Становление либеральной политико-правовой идеологии в Болгарии (политические и правовые воззрения М. Балабанова, С. Кирова, П. Джидрова)текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Становление либеральной политико-правовой идеологии в Болгарии (политические и правовые воззрения М. Балабанова, С. Кирова, П. Джидрова)»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

Юридический факультет

На правах рукописи

КИШЕВ Евгений Николаев

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЖАЛШОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ

В БОЛГАРИИ (ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.БАЛАШОВА, С.КИРОВА, П.ДШДРОВА)

Специальность: 12.00.01 -

теория и история государства и права; история политических и правовых учений

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва - 1992 г.

Работа выполнена в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор юридических наук, профессор О.Э.Лейст

- доктор юридических наук, профессор В.Н.Струнников кандидат юридических наук, О.М.Колесникова

-- Российский университет • Дружбы народов

Защита состоится "«¿6 я ФС^Л^ 1993 г. в

К

ч.

на заседании специализированнбго Совета К 053.05.31 в Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова по адресу: 119899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, фидический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Юридического факультета МГУ.

Автореферат разослан п Н п . ^е&цйХу 1992 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Е.А.Воротилин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЕ

Актуальность теш исследования. Последняя треть XIX века -начало XX века - один из важнейших периодов в истории Болгарии. В течение около тридцати лет с конца 60-х - начала 70-х годое XIX века происходит процесс ускоренного развития болгарского общества, которое быстрыми тешами начинает преодолевать вековую отсталость в рамках феодально-деспотической Османской империи.

. За несколько десятилетий совершаются такие общественные изменения, которые в других европейских странах заняли столетия. Завершается процесс консолидации нации, нашедший выражение в движении за национальное просвещение и культуру, в легальной борьбе за независимую болгарскую церковь и в вооруженной борьбе за политическое и социальное освобождение. В результате Русско-турецкой войны 1877-1878 г. восстанавливается прерванная в течение пяти веков болгарская государственность и Болгария выходит на европейскую политическую сцену как самостоятельный участник. Принятая в 1879 г. Орловским Учредительным собранием конституция закладывает основы независимого болгарского государства. Конституционный строй страны однако подвергается острым политическим кризисам и частым переворотам. В результате конкуренции исполнительной и законодательной властей, монархического института и народного представительства, к концу XIX века происходит постепенная эволюция конституционного режима к так называемому "личному режиму" монарха.

Еационалзное Возрождение, борьба за государственность и потом за демократическое и правовое государство обуславливают напряженную, ускоренную работу болгарского духа за краткий ис-

торический период времени. В сфере общественного сознания происходят огромные сдвиги. В болгарской литературе, по словам российского ученого,-литературоведа и философа Г.Д.Гачева, еще в 30-е годы.XIX века "плодотворным жанром были жития святых, а в конце века возникли социалистическая поэзия и модернистские течения" и духовная жизнь страны "проделала путь, который например, в Англии или Франции занял чуть ли не тысячелетие"1. Тем поразительнее путь болгарской политической мысли и науки. В 1836 г. к переводу русской "Всеобщей истории" Кайданова приложен словарь непонятных болгарам иностранных терминов, среди которых такие как "государство", "избирательное право", "обще-

о

ство", "политический" . Затем происходит резкий скачок и можно говорить о становлении элементов болгарской политической теории.

В 60-е и 70-е годы XIX века уже сформированы два основных общественно-политических и, соответственно, идейно-концептуальных направления - революционно-демократическое и эволюционно-просветительское, либеральное. Их представители (Г.С.Раков-ский, Л.Каравелов, В.Левский, Х.Ботев, соответственно, П.Р.Сла-вейков, Т.Икономов, М.Бэлабанов и др.) выдвинули и обосновали свои самостоятельные программы национального освобождения и последующего устройства общества. Значительным вкладом в развитие идеологии либерального крыла являются политические и правовые разработки М.Балабанова (1837-1921). Важное место в его теоретических построениях отводилось вопросам политического устройства общества, сущности государства и права, характера

* Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. - М., 1964.-

с.ю;

2 Гачев Г.Д. Цит. соч. - С.132.

з

общественной власти, отношений народностей, наций и политических формирований, соотношения равенства и свободы, революции и эволюционно-рэформистского развития общества, политики и морали, права и закона. Большой интерес представляют мысли Балабанова о сущности политики, о связи государства, народности и народа, о соотношении государства и церкви, о праве как мэра справедливости. Балабановым была выдвинута идея об общинном самоуправлении в противовес полицейско-бюрократическому управлению. Он обосновывал положение о конституционной монархии как самой подходящей форме правления в Болгарии.

