Проблемы противодействия криминальной идеологии в культуретекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Кочетков, Антон Витальевич, кандидата юридических наук

Введение.стр.

Глава 1. Культура, идеология, право и преступность.

1.1. Соотношение понятий культуры, идеологии и права.стр.

1.2. Взаимосвязь культуры и преступности.стр.

Глава 2. Правовые и психологические факторы воздействия криминальной идеологии на культуру России.

2.1. Общее понятие криминальной идеологии, виды и причины ее воздействия на культуру.стр.

2.2. Особенности проявления криминальной идеологии в религиозной деятельности.стр.

2.3. Особенности проявления криминальной идеологии в политической пропаганде.стр.

2.4. Особенности проявления криминальной субкультуры .стр.

2.5. Характеристика иных видов негативного воздействия на культуру .стр.

Глава 3. Меры противодействия криминальной идеологии в культуре.

3.1. Общесоциальные меры противодействия криминальной идеологии .стр.

3.2. Специальные меры противодействия.стр.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Проблемы противодействия криминальной идеологии в культуре"

Актуальность темы исследования. Тема настоящей научной работы была избрана из перечня тем, рекомендованных кафедрой криминологии, психологии и уголовно-исполнительного права МГЮА. Данная тема относится к области общей теории криминологии, поле исследования затрагивает область философии и культурологии. В криминологической учебной литературе рассматриваемая область затрагивается в основном в главах, посвященных причинам преступности, личности преступника и механизму преступления.* Это обусловлено тем, что криминальная идеология, во-первых, является одной из многочисленных причин преступности, происходящих из духовной подсистемы жизни общества, во-вторых, представляет собой элемент нравственно-психологической характеристики личности некоторых преступников, и, в-третьих, может играть не последнюю роль в формировании антиобщественной установки и мотивации - первоначальных этапов индивидуального преступного поведения. Следует отметить тот факт, что до настоящего времени исследования данной области в таком специфическом направлении не проводились. Ряд научных работ по криминологии** лишь немного коснулись данного вопроса. Вместе с тем, проблемы, стоящие перед учеными-криминологами в рассматриваемой сфере обладают большой общественной значимостью.

Объект исследования. Объектом настоящего исследования является криминальная идеология, как негативное социально-психологическое явление; причины и условия воздействия криминальной идеологии на современную - см. «Криминология», под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е., Москва, 1999; «Криминология», под ред. Бурлакова В.Н., Сальникова В.П., Санкт-Петербург, 1998. - например: Разинкин B.C. «О пропаганде криминальных обычаев и традиций» («Преступность и культура», Москва, 1999, стр.111 - 118); Бурлаков B.H., Волков Ю.Н., «Демократия и глобализация личности преступника» («Политический режим и преступность. Проблемы политической криминологии», Санкт-Петербург., 2001, стр.77). российскую культуру; соотношение понятий культуры, идеологии и права; правовое регулирование культуры в законодательстве РФ; характер взаимосвязи преступности и культуры; особенности проявления криминальной идеологии в различных областях культуры; характер влияния криминальной субкультуры на общую культуру; иные негативные культурные явления, упоминающиеся в законодательстве.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка системы общих и специальных мер противодействия криминальной идеологии в культуре. Для достижения указанной цели в диссертационном исследовании решены следующие задачи:

- исследованы философские, культурологические и правовые аспекты понимания терминов «культура» и «идеология»;

- произведен анализ правового регулирования сферы культуры в законодательстве РФ;

- исследован характер взаимосвязи преступности и культуры;

- определено, что следует понимать под криминальной идеологией;

- выявлены причины и условия воздействия криминальной идеологии на культуру России;

- описаны все конкретные особенности проявления криминальной идеологии в различных областях культуры;

- исследован характер взаимодействия криминальной идеологии и субкультуры;

- исследован характер воздействия криминальной субкультуры на общую культуру;

- исследованы иные виды негативного воздействия на культуру, не относящиеся к идеологии и субкультуре;

- изучен зарубежный и отечественный опыт противодействия различным видам криминальной идеологии.

Методология исследования. Методологическую базу исследования составил комплексный подход к изучению объекта, основанный на применении категорий материалистической диалектики и общенаучных методов.

Теоретическую основу исследования составили научные работы, посвященные проблемам взаимодействия культуры и преступности (В.Н. Кудрявцев, А.И. Долгова, С.М. Иншаков, М.П. Клейменов, B.C. Разинкин, А.А. Гаджиева, и др.), а также труды по философии и культурологии (В.И. Кириллов, С.И. Попов, А.Н. Чумаков, Н.Ф. Бучило, Д.Ю. Столяров, В.В. Кортунов, В.Д. Диденко, А.С. Ахиезер и др.).

