Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государствтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Басова, Ирина Олеговна, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Проблема власти в государственно-правовой идеологии ислама (исторический аспект).

1.1. Проблема власти в политико-правовых доктринах раннего и классического ислама.

1.2. Особенности понимания власти представителями суннитского и шиитского направлений.

1.3. Проблемы организации и деятельности исламского государства.

Глава 2. Государственно-политическая идеология и основные концепции исламского государства.

• 2.1. Государственно-политическая идеология ислама и некоторые аспекты ее влияния на государственно-правовое строительство.

2.2. Богословские концепции государства.

Глава 3. Современные проблемы устройства мусульманского государства.

3.1. Система власти и управления исламским государством.

3.2. Основные направления экономической и социальной политики исламского государства

3.3. Государственно-конституционное строительство в мусульманских странах.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств"

Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития мирового сообщества характерно значительное усиление политической активности ислама как в отдельных странах, так и в международном масштабе. Сегодня многие государства именуют себя исламскими. В основополагающих документах, выступлениях государственно-политических деятелей разного уровня, средствах массовой информации постоянно звучат заявления об истинно исламском содержании политики этих государств. Говорится о необходимости исламизации всех сторон государственной, общественной и частной жизни. Исламизация пропагандируется как единственный путь решения всех социальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Этот путь предлагается не только странам с мусульманским населением, но и Западу и всему миру. Утверждается, что Европа находится на грани духовного банкротства и спасти ее может только ислам с его высокой идеологией. Ислам объявляется религией "всех времен и всех пространств", обеспечивающей спасение народов мира и успешное решение всех стоящих перед ними социальных проблем. Спасение при этом видится в освобождении исламской религии - единственной религии, способной осуществлять предписания Аллаха, в которых определена и главная цель мусульманского государства.

Ислам оказат существенное влияние на историю развития государства и права многих стран. Сфера его действия как религиозного, политического, идеологического и юридического фактора и с началом нового тысячелетия продолжает оставаться весьма значительной. Это во многом предопределяется тесными связями данной религиозной системы с государством и правом в странах ее распространения. Ислам - это религия, которая и в наше время имеет определяющее значение для мировоззрения широчайших слоев населения в мусульманских странах. Из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают исламская государственно-правовая идеология, шариат и мусульманское право. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, шариат и мусульманское право представляют собой одновременно, и определенную систему норм-законоустановлений, большую часть из которых занимают божественные, и, не в последнюю очередь, универсальную политико-правовую доктрину.

В настоящее время общая численность приверженцев ислама, третьей, самой поздней по времени возникновения, мировой религии, которая зародилась в Аравии в VII веке нашей эры, составляет около 1 миллиарда 500 миллионов человек (около 85-90% из них сунниты), проживающих преимущественно на территории стран в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Широкое распространение ислам получил и в республиках бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации.

Обращает на себя внимание тот факт, что почти в 40 из более чем 120 стран мира, где существуют мусульманские общины, последователи ислама представляют большую часть населения - свыше 80% жителей во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш и Индонезии, в некоторых странах мусульманское население составляет от половины до 80 % жителей (Гвинея, Мани, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - около 50%, а в ряде других государств - весьма заметное и влиятельное меньшинство (Индия, Камерун, Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне). Кроме того, довольно крупные по абсолютной численности мусульманские общины существуют в Индонезии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число мусульман проживает также в Китае, Таиланде, Танзании и Эфиопии. В 28 афро-азиатских странах ислам признан государственной (или официальной) религией, в том числе в Египте, Кувейте, Саудовской Аравии, Иране, Мавритании, Пакистане. В некоторых странах слово "исламский" включено в их официальное название: Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания1.

Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим и общественно-политическим характеристикам, так и по масштабам и направленности влияния ислама, шариата и мусульманского права на их государственно-правовое развитие. Вместе с общими чертами, характеризующими такое влияние в мусульманских странах, можно выделить и особенности, характерные только для отдельных таких стран.

В настоящее время исламу, шариату и мусульманскому праву принадлежит огромная роль в политике, идеологии и государственно-правовом развитии указанных стран. Это свидетельствует о том, что данная религиозная система и сегодня, в новой исторической обстановке, располагает большими возможностями активно действовать. Важное значение ислама, шариата и мусульманского права в качестве нормативного регулятора и идейно-политического фактора заставляет обратиться к исследованию сущности и природы исламского государства и его специфических черт как самостоятельному и особому историческому типу государства.

Особую актуальность исследование данной проблемы приобретает на современном этапе развития человеческой цивилизации, когда происходит значительная активизация исламского фактора как в зарубежных странах, так и в пределах Российской Федерации и ее субъектов, включая субъекты распространения ислама Северо-Кавказского региона. Конец атеистической диктатуры, наступивший в связи с распадом СССР и получением государственного суверенитета бывшими советскими республиками, и связанный с этим "религиозный бум" в конце XX - начале XXI вв., вызвавший быстрое и значительное усиление позиций ислама в социальной и политической жизни регионов традиционного распространения ислама, породил у ряда исламских государств представление о том, что ислам может стать эффективным инструментом влияния на экономический и политический курс стран указанных регионов в желательном для них направлении.

