Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерациитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации»

На правах рукописи

005012593

Лещенко Вера Гавриловна

Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации

Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

1 2 Ш

Екатеринбург - 2012

005012593

Работа выполнена на кафедре уголовного права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государственная юридическая академия»

Научный руководитель: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Козаченко Иван Яковлевич

Официальные опноненты: заслуженный деятель науки Российской

Федерации, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации» Наумов Анатолий Валентинович

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Федерального государственного казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации» Бражников Дмитрий Анатольевич

Ведущая организация: Федеральное казенное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний»

Защита диссертации состоится 30 марта 2012 г. в 15.00 ч. на заседании Диссертационного совета Д212.282.03 при Уральской государственной юридической академии по следующему адресу: 620066, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, зал заседаний Диссертационного совета

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральской государственной юридической академии

Автореферат разослан 20 февраля 2012 года

Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор юридических наук, профессор З.А. Незнамова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования

Совершенствование российской уголовно-исполнительной системы в условиях ее продолжающегося реформирования требует нового осмысления концептуальной основы и практики исправительно-воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, приведения их в соответствие с реалиями времени и общемировыми стандартами, а также наполнения данной сферы приложения усилий со стороны государства и гражданского общества гуманистическими и демократическими идеями. Не случайно современные ученые-правоведы и социологи часто уподобляют пенитенциарную систему государства «лакмусовой бумаге», которая наглядно демонстрирует реальное состояние цивилизационного и демократического развития той или иной страны, степень обеспечения в ней прав и свобод человека и гражданина; как верно сказал об этом еще У. Черчилль: «Покажите мне ваши тюрьмы, и я скажу в каком обществе вы живете»1.

Преобразования уголовно-исполнительной системы России в сторону се либерализации и приоритета превентивных составляющих над репрессивными совпали по времени с активной фазой процесса десекуляризации (постепенного возвращения религии в социально-культурную жизнь народа, существенного повышения значимости и рельефного проявления роли религиозной веры в повседневной жизни россиян). Обращение к религиозной доктрине, в рамках которой в нашей стране на протяжении многих столетий происходили воспитание духовности и выработка моральных принципов, сопровождается изжитием некогда распространявшихся и навязывавшихся людям вульгарно-атеистических точек зрения на сущность и значение религиозных нормативов в системе правовых и нравственных норм.

Направленность реформирования уголовно-исполнительной системы на строгое соответствие деятельности по исполнению наказания в виде лишения

1 Тюремная реформа: поиски и достижения / Информационно-аналитический бюллетень Харьковской правозащитной группы. — Харьков: Фолио, 2009. С. 31.

-3-

свободы международным стандартам, его ориентация на духовно-нравственные и воспитательно-педагогические элементы в исправительном воздействии и нацеленность на преодоление острого дефицита последних в сложившейся уголовно-исполнительной практике, а равно ежегодно фиксируемое увеличение количества осужденных, которые остро нуждаются в духовно-пастырском окормлении со стороны представителей религиозных организаций и церкви, накопившей большой опыт миссионерской работы в местах лишения свободы, свидетельствуют о том, что проблема религиозного воздействия на осужденных в современных условиях приобретает особое научное значение и социально-правовую ценность.

Ее важность и злободневность неоднократно подчеркивались Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который при освящении православного храма в ИК-3 в Витебской области произнес пророческие слова: «Если мы не будем строить храмы, то будем строить тюрьмы», Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заметившим в момент подписания нового соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и Русской Православной Церковью 22 февраля 2011 года, что «церковь прилагала и будет прилагать значительные усилия к тому, чтобы включившись в воспитательный процесс в местах заключения достигать максимальных положительных результатов», а также директором ФСИН России A.A. Реймером, заявившим при комментировании решения Священноначалия Русской Православной Церкви об учреждении Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению: «Для того чтобы человек, вернувшись в общество из наших учреждений, не совершал новых преступлений, мы проводим определенную работу. Но работа священников, как мы считаем, порой даже более важна, чем работа наших воспитателей»1.

На институционально-правовом уровне данные выше характеристики были отражены в программно-стратегическом документе российской уголовно-исполнительной политики - Концепции развития уголовно-исполнительной

1 Русская Православная Церковь - Официальный сайт Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/1414730.html.

системы Российской Федерации до 2020 года, в которой прямо указывается на необходимость совершенствования духовно-нравственного воспитания и проведения большой работы по активизации взаимодействия с традиционными конфессиями, включая обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах и реализацию совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.

Усиливающая свою актуальность в условиях коренного преобразования системы исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, перехода от поотрядного к камерному принципу содержания и иных нововведений - выводящих пенитенциарную систему на новый уровень развития и повышающих эффективность процесса исполнения наказания - и носящая многоаспектный характер, проблема религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в настоящее время остается недостаточно изученной на теоретическом уровне. Она требует внимательного научного анализа всего комплекса связанных с ней общественных отношений, что актуализирует тему настоящего диссертационного исследования, нацеленного на ее раскрытие в русле преследования центральной задачи отечественной науки уголовно-исполнительного права - «научно-теоретического обеспечения дальнейшего совершенствования правового регулирования исполнения наказания и процесса исправительно-воспитательного воздействия»1.

Информационно-теоретическая основа исследования и степень научной разработанности проблемы

При проведении данного исследования были использованы научные труды ученых и специалистов в области уголовно-исполнительного права, пенологии и пенитенциарной теории: В.М. Анисимкова, Ю.М. Антоняна, J1.B. Багрий-Шахматова, Г.П. Байдакова, H.A. Беляева, И.М. Гальперина, А.Д. Глоточкина, С.И. Дементьева, М.Г. Деткова, В.А. Елеонского, А.И. Зубкова, Ш.Х. Иногамова, И.И. Карпеца, М.И. Ковалева, И.Я. Козаченко, Г.А. Кригера, В.Н. Кудрявцева, М.П. Мелентьева, A.C. Михлина, A.C. Молодцова, А.Е.

1 Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права: Учебное пособие. - М. изд. Академии МВД СССР, 1974. С. 102.

Наташева, Б.С. Никифорова, Г.П. Новоселова, И.С. Ноя, В.Ф. Пирожкова, М.С. Рыбака, В.И. Селиверстова, И.А. Сперанского, H.A. Стручкова, Ф.Р. Сундурова, В.А. Уткина, В.А. Фефелова, Г.Ф. Хохрякова, М.Д. Шаргородского, И.В. Шмарова, Й. Штрайта и многих других исследователей.

Также в ходе исследования изучалось содержание работ, принадлежащих к творческому наследию ученых, занимавшихся научными разработками в XIX столетии и начале XX века: М.Ф. Владимирского-Буданова, МН. Гернета, Б.И. Гладкова, С.К. Гогеля, A.C. Гольденвейзера, В.М. Иванова, А.Ф. Кистяковского, Ф. фон Листа, Ч. Ломброзо, Ф.Н. Малинина, С.П. Мокринского, В.Н. Никитина, C.B. Познышева, A.C. Пругавина, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, М.К. Цебриковой, М.А. Чельцова-Бебутова, Н.М. Ядринцева и иных авторов.

