Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестантекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Магомедов, Ахмед Магомедович, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I. Развитие правового регулирования межконфесснональных отношений в Дагестане.

§ 1. Правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями Дагестана в советский период.

§ 2. Состояние межконфессиональных отношений в Республике

Дагестан.

§ 3. Экстремистские религиозные течения в Республике Дагестан.

Глава П. Правовое регулирование статуса религиозных объединении в Республике Дагестан.

§ 1. Конституционные основы свободы совести и статуса религиозных объединений в Республике Дагестан.

§ 2. Законодательство Республики Дагестан о статусе и деятельности религиозных объединений: современное состояние и перспективы развития.

§ 3. Ответственность религиозных объединений в Республике Дагестан: вопросы реализации.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестан"

Актуальность темы диссертационного исследования. Какими должны быть взаимоотношения государства и религии? Это один из важнейших вопросов российской государственности приобретает особое значение приобретает в Республике Дагестан, где деятельность экстремистских организаций привела к вооруженному конфликту. Конституция Республики Дагестан определяет республику как светское государство. Однако, исторически, в отличие от большинства других регионов России, в Дагестане религия еще в недалеком прошлом выполняла значительную часть государственных функций. От направленности развития исламского фактора, от определения его места в политической и правовой системе Дагестана, во многом, зависит ситуация в республике, обеспечение стабильности как в Дагестане, так и на Северном Кавказе, в целом.

Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации осуществляется не только на основе федерального законодательства, прежде всего, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но и в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование конфессиональных отношений в Дагестане осуществляется на основе двух принципов: с одной стороны, признание самостоятельности религиозных организаций, их независимости от 1 государства при решении внутриконфессиональных вопросов; с другой . стороны, осуществление нормативного правового регулирования их деятельности в том объеме, в каком это необходимо для достижения общегосударственных задач.

Сложная этническая и конфессиональная структура дагестанского общества обусловливает высокую степень его конфликтности. Как свидетельствуют события в Республике Дагестан последних лет, любая проблема (экономическая, политическая, социальная) может приобрести религиозно-политическое значение. Органы государственной властй Республики Дагестан призваны разрешить ряд этноконфессиональных и внутриконфессиональных проблем. К ним, в частности, относятся серьезные противоречия при оценке роли религиозного фактора в общественных отношениях, появление в республике религиозных нетрадиционных течений, приведшие к обострению ситуации в религиозной сфере.

В последнее десятилетие в дагестанском обществе произошли и происходят коренные изменения, оказавшие огромное воздействие на значительные слои населения республики. Вопросы правового регулирования религиозной жизни в республике, отношений между государственными органами и религиозными организациями, этноконфессионального общения и деятельности религиозных объединений до сих пор не получили своего адекватного разрешения. В то же время, потребность в их оперативном решении возрастает, что обусловлено стремлением ряда политических и религиозных сил придать исламскому фактору, религии ведущую роль в правовой и политической жизни Дагестана.

Реализация провозглашенной Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Дагестан свободы совести обеспечивается посредством нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность религиозных объединений на территории республики. Религиозные объединения имеют широкий круг правомочий, которые направлены на обеспечение конституционных гарантий свободы совести и свободы вероисповедания. Так, с принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» был снят ряд ограничений в деятельности религиозных объединений, усилены гарантии реализации их прав, конкретизирована ответственность религиозных объединений.

В то же время многие положения как федерального законодательства, так и законодательства Республики Дагестан нуждаются в конкретизации и детальном научном анализе. Прежде всего, это касается вопросов правового статуса религиозных организаций и религиозных групп, обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации в сфере обеспечения свободы совести и статуса религиозных объединений. В этой связи актуализируется проблема обеспечения соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Дагестан.

