Убийство на почве кровной мести по советскому уголовному правутекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Диасамидзе, Гиви Ибрагимович, кандидата юридических наук

ГЛАВА I. КРОВНАЯ МЕСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ В ИСТОРИИ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

§1. Возникновение и развитие института кровной мести $2. юридическая характеристика кровной мести

§3. Исторический обзор законодательства о преступлениях,совершаемых на почве кровной мести

ГЛАВА П. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УМЕЩЕННОГО УБИЙСТВА,СОВЕРШЕННОГО НА ПОЧВЕ КРОВНОЙ МЕСТИ

§1. Общая характеристика умышленного убийства,совершенного на почве кровной мести

§2« Об"ект преступления

§3. Обиективная сторона убийства по мотивам кровной мести

§4, Суб"ективная сторона убийства, совершенного на почве кровной мести

§5* Суб"ект преступления

ГЛАВА I. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ПОЧВЕ КРОВНОЙ МЕСТИ, И МЕРОПРИЯТИЯ ПО II ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ Ю

§ I. Причины и условия, способствующие совершению преступлений на почве кровной мести, 108

§ 2. Мероприятия по предупреждению преступлений, совершаемых на почве кровной мести. 126

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Убийство на почве кровной мести по советскому уголовному праву"

Программной задачей Коммунистической партии Советского Союза и всего советского народа является ликвидация всех правонарушений и причин их порождающих.

Новый облик советского человека, его коммунистическая мораль и мировоззрение утверждается в постоянной, бескомпромисной борьбе с пережитками прошлого"*\ -указывал в отчетном докладе ХНУ с"езду КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев. Советская правовая наука, изучая причины и условия преступности в СССР,обоснованно считает, что самой главной и важной причиной сохранения преступности в нашей стране являются пережитки прошлого в быту и сознании отсталой части населения. Именно успешное преодоление этих пережитков всеми мерами воздействия, включая и уголовно-правовые, является залогом успешной борьбы за ликвидацию преступности в СССР.

Пережитки эксплуататорской морали, идеологии и т.п. различно влияют на этиологию преступности* Влияние многих из них можно проследить лишь как опосредствование. И лишь некоторые преступления прямо и непосредственно совершаются под влиянием старых, вредных обычаев. К числу именно таких преступлений и относятся преступления, совершаемые на почве пережитков родового и феодального быта.

Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, пришед-I) Материалы ШУ с"езда КПСС. М., Политиздат, 1971,стр.84. шиз к нему из далекого прошлого. Многие из этих обычаев трансформировались и вошли как хорошие привычки и тра диции в новый социалистический быт. Однако еще не перевелись вредные, общественно-опасные, антисоциалистические традиции и взгляды, с которыми социалистическое общество и государство ведут непримиримую борьбу. К числу таких пережитков относятся традиции и обычаи, противоречащие коммунистической морали и нравственности,оскорбляющие честь и достоинство человека, выражающие унизительное феодально-байское отношение к женщинам, детям, проповедующим национальную или межродовую вражду, ненависть и т#п* Борьба с этими пережитками ведется,главным образом, путем развертывания широкой воспитательной,пропагандистской деятельности, повышения образовательного и культурного уровня населения, широкого вовлечения женщин в народно-хозяйственную, политическую жизнь и трудовую деятельность. Немаловажную роль в этой борьбе играет и уголовное правосудие.

К числу наиболее опасных обычаев и предрассудков относится обычай кровной мести, сохранившийся у некоторых национальностей, главным образом, в прошлом испове-дывавших ислам.

Обычай (адат) кровной мести дошел до нас из глубины веков, как закон межродовой войны, которую вели между собой враждующие роды и племена. В наше время он представляется диким и весьма опасным. Случаи убийств и тяжких телесных повреждений на почве кровной мести редко, но еще встречаются у народов Северного Кавказа и Закавказья. С первых дней своего существования Советская власть в этих местностях проводила огромную работу по' искоренению кровной мести. Были достигнуты огромные успехи уже в первые годы существования страны Советов. Вместе о тем за последние годы борьба с этим вреднейшим обычаем несколько ослабла, что не могло в известной мере отрицательно не сказаться на его преодолении. Достаточно сказать, что за последние годы в Аджарии наблюдалось не -сколько случаев умышленного убийства из кровной мести и выявлено около ста семей, враждующих между собой. Проводимые МВД Аджарской ССР меры по из"ятию оружия показывают, что незаконное хранение огнестрельного оружия имеет место в большинстве случаев у членов этих семей.

Борьба с кровной местью в Аджарии актуальна еще и потому, что эта часть Грузии находилась под турецким владычеством около трехсот лет и только в течение последних ста лет она снова принадлежала Грузии. Турецкие завоеватели яростно насаждали в Аджарии мусульманство и свойственные исламизму адаты (обычаи) и шариат (мусульманское право). Царизм не вел борьбы с этим наследием ислама, а,наоборот, поощрял и культивировал его, поскольку эти обычаи были показателями бескультурья, забитости и дикости этого горного края, что было, как известно, на руку царизму. В сущности последовательная и неуклонная борьба с кровной местью началась только с утверждением советской власти в Аджарии пятьдесят лет тому назад. Но трудно за пятьдесят лет полностью искоренить обычай,насаждаемый столетиями. Поэтому борьба с кровной местью в Аджарии и в настоящее время особенно актуальна» Это в известной степени и определило то обстоятельство, что автор диссертации в основу работы положил материалы о кровной мести именно в Аджарии.

Выбор темы диссертационного исследования определялся еще и тем, что несмотря на многолетнее существование нормы об уголовной ответственности за умышленное убийство из кровной мести в УК союзных республик, в течение этого длительного периода не вышло в свет ни одного специального исследования, посвященного этой проблеме*

Юридический анализ умышленного убийства на почве кровной мести содержится в ряде работ советских правоведов* К числу таковых следует отнести: С.В.Бородин "Квалификация убийств по действующему законодательству", М., I9^6. И.Д.Дурманов. Преступления, составляющие пережитки родового быта. М., 1938. Н.В.Жогин. Борьба с преступлениями, составляющими пережитки феодально-байского быта. М., 1958. АД.Аниянц. Ответственность за преступления против жизни. М., 1964. Б.Богачев. Преступления родового быта и борьба с ними. ЕСЮ, 1929, № 38. Х.М.Хашаев. Пережитки шариата и древних адатов и борьба с ними. Махачкала, 1957. Р.Харадзе. Пережитки большой семьи у сванов. Тбилиси, 1939. Ш.С.Рашковская. Преступления, составляющие пережитки патриархально-родовых отношений. М.,1959. А.М.Мамутов. Преступления, составляющие пережитки пат

•а у И риархально-родового быта. Алма- Ата, 1953, и т.д.

Особое место среди названных работ занимает монографическое исследование доктора юридических наук,профессора С.В.Бородина "Квалификация убийств по действующему законодательству" (М.,1966). В этой работе автор детально анализирует состав умышленного убийства на почве кровной мести, рассматривает понятие кровной мести, проводит различие между данным видом убийства и простым убийством из мести. В его работе дан хороший анализ судебной практики. Однако в монографии, посвященной умышленному убийству вообще, автор в силу необходимости смог отвести анализу интересующего нас вида убийства весьма скромное место, поскольку об"ем работы и важность других проблем, связанных с убийством по иным мотивам и поводам, могли позволить автору только беглый анализ убийства из кровной мести.

