Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых ученияхтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях»

па правах рукописи

ЛЬВОВ Алексей Внтальевш! А _ л

ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО ГРАЖДАНИНА В АНТИЧНЫХ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЯХ (АРИСТОТЕЛЬ, ЦИЦЕРОН)

Специальность 12.00.01. - теория и история права и государства; история политических и правовых учений.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических паук

МОСКВА 2000

Работа выполнена в секторе истории государства, Ирана и иолитическ учений Института государства и права Российской Академии наук.

Научный руководитель: доктор юридических наук, МАМУТ Л.С.

Официальные оппоненты:

доктор юридических иаук, профессор КОСАРЕВ А.И.

доктор юридических паук, профессор ЗОЛОТУХИНА Н.М.

Ведущая организация - Российский университет дружбы народов.

диссертационного Совета Д.002.09.07 в Институте государства и нрая Российской Академии наук но адресу: ул.Знаменка, д.10 , ауд. N.

С диссертацией мохно ознакомить« в библиотеке Института государства права Российской Академии паук: 119841, г.Москва, ул.Знаменка, д. 10.

Автореферат разослан

.2000 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета

Ефремова Н.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На протяжении всей нетории существования государства, вопросы о том, кто является гражданином, какими чертами ему необходимо обладать, каков должен быть его статус н т.д. оставалась одними из наиболее существенных, так как они непосредственно связаны с социальным бытием человеческой личности, ее правами и свободами. В настоящее время эти вопросы нисколько не потеряли своей особой значимости. Проблемы, сопряженные с правами к свободами человека и гражданина, их обеспечением и защитой, в современных условиях лишь обостряются, приобретая все большую важность, причем не только в России, но и в других странах.

Поэтому, представляется нужным и актуальным обратиться к наследию античности. Идеи античных мыслителей во многом стали основой, па которой возникла н развивается политико-правовая мысль стран Европейского континента вплоть до наших дней. Анализ политических учений древних Греции и Рима (в нашей работе на примере Аристотеля и Марка Туллия Цицерона) даст возможность выявить определенные закономерности и особенности развития учения об идеальном гражданине, а также непосредственно связанных с ним проблем статуса личности, статуса гражданина и т.д., и, кроме того, проследить процесс эволюции политико-правовой мысли в этом направлении.

Выбор в качестве основы исследования учений Аристотеля и Цицерона не случаен. Конечно, системы взглядов этих античных мыслителей не представляют собой резюме всей античной мысли но вопросам государства и права. Однако по сравнению с идеями предшественников и современников, политико-правовые доктрины Аристотеля и Цицерона в наиболее развернутом виде представляют уровень развития древнегреческой и древнеримской политико-юридической мысли.

Актуальность темы данного исследования обусловлена также необходимостью изучения проблемы идеального гражданина, так как, к сожалению, данный вопрос долгое время оставался почти вне внимания ученых.

Степень научной разработанности тюблемы. В настоящее время, как отечественной, так к в зарубежной науке практически нет ни одной специально] монографии, посвященной исключительно теме идеального гражданина в нерио, античности, хот* сами политические идеалы (в т.ч. и образцы гражданина и граж данства) всегда вызывали и вызывают большой интерес у юристов, историков, но литологов и социологов.

Наиболее серьезным изучением данной темы среди отечественных учены) занимался известный историк С.Л.Утченко, посвятивший цицероновскому ученик об идеальном гражданине и идеальном правителе две главы своей монографи! "Политические учения древнего Рима", а также отдельную статью "Трактат Цице рона "Об обязанностях" и образ идеального гражданина". Кроме работ С.Л.Утченко нужно обратить внимание па монографию Г.Ф.Александрова "Ари стотель (философские и социально-политические взгляды)", в которой впервые 1 отдельном параграфе были рассмотрены этические основы аристотелевского уче ния об идеале гражданина.

