Концепция частного права в метафизике Иммануила Кантатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Концепция частного права в метафизике Иммануила Канта»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На прапах рукописи

ЛУКОЯНОВ Константин Игоревич

КОНЦЕПЦИЯ ЧАСТНОГО ПРАВА В МЕТАФИЗИКЕ ИММАНУИЛА КАНТА

Специальность 12.00.01 -Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССРРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧОНОЙСТЕПЕНИ КАНДИДАТА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2004 г.

Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель:

Доктор юридических наук,

профессор Луковская Дженевра Игоревна

Официальные оппоненты:

Доктор юридических наук,

профессор Честнов Илья Львович Кандидат юридических наук, доцент Черноков Алексей Эдуардович

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский университет

МВД России

Защита состоится «¿S » ДДУууСРЯ 2004 г. -Лв -СО часов на заседании диссертационного совета Д 212.232.31 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: Санкт-Петербург, В.О., 22-я линия, д.7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. A.M. Горького при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: Университетская наб.,

Д. 7/9.

Автореферат разослан «_»

,2004 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета

А.В.Поляков

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования предопределена необходимостью обращения к философским, теоретическим и историческим истокам частно-правового регулирования с целью формирования гражданского законодательства, отвечающего современной эпохе, что обусловлено эволюцией права. Именно частное право является абсолютной основой свободы личности, средством индивидуализации субъекта в социуме и одновременно проводником нравственной основы права. Кроме того, именно частное право является выражением непрерывности человеческой цивилизации, преемственности культуры. Свидетельством тому является рецепция римского частного права и эволюция цивилистической доктрины в европейской традиции права, анализ которой в определенной мере представлен в диссертации.

Темой исследования диссертанта является концепция частного права в метафизике выдающегося немецкого мыслителя, родоначальника немецкой классической философии XVШ-X1X веков Иммануила Канта (1724 - 1804), т.е. в контексте его нравственной философии. При этом имя философа, учение которого является основным предметом анализа, резко выделяется среди философских построений права своей эпохи. Учение это представляет значительный научный интерес в рамках поставленной в диссертации задачи не только как основа либеральной политической мысли новейшей Европы и «идеального» направления в философии права Нового времени, по и как основа априорного исследования сущности частного права на основе разработанной Кантом системы познания, концепции права, соотношения его с нравственностью, ставшего первой научно обоснованной системой частного права и европейской доктрине и

философии права. Концепция Канта легла в основу формирования национальной системы частного нрава. Итогом развития данной системы явилось создание Германского гражданского уложения, которое столетней историей своего существования и применения в качестве одною из центральных законодательных

системы».1 При этом существенное знамение имеет то обстоятельство, что из всех зарубежных цивилистических доктрин российскому гражданскому праву наиболее близка именно германская.

Очевидно, что концепция частного права Канта в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Представляется, что объяснением этому является тот факт, что именно Канту удалось раскрыть смысл «идеального правового порядка», о котором говорил Г.Ф. Шершеневич, понять идею права.

Вопрос о сущности частого нрава в эпоху постмодерна приобретает все большую значимость. В России новейшего времени проблема обоснования ценностей и, прежде всего, права с точки зрения его нравственной основы имеет особый смысл. Необходимость исследования природы частного права, во избежание принятия на веру новых представляющихся императивами социальных (в широком смысле) велений, предполагает поиск частно-правовых оснований в соответствии с критериями разума в его нравственной основе.

Цель и задами исследования.

Цель диссертационного исследования заключается прежде всего в реконструкции и комплексном исследовании концепции частного права Канта, уяснении значения и места данной концепции в современной Канту философии права и европейской цивилистической доктрине, установлении степени влияния концепции на последующее развитие европейской правовой мысли, в теоретико-правовом анализе генезиса идеи частного права, выявлении характерных черт концепции Канта, особенностей формирования ценностных представлений о частном праве.

В соответствии с настоящей целью были поставлены следующие задачи: - охарактеризовать критическую (трансцендентальную) философию Канта как концептуальное и методологическое основание исследования им частного права, раскрыть понятие категорическою императива как основы нравственного закона;

' БрагиискнН М И., Ннодмнский I) Н До] штриие црли» Киша пторля. Дпижорн и перспаче имущее пи. М , 2000. С.280. | ' ' '.. ' 1

- на основе исследовования генезиса концепции частного права и идеи естественного права в рамках западной традиции права определить взаимосвязь концепции Канта с рецепцией римского частного права, национальными основами германского права, европейскими концепциями;

- систематизировать структуру частного права в концепции Канта, реконструировать и обосновать модель этой системы;

- дать анализ понятия и сущности институтов частного права (вещного, обязательственного, семейного и наследственного права) как элементов представленной Кантом системы нрава;

- раскрыть аксиологическую интерпретацию частного права, принципов и природы частно-правовых отношении в учении Канта, в концепциях европейских и отечественных мыслителей.

Степень научной разработанности проблемы.

Философии права И. Канта посвящено значительное число монографий и статей. В числе наиболее фундаментальных исследовании российских (советских) авторов - труды В.Ф. Асмуса, Ю.Я. Баскина, П.П. Галаизы, С.Ф. Кечскьяна, И.Ю. Козлихина, Н.П. Ляпидевского, JI.C. Мамута, М.К. Мамардашвили, П.С. Нарского, B.C. Нерсесянца, П.И. Иовгородцева, Е^. Поликарповой, З.Ю. Соловьева, С.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина и др. Работы гаких мыслителей, как С.П.Булгаков, Н.А.Бердяев, В.Ф.Эрн, И.А.Флоренский, в большей степени касались критики кантовской теории знания. Кроме того, в числе наиболее значимых исследований нравственного учения Канта - работы Б. Бауха, Г. Когена, М. Шелера, X. Райнера, Г. Дж. Пейтона, М. Форшнера, X. Цвингельберга, Р.П. Волфа, Б. Хегеманн, О. Хеффе, Г. Праусса и др. Для литературы XX столетня, посвященной учению Канта, была характерна тенденция философской историографии. Все внимание авторов было сконцентрировано па деталях теории категорического имиератива и прикладной практической философии Канта. Вопрос о системе и сущности права в контексте цивилизации, социума и культуры в значительной своей части был оставлен за рамками исследований. Философия права Канта п ракурсе концепции частного права ранее в отечественной юридической литературе вообще не освещалась в монографическом плане. Идее частного права Канта как в

отечественных, так и зарубежных исследованиях уделялось незначительное внимание, направленное лишь на элементарное описание некоторых положений «Метафизических начал учения о праве» или ограничивалось общей характеристикой, обзором положений о частном праве в кои тексте этико-правовой теории Канта.

Отдельные конструкции системы часного права Каша нашли свое отражение в трудах цивилистов ХУ111-ХХ веков, в том числе и отечественных, и законодательстве соответствующего периода, что предопределило необходимость исследования взглядов Ю. Барона, Л. Бринца, Б. Виндшейда, Ю.С. Гамбарова, Д.Грима, Г. Дернбурга, ИЛ. Дювернуа, Р. Иеринга, О.С. Иоффе, Т. Киппа, Ленеля, Л.А. Лунца, Г. Люфа, Д.И. Мейера, С.Л. Муромцева, Пойнера, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, И.Л. Покровского, Г. Пухты, Ф.К. Савиньи, Л. Топа, П.А. Тура и др., а также нормативно-правовой базы германского гражданскою законодательства («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», Уложение «Общее земское право прусских провинций» 1794 года, «Общее гражданское уложение» Австрии 1811 года, «Саксонское гражданское уложение» 1865 года, «Германское гражданское уложение» 1900 года).

Методологические и теоретические основы диссертации.

Методологической основой настоящего диссертационного исследования является метод интерпретации правовых теорий, включая стадии описания, реконструкции и объяснения. В основу исследования положены также исторический метод, метод логического и системною анализа, метод моделирования и функционального анализа. Кроме того, учтены принцип исторической преемственности учений о праве, в том числе и цивилистических доктрин, эволюции гражданского законодательства и принцип соотношения идеологического и познавательного аспектов правовых учений.

Диссертационная работа основывается па принципе и

всесторонности научного познания. Вместе с тем одновременно анализируется идеологическая составляющая исследуемых концепций и тенденций развития институтов права. В широко используется сравнительно-правовой

метод, синхронное и сравнение доктрин права, идей

и течений. Анализ ведется в КОИ'ГСКСТС зтко-правовой ТСОрИИ Канта, ее философских основ. Такой подход обусловливается диалектикой метафизики и нравственной философии Канта, соотношением учения о праве Канта с другими частями его философской системы.

Теоретической основой настоящего диссертационного исследования являются критическая философия Канта и его этико-правовая теория, философско-правовые идеи и течения прошлого и современности, концепции в цивилистике. Так, автор обращается к идеям естественного права X. Вольфа, Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Г. Гроция, Г.В. Лейбница, Д. Локка, III. Монтескье, С. Пуффендорфа, Ж. Руссо, Б. Спинозы, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, теории естественного права «с меняющимся содержанием» Р. Штаммлера, Г. Радбруха, «чистой теории» Права Г. Кельзена, учениям Н.А. Бердяева, И.Л. Ильина, П.С, Соловьева, C.JI. Франка, правовому этатизму Г.Ф. Алексеева, идеям социологической

школы права (II.M. Коркунов, Муромцев), к феноменологической теории

права Н.Н. Алексеева, аналитической философии и герменевтике, либертарной концепции психологической теории Л.И.