К концу XIX века, уже основываясь на накопленном опыте по применению конституции, функционированию государственных учреждений молодого княжества, реализации права, при наличии определенной государственно-правовой практики, дающей возможность судать о соотношении сущего и должного, появились научно-теоретические разработки С.Кирова (1861-1943), П.Дшфова (18761952), М.Поповилиева (1873-1928) и др., в которых рассматривались определенные политико-правовые проблемы, как например, эффективное участие граждан в управлении государством, представительное правление в условиях конституционной монархии, основные принципы и характеристика правового государства. Теоретический уровень этих разработок уже соответствует уровню европейской политической и правовой науки того времени. Болгарская политико-правовая мысль поднимается на качественно новый этап своего развития.

Сказанное в целом дает основание говорить об актуальности темы диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы также учитывалась при выборе темы исследования.. В болгарской и иностранной литературе

сравнительно более полно изучены политические взгляда представителей револвдионной демократии. Значительно меньше разработок имеется в отношении представителей эволюционно-прооветитель-ского, либерального направления. Чрезвычайно мало произведений посвящено теоретическому наследию болгарских юристов, университетских преподавателей права и ученых, работавших на рубеже столетий.

Больше исследований имеется в отношении взглядов участников Тырновского Учредительного собрания, хотя обычно эти исследования посвящены процессу становления Конституции и политических учреждений. Соответственно, анализ взглядов учредителей находится в подчиненном положении относительно задачи данных исследований, которые концентрировались больше на истории становления институтов, чем на движении политико-юридической мысли. Важные разработки, связанные, с процессом создания Тырнов-ской конституции и дающие значительный фактический материал об особенностях конституционного и законодательного строительства в Болгарии, суть исследования М.Андреева, М.Маноловой, М.Генов-ского, В.Захариева, С.Бзламезова, С.Кирова, Л.Владикина, Г.1е-лева, С.Радева, "И.В.Козьменко, П.Н.Милюкова, Э.Д.фиша, М.Г. Коротких и др.

Ценные методологические указания для анализа определенных положений политической программы представителей либерального направления болгарской политико-правовой мысли содержатся в произведениях Г.Тодорова, Т.Жечева.

Марко Балабанов оставил ряд произведений, насыщенных политико-правовыми идеями, которые еще не были предметом отдельного исследования. В основном исследователи его творчества сосредоточили свое внимание на выяснении его философской и со-

идеологической концепции" или на описании его участия в исторических событиях в Болгарии в период Возрождения. Освобождения и

9

становления болгарского независимого государства".

Не получили научного освещения политические и правовые взгляды Стерня Кирова, Погаа Джидрсза.

Цо^цо работы является изучение государственно-правовой проблематики в творчестве М.Балабанова, проведение системного исследования его воззрений (теоретических основ взглядов,проб™ лем государства и права, политической программы, способов ее обоснования), а также анализ взглядов С.Кирова и П.Джидрова о способах построения демократического и правового госуглргяве з Болгарии.

Источники исследования. Взгляда М.Бэлабзаова ¡¡а го. .'tay— ство и право изложены в ряде работ социологического, *е;ораче-

х Бьчваров М. Вотъпителнз студия tau: Взласанов М. Философски и социологически сочинения, - С., 1386; Еьчваров М,-Вьлгарската философска мксъд ярез йьзраждането. ~ С., 1966; Грозев Г. История на българската философе:;'! т.ис'ьл. "'.7. ~ 195*?; Гънкоь А. Развитие на ¡^лосойсчатэ №"оч.л л В&лгзрая. -С., 1966,* История на йялософскаха мио-ьл в £ьлгария. T.I. - С., 1970; Краткая история болгарской философской мысли. - М.,1977.

2 Бобчев С. С.Маркп д. Е?яз6зное (IS3T - шиГ: 1921 г.) // Летопмс на БАН за гоцинито 1921 п 1922. - ;■«., 1924; Каратео-доров В. Марко Бзлзбанов. - С., 1943; Иванов Ю. Марко Балабанов (Еяогрзфска беленка) // Еългарскк периодичен печат. T.I. ~ С., 1893; Ковачева IL Иякои аспекта на дкпломат-ичеоката дей-яоет на Марко Балабанов (Документа). - С., 1977; Стоянов М. Марко Балабанов и Априлското въетание // Апрйдското въетание и Вьлгарската православна църква. - С., 1977.

