Эволюция правовых систем арабских странтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Хишам Абдель Мажид Раххал, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ АРАБСКИХ СТРАН КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

§1. Понятие и классификация правовых систем.,.

§2. Специфика правовых систем арабских стран.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ АРАБСКИХ СТРАН ДО ЗАВОЕВАНИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

§ 1. Период обычного права.

§2. Становление и развитие мусульманского права до европейской колонизации.

§3.Право арабских стран в колониальный период.

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ АРАБСКИХ СТРАН

§1. Правосознание в арабских странах.

§2. Нормативная структура правовых систем арабских стран.

§3 Институциональный аспект правовых систем.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Эволюция правовых систем арабских стран"

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Это, прежде всего, тот факт, что арабские страны представляют культуру, оставившую глубокий след в истории человечества. Их правовые системы отражают закономерности правового развития не только стран региона, но в ряде случаев и развивающихся стран в целом. При этом степень изученности этих закономерностей явно неудовлетворительна. Правовые системы арабских стран исследовались в российской литературе на уровне отдельных институтов, национальных правовых систем и сквозь призму подсистем, входящих в национальное право (например, мусульманского права). Некоторые аспекты проблемы входили составной частью в исследования по проблемам права развивающихся стран. Такие исследования были, как правило, методологически небезупречны, поскольку ставили во главу угла фактор социальной ориентации, оставляя вне поля зрения ряд важных юридико-технических аспектов проблемы.

Кроме того, после распада СССР в арабских странах, как и в развивающихся странах в целом, существенно изменилась политико-правовая ситуация, что сказалось на характере их правового развития. В условиях кризиса, наступившего в России после распада СССР, интерес к проблематике арабского права несколько снизился, что привело к практическому исчезновению российских публикаций на эту тему в 90-е годы прошлого века. Между тем, правовое развитие арабских стран демонстрирует ряд новых тенденций, которые еще <не стали предметом научного анализа.

Вопросы, исследуемые в диссертации, недостаточно разработаны и в арабской юридической литературе. Некоторые арабские исследователи рассматривают правовые системы арабских стран лишь с позиции европейского правопонимания, что ведет к искажению реальной картины. Другие считают европейское право не способным регулировать общественные отношения в арабских странах, и рассматривают шариат как инструмент решения современных проблем. Работы, объективно рассматривающие ту и другую позиции, встречаются редко. Данная диссертация ориентирована на комплексный подход к проблеме.

Кроме того, с распадом СССР и кардинальными изменениями, произошедшими в мире, в том числе в арабских странах, исследование их правовых систем настоятельно требует использования новых методологических подходов, отражающих современные реалии.

В свете сказанного тема настоящей диссертации приобретает значительную актуальность.

Цели и задачи исследования состоят в том, чтобы:

1. Показать наиболее общие черты, закономерности и тенденции развития правовых систем арабских стран;

2. Раскрыть глубокую противоречивость правовых систем, сочетающих разнотипные элементы правовой культуры;

3. Рассмотреть взаимодействие этих элементов в рамках правовых систем;

4. Попытаться выявить тенденции развития правовых систем (их отдельных элементов).

Общеметодологичеекая и теоретическая основа исследования.

В ходе исследования автор руководствовался разными методами познания, используемыми в юридической науке - историко-культурным, сравнительно-правовым, социологическим, методом формально-юридического анализа и др.

Нормативными материалами для исследования послужили в первую очередь действующие конституции, гражданское, гражданскопроцессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство и другие законодательные акты арабских государств.

При написании диссертации автор использовал труды российских и зарубежных ученых, которые целесообразно разделить на следующие группы:

1. Работы советских и российских востоковедов, историков и экономистов: Р.Я Алиева, Р.Н. Андреасяна, А. Васильева, Л.С. Васильева, А.Г. Георгиева, А.Д. Давыдова, Ю.Н. Завадовского, А.И. Ионовой, В.А. Исаева, Н.С. Кирабаева, Р.Г. Ланды, Е.А. Лебедева, З.И. Левина, Н.С. Луцкой, Д.Б. Малышевой, В.В. Озолинга, Е.М. Примакова, Ф.А. Ротштейна, Г.А. Шпажникова и др.

