Проблема международной правосубъектности курдского народа в современном международном праветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Проблема международной правосубъектности курдского народа в современном международном праве»

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК УКРАИНЫ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ИМ. В.М.КОРЕЦКОГО

На правах рукописи

МАРУФ УМАР ГУМ

ПРОБЛЕМА ЫЕИДУНАРОДНОЯ ПРАЕОСУБгНШОСТИ КУРДСКОГО НАРОДА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВЕ

Специальность 12.00.10 - Международное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание научной степени кандидата юридических наук

Киев - 1995

Диссертацией является рукопись

Работа выполнена на кафедре международного права Института международных отношений Киевского университета им.Т.Шевченко

Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент

ИСАКОВИЧ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Официальные оппоненты: 1. Доктор юридических наук

ЕВИНТОВ ВЛАДИМИР ИСААКОВИЧ

2. Кандидат юридических наук МАРТЫНЕНКО АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Ведущая организация

Украинская государственная юридическая академия (г. Харьков).

-¿I/

Защита состоится "• ~' " Ш((///ш.ш 1995 г. на заседании специализированного ученого совета Д 016.29.01 по защите диссертаций на соискание научной степени доктора юридических наук в Институте государства и права им. В.М.Корецкого Национальной академии наук Украины по адресу: 252001, г.Киев, ул.Трехсвятительская, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан

пнпаря 1995 г.

Ученый секретарь специализированного ученого совета J

у Ь/о"

УСЕНКО И.Б.

ОБЗАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и степень исследованности тематики диссертации. В современном международном праве всеобщее признание получил принцип равноправия и самоопределения народов и наций.После второй мировой войны в результате реализации этого международно-правового принципа возникло более 100 новых независимых государств. Включение указанного принципа в Устав ООН означает, что этот принцип получил общее признание и все государства обязаны его уважать и предоставлять всем народам возможность для его осуществления.* Юридическая формулировка права народов на самоопределение, вытеканцего из принципа равноправия и самоопределения, закреплена в ст.1 общей для Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Однако, курдский народ, который долгие годы ведет борьбу за независимость , не смог реализовать свое право на самоопределение до настоящего времени. Уже в Севрский мирный договор от 10 августа 1920г. была включена ст. 62, которая предусматривала подготовку местной автономии для входивших ранее в Оттоманскую империю областей с преобладанием курдского населения. Но этот договор не был ратифицирован и не вступил в действие, а судьба курдов была решена без их участия в Лозаннском мирном договоре от 24 имя 1923 г. в соответствии с которым были установлены новые границы Турции.** В результате территории, населенные курдами, оказались в Турции, Сирии, Иране и Ираке. Только на территории Иракского Курдистана Англия и Ирак в официальном соглашении признали право на создание курдского правительства в Южном Курдистане в рамках Ирака. В остальных частях Курдистана, присоединенных к Турции, Ирану и Сирии, за курдами не признаются даже права национальных меньшкнств, не говоря уже о праве на самоопределение.

Проблема реализации курдским народом своего права на самоопределение приобрела в результате проживания курдов в различных государствах многоплановый характер. .Если в Ираке, где под влиянием поражения в войне в Персидском заливе и международных санкций режим Саддама Хусейна вынужден был прекратить геноцид против курдов в пределах "зон безопасности" и под международным давлением терпеть существование парламента и

* Тункин Г.И. Основы теории международного права. - М., 1970. - С.73.

** Севр и Лозанна / под ред., Ю.В.Ключникова'и А.Б.Сабани-НИ. - М., 1927. - С.143.

кабинета министров в Иракском Курдистане, то в Турции, Иране и Сирии' в силу их государственной политики речь может идти только о признании за курдами права на самоопределение в любых формах.

В современных условиях после окончания "холодной войны" и применения международно-правовых санкций против режима в Багдаде, а также в соответствии с основными принципакш и общепризнанными нормами международного права курдский народ имеет реальные возможности мирно реализовывать свое право на самоопределение. Но политическая действительность требует поддержи усилий курдского народа со стороны мирового сообщества. Научные рекомендации о международно-правовых средствах достижения независимости курдским народом могут быть основаны на исследовании проблем его международной правосубъектности. Специальный докладчик Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств А. Эйде в своем докладе "Защита меньшинств" убедительно показал, что право на самоопределение бесспорно принадлежит народам, проживающим на колониальных территориях; народам, проживающим на территориях, которые были подвергнуты иностранной оккупации или аннекснп после принятия Устава ООН; народам, создавшим федерацию с другими государствами и оговорившими право выхода из такой .федерации. Что же касается территорий, подвергнутых иностранной оккупации или аннексии до принятия Устава ООН в 1545 г., то в отношении народов, компактно проживающих на таких территориях в пределах суверенных государств,признается международная правосубъектность. Однако для реализации права на самоопределение они должны самостоятельно доказать, что в соответствии с международны).! правом имеют право на отделение.

