Организация Исламская Конференциятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Аминуддин Мутмайн Айнуддин, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Правовая природа Организации Исламская Конференция

1.1. Предпосылки и причины создания ОИК

1.2. Устав ОИК - учредительный международный договор.

1.3.ОИК - международная организация исламских государств.

ГЛАВА И. Структура и принципы деятельности ОИК.

2.1. Цели и принципы ОИК.

2.2. Функции ОИК.

2.3. Членство в ОИК.

2.4. Компетенция ОИК.

2.5. Организационная структура ОИК.

ГЛАВА III. ОИК как субъект международного права.

3.1. Специфический характер международной j! правосубъектности ОИК.

3.2. Привилегии и иммунитеты ОИК.

3.3. Постоянные представительства государств при ОИК.

3.4. Взаимоотношения ОИК с ООН.

3.4.1. Правовые основания для сотрудничества.

3.4.2. Формы сотрудничества.

3.5. Договорная правоспособность ОИК.

ГЛАВА IV. Глобальные проблемы современности и ОИК.

4.1. Проблема обеспечения мира.

4.2. Столкновение цивилизаций.

4.3. Права человека в исламе.

4.4. Проблема окружающей среды.

НЕОБХОДИМОСТЬ РЕФОРМ В ОИК (вместо заключения).

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Организация Исламская Конференция"

Актуальность исследования. В системе современных международных отношений мусульманский мир играет все более заметную роль, что обусловлено рядом факторов экономического, политического, социального и религиозного характера. Необходимость гармонично интегрироваться в систему мирового хозяйства, противостоять кризисным явлениям в социально-экономической и политической жизни, а также сохранить и укрепить свое традиционное культурное наследие в условиях мощного воздействия западных духовных ценностей подталкивают «мусульманские страны»1 к консолидации своих сил, которая осуществляется в самых различных формах2.

В ходе интеграции исламского мира были сформулированы ряд концепций: «панисламизм», «национализм», «исламской солидарности». Панисламизм предполагал объединение всех мусульман в едином государстве; националистический подход требовал независимости в границах складывавшейся нации.

Несмотря на то, что и региональный национализм, и панарабизм, и пантюркизм, и панисламизм содержали элементы антиколониализма и антиимпериализма, они не устраивали мусульманский мир своим экстремизмом, поэтому мусульмане выступали против панарабизма, пантюркизма и даже против панисламизма, предложив взамен создание национальных суверенных государств и исламскую солидарность.

Формирование концепции «исламской солидарности», суть которой заключается в «межгосударственном единстве на религиозной основе», является одним из важных моментов в истории исламского интеграционного процесса.

1 Мусульманские страны - это страны, большинство населения которых исповедует ислам.

2 Ал-Файез, Мохаммед Зия. Роль ОИК в решении региональных проблем/ автореферат. М., 1990.

Движение исламской солидарности находит свое выражение, прежде всего, в деятельности международных организаций, самой крупной из которых является созданная в 1969 г. Организация Исламская Конференция (ОИК). Следует отметать, что ОИК возникла далеко не просто и не случайно, а напротив, в результате объективно существовавших исторических, социально-идеологических, экономических, культурно-политических условий и в результате больших усилий и настойчивости мусульман всего мира.

Идеологической основой объединения мусульманских стран является учение ислама с его тезисом о братском единстве всех мусульман независимо от их государственной, расовой, национальной или социально-классовой принадлежности.

При очевидных преимуществах указанной идеологической основы ОИК интеграционные процессы в исламском мире с самого начала проходили при наличии двух противоположных тенденций: 1) тенденции к сближению и сотрудничеству, к упрочению мусульманской солидарности, 2) тенденции дезинтеграции, находившей свое выражение в разногласиях и конфликтах внутри «исламского мира». Интеграционные процессы отражают общность интересов мусульманских государств как государств развивающихся, их стремление к экономической независимости, укреплению суверенитета и гарантии территориальной целостности. В основе современного движения «мусульманской солидарности» лежит стремление освободиться от экономического и культурного доминирования Запада, найти свой независимый и самобытный путь, ведущий к созданию «нового исламского общества»1.

1 Наджип Э.Э. - Международные мусульманские организации. Автореферат. М., 1983.

Процесс становления и развития Организации Исламская Конференция сложен и противоречив. Тяжелое наследие колониализма в исламских странах, проявляющееся в монокультурном характере их экономики, однобокой ориентации на связи с бывшими метрополиями, низком уровне развития производства, а также в противоречиях политического характера, в частности, территориальных и иных споров, перерастающих зачастую в конфликты, серьезно затрудняют работу этой Организации, однако практика и деятельность ОИК свидетельствуют о тенденции роста ее авторитета и влияния этой Организации на мировой арене.