Недостаточность теоретико-прикладных разработок проблем правового регулирования деятельности религиозных объединений в Дагестане, потребность в анализе конституционно-правовых основ деятельности религиозных объединений на территории республики, значимость изучения путей их развития, форм и методов • противодействия проявлениям религиозного и религиозно-политического экстремизма обусловили выбор и актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы и круг используемых источников. Несмотря на значительное количество правовой монографической и публицистической литературы по вопросам формирования и развития межконфессиональных отношений в Российской Федерации и ее субъектах, проблемы правового регулирования деятельности религиозных объединений, совершенствования законодательства в этой сфере общественных отношений исследованы не в должной степени. Нуждаются в анализе и различные аспекты практической деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по регулированию взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Изучая вопросы теории и практики правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан, а также роль религиозного фактора в современных общественных отношениях, диссертант отмечает отсутствие цельной концепции, учитывающей специфику осуществления исследуемых процессов в Республике Дагестан. В научной литературе недостаточно четко, а иногда и противоречиво дана типологизация религиозно-политических конфликтов, рассматриваются причины их возникновения, юридические механизмы их разрешения. Практически нет научных исследований по проблематике правового регулирования деятельности религиозных объединений в республиках Северного Кавказа.

Настоящее диссертационное исследование подготовлено на основе изучения научной, публицистической литературы, нормативно-правового материала, исследований отечественных и зарубежных ученых. Вопросы правового регулирования деятельности религиозных объединений в советское время рассматривались в работах Ю.И.Гирмана, Г.Р.Гольста, М.Г.Кириченко, Г.П. Лупарева, И.Н. Позднеева, Ю.А. Розенбаума, Ф.М. Рудинского, В.Н.Савельева, В.Д.Тимофеева и др.

При подготовке диссертационного исследования ^ были использованы работы отечественных ученых-правоведов специалистов в области конституционного права, теории государства и права, социальной философии: С.С. Алексеева, Р.Ф. Васильева, К.Н. Гусова, Д.А. Керимова, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева, Ю.И. Лейбо, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеевой, B.C. Нерсесянца, Г.В. Осипова, В.Н. Синюкова, С.В. Соловьевой, Б.А. Страшуна, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, И.А. Умновой, Н.А. Ушакова, В.Е. Чиркина, О.И. Чистякова, Т.М. Шамбы, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др.

Вопросы формирования системы взаимоотношений государства и религиозных объединений, развития межконфессиональных отношений в республиках Северного Кавказа отражены в работах таких ученых, как: М.А.Абдуллаев, А.В.Авксеньтьев, З.С.Арухов, JI.A. Баширов, В.О. Бобровников, М.В. Вагабов, Н.М.Вагабов, Д.Е.Еремеев, Ю.А.Зуев, А.И.Ионова, Г.М. Керимов, Э.Ф. Кисриев, М.Р. Курбанов,

Г.М. Курбанов, Р.Г. Ланда, А.В.Малашенко, Л.И. Медведко, Л.Ю. Сюкияйнен, Н.А. Трофимчук, К.М. Ханбабаев и др.

В работах перечисленных авторов рассматриваются проблемы теории и практики ислама, прослеживается влияние религиозных идей на развитие общественных отношений на Северном Кавказе, в частности, в Дагестане. При работе над диссертацией использованы работы российских и зарубежных авторов по проблемам этноконфессиональных конфликтов и исламского фундаментализма.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целями диссертационного исследования являются комплексный анализ вопросов правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан, оценка современного состояния конфессиональной обстановки в республике, представление на основе проведенного анализа рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности религиозных объединений на территории Республики Дагестан.

Указанные цели достигаются при разрешении следующего комплекса задач:

• исследовать историю становления и современное состояние конституционно-правовых основ регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан;

• дать правовую оценку состояния этноконфессиональных отношений в Республике Дагестан, определить тенденции и перспективы их правового регулирования;

• обосновать методологические подходы к анализу правовых мер, направленных на разрешение этноконфессиональных конфликтов в Республике Дагестан;

• выявить основные направления и перспективы использования института юридической ответственности в отношении религиозных объединений;

• провести сравнительно-правовой анализ нормативно-правовой базы деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан в различные исторические периоды;

• определить типологию и правовую природу конфликтов на этноконфессиональной почве в условиях Дагестана;

• проанализировать деятельность органов, призванных разрешать противоречия между религиозными объединениями в Республике Дагестан;

• исследовать формы и юридические методы закрепления статуса религиозных объединений в Конституции Республики Дагестан, иных нормативных правовых актах;

• сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательной базы взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений в Республике Дагестан.