Россия всегда была и остается полиэтнической и поликонфессиональной страной, значительная часть населения которой исповедует ислам. Важность исламского фактора для нее определяется следующими существенными обстоятельствами :

- в Российской Федерации проживают около 26 млн. мусульман. Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь являются регионами компактного расселения российских мусульман. Однако проживают они практически во всех ее субъектах;

- ряд государств (республики бывшего СССР), население которых в значительной своей части исповедует ислам, вступили в Организацию Исламская конференция;

- в некоторых традиционно исламских государствах, граничащих с Россией или находящихся в непосредственной близости от нее, мусульмане составляют либо значительную часть населения (Китай, Индия), либо подавляющее большинство (Ирак, Сирия, другие арабские страны).

Современные геополитические обстоятельства заставляют Россию внимательнейшим образом относиться к исламскому фактору и учитывать его при принятии и реализации решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам: вся Россия, в том числе ее мусульманское население, сегодня переживает глубокий кризис, явившийся следствием непродуманных реформ, породивших снижение уровня жизни населения, разочарование его значительной части во многих социальных ценностях. В этих условиях часть населения обращается к исламу, видя в апелляции к нему некую исламскую альтернативу. Кроме того, ситуация на Северном Кавказе, которая привела к проведению антитеррористической операции 1999 - 2000 гг., способствовала формированию в сознании части российского общества представлений об исламе как энергичной, склонной к экспансии религии. Между тем такое восприятие идеологии ислама как агрессивной социокультурной конфессиональной системы крайне негативно скажется на стабильности российской государственности и на будущности её.

Все вышеуказанное свидетельствует о чрезвычайной важности для российской государственности поисков форм взаимодействия с мусульманскими странами и взаимоотношений с народами, исповедующими ислам, а для науки - исторического и теоретического анализа данных проблем.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с государственно-правовой идеологией ислама и практикой строительства мусульманских государств, на наш взгляд, недостаточно исследованы представителями как российской, так и зарубежной юридической науки.

Необходимо отметить, что исследователи исламского государства и мусульманского права обычно обращают внимание на две характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение ("божественную природу") и тесную неразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой (богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Исходя из универсального характера ислама и его нормативных предписаний, ими делается вывод о том, что ислам - это одновременно "вера и государство", а разрабатываемые мусульман-ско-правовой доктриной нормы и решения выступают не только собственно правом, но и религией. Сходную точку зрения высказывают и западные исследователи мусульманского права, которые отмечают, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства. Так, по мнению Раймонда Шарля, мусульманское право - это прежде всего религия, а затем - государство У и культура". Ислам, как утверждает Рене Давид, - это религия закона, а тесно связанное с государством мусульманское право имеет не рациональную, а религиозную, "божественную" природу3.

Российские исследователи обращают внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских и духовных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства, а также подчеркивают, что мусульманское право является правом мусульманской религии, являющимся ее неотъемлемой частью. На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе "веры и государства", религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Отмечается также, что тесная связь в исламском государстве и мусульманском праве юридических правил поведения с нормами морали, с общими целями и интересами ислама, как религии, заключается в общем комплексе нормативных предписаний шариата, где религиозные и общегражданские нормы не различаются, поскольку на государство возлагается функция обеспечения в равной степени всех положений шариата как определяющих порядок отправления религиозных обязанностей, так и регулирующих взаимоотношения мусульман.

Значительное внимание в трудах ученых таких как Грязневич П.А., Керимов Г.М., Лукоянов А.К., Пиотровский М.Б., Полонская Л.Р., Прозоров С.М., Сюкияйнен Л.Р., Чиркин В.Е. и др.; Давид Р., Коулсон Н., Массэ А., Хас-сан Ф., Шарль Р. и др.4 отводилось изучению тесно связанному с исламским государством мусульманскому праву, месту и роли, которое оно занимает в правовом развитии стран распространения ислама, а также изучению его теоретических основ, выявлению особенностей структуры и влияния на современное законодательство указанных стран. При этом недостаточно внимания уделялось рассмотрению исламского государства как своеобразного юридического феномена и довольно редкого и необычного типа государства со всеми присущими ему чертами и институтами, который из всех реально существующих в настоящее время типов государств наиболее тесно связан с религией и, по существу, рассматривается исламом в качестве своего неотъемлемого элемента.

Действительно, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа исламского государства и мусульманского права, их исламский характер не вызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей исламского государства и мусульманского права как системы действующих юридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных положений ислама происхождении. Так, основными источниками здесь выступают Коран и Сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали.

Исследователи также отмечают, что изначально исламская идеология, государственность, власть были ориентированы на принцип справедливости. Это было характерно для золотого века так называемого "классического ислама", когда пророком Мухаммедом было основано первое исламское государство, где сменявшие после его кончины четыре "праведных халифа" большое внимание уделяли проблемам государственного устройства, а также обеспечению социальной справедливости в исламском государстве.

Определенное внимание в трудах ученых уделялось и рассмотрению вопросов, связанных с государственно-конституционным строительством в мусульманских странах, а также исследованию источников и природы власти правителя исламского государства. Такие проблемы, в частности, исследовались Керимовьш Г.М., Лукояновым А.К., Онаном Э.С., Пиотровским М.Б., Полонской Л.Р., Прозоровым С.М., Сюкияйненом Л.Р., Чиркиным В.Е., Шарипо-вой P.M.5

Вместе с тем следует отметить, что в работах государствоведов и ученых-юристов недостаточно внимания уделялось комплексному подходу к рассмотрению вопросов, связанных с государственно-правовой идеологией ислама и государственно-конституционным строительством в мусульманских странах, а также исследованию источников и природы власти правителя исламского государства с точки зрения современного конституционализма, который предполагает юридические ограничения власти правителя и его политическую подотчетность мусульманам.

