Страхование в мусульманском праветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.03 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Беккин, Ренат Ирикович, кандидата юридических наук

7 ВВЕДЕНИЕ

1. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И ИНСТИТУТ СТРАХОВАНИЯ

§ 1. Понятие и источники мусульманского права

§ 2. Ранние формы страхования в мусульманском обществе (на примере институтов "дийа" и "закиг")

§ 3. Договор коммерческого страхования с точки зрения мусульманской правовой докгринм

2. ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСЛАМСКОГО

1 I СТРАХОВАНИЯ

§ 1. Сущность и виды исламского страхования (такафула)

§ 2. Современное состояние правового регулирования исламского страхования (на примере Малайзии)

§ 3. Основные элементы договора исламского страхования

§ 4. Правовые и иные предпосылки реализации исламского страхования в России

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Страхование в мусульманском праве"

Актуальность темы исследования. Страхование существовало еще в древнем Вавилоне. Тогда отношения между страхователями, выступавшими в роли коллективного страховщика, осуществлялись на основе так называемой раскладочной системы. Согласно данной системе, компенсация лицу, потерпевшему убыток, возмещалась не из заранее образованного страхового фонда, а путем совершаемой после наступления страхового случая специальной его раскладки между участниками пропорционально стоимости их имущества. В дальнейшем в каждой стране, местности, где возникали отношения между страхователем и страховщиком, местные обычаи и законы накладывали свой отпечаток на формы осуществления страховой деятельности, не меняя при этом ее основной цели и содержания — возмещения вреда, причиненного имуществу или личности одного или нескольких лиц.

Со временем страхование приобрело единообразную форму во многих странах. Сохранившиеся же отличия в регулировании страховых отношений в законодательстве различных государств не носят принципиального характера, а существуют в силу сложившихся правовых традиций.

Проникая на рынок страхования в мусульманских странах1, западные страховые компании (в том числе, и российские) часто сталкиваются с местными реалиями, отражающими ту роль, которую играет шариат2 в их правовых системах.

Актуальность разработки исследуемой темы усиливается фактом роста на волне глобализации мировой экономики контактов России со странами АСЕАН, участием нашей страны в качестве наблюдателя или постоянного

1 В соответствии с утвердившейся в отечественной и зарубежной науке трактовкой, следует различать понятия "мусульманская страна" и "исламское государство". Под "мусульманской страной" понимается страна или государство (в данном случае оба этих понятия синонимичны), где ислам официально провозглашен государственной религией или где мусульмане составляют конфессиональное большинство. В то же время, исламское государство - это государство, созданное и функционирующее в соответствии с нормами шариата.

2 Шариат (араб, аш-шари'а - прямой, правильный путь; закон) - зд.: совокупность закрепленных в Коране и в сунне предписаний, являющихся источником конкретных норм мусульманского права. Под шариатом в диссертации также понимается мусульманское право в широком смысле, куда входят как нормы, регулирующие вопросы культа, так и собственно правовые нормы. члена в ряде организаций и структур, куда входят государства Юго-Восточной Азии, - региона, где активно развивается исламское страхование, или такафул3.

В 90-е гг. исламские страховые компании начали активно осваивать страховой рынок не только в странах АСЕАН, но и на Ближнем Востоке, в США и Европе, Россия является активным участником Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). В связи с расширением торговых и экономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, не исключена возможность проникновения исламского страхования в нашу страну.

В течение последних десяти-пятнадцати лет в мусульманской умме (общине) России наблюдается повышенный рост интереса к исламу и всему исламскому. На волне исламского возрождения, происходящего в настоящее время в среде российских мусульман, такафул (при условии доступности соответствующей информации о нем) не может не вызвать интереса в мусульманской общине России.

Один из лучших европейских специалистов по мусульманскому праву Николай Торнау писал: "Многолетнее пребывание на Востоке, - постоянное, в течение пяти лет, участие в управлении Каспийской Областью, приготовили меня к изучению нравов, обычаев и языка мусульманских подданных Закавказских провинций наших и убедили в крайней необходимости иметь полные и достоверные сведения о духовных и гражданских законах мусульман, о законах, кои управляют всем общественным и частным бытом последователей ислама и коими, на основании Свода Российских Законов, они не только судятся между собой, но еще должны быть, в иных случаях, судимы и управляемы правительственными местами и лицами"4. Настоящее утверждение не утратило свою актуальность и в наши дни. Периодически

3 Такафул (араб. - взаимное предоставление гарантии) — исламское страхование. Слово "такафул" стало активно употребляться в качестве синонима "исламского страхования" после того, как специальный комитет, созданный правительством Малайзии для изучения возможности учреждения исламской страховой компании в стране в 1982 г., рекомендовал использовать термин "такафул" вместо "исламского страхования". С тех пор большинство исламских страховых компаний в мире имеют в своем наименовании слово "такафул". В диссертации термины "исламское страхование" и "такафул" используются в качестве синонимов.

4 Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения [Репринтное издание 1850 г.]. - Санкт-Петербург, возникающие в различных мусульманских республиках России требования со стороны общества и местного руководства подчинить нормам шариата отдельные виды общественных отношений говорят сами за себя. Помимо Чечни, вопрос об имплементации ряда норм мусульманского права в правовую систему России неоднократно поднимался в различных регионах страны. Ниже приводятся лишь некоторые наиболее известные примеры, свидетельствующие о том, что проблема мусульманского права в России не является исключительно умозрительной.

Так, в 1994 г. президент Ингушетии Р.Аушев издал указ, приостанавливавший применение на территории республики статей Уголовного Кодекса РСФСР 1960 г., устанавливавших ответственность за многоженство и предоставление калыма (выкупа за невесту). Пять лет спустя, в 1999 г. указом президента Ингушетии на территории республики разрешалась полигамия. Вопрос о введении полигамии неоднократно поднимался и в Башкортостане с 1996 г. 16 августа 1998 г. жители дагестанских сел Карамахи, Чабанмахи и Кадар объявили о создании на территории Кадарского анклава отдельной исламской территории (Кадарского исламского джамаата), где единственным законом признавался шариат. В августе 2002 г. в Верховном суде Татарстана рассматривалось так называемое "дело о платках", когда группа женщин выступила с требованием разрешить им фотографироваться на паспорт в платках в соответствии с нормами шариата. И, наконец, 5 ноября 2002 г. президент Ингушетии М.Зязиков подписал указ "О запрете на территории Ингушетии реализации розничной алкогольной продукции, включая пиво, а также употребление алкогольных напитков и курение в общественных местах на период Священного поста и дней разговения с 6 ноября но 9 декабря 2002 года". Примечательно, что каждый раз федеральные власти оказывались не в состоянии адекватно и юридически грамотно реагировать на подобные действия и требования, не имея никакого представления о шариате и той роли, которую он играет в современном мире.