Объектом диссертационного исследования - является совокупность правоотношений, складывающихся в Республике Дагестан в процессе конституционно-правового регулирования конфессиональных отношений и деятельности религиозных объединений на территории республики. При этом рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти республики и религиозных объединений в рамках статуса религиозных объединений в Республике Дагестан.

Предметом диссертации послужило исследование вопросов формирования и развития системы правового регулирования конфессиональных отношений в Республике Дагестан, проблем правового регулирования статуса религиозных объединений. В диссертационном исследовании были проанализированы как теоретико-правовые вопросы регулирования взаимоотношений между государством и религиозными объединениями, так и практические проблемы деятельности религиозных организаций на территории Дагестана.

Методологической основой диссертационного исследования выступил системный, комплексный подход к анализу вопросов правового регулирования межконфессиональных отношений, статуса религиозных объединений. В диссертации рассматриваются вопросы, затрагивающие предметы изучения конституционного права, теории права и государства, административного права и других отраслей. Это обусловило комплексный междисциплинарный характер проведенного исследования и использование различных методов анализа состояния и перспектив правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан.

Диссертант использовал конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, интегральный, формально-юридический, ситуационный методы исследования. Теоретические обобщения, выводы и предложения сделаны на основе всестороннего анализа практики формирования и функционирования религиозных " объединений в Республике Дагестан.

Нормативную базу исследования составляют, прежде всего, федеральное законодательство: Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), а также законодательство Республики Дагестан: Конституция Республики Дагестан 1994 г., Закон Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях» (1998 г.), Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» (1999 г.), нормативные правовые акты Государственного Совета, Народного Собрания, Правительства Республики Дагестан по вопросам регулирования деятельности религиозных организаций, обеспечения свободы совести, борьбы с религиозно-политическим экстремизмом.

Особое внимание при выборе источников для настоящей работы диссертант уделил практике Конституционного Суда Российской Федерации; автор использует ряд постановлений и определений Конституционного Суда РФ в период 1992-2002 гг., в которых затрагиваются вопросы конституционно-правового статуса религиозных объединений, правового регулирования их деятельности.

Эмпирическую базу настоящего диссертационного исследования составили документы государственных органов Республики Дагестан; материалы социологических исследований, проведенных на территории Республики Дагестан.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем дан комплексный, системный анализ правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан. В диссертации раскрыта сущность и роль правовых механизмов стабилизации этноконфессиональных отношений в Республике Дагестан в современных условиях; определены пределы правового вмешательства государства в деятельность религиозных объединений; исследованы исторические аспекты и дана правовая оценка современного состояния конституционно-правового регулирования деятельности религиозных объединений на территории Республики Дагестан; показана специфика правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан на современном этапе. и

В диссертации сформулированы и обоснованы теоретические положения, практические выводы н предложения, которые выносятся на защиту и обладают элементами научной новизны:

• Диссертант выдвигает ряд аргументов, обосновывающих монопольное право государства на определение правового статуса религиозных объединений. Оно предполагает, однако, необходимость учитывать самостоятельность и независимость данных объединений в решении широкого круга конфессиональных проблем. Из анализа отношений, складывающихся в процессе государственного регулирования деятельности религиозных объединений, автор делает выводы, касающиеся пределов такого регулирования, формирования конфессиональной политики государства.

• В работе исследованы понятие и структура конфессионального правового отношения. Особое внимание уделено субъектам и объектам данных правоотношений, участию в них государственных органов, должностных лиц, полномочия которых в отношении религиозных объединений должны соответствовать принципу «можно делать только то, что разрешено законом». Анализируются права и обязанности субъектов конфессиональных правоотношений, дана оценка уровню и качеству осуществления данных прав в Республике Дагестан.

