Охрана авторских прав в России XVIII - начала XX вв.текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Охрана авторских прав в России XVIII - начала XX вв.»

На правах рукописи

Ястребова Елена Юрьевна

ОХРАНА АВТОРСКИХ ПРАВ В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВВ. (историко-правовой аспект)

Специальность 12.00.01. — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

2 5 (¡ЮН ¿009

Санкт-Петербург - 2009

Работа выполнена на кафедре теории и истории права и государства Северо-Западной академии государственной службы

Научный руководитель: доктор юридических наук, кандидат ис-

торических наук, доцент Дорская Александра Андреевна (Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена)

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Нижник Надежда Степановна (Санкт-Петербургский университет МВД России);

кандидат юридических наук, доцент Константинов Кирилл Борисович (Санкт-Петербургская юридическая академия)

Ведущая организация: Северо-Западный филиал

Российской академии правосудия

Защита состоится «11» июня 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 203.012.01 (юридические науки) при Санкт-Петербургском университете МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1).

Автореферат разослан « 30 » 0 9 2009г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 203.012.01 л / /

кандидат юридических наук ОИ/Н.И. Карчевская

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся оптимизации механизма государственно-правового регулирования в сфере авторских отношений в современной России. Одной из ключевых задач теории государства и права как юридической науки является изучение основных направлений эффективного применения всего спектра правовых средств воздействия на общественные отношения, связанные с интересами автора, в контексте ранее накопленного историко-правового опыта.

Теоретические предпосылки авторского права основываются на объективной потребности человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности. Но эта потребность влечет и обязанность вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению соответствующих достижений.

Всеобщая декларация прав человека относит авторские права к основным правам человека. В соответствии со ст.27 Декларации каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; а также право на защиту своих моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, а также охрану законом интеллектуальной собственности (ст.44).

Поступательный ход научно-технического прогресса истории человеческого общежития закономерно сопровождался существенным увеличением масштабов использования человечеством результатов интеллектуальной деятельности. Сами же творения человеческого ума устойчиво вошли в число объектов экономического оборота. Целый ряд продуктов духовной деятельности получили общественное признание и, в силу этого, трансформировались в объективное, общественное благо, наполнились известной экономической, материальной ценностью. Вследствие этого, общество требует от государства системного осуществления регулирующей, координирующей и законодательной функций в вопросах охраны результатов интеллектуального творчества, в том числе и авторских прав.

Совершенствование механизма охраны авторских прав принадлежит к числу проблем, имеющих непреходящую научно-практическую ценность. С момента возникновения феномена охраны прав на плоды интеллектуального труда, в область действия охранительного законодательства применительно к интересам творческих людей вошли такие виды интеллектуальных продуктов как произведения литературы, музыки, художеств, а также изобретения. Другую группу составили отношения по поводу нематериальных средств индивидуализации товаровладельцев и товаров, которые могли и не являться

результатами интеллектуальных усилий. Речь идет о фирменных наименованиях и товарных знаках. При этом каждая из отмеченных сфер соответственно регулируется самостоятельными ветвями законодательства: авторским и патентным правом, правом на товарные знаки и фирменные наименования. Каждый вид интеллектуальной собственности, несмотря на свою самостоятельность и несомненную самобытность, тем не менее, нацелен на учреждение вещно-правового режима охраны нематериальных благ, в число которых входят идеи, изобретения, знаки и информация. И все же, несмотря на наличие естественной теснейшей связи объектов нематериальной собственности с их материальными носителями, правомочия, относящиеся к интеллектуальной собственности, не следует отождествлять с правом собственности на вещи материальные.

Неснижающийся уровень преступности и правонарушений в сфере действия авторского права негативно сказывается на мировом престиже России и посягает на интересы самого российского общества. Выяснение причин дисбаланса сложившихся общественных отношений с существующими моделями поведения граждан и должностных лиц выступает в качестве актуальной научной и практической задачи, требующей для своего решения нового осмысления отдельных моментов сущности и содержания охранительных правоотношений применительно к сфере авторского права.

Институт авторского права во все времена своего существования выступал и выступает в качестве достаточно динамичного института, регулирование которого осуществляется как на международном, так и на национальном уровнях. Свидетельством тому является учреждение в 1994 г. Соглашения о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), согласование в 1996 г. договоров ВОИС «Об авторском праве» и «Об исполнении и фонограммах», вступление в силу Мадридского протокола 1989 г., а также многочисленных Директив Европейского Сообщества. Важной вехой в развитии современного отечественного правового законодательства явилась разработка части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЭ) и введенной в действие с 1 января 2008 г.

И, тем не менее, многие проблемы, связанные с охраной авторских прав, по-прежнему относятся к числу дискуссионных, а сами специалисты, нередко занимают по отдельным авторским правам разнополярные точки зрения. Неоднозначно вопрос охраны авторских прав решается и в российском законодательстве. В этой связи представляется важным, в целях содействия разрешению имеющихся противоречий, провести специальный исто-рико-правовой анализ по означенной проблематике.

Не менее актуальным является исследование проблемы охраны авторских прав в соответствии со многими положениями теории охранительных правоотношений, поскольку охрана авторских прав реализуется через охранительные правоотношения, а специальное рассмотрение эволюции охрани-

тельных правоотношений позволяет более детально исследовать эволюцию института авторского права.

Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные историко-правовые аспекты охраны авторских прав в дореволюционный период, в основном, были представлены работами историко-обзорного, а затем историко-теоретического характера. Их появление было вызвано принятием новых законов 1828, 1830, 1845, 1846 и 1875 гг. Наибольшее оживление научная дискуссия об охранительных правоотношениях в области авторских интересов получила с 1897 г., когда Государственный Совет Российской империи принял решение о безотлагательной подготовке нового закона, который и был принят 20 марта 1911 г. под названием «Положение об авторском праве». Среди трудов отечественных дореволюционных авторов следует выделить работы П.И. Кеппена, Г.Ф.Шершеневича, В.Д. Спасовича, Д.А. Коптева, И.Я.Фойницкого, Н.С.Таганцева, П.Д.Калмыкова, Н.А.Неклюдова, А.А.Симолина, И.Г. Табашникова, ЯЛ. Канторовича, П.Н. Обнинского, С.А.Муромцева, Ю.В.Александровского, Н.Салова, А. Панкевича, Г. Штиль-мана.