Специфика объекта данного комплексного исследования потребовала обращения к трудам и сентенциям, высказанным в устных речах и публичных выступлениях, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева), митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия (Мораря), игумена Феодосия (Гажу), игумена Георгия (Шестуна), А.Л. Дворкина, В.П. Оргиша, А.И. Осипова, A.C. Хомякова, священнослужителей Глеба Каледы, Александра Меня, Олега Скомороха, Дмитрия Смирнова, Иосифа Фуделя, Владислава Цыпина, Всеволода Чаплина и других. Данная диссертация была написана с благословления архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия.

Вопросы реализации права осужденных на свободу вероисповедания в ракурсе исследования их правового статуса в местах лишения свободы были изучены в диссертации В.Н. Королева, защищенной в 1992 году; тематика социального служения религиозных организаций в контексте внутренней политики современной России исследовалась в диссертационной работе по философской специальности В.Б. Устиненко, актуальные вопросы правового статуса религиозных образований в Российской Федерации были раскрыты в диссертационном исследовании И.А. Куницына, однако проблема религиозного

воздействия на осужденных к лишению свободы в современных условиях не подвергалась отдельному целенаправленному комплексному диссертационному изучению. Настоящая работа представляет собой попытку многостороннего исследования накопившихся проблем, которые непосредственно связанны с теоретико-идеологическими, юридическими, кадровыми и организационными аспектами религиозного воздействия на осужденных, находящихся в местах изоляции от общества, до этого времени не составлявших предмет специально ориентированного и комплексного научного исследования.

Цели и основные задачи исследования

Настоящая диссертационная работа преследует цели проведения комплексного исследования теоретико-правовых вопросов и практическо-прикладных проблем религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации и разработки на этой основе конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию российского уголовно-исполнительного законодательства и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют общественные отношения в данной сфере социальной активности, а также по повышению степени эффективности и оптимизации осуществляющейся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, деятельности по исправлению и воспитанию осужденных. При этом особое внимание предполагается уделить выявлению, способам решения и восполнения пробелов и противоречий в действующем отечественном законодательстве, регулирующем вопросы участия представителей церкви и религиозных организаций в процессе исправительно-воспитательного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы. Целью исследования также является разработка научных понятий, категорий и определений, раскрывающих сущность и содержание процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Поставленные цели предопределили круг конкретных задач, решению которых была подчинена работа над диссертацией: 1. Исследовать роль и значение феномена религии в генезисе уголовного наказания в виде лишения свободы;

-7-

2. Изучить историю развития системы религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в российском государстве;

3. Определить место и роль религиозного воздействия в механизме общественного воздействия на преступников, осужденных к лишению свободы;

4. Выявить телеологические основания религиозного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы, и соотнести их с целями уголовного наказания в виде лишения свободы;

5. Проанализировать содержательную специфику форм, способов и методик религиозного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

6. Подробно исследовать институционально-правовые средства обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации и предложить способы преодоления имеющихся в данной области проблем;

7. Оценить современное состояние кадрового обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы, а равно предложить пути решения накопившихся в данной сфере проблем;

8. Разработать конкретные рекомендации, направленные на оптимизацию, совершенствование и значительное повышение эффективности процесса религиозного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы, в Российской Федерации.

Объект и предмет исследования

Объектом этого диссертационного исследования является совокупность общественных отношений, как связанных с организацией и обеспечением религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации, так и непосредственно складывающихся в процессе осуществления последнего. Предметом данного исследования являются концептуально-теоретические, институционально-юридические и организационно-практические основы и структурные составляющие процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации.

Методологическая основа и методы исследования

Работа над диссертацией произведена с опорой на распространенные парадигмы, эпистемы и доктринальные принципы уголовно-исполнительного права, методологическую основу исследования образовали общенаучные методы познания - диалектический, системно-структурный, дедуктивный и индуктивный, - а также частнонаучный методологический инструментарий: сравнительно-исторический, социологический, статистическо-аналитический, логико-семантический, формально-юридический и иные методы.

Теоретико-эмпирическая и нормативная основа исследования

Теоретический базис проведенного исследования составили источники из различных научных областей: уголовно-исполнительного права, криминологии, уголовного права, религиоведения, теологии, этики, уголовно-исполнительной педагогики, компаративистики, юридической психологии, педагогической психологии, андрологии и других отраслей научного знания, что обеспечило полиаспектный и комплексный характер исследования.

Нормативную основу настоящей диссертационной работы образовали международно-правовые нормы, содержащиеся в конвенциях, договорах, резолюциях, декларациях и пактах, Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, нормативно-правовые акты и официальные документы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, соглашения о сотрудничестве, заключенные между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы России и религиозными организациями.

Эмпирическую основу исследования составили тщательно обработанные и обобщенные сведения и статистические данные, которые были получены нами по результатам проведенного анонимного и добровольного анкетирования 2234 осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в колониях общего и строго режимов на территории Свердловской, Челябинской и Тюменской областей.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертационной работы заключается в целостности разработки проблематики, которая ранее не подвергалась специальному, целенаправленному и всестороннему исследованию в научных дисциплинах уголовно-криминалистического цикла. Данная диссертация представляет собой комплексное исследование современных проблем процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации, ее научную новизну подтверждает наличие новых теоретических идей, наработок и выводов, которые впервые сформулированы, затрагивают сферу проблемных вопросов научного знания и способствуют его дальнейшему развитию, а также высказанных на их основании конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования и организационно-кадрового обеспечения процесса религиозного воздействия на осужденных, изолированных от общества, с учетом изменившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки. Результаты исследования вносят определенный авторский вклад в разделы науки уголовно-исполнительного права, изучающие направления и пути повышения эффективности юридического упорядочивания деятельности по исполнению наказания в виде лишения свободы и процесса исправительно-воспитательного воздействия на осужденных, а также вопросы взаимодействия государственных органов с общественными институтами в пенитенциарной практике.

Научной новизной отличаются выносимые на защиту основные положения, в число которых входят следующие:

1. Наказание в виде лишения свободы исторически и генетически связано с религиозной доктриной и практикой монастырского заточения, а церковь за тысячелетний период своей милосердно-благотворительной деятельности в пенитенциарных заведениях аккумулировала большой опыт духовно-нравственного воспитания и исправительно-преобразовательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

2. Дается определение религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы, под которым предлагается понимать целенаправленный

процесс, осуществляемый путем непосредственного участия представителей религиозных организаций в повседневной жизни осужденных и призванный упорядочить поведение последних в соответствии с правилами религиозной жизни, привить им общественно ценные личностные свойства, обеспечить их исправление, социальную реабилитацию и успешную ресоциализацию.

3. Религиозное воздействие органично входит в структуру механизма общественного воздействия на осужденных к лишению свободы, усиливая демократическо-гуманистические основы уголовно-исполнительной практики, обеспечивая ей духовную основу и эффекты акселерации, интенсификации и оптимизации исправительно-воспитательной работы.