Попытки изменить последствия всех исторических событий в настоящее время могут привести к хаосу в существующем международном порядке. Но международная правосубъектность указанных народов означает, что государство, в котором проживают эти народы, должно соблюдать принцип равноправия и самоопределения народов и иметь правительство, в состав которого входят представители всего населения, без каких-либо различий по признакам расы, вероисповедания или цвета кожи, а также соблюдать другие права народов. Когда такие права нарушаются, то вопрос о праве на самоопределение вплоть до отделения становится насущным. "Если это не может быть убедительно доказано международному сообществу, то внешние государства не могут иметь право поощрять или поддерживать усилия, направленные на достижение самоопределения".* Именно такое положение у курдского народа, территория • которого была аннексирована

* Док. СОН Е/СН. 4/5иЬ.2 /1992/ 37

- Р. 35-36.

после первой мировой войны задолго до принятия Устава ООН. Но положение курдского народа усложняется тем, что его территория была аннексирована сразу Турцией, Ираном, Ираком и Сирией.

Научное обоснование международной правосубъектности курдского народа и исследование грубых нарушений принципа равноправия и самоопределения народов в государствах, где компактно проживает курдский народ, будет ■ способствовать реализации курдским народом права на самоопределение в особой форме в каждом из указанных государств. Если в Ираке это может быть федерация, то в Турции, Иране и Сирии возможны другие формы самоопределения. Но в мировой литературе все юристы-международники рассматривают исключительно право на самоопределение курдского народа, не обращая внимания на его правосубъектность, которая лежит в основе решения одной иэ самых острых и,- очевидно, одной иэ весьма сложных проблем современных межгосударственных отношений. Так, Саво Фуад рассмотрел только право на самоопределение и не исследовал особенности международной правосубъектности курского народа. М.Хамаванди проанализировал исключительно вопросы автономии курдов. И.Ш.Еанли отрицает возможность реализации самоопределения курдов с помощью автономии. Отсутствуют работы о геноциде против курдов в странах их проживания. Не разработан статус Правительства и Парламента Курдского района Ирака. Отсутствие исследований международной правосубъектности курдского народа и обусловило выбор темы настоящей диссертации .

Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является научный анализ условий реализации права на равноправие и самоопределение курдского народа, на основе теоретического исследования его международной правосубъектности.

В этой связи в диссертации проанализированы:

- отличия международной правосубъектности народа от свойств субъекта международного права;

- наличие международной правосубъектности у курдского народа, компактно проживающего в государствах других наций;

- политика правительства Ирака, Турции, Ирана и Сирии в отношении курдского населения;

- международно-правовые меры .по защите курдского народа от геноцида, осуществленного против него в Ираке;

- право курдского народа на самоопределение в различных формах в связи с тем, что против него в Ираке осуществляется геноцид п существуют нарушения принципа равноправия и самоопределения народов во всех государствах, в которых компактно проживают курды;

способы реализации права на самоопределение курдского

народа в Иракском Курдистане путем создания в пределах Южного Курдистана части федерации в рамках Ирака.

Теоретической и методологической основой данной работы являются специальные методы юридического анализа -- системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, логический. В своем исследовании автор использовал основные положения и выводы, содержащиеся в работах С.С.Алексеева, М.Н.Андрюхина, Р.Л.Боброва, В.Г.Буткевича, В.А.Василенко, Г.М.Вельяминова, А.С.Гавердовского, Г.В.Игнатенко, И.И.Карпеца, Ю.В.Ключникова, А.А.Ковалева, В.М.Корецкого, Р.О.Куликова, Г.И.Курдюкова,

A.П.Мартыненко, Ф.Ф.Мартенса, А.П.Мовчана, Л.Х.Мингазова, Л.А.Моджоряна, Ю.В.Манейчука, Ю.А.Решетова, Г.Б.Старушенко,

B.И.Сапожникова, А.В.Сабанина, Г.И.Тункина, Е.Т.Усенко, Н.А.Ушакова, Д.И.Фельдмана, Р.О.Халфиной, Е.А.Шибаевой, Э.Х. де Аречага, Я.Броунли, Х.Бокор-Сэге, В.Давида, В.Ч1оравецко-го, Д.Старка, И.Фердроса, С.Фуад, Ч.Хайда, А.Эйде.

Значительный интерес представляют также работы по истории курдского народа следующих авторов: С.Алираэа, С.Еучак, М.А.Гасратяна, О.И.Жигалиной, М.А.Камаля, М.С.Лазарева, А.И.Ментешаптили, В.Никитина; историков: К.Кучера, А.Касимлу, Ш.Х.Мгои, М.И.Махмуд, Дж.Набаа, И.Пераш, В.Хамди, а также арабских юристов: проф. Диб Акави, А.Шерифа, М.А.Шукры и А.И.Хаки.