• В диссертации анализируются противоречия законодательства Республики Дагестан по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений. В частности, Закон Республики Дагестан «О свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях» 1997 г. содержит нормы, которые, в соответствии с установленным в Российской Федерацией разграничением предметов ведения и полномочий, относятся к исключительным предметам ведения Российской Федерации. Это относится, например, к нормам, определяющим признаки республиканской религиозной организации, статус местной религиозной организации и др.

• Исходя из факта, что в Российской Федерации имеются регионы с населением, большинство которого традиционно исповедует ислам, диссертант обосновывает вывод, согласно которому устойчивое социальное и экономическое развитие этих регионов, их связи с другими регионами вряд ли будут органичными, если помимо экономических и формально-правовых факторов не будут учитываться и специфические факторы, такие как особенности мусульманского правосознания, исламское понимание собственности и предпринимательства.

• Республика Дагестан одной из первых в Российской Федерации столкнулась с проблемой религиозного экстремизма - ваххабизма. Опасность религиозного экстремизма обусловила принятие ряда юридических, политических и военных мер. Учитывая, что религиозные экстремисты в Дагестане ставят своей целью свержение конституционного строя и установление шариатской формы правления, был принят Закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», который подробно анализируется в диссертационном исследовании.

Итогом анализа стало заключение о том, что предметом регулирования закона является деятельность антигосударственных, антиконституционных, экстремистских организаций, посягающих на основы конституционного строя. Такая деятельность подпадает под действие норм Уголовного кодекса Российской Федерации, а не законодательства, регламентирующего вопросы свободы совести и деятельность религиозных объединений. Разрешение проблемы видится в последовательной реализации данного Закона, в осуществлении политики противодействия экстремизму с использованием как федеральными органами государственной власти, так и органами власти Республики Дагестан всего комплекса правовых мер, включая возможность силового воздействия.

• По мнению автора диссертации, именно фактическое самоустранение государства от регулирования вопросов веры в начале 1990-х гт. привело к утрате контроля над религиозной ситуацией на Северном Кавказе, прежде всего, в Чеченской Республике и Республике Дагестан. Государственные и муниципальные органы власти Республики Дагестан призваны разрешить ряд проблем, вызванных ростом числа и усилением активности религиозных объединений: возвращение изъятых у них в свое время государством культовых зданий и имущества, отвод земли под строительство новых культовых зданий, осуществление их регистрации и т.д. Это обстоятельство требует формирования специализированных органов, ответственных за организацию взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с религиозными объединениями. Такой структурой призван стать Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий.

Диссертант обосновывает необходимость воссоздания федерального государственного органа по делам религиозных объединений. Его предназначение состоит не в управлении делами веры, а в координации деятельности региональных органов по делам религии, в оказании им консультативной помощи, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина в конфессиональной сфере. Формирование единой государственной политики в данной сфере возможно только при координации деятельности и единой подчиненности - органов, осуществляющих регулирование деятельности религиозных объединений в субъектах Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В диссертации дан правовой анализ состояния этноконфессиональных отношений на Северном Кавказе, определены тенденции и перспективы совершенствования нормативной правовой базы регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан.

Выводы, положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разрешении существующих и могущих возникнуть противоречий и разногласий в конфессиональных отношениях в Республике Дагестане и направлены на совершенствование системы регулирования деятельности религиозных объединений как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Проведенный в диссертации анализ позволяет оценить адекватность нормативных правовых актов республики в сфере регулирования деятельности религиозных объединений реальным общественным отношениям. Высказаны и обоснованы рекомендации по разработке ряда законопроектов и внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность религиозных объединений.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания в юридических и гуманитарных учебных заведениях конституционного права, теории и истории права и государства, политологии, конфликтологии и некоторых других дисциплин.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы излагались в докладах и сообщениях в Государственном Совете Республики Дагестан, Правительстве Республики Дагестан, в выступлениях на международных, всероссийских и республиканских научно-практических конференциях. Предложения автора диссертации нашли отражение в планах и содержании работы Государственного Совета и Правительства Республики Дагестан. Автор, являясь Председателем Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий, принимал участие в разработке ряда законов Республики Дагестан.

