Древнегреческий полистекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Волкова, Светлана Васильевна, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I. Зарождение теории полиса

Параграф 1. Протагор: у истоков политике-правовой теории.

Параграф 2. Формирование теории естественного права и общественного договора

Параграф 3. Патерналистская версия договорного образования полиса (Сократ).

Параграф 4. Идея общественного договора и индивидуальных f прав (Ликофрон).«.

Глава II. Полис как гражданский союз

Параграф 1. Гражданин и полис.

Параграф 2. Воспитание граждан как правовоспитание и идея уважения законов.

Параграф 3. Женщины в афинской демократии.

Параграф 4. Кризис полиса и его отражение в этическом индивидуализме (Эпикур).

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Древнегреческий полис"

ii i l ii i f

• I

I !'i>. к* tz i air • "ii i ii i i » s \ -ijS i iH i ii темы диссертационного исследования. Российская Федерация переживает сложный и чрезвычайно противоречивый период становления правовой государственности, когда особенно велика потребность в углубленном и многоаспектном изучении политико-правового наследия прошлого. В этом отношении особый интерес представляет конкретно-историческое исследование политико-правовых идей и реальных общественных отношений в полисах Древней Греции, явившихся колыбелью современной европейской правовой культуры и демократии.

Древнегреческая политико-правовая мысль и сегодня представляет огромный познавательный интерес и как основополагающая часть всей последующей истории политических и правовых учений, и как богатый теоретический источник различны* идей, концепций, приемов исследования. Именно мыслители Древней Греции сыграли выдающуюся роль в истории формирования и развития всей духовной культуры человечества, неоценим их |вклад и в области Иолитико-правовой мысли.

Среди выдающихся философов Эллады в период расцвета особенно выделяются Протагор, старшие и младшие софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Эпикур. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблеме государства, права и политики. Благодаря их творческим усилиям был совершен переход к рационально-логическому способу познания и объяснения окружающего мира и общественных отношений. На этой новой теоретической базе были впервые поставлены, разработаны и концептуально оформлены фундаментальные проблемы политико-правового знания.

Идеи и теории древних греков в области учений о государстве, политике, праве высоко ценились уже в античности, они сыграли определяющую роль в эпоху средневековья, наконец, без них невозможно представить европейскую философию права и политики не только Нового времени, но и современности. Основные политико-правовые идеи, концепции и понятия древнегреческой мысли прочно вошли в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.

Вместе с тем в отечественной юридической литературе нет комплексного исследования по проблемам соотношения политических идей, взглядов с реальной жизнью древнегреческого полиса. Многоаспектный анализ такого соотношения должен заполнить имеющийся на сегодняшний день пробел в науке истории политических и правовых учений, с одной стороны, истории государства и права зарубежных стран - с другой.

Актуальность темы диссертации определяется также и необходимостью рассмотрения истории политико-правовой мысли не только в момент ее возникновения, но и с точки зрения разработанности современных политологических проблем. Многие эллинские теории полиса (государства), права, законности, правовоспитания, форм государства, уважения к законам способны дать ключ к теориям и идеям нашего времени, подтвердить или опровергнуть состоятельность или несостоятельность тех или иных выводов.

Цель изадачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в проведении комплексного анализа древнегреческого полиса V-IV вв. до н.э.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих научных задач:

- комплексно исследовать теории зарождения, становления, развития полиса (государства) и права и выраженную в них реальную действительность;

- проанализировать социально-политические идеи Протагора, стоявшего у истоков становления политико-правовой теории;

- выявить специфику формирования теории естественного права у софистов;

- исследовать и охарактеризовать сократовскую версию договорного образования полиса;

- изучить правовые аспекты идей общественного договора и индивидуальных прав Ликофрона;

- продемонстрировать главные векторы взаимоотношений между полисом и гражданином",

- рассмотреть особенности воспитания граждан полиса как правовоспитания;

- показать особенности правового положения женщин в полисе на примере афинской демократии;

- проанализировать причины кризиса эллинского полиса и их отражение в этическом индивидуализме Эпикура.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. В диссертации рассматриваются проблемы, которые относятся как к истории политических и правовых учений, так и к истории государства и права зарубежных стран, что потребовало применения широкого спектра научных методов исследования. Поскольку научное познание истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого, а предполагает концептуальное и теоретическое осмысление этих фактов, постольку это требует использования общенаучных и специальных научных методов исследования - таких прежде всего, как формально-логический, системный, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический методы. При рассмотрении античной, как и любой иной цивилизации, необходимо ставить на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через ее внутренний мир и опыт, что требует изучения образа жизни человека, его мировоззрения, способов социальной ориентации, системы ценностей. Внимание к конкретно-историческому и теоретическому аспектам исследуемых политико-правовых учений явилось необходимой базой для правомерной и корректной их интерпретации и оценки, выявления их взаимоотношений с другими учениями, процессов их интеграции и дифференциации, моментов борьбы, преемственности и новизны в их историческом развитии.

Основные выводы диссертации сформулированы на базе анализа идей Протагора, софистов (как старших, так и младших), Сократа, Платона, „Аристотеля, стоиков, Эпикура. При написании диссертации были изучены ' концепции, представленные, в ряде случаев фрагментарно, в трудах Платона, Аристотеля, Исократа, Эпикура, Лисия, Ксенофонта, Кратета, Диогена Лаэртского, Плутарха и др.

