Природа мусульманского праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Гилязутдинова, Роза Хусаиновна, кандидата юридических наук

Введение

Глава 1. Мусульманское право и анализ представлений о его природе в отечественной юридической науке

1.Понятие и общая характеристика мусульманского права

2.Анализ представлений о природе мусульманского права, сложившихся в отечественной юридической науке

Глава 2. Мусульманское право в системе сравнительного правоведения

1 .Мусульманское право и другие правовые системы 89 2.Мусульманское право и система религиозных правил поведения

3 .Мусульманское право и система юридического права

4.Мусульманское право и государство

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Природа мусульманского права"

Актуальность темы исследования

Обратиться к проблеме природы мусульманского права в настоящем диссертационном исследовании нас побудили несколько факторов.

Во-первых, мусульманский мир переживает период своей значительной активации, и об этом говорят во всех концах планеты. Начиная с исламской революции 1978 года в Иране, процессы исламизации всей общественной жизни (включая и юридическую сферу) происходили и происходят в Пакистане, Алжире, Афганистане и в некоторых других странах мира. Ислам вновь, как тогда, когда "отпочковался" от иудаизма и христианства, пытается обосновать свой самостоятельный третий (не капиталистический и не социалистический) путь развития, по которому, якобы, должны развиваться мусульманские страны. Поэтому сегодня обострилась критика как практики вестернизации исламских государств, так и социализации общественной жизни в них по опыту и подобию прокоммунистических стран. В этих условиях предпринимаются попытки повышения роли и значения шариата как исторического заменителя юридического права, сформулированного в мусульманских странах в период их колонизации и развития по пути капитализма или социализма (в зависимости от того, в каких конкретных мусульманских государствах какие тенденции получили развитие во второй половине двадцатого века).

Во-вторых, Россия - страна, где мусульманский фактор имеет существенное значение. Здесь ислам является второй по степени распространенности религией, и она затрагивает интересы значительной части населения. К тому же события в Чечне (вкупе с событиями в Афганистане, Таджикистане, Косове и т.д.) значительно активизировали процессы политизации ислама. Речь идет не только об идеологической угрозе со стороны возрождающегося исламского фундаментализма, но и о том, что в Чечне был принят Уголовный кодекс на основе шариата, в Ингушетии - закон о многоженстве и т.д. О необходимости принятия закона о многоженстве довольно значимая дискуссия идет и в Республике Башкортостан1. Короче говоря, под флагом возрождения ислама кое-где пытаются внести изменения в существующий в Российской Федерации правопорядок в пользу некоторой его исламизации. В этих условиях проблема всестороннего исследования перспектив ислама в России и его правил поведения приобретает важное значение.

В-третьих, в последние годы внимание к мусульманскому праву в отечественной юридической науке усилилось: почти во всех учебниках появились соответствующие разделы и параграфы. Однако природа мусульманского права остается неисследованной в достаточной мере. В этих учебниках нет Щ даже четкого ответа на вопрос о том, является ли мусульманское право религиозным или юридическим правом. Представления о смешанном характере мусульманского права, то есть о том, что оно является не только религиозным, но и юридическим, сложились еще давно и сегодня нуждаются в основательном осмыслении. Да и вряд ли можно согласиться и с представлением о том, что Коран одновременно является источником как религиозной, так и юридической правовой системы. Логически Коран и другие источники религиозного мусульманского права должны бы были сопоставляться со священными книгами (Библией, Торой и т.д.), но в отечественной юридической литературе мусульманское право сравнивается с англо-саксонской и романо-германской правовыми семьями, то есть с юридическими правовыми семьями.

В целом, всесторонне осмысливая имеющиеся данные о природе мусульманского права, содержащиеся, прежде всего, в

1 Шариат: теория и практика. -Уфа , 2000. - С. 181-184. ft отечественной юридической науке, диссертант обнаружил здесь весьма противоречивые представления, К тому же выяснилось, что в отличие от других общественных наук (истории, философии и т.д.) и в большей мере в противовес им в отечественном правоведении сегодня преобладает концепция о юридическом характере мусульманского права. Оно подается как юридическое право мусульманских стран и сравнивается с англо-саксонской и романо-германской правовыми семьями.