В названных работах, как правило, дается беглый исторический очерк развития института кровной мести и уголовной ответственности за убийство на этой почве.Нет в названных работах и анализа причин и условий,порождающих кровную месть. Все это в известной степени обусловило и выбор темы настоящей диссертации.

Работа состоит из трех глав. В первой главе, которая носит исторический характер, автор показывает возникновение и развитие института кровной мести, ее трансформацию у различных народов, в том числе и народов Кавказа.

Основываясь на марксистско-ленинском учении о возникновении государства и права и на анализе первобытнообщинного строя, который дан в работе Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" автор анализирует особенности кровной мести у различных народов. Для того, чтобы читатель мог составить себе пол ное представление о том, как велась борьба с кровной местью в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции в диссертации рассматривается не только законодательство о преступлениях, совершаемых на почве кровной мести, действовавшее в различных союзных республиках, но и деятельность органов юстиции, общественных и государственных организаций по предупреждению этих преступлений в первые годы существования Советской власти.

Во второй главе дается анализ умышленного убийства по мотивам кровной мести. Состав этого преступления анализируется по традиционной схеме. При этом рассматривают ся различные точки зрения, высказанные советскими правоведами по поводу об"екта и других элементов состава этого преступления. Автор приходит к выводу, что законодательство об умышленном убийстве на почве кровной месзи либо должно быть общесоюзным, либо каждая союзная респуб лика должна самостоятельно ввести данный состав преступления в тех республиках, где подобная ответственность не предусмотрена. Убийство, совершаемое на почве кровной мести, не знает четко очерченных границ. Как сама обида, так и кровная месть за нее могут возникнуть и осуществиться в любом месте и на территории любой союзной республики, а не только в РСФСР или Грузии.

При существующем положении вещей лицо, убившее своего кровного врага на территории, скажем, Украины окажется в привелигированном положении по сравнению с таким же убийцей на территории ГССР.

В главе также рассматриваются и иные спорные положения, касающиеся об"ективной и субнективной сторон состава этого преступления. В этой же главе подробно анализируются особенности суб"екта этого преступления, высказываются некоторые предложения относительно уточнения понятия субиекта убийства по мотивам кровной мести.Значительное место в главе уделено разграничению убийства на почве кровной мести от других смежных составов преступления.

Третья глава посвящена причинам и условиям, способствующим кровной мести. Значительное место в этой главе отведено вопросам предупреждения возникновения и развития кровной мести. Автор рассматривает причины кровной мести в историческом аспекте, обращая особое внимание на обстоятельства, которые способствуют сохранению этого древнего и вредного в настоящих условиях обычая у горских народов и, в частности, у аджарцев.

В конце главы дается сжатый перечень мероприятий, которые, по мнению автора, могут способствовать лучшей профилактике этих преступлений.

ПАВ А & I

КРОВНАЯ МЕСТЬ Я ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЕ 1 ИСТОРИЙ СОВЕТСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

§ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КРОВНОЙ МЕСТИ.

Кровная месть - эхо широко распространенный в эпох? первобытнообщинного expos и встречающийся еще в наши дни обтай мстить убийством ига нанесением телесных повреждений за обиду, убийство ада ранение виновному, либо членам его семьи иди рода.

Основной социальной причиной возникновения кровной месхи является отсутствие государства в первобытном обществе и основанная на эхом необходимость самостоятельной защиты рода и его членов ох нападения извне.

Род представлял собой группу кровных родственников, единое целое, связанное между собой общественным характером производства и потребления. "По пере того, как мы углубляемся в историю, - писал К.Парке, - хек в большей степени иидивнд/м, а следовательно, и производящий индива-Д^счлаат нвсаиосюятзльнш», принадлежи* к в0Лв9 обширному целому: сначала еще в совершенно естественной форме в семье и в семье, развившейся в род $ Затем в возникающем из схолкновення и слияния родов обществе в его различных формах".1^

Обычай кровной месхи исторически имеет глубокие корни« Он возник, жо характеристике Ф,Энгельса, еще яри первобытном-общинном схрое, когда члены одного рода обязаны били помогать друг другу, защищать друг друга ох оскорбления

X) К.Маркс. К критике нолихической экономии» М., Госполитиздат, 1930, схр.194. члевамв другого рода, и мстить этому роду за нанвсенцуб

Отдельный индивид свою защит;? возлагал на весь род» "Бели кто-нибудь из чужого рода убивал сородича, весь род убитого был обязав кровной местью?2)

Конфликты межи членами рода носили редкий в случайный характер, тан вав родовые традиции и правила была очень евлвш! Как писал В.И.Ленин, "бала привычки миллионов в десятков ивядиовов - самая отравная силап.^

Конфликты же между чужими родами были весьма раеиро-странены.

Обычаи любого народа , есть общественное явление в, вав таковое, ово требует в себе конкретно-исторического подхода. Обычаи, привычки в традиции возвввлв вместе о возникновением самого человеческого общества. Это были общие правила жизни людей, которые соответствовали их несложным общественным отношениям. Люди руководствовались определенными житейскими нормами. Нормы эти были не только благород-ными (коллективизм, храбрость в борьбе за интереса рода* пяэмеви, уважение в старшим, в женщинам в т.д.), во и яес-токими (обычай людоедства, кровной мести и т.д.).

2) К.Маркс, Ф.Энгельс. Избр.произв.,т.2, М., 1955» стр.230 На это обстоятельство указывал Льюис Морган» который пиеал: "Древний обычай кровной мести» который был тав широко распространен среда человеческих племен, заро-дивиись в ведрах рода". См."Древнее общество", Л.,1934, отр.46.

3) В.И.Ленин. Полн.собр.соч., т.41» стр.27.

1а это указывает а К.Маркс, замечая, что наряду с положительными нравственными качествами* в родовом обществе развивались "жестокость, предательство, фанатизм В числе таких обычаев первое место занимает кровная месть•

На первых этапах существования человеческого общества месть носила общегрупповой характер. Для каждого отдельного члена группы, в связи е тем, что ему приходилось сталкиваться с представителем соседнего рода, кровная месть выступала в сознании как идея личной охраны и безопасности, как надежда и гарантия существования определенной силы, готовой к его защите извне. Сознание защищенности отдельного члена рода кровной местью его родичей удерживало от посягательств на него и тогда, когда он находился за пределами родовых границ«

Первоначально возникшее представление о кровной мести как средстве защита членов рода от посягательств извне и осуществления долга перед убитым родичем, создали и соответствующую мораль, согласно которой существование кровной мести не только оправдывалось, но и вменялось в обязанность членам рода* Несть становилась элементом общественной жизни.

Своеобразная мораль, оправдывавшая кровную месть, впоследствии стала рассматриваться как осуществление некоего общественного идеала« Этот общественный идеал представлялся в виде незыблемого и непреложного закона, не допускавшего даже самой мысли о его нарушении«

4) Архив Маркса и Энгельса* Соч., т.9, М., Господит-издат, 1541, стр.45.