При работе над диссертацией автор опирался на труды российских и зарубежных ученых прошлого и настоящего, правоведов, философов, историков: А.К.Бергера, А.Боннара, А.И.Введенского, Р.Ю.Виппера, В.Вин-дельбанда, П.Гиро, Т.Гомперца, М.М.Ковалевского, Н.М.Коркунова,

A.Ф.Лосева, С.Я.Лурье, К.А.Неволина, П.И.Новгородцева, М.А.Рейснера, С.Н.Трубецкого, Б.Н.Чичерина; Э.Аннерса, Х.Арендт, Ж.-П.Вернана, К.Поппера; С.С.Алексеева, Л.И.Антоновой, Ю.Я.Баскина, Я.М.Бельсона, К.С.Гаджиева, В.Г.Графского, Ю.И.Гревцова, Р.Н.Дусаева, О.А.Жидкова,

B.Д.Зорькина, А.В.Ильина, С.Ф.Кечекьяна, А.И.Королева, И.Ю.Козлихина, О.Э.Лейста, К.Е.Ливанцева, Д.И.Луковской, Г.В.Мальцева, Л.С.Мамута, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, В.В.Посконина, Р.А.Ромашова, В.Е.Сатыше-ва, В.П.Сальникова, Л.Б.Тиуновой, Л.С.Утченко, Э.М.Черниловского, Л.С.Явича и др.

Степеньразработанностипроблемы и научная новизнаисследования.

Исследование и изучение политико-правовых теорий Древней Греции, становления и развития афинского полиса-государства (особенно времен классической Греции) имеют достаточно прочные традиции. Эти вопросы рассматривались как учеными, занимающимися проблемами возникновения и становления философии, политических и правовых учений, так и истории государства и права.

Диссертационное исследование представляет собой первое в отечественной историко-правовой науке комплексное монографическое исследование древнегреческого полиса V-IV вв. до н.э., а также идей, концепций, в которых выражалось то или иное отношение к самой полисной форме общественной жизни, ее правовым основам, институту гражданства и т.д. Если многие идеи, витавшие в Греции в это время, были несомненным шагом вперед, то в реальной жизни, как правило, не находили своего воплощения. Важно учесть и то, что государство отнюдь не оставалось индифферентным к учениям, которые могли поколебать основы полисного строя или низвергнуть обычаи предков.

Основные положения. вынодимуе. на защиту:

1. Античный тип концепции взаимоотношения общества и государства (полиса как гражданской общины), права и закона является первым в истории поттико-правовой мысли, который характеризуется противопоставлением писаного закона (номос), или "законор полиса" природе (фюсис), или "законам природы": писаные законы, будучи искусственным изобретением человека, могут и не соответствовать велениям природы. Согласно взглядам софистов речь идет об их соответствии (или несоответствии) либо всеобщим природным нормам, регулирующим человеческую жизнь, либо самой природе индивида. Во втором случае (софист Ликофрон) заостряется внимание на индивидуальных правах и интересах. Для их защиты издаются законы, а потому законы, не обеспечивающие какие-либо права, не обязательны для тех, чьи права и интересы ими нарушаются.

2. Основной ценностью полиса признавалась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода - свобода человека в качестве гражданина полиса, являющаяся основой разумного законопорядка в обществе.

3. Важнейшей особенностью политике-правовых отношений в древнегреческом полисе, нашедшей теоретическое отражение в учениях всех без исключения политических мыслителей Эллады, являлось неравноправие свободнорожденных мужчин и женщин при сохранении за женщинами отдельных гражданских прав.

4. Античная классическая концепция законности, базировавшаяся на идее полиса, основанного на разумном законе, включала в себя также представления о договорных отношениях между гражданином и полисом (Ли-кофрон, Сократ), о правовом воспитании граждан в духе законопослуша-ния, о соответствующей правокультурной гражданской ориентации (Прота-гор, Платон, Аристотель и др.).

5. В античной политико-правовой мысли складывались, начиная с софистов и Сократа, важнейшие элементы теории, позднее получившей название теории общественного договора. Эпикуром были затронуты такие узловые моменты данной концепции, столь значимые впоследствии, как мотивы, цель и условия заключения договора определенными субъектами, вытекающая из договора необходимость соблюдения законов.

6. Кризис и упадок древнегреческого полиса приводит к ценностной переориентации политико-правовых учений, возникших в эпоху эллинизма: ценностью рассматривается не полис, но человек как разумное существо, независимо от его положения в обществе и даже от гражданства, а основным достоянием личности становится свобода как независимость, правда, пока еще не политическая, а только моральная, духовная.

Практическая значимость работы. Положения, содержащиеся в работе, могут быть использованы в методических разработках и программах, а также в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий по общим и специальным курсам истории политических и правовых учений; истории государства и права зарубежных стран.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Волкова, Светлана Васильевна, Санкт-Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление в России демократической правовой государственности немыслимо без учета исторического опыта не только самой России, но и всего человечества. Слепое же копирование существующих сегодня образцов - верный залог неудачи. Освоение опыта предполагает ясное осознание того, что есть огромное количество частных характерных особенностей, порожденных множеством причин технологического, экономического, социального, политического, культурного порядка. При этом довольно трудно определить, что в данном конкретном обществе принадлежит к тому "демократическому ядру", которое является общим для всех демократических систем и без чего демократия перестает быть демократией, и что -результат своеобразия исторического развития.