ского и политического характера. Источником для уяснения политической программы Балабанова являются также его многочисленные статьи, сообщения, рецензии, заметки в журналах и газетах, выступления в Тырновском Учредительном собрании и обыкновенных народных собраниях (парламента), политические брошюры, воззвания, речи, меморандумы, произведения мемуарного типа, его переписка с многими болгарскими и иностранными политическими и общественными деятелями.

При написании диссертации изучены публикации трудов Балабанова, в том числе, современный сборник его статей, изданный в Софии в 1986 г. Он снабжен научным аппаратом и обширным вступлением болгарского философа М.Шчварова, в котором наиболее полно изложены и прокомментированы философские и социологические взгляда Балабанова (Балабанов М. Философски и социологически съчинэния. - С., 1986).

В диссертации использованы архивные материалы, находящиеся в Болгарском историческом архиве Народной библиотеки имени св. св. Кирилла и Мефодия в Софии, а также в Научном архиве Болгарской академии наук в Софии.

Источником для изучения политических и правовых воззрения С.Кцрова и П.Дкидрова являются их научные статьи в юридических.и политических болгарских журналах, в вестнике Софийского университета имени св. Климента Охридского.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые дается анализ политических и правовых воззрений М.Балабанова, как доктринально выраженной системы идей. Впервые, с точки зрения задач построения демократического и правового государства в Болгарии получают научное освещение и взгляды С.Кирова и П.Диидрова. Воззрения трех вышеупомянутых авторов

рассматриваются в контексте идейного развития болгарского общества последней трети XIX - начала XX в. и поэтапного становления болгарской либеральной политико-правовой идеологии.

В диссертации обосновываются следующие новые или обладающие элементами новизны положения, выносимые на защиту:

1. Разрабатывая в своем творчестве проблематику общественного прогресса, изъясняя понятие народности, народа, его элементы и связь с прогрессом, М.Балабанов ставит и решает ряд вопросов политического порядка, касающихся сущности и субъектов политики, средств и методов приобретения национальной самостоятельности и независимости, обоснования целей и функций национального государства, исходя из эволюционистских и реформистских позиций.

2. Исхода из своих теоретических установок, болгарский философ формулирует свое представление об исторически сложившемся неравенстве, которое отражает вполне реальное противостояние определенных народностей в Османской империи. В основе такого подхода лежит мысль этого автора о том, что обладая определенными "ресурсами", средствами государственной власти, меньшинство способно организовать себя как силу и благодаря этой организованности иметь в обществе непропорционально высокий политический статус и значение, диктовать свои условия подчиненным народностям. В ответ на усиление турецкого господства в период непосредственно до Освобождения Балабанов первоначально выдвигает требование реального обеспечения автономии болгарских общин в империи, а после Апрельского восстания 1876 г. -- учреждения политической автономии, практически граничащей с незаЕИсимостьы.

3. Первый теоретико-мировоззренческий уровень в системе

Балабанова - это абстрактно-метафизически выведенные общие принципы и начала, движущие силы глобальной и региональной (национальной) политики, тенденции развития народности л ее роль в истории.' Затем следует переход к раскрытию реальных политических рычагов властвования на эмпирико-социологическом уровне. В конечном итоге, Балабанов выводит конкретные характеристики и признаки самостоятельного, национального болгарского государства. Он делает это на основе критики государственности Османской империи и в этой критике содержится не только осуждение национального неравенства, но и отрицание феодальной сущности структуры и функций государства империи. Критика одного государства порождает представления, о другом, коренным образом отличном от первого. Государство, модель которого таким образом строит Балабанов, именуется "естественным". Оно является еще и национальным.

4. У Балабанова не просто форма правления вытекает из определенного принципа, а само понятие государственности основывается на проявлении принципа народностей, является его воплощением. Сам народ аморфен в политическом отношении (хотя в нем существует некий первозданный порядок, основанный на общности происхождения, языка и цр.). Государственность (Балабанов использует и понятие политическое устройство) создает, окончательную форму, исторические рамки, в которых данный народ существует. Государство, по Балабанову, является своеобразной публичной или юридической личностью* достигнувшего "совершеннолетия" народа, его новым атрибутом, состоянием. Возникновение государства напрямую связывается с появлением новых для

1 Балабанов М. Що е народное!? - С., 1888. - С.40.

народа возможностей - народ не только не живет отдельно от го-____

сударства или вообще некоею анархичною жизнью, а наоборот -существование или приобретение государства является источником политических прав. Государство, в понимании Балабанова, не только юридический союз, объединяющий народ, но также и определенный уровень политической правоспособности данной общности людей, который трансформирует ее от "народа в себе" в "народ для себя".