Несомненный интерес при выяснении природы авторских прав представляют работы П.-Ж.Прудона, И.Блюнчли, О.Вехнера, Г.Клостермана и других западноевропейских ученых.

Важное значение в плане углубления проработанности исследуемого вопроса имеют диссертационные работы советских ученых-юристов, авторами которых являются Н.Г.Валеева, В.К.Глоба, Н.В.Зернин, Е.А.Павлова, Х.А. Пизуке, С.И. Розина, Н.А.Клык, М.В.Петров, И.В.Савельева, Б.В.Кайтмазова и др.

В настоящее время наблюдается тенденция к возрастанию числа специальных диссертационных исследований применительно к проблеме интеллектуальной собственности вообще и авторского права, в особенности. Данное обстоятельство не является случайным и объясняется активным вовлечением мировой системы государств в процессы, ход которых предопределяется законами функционирования информационного общества XXI в. Следует выделить диссертационные работы Н.В. Макагоновой, Н.Г. Толочковой, Н.В. Опариной, С.М. Мирзояна и И.А. Близнеца. К числу современных оригинальных научных работ следует отнести монографии английских ученых Л.Бентли и Б.Шермана, а также российского ученого Д.А.Коваленко. Английские ученые подробно исследуют проблемы понятия и источников авторского права, его объектов и критериев охраноспособности. Д.А.Коваленко детально останавливается на исследовании уголовно-правовых аспектов при расследовании преступного нарушения авторского права. Кроме того, следует отметить научные работы целого ряда отечественных юристов, посвященные фундаментальному исследованию теоретико-правовых вопросов охранительных правоотношений, имеющих прямое отношение к решению отдельных аспектов охраны авторских прав. В круг указанных работ входят специальные исследования Т.Н.Радько, Н.И.Полищука, Ю.Г.Ткаченко, P.O. Хал-

финой, Е.Ю.Томиловой, А.В.Измайлова, В.В.Бутнева, В.Н.Протасова, Е.А. Крашенинникова, Е.А.Мотовиловкера, А.В.Малькова, А.ПВершинина, Е.В. Благова, В.В.Балдицына и др.

Вместе с тем, фундаментальных юридических исследований в области системной истории охраны авторских прав в России XVIII - начала XX вв., а также в области охранительных правоотношений применительно к сфере отечественного авторского права явно недостаточно. Имеющаяся научная литература, как правило, посвящена рассмотрению отдельных проблем гражданско-правовой охраны авторского права современной России, без проведения подробного анализа становления и развития охранительных правоотношений, обращенного к богатейшему наследию предыстории разработанности данного вопроса. Следует заметить, что авторы научных исследований обращаются лишь к отдельным фрагментам исторического пути становления отечественного российского авторско-правового законодательства, уже получившим широкое освещение в специальной юридической литературе.

Объект и предмет диссертационного исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывавшиеся в сфере охраны авторских прав в России XVIII - начала XX вв.

Предметом исследования являются теоретико-правовые аспекты эволюции представлений о сущности и содержании охраны авторских прав в политико-правовых учениях стран Западной Европы и России; исторические предпосылки и идейно-теоретическое обоснование становления института авторского права в дореволюционной России; механизм формирования системы охраны авторских прав; особенности охраны авторских интересов в Уголовном уложении 1903 г. и Законе об авторском праве 1911 г.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является исследование механизма формирования охранительных правоотношений в сфере авторского права в России XVIII - начала XX вв. В рамках реализации избранной цели поставлены следующие задачи-.

- исследовать теоретико-правовые аспекты эволюции охранительных правоотношений в странах Западной Европы и России и их воздействие на формирование концептуальных подходов к учреждению системы охранительных правоотношений применительно к сфере авторского права;

- подвергнуть научному анализу нормативно-правовые источники, регламентирующие охранительные правоотношения в области защиты интересов представителей интеллектуального цеха;

- выявить исторические предпосылки и идейно-теоретическое обоснование становления института авторского права в России XVIII - начала XIX вв.;

- исследовать генезис и эволюцию правоотношений, применительно к охране авторских интересов в России XIX в.;

- выявить причины перехода к модернизации правовой регламентации охраны авторских прав в России конца XIX - начала XX вв.;

- определить эффективность правовой охраны авторских прав с учетом введения в действие Уголовного уложения 1903 г. и Закона об авторском праве 1911 г.;

- разработать рекомендации по усовершенствованию механизма охраны авторских прав современной России.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XVIII -до 1917 г. При их определении в основу была положена идея комплексного подхода к исследованию процесса формирования российской модели охранительных правоотношений в сфере авторского права.

Нижняя граница определяется началом XVIII в., когда в Российской империи впервые началось регулирование охранительных правоотношений в сфере обращения книжной продукции вообще, и в отношении книгоиздателей, в частности.

Верхняя граница диссертационного исследования определяется началом XX в., когда с принятием в 1903 г. нового Уголовного Уложения и в 1911 г. первого Закона об авторском праве в основном была завершена работа по формированию системы уголовно-правовых и гражданско-правовых норм, регулирующих охранительные правоотношения в сфере авторского права Российской империи до 1917 г.

Источниками исследования являются российские и зарубежные законодательные и иные нормативно-правовые акты по вопросам, непосредственно связанным с зарождением и последующим развитием западноевропейского и отечественного института авторского права, отдельные международные договоры в сфере охраны интересов автора, материалы отечественной и зарубежной судебной практики, а также доктринальные источники.

Теоретико-методологическая основа исследования. При работе над диссертационным исследованием преимущественно использовались «case-study» и кросс-темпоральный методы сравнения, системный, исторический, хронологический, формально-юридический методы, а также метод правового моделирования. «Case-study» сравнение применяется тогда, когда анализируется какой-либо правовой феномен в отдельной стране (в настоящем исследовании - феномен становления охранительных правоотношений применительно к российскому авторскому праву дореволюционного периода) на фоне сравнения его с аналогичным в других странах. Кросс-темпоральное сравнение предполагает сравнение конкретного феномена одной и той же страны в различное историческое время, при этом включение в сравнение фактора времени позволяет самому сравнению придать большую динамику.