При освоении предшествующего опыта человечества в создании демократического общественного устройства особое место занимает изучение античной, и в первую очередь древнегреческой демократии. Это объясняется не только уважением к народу, который создал само понятие "демократия" и первые государства, основанные на этом принципе, но прежде всего тем, что все последующие демократические государства и демократические политические теории создавались с учетом этого исторически первого опыта, часто воспринимавшегося как своего рода руководство к действию.

Именно этот первый образец демонстрирует наиболее ясно и отчетливо черты демократии вообще, демократии как таковой,. Мыслители древнегреческой эпохи говорили и писали о реальных проблемах, четко определяя и противопоставляя демократию охлократии, олигархии, тирании. Столь же тщательно они анализировали внутренние проблемы демократии, включая самые болезненные. Все это позволяет лучше понять все проблемы античной демократии и через них и многие проблемы последующих демократических систем - как реально существовавших, так и умозрительных.

Классический тип античной демократии нашел свое наиболее полное выражение в Афинах - крупнейшем и самом прославленном древнегреческом полисе (городе). Именно Афины подарили человечеству опыт наиболее полно документированной истории демократического общества Эллады от момента его зарождения и вплоть до гибели.

Античный тип концепции взаимоотношения общества и государства (полиса как гражданской общины), права и закона является первым в истории политико-правовой мысли, который характеризуется противопоставлением писаного закона (номос), или "законов полиса" природе (фюсис), или "законам природы": писаные законы, будучи искусственным изобретением человека, могут и не соответствовать велениям природы. Согласно взглядам софистов речь идет об их соответствии (или несоответствии) либо всеобщим природным нормам, регулирующим человеческую жизнь, либо самой природе индивида. Во втором случае заостряется внимание на индивидуальных правах и интересах. Для их защиты, как считал софист Ликоф™ рон, издаются законы, а потому законы, не обеспечивающие какие-либо права, не обязательны для тех, чьи права и интересы ими нарушаются.

Основной ценностью древнегреческого полиса являлась не индивидуальная свобода личности, а коллективная свобода - свобода человека в качестве гражданина полиса, являющаяся основой разумного законопорядка в обществе. Античная классическая концепция законности, базировавшаяся на идее полиса, основанного на разумном законе, включала в себя также представления о правовом воспитании граждан в духе законопослушания, о соответствующей правокультурной гражданской ориентации (Протагор, Платон, Аристотель и др.).

В античной политико-правовой мысли складывались, начиная с софистов и Сократа, важнейшие элементы теории, позднее получившей название теории общественного договора. Эпикуром были затронуты такие узловые моменты данной концепции, столь значимые впоследствии, как мотивы, цель и условия заключения договора определенными субъектами, вытекающая из договора необходимость соблюдения законов.

Духовный мир полиса характеризуется, кроме влияния слова и развития публичной деятельности, еще одним моментом: граждане города-государства, сколь бы различны они ни были по общественному положению и роду занятий, некоторым образом "подобны" друг другу, так как, по мнению эллинов, только подобные могут быть объединенными в единое сообщество. Все граждане, принимающие участие в жизни полиса, воспринимаются как "подобные", а зате,м более абстрактно, как "равные". Эта форма человеческого общества нашла адекватное выражение в понятии изономия (isonomia), т.е. равное участие всех граждан в осуществлении власти. Демократия рассматривается как политическое участие (партисипаторная демократия), правда, такое участие не использовалось в полном объеме: не только рабы и женщины были исключены из политической жизни, но и многие свободные мужчины.

Важнейшей особенностью политике-правовых отношений в древнегреческом полисе, нашедшей теоретическое отражение в учениях всех без исключения политических мыслителей Эллады, являлось неравноправие свободнорожденных мужчин и женщин при сохранении за женщинами отдельных гражданских прав.

Кризис и упадок древнегреческого полиса приводит к ценностной пе. реориентации политико-правовых учений, возникших в эпоху эллинизма: ценностью рассматривается теперь не полис, но человек как разумное существо, независимо от его положения в обществе и даже от гражданства. Основным достоянием личности становится свобода как независимость, правда, пока еще не политическая, а только моральная, духовная. Вместе с тем именно идея свободы как независимости оказалась в Новое время в центре учения о правах и свободах личности, их конституционного признания и закрепления. Изучение античного полиса подтверждает правильность такого выбора.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Древнегреческий полис»

1. Аристотель. Афинская полития (государственное устройство афинян) / Под ред. В.С.Сергеева. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. С.1-198.

2. Аристотель. Большая этика // Соч.: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. С.295-374.

3. Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. С.53-294.

4. Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. С.375-644.

5. Аристотель. Этика. СПб.: Б.изд., 1908. С.1-243.

6. Аристофан. Лисистрата // Всемирная галерея. Древняя Дреция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.189-205.

7. Аристофан. Облака // Всемирная галерея. Древняя Греция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.205-227.

8. Аристофан. Птицы // Комедии в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1983. С.5-21.

9. Афиней. Пир софистов // Всемирная галерея. Древняя Греция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.596-604.