Поскольку ислам закрепил сам факт создания централизованного государства и отразил тенденцию объединения отдельных племен в составе единого целого, единство религии и политики было изначально присуще исламу. Немаловажную роль сыграл тот факт, что именно пророк, основатель новой религии, глава религиозной общины, превращенной в государство, стал политическим главой государства (властителем), олицетворяя неразделимость духовных религиозных) и светских (политических) функций. Именно эта неотделимость ислама от политической власти сегодня, в силу особенностей уже современного развития, неожиданно вновь выступила на первый план. Не случайно, и то, что сегодня обосновать эту связь религии и политики призваны в первую очередь те учения, в основе которых лежит "возрождение" принципов раннего ислама и применение их к современным условиям.

В целом проблематика государственно-правовой идеологии ислама и практики строительства мусульманских государств, их взаимосвязи и взаимодействия и сегодня остается в недостаточной степени разработанной в российском государствоведении и правоведении, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступает государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств.

Предметом исследования является изучение роли идеологии раннего, классического и современного ислама и основанного на нем государственно-правового строительства.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертационной работы является анализ политико-правового феномена исламского государства, природы и пределов власти его правителя, а также влияния государственно-политической идеологии на происхождение, становление, функционирование и развитие исламского государства и основных его государственно-политических институтов. Исходя из этого, для достижения поставленной цели диссертант определил для себя следующие исследовательские задачи:

- определение степени научной разработанности российскими учеными темы научного исследования;

- системное изложение имеющихся в науке представлений об исламском государстве как о феномене нового исторического типа государства применительно к современному этапу государственно-правового развития;

- выявление роли государственно-правовой идеологии ислама в происхождении, становлении, функционировании и развитии исламского государства;

- рассмотрение влияния ислама на развитие исламского государства и на политическую жизнь различных стран в исторической ретроспективе;

- анализ особенностей государственно-конституционного строительства исламского государства на различных этапах его исторического развития;

- выявление аспектов влияния исламской идеологии на развитие российской государственности.

Методологическая основа исследования. Методология написания диссертации основана на диалектическом методе познания действительности, совокупности теоретических положений, требующих диалектического обоснования возникновения, развития и взаимосвязи государственно-правовой идеологии ислама и мусульманских государств. Особенность исследования заключается в том, что анализ проблем исламской идеологии и государственности осуществлен применительно к различным конкретно историческим условиям.

С учетом значимости методологической роли философских категорий и понятий, диссертантом использовались такие философские категории как общее и особенное, возможное и действительное, форма и содержание, причина и следствие, а также философские понятия - сущность, форма, содержание, структура, система, функции.

В целом исходные методологические положения сформулированы с использованием традиционных структурно-функциональных подходов к анализу государственно-правовой идеологии ислама и практики строительства мусульманских государств с учетом современной политической реальности. В связи с тем, что в диссертации анализируется исторически развивающаяся система -исламское государство, акцент сделан на более широкое использование исторического и логического методов исследования в их сочетании. Это дает возможность более глубоко раскрыть реальную историю объекта в его конкретном многообразии и выявить значимые исторические стадии развития, что в свою очередь позволяет создать теорию объекта, раскрыть логику и закономерности его развития.

Принимая во внимание то, что исламское государство есть историческая реальность, и его институты функционируют как системное образование, диссертант считает необходимым применение общенаучных (системный, сравнительный), логических (анализ, синтез, аналогия) методов познания и специальных юридических методов исследования (историко-правовой, сравнительно-правовой). При рассмотрении некоторых частных проблем, связанных с указанной темой, диссертант обращается к подходам, выработанным в сравнительном правоведении.

Вместе с тем, несмотря на наметившуюся в конце XX в. во всей системе общественных наук, включая теорию государства и права, тенденцию к дифференциации научного знания, и началом выделения в относительно самостоятельные части теории государства и теории права, представляется весьма целесообразным проводить исследования по теме диссертации с использованием комплексного подхода, который предусматривает, что исламское государство и мусульманское право возникли, развивались и функционируют не только в их органической связи, но и как относительно самостоятельные социальные институты. Данный комплексный подход предполагает, что, хотя исламское государство и право мусульман являются самостоятельными социальными институтами, между ними всегда существовали, существуют и будут существовать органические, реальные связи - и в процессах их возникновения, и в процессах их функционирования и в их отношении с религией ислама.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самой постановке и формулировке проблемы исследования, которая ранее не была предметом комплексного научного изучения.

