АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции на тему «Исламская концепция международного права»
ОРДЕНА ДРУЖШ НАРОДОВ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУХШ ПАРОДОВ
Ш -—
на правах рукописи
ОСАМА КАМЕЛЬ МУХАММЕД ИБРАГКМ ХАДАЛЛА
ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
12.00.10 - Международное празо
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
МОСКВА - 1994
Работа выполнена на кафедре международного права Российского Университета дружбы народов.
Научный руководитель - доктор юридических наук,
профессор Блищенко И.П.
Официальные оппоненты - доктор юридических наук.
Каламкарян P.A.
- кандидат юридических наук, доцент Шавров В.Ф.
Ведущая организация - Московская Государственная
юридическая академия
^Згздита диссертации состоится СС^С^УСлХл^ 1994 г.
в --часов на заседании диссертационного совета К 053. 22.1С
по правовым наукам в Российском Университете дружбы народов пс адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, ауд. 347.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского Университета дружбы народов.
Автореферат разослан " "-1994 г.
Ученый секретарь диссертационного совета В.М.Телицин
кандидат юридических наук, доцент
Актуальность теми. Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше времй также остается весьма широкой, что во многом определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах. X этому следует добавить тот непреложный Факт, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. Вместе с тем, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политике-правовая доктрина.
Вышесказанное приобретает более актуальное значение, если примем во внимание общую численность мусульман, которая в настоящее время в 120 странах мира насчитывает около 800 млн. человек. Более того, из вышеуказанных 120 стран, в 40 странах последователи ислама составляют большинство населения. К этой статистике необходимо добавить то, что приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.
К сожалению, в мировой правовой литературе воздействие ислама традиционно рассматривается в основном применительно к внутренним отнойениям в рамках той или иной мусульманской страны или группы стран.
Вместе с тем вопрос о воздействии мусульманской религии на международные отношения исследован слабо, хотя последние публикации, в основном на арабском языке, отчасти заполняют данный пробел в доктрине международного права.
В этой связи необходимо также добавить, что в российской международно-правовой литературе этот пробел в определенной мере восполнен монографией Н.В.Жданова "Исламская концепция миропорядка".1/
1/. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.-М.,1991.
В годы перестройки на исламский фактор и на его влияние часто обращала внимание российская пресса, однако эти публикации не привели к глубокому научному анализу воздействия исламского фактора на политическую жизнь некоторых бивших республик СССР и их автономных образований. Вместе с тем, такой анализ, в том числе правовой, требует действительность данного региона, от стабильного состояния которого во многом зависит будущая стабильность в мировой политике.
Продолжая мысль в этом направлении, необходимо отметить, что разработка концепции российской внешней политики без глубокого уяснения исламсхих мепународно-правовых доктрин будет страдать односторонностью. Это тем более необходимо, что экономическая и политическая роль мусульманских стран во взаимоотношениях с Россией все время возрастает. Проявляется и необходимость всестороннего сотрудничества России не только со странами Запада, но и странами Востока, включая исламские государства.
Вышеизложенные и другие подобные факторы, безусловно, предопределяют актуальность темы настоящей диссертационной работы.
Пяли и задачи исследования. Вышесказанное предопределило цель диссертации, которая заключается в комплексном исследовании проблемы воздействия ислама на международно-правовое регулирование отношений между исламскими странами и возможности использования его позитивного потенциала в формировании международного правопорядка в современных условиях мирового развития .
Научная новизна нидпяртяпин состоит в том, что она представляет собой первое в российской международно-правовой литературе комплексное исследование исламской концепции международного права и особенно ее части, касающейся исламской концепции международного гуманитарного права. Вместе с тем, ряд международно-правовых актов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.
Апробдчия -работы. Ряд основных положений диссертации был доложен на проводимой в Москве международной конференции по правам человека, на курсах подготовки ООН "Международные нормы и стандарты в области прав человека", и на ежегодных научных конференциях Российского Университета дружбы народов, а также
в процессе подготовки и чтения лекций и проведения семинарских занятий по спецкурсу "Международная защита прав человека"
состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, как в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека, так и в учебном процессе при преподавании обцих курсов и спецкурсов для юристов-мехщународников.