Такое представление о природе мусульманского права, по мнению диссертанта, является, по меньшей мере, спорным, а то и ошибочным. Поэтому и необходимы более глубокие научные изыскания, посвященные проблеме природы мусульманского права. Отечественная юриспруденция должна иметь обоснованные данные о природе мусульманского права.

Актуальность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что проблема природы мусульманского права непосредственно связана с проблемой правопонимания вообще, оптимальное разрешение которой также нуждается в определенных поисках. Сравнительный анализ мусульманского права со сводами других правил поведения, в том числе и юридическим правом, позволяет несколько расширить подходы и к понятию "право" в целом.

Объектом диссертационного исследования являются мусульманское право как система норм, содержащихся в Коране, Сунне, в других источниках шариата, а также сложившиеся представления о мусульманском праве в отечественной юридической науке.

Предметом данного исследования являются религиозно-государственно-правовые закономерности возникновения и функционирования мусульманского права, сравнительный анализ его с другими правовыми системами (в том числе и юридическим правом) и выявление на этой основе его природы.

Цель исследования - проанализировать природу мусульманского права с учетом современного состояния российской юридической науки и высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах как "Теория государства и права", "Проблемы теории государства и права", "История политических и правовых учений" и в некоторых других.

Задачи исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой, следующие задачи: а) с использованием данных исторической науки проанализировать эволюцию мусульманского права; б) исследовать эволюцию проникновения в отечественную юридическую науку представлений о мусульманском праве; в) выявить взаимосвязь мусульманского и юридического права, мусульманского и других религиозных и иных правовых систем; г) определить соотношение мусульманского права и государства применительно к конкретным мусульманским странам; д) выработать положения, выводы и рекомендации для совершенствования представлений о роли и месте мусульманского права в его соотношении с юридическим правом; е) раскрыть природу мусульманского права и определиться в направлениях использования его в отечественной юридической литературе.

Степень разработанности темы

Проблема природы мусульманского права в отечественной юридической науке освещалась в исследованиях Л.Р, Сю-кияйнена1. Он последовательно придерживается представле

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право - М., 1986. ний о том, что мусульманское право от части является и юридическим правом. Других специальных исследований, посвященных природе мусульманского права, в отечественной юридической науке мы не обнаружили. Есть зарубежные исследования, посвященные мусульманскому праву вообще, без выделения проблемы его природы. Однако как эти, так и исследования по сравнительному правоведению, включающие и мусульманское право, всесторонне и специально не рассматривают проблему определения юридической природы мусульманского права.

В большей мере мусульманское право в этих исследованиях проходит как разновидность права вообще. Учебная литература по теории государства и права, истории политических и правовых учений, проблемам теории государства и права, а также по истории как зарубежного, так и отечественного государства и права, при освещении вопросов, касающихся мусульманского права, в основном отталкивается от Корана, Сунны и выводов, сделанных по этому поводу в работе Р. Давида "Основные правовые системы современности"1 и в уже упомянутой работе JT.Р.Сюкияйнена.

В целом природа мусульманского права специальному сравнительному исследованию на предмет выявления его юридической природы в отечественной юридической науке еще не • подвергалась. Имеющиеся же высказывания о юридическом характере мусульманского права, по мнению диссертанта, нуждаются в критическом осмыслении.

Теоретическая основа исследования

Теоретическая база для исследования природы мусульманского права, с одной стороны, богата, а с другой - бедна. Богата потому, что мусульманское право является сводом рет

1 Давид Р. Основные правовые системы современности. - М,, 1979. лигиозных правил поведения ислама, а исламу посвящена обширная литература. Но эта литература написана историками, философами, филологами и т.д., и в ней почти ничего нет о юридической природе мусульманского права. Для историков, философов ислам - это одна из трех великих религий, а мусульманское право (шариат) представляет собой свод правил поведения мусульманина, то есть верующего в Аллаха и его посланника Мухаммада.