Системный метод позволил рассмотреть институт авторского права в качестве института комплексного и многообразного. Исторический метод позволил рассмотреть процесс становления и последующей модернизации западно-европейского института авторского права вообще и российского, в частности. Хронологический метод определил целесообразные временные границы проводимого исследования. Формально-юридический метод дал возможность определить полученные в ходе исследования результаты и выводы

с целью их последующего применения. Метод правового моделирования позволил выработать рекомендации, которые могут быть полезны для современного законотворчества.

Кроме того, в процессе настоящего исследования использовались эмпирические методы изучения российского и иностранного законодательства, отечественной и зарубежной практики, а также дескриптивный, агрегатив-ный и каузальный методы.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, авторским подходом к рассмотрению проблемных вопросов, в комплексе составивших предмет исследования, и состоит в следующем:

1) Впервые комплексно исследована проблема охранительных правоотношений с учетом политико-правовой эволюции России в хронологический период XVIII - начала XX вв., в пределах которого происходило формирование системы регламентации отношений государства, авторов произведений интеллектуального характера, а также представителей книгоиздательской и книготорговой корпорации;

2) В работе впервые проведен системный сравнительный анализ развития юридических воззрений и правовой практики в области охранительных правоотношений применительно к авторскому праву на различных этапах политико-правовой истории России;

3) В диссертации впервые поставлены и исследованы новые для исто-рико-правовой науки проблемы: развитие охранительных правоотношений в связи с комплексной эволюцией уголовного и гражданского законодательства Российской империи XVIII - начала XX вв. об авторском праве; влияние цензурной политики на становление системы охранительных правоотношений в области авторского права;

4) Принципиально новым в диссертационном исследовании является анализ доктринальных источников: теоретических и историко-правовых воззрений П.-Ж. Прудона на проблему становления охранительных начал европейского института авторского права, «теории охранительных правоотношений» И.Я. Фойницкого, построенной на богатейшем материале специфического российского историко-правового опыта в «теократический, вотчинный, попечительский, полицейский и правовой периоды развития Российской империи»;

5) Автором доказано, что уголовно-правовая охрана авторских прав (права представления сочинения под своим именем, права распоряжения своей литературной, художественной или музыкальной собственностью) впервые появилась в российском законодательстве с 1 мая 1846 г., а не в Уголовном уложении 1903 г.

6) Предложена новая периодизация развития системы охранительных правоотношений в сфере российского авторского права в дореволюционный период;

7) С учетом историко-правового опыта России сформулированы предложения, которые могут быть использованы в современном законотворческом процессе.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Историко-правовой анализ генезиса охранительных правоотношений в сфере российского авторского права позволил выделить следующие этапы эволюции основных подходов к проблеме охраны авторских прав:

а) этап выдачи привилегий и лицензий отдельным лицам публичного характера: ученым корпорациям, научным обществам, казенным изданиям и некоторым частным типографиям (XVIII век);

б) этап преодоления барьеров светского и церковного цензурного законодательства (XVIII - конец XIX вв.);

в) этап юридического наполнения содержательной стороны авторского права (начало XX века).

2. Ретроспективный анализ процесса формирования российской системы охранительных правоотношений в области авторского права дает возможность определения следующих периодов его развития:

а) XVIII в. - первая четверть XIX в. - отсутствие специальных нормативных актов, регламентирующих права авторов;

б) вторая четверть XIX в. - законодательное становление начал охранительных правоотношений в сфере авторского права;

в) вторая половина XIX в. - 1903 г. - модернизация правовой регламентации охраны авторских прав в России;

г) 1903-1917 гг. - оформление системы охранительных правоотношений в сфере авторского права на основе Уголовного уложения 1903 г. и Закона об авторском праве 1911 г.

3. Учреждение института охраны авторского права в России относится к началу XVIII века, когда на государственном уровне произошло осознание значимости форсированного распространения печатных произведений в интересах реализации петровских реформ и развития российского общества в целом.

4. Переход в понимании объектов авторского права от отождествления с продуктами физического труда до признания произведений словесности, науки, искусства или художества, а также музыкальных произведений в качестве объектов интеллектуального труда, произошел с принятием в апреле 1828 г. Цензурного устава, это привело к изменению пределов охраны авторских прав.

5. Уголовно-правовая охрана авторских прав (права представления сочинения под своим именем, права распоряжения своей литературной, художественной или музыкальной собственностью) впервые появилась в российском законодательстве с 1 мая 1846 г. Основными направлениями развития уголовно-правовой охраны авторских прав во второй половине XIX — начале XX вв. являлись: выработка более лаконичных формулировок и ужесточение санкций.

6. Сложившаяся к началу XX века правовая система России отличалась детальным толкованием авторских прав и видов их нарушения. Правообладатели обрели гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту своих интересов в области авторского права, что соответствовало международно-правовым нормам того времени.

7. В современном уголовном законодательстве было бы целесообразно использовать дореволюционный опыт наступления уголовной ответственности за сам факт нарушения авторских прав, а не только за деяния, причинившие крупный ущерб автору (ст. 146 УК РФ), а также опыт детализации авторских прав и видов их нарушений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет получить целостное представление об эволюции суждений о сущности и содержании охраны авторских прав в политико-правовых учениях стран Западной Европы и России, исторических и идейно-теоретических предпосылках становления института авторского права и механизмах охраны авторских интересов в законодательстве дореволюционной России.

Содержащаяся в диссертации реконструкция системы охраны авторских прав в Российской империи XVIII - начала XX вв., сформулированные при этом положения и выводы, дополняя, конкретизируя и уточняя отдельные разделы истории государства и права, истории учений о праве и государстве, истории становления института авторского права, расширяют и углубляют научное знание об особенностях структурирования основных положений российского законодательства в области охраны интересов автора.

Практическая значимость исследования. Основные положения диссертационного исследования могут найти применение:

- в историко-правовых и отраслевых научных исследованиях, связанных с изучением процесса становления и развития института охраны авторских прав в Российской империи исследуемого периода;

- при разработке и совершенствовании законодательных и подзаконных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих вопросы авторских прав;

- в учебном процессе высших учебных заведений при подготовке лекций, семинаров и проведении практических занятий по истории государства и права, истории учений о праве и государстве, теории государства и права, а также при преподавании тематических блоков по авторскому и гражданскому праву.