5. Аргументация Балабанова в пользу конституционной монархии не основывается на каких-либо абстрактно-ценностных суждениях об абсолютной закономерности ее становления или пригодности этой формы правления вообще и везде. Балабанов рассматривает проблему формы правления в психологическом ключе, путем исследования уровня проникновения определенной политической идеи в народном, т.е. массовом сознании и потому, утверждается или отвергается там эта идея, конкретно, идея о форле правления.

6. Эволюционизм Балабанов тлеет не только конструктивно-позитивную сторону, проявляющуюся в его концепции неуклонного и поступательного общественного прогресса и, соответственно, в воззрениях о постепенном развитии народности, вплоть до установления в необходимом порядке государственной организации. Важное место в системе политических взглядов этого автора занимает неприятие революции как средства достижения определенной социально-политической цели, в том числе создания независимого государства.

V. 3 системе воззрений Балабанова церковь являлась своеобразным двойником - оппонентом государству, его зеркальным отражением, по которому можно судить об их различиях, об основе этих различий. Церковь в большей мере, нежели народность или

народ (так, как их понимал болгарский мыслитель) или гражданское общество (о котором он имел довольно-таки смутное, несистематическое представление) являлась чем-то противоположным государству в определенном смысле. Именно это позволяло разграничить сферы их деятельности, следовательно, определить их отношение к обществу и, наоборот, получить информацию о том, какие функции и элементы общество поверяет в ведомство церкви и какие - в ведомство государства.

8. Со всей силой своего таланта обосновывая необходимость, "естественность" самостоятельного болгарского государства, Балабанов вовсе не склоняется к какому бы то ни было государственному ("византийскому") славизму, как это имело место, например, у русского философа К.Н.Леонтьева". Балабанов,прежде всего, старается рассматривать' славянство как определенную общность ("славянский род") в чисто культурном и нравственно-религиозном аспекте и в противовес этатистским по своему характеру панславистским идеям, о которых он имеет четкое представление, но тем не менее не воспринимает. Балабанову чужда идея о славянской федерации, которая в определенный период времени была довольно популярна как в России (Н.Я.Данилевский, А.Киреев), так и в Болгарии (Х.Ботев, З.Стоянов). Тем не менее, взгляды Балабанова имеют много общих точек соприкосновения со взглядами ранних славянофилов (А.С.Хомяков, К.С.Аксаков, A.B. Васильев, Ю.Ф.Самарин, С.Ф.Шарапов) по проблемам роли православной церкви и православия, народности и народного .духа, общины и местного самоуправления, общественного мнения, свободы печати и др.

1 Леонтьев К.Н. Византизм и славянстЕо. - М., 1875. -Кн. III. - С.47.

9. Философское понятие о праве у Балабанова сопряжено с понятием о справедливости (драЕдо). Правда, в понимании Балабанова, и есть основа права, общественный фактор, который упорядочивает общество, и право есть мера правда (в системе воззрений болгарского мыслителя - справедливости), чье гибкое выражение во времени в виде законов способствует внедрению идеи правды в общество. Идея о животворящей правде у Балабанова отражает тот критический тип мышления, который ведет к ограничению власти- государства и его законов представлениями о должном, справедливом.

10. Важным направлением болгарской политико-правовой мысли конца XIX - начала XX вв. является концепция правового государства П.Ддидрова. Его теоретическая конструкция з своей программной части основывалась на идее о глубоких изменениях государственно-правовой сферы путем внедрения новых учреждений и правовых институтов. Принцип разделения властей им рассматривался как незыблемое условие правового государства. Осуществление этого принципа существенно меняло соотношение личность -государство, накладывало определенные ограничения на склонную

к нарушению законодательства исполнительную власть. По сути, "самоограничение государства правом" означало введение юридической (конкретной) ответственности администрации и чиновников за нарушение законов, закрепляющих права граждан.

Практическая значимость работа. Содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть использованы в процессе научной деятельности, а также при преподавании и изучении курса истории политических и правовых учений.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права и политологии

«г юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова, где проведено ее обсуждение и рецензирование.

Структура работы обусловлена проблематикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении обосновывается актуальность темы, показывается степень ее разработанности и новизна предмета исследования, цель работы. Здесь же определены источники, произведения М.Балабанова, С.Кирова и П.Джидрова по проблемам государства и права, даны краткие биографические данные об этих авторах,

В первой главе рассматриваются политические и правовые воззрения М.Балабанова.