По мере возможности диссертант пытался использовать довольно обширную неюридическую литературу. Однако нацеленность на выяснение, прежде всего, юридической природы мусульманского права в определенной мере ограничила и выбор литературы: автор подверг анализу именно те источники, которые так или иначе влияют на определение природы мусульманского права. Многочисленная же литература по исламу, написанная историками, философами и т.д., к теме настоящего исследования почти не имеет прямого отношения. Ведь историки, философы и специалисты других отраслей обществоведческих наук обращаются к исламу и шариату исключительно как к религиозному явлению. Они и сравнивают ислам с другими религиозными течениями. О юридической природе мусульманского права здесь речь почти не идет.

Основные выводы и положения диссертации поэтому опираются на всесторонний анализ таких источников мусульманского права, как Коран, Сунна, и на сравнение их с источниками юридического права. При сравнительном исследовании источников мусульманского и юридического права автор широко использовал труды С.С.Алексеева, О.Г.Большакова, В.В.Бартольда, Л.С.Васильева, А.Б.Венгерова, Р.Давида, Г.М.Керимова, Х.Кетца, В.Н.Кудрявцева, М.Н.Марченко, В.С.Нерсесянца, М.Б.Пиотровского, В.Д.Перевалова, Н.Ю.Попова, Ф.М.Решетникова, А. Х.Саидова,Е.Н.Салыгина, В. К. Самигулина, Л.Р.Сюкияйнена, В.Е.Чиркина, К.Цвайгерта, Р.Шарля, а также некоторых других.

Методологической основой диссертационного исследования является сравнительный подход к анализу и оценке такого феномена как мусульманское право, выявлению его природы, объяснению характерных черт ислама как религии.

Диссертант исходит из того, что методология исследования особенно имеет важное значение, когда проблема связана с глубокой историей и современностью одновременно. Проблема природы мусульманского права как раз и относится к числу таковых.

Представления о юридическом характере мусульманского права в нашей юридической литературе, по мнению диссертанта, сложились прежде всего благодаря некоторым изъянам ^ методологического характера. Ведь не только Л.Р.Сюкияйнен, но и многие другие исследователи мусульманского права в своих работах исходят из осмысления правил поведения мусульман, закрепленных в Коране или Сунне. Поскольку многие из этих правил поведения очень схожи с юридическими нормами и к тому же они применяются шариатскими (а иногда и светскими) судами, то делается вывод о том, что мусульманское право является юридическим правом.

Между тем, к выяснению вопроса о том, является ли му* сульманское право юридическим правом, по мнению диссертанта, необходимо подходить с позиций современного представления о понятии "юридическое право"1. В методологическом плане, видимо, будет правильным, если мы, в первую очередь, выясним то, что сама юриспруденция во всех цивилизованных странах понимает под юридическим правом. Когда выясним понятие "юридическое право", то только тогда смо

1 Раянов Ф.М. Юридическое право: время разобраться по существу. - Уфа: Издание БашГУ. - 2001.- 34 с. жем оценить мусульманское право с точки зрения соответствия его требованиям юридического права. Понятие "юридическое право", по мнению диссертанта, является статичным, оценочным, и оно одинаково для всех стран мира. Если мы не согласимся с этим утверждением, то тогда вынуждены будем считать, что у мусульман имеется свое представление о юридическом праве, у христиан - свое и т.д. Такая методология приведет нас к тому, что понятия "право", "государство", "права человека", "демократия", "правопорядок", "правосудие" - это не научные понятия, имеющие общечеловеческое значение, а изобретение каждого народа, каждой конфессии с далеко идущими отрицательными последствиями. Да, возможно, в историческом прошлом эти понятия имели разные значения у разных народов и конфессий, но сегодня юридическая наука более или менее выработала общеприемлемые оценочные представления об этих понятиях, и нам необходимо в методологическом плане строго придерживаться общечеловеческого представления об этих понятиях, нашедших отражение и в документах международного права.

Использование именно этой методологии приводит нас к новым выводам относительно юридической природы мусульманского права.

Научная новизна исследования

В качестве научной гипотезы в диссертационном исследовании выдвигается тезис о том, что мусульманское право -это свод религиозных правил поведения, а в отечественной науке о теории государства и права оно рассматривается как разновидность юридического права наряду с англо-саксонской и романо-германской правовыми семьями.