В содержательном аспекте научная новизна исследования заключается в следующем:

- в раскрытии государственно-политической идеологии раннего, классического и современного ислама и рассмотрении аспектов соотношения ее с современными теоретическими взглядами на государственно-правовое устройство;

- в определении сущности и природы власти правителя исламского государства на различных этапах его исторического развития и функционирования;

- в выявлении особенностей государственно-конституционного строительства исламского государства на различных этапах его исторического развития;

- в раскрытии специфики функционирования государственной власти исламских государств.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- ислам - идеологическая и политическая основа создания нового исторического типа государства — государства мусульманского; идеология ислама не различает религию и политику, не делит мир на духовный и светский: для неё существует один мир, где каждый должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Аллахом, закрепленному в Коране, воплощенному в Сунне пророка и истолкованному в мусульманском праве;

- содержание политико-правовой идеологии мусульманского государства определили исламские представления о носителе верховной власти, о морально-правовом статусе халифа, о функциях и прерогативах его власти (фундаментальные положения политико-правовой идеологии мусульманского государства сохраняли силу в течение всего средневековья и оказывают влияние на современные государственно-правовые представления и теории);

- создание института единоличной верховной власти в исламском государстве и формирование нового представления о носителе верховной власти в мусульманской общине;

- политическая система мусульманского государства основывается на трех концепциях классического ислама, а именно: единобожие (таухид), наличие у Бога посланников (рисаля) и наместничество (хилафа);

- исламская правовая доктрина, основываясь на исламском вероучении, являющимся источником для конституции и канонов (законов) государства, требует закрепления за исламом и шариатом функций единого законодательства.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для углубления научного анализа проблем исламской идеологии, а также - происхождения, функционирования и дальнейшего развития исламского государства, характера власти правителя государства, их роли в политико-правовой организации современного мусульманского общества.

Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы государственными и общественными организациями в различных аспектах политико-правового взаимодействия с исламскими государствами.

Теоретические обобщения и выводы могут быть применимы в научном и учебном процессах в высших учебных заведениях.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории государства и права Ставропольского государственного университета. Отдельные положения диссертации изложены в 6 публикациях общим объемом 1,4 п.л., представлены в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: межрегиональной конференции "Проблемы формирования регионального законодательства" (май 2000 г. Ставрополь), региональной конференции "Актуальные проблемы развития Российского государства, общества и права на современном этапе" (февраль 2000 г. Ставрополь), 45 научно-методической конференции "Университетская наука - региону" (апрель 2000 г. Ставрополь).

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Басова, Ирина Олеговна, Ставрополь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование по теме "Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств" диссертант завершает формулированием следующих выводов.

Из всех трех мировых религий ислам сегодня наиболее тесно связан с политикой, государством и правом. Подтверждением этому предположению может служить дальнейшее усиление идеологического воздействия ислама на различные общественные процессы, происходящие в мировом сообществе, на государственно-конституционное строительство в мусульманских странах, а также его значительная политическая активизация на рубеже XX - XXI вв., причем вторая половина XX века явилась качественно новым этапом в истории и развитии ислама.

С самого возникновения ислам стал идеологической и политической основой создания нового социально-экономического и государственного строя. Центральным в этом событии явилось возникновение института единоличной верховной власти и формирование нового представления об источнике права на верховную власть. Оба эти взаимосвязанные явления получили воплощение в фигуре халифа, в течение нескольких веков занимавшего центральное место в структуре мусульманского государства и политической идеологии ислама. Новое представление о носителе верховной власти, морально-правовой статус халифа, его функции и прерогативы его власти определили содержание государственно-политической идеологии мусульманской уммы. Ее фундаментальные положения оказывают влияние и на современные государственно-правовые представления и теории.

Особенностью государственно-политической идеологии раннего ислама и практики государственного строительства явилось то, что они были ориентированы на принцип справедливости. Это было характерно для золотого века, так называемого "классического ислама", когда пророком Мухаммедом было основано первое исламское государство, где сменявшие его четыре праведных халифа большое внимание уделяли проблемам государственного устройства, а также обеспечению социальной справедливости в государстве.

Исламские правоведы - создатели шариата не оперировали терминами позитивного права, не противопоставляя его религиозным и этическим нормам. Наиболее ярким примером воплощения конституционной теории служит мединское государство, созданное самим пророком Мухаммедом в первой половине VII века и развивавшееся под управлением "праведных" халифов.

В результате исследования источников и природы власти правителя исламского государства можно сделать вывод о том, что власть правителей исламского государства основывалась не столько на принципах конституционализма, который предполагает юридические ограничения власти правителя и его политическую подотчетность другим людям, сколько на слова и дела посланника Аллаха, которые являлись и являются единственным критерием того, что правильно или неправильно и что законно или незаконно. В качестве высшего представителя божественной власти правитель сам определял, какая точка зрения или какая трактовка шариата считалась правильной и сам решал как применить ее на практике. Он мог делегировать некоторые свои законодательные, исполнительные и судебные полномочия, но сохранял за собой власть отменить любые решения своих уполномоченных и судей. Современные мусульманские правоведы придерживаются той точки зрения, которая справедливо определяет природу и значение законодательной власти в рамках шариата следующим образом: ни в коей мере не посягая на право создавать законы, которым владеет лишь Аллах, нельзя не признать, что существовала и существует потребность в земном авторитете власти, который понимает и трактует Божественное право или уточняет его детали.