В ряду наиболее важных научных работ, рассматривавших проблемы, тесно связанные с темой данного исследования, необходимо назвать монографии

A.К.Бергера, А.И.Довэтура, С.Ф.Кечекьяпа и В.С.Нереесянца. Кроме того, надо выделить ряд научных работ ученых дооктябрьского периода С.И.Вехова, С.А.Жебелева, П.И.Новгородцсва, Э.Л.Радлова, П.Г.Редкина, Б.И.Чичерина и других. Комплекс публикаций, посвященных политико-правовыми взглядам Аристотеля и Цицерона и, так или иначе, соприкасающихся с проблемой идеального гражданина, был также обогащен работами Г.Б.Голуб, В.А.Гуторова, А.А.Дсревпина,

B.П.Зимипа, К.Я.Камалутдинова, Г.И.Королевой-Копоиляной, Г.М.Лившица, Г.М.Марченко, А.А.Мотуса, С.И.Протасовой и других.

Что же касается зарубежных исследователей, то они, проявляя повышенное внимание к политико-правовому наследию античных мыслителей (и проблеме античного гражданства в частности), тем не менее, не опубликовали нн одной работы, целиком посвященной теме идеала гражданина в древней Греции и Риме. Как правило, в имеющихся работах их авторы занимаются изучепием какой-либо от-

сльной проблемы п политико-правовом наследии греческих мыслителей или же, аоборот, посвяцагот свой труд политической доктрине тою или иного мыслителя л общ е.

Среди наиболее серьезных работ конца XIX в. - начала XX в., целью которых влялось изучение политических идей Аристотеля, прежде всего, следует назвать апитальные труды В.Опкепа и У.Ныомана, а также монографии А.Брэдли я '.Виламовнца-Мёллендорфа. Кроме того, нужно указать па ряд современных паяных работ, в которых, так или иначе, затрагиваются проблемы, связанные с деэлом гражданина. Это произведения Э.Баркера, Р.Вейля, М.Гамбургера, Д.Дефорни, В.Йегера, В.Лэйси, Р.Малдена, К.Моссе, Я.Нечирки, Т.Сипклсра и ipyrax ученых

Следует отметить также и отдельные сочинения иного рода, в которых уче-гые касаются различных аспектов проблемы идеального гражданина, тщательпо шализируя текст трудов античных мыслителей. Прежде всего, сюда относится работы Э.Брауна "Аристотель о гражданской н человеческой добродетели" и "Третья шага "Политики" Аристотеля. Интерпретация", а также диссертация К.Кэлепберг, юевящепная, как и книги Брауна, интерпретации 111 книги аристотелевской "Политике".

Среди последних научных трудов, носвященпых взглядам Аристотеля и Цицерона, необходимо назвать монографии Дж.Кёртиса, К.Джонсона и Н.Вуда. Однако но изучаемой нами теме авторы ограничились небольшими параграфами, в которых рассматриваются лишь общие основы учения об идеальном граждапипе.

Кроме указанных произведений следует отметить труды М.Магделайпа, Х.Мейера, Р.Райцешптайна, Хр.Рота, О.Сили, Т.Снпклера, Й.Фогта, Г.Ханта и Р.ХеЙпце. В них рассматриваются проблемы, касающиеся учения об идеальном гражданине (в основном это проблема идеала правителя у Цицерона).

Дополняют данный перечень публикации, посвященные этическим проблемам во взглядах Аристотеля и Цицерона, а также биографические монографии, касающиеся отдельных проблем, связанных с изучаемой темой. Здесь следует па-

звать работы X. фон Аршша, Г.Вуассье, П.Грималя, Л.Дугласа, Д.Хатчинсона, Г.Кельзена, А.Кенни, М.Плезиа, Д.Сюктона, М.Троуарда и других.

