Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалиитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Якушик, Валентин Михайлович, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛ-РЕФОРМИСТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ "ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМ"

В ПОРТУГАЛИИ.

§ I. Основные черты социал-реформистской концепции демократического социализма". Ее .варианты.

§ 2. Особенности развития Португалии в период общего кризиса капитализма. Апрельская революция 1974 г.

§ 3. Возникновение и эволюция концепции "демократического социализма" в Португалии

ГЛАВА П. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В КОНЦЕПЦИИ "ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА".

§ I. Антимарксистский характер, идеализм и метафизичность методологических основ концепции "демократического социализма".

§ 2. Взгляды социал-реформистов на государство, диктатуру и демократию.

§ 3. Особенности социал-реформистского правопонимания.

ГЛАВА Ш. СОЦИМ-РЖЮРМИСТСКИЕ П0ЛИТ1Ж0-ПРА80ВЫЕ ИДЕИ ГОСУДАРСТВА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА К СОЦИАЛИЗМУ

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПОРТУГАЛИИ.

§ I. Воззрения португальских социал-реформистов на организацию государственной власти переходного периода к социализму /до принятия конституции

Португалии 1976 г./

§ 2. Политико-правовые идеи "демократического социализма" и конституция Португалии 1976 г.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии"

Современная социал-демократия, подобно оппортунистическим течениям П Интернационала /см.: 92, с.4/, является одной из главных опор капитализма. Под ее влиянием находится значительная часть рабочего класса и мелкобуржуазных слоев населения капиталистических стран. Выдвигая концепцию "демократического социализма" в качестве "альтернативы" и капитализму, и реальному социализму, идеологи социал-реформизма уводят трудящиеся массы в сторону от борьбы за свои коренные интересы, по ряду вопросов смыкаются с империализмом, который активно использует идеи "демократического социализма" как одно из средств, "рассчитанных на подрыв социалистического мира, его разрыхление" /III, с.9/. Находящиеся в плену социал-реформистских иллюзий трудящиеся массы могут и должны быть вовлечены в антиимпериалистическую борьбу. Поэтому коммунисты, неизменно подчеркивая, что "об идеологическом сближении научного коммунизма с реформизмом социал- демократов не может быть и речи" /13D, с.32/, высказываются "за сотрудничество с социалистами и социал-демократами, чтобы установить передовой демократический строй сегодня и построить социалистическое общество в будущем" /126, с.306; см. также: 106, с.42/.

На необходимость аргументированной критики идеологии социал-реформизма обращалось внимание на ХХ1У-ХХУ1 съездах КПСС /см.: 109, с.103; ПО, с.73-74; III, с.146/. Июньский /1983 г./ Пленум ЦК КПСС, поставивший задачу развертывания поступательной контрпропагандистской работы как на мездународной арене, так и внутри страны /см.: 113, с.52/, дал важнейшие ориентиры в идеологической борьбе против всех враждебных марксизму-ленинизму концепций.

Усиливающееся .идейное расслоение в рядах международной социал-демократии требует дифференцированного подхода к ней, исследования теории и практики ее отдельных "национальных" и "региональных" отрядов.

Концепция "демократического социализма" в Португалии обладает немалой спецификой по сравнению с аналогичными идеями социал-реформистов других стран. Португальские идеологи "демократического социализма" в силу особенностей исторического развития их страны были вынуждены решать ряд таких теоретических вопросов, которые обычно находятся вне сферы внимания западноевропейской социал-демократии. Много своеобразия в эволюции официальной доктрины португальского социал-реформизма. Концепция "демократического социализма" оказала огромное воздействие на развитие государственно-правовых институтов Португалии, что особенно ярко проявилось при разработке конституции 1976 г. и ее пересмотре в 1982 г.

Советская и ,зарубежная марксистская литература по критике социал-реформистской идеологии достаточно обширна, но в ней невелик удельный вес юридических работ. Исследований политико-правовой идеологии португальского социал-реформизма пока еще нет. В монографии и статьях советского историка И.В.Данилевич /237; 235;236/ дается общая характеристика истории, идеологии и политики Португальской социалистической партии. Вместе с тем государственно-правовой и, в частности конституционный, аспект идеологии португальской разновидности "демократического социализма" требуют специального рассмотрения с позиций юридической науки, которая имеет свой предмет, специфические цели исследования и особенности политико-правового анализа /см.: 335, с.3-59/.

Целью настоящей диссертации является системный критический анализ с марксистско- ленинских методологических позиций полгшко-правовых идей "демократического социализма" в Португалии в их связи с государственно-правовыми учреждениями и политикой социал-реформизма. Данная цель конкретизируется в следующих основных задачах: I/ раскрыть особенности концепции "демократического социализма" в Португалии, показав отражение в ней специфических условий развития этой страны в годы фашистской диктатуры, в период революции 1974-1976 гг. и во время последующего наступления правых сил на революционные завоевания трудящихся; 2/ вскрыть несостоятельность методологических и общетеоретических позиций португальских идеологов "демократического социализма" по вопросам государства и права , составляющих основу их социал-реформистской политической программы; 3/ выявить буржуазное содержание отстаиваемых португальскими социал-реформистами идей "правового государства", "разделения властей" и других положений об организации государственной власти, показать их антикоммунистическую и контрреволюционную направленность, неприемлемость для защиты коренных интересов трудящихся; 4/ определить характер воздействия политико-правовых идей "демократического социализма" на государственное строительство и правовое, прежде всего конституционное, развитие Португалии, раскрыть несоответствие между теорией и практикой социал-реформизма.