Эмпирическую основу исследования составили изучение и анализ материалов средств массовой информации, судебной практики, а также непосредственное изучение основных идеологических сочинений представителей различных видов криминальной идеологии, продуктов и произведений криминальной субкультуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В настоящем диссертационном исследовании предложены новые решения важных криминологических проблем, в том числе определен механизм и область воздействия криминальной идеологии на культуру, систематизированы и подробно описаны все основные проявления криминальной идеологии, выявлены причины влияния криминальной идеологии на культуру, определено соотношение криминальной идеологии и субкультуры, разработана система мер противодействия распространению криминальной идеологии.

Реализация предложенных решений, по мнению соискателя, позволит минимизировать влияние криминальной идеологии на российскую культуру.

Научная новизна настоящего исследования характеризуется следующими положениями, выносимыми на защиту:

1. В сфере культуры присутствует ряд вполне самостоятельных явлений, которые можно однозначно охарактеризовать как общественно-вредные идеологии. К таким феноменам относятся доктрина ваххабизма, сатанистское учение, идеологии различных тоталитарных сект, а также политических движений националистического и экстремистского характера. Социальный вред этих идеологий выражается в том, что их распространение приводит к совершению различного рода преступлений. Исходя из этого, можно, с некоторой долей условности, обозначить совокупность идей, составляющих каждую из упомянутых выше идейных систем, термином «криминальная идеология». На основании этого можно говорить о криминальной идеологии ваххабизма, криминальной идеологии сатанизма, криминальной идеологии национализма и т.д., как о разновидностях рассматриваемого явления.

2. Основные факторы воздействия криминальной идеологии на культуру современной России: последствия жесткого идеологического контроля в годы существования СССР;

- нравственный кризис и утрата идеалов, связанные с крушением коммунистической идеологии и «деидеологизацией»;

- правовой нигилизм, низкая правовая культура и традиционно негативное отношение к закону;

- конституционный запрет существования государственной идеологии и цензуры;

- целенаправленные действия активных сообществ (националистов, неофашистов, сектантов, ваххабитов, сатанистов, «воров в законе» и т.д.);

- организационно-техническая обеспеченность пропаганды любых идей (коммерциализация СМИ).

3. Некоторые криминологи не вполне корректно используют в своих работах термины «воровская идея» и «идеология воров в законе», рассматривая данное явление как часть «криминальной идеологии», что представляется спорным, так как значение термина «идеология» не совсем совпадает с явлением, именуемым «воровской идеей» (идеологией воров в законе). «Воровская идея» в большей степени связана с криминальной субкультурой, нежели с криминальной идеологией. «Воровская идея» представляет собой промежуточное явление между криминальной идеологией и криминальной субкультурой и содержит в себе некоторые признаки, зачатки идеологии. «Воровскую идею» невозможно рассматривать вне контекста криминальной субкультуры, поскольку эти два явления неразрывно связаны между собой. Воздействие «воровской идеи» на культуру происходит опосредованно, через экспансию криминальной субкультуры. Криминальная субкультура представляет собой относительно самостоятельную культурную среду, существующую в обществе. Субкультура - своеобразное под-культурное образование, возникающее в рамках основной культуры, сохраняющее ее ведущие характеристики, но имеющее свои особенности. Сильное влияние криминальной субкультуры ощущается в бытовом поведении (лексика, манеры и т.д.), а также в искусстве.

4. Противодействие криминальной идеологии предполагает принятие комплексной системы мер, в том числе:

- снижение уровня преступности и повышение ее раскрываемости;

- обеспечение высокого уровня жизни всего населения, преодоление поляризации по уровню доходов;

- стабилизация развития экономики, обеспечение экономического роста;

- борьба с коррупцией;

- повышение эффективности работы государственных органов;

- преодоление аномии (бездействия) законодательства;

- совершенствование уголовно-исполнительной системы.

- создание и пропаганда общественной идеологии соблюдения законности и правопорядка;

- повышение уровня правовой культуры населения;

- повышение материальной базы культурной деятельности, увеличение бюджетных ассигнований на финансирование организаций культуры.

- усиление надзора и контроля за соблюдением запретов в области культуры, установленных действующим законодательством;

- принятие Пленумом Верховного суда РФ Постановления «О разъяснении вопросов применения судами статей 239 и 282 УК РФ»;

- подготовка проекта Закона «О внесении изменений в Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», который должен отменить все нормы, касающиеся так называемых «религиозных групп»;

- доработка и принятие проекта Федерального Закона «О Высшем совете по защите нравственности в области телевизионного вещания и радиовещания в РФ», находящегося на обсуждении в Государственной думе РФ;

- разработка проекта Федерального Закона «О противодействии деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов) на территории РФ»;

- создание специального подразделения в правоохранительных органах, направленного на пресечение преступлений, совершаемых с помощью глобальной компьютерной сети «Интернет», по аналогии с существующей Великобритании и некоторых других странах «полицией Интернета».