Большое количество работ о политических взглядах Аристотеля и Цицерона, а также о развитии лолитико-правовой мысли античности вообще, как правило, ограничивается упоминанием либо пунктирным обозначением рассматриваемого в диссертации вопроса. Нередко, опи лишь касаются каких-либо его аспектов в связи с илыми проблемами аристотелевского и цицероновского учений о государстве, политике и праве. Сюда же относятся и монографии, апализирующие проблему гражданина и гражданства в античности или яе иные политико-правовые институты, так или иначе относящиеся к вопросу о гражданине. Разумеется, по этой причине главной темой таких исследований становится гражданин, его правовой статус, само гражданство и, особенно, полис как гражданская община, коллектив граждан, политическое сознание и т.д., однако не проблема идеального гражданина как таковая. В первую очередь здесь нужно назвать исследования Ю.В.Апдреева, Л.М.Глускиной, А.А.Гусейнова, И.Дьячепко, М.А.Зиновиной, М.В.Ильина, Ф.Х.Кессиди, Г.С.Кнабе, Г.А.Кошеленко, В.В.Латышева, Н.И.Лушинского, И.С.Свепцидкой, Э.Д.Фролова, Е.М.Штаерман, а также Л.Бюше, Б.Констапя де Ре-бека, К.Моссе, В.Сестона, Н.Фюстеля де Куланжа, А.Шервин-Уайта, В.Шеффера, В.Эренберга и других.

Несмотря па очевидные достижения отечественной и зарубежной пауки, тема нашего исследования все же представляется изученной недостаточно. Как мы видим, основное внимание ученых привлекают иные проблемы, как правило, лишь отчасти соприкасающиеся той, что изучается в диссертации (в основном это темы, связанные с полисом). Выше уже отмечалось, что единственными работами отечественной пауки, посвященными непосредственно античному учению об идеальном гражданине, были статья и две главы в монографии С.Л.Утченко и параграф в книге Г.Ф.Александрова. Между тем без анализа взглядов мыслителей древней Греции и Рима на проблему образцового гражданина обедняется сама картина представлений о полисе, античном гражданстве, ценностях и политико-юридических идеалах людей древности и т.д.

Цель исследования. Реконструкция ц объяснение античного идеала граждапи-на на осноне теоретического рассмотрения хюлитико-нравовых нзглядон Аристотеля и Марка Туллия Цицерона.

Конкретные задачи исследования:

- выявление основных политических и правовых качеств, свойственных образцу гражданина в древней Греции и дрепнем Риме, представленному п учениях Аристотеля и Цицерона;

- анализ смыслов ключевых в контексте диссертации политико-юридических зпачимых понятий: "polites", "polis", "kalokagatbia", "civitas", "civis" и "vir boHUs"; их роль в формировании образа идеального гражданина;

- установление признаков, характеризующих (согласно взглядам античных мыслителей) соотношение гражданской и человеческой добродетелей;

- изучение феномена государственной власти (системы унравлеиих-подчинення) и античного образа идеального правителя в учениях Аристотеля и Цицерона;

- определение вклада мыслителей античности в формирование и последующее развитие учения об идеальном гражданине, а также степени его влияния на политико-правовую мысль стран Европы в эпохи Средневековья и Нового времени.

Источи икона я база исследования. Работа выполнена с использованием комплекса источников различного характера. Все источпики можно условно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют труды самих Аристотеля и Цицерона.

Ко второй группе источников относятся работы древнегреческих и древпе-риыехих мыслителей, политиков, логографов, драматургов и т.н., имеющие, так или иначе, отношение к данной теме. В том числе, дополняющие совокупность уже находящихся в паучном обороте эпаний о воззрениях древних мыслителей па проблему идеального гражданина; дающие представление о традиционных для античности взглядах на идеалы гражданина и правителя, его изменениях, факторах, влияющих на этих изменения и т.д.

Третья группа представлена сочинениями европейских мыслителей последующих эпох (до XIX в.), воспринявших те или иные идеи учепия Аристотеля н Цицерона об идеальном гранда ни не или, наоборот, ставших его противниками.

Четвертую группу образуют нормативные акты античности, Средневековья и Нового времени, помогающие более нолно раскрыть ряд проблем, как связанных со статусом античного гражданина и отношениями управления-подчинения, так и со степенью влияния античных учений о гражданском и общественном идеале на представления о социально-политическом устройстве, изменении статуса личности.

Научная новизна. Работа представляет собой первую попытку комплексного исследования учения об идеале гражданина в эпоху античности (на примере взглядов Аристотеля и Цицерона) и его влияния па учепия об идеальном гражданине и развитие статуса личности в последующем.