Основные положения диссертации обсуждены, одобрены и рекомендованы к защите на заседании кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, отражены в научных публикациях диссертанта, а также в предложениях автора, направленных в комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственный Совет Республики Дагестан.

Структура работы отражает логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Конституционное право; муниципальное право", Магомедов, Ахмед Магомедович, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные преобразования российского общества, переход его в качественно новое состояние обострили проблемы межнациональных отношений и внутренней конфессиональной толерантности дагестанского общества. Среди основных причин обострения межэтнических, внутриконфессиональных и социальных противоречий и общего ухудшения общественно-политической ситуации в Республике Дагестан в качестве основных следует отметить негативные последствия широкомасштабной общественно-политической трансформации основ всего российского общества. Основные национально-государственные интересы и социальные приоритеты Дагестана на обозримую историческую перспективу состоят в сохранении Дагестана в составе единого Российского государства, обеспечении духовно-нравственного единства народов Дагестана, преодолении экономической отсталости.

Общеизвестно, что конфликты в той или иной форме свойственны всем без исключения обществам. В полиэтничных и поликонфессиональных сообществах заложены определенные условия для возникновения противоречий. В тех случаях, когда изменяется установившийся баланс в отношениях государства и религии, обостряются противоречия в рамках сложившейся полиэтнической и поликонфессиональной структуры.

Религиозный фактор оказывает значимое влияние на отношения федерального центра и регионов России. Наиболее остро межнациональные и межконфессиональные конфликты проявляются на Северном Кавказе. Об этом свидетельствуют военные события в Чеченской Республике, длительное противостояние между Северной Осетией и Ингушетией, конфликт между ваххабистами и сторонниками традиционного ислама в Дагестане. Развитие политической ситуации е Республике Дагестан показывает, что существуют экстремистские силы, которые стараются обострить национальные отношения в Дагестане, втянуть Республику в глобальный общекавказский конфликт на этнической и религиозной почве.

Все возрастающее воздействие на развитие ситуации в Республике Дагестан оказывает исламская идеология. Однако, в Дагестане этнический и религиозный фактор всегда были тесно взаимосвязаны. Поскольку государственность Дагестана и других республик Северного Кавказа сформировалась на перекрестке различных цивилизаций, а национальная культура базируется на ценностях ислама, постольку западная, либеральная модель модернизации для них неприемлема. Поэтому Дагестану следует выработать свою собственную модель и методы ее реализации, которые в определенной степени будут отличаться от общероссийских. Эта модель должна учитывать, в частности, такой исторически сложившийся и потому объективный фактор политической жизни Дагестана, как повышенная (в сравнении с общероссийской ситуацией) роль элитных центров и их лидеров, а также то, что демократическую оппозицию исполнительной власти составляют не столько политические партии, сколько национальные движения и религиозные объединения.

Что касается взаимоотношений Дагестана и других республик Северного Кавказа с федеральным центром, то их оптимизация связана с решением проблемы восстановления разрушенного на окраинах России единого экономического пространства. Это разрушение явилось следствием вторжения в экономическое и духовное поле Дагестана сопредельных государств — носителей иных цивилизационных начал. Федеральный центр должен тщательнее учитывать особенности регионов при выработке общегосударственной политики.

Российская Федерация - многонациональное и многоконфессиональное государство. Процесс осмысления сущности отношений между людьми, исповедующими разные религиозные воззрения, и между государством и религиозными объединениями требует разрешения ряда проблем как мировоззренческого, так и правового характера. Ю.И. Гревцов, признавая роль религиозных положений на общество и право, пишет: «Правовые нормы и процедуры, которые в свете официальных норм кажутся существенными, могут иметь на деле лишь вспомогательное, а то и вовсе ничтожное значение, так как реальная жизнь людей основана на иных принципах и правилах. Нормы гири в праве Японии, религиозные установления в других странах способны превратить официальное законодательство в ширму, за которой жизнь протекает по правилам, резко расходящимися с обозначенными в официальном законодательстве»1.

