Правовое регулирование авторских прав в сфере функционирования всемирной информационной сети Интернеттекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Правовое регулирование авторских прав в сфере функционирования всемирной информационной сети Интернет»

На правах рукописи

Воропаев Сергей Алексеевич

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСЕМИРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Специальность 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата

юридических наук

Работа выполнена в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации на кафедре правового обеспечения рыночной экономики.

Научный руководитель: кандидат юридических наук

Хабаров Сергей Александрович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор Морозов Андрей Витальевич

кандидат юридических наук Серго Антон Геннадьевич

Ведущая организация: Российский государственный гуманитарный университет

Защита состоится 17 июня 2005 г. в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.15 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г. Москва, проспект Вернадского, 84, 1 учебный корпус, ауд.2283.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Автореферат разослан «17» мая 2005 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Всемирная информационная сеть Интернет уже стала повседневным средством передачи информации любого характера, которая доступна каждому, кто имеет персональный компьютер, и, благодаря средствам спутниковой связи, из каждой точки на планете.

Информация передается Интернетом в виде объектов, которые охраняются авторским правом: литературных, музыкальных и аудиовизуальных произведений, фотографий, иллюстраций, карт, планов, рисунков и т.п.. Обработка и передача данных сетью и само ее функционирование происходит благодаря другому объекту авторско-правовой охраны - компьютерным программам, а сохранение и поиск информации часто осуществляется с помощью электронных баз данных, которые также могут охраняться авторским правом.

Фиксация перечисленных объектов авторско-правовой охраны в электронной форме и трансграничный характер Интернета упрощает возможность нарушения прав авторов и их правопреемников. Увеличение же объема авторских прав или введение сложной процедуры их осуществления, вместе с тем, приведет к ограничению прав пользователей Интернета. Поэтому задачей современного авторского права является достижение справедливого и

жизнеспособного баланса интересов владельцев авторских прав и пользователей произведений, размещенных в Интернете.

Особо хотелось бы отметить тот факт, что ряд специалистов в области юриспруденции, экономики, философии, информатики, а также других наук, в связи с переходом к информационному обществу, обладающему новой структурой, продолжают активное изучение отраслей, связанных с получением, распространением и обработкой информации. Множество научно-исследовательских работ вышеназванных отраслей современной науки посвящены изучению

сети Интернет, вызывающей заслуженное повышенное внимание со

1

стороны ряда специалистов .

Систематизация и реформирование авторского права в сфере охраны материалов, которые передаются Интернетом, являются насущной необходимостью для России, в особенности в условиях настоящих рыночных превращений в стране, когда информация становится неотъемлемым фактором производства и ценнейшим объектом гражданского обращения.

Еще в 1987 году в юридической литературе была высказана мысль о том, что «опубликование источников информации в электронной форме ставит перед юридической наукой вопрос о

1 См. напр.: Петровский C.B. Правовое регулирование оказании Интернет-услуг. Дис.канд. юриднч.наук. - М., 2002. - С. 6; Бастрикова С.А. Интернет в системе взаимодействия государства и формирующегося гражданского общества Российской Федерации. Дис. канд. политол. наук. - М., 2000. • С. 4; Василенко J1.A. Интернет в информатизации государственного управления. Социолого-мегодологический анализ. Дис. д-ра социол. наук. - М., 2000. - С. 5 и др.; Копылов В.А. Информационное право. - М.: Юрисгъ, 1997. • С. 5; Родионов A.A. Интернет: сущность и социальные функции Социологический подход. Автореф. дис. канд. социол. наук. - Саратов, 2000. - С. 3; Смирнова И.А. Интернет как фактор субкультуры виртуального сообщества: Автореф. дис. канд. культурологии. • СПб., 2000. -

С. 3; Степанов Е.Б. Информация как фактор производства: Автореф. дис. канд. экон. наук. • Кострома, 2000. - С. 3; Чугунов A.B. Политика и интернет: политическая коммуникация в условия* развития современных информационных технологий. Дис. канд. политол. наук. - СПб., 2000. - С. 5 и др.

необходимости разработки нормативных актов для регулирования отношений, которые возникают»2. К сожалению, эти задачи и по сей день остается в России нереализованными.

В отечественной юридической литературе отношения, связанные с использованием сети Интернет, исследовались фрагментарно. Комплексного исследования вопросов, указанных в разделе «Цель и задачи исследования» настоящего автореферата, с изучением большого количества иностранных публикаций, посвященных данной области осуществлено не было.

Вышеприведенными технологическими и правовыми реалиями настоящего и обусловлена актуальность темы данного исследования. Авторско-правовые аспекты функционирования всемирной информационной сети Интернет требуют немедленного и всестороннего изучения с тем, чтобы огромный потенциал Интернета во всех сферах общественной жизни реализовался в полной мере повсюду в мире и в частности в России.