Положения, выносимые на защиту:

-идеалы гражданина, сформулированные Аристотелем и Цицероном - совершенные образцы полноправных участников политико-правового общения, отражающие природу соответственно греческого полиса и римской ст(а5;

-согласно Аристотелю и Цицерону общими чертами (признаками) идеального гражданина являются: а), полноправное членство свободного человека в политическом сообществе; б), обладание высокими нравственными качествами (гражданскими и человеческими добродетелями); в), активная политическая деятельность на благо своего государства; г), умение подчиняться полису, сш(а$ и в свою очередь способность управлять своими согражданами во благо государства;

- полноправие свободного человека есть его возможность участвовать в распределении должностей в государстве н непосредственно участвовать в исполнении этих должностей. Степень этого участия и возможность занимать тот или нной государственный пост зависит от достоинств гражданина, его опыта, нравственного облика, уважения к нему со стороны сограждан, размеров его имущества, рода профессиональных занятий и т.д.

- в зависимости от должности, занимаемой гражданином в государстве, изменяете! круг его обязанностей, прав и ответственности. Все нрава, связанные с по-пучаемой идеальным гражданином должностью, иснользуютея им исключительно 1 целях наилучшего осуществления своих должностных обязанностей; они не прибавляют ничего к его частным нравам;

- идеальный правитель - это идеальный гражданин и совершенный добродетельный человек, активно и умело исполняющий свои обязанности по отношению к государству на основании закона, а не единоличный властитель, действующий в собственных интересах;

- аристотелевское и цицероновское учения об идеальном гражданине возникли в эпоху распада полисных форм античного государства и были призваны сохра-пять уходящую в прошлое модель государственности;

- представления Аристотеля и Цицеропа об идеальном гражданине, составившие исторически первый этап развития европейской концепции образца гражданина, играли и играют существенную роль в становлении и эволюции политико-юридической мысли Европы; они во многом сформировали паиболее важные ее направления, связанные с понятием гражданина, его прав и свобод, соотношения гражданина и государства.

Практическая значимость. Положения и выводы настоящей диссертации восполняют заметный пробел в науке истории нолитнческих и правовых учений и в исследовании истории государства и права античности; они способствуют расширению и углублению анализа проблем, связанных с политико-правовыми идеалами (в частности с идеалом гражданина), как древности, так и современного периода. Практическую значимость данное диссертационное исследование может иметь также при подготовке новых научных работ, соответствующего профиля.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах но истории политических и правовых учений, истории государства и права зарубежных стран, истории древнего мира и др.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора (3 научные статьи), а также в докладах и сообщениях па засе-

даниях кафедры теории и истории государства, права и политико-правовых учен и 11 юридического факультета Московского Городского Педагогическою университета.

Структура работы. Диссертациоппое исследование состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее повизпа, актуальность, значимость. Дается обзор основной научной литературы по теме диссертации. Определяется степень разработанности проблемы, формулируются цели и задачи исследования, а также характеризуется источпиковая база исследования.

Глава I - "Проблема идеального гражданина в нолкгико-иравовой мысли древней Греции (Аристотель)" состоит из трех разделов.

В первом разделе рассматривается постановка вопроса об идеальном гражданине в древнегреческой политической мысли V - первой половипы IV вв. до н.э. Показывается, что, несмотря на недостаточность и фрагментарность источникового материала, можно говорить о том, что доаристотслевская политико-правовая мысль во многом подготовила идейную почву для учепия Стагирита. Особенно существенное влияние на взгляды Аристотеля оказали воззрения Солона и Платона.

Второй раздел первой главы посвящен непосредственно проблеме идеального гражданина в ученик Аристотеля о государстве и праве. В начале данного раздела рассматриваются понятия "polîtes" (гражданин) и "polis" (коллектив граждан). Автор приходит к выводу, что в аристотелевском учении выделяются три составляющие понятия полноценного "poliles": происхождение от граждан, физическая способность нести весь объем гражданских прав и обязанностей и политическая активность, которая выражается через участие в суде и государственной власти. В разделе дается краткая характеристика основных принципов древнегреческого

-ражданства (eleytheria, isoBomia), а также определяется круг прав н обязанностей ~ражданипа и их сочетание.