10. Геродот. История в девяти книгах / Под общ. ред. С.Л.Утченко. Л.: Наука, 1972. С.1-600.

11. Гомер. Илиада // Всемирная галерея. Древняя Греция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.20-57.

12. Гомер. Одиссея // Всемирная галерея. Древняя Греция СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.57-97.

13. Диоген Лаэртский. Антисфен. Жизнеописания и мнения знаменитых философов. Кн. VI // Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Кер-кид. Дион. М.: Наука, 1996. С.46-52.

14. Диоген Лаэртский. Гиппархия. Жизнеописания и мнения знаменитых философов. Кн. VI // Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1996. С.76-77.

15. Диоген Лаэртский. Диоген. Жизнеописания и мнения знаменитых философов. Кн. VI // Антология кинизма: Антисфен. Диоген, Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1996. С.52-71.

16. Диоген Лаэртский. Кратет. Жизнеописания и мнения знаменитых философов. Кн. VI /,/ Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Кер~кид. Дион. М.: Наука, 1996. С.72-75.

17. Диоген Лаэртский. Метрокл. Жизнеописания и мнения знаменитых философов. Кн. VI // Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Кер-кид. Дион. M.i Наука, 1996. С.75-76.

18. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ Пер. М.Л.Гаспарова. 2-е исправл. изд. М.: Мысль, 1986. С.1-571.

19. Исократ. Ареопагитик // В.И.Исаева. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М. : Наука; Издательская фирма "Восточная литература, 1994. С.203-214.

20. Кратет. Письма киников (28. Гиппархии) // Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1996. С.215-227.

21. Кратет Фиванский. Гномы и апофтегмы // Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет, Керкид. Дион. М.: Наука, 1996. С.147-152.

22. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.: АО "Комплект", 1993. С.23-188.

23. Ксенофонт. Домострой // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.: АО "Комплект, 1993. С.251-320.

24. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.: АО "Комплект", 1993. С.1-416.

25. Либаний. Апология Сократа ритора Либания // Суд над Сркратом. Сб. исторических свидетельств. Платон, Ксенофонт, Диоген Лаэрций, Плутарх, Либаний. СПб.: Алетейя, 1997. С.138-218.

26. Лисий. 8 защиту Мантифея // Лисий. Речи. М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1994. С.180-185.

27. Лисий. Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена // Лисий. Речи. М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1994. С.47-54.

28. Лисий. Надгробное слово в честь афинянина, павшего при защите Коринфа // Лисий. Речи. М.: Научно-издательский цент "Ладомир", 1994. С.55-68.

29. Лисий. Речь против Алкивиада по поводу его дезертирства // Лисий. Речи. М.: Научно-издательский центр "Ладомир", 1994. С.169-177.

30. Лисий. Речь против Панклеона о том, что он не платеец // Лисий. Речи. М. : Научно-издательский центр "Ладомир", 1994. С.228-231.

31. Платон. Алкивиад II // Платон. Собр.соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.125-141.

32. Платон. Апология Сократа /,/ Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1, М„: Мысль, 1994. С.70-96.

33. Платон. Гиппий больший // Платон. Собр. соч. в 4- х т., Т. 1. М.: Мысль, 1994. С.386-417.

34. Платон. Гиппий меньший // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.203-219.

35. Платон. Горгий // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.477-574.

36. Платон. Государство // Платон, собр. соч. в 4-х т. Т.З. М.'Мысль, 1994. С.79-420.

37. Платон. Евтидем // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: мысль, 1994. С.158-202.

38. Платон. Законы // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1994. С.45-395„

39. Платон. Кратил // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.613-681.

40. Платон. Критон // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.97-11.1.

41. Платон. Менексен // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.142-157.

42. Платон. Менон // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С.575-612.

43. Платон. Политик // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.З. М.: Мысль, 1994. С.44-69.

44. Платон. Протагор // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.418-476.

45. Платон. Феаг // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1994. С.112-124.

46. Плутарх. Изречения спартанцев, царей и полководцев // всемирная галерея. Древняя Греция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.337-348.

47. Плутарх. Солон // Плутарх. Избранные жизнеописания. Т.1. М. : Правда, 1987. С.157-190.

48. Софокл. Антигона // Всемирная галерея. Древняя Греция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.113-131.

49. Софокл. Аякс // Всемирная галерея. Древняя Греция. СПб. : Александр Принт, 1995. С.131-155.

50. Телег. Об изгнании // Антология кинизма. Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1996. С.158-162.

51. Эпикур. Главные мысли // Лукреций. 0 природе вещей. М.: 1947. С.29-48.

52. Азаркин Н.Н., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. Вып. 1. М.: Юрист, 1994. С.1-132.

53. Аннерс Э, История европейского права. М.: Наука, 1994. С.1-397.

54. Античная Греция. Т.1. Становление и развитие полиса. М.: Наука, 1983. С.1-423.

55. Античная демократия в свидетельствах современников. М.: Ладо-мир, 1996. С.1-383.

56. Антология кинизма: Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. И.: Наука, 1996. С.1-335.

57. Антология мировой философии. Т.1. 4.1. М.: 1969. С.1-428.

58. Арендт X. Традиция и современность // Советское государство и право, 1991, N 3. С.124-133.

59. Бейль П. Исторический и критический словарь в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1968. С.1-391.

60. Бейль П. Исторический и критический словарь в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1968. С.1-510.

61. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.: Наука, 1966. С.1-360.

62. Блаватская Г.В. Послесловие // Кравчук А. Перикл и Аспазия. М.: Наука, 1991. С.254-258.

63. Блинников Л. В. Краткий словарь философов. М.: Наука, 1994. С.1-286.

64. Бобров Е.Л. История древней философии. Курс, читанный в 1915-16 ак.г. студентам Императорского Варшавского Университета Историко-филологического ф--та, классического отделения. Записал и издал студент П.T.Черемхович. Р-на/Д.: Б.изд., 1916. С.1-21.

65. Богдашевский Д. Из истории греческой философии. Об источниках к изучению философии Сократа. Греческие софисты. Учение Платона о знании. Киев: Б.изд., 1898. С.1-175.

66. Боннар А. Греческая цивилизация. Кн.1. От Илиады до Парфенона. Кн.2. От Антигоны до Сократа. Р-на/Д.: Феникс, 1994, С.1-448.

67. Боннар А. Греческая цивилизация. Кн.2. От Антигоны до Сократа (окончание). Кн.З. От Еврипида до Александрии. Р-на/,Д.: Феникс, 1994. С.-448.68„ Брагинская Н.В. Политика // Аристотель. Соч.; В 4-х т. М.: Мысль, 1983. С.757-779.

68. Брентано Т.Ф. Древние и современные софисты. СПб.: Б.изд., 1886. С.1-255.

69. Бузольт Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей. Харьков, 1890. С.1-204.

70. Васильевский В.Г. Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период ее упадка. СПб.: Б.изд., 1869. С.1-132.

71. Введенский А. И. Конспект лекций по древней философии. Пг. : Б.изд., 6.г. С.1-20.

72. Введенский А. И. Лекции по истории древней философии. Б,м.: Б.изд., 6.г. С.1-256.

73. Введенский А.И. Лекции по истории древней философии, читанные студентам III курса Историко-филологического Института в 189.1-92 ак.г, СПб.: Б.изд., б.г. С.1-140.

74. Вейцман Е. Общественный договор // Философская энциклопедия. Т.4. М.: Советская энциклопедия, 1967. С.119-125.

75. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988, С.1-224.

76. Виндельбанд В. История древней философии. Киев: ТАНДЕМ, 1995. С.1-368.7В. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи (начало). Избранное сочинение в 2-х т. Т. 1. Р-на/Д.: Феникс, 1995. С.1-480.

77. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи (окончание). Рим и paiхристианство. Избранное сочинение в 2-х т. Т. 2. Р-на/Д.: Феникс, 1995. С.1-478.

78. Всеобщая история государства и права / Под ред.К.И.Батыра. М.: Манускрипт, 1993. С.1-374.

79. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии, 1991, N 7. С.19-35.

80. Гаспаров М.Л. Примечания // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979. С.497-556.,

81. Гейер А. Краткий очерк истории философии права. СПб.: Б.изд., 1866. С.1-149.

82. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. М.: Ладомир, 1994. С.1-672.

83. Гладилина В.И. Место и роль политического сознания в политической культуре общества //Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1980. С.131-137.

84. Голубцова Н.И, 0 понятии "культура " в эпоху античности //Вопросы философии, 1971, N 7. С.87-88.

85. Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.1. СПб.: Издание Д.Е.Жуковского, 1911. С.1-486.

86. Гомперц Т. Греческие мыслители. Т.2. СПб.: Издание Д.Е.Жуковского, 1911. С.1-205.

87. Гомперц Т. Жизнеописание греческих философов и идеал внутренней свободы. 12 общедоступных лекций с приложением: к пониманию мистиков. СПб.: Изд. товарищества "Общественная Польза", 1912. С.1-310.

88. Графский В.Г. Государство и технократия (историко-критическое исследование). М.: Наука, 1981. С.1-289.

89. Графский В.Г. Закономерности исторического развития взаимосвязей власти и знания // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1986, С.31-41.

90. Графский В.Г. Знание и власть в управлении государством (к истории вопроса) // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1982. С.39-45.

91. Графский В.Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1996. С.74-88.

92. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Правоведение, 1996, N 1. С.47-57.

93. Гуляев А.Д. Лекции по истории древней философии. Изд. второе с некоторыми дополнениями и изменениями. Казань: Издание книжного магазина Бр.Башмаковых, 1915. С.1-386.

94. Деев Н.Н. От государства-аппарата к государству-ассоциации // Правоведение, 1990, N 5. С.3-10.

95. Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. К анализу диалектики историко-философского процесса. М.: Наука, 1977. С.1-295.

96. Доватур А,И, Вопросы истории афинской демократии в зарубежной литературе // Критика новейшей буржуазной историографии. Труды ЛОИИ АН СССР. М.-Л.: Наука, 1961. С.410-459.

97. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.-Л.: Наука, 1965. С.1-390.

98. Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI-V вв. до н.э. / Под ред. А.А.Нейхардт. Л.: Наука, 1980. С.1-135.

99. Дробышевский С.А. Историческое место политической организации общества и права: спорные вопросы // Правоведение, 1991, N 4. С.80-84.

100. Дынник М.А, Материалисты древней Греции Гераклит, Демокрит, Эпикур // Материалисты древней Греции. М.: Политическая литература, 1955. С.5-38.