Здесь же приводятся оценки идейных позиций и политической программы Балабанова в болгарской историографии, констатируется их неоднозначность. Из-за антиреволюционной установки его творчества в период до Освобождения и наличия в его трудах богословских элементов, в литературе 50-х и 60-х годов XX в. идеологические позиции Балабанова оцениваются как реакционные. Позже однако, в 80-е годы, общественно-политическая и идеологическая деятельность Балабанова получает более объективную оценку просто как эволюционистская. Балабанов, как член Комиссии по основным началам Конституции, как и все остальные члены этой комиссии, выступавшие за введение имущественного избирательного ценза и за учреждение Сената как второй палаты парламента во время дебатов в йарновском Учредительном собрании 1879 г., традиционно рассматривались как вожди партии консерваторов. Однако ряд исследователей (И.Димитров, П.Н.Милюков,

К.Иречек) отмечали неоднозначное-отношение"Балабанова к обсуждаемым в Учредительном собрании вопросам, его колебание мегду либерализмом и консерватизмом.

В диссертации подчеркивается, что связь ¿1.Балабанова с партией консерваторов в Учредительном собрании не может служить веским основанием .для квалификации его идейно-политической платформы как консервативной. Ваяно отметить, что в 1882 г. Балабанов переходит в Либеральную партию. В ходе исследования в архиве найдено множество документов, свидетельствующих о твердой позиции Балабанова по защите прав и свобод граждан, народного представительства и Тырновской конституции.

Колебания между либерализмом и консерватизмом у Балабанова указывают на сложность и противоречивость идейного развития этого общественно-политического деятеля и мыслителя. Эти колебания отражают сложность исторического цути развития Болгарии. В последней трети XIX в., после Освобождения, болгарское общество претерпело гигантскую трансформацию. Традиционное общество, веками развивавшееся в рамках феодально-деспотической Османской империи, вышло на качественно новый этап своего развития, характеризующийся неограниченным господством основанных на частной собственности рыночных отношений и наличием демократических институций в государственно-правовой сфере. Политический мыслитель Балабанов находится на рубеже двух эпох. Ускоренное развитие болгарского общества приводило к неожиданным, оригинальным эффектам. В политико-правовой концепции Еалаоанова сочетаются абстрактно-метафизические построения и эмпирический анализ, положения теологии и историко-социологи-ческие наблюдения, консервативные элементы (особенно в период до Освобождения) и либеральные идеи, конституционализм и ела-

вянофильство, отвержение социального равенства и гуманистиче-окие, общечеловеческие моменты. Для обозначения и классификации этой совокупности противоречивых элементов в творчестве Балабанова используется понятие православный либерализм. Смысл этого понятия, сопряженного с содержанием политико-правовых взглядов Балабанова, раскрывается в первой главе диссертации.

В работе устанавливается, что политическая программа и государственно-правовые взгляда Балабанова тесно связаны с его социологической и историософской концепцией, в основе которой заложена философская идеалистическая система с некоторыми элементами эклектики. Понятие прогресса - ключевое, стержневое понятие в системе социологических воззрений Балабанов, на формирование которой существенное влияние оказывают идеи французских и немецких просветителей (Тюрго, Кондорсэ, Гердер и др.). Развитие общества, его прогресс ставятся Балабановым в прямую зависимость от движения идей, мышления. Болгарский мыслитель выводит определенные принципы в связи с идеей прогресса, которые, путем их осознания, являются своеобразными движущими силами нравственного, экономического и гражданского прогресса в различные исторические периоды. В связи с преобладанием одного или другого принципа в истории, Балабанов устанавливает основные этапы политической истории человечества. Так, по его мнению, начало религии двигает политическую жизнь ХУ1 в., начало философии - ХУШ в., начало народностей - XIX в. Если учесть, что для Балабанова принципы являются экстрактом идей, элементов духовной жизни, то получается, что в его концепции движущих сил истории поочередно сменяют друг друга религиозный, философский и народный дух, которые направляют общий ход исторического развития человечества,творят историю и политику.

Такая постановка философии истории и политики имеет определенное сходство с постановкой Гегеля о развитии всеобщего, мирово-' го .духа во всемирной истории.

В диссертации устанавливается, что в триаде политика, прогресс, народность, понимаемой как комплекс связей, отношений, взаимодействий, с одной стороны, данных категорий, толкуемых в идеалистическом плане, а с другой стороне, реальных социальных феноменов, заложена теоретическая основа воззрений Балабанова на политические отношения и расстановку сил в Османской империи.