Апробация результатов исследования. Рукопись диссертации была обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории права и государства Северо-Западной академии государственной службы. Результаты исследования получили апробацию в ряде публикаций по теме исследования, а также в выступлениях автора на Третьей Межвузовской научно-практической конференции «Настоящее и будущее социальных технологий» (Санкт-Петербург, 17 апреля 2007г.); V Международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и со-

временность» (Санкт-Петербург, 21 июня 2007г.); Междисциплинарной аспирантской конференции «Россия: ключевые проблемы и решения», проводимой Российской академией государственной службы при Президенте РФ (Москва, 17-19 декабря 2007г.); V Международной научно-практической конференции «Настоящее и будущее социальных технологий» (Санкт-Петербург, 15 апреля 2008г.); VI Международном научном форуме «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность» (Санкт-Петербург, 29 мая 2008г.); VI Международной научно-практической конференции «Настоящее и будущее социальных технологий» (Санкт-Петербург, 23 апреля 2009г.).

Результаты научных изысканий диссертанта используются в практической деятельности юридического отдела Ленинградского областного государственного учреждения культуры «Драматический театр Сатиры на Васильевском» при подготовке нормативно-правовых и методических документов, применительно к сфере действия авторского права в деятельности театра.

Структура диссертации. Поставленная проблема, объект, предмет и цели диссертации определили внутреннюю логику и структуру данной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка законодательных источников и научной литературы и шести приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цель, задачи, теоретические и методологические основы, формулируются положения, выносимые на защиту, аргументируется научная новизна диссертации, ее теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения о научной и практической апробации результатов исследования.

Первая глава - «Эволюция представлений об охране авторских прав в зарубежной и отечественной политико-правовой мысли» -состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - «Становление и развитие представлений об охране авторских прав в политико-правовых учениях стран Западной Европы» - исследуется проблема формирования представлений и теоретических суждений видных представителей политико-правовой мысли стран Западной Европы применительно к вопросу об охранительных правоотношениях. Многие из этих представлений и суждений оказались впоследствии ключевыми в решении вопроса об охране авторских прав.

Первые представления в области охранительных правоотношений восходили к мифологии и носили явно выраженный языческий характер. В первобытном обществе считалось, что элементарный порядок и гармония достигались с помощью законов, которые устанавливались богами, мифиче-

скими героями и отдельными гражданами, обладающими сакральной харизмой.

Теоретико-правовые воззрения древних греков в вопросах разработки концепций охранительных правоотношений строились на отождествлении идеи закона с идеей выхода общества из состояния хаоса в мир порядка. Разрабатывая проблему охранительных правоотношений Пифагор, Демокрит, Платон и Аристотель по-разному подходили к ее решению. Пифагор в основу своего учения определил идею о справедливости, а само решение в обществе вопроса о справедливости отождествлял с решением математического уравнения. Демокрит же основу установления в обществе гармонии между интересами отдельных граждан и государства видел в учреждении свода законов, призванных устранить внутриполисный раздор. Определяя место законодательства в правоохранительной деятельности государства, Платон предупреждал о неизбежности гибели государства в случае бессилия древних законов. Аристотель говорил о неизбежности деградации закона и превращения последнего в средство деспотии, в случае отступления закона от права и пренебрежения идеей правовой охраны интересов граждан.

Разрабатывая важный источник древнеримского права - Законы XII таблиц, и кардинальным образом усовершенствовав теоретико-правовое наследие мысли Древней Греции, юристы Древнего Рима создали самостоятельную науку - юриспруденцию, важное место которой было отведено вопросу охранительных правоотношений, суть которых выражалась в знаменитых афоризмах Цицерона: «мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными», «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели», «благо народа - вот высший закон» и др. По мысли Цицерона, правоохранительная мудрость закона состоит в том, что закон повелевает поступать правильно и запрещает совершать противоправное.

С восхождением человечества от языческих верований к исповеданию конкретных конфессионных воззрений наблюдаются возвышение эффективности действующих в обществе табу, а сама идея правовой охраны становится гораздо ближе к божественному первоисточнику. Правоохранительная миссия любой власти, согласно суждениям теологов, должна заключаться в том, чтобы своими законами и предписаниям удерживать своих сограждан от греха и побуждать делами на основе восприятия примера Бога, давшего людям закон.

Религиозно-философская мысль эпохи Возрождения и Реформации наполняет идею охранительных правоотношений теоретическими фрагментами гуманистического подхода. По Н. Макиавелли, основу власти в любой государстве наряду с хорошим войском должны составлять и хорошие законы. Необходимым же атрибутом государственности, по убеждению Ж. Бодена является так называемая «праведность», а основу охранительных правоотношений в праведном государстве составляет существование суверенной власти.

Общеевропейская доктрина охранительных правоотношений эпохи Нового времени, яркими представителями которой явились Томас Гоббс и Джон Локк, основывалась на признании всех людей равными от природы и изначально наделенными природой естественными страстями, помыслами, разумом и свободной волей.

XVIII век вошел в историю Европы как век Разума и Просвещения, а сами революционные события этого времени неизбежно сопровождались новыми размышлениями о совершенствовании охранительных правоотношений в обществе. Основными преградами на пути утверждения в обществе идеи правовой охраны просветители считали невежество, мракобесие и религиозный фанатизм.

В западноевропейской правовой мысли начала XIX в. важное значение отводилось вопросу «неприкосновенного и священного» права собственности, инициированного принятием в 1804 г. Гражданского кодекса Наполеона I. Под непосредственным влиянием «проприетарной» теории авторского права любой продукт интеллектуального труда все чаще стал отождествляться с обычной вещью, а писательская корпорация в полный голос заговорила о праве литературной собственности. К середине XIX в. исследования в сфере охраны авторского права получили новый доминирующий вектор: от имущественного компонента авторского права в сторону личности автора. Одним из первых ярых противников «проприетарной» теории был П.-Ж.Прудон, разработавший теорию «литературных майоратов» и выступивший против тезиса нетленности и вечности интеллектуальных произведений.

Автором проанализированы отдельные положения учений об охранительных правоотношениях М. Штирнера, Э. Берка, Ж. Местра, Б. Констана, М. Робеспьера, Ф. Лассаля, К. Маркса, оказавшие непосредственное влияние на формирование последующих представлений в отношении института авторского права.