2. Работы советских и российских правоведов: В.В. Безбаха, Л.В. Вальковой, Н.И Ворончининой, Л .Я. Дадиани, В.Н. Денисова. О.А. Жидкова, С.А. Каминского, И.Д. Козочкина, Н.А. Крашениниковой, Е.В. Кулагиной, М.И. Кулагина, В.А. Лихачева, М.Н. Марченко, М.С. Мейера, А.А. Мишина, Г.И. Муромцева, B.C. Нерсесянеца, Э.С. Онана, И. Е. Синицыной, М.А. Супатаева, Л.Р. Сюкияйнена. Л.Б. Тиуновой, Р.А. Ульновского, В.Е. Чиркина и др.

3. Работы ведущих арабских правоведов и историков: Абдел Карим Заедан, Абдель Аль-Реда Али Асирии, Абдел Аль-Хамид Мутуалии, Абдель Аль-Муталь Ас-Саидии, Абдель Минэм Аль-Бадраве Абдалла, Адель Басюний, Али Мухаммед Жафар, Аль-Джумайли Рашид, Анвар Султан, Ахмед Ибрахим Бек, Жафар Аль-Фадлии, А. Ауеда, Мунзер Абдель Аль-Хусейн, Камаль Аль-Галии, Мухаммед Аль-Шарафи, Али Аль-Мазгатии, Мухаммед Хусейн Мансур, Рамадан Абу Аль-Сауд, Филипп Хатты, Хасан Аль-Хасан, Хизи Рияд, Хадер Аль-Хамурии, Абделлах Ахмед Ан-Наим, X. У. Рахман, Ю.А. Якуб и др.

4. Работы западных правоведов и исламоведов: А. Массэ, Р. Давида, Л. Фридмэна, Р. Шарля, А.Х. Алькатифии, С.Х. Амин, Ж.П. Нуртина и др.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым в российской и арабской юридической литературе комплексным монографическим сравнительно-правовым исследованием эволюции правовых систем арабских стран. Существующие в российской и арабской юридической литературе работы посвящены лишь отдельным аспектам данной проблемы.

Новизна подхода автора состоит, прежде всего, в попытке исследования начальных стадий эволюции права стран региона с доисламского периода, рассматриваемого в качестве исторической основы для становления мусульманского права. Культурологические особенности правовых систем он рассматривает сквозь призму структуры этих системы. Им широко используются арабская юридическая литература и новейшее законодательство стран региона.

Проведенное исследование позволило прийти к ряду выводов, которые выносятся на защиту:

1. Специфика правовых систем арабских стран состоит в том, что их структура включает элементы исторически разнотипных правовых культур - европейской и традиционной^ (мусульманской, племенной). При этом, если последняя была продуктом арабского общества, то первая - в основном привнесена извне и насажена «сверху» европейскими колонизаторами.

2. Формирование правовых систем в арабских странах было напрямую связано с уровнем развития капитализма и характером прошлой колониальной зависимости. Отсюда право в странах региона формировалось как «сверху», так и «снизу», как на европейской, так и на исламской основе (Саудовская Аравия, Йемен).

3. Взаимодействие в рамках правовых систем арабских стран элементов различных правовых культур придает им глубокую внутреннюю противоречивость. Противоречие между европейской и традиционными правовыми культурами является здесь определяющим в развитии исследуемых правовых систем и проявляется на уровне правосознания, системы правовых норм и механизма их действия, а также институтов правовой системы. Поэтому можно предположить, что оно будет определять развитие права в обозримом будущем.

4. Современные правовые системы арабских стран представляют собой противоречивое сочетание европейских и традиционных норм, институтов и принципов. Влияние традиционного права на европейское существует практически повсеместно и проявляется в форме: 1) включения в акты правотворчества, в том числе в конституции, традиционных по своему содержанию норм, институтов и принципов; 2) разделения «сфер влияния» между европейским и традиционным правом; 3) традиционного истолкования предписаний законодательства, в том числе конституций; 4) действия норм традиционного права вне рамок официального правопорядка и, 5) придания традиционной окраски правовым системам. В этих условиях правовая форма приобретает значительную подвижность.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования заключаются в том, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, во-первых, f в дальнейшем исследовании правовых систем арабских стран, во-вторых, при разработке проблем права развивающихся стран в целом, в-третьих, в учебном процессе в курсах общей теории государства и права, а также сравнительного правоведения.