Российские и иностранные специалисты в области права интеллектуальной собственности (М.М. Богуславский, А.Б. Гельб, М.Х. Лифте, Ф.П. Сергеев, Т.Дж. Шмедингхофф, О. Ханс и т.п.) неоднократно обращали свое внимание на отдельные проблемы, которые появились перед авторским правом в связи с бурным развитием информационных технологий. Тем не менее, комплексного исследования проблем охраны размещенных в сети Интернет произведений, в котором бы рассматривались вопросы несовершенства правового регулирования в данной сфере, а также пробелы и разногласия, которые содержат

2 Азимов Ч Н. Научно-техническая информация и право. - Харьков: Высшая школа. Изд-во при Харьк. гос. ун-те, 1987. - 134 с.

соответствующие национальные законы и международные договоры, на данное время ни в России, ни во многих других странах осуществлено не было.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в системном анализе современного состояния охраны литературных и художественных произведений в Интернете и разработке рекомендаций относительно усовершенствования действующего авторско-правового

законодательства России в сфере охраны размещенных в Интернете произведений, направленных на улучшение защиты прав авторов и их правопреемников на такие произведения.

Учитывая цель исследования, его основными задачами являются:

1. Установление юридической природы охраны авторских прав на размещенные в Интернете произведения и особенности этой охраны.

2. Определение, какие из материалов, доступных через Интернет, подлежат охране авторским правом.

3. Осуществление сравнительного анализа подходов, которые существуют в разных странах, к вопросам правовой охраны конкретных категорий размещенных в Интернете произведений.

4. Рассмотрение и комплексный анализ международных правовых актов в сфере охраны произведений, размещенных в Интернете.

5. Обоснование необходимости учета технологических, социокультурных и экономических факторов, которые имеют влияние на состояние охраны литературных и художественных произведений в Интернете, при выборе оптимальной модели функционирования Интернета с точки зрения соблюдения авторских прав.

Предметом диссертационного исследования являются нормы авторского права, которыми охраняются права авторов и их правопреемников на литературные и художественные произведения, размещенные в информационной сети Интернет, практика их применения судами, возникающие проблемы, связанные с обращением в иностранные судебные органы в связи с трансграничным характером сети Интернет.

Объектом исследования являются правовые проблемы, которые появились с возникновением современных информационных технологий и сети Интернет.

Методологические основы исследования.

Исследование проведено на основе формально-логического, системно-функционального, историко-правового, сравнительно-правового и других общих и специальных научных методов.

С применением формально-логического метода обработаны положения правовых актов и судебные решения в сфере авторского права Российской Федерации, США и некоторых государств Западной Европы, нормы, которые содержатся в международных правовых актах, принятых по вопросам охраны авторских прав, а также в таких нормативно-правовых актах Европейского Союза, посвященных охране авторских прав его государствами-членами, как Директива Совета 91/250/ЕЕС по вопросам защиты компьютерных программ, Директива Совета 96/9/ЕС об охране баз данных и пр. относительно авторского права и смежных прав в информационном пространстве.

С помощью историко-правового и диалектического методов исследовано количественное и качественное развитие сети Интернет, ее правовой статус, появление новых возможностей и связанные с ними

изменения подходов к правовому режиму сети Интернет и регулированию нормами международного частного права общественных отношений, которые возникают по поводу использования этой информационной сети.

Системно-функциональный метод предоставил возможность исследовать пути распространения произведений в сети Интернет и определить механизм взаимоотношений субъектов авторских прав на произведения, которые размещены в сети, с ее пользователями.

Особое значение уделено такому специальному правовому методу познания, как сравнительно-правовой, на основе которого проведены сопоставления положений законодательства стран Бернского Союза, а также международно-правовых документов в сфере охраны авторских прав, в частности: Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», Закона США об авторском праве, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и Всемирной конвенции об авторском праве.

Теоретическая основа исследования. Теоретической базой диссертации являются труды российских и советских правоведов. Большое внимание в диссертации уделяется трудам американских правоведов в связи с большим опытом, наработанным законодательными и судебными органами США в области авторских прав в сфере современных телекоммуникационных технологий. Также среди них: Сергеев А.П., Яковлев В.Ф., Нешатаева Т.Н., Дозорцев В.А., Гельб А.Б., Богуславский М.М., Судариков СЛ., Минков A.M., Наумов В.Б., Мэггс П.Б., Агарков М.М., Ботуз С.А., Джозеф Берстин (Joseph Burstyn), Т.К. Драйер (Т.К. Drier), Томас Ж. Смедингофф (Thomas J. Smedinghoff), Филипп Е. Росс (Philip E. Ross), Джессика Литман (Jessica Litman), Ланс

Роз (Lance Rose), Марк А. Лемли (Mark A. Lemley), Кати Рибело (Kathy Rebello), Мэрги Вили (Margie Wylie), Стив Г. Стейнберг (Steve G. Steinberg), Марк А. Лемли (Mark A. Lemley), Мишель В. Волтер (Michael W. Walter), Доктор Дженс Гастер (Dr. Jens Gaster), Паулина Борсук (Paulina Borsook).