Сунна, "иджтихад и другие источники мусульманского права, исламские доктрины, конституционные законодательства различных стран, межгосударственные двусторонние и многосторонние соглашения, акты международных правительственных и неправительственных организаций и др.
В работе использованы труды авторов из России, мусульманских и западных стран.
Значительную помощь в работе над диссертацией оказали работы российских авторов, в которых проанализированы общие проблемы теории международного права. К ним следует отнести труды И.П.Блищенко, Н.В.Жданова, Г.П.Жукова, Ю.М.Колосова, М.И.Хопылова А.П.Мовчана, Г.И.Тункина и др.
Весьма полезными оказались труды российских юристов-исла-мозедов Л.Р.Сюкияйнена, А.Георгиева, Г.М.Керимова, З.С.Онана, М.Б.Пиотровского, Г.И.Муромцева и др.
Среди мусульманских авторов особо следует отметить труды Ахмад Рамази, Аль-Муршир М.А., Г.Мокнуддина, Абдулла Треки, М.Т.Ибн-Ашура, Абдельк Зейдана.
С помощью данного исследования пляляни пляпукяпир. вивопн.
1/ Исламская концепция международного права представляет собой совокупность допустимых исламом норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а также с индивидуумами -представителями иных конфессий внутри исламской территории и за ее пределами.
2/ Источниками исламской концепции международного права являются Коран, сунна, прецеденты дипломатической практики халифов, прецеденты практики других мусульманских правителей, мнения признанных авторитетов, судебные решения, договоры и другие международные акты, законы отдельных стран, обычаи
диссертационного исследования
диссертации составляют Коран
- л -
(традиции). При этом "общетеоретические" положения исламской концепции международного права выводятся обычно.по аналогии с ситуациями из истории общины Мухаммеда. Так, допустимость развития дружественных связей с немусульманскими государствами выводится из факта, существования мусульманской и немусульманской общин в Медине, при. пророке.
3/ Исламская концепция международного права в качестве конечной цели ставит достижение "исламскогр единства", моделью которого является халифат, как политическая организация всех мусульман, существовавший в средние века. В ряде работ современных исламских юристов-международников халифат мыслится как конфедерация мусульманских государств. Вместе с тем, поскольку создание единого мусульманского государства на практике не реализуется, наряду с "исламским единством" выделяется идея "исламской солидарности", как наиболее практически целесообразной в современных условиях . взаимоотношений между мусульманскими странами. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в настоящее время концепция исламской солидарности стала важнейшим принципом внешней политики мусульманских стран.
4/ Признавая сходство ряда принципов исламского международного права с современным международным правом, вместе с тем необходимо признать наличие случаев явного противоречия между ними и неправильную их трактовку в современных условиях. Так, концепция исламской революции, сформулированная исламскими апологетами в Иране, представляет собой грубое нарушение принципа невмешательства - общепризнанного принципа современного международного права.
5/ Идея исламской солидарности мусульманских государств послужила стимулом создания целого ряда международных организаций различного уровня. Среди них:
- международные организации на правительственном уровне, например, Организация исламской конференции. Страны представлены в них главами государств или правительств, решения принимаются и реализуются на государственном уровне и являются обязательными для всех членов;
- международные организации на неправительственном.уровне (например, Всемирный исламский конгресс) представлены руководителями религиозных объединений, крупными общественными и политическими деятелями;
- о -
- международные организации на неправительственном уровне с ограниченной областью принятия и реализации решений (Международная организация исламских банков);
- международные религиозно-общинные организации ( например, "Лига исламского призыва") представлены отдельными религиозными общинами или организациями, решения которых носят рекомендательный характер, область реализации решений значительно ограничена•
- международные сектантские объединения (например, правительственная богословская организация "Лига исламского мира", "Исмаилиты") объединяют представителей сект и орденов, решения носят, расплывчатый характер, область их применения и реализации преимущественно ограничена вопросами культуры и религии.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что наиболее значительный вклад в реализацию идей исламской солидарности вносит Организация исламской конференции.