Апробация результатов исследования.

Диссертация подготовлена на кафедре теории и истории государства и права РУДН. Отдельные теоретические выводы работы были изложены в выступлениях:

- на конференции молодых ученых и аспирантов «Актуальные проблемы юридической науки нового века» состоявшейся в марте 2001г. в РУДН;

- на научной конференции аспирантов юридического факультета РУДН «Сравнительное право и проблемы частно-правового регулирования» состоявшейся в январе 2002 в РУДН.

Структура работы.

Диссертационная работа обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Хишам Абдель Мажид Раххал, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведанное исследование позволяет сделать вывод о глубокой внутренний противоречивости правовых систем арабских стран. В ее основе - факт сосуществования и взаимодействия элементов разнотипных правовых культур — европейской и традиционной. Противоречие между ними и определяет характер развития правовых систем в странах региона. Обычное право, мусульманское право и европейское право отражают, с одной стороны, соответствующую ступень истории права этих стран, с другой, -современный пласт правовой культуры. Каждый из них «вмонитирован» в свою философию миропонимания, систему ценностей, привычек и т.д., что придает правовым системам своеобразную многомерность, а также подвижность их границ. Взаимодействие разнотипных правовых культур проявляется на всех уровнях правовой системы - доктринальном, нормативном, институционном и социологическом. На каждом из них периодически проявляется несоответствие между формой и содержанием правовых явлений и процессов. В условиях преобладания мусульманской культуры европейские принципы и институты нередко толкуются с исламских позиций; одни и те же правовые явления воспринимаются с позицией разнотипных культур и т.д. Плюрализм правовых культур проявляется, в частности, в характере статуса личности, в параллелизме правового регулирования одинаковых по предмету отношений, в конкуренции разнотипных источников права, размытости границ правовой системы и т.д.

Сохранению традиционного пласта права способствует сохранение в странах региона традиционных и полутрадиционных социальных, структур, а также значительное влияние традиционной, прежде всего, исламской культуры. В этих условиях противоречия между традицией и современностью будет определяющим в развитии права на обозримую перспективу

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Эволюция правовых систем арабских стран»

1. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956.

2. Конституции стран арабского Магриба. Аль Ребят., 1998 (На арабском и французском языке) - 272 с.

3. Конституция Алжирской Народной Демократической Республики. Алжир., 1996, (на араб, языке).

4. Конституция Государства Бахрейн. Манама., 1973, (на араб, языке).

5. Конституция Арабской Республики Египет. Каир., 1971, (на араб, языке).

6. Конституция Республики Ирак. Багдад., 1990, (на араб, языке).

7. Конституция Йеменской Республики. Сана., 1994, (на араб, языке).

8. Конституция Государства Кувейт. Кувейт., 1962, (на араб, языке).

9. Конституция Ливанской Республики. Бейрут., 1943, (на араб, языке).

10. Конституция Королевства Марокко. Аль-Рабат., 1996, (на араб, языке).

11. Конституция Мавританской Республики. Научат., 1991, (на араб, языке).

12. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов. Абудаби., 1971, (на араб, языке).

13. Конституция Сирийской Арабской Республики. Дамаск., 1973, (на араб, языке).

14. Конституция Республики Судан. Хартум., 1998, (на араб, языке).

15. Конституция Тунисской Республики. Тунис., 1959, (на араб, языке).

16. Конституция Иорданского Хашимитского Королевства. Амман., 1952, (на араб, языке).

17. Основной закон Султанат Оман «О власти». Маскат., 1996, (на араб, языке).

18. Основной закон Королевства Саудовская Аравия «О власти». Мекка., 1992, (на араб, языке).

19. Трудовой закон Королевства Саудовская Аравия. Мекка., 1970, (на араб, языке).

20. Иорданский Уголовный кодекс. Амман., 1991, (на араб, языке).