Предпринятый сравнительный историко-правовой анализ западноевропейской мысли позволяет сделать вывод о том, что при всем многообразии представлений и суждений о сущности и содержании охранительных правоотношений, в том числе и в сфере авторского права, общим здесь является понимание того, что правовой характер отношений между людьми и их организациями предусматривает урегулирование этих отношений нормами права, а субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения должны пребывать в гармонии.

Во втором параграфе - «Представления об охране авторских прав в политико-правовой мысли России» - исследуется специфика представлений об охранительных правоотношениях отечественной политико-правовой мысли и непосредственное воздействие этих представлений на предысторию и историю зарождения отечественного института авторского права.

Первым сочинением, в котором затрагиваются принципиальные вопросы охранительных правоотношений, является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI в.). По рассуждениям церковного ие-

рарха, магистральным направлением на пути к разумному государственному управлению являются морально-этические идеалы православия. В Новгородской, Лаврентьевской и Ипатьевской летописях в качестве сущностной основы охранительных правоотношений утверждалась идея праведности, справедливости и закона. Появившееся на рубеже XII -XIII вв. «Моление» Даниила Заточника наследует традицию создания образа справедливого князя, выступающего гарантией правоохранения в обществе.

С конца XV в. происходит смещение акцента в пользу доминирующей роли светской власти по отношению к власти церковной. По мнению монаха Филофея, правоохранительная миссия государства заключается в разработке законов, составляющих фрагмент правды, которая основывается на заповедях Бога и крепится авторитетом власти. Последующая дискуссия иосифлян и нестяжателей наполнила идею охранительных правоотношений формированием чувства боязни людей перед властью (Иосиф Волоцкий), а также целесообразностью нравственного самосовершенствования и аскетизма (Нил Сорский).

В первой половине XVI в. тему охранительных правоотношений активно разрабатывает Ф.И. Карпов, проводящий в своем «Послании митрополиту Даниилу» сравнительный анализ философских категорий «правда» и «терпение». По мысли Ф.И.Карпова, возвеличивание терпения умаляет роль законов и судей, а долготерпение среди людей без правды и закона ведет к разрушению общества и учреждению в царстве дурных нравов.

В период правления Петра I на Руси наблюдается интеллектуальный подъем в вопросе постижения политико-правового опыта стран Западной Европы. В работах Феофана Прокоповича и Василия Татищева появились первые обращения к поступкам теории договорного происхождения государства и школы естественного права. Новый импульс для теории и практики охранительных правоотношений придал «Наказ Комиссии о сочинении проекта Нового уложения» императрицы Екатерины II, в соответствии с которым каждый гражданин особо должен быть охраняемым законами.

В диссертации дан развернутый анализ политико-правовых воззрений А.Н.Радищева, вскрывшего причины цезурного гнета и запоздалого нарождения нового института авторского права в дореволюционной России, и заметившего, что вся история цензуры духовной или гражданской, английской Звездной палаты, испанской инквизиции и российской Третьей канцелярии были наполнены величайшей их жестокостью против авторов - литераторов.

Диссертантом представлен анализ развития политико-правовых представлений об охранительных правоотношениях в России второй половины XIX - начала XX вв. и их отражения в трудах видных российских мыслителей, в частности, Л.А. Тихомирова, М.М. Ковалевского и Б.А. Кистяковско-го. В качестве одного из выводов отмечается, что при всей самобытности подхода российских теоретиков права к проблеме охранительных правоотношений, в том числе в сфере авторского права, он во многом базировался на глубоком, как правило, критическом анализе суждений западных ученых.

В этой связи рецепция идей западноевропейской правоохранительной мысли в российскую юридическую литературу и правовую систему не была механической, а отражала особенности национальной правовой традиции и национального законодательства.

Вторая глава - «Исторические предпосылки и теоретическое обоснование становления института авторского права в России XVIII — первой четверти XIX вв.» - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе — «Социально-экономическая обусловленность и концептуальные основы формирования авторских прав в России ХУШ-Х1Х вв.» - исследуются социально-экономические причины появления отечественного института авторского права, рассматриваются подходы, связанные с идейным обоснованием соответствующих вопросов в рамках западной традиции.

История западноевропейского авторского права началась лишь после изобретения в XV в. книгопечатания и гравирования. Относительная простота в размножении типографским способом чужих произведений породила необходимость законодательной защиты авторских интересов. Первоначальной формой защиты авторских прав явилось выдача иногда авторам, а чаще всего издателям книг, так называемых привилегий. Появлению института привилегий на книгопечатную продукцию во многом способствовали следующие три причины:

- необходимость защиты возникшего права авторов, издателей и книготорговцев;

- необходимость принятия правительственными кругами цензурных мер в отношении нежелательной литературы;

- целесообразность организации книгоиздательского труда и соответствующей отрасли промышленности в эпоху Средних веков.

В последующее время понятие «привилегия» трансформировалось в понятие «лицензия», которая, как и привилегия, стала выдаваться в качестве свидетельства благонадежности в рамках существующих светских и церковных канонов общественно-политического и религиозного устройства соответствующих государств Средневековья и Нового времени. Важной социальной предпосылкой появления охранительных начал в сфере авторского права явилось осознание целесообразности обеспечения населения литературными трудами, поскольку данный феномен, безусловно, способствовал расцвету общества.

Проведя подробный анализ социально-экономической обусловленности формирования авторского права в странах Западной Европы, автор приходит к выводу, что и в России социально-экономическая природа авторского права в значительной степени базировалась на аналогичном опыте европейских государств исследуемого периода. Вместе с тем, история российского института авторского права имеет свою национальную специфику. Продолжая дело церковной цензуры, светская цензура совместно с цензурой церковной после Стоглавого собора 1551 г. стала выполнять предупредитель-

ную и карательную функции. Привнесение в российскую интеллектуальную среду и в экономику России «типографского промысла» дополнило полицейский надзор за творческим человеком со стороны государства и церкви частной конкуренцией типографского работника и писца. Существовавшая к моменту учреждения в России книгопечатания (1564 г.) государственная монополия на издательскую деятельность порождала отсутствие в этой области какой-либо конкуренции между издателями.