В более позднее время, s эпоху возникновения и развития мусульманства кровная месть рассматривалась жав поощряемый этой религией обычай. 7 народов мусульманского во* роисповедания почти все обычаи, а в тон числе и кровная месть, пропитывались ядом ислама как вероучения. Этот обычай, как известно, наиболее яркое проявление получил в условиях жизни народов Кавказа* Недаром Кавказ при царизме называли страной адата, корана и кинжала» Последствия столь сильного влияния религии на все стороны жизни народа еще и теперь дают о себе знать* Веками культивируемые, эти обычаи стали традиционными* Они воиди в кровь и плоть людей, влияя на сознание многих поколений. К их числу относятся также и национализм и шовинизм, являющиеся пережитками родового, феодально-байского быта*

Естественно, что неисполнение долга мести вызывало общественное порицание и даже влекло за собой ограничение в нравах* Обычное право даже не допускало близкого родственника, не исполнимого долга мести, в наследованию имущества убитого.

Во обычаям горцев Кавказа отказ от мести был большим грехом и позором* При этом, как говорилось, на кровную месть смотрели как на обязанность не только светского, но и религиозного характера.

Воззрение на месть, как на нечто необходимое для блаженства предков в загробной жизни,-писал дореволюционный исследователь обычаев Кавказа Ковалевский, - наглядно выступает в обычае оповещать повойника о постигшей убийц« каре,

Отомстив за смерть убитого родственника, осетин спешит на его могилу, прикладывает к ней свои губы и произносит "будь спокоен, я отомстил за твою смерть"?)

Горды преследовали "виновного" потому, что этого требовала "тень убитого", требовал обычай, "закон гор". При этом важно заметить, что весь род выступал либо как потерпевшая, либо как виновная сторона. По обычаям чеченов, ингушей, сванов и других народностей родственникам жертвы цредоставлялось право убить в отомщение самого убийцу или кого-либо из его рода« Допускалось применение кровной мести к родным братьям, дядям и племянникам убийцы«

О широком распространении кровной мести в Дагестане, например, свидетельствуют документы древнего обычного права - кодекс Уммухана Аварского и кодекс Кайтагскоге Уцмия ?уогама, которые наряду с шариатом признавали кровную месть как наказание.

Таким образом, род был обвинителем, судьей и исполнителем собственного приговора«

Же этому погоду исследователь истории Кавказа Н.Дубровин писал: понудительной власти к исполнению наказания, положенного обычаем или законом, так^же не было никакой, а поэтому на большую часть уголовных преступлений, как убийство, насилие, не существовало суда, а предоставленное каж

5) М.Ковалевский. Закон и обычаи на Кавказе, т.1, М., 1890, стр.34*

6) Х.Хашаев. Кодекс законов Уммухана. Под редакцией проф.А.А.Пионтковского, М., 1948, стр.8. дому в этом случав право кровомщения ила канлы заменяло слабость или отсутствие закона*.7)

В тех случаях, ногда убийца был неизвестен роду потерпевшего, ому самому предоставлялось право указать того, кого он подозревает в убийстве. Лицо это долгие было явиться по зову в дом старшего родственника убитого. Кто не исполнял этого требования, признавал себя тем самым виновным в убийстве. Пришедший по зову рисковал быть убитым* Но если он был отпущен невредимым, месть тем самым прекращалась.

Если убийца умирал в изгнании, месть не оставляла его рода. Взамен умершего мести подвергался другой родственник, а в случае и его смерти - следующие родственники до седьмого поколения включительно. Только со смертью представителя этого седьмого поколения наступал конец всякой мести*

1о обычаям, действовавшим в Аджарии, всякие тяжкие оскорбления - насилие, увечье, особенно лица, и убийство-должны были быть отомщены во что бы то ни стало* Причем кровью мстили только чужеродцу, внутри рода за убийство карали изгнанием*

На страницах Батумского альманаха мы находим следующую характеристику аджарцев: "Аджарцы, лазы и другие грузины мусульманской религии стоят на очень низкой ступени культурного развития* Из их положительных сторон укажем гостеприимство, добродушие, редкую честность, воздержанность и неприхотливость,в то же время они мстительны, не ценят

7) Н.Дубровин* История войн и владычества русских на Кавказе, т.1, кн.1, 1971, стр.634. чужую жизнь в за каждую обиду мстят, когда в этому представляется случай, ^ смертью".**)

Месть ве звала давности* Она передавалась вз рода в род, вав бы по наследству от отца в сыну, если даго дрв совершении убийства ребенок находился в утробе матери. В первую очередь, весть распространялась на ближайших родственников обидчика со стороны отца, а затем и на во» родню убийцы.

Как отмечал один из исследователей Кавказа Д.Бакрадзе, вопрос о том, вто обязан мстить, определялся во степени близости кровного родства с убитым* В первую очередь долг мести ложился ва плечи сывовей в братьей первой, второй, третьей и т.д. степени родства. В случае отсутстввя единокровных или близких родственников - мужчин, даже самые дальние родственники, которых почти ничего не соединяло с потерне вшим семейством, кроме общей |амилии, обязаны были мстить за вровь убитого далекого сородича*^)

В исключительных случаях мствтелямв выступали представители материвсвого рода в племянники по линии сестры, но на женщин, вав правило, завон мести не распространяйся.

Для совервенвя обряда вровомщенвя был выработав определенный ритуал. С некоторыми видоизменениями ов сохранился до навих дней. Народные песни, предания, свидетельства очевидцев, запечатленные в трудах исследователей обычаев

3) Батумский альманах за 1904 г* Типография !*!.ГурсвоЙ в Батуми, стр.3.

9) Д.З.Бакрадзе. Очерк Мингрелии, Самурзакани и Абхазии. Кавказ, 1360, Ш 48, стр.3. и жизненного уклада народов Кавказа, рисуют следующую картину начала меси.

После совершения убийства мститель, покрыв голову и почти все лицо черные башлыком в знак траура, неиедленно уходил из дона. Бывало, что перед уходом, обращаясь к собравшимся, он без слез произносил над телом убитого клятву примерно такого содержания: "Сегодня мы отправляем в последний путь моего брата« Его насильственно лишили жизни (имя рек), и отныне кровь, взывающая к беспощадной месхи, легла между нами. Браха я не схану оплакивать сегодня, в день, когда мы с ним навеки расстаемся. О, Боже великий, клянусь перед хобою, клянусь перед вами, брахья, перед хо-бою, несчастная жертва подлого коварства, что я в скором времени принесу и положу на твою свежую могилу праву» руку хого человека, по злой воле которого с тяжелым свинцом в груди лежих передо мной мой безвинный брах!*Р).