В работе проводится системное исследование мусульманского права, и в результате автор делает вывод о том5 что мусульманское право (так же, как и каноническое право в це~ лом) является разновидностью религиозного, а не юридического права. Используя метод сравнительного правоведения, автор в работе проводит сравнения мусульманского и юридического права, свода мусульманского и сводов других видов религиозных правил поведения, мусульманского права и других правовых систем, мусульманского и юридического права в странах с преобладанием исламской религии и в результате приходит к выводу о том, что мусульманское право (так же, как и другие правовые системы) является разновидностью религиозного, а не юридического права. Выводы диссертанта позволяют пересмотреть роль и место мусульманского права в системе правовых семей, а также несколько переосмыслить сложившиеся в отечественной юридической науке представления о юридической природе шариата.

На защиту выносятся следующие основные положения, выводы и рекомендации:

- Природа феномена "мусульманское право" в качестве свода религиозных норм.

Диссертант исходит из того, что термин "мусульманское право" является переводом на русский язык свода религиозных правил поведения мусульман, обозначаемого в арабском мире словом "шариат". Мусульманское право является разновидностью религиозного права.

Религиозная природа мусульманского права подтверждается всесторонним исследованием таких факторов, как происхождение шариата как свода правил поведения мусульман, связи шариата с государством, методы обеспечения исполнения норм шариата и т.д.

- Значение сравнительного правоведения для определения природы мусульманского права,

Диссертантом был проведен сравнительный анализ мусульманского права с другими правовыми системами, в частности, с другими религиозными правилами поведения, обычным правом, моральным правом, юридическим правом. В результате выявлены не только параметры объединения всех правовых систем в одно целое (общая теория права), но и факторы, обуславливающие их различия. Если бы не было отличия между различными правовыми системами (религиозным правом, обычным правом, моральным правом, юридическим правом), то невозможно было бы и заниматься сравнительным правоведением. Поэтому в современных условиях для подготовки специалистов по различным видам правовых систем большое значение приобретают исследования, выявляющие различия между разными правовыми системами. Когда делается акцент на различие между существующими в обществе правовыми системами, то становятся яснее и параметры соотношения мусульманского и юридического права, появляется возможность более точно определить природу исследуемого нами мусульманского права.

- Особенности формирования государства и его роли в странах, где наблюдается верховенство мусульманского права.

В отечественной юридической науке не всегда обращается внимание на то, что шариат в принципе не допускает функционирования государства в современном его понимании. Там, где верховодит мусульманское право, власть не приобретает т существенных признаков государства, в частности, таких как суверенитет, издание законов, обязательных для всех, и т.д.

Поэтому государство в мусульманских странах, в современном его понимании, начинает формироваться по мере более или менее четкого различения духовной и светской власти, то есть тогда, когда оно приобретает суверенитет по отношению к духовной власти и получает возможность издавать законы, обязательные для всех граждан независимо от их конфессиональной принадлежности. Власть, полностью подчиненная шариату (впрочем, так же, как и власть, полностью подчиненная Ф церкви), - это еще не государство. Государство - это светское, а не религиозное учреждение.

- Особенности формирования юридического права в странах с сильным влиянием (верховенством) шариата.

По мнению диссертанта, юридическое право в мусульманских странах появляется по мере формирования государства в современном его понимании и издания им актов, обязательных для всех, включая и духовных лиц. Юридическое право - это законы, изданные светским государством, или им санкционированные обычаи, религиозные нормы (шариата, в том числе).

- Сложившиеся в отечественной юридической науке представления о природе и месте мусульманского права нуждаются в определенном переосмыслении.

Отечественная юридическая наука в большей мере склонна юридизировать мусульманское право. Религиозная его природа однозначно признается еще далеко не всеми авторами даже учебников по предмету "Теория государства и права". По мнению диссертанта, религиозное и юридическое право в современных условиях различаются, и поэтому представители отечественной юридической науки должны более точно определиться в своей оценке природы мусульманского права.

- Содержание юридического права в странах, где ислам выступает государственной религией, имеет свои особенности.

По мнению диссертанта, в сравнительной юриспруденции необходимо анализировать особенности содержания юридического права и содержания юридического права в тех странах, где ислам выступает государственной религией. При этом, по мнению диссертанта, выясняется, что содержание юридического права в этих странах отличается ориентацией его на юридизацию норм шариата.