Постановку проблемы идеальною гражданина автор связывает с вопросом о ■ом, каким образом складывается polis и ради достижения каких целей он сущест-|ует? Делается вывод о полисе как о едином н самостоятельном целом, практи-;ующем добродетель не па оспове долга по отношению к своим частям или ко 1сему Человечеству, а по причине своей исключительной впутрепней природы и гредпазяачепности к счастливой благой жизпи, достижению которой способствует голитическая наука. Ее суть состоит "в создании граждан определенного качества, о есть добродетельных и совершающих прекрасные поступки".(Пик.Эт. ,1099Ъ,30-35) Поднимается тема порядка приобретения добродетели гражданином ак самостоятельно (как разумное существо), так и с помощью государства (зако-:ы как положения, вытекающие из разума и система воспитания).

Далее рассмотрен вопрос о постановке Аристотелем проблемы идеального раждапипа в рамках исторической эпохи кризиса и гибели полисной системы. Дс-ается заключение о палнчии для Стагнрита непосредственной связи между про-лемами совершенствования государственного строя и улучшения самого граж-апского коллектива (т.е. с проблемой идеального гражданина). В этом контексте втором рззбирается проблема соотношения добродетелей достойного человека и деального гражданина. Для ее решения проводится апализ понятий "arele" (пред-гавленне о качественности, определяющее достойного, благородного, доброде-сльного челопека) и "kalokagatbia" (как воплощение "лучшего" гражданина, обла-ающего умеренностью (придерживающегося середины) и пронизываемыми ею бщечсловеческими благами (богатство, честь, власть и т.д.) и нравственными ка-ествами (духовное благородство)).

Автор приходит к выводам об определяющем значении для Аристотеля нали-хя "лучших" граждан у власти. Указывается на дифференциацию, которую прочит мыслитель между добродетельным гражданским коллективом в целом и по-icom, состоящим из добродетельных граждан. Таким образом, идеальное госу-1рстно мыслиться Аристотелем как высшая форма общения добродетельных лю-

дей. Наличке добродетелей - есть неотъемлемая и обязательная черта идеального гражданина. В связи с этим диссертантом ставится вопрос о том, каким образом согласуются между собой гражданская и человеческая добродетели?

Автор исходит из положения Аристотеля о существовании различия между гражданами и, следовательно, отсутствии общей добродетели гражданина и человека. В наилучшем государстве все граждане обладают добродетелью хорошего гражданина (что позволяет определить данное государство как наилучшее), по это не значит, что все они - добродетельпые люди. Кроме того, поскольку любое государство состоит из разных составляющих его элементов, постольку и добродетель всех граждан не может быть одинаковой. Возникает затруднение - как добродетели хорошего человека и прекрасного гражданина могут соединиться в одпо целое? Автор связывает ответ на этот вопрос с изучением еще одной стороны проблемы идеального гражданина - отношения власти (управления и нодчннепия).

Отмечается, что, согласно Аристотелю, отношения власти сложились в силу самой природы. Управляет всегда тот, кто "принадлежит себе", (т.е. в ком душа властвует над телом), а подчиненным выступает тот, в ком тело господствует лад душой. Автор обращает внимание на то, что у Аристотеля, понятия "быть в подчинении" и "управлять" отличаются в качественном, а не в количественном отношении, так как все, кто лишены способности для правильного (разумного) выбора -непричастны добродетели, а значит, не могут быть гражданами (свободными и равными), так как они не способны управлять и подчиняться. Управляет хорошо тот, кто научился хорошо подчиняться. Гражданин универсален, поскольку он сочетает в себе эти два умения, исполняя в полисе, возложенную на него, как на гражданина функцию. Соблюдение этого принципа, считает Стагирит - путь к истинной свободе, ибо речь идет о власти равных над равными и свободных над свободными.