коммуникативной концепции А.В. Полякова и др.

Автор проводит анализ тенденций раШ!П1Я институтов частою права в римском праве и западной традиции права, доктрин конца XVIII

- начала XX веков. Автор обращается к теориям рецепции римского прана, идеям таких представителей исторической школы права, как Гофакер, Г. Гуго, Ф.К. Сапиньи, европейским и ГИСЧССШСНИЫМ концепциям частного права. В диссертации широко используются труды названных мыслителен и специалистов, а также труды М.И. Брагинского, Витрянского,

Иванова, Иоффе, С.Л. Муромцева,

Покровского, Л.П. Сергеева, JI.11. Спиридонова, Ю.К. Толстого, И.Л. Мест нова, Г.Ф. Шершеневича, JI.C. Явича.

Научная новизна

В диссертации впервые предпринята попытка комплексного системного анализа концепции частного права в контексте ею философско-правопою

учения, а также европейской мысли и

доктрины XVIП-XIX веков, эволюции идеи частого права и его основных институтов. Концспгуальпой основой исследования является нрсдааплеипая

методология нравственной философии Канта.

В работе впервые и отечественной и зарубежной лшературе логически реконструирована модель маетною права Каи га,, изложено , целостное представление о генезисе идеи маетною права в философии и доктрине права соответствующего периода. Анализ концепции Канта и тенденций развития германского гражданского законодательства XVIII - XIX века позволил проследить характер влияния теории Канта на формирование национальной традиции частого права, нашедшей свое закрепление в Германском гражданском уложении.

Научная новизна работы обусловлена и комплексным, междисциплинарным характером диссертационного исследования. В работе исследуются проблемы, находящиеся на стыке истории правовых учений, теории права, истории государства и права зарубежных стран, гражданского права, философии, уделено внимание современным проблемам философии и теории права.

Основные положения и выводы, выносимые па защиту.

1. Задачей метафизического учения о частном праве Каша являлось создание априорной системы с целью формирования алюршма п применения мастного права. Такая задача предопределила и меюдожмшо научного ноишия Канта, которая является одновременно и средством толкования концепции мыслителя. В этом смысле концепция Каша философия частного права в гносеологическом плане как модель постижения и выражения знания об идее част ного права,

2. Метафизическое учение Каша - эю первая научно обоснованная концепция частного права, свободная влияния рецепции римского права как единственного теоретически ценною источника, объединившая в себе национальные основы права, положившая тем самым начало науке о гражданском праве. Концепция частого права Кап га явилась результатом сочетания права и осмысления им рецепции римскою права. Она была попыткой решить задачу

права, что предопределялось необходимостью освобождения

частного права от элементов, характерных для эпохи среднепеконьи, развитием процесса крупных кодификаций в Германии XVIII - XIX веков.

3. Кантовская концепция частного права п дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Она была воспринята и получила дальнейшее развитие в работах немецких и российских ученых-юристов, неокантианцев и других представителей морально-нравственного течения в философии права. Идеи Канта легли в основу немецкой ЦИВИЛИСТ ической доктрины, воплотившейся в Германском гражданском уложении года.

5. Частное право всегда связано с долженствованием, наивысшей формой которого является, по Кашу, категорический императив как объективная ценностная категория, имеющая общезначимый характер. В этом смысле частное право как истинно естественное представляет собой не просто нормативную систему регулирования гражданских правоотношений, а систему ценностно-правовых императивов. Частное право есть проводник нравственной основы права. Нравственный закон находит свое выражение именно в системе частного права. При этом частное право есть индикатор развития системы прана, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

6. Система частного права Канта содержит все элементы ШНДекТНОЙ системы, а именно: вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Более того, как свою теорию в целом, так и характеристику каждого института Кант предваряет правовыми обобщениями, понятиями и принципами, а следовательно, в его концепции можно выделить и Общую часть, где сосредоточены нормы, имеющие отношение ко всем из названных разделов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют соответствующие разделы учений о праве и государстве,

теории права и философии права, 1 ражданско! о права.

Полученные в диссертации выподы могут и, использованы в целях дальнейшего научного исследования Канта, генезиса

концепции частного права в европейской традиции права, а также при чтении курсов истории учений о праве и государстве, теории права, курсов и спецкурсов по философии права, 1ражданскому нраву.

Автор приходит к выводу, «по учение Ката о частном праве (и о сущности права вообще) может выступать в качестве локтриналыюго источника формирования позитивного права, что обусловлено необходимостью обращения к историческим и теоретическим истокам частно-правового регулирования в рамках совершенствования 1ражданского законодательства. При этом следует учитывать, что германская цивилистическая доктрина наиболее близка российскому праву в рамках континентальной правовой системы.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. мл, полученные в ходе исследования,

были изложены на: Межвузовской научно-теоретической конференции «Правовой режим законности: вопросы теории и истории» (Санкт-Петербург, 15 февраля 2001 года); Межвузовской научно-практической конференции «Социальное правовое государство: вопросы теории и практики» (Санкт-Петербург, 21 июня 2003 года).

Основные положения диссертации были апробированы, а концепция работы была обсуждена в ходе обучения и работы автора на юридическом факультете Гарвардского Университета в США (Harvard University Law School, Boston, USA) в рамках программы "Momentum Program on Changing Negotiation and Leadership Culture in Russia". В июне 2002 года ангор стал победителем конкурса персональных грантов для молодых ученых области гуманитарных наук в номинации (категории гранта) «кандидатский проект», проводимый Конкурсным центром фундаментального естествознания Министерства Образования РФ. Помер фанта: М02-1.5К-30. Диплом ACH № 302333.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, ipex глав (вторая глава из двух частей), пятнадцати параграфов, заключения и списка литературы.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальностьдисссртационного исследования, определяются его цель и задачи, методологические и теоретические основы исследования, отмечаются научная новизна, степень разработанности избранной темы, а также теоретическая и практическая значимость результатов исследования, определяется структура работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая «Философские основы учения Книга о праве» состоит ИЧ

пяти параграфов: «Предпосылки возникновения философской системы Каша» (§1), «Учение о «феноменах» и «ноуменах». Понятие свободы» (§2), «Соотношение теоретического разума и разума практического» (§3), «Категорический императив как основание нравственного закона» (§4), «Методологии познания Канта» (§5).

В первом параграфе анализируются предпосылки возникновении философской системы Канта. Отмечается, что именно Иммануил Кант обосновал самостоятельность философии как науки, сформулировав ее предмет - познание вещей. Кант впервые поставил вопрос об человека как познающею

субъекта, о вторжении его в объективное.

Во втором параграфе автор переходит к рассмотрению учения Канта о «феноменах» и «ноуменах» и связанной с этим категории свободы. Настоящее учение есть не что иное, как теоретическая основа установления человеческой свободы за рамками природной необходимости.

То, чем вещь является для нас, т.е. мы познаем категориально

(феномен), решающим образом тою, она представляет сама по

себе (ноумен). Согласно Канту, мир ноуменов содержательно непознаваем для человеческого теоретического разума. Ноумены, Канту, суть объективные, внеприродные, трансцендентные «причины» природных феноменов.

мнению диссертанта, такой подход во многом объясняет (теоретический) плюрализм, в том числе и относительно природы права. Человек, а вслед за ним и общество не в познан» ноуменальное содержание явления

«право», но в силах развивать свое знание, С01!Ср111С11С'11Ш[Ш'11> сю. Имеется в виду

природа многообразия научно-тсоро шческнх представлении как следствие попыток познать непознаваемый объект.

Отмечается, что свобода человека коренится именно в ноуменальном мире. Исходя из установленной диссертантом ранее связи категории свободы и явления права, автор относит насТОЯЩИИ вывод в пользу предположения об объективной природе права, ею месте в бытии как таковом. 11о Кашу, свобода и есть единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду. Однако, автор, такое

утверждение Канта Представляется не вполне обоснованным. Свобода, скорее, есть условие функционирования права, нежели первоначальное право.

Ни в одном из произведений Канта нет целостного изложения проблемы свободы. Единство разных видов свободы, полагает <1ИГ0р, получает свое обоснование в единстве ноуменального чем и дуализм Канта

вообще.

В параграфе третьем уделяется внимание вопросу о соотношении теоретического и практического разума. Подчеркивается, что главное для Канта -поведение человека, поступки. Кант говорит о первенстве практического

разума перед теоретическим: знание только тогда ПМССГ ценность, если оно помогает человеку стать реализован, добра. определяет

правила поведения людей в тех или иных конкретных ситуациях, равно как и общую стратегию их поступков. Именно основоположения человеческого поведения интересуют Канта, поскольку действия человека в каждой данной ситуации зависят от того, какую максиму поведения он для себя избрал. Кант отличает максимы от практических законов. Первые суть чисто субъективные основоположения, вторые характер и обязательны для

людей или даже шире - для всех разумных в.

