Юрисдикция и устройство церковных судов в допетровский период российской историитекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Гаращенко, Александр Юрьевич, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Общая характеристика церковных судов допетровской России

§ 1. Сущность церковного суда и его место в правовой системе допетровской

России.

§2. Нормативно-правовая основа деятельности церковных судов.

Глава 2. Юрисдикция церковных судов в допетровский период истории России

§1. Преступления против веры и нравственности, подсудные церковным судам.

§2. Церковный суд по гражданским делам в России.

§3. Юрисдикция церковного суда над лицами духовного ведомства.

Глава 3. Устройство церковных судов в допетровский период

§ 1. Устройство епархиального суда.

§2. Судоустройство в привилегированных епархиях, монастырях и церквах.

§3. Высшие церковно-судебные инстанции.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Юрисдикция и устройство церковных судов в допетровский период российской истории"

Актуальность темы исследования. Современное российское государство, в соответствии со ст.14 Конституции РФ, является светским. Ни одна религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В настоящее время продолжается поиск оптимального правового режима взаимоотношений религиозных объединений с государством, что в особенности относится к Русской православной церкви, как ведущей конфессии.

Закрепление свободы вероисповедания дало новый импульс развитию православной церкви, а значит, и церковного права как системы норм, устанавливающих внутреннее устройство церковной иерархии, правила поведения внутри православной общины. Церковное право привлекает к себе растущее внимание юридической науки, как особый феномен, отражающий многообразие нормативного регулирования в обществе1.

В этой связи необходимо обращение к историческому опыту взаимодействия государства и православной церкви с точки зрения его юридических основ. В числе правовых институтов, определявших социальную роль и статус православной церкви, отдельного внимания заслуживает церковный суд.

Кроме того, в России далеко не завершена судебная реформа. Перспективными представляются, в частности, такие направления судебно-правовой политики, как развитие негосударственных процедур разрешения споров, а также примирительного правосудия. В истории российского права накоплена соответствующая практика, в том числе связанная с церковным правосудием.

В действующем Уставе Русской Православной Церкви, утвержденном Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., имеется отдельная глава VII

1 См., напр.: Варьяс М.Ю. Церковное право как корпоративная правовая система: Опыт теоретико-правового исследования//Правоведение. 1995. №6. С.76-85.

Церковный суд». В ней предусматривается создание трех церковно-судебных инстанций: епархиальных судов, с юрисдикцией в пределах своих епархий; общецерковного суда, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви; высшей инстанции - суда Архиерейского Собора. В 2004 г. Архиерейский Собор утвердил «Временное положение о церковном судопроизводстве в епархиях РПЦ». Это руководство только для одной судебной инстанции1. Сообщается о создании церковных судов в Вологде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ставрополе и других епархиях. Планируется, что после двухлетнего опробования следующим шагом станет учреждение общецерковного суда и высшего органа - суда Архиерейского Собора. Таким образом, вопрос о церковном правосудии переведен в практическую плоскость.

Все это, безусловно, делает необходимым изучение истории русского церковного суда. При этом необходимо иметь в виду, что в дореволюционной России XVIII - начале XX века церковь не была отделена от государства. Поэтому особый интерес вызывает устройство церковного суда до реформ Петра I, т.е. в период независимости православной церкви от государства.

Степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с историей церковных судов в России, изучались преимущественно в дореволюционной науке. Первая монографическая работа по данной проблеме - «О пространстве церковного суда в России до Петра Великого» - написана выдающимся русским правоведом К.А. Неволиным и вышла в 1847 году. Наиболее фундаментальным исследованием этого вопроса до сегодняшнего дня остается работа иеромонаха Николая (Ярушевича) «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича (1649 г.)», опубликованная в 1913 году. Данная монография сохраняет свое основополагающее значение, однако по своему содержанию она отражает уровень развития историко-правовой науки начала XX века. Кроме того, как видно из ее наименования, она охватывает не весь допетровский период, а

1 См.: Белякова Е.В. Церковный суд: нерешенные проблемы//НГ-Религия. 2005. 19 января. только до издания Соборного Уложения. Ценные положения по истории церковного суда имеются также в капитальной «Истории русской церкви» Е.Е. Голубинского, а также в ряде дореволюционных исследований по церковному праву.

В советское время вопрос об истории церковных судов по идеологическими причинам не считался актуальным, и по нему имеются лишь отдельные упоминания. В современной литературе затрагиваются лишь некоторые отдельные аспекты поставленной проблемы, как правило, в связи с исследованиями в сфере церковного права (Е.В. Белякова, В.А. Цыпин и ДР-)

Объектом исследования является деятельность церковных судов в допетровский период российской истории (Х-ХУН столетия).

Предметом исследования являются юрисдикция и устройство церковных судов в допетровской России.

Цель исследования - раскрыть основные начала организации и деятельности церковно-судебных органов в обозначенный исторический период.

Задачи исследования:

- определить понятие церковного суда, его место и роль в правовой системе допетровской России;

- определить круг источников права, которыми регулировалась деятельность церковных судов;

- выявить точный перечень преступлений, которые были подсудны церковному суду;

- установить юрисдикцию церковного суда по гражданским делам;

- определить круг лиц, подсудных церковному суду по всем категориям дел;

- установить систему церковно-судебных инстанций, а также должностных лиц, выполнявших судебные функции.

Методологические основы исследования. При изучении юрисдикции и деятельности церковных судов использовался исторический метод, предполагающий анализ социально-исторических условий возникновения и функционирования данного института, а также основных тенденций и этапов его развития. Кроме того, использовался формально-юридический метод, сравнительно-правовой подход, системный подход, логические методы познания (анализ и синтез, дедукция и индукция) и др.