Обладая различной способностью осуществлять властные полномочия, все граждане притязают на участие в управлении. Оно должно быть им предоставлено но в определенной мере (в соответствии с принципом справедливости). Добродетели же хорошего человека и прекрасного гражданина сочетаются в образе идеально-

X) правителя, то есть "лучшего" граждапипа (или граждан), облечснпого государ-:твенной властью на основании закона. Однако, наличие "лучших" у власти пзаи-^связано с необходимостью существования политии, т.е. идеальной политической юдели организации общества.

В третьем разделе первой главы исследуется судьба аристотелевского учения i6 идеальном гражданине в политико-правовых учениях древпегреческнх мысля-елей периода эллинизма (вторая половипа IV - II вв. до н.э.). В связи с этим про-¡одится сравнительный анализ идеала Аристотеля с идеалами гражданина у стои-:ов и эпикурейцев. Автор приходит к выводу, что, несмотря па то, что отдельпне !ерты аристотелевского идеала стали утрачивать свое значение уже в последующе века, в своих основах учение Стагирита об идеальном гражданине оказало существенное воздействие на политическую мысль Эллады.

Глава П- "Проблема идеального гражданина в древнеримской полнтико-граповой мысли (Цицерон)" также включает в себя три раздела.

В первом рассматривается проблема идеальною граждапипа в политической [ысли древнего Рима второй половины IV-I вв. до п.э. и се влияние на взгляды Цн-,ерона. Отмечается существенное влияние греческой политической мысли па ци-ероновское учение, но вместе с тем, его специфичность, оригинальность и важ-ость для римского общества и государства.

Второй раздел - "Идеальный гражданин в политико-правовом учении Марка уллия Цицерона", состоит из четырех параграфов. В первом параграфе рассмат-нваются понятия "civis" и "civitas" и проводится их сопоставление с понятиями polîtes" и "polis". Отмечается более широкая смысловая нагрузка термина "civis" о сравнению с "polites".

Далее, в данном параграфе исследуется правовой статус civis. Отдельное гамание уделяется двум аспектам рассматриваемой проблемы. Это, во-первых, зпачальпо личный характер римского гражданства и его определение только через раво и, во-вторых, подвижность и гибкость civilas romana как института. В связи этим освещается цицероновская концепция "двух родип" (превосходство родипы элитической над естественной (природной)) и проблема "двойного гражданства".

Автор особо останавливается па изучении основных принципов римского гражда! ства - свободы и равенства.

Завершает данный параграф обзор реального положения римскою гражданин в I в. до н.э. и процесса подготовки к установлению принципата. Автор проводи связь между постановкой проблемы идеального гражданина (как'добродетельней человека живущего по естественному закону) и стремлением Цицерона сохранит и возродить Римскую республику.

Во втором параграфе анализируется непосредственно сам идеал гражданин и человека - "vir bonus". Автор раскрывает традиционный образ vir bonus (граждг шш-воин-земледелец) и его составляющие - virtus и ius в трактовке Цицерон; Особенно выделяются при этом наиболее значимые традиционные взаимосвязан ные черты vir bonus - pietas, mos maiorum и lides.

В качестве еще одной главной (паряду с virtus и ius) черты, определяющей vi bonus и его священной нравственной обязанности, выделяется активпая созида тельная деятельность идеального гражданина на благо civitas (labores). Автор отмс чает, что выделенные римским мыслителем качества должны быть согласно Цицс рону присущи гражданину уже в силу человеческой природы. Поэтому проблем создания идеального гражданина, есть также проблема возвращения человека к ее тественной справедливой благой жизни. Кроме того, акцентируется внимание н том, что, говоря о vir tonus, Цицерон имеет в виду идеал именно римского гражда иина, а не гражданина вообще.

Главная цель действий гражданина - служение общему благу. Последнее он ределяется римским мыслителем как нравственно-прекрасное (honesium). Abtoj видит в этом момент привнесения Цицероном в староримский идеал эллинистичс ских черт. Цицероновский vir bonus уже не просто обязан совершать прекрасны^ поступки, но и, следуя стремлениям своей природы, сам желает их совершения видя в этом смысл своего существования и свою главную обязанность.