Эмпирической и нормативной основой исследования послужили отечественные и иностранные нормативные акты в их динамичном развитии, регулирующих авторско-правовые отношения в сети Интернет; судебная практика России и США; решения и действия государственных, общественных и иных организаций, деятельность которых тем или иным образом оказывает влияние на соблюдение и защиту авторских прав в сфере функционирования всемирной сети Интернет, а также международные соглашения, регулирующие отношения в этой области.

Кроме того, использованы данные, полученные в ходе работы автора в организациях, сфера деятельности которых непосредственно связана с изучением законодательства, практики его применения, а также судебной практики Соединенных Штатов Америки в сфере авторских прав.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что диссертант впервые в России осуществил комплексное монографическое исследование совокупности законов и международных соглашений, касающихся вопросов защиты авторских прав на размещенные в Интернете литературные и художественные произведения, а также проблем применения указанных нормативных актов в практике судов. Диссертация по ряду вопросов доведена до уровня разработок и рекомендаций, пригодных для использования в

работе по дальнейшему совершенствованию указанного законодательства, а также в правоприменительной практике.

Проведенное исследование позволило обосновать и вынести на защиту следующие основные положения и выводы, отражающие научную новизну диссертации.

1. Обосновывается, что все виды произведений, зафиксированные в цифровой форме и размещенные в сети Интернет, отвечают критериям охраны, установленным законодательством государств - членов Бернского Союза, и, таким образом, подлежат охране авторским правом любым из этих государств наравне с произведениями, зафиксированными в более традиционных формах, независимо от выполнения авторами или их правопреемниками любых формальностей (регистрации, депонирования и т.п.) и факта опубликования произведения.

2. Устанавливается, что автор или другое лицо, которому принадлежат авторские права, размещая свое произведение в сети Интернет в открытом доступе, тем самым предоставляет право использовать это произведение всем желающим. В этой связи аргументируется, что разрешение владельца авторских прав на использование произведения в сети Интернет может иметь четко выраженный характер или быть допустимым, исходя из таких факторов как необходимость, обычай и общепринятая практика, а также поведение сторон.

3. С целью более полного учета особенностей цифровой формы, в которой произведение размещается в сети Интернет, обосновывается необходимость расширить круг произведений, подлежащих охране по действующему авторско-правовому законодательству Российской

Федерации. В связи с этим, делается вывод о целесообразности включения в перечень объектов авторского права, которые охраняются Законом «Об авторском праве и смежных правах», произведений, зафиксированные в цифровой форме, и указания в названом законе, какая материальная форма фиксации произведения включает цифровую.

4. С учетом особенности функционирования сети Интернет раскрывается необходимость предусмотреть в российском законодательстве процедуры, которые делают возможными эффективные действия против любого нарушения авторских прав в сети Интернет, а также способы защиты прав, которые сдерживают от их дальнейших нарушений.

На этом основании аргументируется предложение раскрыть в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» необходимость использования современных цифровых технологий защиты авторского права при размещении в сети Интернет объектов авторско-правовой охраны как условие предоставления авторско-правовой защиты.

5. В связи с тем, что, в силу специфики сети Интернет, судебную защиту авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, размещенные в Интернете весьма сложно осуществить из-за осложнений, которые возникают по причине неполноценности доказательственной базы, предоставляемой истцами, обосновывается целесообразность участия нотариусов в процессе обеспечения доказательств по незаконному размещению в сети Интернет авторских материалов. Также, на основании изучения действующего российского законодательства, делается вывод о необоснованности вынесения нотариусами постановлений об отказе в совершении вышеуказанных действий, что имеет место на практике.

6. Устанавливается необходимость отказаться от признания временных электронных копий, создаваемых в процессе использования произведения в сети Интернет, экземплярами произведения в юридическом смысле или предусмотреть освобождение от ответственности за их появление на том основании, что такая практика мешает добросовестному использованию произведений в сети Интернет, а также создает препятствия на пути развития и всестороннего использования Интернета.

7. Аргументируется целесообразность использования международных арбитражных судов как специфического и наиболее эффективного способа решения гражданских споров в делах о защите авторских прав на произведения, размещенные в Интернете. Делается вывод о необходимости, при создании арбитражных (третейских) судов, которые бы занимались решением споров о нарушение авторских прав в Интернете, руководствоваться национальным законодательством о международном арбитраже, а также взять за образец функционирование Центра по арбитражу и посредничеству Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в котором общение между сторонами и арбитрами осуществляется как непосредственно, так и с помощью Интернета.

Научная и практическая значимость исследования.