Методология и источниковедческая база исследования. Методологической основой диссертации является материалистическая диалектика. Автор работы руководствовался марксистско-ленинской теорией государства и права, принципами классовости и партийности, объективности и доказательности научных знаний. В качестве главных специальных и частно-научных методов исследования применялись системный подход, соединение исторического и логического рассмотрения, метод сравнительного правоведения.

Теоретическую основу исследования составили произведения классиков марксизма-ленинизма, программные документы Коммунистической партии Советского Союза, материалы съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, работы и выступления руководителей КПСС и Советского государства, документы, материалы и труды видных деятелей Португальской коммунистической партии и международного коммунистического движения. Особое значение для разработки темы имели работы и выступления Генерального секретаря ПКП А.Куньяла.

Обобщенная в диссертации марксистско-ленинская специальная литература включает в себя работы видных советских ученых-юристов по теории государствами права, государственному праву, истории политических и правовых учений, критике современной буржуазной, реформистской и ревизионистской идеологии - С.С.Алексеева, Б.Д.Бабкина, А.М.Васильева, П.С.Грацианского, В.Е.Гулиева, В.Н.Даниленко, Н.Н.Деева, В.К.Забигайло, В.Д.Зорькина, И.П.Ильинского, Д.А.Кери-мова, Д.И.Луковской, Л.С.Мамута, П.Е.Недбайло, В.С.Нерсесянца, Н.С.Прозоровой, Э.Л.Розина, И.С.Самощенко, В.Г.Сокуренко, Ю.А.Тихомирова, В.А.Туманова, В.Е.Чиркина, Г.Х.Шахназарова, исследования зарубежных юристов-марксистов - Н.Ананиевой /НРБ/, К.Кульча-ра /ВНР/, К.Мольнау /ГДР/, В.Морейра /Португалия/, Н.Неновски /НРБ/, труды советских философов, историков и экономистов - Ф.М. Бурлацкого, А.П.Бутенко, А.А.Галкина, И.В.Данилевич, В.В.Заглади-на, К.И.Зародова, Н.М.Кейзерова, В.А.Кольчика, Ю.А.Красина,И.М.Кри-вогуза, Л.Г.Крицкого, М.А.Неймарка, В.А.Никитина, Б.С.Орлова, Ф.Я.Полянского, С.И.Попова, С.С.Салычева, Н.Г.Сибилева, Г.С.Сого-моняна, В.И.Суханова, О.К.Тимашковой, В.А.Уварова, В.Я.Швейцера, С.В.Ястржембского, а также зарубежных философов и историков-марксистов - Г.М.Карасимеонова, А.Кожарова /НРБ/, Я.Обзины /ЧССР/, Дзс.Уодлиса /Великобритания/, Ж.Фремонтье /Франция/ и других авторов.

При написании диссертации были использованы материалы газеты "Правда", журналов "Коммунист", "Проблемы мира и социализма", "Рабочий класс и современный мир", периодических изданий ПКП -газеты "Аванте!" и журнала "Милитанте", а также прогрессивной португальской газеты "Диариу" и др.

В диссертации критически проанализированы программные документы Португальской социалистической партии /ПСП/, материалы ее съездов, другие официальные публикации этой партии, работы и выступления ее лидеров и основных идеологов /М.Соареша, В.М.Годыныо, Ф.С.Зеньи, М.С.Кардиа, М.Курту, А.А.Сантуша, В.Г.Фернандеша и др./, документы и материалы иных португальских социал-реформистских организаций и групп.

Объектом диссертационного исследования являлись также конституция Португалии 1976 г. в ее первоначальной и нынешней /1982 г./ редакциях, другие нормативные акты Португалии, тексты законопроектов, выдвигавшихся различными партиями, и материалы их обсуждения в Учредительном собрании и Ассамблее Республики.

Предметом критического анализа послужили программные документы Социнтерна и ряда<\ социал-демократических партий, работы ведущих социал-реформистских идеологов Австрии, Испании, Италии, Франции, ФРГ, а также буржуазных юристов - Дж. Де Верготтини /Италия/, М.Каэтану, А.С.Леала, Ж.Б. де Маседу, Ж.Миранды /Португалия/ и др.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации определяется тем, что она является первым в советской юридической литературе исследованием политико-правовых идей социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии в их связи с практикой социал-реформизма и развитием государственно-правовых институтов Португалии.