ОИК - интеграционное объединение особого рода. В наши дни ОИК представляет собой организацию многоотраслевой интеграции, действующую не только в экономической и социальной областях, но активно участвующую в решении проблем международной безопасности, урегулирования столкновений между различными цивилизациями и многих других актуальных вопросов международной жизни.

Сегодня ОИК представляет собой специфический политико-правовой феномен, играющий важную роль в процессах «исламского» и мирового развития.

ОИК с 55 странами-членами и с более Уа части населения всего мира является одной из важнейших международных организаций, и, конечно, правовая природа, структура, цели и принципы деятельности и другие особенности этой организации привлекают большое внимание исследователей.

Учитывая, что с окончанием холодной войны и с возросшим влиянием США и появлением однополюсного мира, а также принимая во внимание решения VIII конференции глав государств и правительств мусульманских стран, которая проходила в Тегеране (декабрь 1997 г.) и выдвинула ряд принципов и условий для реформирования ОИК; а также принимая во внимание, что ни в российской, ни в зарубежной юридической литературе вопросы, связанные с международно-правовой деятельностью ОИК еще не получили достаточно полного освещения, можно утверждать, что изучение международного правового статуса ОИК является весьма актуальным.

Основные цели исследования. Диссертант ставил своей целью: определить международно-правовой статус ОИК, установить основные причины возникновения ОИК, выявить основные направления деятельности ОИК, выделить ее наиболее характерные формы и общие закономерности ее развития. Заполнить пробелы в освещении правовой природы ОИК, дать международно-правовой анализ Устава и других документов, оценить значение ОИК, правильно понять перспективы ее развития.

Методологическая основа исследования. Наряду с использованием общих научных методов, таких, как историко-правовой и системно-структурный, сравнительно-правовой, автор исходил из того, что рассматривать вопрос о международно-правовом статусе ОИК необходимо:

1) С учетом комплексности механизма правового регулирования интеграционных процессов в ОИК, включающего в себя как нормы права исламских сообществ, так и положения международного права и национального права государств-членов.

2) С учетом анализа существующей структуры права ОИК (статистический элемент) с анализом тенденций его развития с точки зрения эффективности функционирования права ОИК в перспективном плане (динамический элемент).

Предмет исследования. Предметом исследования данной работы является правовая природа ОИК, правовые основы его деятельности.

Теоретическая основа диссертации. Диссертантом изучена имеющаяся российская меледународно-правовая литература как по праву международных организаций, так и по проблемам, составляющим предмет диссертационного исследования, а также работы российских востоковедов. Это труды Алиева Б. А., Блтценко И. П., Галенской JI. Н., Игнатенко А. А., Игнатенко Г. В., Жданова Н. В., Зайцевой О. Г., Ковалевой Т. М., Кузнецова Г. И., Малинина С. А., Милославского Г. В., Моравецкого В., Наджип Э. Э., Поточного М., Рубника К. П., Тункина Г, И., Шарипова Ф. М., Шахназарова Г. X., Шибаевой Е. А. и некоторых других авторов.

Автор стремился также, по возможности, изучить имеющуюся зарубежную литературу по данной проблеме * в том числе труды:

Алии Акбар Вилаяти, Акбар Исозода, Афгани С. Дж., Афифий М. С., Бахром Мустакими, Губар М. Г., Курош Ахмад, М. Мадди Банда, М. Джавад Зарифь, М'бау Амаду-мохтар, Наби Сунбули, Насрин Мустафо, Резо Назар Хори, Саба Зангена, Хамед Нику Арфь, Хомейни Рухолла Мусави, Фасоат Сайд, а также Ghulam Sarwar, Henry Kissinger, Noor Ahmad Baba, Samuel Huntington, Bernard Lewis, Patric Bushanan, M. Seyyed Selim, Abdullah Al-Ahsan.

Для работы над диссертацией привлекались многочисленные документы (нормативного характера) и материалы ОИК, ООН и др.

Научная новизна диссертации состоит в том, что:

- впервые проведен комплексный международно-правовой анализ действующих положений многосторонних договоров, учредивших ОИК, с учетом их эволюционного развития;

- впервые осуществлен международно-правовой анализ особенностей правового регулирования сотрудничества исламских государств;

- сделана попытка устранить пробелы в юридической литературе в освещении международно-правового статуса ОИК, а также ее совершенствования и обеспечения эффективной работы ее органов;

- при анализе роли ОИК в мирном урегулировании конфликтов в зоне распространения ислама расставлен ряд акцентов;

- впервые были определены социально-исторические и идеологические предпосылки создания ОИК;

- сформулированы и обоснованы ряд научных положений, касающихся тенденций развития ОИК и его влияния на интеграционные процессы, имеющие значение не только для исламских стран, но и для межгосударственной системы в целом;