6/ Международно-правовые институты и понятия традиционного ислама в целом незначительно воздействуют на регулирование конкретных отношений как между мусульманскими государствами, так и между последними и третьими государствами. Между тем в отдельных случаях, связанных с острыми проблемами, которые могут вызвать противоречия в мусульманском обществе, официальные идеологи для оправдания соответствующих внешнеполитических шагов прибегают к толкованию соответствующих норм ислама. Ярким примером в этом отношении является соответствующая ссылка для обоснования законности Кемп-дэвидского договора 1978 пода.
7/ Наиболее заметное воздействие традиционного мусульманского права на международно-правовое регулирование прослеживается в деятельности исламских международных экономических и финансовых организаций, призванных установить исламский международный экономический порядок. Ярким примером в этом отношении является запрет исламским международным и национальным банкам взимать проценты за предоставление кредита.
8/ С достижением независимости развитие правового статуса личности в арабских странах, как и в целом зз странах мусульманского Востока, отражает общие закономерности в развитии правовых систем. Здесь имеют место три различные тенденции 1/ полное вытеснение мусульманского права правом европейского типа, как это имело место в Турции 2/ исламское истолкование
правовой системы, в том числе статуса личности 3/ регулирование статуса личности нормами мусульманского права и права европейского типа. На данном этапе развития наиболее распространенной является третья тенденция.
9/ На статус личности в арабских странах оказывают влияние и. международные пакты о правах человека 1968 г. Это проявляется в стремлении арабских стран осуществить на их основе унификацию и сближение законодательства, определяющего статус личности. В этом отношении достаточно привести пример Арабской декларации прав человека 1978 года, имеющей светский характер. Хотя Всеобщая исламская декларация прав человека 1881 года и Проект исламской конституции 1983 Ьэда по форме - исламские, однако, они, по сути - светские. Таким образом, воздействие мусульманского права на акты подобного рода весьма незначительно. Более того; в них прослеживается стремление избавиться от консервативных положений мусульманского права1.
Струкху.ра.. И_содержание_диссертации ■ Структура работы
обусловлена темой и целью исследйвания, и -в соответствии с этим диссертация состоит из Введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во-тапстии обосновывается актуальность темы, показана степень ее -научной разработанности, определяются цели и задачи исследования,.его теоретическая база, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы.
В первой глава гтяссертяпии мы постарались " раскрыть •" сущность понятия "мусульманского" права, т.к. анализ проблемы исламской концепции международного Права предполагает глубокое уяснение понятия мусульманского права'.'
Чаще всего оно обозначается термином шариат. Мусульманское право возникло как составная часть социально-религиоэ-ного мировоззрения - ислама, которое возникло на рубеже У1-У1I вв. н.э. на Аравийском полуострове,- Создание этого учения связывается с именем Мухаммеда (571-632 гг.) - выходца из небогатой торговой семьи, который выступил против племенного многобожия и объявил себя пророком единого бога Аллаха.
Мухаммед был провозглашен посланником бога и правителем
Аравийского полуострова. Этот акт означал завершение длительного процесса становления государственности у арабов Центральной и Восточной Аравии, который привел к возникновению первого мусульманского государства - халифата. Мухаммед стал основателем мусульманского права, нормы которого неразрывно связаны с моралью и религией.
В последующее время (до X в.) шариат развивался на основе толкований Корана и сунны мусульманскими богословами-правоведами (муджтахидами, муфтиями). Таким образом, под мусульманским правом имеются в виду те положения и принципы, которые были сформулированы в VII-X вв.
Достоинства шариата мусульманские правоведы видят прежде всего в особом характере его происхождения. 3 отличие от других правовых систем, которые являются результатом деятельности человека, государственных органов, мусульманское право, заявляют улемы, - это результат божественного откровения, оно даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммеда. "Мусульманское право - божественное право по своим источникам и основным нормам.
Мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии.1/ В частности, для понимания не только общей идеологической основы, но и ряда юридических особенностей мусульманского права важное значение имеет концепция "интереса", исходящая из нацеленности права на защиту пяти основных ценностей, среди которых первое место отводится религии . 2/
Далее автор подробно рассматривает связь правовых и религиозных норм ислама, религиозную основу мусульманского права, "мусульманский" характер которого не вызывает ни у кого сомнений. 3/ Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей
1/. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право).~М., 1967, с. 387.