Взаимодействие религии и права отчетливо выражается в освящении религией санкционируемых правом социальных институтов, отношений и самого права, что может порождать особое эмоциональное отношение к ним со стороны верующих людей, разновидность религиозного чувства. Освящая право или отдельные его институты,^ религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм и способствует тем самым исполнению последних.

Как подчеркивает Г.В. Мальцев, именно «величественный симбиоз религии и обычного права, связанный с ним мощный подъем коллективного сознания и психики. позволяет нам понять и объяснить, почему в древности при минимальном принудительном аппарате могло существовать обычное право без гарантированного обеспечения его политическими средствами, без тюрем и полиции, судебных процессов и расправ»2.

1 Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПБ.: Знание, 1996.

С. 22.

2 Мальцев Г.В. Очерки теории обычая и обычного права // Сб. «Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики». Ростов-на-Дону. 1999. С. 23.

Имея различи^" приро различные средства для достижения своих целей. Государство опирается в основном на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Религия же располагает нравственными средствами для духовного руководства людьми.

Учет в правотворчестве местной специфики во многом определит то, какую позицию займут мусульмане республик Северного Кавказа, Поволжья, других регионов России. Куда они качнутся - к чеченскому варианту или к сохранению status quo в отношениях с Российской Федерацией, к мусульманскому фундаментализму или к европейской (евразийской?) цивилизации? Тем самым вопрос стоит и о целостности России, которая в настоящее время может быть достигнута только очень гибкими политическими методами и столь же гибким подходом к правотворчеству.

Речь идет вовсе не о коренной смене позиций наподобие того, что имело место после установления на Северном Кавказе советской власти. Речь - только о разумном компромиссе, учитывающем культурное, в том числе конфессиональное, возрождение народов региона.

В Российской Федерации имеются регионы с населением, большинство которого традиционно исповедует ислам. Устойчивое социальное и экономическое развитие этих регионов, их вписанность в народнохозяйственные связи с другими регионами России вряд ли будет органичной, если помимо экономических и формально-правовых факторов не будут учитываться и специфические факторы, такие как особенность мусульманского законотворчества, мусульманского правосознания, отношения к собственности и предпринимательству.

Б.Н.Чичерин утверждал, что существо государства в сочетании разнообразных элементов в единый органический союз3. Россия в начале

J Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. История русской правовой мысли. М., 1998. С. 35. религия и государство используют

XXI вв. вынуждена заново складывать все свое духовное, религиозное, культурное многообразие в единый комплекс, строить свою государственность. При этом особое значение имеет выработка механизмов подобного соединения.

Право действенно лишь постольку, поскольку оно в состоянии влиять на поступки человека в обществе, отражает историю, культуру, религию и традиции народа. В качестве важнейшего структурного элемента модели вероисповедной политики государств выступают положения, включающие представления о месте религии и религиозных объединений в жизни общества и государства. Верующие составляют весомую часть российского общества и их деятельность в миротворческой, духовно-нравственной сфере могла бы внести существенный вклад в преодоление духовного кризиса, установление благоприятной нравственной атмосферы в обществе.

В Российской Федерации влияние религиозного фактора на общество изучено недостаточно, не сформирована концепция взаимоотношений государства и религиозных объединений, это налагает свой отпечаток и на субъекты Российской Федерации, где имеются свои особенности. Здесь на передний план выдвигаются вопросы обеспечения единства законодательной базы государственно-конфессиональных отношений.

В Дагестане, по данным Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Дагестан на 1 сентября 2001 г. зарегистрирована 501 религиозная организация. На территории республики, кроме зарегистрированных религиозных организаций существует сотни не зарегистрированных организаций, деятельность которых практически не контролируется органами государственной власти. В этой связи в работе даются предложения по совершенствованию законодательства Республики Дагестан о свободе совести.

