СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по праву и юриспруденции, автор работы: Старостина, Светлана Андреевна, кандидата юридических наук
Введение—
Глава I. Образование и развитие мусульманского государства и права.
§ 1. Возникновение арабского мусульманского государства и права.
Арабский халифат (VTI-XIV вв.)
§ 2. Развитие мусульманского государства и права в Османской империи
XIV- начало XX в.)
§ 3. Особенности развития мусульманского права на территории России—
§ 4. Влияние современных исламских религиозно-политических учений на государственно-правовое развитие мусульманских стран (XX в.)
Глава IL Организационно-правовые основы борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции.
§ I. Государственно-правовые основы борьбы с преступностью в Турецкой республике
§ 2. Развитие государственно-правовых основ борьбы с преступностью в теократических исламских государствах
§ 3 Особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах со смешанной правовой системой
§ 4. Государственно-правовое регулирование борьбы с преступностью в исламских регионах СССР и России
ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ по теме "Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции"
Актуальность темы. Отношения исламского мира с Россией всегда имели определенные особенности. Мусульманские страны и Россия имеют общие сухопутные и морские границы. Шесть республик бывшего СССР, входивших многие годы вместе с Россией в состав единого государства, ныне - шесть из одиннадцати государств СНГ, неразрывно связанных с Россией -Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан - в подавляющем большинстве населены мусульманами. Согласно переписи населения 1989 года, на территории СНГ проживает 40 народов, исповедующих ислам.1
В состав Российской Федерации входят восемь мусульманских республик - Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Башкортостан и Татарстан . К приверженцам ислама относится также часть населения Северо-Осетинской республики. Районами наиболее плотного расселения мусульман традиционно являются Северный Кавказ, Поволжье и Центр Европейской части. В России, по разным подсчетам, проживает 15-20 млн. мусульман.3 Согласно переписи 1989 года, в Москве и Московской области проживает 350 тыс. мусульман (из них 201 тыс. человек - в Москве).4. В последнее время все больше ощущается влияние «исламского фактора» на криминогенную обстановку в России. Этнические криминальные группировки, в том числе и состоящие из представителей мусульманских народов, играют сегодня не последнюю роль в развитии организованной преступности в России. Многими из них был создан и контролируется ряд преступных промыслов. Например, контрабанда и незаконная торговля наркотическими средствами. Согласно исследованиям ВНИИ МВД РФ, наркотические средства в Россию поступают главным обра
1 Исламский вестник. № 19, 1992.
2 Народы России. Энциклопедия. М., 1994, сс. 75,105, 160-185.
3 Исламский вестник. № 8, 1997.
4 Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993. зом из бывших Среднеазиатских и Закавказских республик СССР, Казахстана, а также Афганистана, Пакистана и Турции. На другие республики бывшего СССР и некоторые европейские страны приходится довольно незначительный процент поставок.1 Война в Чечне послужила причиной ряда террористических актов, совершенных на территории России. В докладе «О состоянии законности в РФ» Генеральной прокуратуры было отмечено, что волна терроризма в стране будет нарастать и усиливаться до тех пор, пока не решены проблемы Северного Кавказа.2
Насаждение норм шариата в форме фундаментализма происходит у арабских и тюркских народов, в Иране, Афганистане, Пакистане, Саудовской Аравии. В России подобные процессы протекают в Чечне. Такая же тенденция наметилась и в Дагестане. Республика Ичкерия объявила себя исламской, в ней созданы шариатские органы власти (например, Совет улемов, шариатские суды, шариатское министерство государственной безопасности), приняты шариатские законодательные акты (шариатская Конституция, шариатский Уголовный кодекс). В Ичкерии и ряде других субъектов Российской Федерации возникли мусульманские общественные движения, руководство которых постепенно переходит к террористическим и иным криминальным формам борьбы, организуя торговлю оружием, наркотиками, вовлекая молодежь в кровавую борьбу, нередко прикрываясь религиозными лозунгами и призывами. Все это делает актуальным изучение исламского фактора в развитии национальных и исламских регионов и регионов с исламским компонентом, требует более пристального изучения обстановки в исламизированных субъектах Федерации с учетом религиозно - этнической ориентации. Довольно часто многие этнические и полиэтнические группировки, прикрываясь исламом, заявляют работникам правоохранительных органов протесты о нарушении их религиозных чувств. В первую очередь, с ними сталкиваются сотрудники милиции и других
1 Калачев Б.Ф, Веренинова Т.Ю, Моднов И.С. Контрабанда наркотиков в Россию. Научно-аналитический обзор. ВНИИ МВД РФ. М., 1996.
Аргументы и факты» № 7, 1997. правоохранительных органов (таможенных, налоговых и других служб) России. Работники милиции часто не имеют элементарных знаний об исламе, пасуют перед такими «верующими» или совершают действия, которые приводят к конфликтам и нарушениям российского законодательства. Поэтому необходимо тщательно изучить ислам, его черты, черты исламского права, выявить объем и характер криминальной угрозы России, гражданам со стороны исламских экстремистов и криминальных акций и деяний, на которые они решаются в России.
Также видится целесообразным изучение исторического опыта России в совместном проживании на одной территории и в государственном управлении исламскими регионами. Следует отметить, что к концу XIX в. на территории России проживало 18 млн. мусульман, столько же, сколько в Османской империи.1 Тем не менее, за исключением Кавказской войны, в исторических источниках сведений о крупных столкновениях мусульман с государственной властью не имеется, следовательно, мусульмане мирно уживались с христианами. В современной России ислам законодательно признан одной из ведущих религий страны. Мусульманские религиозные и политические деятели все более включаются в культурные и политические процессы, происходящие в стране и за рубежом. Все это подтверждает опыт более чем тысячелетнего совместного мирного и благотворного проживания ислама и православия на территории России.
К сожалению, в настоящее время в России не всегда уделяется достаточное внимание исламскому фактору, систематической опоры на ценности просвещенного и либерального ислама в политике наших властей нет. Но ислам в силу определенной специфики является неотъемлемой частью бытия своих приверженцев, и игнорировать его невозможно. Напротив, необходимо всесторонне, на основе различных подходов и методов изучить ислам и его роль в государственно-правовой политике мусульманских стран и, в первую очередь, в борьбе с преступностью, с целью дальнейшего полезного исполь
1 Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995, с. 107. зования этого исторического опыта в государственно-правовой политике России.
В настоящем исследовании предполагается изучить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в государствах, правовые системы которых в различной степени сочетают нормы мусульманского, традиционного и светского права. Поскольку сочетание этих норм в различных государствах неодинаково, видится целесообразным проводить исследование по трем направлениям.