101. Жанэ П. История государственной науки в связи с нравственной философией. Кн.1. СПб.: Изд. библиотеки А.Поршнякова, 1876. С.1-352.

102. Жебелев С.А. Античный способ производства в источниках. Л.: Изд-во ГАИМК, 1933. С.1-596.

103. Жебелев С.А. Археологические памятники Боспора и Херсонеса. М.-Л., Наука, 1941. С.1-154.

104. Залесский Н.Н. Очерки истории античной философии: Философия класоической Греции. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. С.1-255.

105. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. С.1-224и

106. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение, 1992, N 3. С.93-99.

107. Исаева В.И. Античная Греция в зеркале риторики: Исократ. М.: Наука; Издательская фирма "Восточная литература", 1994. С,1-255.

108. Историческое и логическое в познании государства и права / Под ред. А.И.Королева. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С.1-156.

109. История государства и права зарубежных стран / Под общей ред. П.Н.ГалаНзы. М.: Юридическая литература, 1963. С.1-599.

110. История государства и права зарубежных стран / Под ред. Н.А.Крашенинниковой, О.А.Жидкова. М.: Изд-во МГУ, 1988. С.1-352.

111. История Древней Греции / Под ред. В.И.Кузищина. М.: Наука, 1986. С.1-344.

112. История Европы. Т.1. Древняя Европа. М.: Наука, 1988. С.1-703.

113. История политических и правовых учений. Древний мир / Отв.ред. В,С.Нерсесянц. М.: Наука, 1935. С.1-349.

114. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Персе-сянца. М.: Юридическая литература, 1983. С.1-720.

115. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсе-сянца. М.: Юридическая литература, 1988. С.1-816.

116. История политических и правовых учений / Под ред. B.C.Нерсе-сянца. М.: Издательская группа ИНФРА М-КОДЕКС, 1995. С.1-736.

117. История политических учений / Под ред. С.ф.Кечекьяна, Г.И.Федькина. М.: Юридическая литература, 1960. С.1-894.

118. История в энциклопедии Дидро и Д.Аламбера / Под общей ред. А.Д.Люблинской. М.: Наука, 1978. С.1-312.

119. История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э.Лейста. М.: Юридическая литература, 1991. С.1-527.

120. Карабущанко П.Л. Государство, право, элита // Правоведение, 1996, N 4. С.19-24.

121. Карпущенко С.В. Вместо предисловия // Всемирная галерея. Древняя Греция. СПб.: Александр ПРИНТ, 1995. С.5-7.

122. Кащеев В.И. Проблемы государственности эллинистической Греции в научном творчестве Дж.Ларсена // Вестник древней истории, 1982, N 4. С.23-45.

123. Кессиди Ф.Х. Сократ. М.: Мысль, 1976. С.1-131.

124. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции М.: Наука, 1963. С.1-349.

125. Ковалевский М.М. История монархии и монархических доктрин. СПб.: Б.изд., 1912. С.1-196.

126. Ковалевский М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. В 3-х т. Т.1. М. : Б. изд., 1906. С.1-520.

127. Козлихин. Идея правового государства: история и современ.ность. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С.1-150.

128. Козлихин И.Ю, Право и политика: историко-теоретический анализ концепций правления права. Автореф. докт. дисс. СПб., 1994. С. 1-33.

129. Козлихин И.Ю. Процессуальная концепция права Лона Фуллера // Правоведение, 1993, N 2. С.53-58.

130. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб.: Гангут, 1994. С.1-80.

131. Козлова Н.Ю. Из истории возникновения и развития учений о федерализме // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М.; Изд-во ИГПАН СССР, 1986. С.131-138.

132. Колобова К.М. Возникновение и развитие Афинского государства (X-VI вв. до н.э.). Л.: 1958. С.

133. Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории древней Греции. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958. С.1-348.

134. Коньшин В.М. Организация правового воспитания: семиотический аспект // Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества: Информационные материалы. Свердловск: УрО АН СССР, 1991. С.102-110.

135. Комарова В.Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Логико-гносеологический аспект диалектики философского познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. С.1-136.

136. Коркунов Н.М. История философии права. Пособие к лекциям. Изд. 4-е. СПб.: Б.изд., 1908. С.1-431.

137. Корчагин Ю.В. Федеративное движение в Греции в первой половине IV в. до н.э. (Беотия, Фессалия, Аркадия, Халкидика). Автореф. канд. дисс. Л.: 1981. С.1-32.

138. Кравчук А. Перикл и Аспазия. М.: Наука, 1991. С.1-268.

139. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа "Прогресс" "Энциклопедия", 1994. С.1-576.

140. Кривушин Л.Т. Проблема государства и общества в домарксистской мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. С.1-216.

141. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. К истории общест-веннополитической мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С.1-272.

142. Кургатников А.В. Суд современников // Суд над Сократом: Сб. исторических свидетельств. Платон, Ксенофонт, Диоген Лаэрций, Плутарх, Либаний. СПб.: Алетейя, 1997. С.4-44.

143. Кутергин В.Ф. Женщины древнего мира на троне и в семье (Художественно-исторические портреты). Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 1994. С.1-116.

144. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. 4.1. СПб.: Б.изд., 1897. С.1-234,

145. Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права // Вестник Московского ун-та. Сер.11, Право, 1992, N 1. С.3-13.