4. В содержание религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы входят духовно-сакраментальная, керигматическо-евангелизационая, просветительско-катехизаторская, догматическо-образовательная, творческо-эстетическая, эмоционально-психологическая, мартиролого-диаконическая, интеграционно-организационная, а также милосердно-благотворительная и попечительская составляющие.

5. Приобщение осужденных к традиционным для России конфессиям, которые своими корнями генетически связаны с историей, этнопсихологией, ментальностью и культурой россиян, реализует потребность в национально-культурной самоидентификации, так как верующие осужденные начинают чувствовать себя частицей этнокультурного целого.

6. Обосновывается и аргументируется необходимость восстановления ранее существовавшей в России системы штатного тюремного священства в местах лишения свободы, которое в настоящий момент существует лишь в экспериментальном режиме.

7. Предлагается внести в ст. 14 УИК РФ следующие изменения:

Часть 1 статьи 14 УИК РФ изложить в следующей редакции:

«Осужденным гарантируются свобода совести и свобода

вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять

- И -

религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, а равно получать религиозное образование в учреждениях, исполняющих наказания».

Дополнить ст. 14 УИК РФ частью 2.1 следующего содержания:

«Исповедующим либо желающим исповедовать религию осужденным администрация учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обязана создать материальные и организационные условия, необходимые для отправления религиозных культов и получения религиозного образования».

Дополнить ст. 14 УИК РФ частью 4.1 следующего содержания:

«Администрация учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать представителям зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений в посещении указанных учреждений, за исключением случаев, когда имеются достоверные данные о том, что такие объединения связаны с осуществлением противоправной либо экстремистской деятельности».

8. Предлагается дополнить ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-1 пунктом 5.1: «обеспечивать право осужденных на свободу совести и вероисповедания и содействовать представителям религиозных организаций в духовно-воспитательном воздействии на осужденных», а ст. 16 ФЗ РФ «О свободе совести и о религиозных организациях» от 26 сентября 1997 г. № 125 дополнить пунктом 4.1: «администрация учреждений, исполняющих уголовные наказания, с учетом требований установленного порядка исполнения и отбывания наказания не препятствует участию осужденных в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях».

9. Предлагается закрепить право осужденных к лишению свободы на образование религиозных групп и участие в них в ст. 12 УИК РФ, в п. 11 Раздела III Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. и в п. 17 Раздела IV Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства

юстиции РФ от б октября 2006 г., а также дополнить текст УИК РФ статьей 111.1 «Религиозные группы осужденных к лишению свободы» следующего содержания:

«1. В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при содействии священнослужителей, занимающихся религиозным попечением осужденных, и под контролем администрации исправительных учреждений по желанию осужденных создаются религиозные группы осужденных.

2. Участие осужденных в деятельности религиозных групп является добровольным.

3. Участники религиозных групп осужденных не пользуются какими-либо льготами или преимуществами.

4. Цели и задачи деятельности, структура, порядок формирования и прекращения деятельности, права и обязанности участников религиозных групп осужденных к лишению свободы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации».

10. Дается определение религиозной группы осужденных к лишению свободы: религиозная группа осужденных к лишению свободы - это созданное на началах добровольности и равноправия участников религиозное объединение верующих осужденных, преследующее цели совместного исповедания религиозной веры, коллективного совершения культовых действий, взаимодействия со священнослужителями в религиозном воспитании и обучении осужденных и защиты общих интересов, связанных с удовлетворением духовных нужд и потребностей.

11. Предлагается разработать и принять отдельный федеральный закон «О религиозном воздействии на осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и сотрудничестве религиозных объединений с органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания», который должен содержать подробно прописанный механизм обеспечения прав осужденных на свободу совести и вероисповедания в местах лишения свободы. Вопросы материального характера, связанные с финансированием и другими способами государственной поддержки религиозной деятельности в местах лишения

-13-

свободы предлагается решить путем разработки и утверждения Федеральной программы развития пенитенциарного капелланства в России до 2020 года.

Научная обоснованность и достоверность положений и выводов, которые содержатся в диссертации, обеспечивается комплексным и системным подходом к избранной проблематике, изучением обширного круга источников по теме исследования, сбором достаточного эмпирического материала и его анализом с применением статистических методов обработки данных.

Научно-теоретическая и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что изложенные в данной диссертационной работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы и применены:

- в законодательной деятельности в области уголовно-исполнительной политики Российской Федерации, направленной на совершенствование действующих нормативно-правовых актов и приведение их в соответствие с международными стандартами обращения с осужденными к лишению свободы в части обеспечения права изолированных от общества осужденных на свободу совести и вероисповедания;

- в образовательном процессе, в ходе преподавания курсов уголовно-исполнительного права, пенологии и криминологии в образовательных учреждениях юридического профиля, включая учебные заведения ФСИН России, а равно при обучении священнослужителей в российских и зарубежных духовных учебных заведениях, при подготовке конспектов лекций, учебников, учебных пособий, программных и методических материалов;

- в научно-исследовательской деятельности в качестве основы для дальнейших разработок проблем теории уголовно-исполнительного права и проведения научных исследований в области повышения исправительно-воспитательного эффекта деятельности, направленной на достижение целей уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавательской и научно-исследовательской деятельности диссертанта, при проведении учебных занятий, в ходе выступлений и дискуссий на научных

конференциях, семинарах и иных мероприятиях. Диссертация подготовлена на производившей ее рецензирование и обсуждение кафедре уголовного права Уральской государственной юридической академии. Ее содержание и основные положения докладывались автором на научно-практических конференциях: международных научных конференциях памяти профессора М.И. Ковалева, состоявшихся в г. Екатеринбурге 9-10 февраля 2008 г., 20-21 февраля 2010 г. и 18-19 февраля 2011 г., конференции «Проблемы интеграции инновационных технологий в правовую сферу» 18 мая 2011 г., конференции «Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития» 24-25 ноября 2011 г., конференции «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке», состоявшейся в г. Москве 26-27 января 2012 г., и других.

Основные выводы и заключения, которые были получены диссертантом по результатам проведенного им исследования, изложены в опубликованных научных статьях и докладах объемом 1,7 п.л. Они были обсуждены в ходе заседаний кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии.

Результаты настоящего исследования были использованы автором при подготовке им лекционных материалов и чтении лекций по курсу уголовно-исполнительного права, а также при проведении семинарских и практических занятий со студентами Уральской государственной юридической академии очной, вечерней (очно-заочной) и заочной форм обучения, в многолетней работе возглавляемой диссертантом юридической клиники при кафедре уголовного права Уральской государственной юридической академии, а также в работе общественных приемных при Аппарате Уполномоченного по правам человека по Свердловской области и в Центре социальной реабилитации осужденных города Екатеринбурга.