В работе анализируется бурный процесс социально-экономического развития на Балканах и показывается как отражение этого процесса в творчестве Балабанова происходило в плоскости разрабатываемой им проблематики народности и народа, В этой связи исследуются объективные л субъективные основания для возвадэ-нил народного духа (самосознания народа) з определяющий элемент самого понятия "народ" и констатируется влияние идей Шеллинга о возникновении народа в силу общности сознания.Свершения народного духа а принципа народностей оказвваются в тесной связи с отношениями различных народностей в империи, отношениями, которые нуждаются 2 коронном реформцрогзнаи. Сднсвре-\тоянс с осим, Ьалаоанов исслог^кт особвааоога гражданского общества, исторически сложившуюся автономию болгарских общин в империи, их поступательную эволюцию "снизу". Это ггргпеддг.о его .ч :.;;слям о необходимости "рсесдзпи.я роторе "сверху4 суятелскш шизителъством. Однако исторически обусловленная неспособность ::;л:хорШ'1 к внутренним реформам предопределила переход Балабанова к обоснованию задачи возвышения над формами народной жизни собственного национального государства, при котором будут соэфа-

нены жизненные условия существования болгар.

Представления о будущем национальном государстве у Балабанова неотделимы от представлений о социальной сущности и функциях государства. В диссертации показывается, что такш государством, по теории Балабанова, должно стать государство на качественной ступени выше феодального по' своему цивилизационно-му уровню и по существу его следует определить как государство буржуазное.

В сущностном плане государство у Балабанова связывается с понятиями народности и народа. Народность в его понимании является политической ипостасью организованного в одном государстве народа. Государство выступает как определенный связывающий элемент народа, продукт эволюции народности. Основным отличительным признаком государства в концепции Балабанова является законодательство, способность творить право; право это то, что связывает народ в государстве.

Концепция Балабанова о сущности государства поотроена в духе распространенной в XIX в. юридической теории государства, которую детально разрабатывали немецкие юристы Гербер и Лабанд, Б.Н.Чичерин в России и цр., и ранние истоки которой могут быть обнаружены в известных дефинициях Цицерона о государстве как форме правового общения народа. Одновременно с этим, она отражает и характерный для середины и второй половины XIX в. подъем национального чувства (национализма) в Европе, который вызвал представления о том, что полноправное существование нации среди других наций, в качестве субъекта права, возможно лишь в связи с существованием (приобретением) собственной государственности.

В работе анализируются конституционные взгляда Балабанова.

Балабанов обосновал введение народного представительства на __. выборной основе я проведение децентрализации управления на началах широкого самоуправления общин. Основным принципов конституционного строительства он считал ограничение власти монарха и администрации. Балабанов ставил вопрос об учрсздеплз Сената строго в плоскости проведения принципа разделения властей, отвергая сословные или олигархические основания. Допуская первоначально смешанную ответственность шнисх-ров пород Народным собранием и монархом, поззе Езлабанов предупреждает с недопустимости установления личного режима монарха з болгарских условиях.

Воззрения Балабанова о соотношении государства а церкви рассматриваются в свете особой роли болгарской православной церкви в период борьбы за незазгоЕжст^. Штанная я пол ;ор.:тзя роль церкви з сохранения болгарской :;арах;:оогг'г Бздзосног стрегжлся отделить ^хгявочмлитгчосхде суоолгьгй от :го ;{о~:даологат:йсхого вопроса с ооошжкж ::

Он отвергал выводы клерикальные ислат^чй^иас л^эса^а::-

щпх цвриоьь и государство, проводил .тягдояичоЕке схях

двух лис-титу гов. Балабанов относил сферу деятельности церкви и духовенства к сфере нравственности Оттогро^нпо о,1, оосс; .>-<зинал оргзни2уж:гую п рпгулгрушь"': ро;.1- лоуда^стза а сст^-и.-иих областях оощественной жизни. Трактовку Балабановым вопроса о соотношении государства и церкви следует отнести к православным учениям, охг&ргавдпм кокцесдо: п "цезэронапизма". Б воззрениях Балабанова государство занн- • гает промежуточное положение между теократические а атеистическим государством а взаимодействует с церковью, особенно в вопросах сохранения народности.