Если обидчик случайно встретил обиженного, хо он не мог нападахь первым, а вправе был холько обороняться. Он обязан был уступать дорогу родсхвеннику убитого, а в людных местах или в доме у постороннего хохчас хе уходить, как холько показывался обиженный* При всхрече врагов право первого выстрела принадлежало обиженному«

Противнику мстили явно и тайно, как позволяли обстоя-хельства, но убийство из-за угла всегда счихалось недостой

10) Т.Сахпкия. Путешествия по 1*урии, Аджарии, Самурзакани и Абхазии. Госиздах. Тбилиси, 1930, стр.159. ним. Более того, если противник не был готов к отражению нападения, в частности, застигнут врасплох невооруженный, стрелять в него не полагалось* Д.З.Бакрадзе приводит следующий пример* По преданию, один убийца, скрывавшийся от неотступного преследования родственников убитого, однажды тайном пришел к себе домой, чтобы выкупаться и сменить белье* Он разделся, а жена, поливавшая ему воду во время купания, выразила опасение, что мстители могут воспользоваться этим моментом и подстрелить его* На это он ответил: "Мои враги не из тех, которые могут поднять руку на нагого"* Преследователи: действительно, в это время были за дверью, но, увидев врага в таком виде, повернули и ушли обратно*11) Имел значение и вид употребляемого оружия* Например, убийство палкою считалось для родственников убитого более тяжким оскорблением, нежели убийство огнестрельным оружием, кинжалом или саблей*

Нередко, однако, месть превращалась в настоящую войну между родами, и тогда она поражала своей жестокостью*

О том, до какой жестокости доходило кровомщение, широко бытовавшее в конце ПХ-начале XX вв., свидетельствуют следующие сообщения В.немировича-Данченко: "Мстители вторгались в другие селения, сжигали все; убивали мужчин, детей, вырезали груди у женщин, угоняли скот* Пленники во множестве сбывались туркам, особенно девушки и мальчики"12)

II) Д.3*1акрадзе* Община в Сванетии. Тифлисс.190й, стр.УЗ.

Батумскяй альманах,типография И.П.Гурской,етр* 4

Только кровь за кровь могла вполне удовлетворить обиженную сторону и больших трудов стоило склонить ее к мирному урегулированию конфликта. Только вдовы и другие беззащитные люди, не имеющие сил сами отомстить обидчику, жаловались на обидчиков, а все остальные сами добивались возмещении понесенного ущерба путем насильственного самоуправства, несмотря на то, что при этом они вновь могли понести непоправимую потерю, - к старой крови добавить новую, неотомщенную кровь.

Таково, так сказать^ предметное содержание кровной мести,

Возникнув на заре человечества, кровная месть сохранилась и на более высоких ступенях общества. Даже в конце НХ столетия в целом ряде европейских стран, например, у албанцев, в некоторых горных областях Греции, кровная месть еще имела довольно широкое распространение.1-5) Ту же картину можно наблюдать и у южных славян, индейцев, арабов, персов, а также в ряде областей Россш и, особенно, среди народностей Кавказа. В первую очередь среди них можно назвать сванов, пшавов, хевсуров и аджарцев. Вот одно из свидетельств начала XX века: "В уголовном кодексе Батумской области, - писал один из ^революционных исследователей Аджарии, - самое заурядное преступление - это убийство, обусловленное более или менее давнишними оскорблениями, обидою или ссорою. Каждое такое преступление неминуемо влечет за собой целый ряд других, так как этого требует

13) М.Косвен. Преступление и наказание в догосударствен-ном обществе* Н., 1925, стр.19. обычай кровной местии.*^

Возникнув как расплата за кровь, кровная месть впоследствии стала превращаться в универсальное средство отмщения за разнообразные обиды*

Нередко несть возникала не только тогда, когда проливалась кровь, но и за такую, например, обиду, как кража, похищение женщины, потрава, порубка деревьев, захват или пользование чужой землей и т.д.

Тут же следует отметить тот #акт, что мстители старались убить как можно болые членов семьи враждующей стороны. Как этнографические, так и исторические источники свидетельствуют о том, что до присоединения к России (1873г.} в Аджарии обычай кровной мести доходил до того, что иногда представители той или иной фамилии полностью уничтожались.

Общинно-родовые начала общественного устройства были значительно выражены у аджарских горных племен. Каждое из них вплоть до окончательного присоединения к России жило само по себе, не имея каких-либо правительственных властей или учреждений, не будучи связанными какими-либо политическими организациями в одно целое* Поэтому безопасность и спокойствие члена рода, неприкосновенность его личности и имуществаг практически охранялись двумя началами: формально ничем не ограниченным правом каждого свободного человека употреблять против посягательства на него оружие. С другой стороны, обычай возлагал на всех лиц, принадлежащих в одной фамилии, общую ответственность перед другими фамилиями

14) Батумсвий альманах за 1904 г., стр.3. за поведение каждого жида, а также обязанность оказывать взаимную защиту, мстить за смерть, оскорбление и нарушение личных прав каждого.

Говоря о кровной мости в первобытном общество, некоторые авторы сводят ее функции только к защите рода от внешнего нападения или сохранению авторитета рода» Так, например, проф.А.А.Герцензон писал, что кровная месть в первобытном обществе "играла роль охраны одного рода ох нападения со стороны другого рода".*5) Такая характеристика сущности кровно! мести, будучи правильной, вместе с тем является несколько неполной, поскольку не учитывает наличия и других причин, вызывающих кровную месть, 8 частности, кровная месхь в первобыхном общесхве была гарантией защихы не только рода ох нападения со сторон« другого рода, но и гарантией безопасности личности вообще* "Сородичи обязаны были, - говорит Ф,Энгельс, - оказывать друг другу помощь, защиту и в особенности помогать мсхихь за обиду, нанесенную чужими* В деде защихы своей безопасности индивид полагался на род и мог эхо делать; тот,кто оскорблял его, оскорблял весь род* Отсюда, из рода, возникла обязанность кровной мести, безусловно признававшаяся ирокезами* Если кто-нибудь из чужого рода убивал сородича, весь род убитого был обязан кровной местью".16)

Будучи необходимым условием общественной защиты первобытного человека ох посягательств извне, месть справедливо

15)АЛ.Герцензон* Уголовное право. Часть общая,М.,1948,стрЛ•

16) К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения, т.П, М., 1952, стр.230. считалась в родовой груше одним из условий успешности борьбы за свое существование.

Иной характер носила борьба с конфликтами внутри рода* Правда, они были чрезвычайно редки, но все же иногда имели место (отцеубийство, оскорбление родственника и т.д.). Вредность их состояла в том, что они подрывали установленную дисциплину, поддерживаемую вековой традицией» В этих случаях родовая группа изгоняла из своих пределов нарушителя. Это была очень суровая репрессия, ибо быть изгнанным из рода считалось почти равносильным смертной казни* Изгнанный из рода лиаался всякой защиты рода, практически был обречен на смерть*

В основе этой меры", - пишет А.С.Шляпочников, -лежала дисциплинарная власть родовой группы над своими членами, вытекавшая из самодисциплины родового общества* Непосредственно - общественная самозащита рода от нанесения ущерба лежит, таким образом, и тут - как и в кровной мести, -в основе "ливения мира", ибо членам рода нельзя было мстить, это были *своия, а не "чужие"**^

Родовая группа все конфликты, возникающие вне рода и племени,решала с помощью кровной мести, а внутри племени-иутем изгнания нарушителя из рода*

Рассматривая кровную месть в историческом аспекте, некоторые исследователи называли ее первой ступенью уголовного права« и пытались вывести из нее дальнейшее развитие уголовно-правовых институтов* Так, например, русский доре