В параграфе четвертом автор, следуя лотке исследования, переходит к анализу основной категории нравственной философии

императиву, который в отличие (И 11Ш01СШЧССКНЧ ЛМИерапшок суть объективное, безусловное и всеобщее предписание, независимое О Г желания и материи этих желаний, касающийся только поведения людей. Каиторнчсские шиюрашвы

коренятся в ноуменальном глубине человека. Они являются фактом сознания каждого человека, фактом разума. При этом все множество категорических . императивов составляют этические нормы.

Автор анализирует сущность категорического императива, дает дефиницию кантовского нравственного закона как критерия уяснения сущности права. Отмечается, что идея права доступна практическому разуму посредством нравственного закона. Присутствие в нас нравственного закона мы ощущаем в виде веления долга, источник которого расположен в ноуменальном мире. При этом у Канта долг не противоречит свободе. Кант подчеркивает, что морален только тот поступок, в котором человек свободно выбирает следование долгу. Для того, чтобы такой выбор мог совершиться, человек наделен совестью.

Б пятом параграфе автор характеризует методологию кантовеком метафизики права, и как следствие, методологические основания исследования учения Канта о праве и морали, останавливаясь на предпосылках логического анализа концепции.

Глава вторая «Метафизические начала учения о частном праве» включает две части:

- «Метафизические начала учения о праве» (1), состоящую из четырех параграфов: «Предпосылки формирования концепции частного права Канта» (§1), «Что есть право? Сущность права» (§2), «Система права в концепции Канта и германской доктрине. Частное и публичное право» (§3), «Система частного права»

(§4);

- «Институты частного права» (2), состоящую из четырех параграфов: «О вещном праве. Право собственности» (§1), «О личном праве. Теория договоров» (§2), «О вещно-личном праве» (§3), «О праве наследования» (§4).

В первом параграфе части первой авюр обращается к предпосылкам формирования учения о частном праве анализу состояния позитивного права

Германии в соответствующий период. подчеркивает, что Кант в построении

своей модели права использует конструкции римских юристов, что уровнем развития права в целом, и частного права в а также

обстановкой в современной Германии.

Характеризуя предпосылки формирования концепции Канта, диссертант останавливается на особенностях и развития системы

права. На основе анализа особенностей развития германского гражданского законодательства и тенденций автор делает вывод, что период

творчества Канта приходится на время, когда, с одной стороны, в раздробленной Германии отсутствует не только единая, но и хоть сколько-нибудь развитая доктрина частного права, а, с другой строим, своего апогея достигает идея естественного нрава. Без сомнения, указанные факторы, равно как и идея рецепции римского права, сказались на концепции частного права Канта.

Второй параграф части первой посвящен уяснению того, что есть право И понимании Канта. Отмечается, что Кант выводит априорность правовых норм из принадлежности юридических законов к области законов этических. Для определения права, утверждает Кант, необходимо отвлечься от всяких эмпирических данных. Имея в виду право, требуемое идеей разума, Кант определяет его как совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Смысл и назначение права в том, чтобы ввести свободу и произвол индивидов в

разумные и общезначимые рамки. Право касается лишь действий и обозначает внешние границы поведения, т.е., иначе говоря,

выступает по существу в виде он, подразумевая дозволенность

Понятие права Кант сопоставляет не с чисто философскими понятиями, а с понятиями субстанции и причины, связанными с научным познанием.

В третьем параграфе части первой ;Н! юр переходит от рассмотрения вопроса о сущности права к ею структуре, что предопределяется логикой кантовской «Метафизики нравов», а вслед за ней и диссертационного исследования.' Автор даст харашернсшку основных подходов, существовавших в немецкой цивилистической доктрине периода в вопросе о

критериях деления права па частное и публичное, прослеживает их эволюцию. В этой связи рассматриваются концепции Ф.К. СанииЬИ, ИоГшера, Р. Иершгга,

Лепеля, а также теории предстаншелсн российского правоведения, а именно; К.Д.. Кавелина, Д.И. Мейера, II.M. Коркунова, С.Л. Муромцепа.

Кант делит право на частное и публичное сообразно делеш НО общественных отношений, обосновывая тем самым необходимость государственного обеспечения частного права. Автор ДСлаег вывод, что ШШ трактовка классификации права, предложенная Кантом, основываемся па формуле обладая при и

рядом специфических черт. что впоследствии подход к

разграничению права на частное и публичное лег в основу теории централ1ШЦ1И1 и децентрализации Р. Шгаммлера и Л.И, 11етраЖ1ЩК01 о.

Автор рассматривает правомочие принуждения, о котором Кант говорит как о непосредственной сущности права, в связи со

прав. Диссертант приходит к выводу о ЮМ, чт, ПОНЯНЮ «внешнее

принуждение», которое Кант использует как критерий опраничсния публичного права от частного, равно как и понятие свободы, здесь не что как

правового регулирования. Тем самым обосновывается предположение О,ТОМ, что Кант при классификации права использует метод задолго , до

распространения концепций, на метод как

критерий разграничения чаС'ПКМ О и публичного нрава (вторая половина XIX века). Определяя структуру системы Ирана, Knill раскрынаег сущность права, через обязанности. ..

В параграфе четвертом части первой аиюр характернеег систему частного права Канта в контексте тенденций

доктрины периода творчества и имевшей вслед за появлением его

«Метафизики нравов». Диссертант анализирует влияние идей школы естественного права и исторической школы права на развитие доктрины частного права. Отмечается, что немецкая юриспруденция периода испытывала

влияние идеалистической и раЦИОПалИСТИЧеСКОИ философии X. Вольфа и Г.В. Лейбница. В это же время в немецкой правовой ДОКipiIIIC зарождаемся и начинает стремительно развиваться повое течение, названное школой права.

Автор приводит полемику немецких цивилист он (СаннпЫ!, Гнбо, Пухты) по вопросу о сущности нрава и и кодификации законодательства.

Общество, следуя стремлению к политическому и правовому единству Германии, поддержало сторонников кодификации (Тибо). И результате объединенная Германская империя обрела общее государственное, административное, уголовное, процессуальное, конкурсное и право. Гражданское (частное) право еще

долгое время оставалось пеобъсдннс'ШШМ, причинами чему были в том числе его консервативность и недостаток теоретической обработки. Германское гражданское уложение вступило в силу лишь I января 1900 г. Подчеркивается, что подобные пробелы в частно-правовой доктрине Германии не только социально-

экономической и политической обстановкой, но и, как это ни парадоксально, рецепцией римского права. Последствия рецепции римского права обнаружились во всей последующей истории европейского права. При этом влияние рецепции сказалось не только в законодательстве, но и в теории права. Автор обосновывает положение о том, что именно концепция Канта явилась первой научно обоснованной, рационализированной теорией частного права, свободной от всеохватывающего влияния рецепции римского права как единственного теоретически ценного источника, объединившей в национальные основы

права.

На основе сравнения структуры частного права КЭНТОПСКОН теории с пандектной системой, разработанной немецкими юристами (сочинения 11сгтельбладта, Гсйнекция) п противоположность системе Институций Гая, отмечается их кажущееся по формальным признакам несоответствие. Однако, с точки зрения автора, такое представление является неверным в силу методологических особенностей концепции Канта. Следуя своей цели построения априорной системы частного права, Кант делит исследуемый объект на элементы, придавая им затем такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует их природе, а значит, способствует правильному постижению их сущности. Кант стремился создать не образец для нормотворчества, а лишь постичь суть явления, найти и предложим, алгоритм формирования и применения частного права.

Па основе системного и анализа, а также используя метод

реконструкции, автор приходи к выводу, в концепции Канта обнаруживаются

ВСС элементы нандсктной системы, а именно: вещное, оГмиа1СЛ1.С1ленное, семейное и наследственное право. Отмечается, ЧТО как спою теорию п целом, 1Í1K и характеристику каждого IIHCIHiyia Кап г ирсдваряс! правовыми обобщениями, понятиями и принципами, а следовательно, в ею концепции можно выделить и Общую часть, где сосредоточены нормы, имеющие отношение ко всем из названных разделов.

Параграф первый части второй посвящен íeopilll ПСЩ1Ю10 права в citCll'MC Канта, эволюции концепции собственное 1И и философии права и CRpOIieiiCKOii цивилистической доктрине. С точки зрения ЯВ1 opa, категория собс 1вечности («мое» и «гвое») является ОСНОВОЙ концепции частою права Каша, будучи при лом существом и целью всех гражданско-правовых (ШЮШ£Н1Ш, В 1I0M смысле ЯСС частно-правовые есть ношения в широком смысле.

Диссертант анализирует концепции СОПСШСННОСШ, существовавшие в цивилистической доктрине в XV1II-X1X С10ЛС1МЯХ, наиболее распространенным среди которых было учение о природе к

таким теориям, как теория завладения

санкционирования естественною состояния (Панама), неотъемлемого элемент общественного договора (Пуфендорфа), условия сущес 1ВОШШИЯ свободной личности (Фихте). Отмечается, что вслед за римским правом в Европе в соответствующий период отношения собственности как полное

господство лица над вещью (plena in 1С poteslas). Каш же, в отличие от M1I0I И\ CI о предшественников и современников, считал, право являемся

социальным а не чем-ю прирожденным.