Структура диссертационного исследования была предопределена кругом тех целей и задач, которые были поставлены диссертантом в начале исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении автором обосновываются значение и актуальность темы исследования, определяются его объект и предмет, указываются цели и формулируются задачи исследования, описываются методологическая и эмпирическая основы работы, раскрывается ее научная новизна, излагаются основные положения, выносимые на защиту, приводится характеристика теоретического и практического значения исследования, а также излагаются сведения об апробации полученных по его итогам результатов и выводов, раскрывается структура диссертации.

Первая глава диссертации «Исторический опыт обращения к религиозному воздействию в практике исполнения наказания в виде лишения свободы» состоит из двух параграфов.

В первом параграфе главы «Феномен религии в генезисе наказания в виде лишения свободы» автором охарактеризованы место и роль религии как социального института и духовного завоевания человечества на пути цивилизационного прогресса в формировании и историческом развитии уголовного наказания в виде лишения свободы как меры принуждения, применяющейся от лица публичной власти к преступникам.

В нем показано, что уголовно-правовая нормативная система древних эпох уже с момента начала своей кристаллизации находила идеологическую опору и идейно подпитывалась от религиозной системы ценностей, а религия как вера в божественное, трансцендентальное и сверхъестественное является уникальным феноменом, представляющим собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей, подобно любому иному социальному институту. В общественной жизни религия никогда не участвовала в изолированном виде: будучи нерасторжимой с другими формами социального сознания, она всегда была вплетена в право, нравственность, политику и культуру. Присутствие религии в уголовно-правовой составляющей социальной жизни прослеживается в истории мировой юриспруденции не только на уровне аксиологических и онтологических идей и

ориентиров, но и в области практического правоприменения, включая и пенитенциарную (уголовно-исполнительную) практику, само название которой имеет сугубо религиозную этимологию и происходит от латинского слова «роепкспИа», означающего покаяние - добровольное признание нарушившим какую-либо заповедь своей греховности, вины и недопустимости совершения повторного злодеяния.

В данном параграфе аргументировано доказывается, что наказание в виде лишения свободы осужденных преступников, не только исторически, но и генетически связано с религиозной доктриной и практикой, так как оно формировалось на протяжении многих лет в монотеистическом континууме государств Европы и Азии, благодаря чему церковь в большинстве стран современного мира обладает тысячелетним опытом позитивного нравственно-духовного и воспитательно-образовательного воздействия на осужденных к лишению свободы, включая попечение, миссионерство и катехизацию, а также помощь в социальной реабилитации и постпснитенциарной адаптации.

Второй параграф «История религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в российском государстве» посвящен изучению диалектики исторического развития религиозного воздействия на отбывающих наказание в виде лишения свободы в отечественном государстве.

В нем автором отмечается, что проникновения религиозных верований в российскую уголовно-правовую доктрину и пенитенциарную практику имели место уже в период их становления на раннефеодальном этапе развития общества, когда вся правовая сфера общественно-государственной жизни испытывала на себе сильное влияние со стороны народного сознания и теистического миросозерцания.

Христианская церковь предпринимала деятельные и эффективные меры но исправлению преступников, предупреждению совершения ими повторных нарушений социальных запретов, пользуясь поддержкой государственной власти, которая прослеживается как в законодательных сводах первых киевских князей, так и в более поздних правовых актах: Судебниках 1497 г. и 1550 г. и Соборном уложении 1649 г. Например, согласно нормам Соборного уложения

1649 г., подлежащие смертной казни воры и разбойники в целях покаяния помещались на шесть дней в тюрьму, имея возможность исповедаться и покаяться во имя спасения души. Священнослужители проводили с ними откровенные беседы, исповедовали и причащали их, в день казни в течение всего пути до места исполнения наказания клирики находились рядом с осужденными, поддерживая и утешая последних.

Важным этапом в развитии системы религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в России явилось создание в 1819г. Общества Попечительного о тюрьмах и составление специальных Правил для Общества Попечительного о тюрьмах, на основании которых заключенным была обеспечена возможность принимать непосредственное участие в религиозных обрядовых службах, индивидуальных и групповых беседах с клириками на религиозно-этическую тематику.

В послереволюционный период несмотря на запрет кариативной и проповеднической деятельности религиозных организаций в исправительных учреждениях миссионерская деятельность церкви, духовно-нравственное воспитание осужденных и пастырское служение не прекратились: они продолжали негласно и скрытно осуществляться в местах лишения свободы, так как большое число духовных лиц, не отступившихся от веры, своих идей и принципов, были заключены в тюрьмы и помещены в лагеря системы ГУЛАГ. Служители церкви, оказавшись в равном тяжелом положении с массой других осужденных, силой своей веры и каждодневным примером служения религиозному долгу укрепляли волю и дух советских заключенных, совершали божественные литургии, обряды причащения и другие таинства и службы.

Во втором параграфе резюмируется, что российская социально-правовая действительность вплоть до первой четверти XX столетия сохраняла имеющие тысячелетние традиции своего применения религиозные формы воздействия на преступников в местах изоляции от общества, а также указывается на то, что Русская Православная Церковь за многолетний период своей кариативной деятельности в пенитенциарных учреждениях аккумулировала большой опыт в области социальной работы и духовного окормления заключенных, наработала

-18-

апробированные на практике эффективные технологии перевоспитания, ресоциализации, общественной адаптации и методики исправительно-преобразовательной активности.

Вторая глава диссертационной работы «Идеологические основы и содержательные аспекты процесса религиозного воздействия на осужденных в местах лишения свободы» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе данной главы, носящем название «Религиозное воздействие как элемент механизма общественного воздействия на преступников, осужденных к лишению свободы», автор анализирует деятельность по религиозному влиянию на осужденных к лишению свободы в качестве составляющей механизма социального воздействия, оказывающегося на лиц, находящихся в местах изоляции от общества.

Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы как одна из форм реализации конфессиональными институтами - церковью, религиозными организациями - социальной роли религии представляет собой важный компонент системы общественного воздействия, усиливающий гуманитарный и альтруистический остов данного механизма и отличающийся особой ценностью и значимостью на современном этапе общественного развития. Религиозное воздействие, нацеленное на заполнение духовного вакуума, активную помощь каждому осужденному сохранить свой человеческий облик, чистосердечно покаяться и тем самым обрести душевное умиротворяющее спокойствие и в конечном итоге вернуться к общественно полезной и честной жизни после освобождения, приобретает для осужденных в местах лишения свободы витальное, судьбоносное значение, выходя тем самым на авангардный план, передний край в механизме общественного воздействия на людей, помещенных в условия изоляции от общества.

Религиозное воздействие на осужденных в период лишения их свободы формирует благоприятный морально-психологический климат, который положительно влияет на порядок и взаимоотношения между осужденными. Оно выступает одним из каналов общения с внешней действительностью и является важной предпосылкой для успешной ресоциализации осужденных, их

дальнейшей общественной адаптации и реабилитации, а потому религиозное воздействие должно рассматривается в качестве приоритетной составляющей единого процесса общественного воздействия, обеспечиваться со стороны политической власти и приобретать более устойчивый и системный характер.