Во-первых, на примере государств, население которых традиционно является мусульманским, но правовые системы имеют исключительно светский характер. В этой связи необычайно много дает обращение к истории права и государства Турции. В настоящее время Турция - это пока единственное государство на Ближнем и Среднем Востоке, которое осуществило процесс последовательной секуляризации и построило светскую правовую систему с разумным учетом норм традиционного права. Изучение истории государства и права Турции представляет большой интерес в свете событий, происходящих сегодня на Кавказа и в Закавказье. Мусульманское население Кавказа длительное время находилось в сфере влияния Турции и сейчас представляет вполне подготовленную почву для заимствований элементов турецкой государственно-правовой системы. Не исключено, что мусульманские республики России, стремясь обрести независимость, будут строить свое законодательство по турецкому образцу.
Во-вторых, необходимо обратиться к истории права и государства стран, правовые системы которых имеют исключительно шариатскую основу. С этой целью предполагается изучить правовые системы Ирана, который представляет классический вариант шиитской модели исламского государства и Саудовской Аравии, представляющей суннитскую модель. Осветить особенности правового регулирования борьбы с преступностью в ваххабитской Саудовской Аравии следует также и потому, что в последнее время это исламское течение имеет немало приверженцев в Дагестане.
Большинство мусульманских стран имеют правовые системы, которые приблизительно в равных долях сочетают в себе как нормы и принципы светского права, так и мусульманского, являясь при этом светскими государствами. Поэтому третьим направлением исследования будет изучение именно этих стран. На примере Народной Демократической Республики Йемен, Алжира, Афганистана и др. Эти Государства выбраны с учетом того, что их правовые системы в разной степени и в разных формах сочетают нормы светского и религиозного права.
Вышеизложенные положения определили в конечном итоге актуальность, цели и основные задачи настоящего исследования.
Цели исследования.
Настоящее исследование ставит перед собой следующие цели:
1. Выявить и показать сущность исламской концепции государства и права, анти!фиминальный потенциал ислама, раскрыть влияние ислама и шариата на организационные и правовые основы борьбы с преступностью.
2. Раскрыть исламскую доктрину преступности и борьбы с ней, а также предназначение исламских государственных органов и права в борьбе с преступностью.
3. Раскрыть исторический опыт борьбы с преступностью в исламских странах, исследовать процесс развития органов борьбы с преступностью и правовых основ этой борьбы.
4. Раскрыть особенности правового регулирования борьбы с преступностью в странах дальнего зарубежья: с теократической, смешанной и светской государственностью.
5. Показать исторический опыт совместного проживания мусульман и христиан на территории России. Раскрыть исторический опыт России в управлении исламскими регионами, в том числе в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.
6. Показать характер государственной власти и законодательства в Чеченской Республике Ичкерия, выявить в них исламскую компоненту и ее влияние на характер государственной политики Республики, ее правительства и оппозиции, их влияние на состояние преступности и борьбы с ней в республике и в России.
7. Дать работникам правоохранительных органов необходимые знания об исламе, его основных положениях, правовых устоях жизни мусульман; дать практические рекомендации работникам милиции при осуществлении их служебной деятельности с мусульманами - гражданами России и иных государств, при предупреждении правонарушений в мусульманской среде, в борьбе с преступностью с участием в ней исламских элементов.
Объект и предмет исследования. Объектом данного диссертационного исследования является ислам, его основные положения, установки и правила, мусульманское государство, право, исламские концепции государства и права, преступности и борьбы с ней, исторический опыт исламских государств и России, их государственных и правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
Предмет исследования составляют Коран, другие источники ислама, мусульманского права, основны'е законодательные акты исламских государств, регламентирующие деятельность государственных органов в борьбе с преступностью. Предметом исследования также является научная литература по теме диссертации.
Методологические основы и методы исследования. В методологическом отношении исследование основывается преимущественно на общеисторическом, цивилизационном, региональном, страноведческом, проблемном и тематическом подходах и методах познания. Широко использовались такие общенаучные методы, как сравнительно - исторический метод, методы сравнительного правоведения (компаративистский), логический, историко-правовой, системный и другие научные методы.
Характеристика источников и литературы ш Основу настоящего исследования составили источники мусульманского права, труды мусульманских правоведов прошлого и современности; законодательные и иные нормативные акты на русском и иностранном языках, главным образом, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные, Конституции государств СНГ, стран Африки и Ближнего Востока.
Общетеоретическое значение для диссертации имеют наУчнь1е труды таких ученых как В.В. Альхименко, О.А. Жидков, Ю.Н. Жданов, В.М. Клеандрова, Н.А. Крашенинникова, В.М. Курицын, Р.С. Мулукаев, А.С. Пиголкин, Т.Н. Радько, JI.P. Сюкияйнен, О.И. Чистяков.1
Непосредственно при исследовании проблем, связанных с изучением мусульманского государства и права использовались работы Л.С. Васильева, Е.А. Дорошенко, М.А. Керимова, Л.М. Кулагиной, И.Л. Фадеевой и других советских ученых. Однако, наряду с несомненно большим научным значением этих работ, следует отметить некоторую односторонность их взглядов, что объясняется идеологическими причинами, традиционным использованием одного, единственно приемлемого, с точки зрения марксизма-ленинизма,
1 Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью М., 1998.; История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Краше-нинниковой. М., 1996; Клеандрова В.М. История государства и права России. М., 1996; Клеандрова В.М. История государства и права России.: (Дооктябрьский период). М., 1997; Курицын В.М. Теория государства и права. М., 1986; Мулукаев Р.С. Сотрудничество советских республик в строительстве рабоче-крестьянской милиции 1918-1924 гг. В кн.: Высшая школа МВД СССР. Труды, вып.35. М., 1973; Пиголкин А.С. Основы теории государства и права. М., 1982; Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Дисс. . .д-ра .юрид. наук. М., 1987; Чистяков О.И. Образование СССР. М., 1972.