На стабилизацию общественно-политической обстановки в сфере межконфессиональных отношений сработало бы и создание единой общегосударственной информационной системы, которая позволяла бы получать достоверную информацию об имеющихся религиозных объединениях.

В последнее десятилетие в дагестанском обществе произошли и происходят коренные изменения, оказавшие огромное воздействие на значительные слои религиозного населения. Религиозная жизнь в республике, отношения между государственными органами и религиозными организациями, проблематика этноконфессионального общения, проблемы правового регулирования деятельности религиозных объединений, а также ряд других не менее актуальных вопросов ждут своего всестороннего исследования. Эти вопросы, в особенности в комплексе с проблемами межнациональных отношений, приобретают все возрастающее значение в силу происходящих событий, в которых исламской идеологии пытаются отвести решающую роль.

Оценивая современный уровень развития отечественной науки в области исследований теории и практики правового регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Дагестан, роли и места религиозного фактора в общественной жизни, необходимо отметить, что цельная концепция, учитывающая специфику данных процессов в Дагестане, пока недостаточно разработана. Недостаточно четко, а иногда и противоречиво дается типологизация религиозно-политических конфликтов, причины их возникновения, способы регулирования и управления. Кроме того, практически нет научных исследований по проблематике правового регулирования деятельности религиозных объединений, которые касаются ситуации на Северном Кавказе, являющегося зоной повышенной конфликтогенности. В исследовании предпринята попытка такого анализа.

Отношения государства с религиозными объединениями характеризуются участием в них множества субъектов, обладающих возможностью самостоятельно и независимо определять свою социальную позицию. То есть государство не может управлять этими отношениями в одностороннехМ порядке. Вместе с тем, оно обладает возможностью реализовывать свою вероисповедную политику, оказывая тем самым существенное влияние на эти отношения в целом.

Законодательство Дагестана предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях, связанных с исполнением обязанностей и с осуществлением прав.

Во-первых, это исполнение государством, его органами власти и учреждениями обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий.

Во-вторых, это осуществление государством и его органами разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.

Фактическое самоустранение в начальный период реформирования государства от вопросов практического регулирования деятельности религиозных организаций в обществе привело к стихийному развитию религиозной ситуации как в стране в целом, так и в Дагестане в частности, в том числе к проявлению негативных тенденций.

Одновременно перед государственными и муниципальными органами власти возникла необходимость решать множество проблем, вызванных быстрым ростом числа и усилением активности религиозных объединений (возвращение изъятых у них в свое время государством культовых зданий и имущества, землеотвод под строительство новых храмов, регистрации и т.д.). Это и потребовало создания специализированных подразделений и должностей, ответственных за связи органов власти Республики Дагестан и на местах с религиозными организациями. В результате, место бывшего Управления Правительстве Республики Дагестан по делам религий занял Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий.

На комитет возложены функции обеспечения консолидации общества при единственном признании в ней религиозных и мировоззренческих идентификаций граждан и огромной роли религиозной и мировоззренческой толерантности.

В этой связи в работе обосновывается необходимость создания федерального государственного органа по делам религиозных объединений, что обеспечить защищенность основных прав и свобод, Июдёиствует^ укреплению взаимопонимания и сотрудничества разных религий и стабильности в обществе.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Правовое регулирование религиозных объединений в Республике Дагестан»

1. Акаев А. Пайхамарны ёлу булан / Сост. Г.Оразаев. - Махачкала, 1992. (на кум. яз.).

2. Ацаев С.А. Назмаби. Махачкала, 1996; Мажмуг1атул Фаваид (ссуалал ва Жавабал). - Махачкала, 1997.

3. Къах1иса Х1асан Афанди. Хуласатул адаб на танбигьул Ссаликин. -Мах1чкъала, 1996. (на авар, яз.)

4. Къисассул Анбияъ. Т. 1.- Махачкала, 1999.