2/. Мустафа Зайд. Аль-Маслаха фи-т-ташри аль-ислами. - Каир, 1954 (на арабск.яз.). Мухаммед Сайд Рамадан аль-Еути. Да-вабит аль-маслаха фи-ш-шириа аль-исламийа. - Дамаск, 1966-1967 (на арабок, яз.).
3/. Вабха аз-Зухайли. Ал-Фикх аль-ислами ва адиллатучу. 4.1-8. -Дамаск, 1984.
мусульманского права как системы действующих юридических норм.
На наш взгляд специфику мусульманского права нельзя полностью раскрыть, указав только на его тесную связь с мусульманской религией и нравственностью.
Вера и государство, религия и право - две достаточно отличные друг от друга нормативные системы, границы между которыми сложились в исламе не сразу. Показательно, что процесс обособления правовых норм в исламе получил отражение в истории становления правоведения и теологии как относительно самостоятельных направлений мусульманской идеологии.
Анализ нормативного содержания мусульманского права позволяет сделать вывод, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь те немногочисленные конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран и сунну.
Самостоятельность мусульманского права как юридического явления и его относительная независимость от религиозных предписаний ислама подтверждаются также анализом его реализации. Для мусульманского права характерно преобладание религиозного принципа применения оно действовало прежде всего во взаимоотношениях мусульман.
•Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что нормы мусульманского права, источником которых явились религиозные правила поведения, отличаются друг от друга по степени зависимости от религиозных направлений.
Юридические нормы тесно связаны с предписаниями исламской догматики и морали, и в этом смысле мусульманское право идет впереди других правовых систем, являясь самым "нравственным правом".
В состав мусульманского права входят две группы тесно взаимосвязанных и взаимозависимых норм. Первую составляют юридические предписания Корана и сунны, и вторую - нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе других "рациональных" источников.
Важной особенностью системы мусульманского права является то, что деление его принципов и норм на отрасли, в отличие от законодательно-нормативных правовых систем, не находится в тесной зависимости от его источников.
~ 9 "
Юридические принципы мусульманской правовой системы были сформулированы мусульманскими юристами в связи с необходимостью дальнейшего совершенствования механизма реализации мусульманского права. Появление этих принципов явилось кульминационным моментом в развитии теории и практики мусульманского государства.
Практически все режимы в странах распространения ислама обращаются к исламу для политико-идеологической дискредитации своих противников в глазах верующих. Таким образом, "политизация" ислама и "исламизация" политики, если рассматривать их под углом зрения правящих режимов, • предстают в значительной степени как результат целенаправленной деятельности этих режимов. Общей тенденцией в странах различной социально-политической ориентации остается стремление воспользоваться религией с конкретными политическими целями.
Но в целом, мы считаем, что шариат, его основополагающие принципы (или нормы) оказали непосредственное влияние на Формирование мусульманского права.
Заканчивая 1-ую главу, автор рассматривает вопрос, с помощью каких источников осуществляется регулирование международных отношений в исламе, основной идеей является деление всех стран по религиозному признаку "Мир ислама" и "мир войны" .
- Дар-аль-Ислам (Мир Ислама) - страны с исламской формой правления с точки зрения как права, так и практики.
- Дар-аль-Харб (Мир Войны). Государства различных типов.
- Дар-аль-Агд (Мир Договора) - территория, над которой мусульмане не установили свой контроль.
Следует учитывать, что "обязательность" норм мусульманского международного права для мирового сообщества вытекает из "божественного" характера этого права, сочетания правовых норм с мусульманскими нормами, как это имеет место внутри мусульманской общины.
Первоначальным источником мусульманского права является шариат в соответствие с Кораном и Сунной, а Фикх выступает как процедура применения исламских принципов права.
В исламской концепции международного права источники подразделяются на "адилла катыаа" - изначальные, первичные источники (неоспоримые) и "адилла идттихадийя", то есть вторичные.
-10 -
Особое место среди источников мусульманского международного права занимает "идкмаа", который может быть выражен словом, действием или молчанием, то есть любая форма согласия или невозражения на коллективной основе в соответствие с принципом консилиума ("щура").