Выводы по диссертационному исследованию: Анализ международно-правового статуса ОИК дал основания для выделения Организации Исламская Конференция в качестве отдельного предмета изучения в науке международного права, и позволил автору получить следующие научные результаты:

1) Причинами возникновения ОИК явились: изменения в социально-экономических структурах стран Востока; становление национальной буржуазии; развитие национально-освободительного движения; освобождение мусульманских народов от колониальной зависимости; поиск самостоятельных путей развития исламских государств; адаптация ислама и освоение им научно-технических достижений Запада; становление национального самосознания; появление и развитие различных концепций на основе политической мысли ислама, среди которых особое место занимает концепция «исламской солидарности»; влияние конфронтации мезвду двумя мировыми системами и особенно конкуренции между двумя великими державами (СССР и США) на развитие исламской солидарности.

Вместе с тем важнейшее значение при создании ОИК имело нападение Израиля на арабские страны и оккупация им части территорий этих стран (1967 г.). Особенный резонанс вызвал поджог мечети Аль-Акса в Иерусалиме (20 августа 1969 г.), подтолкнувший мусульманские народы всего мира к единству.

2) ОИК является международной, межгосударственной организацией общей компетенции, которая вобрала в себя все основные признаки подобных образований: а) возникла и действует на основе международного (многостороннего) договора; б) в ней участвуют суверенные исламские государства; в) ОИК имеет свои собственные цели; г) имеет свои постоянно действующие органы; д) создана на основе норм и принципов международного права, имеет свою волю и является субъектом международного права. И в то же время она имеет свою специфику. Так, членство в ОИК ограничено участием исключительно исламских государств, а главной идеей, пронизывающей всю деятельность организации, является обеспечение «исламской солидарности».

3) Исходя из классификации международных организаций, ОИК можно охарактеризовать следующим образом: по характеру членства она межгосударственная организация, по кругу своих членов межконтинентальная (в ее состав входят государства из Азии, Африки, Европы и Америки), по социально-политическим критериям - межсистемная, по объектам своей деятельности - организация общей компетенции, по связи с основными процессами современности - преимущественно организация освободившихся стран.

4) В современную эпоху ОИК является единственной международной организацией, которая, с одной стороны, находится в гармонии с самыми новейшими нормами и принципами международного права, которые регулируют функционирование международных организаций, а, с другой стороны, имеет в своей основе древнейшие религиозные исламские) учения и традиции, определяющие (как и нормы международного права) поведение ОИК на международном уровне. (Например, запрет исламским международным банкам взимать проценты за предоставление кредита исламским странам).

5) Очевидно, что ОИК возникла на основе религиозной идеи «исламской солидарности», вместе с тем уверенно можно4 ^сказать, что религиозные аспекты в деятельности организации все в большей мере заменяются политической позицией ОИК по важнейшим проблемам современности, в том числе и по ключевым проблемам войны и мира, разрядке напряженности в отношениях между государствами.

6) ОИК является первой и пока единственной международной мусульманской организацией, действующей на правительственном уровне. Страны-члены представлены в ОИК главами государств и правительств, решения в ОИК принимаются и реализуются на государственном уровне и пока имеют рекомендательный характер, однако в будущем не исключено принятие решений обязательного характера для всех государств-членов, т.е. принятие таких решений, которые имели бы прямое действие на территории всех членов Организации наравне с их внутренними законами, что наделило бы ОИК надгосударственным (наднациональным) характером.

7) В последние годы ОИК делает попытки распространения контрпропаганды, борются против антиисламской пропаганды и пытается доказать необоснованность теории «столкновения между различными цивилизациями», возрождая исламскую цивилизацию и показывая настоящее лицо ислама. ОИК сотрудничает с неправительственными международными мусульманскими организациями (в том числе богословскими), защищает и заботится о мусульманских меньшинствах в неисламских странах, что позволяет выдвигать ОИК не только на роль политического руководителя и координационного центра мусульманских государств, но и «покровителя» всех мусульман вообще.

8) Если в первые годы существования ОИК основной упор делался на разработку общих принципов построения единого мусульманского государства, то в настоящее время исламские теоретики выдвигают конкретные проекты унификации законодательств мусульманских государств на основе шариата, делают попытки выработать образцы универсальной конституции для стран «исламского содружества». Этот процесс получил особый резонанс, когда вступила в силу резолюция о создании «общего исламского рынка».

Значение этого факта состоит в том, что он знаменует качественно новую ступень интеграции, в ходе которой начинается процесс не только сближения и взаимного приспособления экономических структур интегрируемых государств-членов, но и унификации их национальных законодательств (гражданского, банковского, финансового, инвестиционного и т.д.).