Во втором параграфе «Телеологические основания религиозного воздействия на осуизденных в соотношении с целями уголовного наказания в виде лишения свободы» рассматриваются интенциональные основы и ориентиры религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в соотношении с областью целеполагания уголовного наказания в виде лишения свободы.

В нем делается вывод, что наполнение концептуального фундамента уголовно-исполнительной практики духовно-нравственными началами и интенциями, способными ее обновить и преобразить, в настоящее время значительно усложнено вследствие кризиса светских нравственных идеалов -их обесценивания, ослабевания и неприятия значительными группами населения, - наблюдающихся повсеместно имморализмом и нравственным упадком; а потому такое насыщение, по мнению диссертанта, должно происходить за счет обращения к религиозной морали, с ее ценностями, идеалами и устремлениями, которые в силу своей специфики никогда не подвергались девальвации.

В местах изоляции от общества, где нравственные вопросы особенно обострены, такой подход находит поддержку, подтверждаемую результатами личных бесед и анкетирования осужденных, большинство из которых (89 %) считают для себя религиозную мораль более привлекательной, нежели светская, общественная. На вопрос, в чем заключается основное различие между религиозной моралью и светской, делающее первую предпочтительнее и авторитетнее, осужденные отвечали: религиозная мораль исходит не от людей, а от Господа (31,1 %), религиозная мораль неизменчива в отличие от постоянно меняющихся светских моральных норм (24,6 %), она носит общечеловеческий характер, в отличие от светских моральных норм, которые в различных государствах мира разнятся (22,5 %), религиозная мораль обеспечивается не

-20-

силой общественного мнения, а Божьей карой (16,4 %), она не носит сословный характер, в отличие от светских нравственных норм, которые разнятся в зависимости от классовой принадлежности их носителей (5,4 %).

Развитое в человеке религиозное чувство значительно превосходит по своему регулятивно-обеспечитсльному ресурсу государственное принуждение и силу общественного мнения, так как для верующих людей основанием для честной и праведной жизни в строгом соответствии с нормами и канонами является вера в то, что за этими заповедями стоит абсолютный авторитет Господа, что исключает возможность сомнений в необходимости их соблюдения и согласования с ними своих действий и поступков, так как глубоко верующий человек выстраивает линию своего поведения на основе сознательно выбранных им, а не навязанных кем-либо извне или же исполняемых вынужденно, норм.

Закрепление правильных понятий о религии и своем месте в окружающем мире выполняет важную функцию расширения духовного пространства личности и горизонтов религиозного сознания и служит базой для выработки привычки правомерного поведения. Религиозное правосознание является кумулятивной матрицей для приращения и соединения религиозных и правовых взглядов и представлений, в рамках которой воззрения на правовые абсолюты и юридическую действительность развиваются в русле принятия и соблюдения норм религиозной морали.

Диссертант отмечает, что религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы выполняет регулятивно-ориентационную, идеолого-мнровоззренчсскую, психотерапевтическую, реабилитационно-адаптационную, солидарпзирующую, интеграционную, инкультурирующую, компенсаторскую, просветительско-педагогическую, творческо-эстетическую и исправительно-воспитательную функции, оно направлено на осмысление и переоценку осужденными предшествующего жизненного опыта в условиях активной саморефлексии и мобилизации духовно-волевых усилий, покаяние и желание искупить грех совершенного преступления, а также на духовное обогащение, нравственное обновление, изменение жизненного сценария после отбытия

наказания и формирование религиозного правосознания. Им указывается на то, что эти цели религиозного воздействия взаимообусловлены, они полностью соответствуют и органически дополняют телеологические ориентиры системы пенитенциарного воздействия и цели, ставящиеся при назначении уголовного наказания в виде лишения свободы.

В третьем параграфе «Содержательная специфика форм и методов религиозного воздействия на осужденных в период отбывания ими уголовного наказания в виде лишения свободы» автором раскрывается содержательная специфика длительного процесса религиозного воздействия, осуществляемого в отношении осужденных, изолированных от социума.

В этом параграфе диссертантом подчеркивается, что осуществляемое в местах лишения свободы миссионерское служение необходимо отличать от прозелитизма - стремления повсеместного установления какой-либо религии путем обращения других людей в свою веру, тем более, что четкие различия между этими понятиями не всегда проводятся в научных и религиоведческих источниках. Их главные различия, по мнению автора, заключаются в том, что прозелитизм предполагает использование любых средств для достижения цели распространения своего вероучения, в том числе принуждения, понуждения и грубых насильственных методов, при прозелитизме деятельность по обращению в свою веру активно ведется не только среди неверующих людей и атеистов, но и представителей другой веры, свобода выбора которых при этом ограничивается путем использования политических и социально-правовых рычагов давления.

В содержании религиозного элемента в системе мер общественного воздействия на осужденных к лишению свободы автором выделяются и подробно характеризуются духовно-сакраментальная, керигматическо-евангелизационая, эмоционально-психологическая, просветительско-катехизаторская, догматическо-образовательная, мартиролого-диаконическая, интеграционно-организационная, творческо-эстетическая, а также милосердно-благотворительная и попечительская формы деятельности. Диссертантом обращается внимание на то, что данные формы прежде всего нацелены на

-22-

удовлетворение религиозных потребностей осужденных, а равно их исправление, перевоспитание, духовно-нравственное развитие, адаптацию к условиям изоляции от общества и рссоциализацию после освобождения.

Третья глава диссертации «Проблемы ресурсного обеспечения религиозного воздействия на осужденных в местах лишения свободы» вбирает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Институционально-правовые средства обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы» исследуются и критически оцениваются юридические основы и инструментально-правовыс средства, которыми в настоящее время обеспечен процесс религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Изучение норм правового массива, на основании которого в настоящее время осуществляется религиозная деятельность в местах лишения свободы, позволило автору выделить четырехуровневую структуру системы правового регулирования: международно-правовой уровень, регулирование на уровне закона, уровень подзаконных нормативных актов и регулирование на уровне соглашений (договоров). В рамках данной структуры все нормативные акты автор подразделяет на три группы: создающие правовую основу религиозного воздействия и наделяющие правомочиями его субъектов; определяющие организационную и ресурсную основу религиозного воздействия в местах лишения свободы и обозначающие ориентиры и перспективы развития религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы.

В данном разделе третьей главы автор диссертации, указывая на наличие большого числа пробелов, дефектов, лакун и коллизий в законодательстве, регулирующем религиозную деятельность в местах лишения свободы, развивает мысль о том, что основная причина несовершенства правовой материи в сфере обеспечения прав осужденных на свободу вероисповедания и участия религиозных образований в исправительно-воспитательной работе связана с тем, что закрепляя в Конституции РФ неотчуждаемость религиозных прав и недопустимость их ущемления, публичная власть в светском, неклерикальном государстве не способна самостоятельно обеспечить данное

-23-

право. Поэтому, по мнению диссертанта, для обеспечения религиозных прав осужденных к лишению свободы политической власти в настоящий момент необходимо создать эффективный в практическом отношении механизм, позволяющий религиозным объединениям обеспечивать осуществление прав осужденных на свободу совести и вероисповедания.