I?) См.А.С.Шляпочников. Происхождение уголовного права. —1, 1934, стр.11. золюцнонный ученый проф.Кистяковский писал: "Обозревая ход развития уголовного нрава, можно различить мри отличия друг?друга ого уклада: а) уклад частной мости; б) уклад общественного устрашения; в) уклад общественного исправления и предупреждения* Уголовное право частной мести мы называем правом первого уклада на том основании, что оно есть произведение первого исторического периода жизни человека. Иначе говоря, кровная месть - это не что иное, как "уголовное право частной мести"Аналогичную точку зрения высказывал 1*М.Коевен: "Уесть или война остаются первой и вместе с тем универсальной формой осуществления нрава В свое время эти точки зрения были справедливо подвергнуты резкой критике А.0.1ляпочниковым, который писал, что юри-дизирование институтов родового общества - это одна из основных идеалистических установок буржуазной науки права, отрицающей, как и вся буржуазная наука в целом, классовый и исторический характер права и государства* Социальный смысл юридизацни институтов самозащиты в первобытном обществе заключается в попытке доказать извечность государства, что право есть внеклассовое явление, средство умиротворения враждебных обществу еил*^°)

В самом деле, осуществляя кровную месть, родовая группа не творила никакого права, точно так же, как ничего об

18) А.Ф.Кистяковский. Элементарный учебник общего уголовного права. Киев, 1882, стр.132.

19) И.М.Косвен. Семейная община и патрономия. М.,1963,стр.17

20) А.С.Шляпочников. Происхождение уголовного права. М., 1932, стр.72. щего с правом не имел действовавший внутри рода порядив изгнания провинившегося. Кровная месть и изгнание представ-ляли собой институты общественной самозащиты рода. Принудительная сила,как и принудительная власть, действовавшие в родовой группе, ничего общего не имеют ни с государственной местью, ни с правом.

Критикуя буржуазного профессора Струве, определявшего государство прежде всего как организацию порядка, внешним проявлением которого является принудительная власть, В.И. Ленин писал: "родовой быт, по мнению автора, знал государство, которое остается и при уничтожении классов, ибо признак государства - принудительная власть*.* Прежде всего, он совершенно неправильно видит отличительный признак государства в принудительной власти: принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, И в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было* "Существенный признак государства, - говорит Энгельс, - . состоит в публичной власти, отделбн/ой от массы народа'такая "публичная власть* в родовом обществе отсутствовала, а принудительная власть общества над каждым его членом не носила ни государственного, ни правового характера* Именно на этой точке зрения стоит современная юридическая наука, запрещая кровную несть под страхом наказания.

Допускалась и другая ошибка в характеристике кровной мести* Она заключалась в переоценке биологических моментов, якобы присущих кровной мести* Были попытки доказать, что

21) В*й*1енин. Полн.собр.соч., т.1, стр.438-439. месть является фактором биологического порядка, присущим человеческой природе вообще. Так, в указанной работе М.Кое-вена, утверждалось, что в силу специ§ических условий первобытным племенам и группам« был присущ инстинкт самозащиты и особый инстинкт солидарности всех членов рода. Жри атом всякое нападение извне, веяное посягательство воспринималось как обида, нанесенная всему роду. При всяком нарушении мира рода или групнЭД она вся целиком, все члены ее совместно и солидарно воспринимают "обиду" и инстинктивно поднимаются для отонщения.22) Такая точка зрения уничтожала качественные особенности, отличающие общественные явления от естественных. "Ь'иологиэация кровной мести, - отмечал А.С. Шляпочников, - лишает нас возможности не только понять последующую ее замену в классовом обществе качественно иным мероприятием - наказанием, но и постепенное ограничение ее уже в пределах родового общества - на стадии ее разложеимя-принципом талиона, т.е. нанесением равного.ущерба, и ее полную замену впоследствии системой выкупа".23)

Кровная месть - это проявление характера общественных отношений, и как явление общественное* она объясняется не "человеческой природой" и "инстинктом самозащиты", а материальными условиями жизни данного общества и существующими в нем производственными отношениями.

Будучи универсальной формой принуждения против общест

22) КосвеНьА.О.ци^. соч., стр.22

23) А«С.шляпочников. Дит.соч., стр.14. ввнно-опасного деяния, кровная месть, по слоган Ф.Энгельса, предшествовала смертной казни^ как уголовному наказанию, возникшему в эпоху цивилизации. "Всякие споры и недоразумения, - пишет Ф.Энгельс, - разрешаются коллективом тех» кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными родами между собой; и лишь как крайне редко применяемое средство грозит кровная месть, цивилизованную форму которой только со всеми положительными и отрицательными сторонами и 24) цивилизации представляет наша смертная казнь.

Не зная ни меры, ни срока, раз возгоревшись, месть росла и ширилась, обращаясь в борьбу двух груш, в которую вовлечены все их члены. Она превращалась в войну всех против всех, безграничную и беспощадную, сопровождающуюся взаимным грабежом и уничтожением имущества, переходящую из поколения в поколение и прекращающуюся нередко только с полным уничтожением одной из враждующих сторон".2-') Так было почти у всех нардов, вплоть до возникновения государственной власти* Но и с возникновением ее« последняя в течение весьма долгого времени принуждена была и на практике и в письменном законе признавать право мести* Предпринимая борьбу с этим порядком и ведя ее с большой осторожностью, власть старалась первоначально лишь ограничить пределы действия мести, закрепить в законе и поддержать своим авторитетом и аппаратом те ограничительные начала, которые соз

24) К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения, т.И, стр.239.

25) Там же, стр*242. даются как результат общего экономического развития человечества.

С развитием производительных сиг и переходом человечества к оседлости, происходит полная революция в области внешних отношений первобытных групп.

Когда человек начинает производить больше, чем ему надо для минимального потребления, он начинает воспринимать по-иному враждебное посягательство на него и по-иному реагировать на "обиду"• На первое место выдвигаются материальные последствия обиды. Месть физическая^ заменяется местью экономической. На первый план выдвигается материальный интерес.

Уже в глубокой древности, - писал М.Шаргородский, -еще при родовом строе, но, очевидно, после многих тысячелетий существования кровной мести, племена начинают ограничивать кровную месть, создавая возможность и требование соответствия между причиненным вредом и характером мести

С совершенствованием человеческого общества, с развитием его производительных сил целиком меняется характер первобытной кровной мести. Главенствующим становится принцип выкупа. Этот принцип закрепляется уже в древнейшем писаном праве* Мусульманское право, обычаи кавказских племен и многих других народов, считали спор завершенным в случае смерти двух вступивших в драку или единоборство людей. Кровь зачитывалась за кровь, и дальнейшая месть не допуска

26) м.д.Шаргородский. Наказание по уголовному праву эксплуататорского общества. М*, 195?, стр.13. лась* При этом характерно, что, несмотря на то, какая была "обида", даже убийство человека уже не влекло за собой неограниченную "слепую несть"* Требовалось лишь убийство одного из членов противной стороны,и с его гибелью конфликт считался ликвидированным* Так устанавливалось известное самоограничение, регулирующее порядок осуществления мести*

Сущность этого самоограничения состояла в установлении определенного круга лиц, уполномоченных на осуществление мести, а также и определенного порядка очередности, в котором мстители вступали в исполнение своего права и долга* Такими легальными мстителями являлись ближайшие родичи убитого, а очередь их права на месть совпадала со степенью близости родства* К этому чрезвычайно важному для судьбы мести порядку пришло обычное право очень многих народов.