-Вывод о необходимости уточнения сложившихся в отечественной науке представлений об объектах сравнительного правоведения, где должны быть четко разделены понятия «право», «юридическое право», «религиозное право», «обычное право», «моральное право» и т.д.

По мнению диссертанта, в отечественной юридической науке нечетко определяются объекты сравнительного правоведения. Здесь можно наблюдать практику сравнения мусульманского права не с религиозными, а с юридическими правовыми системами. При обращении к праву мусульманских стран часто упоминаются лишь Коран и Сунна, а о конституциях и законах в конкретных государствах, которые зачастую не совпадают с источниками мусульманского права, речи почти не ведутся. Не всегда четко различаются религиозное и обычное право, религиозное и моральное право и т.д. Между тем юрист должен получать не только знания о праве вообще, а уметь четко различать разные системы права друг от друга, глубоко уяснить содержание и социальное назначение юридического права.

-Рекомендации о совершенствовании содержания тематики разделов и подразделов в тех главах учебников по общетеоретическим дисциплинам, где речь идет о современных правовых семьях.

Речь идет о том, что в учебниках по таким дисциплинам, как "Теория государства и права", "История политических и правовых учений", "Проблемы теории государства и права", "История зарубежного государства и права", и в некоторых других нередко мусульманское религиозное право (под видом его особенностей) сравнивается с юридическими правовыми семьями. Между тем, мусульманское право, как доказывает диссертант, вообще не является юридическим правом. Соответственно этому должно быть переосмыслено содержание разделов учебников, где речь идет о мусульманском праве.

-Рекомендации, которые выносятся диссертантом по ходу исследования мусульманского права и которые имеют определенное значение при осмыслении таких категорий как "право", "юридическое право", "соотношение государства и права", "правовая семья" и т.д.

Известно, что в настоящее время природа таких понятий как "право", "государство и право", "юридическое право", "правовая семья" остается дискуссионной. Разные представители юридической науки весьма по-разному понимают и представляют эти понятия. В этих условиях исследование проблемы природы мусульманского права вывело и диссертанта к этим спорным понятиям и категориям. Отдельные положения, добытые диссертантом, по его мнению, имеют значение для уточнения некоторых сторон споров, возникающих в процессе осмысления этих понятий. Поэтому по ходу исследования диссертант сформулировал свои соответствующие рекомендации.

Научно- практическое значение исследования состоит не только в том, что в ней на обширном юридико-правовом материале раскрыта природа мусульманского права, но и определены направления использования мусульманского права в юридической научной и учебной литературе.

Автор диссертации предлагает оригинальную трактовку природы мусульманского права. Это особенно важно потому, что в отечественной юридической литературе без всестороннего исследования мусульманское право преподносится прежде всего как юридическое право, проводится его сравнение не с религиозными правовыми системами, а именно с юридическими. В результате этого в нашей стране у юристов сложилось представление о мусульманском праве как о специфическом юридическом праве. О соотношении же мусульманского и юридического права в мусульманских государствах речь почти не ведется, не обращается внимание на конституции и другие законы, принятые в мусульманских государствах.

Между тем, сегодня вряд ли можно говорить о действенности мусульманского права в конкретных мусульманских странах без учета роли и значения принятых в этих же государствах конституции и других юридических законов. В отечественной юридической литературе зачастую речь ведется лишь о Коране, Сунне и о других источниках мусульманского права, и все это преподносится как действующее юридическое право.

Теоретические исследования проблем, связанных с природой мусульманского права, позволяют восполнить существующие пробелы и отдельные неточности в трактовке мусульманского права в отечественной юридической науке. В частности, на основании данного исследования следует пересмотреть содержание некоторой учебной литературы по курсу "Теория государства и права", где мусульманское право отрывается от свода других родственных религиозных правил поведения и необоснованно ставится в ряд с юридическими правовыми системами.