9) На совещаниях ОИК нередко поднимается вопрос о создании мусульманскими странами собственной системы международных отношений, основанных на справедливости и взаимном уважении, на условиях совместного использования ресурсов «исламского мира» -людских, финансовых, промышленных и др. В настоящее время важнейшими задачами ОИК являются: решение Ближневосточного конфликта, Палестинская проблема и вопрос об Иерусалиме; проблемы войны и мира, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование мирным путем существующих в исламском мире конфликтов; проблема мусульманских меньшинств в неисламских странах; обеспечение единой гармоничной внешней политики государств-членов; обеспечение культурно-экономического сотрудничества государств-членов; борьба с антиисламской пропагандой; борьба за суверенитет мусульманских стран над своими природными ресурсами; проблема самообеспечения кадрами, проблема рационального использования трудовых ресурсов; продовольственная проблема; проблема внешней задолженности; функционирование Исламского банка развития (создан в 1976 г.) и Исламской торгово-промышленной палаты (создана в 1978 г.); обеспечение функционирования «общего исламского рынка» (создан в 1997 г.).

10) ОИК была создана в пик холодной войны и, следовательно, ее конвенционный базис и структура были адаптированы к тому времени. Хотя в последние годы были большие изменения в позиции и деятельности ОИК, все-таки она нуждается в серьезных и незамедлительных реформах, в том числе путем внесения соответствующих поправок в Устав, а, возможно, и его пересмотр, совершенствование механизма и структуры ОИК, четкого разграничения функций, задач и компетенции органов ОИК и ее специализированных учреждений, специализированных комитетов и специальных комиссий.

Иначе говоря, ОИК нуждается в таких реформах, которые обеспечивали бы сохранение ее стратегии и изменение ее тактики для достижения ее целей и повышения эффективности ее деятельности.

11) Надо создать ограниченную группу из активных членов Организации для оперативного реагирования по всем неотложным проблемам, затрагивающим интересы государств-членов ОИК и разработать правовой механизм ее деятельности.

12) Должен быть разработан правовой механизм установления системы политических и экономических санкций в качестве средства обеспечения выполнения решений Организации.

Практическая и научная значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы, материалы, а также практические рекомендации могут использоваться:

- Для разработки предложений по структуре ОИК;

- В процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий на юридических факультетах и в других учебных заведениях внешнеполитического, внешнеэкономического, востоковедческого и исламоведческого профиля. - Материалы диссертации могут найти свое применение в деятельности МИД, МВЭС и ряда других министерств и ведомств.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, четырех глав и списка использованной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Международное право, Европейское право", Аминуддин Мутмайн Айнуддин, Санкт-Петербург