Наиболее важными новыми или обладающими элементами новизны выводами и положениями, сформулированными и обоснованными в диссертации, являются:

I. Предложенное соискателем понятие общей социал-реформистской концепции "демократического социализма" и раскрытие специфики политико-правовых идей ее португальской разновидности; вывод о том, что особенности португальской разновидности "демократического социализма" заключаются в своеобразном сочетании в ней элементов правого и левого вариантов данной общей концепции и отражении в ней внутриполитического развития Португалии от фашистской диктатуры к существующему ныне буржуазно-демократическому режиму через этап антифашистской антиимпериалистической демократической революции 1974-1976 гг.

2. Анализ основных принципов и доктрин, лежащих в основе государственно-правовой практики португальского социал-реформизма /"правового государства", "разделения властей", "плюралистической демократии"/, позволивший сделать вывод о том, что государство переходного к социализму периода мыслится идеологами "демократического социализма" как государство буржуазного типа.

3. Выявление объективно контрреволюционного характера в конкретных условиях Португалии социал-реформистской трактовки соотношения "гражданской" и "военной власти" в государстве, критика выдвигавшихся социал-реформистами с позиций "чистой демократии" требований подчинения "военной власти" "власти гражданской".

4. Исследование вопроса о влиянии концепции "демократического социализма" на развитие государственно-правовых институтов и конституцию Португалии 1976 г., в которой декларирование строительства социализма как цели государства соединяется с типичными идеями буржуазного конституционализма .

5. Исследование малоизученного в советской юридической литературе вопроса о социал-реформистском правопонимании и вывод о том, что оно восприняло основные идеи современной буржуазной юридической науки - формальную внеклассовую трактовку права, миф об "общей воле" и о "беспристрастном регулировании" общественных конфликтов, идеи сохранения неких "общих культурных ценностей Запада.

Практическое значение результатов исследования. Проведенное диссертантом исследование выполнено в плане решения поставленной КПСС задачи усиления контрпропагандистской работы против влияния буржуазной идеологии. Его результаты могут быть использованы для дальнейшего развертывания критики теории и практики современного социал-реформизма и разработки научных проблем соотношения идеологии социал-реформизма и правого ревизионизма, проблем истории международного рабочего движения, новейшей истории Португалии. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории политических учений, теории государства и права, всеобщей истории государства и права, спецкурсов по критике современных буржуазных, реформистских и ревизионистских учений о государстве и праве.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных диссертантом научных статьях, а также докладывались на заседаниях кафедры теории государства и права и на научных конференциях молодых ученых юридического факультета Киевского госуниверситета, на Ш Всесоюзной школе молодых ученых-юристов /г.Звенигород, 1983 г./ и П Республиканской конференции молодых ученых "Обострение идеологической борьбы по глобальным проблемам современности и молодежь" /г.Киев,1983г./. Материалы работы используются в учебном процессе на юридическом факультете и факультете международных отношений и международного права Киевского госуниверситета.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Якушик, Валентин Михайлович, Киев

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

Существующая в Португалии социал- реформистская концепция "демократического социализма", как и аналогичные концепции международной социал-демократии представляет собой рассчитанный на реформистское крыло рабочего движения и его мелкобуржуазных попутчиков комплекс враждебных научному социализму буржуазных и мелкобуржуазных идей, обосновывающих под видом критики как капитализма, так и реального социализма антисоциалистическую, объективно направленную на сохранение социально-экономической и политической основы капитализма иллюзорную программу преобразования капитализма в социализм посредством реформ, осуществляемых в рамках буржуазной демократии.

Португальские социал-реформисты придерживаются различных философских взглядов - открыто антимарксистских и псевдомарксистских, атеистических и религиозных, однако методологическая основа их воззрений по проблемам государства и права - общая. Это -внеклассовый, абстрактный подход, мелкобуржуазный субъективизм, волюнтаризм, отказ от материалистической диалектики, подмена ее той или иной формой идеализма и метафизики, софистика и эклектика. Даже в тех случаях, когда португальские идеологи "демократического социализма" декларируют свою идейную связь с марксизмом, их философские и политико-правовые взгляды носят немарксистский и антимарксистский характер.

Концепция "демократического социализма" в Португалии в настоящее время представлена двумя ее основными вариантами" а/, левым, выдвигающим идеи "самоуправленческого социализма" и б/ правым, принявшим наименование "распределительного социализма". Разделяя общие реформистские взгляды на сущность государства и права и пути перехода к социализму, представители обоих течений в "демократическом социализме" имеют определенные отличия в целевых установках, по-разному трактуют социалистический идеал. Сторонники левого варианта "демократического социализма" на словах выступают за постепенное превращение частной собственности в общественную, за установление власти трудящихся. Fix взгляды приближаются либо к анархо-синдикалистским теориям, либо к каутскианству. Представители правого варианта "демократического социализма" отказываются от идеи обобществления основных средств производства, считают частнособственнические отношения "естественными" и "вечными", называют социализмом несколько "улучшенный" капитализм, при котором буржуазное государство обладает развитой социальной функцией. Тем самым они фактически переходят на позиции государственно-монополистического капитализма. Их воззрения приближаются к положениям буржуазно-реформистских теорий.