В работе широко использованы материалы ООН, в первую очередь конвенции и специальные доклады по самоопределению и политике геноцида. Впервые в научный оборот вводиться ряд документов, касающихся внешнеполитической деятельности правительства и парламента Иракского Курдистана (официальная переписка, соглашения, контракты и др.) с различными органами ООН, неправительственными международными организациями и с Англией по политическим и экономиеским вопросам.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в украинской и зарубежной литературе на основе системного анализа проведено теоретическое рассмотрение международной правосубъектности курдского народа как основы для реализации его права на равноправие и самоопределение в современных условиях. Наиболее важными положениями диссертационного исследования, которые отражают его новизну и выносятся автором на защиту, являются:

1. Курдский народ обладает международной правосубъектностью во всех государствах других наций, где он проживает компактно, т. е. в Ираке, Иране, Турции и Сирии.

2. Курдский народ реализовал свое право на самоопределение путем создания правительства Шейха Махмуда в Южном Курдистане, Мехабадской Республики в Иранском Курдистане, парламента и правительства в Курдском районе Ирака.

3. Проведение политики геноцида в отношении курдского народа в Ираке и отрицание принципа равноправия и самоопределения в отношении курдского народа в Турции, Иране и Сирии делает необходимым реализацию права на самоопределение курдского народа в каждом из упомянутых государств, но в различной форме.

4. Действия правительства Ирака по осуществлению геноцида против курдского народа требуют применения против Ирака международно-правовых санкций.

5. Реализация права на самоопределение курдского народа в Ираке может быть осуществлена в форме федерации Курдского района Ирака с центральным правительством в рамках единого государства.

Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что выводи диссертации о международной правосубъектности курдского народа, компактно проживающего в Ираке, Иране, Турции и Сирии и о путях реализации права курдского народа на самоопределение, могут быть использованы как научные рекомендации по обеспечению независимости курдского народа в деятельности парламента и правительства Курдского района Ирака. Разработанные автором положения и выводы могут быть также использованы в ходе преподавания курсов международного права и международной защиты прав человека.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования били изложены:

1. В выступлениях на кафедре международного права института международных отношений Киевского университета им. Т.Шевченко.

2. В выступлениях автога в г. Сулеймании 26 июля 1994г.на темы: "Общий взгляд на интернационализацию курдского вопроса", "Курдский народ объект преступления геноцида", "Признание правосубъектности курдского народа на международной арене", которые были переданы по национальному телевидению Курдского района Ирака.

3. В четырех публикациях по теме диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из

введения,трех глав,заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации 169 страниц, списка литературы 14 страниц.

СОДЫ'ШШЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исселедования, показана степень разработанности проблемы и научная новизна работы, выделены вынесенные на защиту положения, раскрыто практическое значение диссертации.

в первой главе - "Характерные черты международной пра-

восубъектности народов в современном международном праве" -рассмотрено понятие международной правосубъектности.

Кроме общепризнаных первичных субъектов международного права -- суверенных государств, народы и нации, борющиеся за независимость и создание своего государства, как сегодня признано большинством юристов-международников, также относятся к такого рода субъектам. К производным субъектам относятся международные межгосударственные организации и специфические государственно-подобные образования. В соответствии с особеннс&тями международных отношений каждый из видов субъектов международного права имеет свой объем международной правосубъектности. Исходя из особенностей международного права, в котором все субъекты и правоспособные и дееспособные, следует отметить, что правосубъектность в отличие от внутригосударственного права является наиболее точным понятием, отражающим особенности межгосударственных отношений.

Государство в силу своего образования ipso facto является субъектом международного права. Это означает, что международная правосубъектность государства продолжается весь период его существования и прекращается лишь с его вхождением в состав другого государства или разделением на несколько государств.*

Второе свойство государства заключается в том, что они сами создают нормы международного права и поэтому могут быть .участниками только того правоотношения, которое возникает в результате действия нормы, отвечающей согласованной позиции самих субъектов.**

Третье свойство государства состоит в том, что в отличие от других субъектов международного права они "обладают универсальной правоспособностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правового регулирования, ни во времени, поскольку государство существует".***

Совокупность свойств государств как субъектов международного права ведет-к существенным различиям в правосубъектности государства по сравнению с другими субъектами международного права. Если основные общесубъектные права и обязанности одинаковы для всех субъектов международного права, т. к. они все обязаны соблюдать основные принципы международного права и опираться на права, закрепленные этими принципами, то основные специфические права и обязанности отличаются по объему в зависимости от того, какому виду субъектов международного пра-

* Курс международного права: Т.1. - М.,1989. - С.167-177.