напоминающих работу Совета Безопасности ООН по таким вопросам, как сттус Джаммы и Кашмира, положение в Боснии и Герцеговине, в Афганистане, на Кипре и в Турции, на Ближнем Востоке и даже проблемы Иерусалима, свидетельствуют, что создание контактных групп и полезно, и необходимо.ОИК и социально-культурные вопросы. Социально-культурные вопросы являются приоритетаой темой для ОИК. И как пишет Hyp Ахмад Баба, Организация предпринимала огромные и ощутимые усилия по решению вопросов культуры, в том числе создание постоянных и вспомогательных комитетов и комиссий (подробнее см. разд. 2.5 гл. II) и т.д.* -ICFM/21/-93 /PIL/REP and RES. Fainal. # 7/21. PP. 30.Hyp Ахмад Баба - ОИК в теории и практике. Дели. 1994. 231.Создание исламских университетов в исламских странах (в Бангладеш, Малайзии, Мали, Hnreix!, Уганде) можно рассматривать как весьма важное и успешное начинание ОИК. Культурные ме{юпрИ51тия и культурное сотрудничество в основном осуществляется в рамках «постоянного комитета по вопросам информации и культуры».^ Самым важным достижением в культурной сфере считается подготовка и выпуск фундаментального труда под названием «Культурная стратегия исламского мира», который является результатом многих споров и обмена мнениями по культурным вопросам исламского мира во время многосторонних совещаний специалистов по соответствующим вопросам.Несмотря на несходство политической и экономической систем стран членов, что, естественно, негативно влияет на их экономическое сотрудничество и выработку единой позиции по отношению к политическим явлениям и событиям на мировой £фене, между ними существует объединяющая их общая исламская культура, общая вера, единая вдохновляющая книга. (Коран) и единый пророк. Исламское учение не только способствует объединению народов в рамках исламской «Уммы», но и влияет на принятие сходных решений исламских cipan по отношению к фактам оскорбления исламских ценностей, например, по отношению к 1 рудам Салмана Рушди, или по проблемам Иерусалима и т.д.Анализ культурной деятельности ОИК позволяет сделать вывод о том, что степень успеха действий ОИК в сфере культуры была тем выше, чем меньше в этих действиях было политики. И напротив, под давлением политических факторов в сфере культурной деятельности ОИК ее мероприятия часто оставались безуспешными. В связи с этим одно из направлений по структурному реформированию организации должно состоять в кришческом пересмотре деятельности ее органов по вопросам культуры, науки, общественности и т.д. В результате пересмотра может быть ' Там же.прекращена деятельность некоторьпс бесполезных органов культуры ОИК и создан единый культурный центр, который мог бы не только отвечать за все исламские культурные потребности и распространять исламскую культуру во всем мире, но и обеспечивать диалог с представителями других мировых цивилизаций.ОИК и экогюмические вопросы. ОИК ведет разнообразную деятельность в экономической области. Для этого созданы специальные учреждения (см. разд. 2.5. гл. П) и т.д.Вся деятельность ОИК в экономической сфере осуществляется в рамках «Постоянного комитета по экономическому и торговому сотрудничеству». Этот комитет проводит международные конференции специалистов в области путей сообщения, связи, медицины, промьшшенности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, организует сотрудничество научньгх учреждений исламских стран.1П Конференция глав государств-членов ОИК приняла «Программу действий» в области укрепления экономического сотрудничества между членами ОИК, хотя на практике в программе пока участвуют далеко не все государства-члены.' По вопросам безопасности и качества продуктов питания Комитет не вышел за рамки деклараций о его необходимости, хотя на последнем (VIII) совещании глав Г(кударств и правительств в Тегеране (13-16 декабря 1997 г.) была принята специальная резолюция.Исламский банк развития имеет самые большие успехи в обеспечении сотрудничества между исламскими государствами, но все-таки и эта область экономической деятельности ОИК пока еще не используется в полной мере.Здесь тоже необходимо объединить те органы, предметом деятельности которых является одна и та же проблема.* М. Джавад Зареф Необходимости реформы в ОИК. Тегеран. 1997. 71.Политическая деятельность ОИК. Для анализа политических действий Организации следует обратить внимание на то, что: • Организация и ее репутация сильно страдают из-за отсутствия эффективных исполнительных органов, из-за чего решения Организации на региональном и международном уровнях не претворяются в жизнь. • Не всегда ОИК учитывает проблемы мусульманских меньшинств. • К сожалению, до сих пор допускается дискриминация и неравноправие между государствами-членами. • Существует конкуренция между государствами-членами для обеспечения своего влияния на политическую деятельность организации. • Ощущается нехватка политического и экономического суверенитета гхкударств-членов. • Иначе говоря, в существующем виде ОИК не отвечает новым требованиям с точки зрения интересов междуна{юдного мира, права и справедливости, следовательно ОИК требует определенных реформ.Таким образом, осуществление реформ, в результате которых можно было бы обеспечить жизнеспособность Организации, является необходимым.Для обеспечения влияния Организации в исламских странах, в странах, в которых есть мусульманские меньшинства, а также в других странах мира необходимо, чтобы Организация аюгивно участвовала в разрешении кризисов в исламском мире и обеспечивала единство позиции исламского мира по отношению к важнейшим мировым проблемам.Хотя ОИК уже начала свое реформирование путем совершенствования своей структуры и своих органов, представляется, однако, что для достижения всех своих уставных целей ОИК необходимо, в первую очередь, обратить внимание и выполнить следующие условия:

1) Выработать новую стратегию в деятельности Организации с учетом перемен на международной арене.2) Обеспечить проведение единой и совместной внешней политики членов ОИК и политики в области международной безопасности.3) Обеспечит сотрудничество в выработке унифицированных правовых

4) Выработать механизм давления на государства-члены с целью выполнения ими решений Организации. Здесь можно было использовать опьгг ОБСЕ, ЕС для укрепления отношений между государствами членами.5) Для сохранения и приумножения общего мусульманского достояния исламской умме нужно описывать настоящее лицо ислама, опираясь на Коран и Сунну, т.е. изоб{жя^ть его таким, каким он является в действительности, а не изображать его так, как это делают враги ислама.6) Поскольку членами ОИК являются исламские страны с четырех континентов мира, население которых имеет различное расовое происхождение, разный цвет кожи, а сами страны - разный социально экономический строй, то получается, что единственным объединяющим их началом является ислам и исламское учение, при этом каждое исламское государство толкует шариат и другие исламские учения по своему. В связи с этим было бы целесообразно создать некий обобщенный свод исламских законов, обязательных для всех ее членов.Этот шаг обеспечил бы большую целостность исламского мира и реализацию решений ОИК как универсальной организации, выражающей общечеловеческие ценности исламского мира, а не интересы тех или иных стран или групп государств, которые под маской ислама хотят установить средневековые порядки.7) Необходимо создание исламского экономического общества.8) В Уставе ОИК нет положений по правам человека, демократии, заботы о детях и т.д., поэтому необходимо восполнить этот пробел в Уставе Органиации.9) Целесообразно создание из стран-членов такой группы, которая могла бы оперативно реагировать на все важные вопросы, касающиеся исламского мира, т.е. быть своеобразным «советом безопасности», подобным Совету Безопасности ООН.