5. Мача1даса Д.М-Х1. Мубарак Мама-Дибирасул манакъибал (Мах1ачкъала. 1998. (на авар. яз.).

6. Х1аджиев М.М. Шамил район, Ислам ва т!арикъат, тарихиял биценал, назмаби ва г!датал (на авар. яз). (М.М.Гаджиев Шамильский район.ислам и тарикат, исторические очерки, назмы и адаты). Махачкала, 1997.-С.81-165.

7. Хуласатл адаб ва Танбигьул ссаликин Махачклал, 1996. (на авар.яз.)

8. Ч1ик1аса Саг1ид Афанди. Къисасул Анбъия. T.I. - Махачкала, 1999 (на авар.яз.).

9. Ч1ик1аса Саг1ид Афанди. Мажмуг1атуль Фаваид (Суалал -Жавабал). Махачкала, 1997. (на авар.яз.).

10. Ч1ик1аса Саг1ид Афанди. Назмаби. Махачкала, 1996 (на авар.яз.).

11. YII. Литература на иностранных языках

12. Abdullaev N. Wahhabism: the Real Enemy or Just a Convenient Target for Daghestan's Leadership? // IEWS Russian Regional Report. Vol. 3. №. 7, 19 February 1998.

13. Bobrovnikov V. Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestan Case. // Caucasian Regional Studies, Vol. 4, Issue 1, 1999. P.29-36

14. Bobrovnikov V. Nationalism and Soviet Traditions in the Muslim Villages of Dagestan. WIDER, 1993.

15. Bobrovnikov V. The Islamik Revival and the Nationalism and Question in Post-Soviet Dagestan // Religion, State and Society. 1996, № 2/3;

16. Chechnya Repeats Territorial Claims on Daghestan, // RFE/RL Newsline, Vol.1, № 182, part 1, 18 December 1997.

17. Colarusso J. The Ethnic Threats to the Caucasian Pipelines // Caspian crossroads magazine, 1997, Vol. 2, № 4.

18. Davitashvili Z. The Ethnopolitikal Situation in the Caucasus and the Problem of Oil and the Transportation // Caspian crossroads magazine, 1996, Vol. 2, №2;

19. Figgis John N., Churches in the Modem State. London, Longman,Green, 1913.-P. 54-93.

20. Fuller G. Geopolitical Dynamics of the Caspian Region // Caspian crossroads magazine, 1997, Vol.3, № 2.

21. Fuller G. Islamic Fundamentalism: No Long-Term Threat // Washington Post, January 13, 1992/

22. Henze P. Boundaries and Ethnic Groups in Central Asia and the Caucasus: Cause of Conflict and Change? // Caspian crossroads magazine, 1997. Vol.3, № 1.

23. Hulings J. Is There a Future for Reform in the Caspian Basin? // Caspian crossroads magazine, 1997, Vol. 2. №3.

24. International Encyclopedia of Comparative Law. Vol I. National Reports. A-Z. Tubingen-N.Y., 1972-1987.

25. Islamic Law and jurisprudence. London, 1990.

26. Kisriev A., Ware R. New Dangers in Daghestan // Central Asian Survey. Vol. 16. № 3. September 1997.

27. Lurbetak L. J.Mazziage and Family in Caucasian. An Contribution to the Study of North Caucasian Ethnology and Customary Law. Wienna, 1957.

28. Modern legal systems cyclopedia / Ed.: Redden K.R. Buffalo: Hein,1998.

29. Perlmutter A. Wishful Thinking about Islamic Fundamentalism // Washington Post, January 19. 1992.

30. Rethinking Nationalism and Sovereignty // J. of Intern. Affairs. N.Y., 1992. - Vol. 45, N 2. - P. 307-623.

31. Rotar I. Daghestan on the Brink of War: Moscow and Grozny Fight for in Influence in the Republic // Prism, vol. Ill, №17, part 2.

32. Zartman I.W. Elusive Peace. Negotiating an End to Civil Wars. Washngton D.C.: The Brookings Institution, 1995.

2015 © LawTheses.com