Специфика португальской разновидности концепции "демократического социализма" /под которой понимают официальную концепцию Португальской социалистической партии - ядра социал-реформистского движения в Португалии/, выражается прежде всего в своеобразном сочетании в ней элементов правого и левого вариантов данной концепции и ее быстрой эволюцией вправо.

Значительный удельный вес радикальных требований в политико-правовой идеологии португальского социал-реформизма в начале -середине 70-х годов объясняется тем, что предреволюционная ситуация, а затем и условия революции, идеологическое воздействие ПКП, игравшей ведущую роль в антифашистской, антиимпериалистической борьбе, содействовали укреплению в среде португальских социал-реформистов позиций представителей левого варианта концепции "демократического социализма". Социал-реформистская идеология в Португалии в тот период испытывала на себе сильное влияние имеющих давние корни в этой стране прудонизма, анархо-синдикализма, правого ревизионизма, воспринимала идеи "самоуправленческого социализма", разработанные французской социалистической партией. Все это оказало определяющее влияние на программные установки ПСП в начальный период ее деятельности /1973-1976 гг./.

Последующая резкая эволюция концепции "демократического социализма" в Португалии вправо связана с переменами в социальной базе социал-реформистского движения и новой ориентацией его руководящих кругов. Радикальная революция напугала португальских идеологов "демократического социализма" и мелкобуржуазного обывателя. Большинство лидеров ПСП, являвшихся ранее теоретиками левого варианта "демократического социализма", отказалось от своих первоначальных идей и встало на позиции правой социал-демократии /М.Соареш, М.С.Кардиа и др./. Правительственная деятельность социал-реформистов /в 1976-1978 гг./ еще более усилила их прагматизм, подтолкнула к отказу от прежней программы. Жесткие бюрократические структуры, сложившиеся в ПСП, сводят до минимума влияние трудящихся-социалистов на выработку программных установок и политику этой партии.

Нынешнее состояние социал-реформистской идеологии в Португалии характеризуется широким восприятием теоретических положений западноевропейской /в первую очередь западногерманской, австрийской, шведской/ правой социал-демократии. С принятием в 1983 г. новой "Декларации принципов ПСП" была завершена эволюцияшраво португальской разновидности "демократического социализма" и достигнут "правый предел" социал-реформизма, за которым начинается буржуазный реформизм. Это, однако, не означает прекращения идейной борьбы в социал-реформистском движении в Португалии. Как внутри ПСП, так и вне ее имеются идеологи и правого варианта "демократического социализма" /М.Соареш, М.С.Кардиа, А.А.Сантуш и др./» и его левого варианта /М.Курту, Ж.Лейтау, А.Рейш, А.Л.Кар-дозу и др./, и занимающие промежуточное положение центристы /А.Арно, Э. де Барруш, Ф.С.Зенья и др./. От соотношения сил между предетавляемыми ими идейными течениями зависит дальнейшая эволюция официальной концепции и политики португальского социал-реформизма.

Для португальских социал-реформистов свойственна некоторая особая проблематика, которая в несравненно меньшей степени интересует идеологов "демократического социализма" в большинстве других стран. Обращение к ней было вызвано особенностями внутриполитического развития Португалии от фашистской диктатуры к .существующему ныне буржуазно-демократическому режиму через этап антифашистской демократической революции 1974-1976 гг. В частности, повышенное внимание португальские социал-реформисты были вынуждены уделять /и в значительной мере уделяют в настоящее время/ раскрытию сущности фашизма, проблемам институционализации политической демократии, соотношения революционных и конституционных органов власти, роли в политической жизни страны вооруженных сил и органов народной инициативы.

В общий комплекс политико-правовых идей, которых придерживаются представители как правого, так и левого течения в "демократическом социализме" в Португалии, входит прежде всего отрицание классовой природы буржуазного государства, демократии и права. Взгляды португальских идеологов "демократического социализма" на природу государства характеризуются типичным для социал-реформистов, идущим еще от К.Каутского, метафизическим противопоставлением диктатуры и демократии. Они рассматривают политическую демократию как сущность государства, трактуя диктатуру только как форму политического режима, что было разоблачено В.И.Лениным как защита буржуазной демократии и отрицание демократии социалистической.

Хотя в определении права у социал-реформистов имеются некоторые различия, их понимание сущности и роли права практически одинаково. Буржуазно-демократическое право трактуется ими как выражение "общей воли", как средство "беспристрастного" урегулирования общественных конфликтов, защиты общества и граждан, как потенциальный источник социалистических преобразований. При выяснении связей между правом и обществом португальские идеологи "демократического социализма" руководствуются заимствованным у буржуазных теоретиков права вульгарно-социологическим методом, исключающим возможность правильного решения вопроса о соотношении базиса и надстройки.