Для этого диссертантом предлагается разработать и принять отдельный федеральный закон «О религиозном воздействии на осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и сотрудничестве религиозных объединений с органами и учреждениями, исполняющими уголовные наказания», который должен содержать подробно прописанный механизм реализации прав осужденных на свободу совести и вероисповедания в пенитенциарных заведениях, конкретные гарантии, формы и способы осуществления этого субъективного права, определять форматы партнерского сотрудничества религиозных организаций и исправительных учреждений.

Второй параграф главы «Современное состояние и проблемы кадрового обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы» посвящен вопросам кадрового обеспечения процесса религиозного воздействия, осуществляющегося в пенитенциарных заведениях Российской Федерации.

В нем подчеркивается, что восстановление ранее существовавшей в России системы штатного тюремного священства в местах лишения свободы, проводящееся в настоящий момент в российских пенитенциарных учреждениях в экспериментальном режиме, является безотлагательным и необходимым в условиях преобразования российской уголовно-иснолнительной системы, направленного на ее обновление, гуманизацию и совершенствование. Введение института тюремных капелланов, по мнению диссертанта, отнюдь не попирает принцип светского характера государства, так как штатные священнослужители призваны окормлять последователей своих культов на добровольной основе и удовлетворять гарантированные Конституцией РФ и международными актами религиозные потребности и духовные нужды осужденных, а не заниматься прозелитизмом в местах лишения свободы. Данная мера полностью отвечает

-24-

положениям и. 47.1 рекомендованных Комитетом министров Совета Европы 12 февраля 1987 г. Европейских пенитенциарных правил, которые распространяются на российское правовое пространство.

Диссертантом предлагается создавать штатные должности капелланов и замещать их клириками, принадлежащими к прошедшим процедуру регистрации религиозным объединениям, в тех российских исправительных учреждениях, в которых более 10 % от общей численности осужденных составляют верующие, исповедующие ту или иную традиционную для России религию. За миссионерским служением пенитенциарного капеллана, согласно мнению автора, следует установить контроль со стороны священноначалия представленных в России религиозных общностей, в подчинении которого должен находиться тюремный служитель культа.

Также во втором параграфе третьей главы аргументируется необходимость начала работы по обучению и проверке знаний законов о свободе совести и вероисповедания сотрудников ФСИН России, для чего предлагается внести соответствующие положения в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений и органов российской уголовно-исполнительной системы. В учебные программы образовательных заведений ФСИН России предложено ввести курс религиоведения и основ теологии, основные модули которого были бы посвящены конфессиональным особенностям различных вероучений и основам духовно-воспитательной работе с осужденными, а также спецкурс «Этика религиозных отношений в местах лишения свободы», а в религиозных учебных заведениях организовать специальные курсы для действующих руководящих сотрудников и аппарата исправительных учреждений, на которых работники уголовно-исполнительной системы могли бы подробно изучить историю и основы соответствующих вероучений.

В третьем параграфе «Пути совершенствования и повышения эффективности процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы» отражены результаты поиска автором диссертации

оптимальных путей решения проблем, связанных с эффективностью процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Для повышения эффективности процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы автором предлагается закрепить правовой статус таких духовных объединений осужденных, как религиозные группы, которые де-факто образовываются и функционируют в местах лишения свободы в течение длительного времени для поддержания осужденными-единоверцами своей религиозной идентичности, совместного духовного развития и коллективного отправления религиозных культов. Согласно российскому законодательству о свободе совести и вероисповедания право на создание религиозных групп не подлежит каким-либо изъятиям и ограничениям, а религиозные группы как разновидности религиозных объединений обладают правомочиями совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять религиозное обучение и воспитание своих последователей.

Так как пенитенциарная практика свидетельствует о том, что осужденные не в полной мере обладают информацией о своих религиозных правах и не всегда способны воспользоваться ими в своих интересах, диссертантом указывается на то, что администрация исправительных учреждений, не дожидаясь каких-либо официальных обращений со стороны осужденных и выполняя содержащееся в ч. 1 ст. 12 УИК РФ требование закона, должна подробно, со ссылками на действующие нормативные акты разъяснить осужденным, прибывшим для отбывания наказания в виде лишения свободы, их право на исповедование религии и все содержательные элементы данного права, опросить их о желании воспользоваться указанным правом в части духовной и культовой практики и после получения добровольного согласия в акцептивной волеизъявительной форме незамедлительно начать проведение мероприятий, направленных на его обеспечение.

На уровне подзаконных нормативных актов, по мнению автора, следует закрепить право осужденных на приобретение религиозной литературы и предметов религиозного культа по безналичному расчету в магазинах и ларьках

-26-

на территории исправительных учреждений. Религиозные предписания и каноны необходимо учитывать при организации питания осужденных и разрешать им выбор блюд, а равно замену таковых на удовлетворяющие их религиозным традициям, а также воздержание от питания в период постов. При наличии объективной возможности следует обеспечить приготовление пищи для осужденных, относящих себя к тем или иным конфессиям, их единоверцами из тех продуктов питания, которые разрешены к употреблению в рамках соответствующих вероучений.

Диссертантом предлагается освобождать верующих осужденных от работы в религиозные праздники и тс невоскресные дни недели, которые согласно их учениям должны быть посвящены совершению религиозных обрядов и не предназначены для занятий, связанных с физическим трудом, с переносом их рабочих смен на другие дни. Также для верующих осужденных следует определить индивидуальный распорядок дня, в котором было бы предусмотрено время для посещения храмовых зданий и молитвенных комнат, совершения молитв и отправления иных духовных обрядов и ритуалов.

Для этого в соответствующие разделы Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г., и Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 г., диссертантом предлагается внести соответствующие изменения, касающиеся распорядка дня осужденных, вывода осужденных на работу и съема с работы, порядка приема осужденными пищи, организации учебно-воспитательного процесса и приобретения осужденными продуктов питания, вещей и предметов.

В заключении диссертации подведены итоги исследовательской работы и сформулированы основные выводы, сделанные в ходе нее, наиболее значимые из которых излагаются в тексте настоящего автореферата при характеристике соответствующих разделов диссертации.

Основные положения данного диссертационного исследования нашли свое отражение в следующих опубликованных работах автора:

-27-

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии:

1. Лещенко, В.Г. Диалектика развития религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в российском государстве // Вестник Чувашского университета. - 2011. — № 4. - С. 165-170. - 0,4 п.л.

2. Лещенко, В.Г. Предупреждение прозелитизма и деятельности религиозных экстремистских структур и сект в местах лишения свободы // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 4. - С. 47-52. - 0,35 п.л.

Иные научные статьи и доклады на научных конференциях:

3. Лещенко, В.Г. Религия и пенитенциарная практика: историко-правовой аспект // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2011. - № 1. - С. 60-62. - 0,3 п.л.

4. Лещенко, В.Г. Следственные изоляторы в России в период 1917-1954 гг. (историко-правовой аспект) // «Проблемы интеграции инновационных технологий в правовую сферу»: Сборник материалов научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 18 мая 2011 г.). - Екатеринбург: издательство УрГИ, 2011. - 112 с. - С. 105-108. - 0,25 п.л.