В исламской концепции договоры, -конвенции (нормотвор-ческие акты субъектов международного права), а также международные обычаи включаются во вторичную группу источников, применение которых оставлено на усмотрение мусульманской страны.
Главу 2-ую лиссяртапии "Содержание исламской концепции международного права" мы начинаем с рассмотрения вопроса о тенденциях развития исламской концепции солидарности. В настоящее время международное право играет большую роль в .деле укрепления мирового порядка, в связи с чем возникает необходимость рассмотрения исламской концепции мирового порядка и роль мусульманского права в его укреплении. Следует отметить,что исламская концепция мирового порядка исходит из делимости мира на. а/"Умма" (община мусульман, являющаяся объектом "божественного откровения") и б/весь остальной мир.
Существующая исламская концепция мирового порядка предполагает обязанность всех в зоне распространения ислама стремиться к расширению этой зоны...
При этом в основе всех мусульманских концепций лежит идея мусульманского единства. Эта идея сыграла значительную роль в Формировании политического сознания народов мусульманского мира и в развитии мусульманских течений в общественной мысли стран Востока.
Моноэтнический облик Халифата, видимо, обусловил ранне-исламское представление об абсолютном единстве уммы. Поэтому в отношении уммы, можно заключить умма - религиозная общность -исламская солидарность - исламский блок - единое исламское государство.
Однако создание единого мусульманского государства ка практике не реализуется, поэтому выделяется .идея "исламской солидарности" как наиболее практически целесообразная в современных условиях взаимоотношений между мусульманскими странами.
- II -
По сути дела в настоящее время концепция исламской солидарности стала важнейшим принципов внешней политики мусульманских стран.
Мусульманские авторы признают 10 источников модели международных отношений Коран, сунна, прецеденты дипломатической практики халифов, прецеденты практики других мусульманских правителей, мнения признанных авторитетов, законы отдельных стран, обычаи и т.д.
Для ислама характерны многие концепции, однако, основной идеей регулирования международных отношений в исламе является деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы "Мир ислама" и "мир войны".
В настоящее время отдельные мусульманские государства в правовом закреплении внешней политики прежде всего ориентируются на "мусульманскую солидарность" и даже претендуют на защиту интересов мусульман, проживающих в других странах.
Далее речь идет о международных организациях принципа исламской солидарности, для претворения в жизнь которого мусульманские государства создали целый ряд ряд таких организаций, число которых более 70, и которым в данной диссертационной работе дается подробная характеристика. Эти организации делятся на следующие группы;
- Международные правительственные организации, (например, организация Исламская Конференция).
- Международные неправительственные организации (например, Лига исламского мира).
- Организации, созданные религиозными общинами и сектами (например, Лига исламского призыва).
Но наиболее значительный вклад в реализацию идеи исламской солидарности вносит Организация исламской конференции. Она возникла в 1369 году в Рабате после конференции глав арабских государств.
Основные цели Организации;
- Укрепление исламской солидарности между государствами-членами;
- Проведение необходимых мероприятий для поддержания международного мира и безопасности, основанных на справедливости;
- Координация действий зо имя освобождения и сохранения целостности Святых мест и др.
- 12' -
Основные принципы ОИК полное равенство между государствами-членами уважение прав на самоопределение и невмешательство во внутренние дела государств-членов и т.д.
Реализация идеи исламской солидарности способствует и Лига арабских государств.
Цели ЛАГ зафиксированы в преамбуле и ст. 2 Пакта ЛАГ;
-Поддержание и упрочение отношений и уз, связывающих арабские государства на основе уважения независимости и суверенитета ;
- Укрепление связей между государствами-членами, координация их политических курсов для достижения сотрудничества между ними;
- Обеспечение независимости и суверенитета арабских государств ;
- Рассмотрение в целом всех дел и интересов арабских стран и др.
Основные принципы ЛАГ :
- Уважение суверенитета и независимости государств-членов Лиги арабских государств;
- Суверенное равенство государств-членов ЛАГ;
- Запрет применения силы для решения споров между государствами-членами Лиги ;
Реализации идей исламской солидарности способствует и Совет сотрудничества арабских государств залива - субрегиональная международная организация, членами которой являются Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты.