Теоретической основой исследования стали в первую очередь труды таких, дореволюционных ученых - специалистов по истории права и церковному праву, как М. Архангельский, И.С. Бердников, И.Д. Беляев, М.Ф. Владимирский-Буданов, Е.Е. Голубинский, М.И. Горчаков, Ф.М. Дмитриев, H.JI. Дювернуа, H.A. Заозерский, П.В. Знаменский, К.Д. Кавелин, Н.В. Калачёв, A.B. Карташов, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, М.Е. Красножен, Н. Ланге, Н. Лебедев, Макарий (митрополит), К.А. Неволин, Николай (Ярушевич), М.А. Остроумов, A.C. Павлов, М.П. Погодин, И.А. Покровский, А. Попов, Г.А. Розенкампф, Д.Я. Самоквасов, В.И. Сергеевич, Н.К. Соколов, И.И. Срезневский, Д.Ф. Стефанович, Н.С. Суворов, И. Филевский, И. Чистович, В.Н. Ширяев, С. Шпилевский и др.

Из советских и современных ученых в исследование данной проблемы внесли определенный вклад Е.В. Белякова, М.Ю. Варьяс, Б.Д. Греков, A.A. Дорская, Е.Б. Емченко, A.A. Зимин, И.А. Исаев, А.Г. Маньков, А.Е. Пресняков, М.Б. Свердлов, Р.Г. Скрынников, И.Я. Фроянов, В.А. Цыпин, Л.В. Черепнин, Я.Н. Щапов, C.B. Юшков и др.

При проведении исследования определенное значение имели также концептуальные выводы зарубежных историков права - Э. Аннерса, Г. Бермана, Н. Рулана и др.

Эмпирическую основу исследования составили архивные материалы X-XVII веков, отражающие гражданское и церковное законодательство того времени, а также практику его применения.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно представляет собой первую в постсоветской юридической литературе работу, в которой дан комплексный анализ юрисдикции и устройства церковных судов в допетровский период. В научный оборот вводится ряд новых материалов. Определен круг национальных и заимствованных нормативных источников, посвященных церковному правосудию, их соотношение, дана оценка их подлинности. Систематизированы и обобщены все данные о гражданской и уголовной юрисдикции русских церковных судов. Уточнен круг лиц, подлежавших исключительной юрисдикции церковных судов. Решен вопрос о взаимодействии светских и церковных властей в сфере общей юрисдикции. Детально и на основе практических примеров показана внутренняя организация системы церковного правосудия.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Церковный суд - это особая деятельность церковных учреждений по рассмотрению и разрешению дел, имеющих связь с религией, в определенном процессуальном порядке, как правило, на основании норм канонического права. В правовой системе допетровской Руси он выполнял такие функции, как охрана церковного правопорядка, укрепление положения православной церкви в обществе, а также культурно-воспитательную функцию.

2. В сфере регулирования деятельности церковных судов сложился особый симбиоз национального и заимствованного, светского и церковного законодательства. Источники права, регулировавшие юрисдикционную деятельность церковных судов в допетровской России, можно разделить на три основные группы: 1) византийские памятники права - Вселенские каноны; церковно-гражданские постановления греческих императоров содержавшиеся в греческих Номоканонах; Кормчие книги; «Мерила Праведные»; постановления константинопольских патриархов, которые имели обязательную силу для русской церкви как митрополии Вселенского патриархата; 2) русское церковно-гражданское законодательство - Уставы о церковных судах св. Владимира и его сына Ярослава Владимировича; церковно-уставные грамоты удельных князей; в период татаро-монгольского ига - ханские ярлыки, которые выдавались ордынскими ханами русским князьям и духовным иерархам; льготные и жалованные грамоты русских князей, дарованных монастырям, митрополитам, епископам, церквам;

Судебники 1497 и 1550 годов; Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года; 3) акты русской православной церкви — постановления Соборов, канонические «ответы» и «правила» русских иерархов, канонические послания архиереев, «несудимые грамоты» и поучения епископов.

3. Объем и характер юрисдикции церковных судов определялся двояко: по виду рассматриваемых дел и по кругу лиц. Уголовную юрисдикцию церковного суда можно условно подразделить на две группы: 1) преступления против веры - идолослужение, несоблюдение церковных обрядов, волшебство и чародейство, святотатство, лжеприсяга, ересь и раскол, богохульство, совращение, поругание церковных святынь; 2) преступления против нравственности - убийство, блуд, прелюбодеяние, кровосмешение, противоестественные пороки, недозволенные браки, злоупотребления родительской властью: неповиновение родителям, оскорбление словом и действием, различные виды драки, «татьба» (кража), а также личные обиды. При этом некоторые преступления подлежали одновременно и церковному, и светскому суду.

4. К числу гражданских дел, по которым православные христиане подлежали церковному суду, относились дела по заключению браков, о незаконных браках, о самовольном расторжении брака, о разводе, его основаниях и последствиях, споры между супругами об имуществе, дела, касающиеся взаимоотношений между родителями и детьми, опека и попечительство, наследственные дела. Кроме того, духовенство в древней Руси постоянно выступало в роли третейских судей по различным тяжбам гражданско-правового характера.

5. Лица духовного звания и так называемые «церковные люди» были подсудны церкви по всем гражданским и уголовным делам. Помимо священнослужителей и монашества, в эту категорию входили также лица, пользующиеся покровительством церкви. К таковым относились: «лечец» (врач при церковной больнице), прощеник, задушный человек, прикладник (лица, освобожденные от долговой или личной зависимости в пользу церкви), паломник, слепец, хромец, калека, церковный нищий и т.п. Лица духовного звания были подсудны суду архиерея по делам о нарушениях и злоупотреблениях своими правами и обязанностями. Церковный суд рассматривал также дела о спорах между церковными учреждениями (например, споры о земельных владениях,). По гражданским тяжбам духовенства и вообще «церковных людей» с мирянами учреждался так называемый «смесный», или «вопчий» суд.

6. Судебная власть в древнерусской церкви обычно не отделялась от административной. Первой инстанцией церковного суда был епархиальный суд, носителем которого являлся архиерей. Однако в связи со значительными территориальными размерами епархий существенную часть судебных функций на практике осуществляли вспомогательные местные органы -наместники, архимандриты, игумены и протопопы, поповские старосты, десятские и пятидесятские священники, которые рассматривались как представители архиерея. Местный суд по гражданским делам и проступкам белого духовенства, а также по гражданским делам мирян был предоставлен светским архиерейским чиновникам - десятилышкам, или десятинникам, а также архиерейским боярам. В епархиальном суде участвовали клиросы -состоявшие при архиереях коллегии старейших соборных священников, епархиальных чиновников. Но окончательным было только решение архиерея, который проверял и утверждал решения, вынесенные его доверенными лицами.