Кант исходил из той мысли, в

отстранении собственником всякою друюю лица пользования вещью, чю предопределено постулатом ПраК1НЧССК0Ю разума. Здесь, в своем понимании права собственности, Кант наиболее близок к идее правоотношения.

Предложенная Кантом концепция была воспринята

некоторыми цивилистами во шорой половине XIX столетия (например, а легла в основу определения права в

Германском гражданском уложении 1У()(> юд.|

Далее в диссертации системному и Сравнительному анализу подвергается правомочие владения как элемент концепции собственности,

характеризуется роль института владения в ленном праве, его исковая

защита. Отмечается, что теория ноуменального и феноменального владения Канта получила широкое применение в цивилистике. в доктрине владение

признавалось юридически значимым лишь в том случае, имело место не

только фактическое обладание по и выраженное намерение владеть ею.

Автор устанавливает связь теории с концепциями защиты

владения. Определяются виды приобретения права собственности в системе Канта, моменты первоначального приобретения по Кату, характеризуются способы производного приобретения (традиция и система) в контексте

положений римского права и доктрины частного права.

Характеризуются сущность института защиты владения в теории Канта и европейской цивилистике, виды защиты и Автор делает

вывод, что кантовская конструкция истребования вещи из незаконного владения, в том числе и добросовестного приобретения, воспроизводит, с одной стороны, римскую модель неограниченной виндикации, а с другой стороны, является попыткой ограничения возможностей собственника, что было

необходимо в связи с экономическим развитием в Германии в тот период. Такая тенденция была воспринята и законодательством Германии.

Параграф второй части второй посвящен анализу права личного, теории договоров в концепции Канта во взаимосвязи с соответствующими европейскими концепциями XVIII - начала XX исков, сравнительному анализу элементов теории Канта с положениями римского и германского права.

Вещное право, замечал Кап г, отличается ОТЛ11Ч1Ю10 своей беспредельностью. Границы личного права определены договором. При ном личное право трактуется Кантом как способность (право) одного лица определять произвол другого. Делается вывод, что под личным Каш право

как один из системы. мечась что обязательственное

право в западной доктрине XVIII - начала XIX веков имело более однозначное толкование у нежели вещное право. трактовки

обязательств Виндшейда и Тура, а также С001ВС1С'1ВуЮ1Ц11Х норм Германского гражданского уложения. Подчеркиваемся, чшнеюки сооиипсгвующего понимания обязательства мы находим у Канта.

Договор, по Канту, - единственный способ приобретения личных прав. Однако автор обосновывает положение о том, ЧЮКант п систему личного права включает как договорные, так и В11СД01 ОВОрИЫС обязательства, используя понятие договора в априорном значении как право на другой моральной

По мнению диссертанта, отмеченный критиками Кат а дуализм его конструкций в праве устраняется дедукцией т.е. предположением

интеллектуального (умопостигаемого) характера соответствующих правовых отношений. Анализ конструкции заключения договора Канта проводится в контексте полемики немецких цивилистов, вызванной данным вопросом. Рассматриваются «теория предположения» Нипдшейда, теория ЛеиелЯ, теория «воли» Савиньи, теория «волеизъявления». Ошечаегея, что в связи с распространением идеи свободы договоров понятие «воли» сторон, равно как и соотношения воли и волеизъявления, решающим элементом.

Автор обращается также к теории обязательности исполнения договора, основанной на положении римских юристов «Pacta sunt servanda»/ имеющей принципиальное значение в частно-правовой доктрине соответствующего периода. Данное положение, по мнению Канта, есть категорический императив. Оно не требует доказывания, поскольку является постулатом чистого разума. Отмечаются те видоизменения, которые претерпела данная формула в немецкой цивилистике XIX века, характеризуются критерии оценки надлежащего исполнения договора.

В своей теории обя'Ш'ельс1ВС11Ш>| о права Каш создаст модель системы договоров, существенно отличающуюся от римской модели. Канта дать

классификацию видов договоров имела безусловное теоретическое и практическое значение. «Истинная система» доюворои Каша является, по сути, Особенной частью нрава, которая немецкой представляла

собой право отдельных договоров.

3 иДш'Онорм должны сиблшлач.сн» (лат.).

На основе системного, историческою и сравнительного анализа каждого выделяемого Кантом вида договоров с позиции философии права, римского и германского права соответствующею периода автор производит логическую реконструкцию как всей системы договоров, ЫК и 01ДелЫ1ЫХ моделей договоров в концепции Канта При этом делаются и критические замечания, а также пояснения к некоторым конструкциям Каны Alliop приходи! к выводу, чю в основу классификации доюворов Кантом, помимо цели, положены и такие критерии, как характер опосредуемого ими перемещения материальных благ, характер распределения прав и обязанностей между учасишками договора Делается вывод, что именно субъективное право Каш полагал основанием определения ею защиты (как вещного или обязательственного права), югда как в римском частном праве основанием был тип договора

Отмечается, что рациональный ЯШШН1 системы обязателыипенною права позволил Канту сделать ряд предположений, свидетельствующих о несомненной научной и практической ценности учения рассуждая о неправомерных

действиях в сфере издательства и литературы, Каш, по сути дела, формулирует принципы интеллектуальной собственности, Кашу удалось сформулировать основные принципы системы обьектов гражданских прав

В параграфе третьем части второй рассмафннлс!(.я теория «вещно-личного» права Канта, представляющая собой, НО суш, право ССМСШ10С какТренш элемент пандектной системы. Подчеркивается, чю ipaKlonica вещно-личного права вызвала у оппонентов Канта наибольшую

право, согласно Канту, представляет собой «право владения внешним предметом как вещью и им как лицом» Оно подчинено у

Канта требованиям катеюрическою императива, которому человек не

может быть средством для достижения каких бы то ни было целей Когда же Кант говорит о распоряжении одним ЛППОМ to стропы друюю, он имеет в виду лишь возможность основании доювора или семейных

отношений. Кант неоднократно подчеркиваем самого термина

1 Каш И Оиилш мсифишкн нраиииипшин Кршпы iipiun iumhi рнхч i Mu i |ш jiik i иринш 111», 1M5 ( 324

личное право». Этот термин не означал ОТОЖДССГВЛСННН личности с иещыо п юридическом смысле. Здесь понятие псщн ИСГ1МьчуС)СЯ, скорее, II философском значении. Однако эта категория не является абстрактной, а связана рамками семейных правоотношений. Тем самым внешним предметом осу-

ществляется как ВС1ЦЫО по форме, но пользование им как лицом отлично oг вещного права в собственном смысле слова. Такое правовое отношение существует в рамках семьи и в браке. Кроме того, г к области права относит

и отношения с прислугой.

Диссертант характеризует традиции, идейную и социальную обстановку, а также юридическую практику, для периода творчества Каша.

Подобные положения семейного права нашли свое закрепление в Германском гражданском уложении. Автор отмечает важные правовые принципы, сформулированные Кантом и воспринятые впоследствии права.

Содержание четвертого параграфа части второй составляет анализ системы наследственного права Канта. Характеризуя понятие наследования в системе Канта, автор отмечает, что наследство, равно как и приобретение но давности владения, и «оставление после смерти доброго имени», Кант относит к идеальному приобретению, имеющему в своей основе лишь идею чистого Диссертант выявляет принципы наследственного права, сформулированные Кап том и воспринятые впоследствии немецкой доктриной права.

Глава третья «Идея частного и теория» посвящена

основанному на материале, исследованном первых двух главах, анализу аксиологической интерпретации частою права, принципов и природы частноправовых отношений в учении Канта, в концепциях европейских и отечественных мыслителей. Глава включает три паршрафа: <«(.|ич наШгаНн» II -уш рг№11ши». Метафизика и дтмашка маетною права» (§1), «Право как бытие» (§2), «Моральность» и «ЛС1 альиосп.» как кршерПИра >1 рашНСНИЯ морали и права» (§3).

В первом параграфе анюр аШШПир) С Г принципы и природу Час 1110-отношений в философии Канта, эволюции

теории естественного права. Такой подход обусловлен системной зависимостью между концепцией частного права и теорией Канта.

Подчеркивается, что период становления концепции нрава Канта совпадает со временем наивысшего развития II распространения идеи естественного права, к которому Кант относил в Iiepnyio очередь частное IipailO. В ЭТОЙ связи автор анализирует тенденции развития идеи естественного нрава, обращаясь к взглядам X. Вольфа, Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Г. ГроЦИЯ, Г.В, Лейбница, Д. Локка, III. Монтескье, С. Пуфсидорфа,Ж. Руссо, Б. Спинозы, II.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга.