Созданный с целью стабилизации обстановки в стране. Совет сотрудничества вполне закономерно определил как одну из главных своих задач .достижение координации и единства в области ислама, являющегося, по мнению руководящих деятелей Совета сотрудничества, цементирующей основой консервативных обществ аравийской монархии.
Среди мусульманских богословских организаций наиболее влиятельными являются Всемирный исламский конгресс .(ВИК) и Лига исламского мира (ЛИМ).
В заключении второй главы автор особое место в правовом регулировании международных отношений в мусульманском праве отводит договорам и соглашениям, выделяя несколько видов договоров, в том числе :
- договоры о соседстве \
- договоры о предоставлении статуса безопасности {покровительство - "аман");
- договоры о мире "
- "аль-муравада" - исламский вариант протокола о намерениях, в котором на временной основе регулируются определенные проблемы в качестве предварительной стадии подготовки переговоров и разработки договора с юридическими последствиями по более широкому кругу вопросов ;
- "аль-музадаа" - договор о прекращении военных действий;
- "аль-хильф" - договор о■ союзе ;
- "аль-муфадат" - соглашение о выкупе и- обмене военнопленными.
Далее мы подробно рассматриваем договоры и их функции в исламской концепции миропорядка.
Договор в исламе является действительным, ■ если в кем присутствуют три основных условия ;
- во-первых, предмет «оговора не должен противоречить духу ислама, т.е. договор не должен быть вне предписаний Корана;
- во-вторых, в договоре права и обязанности сторон должны быть изложены конкретно и ясно, чтобы не вызывать разногласий в толковании
- в-третьих, взаимное, добровольное согласие, т.е. правительство любой исламской страны не имеет права принуждать правительства других государств на заключение договоров.
Заключение любого договора проходит в три этапа переговоры, обработка и согласование текста договора, подписание договора.
Заключительную, третью гляпу_ДИССерТацИРШРЙ_работы
"Исламская концепция международного гуманитарного права" автор начинает с вопроса о правах человека.
. Международный аспект проблемы прав человека в мусульманских странах включает в себя два уровня - глобальный и региональный- Первый из них отражает влияние на правовой статус личности в мусульманских странах таких международно-правовых актов, как Всеобщая Декларация прав человека 1948 года.
Тенденция к унификации прав человека проявляется на уровне региона в двух формах - в светской и в религиоз-
но-исламской. Содержание и направленность этих тенденции в рамках той или иной Формы не всегда совпадает.
Примером светской унификации в этой области является Арабский Пакт о правах человека 197В года.
Наряду с ней существует другая тенденция - тенденция исламского толкования проблемы прав человека, в которой в свою очередь можно выделить 2 направления ортодоксально-исламское и реформистское, допускающее сочетание исламской формы с общемировыми стандартами в области прав человека. Ортодоксальное направление объясняется принципиальным несовпадением европейской и мусульманской концепций прав человека.
В дальнейшем попытки принятия документа о правах человека в исламе неоднократно предпринимались в рамках Организации исламской конференции.
Дальнейшая работа по разработке исламских документов с правах человека проводилась Исламским Советом для Европы -международной неправительственной организацией, созданной в 1965 году, со штаб-квартирой в Лондоне. Им были разработаны 2 документа Всеобщая исламская декларация прав человека (1981г.) 1/ и Проект исламской конституции (1983).2/
Принятие этих актов отражает известный компромисс европейского и исламского подходов к проблеме прав человека исламская ее концепция, а также исламская форма актов сочетаются с восприятием основных положений, содержащихся в Пактах ООН о правах человека.
Заканчивая II1-ю главу и одновременно данную диссертационную работу, автор рассматривает принципы международного исламского гуманитарного права, а также его исламскую концепцию.
Международное гуманитарное право - зто совокупность норм, составляющих законы и обычаи войны, в той или иной степени направленные на защиту прав и свобод человека.