Третий параграф посвящен рассмотрению сущности главной составляюще( "двуединой добродетели" - honestum (справедливость (iustitia) и благодеяние

>eneíicentia)) и месту, которое она занимает п учепии Цицерона об идеальном заждалипе.

Главная роль в "двуединой добродетели" отводится справедливости, которая итекает из вечного закона природы и поэтому является основой для всего цнце-опонского учения о vir bonos, выраженном в принципе "Жить сообразно с нриро-ой", что для Цицерона означает также "Жить сообразно с добродетелью" или Кить в соответствии с правом". Добродетель есть не что иное, как совершенная рирода, уподобление человека божеству, так как истинная добродетель одна и она щна как для людей, так и для богов. Жизпь, основанная па праве, блага, иосколь-( естественна; в ней проявляется свойственное человеку стремление к порядку к иеренности. По этим причинам Цицерон ставит перед идеальным гражданином (инственную и самую важную задачу: "никогда не переставать учиться н обра-ать свой взор на себя самого, призывать других подражать ему блистательного своей души и жизни быть как бы зеркалом для сограждан".(О государстве. ,69)

Заключительный, четвертый параграф данного раздела посвящеп образу »еального правителя (rector reí publicae). Автор касается спорного вопроса о мо-|рхическом облике цицероновского rector, он считает подобную точку зрения нежной. Дается также краткий обзор мнений относительно правильности примепс-1я термина rector reí publicae для обозначения идеала правителя в концепции Ци-:ронз. Автор приходит к выводам, что rector представляет собой высшую форму ¡ятельности идеального гражданина на благо своего государства.

В качестве rector может выступить далеко не каждый гражданин, а только [анлучшие (optimus civis) те, кто обладает соответствующими качествами, сно-|бностями и опытом. Однако, хотя люди не одинаковы, любой граждапин, па косого возложены обязанности управления, должен, согласно Цицерону, иснол-пь свой главный долг настолько хорошо, насколько он сможет.

Основной целью деятельности идеального правителя Цицерон определяет »сспечение благой жизни, всеобщего согласия (concordia ordinuin) благодаря про-денню "нравственной реформы", т.е. методичному воспитанию граждан (через

законы и личным примером), взращиванию в их душах бескорыстного естестве! ного стремления к праву и добродетели.

В третьем разделе второй главы автор исследует, каким образом и в како мере цицероновское учение об идеальном гражданине воздействовало па дрсвш римскую политике-правовую мысль периода империи (I в. до н.э. - V в. н.э.). Отм чается слабое влияние учения Цицеропа об идеальном гражданине; лишь отдел! nue его аспекты проявляются в учениях римских стоикоп и латинской патристике.

Глава Ш - "Судьбы концепции идеального гражданина Аристотеля Цицерона в последующем развитии европейской политико-правовой мысли посвящена изучению того, в какой степени античный идеал гражданина и гражда! ственности воздействовал на мыслителей последующих эпох, что из античны учений о гражданине оказалось наиболее, а что наименее приемлемым в дальне! шем развитии политико-правовой мысли, каким образом аспекты аптичпою уч пия об идеальном гражданине толковались и разрабатывались в дальнейшем и ш чему.

Первый раздел главы посвящен политико-правовой мысли Срсдневсковь Отмечается недостаточное знакомство средневековых мыслителей с политичсск! ми произвелениями античности в силу их недоступности, широко раснространс! ное переиначивание античных доктрип, использование идей Аристотеля и Циц pona в собственных целях, приспособление их под священное писание и т.д. п{ достаточно слабом интересе к политическим учениям самих классиков.

Далее исследуются вопросы гражданства и гражданского идеала па нримс] средневекового городского права, и изучается их связь с янтичным граждански коллективом. В последней части первого раздела проводится сравнительный ан лаз античного идеала гражданина с идеалами, представленными в учениях Фом Аквинского и Марсилия Падуанского.