5. Лещенко, В.Г. Кадровое обеспечение религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации // «Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития»: Сборник материалов международной научной конференции (г. Екатеринбург, 24-25 ноября 2011 г.). В 2-х томах. - Екатеринбург: издательство УрАГС, 2011. Том. 1. - 240 с. - С. 225-228. - 0,2 п.л.

6. Лещенко, В.Г. Уголовные наказания и деятельность тюремных священнослужителей-капелланов // «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке»: Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции (г. Москва, 26-27 января 2012 г.). - Москва: Проспект, 2012. -546 с.-С. 258-262.-0,2 п.л.

Лещенко Вера Гавриловна

Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации

Автореферат

Подписано в печать 14.02.2012. Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии «Эрапринт» 620999, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 41

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
«Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации»

61 12-12/1148

На правах рукописи

Лещенко Вера Гавриловна

Религиозное воздействие на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации

Специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Екатеринбург - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................3-15

Глава I. Исторический опыт обращения к религиозному воздействию

в практике исполнения наказания в виде лишения свободы...........................16-51

1.1. Феномен религии в генезисе наказания в виде лишения свободы.....16-33

1.2 История религиозного воздействия на осужденных

к лишению свободы в российском государстве...........................................33-51

Глава II. Идеологические основы и содержательные аспекты процесса

религиозного воздействия на осужденных в местах лишения свободы.......52-109

2.1. Религиозное воздействие как элемент механизма общественного воздействия на преступников, осужденных к лишению свободы.............52-69

2.2 Телеологические основания религиозного воздействия на осужденных в соотношении с целями уголовного наказания в виде

лишения свободы............................................................................................69-85

2.3 Содержательная специфика форм и методов религиозного воздействия на осужденных в период отбывания ими уголовного наказания в виде лишения свободы............................................................85-109

Глава III. Проблемы ресурсного обеспечения религиозного воздействия на осужденных в местах лишения свободы...................................................110-180

3.1 Институционально-правовые средства обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы...................................110-133

3.2 Современное состояние и проблемы кадрового обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы...........133-155

3.3 Пути совершенствования и повышения эффективности процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы...........155-180

Заключение.......................................................................................................181-196

Библиографический список использованной литературы...........................197-223

Приложение......................................................................................................224-235

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования.

Совершенствование российской уголовно-исполнительной системы в условиях ее продолжающегося реформирования требует нового осмысления концептуальной основы и практики исправительно-воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы, приведения их в соответствие с реалиями времени и общемировыми стандартами, а также наполнения данной сферы приложения усилий государства и гражданского общества гуманистическими и демократическими идеями. Не случайно современные правоведы и социологи часто уподобляют пенитенциарную систему государства «лакмусовой бумаге», которая наглядно демонстрирует реальное состояние цивилизационного и демократического развития той или иной страны, степень обеспечения в ней прав и свобод человека и гражданина; как верно сказал об этом еще У. Черчилль: «Покажите мне ваши тюрьмы, и я скажу в каком обществе вы живете»1.

Преобразования уголовно-исполнительной системы России в сторону ее либерализации и приоритета превентивных составляющих над репрессивными совпали по времени с активной фазой процесса десекуляризации (постепенного возвращения религии в социально-культурную жизнь народа, существенного повышения значимости и рельефного проявления роли религиозной веры в повседневной жизни россиян). Обращение к религиозной доктрине, в рамках которой в нашей стране на протяжении многих столетий происходили воспитание духовности и выработка моральных принципов, сопровождается изжитием некогда распространявшихся и навязывавшихся нам вульгарно-атеистических точек зрения на сущность и значение религиозных нормативов в системе правовых и нравственных норм.

1 Цит. по: Тюремная реформа: поиски и достижения / Информационно-аналитический бюллетень Харьковской правозащитной группы. - Харьков: Фолио, 2009. С. 31.

Направленность реформирования уголовно-исполнительной системы на строгое соответствие деятельности по исполнению наказания в виде лишения свободы международным стандартам, его ориентация на духовно-нравственные и воспитательно-педагогические элементы в исправительном воздействии и нацеленность на преодоление острого дефицита последних в сложившейся уголовно-исполнительной практике, а равно ежегодно фиксируемое увеличение количества осужденных, которые остро нуждаются в духовно-пастырском окормлении со стороны представителей религиозных организаций и церкви, накопившей большой опыт миссионерской работы в местах лишения свободы, свидетельствуют о том, что проблема религиозного воздействия на осужденных в современных условиях приобретает особое научное значение и социально-правовую ценность.

Ее важность и злободневность неоднократно подчеркивались Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который при освящении православного храма в ИК-3 в Витебской области произнес пророческие слова: «Если мы не будем строить храмы, то будем строить тюрьмы», Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заметившим в момент подписания нового соглашения о сотрудничестве между ФСИН России и Русской Православной Церковью 22 февраля 2011 года, что «церковь прилагала и будет прилагать значительные усилия к тому, чтобы включившись в воспитательный процесс в местах заключения достигать максимальных положительных результатов», а также директором ФСИН России А.А. Реймером, заявившим при комментировании решения Священноначалия Русской Православной Церкви об учреждении Синодального отдела Московского Патриархата по тюремному служению: «Для того чтобы человек, вернувшись в общество из наших учреждений, не совершал новых преступлений, мы проводим определенную работу. Но работа священников, как мы считаем, порой даже более важна, чем работа наших воспитателей»1.

1 Русская Православная Церковь - Официальный сайт Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/ 1ех1/1414730.1йт1.

На институционально-правовом уровне данные выше характеристики были отражены в программно-стратегическом документе российской уголовно-исполнительной политики - Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, в которой указывается на необходимость совершенствования духовно-нравственного воспитания и проведения работы по активизации взаимодействия с традиционными конфессиями, включая обеспечение осужденным возможности участия в религиозных обрядах и реализацию совместных с традиционными конфессиями гуманитарных проектов.

Усиливающая свою актуальность в условиях коренного преобразования системы исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, перехода от поотрядного к камерному принципу содержания и иных нововведений - выводящих пенитенциарную систему на новый уровень развития и повышающих эффективность процесса исполнения наказания - и носящая многоаспектный характер, проблема религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы остается в настоящее время недостаточно изученной на теоретическом уровне и требует тщательного научного анализа всего комплекса связанных с ней общественных отношений, что актуализирует тему настоящего диссертационного исследования, нацеленного на ее раскрытие в русле преследования центральной задачи отечественной науки уголовно-исполнительного права - «научно-теоретического обеспечения дальнейшего

совершенствования правового регулирования исполнения наказания и процесса

1

исправительно-воспитательного воздействия» .

При проведении данного исследования были использованы научные труды, которые образовали информационно-теоретическую базу настоящей работы, ученых и специалистов в области уголовно-исполнительного права, пенологии и пенитенциарной теории: В.М. Анисимкова, Ю.М. Антоняна, JT.B. Багрий-Шахматова, Г.П. Байдакова, H.A. Беляева, И.М. Гальперина, А.Д.