7. По жалованным «несудимым» грамотам, которые выдавались князьями или архиереями, церкви и монастыри приобретали право на свой собственный, независимый от обычных церковно-судебных инстанций суд по гражданским делам. Грамоты освобождали монастыри и церкви от подсудности архиерейским десятилышкам и другим светским служилым людям в гражданских делах. Такой суд над духовенством и крестьянами церквей и монастырей, имевших несудимые грамоты, производился самими настоятелями этих учреждений. Особо расширенный характер носили судебные полномочия патриархов (ранее - митрополитов) на территории привилегированной патриаршей области.

8. В период зависимости русской православной церкви от Византии высшей церковно-судебной инстанцией выступал суд константинопольского патриарха. При этом последний осуществлял свои судебные права по отношению к русской церкви лишь в тех случаях, когда представители русской церкви и государственной власти обращались к нему за разрешением своих споров и жалоб, т.е. по их инициативе. После того, как в середине XV века русская церковь обрела независимость от константинопольского патриархата, высшей церковно-судебной инстанцией в делах против веры, нравственности и по должности (для лиц духовного ведомства) становится русский патриарший Собор. В случаях подсудности лиц церковного ведомства центральной светской власти высшей инстанцией был сам князь или царь.

Теоретическая значимость работы. Положения диссертации могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях в рамках истории отечественного государства и права, в развитии возрождающейся науки церковного права, а также в теории и философии права, в части осмысления церковного права как особого социально-юридического феномена.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут применяться при выработке правовой политики российского государства в сфере взаимоотношений в православной церковью, в проведении судебной реформы, а также при воссоздании системы церковных судов в структуре РПЦ. Кроме того, положения работы могут быть использованы в учебном процессе юридических вузов и факультетов при преподавании истории государства и права России, а также различных спецкурсов, в том числе церковного права.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 7 публикациях автора общим объемом около 3 п.л. Результаты исследования применялись автором в процессе преподавания дисциплины «История отечественного государства и права» в Невинномысском институте экономики, управления и права.

Диссертационное исследование обсуждалось на кафедре теории и истории права и государства ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Кроме того, результаты исследования были отражены в выступлениях автора на ряде научных конференций: на VIII научно-практической конференции «Политические, правовые, социальные и экономические проблемы современного Российского общества» (Ставрополь, 2002); Межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы понимания государства и права» (Ставрополь, 2004); V Международной конференции «Новые технологии в управлении, бизнесе и праве» (Невинномысск, 2005); Международной научно-практической конференции «Дни науки 2005» (Днепропетровск, 2005); IX Международной научно-практической конференции «Интеллектуальные и инновационные технологии в управлении образованием» (Невинномысск, 2006).

Структура работы определяется целями и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение, а также список источников и использованной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Гаращенко, Александр Юрьевич, Волгоград

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование юрисдикции и устройства церковных судов в допетровский период российской истории позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Правовое регулирование церковного правосудия в России носило достаточно развитый и систематизированный характер. В данной области действовало значительное число разнообразных источников права, в том числе заимствованные византийские акты, нормативные документы русской православной церкви, а также источники чисто светского происхождения, главным образом исходящие от княжеской (впоследствии - царской) власти. В частности, устанавливался круг дел, подлежащих рассмотрению в церковных судах, значительное внимание уделялось процедуре судебного разбирательства.

2. Вместе с тем с практической точки зрения существовавшая система церковного правосудия отличалась несовершенством. В нормах, регулирующих деятельность церковного суда, имелось немало пробелов и противоречий. Условия русских епархий не позволяли архиереям, выступавшим непосредственными носителями судебных полномочий, самостоятельно осуществлять их в полном объеме. На практике значительная часть дел рассматривалась нижестоящими чиновниками, в том числе светскими, от имени архиерея. Отсутствие необходимых механизмов контроля и ответственности приводило к тому, что в сфере церковного правосудия были распространены различные злоупотребления и нарушения. Многие монастыри и приходы стремились выйти из-под юрисдикции епархиального суда и получали от высших церковных или светских властей право на собственный внутренний суд. Это не способствовало устойчивому функционированию всей системы церковного правосудия.

3. В составе юрисдикции церковных судов можно выделить две категории дел. Во-первых, дела сугубо духовного (религиозного) характера например, связанные с нарушением норм внутрицерковной дисциплины, правил богослужения, с ересями и раскольничеством и т.п. Во-вторых, дела смешанного типа, которые касаются не только интересов православной церкви, но имеют общесоциальное значение. К этой категории можно отнести, в частности, уголовные дела о преступлениях против нравственности (включая хищения, преступления против чести и достоинства и т.п.), все семейные дела, тяжбы гражданско-правового характера между представителями духовенства или с участием светских лиц. При этом решения церковных судов по последней группе дел были чрезвычайно близки по своему содержанию и сфере действия к решениям светских судов.

4. На этой основе возникают элементы конкуренции между юрисдикцией церковных и светских судебных органов. Церковное правосудие становится предметом борьбы за власть. Укрепляющаяся государственная власть в лице великих князей и царей стремится распространить свое влияние на часть вопросов, ранее подлежавших церковному суду. Одновременно православная церковь отстаивает свои прерогативы и прилагает усилия к тому, чтобы сохранить свою юрисдикцию в полном объеме или даже расширить ее. Это проявляется в том, что на протяжении рассматриваемого исторического периода различные виды дел то переходят к ведению светского суда, то возвращаются под власть церкви в результате политического компромисса.

Таким образом, разграничение компетенции между церковными и светскими судами становится центральной политической и юридической проблемой в сфере церковного правосудия.