Единство религии и политики было изначально присуще исламу, несмотря на то, что презюмировалось, что власть халифа основывается на народной поддержке и не существовало никаких механизмов, с помощью которых эту поддержку можно было бы свободно выражать, ограничивать или отказывать в ней, поскольку ислам закрепил сам факт создания централизованного государства и отразил тенденцию объединения отдельных племен в составе единого целого. Немаловажную роль сыграл тот факт, что именно пророк, основатель новой религии, глава религиозной общины, превращенной в государство, стал политическим главой государства (властителем), олицетворяя неразделимость духовных (религиозных) и светских политических функций. Именно эта неотделимость ислама от политической власти сегодня, в силу особенностей уже современного развития вновь выступила на первый план. Не случайно, и то, что сегодня обосновать эту связь религии и политики призваны в первую очередь те учения, в основе которых лежит "возрождение" принципов раннего ислама и применение их к современным условиям. Кроме того, из всех восточных религий ислам является наиболее "заземленной" и в районах его традиционного распространения связь религии и политической власти всегда наиболее отчетливо выступала не только в сфере социальных отношений и идеологии, но и в государственной структуре и общественной практике. Все эти исторические причины во многом определяют связь религии и государственной власти в странах традиционного распространения ислама и после завоевания ими политической независимости.

Ислам в сущности не различает политику и религию, не делит мир на светский и духовный. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному в Коране, воплощенному в Сунне пророка и истолкованному в мусульманском праве. Анализ основных направлений исторической эволюции соотношения мусульманского представления о власти с реальной политикой, позволяет сделать некоторые выводы:

- характерный для ислама принцип слияния светского и духовного порождает в идеале единство всех функций власти в рамках обязанности правителя следить за правильным ходом всех сторон жизни, за их соответствием божественному закону. В этом смысле правитель как бы осуществляет на деле власть единственного настоящего владыки - Аллаха;

- это единство обеспечивается на деле соединением в руках единого земного правителя различных функций власти (законодательной, исполнительной и судебной) и различных представлений о ее природе (общинное, сакральное). Разные течения и этапы развития мусульманской религиозно-политической мысли и практики могут быть охарактеризованы и типологически распределены на основе оценки степени сочетания и соотношения в них двух основных типов представлений о власти, двух тенденций в теории и политике.

Таким образом, для понимания проблем соотношения светских и духовных авторитетов в мусульманском обществе, для осознания некоторых, проходящих через века его существования процессов, для того, чтобы разобраться в том, какие элементы средневекового наследия могут неожиданно сыграть роль в современной политике, важна констатация двух тенденций - слияния и разделения светского и духовного представлений о власти.

Политическая система ислама основывается на трех концепциях: таухид (единобожие), рисаля (наличие у Бога посланников) и хилафа (наместничество). Государство, построенное в соответствии с этой политической теорией, является халифатом - государством, в котором верховная власть и суверенитет принадлежат Богу.

Исламская правовая доктрина требует закрепления за исламом и шариатом функций единого законодательства. Свободная от религии юриспруденция неприемлема для мусульманства. По учению ислама, люди не создают законы, а применяют Божественные законоустановления на практике. Отсюда вытекает важнейшее положение доктрины, в соответствии с которым власть может быть исполнительной, но не законодательной. Между исполнительными и законодательными органами власти в исламе не может быть противоречий, так как они являются Фактически исполнителями божественных законов. В этой связи А можно говорить, что Коран является конституцией мусульманских стран. Обе ветви государственной власти, с точки зрения ислама, могут согласованно действовать на основе единого источника - шариата, и их задача - воплощать его в жизнь, а не конфликтовать.

Основой исламского государства является исламское вероучение (мировоззрение). Ничто не может существовать в государственной структуре, форме правления, подотчетном органе или в любой другой сфере государственной деятельности, кроме того, что несет в себе исламское вероучение в качестве своего источника. Исламское вероучение также является источником для конституции и канонов (законов) государства.

Система власти исламского государства основывается на четырех основных принципах: руководство является прерогативой правителя государства на основе божественных законоустановлений (шариата); власть принадлежит мусульманской общине (умме); назначение халифа является обязанностью всех мусульман и только халифу предоставлено право принимать законы шариата -утверждать конституцию и различные каноны исламского государства.

В соответствии с суннитским исламом верховным носителем суверенитета в халифате является Аллах, а государство строится целиком на основе поручения, данного им умме. От имени бога высшую власть на земле осуществляет община, обладающая полным суверенитетом, который представляет собой "отражение" верховной власти Аллаха. Суверенные права уммы проявляются прежде всего в полномочии избирать своего правителя, который вершит дела общины от ее имени.

Согласно шиитской политической доктрине, верховная власть принадлежит исключительно Аллаху и от его имени всеми делами мусульман единолично руководит имам, который подчиняется только шариату, отражающему волю Аллаха, и не связан волей общины. При этом имам не избирается общиной, а является прямым представителем Аллаха и пророка Мухаммеда. Лишь пророк единолично должен назначать своего преемника, передающего власть следующему за ним "избраннику Аллаха" из числа прямых потомков пророка по линии его зятя Али.

Суннитский и шиитский ислам имеют разные взгляды на государственно-конституционное строительство исламского государства. В суннитской государственно-правовой концепции центральным институтом выступает халиф

глава государства и общины правоверных, наделенный решающими светскими (политическими) и духовными полномочиями. В суннитской концепции формы правления важное место принадлежит принципу "консультаций", в реализации которого ключевую роль должны играть религиозные деятели и который теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Основное назначение государства суннитская теория видит в связанности всех его органов мусульманским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.