Теоретическая и практическая значимость темы диссертационного исследования определяется и факторами метаюри-дического характера. Мусульманское право и сегодня играет значительную роль в процессе регуляции общественных отношений. Отрицание юридической природы мусульманского права и признание за ним качества свода религиозных правил поведения не снижает его значения для миллионов верующих мусульман. Мусульманское право остается важнейшим регулятором общественных отношений в сфере отправления религиозных обрядов, реализации прав на свободу совести и вероисповедания. В то же врем я отдельные нормы мусульманского права могут быть санкционированы любым государством, и тогда они приобретают и силу юридических норм. Однако и в этом случае нормы мусульманского права не теряют своего религиозного значения. Все это актуализирует проблему познания природы мусульманского права, делает значимым его научное осмысление.

Реализация выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, позволит правильно определить место и роль мусульманского права в системе правовых установлений, существующих в обществе.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено и дважды обсуждено на кафедре "Теории и истории государства и права" Башкирского государственного университета.

Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в опубликованных и находящихся в печати работах, апробированы на следующих научно-практических конференциях: а) на межрегиональной научно-практической конференции "Шариат: теория и практика" (г. Уфа, 2000); б) на всероссийских научно-практических конференциях "Актуальные проблемы правопорядка" (Москва, 2000); "Юрист XXI века: реальность и перспективы" (г. Екатеринбург, 2001).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разбитых на шесть разделов, а также использованной литературы.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Природа мусульманского права»

1. Абузяров Л.А., Туаева З.И. Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура. - Уфа, 1996.

2. Авда А.К. Ислам. Невежество народа и беспечность ученых. Выборы в исламе //Интернет-файл: //С:Windows/Рабочий стол/её8.Ь1т. 19.10.00.

3. Азаркин Н.М. История юридической мысли России //Курс лекций. -М.: Юридическая литература, 1999.

4. Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева, А.Г. Хабибулина. Уфа, 1995.

5. Алексеев С.С. Общая теория права: Курс в 2-х т. //Том 1. М.: Юрид. лит-ра, 1981.

6. Афтиях шариф. Казань, 2000.

7. Ахадов А. Ислам в погоне за веком. М., 1988.

8. Ахмед Ан-Наим А. На пути к исламской реформации. Пер. с англ. М., 1999.

9. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,1992.

10. Башкирская АССР: государственно-правовое устройство. Уфа, 1988.

11. Большаков О.Г. История Халифата. В 2-х т. М., 1989 (1); - М., 1993 (2).

12. Большой энциклопедический словарь. М., - Санкт-Петербург, 1998.

13. Борисов Т. На чьи деньги воюют чеченские боевики //Российская газета 2001. - 16 июня.

14. Вагабов М.В., Вагабов Н.М. Ислам и вопросы атеистического воспитания //Учебное пособие для вузов. М.: "Высшая школа", 1988.

15. Валитов Н.К. Научное подтверждение истин Корана, Библии и Торы. Уфа, 1999.

16. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. IV . Алма-Ата, 1985.

17. Васильев JI.C. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983.

18. Васильев JI.C, История религий Востока. М., 1999.

19. Вебер М. Избранные произведения. М.: "Прогресс",1990.

20. Ведомости СНД РСФСР. 1990. № 21. Ст. 240.

21. Взгляд на ислам. М.: "Сантлада", 1992.

22. Ворончанина Н.И. Культурные преобразования в современном Тунисе. М., 1978.

23. Всемирное писание. Сравнительная антология священных текстов. Пер. с англ. М., 2001.

24. Всеобщая история государства и права. / Под. ред. К.И. Батыра. М., 1994.

25. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

26. Государство Российское: власть и общество. Сборник документов. М.: МГУ, 1996.

27. Графский В.Н. Всеобщая история права и государства //Учебник для вузов. М.: "Норма", 2000.

28. Давид Р. Основные правовые системы современности. -М„ 1967,1979,1998.

29. Джалал ад-Дин ас-Суйти, Совершенство в Кораниче-ских науках. Учение о толковании Корана. М., 2000.

30. Жизнеописание пророка. М., 1999.

31. Законы Российской империи о башкирах, мищарях, тептярях и бобылях. Уфа, 1999.

32. Заявление Совета муфтиев России // Российская газета 1999, - 26 ноября

33. Зину М.Д. Столпы ислама и веры. М.: ПК "Сантлада", 1992.