Эта норма соблюдалась очень строго* Например, по обычному праву Дагестана, если подлежащий мести (канлы) будет убит родичем пострадаввего, но не имеющим права на месть, возникала новая месть*

В "Русской правде" также имеются статьи, устанавливающие порядок, по которому за убийство одного из членов семьи мстит один* и притом определенный из его ближайших родичей и в определенном порядке очереди*^7)

Если на первых порах существования кровной мести родовая группа была солидарна с виновником ее возникновения, то в дальнейшем картина существенно меняется*

27) С.В.Юшков. Русская правда» I., 1950, етр*71*

Групповая солидарноегь всех членов рода распадается, происходит известного рода изолирование отдельной виновной личности* Это стадо возможным в связи с тем, что поступок одного из членов группы вызывал столкновение с чужой группой и влек за собой тяжелые для всего коллектива последствия* В конце концовt непосредственный виновшк посягательства на представителя чужого рода оказывался и в глазах его же собственной группы "преступником". Он делался лично ответственным за свое поведение, а группа, в свою очередь, принимала правомерность мести только в том случае, если он нападал именно на это лицо, а не на кого-либо иного.

Но и при этом, в случае естественной смерти виновного или убийства его другими людьми и по другому поводу«мстите ли опять-таки обращали месть на любого из его родичей»

Так, применительно к институту кровной мести? исторически менялось представление о чужой группе как об однородном едином целом* Из общей массы группы выделяется непосредственно виновный» Родовая ответственность заменяется личной. N

§ 2* ЮРИДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРОВНОЙ МЕСТИ

Как ухе было сказано, кровная месть грозила не только жизни, но и имуществу* Поэтому в обществе появляется стремление заменить кровную месть другим способом наказания и отчетливо проявляется тенденция к примирению враждующих групп* Рядом с чувством обиды^ возникает трезвый расчет, нежелание утратить определенные материальные ценности« либо потерять трудоспособного члена рода*

Как писал Ф.Энгельс, "Сперва делалась попытка к соглашению; совет рода убийцы собирался и делал совету рода убитого предложение покончить дело миром, большей частью из"являя сожаление и предлагая значительные подарки* Если предложение принималось, то дело считалось улаженным* В противном случае потерпевший род назначал одного или нескольких мстителей, которые были обязаны выследить и умертвить убийцу* Если это выполнялось, род убитого не имел права жаловаться, дело признавалось поконченным"

Конечно, переход от кровной мести к другим мерам принуждения происходил постепенно, и прошло значительное время, пока неограниченное право мести ушло в прошлое, а месть стала ограничиваться различными способами* Одной из первых мер было представление потерпевшему права выбора; либо мстить, либо получить выкуп! Сначала выкуп принимали за более легкие обиды, а со временем и за такие, как убий

28) К.Маркс, Ф.Энгельс. Избранные произведения, т*1, М., 1952, етр.230-231* ство. Характерно при этом, что теперь месть распространялась не против всех членов рода или семьи, а только против непосредственного виновника, да и у него появляется возможность избежать мести путем выкупа.

Появление и развитие института выкупов, как ограничивающего кровную месть, характерно для всех народов*

В уголовном праве феодальной Грузии существовали нормы, регулирующие выкуп за убийство* Например, подобные правила мы находим в сборнике "Законы царя Вахтанга У1". В более позднем правовом акте "Дастурлама" также содержались развернутые постановления относительно кровной мести.

Таким образом, в закреплении кровной мести как нормы права* отразился ее классовый характер*

Менялось и психологическое содержание обряда примирения* Если на первых порах виновный в самом деле отдавал себя на милость мстителя, надеясь на его милосердие (по-видимому, отсюда пошла поговорка* ~ "повинную головуимеч не сечет"), то в дальнейшем бескорыстное благородство заменяется точно обусловленным выкупом* Норой те "значительные подарки", о которых говорит Ф*Энгельс, не прекращали состояния кровной мести*

Как отмечает Л.Мамутов, у казахов, согласно правовым обычаям родо-племенной организации; выкуп являлся альтернативой кровной мести* "В случае отказа убийцы или его родичей платить выкуп, осуществляется кровная месть* Уклонение члена рода убитого от примирения с убийцей или его родом, может также быть произведено с целью добиться получения и ку^а или с целью осуществления кровной нести. Точно тан же "барыша" имеет целью получение удовлетворения в виде к/НЗ".^) Отсюда следует, что кун и ¿арьшта, каждый в отдельности, сращивается с институтом кровной местн«^®)

Таким образом, историческое развитие обычая кровной мести* в основном« ало но нути применения принципа компенсации материального вознаграждения за нанесенный ущерб.

П.Лафарг писал: "Кровь с воцарением частной собственности не требует уже больше крови: она требует себе собственности« Оно, преобразуется;вместо жизни за жизнь, зуба за зуб? стали требовать домашний скот, железо и золото - за жизнь, за зуб и за другие увечья"«51^

С развитием имущественного неравенства и в связи с этим классово-сословного расслоения^ выкуп за убитого определялся в зависимости от социального положения потерпевшего. Иначе говоря, "цена крови" находилась в прямой зависимости от сословной принадлежности и общественного положения человека.

Как правило, если убийство носило случайный характер, или если убитый был виновен перед убийцей, то выкуп уменьшался. Как отмечалось, если убитый был представителем знатного рода, то выкуп в этом случае увеличивался. Сумма выкупа определялась обстоятельствами совершения преступления, в зависимости от которых виновный обязан был уплатить двой

29) А.Мамутов. Преступления, составляющие пережитки патриархально-родового быта. Изд-во МГУ,1965, стр.82

30) Там же, стр.82

31) П.Лаёарг. Экономический детерминизм К.Маркса. М.,1923, стр.122. ной, полуторный, половинный выкуп или даже третью часть выкупа потерпевшей стороне« В законах Бена-Акбуга суша выкупа определялась еще и тем, кто был убит - представитель знатной еемьи или же бедняк.

Так, например, за убийство богача выкуп равнялся 40000 серебряных, первого азнаура - 20000, за азнаура П категории и почетного торговца - 1200 серебряных, служащего и зажиточного крестьянина - 1000, а за крепостного -400 рублей.32^

В Аджарии выкуп уплачивался не только деньгами, но и натурой. Единой суммы выкупа не существовало.