Справедливо пишет профессор Блищенко И.П., что международное гуманитарное право включает в себя три части совокупность международно-правовых норм, определяющих режим прав и
1/. Universal Islamic Declaration of Human Rights. - Paris,
1981,p.5-16. 2/. Ibidem., p.14.
свобод человека в мирное время, совокупность международно-правовых норм, определяющих режим соблюдения элементарных прав и свобод человека во время вооруженного конфликта, и совокупность правовых норм, определяющих ограничение гонки вооружений, ограничение и запрещение применения видов оружия и разоружение .
Основным и старейшим принципом международного гуманитарного права является принцип гуманности, который играет основополагающую роль.
Принцип гуманности охватывает все линии поведения участников вооруженных конфликтов и, что следует подчеркнуть особо, не исчерпывается запретом применять силу вне пределов необходимого для достижения целей войны.
Принцип гуманности - это наиболее общий принцип в международном гуманитарном праве.
Следующим принципом международного гуманитарного права, применяемым в ходе вооруженных конфликтов, является так называемый принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения войны.
В настоящее время существует целый ряд норм международного гуманитарного права, которые конкретизируют принцип ограничения выбора средств ведения войны и определяют его содержание .
К важнейшим принципам международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, следует отнести а) принцип защиты гражданского населения б) принцип защиты жертв войны в) принцип защиты мирных объектов.
Среди гуманных, прогрессивных принципов международного гуманитарного права, применяемого в ходе вооруженных конфликтов, весьма своеобразное место занимает так называемый "принцип военной необходимости".
Дополнительный протокол I ограничивает военную необходимость принципом пропорциональности, который позволяет применение незапрещенных видов оружия и методов его применения.
ТакоЕЫ вкратце основные источники , принципы и понятия международного гуманитарного права.
Существенной частью исламской правовой системы является исламская концепция гуманитарного права, которая основывается не только на необходимости регулирования определенных отноше-
ний во время вооруженных конфликтов, но и на исламской вере, на сущности исламской правовой системы и ка ее концепции об отношениях исламского мира с остальным миром. Именно эти факторы предопределяют динамичность и широту исламской концепции гуманитарного права.
Исламская правовая система характеризуется двумя основными особенностями, отличающими ее от других правовых систем.
Во-первых, по своей сути исламская правовая система не является чисто правовой.
Во-вторых, исламская правовая система не знает принятого в большинстве современных правовых систем деления на две части публичное и частное право.
Исламская концепция не проводит различия между разного рода войнами и вооруженными конфликтами. Согласно Исламу, не может быть различия между международными и немеждународными вооруженными конфликтами.
Мы пришли к выводу, что основными принципами исламской концепции международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов является следующее: 1/
- воспрещение применения крайних мер, эксцессов, вероломства и неоправданной жестокости;
- воспрещение причинения противнику дополнительного зла, будь то убийство, жестокое обращение или наказание;
- запрещение неоправданных разрушений, особенно уничтожение посевов •
- запрещение использования отравленного оружия и массового ничем не ограниченного разрушения;
- необходимость проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами ;
- воспрещение чинить насилие над ранеными и сложившими оружие ;
- необходимость гуманного обращения с пленными и др.
"Поднимись выше себя и пригласи всех ко всему хорошему,
чтобы они восприняли все хорошее и забыли все плохое тогда они обретут счастье"(Сура II, аят 104 Корана).
1/. См. Во1заг<3 М.А. Ор.сИ;. - рр. 273-274.
Osama Kernel Muhammed Ibraghiia Gadalla
Muslim conception of international law SUMMARY
The dissertation it? devoted to important juridical problem, which has not been considered in scientific literature before.
The author investigates the juridical issues of shariat impact on legal regulations of international relations between Islamic countries, as well as between them and countries, in which Islam is not state religion.
The dissertation considers the essence of " Muslim law" concept, the contents of Islamic concept of international law, the questions of human rights on global and regional levels, the principles of international Islamic humanitarian law.
The conclusions and proposals containing in the dissertation could be used for the working out of general theory of human rightB as well as in the lecturing of courses and special courses for international law students and post-graduates.
28,03 „94r..
Tap» 100 2a:K 104
Qd&e&i In. jt,
Tan. 22 №I,. Qjw30HHTias3a, 3