34. Изложение началъ мусульманского законоведения -Санктъ-Петербургь, 1850.

35. Иман Валерия Дорохова. Коран. Перевод смыслов и комментарии. М., 2000.

36. Ислам и запад // Советская Башкирия 2000. - 15 мар

37. Ислам. Краткий справочник. 2-издание. -М.: Наука,

38. Ислам. Религия, общество, государство. М., Наука,

39. Давлетшин К.Д. Нации и ислам. Казань, 1986.

40. Ислам. Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1988.

41. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука,

42. Ислам. Историко-географические очерки / Под общ. ред. С.М. Прозорова. М.: Наука, 1991.

43. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

44. История политических и правовых учений //Учебник. М.: Юридическая литература, 1988.

45. История политических и правовых учений. Средние века и возрождение. М,; Наука, 1986.

46. Каддафи М. Зеленая книга. М., 1989.

47. Камалетдинов М. Будет ли "большая" нефть в Башкортостане // Взгляд в XXI век. Уфа, 2000.

48. Керимов Г.М. Учение ислама о государстве и политике. -М.: Знание, 1986.

49. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М,,1999.

50. Кисляков Н.А. Наследование и раздел имущества у народов Средней Азии и Казахстана (XIX XX вв.). - Л.5 1977.

51. Комаров С. А. Общая теория государства и права // Курс лекций. М., 1996.

52. Конституция ислама //Файл C:\Windows// Рабочий стол /ed 5.htm.та.1986.1984.1991.

53. Конституция Российской Федерации. М., 1994.

54. Конституция Турции. Пер. с англ. Уфа; БГУ, 2001.55. Коран.-М., 1907.56. Коран.-М., 1963.

55. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

56. Кровная месть отменяется // Российская газета 1999.- 26 ноября

57. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.

58. Лекции по экономической теории государственного сектора. Пер. с англ. М., 1995.

59. Лившиц Р.З. Теория права. М,, 1994.

60. Мавлютов P.P. Ислам. М.: Политиздат, 1974.

61. Малый энциклопедический словарь. В 4-х т. М.31997.

62. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

63. Марченко М.Н. Теория государства и права //Учебник.- М,; Юридическая литература, 1996

64. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права //Курс лекций. М., 1997.

65. Маудуди А.А. Ислам сегодня. М,: ПК "Сантлада",1992.

66. Маудуди С.А. Права человека в Исламе. Казань: "Иман", 1995.

67. Махмудова Л.Ш. Национальные особенности становления и развития наследственного права в Таждикистане: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1991.

68. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха. -М„ 1988.

69. Мур К., Зиндани A.M., Ахмед М. Коран и современная наука. Сравнительное исследование //Исламская Академия научных исследований. М., 1993.

70. Мусульманское право /Под ред. Ю.А.Юдина,В.Е.Черкина, Л.Р.Сюкияйнена М., 1984

71. Мусульманские страны: религия и политика (70-80 годы). Сборник статей / Под. ред. А.В.Маляшенко, И.М.Музикарж. -М., 1991

72. Мусульманский фактор России // Советская Башкирия 2000. -27 января.

73. Мухаммад Ибн Харис Аль-Хушан. Книга о судьях. -М., 1992.

74. На пути к исламской реформации. // Файл: A:towch/htm.

75. Наим А.А. На пути к исламской реформации. Пер. с англ. О.Фадиной //Фонд А.Сахарова. М,3 1999.

76. Нерсесянц B.C. Философия права // Учебник для вузов. М.: "Норма-ННФРА", 1998.

77. Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983.

78. Общая теория права и государства //Учебник. Под. ред. В.В. Лазарева. М.: "Юрист",1994.

79. Объяснение основ веры. Краткий очерк догматов ислама. М., 1999.

80. Орфографический словарь. М., 1974.

81. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: "Политиздат", 1990.

82. Петрушевский, Ислам в Иране в XII VI веках. - М.,1993.

83. Полосин B.C. Возрождение религии в России. Словарь религии народов современной России. М.: Республика, 1999.

84. Попов Н.Ю. Концепция канонического права в современной католической доктрине //Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М., 1990.