1991.-С. VIII.

Однако наряду с ростом интереса к исламу, у российских мусульман наблюдается практически полное отсутствие знаний не только о таких институтах, как такафул, но и об основных положениях исламской религии в целом. Данное обстоятельство способствует практически беспрепятственному распространению негативного образа ислама, укрепившегося в обывательской среде немусульман благодаря действиям фанатичных псевдоисламистов в ряде регионов России. В связи с этим, актуальность настоящего исследования подкрепляется необходимостью содействовать формированию правильного представления о мусульманской религии среди россиян, что призвано способствовать укреплению дружбы между народами и препятствовать возникновению межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

Понимание сущности некоторых запретов, налагаемых шариатом на ряд торговых и финансовых сделок, позволит, по мнению автора диссертации, лучше понять причины сомнений многих мусульманских правоведов относительно соответствия страховых отношений нормам мусульманского права. С учетом этого, в диссертации приводится не только ссылка на источник, указывающий на противоречие того или иного вида отношений исламу, но и объясняются причины данного несоответствия. Такой подход важен еще и потому, что в шариате деление на отрасли права происходит по иным критериям, чем в других правовых системах5. Все, что относится в сфере торговли и финансов, может быть отнесено к отрасли, условно именуемой му'амалат (в буквальном переводе с арабского - торговля, сделки). Данная универсальность позволяет широко трактовать приведенные в работе выводы и положения.

Актуальность темы обусловлена еще и тем, что в настоящее время в России страхование в трактовке мусульманского права не представлено. Находясь в стадии становления, российский страховой рынок испытывает потребность во многих услугах, предоставляемых исламскими страховыми

5 В классических учебниках по основам мусульманского права (усул ал-фикх) чаще всего встречается следующее деление на отрасли (или части): 'ибадат (молитва, пост, закят, хаджж, др.), му'амалат (частноправовые вопросы), ахвал шахеийа (вопросы личного статуса), 'укубат (деликтное право). компаниями. По мнению диссертанта, при создании исламской страховой компании в России необходимо учитывать опыт не только и не столько такафул-компаний, функционирующих в странах с преобладающим мусульманским населением, но, прежде всего, внимательно изучить деятельность компаний в странах, где мусульмане составляют конфессиональное меньшинство.

Появление филиала исламской страховой компании в России внесет разнообразие в ассортимент предоставляемых на рынке страховых услуг, что не сможет не сказаться на увеличении благосостояния общества и улучшении экономической ситуации в стране.

Основной целью настоящей диссертации является анализ правовой природы страхования в мусульманском праве.

Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

1) определением роли мусульманского права и его источников в современном мире;

2) рассмотрением ранних форм страхования в мусульманском обществе на примере институтов "дийа" и "закят";

3) установлением различий в правовом регулировании коммерческого6 страхования и страхования, осуществляемого в соответствии с требованиями шариата;

4) характеристикой сущности исламского страхования и основных институтов;

5) выявлением современных тенденций правового регулирования такафула в мире;

6) характеристикой основных элементов договора такафула;

6 Под понятие "коммерческое страхование" в данной работе подпадают все страховые операции, направленные на получение прибыли (в отличие от взаимного страхования, где цель страхователей - обеспечение гарантией рисков друг друга, а доход имеет второстепенное значение). Употребляя прилагательное "коммерческое" по отношению к страхованию, мусульманские ученые хотят противопоставить его исламскому страхованию (такафулу). В качестве синонима "коммерческого страхования" диссертантом используется термин "традиционное страхование".

7) анализом правовых предпосылок для развития исламского страхования в России.

Объект настоящего исследования - общественные отношения в сфере исламского страхования, в то время как его предметом являются правовые аспекты, связанные с регулированием страховых отношений в шариате, включая нормы, содержащиеся в Коране и сунне, законодательстве мусульманских стран, а также выводы мусульманских правоведов. В первой части диссертации раскрывается проблема соответствия коммерческого страхования нормам шариата. Во второй части исследования анализируется регулирование страховых отношений с позиций мусульманского права.

Методология и методы проведения исследования. В работе использованы такие приемы и методы исследования как анализ и синтез, абстрагирование, индукция, моделирование, аналогия, системный подход, сравнительно-правовой анализ.

Новизна исследования. Новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной правовой науке анализируется сущность и механизм функционирования исламского страхования. В последнее время в связи с ростом интереса к исламу и мусульманскому праву среди отечественных исследователей, открывается возможность для всесторонней и взвешенной оценки роли исламского страхования в экономике различных государств. Настоящая работа ориентирована на преодоление пробела в изучении исламского страхования и исламских финансов в России, призвана обогатить теорию такафула и способствовать совершенствованию практики реализации указанного института в мире.

Впервые в отечественной науке в настоящей диссертации представлен анализ мусульманских правовых норм и теоретических концепций, касающихся предмета исследования, и показано их отражение в национальном законодательстве ряда государств. Кроме того, автором диссертации впервые проанализированы перспективы использования опыта исламского страхования в России.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации заключается во введении в научный оборот новой информации о сущности института исламского страхования и о его основных элементах, характеристике взаимосвязи исследуемого института с мусульманским правом. В диссертации предложено авторское видение места института страхования в мусульманском праве.

Выводы, содержащиеся в настоящей диссертации, могут быть использованы в качестве теоретической основы для новых исследований в области той части мусульманского права, которая регулирует частно-правовые вопросы. Материалы и выводы, предложенные в диссертации, могут также использоваться в ходе преподавания курса "Гражданское и торговое право зарубежных стран", спецкурса "Страхование в зарубежных странах" в ВУЗах России, а также при написании работ, посвященных правовой основе функционирования исламских торговых и экономических институтов.

Практическая значимость исследования. Данная работа может быть рекомендована, прежде всего, российским предпринимателям (в т.ч. страховщикам), осуществляющим свой бизнес в мусульманских странах. Настоящее исследование имеет практическую значимость для мусульман России, стремящихся, чтобы их деятельность (в том числе, в торговой и экономической сфере) соответствовала положениям ислама и шариата.