** Василенко В.А. Основы теории международного права. К.. 1988. - С.143.

*** Курс международного права. - Т.1. - С.167.

ва они принадлежат.* Индивидуальные, производные права и обязанности субъектов международного права определяются международными соглашениями, в которые они вступают и которые основаны на реализации основных общесубъектных прав и обязанностей, а также основных специфических прав и обязанностей.

Таким образом, международная правосубъектность представляет возможность лица в соответствии с нормами международного права иметь права и обязанности и возможность участвовать в международно-правовых отношениях. Независимо от реального участия в правоотношении, наличие международной правосубъектности свидетельствует о том, что лицо выступает субъектом международного права. Все права и обязанности, устанавливаемые договорными и обычными нормами международного права, делятся на основные общесубъектные права и обязанности, которые принадлежат воем субъектам международного права, основные специфические права и обязанности, которые отражают особенности статуса различных видов субъектности международного права, и производные, индивидуальные права и обязанности, которые' определяются конкретными соглашениями субъектов международного права. Однако, международная правосубъектность народов и наций имеет ряд особенностей по сравнению с международной правосубъектностью государств ¡1 производных субъектов международного права. Эти отличия заключаются в том, что международная правосубъектность народа (нации) основана на принципе самоопределения, выражающего национальный суверенитет, который в отличие от государственного суверенитета представляет собой совокупность прав народов (наций), позволяющих им сохранить свое существование, свою национальную самобытность и обеспечить,нормальные условия для своего национального развития. Все народы и нации обладают национальным суверенитетом и в силу этого международной правосубъектностью. Однако, участвовать в международных правоотношениях могут только те народы (нации), которые осуществляют борьбу за независимость и создали догосударственные политические организации, контролируют определенную территорию и соблюдают основные принципы международного права. Международная правосубъектность народов (наций) не зависит от ее реализации. Но она заключается в определенных правах народа (нации), борющегося за свою независимость, вытекающих из принципа равноправия и самоопределения .

Во второй главе - "Реализация международной правосубъектности курдского народа в современных условиях" - исследована проблема прав и обязанностей курдского народа по международ-

* Тункин Г.И. Теория международного права.- М., 1970.- С. 405;Аречага X.Современное международное право.-М.,1583.-С.257

- 10 -

ным соглашениям до II мировой войны.

Курдистан ( страна курдов ) находится на территории Среднего Востока, юридически не признан, а также не помечен на политико-географических ' картах. Под этим названием подразумевают территорию,где живут курды,в квадрате приграничных районов Ирака, Ирана, Турции и Сирии. Курды - это один из старейших народов Среднего Бостона. Они издавна занимаются сельским хозяйством, создали системы орошения, многочисленные дерегни и села. Курдский язык существенно отличается от тюркской и семитской языковых групп и относится к индогер-манским языкам. Несмотря на.это, курдский народ постоянно находился под иностранным господством. После I мировой войны государства -- члены Антанты, победившие в первой мировой войне, вынуждены были считаться с национально-освободительным движением курдского народа н в результате этого включить в Севрский мирный договор нормы о правах и обязанностях для курдского народа,а также пойти на создание в. Южном Курдистане независимого государства.В то же время Англия и Франция с целью защиты своих колониальных интересов провели расчленение территории Курдистана между Турцией,Персией, Ираком и Сирией. Причем, международная правосубъектность была признана только еа той частью Курдистана, которая была включена в состав территории Ирака. Поэтому, исходя из того, что курдский народ имеет право на самоопределение во всех государствах, в которых он оказался в результате раздела, мы ограничимся анализом проблемы Южного Курдистана.Именно в отношении этой части Курдистана курдский народ добился наибольших успехов в реализации своего права на самоопределение.

События первой мировой войны происходили в то время, когда во всех частях Курдистана наблюдался подъем национально-освободительного движения и наметилось соединение Есех национальных сил, чтобы достигнуть главной цели — создания самостоятельного Курдского государства.* Поэтому главной целью политики западных государств стало подавление борьбы курдского народа и раздел его территории по сферам влияния. Эта тенденция получила выражение в соглашениях Сайкс-Пико от 16 мая 1916г.*-* В данных соглашениях курдский народ был объектом, а не субъектом договора.

После выхода в свет доклада В.И.Ленина о мире В.Вильсон, президент СМ, 8 января 1918 г. опубликовал 14 пунктов о свободе и независимости народов . 12-й пункт касался

* Мгои Ш.Х.Курдский национальный вопрос в Ираке в новейшее время. - М., 1991. - С. 17.