2 Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Дорошенко Е.А., Кулагина Л.М. Государственный строй Ирана. М., 1957; Керимов М.А. Государственный строй Турции. М., 1956; Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М., 1993 и др. классового подхода. Советские авторы пытались уложить восточные общества в одну общую формационную схему, ставили в основу права и государства, в первую очередь, экономические процессы. В настоящее время появились исследования, построенные на новых научных подходах и методах. Это работы отечественных и зарубежных авторов: Л.Р. Сюкияйнена, Н.В. Жданова, Р.Г. Ланды, Р. Максуд и других ученых. Необходимо особо отметить большой научный вклад в разработку данной проблематики профессора Л.Р. Сюкияйнена.1 Непосредственно проблемы правового регулирования борьбы с преступностью в мусульманских государства получили освещение в работах С. Боронбекова, В.А. Лихачева., Г.И. Муромцева, А.В. Наумова и других авторов.2
Также в процессе работы над диссертацией использовались иные российские, советские и зарубежные документы и материалы: дипломатическая переписка, международные соглашения и договоры, парламентские, статистические и иные ведомственные материалы, мемуары, памятные записки, публицистические и историко-географические очерки государственных, по
1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах Арабского Востока. В кн.: Государство и право в развивающихся странах. Сб. статей. М., 1976; Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность. В кн.: Критика буржуазных политических и правовых концепций. М., 1984; Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.,1997. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991; Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995; Рукайя Максуд. Ислам. М., 1998 и др. л
Боронбеков С. Афганское уголовное право: (История и современность). Дисс. . д-ра юрид. наук. М., 1996; Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988; Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987; Наумов А.В. Основы уголовного права и процесса Демократической республики Афганистан. М., 1987 и др. литических и общественных деятелей, ученых, путешественников, а также периодическая печать и пресса.
Научная новизна диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью данной проблематики в отечественной и зарубежной литературе. Оно представляет собой одно из первых комплексных исследований борьбы с преступностью в исламских странах в прошлом и в настоящем времени. Впервые проведено исследование борьбы с преступностью в странах с исламскими правовыми традициями: теократических, светских, в странах со смешанным политическим и правовым режимом. Впервые исследуется борьба с преступностью, имеющей исламские религиозные и национально - этнические основы на территории СНГ и России. В определенной степени исследуются вопросы распространения исламской преступности в мире и экспорта ее в Россию. Большое внимание уделяется борьбе с преступностью исламских элементов в России, в субъектах Федерации, в регионах, областях и городах, где значительны исламские диаспоры, которые нередко питают преступность.
Научно - теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты данного исследования могут быть использованы, как теоретическая база для последующих исследований, для изучения государственными органами положения в исламских странах, в регионах России при принятии политических, управленческих и иных решений, связанных с борьбой с преступностью. Материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по проблемам борьбы с преступностью, отдельным темам уголовного, процессуального права, криминологии, по религиоведению и истории религий.
Достоверность проведенного исследования определяется комплексным методологическим подходом, глубоким изучением Корана, других источников ислама, памятников мусульманского права, правовых актов Арабского халифата, Османский империи, Турции и других исламских государств, в том числе, современных стран с различной степенью исламизации государственной и общественной жизни, их правовых систем.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на научных конференциях, проходивших в МЮИ МВД России, Калининградском юридическом институте МВД России, Институте Востоковедения РАН; опубликованы в семи научных статьях и учебном пособии, использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран в МЮИ МВД России и ряде негосударственных вузов Москвы. Некоторые рекомендации, изложенные в выводах диссертации используются в деятельности Главного управления правовой работы и внешних связей МВД России.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих по четыре параграфа, заключения и приложения. Приложение включает список источников и литературы, терминологический словарь, схемы.
ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Старостина, Светлана Андреевна, Москва
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
I. Возникновение ислама и первых стабильных государственно-правовых структур на Аравийском полуострове имеют прямую взаимосвязь. Одной из причин возникновения ислама являлась необходимость объединения многочисленных воюющих государственных и племенных образований Аравии VI в. С другой стороны ислам не был единственным источником государственности у народов Аравийского полуострова, как это утверждалось ранее многими учеными. Ранние государственные образования существовали у арабов и в доисламский период. Во-первых, это были города-государства типа вавилонских, индийских и древнегреческих полисов с собственными органами власти, системой управления и силовыми структурами. Во-вторых, властные органы племенной организации в некоторых частях полуострова также можно считать государственными органами. Ислам же сыграл роль объединяющего фактора и стал основой создания единого, нового по своей сути, теократического государства.
II. Исламская государственно-правовая концепция основывается на том, что вся власть, в том числе и законодательная, принадлежит Аллаху. Следовательно, императивные нормы предписываются Аллахом, именно они составляют основу публичного правопорядка. Для всех отраслей мусульманского права существует один источник - Аллах, который через откровение сформулировал общеобязательные правила поведения для правоверных. Халифат - мусульманское государство призван защищать пророчество, замещать законодателя и управлять светским миром ( см. Ал-Маварди, Ибн Хал-дун) посредством халифа - заместителя пророка на земле. Главное в содержании халифта - это его религиозные устои, полное соответствие и подчинение принципам ислама и мусульманского права. Мусульманско-правовая теория провозглашает связанность главы государства во всех действиях не только нормами мусульманского *права, но также интересами и общей пользой подданных, что теоретически исключает возможность произвола и злоупотребления властью со стороны правителя или совершение им каких-либо действий во вред подданным.
III. Основными источниками мусульманского права изначально являются Коран и Сунна. Поскольку их предписания недостаточны для регулирования всех сторон общественных отношений, уже в первые века ислама мусульманские богословы-правоведы разработали систему толкования норм Корана и Сунны с помощью различных методов для того, чтобы ликвидировать правовые пробелы. Итогом этой работы стало появление школ-толков различных направлений, каждая из которых предлагала свои приемы и методы толкования Корана и Сунны. Появление школ-толков закрепило положение мусульманско-правовой доктрины в качестве основного источника мусульманского права, которое стало правом той или иной школы, применяемого разными народами, этносами и государствами. В этом и заключается оригинальность мусульманской правовой системы, основанной не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям системе толкования. Мусульманская правовая доктрина признана официальным источником права во многих государствах, правовые системы которых содержат элементы исламской правовой традиции.
IV. Мусульманское право и шариат не идентичные понятия. Понятие «мусульманское право» гораздо шире, чем понятие «шариат» и включает его в себя. Мусульманское право -„это совокупность всех общеобязательных предписаний и принципов, как закрепленных в Коране и Сунне, так и полученных в результате толкования, обращенных к последователям мусульманской религии. Шариат же - это совокупность предписаний и принципов, закрепленных только в Коране и Сунне, более узкое понятие. Следовательно, в мусульманское право входят и нормы шариата, и нормы, полученные в результате деятельности богословов-правоведов различных толков.
V. Нормы уголовного права представляют собой наименее разработанную часть шариата, поэтому основное их количество было разработано богословами-правоведами в результате толкования.