Степень разработанности темы. Как уже отмечалось, в настоящее время в России не существует работ по исламскому страхованию. В связи с этим, автором была использована русскоязычная литература, посвященная общим вопросам теории мусульманского права (работы Г.М. Керимова, М.И. Садагдара, JI.P. Сюкияйнена, Р. Шарля (перевод Е. Беляева) и др.), отечественного и зарубежного страхового права (работы В.В. Аленичева, P.C. Алиева, М.Г. Брудова, В.И. Еременко, В.Р. Идельсона, Л.И. Корчевской, В.П. Крюкова, H.A. Новикова, В.И. Серебровского, К.Е. Турбиной, Ю.Б. Фогельсона и др.).

Литература на арабском языке была использована, в основном, при работе над первой главой, посвященной сравнительному анализу соотношения так называемого "коммерческого" или "традиционного" страхования с исламским (книги Гариба ал-Джамаля, Иусуфа ал-Карадави, Субхи Махмасани, 'Абд ар-Разака ас-Санхури и др.).

При исследовании сущности и правовой природы исламского страхования диссертант опирался, прежде всего, на англоязычные работы малазийских исследователей М. Биллаха, А. Исмаила, И. Ахмада, М. X. Камали, А. Рахмана, С.А. Росли, К. Шарифа и др., а также труды ученых из других стран (М. Муслехуддина (Пакистан), М. Н. Сиддики (США) и др).

Автором был также использован нормативно-правовой материал по исламскому страхованию.

Проведенный в диссертации анализ позволяет сделать следующие выводы, выносимые на защиту.

1) Мусульманское право является самостоятельной правовой системой и характеризуется рядом существенных особенностей. В частности, в мусульманском праве отсутствует деление на отрасли, принятое в западной правовой науке. В связи с этим, при изучении отдельных институтов мусульманского права следует исходить из структуры, установленной в самом шариате, а не распределять институты мусульманского права по различным отраслям в соответствии с западным пониманием строения правовой системы.

2) Мусульманское право способно ответить на многие актуальные вопросы современности, не отступая от норм и принципов шариата.

3) Институты "дийа" и "закят" представляют собой ранние формы страхования в мусульманском обществе.

4) Исламское страхование (такафул), практикующееся в настоящее время в ряде государств, представляет собой не вид коммерческого страхования, а систему, альтернативную существующей в большинстве стран системе так называемого "традиционного" или "коммерческого" страхования.

5) Отношения между страхователем и страховщиком, осуществляемые на основе традиционной модели в большинстве стран мира, не соответствует ряду существенных положений мусульманского права. Операции в сфере коммерческого страхования относятся к категории "харам" — запрещенных исламом сделок. Такафул, в отличие от коммерческого страхования, не противоречит положениям ислама и шариата.

6) Оператором в договоре такафул не обязательно должен выступать мусульманин, как считает большинство правоведов. Все договоры, заключенные компанией, изучаются на предварительной стадии шариатским наблюдательным советом, что само по себе является достаточной гарантией соответствия деятельности компании шариату.

7) Отношения в сфере исламского страхования не противоречат страховому и иному законодательству Российской Федерации.

8) Регулирование деятельности такафул-компаний в немусульманских странах целесообразнее осуществлять в рамках законодательства, посвященного коммерческому страхованию, в то время, как в мусульманских странах следует принимать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере такафула.

9) При учреждении исламских страховых компаний в России и других немусульманских странах целесообразно использовать в их наименовании слово "такафул", а не исламское страхование, - чтобы не вступать в конфликт с законодательством, провозглашающим светский характер государства.

Апробация результатов исследования. Настоящая диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры международного частного права Московского Государственного Института Международных Отношений (Университета) Министерства иностранных дел России. Основные положения и выводы, изложенные в диссертации, были опубликованы автором в и одноименной монографии и ряде научных изданий.

Структура и объем диссертации. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, 2 глав, Заключения. Работа снабжена списком литературы, включающем работы на русском, английском и арабском языках. В Приложении приводится Глоссарий исламских правовых терминов, использованных в диссертации.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право", Беккин, Ренат Ирикович, Москва

Заключение

60-е гг. XX века ознаменовались обращением мусульманского общества к традиционным исламским ценностям, началом процесса исламского возрождения в мире. Данный процесс продолжается и в настоящее время. Росту влияния ислама на общественную и политическую жизнь сопутствовало возрастание роли шариата в правовых системах исламских стран. Законодательство ряда государств (Судана, Пакистана, Саудовской Аравии, Ирана, Йемена) во многом основано на исламских нормах и принципах.

Начало исследования диссертант предваряет постановкой вопроса о роли мусульманского права и его основных источников в современном мире, поскольку без знания особенностей данной правовой системы невозможно понять специфику природы исламского страхования.

В настоящее время мусульманское право играет далеко неодинаковую роль в законодательстве различных стран. Основные источники мусульманского права сформировались еще в средние века. Однако и по сей день шариат продолжает оказывать влияние на действующие в различных мусульманских странах правовые системы. Это объясняется, во-первых, общим характером сформулированных в Коране и сунне положений, позволяющих максимально широко трактовать многие институты современности с точки зрения их соответствия нормам шариата, и, во-вторых, тем богатым набором рационалистических приемов, которыми обладает мусульманско-правовая доктрина для решения вновь возникающих юридических проблем, неурегулированных напрямую в Священной Книге и хадисах. Диссертант согласен с теми исследователями, которые рассматривают закон, разработанный мусульманскими правоведами (или при их участии) и развивающий положения Корана и сунны, в качестве одного из источников мусульманского права в современном мире.

Таким образом, благодаря скрытым в источниках фикха возможностям, мусульманские ученые могут самостоятельно решить проблему соответствия страховых отношений нормам мусульманского права, не прибегая к помощи других правовых систем, - вне зависимости от той роли, которую играет шариат в различных странах.