Научная значимость работы состоит в возможности использования сделанных в ней выводов и теоретических наработок для дальнейших теоретических и прикладных исследований по проблемам взаимного влияния информационных технологий и авторского права. Результаты исследования могут также быть использованы авторами, программистами, государственными служащими, судьями,

преподавателями, предпринимателями и сотрудниками организаций, которые осуществляют управление имущественными правами авторов на коллективной основе.

Практическое значение результатов исследования состоит в том, что в нем впервые выявлены основные проблемы охраны авторских прав на литературные и художественные произведения, размещенные в сети Интернет, и предложены пути их решения как на национальном, так и на международном уровнях. Полученные теоретические и практические выводы полностью готовы для использования органами законодательной и исполнительной власти России для целей формирования государственной политики в сферах связи, информатизации и охраны авторских прав, а также разработки нормативно-правовых актов и заключения международных соглашений в этих областях.

Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена на кафедре правового обеспечения рыночной экономики Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ.

Основные положения и выводы диссертации нашли свое отражение в двух статьях, подготовленных и опубликованных автором диссертации (журнал «Вопросы гуманитарных наук»).

Структура диссертации.

Структура диссертации определяется предметом, целями и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 13 параграфов, заключения, а также списка использованной литературы. Материал в главах расположен последовательно от постановки проблем, вызванных сетью Интернет в сфере авторского права до защиты авторских прав на произведения, размещенные в сети Интернет.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, определяется цель, задачи, объект и предмет исследования, очерчивается научно-теоретическая, методологическая и нормативная база диссертационной работы, а также ее научная новизна, степень апробации и теоретическое и практическое значения полученных результатов.

В первой главе рассматривается технологическая и юридическая природа Интернета как всемирной информационной сети и проблемы, которые возникли в авторском праве в связи с появлением этого нового феномена, а также источники правового регулирования в сфере функционирования сети Интернет.

В параграфе 1.1. исследуется история и правовые основы создания сети Интернет, ее строение и услуги, которые она предлагает своим пользователям.

Интернет был создан Министерством обороны США в конце 60-х. Созданная военными компьютерная сеть предоставляла возможность доступа ко всем имеющимся к тому времени вычислительным ресурсам Соединенных Штатов многим пользователям одновременно.

Существование этой сети, которая объединила главные

вычислительные центры страны, и использование технологии передачи информации, разделенной на автономные пакеты, разрешило начать работы по созданию гибкой структуры, в которую могли бы входить компьютеры любого типа. Использование их «общего языка» -протоколов TCP/IP, которые быстро восприняли военные в своей отдельной сети MILnet и университеты, было поддержано Национальным научным фондом (NSF) при создании пяти больших вычислительных центров, оборудованных чрезвычайно мощными компьютерами, с целью обеспечения доступа всей научной общественности страны к информации, которая содержалась в этих компьютерах. Со временем все наибольшие университетские вычислительные центры были подключены к сети, созданной NSF, которая стала «скелетом» для всех этих более мелких сетей. Начиная с этого момента, стал возможным доступ к любой точке сети с помощью любого подключенного к ней компьютера.

На протяжении последнего десятилетия Интернет действительно стал прообразом и основой «информационной супер-магистрали» будущего. Развиваясь сегодня темпами, которые поражают воображение, эта «сеть сетей» превратилась из средства общения в просвещенских и исследовательских кругах в арену напряженной конкурентной борьбы. Все больше и больше предприятий используют Интернет в целях рекламы, маркетинга, предоставления услуг, заключения контрактов, осуществления и получения платежей, внутренней и внешней связи, рыночных исследований, разработки моделей собственного развития, обмена профессиональной информацией, управления персоналом и найму работников.

В параграфе 1.2. рассматриваются проблемы, которые возникли с

появлением Интернета в современном праве вообще и в авторском праве в частности.

Развиваясь чрезвычайно быстрыми темпами, Интернет изменяет обычные нам социально-экономические парадигмы. И современное право не является исключением. К сожалению, право настоящего, базируясь на тех реалиях мира, которые существовали до того, как «цифровая революция» стала реальностью, в большинстве случаев оказывается неспособным адекватно реагировать на изменения в общественных отношениях, вызванные появлением информационных технологий.

Уже сегодня Интернет ставит много вопросов в сфере налогообложения, договорного права, уголовного права и права интеллектуальной собственности. И с течением времени этих вопросов становится все больше. Главная проблема при их решении состоит в том, что право в современном его виде имеет дело с материальными носителями информации. Современное право имеет также территориальный характер, то есть, оно ограничено в применении только относительно лиц и отношений между ними в рамках территории государства или его определенной составной части.

Однако, Интернет не знает ни государственных границ, ни бумаги, ни других традиционных носителей информации. Поэтому старые правовые понятия и концепции, которые вырабатывались веками, должны измениться. И это уже происходит. Но этот процесс очень медленный и зачастую требует изменения взглядов на него тех, от кого зависит его ход. К сожалению, как законодатели, так и те, кто призван толковать законы, не всегда понимают природу и значение новых достижений науки.