Преступлению, согласно теории мусульманского уголовного права, можно дать следующее определение. Преступление - это нарушающее заповеди Корана, подрывающее авторитет ислама, общественно опасное деяние, направленное против морали, обычаев, распускающее правоверного мусульманина и иноверца, находящегося в пределах действия шариата, духовно, нравственно и религиозно, совершенное виновно и запрещенное Кораном и другими источниками мусульманского права под страхом наказания.
VI. Мусульманское право предусматривает жестокие и устрашающие наказания, имеющие ярко выраженный карательный характер. Такое наказание, во-первых, имеет своей целью не исправление преступника, не изоляцию его от общества, а является возмездием за совершенное противоправное деяние; во-вторых, выполняет профилактические функции, устрашая население путем публичных казней и экзекуций. Из этого следует, что наказание в мусульманских государствах является одним из видов борьбы с преступностью. Особенность такой борьбы заключается в том, что преступник лишается физической возможности совершения последующих преступлений либо путем его уничтожения - смертной казни, либо путем членовредительных наказаний. Например, вору положено отсекать кисти рук. Человек, лишенный кистей рук физически не может совершить кражу. К тому же такого вора всегда можно выделить среди людей и принять надлежащие меры против возможного совершения им преступления. Публичное исполнение жестоких наказаний психологически уничтожает преступные намерения у лиц, стоящих на преступном пути. Таким образом, исламская концепция борьбы с преступностью, возникшая в Арабском халифате, заключается в уничтожении преступности.
VII. Мусульманское право отличается особой близостью взаимосвязи норм права, правосознания и поведения. В такой ситуации правовая норма воспринимается верующими как выражение своих представлений о должном и справедливом, что предопределяет их готовность подчинять свое поведение данному правилу.
Исламская концепция борьбы с преступностью имеет довольно сильную внутреннюю сторону. Ислам с его широким кругозором стремится наставить личность и общество на правильный путь изнутри, поэтому нормирует внутреннюю жизнь индивидуума так же подробно, как и внешнюю жизнь общества, тем самым борясь с преступными проявлениями, изначально возникающими в мыслях человека. Мусульманин, свято почитающий каноны ислама, никогда не нарушит закон и не совершит преступление. Из этого можно сделать вывод, что в основе правопорядка лежит всеобщая нравственность. Истинный правопорядок будет существовать не в том государстве, которое силовыми методами пытается принудить граждан к зако-нопослушанию, а в том, в котором граждане сознательно не пойдут на нарушение закона, желая находиться в духовном равновесии с обществом, принявшем эти законы. Любое преступление по сути своей аморально, и в том обществе, в котором внутренний запрет для человека будет сильнее внешнего, уровень преступности всегда будет невысоким.
VIII. Мусульманское право, возникнув в Арабском халифате, следующий важный этап своего развития прошло в Османской империи, под властью которой с XIV до начала XX в. находилось большинство территорий, населенных мусульманскими народами.
Особенностью правовой "системы Османской империи является сосуществование религиозных законов и светских законов, исходящих от имени султана - канунов. Причины возникновения такой системы права следующие. К XV-XVI вв. Османское государство достигло максимального расширения своих границ. Султанская власть стала приобретать все большие черты абсолютизма. Стремясь расширить масштабы своей власти, султаны стали опираться на тюрко-монгольскую и византийскую модели политической организации, имеющие светскую основу. Но Османская империя являлась теократическим государством, и султан в своих действиях должен был опираться, в первую очередь, на божественное предначертание, а потом уже учитывать экономические и политические интересы, обеспечивать социальный порядок и безопасность людей. В итоге, первое стало определять порядок материального и духовного мира, а второе позволяло этот порядок поддержать, что и достигалось с помощью канунов. Предназначение шариата - вести верующих к совершенству при жизни и счастью после смерти. Канун направлен на установление порядка в государстве и ограждение граждан от насилия.
В настоящее время такая система (мазалим) принята в большинстве мусульманских стран. Возникновение такой системы стало первым шагом на пути модернизации исламской государственно-правовой концепции. Впоследствии в результате деятельности османских реформаторов идея разумного сочетания религиозного и светского начал в праве получила свое логическое развитие.
IX. В России мусульманское население всегда было и остается значительным. Исторически мирное развитие ислама в России определялось формулой "мир ислама" существует в "мире договора" и признает его. Власти, за рядом исключений, всегда проводили политику веротерпимости, давая возможность свободного развития ислама и мусульманского права. Курс некоторых русских царей на полное покорение завоеванных народов при помощи их христианизации оказался несостоятельным. Со второй половины XVIII в. он уступил место признанию неизбежности сосуществования христианства с исламом при сохранении господствующего положения христианской церкви, причем российские власти стали использовать мсуль-манское духовенство в интересах существующего строя.
Российские власти, понимая, что ислам для его приверженцев не только религия, но и свод правил поведения, уделяли должное внимание изучению мусульманского права.
Значительная часть мусульманского населения России сосредоточена на Кавказе, где традиционно в качестве правовой основы выступал адат - совокупность норм обычного права. С распространением ислама на Кавказе, адат и шариат стали неотделимы друг от друга и вошли в единую систему мусульманского права, действующую в этом регионе. Нормы шариата сыграли положительную роль в деле- уменьшения уровня преступности на Кавказе, поскольку нормы адата, в отличие от норм шариата, не мешали распространению пьянства, грабежей и своеволия. Царская администрация, видя положительную роль ислама, не только не запрещала, но и всячески поддерживала шариат, считая его единственно приемлемым для мусульман правом, строила на его основе судебные органы в Кавказских областях.
X. С начала XX в. движение за модернизацию ислама неуклонно распространялось. В первую очередь это касалось права. Устаревшие нормы шариата пересматривались, под влиянием европейского права формировались новые нормы. С другой стороны, обновленческое движение, всплеск модернизации ислама и мусульманского права в первой половине XX в. послужил причиной возникновения ряда течений, призывающих к возвращению к первоначальной чистоте ислама (ваххабизм, панисламизм, различные фундаменталистские течения). Итогом этого стала поголовная «исламиза-ция» государственно-правовых систем во многих государствах (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), которая нередко используется правительстами этих стран в политических целях, что вызывает серьезные межрелигиозные и межнациональные противоречия.
Именно идея джихада - войны против неверных послужила основой применения террористических методов политической борьбы, используемых фундаменталистами. В то же время, фундаментализм - это, в первую очередь, политическое явление и идентифицировать его с исламом в целом нельзя.