** Кама ль М.А. Национально-освободительное ДЕшение в Иракском Курдистане. - Баку, 1967 г. - С.19.

Курдистана. В этсм пункте было отмечено, что нетурецкие области Османской империи "должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития". Практические, все нетурецкие, в том числе курдские, территории Османской империи переходили к Англии и Франции в колониальные владения под видом мандатных режимов.

В рамках Версальской системы была подготовлена Парижская мирная конференция, которая проходила с 18 января 1919 г. по 21 января 1920 г. Эта конференция была созвана державами-победительницами в первой мировой Еойне для -лто, чтобы выработать мирные договоры с побежденными странами. В это время колониальные державы, с одной стороны, л Турция, с другой, пытались военными и политическими средствами закрепить свое господство над регионами Ближнего и Среднего Востока. Турецкая делегация причисляла курдов к Турции. Персы считали необходимым присоединить курдов к Ирану. Будущий король Ирака Фейсал, действовавший как английский ставленник, претендовал на Юкный Курдистан.

На конференции в Сан-Бемо в 1920 г. впервые в истории за курдами было признано право на национальное самоопределение, но курдский вопрос решался колониалистскими методами, не учитывая национальных интересов народа Курдистана. Таким образом, разделение курдов сохранялось, а Курдистан пополнял список стран-колоний. Английские власти заявили о создании самостоятельного Иракского государства и о своем решении взять это -осударство под защиту Англии. * Итак, в результате переговоров стран Антанты в Сан-Ремо территория Курдистана была разделена на несколько частей. Этот проект был утвержден в Севрском договоре от 10 августа 1920г. Данный договор занимает важное место в международном праве после первой мировой войны, хотя он и не был ратифицирован Турцией и не вступил в действие. Под влиянием успехов национально-освободительного движения в Турции он был пересмотрен в Лозаннском мирном договоре. Но именно в Севрском договоре содержатся важные нормы, касающиеся курдского народа: в отделе 3 этого соглашения предусматривалось отделение Курдистана от Турции и для определения его границ должна была быть создана англо-французско-итальянская комиссия. Тем самым в Севрском договоре было признано право курдского народа на самоопределение в виде создания местной автономии. Кроме того, представитель курдского народа должен был участвовать в деятельности Комиссии по определению границ этой автономии наряду с представителям! сувереннгх государств.

В ст. 64 Севрского договора предусматривалось, что Совет

* Касемлу А. Курдистан и курды. -1968.- С.57 (на араб.яз.)

Лиги Наций может признать население курдских областей способными к независимости и в атом случае Курдистау будет предоставлена автономия.

Такой подход не соответствует современному пониманию права народов на самоопределение. Но в тот период времени он свидетельствовал о широком признании международной правосубъектности курдского народа, хотя и под контролем других государств.

В Лозаннском договоре нет ни одного слова о курдах и Курдистане, но его статьи прямо касаются курдского народа и его родины, которая была разделена между Турцией, Сирией и Ираком. .Анализ Лозаннского договора свидетельствует о том, что он являлся способом колонизации курдской территории и эта политика практически продолжается до настоящего времени. Определение границы между Турцией и Сирией, Турцией и Ираком было утверждением разделения Курдистана. В результате части территории Курдистана отошли к Турции, Сирии и Ираку, хотя вопрос Южлого Курдистана решился после Лозаннского договора Лигой Наций как проблема Посуль:г:ого вилайета. Результатом этого решения было присоединение оставшейся части территории Курдистана к -Ираку.

Вопрос, о-самоопределении курдов был объектом Севрского договора, а их судьба было определена в Лозаннском договоре. Последний юридически определял статус будущего курдского народа. Так как в настоящее время Курдистан остался разделен на основе старых колониальных соглашений, можно сделать следующие выводы: 1) курдская нация не имеет суверенитета над своей территорией и не может выбирать политико-экономическую форму национального развития; 2) вопрос о самоопределении курдов утратил международный характер и стал внутренним вопросом стран, захвативших территорию Курдистана. Хотя колониальные действия правящих кругов этих стран (Ирак, Турция, Сирия, Иран) в отношении курдского населения по характеру являются международным преступлением, но усилиями правительств этих стран вопрос о самоопределении курдов не рассматривается на международной арене; 3) в данной ситуации курдский народ вынужден требовать автономии в рамках этих государств, поскольку юридически курды (в сеязи с разделением) являются меньшинствами в вышеуказанных государствах. Правительства этих стран не признают даже необходимости предоставления курдам административной автономии (кроме правительства Ирака); 4) курдское освободительное движение разделилось тоже на четыре части между Ираком, Сирией, Ираном и Турцией и каждая часть стала составной частью общедемократического движения внутри этих стран, что не дает возможности ставить вопрос о независимости государства Курдистан во всех его частях, а только

позволяет создать в новых международных условиях такое государство в Иракском Курдистане.