Исследуя концептуальные основы правовой охраны авторских интересов в России XVIII - XIX вв., автор апеллирует к научному анализу права авторов на свои интеллектуальные труды со стороны правоведов, философов, писателей и издателей. Первая группа исследователей природы авторского права (Кремер, Фальктон, Гейдеман, Эйзенлор и др.) относила все произведения «умственного порядка» к единому типу собственности, а право авторов на интеллектуальные плоды литературы, науки и искусства соотносила с вещным правом. Впоследствии писательская корпорация стала настаивать на признании священности и неприкосновенности умственной (литературной) собственности. Основные идеи умственной собственности, как и само содержание авторского права, впервые были разработаны немецким философом И. Фихте, который различал в книге как авторском произведении две стороны: телесную (бумагу) и духовную (содержание). Размышляя о теоретических аспектах умственной собственности, немецкий политэконом А. Вагнер относил авторское право к новой ипостаси собственности, а именно к духовной собственности. Применительно к авторскому праву в конце XVIII в. помимо теории естественного права разрабатывается проприетарная теория (М. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Согласно проприетарным взглядам на право собственности, творец интеллектуальной вещи обретает право отчуждения за плату результата своей деятельности. На основе теории естественного права и проприетарной теории сформировалось имманентная теория И. Колера, относящая авторское право, по аналогии с правом собственности, к абсолютному праву определенной исключительности. Кроме того, автор исследует договорную (Тюттер, Опель, Манцони), личностно-правовую (Блюнчли, Безелер, Ортлоф, Гарум, Гарейс, Гирке, Дан), имущественную (Вехтер, Клостерман, Биндинг), деликтную (Гербер) теории авторского права, а также теорию И.Я.Фойницкого.

Во втором параграфе - «Развитие системы правового регулирования авторских отношений в России XVIII - первой четверти XIX вв.» - отмечается, что под непосредственным воздействием реформ императора Петра I в законодательство Российской империи внесены изменения относительно регулирования охранительных правоотношений в сфере обращения книжной продукции. Первая привилегия на организацию издательского дела в России была выдана в 1700 г. амстердамскому типографщику Ивану Тесингу. Российское законодательство в вопросах охраны исключительных прав издателей первоначально было ориентировано на выдачу привилегий не авторам, а отдельным юридическим лицам публичного характера. В эпоху правления

императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны наблюдается ужесточение ввоза перепечатанных за границей российских изданий. Во времена правления Екатерины II и Павла I авторское право продолжает сдерживаться путами цензурных моментов. В правление Александра I появляются первые свидетельства охраны исключительных авторских прав частных лиц, т.е. самих авторов (§ 148 Устава Императорского Дерптского университета, Высочайше утвержденного в 1820 г.). Проблема охраны прав драматических писателей решается в постановлениях и правилах управления императорской театральной инспекции за 1825 г. Но все меры по-прежнему предпринимались в рамках цензурного законодательства (Цензурные Уставы 1804, 1826 гг.), что продолжало практику жесткого стеснения интеллектуальной деятельности человека и определения ее в «прокрустово ложе» запретительных границ.

Третья глава - «Формирование нормативно-правовых основ охраны авторских прав в России во второй четверти Х1Х-начале XX вв.» -

состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - «Законодательные основы охраны авторских прав в России второй четверти XIX в.» - показано, что непосредственное регулирование охранительных отношений в области авторских прав началось в России с 22 апреля 1828 г., когда императором Николаем I был Высочайше утвержден новый Устав о цезуре. В нем впервые содержался специальный раздел II «О сочинителях и издателях книг», в котором вопросу охраны авторских прав сочинителей и издателей посвящались §§ 133-139. В соответствии с § 135 Устава каждому сочинителю или переводчику книги впервые предоставлялось исключительное право пользования своим изданием на протяжении всей его жизни, в том числе и продажи по своему усмотрению. При этом, интеллектуальный продукт сочинителя или переводчика приравнивался к имуществу благоприобретенному. Цензурный Устав 1828 г. определял 25-летний срок пользования исключительным правом на авторские произведения. Одновременно с Уставом о цензуре произошло Высочайшее утверждение и положения «О правах сочинителей», принципиальным образом дополнившего раздел II Устава о цензуре 1828 г.

8 января 1830 года Николай I Высочайшее утвердил мнение Государственного Совета «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», согласно которому право издателей и авторов (сочинителей и переводчиков) впервые признано в качестве прав собственности. Положение 1830 года продлило действие авторского права сочинителя, переводчика или приобретателя прав их по наследству на 10 лет сверх определенного законом 25-летнего срока, при условии производства ими нового издания книги за 5 лет до истечения срока действия исключительного права. Кроме того, Положение 1830 года впервые ввело в сферу охраны авторских прав понятие «подлог». В дальнейшем, развитие авторского права в России второй четверти XIX в. пошло по пути расширения перечня охраняемых произведений и признаваемых законом правомочий авторов.

9 января 1845 г. Николай I Высочайшее утвердил мнение Государственного Совета «О ограждении прав Русских и пребывающих в России сочинителей музыкальных произведений». Закон 1845 г. вошел в историю охраны отечественного авторского права под наиболее распространенным названием «Постановлений, относящихся до музыкальной собственности». Указанные Постановления распространили исключительное право сочинителей и их наследников на печатание и продажу ими музыкальных произведений в продолжение сроков, указанных в Положении от 8 января 1830 г. для сочинителей, переводчиков и издателей книг (т.е. до 35 лет).

1 января 1846 г. было утверждено Положение «О собственности художественной». Проблеме решения охранительных правоотношений, применительно к сфере права художественной собственности, специально была посвящена вторая глава (§§ 11-14).

До 1845 г. авторы литературных, музыкальных и художественных произведений защищали свои права в гражданском порядке. С 1 мая 1846 г. было введено в действие Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (редакция 1845г.), которое вошло в историю отечественной юриспруденции в качестве первого российского уголовного кодекса. Уложение содержало три нормы, охраняющие права авторов на литературные, музыкальные и художественные произведения. Преступления в области авторских прав были отнесены к отделению IV «О присвоении ученой или художественной собственности» раздела XII «О преступлениях и проступках против собственности частных лиц». К объектам авторского права были отнесены произведения словесности, науки, искусств или художеств и музыкальные сочинения.