XI. Либерально настроенный мусульманский мир стремится к установлению исламского миропорядка, который призывает к всеобъемлющей социальной справедливости. Об этом говорит ряд международно-правовых актов, принятых Организацией Исламская конференция (ОИК), в том числе Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 г. Согласно этим положениям, любой закон и власть считаются освященными Богом, если они по сути своей справедливы и отвечают интересам общества. Основными компонентами системы права в современном мире либерального ислама являются: добровольное восприятие обязательства; гибкость как инструмент достижения соответствия между меняющейся социальной средой и неизменными принципами религии; вечный характер мусульманского права.
XII. К середине XX в. в ряде стран мусульманское право сохранило свои позиции, продолжая действовать в своем традиционном виде. Многие же исламские страны стали строить свои правовые системы с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому и англосаксонскому. В то же время ни в одной традиционной мусульманской стране, кроме Турции, мусульманское право не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм.
В настоящее время наблюдается различное сочетание в государственных структурах светских и исламских элементов. По степени влияния ислама на государственно-правовые системы мусульманских стран их можно разделить на несколько групп. Первую группу составляют страны (Турецкая республика), конституционно-правовая структура и официальная идеология которых являются по существу светскими. Ко второй группе относятся те страны (Алжир, Марокко, Сирия, Египет и др.), в государственную структуру которых, в основном светскую, включены некоторые исламские положения. К этой группе относится большинство государств исламского мира. Третью группу представляют страны (Иран, Саудовская Аравия) официальная идеология которых обосновывает необходимость полного соответствия государственной структуры принципам ислама. К четвертой группе следует отнести бывшие страны социалистической ориентации (НДРЙ, Ангола, Уганда и др.). Это преимущественно Африканские светские государства, правовые системы которых в значительной мере содержат мусульманские правовые нормы и в настоящее время ориентируются на исламский мир. Пятую группу составляют страны, в которых мусульманское право является отдельной признаваемой господствующим правом частью общегосударственной системы права (среднеазиатские республики СНГ и Азербайджан). К шестой группе можно отнести государства и регионы, где мусульманское право действуя фактически, не признается юридически (Чечня, Дагестан).
XIII. Государственно-правовая система Турецкой республики прошла длительный этап становления, последовательно осуществив процесс секуляризации религии и придя в итоге к светской правовой системе. Правовые основы борьбы с преступностью в Турецкой республике по содержанию и структуре являются светскими. Однако, в турецком обществе существуют вековые традиции, в том числе и правовые, которые игнорировать нельзя. Чтобы разрешить эти противоречия законодатель нередко видоизменяет нормы шариата и под видом светских правовых норм включает в законодательство. Деятельность судебной системы и правоохранительных органов строится исключительно на светских, общеевропейских принципах и методах.
XIV. Государственно-правовая система в Иране прошла несколько этапов развития: от теократического к светскому и обратно к теократическому. В данном случае традиции оказались сильнее реформ и в итоге Иран превратился в исламскую республику, основанную на принципах шиитской государственно-правовой концепции. Правовая система в таком государстве полностью основана на нормах мусульманского права шиитского толка. Судебная власть принадлежит духовенству. Аналогичные процессы наблюдаются и в Саудовской Аравии, также являющейся теократическим исламским государством. Разница между ними в том, что Саудовская Аравия - абсолютная монархия, государственно-правовая система которой основывается на суннитско-ваххабитской концепции. В целом для обоих государств характерна всеобъемлющая власть духовенства, которое отстаивая свои позиции нередко использует шариат в качестве инструмента политической борьбы. В первую очередь это относится к уголовному праву. Любому запрету придается форма уголовно-правовой нормы. Ничем не ограниченная власть духовенства ведет к произволу, применению несоразмерно жестоких мер уголовного преследования, нарушению естественных прав человека.
XV. Основываясь на приведенной выше классификации, следует вывести понятие государств с правовой системой смешанного типа. Такими государствами являются страны, население которых традиционно исповедует ислам, но в силу длительного нахождения в колониальной зависимости ориентированные на правовые системы своих метрополий. В большинстве указанных стран действуют либо старые колониальные законы, либо новые, но подвергшиеся сильному влиянию старых. В то же время правительства этих стран обращается к исламу в своей внутренней и внешней политике, рассматривая его как часть культурной традиции своей страны и видя в нем средство мобилизации мусульманских масс.
В государствах с правовой системой смешанного типа наблюдается неодинаковое сочетание норм светского и мусульманского права. В ряде стран влияние традиционного права оказывается сильнее заимствованного, в других же, напротив, его влияние незначительно. Например, правовая система Народной Демократической Республики Йемен является по существу светской, нормы мусульманского права употребляются в исключительных случаях, тогда как в Афганистане светское законодательство и мусульманское право занимают равные позиции с явной тенденцией к исламизации. В целом можно сделать вывод, что источники права в рассматриваемых странах отличаются разнообразием, но ведущую роль среди них играют нормативно-правовые акты, принимаемые посредством правотворческой деятельности государственных органов. С одной стороны, эти акты составляют систему уголовного законодательства, а с другой, - воспринимаются населением как часть мусульманского права. В некоторых странах официально закрепляется приоритет религиозного закона по отношению к светскому.
Можно отметить, что в африканских странах влияние ислама на законодательство не так велико, как в странах Ближнего и Среднего Востока. Это можно объяснить следующими причинами. Ближний Восток является родиной ислама, население которого исповедует ислам с момента его возникновения. В этих же странах мусульманское право возникло и прошло основные этапы своего развития. В африканские государства ислам был принесен в результате завоевательных походов значительно позже. В это время в этих государствах существовали довольно стойкие языческие верования, которые частично сохранились до наших дней. Особенно это характерно для государств Центральной и Южной Африки. Население Африки было исламизи-ровано в процессе завоевательных походов арабских халифов. Затем долгое время правовые системы этих государств испытывали влияние правовых систем своих метрополий (романо-германской и англосаксонской). В итоге при формировании собственного уголовного законодательства после обретения независимости решающим оказалось именно это влияние, а не мусульманское право.
XVI. После Октябрьской революции большевики придавали большое значение «исламскому фактору». Их концепция решения исламской проблемы заключалась в постепенном привлечении мусульман на свою сторону путем идеологических компромиссов, когда мусульмане нужны были для борьбы с белой гвардией или представляли угрозу революции. На этом этапе большевики, отступив от своих атеистических принципов, разрешили существования судов шариата, мусульманских организаций и традиций на территории Советской России, включая их в общую систему социалистического права. Окрепнув, советская власть в помощи мусульман нуждаться перестала и предприняла наступление на ислам, наряду с наступллением на другие религиозные конфессии СССР.