На наш взгляд, имеются три исторических этапа борьбы национально-освободительного движения курдов: первый этап — деятельность двух правительств Шейха Махмуда в Южном Курдистане (нынешний Иракский Курдистан); в 1918 и 1922 гг.; второй этап — создание в 1945 г. Курдской демократической республики в г. Иехабад в Иранском Курдистане; третий этап — создание курдского правительства в Иракском Курдистане в 1992 г. Что касается автономии в 1970 г., то вопреки воле курдского народа Ирак использовал эту форму для борьбы против национального-освободительного движения курдов и органы, созданные по закону 1974 г., мы не рассматриваем как органы,, которые реализуют самоопределение курдского народа. В это время продолжался геноцид против курдов.

Первое правительство Шейха Махмуда в Южном Курдистане было создано до создания правительства в.Ираке. В г.Сулейманию был послан английский майор Ноэль, чтобы сформировать административно-управленческий персонал. Первым действием Ноэля было признание Шейха Махмуда хукмдаром Курдистана от имени генерал-губернатора Англии в Ираке. .Это признание было провозглашено на народном собрании в г. Сулеймании 1 ноября 1918г.* Государства Шейха Махмуда было признано Ираком, Великобританией, Турцией.

Вторым этапом исторического развития борьбы национально-освободительного движения курдов было создание в 1946 г. Ме-хабадской республики, что означало создание Курдского государства и было реализацией международной правосубъектности курдского народа, компактно проживающего в Иране, в полном объеме — в качестве суверенного государства.**

Демократическая партия Иранского Курдистана, которая возглавила республику, в своей программе намечала: создание культурных и экономических отношений с другими государствами, в первую очередь с СССР, участие курдского правительства в международных конференциях, полномочия правительства на' использование и эксплуатацию природных ресурсов данной территории. Эти пункты указывают на то, что на практике правительство Курдской республики стремилось к самостоятельности. Курдская республика стала для народа символом будущего Курдского государства. Ее посещали курды из Ирака, Сирии, Турции.*** Эта республика просуществовала всего год и погибла

* Хельми Р. Меморандум.Ч.1.-Секиз,1956.-С.60(на курд.яз.)

** Набаз Дж. Курдистан и его революция. - Стокгольм, 1985. - С.128 ( на курд.яз.)

*** Жигалина О.И. Нац.движение курдов в Иране.1989.-С.135

под ударами иранских войск.

Ирак под влиянием борьбы курдов за независимость вынужден был формально признать курдскую автономию. 11 марта 1970 г. Иракское правительство подписало с курдскими лидерами в Иракском Курдистане Декларацию об автономии курдских районов в Ираке. Однако этот шаг был лишь попыткой Ирака остановить действия курдского освободительного движения.

После подписания Декларации 11 марта 1970 г. необходимо было решить все разногласия мирным путем между иракским правительством и лидерами курдского движения. Но этот документ исходил из того, что курдский народ имеет право существовать на началах автономии, а не на суверенных началах.* А практика Ирака показала,, что требования курдского народа не обеспечиваются в рамках закона в той мере, в какой этот процесс осуществляется в цивилизованных странах. Уже вскоре после заключения Декларации иракское правительство стало предпринимать меры по подготовке к войне, охватившие военную и политическую сферы, а также проводило широкую антикурдскую пропаганду, используя средства массовой информации. Был предпринят ряд провокаций и террористических актов против курдского народа, которые вызвали открытый военный конфликт, следствием чего стали огромные материальные потери и человеческие жертвы. Поэтому автономия не обеспечивает интересы курдского народа, разделенного между четырьмя государствами. Но достижения в обеспечении самоопределения курдского народа в любой из стран проживания имеют значение для всех курдов. Арабский видный деятель Азиз Шериф (бывший министр юстиции Ирака) правильно подчеркивает, что курдский вопрос в Ираке не является лишь' иракским вопросом, а является составной частью общекурдского вопроса Курдистана в целом.*-*

Современным третьим этапом создания догосударственной политической организации курдского народа в Иракском Курдистане является избрание курдского парламента — Народного Совета •Иракского Курдистана 19 мая 1992 г. Правительство Ирака во время Ирако-Иранской войны значительно усилило репрессии против курдского населения с целью его уничтожения и ассимиляции. Еще хуже положение стало после окончания войны в Персидском заливе, что привело к массовому бегству миллионов людей и гибели многих из них. В целом по всему Ираку были приняты жестокие меры для подавления восстания всего народа и проводится политика геноцида в отношении курдов. В слохив-

* Саго Фуад. Принцип самоопределение наций и правовое положение курдского народа в Ираке.Автореф.дне.- К.-1972.-С.18.

■** Шериф А. Курдский вопрос в Ираке // Культура.-19^9. -N 1. - С.309. (на курд.яз.).