21. Суданский Уголовный кодекс. Хартум., 1991, (на араб, языке).

22. Закон Судана «О доказательствах». Хартум., 1994, (на араб, языке).

23. Закон Саудовской Аравии «О совете шура». Мекка., 1992, (на араб, языке).1. Литературные источникиа) на русском языке

24. Абделлах Ахмед Ан-Наим. На пути к исламской реформации «гражданские свободы, права человека и международное право». Перевод с английского М,.1999, 283 с.

25. Александрова Л. Кувейт: пути модернизации. // Азия и Африка сегодня. 2000, с. 60-63, № 2.

26. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. 359, Т.2. 356.М., 1981.

27. Алиев Р.Я, Ислам в концепциях национального социализма (Алжир, Египет, НДРЙ). Баку., 1987, 159 с.

28. Алиян Али Ареф. Правовой статус личности по мусульманскому праву. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,1991, 16 с.

29. Арабо-мусульманский мир на пороге XXI века. Отв. ред. О. Е. Бубнова. М., 1999,- 136 с.

30. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки: (новейшая история, экономика и политика): Сборник. Отв. ред. Сейранян Б.Г., Филоника А.О. Вып. 3, М., 1999, 351 с.

31. Арабские страны история экономика. Отв. ред. Лебедев Е.А. М., 1970, -256 с.

32. Арабские страны история, экономика. Отв. ред. Луцкая Н.С, М., 1974, -207 с.

33. Бодянский В.Л. Современный Бахрейн М., 1976, 310 с.

34. Бондаренко. Д.В., Емелин А.С. Арабский Халифат и мусульманское право. М., 1997,-60 с.

35. Валькова Л.В. Саудовская Аравия в международных отношениях. М., 1979, 222 с.

36. Васильев А. История Саудовской Аравии. М., 1999. 671 с,

37. Васильев Л.С История Востока. Т. 1. 494 е., Т.2 - 494 е., М., 1998.

38. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. М,, 1915, 153 с.

39. Ворончинииа Н.И Женский вопрос в странах Северной Африки. // Арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Вып. 3, М., 1999,с. 199-211.

40. Ворончинина Н.И. Ислам и проблема равноправия женщин в Алжирской Народной Демократической Республике. // Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока. М.,1990, с.162 -172.

41. Высоцкая Н.И, Влияние колонизации на формирование политической культуры. // Африка. Особенности политической культуры. Ученые записки института Африки РАН, М., 1999, Вып. 12, с.26 40.

42. Георгиев А.Г. Озолинг В.В. Нефтяные монархии Аравии. М., 1983, 224 с.

43. Государство и право в развивающихся странах. Государственный аппарат. Отв. ред. В. Е. Чиркин. М., 1984, -248 с.

44. Гражданское и семейное право развивающихся стран. Под. ред. В.К.Пучинского и В. В. Безбаха. М., 1989, 268 с,

45. Давыдов А.Д. Сельская община и патронимия в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1979, 179 с.

46. Дадиани JI.Я. Государственный строй Ливана. М., 1973, 85 с.

47. Денисов В.Н. Системы права развивающихся стран. Киев., 1978, 276 с.

48. Завадовский Ю.Н. Культура арабской Африки «общие культурные слои и дифференцирующие компоненты их структуры». // Арабские страны. История, экономика. М., 1974, с. 32 34.

49. Заварнов Н.А. Государственное право развивающихся стран. М.,1989, -93 с.

50. Зеленин Д. Власть по наследству. // Азия и Африка сегодня. 2000, 19-21с., № 9.

51. Исаев В.А. Арабские страны в международном разделении труда. М., 1996,-231 с.

52. Исаев В.А., Филоник А.О. Государство Катар: проблема развития. М., 1999,-149 с.

53. Ислам в истории народов Востока. Сб. ст. Отв. ред. И.М. Смилянская, С.Х. Кямилев. М.,1981, 195 с.

54. Ислам (Проблемы, идеологии, права, политики и экономики).Сб. ст. Под ред. А.И. Ионовой. М.,1985, 279 с.