Подавление Советской властью религиозной составляющей российского общества и замена ее коммунистической партийной идеологией нанесли удар по естественным взаимоотношениям народов и конфессий в СССР. Кризис коммунистического сознания и партийно-государственной организации привел к распаду СССР, ослаблению естественных связей между республиками, росту уровня преступности, возникновению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, в том числе и вооруженных.
В настоящее время в России на Северном Кавказе возник конфликт правовых систем: российской и мусульманской. Чеченская Республика Ичкерия в качестве правовой основы борьбы с преступностью признает лишь свой Уголовный кодекс, основанный на законах шариата. Но, являясь субъектом Российской Федерации, Ичкерия должна подчиняться федеральному уголовному законодательству. Возникшее противоречие означает фактическое беззаконие на территории республики, что несомненно ведет к увеличению уровня преступности.
Россия, официально признавая мусульманский мир внутри себя, обязана признавать и его право. Поэтому необходимо отработать организационный и правовой механизм согласования и принятия законов России, касающихся субъектов Федерации, их религии, права, культуры и принимаемых ими законодательных актов. Противостояние же приведет только к обострению противоречий.
Подводя итог написанному, хотелось бы сделать вывод, что с одной стороны шариат и мусульманское право являются весьма действенными инструментами правового регулирования борьбы с преступностью в государствах с исламским населением и исламскими правовыми традициями. Главным образом это относится к государствам со стабильной политической обстановкой, потому что использование ислама в политических целях приводит в большинстве случаев к беззаконию и произволу, а право становится инструментом борьбы за власть.
БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ «Правовое регулирование борьбы с преступностью в странах с элементами исламской правовой традиции»
1. Законодательные и HHi^ ie нормативные акты, источники мусульманского права в сборниках документов На русском языке:
2. Великая Яса Чингисхана. Сборник материалов, относящихся к историиЗолотой Орды. М., 1941.
3. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. М., 1989.
4. Всеобщая исламская декларация прав человека. В кн.: Жданов Н.В.Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
5. Гюльханейский хатт-и-шериф от 3 ноября 1839 г. В кн.: Юзефович Т.Договоры России с Востоком, политические и торговые. Спб., 1869.
6. Депеша гофмейстера Гартвига. Перевод указа шаха от 1 июля 1906 г. осоздании меджлиса. Сборник дипломатических документов, касающихся событий в Персии. Вып. 1. Спб., 1912.
7. Дополнение к Основному закону Ирана от 8 октября 1907 г. В кн.:Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956.
8. Закон № 3 от 1976 г. Уголовный кодекс НДРЙ. В кн.: Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты. М., 1985.
9. Закон № 7 от 1980 г. «О судоустройстве НДРЙ». В кн.: Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты. М., 1985.
10. Закон № 26 от 1981 «О правах и полномочиях народной полицииНДРИ». В кн.: Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты. М., 1985.
11. Закон № 9 от 1984 г. «О прокуратуре НДРЙ». В кн.: Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты. М., 1985.
12. Закон Афганистана «О государственных учреждениях» 1923 г. В кн.:Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956.
13. Закон № 63-218 от 18 июня 1963 г. «О создании Верховного судаАНДР». В кн.: Алжирская Народная Демократическая Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1983.
14. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях. Уфа, 1999.
15. Канун джедид. В кн.: Восток в новое время. Экономика, государственный строй. М., 1991.
16. Китаб ал-Харадж. Хрестоматия по исламу. М., 1994.
17. Книга законов султана.Селима I. М., 1969.
18. Конституция Азербайджанской Республики 1995 г. Баку, 1995.
19. Конституция Алжира 1962 г. В кн.: Алжирская Народная Демократическая Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1983.
20. Конституция Афганистана 1923 г. В кн.: Дурденевский В.Н., Лундшувейт Е.Ф. Конституции Востока. Л., 1926.
21. Конституция Афганистана 1931 г. В кн.: Конституции государствБлижнего и Среднего Востока. М., 1956.
22. Конституция Ирана 1906 г. В кн.: Конституции государств Ближнего иСреднего Востока. М., 1956.
23. Конституция Республики Казахстан 1995 г. В кн.: Конституции странСНГ и Балтии. М., 1999 г.
24. Конституция Кыргызской Республики 1993 г. В кн.: Конституции странСНГ и Балтии. М., 1999 г.
25. Конституция НДРЙ 1978 г. В кн.: Народная Демократическая Республика Йемен: Конституция и законодательные акты. М., 1985.
26. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
27. Конституция Республики Таджикистан 1994 г. В кн.: Конституциистран СНГ и Балтии. М., 1999.
28. Конституция Турецкой республики 1924 г. В кн.: Дурденевский В.Н.,Лундшувейт Е.Ф. Конституции Востока. Л., 1926.
29. Конституция Туркменистана 1992 г. В кн.: Конституции стран СНГ иБалтии. М., 1999 г.
30. Конституция Республики Узбекистан 1992 г. В кн.: Конституции странСНГ и Балтии. М., 1999. 130. Коран. М., 1990.
31. Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари. Ч. 1. М., 1998.
32. Ордонанс № 65-278 1965 г. «О создании судебной организации АНДР».В кн.: Алжирская Народная Демократическая Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1983.
33. Ордонанс Х» 66-180 1966 г. «О создании специальных судов для рассмотрения дел о правонарушениях, посягающих на экономику». В кн.: Алжирская Народная Демократическая Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1983.
34. Положение о комиссии по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства Туркестанской Республики с шариатом и адатом 1920 г. В кн.: История Советской Конституции (в документах) 1917-1956. М., 1957.
35. Положение о Туркестанской Советской Социалистической Республике.В кн.: История Советской Конституции (в документах) 1917-1956. М., 1957.
36. Туркманчайский мирный договор. В кн.: Юзефович Т. Договоры России с Востоком, политические и торговые. Спб., 1869.
37. Уголовный кодекс Азербайджанской республики. Баку, 1996.
38. Уголовный кодекс АНДР 1962. В кн.: Алжирская Народная Демократическая Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1983,
39. Уголовный кодекс Республики Узбекистан. Ташкент, 1996.
40. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997.
41. Уголовный кодекс Франции 1810 г. М., 1947.
42. Уголовный кодекс Чеченской Республики Ичкерия, 1996.