шейся ситуации мировое сообщество прореагировало на грубые и массовые нарушения прав человека. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 688 от 5 апреля 1991 г. о том, что "осуждает репрессии против иракского гражданского населения во многих частях Ирака, особенно в последнее время в районах проживания курдского населения, последствия которых создают угрозу международному миру и безопасности в этом регионе".*

В Декларации, принятой 4 октября 1992 г., отмечено, что Народный Совет Иракского Курдистана выполняет свои обязанности в качестве представителя народа Иракского Курдистана и осуществляет его право на самоопределение в соответствии с международными документами, объявляя о поддержании правовых отношений с центральной властью на основе федеративного союза в составе демократического Ирака.**

В Ираке действует жестокая диктатура. Репрессии применяются против всего населения: арабов, туркменов, ассирийцев, курдов. В условиях отсутствия демократии федеративное устройство государства не дает гарантии осуществления прав и свобод курдов. Поэтому особое значение имеет вмешательство мирового сообщества для обеспечения прав и свобод курдского населения, т. к. в Иракском Курдистане осуществляется геноцид по отношению к курдам. Такое вмешательство, по мнению многих юристов-международников, является законным.***

Проведенное исследование дает основание сделать следующие выводы: парламент и правительство Курдского района Ирака легально реализует международную правосубъектность курдского народа,компактно проживающего в Южном Курдистане в границах Ирака. Об этом свидетельствует законная деятельность этих органов национально-освободительного движения курдского народа в Ираке.В силу этого курдское правительство получает международное признание ¡1 может в своей борьбе за реализацию национального суверенитета и превращение его в государственный суверенитет опираться на помощь и поддержку мирового сообщества. Форму реализации своего права на самоопределение курдский народ,проживающий компактно в Ираке,определяет самостоятельно либо в форме федерации,либо в иной форме, отвечающей воле народа. Достигнутое решение должно получить закрепление в конституционном законодательстве Курдского района Ирака,Ирака и в случае возникновения федерации - в конституции федерации. В третьей главе - "Международно-правовая ответственность

* Док. ООН S/Res/688/1991, 5 апреля 1991 г.

** Декларация о федеративном союзе Народного Совета Иракского Курдистана от 4 октября 1992 г. (на араб.яэ.).

*** Documentation of the International Conference on Human Rights in Kurdistan.- Bremen, 1989.- P.10-21.

за совершение геноцида в отношении курдского народа" проанализирован состав преступления геноцида в соответствии с Конвенцией 1948 г. и показано, что геноцид является тягчайшим международным преступлением против человечества, нарушает основные принципы . современного международного права и представляет собой угрозу всеобщему миру и международной безопасности. На основании убедительных фактов, установленных международными наблюдателями, автор доказывает, что Tarait действия Иракского правительства, как военные нападения, милитаризация Курдистана, использование его богатств, применение химического оружия, разрушение сел и городов, уничтожение населения, изменение демографического состава Курдистана представляют собой геноцид против курдского народа. Поскольку Ирак- является участником Конвенции 1948 г., государства-участники Конвенции должны поднять вопрос о международно-правовой ответственности Ирака и индивидуальной уголовной ответственности лиц, проводящих зту политику, как указано в ст.4 и 6 Конвенции 1948 г. "О предупреждении преступлений геноцида и наказании за него".

Автор приходит к выводу о том, что курдский народ действительно-подвергается преступлению геноцида. Это между-. народное преступление является груй.ы нарушением прав курдского народа, поэтому Ирак, занимающий часть территории Курдистана, а также лица, представляющие Иракский режим, должны нести международно-правовую ответственность, несмотря на то, считается ли политика геноцида преступлением во внутренних законах этого государства или нет. В соответствии с . императивными нормами международного права, все государства обязаны сотрудничать с курдским народом в борьбе против гено-■ цида по требованию Совета Безопасности, чтобы внести свой вклад в дело поддержания международного мира и безопасности; не совершать преступление геноцида и запрещать его в теории и практике;отменить законодательство,осуществление которого ведет к геноциду и создать законы, запрещающие теорию и практику геноцида, применять санкции против государств, совершающих преступление геноцида в отношении курдского народз.

Итак, Ирак, несет политическую и материальную ответственность за преступления геноцида в отношении курдского народа, поскольку геноцид угрожает международному миру и безопасности.Поэтому любое государство имеет право поднимать этот вопрос в рамках СОН.Кроме гого,в соответствии с принципом равноправия и самоопределения народов и наций курдский народ в Ираке имеет право на самоопределение в любой форме, поскольку иракский режим поставил курдский народ в условия, угрожающие его существованию.Совет Безопасности ООН имеет полномочия рассматривать эту проблему, поскольку такие действия Иракского

правительства являются преступлением против человечества и представляют угрозу всеобщему миру и безопасности.