55. Ислам (религия, общество, государство), // Под ред. Грязневича И.А, Прозорова С.М. М., 1984, 232 с.

56. Ислам энциклопедической словарь. Под. ред. Г.В. Милослаский, М.Б. Пиотровский и др. М. 1991, 316 с.

57. Исмаил Самир. Ислам и национальные проблемы в арабском мире. Автореферат диссертации на соискание кандидатский ученой степени М.,1991, 23 с.

58. Источники права. Государство и право в развивающихся странах. Отв. ред. С.А. Сосна М., 1985, 245 с.

59. Климович. Л.И. Ислам, его происхождение и социальная сущность. М., 1956,-40 с.

60. Каминский С.А. Институт монархии в странах арабского Востока. М.,1981, 152 с.

61. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока (эпоха средневековья). М.,1987, 173 с.

62. Клочков В.В. Религия, государство, право. М., 1978, 287 с.

63. Конституционное право развивающихся стран. Предмет. Наука. Источники. Отв. ред. Чиркин В.В. М., 1987, 283 с.

64. Арабский мир: экономика, политика, идеология. Конференция молодых ученых. Отв. ред. Егорин А.З., Наумкин В.В. М., 1987, 78с.

65. Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии).- Вестник МГУ. Сер. 11 Право, 1984, № 2. -с.32-39.

66. Кулагина Е.В., Кулагин М.И. Новый семейный кодекс Алжира. // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1988, № 3. -с. 73-80.

67. Кууз А.А. Аграрные отношения в Марокко. М.Д984, 125 с.

68. Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М.Д982, 325 с.

69. Ланда. Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской каолинизации 1830-1918. М., 1976,-280 с.

70. Ланда. Р.Г. История Алжира. XX век. М.,1999, -303 с,

71. Лебедева Э.Е. Кризис государства и традиционные институты. // Эволюция традиционных институтов в колониальной и постколониальной Африке. М.,2001, с. 18 23.

72. Левин 3 И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М.Д988, 221 с.

73. Левин З.Й. К вопросу развития общественного сознания в Египте в первой половине 19 века в период правления Мухаммеда Али. // Арабские страны: история, экономика. Отв. ред. Н.А. Беляев. М.,1966, -с.190 200.

74. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М.,1984, 223 с.

75. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М.,1965, 373 с.

76. Мавлютов P.P. Ислам. М., 1974, 168 с.

77. Максимов А.А., Милославская Т.П. Исламские банки в странах Ближнего и Среднего Востока. // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, - с, 25-39.

78. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран (70-80-е годы). М., 1986, 227 с.

79. Малько А.В Категория «правовая жизнь»: проблемы становления. // Государство и право, 2001, № 5 с. 5 - 13.

80. Малюковский М.В. Начальный этап мусульманской реформации в Египте. // Учен, записки Института востоковедения АН СССР. Т.17. с.37-52.

81. Марченко М.Н. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права. // Вестник МГУ Cep.l 1. Право 2001, № 3. с.76 -88.

82. Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права. // Вестник МГУ Cep.l 1. Право 2000, № 5. с,37 - 53.

83. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М., 1982, 190 с.

84. Матузов Н.И. Вопросы теории государства и права: личности, право, правовая система. Саратов., 1988, 193 с.

85. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке: черты структурного кризисам., 1991,-261 с.

86. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в Османской политической системе в XVI-XVIII вв. // Ислам в истории народов Востока, Сб. статьей. М., 1981, с. 51 63.

87. Мельников Е.Н. Политический и государственный строй Ливана. М.,1974,- 348 с,

88. Мишин А.А. Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989, 383 с,

89. Муромцев Г.И. Конституции Арабских государств. М.,1982, 78 с.

90. Муромцев Г.И. О некоторых особенностях традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки // Государство и право, М., 1989, № 6, С.23 - 30.

91. Муромцев Г.И. Правовой статус личности в арабских странах // советское государство и право. МЛ983, №12,- с-Л 11-115.

92. Муромцев Г.И. Политические системы арабских стран. // Проведение, 1976, № 6, с.75-83.

93. Муромцев Г.И. Конституционное развитие Алжира. // Советское государство и право. 1977, № 11, с. 62-68.