Во втором разделе рассматривается проблема идеального гражданина в пол тических учениях эпохи Возрождения на примере Леонардо Бруни, Маттсо Пал миери, Алаыанно Ркнуччини, Пикколо Макиавелли, Фрапческо Гвиччардипи других выдающихся мыслителей. Отмечается, что, проповедуя античные идеал

далеко не все мыслители считали необходимым для гражданина качеством актип-пую политическую жизнь, столь важную в античпых учениях об идеальном гражданине. Делается вывод о серьезном влиянии, оказаппом аптнчпыми учепиями об идеальном гражданине на мыслителей Репсссапса, и рассматриваются причины неодинаковой степени этого влияния в разные периоды Возрождения.

Третий раздел, последней главы посвящен вопросу об идеале гражданина в политических учепиях мыслителей нового времени (ХУИ-ХУШ пв.). Автор отмечает, что изучение политико-правового наследия аптичности все больше приобретает критико-апалитический характер. Восприятие античных идеалов гражданина прослеживается в концепциях Гуго Греция, Томаса Гоббса, Самуила Пуфендорфа, Шарля Луи Монтескье, Жан-Жака Руссо и Иммануила Канта.

Отмечается, что идеал гражданина Т.Гоббса, отчасти испытывает на себе влияние эпикуреизма и представляет собой нолную противоположности аристоте-левско-цицеро-повскому идеалу. В конце раздела рассматривается влияпие античного идеала на деятелей и теоретиков Французской буржуазной революции и проводится сравнительный анализ понимания принципов свободы, равенства и братства в античном идеале и па примере Декларации прав человека и гражданипа1789 г. Автор также отмечает важные изменения во взглядах па личности и общество, произошедшие в XIX веке.

В заключении подводятся общие итоги исследования.

В качестве черт, присущих античному идеалу гражданина (ло Аристотелю и Цицерону) можно выделить следующие: а). Под идеалом гражданина подразумевается человек свободный, являющийся полноправным членом политического сообщества. Свобода аптичпого гражданина выражается не только в свободе политической, по и в свободе духовной (руководствоваться разумом и господствовать над страстями);

б). Идеальный гражданин предполагается как добродетельный человек, то есть, участник политико-правового общения, обладающий определенными нравственными качествами, в формировании и развитии этих качеств наряду с ним самим важную роль играет государство;

в). Неотъемлемой чертой идеального гражданина является активная дел тельноеть на благо своего государства; в ней проявляется степень приходност индивида к политическому общению, его специфичность как «политического су щества». Активная политическая деятельность гражданина - средство обсспсчеии естественной и справедливой жизни для коллектива свободных людей, нрава кого рых напрямую зависят от исполнения ими своих обязанностей;

г). Важной чертой образцового гражданина является его способность сщш ведливо управлять своими согражданами - членами полиса и подчиняться и. во благо государства. Идеальный гражданин исполняет возложенную на пего ка на гражданина функцию в зависимости от своих достоинств, умений, заслуг и др.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях;

1. Проблема "идеального гражданина" в политико-нравовом учении Аристо теля //Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультет МГПУ. Книга 1. -М., 1998. -С.16-27. - 0.5 н.л.

2. Vir bonus - идеальпый гражданин в политико-правовом учении Марка Тул лия Цицерона // Статьи и тезисы докладов аспирантов Института государства права Российской Академии наук. - М., 1999. - С.3-6. - 0.2 н.л.

3. Значение понятий polis и polites для определения статуса гражданина в по литико-нравовоы учении Аристотеля // Сборник научных трудов юридическог факультета МГПУ. Право и нрава человека. Книга 2.- М., 1999. - С.94-104. - 0.5 н.л

4. Rector rci publicae - образец правителя в учении Марка Туллия Цицерон об идеальном гражданине II Сборник научных трудов юридического факультет МГПУ. Право и права человека. Книга 3. (сдана в печать) - 0.4 н.л.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Львов, Алексей Витальевич, кандидат юридических наук

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях"

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Львов, Алексей Витальевич, Москва

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях»

Автор
Львов, Алексей Витальевич
Город
Москва
Год
2000
Звание
кандидат юридических наук
КОД ВАК
12.00.01
Диссертация
Проблема идеального гражданина в античных политико-правовых учениях тема диссертации по юриспруденции
ПОХОЖИЕ РАБОТЫ
2012 © LawTheses.com