Авторское право служит замечательным примером того, как право может довольно удачно приспосабливаться к появлению новых технологий. Эта область права испытала много изменений, вызванных появлением таких технологий, как фотография, звукозапись, радио, спутниковое телевидение, предоставляя сегодня адекватную защиту художественным произведениям во всех этих сферах.

Среди правовых проблем, вызванных появлением Интернета, едва ли не первейшее место занимают авторско-правовые. По мере того, как Интернет будет все больше использоваться как средство продажи и доставки информации и результатов творческой деятельности, которая не знает бумаги и государственных границ, вопрос охраны прав интеллектуальной собственности на материалы, доступные через Интернет, будет приобретать все больше важности.

Авторское право является одним из важнейших видов охраны интеллектуальной собственности в Интернете в силу, как минимум, двух причин. Во-первых, большинство материалов, которые передаются Интернетом (тексты, изображения, звуковые сигналы) являются произведениями в юридическом смысле и, таким образом, составляют предмет авторского права. Во-вторых, поскольку сама природа электронных телекоммуникаций требует многократного копирования данных в процессе из передачи посредством каналов связи и ознакомления с ними неограниченного круга потребителей, естественно, при таком копировании стоит вопрос относительно соблюдения авторских прав.

Любое поведение пользователей в Интернете задевает права авторов и их правопреемников. Другими словами, невозможно предпринять что-либо в Интернете, что бы потенциально не затрагивало

чьи-либо авторские права. Просмотр Веб-страниц, сохранение их содержимого в памяти компьютера, переадресация сообщения электронной почты - все эти действия включают воспроизведение объектов авторско-правовой охраны.

В параграфе 1.3. материалы, размещенные в Интернете, подвергаются проверке на охраноспособность с точки зрения авторского права. С этой целью определяется, какие именно материалы, доступные пользователям Интернета, охраняются авторским правом и какие требования предъявляются авторским правом к ним как к объектам охраны. Детально рассматриваются также формальности, выполнение которых со стороны субъектов авторских и смежных прав поощряется нормами авторского права.

Авторское право всех стран мира (тех, в которых оно существует) охраняет произведения в области литературы, науки и искусства. Как правило, национальные законы и международные конвенции по авторскому праву содержат примерный перечень объектов правовой охраны и отмечают, что этот перечень не является исчерпывающим. Так, в этих перечнях упоминаются литературные, музыкальные и аудиовизуальные произведения, фотографические произведения, произведения живописи, иллюстрации, карты, планы, эскизы и т.п.3.

Все вышеупомянутые литературные и художественные произведения можно встретить в Интернете в большом количестве, и все они могут претендовать на защиту авторским правом. Но только

3 Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. № 5351-1, ст.7 (с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ; ФЗ от 20 июля 2004 г. №72-ФЗ) // СЗ РФ. - 1995. - № 30. - 2866.; Российская газета от 28.07.04г.; Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Парижский акт вот 24 июля 1971 года, изменённый 2 октября 1979 года. Женева: Авторское право и смежные права. Закон, конвенции, договоры, соглашения/ Сост. СЛ. Судариков. Минск, 1998. С.195 Ст. 2(1); Copyright Act of 1976,17 U.S.C.

претендовать. Так как одной лишь принадлежности к той или другой категории произведений, указанной в законе, недостаточно.

Для того, чтобы получить защиту, предусмотренную законами об авторском праве, вышеупомянутые произведения должны отвечать определенным критериям. Во-первых, они должны быть оригинальными в юридическом смысле, а во-вторых, они должны быть выраженными в той или другой объективной форме.

На основе анализа норм законодательства России, США и стран Западной Европы, а также положений Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений следует, что информация передается Интернетом преимущественно в виде произведений, которые подлежат охране авторским правом любой из стран Бернского Союза наравне с произведениями, закрепленными в более традиционных формах, при условии соответствия установленным законодательством страны критериям охраны. При этом выполнение каких-либо формальностей и факт опубликования произведения значения не имеет.

В параграфе 1.4. выясняется, какие конкретно виды произведений встречаются в Интернете, какими именно произведениями они представлены и в чем состоят особенности авторско-правовой охраны каждого из этих видов.

Уделено внимание следующим видам объектов авторских и смежных прав: литературные произведения (в том числе компьютерные программы); фотографии и прочие неподвижные изображения; музыкальные произведения и фонограммы; аудиовизуальные произведения; производные произведения; сборники и прочие составные произведения (в том числе базы данных, Веб-сайты и мультимедийные произведения).

В параграфе 1.5. рассматриваются особенности размещенных в Интернете произведений как предмета авторского права и проблемы их правовой охраны. Аргументируется, что особенности размещенных в Интернете произведений как предмета авторского права вызваны специфической формой их фиксации. Цифровая форма фиксации этих произведений делает возможными их уникальные физические качества и служит причиной значительных проблем их правовой охраны.