В диссертации специальное внимание уделяется взглядам Балабанова на местное самоуправление. В его понимании оно выражалось в максимальном ограничении вмешательства государства в повседневную жизнь общины; за редчайшими исключениями Балабанов предусматривал устранение государственной власти от дел общины. Как у Балабанова, так и у славянофилов в России красной нитью проходила не столько мысль о юридической децентрализации, сколько принцип политической философии о необходимости сохранения самобытности народной жизни, исторически сло-жтвшейся в рамках общины. Община в таком понимании представляла собой не просто некоторое искусственно созданное, админис^-ративно-территориальное образование или подразделение. Она представала в качестве основной ячейки своеобразного уклада жизни, совокупностью множества разнообразных отношений, складывающихся под воздействием преимущественно негосударственных регуляторов (обычаев, традиций, этических и религиозных норм, верований, преданий и т.д.).

Взгляды Балабанова на вопросы местного самоуправления обладают сильным антибюрократическим зарядом, их корни лежат в знании и осуждении пороков османской государственной системы. Понимание проблемы самоуправления в системе воззрений Балабанова отражает характерную национальную парадигау, связанную с неприятием вмешательства государства в жизнь общины. Такое понимание является идеологическим отражением (и в некотором отношении - идеализацией) особенностей прежнего быта болгар, сохранившегося в условиях архаического по св' эй структуре и функциям османского государства.

В диссертации устанавливается связь правовых взглядов Балабанова с понятием справедливости, которое им истолковыва-

лось в. аристотелевой-традиции" ой "определении справедливого (распределительная справедливость). Полагая в основе црава справедливость, имеющую своим источником божественный закон долженствования, воспринимаемый как одностороннее правило поведения, которое регулирует взаимоотношения людей по поводу определенных ценностей, Балабанов по существу гипертрофировал значение правосознания в ущерб положительному закону государства. Такой подход вызван критическим восприятием правовой действительности и отражает неразвитость црава и правовых отношений в балканском регионе Османской империи.

В главе второй диссертации рассматриваются взгляды болгарских политиков и юристов на реальные политические процессы, развернувшиеся в стране после Освобождения, когда .уже был накоплен известный опыт по применению Ткрн опекой конституции, по ^акционированию закрепленных ею политических институций. В работе исследуются причины критического отношения к установившемуся фактическому политическому >.«иыу, который характеризовался подменой представительного правления, предусмотренного Тырновской конституцией, правлением бюрократическим, не ставящим перед собой задачей защиты прав граждан. В этой связи ^олее пзцрооно анализируются три основных направления болгарской ли-берзлзлой политико-правовой мысли.

Первое направление связано с идеей о повышении политической и правовой культуры общества. Зга идол выдвигалась с упором яп развитие правосознания граждан, чей ннзкай уровень был объективно обусловлен развращающим воздействием Феодально-деспотической системы Османской империи на сознание подчиненных христианских народов. Это воздействие привело к своеобразному "правовому" и "государственному." нигилизму. Отсюда, развитие

правового сознания болгар являлось прямым путем к воспитанию граждан, уважающих законы и государство, их издающее.

В болгарском обществе после Освобождения развивалась и идея о необходимости гражданской дисциплины. В специфических условиях Болгарии конца XIX - начала XX вв. упор ставился однако на знание дазданами своих прав, ибо чиновничий произвол затрагивал в первую очередь комплекс гражданских и политических црав. Отсюда проистекала и известная прямолинейность идеи повышения политической и правовой культуры.

Что касается второго направления либеральных политико-правовой мысли в Болгарии, то оно делало упор на развитие демократических учреждений. Основным его представителем является профессор права Софийского университета Стефан Киров. В диссертации анализируется характеристика представительной демократии, так как она обрисована болгарским юристом. Краеугольным камнем современной демократии Киров считал избирательное право и выборы в представительные учреждения с их воздействием на статику (форму, .политическое строение) и динамику (политический режим, политику) государства. Он теоретически обосновал основные црин-ципы организации и функционирования представительного режима, формы контроля над деятельностью бюрократии. Его доктрина представительной демократии основывалась на идее народного суверенитета. Сочетание верховенства народа в государстве с представительством его воли становилось теоретически возможным посредством идеи об учредительной власти, способности народа принимать конституцию и создавать органы государства через различные формы реализации избирательного црава.

В качестве третьего нацравления болгарской либеральной политико-правовой мысли рассматривается концепция правового госу-

царства болгарского юриста Петра Джидрова.-в-центре которой заложено"обоснование господства права в государстве.

Д-р Дул дров вовсе не отрицал и не отвергал парламентского правления, а указывая на его недостатки, старался найти пути я средства для исправления и ограничения последних. Зти пути и средства автор искал в плоскости права и соответствующих учреждений для его защиты. Необходимость демократии болгарский юрист также безоговорочно принимал. Согласно концепции П.Джид-рова, правовое государство вырастает не на пустом месте, а на почве демократического государства.