Теоретические воззрения португальских социал-реформистов на государство и право ограничены рамками буржуазно-либерального мировоззрения и лишены научного содержания. Вместе с тем они обладают определенным общедемократическим потенциалом, что всегда принимается во внимание коммунистами при выработке практических форм сотрудничества с социалистами.

Политико-правовые идеи португальской разновидности концепции "демократического социализма" включают в себя критику фашистских и иных явно антинародных автократических режимов. Идеологи "демократического социализма", в частности, проявляют готовность признать, что фашистское государство в их стране защищало интересы "незначительного меньшинства эксплуататоров". Однако социал-реформистская критика фашистского государства и права осуществляется с морально-этических и формально-юридических позиций, с точки зрения несоответствия институтов государства, содержания правовых норм и процедуры правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности традиционным буржуазным представлениям о "плюралистической" демократии. Данный подход в уеловиях фашистской диктатуры имел относительно прогрессивное значение. В то же время он содержал в себе значительный заряд антикоммунизма и создавал потенциальную основу для контрреволюционных выводов, что и проявилось в период португальской революции 19741976 гг., когда социал-реформисты активно выступили против органов революционной власти и революционного законодательства.

Антикоммунистические, антисоветские идеи занимают значительное место в политико-правовых воззрениях португальских социал-реформистов. Это прежде всего выражается в извращении идеологами "демократического социализма" сущности диктатуры пролетариата /в объявлении ее "диктатурой партии", "авторитарным политическим режимом, приспособленным для условий отсталых стран", "временной формой правления в чрезвычайной обстановке"/, в приверженности стереотипам буржуазных теорий "бюрократического" и "тоталитарного" государства. Антикоммунизм проявляется у португальских социал-реформистов и в отрицательном отношении к марксистской теории права, к праву социалистических государств - в перепевах старых утверждений буржуазных идеологов о "вторжении публичного права в сферу действия частного права", о "сведении на нет частной инициативы и принципа автономии воли", об "инструментальном отношении коммунистов к праву" и т.п.

Особенности теоретических взглядов португальских идеологов "демократического социализма" на государство и право сказываются на их программе "перехода к социализму", которая, как и аналогичные планы международной социал-демократии, носит иллюзорный характер.

Планы "перехода к социализму", выдвигавшиеся португальскими социал-реформистами в первой половине 70-х годов, имели ряд отличий от соответствующих идей большей части западноевропейской социал-демократии. Наиболее важным из них явилось отрицательное отношение официальной концепции ПСП к свойственной правой социал-демократии /особенно английской, западногерманской, шведской/ теории "государства всеобщего благоденствия" как переходного этапа к социализму. Вместо нее была выдвинута теория "переходного периода к социализму", включавшая идеи "обобществления основных средств производства", "демократического планирования экономики", "введения самоуправления", "установления власти трудящихся".

Несмотря на заимствование идеологами "демократического социализма" отдельных марксистских или "почти что" марксистских терминов, их понимание переходного периода носит антимарксистский характер. Оно полностью исключает диктатуру пролетариата - единственно возможное средство перехода к социализму, а отстаиваемые ими структуры, форглы организации и методы осуществления власти носят чисто буржуазный характер.

Роль орудия построения социализма португальские идеологи "демократического социализма" отводят так называемому "правовому государству", наделенному типичными атрибутами буржуазной демократии. Разработанный ими социал-реформистский вариант теории "правового государства" включает в себя все главные компоненты буржуазно-либеральных вариантов данной доктрины: а/ принципы конституционности и законности как основа деятельности органов государства, отсутствие у них дискреционных полномочий; б/ провозглашение "абсолютов" личных, гражданских и политических прав /в духе идей "плюралистической" демократии/ и создание системы их юридических гарантий; в/ "разделение и независимость властей". Специфика социал-реформистского варианта теории "правового государства" выражается лишь в провозглашении более широкого комплекса прав и свобод за счет включения в их число некоторых социально-экономических прав трудящихся и в том, что в качестве экономической основы государства предполагается не полная свобода частного предпринимательства, а система так называемой "смешанной экономики", в которой, как рассчитывают социал-реформисты, в перспективе доминирующим станет "самоуправленческий" /по существу кооперативный/ сектор.

Следуя положениям своей теории "правового государства", португальские идеологи "демократического социализма" поддерживали действия, направленные на разрушение репрессивного аппарата фашистской диктатуры, однако после апрельской революции 1974 г. выступили в роли активных противников радикальной чистки государственного аппарата и введения ограничений политических прав для врагов революции. На словах выступая за развитие институтов прямой демократии трудящихся и воздавая должное Движению вооруженных сил /ДВС/ за свержение фашистского режима, португальские социал-реформисты сделали все возможное для сведения на нет их политической роли, добились в конечном счете упразднения органов революционной власти и установления буржуазно-демократической системы. При этом судебный аппарат, доставшийся в наследство от фашизма, как и настаивали социал-реформисты, остался практически нетронутым, сохранилась его кастовая замкнутость.