По мнению диссертанта, только взаимодействие и сотрудничество факихов (мусульманских правоведов) из различных стран может способствовать возрождению мусульманского права. Характерным примером в данном случае является исламское страхование. В разработке данного института исламской экономики участвовали ведущие правоведы исламского мира. В ходе многочисленных дискуссий выработана приемлемая модель, которая впоследствии корректировалась с учетом специфики различных стран. Таким образом, более-менее серьезная работа возможна только в рамках взаимодействия многих мусульманских правоведов из различных стран, ибо, в противном случае, будет не соблюдена иджма', - т.е. единодушное мнение ведущих правоведов по тому или иному вопросу. Поэтому, по мнению автора, в интересах возрождения мусульманского права не следует разбивать его на мусульманское право отдельных стран, а рассматривать его в многоликом единстве, тем более, что с самого своего возникновения шариат был плюралистичен по своей природе. Возможность различных мнений по одному и тому же вопросу способствовала развитию мусульманского права на протяжении веков. Ошибочной, по мнению автора, представляется точка зрения, в соответствии с которой в интересах развития мусульманского права должны быть, по возможности, нивелированы различия между толками и отдельными учеными. Только в диалектическом взаимодействии плюрализма мнений и унификации позиций отдельных ученых и толков заключается будущее мусульманского права.

Применительно к институту исламского страхования (такафулу) существенную роль играют такие понятия, как "дийа" и "закят". По своей правовой природе дийа (компенсация за убийство или увечье, предоставляемая виновным или его родственниками пострадавшему или его родным) относится в отечественной науке к институтам деликтного права в историко-правовом контексте. Однако мусульманская правовая доктрина смотрит на данную проблему по-иному, рассматривая "дийа" и "закят" в качестве ранних форм страхования в мусульманском мире. Причина данного несоответствия состоит в том, что в мусульманском праве отсутствует привычное для европейских правовых систем деление на отрасли, выделяемые благодаря их особому предмету и методу регулирования. Поэтому диссертант при исследовании различных институтов фикха счел целесообразным следовать мусульманской правовой традиции.

По мнению мусульманских правоведов, разделяемому автором диссертации, ранние формы некоммерческого взаимного страхования в виде институтов "закят" и "дийа" существовали на территории Аравии еще в доисламский период, и были одобрены Пророком как соответствующие исламу. Выступая в качестве бесприбыльного способа защиты интересов в форме института "дийа", взаимное страхование обеспечивало безопасность и защищенность каждого отдельно взятого члена общины, порядок и стабильность в обществе в целом. В рамках уммы происходило перераспределение накопленного капитала без возникновения прибыли в пользу того, чей интерес в данный момент пострадал.

Что касается закята, то он, кроме общей функции социального налога, направленного на поддержку неимущих, играл роль взаимного страхования от убытков. Помимо того, что долг несостоятельного должника погашался из фонда закята, сам должник, оказавшийся в тюрьме, выкупался из того же фонда.

По иному обстоит дело с коммерческим страхованием. Большинство мусульманских правоведов сходятся во мнении, что те виды страхования, которые направлены на получение прибыли, не во всем соответствуют нормам и принципам ислама. Подобное несоответствие объясняется наличием в договоре страхования элементов гарара (неопределенности), майсира (азарта) и риба (ростовщичества). Присутствие любого из этих элементов в договоре страхования способно поставить под сомнение его легитимность с точки зрения мусульманского права.

По мнению автора диссертации, гарар в договоре коммерческого страхования превышает разрешенный шариатом уровень, поскольку неясность в отношении условий договора (срока, предмета и др.) сохраняется если не для страховщика, то для страхователя (страховщик может благодаря финансовому анализу на основе статистических данных вычислить размер прибыли).

В договоре страхования страхователь получает гарантию своей финансовой безопасности, основанную на обязательстве страховщика выплатить компенсацию. Однако если страховой случай не наступил, страхователь теряет уплаченные им деньги. Владельцы полисов также остаются в неведении относительно того, куда страховщик вложит уплаченные ими взносы. С точки зрения ислама, недопустимо, чтобы средства мусульман использовались в запрещенных шариатом операциях. Более того, представители некоторых школ говорят, что сам источник выплачиваемой страховщиком компенсации не определен270.

Сходство договора страхования с азартом поверхностное. Что касается элемента риба, то он может иметь место при исчислении премии на основании процентной ставки и участии сумм, собранных в качестве взносов, в инвестировании деятельности, связанной с взиманием или выплатой процента. В первом случае элемент риба незначителен, во втором же существенен и ведет к запрещению договора. Кроме того, недопустимым с точки зрения шариата, является выплата процента по услугам, предоставляемым традиционными страховыми компаниями.

Имеющиеся недостатки могут быть преодолены за счет исключения тех элементов, которые противоречат нормам мусульманского права. Однако это не дает полной гарантии, что при осуществлении страхового бизнеса по

270 Гариб ал-Джамал. Ат-Та'амин фи-ш-шари'а ал-исламийа вал-канун. - Каир, 1975. - С. 226. западному" образцу будут соблюдены все требования ислама. Например, источник происхождения доходов страховщика может быть связан с участием в запрещенных исламом видах деятельности.

Более приемлемым способом решения существующей проблемы является учреждение такафул-компании, чья деятельность будет целиком базироваться на нормах и принципах шариата.

Основные усилия разработчиков модели исламского страхования были направлены на преодоление недостатков, присущих коммерческому страхованию и недопустимых с точки зрения шариата, - прежде всего, гарара (неопределенности в договоре) и элемента риба, связанного с взиманием или выплатой процента в ходе осуществляемых страховой компанией операций. Перед мусульманскими экономистами и юристами стояла сложная задача: необходимо было, чтобы создаваемая модель могла бы в скором будущем стать конкурентоспособной на страховом рынке.

В итоге, исламское страхование, по мнению мусульманских правоведов, вобрало в себя все самое лучшее, что есть в коммерческом страховании, освободившись, вместе с тем, от присущих ему недостатков. Суть исламского страхования заключается в том, что участник является, наряду с оператором, своего рода партнером в товариществе по взаимному обеспечению рисков участников данного товарищества. Взносы, выплачиваемые участником, разделяются на две части: одна часть представляет собой собственно страховую премию, другая же часть взносов направляется в специальный фонд, из которого участник получает доход вне зависимости от наступления страхового случая.

При этом, доход, получаемый участником из части уплаченных взносов, не является фиксированным, поскольку именно гарантия со стороны должника возвратить фиксированную сумму, превышающую предоставленную в долг или в виде кредита, при любых обстоятельствах и без учета реально произведенных затрат человеческого труда, времени и денег, как раз и представляет собой риба ростовщичество).