Исследуются технологические факторы, которым подвластны произведения, размещенные в Интернете, и вызванные этими факторами юридические проблемы. Замечено, что владельцы авторских прав сталкиваются со значительными рисками, обусловленными существованием информационных технологий. Трансграничный характер Интернета и цифровая форма фиксации размещенных в нем произведений значительно усложняют осуществление авторами и их правопреемниками своих прав. Несмотря на это, многочисленные объекты интеллектуальной собственности продолжают создаваться, в том числе исключительно для распространения через Интернет.

Рядом с техническими и юридическими аспектами, которые имеют значительное влияние на состояние дел в сфере охраны произведений, размещенных в Интернете, обращено внимание и на некоторые основные проблемы, связанные с отношением пользователей к интеллектуальной собственности вообще и к авторскому праву в частности. Рассматриваются характерные социологические и культурные черты Интернет-общества и их возможное влияние на желание пользователей платить за использование произведений, размещенных в Интернете, а значит, желание использовать объекты охраны авторского права в соответствии с его нормами. Подчеркивается, что попытки

преодолеть проявления правового нигилизма, вызванного социальными и культурными факторами, исключительно методами авторского права не будут иметь желаемого эффекта.

В параграфе 1.6. рассмотрены источники правового регулирования отношений в сфере функционирования сети Интернет.

Рассматриваются два важнейших международных соглашения, играющих огромную роль в сфере авторско-правового регулирования Интернет-отношений: Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

В контексте исследуемых вопросов рассматривается ход имплементации норм Договоров ВОИС в США и странах Европейского Союза, а также их влияние на законодательство России в сфере авторского права. К сожалению, к настоящему времени Российская Федерация не присоединилась ни к одному из указанных договоров, хотя некоторые российские граждане и фирмы уже были привлечены за рубежом к ответственности за нарушения отдельных положений этих международных нормативных актов.

Приветствуются попытки включения отдельных положений Договора ВОИС по авторскому праву в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», как отвечающие ее национальным интересам. Предполагается, что присоединение России к указанным Договорам ВОИС будет оказывать содействие интеграции страны к мировым и европейским экономическим структурам. Рассматривается достоинства и недостатки Федерального закона Российской Федерации от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (опубликован в «Российской газете» 28 июля 2004 года, вступил в силу с даты опубликования). Принятие

указанного закона проходило в достаточно форсированном режиме, что обусловлено, прежде всего, интенсивным ведением Россией двусторонних переговоров по вопросу вступления во Всемирную торговую организацию.

Во второй главе устанавливается содержание и объем авторских прав в контексте Интернета. Рассматриваются как имущественные, так и личные неимущественные права авторов и их правопреемников на размещенные в Интернете произведения, вопросы охраны технических средств защиты произведений и информации об управлении правами на них, а также обстоятельства, в соответствии с которыми разрешается свободное использование произведений.

В параграфе 2.1. среди имущественных прав авторов и их правопреемников детально анализируются следующие: право на воспроизведение; право на распространение; право на публичное исполнение; право на публичный показ, а также новые права на публичное сообщение, на предоставление доступа публике и на доведение до всеобщего сведения по Договорам ВОИС.

При анализе каждого из указанных прав рассматриваются положения соответствующего законодательства России, США, Европейского Союза и их государств-членов. Высказывается мысль о том, что решить проблемы, которые появились в авторском праве в связи с применением авторских прав в контексте Интернета, возможно лишь путем прикладывания общих усилий всех заинтересованных сторон: государств, международных организаций и организаций, которые представляют как интересы владельцев авторских прав, так и интересы потребителей.

Большим шагом на этом пути стало заключение Договоров ВОИС

1996 года - Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Исследуется проблема «временных копий» произведений в контексте сети Интернет. Позиция национальных судов, в соответствии с которой временная фиксация размещенного в Интернете произведения в оперативной памяти компьютера признается актом воспроизведения, в объединении с ежечасным и неотъемлемым характером временного копирования в Интернете приводит к ситуации, когда каждый пользователь Интернета автоматически становится потенциальным нарушителем авторских прав. Та же неопределенность присуща Договору ВОИС по авторскому праву и Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам. В этой связи, в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» предлагается указать, что временные электронные копии, создаваемые в процессе использования произведения в сети Интернет, не являются экземплярами произведений в юридическом смысле, или предусмотреть освобождение от ответственности за их изготовление.

В параграфе 2.2. исследуются правовые вопросы охраны технических средств защиты и информации об управлении правами на произведения, размещенные в Интернете.

Договорами ВОИС предусмотрено, что в государствах-участниках может быть установлен запрет обхода технических средств защиты и внесения изменений в информацию об управлении правами.