5. В конечном итоге наступает кризис церковного правосудия и фактическая утрата его самостоятельности, переход под контроль государственной власти. Этот исход, как представляется, обусловлен целым комплексом причин. Во-первых, набирающая силу абсолютная власть монарха не может мириться с тем, что какие-то сферы общественных отношений оказываются выведенными из-под ее юрисдикции. Во-вторых, дуализм церковного и светского правосудия в том виде, как он существовал до петровских реформ, становился неудобным с практической точки зрения, усложнял порядок судопроизводства и судоустройства в целом. Имело место частичное пересечение функций, при котором церковные и светские суды рассматривали принципиально схожие дела, применяли однотипные виды санкций. Более того, церковные власти зачастую были вынуждены пользоваться помощью светских чиновников при вынесении и исполнении решений.

Таким образом, подлинная самостоятельность и независимость церковного суда возможна лишь в том случае, если его юрисдикция распространяется исключительно на дела внутрицерковного характера. Если же в своей деятельности он дублирует, хотя бы частично, функции светских судебных органов, то это может привести к тому, что он станет помехой в развитии правовой системы.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Юрисдикция и устройство церковных судов в допетровский период российской истории»

1. Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных святых отцев. СПб., 1839.

2. Деяния вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. I-VII. Казань, 1859-1873.

3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической Экспедицией Императорской Академии Наук. Т. I-IV. СПб., 1836.

4. Акты Исторические, собранные и изданные Археогр. Комиссией. Т. I-V. СПб, 1841-1842.

5. Дополнения к Актам Историческим, собранные и изданные Археографической Комиссией. Т. I-XII. СПб. 1846-1872.

6. Акты, относящиеся до юридического быта древней России. Изданы Археографической Комиссией/Под. Ред. Н.Калачова. Т. I—III. СПб, 1857, 1864, 1884.

7. Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства. Изд. Археографической Комиссией. СПб, 1838.

8. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографической Комиссией. Т. I-V. СПб, 1846-1853.

9. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, изданные Археографической Комиссией. Т. I-XIV. СПб, 1863-1889.

10. Архив Юго-Западной России. Ч. I-VIII. Киев, 1859-1894. И.Федотов-Чеховский А. Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России. Т. 1-Й. Киев, 1860-1863.

11. Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археографической Комиссией Т. I-XVI. СПб, 1872-1897.

12. Памятники древнерусского канонического права/Под ред. А.С.Павлова, Ч. I. Изд. 2. СПб, 1908.

13. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной Коллегии Иностранных Дел. Ч. I-IV. М., 1813-1828.

14. Полное собрание русских летописей, изданное Археографической Комиссией Т. I-XXII. СПб., 1846-1910.

15. Русские Достопамятности, издаваемые Императорским Обществом истории и древностей Российских. Ч. I. М., 1815. Ч. II. М., 1843.

16. Полное собрание законов Российской империи, повелением Государя Императора Николая Павловича составленное. Собрание Первое. Т. I. СПб., 1830, Т. II. СПб., 1830.

17. Максимович JI.M. Указатель Российских законов. Т. I. СПб., 1803.

18. Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. Вып. I. Духовные и Соборные грамоты. Вып. II. Грамоты правовые. СПб., 1895.

19. Бенешевич В. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Пг., 1915.

20. Историко-юридические материалы, издаваемые Московским Архивом Министерство Юстиции. Вып. I. М., 1889.

21. Владимирский-Буданов М.Ф. Хрестоматия по истории русского права. Вып. I. Изд. 3. Киев, 1885. Вып. II. Изд. 3. Киев, 1887. Вып. III. Изд. 2. Киев, 1885.

22. Псковская судная грамота (1467 г.). Изд. Н. Мурзакевича. Одесса, 1847.

23. Стоглав. Издание Субботина Н.М. М., 1890.

24. Собрание древних грамот и актов городов Минской губернии, православных монастырей, церквей и по разным предметам. Минск, 1848.

25. Собрание древних грамот и актов городов Вильны, Ковна, Трок, православных монастырей, церквей и по разным предметам. Ч. 1-Й. Вильно, 1843.

26. Памятники Российской Словесности XII века, изданные К. Калойдовичем. М., 1821.

27. Акты, относящиеся к истории Южно-Западной Руси. Изд. А. Петрушевича. Львов, 1868.

28. Щукинский Сборник. Вып. III. М., 1904. Вып. VIII. М., 1909.

29. Пискарев А.Н . Древние грамоты и акты Рязанского края СПб., 1854.

30. Сборник старинных бумаг, хранящихся в музее П.И.Щукина. Ч. I. М., 1896. Ч. 10. М., 1902.

31. Калачов Н. Текст Русской правды на основании четырех списков разных редакций. М., 1847.

32. Беляев И. Наказные списки Соборного Уложения. 1551 г. или Стоглава. М., 1863.

33. Герберштейн С. Записки о Московии. СПб., 1866.

34. Устав святого великого князя Владимира о церковных судах и о десятинах. Издание Археографической Комиссии. Пг., 19151.. Монографии, учебники, пособия:

35. Адамович В. Пособие к лекциям русского гражданского судопроизводства. Т.1. СПб., 1891.

36. Азаревич Д. История византийского права. Т 1. Ч. 1. Ярославль, М., 1876.

37. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиция и реформа. СПб., 2001.

38. Алексеев JI.В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли. Poznan, 1974.

39. Амвросий, иеромонах. История Российской иерархии. 4.1-6. М., 18071815.41.арх. Виленский Алексий (Лавров А.Ф.). Предполагаемая реформа церковного суда. Вып. 1-2, СПБ., 1873.

40. Архангельский М. О Соборном Уложении царя Алексея Михайловича 1649г. в отношении к православной русской церкви. СПб., 1881.

41. Барсов Т. Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью. СПб., 1878.

42. Бенешевич В.Н. Древне-славянская кормчая XIV титулов без толкований. T.I. B.I. СПб., 1906. В.2. СПб.,1906.

43. Бенешевич В.Н. Канонический сборник XIV титулов со второй четверти XVII века до 883г. СПб.,1905.

44. Бенешевич В.Н. Сборник памятников по истории церковного права, преимущественно русской церкви до эпохи Петра Великого. Пг., 1915. Вып. 1-2.