С точки зрения мусульманских правоведов и экономистов, при займе дополнительных прав собственности не возникает ни у заемщика, ни у заимодавца (исключение делается для тех случаев, когда предоставленные средства используются для увеличения благосостояния общества). Создание прироста богатства оправдывает право заемщика и заимодавца на получение части этого дополнительного богатства, а не строго и заранее определенной суммы, не зависящей от реального размера созданного дополнительного богатства. То есть, процент на ссуду, по мнению мусульманских ученых, представляет собой ничем не обоснованную претензию на имущество ссудополучателя вне зависимости от того, произвел ли он что-нибудь с

271 помощью одолженных денег или вообще потерял полученные средства .

Таким образом, исламское страхование занимает промежуточное

272 положение между коммерческим и взаимным страхованием, поскольку участник, помимо получения выплаты при наступлении страхового случая, наряду с оператором и другими участниками участвует в прибылях и убытках от страхового бизнеса (Profit and Loss Sharing (PLS) — система солидарного разделения прибылей и убытков). При коммерческом же страховании страхователь, в отличие от страховщика, не получает никакой прибыли, он может претендовать лишь на страховую выплату при наступлении страхового случая. В то же время, при взаимном страховании, прибыли не получает никто. Это обстоятельство как нельзя лучше подчеркивает оригинальность и самостоятельность исламского страхования в качестве системы, альтернативной системе традиционного страхования. Исламское страхование нельзя охарактеризовать как исламский аналог только взаимного или только коммерческого страхования, поскольку оба данных вида страхования отображены в идее такафула сквозь призму исламских правовых и экономических институтов.

271 Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. - М., 2002. - С. 58.

272 В данном случае под коммерческим страхованием понимается любой вид невзаимного страхования,

Кроме того, такафул характеризуется следующими существенными особенностями:

1) уплаченные взносы, или их часть, могут использоваться только в операциях, не запрещенных мусульманским правом. Любая страховая операция изначально может быть признана ничтожной, если в ней содержатся элементы, запрещенные исламом;

2) за деловой активностью такафул-компаний призван наблюдать специально созданный шариатский наблюдательный совет, в задачи которого входит оценка каждой проводимой операции с точки зрения ее соответствия нормам и принципам мусульманского права;

3) все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом наивысшей добросовестности;

4) в такафуле, в отличие от коммерческого страхования, не нарушаются условия наследования в мусульманском праве. При рассмотрении дела Amtul Habib vs Musarrat Parveen Верховный суд Пакистана постановил, что назначенный выгодоприобретатель является не полным бенефициарием, а лишь доверительным собственником, который должен распределить страховую выплату между наследниками участника в соответствии с правилами

273 наследования в шариате .

Отношения между оператором и участником оформляются договором. В соответствии с требованиями, предъявляемыми мусульманским правом к договорам, основными элементами договора исламского страхования являются:

1) ма'акуд 'алайх (предмет договора),

2) мута'акидан (обе стороны договора),

3) сига (включающая иджаб (оферту) и кабул (акцепт)).

Выплата компенсации страхователю при наступлении страхового случая является формой проявления страхового интереса и входит, по мнению большинства исследователей, как на Западе, так и на Востоке, в понятие направленный на получение прибыли.

273 Billah Ma'sum. Sources of Law Affecting Takaful (Islamic Insurance)//www.islamic-finance.net предмета договора страхования. Предоставление страховой суммы при наступлении определенного события - основная обязанность такафул-оператора: "По свидетельству Абу Рафи'и, который передал слова Пророка: "Поистине, наидостойнейшие из людей - те, кто наилучшим образом возвращает свои долги"274.

В договоре такафул две основные стороны: оператор и участник.

Согласно условиям, содержащимся в Законе о такафуле 1984 г. (ст. 4, пункт 1), такафул-бизнес в Малайзии может осуществляться следующими операторами: а) компанией, соответствующей требованиям Закона о компаниях 1965 г., или б) обществом, зарегистрированным в соответствии с Законом о кооперативных обществах.

Кроме того, физическое лицо, компания или общество получают право осуществлять такафул-операции, если будут соответствовать следующим условиям:

1) физическое лицо, компания или общество, намеревающиеся вести такафул-бизнес, должны иметь правоспособность в соответствии с требованиями, предъявляемыми шариатом;

2) оператор обязательно должен быть мусульманином, поскольку весь такафул-бизнес осуществляется на основе исламских норм и принципов. Что касается немусульман, то они не могут участвовать в деятельности исламской страховой компании, как в качестве индивидуального предпринимателя и партнера, так и на посту руководящих работников компании. По мнению мусульманских правоведов, данное ограничение не следует рассматривать как дискриминацию ввиду следующих обстоятельств: а) договор такафул направлен, прежде всего, на поддержание взаимного сотрудничества среди правоверных в целях предотвращения последствий негативных явлений. В Коране дается указание на предпочтение мусульман немусульманам в любых видах сотрудничества: "Пусть верующие не берут себе

274 www.qibla.dhs.org близких помимо верующих. А кто делает это, у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их страхом. " (3: 28);

Ь) оператор - существенное лицо в исламском страховом бизнесе. Если в роли исламского страховщика окажется немусульманин, существует опасность, что в своей деятельности он будет пренебрегать нормами и принципами шариата, что может привести к признанию осуществляемых при его участии или под его руководством операций незаконными с точки зрения мусульманского права: "Кто же ищет не ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток. " (4: 85).

Вместе с тем, немусульманин вполне может стать владельцем полиса в компании, управляемой мусульманином.

Теоретически любой человек вне зависимости от возраста, положения в обществе, пола и других факторов имеет право стать владельцем полиса. Однако, в интересах достижения целей исламского страхования, среди которых, прежде всего, задача обеспечения эффективной кооперации между членами уммы (мусульманской общины), шариатом налагается ряд ограничений. Основными факторами, которые могут препятствовать участию физического лица в качестве стороны в договоре такафул, являются: недостижение им определенного возраста, неполная право- или дееспособность, банкротство предполагаемого участника, а также отсутствие у него страхового интереса.

Что касается требований, предъявляемых к иджабу (оферте) и кабулу (акцепту), то они во многом схожи с аналогичными требованиями в англосаксонской правовой системе.