146. Личность и уважение к закону / Отв. ред. В.Н.Кудрявцев, В. П. Казимирчук. М. : Наука, 1979. с. .1-285.

147. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1994. С.3-69,

148. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. С.1-815.

149. Лосев А.Ф. Критон // Платон. Собр. соч. в 4-х т. ТД. М. : Мысль, 1994. С.697-699.

150. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. Избранные статьи. М.: Мир идей: АО АКРОН, 1995. С.1-232.

151. Лукашева Е.А. Право. Мораль, Личность. М.: Наука, 1906. С.1-264.

152. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. П.: Изд-во ЛГУ, 1985. С.1-160.

153. Луковская Д. И. Политическое учение Гераклита // Истори ко-правовые исследования: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1982. С.10-17.

154. Луковская Д. И. Типы и формы преемственности в развитии политико-правовой мысли // Закономерности возникновения и развития политике- юридических идей и институтов. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1986. С.22-31.

155. Луковская Д.И. Философия и политика: взаимосвязь теории и практики (Древняя Греция) // Из истории развития политико-правовых идей. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1984. С.14-22.

156. Лурье С. Я. История Греции. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С.1-675.

157. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982. С.1-270.

158. Маковельский А. Софисты. Вып.1. Баку; Изд-во НКП Аз ССР, 1940. С.1-205.

159. Мальцев Г.В. Право и власть: к реформе политико-правовой сферы советского общества // Правоведение, 1988, N 6. С.6-17.

160. Мальцев Г.В. Социальная справедливость и распределение по труду в социалистическом обществе // Советское государство и право, 1980, N 7. С.48-58.

161. Мамут Л. С. Становление историографии политико-правовых идей

162. Из истории развития политике- правовых идей. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1984. С.22-33.

163. Марышев А.К. О понятии правового общения // Правоведение, 1991, N 5. С.33-39.

164. Материалисты древней Греции. М.: Политическая литература, 1955. С. 1-238.

165. Мирзаев С.Б. Античные учения о формах государства // Истори-ко-правовые исследования: Проблемы и перспективы. М.: Изд--во ИГПАН СССР, 1982. С,17-24.

166. Мищенко Ф.Г. Федеративная Эллада и Полибий // Полибий. Всеобщая история в сорока книгах. М.: 1890, т.1. 0000с.

167. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение, 1991, N 1. С.69-72.

168. Наследие Эллады. Энциклопедический словарь. Краснодар: Советская Кубань, 1993. С.1-496.

169. Нахов И.М. Очерк истории кинической философии // Антология киниэма: Антисфен. Диоген. Кратет. Керкид. Дион. М.: Наука, 1996. С.3-45.

170. Невважай Ю.А. Философия права: проблема рациональности права П Правоведение, 1995, N 3. С.67-75.i I ■,

171. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. История философии законодательства. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1997. С.1-400.

172. Нерсесянц B.C. Платон. М.: Юридическая литература, 1984. С.1-104.

173. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979. С.1-264.

174. Нерсесянц B.C. Право и закон. М. : Наука, .1983. С. 1-366.

175. Нерсесянц B.C. Сократ. М.: Наука, 1977. С.1-152.

176. Нерсесянц B.C. Соотношение исторического и логического в процессе возникновения и развития права // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. М.: Изд-во ИГПАН СССР, 1986. С.41-52.

177. Нерсесянц В.С. Философия права. М. : Издательская группа ИНФ-РА М-НОРМА, 1997. С.1-652.

178. Никитина И.П. 0 форме государственного устройства в Ахейском союзе // Политическая организация и правовые системы за рубежом: история и современность: Межвузовский сб. научн. трудов. Свердловск: Изд-во свердловск. юридич. ин-та, 1987. С.19-30.

179. Новгородцев П.И. Политические идеалы Древнего и Нового мира. М.: Московск. научн. изд-во, 1919. С, 1-214.

180. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А.Лукашева. М. : НОРМА, 1996. С.520.

181. Орлов Е.Н. Сократ // Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Бруно. СПб.: ЛИО "Редактор", 1995. С.3-44.

182. Политические учения: история и современность. Домарксистская политическая мысль. М.: Наука, 1976. С.1-496.

183. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. М.: Ид-во МГУ, 1993. С.1-255.4 '

184. Поллок ♦. История политических учений, Пер. с англ. А.М.Герд. СПб.: Б.изд., 1897. С.1-129.

185. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М.: Феникс: Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. С.1-448.

186. Пугачев В.В. От прав гражданина к правам человека // Российский бюллетень по правам человека. М.: Мемориал, 1991. С.64-94.

187. Радев Р. Философията на елинизма. София: Наука и изкуство, 1973. С.1-311.

188. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность. СПб.: T00TK "Петропопис", 1994. С.1-336.

189. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще. Т.1. СПб.: Б.изд., 1889. С.1-442.

190. Рейснер М. История политический учений. Т.1. М.-Л.: Государственное издательство, 1929. С.1-456.

191. Ромашов Р.А. Конституционное право (история, современность, перспективы развития). Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1997. С.1-120.

192. Сальников В. П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. Саратов: Изд-во саратовск. ун-та, 1989, С. 1-87.

193. Сальников В.П. Правовая культура сотрудников милиции. Л.: Изд-во ВПУ им. 60-летия ВЛКСМ, 1983. С.1-72.