Между находящимися в состоянии кровной мести примирение и выкуп за кровь были возможны в следующих случаях:

1. Когда убийство совершено не из-за вражды и по умыслу, а по случайности;

2, Если убийца вместо одного лица ошибочно убил другого ;

S. Если убийца совершил посягательство преднамеренно телесное повреждение;

4. Если кровь пролилась среди однофамильцев;

5. Когда кровомщение происходит не от мстителя, а лицом, которого подкупил мститель, и подкупленный убьет потерпевшего*

В натуральном виде семье потерпевшего платили крупно умер, а получил тяжкое

32) И.Долидзе. Старое грузинское право. Тбилиси, 1953, стр.334-385. ним рогатым скотом, драгоценной посудой и предметами обихода* Нередко встречалась и передача части земли семье потерпевшего* Виновный платил выкуп и в том случае, если он намеревался убить определенное лицо, однако это ему не удалось* В этом случае выкуп получало то лицо, иа кого было совершено покушение*

Сама церемония примирения также носила ярко выраженный дифференцированный характер в зависимости от причины преступления* При неумышленном убийстве в Аджарии, например, убийцу, привязанного за шею веревкой, старейшина вел в дому потерпевшего* Подойдя в нему, виновный падал на колени и молчал* Родственник убитого ударял ногой виновного и тем самым давал согласие на примирение*

При уплате выкупа тоже возникали определенные сложности, связанные с классовой принадлежностью, степенью родства, связей или покровительств того или иного влиятельного лица* Человеку бедному, не имеющему большого родства, которое бы могло ему помочь, было очень трудно выхлопотать прощение от богатых и сильных родственников убитого, тогда как убийца богатый, сильный родством и покровительством важного лица иногда отказывался примириться с бедными родственниками! убит.огд им*

Обычаи примирения не были одинаковыми у разных народностей* Так же не одинаков и порядок мщения* У горцев Кавказа примирение происходило либо после кровного возмездия, либо даже до него* Но, как правило, оно могло состояться только в том случае, когда все без исключения родственники убитого как мужчины, так и женщины, согласятся проетить убийцу. Саша процедура примирения у различных национальностей тан же различна. В одних случаях, н результате примирения происходило помилование виновника, в других - изгнание его, в третьих - ограничивались принятием выкупа.

У некоторых народностей, например, у осетин,кровная месть наступала не только в случаях убийства, но и пр обнаружении фактов прелюбодеяния.

Принятие за это оскорбление потерпеваим выкупа считалось большим позором. В случае, если потерпевший отказывался мстить, - преследование прелюбодея превращалось в обязанность всего рода. Виновного либо изгоняли, либо накладывали публичный штраф в пользу общественной казны.

По туркменским обычаям за убийство прелюбодея и жены выкупа не полагалось.^)

В Грузии все возникавшие дела, в частности о грабежах, убийствах, мести и т.д., так же как и гражданские,решались судом по обычаю. Каждая из тяждахся сторон выбирала судей ¥ из числа дворян и других лиц, пользовавшихся уважением и имевших вес в народе. Судьи назначали день суда. В важных случаях заседания суда происходили в ограде монаетьфя,под тенью священного дерева, иди вообще в специальных судилищах, называемых дословно "местом говорения дел", дела обсуждались публично. Заинтересованные должны были придти на суд без оружия и расположиться в противоположных сторонах.

33) А.Ломакин* Обычное право туркмен (адат). Ашхабад, 1897, стр#90.

Судьи находились в центре• Вначале слушали представителя обиженной стороны* После его ухода противная сторона, в свою очередь, присылала своего представителя, который, изложив же дело до конца, также должен был покинуть место заседания» При обсуждении любых дел исходили из того, как поступали их предки в подобных случаях.

Судебное" разбирательство дела порой заканчивалось решением о примирении с помощью такого эффективного метода, как воспитание и усыновление детей«

Это была форма создания искусственного родства между враждующими путем массового взаимного усыновления по обычаю "аталычества". (Аталычество - это древний институт искусственного или молочного родства. Именуется он аталы-чеством от тюр&кого "аталык" - воспитатель. На Кавказе этот обычай был особенно характерен для адыгейских и картвельских племен).

Воспитание ребенка по обычаю атадычества и его усыновление преграждали путь мести. Этим способом два различных рода заключали между собой родственный союз, а внутри одной родственной группы, как известно, кровная месть не допускалась.

Дела кровной вражды, требовавшие к себе особого внимания со стороны общества, считались важнейшими из всех дел, и народ всемерно добивался того, чтобы склонить потерпевшего примириться с противником посредством аталычества или усыновлениям Не решаясь идти против воли народа, пострадавший обычно соглашался на примирение и отдавал сына, дочь, брата, ееотру или другого близкого родственника на воспитание иди усыновление стороне убийцы, чем и прекращалась вражда навсегда.

С того момента?как ребенок вкусил молоко из груди матери преступника или другой женщины, принадлежащей к его роду, кровная месть прекращалась.

Завершив воспитание, убийца возвращал ребенка в семью с большими подарками и почестями, которые соответствовали бы цене за кровь, причем приношения делались и потом во все праздничные дни.

Интересна эволюция кровной мести в Аджарии.

Аджария прошла сложный путь исторического развития. Ее история - одна из страниц истории Грузии, страны, имевшей еще за несколько тысячелетий до нашей эры сравнительно высокоразвитую экономику и культуру. В&ю в те далекие времена Аджария была одной из самых передовых ее областей. &

Аджарию не раз разоряли многочисленные захватчики. 1 ХУЛ веке турецкие завоеватели отторгали ее от Грузии. Колонизаторы поставили страну в невыносимо тяжелые условия. Завоеватели насильственно насаждали мусульманство, для распространения которого, наряду с мерами экономического воздействия и политичеекй&Р насилий- применяли все способы, вплоть до физического истребления.

Несмотря на национальное угнетение, население Аджарии сохранило родной грузинский язык, свою национальную культуру .

В результат© Русско-Туредкой войны 1877-1878 г>г. Аджария была вызволена из-под господства турецких поработителей, вернулась в состав Грузии, приняв покровительство России*

Хотя ислам был в Аджарии насавден насильственно, все же отдельные мусульманские обычаи глубоко проникли в быт аджарцев. Особенно ислав поддерживал и культивировал кровную несть.

Кровная месть была закреплена адатом,прямо предусматривалась мусульманским правом - шариатом.55)

Царское правительство никогда не пыталось вести действительной борьбы с обычаем кровной мести и во многих случаях даже рассматривало убийство, совершенное на почве кровной мести, как действие, влекущее разбирательство по адату, в порядке частного производства, то есть уголовно ненаказуемое.

Исследователь истории Аджарии Н.Й.Нижарадзе в своей книге "Советская Аджария* пишет: "Кровная месть в Аджарии была обычным явлением, мстили не только совершившему деяние, но и членам его семьи и даже родственникам".^

34) Адат - арабское слово, в переводе на руссвий язык означает "обычаи". Адаты - это система разнообразных норм, которые охватывают почти все с|еры деятельности людей: труд, быт, отдых, свадебные обряды, взаимные отношения людей и т.д.

35) 1ариат - созданная в эпоху феодализма реакционная система мусульманского права, основанная на общих правилах и положениях ислама, изложенных в Коране*

36) Н.И.Нижарадзе. Советская Аджария, Батуми, 1961, стр.70.

Эхо положение во многом объяснялось экономической и культурной отсталостью населения края. В начале XX вена в Аджарии было всего иесхь школ, где обучалось 275 девай. Практически все образование населения велось в медресе,т.е. школах при мечетях, где обучение состояло в заучивании отрывков из корана.

18 марта 1921 года в Аджарии била установлена Советская власть. Если до установления Советской власти Аджария являлась отсталой окраиной Грузии, то за годы Советской власти она нрошла большой путь социальных и экономических преобразований, превратилась в цветущую социалистическую республику с высокоразвитой промышленностью, коллективным сельским хозяйством, передовой культурой.