Диссертационное исследование показывает, что призывы идеологов "демократического социализма" обеспечить "оригинальный португальский путь к социализму" в действительности были направлены на то, чтобы исключить такую возможность, которая открывалась благодаря наличию у португальской революции специфической движущей силы - союза народных масс и ДВС. Планы португальских социал-реформистов не были оригинальны, а лишь повторяли "рецепты" западноевропейской социал-демократии. Их формально демократический подход, обосновывавший необходимость подчинения "военной власти" "власти гражданской", т.е. ликвидации относительной автономии вооруженных сил, на практике ослаблял возможность развития революционного процесса с опорой на армию, усиливал органы власти, находящиеся под контролем консервативных сил.

Разработанный португальскими идеологами "демократического социализма" социал-реформистский вариант концепции "правового государства" носит буржуазно-ограниченный характер, а в условиях выхода революции за рамки общедемократических преобразований приобретает роль ее тормоза. В то же время лозунг "правового государства" имеет относительно прогрессивное значение в период борьбы за свержение антидемократических режимов, а также может быть использован в борьбе за соблюдение демократических положений конституции, грубо нарушаемых реакционными правительствами.

Возражения португальских идеологов "демократического социализма" против закрепления в конституции 1976 г. термина "правовое государство" не означали их отказа от одного из важнейших компонентов своей теории "демократического социализма", каким является социал-реформистский вариант концепции "правового государства". Эти возражения, наоборот, представляли собой скрытый прием в борьбе за устранение в будущем государственных институтов, выходящих за рамки их представлений о "разделении властей", "правовом государстве", что было в первую очередь направлено против Революционного совета, институционализация которого определялась независящими от воли социал-реформистов причинами.

Анализ соотношения социал-реформистской политико-правовой идеологии и конституции Португалии 1976 г. позволяет охарактеризовать этот нормативный акт как испытавший сильное влияние концепции "демократического социализма".

Конституция Португалии 1976 г. имеет сложную идеологическую природу. В ней нашли отражение политико-правовые идеи различных политических партий, участвовавших в работе Учредительного собрания, /в том числе и ПКП/, а также программные установки Движения вооруженных сил, которое выдвинуло ряд обязательных для включения Учредительным собранием в конституцию положений. Однако определяющее воздействие на нее оказала концепция "демократического социализма" в том ее виде, в каком она сложилась в Португалии в начале 70-х годов и была зафиксирована в принятых тогда документах ПСП. Причины этого состояли в том, что сторонники "демократического социализма" в период разработки конституции занимали доминирующие позиции в Революционном совете и представляли самую большую фракцию в Учредительном собрании. Вступая в блок то с правыми, то с левыми партиями, они могли добиваться включения в основной закон положений своего конституционного проекта.

В конституции 1976 г. были закреплены идеи португальских социал-реформистов о переходном к социализму периоде, установлении "власти трудящихся классов" в условиях "плюралистической" демократии, о "развитии социалистических производственных отношений" посредством постепенного "обобществления основных средств производства" и "демократического планирования экономики".

Конституция Португалии 1976 г., установившая социалистическую перспективу развития страны, несомненно, имеет большое прогрессивное значение. Вместе с тем в ней отсутствует подлинно социалистическая программа преобразований, а намеченные планы "перехода к социализму" без диктатуры пролетариата явно утопичны. Содержащиеся в ней трактовки "самоуправления", "демократического планирования экономики", "обобществления основных средств производства" научно несостоятельны, повторяют основные ошибки анархо-синдикализма.

Анализ отношения португальских социал-реформистов к конституции 1976 г. показывает, что наиболее характерным для них в настоящее время является наступление на многие ее прогрессивные положения. Это объясняется, во-первых, тем, что в конституции нашли отражение не только социал-реформистские, но и марксистские и революционно-демократические взгляды, являющиеся "чрезмерно радикальными" для социал-реформистов, а, во-вторых, - резкой эволюцией вправо воззрений самих идеологов "демократического социализма" .

Пересмотр конституции, осуществленный в 1982 г. в результате сговора между правым руководством ПСП и лидерами буржуазных партий, привел к упразднению Революционного совета - органа, "не вписывавшегося" в традиционную для социал-реформистов схему "разделения властей". В связи с этим теоретики "демократического социализма" поддержали идею правых буржуазных партий об официальном признании Португалии "правовым государством", что и было закреплено в ст.2 конституции.

Осуществленная в результате пересмотра конституции ее "де-идеологизация" рельефно отразила общий сдвиг вправо в политико-правовой идеологии "демократического социализма" в Португалии . Однако и в своей новой /1982 г./ редакции конституция 1976 г. остается самой прогрессивной из конституций буржуазных стран. Ее концептуальное содержание носит в своей основе социал-реформистский, а не откровенно буржуазный характер, в ней по-прежнему закреплены важнейшие завоевания апрельской революции. В то же время реакционная политика социал-реформистских лидеров, направленная на восстановление позиций частного капитала, утраченных в 1974-1976 гг., делает многие прогрессивные положения данной конституции все более фиктивными.