По мнению автора диссертации, в сфере регулирования исламского страхования целесообразнее принимать больше специальных законов и других нормативно-правовых актов, которые детализировали бы положения, содержащиеся в главном законе о такафуле, если таковой имеется. Если же специальный закон о такафуле не принят, то административно-правовые акты органов исполнительной власти должны развивать и детализировать те положения, которые относятся к такафулу и не выделяются особо в законодательстве о страховании. Ввиду легкости внесения изменений в административно-правовые акты, последние смогут сыграть существенную роль в регламентации и детализации отношений в сфере исламского страхования, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на развитии самого такафула.

Закрепившись в странах АСЕАН, исламские страховые компании в последнее десятилетие активизировали свою деятельность в других регионах — Ближнем Востоке, Европе, Северной Америке, Австралии. Не исключено, что в ближайшее время исламские страховые компании начнут завоевывать российский рынок. По мнению автора диссертации, в настоящее время в России сложилась благоприятная среда для развития исламского страхования.

По мнению диссертанта, учреждение такафул-компании в России желательно, прежде всего, по следующим причинам:

1) исламское страхование, в отличие от традиционного, полностью соответствует положениям ислама. Потенциальными клиентами такафул-компании в России могут быть до 20 миллионов мусульман, проживающих на территории нашей страны. Можно, конечно, возразить, что заключение договора с неисламским страховщиком, не самый страшный грех. Один из важнейших принципов шариата, вошедший в "Маджаллу", учит, что нужно выбирать наименьшее из двух зол. Например, если перед мусульманином стоит альтернатива - застраховать свою ¡ражданскую ответственность в качестве владельца автотранспорта в традиционной страховой компании или же находиться в постоянном страхе понести убыток, ему следует предпочесть первый вариант и приобрести полис. Однако, если существует возможность избежать сомнительных, с точки зрения шариата, моментов, необходимо выбрать то, что будет больше соответствовать положениям ислама;

2) многие торговые и финансовые партнеры России на Ближнем Востоке не спешат инвестировать средства в различные взаимовыгодные проекты, опасаясь нестабильности экономической ситуации и недобросовестности российских коллег. При таком положении дел было бы весьма уместно учредить исламскую страховую компанию, которая обеспечивала бы гарантией риски мусульманских инвесторов в соответствии с требованиями шариата. Это способствовало бы росту инвестиций из мусульманских стран;

3) главная цель исламского страхования - не только оказание взаимной поддержки участниками, но и возможность получения при этом определенного дохода. Несмотря на переход России к рыночной экономике, взаимопомощь и поддержка продолжают играть большую роль во взаимоотношениях между людьми. Поэтому исламское страхование должно встретить понимание среди россиян;

4) исламские страховые компании в России будут инвестировать свои средства в объекты, имеющие отношение к исламу и мусульманам, что не может не отразиться на благосостоянии мусульман, составляющих значительную часть населения России.

Однако, вопрос об учреждении исламской страховой компании в России следует анализировать не только с позиции экономической эффективности, но и с точки зрения правовой возможности для реализации такафула в нашей стране. По Конституции Россия - светское государство, поэтому учреждение в стране такафул-компании может вызвать целый ряд вопросов.

Например, в деятельности шариатских наблюдательных советов, призванных следить за соответствием осуществляемых компанией сделок шариату, может быть усмотрено нарушение принципа свободы договора, -равно, как и в положении о том, что во главе исламской страховой компании должен стоять мусульманин.

По мнению диссертанта, данные проблемы не являются непреодолимым препятствием на пути реализации идеи исламского страхования в России.

Шариатский наблюдательный совет проводит предварительную оценку каждой сделки с точки зрения шариата до заключения договора. Поэтому деятельность шариатского наблюдательного совета не только не нарушает, а, скорее развивает указанный принцип, предоставляя компании право выбирать партнеров по сделке в соответствии с установленными критериями.

Что касается невозможности для немусульманина возглавить исламскую страховую компанию, то данная проблема неоднозначно воспринимается и самими мусульманскими правоведами. По мнению диссертанта, во главе исламской страховой компании вполне может быть немусульманин, если под его руководством деятельность компании не будет противоречить мусульманскому праву и соответствовать интересам мусульманской общины, -тем более, что в качестве надзорной инстанции остается шариатский наблюдательный совет, состоящий из мусульманских правоведов и экономистов.

Данная диссертация - первая в отечественной науке попытка исследования феномена исламского страхования. По мнению диссертанта, несмотря на сравнительно небольшое количество такафул-операторов в мире, не стоит недооценивать их потенциал: исламские страховые компании имеют устойчивые тенденции развития и представляют собой сформировавшийся институт исламской экономики. Без знания основ исламского страхования (такафула) не обходится ни одна крупная страховая компания на Западе, имеющая дело со страхователями-мусульманами.

Рамки настоящей диссертации не позволяют подробно остановиться на отдельных аспектах отношений в области исследуемой проблематики. Однако диссертант надеется, что дальнейшее исследование исламского страхования и его отдельных институтов будет продолжено российскими учеными в ближайшем будущем.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Страхование в мусульманском праве»

1. Литература на русском языке

2. Коран/ Пер. И.Ю. Крачковского. М.: МНПП "Буква", 1991.-527 с.

3. Краткий сборник хадисов "ас-Сахих" аль-Бухари/ Пер. В. Нирши: в 2-х тт. -М.: Российский фонд "Ибрахим бин Абдулазиз аль Ибрахим", 2002.

4. Хадисы Пророка/ Пер. и комм. В. Пороховой. М.: Аванта +, 1999. — 191 с.

5. Александрова Т.Г., Мещерякова О.В. Коммерческое страхование: (Справочник). М.: Институт новой экономики, 1996. - 254 с.

6. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х тт. — М.: Юридическая литература, 1981.

7. Аленичев В.В. Страховое законодательство России: в 2-х тт./ Под ред. И.А. Исаева, В.В. Шахова. М.: ЮКИС, 1999.

8. Антология мировой правовой мысли в 5 т. — Т. 1: Античность. Восточные цивилизации/ Отв. ред. Л.Р. Сюкияйнен. М.: Мысль, 1999. - 750 с.

9. Беккин Р.И. Страхование в мусульманском праве: теория и практика. — М.: Анкил, 2001.- 152 с.

10. Брагинский М.И. Договор страхования. М.: Статут, 2000. - 174 с.

11. Воблый К.Г. Основы экономики страхования. М.: Анкил, 1995. - 228 с.