Аргументируется, что техническими средствами защиты в контексте Интернета являются компьютерные программы, которые регулируют доступ к размещенным в сети произведениям. Это могут быть программы, которые защищают определенную информацию от

получения ее посетителями Веб-сайта, которым не было предоставлено на это предварительное разрешение, или криптографические коды, которыми ограничивается доступ к информации, сохранение ее в памяти компьютеров пользователей или печать без соответствующего разрешения.

Представляется, что хотя информация об управлении правами состоит из имени владельца авторских прав, условий использования произведения (лицензии) и другой подобной информации, она не является взаимозаменяемой со знаком охраны авторского права.

Рассматриваются подходы США и стран Европейского Союза к имплементации соответствующих положений Договоров ВОИС.

Параграф 23. посвящен вопросам, связанным с неимущественными правами авторов в сети Интернет.

Подчеркивается, что кроме имущественных, авторам размещенных в Интернете произведений также принадлежат и личные неимущественные права. В той или другой мере эта категория прав авторов признается во всех странах Бернского союза и включает все или несколько из следующих прав: право авторства; право на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения.

Легкость манипулирования произведениями, зафиксированными в электронной форме, вызовет многочисленные вопросы, связанные с охраной личных неимущественных прав в Интернете, где произведения постоянно модифицируются, видоизменяются и снова распространяются как самими авторами, так и другими пользователями сети. Применение концепции неимущественных прав относительно размещенных в Интернете произведений является настолько сложным, что некоторые

исследователи даже высказываются в пользу полного отказа от этой категории прав авторов.

Признается очевидным, что в тех юрисдикциях, где признаются личные неимущественные права, распространение с помощью Интернета произведения с измененным именем автора или без его указания (если произведение было подписано) является противоправным действием. Изменение без разрешения автора произведения, размещенного в Интернете, также не разрешается, если это может повредить его чести или репутации. Такое изменение может быть результатом уменьшения размера, «обрезания», неудачной замены цветов, «раскрашивания», сканирования или чрезмерного редактирования произведения и т.п..

В параграфе 2.4. рассматриваются случаи свободного использования произведений. Особое внимание уделяется основаниям свободного использования произведений, действие которых в Интернете вызывает наибольшее количество осложнений, - допустимые лицензии.

С разрешения субъекта авторских прав пользователи могут совершать с произведением определенные действия, как, например, воспроизведение и распространение экземпляров произведения, что при отсутствии такого разрешения считалось бы нарушением авторских прав.

Разрешение субъекта авторских прав может приобретать множество форм. В большинстве случаев разрешение имеет форму лицензионного соглашения - договора между владельцем авторских прав и другим лицом, которым этому лицу предоставляются права, которые обычно принадлежат лишь субъекту авторских прав. Такая форма предоставления разрешения является явной, четко определенной лицензией на использование произведения тем или иным способом. Тем

не менее, в Интернете такие лицензии предоставляются крайне редко, чаще всего владельцы авторских прав не заботятся о заключении лицензионных соглашений, оставляя права пользователей без надлежащего внимания.

Представляется, что все же, во многих случаях, существование лицензии на определенное использование произведения можно предположить. Если лицензионное соглашение не заключается в письменной форме, об его существовании и условиях можно судить, исходя из таких факторов как необходимость, обычай и общепринятая практика, а также поведение сторон. В этой связи аргументируется, что автор или другое лицо, которому принадлежат авторские права, размещая свое произведение в сети Интернет в открытом доступе, тем самым предоставляет право использовать это произведение всем желающим.

В третьей главе исследуются проблемные вопросы защиты авторских прав на произведения, размещенные в Интернете. Поддаются анализу технические и правовые средства и методы ведения бизнеса, которые позволяют субъектам авторских прав эффективно защищать свои права на размещенные в Интернете произведения как к моменту их нарушения, так и после, а также рассматриваются перспективы реализации в Интернете экономической концепции перекрестного субсидирования.

В параграфе 3.1. изучаются как технологические и правовые средства, так и маркетинговые приемы, которые предоставляют владельцам авторских прав возможность контролировать использование размещенных в Интернете произведений, предотвращать нарушения своих прав, проверять количество случаев использования произведений

и взимать жалованье за такое использование до момента нарушения.

Из числа правовых средств наибольшее внимание отводится лицензионным договорам и предупредительным мерам. Последние должны быть предусмотрены национальным законодательством любого государства-члена (претендента на членство) Всемирной торговой организации (ВТО) в соответствии с требованиями Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), в том числе и российским.

В параграфе 3.2. содержится анализ проблем, которые возникают в связи с подачей субъектом авторских прав иска против нарушителя его прав на размещенные в Интернете произведения, как в стране нарушителя, так и в собственной стране. Кроме того, рассмотрен арбитраж как альтернатива судебному разбирательству дела, а также вопросы, связанные с признанием и исполнением иностранных судебных и арбитражных решений.

На примере России рассматриваются препятствия, с которыми сталкиваются субъекты авторских прав на размещенные в Интернете произведения при судебном преследовании нарушителя их прав в стране нарушителя, а на примере США - проблемы, которые возникают с предъявлением владельцем авторских прав иска в собственной стране.