10) Изучение вопросов об обеспечении мира в исламских регионах, продолжение диалога об обеспечении региональной безопасности в исламских странах и формирование сил, охраняющих безопасность в этом регионе.11) Нужно обеспечивать активное сотрудничество ОИК с негосударственными исламскими организациями.12) Конкретизировать полномочия Генерального секретаря и координировать его действия с исполнительным и другими органами ОИК, а также назначить пресс-секретаря Генерального секретаря ОИК.

13) Обеспечивать функирионирование и расширить полномочия представительств (бюро) ОИК в Нью-Йорке и Женеве, чтобы они могли вовремя реагировать на происходящие события и выступать с заявлениями, объявлениями, давать интервью, проводить переговоры, консуль'гации и т.д.14) Установить жесткую систему санкций политического и экономического характера в качестве средства давления на членов ОИК, для выполнения решений ОИК, а также выработать четкий механизм контроля в системе

15) Установить справедливое распределение должностей в секретариате и других органах и специальных учреждениях ОИК.

16) Для обеспечения эффективности работы Организации необходимо пересмотреть внутренний Устав секретариата, определить четкую компетенцию Секре г^аря и всех его подчиненных, контролировать все публикации, агчегы и i .д.Только таким образом возможно обеспечить жизнеспособность ОИК. В заключение можно было бы сказать, что анализ международно правового статуса ОИК показывает, сколь многогранна и сложна эта организация, в которой как в фокусе отразились все противоречия современного мира: от стремления к созданию всемирного гармоничного процветающего исламского государства до разрешаемых с помощью оружия частньпс споров участников ОИК, когда даже запреты ислама не могут остановить вражду и непримиримость.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Организация Исламская Конференция»

1. Нормативные источники

2. Внутренний Устав секретариата ОИК//Бюллетень V. Конференция МИД, ОИК. Стамбул. 1976. (на арабском языке)

3. Всеобщая декларация прав человека//Действующее международное право. Том И. М., 1997.

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24 октября 1970 г.//Действующее международное право. Том I. М., 1996 г.

5. Декларация о создании ОИК//Бюллетень, материалы I конференции глав государств и правительств исламских стран. Рабат. 1974. (на арабском языке)

6. Декларация Каира об особенностях прав человека в Исламе^/Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. (на арабском языке)

7. Заключительное заявление VIII совещания глав государств и правительств//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран. Январь 1998. (на персидском языке)

8. Регламент сотрудников ОИК//Бюллетень V конференции МИД, ОИК. Стамбул. 1976. (на арабском языке)

9. Палестина. Резолюция Генеральной ассамблеи ООН, 181 (II) от 29 ноября 1947 г.//Действующее международное право. Том I. М., 1996.

10. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О возрождении и статусе исламской цивилизации»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

11. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «Об Афганистане»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998, (на персидском языке)

12. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О сохранении территориальной целостности Ирака»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

13. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О снятии эмбарго с исламских стран, с Судана, Ирана, Ливии»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

14. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О разоружении»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998.

15. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О праве человека»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

16. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О борьбе против терроризма»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

17. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О положении женщин в исламских странах»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

18. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О положении молодежи в исламских странах»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

19. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О положении детей в исламских странах»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

20. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «Об освобождении и сохранении целостности святых мест»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

21. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О создании общего исламского рынка»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

22. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О подготовке исламской Уммы к ХХ1-мувеку»//Бюллетень VIH совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

23. Резолюция VIII конференции глав государств и правительств членов ОИК от 16 декабря 1997 г. «О проблемах окружающей среды и охрана окружающей среды»//Бюллетень VIII совещания глав исламских стран. Тегеран, январь 1998. (на персидском языке)

24. Резолюция 42-й сессии Генеральной ассамблеи ООН//Междуиародная жизнь, № 3, 1988.

25. Соглашения об иммунитетах и привилегиях ОИК. Стамбул, 1976(перевод с арабского).

26. У став ООН//Действующее международное право. Том I. М., 1996.