12. Еременко В.И. Страховое право: Учеб. пособие. Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации, 2000. — 159 с.

13. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка: Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. — М.: Международные отношения, 1991.-214с.

14. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. М.: Институт востоковедения, 2002. - 243 с.

15. Идельсон В.Р. Страховое право. М.: Анкил, 1993. - 96 с.

16. Ислам: Краткий справочник/ М.Б. Пиотровский и др. М.: Наука, 1983. -159 с.

17. Ислам: Энциклопедический словарь/ Г.В. Милославский и др. М.: Наука, 1991.-315с.

18. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999. - 303 с.

19. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. — 223 с.

20. Крюков В.П. Страховое право (очерки). М.: Анкил, 1992. - 154 с.

21. Лебедев В.В. Читаем хадисы по-арабски: Учеб. пособие по арабскому языку. М.: Изд-во МГУ, 1999. - 250 с.

22. Массэ А. Ислам: Очерк истории. Пер. с фр. М.: Наука, 1982. - 191 с.

23. Мусульманское право: Структура и основные институты/Сб. ст. под ред. Л.Р. Сюкияйнена. М.: ИГПАН, 1984. - 145 с.

24. Мустафа Ахмад аз-Зарка. Система страхования и взгляд шариата на нее. — Казань: Иман, 1999. 64 с.

25. Протас Е.В. Страховое право: Учеб. пособие. М.: МГИУ, 2000. - 180 с.

26. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М.: Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы, 1968. - 154 с.

27. Серебровский В.И. Избранные труды по наследственному и страховому праву. М.: Статут, 1997. - 567 с.

28. Страхование от "А" до "Я": Книга для страхователя/Под ред. Л.И. Корчевской, К.Е. Турбиной. М.: ИНФРА-М, 1996. - 623 с.

29. Страхование: принципы и практика = Insurance: Principles and Practise: Учебное пособие/Сост. Дэвид Бланд. М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 е.: илл.

30. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.-254 с.

31. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения Репринтное издание 1850 г.. М.: МНТПО "Адир", 1991.-614 с.

32. Филипс Абу Амина Биляль. Эволюция фикха. Исламский закон и мазхабы. — Киев: Ансар Фаундейшн, 2001. 206 с.

33. Фогельсон Ю.Б. Комментарии к страховому законодательству. — М.: Юристь, 1999.-284 с.

34. Шарль Р. Мусульманское право/ Пер. с фр. С.И. Волка; Под ред. Е.А. Беляева. М.: Издательство иностр. литературы, 1959. - 142 с.

35. Абалкина И.Л. Американское государство и рынок страховых услуг// Государство и рынок: американская модель. М., 1999. - Гл. 17. - С. 373389.

36. Адамчук Н.Г., Адамчук М.С. Государственное регулирование страховой деятельности в странах АСЕАН// Страховое право. 2001. - № 1. - С. 58-68.

37. Алиев Р. Международная практика организации страхового надзора// Финансы. 2000. - № 12. - С. 52-58.

38. Алиев Р. Страховое регулирование в США: Обзор// Страховое дело. — 2000.- № 5. С. 18-34.

39. Алиев Р. Страховой надзор в условиях глобализации мирового страхового хозяйства: перспективы Международной Ассоциации Органов Страхового Надзора// Страховое дело. 1997. - № 11. - С. 3-4.

40. Беккин Р.И. Мусульманское право и институт страхования// Проблемы современной экономики. 2002. - № 2. - С. 120-122.

41. Беккин Р.И. Мусульманское право и страхование// Страховое право. 2000.1. С. 43-44.

42. Беккин Р.И. Некоторые элементы исламской экономики// Проблемы современной экономики. 2002. - № 1. — С. 89-92.

43. Беккин Р.И. Право собственности на природные ресурсы в мусульманском праве (на примере четырех суннитских мазхабов)// Ислам: политика, экономика, право, культура. М.; СПб, 1999. - Вып.2. - С. 8-13.

44. Беккин Р.И. Проблема соответствия сущности коммерческого страхованиянормам мусульманского нрава// Востоковедный сборник. М., 2001. - Вып. 2.-С. 90-134

45. Брудков М.Г. Страховые правоотношения: понятие и содержание// Правовые и социально-экономические проблемы нефтегазового региона. -Тюмень, 1997. Вып. 1. - С. 76-83.

46. Голушко Г. К вопросу о правовом регулировании страхования// Страховое дело. 1997. - № 10. - С. 30-35.

47. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине и раннем исламе// Ислам: религия, общество, государство. — М., 1984.-С. 161-175.

48. Евстигнеев В.Д. Государственная поддержка и регулирование страхового дела// Финансы. 1996. - № 7. - С. 38-40.

49. Жданов C.B. Исламская экономика: ретроспективный анализ// Финансовый бизнес. 2000. - №5. - С. 35-41.

50. Жилкина М. Государственное регулирование страхового рынка в зарубежных странах// Финансовый бизнес. 2001. - № 1. - С. 13-19.

51. Жилкина М. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов// Финансовый бизнес.-2001.-№7.-С. 11-19.

52. Журавлев А.Ю. Ислам и экономика// НГ-Политэкономия. 2000. - №1 (42).- 18 янв.52.3убец А., Третьякова Е. Страховое регулирование// Страховое ревю. 1997.- № 12.-С. 9-18.

53. Козырин А. Государственный финансовый контроль в абсолютной монархии: Саудовская Аравия// Президентский контроль. 1998. - № 3, — С. 42-45.

54. Коломин Е.В. Взаимосвязь финансово-экономических и морально-этических основ страхования// Финансы. 2001. - С. 8. - С. 53-57.

55. Корнилов Н.В. К вопросу о правовом регулировании страховойдеятельности в России// Изв. вузов. Правоведение. 1999. - № 4. - С. 53-60.

56. Корчевская Л.И. Страховые посредники: брокеры и агенты// Закон. 2002. -№2.-С. 35-38.

57. Кох П. Введение в частное страховое право// Страховое ревю. — 1999. № 1. - С. 26-36.

58. Махамад Сана Матин. Понятие закона и права в контексте шариата// Правовое государство и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Вып. 2. - СПб, 1993. - С. 207-209.

59. Михайлов С. Страховой интерес// Страховое право. — 2001. — 1999. № 3. — С. 18-28.

60. Новиков И.А. Особенности российского страхового законодательства// Законодательство. 1997. - № 5. - С. 97-104.