85. После имама Хомейни //Азия и Африка сегодня. 1990.9.

86. Правоверным с ваххабизмом не по пути // Советская Башкирия 2000. - 30 марта.

87. Проблемы общей теории права и государства //Учебник для юридических вузов. Под. ред. B.C. Нерсесянца. -М., 1999.

88. Проблемы теории государства и права //Учебное пособие. М„ 1999.

89. Раянов Ф.М. Теория государства и права. Уфа, 1998.

90. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира //Справочник. -М.: "Юридическая литература", 1993.

91. Российская газета 1999. - 5 октября.

92. Российская газета 1999. - 9 октября.

93. Российская газета 1999. - 14 октября.

94. Российская газета 2000. - 12 января.

95. Российская газета 2000. - 8 апреля.

96. Российская газета 2001. - 27 марта.

97. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.

98. Рыжкова Е.А. Становление семейного права Туниса (историко-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 2000.

99. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

100. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридиче екая география мира. М., 1993.

101. Саидов А.Х. Введение в сравнительное правоведение -М., 1988.

102. Салыгин Е.Н. Теократическое государство (Теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2000.

103. Самигуллин В.К. Государство. Право. Религия //Теория права и государства. Уфа, 1994.

104. Свечникова Л.Г. Семейное право горцев Северного Кавказа в XIX начале XX вв. Историко-юридическое исследование: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М.5 1994.

105. Словарь синонимов. М.: Наука, 1975.

106. Современный ислам. Проблемы исламоведения. //Сборник обзоров. М.5 1992.

107. Страны и народы. //Популярная энциклопедия. -Санкт-Петербург: Дельта, 1997.ПО. Супатаев М.А. Правовой обычай как источник права в развивающихся странах // Источники права. М., 1985.

108. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен (Философские проблемы исследования). М., 1973.

109. Сюкияйнен Л.Р. Концепции Халифата и современное государственно-правовое развитие зарубежного Востока // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

110. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право // Российская юридическая энциклопедия. М., 1999.

111. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М.: Наука, 1986.

112. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура -М., 1997

113. Сюкияйнен Л.Р. Шариат религия или право? // Шариат: теория и практика. - Уфа, 2000.

114. Таджуддин Т. Духовные ценности спасут мир от саморазрушения // Взгляд в XXI век. Уфа, 1999.

115. Таджуддин Т. Кощунственно прикрывать терроризм лозунгами о защите Ислама // Советская Башкирия 2000. - 2 февраля.

116. Теория государства и права // Под ред. А.И. Денисова. -М: "Юридическая литература", 1980.

117. Теория государства и права //Учебник. Екатеринбург, 1996.

118. Теория государства и права //Учебник. Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юридическая литература, 1985.

119. Тимурова А.Т. Обычное право бурят по Селенгинско-му уложению 1775 года: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1998.

120. Тойнби А.Д. Постижение истории. М,: "Прогресс", 1991.

121. Туманова JT.А. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в Российской Империи во второй половине XIX века; Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999.

122. Тухтаметов Ф.Т. Правовое положение Туркестана в Российской империи (вторая половина XIX века). Уфа, 1999.

123. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М.,1976.

124. Фаизов Г.Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье. Уфа: УНЦ РАН, 1995.

125. Фридман Л. Введение в американское право. М.,1993.

126. Хабибулин А.Г. Научная основа типологии государства. вопросы теории и практики. СПб., 1997.

127. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о правомерности категорий // Государство и право. 1997, № 3-С. 11-20.

128. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994.

129. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.,1996.

130. Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М.: "Международные отношения", 1998.

131. Шабанов Ф.Ш. Алиев Р.Я. Некоторые положения Ха-нифитской юриспруденции // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

132. Шариат: теория и практика. Уфа, 2000.

133. Шарль Р. Мусульманское право. М.5 1959.

134. Шейх Мухаммад Амин Аль-Курди Ай-Эрбили. Книга вечных даров. Уфа, 2001.

135. Шумовский Т.А. Слово о Коране //Коран. Священная книга мусульман. М.: Терра, 1995.

136. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1990.140, Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.

137. Якан Ф. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992.

2015 © LawTheses.com