94. Муромцев Г.И. Систематизация и кодификация права в развивающихся странах Азии и Африки. М.,1983, 39 с.

95. Муромцев Г.И. Источники права в взвивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиции. М., 1987, 150 с.

96. Мэн Г. Древний закон и обычай. М., 1884, 312 с.

97. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983, -336 с.

98. Нерсесянц B.C. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции. // Государство и право. 2001, № б.с.5 -15.

99. О них говорят. Политические портреты зарубежных деятелей. М.,1991, — 432 с.

100. Общая теория права и государства Под. ред. Лазарева В.В. М., 1994, -367 с.

101. Онан Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока. // Мусульманское право (структура и основные институты). М.,1984,сЛ05 120.

102. Остроумов Н.П. Аравия и Коран (происхождение и характер ислама). Казань., 1899,-256 с.

103. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Отв. ред. Сухарев А .Я. М.,2001, 832 с.

104. Першиц А.И. Хозяйство и общественно политической строй северной Аравии в XIX-первой трети XX в.в. М.,1961, - 224 с.

105. Политические системы в странах социалистической ориентации.(Жидков О.А., Онан Э.С., Сосна С.А. и др). М., 1985, 352 с.

106. Поляков. К.И., Хасянов.А Ж. Палестинская национальная автономия: опыт государственного строительства. М., 2001, 138 с.

107. Право в странах социалистической ориентации. Отв. ред. Ульяновский. М.,1979, 347 с,

108. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982, 207 с.

109. Проблемы государства и права стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1971, 128 с.

110. Проблемы общей теории права и государства. Под ред. B.C. Нерсесянца. М, 1999,-813 с.

111. Развитие капитализма в арабском мире. Отв. Ред. Андреасян Р.Н. М., 1983,-496 с.

112. Развитие политических систем в современном мире. М.,1981, 196 с.

113. Рахман X. У. Хронология исламской истории: (перевод с английского Хайретдинова Г.З.). Нижный Новгород., 2000, 202 с.

114. Резван Е.А. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения). И Ислам: религия, общество, государство. М.Д984,с. 41-53.

115. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М.,1997, 398 с.

116. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993, 254 с.

117. Ротштейн. Ф.А. Захват и закабаление Египта. М.,1959, 367 с.

118. Рыжкова Е.А. Становление семейного права Туниса (историко-правовой аспект). Автореферат диссертации на соискание ученой степень кандидата юридических наук М.,2000, 24 с.

119. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968, 154 с.

120. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент., 1988,-216 с.

121. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). М., 2000, 414 с.

122. Сапронова М.А. Конституционная регламентация ислама в арабских странах, //Ближний Восток и современность. М., 2001,№1 .с.280 291.

123. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001, 215 с.

124. Сауд Хусейн Сайд Захрани. Саудовская Аравия: политика в области культуры и образования М.,2001, 131 с.

125. Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург., 1996,-313 с.

126. Синицына И. Е, Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978,-285 с,

127. Сирийская Арабская республика. Отв. ред. Ахмедов В.М и др. М.,1994, -223 с.

128. Супатаев М.А. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах. // Государство в развивающихся странах. Источники права. М., 1985, с.47-64.

129. Супатаев М.А. Опыт классификации правовых систем освободившихся стран. // Советское государство и право. 1988, №12, с. 31-37.

130. Супатаев М. А. Право в современной Африки М., 1989, 174 с.

131. Супатаев М.А. Культурология и право (на материале стран Тропической Африки). М., 1998, 156 с.

132. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984, -116 с.

133. Сюкияйнен Л.Р. Влияние ислама на конституционное развитие стран Востока. // Политическая власть и конституция в развивающихся странах. М., 1987, с. 40-47.

134. Сюкияйнен Л.Р. Доктрина как источник мусульманского права. // Государство в развивающихся странах. Источник права. М, 1985, с. 65-83.

135. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М., 1986,-256 с.

136. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право как объект общей теории права. // Советское государство и право. 1979, № 1.-е. 29-33.

137. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997, — 45 с.

138. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока // правовое положение личности. М., 1987, с. 2852.

139. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право в правовых системах стран арабского Востока // государство и право в развивающихся странах. М., 1976, с, 42-65.

140. Теория государства и права. Под ред. Бабаева В.К. М., 1999, — 592 с.

141. Теория государства и права. Под. ред. М.Н Марченко. М., 2001, 611 с.

142. Тилле А.А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975, -207 с.

143. Тиунова Л.Б. О понятии правой системы // Правоведение, 1985, № 1,с. 23-30.

144. Тунисская республика: справочник. Под. ред. Левин О. В. М., 1993, -474 с.

145. Уголовное право развивающихся стран: В.А. Пантелеев, И.Д. Козочкин, В.А. Лихачев. М.,1988, 183 с.

146. Ульяновский Р.А, Право в независимых странах Африки (становление и развитие). М„ 1969, 382. с.

147. Фадеев И. Демократия в мусульманском мире: реальность и перспективы // Азия и Африка сегодня 2001, № 8 с, 2-9.

148. Аверинцев С.С. и др. Философский энциклопедический словарь. М., 1989,-816. с.

149. Фридмэн Лоуренс Введение в американское право (перевод с английского). М., 1993, 286 с.

150. Хабтур Ахмед. Ислам Али. Принципы и источники гражданского права республика Йемен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,1999, 19 с.

151. Хачим Ф.И. Исламские концепции государственной власти. М.,1999, -127 с.

152. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права. // Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984, с.4-20.

153. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1969, 142. с.

154. Якуб Ю.А. Объединенные Арабские Эмираты. М.,1978, 149 с.

155. Шпажников Г.А. Религии стран Западной Азии. М.,1976, 326. С.б) на арабском языке156. . Абдел-Карим Заедан. Основы мусульманского права «фикх». Байрут,, 1994,-465 с.

156. Абд Аль-реда Али Асирии. Политическая система Кувейта, (принципы и практика). Кувейт., 2-е изд. 1994, 517с,

157. Абдел Аль-Хамид Мутуалии. Шариат как основной источник конституции. Александрия., 1990, 334 с.

158. Абдель Алькадим Залум. Демократии неверная система. 4е изд. 1998,

159. Абдель Аль Муталь ас Саидии. Исламская политика в эпоху праведных халифов. Каир., 1962, - 278 с.

160. Абдель Минэм Аль Бадраве. Введение в правовые науки. «Общая теория права». 581 с.

161. Адель Басюний. История египетского права. Каир., 1985, — 387 с.

162. Али Мухаммед Жафар. История права и стадии правотворчества. Каир., 1986,-334 с.

163. Аль Джумайли Рашид. Лекции по арабской истории в доисламский период. Бейрут., 1972, 254 с.

164. Анвар Султан. Общие правовые принципы. 4- е. изд. Бейрут., 1983, — 446 с.

165. Антон Аль-Нашиф и Халиль Аль-Хиндии. Выбранный гражданский брак в Ливане «исторические, правовые и общественные аспекты». Тараблос,, 1998,-216 с.

166. Ахмед Ибрахим Бек. Основа и история мусульманского права. Каир., 1939,- 175 с.

167. Башир Аль-Билании. Законы личного статуса в Ливане. Бейрут., 1995, -189 с,

168. Жафар Аль-Фадлии и Мунзер Абдель Аль- Хусейн. Введение к правовым наукам. Багдад., 1987, 256 с.

169. Камаль Аль-Галии. Конституционное право и политическая система. Дамаск., 1991,-572 с.

170. Мустафа Мажди Харджа. Комментарии к уголовному кодексу Египта, Каир., 1992,-302 с.

171. Мухаммед Абдель Джавад Мухаммед. Развитие законодательства в Саудовской Аравии. Каир., 1977, 301 с.

172. Мухаммед Али Жама. Теория государства в арабской идеологии первой половины XX в. Дамаск., 1994, 181 с.

173. Мухаммед Аль Шарафи и Али Аль-Мазгатии. Введение в изучения права. Тунис., 1993, 480.

174. Мухаммед Аль-Худрии. История мусульманского права. Бейрут., 1994, -264 с.

