarendon Press. 1954.

244. John. Locke: problems and perspectives. A collection of new essays. Cam. 1969.

245. Locke J. The Library of J. Locke. L. 1965.j 242. Leiden W. von. Hobbes and Locke. The Politics of Freedom and Onligation.1. 1981.

246. Massey G. The Historical Jesus and the Mythical Christ. N.Y. 1992.

247. Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande. Band 2. Stuttgart und Berlin. 1922.

248. Pintard R. Le libertinage erudit dans lu premiere du XVII siecle Paris. 1943. Vol.1

249. Polin R. La Politique morale de John Locke. Paris. 1980.

250. Robertson J.M. A History of Freethought in the Nineteenth Century. L. 1969.

251. Seliger M. The Liberal Politics of John Locke. L. 1968.

252. The. Social Contract .Essays by Locke, Hume and Rousseau. Ed. by Ernest Barker. L. 1948.

253. Toynbee A. A Study of History .

254. Wolff E. Grotius, Pufendorf, Thomasius. Drei Kapitel zur Geseltgeschichte der Rechtswissenschafl. Tubingen. 1927.

2015 © LawTheses.com