45. Бердников И.С. проф. Краткий курс церковного права православной церкви. В.1. 2-е изд. Казань, 1903. В.И. Казань, 1913.

46. Бердников И.С. Об источниках церковного права. Казань, 1886.

47. Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до Петра Великого. М.,1857.

48. Богословский М.И. Курс общего церковного права. М.,1885.

49. Болотов В.В. Лекции по истории Древней церкви. Т. 1-4. М., 1994.

50. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М.,1879.

51. Бычков И.А. Описание церковно-славянских и русских рукописей сборников Императорской Публичной Библиотеки. 4.1 СПб., 1882.

52. Варьяс М.Ю. Краткий курс церковного права. М.: МЗ-Пресс, 2001.-128с.

53. Варьяс М.Ю. Церковное право в Романо германской правовой системе. М., 1997.

54. Вицин А. Третейский суд по русскому праву. М., 1856.

55. Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных Дворцовых Приказов (1584-1725 гг.) Вып. 1-Н. М.,1877.

56. Владимирский-Буданов М.Ф. проф. Обзор истории русского права. В.1. Киев, 1886.

57. Воробьев Г.О. Московском соборе 1681-1682 гг. СПб., 1885.

58. Гербериетейн Сигизмунд. Записи о Московии. М., 1988.

59. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1. Первая половина тома. 2-е изд. М., 1901. Вторая половина. 2-е изд. М., 1904. Т. 2. Перв. пол. М., 1096 (репринт изд. М., 1997).

60. Гальковский И.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. Т.2. М., 1913.

61. Горчаков М.И. проф.-прот. Церковное право. СПб., 1909.

62. Горчаков М.И. Лекции по церковному праву, читаемые профессором Горчаковым в С.-Петербургском унив-те. СПб., 1894-1895.

63. Горчаков М.И. Монастырский приказ (1649-1725 гг.). СПб, 1868.

64. Греков Б.Д. Киевская Русь. М, 1953.

65. Григорьев В. О. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М, 1842.

66. Грибовский В.М. Древнерусское право. Вып.1. Пг, 1915, Вып.2. Пг, 1917.

67. Григоровский С. Причины и последствия развода и бракоразводный процесс на суде духовном. СПБ, 1898.

68. Громогласов И. Определение брака в Кормчей и значение их при исследовании вопроса о форме христианского бракозаключения. В. 1.Сергиев Посад, 1908.

69. Депп Ф. О наказаниях, существовавших в России до царя Алексея Михайловича. СПб, 1848.

70. Дитятин И.И. Статьи по истории русского права. СПб, 1896.

71. Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М, 1859.

72. Древняя Русь: проблемы права и правовой идеологии. Сборник научных трудов. М, 1984.

73. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. СПб, 1910.

74. Дювернуа H.JT. Источники права и суд в древней России. Опыты по истории русского гражданского права. М,1869.

75. Емченко Е.Б. Стоглав. М, 2000.

76. Жукович П. Брестский собор 1591 года. СПб, 1907.

77. Загорский А.И. Курс семейного права. 2-е изд. Одесса, 1909.

78. Загорский А.И. О разводе по русскому праву. Харьков, 1884.

79. Загоскин Н.П. Наука истории русского права. Казань, 1891.

80. Заозерский H.A. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894.

81. Заозерский H.A. Историческое обозрение источников права православной церкви. В.1. М.,1981.

82. Заозерский H.A. Церковный суд в первые века христианства. Кострома, 1878.

83. Зернин А. Об отношении константинопольского патриарха к русской иерархии. СПб., 1846.

84. Зимин A.A. Реформы Ивана Грозного. Очерки социально-экономической и политической истории России середины XVI в. М., 1960.-511 с.

85. Зимин A.A. Холопы на Руси (с древнейших времён до конца XV в). М., 1973.

86. Знаменский П.В. Руководство к русской церковной истории. 5-е изд. Казань, 1888.

87. Знаменский П.В. История русской церкви. М., 1996.

88. Иванов П.Описание Государственного Архива старых дел. М., 1850.

89. Иванов П. Систематическое обозрение поместных прав и обязанностей. М., 1836.

90. Иванов A.M. Введение в церковное право: Отдельные лекции для студентов юристов ДВГУ: Ч. 1. Владивосток, 2000.-158 с.

91. Иконников B.C. Опыт русской историографии Т.1.Кн.1-П. Киев, 1891.

92. Иконников B.C. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории. Киев, 1869.

93. Исаев И.А. История государства и права России:. М., 1996.-544 с.

94. Кавелин К. Сочинения 4.1. М. 1859: Основные начала русского судоустройства и гражданского судоустройства от Уложения до Учреждения о губерниях. Взгляд на юридический быт России.

95. Калайдович К.Ф, Строев П.М. Обстоятельное описание славянороссийских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке гр. Ф.А. Толстова. М., 1825.

96. Калачёв Н.В. О назначении Кормчей в системе древнего русского права. М., 1850.

97. Каптерев Н. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874.

98. Карташов A.B. Церковь, история, Россия. Статьи и выступления. М., 1996.

99. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. Т.1. Париж, 1959.

100. Кипарисов В.О церковной дисциплине. Сергиев Посад, 1897.

101. Киприанович Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древних времён до настоящего времени. Вильно, 1985.

102. Карамзин Н.М. История государства Российского Т.т. 1-12. 2-е изд. СПб., 1818-1829.

103. Ключевский В.О. Курс русской истории. 4.1. М., 1904.

104. Ключевский В.О. Содействие церкви успехам гражданского права и порядка. М., 1888.

105. Ключевский В.О. Русская история: В 3 кн.: Кн.1: Полный курс лекций. -M.: Мысль, 1995.-572 с.

106. Колычева Е.И. Холопство и крепостничество (конец XV-XVI в.). М., 1971.

107. Красножен М.Е. Церковное право. Юрьев, 1907.

108. Красножен М.Е. Основы церковного права. М., 1992.

109. Красножен М.Е. О разводе в России. M., 1899.

110. Кричевский Б.В. Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век). СПб.: Искусство-СПб., 2003.-262 с.