Результаты настоящего диссертационного исследования получили следующую апробацию:

- материалы исследования использовались в учебном процессе;

- диссертантом было опубликовано 3 научных статьи объемом 10,5 п.л.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа изложена на 131 стр., состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, и списка источников (всего 122 наименования).

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Проблемы противодействия криминальной идеологии в культуре»

1. Конституция РФ, «Российская газета», № 237, 25.12.1993;

2. Уголовный кодекс РФ, «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954;

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях, «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (чЛ), ст.1;

4. Федеральный Закон «Основы законодательства РФ о культуре» № 3612-1 от 09.10.1992, «Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РФ», 19.11.1992, № 46, ст. 2615;

5. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997, «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, №39, ст. 4465;

6. Федеральный закон «О средствах массовой информации» № 2124-1 от 27.12.1991, «Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РФ», 13.02.1992, № 7, ст.300;

7. Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения в ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» № 114-ФЗ от 19.07.1995, «Российская газета», № 143, 26.07.1995;

8. Федеральный закон «О внесении дополнения в ст.4 Закона РФ «О средствах массовой информации» в связи с принятием Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», № 90-ФЗ от 20.06.2000, «Российская газета», № 119, 22.06.2000;

9. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002, «Парламентская газета», № 142-143, 30.07.2002;

10. Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ от 19.05.1995, «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, ст. 1930;

11. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в РФ» № 310 от 23.03.1995, «Российская газета», № 60, 25.03.1995;

12. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Культура России (2001-2005 годы)» № 955 от 14.12.2000, «Собрание законодательства РФ», 25.12.2000, № 52 (часть II), ст.5143;

13. Письмо Минюста РФ «О применении законодательства о религиозных объединениях» от 24.12.1997, «Бюллетень Минюста РФ», № 7, 1998;

14. Закон г. Москвы № 1 от 15.01.1997 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы», «Ведомости Московской Думы», № 4 (с. 5), 1997.Литература:

15. Александрова А.А. «Мода и преступность», канд. дисс., Н.Новгород,1998;

16. Ахиезер А.С. «Россия: критика исторического опыта», Москва, 1991;20. «Криминология», под ред. Бурлакова В.Н., Сальникова В.П., Санкт-Петербург, 1998;21. «Криминология», под ред. Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е., Москва,1999;

17. Разинкин B.C. «Воры в законе и преступные кланы», Москва, 1995;26. «Советский энциклопедический словарь», гл. ред. Прохоров A.M., Москва, 1990;

18. Степаненко П. «Как выжить в современной тюрьме», Минск, 1999;

19. Абрамкин В. «Правосознание российского населения мифы и реальность», http://www.pris0n.0rg/facts/r pravosoznanie.htm;

20. Волков В.Р. «Русский фашизм: реалии и перспективы», http://www.rne.org/news/realfash.htm

21. Волков Е. «Дискуссия о культовом обращении: принудительное убеждение или свободный выбор?», 11.12.2000, http://info.sandy.ru/socio/ geople/volkov/descult/books/Dubrow-Eichel Deprogramming ch 2.html;

22. Казеннов С., Кумачев В. «Умирить, а не усмирить. Отечественная политика срочно нуждается в идеологическом оснащении», «Независимая газета», 22.09.1999;

23. Кожевников С.Н. «Законность и правомерное поведение граждан в условиях реформирования России», Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 1993;

24. Козлов А.Ю., Коломыц Д.М. «Российское общество и криминальная субкультура», http://www.tisbi.ru/Resources/Conf/Konf Andro/konf5.htm;

25. Ларионов А. «О кризисе общественной идеологии», (http ://web.saratov.ru/pl/ross/index.phtml?f=23 .htm).

26. Лощилов П. «Проблемы формирования национально-государственной идеологии в многонациональном государстве», 22.02.2000, http://www.rg.ru/ wwwboard/messages/180.html;

27. Матузов Н.И. «Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали», ж. «Правоведение», 1994, № 2;

28. Мраморнов О. «Перерождение гуманизма», «Независимая газета», 17.01.2001;

29. Поздяева С.М. «Российский менталитет и модернизация», http: //www .bdxc .ш/konkurs/bagautdino v/b gu/pozdaeva.htm;

30. Рыбаков В.А. «К вопросу о роли идеологии в современном государстве», Вестник Омского государственного университета, 1998, вып.1, с. 91-93;

31. Рыбаков С. «Миф «деидеологизации», http://www.nasledie.ru/oboz/ N07 97/7 11.НТМ;