В заключение представлены основные еыводы проведенного исследования:

1. Международная правосубъектность народа (нации) отличается от международной правосубъектности суверенных государств и других субъектов международного права тем, что первая основана на принципе самоопределения, выражающем национальный суверенитет, и вторая — на государственном суверенитете.

2. Все народы и нации обладают правом на равноправие и самоопределение и в силу этого — международной правосубъектностью. Однако, участвовать в международных правоотношениях могут только те народы (нации), которые осуществляют борьбу за независимость, создали догосударственную политическую организацию, контролируют определенную территорию и соблюдают основные принципы международного права.

3. Севрский договор 1920 г. признал право курдского народа на самоопределение в виде создания автономии в Северном Курдистане с возможным присоединением Южного Курдистана. Однако, он не вступил в силу. Курдский народ в настоящее время проживает в Ираке, Иране, Турции и Спгии в результате насильственного присоединения частей Курдистана к этим государствам после первой мировой войны, предусмотренного Лозанским договором 1923г. и серией последующих соглашений.

4. Новые международные условия после войны в Персидском заливе позволяют создать независимое курдское государство в рамках Ирака. Именно здесь действуют органы, осуществляющие международную правосубъектность курдского народа. • Эти органы последовательно соблюдают общепринятые нормы и основные принципы международного права, а также контролируют территорию Курдского района Ирака. В силу этого правительство Курдского района Ирака получило международное признание и может в своей борьбе за реализацию национального суверенитета и превращение его в государственный суверенитет опираться на помощь и поддержку мирового сообщества.

5. Иракское правительство осуществляет против курдского народа политику геноцида путем убийства, создания условий, направленных на уничтожение курдского народа и изменение.демографической ситуации в Иракском Курдистане. Поскольку Ирак, с одной стороны, является участником Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948г.,а с другой, совершает тягчайшее международное преступление, необходимо, чтобы миргвое сообщество подняло вопрос о международно-правовой ответственности Прага и индивидуальной уголовной ответственности физических лиц, проводящих политику геноцида.

Основные положение диссертационного исследования изложены

в следующих работах:

1. Ушмгомтие курдов и международное право // Еарбанг. (Стокгольм). - 1990. - N 66. - С. 44-48; N 67. - С. 55-57 (на курдском языке).

2. Взгляд на интернационализацию курдского вопроса в свете международного прага. // Аль Манар аль Курди (Лондон). 1994. - N 13. - С. 5-7 (на арабском языке).

3. Курдский вопрос: от геноцида до самоопределения // УНИАН-ЖР (Киев).- 1994,- N 49 (80).- С,- 15-16.

4. Положите курдского народа в Ираке // Голос Украины.

1994 г. - 30 декабря, - С.8

Гул Маруф Умар.Проблема ьижнародно! прзвосуб'ектностi ку-рдського народу в сучасному м¡жнароднону npaBi.Дисертацгя (руно шю) на адобуття наукового ступени кандидата юридичних наук по спецгальност i 12.00.10 -шжнародне право, ¡нститут держави i прзва ш.В.М.Корецъкого НАН Укра'ши. КШв, 1994.

Робота присвячена теоретичному анализу М1Жнародно1 пра-восуб'скгностi курдсъкого народу. На ochobj вивчеяня Севрсь-кого договору, практики де ржави Шейха Махмуда у Поденному Курдистан1 1918, 1922 p., Mixaбадсько! республики 194S р., парламенту i уряду Курдсъкого району Iраку 1992 р., зроблено еисновок про тжнародну прзвосуб'ектнютъ курдсъкого народу. Дослджуються факти геноциду проти курдсъкого народу а боку уряду 1раку 1 ароблен1 науковi рекомендацй щодо покарання за цей злочин держави /рак i винних фгаочних oci(5.

Gul МзгиГ Omar. The problem of international subjectivity of the Kurd nation in the present international law.

The dissertation is represented for taking a degree of candidate of international law on 12.00.10 specialization — the international law V.M.Koretskiy Institute of state and law at the Ukrainian national Academy of science. Kyiv, 1994.

The thesis are dedicated to the theoretically analysis of the international subjectivi ty of the Kurd nation such as: Sevres pact (agreement), Sheikh Mahmud state realization in the South Kurdistan in 1918, 1922, Mihabad Republic in 1946, Parliament and the Kurd Regional Government in Irag, 1992. The facts of genocide against the Kurd people by the Irag government can be researched and the scientific recomendations concerning this crime punishment of Irag state are worked out.

fcnoqoBi слова: м1жнародна правосуб'ектн1сть, м1жнародна правосуб'ектн1сть курдсъкого народу, м1жнародна в 1дпов i дальн1сть.

2015 © LawTheses.com