1 Артамонов В.П. Наука советского исправительно-трудового права: Учебное пособие. -СССР, 1974. С. 102.

М. изд. Академии МВД

Глоточкина, С.И. Дементьева, М.Г. Деткова, В.А. Елеонского, А.И. Зубкова, Ш.Х. Иногамова, И.И. Карпеца, М.И. Ковалева, И.Я. Козаченко, Г.А. Кригера,

B.Н. Кудрявцева, М.П. Мелентьева, A.C. Михлина, A.C. Молодцова, А.Е. Наташева, B.C. Никифорова, Г.П. Новоселова, И.С. Ноя, В.Ф. Пирожкова, М.С. Рыбака, В.Н. Селиверстова, H.A. Сперанского, H.A. Стручкова, Ф.Р. Сундурова, В.А. Уткина, В.А. Фефелова, Г.Ф. Хохрякова, М.Д. Шаргородского, И.В. Шмарова, Й. Штрайта и многих других исследователей.

Также в ходе исследования изучалось содержание работ, принадлежащих к творческому наследию ученых, занимавшихся научными разработками в XIX столетии и начале XX века: М.Ф. Владимирского-Буданова, М.Н. Гернета, Б.И. Гладкова, С.К. Гогеля, A.C. Гольденвейзера, В.М. Иванова, А.Ф. Кистяковского, Ф. фон Листа, Ч. Ломброзо, Ф.Н. Малинина, С.П. Мокринского, В.Н. Никитина,

C.B. Познышева, A.C. Пругавина, Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, М.К. Цебриковой, М.А. Чельцова-Бебутова, Н.М. Ядринцева и иных авторов.

Специфика объекта данного комплексного исследования потребовала обращения к трудам и сентенциям, высказанным в устных речах и публичных выступлениях, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева), митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), игумена Георгия (Шестуна), А.Л. Дворкина, В.П. Оргиша, А.И. Осипова, A.C. Хомякова, священнослужителей Глеба Каледы, Александра Меня, Олега Скомороха, Дмитрия Смирнова, Иосифа Фуделя, Владислава Цыпина, Всеволода Чаплина и других.

Вопросы реализации права осужденных на свободу вероисповедания в ракурсе исследования их правового статуса в местах лишения свободы были изучены в диссертации В.Н. Королева, защищенной в 1992 году; тематика социального служения религиозных организаций в контексте внутренней политики современной России исследовалась в диссертационной работе по философской специальности В.Б. Устиненко, актуальные вопросы правового статуса религиозных образований в Российской Федерации были раскрыты в

диссертационном исследовании И.А. Куницына, однако проблема религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в современных условиях не подвергалась отдельному целенаправленному комплексному диссертационному изучению. Настоящая работа представляет собой попытку многостороннего исследования накопившихся проблем, которые непосредственно связанны с теоретико-идеологическими, правовыми, кадровыми и организационными аспектами религиозного воздействия на осужденных, находящихся в местах изоляции от общества, до этого времени не составлявших предмет специально ориентированного и комплексного научного исследования.

Цели и задачи исследования. Настоящая диссертационная работа преследует цели проведения комплексного исследования теоретико-правовых вопросов и практическо-прикладных проблем религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации и разработки на этой основе конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и других нормативно-правовых актов, которые регламентируют общественные отношения в данной сфере социальной активности, а также по повышению степени эффективности и оптимизации осуществляющейся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, деятельности по исправлению и воспитанию осужденных. При этом особое внимание предполагается уделить выявлению, способам решения и восполнения пробелов и противоречий в действующем российском законодательстве, регулирующем вопросы участия представителей церкви и религиозных организаций в процессе исправительно-воспитательного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы. Целью исследования также является разработка научных понятий, категорий и определений, раскрывающих сущность и содержание процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Поставленные цели предопределили круг конкретных задач, решению которых была подчинена работа над диссертацией:

1. Исследовать роль и значение феномена религии в генезисе уголовного наказания в виде лишения свободы;

2. Изучить историю развития системы религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в российском государстве;

3. Определить место и роль религиозного воздействия в механизме общественного воздействия на преступников, осужденных к лишению свободы;

4. Выявить телеологические основания религиозного воздействия на лиц, осужденных к лишению свободы, и соотнести их с целями уголовного наказания в виде лишения свободы;

5. Проанализировать содержательную специфику форм, способов и методик религиозного воздействия на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

6. Исследовать институционально-правовые средства обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы и предложить решения имеющихся в данной сфере проблем;

7. Оценить современное состояние и разрешить проблемы кадрового обеспечения религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы;

8. Предложить возможные пути и разработать конкретные рекомендации, направленные на совершенствование и повышение эффективности процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы. Объектом этого диссертационного исследования является совокупность

общественных отношений, как связанных с организацией и обеспечением, так и непосредственно складывающихся в процессе осуществления религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы. Предметом исследования являются концептуально-теоретические, институционально-юридические и организационно-практические основы и составляющие процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации.

Работа над диссертацией произведена с опорой на распространенные парадигмы, эпистемы и доктринальные принципы уголовно-исполнительного права, методологическую основу исследования образовали общенаучные методы познания - диалектический, системно-структурный, дедуктивный и индуктивный, - а также частнонаучный методологический инструментарий: сравнительно-исторический, социологический, статистическо-аналитический, логико-семантический, формально-юридический и иные методы.

Теоретический базис проведенного исследования составили источники из различных областей науки: уголовно-исполнительного права, криминологии, уголовного права, религиоведения, теологии, уголовно-исполнительной педагогики, компаративистики, юридической психологии, педагогической психологии и других отраслей научного знания, что обеспечило полиаспектный и комплексный характер исследования.

Нормативную основу настоящей диссертационной работы составили международно-правовые нормы, содержащиеся в конвенциях, договорах, резолюциях, декларациях и пактах, Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации, нормативно-правовые акты и официальные документы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, соглашения о сотрудничестве, заключенные между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы и религиозными организациями.

Эмпирическую основу исследования составили данные, полученные нами в результате проведенного анонимного анкетирования 2234 осужденных, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы в колониях общего и строго режимов на территории Свердловской, Челябинской и Тюменской областей.

Научная новизна диссертационной работы заключается в целостности разработки проблематики, которая не подвергалась ранее специальному,

целенаправленному и всестороннему исследованию в научных дисциплинах уголовно-криминалистического цикла. Данная диссертация представляет собой комплексное исследование современных проблем процесса религиозного воздействия на осужденных к лишению свободы в Российской Федерации, ее научную новизну подтверждает наличие новых теоретических идей, наработок и выводов, которые впервые сформулированы, затрагивают сферу проблемных вопросов научного знания и способствуют его дальнейшему развитию, а также высказанных на их основании конкретных предложений по совершенствованию правового регулирования и организационно-кадрового обеспечения процесса религиозного воздействия на осужденных, изолированных от общества, с уч�

2015 © LawTheses.com