Таким образом, в российском законодательстве с 1 мая 1846 г. впервые появилась уголовно-правовая охрана авторских прав, а именно: права представления сочинения под своим именем; права распоряжения своей литературной, художественной или музыкальной собственностью.

Уложение о наказаниях в редакции 1845 г. положило начало формированию системы уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности, к которой в первую половину XIX в. были отнесены литературные, музыкальные и художественные произведения. В период действия данной редакции Уложения, как впрочем и в дальнейшем, вся совокупность норм имела бланкетный характер, отсылая к нормативным актам гражданского права.

Во втором параграфе — «Модернизация законодательной регламентации охраны авторских прав в России во второй половине XIXв. - 1903 г.» -показано, что вторая половина XIX в. характеризовалась продолжением расширения числа признаваемых законом авторских правомочий и дальнейшим совершенствованием правовой охраны продукции интеллектуального труда.

15 апреля 1857 г. император утвердил мнение Государственного Совета, согласно которому срок действия правоохранительной нормы в отношении собственности литературной, музыкальной и художественной был продлен до 50 лет после смерти автора.

Увеличив продолжительность действия авторского права на литературную, музыкальную и художественную собственность до 50 лет после смерти автора, Россия встала в один ряд с другими странами, где правовая охрана авторских интересов составляла предмет заботы национальных правительств.

Важное место в данный период занимала проблема уточнения понимания права автора на перевод созданного им литературного произведения. Российское законодательство крайне недостаточно охраняло авторские права за пределами Российской империи и не предусматривало международной защиты авторских прав от контрафакции произвольного перевода сочинений отечественных авторов за границей.

В самой Российской империи второй половины XIX в. рост печатного дела, модернизация издательского предпринимательства, активное вовлечение художественных произведений в промышленный оборот и все возрастающая потребность в правовой охране плодов интеллектуального труда фотографов и работников нарождающейся индустрии кинематографа демонстрировали российскому обществу и корпорации работников умственного труда очевидную недостаточность уровня правовой охраны авторских интересов.

Со времени принятия Закона от 15 апреля 1857 г. в российском законодательстве по авторскому праву не последовало никаких принципиальных перемен, и только при новом издании Законов Гражданских в 1887 г. постановления об авторском праве были перенесены из Устава о цензуре в том X части I Свода Законов в виде Приложения к статье 420 (прим.2), где они и оставались до последнего в XIX в. издания 1900.

30 сентября 1891 г. Правительствующий Сенат Российской империи установил в отношении «пространства прав литературной собственности» руководящее начало, закрепленное в статье 1 Приложения к статье 420 (прим.2) тома X, части I Свода Гражданских Законов: «Каждый сочинитель или переводчик книги имеет исключительное право пользования во всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению, как имуществом благоприобретенным»1.

По всем гражданским делам, связанным с нарушением авторских прав, российская судебная практика XIX в. строго руководствовалась основным положением Правительствующего Сената, суть которого заключалась в том, что права собственности на сочинения наук и словесности должны охраняться лишь в том объеме и тех правовых границах, которые точно прописаны в законе. Выявленные правовые пробелы и недостатки действующего законодательства привели к Высочайшему утверждению 29 января 1897 г. мнения Государственного Совета, в соответствии с которым Редакционная Комиссия по составлению Гражданского уложения получила задание на разработку са-

1 Полный свод законов Российской империи. Издание неофициальное/Сост. под ред. Г.Г.Савича. Т.Х, часть I. Свод законов Гражданских, издания 1900г. - СПб., 1903. С. 158.

мостоятельного проекта о литературной, музыкальной и художественной собственности.

В третьем параграфа - «Реализация охранительной функции в сфере авторского права: Уголовное уложение 1903 г. и Закон об авторском праве 19 П г.» - отмечается, что охрана авторского права осуществляется в двояком смысле. Во-первых, любое самовольное и противоправное вторжение в сферу защиты авторских интересов является посягательством преступного характера на чужие имущественные права, а значит должно преследоваться в порядке уголовном. Во-вторых, любое нарушение авторского права закономерно сопровождается посягательством на выгоды автора или его правопреемника в сторону их уменьшения или уничтожения. Второе обстоятельство вынуждает потерпевшую сторону к реализации права компенсации убытков, а, значит, составляет предмет гражданского иска. Именно поэтому законодательства большинства государств определяли и определяют двоякий режим охраны авторского права и в случае посягательства на него:

1) потерпевший обретал право возбуждения против контрафактора или плагиатора обвинения в уголовном порядке с присоединением или без присоединения к обвинению гражданского иска;

2) потерпевший предъявлял иск о понесенных убытках в гражданском

суде.

Россия относилась к той группе стран, которые относили авторское право к разновидности права собственности, а постановления об этом праве включали в состав гражданских законов. Постановления об уголовной ответственности за преступные действия против прав автора были отделены от законов гражданских и входили в состав Уголовного кодекса.

Воззрения российских юристов на систему уголовного законодательства вообще, и на самостоятельный институт авторского права, в частности, нашли отражение в новом Уголовном уложении 1903 г. Описание признаков конкретных преступлений против авторских прав и привилегий на изобретения содержалось в главе XXXV Уголовного уложения 1903 г. (статьи 620622). Нормы нового Уложения кардинальным образом не изменили рамки нарушений авторских прав, однако сама формулировка норм обрела правовую четкость и лаконичность. Вместе с тем, санкции за преступления против авторских прав и привилегий на изобретения законодательным порядком трансформировались в сторону ужесточения.

Введение в действие Уголовного уложения 1903 г. предполагалось в несколько этапов. К октябрю 1917 г. в действие были введены только 158 из 687 статей Уложения, в их числе глава I «О преступных деяниях и наказаниях вообще», а также нормы о религиозных, государственных, служебных преступлениях и преступлениях против авторских прав и привилегий на изобретения. Форсированному вовлечению в российскую правовую практику норм Уголовного уложения способствовало принятие в 1911 г. Закона об авторском праве, в котором впервые авторское право рассматривалось как самостоятельное право.