Основную проблему правового государства болгарский юрист видел в регулировании соотношения деятельности исполнительной власти и защиты прав граждан. В работе исследуются в связи с атой проблемой теоретические истоки воззрений дглдроза, анализируются метода воссоздания модели типичного констягсупковзого демократического государства, чье право хоревким образом отличалось от права т.ваз. "абсолютных государств-', являющегося частным правом (произволом) монарха, в отношении которого личность обладала лишь обязанностью подчиняться.

В диссертации указывается, что в концепции П.Дкидрова государственно-правовой статус личности становился основным крктооюзм правового государства и так» охкечавяоя, что без реальной эмансипации личности, без понятия гражданина, вряд ли можно было подходить к правовому государству, Лйчлосгп, бесправные ь "абсолютном государстве", в конституционно.;,? становились полноцравщвд гражданами. Уменьшалась степень отчуждения от государственно:! власти, личность получала цравозуга защиту по отношению к государству.

В диссертации показано телеологическое обоснование П.Джид-

ровым цравового государства и механизм самоограничения государства посредством права. Государство самоограничивалось в том смысле, что всю свою деятельность оно стоило в соответствии с правом, все свои задачи и цели оно преследовало на основе юридических правил и процедур. Самоограничение государства означало еще один аспект связи права с государством - защита прав граждан вменялась в обязанность государству в силу системы определенных правовых предписаний. Уже можно было говорить об ответственности государства как отражении комплекса прав граждан.

В работе исследуются и те условия, которые П.Джидров считал необходимыми для обеспечения законности деятельности административного аппарата исполнительной власти. В этой связи рассматривается конструкция об институционализации ограничительного механизма, устраняющего главную опасность для цравового государства - установление правопорядка административным путем, а также обоснование гарантий защиты прав граждан в виде учреждения "управительной" (административной) юрисдикции и закрепления субъективного публичного права граждан на осуществление конкретного контроля над деятельностью чиновников, чем завершалось строительство правового государства.

В диссертации указывается и на основные недостатки концепции П.Дкидрова - неучитывание социальной природа государства и права, а также выводятся последствия этих недостатков для практической реализуемости самой концепции. Болгарский юрист не учитывал внутренне противоречивый и сложный характер конституционной монархии, в своем анализе фактически исходил из презумпции, что форма правления в Болгарии - это парламентарная монархия и упускал из виду своеобразную деволюцию (обрат-

ную эволюцию), приведшую к установлению "личного режима" монарха .

Теоретические изыскания П.Дяидрова следует отнести к одному из основных направлений 'европейской политико-правовой мысли конца XIX и начала XX вв. об институциональном становлении правового государства в связи о правами личности. В этот период данное направление исследований активно развивали немецкие, английские, французские, русские правоведы (К.Гербер, Г.Зллинек, Л.Штейн, М.Ориу, Ф.Моро, Л.Дюги, А.Дайси, М.Ковалевский).

В диссертации показано, что болгарский юрист разрабатывал свою концепцию правового государства, основанную на изучении конкретной пояитико-правоЕой действительности в Болгарии, в основном русле европейской политической л правовой мнсдк кокцз XIX и начала XX вв. Можно считать концепцию П.Дяидрова тем тагом болгарской юридической науки, который выводил последнюю на Рубеки современных постижений правовой теории -- еще один пример характерного для Болгарии феномена "ускоренного развития". Это и есть пример феномена нелинейного преодоления вековой отсталости в сфере духа, духовного творчества.

Исодедуоше в диссертации направления оолгарской либеральной политико-правовой мысли конца XIX - начала XX вв." отражают тот или иной аспект поиска возможных пут»!!, способов ¿о-га-пезлбния контроля над государством со сторона общества. В этт: теоретических направлениях данный контроль рассматривается как контроль, осуиеотвляемый народом (корпуссг кзбкрагедой) а личностью (гражданином). Этот контроль должен осуществляться при помощи систем политических и юридических механизмов и процедур,

в рамках институтов представительной демократии. Он обосновывался как целенаправленное политическое и правовое воздействие, в первую очередь, на исполнительную ветвь. государственной власти. В исследуемых течениях политико-правовой мысли прокладывало себе дорогу и понимание необходимости повышения общего уровня политической и цравовой культуры общества, утверждения демократических ценностей и законности в сознании людей.

2015 © LawTheses.com