Однако было бы ошибкой за огромными успехами не видеть бытующие еще до сих пор навыки и традиции старого общества, пережитки вредных адатов и реакционного шариата, суеверие и предрассудки, которые служат известным тормозом в коммунистическом строительстве.

Пережитки старого адата остаются и после ликвидации коренных причин, их породивших.

Гражданская жизнь Аджарии (особенно в Хулойском, Шуахевеком, Еедском и в некоторых отдаленных селах Еобулет-ского района) в недавнем прошлом полностью регулировалась шариатом и адатами.

Шариатские суды в Аджарии были окончательно ликвидированы в 30-х годах. Этим в известной степени объясняется сохранение старых обычаев до сих пор, так как живо поведение, воспитавшееся на них.

Основным источником шариата является Коран и многочисленные толкования его различными шкодами. К.Маркс писад, что "коран и основанное на нем мусульманское законодательство сводит географию и этнографию народов всего мира в простой и удобной формуле деления на две половины - правоверных и неверных.

Неверный - это "гяур", враг. Ислам проклинает навечно неверных и создает состояние непрерывной вражды между мусульманами и неверными".37^

Необходимость борьбы с пережитками прошлого, наследие шариата и адата, еще бытующими в наше время,- это не только задача органов милиции. Это забота всего народа, партии. Для успешного ведения этой борьбы необходимо глубокое изучение явления, исследование его структуры с целью принятия наиболее действенных мер.

37) К.Маркс, Ф.Энгельс. Собр.соч., т.20, етр.88.

§ 3. ИСТОРИЧЕСКИМ ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ. СОВЕРШАЕМЫХ НА ПОЧВЕ КРОВНОЙ МЕСТИ.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции началась новая эра в жизни нашей многонациональной страны*

Декларация прав народов России от 15 ноября 1917 года провозгласила равенство и суверенность народов России, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих необъятную территорию России* Это равенство впоследствии было закреплено Конституцией РСФСР 19X8 года и Конституциями остальных Советских Социалистических Республик.

Однако указанное правовое национальное равенство, завоеванное Октябрьской революцией, не означало фактического равенства ряда республик и народов, которые в результате политики царизма и русской буржуазии находились на положении колоний или полуколоний.

На X* с"езде РКП(б) отмечалось, что уничтожение фактического национального неравенства "есть длительный процесс, требующий упорной и настойчивой борьбы со всеми пережитками национального гнета и колониального рабства". В сознании людей сохранились пережитки прошлого, старые взгляды, традиции, предрассудки, выработанные веками, которые отличаются большой живучестью* Касаясь в свое время Данного вопроса, В.й.Ленин говорил, что трудящиеся "от своих собственных. предрассудков избавляются ив сразу, не чудо и, но по велению божмей матери, не по велению лозунга, революции, декрета, а^в^долгой и трудной массовой борьбе"3 Эта ленинская установка говорит о том, что традиции и вред ные привычки прошлого не отмирают на другой день после победы пролетарской революции.

КПСС, состоит в том, что г борьба с пережитками капитализма в сознании людей, изменение выработанных веками навыков и нравов миллионов людей, начатое нашей революцией,еударство считали, что в борьбе с вредными пережитками,свя> самой массе этих народов. В этом и заключается проявление социалистического правосознания трудящихся масс.

Как известно, многие народы и народности нашей многонациональной страны находились на различных ступенях своего исторического) хозяйственного и культурного развития и поэтому методы и формы работы Советской власти не могли быть одинаковыми для всех народов. Вследствие этого, признавая существование общих законов развития, необходимо всегда учитывать местные условия и особенности быта и национального состава населения.

Поэтому во многих местностях бывшей царской России и

38) В.Й.1енин. Полн.собр.соч., т.**1, csp.IOI

39) Материалы Ш с"езда КПСС. Цолитиздат,М.^стр.48

• •. после победы Октябрьской революции шариат считался действующим обычным правев* Шариатские суды в первые годы Советской власти существовали у народов, населяющих Среднюю Азию, Дагестан, а также в Аджарии.^^

Выступая перед дагестанским народом в 1921 году, С.М.Киров говорил: "Ответственные представители Советской власти Вам не раз говорили: "Если Вы желаете судиться по вариату - судитесь по шариату, это дело Ваше - в том смысл! что,очевидно, только такая форма суда в данном случае понятна народу* Тотако на основании такого судопроизводства для известных групп национальностей, живущих здесь, Советская власть будет понятна, доступна и может быть ими вое-■ РИМ-.«)

Тем самым, допуская в первый период своего существования применение норм обычного права, Советское правительство также повело решительную и непримиримую борьбу с преступлениями, совершаемыми на почве пережитков родового быта* Изучая историю развития завонодательства РСФСРц союзных республик о преступлениях, составляющих пережитки родового быта, видно, что оно возникло и укреплялось с первых дней установления Советской власти*

В силу интернациональной природы декреты Октября явились основой социалистического права, способного регулировать общественные отношения на всей территории многона

40) Постановление ЦИК и СНК АССР Аджаристана от 2.3.24г. "Положение о шариатских судах". Батуми, 1924.

41) С*М«Киров* Избранные статьи и речи (1912-1934).М*, 1939, стр.171. ционального государства. Именно поэтому законодательство РСФСР послужило образцом для развития законодательства всех других союзных республик".*1"2)

Каи отмечает Г.В.Швеков, "@дним из важнейших орудий пролетариата в его классовой борьбе являлись и советские уголовные законы. Особенно огромно в этом отношении значение первого советского Условного кодекса РСФСР, принятого постановлением 1 сессии ВДИК 24 мая 1922 г. В.И.Ленин принимал непосредственное участие в разработке этого кодекса, построенного на принципах социалистического демократизма, законности, гуманизма, пролетарского интернационализма и советского патриотизма".

Первый Уголовный кодеке ГССР 1922 года в ст.175 предусматривал из преступлений, составляющих пережитки вредных обычаев^лишь один состав: "Кровосмешение, т.е. пологое сношение с восходящими или нисходящими родственниками в тех степенях родства, г которых законом воспрещено вступление в браки^\

УК РСФСР в редакции 1922 г., а также и Основуначала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г* не содержали специальных норм, предусматривающих ответственность за преступления, составляющие пережитки

42) История Советского государства и права (I9I7-I922).

1., 1923, стр.26.

43) Г.В.Швеков. Еервый советский уголовный кодекс.

M., 1970, стр.11.

44) СУ ГССР, 1925, Ш I и 3. родового быта.

Постановление ВЦИК от 26 мая 1922 г. п0 введении в действие УК РСФСР" предусматривало возможность внесения в него изменений или дополнений. С учетом местных условий, на основании этого указания ВЦИК и СШС РСФСР 16.x.24г., 6.У. и 24.Ш.25г. для ряда автономных республик и автономных областей РСФСР, Уголовный кодекс был дополнен главой 1Лт которая предусматривала бытовые преступления, наказуемые на территории этих республик и областей. "Изменения или дополнения сего кодекса $ вызываемые местными, бытовыми условиями, вводятся в жизнь лишь постановлениями отдельных центральных исполнительных комитетов по утверждению Всероссийским Центральным Комитетом"^5).

2015 © LawTheses.com