Шиитские представления о власти (государстве), отстаивающие ее исключительно сакральный характер, имеют свою специфику, которая предопределяется концепцией имамата, исходящей из сосредоточения всех властных полномочий в руках имама, наделенного качествами полубожественного правителя. Положенный в ее основу принцип единобожия предполагает универсальное осуществление на практике всех без исключения предписаний мусульманского права, регулирующих не только организацию и деятельность государства, но и все иные общественные отношения и даже личную жизнь мусульман.

Данные политико-правовые принципы, которые придают государству теократический характер, противопоставляются современными мусульманскими идеологами всем иным государственно-правовым институтам, а также служат основой концепции "исламской формы правления", якобы превосходящей все известные современной политической практике формы организации государственной власти.

Концепция мусульманского правления, политики и демократии оказывает заметное влияние на современное государственно-конституционное развитие мусульманских стран. Конституционное право большинства из них, исходя из характера ислама как государственной религии, продолжает сегодня закреплять многие конкретные институты и принципы мусульманской политической теории и практики.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств»

1. Абд ал-Кахир б. Тахир ал-Багдади. Усул ад-дин фи-л-калам (Основы религии в богословии)/Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. - М., 1994. -С.112-135.

2. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация//Научная мысль Кавказа. -1995.-№ 1. -С.50-62.

3. Авксентьев А.А. Коран, шариат и адаты. Ставрополь, 1966. - 144 с.

4. Авксентьев А.А., Мавлютов P.P. Книга о Коране. Ставрополь, 1979.- 191 с.

5. Авксентьев А.А. Ислам на Северном Кавказе. 2-е изд., дораб. и доп.- Ставрополь, 1984. 287 с.

6. Авксентьев А.А., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира/Под ред. В.А. Шаповалова. Ставрополь: СГУ,1998. - 159 с.

7. Ахмад б. Ханбал. Акида (Символ веры)/Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука, 1994. - С.136-138.

8. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982. - 155 с.

9. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. 2-е изд. - М.: Наука, 1966. - 280 с.

10. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. - 240 с.

11. Большаков О.Г. Средневековый арабский город/Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. - С.204-206.

12. Большаков О.Г. История халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633). -М.: Наука, 1989.-312 с.

13. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Буи-дах/Мусульманский мир. М., 1981. - С.78-79.

14. Валькова Л.В. Роль ислама во внешней политике Саудовской Аравии 60-70-х годов/Народы Азии и Африки. 1979. - №3. - С. 161.

15. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745-1973). М.: Наука, 1982.- 612 с.

16. Волкова Е. Аравия и Магомет. Учение Магомета и распространение ислама (исторический очерк). М., 1901. - 124 с.

17. Всеобщая исламская декларация прав человека 1981 го-да//Мусульманская газета. 1999. - Декабрь.

18. Всеобщая история государства и права. Под ред. К.И.Батыра. М.: Былина, 1995.-415 с.

19. Галиулин Р., Пончаев Р. Основы ислама. СПб., 1998. - 42 с.

20. Государство и право на Древнем Востоке: круглый стол//Народы Азии и Африки. 1984. - № 2. - С.88-110; № 3. С.62-87.

21. Грюннебаум Г.Э. Классический ислам: очерк истории, 600 1258 гг. -М.: Наука, 1987. - 215 с.

22. Грязневич П.А. К истории государственно-политической идеологии раннего ислама/Ислам. Религия, общество, государство. М., 1984. - С. 189203.

23. Давид Рене, Камилла Жаффре-Спинози. Основные правовые системы современности. М., 1998. - 400 с.

24. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967. - 495 с.

25. Добаев И.П. Исламский фактор в этнополитических процессах на Северном Кавказе//Известия вузов: Северокавказский регион. Общественные науки. 1998. - №2. - С.74-76.

26. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в Иране//Наука и религия. -1983. №9. - С.54-56.

27. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1985. - 229 с.

28. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. - 286 с.

29. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. - 352 с.

30. Зарубежный восток: религиозные традиции и современность. М.: Наука, 1983.-264 с.

31. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.

32. Зорин В.В. Северный Кавказ: границы и народы//Северокавказский регион. Информационно-аналитический вестник представительства Президента РФ. 1998. - № 1. - С.27-29.

33. Ибн Батта ал-Укбари. Аш-шарх ва-л-ибана Ала Усул ас-сунна ва-д-дийана. (Истолкование и разъяснение основ Сунны и религии)/Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука, 1994. - С.87-107.

34. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран 1516-1574 гг. -М.: Наука, 1984.-237 с.

35. Иванов Н.А. Социальные аспекты традиционного ислама//Азия и Африка сегодня. 1982. - № 3. - С.8-13.

36. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М.: Наука, 1988. - 207 с.

37. Игнатенко А.А. Секуляризация арабского мира//Народы Азии и Африки. 1985. - № 2. - С.69-79.

38. Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. М.: Наука, 1981. - 264 с.

39. Ионова А.И. Мусульманское право и судопроизводство в Юго-Восточной Азии//Вопросы научного атеизма. М., 1983. - Вып. 31. - С.142-149.

40. Ионова А.И. Современный ислам, человек и общество. М.: Знание, 1991.-63 с.

41. Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в.). - М.: Наука, 1986. - 278 с.

42. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сб. ст. М.: Наука, 1982. -238 с.

43. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. -279 с.

44. Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. - 232 с.

45. История Дагестана. В 4-х т. М.: Наука, 1967. - Т. 1. - 431 с.

46. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего востока. М.: Знание, 1982. - 63 с.

47. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. - 223 с.

48. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: Леном, 1999.303 с.

49. Климович Л.И. Ислам: очерки. М., 1962. - 288 с.

50. Климович Л.И. Мыслители Востока об исламе. М.: Знание, 1975.64 с.

51. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. -М.: Политиздат, 1988. 284 с.

52. Климович Л.И. Ислам. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1965. - 334 с.

53. Клочков В.В. Религия, государство и право. М.: Мысль, 1978. - 287с.

54. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. I-II. - М., 1890.740 с.

55. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956.

56. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963.

57. Крывелев И.А. История религий: очерки. Т. 1-2. - М.: Мысль, 1988. -Т. 1.-445 е.; Т. 2. - 382 с.

58. Кухианидзе А.В. Кавказоцентристская концепция демокра-тии//Научная мысль Кавказа. 1995. - № 4. - С.66-72.

59. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М.: Наука, 1988. - 221 с.

60. Лукоянов А.К. Шиитская концепция государства/Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в.). - М., 1986. - С.138-146.

61. Лупарев Г.П. Правосознание верующих. Алма-Ата, 1989. - 116 с.

62. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. 2-е изд. - М.: Наука, 1966.-372 с.

63. Мавлютов P.P. Ислам. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1974. - 168 с.

64. Малашенко А.В. Официальная идеология современного Алжира. -М.: Наука, 1983. 136 с.

65. Массэ А. Ислам. Очерк истории. Пер. с фр. М.: Наука, 1982. - 191 с.

66. Маудуди С.А. Права человека в исламе. Казань: "Иман", 1995. - 36с.

67. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М.: Наука, 1991. - 263 с.

68. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в политической системе Османской империи//Народы Азии и Африки. 1979. - №3. -С.160-161.

69. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: Наука, 1973. - 475 с.

70. Монтгомери У. Влияние ислама на Средневековую Европу. М.: Наука, 1976,- 128 с.

71. Муллаев М.М. Происхождение и реакционная сущность шариата. -Душанбе: "Ирфон", 1967.- 187 с.

72. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиции. М., 1987. - 148 с.

73. Муромцев Г.И. Конституции арабских государств. М., 1982. - 233с.

74. Мусульманская газета, 1999. - Декабрь.

75. Мусульманское право (структура и основные институты). М.: ИГПАН, 1984. - 145 с.

76. Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е годы). Сб. ст. -М.: Наука, 1991.-220 с.

77. Мухаммад Абдо. Тафсир ал-Манар (Толкование Корана "ал-Манар")/Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука, 1994. - С.78-80.

78. Мухаммед ибн Джамил Зину. Исламская акида (вероучение, убеждение, воззрение) по священному Корану и достоверной Сунне. 4-е изд., перераб./Отв. за перевод и издание на русском языке Н.Н. Абу-Абдуллах. -М.: "БАДР", 1998,- 134 с.

79. Мюллер А. История Ислама с основания до новейших времен/Пер. с нем. под ред. Н.А. Медникова. Т. 1-2. - СПб., 1895. - Т. 1. Арабы и ислам. -Правоверные халифы. - 376 е.; Т. 2. - Омайяды. - Халифы Багдада. - Аббасиды и Фатимиды. - 354 с.

80. Наджип Э.Н. К вопросу о мусульманском единстве в международных отношениях (конец 60-х начало 70-х годов)//Народы Азии и Африки. - 1979. -№3.

81. Наккаш А.Х. Проблемы власти в исламе. Историческая эволюция арабских мусульманских концепций: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 09.00.06. /АН СССР. Ин-т востоковедения. М., 1987. - 16 с.

82. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: Советская энциклопедия, 1988. - 624 с.

83. Народы России: Энциклопедия/Гл. ред. В.А. Тишков. М.: БРЭ, 1994. -479 с.

84. Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв.-М., 1981,- 156 с.

85. Нерсесянц B.C. Право и закон: из истории правовых учений. М.: Наука, 1983. -366с.

86. Ниязи Хамза Мустафа. Источники Корана: критический обзор теорий об авторстве. Казань: "Иман", 1993. - 35 с.

87. Онан Э.С. Ислам и конституционное строительство в странах Востока/Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984. -СЛ05-120.

88. Орешкова С.Ф. Принципы османского светского законодательства и шариат//Народы Азии и Африки. 1979. - №3.

89. Периханян А.Г. Общество и право Ирана в парфянский и сасанид-ский периоды. М.: Наука, 1983. - 383 с.

90. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций. -Л., 1966. -400 с.

91. Пиотровский М.Б. Мухаммед кахин//Народы Азии и Африки. -1979.-№3.

92. Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества. М.: Наука, 1985. - 224 с.

93. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практике средневекового ислама/Ислам. Религия, общество, государство. М., Наука, 1984. -С.175-188.

94. Полонская Л.Р. Современные суннитские концепции исламского государстваЛ4слам в современной политике стран Востока (конец 70-х -начало 80-х годов XX в.). М., 1986. - С.95-103.

95. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти/Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1984. - С.204-211.