У Канта философия права иредсццшена в виде мечафцшческого учения о праве. При этом метафизика права, по Канту, - это априорно начертанная система права, вытекающая из разума, а априорные веления (максимы) разума выступают как категорические императивы. В этом контексте, используя метод интерпретации правовых учений, а также сравнительный анализ, автор обращается к представлениям о морали и философии Праю Гегеля, а также к «чистой теории права» Кельчена. По мнению alll opü, право в концепции Канта имело характер ценностно-правового вывод, что естественное право,

основанное на одних только априорных принципах, в концепции Канта воздействует па статутное право как НСЮЧИИК его преобразования' и развития. Естественное право есть идея разума. Философское учение о праве есть учение о праве в его идее, т.е. об естественном

Однако распространение идей llClopil'ICCKOll школы права в конце XVIII -начале XIX веков стали в права на основе философской

рефлексии права. делает вывод, что данные

являются объяснением того, Ч1<> концепция КапП1 не получила должного внимания и отражения в юридической ДОНШИКС в cooilic'iciliyioiiuill период. Научный характер признавался лишь за историческими и ;IOI МЛ1ЯЧССКИМИ исследованиями.

Тенденция доминирования идей исторической школы права прерывается ближе к концу XIX века. Вновь просыпается интерес к определению цели права, критерия справедливого и разумною, к поиску идеи права, следствием чего явилось возрождение естественного права. Автор проводит синхронный и сравнительный западных и правовых

концепций. Наибольшее внимание уделяется идее «естественного права с меняющимся содержанием» Р. Штаммлсра, теориям Г. Радбруха II B.C. Соловьева,

а также эволюции концепции ссчссшенною права. Так, аналтирукмея идеи школы возрожденного естественного права, нашедшие ОфаЖСНИС ПО взглядах Н.Л. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, Н.Л. Ильина, С.Л. Франка. Таким образом, концепция частного права Канта в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного нрава, но и явилась ОСНОВОЙ целого ряда философско-правовых теории.

В параграфе второй исследуемся с)11(11осп. ноуменального характера частого права, коюрую Канг раскрываем череч харакк'риешку нрава как бытии, рассматривается вопрос о соотношении культуры и права. Анализ начинается с определения бытия права как а также определения понятия

культуры как общею способа человеческого сущееI ковании, способа человеческой деятельности и Следует вывод,

что частное право, согласно теории связано с долженствованием,

наивысшей формой которого ЯИЛЯС1СЯ какчоричеекнй нмиераиш как объективная ценностная категория, имеющая общезначимым характер. Коль скоро истинно естественным правом является, по Канту, именно частное право, то оно представляет собой не просто нормативную систему регулирования гражданских правоотношений, а систему цсшюешо-нранонмч нмнераишон. Ошечаею!, чю такой характер частного права свое в сформулированных

Кантом принципах и методе регулирования и, как окно, в существе

самих институтов частного права.

Автор делает вывод, что частное право развития системы

права, перехода системы к качественно новому а значит, и отражение

корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права. Концепция частного права Канта в смысле толкования (как

познания) права в значении наиболее к его истинной сущности, поиска

алгоритма формирования и применения частного права. толкование права,

понимание к элементу человеческой культуры, а

такого толкования является выражением и человеческой

цивилизации.

Подчеркивается, что из сущности права как бытия необходимо следует связь права с нравственностью, являющаяся наиболее характерной чертой правовой теории Канта, вызвавшая сущесчвешгую критику и многочисленные юл кования как среди современников Канта, так и в последующие периоды.

Параграф третий посвящен критерию разграничения права и морали, который Кант усматривал в различии между «моральностью» и «легальностью» поведения человека, а также анализу нравственной основы частного права. Отмечается, что юридические отношения между людьми Кант причисляет всецело к сфере «легальности»: он утверждает, что право не касается содержания поступков и, независимо от мотивов поведения, определяет лишь внешние действия. Тем самым учение Канта о праве через ИОНЯШе свободы вступает в связь с учением о нравственности, согласно которому свобода есть одновременно и основа личной нравственности, и цель социальной жизни.

Отмечается, что по мере усложнения в процессе эволюции системы права сложнее становится и определение ее Кашу удалось, по мнению

автора, предложить конструкцию определения такой доминанты с помощью практического разума - это нравственный закон. В основе же права лежит нравственность, имеющая рациональный характер.

В заключении подведены итоги, сформулированы выводы и намечены перспективы дальнейшего исследования диссертационной темы.

По теме диссертации автором следующие научные

работы:

1. Законность в метафизике нрава I!. Кап га // Правовой режим законности: вопросы теории и истории. СПб., 2001. С.73-77.

2. Метафизика права Канта и ко.ммуинкашппая концепция права // Коммуникативная концепция права: Вопросы 1Сорнн. СПб., 2002. С. 78-88.

3. Метафизика права И.Канта как основа социально-правовою юсударова // Социальное правовое и СПб., 2003. С. 89-94.

Подписано в печать 26.10.04. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. псч. л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 49.

ЦОП типографии Издательства СПбГУ. 199061, С-Петербург, Средний пр., 41.

123461

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Лукоянов, Константин Игоревич, кандидата юридических наук

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕЫИЯ КАНТА О ПРАВЕ

§1. Предпосылки возникновения философской системы Канта

§2. Учение о «феноменах» и «ноуменах». Понятие свободы

§3. Соотношение теоретического разума и разума практического

§4. Категорический императив как основание нравственного закона

§5. Методология познания Канта

3. ГЛАВА ВТОРАЯ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА УЧЕНИЯ О ЧАСТНОМ ПРАВЕ

ЧАСТЬ 1. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ НАЧАЛА УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

§1. Предпосылки формирования концепции частного права Канта

§2. Что есть право? Сущность права

§3. Система права в концепции Канта и германской традиции. Частное и публичное право

§4. Система частного права

ЧАСТЬ 2. ИНСТИТУТЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

§1,0 вещном праве. Право собственности

§2. 0 личном праве. Теория Договоров

§3. 0 вещно-личном праве

§4.0 праве наследования

4. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИДЕЯ ЧАСТНОГО ПРАВА И ЭТИКО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ

§1. «lus naturalis» и «lus privatum». Метафизика и догматика частного права

§2. Право как Бытие

§4. «Моральность» и «легальность» как критерии разграничения морали и права

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Концепция частного права в метафизике Иммануила Канта"

Актуальность темы диссертационного исследования

Актуальность исследуемой темы предопределена необходимостью обращения к философским, теоретическим и историческим истокам частноправового регулирования с целью формирования гражданского законодательства, отвечающего современной эпохе, что обусловлено эволюцией права. Именно частное право является абсолютной основой свободы личности, средством индивидуализации субъекта в социуме и одновременно проводником нравственной основы права. Кроме того, именно частное право является выражением непрерывности человеческой цивилизации, преемственности культуры. Свидетельством тому является рецепция римского частного права и эволюция цивилистической доктрины в европейской традиции права, анализ которой в определенной мере представлен в диссертации.

По мере исторического развития культура постепенно дифференцируется. В ней выделяются религиозные, моральные, эстетические, юридические и иные нормативные системы. Изменения происходят и внутри этих систем. В процессе эволюции право переходит из одного состояния в другое. Частное право при этом есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

Темой исследования диссертанта является концепция частного права в метафизике выдающегося немецкого мыслителя, родоначальника немецкой классической философии ХУ1П-Х1Х веков Иммануила Канта (1724 - 1804), т.е. в контексте его нравственной философии. При этом имя философа, учение которого является основным предметом анализа, резко выделяется среди философских построений права своей эпохи. Учение это представляет значительный научный интерес в рамках поставленной в диссертации задачи не только как основа либеральной политической мысли новейшей Европы и «идеального» направления в философии права Нового времени, но и как основа априорного исследования сущности частного права на основе разработанной Кантом системы познания, концепции права, соотношения его с нравственностью, ставшего первой научно обоснованной системой частного права в европейской цивилистической доктрине и философии права. Концепция Канта легла в основу формирования национальной системы частного права. Итогом развития данной системы явилось создание Германского гражданского уложения, которое столетней историей своего существования и применения в качестве одного из центральных законодательных актов германского правопорядка доказало, что оно «является одним из лучших образцов кодификации гражданского права в рамках континентальной правовой системы».1 При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что из всех зарубежных цивилистических доктрин российскому гражданскому праву наиболее близка именно германская.

Очевидно, что концепция частного права Канта в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Представляется, что объяснением этому является тот факт, что именно Канту удалось раскрыть смысл «идеального правового порядка», о котором говорил Г.Ф. Шершеневич, понять идею права. Такой вывод следует не только из анализа структуры частного права в учении Канта, но и из характеристики самой идеи права.

Вопрос о сущности частного права в эпоху постмодерна приобретает все большую значимость. В России новейшего времени проблема обоснования ценностей и, прежде всего, права с точки зрения его

1 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 280. нравственной основы имеет особый смысл. Необходимость исследования природы частного права, во избежание принятия на веру новых представляющихся императивами социальных (в широком смысле) велений, предполагает поиск частно-правовых оснований в соответствии с критериями разума в его нравственной основе.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования заключается прежде всего в реконструкции и комплексном исследовании концепции частного права Канта, уяснении значения и места данной концепции в современной Канту философии права и европейской цивилистической доктрине, установлении степени влияния концепции на последующее развитие европейской правовой мысли, в теоретико-правовом анализе генезиса идеи частного права, выявлении характерных черт концепции Канта, особенностей формирования ценностных представлений о частном праве.