Выясняются преимущества арбитража как более быстрого, более дешевого и менее формалистического способа решения гражданских споров сравнительно с государственными судами. Рассматриваются два проекта ВОИС по международному коммерческому арбитражу в области авторского права - Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству и Проект Виртуального Магистрата.

Акцентируется внимание на то, что иностранное судебное или

арбитражное решение может быть или вообще не признанным в стране нарушителя, или его исполнение может быть связано с большим количеством осложнений. Опираясь на проведенное исследование, представляется, что из-за отсутствия эффективного и всеобъемлющего международного механизма исполнения иностранных судебных и арбитражных решений, решение иностранного суда или арбитража может не стать адекватным средством защиты прав авторов и их правопреемников.

Рассматривается российская судебная практика о рассмотрении споров о нарушении авторских прав в сфере функционирования сети Интернет.

Обосновывается целесообразность участия нотариусов в процессе обеспечения доказательств по незаконному размещению в сети Интернет авторских материалов, рассматриваются актуальные проблемы.

В параграфе 3.3. изучаются возможности перекрестного субсидирования создания объектов авторских прав.

Учитывая то, что ни один из технологических или правовых средств не может гарантировать абсолютной защиты авторских прав на размещенные в Интернете произведения, владельцы этих прав вынужденные искать такие методов ведения бизнеса, которые бы разрешали им получать доходы, не взимая платы за пользование объектами их авторских прав. Большое количество моделей перекрестного субсидирования разрешает им достичь этой цели. При этом ключевое значение приобретает «право на ссылку», которое является одним из важнейших прав авторов и их правопреемников в контексте Интернета.

В работе аргументируется точка зрения, в соответствии с которой

баланс интересов субъектов авторских прав и пользователей Интернета в значительной мере зависит от технологических средств, доступных первым, и тех маркетинговых приемов, которые они применяют. В объединении с социокультурными тенденциями, которые влияют на отношение пользователей к интеллектуальной собственности и их представление о будущем Интернета, эволюция упомянутых средств и приемов приведет к снижению роли авторского права как регулятора общественного поведения в Интернете. Это ни в коем случае не означает, что следует вообще отказаться от авторского права, даже если Интернет со временем станет главным или даже единственным каналом распространения экземпляров произведений. Однако, усиление правового регулирования в данной сфере приведет к нарушению шаткого баланса интересов, который существует в Интернете сегодня.

Много из аномалий, которые возникли в авторском праве в связи с появлением Интернета, в настоящее время довольно удачно решаются благодаря технологическим и экономическим инновациям. Из этого не вытекает, что они должны стать суррогатом авторского права в Интернете, но выглядит уместным поручить авторскому праву регулирование лишь наиболее экстремального общественного поведения в Интернете, предоставив возможность рыночным рычагам оказывать воздействие на данный спектр общественных отношений.

В Заключении изложены важнейшие результаты исследования и выдвигаются предложения относительно реформирования авторского права России в сфере функционирования сети Интернет. Аргументируется, что ликвидировать тот огромный разрыв, который существует сегодня в России между авторским правом и общественным отношением, которые возникают в связи с использованием Интернета и

других информационных технологий, возможно лишь с помощью систематизации авторского права России и приведения его в соответствие с международными стандартами, которые сложились на сегодня в данной области. Считается уместным, чтобы этот процесс происходил в форме разработки и принятия специальных законов, призванных регулировать общественные отношения по поводу использования произведений в информационных сетях, с одновременным включением их положений гражданско-правового характера в раздел 7 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации под названием «Интеллектуальная собственность».

Во время кодификационных работ должны учитываться принятые Россией на себя обязательства по международным договорам, стороной которых она является, а также положения других международных документов, которые, не накладывая на государство ни единых обязательств, являются, тем не менее, признанными международными стандартами в области авторского права (прежде всего, Типовой закон ВОИС об авторском праве и смежных правах и Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции). Необходимо также принять необходимые меры для быстрейшего приведения законодательства России в соответствие к требованиями Соглашения ТРИПС.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Воропаев С А. Защита авторских прав в сети Интернет // Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - №3. - с.75-79.

2. Воропаев С.А. Правовая природа компьютерных программ и баз данных //Вопросы гуманитарных наук. - 2004. - №3. - с.104-106.

Автореферат

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Воропаева С.А.

Тема диссертационного исследования «Правовое регулирование авторских прав в сфере функционирования всемирной сети Интернет»

Научный руководитель канд. юрид. наук Хабаров С.А.

Изготовление оригинал-макета Воропаевым С.А.

Подписано в печать /У. £>к Тираж %Р экз.

Усл. п. л

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № ¿/¿¡?

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

SÍ-

09 щ; Щ i

\ з

ч*

•504

у л

2015 © LawTheses.com