96. Прозоров С.М. Шиитская доктрина верховной власти/Ислам в современной политике стран Востока (конец 70-х начало 80-х годов XX в). -М.: Наука, 1986,- С.24-29.

97. Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII середине X в.: Шиитская историография. - М., 1980. - 247 с.

98. Рзаев А.К. Очерки истории политико-правовых учений Азербайджана. Баку, 1983,- 194 с.

99. Роузенталь Ф. Торжество знания: концепция знания в средневековом исламе. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. - 372 с.

100. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1984. - 302 с.

101. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока на рубеже нового времени (на материалах Сирии, Ливана и Пакистана). М.: Наука, 1979. - 252 с.

102. Сотавов Н.А. Кавказская проблема в русско-иранских, русско-турецких и ирано-турецких отношениях XVIII в. (зарубежная историогра-фия)//Научная мысль Кавказа. 1998. - № 2. - С.77-85.

103. Супатаев М.А. Право в современной Африке: основные черты и тенденции развития. М.: Наука, 1989. - 175 с.

104. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986. - 256 с.

105. Сюкияйнен Л.Р. Концепции халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока/Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985. - С. 139-160.

106. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: ИГПАН, 1997. - 46 с.

107. Сюкияйнен Л.Р. Теория мусульманского государства и современ-ность//Советское государство и право. 1983.-№ 9. - С.71-77.

108. Скжияйнен JLP. Шариат: религия, нравственность, пра-во//Государство и право. 1996. - № 8. - С. 120-129.

109. Такийю-д-Дин ал-Набханий. Система ислама. Пер. с арабского. -Киев, 1994. 132 с.

110. Тарвердова Е.А. Распространение ислама в Западной Африке (XI-XVI вв.). М.: Наука, 1967. - 87 с.

111. Тихонова Т.П. Светская концепция арабского национализма Саты аль-Хусри. М.: Наука, 1984. - 220 с.

112. Торнау Н. Изложение начал мусульманского права. СПб., 1850.403 с.

113. Торнау Н. Мусульманское право. СПб., 1866. - 269 с.

114. Фильштинский И.М., Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII-X11 вв.). М.: Наука, 1971.-259 с.

115. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. -М.: Наука, 1983. 168 с.

116. Халифов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. -М.: Наука, 1985.- 304 с.

117. Хамидулла М. Основатель новой религии//Курьер ЮНЕСКО (Пятнадцатый век хиджры). 1981. - Сентябрь-октябрь. - С.6-10.

118. Хачим Ф.И. Проблема государственной власти в исламской доктрине (На примере шиизма): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: 12.00.01/Российский ун-т дружбы народов. М., 1992. - 17 с.

119. Хоперская Л.В., Денисова Г.С. Современная национальная политика на Северном Кавказе//Этнополис. 1996. - № 1. - С.75-92.

120. Хрестоматия по исламу. Пер. с арабского. М.: Наука, 1994. - 238с.

121. Хрестоматия по истории халифата/Сост. и пер. Л. Надирадзе. М., 1968.-252 с.

122. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права/Мусульманское право (структура и основные институты). М.: ИГПАН, 1984. - С.4-19.

123. Шарипова P.M. Современные богословские концепции "исламского государства"/Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. -М.: Наука, 1983. С.84-97.

124. Шарль Р. Мусульманское право. М.: Наука, 1959. - 143 с.

125. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М.: Мысль, 1993. - 663 с.

126. Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г. М.: Наука, 1994. - 320 с.

127. Якобсон В.А. Некоторые проблемы исследования государства и права Древнего ВостокаУ/Народы Азии и Африки. 1984. - № 2. - С.89-96.

128. Coulson N.J. The state and the individual in islamic law. The international and comparative law quirterly. Vol. 6. London, the society of comparative legislation. 1957. P.49-60.

129. Hassan F. The Concept of State and Law in Islam. Wash. 1981,- 327 p.

130. Keith L.Moore, Abdul-Majeed A.Zindani, Mustsfa A.Ahmed. Qur'an and Modem Science. Correlation Studies. Islamic Academy for Research. Makkah, Saudi Arabia/Bridgeview, Illinois, USA, 1990. 55 p.

131. Lee Mei Pheng. General Principles of Malaysian Law (approved & recommended by Institute Bank-Bank Malaysia). Penerbit Fajar Bakti Sdn.Bhd. Petaling Java, 1990. - 474 p.

132. Salleh Buang. Malaysian legal history: cases and materials. Dewan Bahasa dan Pustaka, Ministry of Education Malaysia. Kuala Lumpur, 1993. - 216 p.

133. Ан-Наим Абдуллах Ахмед. Реформа ислама по Мохамеду Тахе и Ахмеду Ан-Наиму. hup:/ www .sakharov-ccnter.ru

134. Вахаев Лема. Политические фантазии Чечни. http://www. nn s. m p rcss- fi le/d aaestan.

135. Гелнер Эрнст. Проблемы и суждения. Век XX и мир. 1990, №3. h 11 р: //г u s s/r и / а n t о I о g /у с к / {990/3/gelner.

136. Рами Ахмед. Размышление об исламе, h tt р: //ah be .com/ ru ss/ru m i.

137. Ройтман Лев. Утопия "исламского государства". http://www.svoboda.org/programs.

2015 © LawTheses.com