61. Пастухов Б.И., Климов Р.Н. Состояние и перспективы развития законодательной базы страхования в России// Финансы. 2000. - № 4. - С. 48-52.

62. Печерских А. О месте и роли страхования в науке и экономике// Бизнес и страхование. 1998. - № 1. - С. 26-28.

63. Плешков А.П. Вопросы государственного регулирования страхового дела в Западной Европе (история и современность)// Финансы. 1996. - № 4. - С. 40-43.

64. Пылов К. Научное обеспечение страхового законодательства// Страховое дело. 1999. - № 11. с. 41-44.

65. Серебровский В. Основные элементы страхового правоотношения// Страховое право. 1998. - № 2. - С. 17-30.

66. Сплетухов Ю. Государственное регулирование страховой деятельности// Аудитор. 2000. - № 1. - С. 26-33.

67. Суворова Н.Д. О частноправовом характере института страхования// Изв. вузов. Правоведение. 1997. - № 4. - С. 129-136.

68. Сюкияйнен Л. Исламский шариат основа правовой системы государства//

69. Азия и Африка сегодня. 2000. - сентябрь (специальный выпуск). - С. 3949.

70. Турбина К. Международные источники российского страхового права// Страховое право. 1999. - № 1-2. - С. 6-11.

71. Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория// Вестн. Фин. акад. 1998. - № 1. - С. 17-24.

72. Юргенс И. О проблеме регулирования страхования в России// Страховое дело. 2000. - № 9. с. 24-30.

73. Ибн Хаджар аль-'Аскалани. Булуг аль-Марам. Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право// Пер. Э.Р. Кулиева//\¥\у\улз1ат.Ьоот.ги

74. Джабиев А. Банковская деятельность возможна и без. ссудного процента//\у\у\у.Ьс1т.ги

75. Литература на арабском языке74.'Абд ан-Насир Тауфик ал-'Аттар. Хукм ат-та'амин фи-ш-шари'а ал-исламийа. Каир, 1983. - 80 с.

76. Ахмад Ибрахим Бик. Китаб ал-му'амалат аш-шар'ийа ал-малийа. Б.м., 1936.-365 с.

77. Гариб ал-Джамал. Ат-Та'амин фи-ш-шари'а ал-исламийа ва л-канун. Каир, 1975.-264 с.

78. Манна' ал-Каттан. Та'рих ат-ташри' ал-исламий ва-л-фикх. Эр-Рияд, 1996. - 434 с.

79. Хасан Аййуб. Фикх ал-муамалат ал-малийа фи-л-ислам. — Т. 1. — Каир, 1997. -238 с.

80. Йусуф ал-Карадави. Ал-Халал ва-л-харам фи-л-иcлaм//www.qaradawi.net

81. Литература на английском языке

82. Kamali Mohammad Hashim. Islamic Commercial Law. Cambridge, 1991. - 330 P

83. Muslehuddin Mohammad. Insurance and Islamic Law. Lahore, 1969. — 202 p.

84. Rahman Afzalur. Economic Doctrines of Islam (Banking and Insurance). N-Y., 1996.-Vol. I-IV.

85. Rahman Muhammad Sahri Abdul. The Gharar Sale in Share Trading. London, 1994.-86 p.

86. Yusof M. Fadzli. Takaful: System Insurance Islam. Kuala Lumpur, 1996. - 101 P

87. ASEAN Takaful Growth Outstrips Conventional Insurance// Islamic Banker. -1999.-January.-P. 8-9.

88. Badawi Zaki. A Model for Mutual Insurance// Islamic Banker. 1998. - June. -P. 18.

89. Jackson Sherman. From Prophetic Actions to Constitutional Theory: a Novel Chapter in Medieval Muslim Jurisprudence// International Journal of Middle East Studies. -1993. № 25. - P. 71-90.

90. Khan Moshin S., Mirakhor Abbas. Islam and the Economic System// Review of Islamic Economics. 1992. - Vol. 2, No.l. - P. 20-32.

91. Parker Mushtak. Stable Cover// Islamic Banker. 1997. - June. - P. 20.

92. Premium Growth Despite Economic Slowdown// Islamic Banker. 1998. -December. - P. 13.

93. Takaful's American Dream// Islamic Banker. 1999. - June. - P. 10-12.

94. Takafiil Sector Poised to Grow by 30 Percent// Islamic Banker. 1999. -September. - P. 10.

95. Takaful Targets US $ 10 bn US Market// Islamic Banker. 1997. - December. -P. 14-17.

96. A1-Gharar, Risk and Insurance// International Journal of Islamic Financial Services. 1999. - Vol. 1, No. 1. - April-June (e-version)//www.islamic-finance.net

97. Baroud Ramzy. A Quest for New Markets: the Takaful Industry and Information Technology//www.islamiq.com

98. Billah Ma'sum. Doctrine of Utmost Good Faith in Takaful (Islamic Insurance): a Regulatory Framework//www.islamic-finance.net

99. Billah Ma'sum. Islamic Life Insurance (Family Takaful) in the 21-st Century's Global Economic Reality/Avww.islamic-finance.net

100. Billah Ma'sum. Legal Capacity to Contract of 'Takaful'. (Islamic Insurance): a Shari'ah Jurisprudential Analysis//www.islamic-finance.net

101. Billah Ma'sum. Shariah Justified Contracts ('Uqud) Involved in Takaful Industry of the 21-st Century's Global Economic Reality: an Analytical Discovery//www.islamic-finance.net

102. Billah Ma'sum. Sources of Law Affecting Takaful (Islamic Insurance)//www.islamic-finance.net

103. Billah Ma'sum. Takaful (Islamic Insurance): an Economic Paradigm//www.islamic-finance.net

104. Ismail Azman. Current Scenario and Future Challenges of Takaful Business/Avww.insurance.com.my

105. Rosly Saiful Azhar. Economic Principles in Islam//IIUM Journal of Economics and Management. 1997. - Vol. 5, No. 2//www.wponline.com

106. Sharif Kamarudin. Takaful in the Asia Pacific//www.insurance.com.my

107. Siddiqi Mohammad Nejatullah. Evolution of Islamic Banking and Insurance as Systems Rooted in Ethics//www.soundvision.com

108. Vardan S. Code of Ethics for Takaful Operators/Avww.islamiq.com

2015 © LawTheses.com