Исследование концептуального содержания конституции Португалии 1976 г. и практики ее реализации в 1976-1984 гг. дает представление о возможных вариантах социал-реформистского конституционализма в других странах. Конституционно-правовая деятельность португальских социал-реформистов выявляет такую черту международной•социал-демократии как разрыв между собственными программными заявлениями и их реальным осуществлением.

Эволюция концепции "демократического социализма" в Португалии и государственно-правовой практики португальских социал-реформистов за время их пребывания у власти раскрывает общие закономерности идейно-политического развития современной социал-демократии. В предверии и во время революционных событий идеологи "демократического социализма" проявляют готовность выдвигать радикальные политико-правовые требования и отходить от некоторых традиционных социал-реформистских установок. Однако на гребне революции даже сторонники левого варианта концепции "демократического социализма" обычно становятся "авангардом всей реакции"/см.: 92, с.55/, принимают на себя роль "последнего якоря спасения всего буржуазного. хозяйства" /31, с.217/. Проведение социал-реформистами правой политики неизбежно вызывает переход их на более консервативные позиции и в области теории.

Идеи "демократического социализма" представляют собой исторически определенное и неизбежное в условиях капитализма явление, ибо для них существует довольно широкая социальная база. Однако соотношение между правым и левым вариантами и их общая эволюция могут быть различны. Господство правого крыла в социал-реформистском движении в Португалии не является неизбежным.

Для обеспечивающего защиту интересов трудящихся выхода Португалии из той крайне противоречивой и опасной ситуации, в которой она оказалась по вине правых лидеров социал-реформизма, необходимо, как отмечалось в документах X съезда ПКП, выполнение "одного из двух условий: или ПСП вернется к проведению демократической политики., или же возникнут одна либо несколько новых демократических партий, которые смогут быстро завоевать широкую. поддержку, для чего. имеется достаточно необходимых объективных предпосылок /152, p.9/.

Б среде португальских сторонников "демократического социализма", как и в международной социал-демократии в целом, усиливается внутренняя дифференциация. Идеологи правого варианта "демократического социализма" все более открыто проявляют себя в качестве агентов буржуазии и прислужников империализма, порывают с интересами трудящихся. Среди идеологов левого течения в "демократическом социализме" намечается тенденция к отказу от наиболее одиозных форм "классового сотрудничества" и апологии капитализма. Многие португальские трудящиеся, которые все еще находятся под влиянием социал-реформистской идеологии, принимают участие в борьбе против антинародной политики созданного в 1983 г. правительства ПСП - СДП /Социал-демократической партии/, осознают пагубность антиконституционного курса нынешнего руководства ПСП, выступают за создание широкого союза левых сил, способного защитить завоевания апрельской революции.

У коммунистов и социалистов во всем мире имеются большие возможности для сотрудничества в деле борьбы за мир, демократию, социальный прогресс /см.: НО, с.33; III, с.18-19/. Однако в происходящей в глобальных масштабах борьбе двух непримиримых идеологий - социалистической и буржуазной, социал-реформисты зачастую оказываются на стороне противников социализма. Идеология "демократического социализма" активно используется империализмом в борьбе против реального социализма и международного коммунистического движения. Подобные примеры дали события 1968 г. в Чехословакии и наступление, предпринятое антисоциалистическими силами в начале 80-х годов в Польше. Под фальшивыми лозунгами "улучшения" социализма, его "демократизации" контрреволюция стремится осуществить первый шаг к буржуазной реставрации - разрушить социалистическое государство, изменить политическую систему социадиетического общества, после чего полностью восстановить буржуазные порядки.

В постановлении Июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС была особо подчеркнута необходимость "развивать политическую бдительность советских людей, их непримиримость к враждебным взглядам, умение противостоять идеологическим диверсиям классового противника, оппортунистическим и ревизионистским наскокам на реальный социализм" /113, с.74/. Эта задача входит в общую программу создания единой, динамичной и эффективной системы контрпропаганды, которая предусмотрена решениями Пленума. Она предполагает выработку у трудящихся иммунитета к антисоциалистическим теориям, претендующим на "защиту" и "совершенствование" социализма.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Политико-правовые идеи социал-реформистской концепции "демократического социализма" в Португалии»

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.219-368.

2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.414-429.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

4. Маркс К. Кризис и контрреволюция. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.5, с.425-434.

5. Маркс К. Процесс против Рейнского окружного комитета демократов. Речь Маркса. Маркс К., Энгельс-Ф. Соч. 2-е изд., т.6, с.254-272.

6. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.5-110.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.13, с.1-167.

8. Маркс К. 0 Прудоне /письмо И.Б.Швейцеру/. Маркс PC.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.16, с.24-31.

9. Маркс К. Гражданская война во Франции. Воззвание генерального Совета Международного Товарищества Рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.17, с.317-370.

10. Маркс К. Наброски "Гражданской войны во Франции". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.17, с.497-616.

11. Маркс К. Конспект книги Бакунина "Государственность и Анархия".-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.18, с.579-624.