27. Устав ОИК/УЖурнал внешней политики. Тегеран. 1997. (на персидском языке)2. Специальная литература

28. Абдул Ал ли Кавом. -Сравнительная политика. Тегеран. 1995. (на персидском языке)

29. Акбар Исозада. -ОИК и палестинский кризис. Иран (Тегеран). 1996. (на персидском языке)

30. Али Акбар Вилаяти -ОИК необходимость действия после холодной войны//Журнал внешней политики № 3 за 1997 г. Тегеран, (на персидском языке)

31. Алиева Б.А. -Современный ислам и наука. М., 1981.

32. Али Ад ум Ахмат Проблемы повышения эффективности деятельности международных организаций. М., 1991.

33. Аль-Маудди. -Мы и западная цивилизация. М., 1993.

34. Аль-Муршад. -Организация Исламская Конференция. Рабат. 1984. (на персидском языке)

35. Аль-Файез. М. Зияб Роль Организации Исламская Конференция в решении региональных проблем: автореферат. М., 1990.

36. Аширов Нугма Ислам и нации. М., 1975.

37. Афифий М.С. Ислам и международные отношения. Бейрут. 1986. (на арабском языке)

38. Азаркин H.H., Левченко В.Н., Мартышин О.В. История политических учений. М., 1994.

39. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. (Сборник). М., 1992.

40. Бахром Мустакими Мировые условия, вытекающие из войны 1967 г. и создание ОИК//Журнал внешней политики № 3 за 1997 г. Тегеран (на персидском языке).

41. Баширов Л.А. Ислам и межнациональные отношения. М., 1990.

42. Бехешти Мавази-йе ма. Тегеран. 1989. (на персидском языке)

43. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., 1996.

44. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). М„ Наука, 1991.

45. Борисов А.Б. ОИК: Политические аспекты деятельности//Народы Азии и Африки. М., Наука, 1983, №4.

46. Вали А. ОИК и ее роль в экономическом сотрудничестве между мусульманскими странами. Рабат. 1982 (перевод с арабского на персидский).

47. Великий Аятолла Имам Хомейни Завещание. Тегеран. 1993. (на персидском языке)

48. Гайнутдинова Т. Г. -Историческая концепция британского исламоведа/Автореферат. Казань. 1992.

49. Галенская Л.Н. Музы и право//Правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. Ленинград. 1987.

50. Джамалудцин Афгани С.M. Ответ Афгани Ренану. Анкара. 1936 (перевод на персидский язык).

51. Ефимова JI.M. Современный ислам и политика на зарубежном востоке. М., 1986.

52. Жцанов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.,1989.

53. Кармаль Бабрак На пути к укреплению народовластия. Афганистан (Кабул). 1986. (надари)

54. Керимов Тасым Мамед оглы Учение ислама о государстве и политике. М. Знание. 1986.

55. Колод Ал бар Киллер Международные организации с начала до сегодняшнего дня// Журнал «Международная солидарность» № 2, 1993 (перевод на персидский язык Хидоятулла Фальсофи).

56. Коровиков A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

57. Кузнецов Г.И. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М., 1969.

58. Курошь Ахмади ОИК в новых международных условиях//Журнал внешней политики № 3 за 1997. Тегеран, (на персидском языке)

59. Малинин С,А., Ковалева Т.М. Правотворческая деятельность международной организации как способ реализации учредительногоакта//1 проблемы реализации норм международного права. Свердловск. 1989.

60. Малинин С.А., Ковалева Т.М. Договорная правоспособность международных организаций//Правоведение № 4 за 1988.

61. Масалиев А.М. Критика идеализации отношения ислама к науке и культуре в современном мусульманском модернизме. Ташкент. 1993.

62. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха.: Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988.

63. Меркулов К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. М., 1982.

64. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991.

65. Моравецкий В. Функции международных организаций. М., 1976.

66. Мир Гулам Мухамед Губар Афганистан на протяжении истории. Кабул. 1983. (надари)

67. М.Боу, Ахмад мухтар Выступление Ахмад мухтара М.Боу в мусульманском институте при мечети Парижа/ «Право человека и ислам». Париж, 9 января 1986.

68. М.Боу, Ахмад мухтар Выступление Ахмад мухтара М.Боу на открытии международного семинара по проблемам ислама. Париж, 4 декабря 1980.

69. М.Али Тасхири Культурные достижения ОИК. Тегеран. 1994. (на персидском языке)

70. Мусави, Лари Сайд Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку. 1992.

71. Мухамед Джавад Зареф Необходимость реформ в ОИК//Журнал внешней политики № 3 за 1997 г. Тегеран, (на персидском языке)

72. Мухамед Махди Банда Мукадам Причины возникновения ОИК и роль Саудовской Аравии в ней//Журнал Иртикай Маком. № 3, 1992. (на арабском языке)

73. Мухамед аль-масок Необходимость международного примирения и арабы//газета Шарк аль-авсат № 6657, 18 февраля, 1997. (на арабском языке)

74. Муравьев В.И. Международные организации - специфические субъекты международного права. Киев. 1990.