111. Костомаров Н. Исторические монографии и исследования Т. 19. Очерк домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях. СПб., 1887.

112. Кулишер М.И. Развод и положение женщины. СПБ., 1896.

113. Куницын А. Историческое изображение древнего судопроизводства в России. СПБ., 1843.

114. Кураев A.B. Православия и право. Церковь в светском государстве.-М.: Изд-е Сретенского монастыря, 1997.-64 с.

115. Ланге И. Древнее русское уголовное судопроизводство. СПб., 1884.

116. Ланге Н. Древние русские смесные и вопчие суды. М., 1882.

117. Лапин П. Собор, как высший орган церковной власти. Казань, 1909.

118. Латкин В.Н. Лекции по внешней истории русского права. СПБ., 1890.

119. Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. 2-е изд. Киев, 1889.

120. Лашкарев П.А. Право церкви православной в ряду других юридических наук. Киев, 1886.

121. Лебедев А. Очерки истории византийского восточной церкви с конца XI-го до половины XV-ro века. М., 1892.

122. Лебедев Д. Собрание историко-юридических актов И.Д. Беляева (Московский Публичный и Румянцевский музей) М., 1881.

123. Лебедев Н. Стоглавый Собор 1551г. Вып. 1. М., 1882.

124. Макарий, Митрополит. История русской церкви. 2-е изд. Т.1-12. СПб., 1868-1883.

125. Маньков А.Г. Уложение 1649 года кодекс феодального права России. Л., 1980.

126. Маньков А.Г. Законодательство и право России втор. пол. XVII в. СПБ., 1998.

127. Мейендорф И. (протоиерей). Брак в православии. Клин: Изд-во фонда «Христианская жизнь», 2000. - 95 с.

128. Мерило праведное. М., 1961.

129. Михайлов М.М. История русского права. СПб., 1871.

130. Морошкин Ф. Об Уложении и последующем его развитии. М.,1839.

131. Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого//Полн. собр. соч. Т.6. СПб., 1859.

132. Николай (Ярушевич), иеромонах. Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича. (1649) Пг., 1917.

133. Никодим, еп. Православное церковное право. СПб., 1897.

134. Николин А. Церковь и государство. (История правовых отношений). М.,1997.-430 с.

135. Никольский И. Греческая Кормчая книга. М., 1888.

136. Никольский Н.М. История русской церкви . М.,1983.

137. Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правит. Синода. Т.1. 1542-1721 гг. СПб., 1868.

138. Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Мин. Юстиции. Т. 1-16. М, 1869.

139. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Св. Прав. Синода. Т. 10. В.2. СПб., 1910.

140. Остроумов М.Очерк православного церковного права. Т 1. Ч 1. Харьков, 1983.

141. Павлов A.C. Курс церковного права. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.

142. Павлов A.C. Неизданный памятник русского церковного права XII века. СПб, 1890.

143. Павлов A.C. Первоначальный славяно-русский Номоканон. Казань, 1869.

144. Павлов A.C. Мнимые среды католического влияния в древнейших памятниках юго-славянского и русского церковного права. М, 1892.

145. Певцов В.Г. Лекции по церковному праву. СПб, 1914.

146. Перов И. Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII веках. Рязань, 1882.

147. Победоносцев К. Курс гражданского права. Ч. 1. СПб, 1883. Ч 2. СПб, 1875.

148. Погодин М. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т.1. М, 1846.

149. Покровский И. А. Значение высшей русской иерархии и исторические условия ее служения церкви и государству XVIII века. Казань, 1898.

150. Покровский И.А. Русские епархии XVI-XIX вв, их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. В 2-х т. Казань, 1897-1913.

151. Попов Ардалион. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904.

152. Пресняков А.Е. Княжеское право в Древней Руси: Очерки по истории X-XII столетий. М„ 1993.

153. Приселков M.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской РусиХ-ХН вв. СПб., 1913.

154. Развитие русского права в XV первой половине XVII в./Отв.ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986.

155. Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 1829.

156. Руднев Н. Рассуждения о ересях и расколах бывших в русской церкви со времени Владимира Святого до Иоанна Грозного. М., 1838.

157. Русская православная церковь и право. Комментарий/Отв. ред. М.В. Ильичев. М., 1999.

158. Самоквасов Д.Я. Древнее русское право. М., 1903.

159. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

160. Сергеева Т.В. Каноническое право. Методические рекомендации к спецкурсу. СПб., 1997.

161. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883.

162. Сергеевич В.И. Русские юридические древности. Т. 1-2. СПб., 18901903.

163. Скрынников Р.Г. Крест и корона: Церковь и государство на Руси XI-XVII вв. СПб., 2000.-462 с.

164. Соколов Н.К. Из лекций по церковному праву. М., 1874.

165. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1990.

166. Соловьев К.А. Властители и судьи. Легитимация государственной власти в древней и средневековой Руси IX пер. пол. XV вв. М., 1999.

167. Способин А. О разводе в России. М., 1881.

168. Срезневский И.И. Обозрение древних русских списков Кормчей книги. СПб., 1897.

169. Стефанович Д.Ф. О значении Стоглава в истории древне русского церковного права. СПб., 1910.

170. Строев В. Историко-юридическое исследование Уложения, изданного царем Алексеем Михайловичем в 1649. СПб., 1833.173. (Смирнов) И.С. О судоустройстве в древней России СПб., 1874.

171. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1888.

172. Суворов Н.С. Следы западно-католического церковного права. Ярославль, 1888.

173. Суворов Н.С. К вопросу о западном влиянии на древне-русское право. Ярославль, 1893.

174. Суворов Н.С.Учебник церковного права. М., 1912.

175. Троцина К. Развитие судоустройства в России от времен великого князя Иоанна III до наших дней. Киев, 1847.

176. Троцина К. История судебных учреждений в России. СПб., 1851.

177. Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь в XVII в.//Русское государство в XVII в. М., 1961.

178. Филарет, архиеп. История русской церкви. Периоды I-IV. Харьков 1849-1853.3-е изд. М., 1857.