12. Маркс К. РСритика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

13. Маркс К. Прения в рейхстаге о законе против социалистов. /Набросок статьи/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.45, с.134-144.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

15. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Первый международный обзор. Соч. 2-е изд., т.7, с.224-237.

17. Маркс К., Энгельс Ф. Циркулярное письмо А.Бебелю, В.Либкнехту, В.Бракке и др. Соч. 2-е изд., т.19, с.161-175.

18. Энгельс Ф. Положение Англии. Английская конституция.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.618-642.

19. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. По собственным наблюдениям и достоверным источникам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-517.

20. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.322-339.

21. Энгельс Ф. Согласительное заседание 4 июля /Статья вторая/. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.5, с.199-207.

22. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.18, с.501-548.

23. Энгельс Ф. Происхождение сети, частной собственности и'государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.28-178.

24. Энгельс Ф. Предисловие к третьему немецкому изданию работы К.Маркса "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.258-259.

25. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

26. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.495-516.

27. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Гражданская война во Франции". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.189-201.

28. Энгельс Ф. К критике проекта социал-демократической программы 1891 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.227-243.

29. Энгельс Ф. Введение к работе К.Маркса "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г." Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.529-548.

30. Энгельс Ф. Предисловие к английскому изданию "Капитала". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23, с.30-34.

31. Энгельс Ф. Письмо Августу Бебелю, 11-12 декабря 1884 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.36, с.214-218.

32. Энгельс Ф. Письмо Йозефу Блоху, 21-22 сентября 1890 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.37, с.393-397.

33. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу, 25 января 1894 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.174-177.

34. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? /Ответ на статьи "Русского богатства" против марксистов/. Полн.собр.соч., т.1, с.125-346.

35. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. -Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.

36. Ленин В.И. Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами-революционерами. Полн.собр.соч., т.7, с.43-50.

37. Ленин В.И. Шагвперед, два шага назад /Кризис в нашей партии/.-Полн.собр.соч., т.8, с.185-414.

38. Ленин В.К. Социал-демократия и временное революционное правительство. Полн.собр.соч., т.10, с.1-19.

39. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Поли.собр.соч., т.II, с.1-131.

40. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

41. Ленин В.И. Победа кадетов и задачи рабочей партии. Полн. собр.соч., т.12, с.271-352.

42. Ленин В.И. 0 происшествии с королем португальским. Полн. собр.соч., т.16, с.438-442.

43. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т.17, с.15-26.

44. Ленин В.И. Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам.-Полн.собр.соч., т.17, с.339-353.

45. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. Полн.собр. соч., т.17, с.415-426.

46. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн.собр.соч., т.18, с. 7384.

47. Ленин В.И. Разногласия в европейском рабочем движении. Полн. собр.соч., т.20, с.62-69.

48. Ленин В.И. Либерализм и демократия. Полн.собр.соч., т.21, с.237-246.

49. Ленин В.И. 0 нарушении единства, прикрываемом криками о единстве. Полн.собр.соч., т.25, с.183-206.

50. Ленин В.И. Карл Маркс /Краткий биографический очерк с изложением марксизма/. Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.

51. Ленин В.И. Конференция заграничных секций РСДРП. Полн.собр. соч., т.26, с.I6I-I67.

52. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение /Тезисы/. Полн.собр.соч., т.27, с.252-266.

53. Ленин В.И. Оппортунизм и крах П Интернационала. Полн,собр. соч., т.27, с.115-128.

54. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. /Популярный очерк/. Полн.собр.соч., т.27, с.299-426.

55. Ленин В.К. Тетради по империализму. Тетрадь "Эгельгаф". -Полн.собр.соч., т.28, с.663-688.

56. Ленин В.И. Философские тетради. Замечания и пометки на книгах I908-I9II гг. В.Шулятиков. "Оправдание капитализма в западноевропейской философии от Декарта до 3.Маха". Полн.собр.соч., т.29, с.459-474.

57. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении. Полн.собр. соч., т.30, с.17-58.

58. Ленин В.И. Отвэт П.Киевскому /Ю.Пятакову/. Полн.собр.соч., т.30, с.68-74.

59. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Полн.собр.соч., т.30, с.77-130.

60. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма. Полн.собр.соч., т.30, с.163-179.

61. Ленин В.И. Письма о тактике. Полн.собр.соч., т.31, с.131-144.

62. Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. /Проект платформы пролетарской партии/, Полн.собр.соч., т.31, с.149-186.

63. Ленин В.И. Мелкобуржуазная позиция в вопросе о разрухе, Полн. собр.соч., т.32, с.247-249.

64. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33, с.1-120.

65. Ленин В.И. Марксизм о государстве. Полн.собр.соч., т.33, с.123-307.

66. Ленин В.И. 0 компромиссах. Полн.собр.соч., т.34, с.133-139.

67. Ленин В.И. Из дневника публициста. Ошибки нашей партии. Полн. собр.соч., т.34, с.257-263.68

2015 © LawTheses.com