В соответствии с настоящей целью были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать критическую (трансцендентальную) философию Канта как концептуальное и методологическое основание исследования им частного права, раскрыть понятие категорического императива как основы нравственного закона;

- на основе исследовования генезиса концепции частного права и идеи естественного права в рамках западной традиции права определить взаимосвязь концепции Канта с рецепцией римского частного права, национальными основами германского права, европейскими концепциями;

- систематизировать структуру частного права в концепции Канта, реконструировать и обосновать модель этой системы; дать анализ понятия и сущности институтов частного права (вещного, обязательственного, семейного и наследственного права) как элементов представленной Кантом системы права; раскрыть аксиологическую интерпретацию частного права, принципов и природы частно-правовых отношений в учении Канта, в концепциях европейских и отечественных мыслителей.

Степень научной разработанности проблемы.

Философии права И. Канта посвящено значительное число монографий и статей. В числе наиболее фундаментальных исследований российских (советских) авторов - труды В.Ф. Асмуса, Ю.Я. Баскина, П.Н. Галанзы, С.Ф. Кечекьяна, И.Ю. Козлихина, Н.П. Ляпидевского, Л.С. Мамута, М.К. Мамардашвили, Н.С. Нарского, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, Е.В. Поликарповой, Э.Ю. Соловьева, E.H. Трубецкого, Б.Н. Чичерина и др. Работы таких мыслителей, как С.Н.Булгаков, H.A. Бердяев, В.Ф.Эрн, И.А.Флоренский, в большей степени касались критики кантовской теории знания. Кроме того, в числе наиболее значимых исследований нравственного учения Канта - работы Б. Бауха, Г. Когена, М. Шелера, X. Райнера, Г. Дж. Пейтона, М. Форшнера, X. Цвингельберга, Р.П. Волфа, Б. Хегеманн, О. Хеффе, Г. Праусса и др. Однако в истолковании этого учения, под воздействием интерпретаций кантовского учения (младокантианство и неокантианство) сложилось представление о Канте как философском оппоненте всякой рациональной метафизики, вследствие чего учение о категорическом императиве чаще всего рассматривалось в литературе отдельно от общей метафизической теории. Только кантоведение XX столетия и прежде всего X. Хаймсет и его последователи сумели преодолеть это недоразумение.

Для литературы XX столетия, посвященной учению Канта, была характерна тенденция философской историографии. Все внимание авторов было сконцентрировано на деталях теории категорического императива и прикладной практической философии Канта. Вопрос о системе и сущности права в контексте цивилизации, социума и культуры в значительной своей части был оставлен за рамками исследований. Философия права Канта в ракурсе концепции частного права ранее в отечественной юридической литературе вообще не освещалась в монографическом плане. Идее частного права Канта как в отечественных, так и зарубежных исследованиях уделялось незначительное внимание, направленное лишь на элементарное описание некоторых положений «Метафизических начал учения о праве» или ограничивалось общей характеристикой, обзором положений о частном праве в контексте этико-правовой теории Канта.

Отдельные конструкции системы частного права Канта нашли свое отражение в трудах цивилистов XVIII-XX веков, в том числе и отечественных, и законодательстве соответствующего периода, что предопределило необходимость исследования взглядов Ю. Барона, А. Бринца, Б. Виндшейда, Ю.С. Гамбарова, Д. Грима, Г. Дернбурга, H.JI. Дювернуа, Р. Иеринга, О.С. Иоффе, Т. Киппа, Ленеля, JLA. Лунца, Г. Люфа, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, Нойнера, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Г. Пухты, Ф.К. Савиньи, А. Тона, H.A. Тура и др., а также нормативно-правовой базы германского гражданского законодательства («Саксонское зерцало», «Швабское зерцало», Уложение «Общее земское право прусских провинций» 1794 года, «Общее гражданское уложение» Австрии 1811 года, «Саксонское гражданское уложение» 1865 года, «Германское гражданское уложение» 1900 года).

Методологические и теоретические основы диссертации.

Методологической основой настоящего диссертационного исследования является метод интерпретации правовых теорий, включая стадии описания, реконструкции и объяснения. В основу исследования положены также исторический метод, метод логического и системного анализа, метод моделирования и функционального анализа. Кроме того, учтены принцип исторической преемственности учений о праве, в том числе и цивилистических доктрин, эволюции гражданского законодательства и s принцип соотношения идеологического и познавательного аспектов правовых учений.

Диссертационная работа основывается на принципе объективности и всесторонности научного познания. Вместе с тем одновременно анализируется идеологическая составляющая исследуемых концепций и тенденций развития институтов права. В диссертации широко используется сравнительно-правовой метод, синхронное и диахронное сравнение соответствующих доктрин права, идей и течений.

Анализ ведется в контексте этико-правовой теории Канта, ее философских основ. Такой подход обусловливается диалектикой метафизики и нравственной философии Канта, соотношением учения о праве Канта с другими частями его философской системы.

Теоретической основой настоящего диссертационного исследования являются критическая философия Канта и его этико-правовая теория, философско-правовые идеи и течения прошлого и современности, концепции в цивилистике. Так, автор обращается к идеям естественного права X. Вольфа, Ф. Гегеля, Т. Гоббса, Г. Гроция, Г.В. Лейбница, Д. Локка, Ш. Монтескье, С. Пуффендорфа, Ж. Руссо, Б. Спинозы, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга, теории естественного права «с меняющимся содержанием» Р. Штаммлера, Г. Радбруха, «чистой теории» права Г. Кельзена, учениям H.A. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, правовому этатизму Г.Ф. Шершеневича, С.С. Алексеева, идеям социологической школы права (Н.М. Корку нов, С. А. Муромцев), к феноменологической теории права H.H. Алексеева, аналитической философии и герменевтике, либертарной концепции В.С.Нерсесянца, психологической теории Л.И. Петражицкого, коммуникативной концепции A.B. Полякова и др.

Автор проводит анализ тенденций развития институтов частного права в римском праве и западной традиции права, цивилистических доктрин конца XVIII - начала XX веков. Автор обращается к теориям рецепции римского права, цивилистическим идеям таких представителей исторической школы права, как Гофакер, Густав Гуго, Савиньи, европейским и отечественным концепциям частного права. В диссертации широко используются труды названных мыслителей и специалистов, а также труды М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, Н.Д. Егорова, A.A. Иванова, О.С. Иоффе, A.C. Кривцова, Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, И.А. Покровского, А.П. Сергеева, Л.И. Спиридонова, Ю.К. Толстого, Г.Ф. Шершеневича, JI.C. Явича.

Научная новизна исследования.

В диссертации впервые предпринята попытка комплексного системного анализа концепции частного права Канта в контексте его философско-правового учения, а также европейской философско-правовой мысли и цивилистической доктрины XVIII-XIX веков, эволюции идеи частного права и его основных институтов. Концептуальной основой исследования является представленная методология нравственной философии Канта.

В работе впервые в отечественной и зарубежной литературе логически реконструирована модель частного права Канта, изложено целостное представление о генезисе идеи частного права в философии и доктрине права соответствующего периода.

Анализ концепции Канта и тенденций развития германского гражданского законодательства XVIII - XIX века позволил проследить характер влияния теории Канта на формирование национальной традиции частного права, нашедшей свое закрепление в Германском гражданском уложении.

Научная новизна работы обусловлена и комплексным, междисциплинарным характером диссертационного исследования. В работе исследуются проблемы, находящиеся на стыке истории правовых учений, теории права, истории государства и права зарубежных стран, гражданского права, философии, уделено внимание современным проблемам философии и теории права.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту.

1. Задачей метафизического учения о частном праве Канта являлось создание априорной системы с целью формирования алгоритма познания и применения частного права. Такая задача предопределила и методологию научного познания Канта, которая является одновременно и средством толкования концепции мыслителя. В этом смысле концепция Канта есть философия частного права в гносеологическом плане как модель теоретического постижения и выражения знания об идее частного права.

2. Метафизическое учение Канта это первая научно обоснованная концепция частного права, свободная от всеохватывающего влияния рецепции римского права как единственного теоретически ценного источника, объединившая в себе национальные основы права, положившая тем самым начало науке о гражданском праве. Концепция частного права Канта явилась результатом сочетания интерпретации мыслителем естественного права и критического осмысления им рецепции римского права. Она была попыткой решить задачу рационализирования права, что предопределялось необходимостью освобождения частного права от элементов, характерных для эпохи средневековья, развитием процесса крупных кодификаций в Германии XVIII - XIX веков.

3. Кантовская концепция частного права в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Она была воспринята и получила дальнейшее развитие в работах немецких и российских ученых-юристов, неокантианцев и других представителей морально-нравственного течения в философии права. Идеи Канта легли в основу немецкой цивилистической доктрины, воплотившейся в Германском гражданском уложении 1900 года.

5. Частное право всегда связано с долженствованием, наивысшей формой которого является, по Канту, категорический императив как объективная ценностная категория, имеющая общезначимый характер. В этом смысле частное право как истинно естественное представляет собой не просто нормативную систему регулирования гражданских правоотношений, а систему ценностно-правовых императивов.