179. Филевский И. О церковных законах в древнекиевской Руси. Харьков, 1905.

180. Филиппов М.А. Судебная реформа в России. Т.2. СПб., 1875.

181. Филиппов А.Н. История русского права. 4.1. Юрьев, 1906.

182. Фроянов И.Я. Древняя Русь. М.; СПБ., 1995.

183. Хачатуров P.JI. Становление права. Тбилиси, 1988.

184. Цантурова М.К. Русское семейное право XVI-XVIII вв. М., 1991.

185. Церковь, общество, государство в феодальной России. Сборник. М., 1990.

186. Церковь в истории Росси (IX в. 1917 г.). Критические очерки. М., 1967.

187. Цыпин В.А. Курс церковного права. Клин, 2002.

188. Цыпин В.А. Каноническое право: лекции. М., 1991.

189. Цитович П. Исходные моменты в истории русского права наследования. Харьков, 1870.

190. Черепнин J1.B. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960.

191. Черепнин J1.B. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1951.

192. Чистович И. Очерк истории западно-русской церкви 4.1. СПб., 1882.

193. Чоглоков П.Н. Об органах судебной власти в России с основания государства до вступления на престол Алексея Михайловича. Юрид. Сборник, изд. Д.Мейером. Казань, 1885.

194. Щапов Я.Н. Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976.

195. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989.

196. Щапов Я.Н. К истории соотношения светской юрисдикции на Руси в XII-XIV вв.//Полыиа и Русь. Черты общности и своеобразия в историческом развитии Руси и Польши XII-XIV вв. Сб. статей. М., 1974.

197. Щапов Я.Н. Древнерусские письменные источники X-XIII вв. М., 1991.

198. Ширяев В.Н. Религиозные преступления. Историко-догматические очерки. Ярославль, 1909.

199. Шпаков А.Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества. 4.1. Киев, 1904. Приложения в двух частях. Одесса, 1912.

200. Шпилевский С. Об источниках русского права в связи с развитием государства до Петра I. Казань, 1862.

201. Федотов-Чеховский А. О форме и содержании правовых грамот. Речь. Киев, 1849.

202. Штутц Ульрих. Церковное право. Ярославль, 1905.

203. Юшков C.B. Исследования по истории русского права. Вып. 1. Устав князя Владимира (историко-юридическое исследование). Саратов, 1925.

204. Юшков C.B. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.

205. Юшков C.B. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.; Л., 1939.176 III. Статьи

206. Ансеров П. Патриарший суд в древнерусской церкви. ( Историческая справка)//Вера и Разум. 1906. Т. 1. Ч. 1.

207. Ансеров П. Попытки к введению греческой централизованной системы церковного управления в Древней Руси//Вера и Разум. 1906. Т.1. 4.1.

208. Архангельский М. О Соборном Уложении царя Алексея Михайловича 1649 (7156) г. В отношении к православной русской церкви//Христианское чтение. 1882. 4.2.

209. Барсов Т. О духовном суде//Христианское Чтение. 1870. 4.2.

210. Барсов Т. О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния//Христианское чтение. 1881. Ч. 1.

211. Барсов Е. Судебные процессы XVII XVIII вв. по делам церкви//Чтения в Императорском обществе истории и древности России. 1882. Кн. 3.

212. Бахрушин С. К вопросу о крещении Руси//Христианство и Русь. Сб. статей. Серия «Советское религиоведение» М., 1988. №2.

213. Бердников И.С. Каноническое право в русской церкви//Православный Собеседник. 1897. Т.2.

214. Беляев И.Д. О суде наместничьем на Руси в старину/ЛОридический журнал. 1861. №7, 8, 9.

215. Беляев И. Д. Памятники русского церковного законодательства//Православный Собеседник. 1863. Т.2.

216. Брюсова В.Г. Русско-византийские отношения середины XI века//Вопросы истории. 1972. №3.

217. Варьяс М.Ю. Церковное право как корпоративная правовая система//Правоведение. 1995. №6.

218. Вышелесский Д.О. Борьба древнерусской церкви с остатками язычества в строе семейном и общественном//Христианское чтение. 1896. 4.1.

219. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси//Вера и Разум. 1915.

220. Горбунов Льготные грамоты, жалованные монастырям и церквам в XIII, XIV и XV веках. В «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России, изд. Н. Калмыковым». 1860 1861.

221. Гренков А. Собор, бывший в Москве при патриархе Филарете, в 1620 году, и его определения//Православный собеседник. 1864. Ч. 1.

222. Громогласов И.М. О вторых и третьих браках в православной церкви//Богословский Вестник. 1902. Т.З.

223. Духовный суд в западной Руси в XVI веке//Литовские Епархиальные Ведомости. 1875. №21-40.

224. Есипов В.Н. Святотатство в истории русского законодательства//Варшавские Университетские Известия. 1893. №8.

225. Завьялов А. К вопросу о браке и брачном разводе//Странник. 1891 -1892.

226. Заозерский H.A. Духовное лицо в звании третейского судьи//Богословский Вестник. 1899. Т.1 2.

227. Заозерский H.A. Иерархический принцип в церковной организации/УВогословский Вестник. 1911. Т.1.

228. Заозерский H.A. На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах?//Богословский Вестник. 1902. Т.1 2.

229. Заозерский H.A. О бракоразводном процессе//Православное Обозрение. 1882.

230. Имшенник П. Высшая церковная иерархия в Древней Руси//журнал Московской патриархии. 1948. №10.

231. Иоанн, еп. Смоленский. Действие греческого Номоканона в древней России по церковно-судным делам//православный Собеседник. 1860. Ч. 1.

232. Иоанн, еп. Смоленский. Основания церковного суда//Православный Собеседник. 1858. 4.2.

233. Каптерев Н. Власть патриаршия и архиерейская в древней Руси в их отношении к власти царской и к приходскому духовенству//Богословский Вестник. 1905. Т. 1-2.

234. Каптерев Н. Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий//Богословский Вестник. 1906. Т.З.

235. Кистяковский А.Ф. О преступлениях против веры//Наблюдатель. 1882. Кн. 10.