43. Устав организации исламской конференции 1977 г. В кн.: Жданов Н.В.Исламская концепция миропорядка. М., 1991
44. Хатт-и-хумайун от 18 февраля 1856 г. В кн.: Юзефович Т. ДоговорыРоссии с Востоком, политические и торговые. Спб., 1869,
45. Хидоя. Комментарий мусульманского права. Ташкент, 1994.На иностранных языках: европейских:
46. Droit musulman, par Y. Pharaon et Th. Dulau. P., 1859.
47. Gledhill A. The Penal Codes of Northern Nigeria and the Sudan. London,1963.
48. Матковски A. Кануни и фермани: За Македон.а. Conje, 1990. (Сборникзаконов Османской империи 1310-1810).
49. Organization de la police. Recuel des lois, dicrets et reglaments de la republique de la Turquie. T.X. Istanbul, 1923.
50. Ohsson S.M. Code penal. Tableau general le I'Empire Othoman. P, 1824.
51. Principles and Precedents of Moohummudan law by W.H, Macnaghten. L.,1825.
52. Turkey. Laws, statutes, etc. Code the procedure penal. Istanbul. John Rizzo,1930. на турецком языке:
53. Turk Ceza Kanunu. Kanun № 765. Inkilap kitabevi. Istanbul. Ankara Caddesi № 155, 1945. на азербайджанском языке:
54. Сборник законов и постановлений меджлиса Ирана. Баку, 1936.2. Книги и статьи на русском языке:
55. Абрамов Реформа суда в современной Персии. Баку, 1929.
56. Азизова Ю.С. О роли ваххабизма в истории и современном положенииСаудовской Аравии. В кн.: Зарубежный Восток: особенности идеологии и политики. Ташкент, 1985.
57. Александров И., Ахрамович Р. Государственный строй Афганистана. М.,1956.
58. Алексеев С. Общая теория права. Курс в 2 томах. М., 1981-1982.
59. Альхименко В.В., Жданов Ю.Н. Организационно-правовые основы международного сотрудничества-в борьбе с преступностью. М., 1998.
60. Алиев Р.Я. Ислам в концепциях «национального социализма». Баку,1987.
61. Ататюрк Мустафа Кемаль. Избранные речи и выступления. М., 1966.
62. Бабич И. Л. Эволюция взаимоотношений центральной государственнойадминистрации с традиционным общинным самоуправлением у кабардинцев в XIX-XX вв. В кн.: Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Сб. статей. 41. М., 1993.
63. БартольдВ.В. Соч.,т.2, ч.1. М., 1953.
64. Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1925.
65. Боголюбов А.С. Пресечение и наказание в мусульманском праве (VIIIIX вв.). В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. Сб. статей. М., 1984.
66. Большаков О.Г. История халифата. Т.2. М., 1993.
67. Боффе Д. История Советского Союза. М., 1994.
68. Валькова Л.В. Роль ислама во внешней политике Саудовской Аравии в60-е - 70-е гг. В кн.: Ислам в истории народов Востока. М., 1981.
69. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). М., 1982.
70. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.
71. Волков Б.С. Основания ответственности по уголовному законодательству НДРЙ. В кн.: Право и политика в развивающихся странах. Сб. научных трудов. М., 1990.
72. Газиз Г. История татар. М., 1994.
73. Гаспринский И. Русское мусульманство.-«Арабески» Истории». Кн.1.Русский взгляд. М., 1994.
74. Гасратян М.А. Очерки истории Турции. М., 1983.
75. Государство в докапиталистических обществах Азии. Сборник статей.М., 1987.
76. Грязневич П.А. Ислам и государство. В кн.: Ислам. Религия, общество,государство. Сб. статей. М., 1984.
77. Грязневич П.А. Проблемы изучения истории ислама. В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. Сб. статей. М., 1984.
78. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
79. Данциг Б.М. Турция. М., 1940.
80. Данциг Б.М. Турецкая республика. М., 1956.
81. Джикия С. Турецкий судебный документ XVIII в. Письменные памятники Востока. Ежегодник, 1969. М., 1972.
82. Дорошенко Е.А., Кулагина Л.М. Государственный строй Ирана. М.,1957.
83. Дорошенко Е.А. Пути и формы взаимодействия шиитского духовенствана общественно-политическую жизнь Ирана. В кн.: Ислам в истории народов Востока. Сб. статей. М., 1981..
84. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985.
85. Дулина Н.А. Османский уголовный закон 1851 г. (о соотношениибуржуазных и традиционных элементов в области уголовного права танзимата). В кн.: Восток в новое время. Экономика, государственный строй. М., 1994.
86. Емелин А.С., Бондаренко Д.'В. Арабский халифат и мусульманское право. М., 1997.
87. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России м Средней Азии. М., 1993.
88. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
89. Игнатенко А.А. Общественно-политические воззрения Абу аль-Хасанааль-Маварди (974-1058). Народы Азии и Африки. 1989, № 4.
90. Игнатенко А.А. Политика государственного терроризма и исламскиенеправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. В кн.: «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. Сб. статей. М., 1987.
91. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993.
92. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Минск, 1995.
93. Исаев М.М. Персидский уголовный кодекс. Советское право. 1927, № 1.• 2.40. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х - начало 80-х гг.). М., 1986.
94. История государства и права зарубежных стран. Под ред. О.А. Жидковаи Н.А. Крашенинниковой. М., 1996.
95. История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца.М., 1996.
96. Калачев Б.Ф., Веренинова Т.Ю., Моднов И.С, Клипачев А.Д. Контрабанда наркотиков в Россию: Научно-аналитический обзор. ВНИИ МВД РФ. М., 1996.
97. Кемаль Мустафа. Путь новой Турции 1919-1927. М., 1929-1931.щ 2.45. Керимов Г.Н. Ислам и его влияние на общественно-политическую мысль народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1983.
98. Керимов М.А. Государственный строй Турции. М., 1956.
99. Клеандрова В.М. История государства и права России. М., 1996.
100. Клеандрова В.М. История государства и права России: (Дооктябрьскийпериод). М., 1997.
101. Климович Л.И. Ислам в царской России. Очерки. М., 1936.
102. Когда убивает государство... Смертная казнь против человека. М., 1989,
103. Козбаненко В.А. Партийные фракции в I и II Государственных ДумахРоссии. 1906-1907. М., 1996 г.
104. Кониев Ю.И. Законодательство ДРА. Советское государство и право.1982, №7.
105. Крывелев И.А. История религий. М., 1983.
106. Курицын В.М. Теория государства и права. М., 1986.
107. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
108. Ланда Р.Г. История взаимоотношений России и ислама. Россия и мусульманский мир. 1995, № 2(32).
109. Ленин В.И. Поли. собр. соч.,.т. 51.
110. Лихачев В.А. Уголовное право в освободившихся странах. М., 1988.
111. Лихачев В.А. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья граждан вгосударствах социалистической ориентации. М., 1987.
112. Лукоянов А.К. Исламизация в Иране (проблема власти). В кн.: Мусульманские страны: религия и политика (70-е - 80-е гг.). М., 1991.
113. Лукоянов А.К. Экспорт «исламской революции». Теория и практика, Вкн.: «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии. Сб. статей. М., 1987.
114. Макарий (Булгаков). История русской Церкви. Кн.1, т.1. М., 1994.
115. Мейер М.С, О соотношении светской и духовной власти в османскойполитической системе в XVI-XVIII вв. М., 1985,
116. Микульский Д.В. Арабский Геродот. М., 1998.
117. Миланян М.Д. Государственный строй современного Ирана. М., 1973.
118. Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.
119. Милославская Т.П. Деятельность «Братьев-мусульман» в странах Востока. В кн.: Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сб. статей. М,, 1982.
120. Моисеев П.П. «Закон о национальной защите» 1940 г. в Турции. Ученыезаписки ИВ АН СССР, т. 14. М., 1956.
121. Мулукаев Р.С. Сотрудничество советских республик в строительстверабоче-крестьянской милиции 1918-1924 гг. В кн.: Высшая школа МВД СССР. Труды, вьш.35. М., 1973
122. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1987.
123. Мухаммед Тахир ал-Карахи. Три имама: (о Кавказской войне 1817-1864г.). Махачкала, 1990 г.
124. Мухиддинов Т. Административные реформы 1907 г. в Иране. В кн.:Иран и Афганистан. Душанбе, 1981.
125. Наиб Сафи. Независимость Афганистана и правовые реформы 19191928 гг. В кн.: ОВД на пути к правовому государству. Вып.1. Спб,, 1993.
126. Наиб Сафи. Судьбы правовых реформ Амануллы-хана в Афганистане. Вкн.: Правовое государство и деятельность ОВД по борьбе с преступностью. Вып.2. Спб., 1993.
127. Наумов А.В. Основы уголовного права и процесса Демократическойреспублики Афганистан. М., 1987.
128. Нарушение прав человека в Исламской Республике Иран. Обзор. М.,ИНИОН, 1987.
129. На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распадаимперий X-XVI вв. М., 1996.
130. Новая история Ирана. Хрестоматия. М., 1988.
131. Новичев А.Д. История Турции. Л., 1963.
132. Образчик турецкого правосудия. «Вечерняя газета», 1856, № 199. Хмыр.коллекция. Турция. Т. 6, № 57.
133. Орешкова Ф. Османский источник второй половины XVII в. о султанской власти и некоторых особенностях социальной структуры османского общества. В кн.: Османская империя: государственная власть и социальнополитическая структура. Сб. статей. М., 1990.
134. Османская империя в первой четверти XVII в. Сб. документов и материалов. М., 1984.
135. Пиголкин А.С. Основы теории государства и права. М., 1982.
136. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии VII в. В кн.: Ислам.Религия, общество, государство. Сб. статей. М., 1984.
137. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама. В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. Сб. статей. М., 1984.
138. Плешов О.В. «Исламизация» в Пакистане. Народы Азии и Африки,1987, № 1.
139. Право в независимых странах Африки. М., 1969.
140. Прозоров СМ. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти. Вкн.: Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.
141. Пруссакова Н.Г. Концепции «мусульманской нации» и «мусульманского государства» в идеологии, движения за образование Пакистана. В кн.: Ислам в истории народов Востока. Сб. статей. М., 1981.
142. Радько Т.Н. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974.
143. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996.
144. Россия - Чечня: цепь ошибок и преступлений. М., 1998.
145. Рукайя Максуд. Ислам. М., 1998.
146. Сайид Муджтаба Рукни Мусави Лари. Западная цивилизация глазамимусульманина. Баку, 1994.
147. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868.
148. Скляров Л.Е. Становление новых органов власти в Иране (1978-1981). Вкн.: Иран: история и современность. Сб. статей. М., 1983.
149. Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963.298. Сталин И.В. Соч., т. 11.
150. Боронбеков Афганское уголовное право: (История и современность),Дисс. ... д-раюрид. наук. М., 1996.
151. Гуль ака Анвар. Право и религия: (На примере Афганистана). Дисс....канд. юрид. наук. М., 1994.
152. Садагдар М.Т. Основные черты мусульманского права и его развития вИране по шиитскому направлению. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1963.
153. Сана М. Ислам и право. (Проблема взаимоотношений в афганском обществе). Дисс. ... канд. юрид. наук. Спб., 1995.
154. Сарфераз В. Преступление и наказание по уголовному праву Афганистана. Автореферат... канд. юр. наук, Спб., 1999.
155. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.Дисс. ...д-раюрид. наук. М., 1987.
156. Хасан Зайд М. бен Акил. Учение об иджтихаде: его исторические корнии эволюция. Дисс. ... канд. юр. наук. М., 1987. 4. Справочные издания
157. Ислам. Краткий справочник. М., 1983.
158. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
159. История государства и права..Словарь-справочник. М., 1997.
160. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
161. Религии мира. Минск, 1994.
162. Россия. Энциклопедический справочник. М., 1998.
163. Словарь исторический. Т. 1,2. М., 1999 г.
164. Словарь исторических терминов. Спб., 1998.
165. Толковый юридический словарь. Под ред. Гоймана В.И., Иванец Г.И. М.,1996.
166. Турецкая республика. Справочник. Под ред. Аксененко А.Г. М., 1990.5. Периодические издания.
167. Аргументы и факты. № 7, 1997.
168. Исламский вестник. № 19, 1992.
169. Исламский вестник. № 10, 1992.
170. Исламский вестник. № 8, 1997.
171. I. При проведении оперативно-следственных действий в мечети неследует: 1. Прерывать богослужение
172. Отвлекать кого-либо из молящихся от молитвы.
173. Привлекать к оперативно-следственным действиям сотрудниковмилиции - женщин, так как женщинам запрещено находиться в мечети.
174. Входить в мечеть в обуви. Необязательно совершать омовение, т.к.этот ритуал касается только мусульман, но нахождение в мечети в обуви недопустимо. По мнению мусульман, это оскверняет мечеть.