Частное право есть проводник нравственной основы права. Нравственный закон находит свое выражение именно в системе частного права. При этом частное право есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

6. Система частного права Канта содержит все элементы пандектной системы, а именно: вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Более того, как свою теорию в целом, так и характеристику каждого института Кант предваряет правовыми обобщениями, понятиями и принципами, а следовательно, в его концепции можно выделить и Общую часть, где сосредоточены нормы, имеющие отношение ко всем из названных разделов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем теоретические положения и выводы развивают и дополняют соответствующие разделы истории учений о праве и государстве, теории права и философии права, гражданского права.

Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в целях дальнейшего научного исследования этико-правового учения Канта, генезиса концепции частного права в европейской традиции права, а также при чтении курсов истории учений о праве и государстве, теории права, курсов и спецкурсов по философии права, гражданскому праву.

Автор приходит к выводу, что учение Канта о частном праве (и о сущности права вообще) может выступать в качестве доктринального источника формирования позитивного права, что обусловлено необходимостью обращения к историческим и теоретическим истокам частно-правового регулирования в рамках совершенствования гражданского законодательства. При этом следует учитывать, что германская цивилистическая доктрина наиболее близка российскому праву в рамках континентальной правовой системы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Лукоянов, Константин Игоревич, Санкт-Петербург

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ***

Итогом диссертационного исследования явились реконструкция и комплексный анализ концепции частного права в метафизике Иммануила Канта, т.е. в контексте нравственной философии мыслителя, уяснение значения и места данной концепции в современной Канту философии права и европейской цивилистической доктрине, установление степени влияния концепции на последующее развитие европейской правовой мысли, в теоретико-правовом анализе генезиса идеи частного права, выявления характерных черт концепции Канта, особенностей формирования ценностных представлений о частном праве.

В рамках поставленных задач исследования автор охарактеризовал критическую (трансцедентальную) философию Канта как концептуальное и методологическое основание его исследования частного права, раскрыл понятие категорического императива как основы нравственного закона. На основе исследования генезиса концепции частного права и идеи естественного права в рамках западной традиции права были определены взаимосвязь концепции Канта с рецепцией римского частного права, национальными основами германского права, европейскими концепциями. Автор систематизировал структуру частного права Канта, реконструировал и обосновал модель системы, дал анализ понятия и сущности институтов частного права (вещного, обязательственного, семейного и наследственного права) как элементов представленной Кантом системы права. В диссертации раскрыта аксиологическая интерпретация частного права, принципов и природы частно-правовых отношений в учении Канта, в концепциях европейских и отечественных мыслителей.

Учение Канта представляет значительный научный интерес в рамках поставленной в диссертации задачи не только как основа либеральной политической мысли новейшей Европы и «идеального» направления в философии права Нового времени, но и как основа априорного исследования сущности частного права на основе разработанной Кантом системы познания, концепции права, соотношения его с нравственностью, ставшего первой научно обоснованной системой частного права в европейской цивилистической доктрине и философии права.

Концепция Канта легла в основу формирования национальной системы частного права. Итогом развития данной системы явилось создание Германского гражданского уложения, которое столетней историей своего существования и применения в качестве одного из центральных законодательных актов германского правопорядка доказало, что оно «является одним из лучших образцов кодификации гражданского права в рамках континентальной правовой системы».360 При этом существенное значение имеет то обстоятельство, что из всех зарубежных цивилистических доктрин российскому гражданскому праву наиболее близка именно германская.

Концепция Канта является теоретическим исследованием системы частного права, анализом его институтов и природы гражданско-правовых отношений. «От метафизического учения о праве, - пишет он, - можно требовать, чтобы оно a priori полностью и определенно перечислило члены деления (divisio lógica) и таким образом построило бы истинную систему; всякое же эмпирическое деление только фрагментарно (partido) и оставляет нерешенным вопрос, имеются ли еще другие члены деления, требующиеся для полноты всей сферы разделенного понятия»361.

В пояснении к своей схеме Кант указывает, что предлагаемая

360 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С. 280.

361 Кант И. Метафизика нравов / Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 331. концепция частного права есть «совокупность законов, не нуждающихся во внешнем обнародовании».362

Задачей метафизического учения о частном праве Канта является создание априорной системы с целью формирования алгоритма познания и применения частного права. Такая задача предопределила и методологию научного познания Канта, которая является одновременно и средством толкования концепции мыслителя. В этом смысле концепция Канта есть философия частного права в гносеологическом плане как модель теоретического постижения и выражения знания об идее частного права.

Кант в построении своей модели права использует конструкции римских юристов, что обусловлено уровнем развития права в целом, и частного права в отдельности, а также социально-экономической обстановкой в современной Канту Германии. Период творчества Канта приходится на время, когда, с одной стороны, в территориально раздробленной Германии отсутствует не только единое, но и хоть сколько-нибудь развитая доктрина частного права, а, с другой стороны, своего апогея достигает идея естественного права. Без сомнения, указанные факторы, равно как и идея рецепции римского права, сказались на концепции частного права Канта. При этом именно метафизическое учение Канта - это первая научно обоснованная концепция частного права, свободная от всеохватывающего влияния рецепции римского права как единственного теоретически ценного источника, объединившая в себе национальные основы права, положившая тем самым начало науки о гражданском праве. Концепция частного права Канта явилась результатом сочетания интерпретации мыслителем естественного права и критического осмысления им рецепции римского права. Она была попыткой решить задачу рационализирования права, что предопределялось необходимостью освобождения частного права от

362 Кант И. Метафизика нравов / Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 267. элементов, характерных эпохе феодализма и стало следствием развития процесса крупных кодификаций в Германии XVIII - XIX веков.

Трактовка классификации права на частное и публичное, предложенная Кантом, основывается на формуле Ульпиана, обладая при этом и рядом специфических черт. Впоследствии подобный подход к разграничению права на частное и публичное лег в основу теории централизации и децентрализации Штаммлера и Петражицкого.

Понятие «внешнее принуждение», которое Кант использует как критерий отграничения публичного права от частного, равно как и понятие свободы, здесь есть не что иное, как метод правового регулирования. Тем самым Кант при классификации права использует данный метод задолго до распространения концепций, ориентированных на метод регулирования как критерий разграничения частного и публичного права (вторая половина XIX века).

Следуя своей цели построения априорной системы частного права, Кант делит исследуемый объект на элементы, придавая им затем такую последовательность, которая, по его мнению, соответствует их природе, а значит, способствует правильному постижению их сущности. Кант стремился создать не образец для нормотворчества, а лишь постичь суть явления, найти и предложить алгоритм формирования и применения частного права. В силу методологических особенностей концепции Канта ее буквальное толкование представляется необоснованным.

На основе системного и логического анализа, а также используя метод реконструкции, мы приходим к выводу, что в концепции Канта обнаруживаются все элементы пандектной системы, а именно: вещное, обязательственное, семейное и наследственное право. Как свою теорию в целом, так и характеристику каждого института Кант предваряет правовыми обобщениями, понятиями и принципами, а следовательно, в -его концепции можно выделить и Общую часть, где сосредоточены нормы, имеющие отношение ко всем из названных разделов.

Категория собственности («мое» и «твое») является основой концепции частного права Канта, будучи при этом существом и целью всех гражданско-правовых отношений. В этом смысле все частно-правовые отношения есть отношения собственности в широком смысле.

Кант, в отличие от многих его предшественников и современников, считал, что право собственности является социальным институтом, а не чем-то биологически (естественно) прирожденным. Кант исходил из той мысли, что сущность частной собственности заключается в отстранении собственником всякого другого лица от пользования вещью, что предопределено постулатом практического разума. Здесь, в своем понимании права собственности, Кант наиболее близок идее абсолютного правоотношения. Предложенная Кантом концепция собственности была воспринята отчасти некоторыми цивилистами во второй половине XIX столетия (например, Виндшейдом), а также легла в основу определения права собственности в Германском гражданском уложении 1900 года.

Кроме того, широкое применение в цивилистике получила и теория ноуменального и феноменального владения Канта. Так, в немецкой доктрине владение признавалось юридически значимым лишь в том случае, если имело место не только фактическое обладание вещью, но и выраженное намерение владеть ею.

Кантовская конструкция истребования вещи из незаконного владения, в том числе и добросовестного приобретения, воспроизводит, с одной стороны, римскую модель неограниченной виндикации, а с другой стороны, является попыткой ограничения виндикационных возможностей собственника, что было необходимо в связи с экономическим развитием в Германии в тот период. Такая тенденция была воспринята и законодательством Германии.

В рамках априорного исследования Канту удалось необычайно точно определить сущность обязательственного права, воссоздать его структуру, отразить соотношение с вещным правом. Договор, по Канту, - единственный способ приобретения личных, т.е. обязательственных прав. Однако Кант в систему личного права включает как договорные, так и внедоговорные обязательства, используя понятие договора в априорном значении как право на действия другой моральной личности. Отмеченный критиками Канта дуализм его конструкций в праве устраняется трансцендентальной дедукцией понятий, т.е. предположением интеллектуального (умопостигаемого) характера соответствующих правовых отношений.