175. Мухаммед Ахмед Мфтии и Сами Салих Аль-Вакийл. Суверенитет в политической исламской концепции. Мекка., 1991, 112 с.

176. Мухаммед Сулаеман Аль-Дижании. Политическая система Иордании «элементы и основы». Аман., 1993, 221 с.

177. Мухаммед Хусейн Мансур. Введение в права. Правовая норма. Байрут.,1995, 303 с.

178. Мухсин Халиль. Конституционное право и конституции Египта. Александрия., 1996,-271 с.

179. Омар Слиман Абдаля Аль-Шкар. Комментарии к Закону о личном статусе Иордании. Амман., 1997, 311 с.

180. Рамадан Абу Аль-сауд. Введение в гражданское права (Египет, Ливан). Бейрут., 1985, 565 с.

181. Рамадан Абу Аль-сауд и Мухаммед Хасан Касим. Принципы права. Введение в правовые науки и обязательств. Александрия., 1995, — 403 с.

182. Риад Таус. Урфийский брак и его последствия.// Революционное поколение. Дамаск., 2000, № 103 с.53 56.

183. Сад Аль Таа. Египет между двумя эпохами (1952 - 1970) и (1970 -1981). Бейрут., 1982,-412 с.

184. Филипп Хатты. История арабов. 1965,2-ой том, 4-е издание, (другие данные нет).

185. Хадер Аль Хамурии. Правовое взаимодействие в районе побережья Среди земного моря. Каир., 1996, - 198 с.

186. Хасан Аль-Хасан. Политические и конституционные системы в Ливане и в других арабских странах. Бейрут., 1971, 617 с.

187. Хизи Рияд. История законодательной власти в Судане. Хартум., 1967, -144 с.в) на европейских языках

188. A Katifi. Quelques Aspects du modernism juridique en Orient Arab. Paris,, 1966.

189. Ahmed Aoued. Algeria: Reconciling Faith and Modernity. //Studies in Legal Systems, Mixed and Mixing. London. 1996. p. 193-209.

190. Amin S.H. Middle East Legal Systems Royston. Glasgow. 1985. p. 434.

191. Anoushiravan Ehteshami. Is the Middle East Democratizing.? //British Journal of Middle Eastern Studies (1999), 26(2), p.199-217/

192. Bernard Weiss. Interpretation in Islamic Law; The theory of Ijtihad. //The American Journal of Comparative Law. Vol. 26, 1978.p.l99-212.

193. Butti Sultan Butti Ali AL Muhairi. The Position of Sharia within the UAE constitution and the federal supreme courts application of the constitutional clause concerning Sharia. // Arab Law Quarterly. Vol. 3, 1996.p. 219-244.

194. Herbert J. Liebesny. Comparative Legal History: Its Role in the Analysis of Islamic and Modern Near Eastern Legal Institutions. //The American journal of comparative law, Vol.20. 1972. P.38-52.

195. Jill Crystal. Civil Society in The Arabian Gulf. //Civil society in the Middle East //. New York. 1998.p259-286.

196. Laurie Brand. " In the beginning was the state". The Quest for Civil Society in Jordan. // Civil society in the Middle East. New York. 1998, p.148-185.

197. Mustapha K. A L Savyid. A Civil society in Egypt // Civil society in the Middle East. New York/ 1998, p. 269-293.

198. Nabil Ahmed Said (delegue au conseil d'Etat d'Egypt) Revue international de droit covpare. 1956 an8 N3.p. 18-33.

199. Nathan J. Brown. The, rule of law in the Arab world (Courts in Egypt and the Gulf)- Cambridge Middle East Studies. 1997. p. 309.

200. Neil Hicks and Ghanirn al-Najjar. The Utility of Tradition: Civil Society in Kuwait. И Civil society in the Middle East. New York. 1998, p. 187-213.

201. Raymond Hinnebusch. Civil Society, Democracy and the Muslim World. // Reviews British Journal of Middle Eastern Studies (1999), 25 (2), 352-354

202. Suliman Abdul Rahman A1 Hageel. Human rights in Islam and Refutation of the Misconceined A negations Associated With These Rights 1999. p. 172.

2015 © LawTheses.com