В диссертации подробно аргументирован вывод о том, что Уголовное уложение 1903 г. и Закон об авторском праве 1911 г. явились основополагающими законодательными актами по правой охране авторских интересов в России начала XX в. При этом следует заметить, что Уголовное уложение устанавливало лишь уголовную ответственность за посягательство на право авторов. Содержание же самого авторского права, определение видов и форм нарушения этого права, фиксация пределов дозволенного и запрещенного в формате охраны авторских интересов, эти и ряд других моментов получили свое закрепление в «Положении об авторском праве». Основанием уголовной ответственности за нарушение авторского права служили нормы Закона об авторском праве, а санкцией для последних являлись постановления уголовного законодательства.

Понимая под авторским правом наряду с собственно авторскими правами и особые личные права авторов, подпадающие под право на собственность, «Положение об авторском праве» встало на путь объединения этих совершенно самостоятельных институтов под единое понятие авторского права. Это было главным недостатком нового Закона. Вместе с тем, Закон 1911 г. ознаменовал важнейший этап в развитии российского авторского права. Даже несмотря на то, что отдельные правовые нормы Закона не соответствовали правовым нормам Бернской конвенции 1886 г., «Положение об авторском праве» по уровню правовой охраны интересов представителей интеллектуального труда поставило Россию в ряд развитых государств начала XX в.

В заключении подводится итог исследования и сформулированы общие выводы и предложения автора по совершенствованию системы авторских прав в современной России.

В приложениях отражены структурные схемы: Цензура Российской империи (по Уставу о цензуре от 22 апреля 1828 года); Синоптическая таблица* продолжительности защиты авторских прав в различных государствах, по состоянию на 1894г.; Синоптическая таблица действующих постановлений о праве автора на перевод изданного им литературного произведения в пределах своего государства и государств, вошедших в Бернский международный литературный союз 9 сентября 1886г.; Синоптическая таблица местонахождения статей Уложений о наказаниях уголовных и исправительных (изд. 1845-1885гг.), применительно к преступлениям и проступкам за присвоение ученой или художественной собственности; Синоптическая таблица действующих в конце XIX -начале ХХвв. законодательных постановлений о продолжительности действия авторского права для наследников и иных правопреемников автора; Объекты авторского права по Закону Российской империи от 20 марта 1911г.

' Синоптический (греч. Бупорйкоэ - обозревающий все вместе) - сводный, обзорный. Синоптическая таблица - таблица, на которой обозначены одновременно данные различного рода с целью более наглядного их обзора.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах, опубликованных автором:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, согласно перечню ВАК:

1. Ястребова Е.Ю. К вопросу об истории охранительных правоотношений в сфере авторского права России XIX - нач.ХХ вв.//История государства и права. Федеральный журнал. №22. 2007. - 0,15 п.л.

2. Ястребова Е.Ю. Вопросы авторского права в творчестве И.Я. Фой-ницкого// Ученые записки юридического факультета. Вып. 10(20), СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2008. - 0,4 п.л.

3.Ястребова Е.Ю. Пьер Жозеф Прудон о праве литературной собст-венности//Ученые записки юридического факультета. Вып. 13(23), СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2009. - 0,6 п.л.

Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях, опубликованные в иных изданиях:

4. Ястребова Е.Ю. Эволюция охранительных правоотношений в сфере авторского права России XIX - нач. XX вв.: историко-правовой аспект// Материалы V Международного научного форума. Государственная власть и местное самоуправление в России. Т.1, СПб., 2007г. - 0,5 п.л.

5. Ястребова Е.Ю. Новое Уголовное Уложение (22 марта 1903 г.) и Закон об авторском праве (20 марта 1911 г.) о правоохранительных отношениях в сфере авторского права дореволюционной России: исторический аспект// Настоящее и будущее социальных технологий. Материалы V Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. (В соавторстве) - 0,4 п.л.

6. Ястребова Е.Ю. Проблема охранительных правоотношений в сфере авторского права России XIX - нач. ХХвв.: историко-правовой аспект/Материалы V Международного научного форума. Государственная власть и местное самоуправление в России. Т.1, СПб.: Изд-во СЗАГС, 2007. -0,75 п.л.

7. Ястребова Е.Ю. От «Статута королевы Анны» (1710 г.) к Бернской конвенции (1886г.): историко-правовой аспект развития авторского права в Западной Европе// Особенности правового образования за рубежом. Сборник научных статей. - СПб.: Астерион, 2008. - 0,4 п.л.

8. Ястребова Е.Ю. К вопросу о взглядах Н.С. Таганцева на уголовно-правовую природу охранения авторских интересов в России начала XX в.//Настоящее и будущее социальных технологий: Материалы Третьей Межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. -0,4 п.л.

9. Ястребова Е.Ю. К вопросу о теоретико-правовых проблемах определения понятия авторского права и необходимости его правовой охра-ны//Россия: ключевые проблемы и решения: Материалы научно-

практической конференции. - М.: Изд-во Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2008. - 0,4 пл.

10. Ястребова Е.Ю. Некоторые аспекты толкования термина «копирайт» с позиций естественного права// Электронные СМИ: вчера, сегодня завтра: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. -СПб.: Изд-во ГУЛ, 2008. - 0,3 п.л.

11. Ястребова Е.Ю. Проблема охранительных правоотношений в области защиты записок частного характера и права автора на перевод, в России второй половины Х1Хв.: историко-правовой аспект/Материалы VI Международного научного форума. Государственная власть и местное самоуправление в России. Т.1, СПб., Изд-во СЗАГС, 2008г. - 0,5 п.л.

12. Ястребова Е.Ю. Охранительные правоотношения в сфере авторского права России XVIII - начала XX века: историко-правовой аспект (монография) СПб: РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. - 10,5 п.л.

13. Ястребова Е.Ю. Проблема авторского права в системе англосаксонской и романо-германской правовых систем: историко-правовой обзор// Международно-правовые механизмы защиты прав человека. СПб.: Астерион,

2008. - 0,4 п.л.

14. Ястребова Е.Ю. Историко-правовые фрагменты из опыта формирования охранительных правоотношений в сфере авторского права в России XVIII века//Настоящее и будущее социальных технологий: Материалы VI Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СЗАГС,

2009. - 0,5 п.л.

Общий объем опубликованных работ составляет 16,2 п.л.

Подписано в печать 24.04.2009. Формат 60х84'/|6. Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Ичдательство РГПУ им. А.И.Герцена. 119186, С.-Петербург, наб. р. Мойки. 48 ......"РТГТРП1У им. А.И.Герцена. 119186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48 —

2015 © LawTheses.com