236. Куприянов A.A. Церковное право и необходимость его рецепции в современном российском законотворчестве//Российская юстиция. 2001. №2.

237. Ланге Н.И. О наказаниях и взысканиях за бесчестие по древнему русскому праву//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1859. 4.102.

238. Левицкий О.П. Семейные отношения в Юго-Западной Руси в XVI-XVII вв//Русская старина. 1880. Ноябрь.

239. Литавринг Г.Г., Янин В.Л. Некоторые проблемы русско-византийских отношений в IX-XV вв//История СССР. 1970. №4.

240. Лихницкий И. Освещенный собор в Москве, в XVI-XVII веках//Христианское чтение. 1906. 4.1.

241. Макарий, арх. Харьковский. Церковное право в России при монголах//Духовный Вестник. 1863. Т.4.

242. Материалы научной конференции «Церковное право и государственное законодательство в истории России», проводившейся 12-14 мая 2003 г. в Институте российской истории РАН//Церковный вестник. 2003. №9-10.

243. Милов Л.В. Из истории древнерусской книжной письменности XIV в//Вестник МГУ. 1963. №3.

244. Милованов И.О преступлениях и наказаниях церковных//Христианское Чтение. 1887. 4.1-2. 1888. 4.1.

245. Михаил, иером. О задачах церковного права//Христианское Чтение. 1902. 4. 1.

246. Мысовский К. Древнее русское церковное право в связи с правом византийским//Православный Собеседник. 1862. 4. 1-3; 1863. 4. 2-3; 1867. 4.3.

247. Николаевский П.Ф. Учреждение патриаршества в России//Христианское Чтение. 1879.4.2.

248. Новые списки церковно-уставных грамот Новгородского князя Всеволода Мстиславовича//Православный Собеседник. 1861. Ч.З.

249. Новые списки «правила святых отец 165 о обидящих церкви Божия»//Православный Собеседник. 1861. Ч.З.

250. Новые списки «ряда и суда церковного, установленного первыми князьями»//Православный Собеседник. 1861. Ч.З.

251. Номоканон Патриарха Фотия//Духовный Вестник. 1866. Т. 14.

252. О первоначальном составе Славянской Кормчей книги//Христианское чтение. 1851. 4.1.

253. О церковно-канонических правилах древних русских митрополитов//Православный Собеседник .1864.4.3.

254. Определения Московского собора 1503 года//Православный Собеседник. 1863. Ч.И.

255. Определение Московского собора 1666-1667 гг//Православный Собеседник. 1863. 4.2-3.

256. Определения Московского собора 1675 года//Православный Собеседник. 1864.4.1.

257. Оршанский И. Духовный суд и семейное право//Журнал гражданского и торгового права. 1872. Кн. 3-4.

258. Оршанский И. Реформа церковного суда и брачного права// Журнал гражданского и уголовного права. 1874. Кн.1.

259. Павлов A.C. Неизданный памятник русского церковного права XII века//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1890. Ч. 271.

260. Писаревский Н. Значение Стоглавого собора (1551г.) в истории русской церкви//Богословский Вестник. 1895. Т.2.

261. Покровский А. О соборах юго-западной Руси XV-XVII веков// Богословский Вестник. 1906.Т.З.

262. Попечение отечественной церкви о внутреннем благоустройстве русского гражданского общества в XIII, XIV и XV веках//Православный Собеседник. 1861. 4.1.

263. Правила митрополита Кикриана (1376-1406)//Православный Собеседник. 1865. 4.2.

264. Правила митрополита Фотия (1410-1431)// Православный Собеседник. 1866. 4.1.

265. Савва, еп. Жичский. К вопросу о компетенции судов государственного и церковного по преступлениям духовных и монашествующих лиц//Богословский Вестник. 1911Т. 1-2.

266. Самуилов В. Десятильники и поповские старосты//Церковные Ведомости. 1900. №35.

267. Сахаров А. Церковь в период феодальной раздробленности.-Христианство и Русь. Сборник статей. Серия «Советское религиоведение», №2. М, 1988.

268. Сергеевсикй Н.Д. К учению о религиозных преступлениях// Журнал Министерства Юстиции. 1906, апрель.

269. Слатин А. Монастырский суд в XVII в//Родная Старина. 1878. Т.23.

270. Сведения о сборах, бывших в русской церкви с X до XV столетия//Христианское Чтение. 1852. 4.1.

271. Сведения о соборах, бывших в русской церкви XVI столетии//Христианское 4тение. 1852. 4.2.

272. Соколов Н.К. Каноническое устройство церковного суда по началам вселенского соборного законодательства//Православное Обозрение. 1870. Т.2.

273. Соколов Н.К. О началах и формах духовного суда в виду современных потребностей//Православное Обозрение. 1870. Т. 1.

274. Соколов Н.К. Практика церковного суда на вселенских и поместных соборах//Православное Обозрение. 1871, февраль-март.

275. Стоглавый собор//Православный Собеседник. 1860. 4. 2-3.

276. Таганцев Н, Суворов Н.С. О церковных наказаниях//Журнал гражданского и уголовного права. 1877. Кн. 2.

277. Тарновский. Религиозные преступления в России//Вестник права. 1899, апрель.

278. Тихомиров М.Н. Воссоздание русской письменной традиции в первые десятилетия татарского ига//Вестник истории мировой культуры. 1957. №3.

279. Флоря Б.Н. Формирование сословного статуса господствующего класса в Древней Руси (на материале статей о возмещении за «бесчестье»)//История СССР. 1983. №1.

280. Хартулари Г. О святотатстве//Журнал Министерства Юстиции. 1863. №9.

281. Чичерин Б.Н. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей//Русский Вестник. 1857. Т. 7.

282. Шагуна А. О церковном суде//Христианское Чтение. 1872. Ч. 2-3.

283. Ширяев В.Н. Уголовно-правовая охрана религиозной свободы//Журнал Министерства Юстиции. 1907. №4.

284. Щапов Я.Н. «Священство» и «царство» в Древней Руси в теории и на практике//Византийский временник. М., 1988.

2015 © LawTheses.com