В своей теории обязательственного права Кант создает модель системы договоров, существенно отличающуюся от римской модели. В своей классификации согласно основоположениям логического (рационального) деления (divisio lógica) договоров Кант замечает, что существуют всего лишь три простых и чистых вида договоров. Таким образом, Кант выделяет наиболее общие группы договоров согласно природе обязательственного права, в рамках которых существует множество подвидов, а значит, перечень договоров не является исчерпывающим. Тем самым Кант формулирует такой принцип обязательственного права, как многообразие видов договоров.

Попытка Канта дать классификацию видов договоров имела безусловное теоретическое и практическое значение. «Истинная система» договоров Канта является, по сути, Особенной частью обязательственного права, которая в немецкой доктрине представляла собой право отдельных договоров.

В основу классификации договоров Кантом, помимо цели, положены и такие критерии, как характер опосредуемого ими перемещения материальных благ, характер распределения прав и обязанностей между участниками договора. Основанием определения защиты права (как вещного или обязательственного) Кант полагал субъективное право, тогда как в римском частном праве таким основанием был тип договора.

Рациональный анализ системы обязательственного права позволил Канту сделать ряд предположений, свидетельствующих о несомненной научной и практической ценности его учения. Так, рассуждая о неправомерных действиях в сфере издательства и литературы, Кант, по сути дела, формулирует принципы интеллектуальной собственности; Канту удалось сформулировать основные принципы системы объектов гражданских прав.

Вещно-личное право, трактовка которого вызвала у оппонентов наибольшую критику, согласно Канту, представляет собой «право владения внешним предметом как вещью и пользование им как лицом».363 Оно подчинено у Канта требованиям категорического императива, согласно которому человек не может быть средством для достижения каких бы то ни было целей. Термин «вещно-личное право» не означал отождествления личности с вещью в юридическом смысле. Здесь понятие вещи используется, скорее, в философском значении. Однако эта категория не является абстрактной, а связана рамками семейных правоотношений. Тем самым право владения внешним предметом осуществляется как вещью по форме, но пользование им как лицом отлично от вещного права в собственном смысле слова. Такое правовое отношение состоит в рамках семьи и в браке. Кроме того, Кант к области вещно-личного права относит и отношения с прислугой. При этом, в своей конструкции вещно-личного права Кант исходил не из социального статуса личности, как полагали его аппоненты, а из соотношения взаимных прав и обязанностей. Понятия «господин» и «слуга» являются условными и используются лишь для иллюстрации формы правоотношений.

Ряд важных правовых принципов, сформулированных Кантом были восприняты впоследствии доктриной права (например, идея юридического состава как основания возникновения правоотношений брака, принцип о

363 Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб., 1995. С. 324. первоначально прирожденном праве ребенка на обеспечение со стороны родителей до периода эмансипации).

Период становления концепции права Канта совпадает со временем наивысшего развития и распространения идеи естественного права, к которому Кант относил в первую очередь частное право.

Однако распространение идей исторической школы права в конце XVIII начале XIX веков стали препятствием в объяснении права на основе философской рефлексии естественного права. Данные обстоятельства являются объяснением того, что концепция Канта не получила должного внимания и отражения в юридической догматике в соответствующий период. Научный характер признавался лишь за историческими и догматическими исследованиями.

Таким образом, кантовская концепция частного права в дальнейшем не только нашла свое отражение в системе норм положительного права, но и явилась основой целого ряда философско-правовых теорий. Она была воспринята и получила дальнейшее развитие в работах мыслителей немецкого и российского правоведения, неокантианцев и других представителей морально-нравственного течения в философии права. Идеи Канта легли в основу немецкой цивилистической доктрины, воплотившейся в Германском гражданском уложении 1900 года.

Естественное право, основанное на одних только априорных принципах, в концепции Канта воздействует на статутное право как источник его преобразования и развития. Коль скоро же истинно естественным правом является, по Канту, именно частное право, то оно представляет собой не просто нормативную систему регулирования гражданских правоотношений, а систему ценностно-правовых императивов. Тем самым, право в концепции Канта имело характер ценностно-правового долженствования, наивысшей формой которого является Категорический императив как объективная ценностная категория,364 имеющая общезначимый характер. Такой характер частного права находит свое отражение в сформулированных Кантом принципах и методе регулирования и, как следствие этого, в существе самих институтов частного права.

Частное право есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права. Концепция частного права Канта есть в этом смысле попытка толкования (как познание) права в значении наиболее близком к его истинной сущности, поиск алгоритма формирования и применения частного права. Именно толкование права, его понимание относится к элементу человеческой культуры, а преемственность такого толкования является выражением непрерывности человеческой цивилизации.

Частное право есть проводник нравственной основы права. Нравственный закон находит свое выражение именно в системе частного права. При этом частное право есть индикатор развития системы права, перехода системы к качественно новому состоянию, а значит, и отражение корректировки системы социальной регуляции и переосмысления сущности права.

По мере усложнения в процессе эволюции системы права сложнее становится и определение ее доминанты. Канту удалось предложить конструкцию определения такой доминанты с помощью практического разума - это Нравственный Закон. В основе же права лежит нравственность, имеющая рациональный характер.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют соответствующие разделы истории правовых учений, теории права и философии права, гражданского права.

364 Категорические императивы коренятся в ноуменальной глубине человека. Они являются фактом сознания каждого человека, фактом разума и критерием уяснения сущности права. При этом все множество категорических императивов составляют этические нормы. Идея права доступна практическому разуму посредством нравственного закона. Присутствие в нас нравственного закона мы ощущаем в виде веления долга, источник которого расположен в ноуменальном мире.

Полученные в диссертации выводы могут быть использованы в целях дальнейшего научного исследования этико-правового учения Канта, генезиса концепции частного права в европейской традиции права, а также при чтении курсов истории правовых учений, теории права, курсов и спецкурсов по философии права, гражданского права.

Автор приходит к выводу, что учение Канта о частном праве (и о сущности права вообще) может выступать в качестве доктринального источника формирования позитивного права, что обусловлено необходимостью обращения к историческим и теоретическим истокам частноправового регулирования в рамках совершенствования гражданского законодательства. Притом германская цивилистическая доктрина наиболее близка российскому праву в рамках континентальной правовой системы.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Концепция частного права в метафизике Иммануила Канта»

1. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

2. Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1995.

3. Кант И. Метафизика нравов. СПб., 1995.

4. Кант И. Основы метафизики нравственности. СПб., 1995.

5. Кант И. Идея всеобщей истории. СПб., 1910.

6. Кант И. О форме и началах мира чувственного и умопостигаемого; II. Успехи метафизики. СПб., 1910.

7. Гегель Ф. Политические произведения. М., 1978.

8. Гегель Ф. Философия права. М., 1990.

9. Гоббс Т. Левиафан. М., 2001.

10. Иеринг Р. Цель в праве. СПб., 1881.

11. Иеринг Р. Интерес и право. Ярославль, 1880.

12. Кельзен Г. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып.2. М., 1988.

13. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001.

14. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

15. Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

16. Савиньи Ф.К. Обязательственное право. СПб., 2004.

17. Соловьев B.C. Право и нравственность. М., 2001.

18. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.

19. Спиноза Б. Сочинения. В двух томах. СПб., 1999.

20. Спиноза Б. Этика. СПб., 2001.

21. Шеллинг Ф.В.И. Философское исследование о сущности человеческой свободы. СПб., 1908.

22. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. М., 1998.

23. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического24. понимания истории. СПб., 1899. Т. 1-2.

24. Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб., 1998.

25. Декларация прав человека и гражданина (1789) / Законодательные акты Франции: Декларация прав человека и гражданина; Конституции 1791, 1793, 1848, 1875 годов. СПб., 1905.

26. Декларация прав человека и гражданина (1793) / Законодательные акты Франции:Декларация прав человека и гражданина; Конституции 1791, 1793, 1848,1875 годов. СПб., 1905.

27. Декрет от 21 сентября 1792 г. об утверждении конституции народом и об охране личности и собственности граждан. / Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под. ред. З.М.Черниловского. М., 1994.

28. Конституционная Хартия Пруссии (31 января 1850 г.) / Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под. ред. З.М.Черниловского. М., 1994.

29. Саксонское зерцало / Саксонское зерцало: памятник, комментарии, исследования. М.,1985.

30. Саксонское гражданское уложение / Саксонские гражданские законы. Выпуск 1. Гражданское уложение. СПб., 1$85.

31. Французская конституция 1791, 1793, 1799, 1848 г.г. / Законодательные акты Франции Декларация прав человека и гражданина; Конституции 1791, 1793,1848,1875 годов. СПб., 1905.

32. Гражданское уложение Германской империи 1900 года / Kohler, Н.

33. BGB Allgemeiner. Munchen:Verlag С.Н. Beck, 2004.

34. Абрамян JI.А. Несколько замечаний о структуре кантовского понятия свободы //Кантовский сборник. Калининград, 1990. Вып. 15. С. 39-52.35.

2015 © LawTheses.com