32. Савеленок Е. «Краткая история понятия «идеология» в период с начала XIX века», http://www.odn.ru/odn/ianO 1 /materl ianO 1 .shtml;

33. Солженицын А.И. «Исчерпание культуры?», (выступление на «круглом столе» РАН 24.09.1997), http://www.stphilaret.ru/solzhen/ solgenitsin.htm:

34. Туманов В.А. «О правовом нигилизме», «Советское государство и право» № 10, 1989;

35. Хвыля-Олинтер А.И. «Органы внутренних дел в борьбе против правонарушений в среде нетрадиционных религиозных движений -тоталитарных сект», http://zakon.kuban.ru/book/ appendix.html;

36. Хлюпин В. «Русский фашизм как осознанная необходимость», http://www.kontinent.kz/2000/06/22.html;

37. Холмогоров Е. «Национальная идеология и религия», http://www.holmogorov.rossia.org:8101/pss/ideology.htm;Информационные сообщения:

38. Абрамкин В. «Тюремная разборка и возможная модель российского правосудия», http://www.prison.org/facts/zakon/guman.htm:

39. Акпадшахов А. «Ваххабиты джихад против России. Аналитическое обозрение», http://www.pravoslavie.ru/analit/global/vah.html;55. «Антисемитский плакат на Кузбассе установил подросток» (http://www.lenta.ru/russia/ 2002/07/17/teenager);

40. Игнатенко А. «Мусульманская самозащита от ваххабизма. Антиваххабитский закон, принятый в Дагестане, попытка решить оструюобщественную проблему общероссийского масштаба», «Независимая газета», 24.11.1999;

41. Игнатенко А. «Правоверность, доказываемая ненавистью. Ваххабизм в изложении его сторонников», «Независимая газета», 14.09.2001;

42. Касимовский К. «Русское действие в вопросах и ответах», http://rusaction.narod.ru/faq .htm;

43. Коргунюк Ю. «Динозавры российской многопартийности», http://www.polit.ru/documents/104307.html;

44. Кудрявцев А. «В последнее время слово «ваххабизм» стало ругательным.», http://www.rusk.ru/Press/Sv/99/9/iw 1 .htm;

45. ЛаВей А.Ш. «Записная книжка Дьявола», http://balsagoth.bv.ru:

46. ЛаВей А.Ш. «Одиннадцать Сатанинских Правил на Земле» http://www.wpt.com.ua/~gkons/religion/SATANBIB/Earth Rules.htm;

47. ЛаВей А.Ш. «Сатанинская библия», http://ok.novgorod.net/satan/ SATANBYBLE/;

48. Лебедев В. «Бритая голова. Численность скинхедов в Москве перевалила за 8 тысяч», «Вечерняя Москва», 11.07.2000;

49. Остерман Г. «Если ваххабизм не сдается, его исправляют», 28.06.2001, http://www.smi.ru/2001/06/28/993748307.html:

50. Официальный интернет-сайт «Братства во имя святого преподобного Иосифа Волоцкого» http://nationalism.org/bratstvo/;

51. Официальный интернет-сайт движения «Русское национальное единство», http://www.rne.org/:

52. Официальный интернет-сайт «Народно-национальной партии» http://www.alexnnp.narod.ru/;

53. Официальный интернет-сайт Национал-большевистской партии, http://www.geocities.com/nazbol/;

54. Официальный интернет-сайт Национально-патриотического фронта «Память» http//:www.pamyat.org/;

55. Официальный интернет-сайт Общественно-политического движения «Русское действие» http://rusaction.narod.ru/;

56. Официальный интернет-сайт «Русской Национальной Гвардии» http://nationalism.org/rng/;95. «По делу о московских погромах предъявлено еще одно обвинение в убийстве», 20.12.2001, http://www.lenta.ru/russia/2001/12/20/pogrom/;

57. Путин В.В. «Россия на рубеже тысячелетий», http://government.gov. ru/government/minister/article-wp 1 .html:104. «Путин призвал церковь бороться с ксенофобией и насилием», 13.12.2001, http://www.lenta.ru/russia/2001 /12/13/sobor/;

58. Рутковский А. «Сила закона против «культа насилия», http://ipc. kiev.ua/rus/bulletin/12/12 2.htm;

59. Савельев А. «Параллельный ислам идеология бандитизма», http://www.pravoslavie.ru/analit/sobvtia/parallislam.htm;

60. Салих Фаузан Аль-Фаузан «Книга единобожия», http://www.muslim. kz/article .php?sid=67:

61. Состояние преступности в России, Главный Информационный Центр МВД РФ, http://www.mvdinform.ru/:

2015 © LawTheses.com