194. Семитко А.П. Правовое воспитание: сущность и цели (вопросы теории и методологии) // Правовое воспитание и юридическое образование в условиях демократизации советского общества: Информационные материалы. Свердловск: Изд-во УрО АН СССР, 1991. с.61-75.

195. Сережников В. Предисловие // Аристотель. Афинская полития (государственное устройство афинян). М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. С.1-25.

196. Скворцов О.Ю. Идея справедливости и ее понятийные интерпретации в политико-правовом учении Аристотеля // Правоведение, 1991, N 1. С.53-55.

197. Соболевский С. И. Введение. Содержание "Воспоминаний" // Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб.: АО "Комплект", 1993. С.35-38.

198. Соболевский С.И. Примечания // Лисий. Речи. М.: Научно-издательский центр "ЛЗ|ДОМир", 1994. С.307-362.

199. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. Бруно. СПб.: "ЛИ0 Редактор", 1995. С.1-326.

200. Словарь античности. Пер. с нем. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994. С.1-704.

201. Смирнов В.В. Идея участия в политической мысли Древней Греции // История политической мысли и современность. М.: Наука, 1988. С.83-91.

202. Смирнов В,В. Политическое участие // Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. М.: Изд-во МГУ, 1993. С.109-129.

203. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. СПб.: АООТ "ГПНИИ-5", 1995. С.1-301.

204. Суд над Сократом: Сб. исторических свидетельств. Платон, Ксенофонт, Диоген Лазрций, Плутарх, Либаний. СПб.: Алетейя, 1997. С.1-000.

205. Таранов П.С. Анатомия мудрости. 106 философов (жизнь, судьба, учение). Т.1. Симферополь: Таврия, 1995. С.1-463.

206. Тарнас Р. История западного мышления. М. : КРОН-ПРЕСС, 1995.1. С. 1-448.

207. Тахо.Годи А.А. Примечания // Платон. Собр. соч. в 4-х т.

208. ТД. М.: Мысль, 1990. С.690-842.

209. Тахо-Годи А.А. Примечания // Платон. Собр. соч. в 4 х т. Т.З. М.: Мысль, 1990. С.560-590.

210. Тиковенко А. Г. Авторитет власти: прошлое и настоящее /Под ред. А.М.Абрамовича. Минск:.: Навука i тэхн1 ка, 1992. С. 1-77.

211. Тиковенко А.Г. Вопросы договорной власти в древней и средневековой политико-правовой мысли //Актуальные вопросы государства и права. Вып.1. Минск: Изд-во Министерства юстиции Республики Беларусь, 1992. С.52-65.

212. Тиковенко А.Г. Проблема авторитета государственной Еласти в истории политико-правовой мысли добуржуазного общества //Актуальные вопросы государства и права. Вып.1. Минск: Изд-во Министерства юстиции Республики Беларусь, 1992. С.23-33.

213. Тихомиров П.А. Монархическя государственность. СПб.: 1992. С.1-680.

214. Трубецкой С.Н. История древней философии. Часть первая. М.: Б.изд., 1906. С.1-209,

215. Трубецкой С.Н. История древней философии. Часть вторая. М.:1. B.изд., 1908. С.1-136.

216. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: 8ЛАД0С; Русский двор, 1997. С.1-576.

217. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. III-I вв. до н.э. М.: Наука, 1977. С.1-256.

218. Утченко С.Л. Проблема кризиса полиса в античной идеологии ,// Из истории социально-политических идей. М.: Изд-во АН СССР, 1955.1. C.25-41.

219. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран / Отв. ред. Э.В.Лисневский. Р-н/Д.: Изд-во роствоск. ун-та, 1994. С.1-272.

220. Фенелон Г. Краткое описание жизней древних философов с присовокуплением отборнейших их мнений, систем и нравоучений. М,: Б.изд., 1788. С.1.344.

221. Философский энциклопедический словарь. 2-изд. М.: Энциклопедия, 1989. С.1-815.

222. Фрагменты ранних греческих философов. чЛ. От эпических тео-космогоний до возникновения атомистики. М. : Наука, 1989. С. 1,-576.223, Фролов З.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. С.1-160.

223. Фролов З.Д. Огни Диоскуров. Л.; Изд-во ЛГУ, .1984. С. 1-198.

224. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность (Лекции и ин.тервью. Москва, апрель 1989 г.). М.: Наука, 1992. С.1-176.

225. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н, Энциклопедия права. М.: Былина, 1995. С.1- 165.

226. Чагин Б. Философия Древней Греции. Стенограмма лекции, прочитанной 8 октября 1936 г. на II курсах Военно-воздушного и Военно-морского факультетов. Л.: Изд-во 8ПАТ, 1936. С.1-20.

227. Чалоян В.К, Восток Запад. Преемственность в философии античного и средневекового общества. М.: Наука, 1979. С.1-214.

228. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа, 1981. С.1-374.

229. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. Вып.1. М.: Б.изд., 1897. с.1-469.

230. Шилюк Н.Ф. Закономерности развития государства в рабовладельческом обществе // Вопросы политической организации рабовладельческого и феодального общества. Свердловск: Изд-во свердловск. юридич. ин-та, 1984. С.3-17.

2015 © LawTheses.com