75. Мухамед Аль-Саид Салим Изменения в мире и ОИК. Каир. 1994. (на арабском языке)

76. Мухамед Хасан Козими Ширози История исламского мира и его внешние отношения до сегодняшнего дня. Широз. 1993. (на персидском языке)

77. Наби Сунбули Исламский мир, слабость и угрозы/Тегеран, журнал внешней политики № 3 за 1997. (на персидском языке)

78. Наджибулла Национальное примирение. Кабул. 1988 (на дари).

79. Наджип Э.Э. Международные мусульманские организации. М., 1983.

80. Насрин Мусафа Сотрудничество ОИК и ООН/Тегеран, журнал внешней политики № 3 за 1997 г. (на персидском языке)

81. Осман А.К. Черты исламской культуры. Бейрут. 1985 (на арабском языке).

82. Полонская Л.Р., Ионова А.И. Некоторые вопросы активизации международного мусульманского движения. М., 1980.

83. Резо Назар Ари ОИК - положительные и отрицательные события, их влияние на будущую ее деятельность/Тегеран, журнал внешней политики № 3 за 1997 г. (на персидском языке)

84. Робарт Леси Земля королевства. 4-е изд. Тегеран (перевод на персидский язык) 1996.

85. Рубаник К.П. международно-правовые проблемы ЮНЕСКО. М., 1969.

86. Саба Зангена Влияющие политические факторы для будущего ОИК//Журнал внешней политики № 3 за 1997 г. Тегеран, (на персидском языке)

87. Спольников В.Н. Афганистан. Исламская оппозиция; Истоки и цели. М. Наука. 1990.

88. Сулимова Т.С. Ислам и национализм в социально-политических концепциях в арабских странах. М., 1989.

89. Сычев В.Ф. США и мусульманский мир (Использование «исламского факгора»в империалистической политике Вашингтона на Востоке). Душанбе. 1989.

90. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991.

91. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.

92. Уотт Уильям Монтомери Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

93. Фарзод Мамдуей ОИК. Тегеран, 1997. (на персидском языке)

94. Фасаат Сайд Структурные реформы в ОИК/перевод Махсуд Тором сари. Тегеран, 1997. (на персидском языке)

95. Фатхи Якан Ислам: Идеи, движения. М., 1992.

96. Хамед Нику Арф Тамез ОИК и кризис в Боснии. Тегеран. 1995. (на персидском языке)

97. Хамед Хинаят Политические идеи в современном исламе. Тегеран. 1993 (на персидском языке).

98. Шарипова P.M. Концепции «национального просвещения» в мусульманских странах. М., 1991.

99. Шарипова P.M. Панисламизм сегодня: идеология и практика Лиги исламского мира. М., 1986.

100. Шибаева Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций, 2-ое изд. М., 1988.

101. Азия и Африка сегодня. М., 1987. № 5.ИЗ. Ал-Баас. 11.08.1966. (на арабском языке)

102. Ближний Восток и международное право. М., 1991.

103. Бюллетень, первое совещание глав стран-участниц ОИК//МИД. Тегеран. 1973. (на персидском языке)

104. Бюллетень конференции МИД стран-членов ОИК. 1974.117. ВАКЫТ-Время. СПб., 1993.

105. Доклад Генерального Секретаря ОИК на 21 сессии министров иностранных дел ОИК. 1993. (на персидском языке)

106. Зеленая книга и ОИК. Управление региональными исламскими общественными организациями и организацией неприсоединившихся. Пакистан. Исламабад. 1996. (надари)

107. Идеология национально-освободительного движения в странах зарубежного Востока (1917-1947). М., 1984.

108. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

109. Ислам: Проблемы идеологии, права, политики и экономики/Сборник статей. М., 1985.

110. Ислам: История и современность. Махачкала. 1992.

111. Ислам и женщины. Ташкент. 1990.125. «Исламский фактор» в международных отношениях в Азии (70-е -первая половина 80-х годов). М., 1987.126. Коран. Ленинград. 1990.

112. Краткий философский словарь. М., 1982.

113. Материалы исламского семинара. Исламабад. 1996. (на дари)

114. Материалы 5 Конференции глав государств и правительств членов ОИК. Кувейт. 1987//Дирасат Ад-Даулийа (Тунис). 1987. № 28 (на арабском языке).

115. Материалы первой международной конференции исламских средств массовой информации исламских стран. Мекка. 1981. (на арабском языке).

116. Международное право/Учебник. М., 1994.

117. Международный порядок: Политико-правовые аспекты ./под ред. Шахназарова Г.И. М., 1986.

118. Международные парламентские организации. Справочник. М., 1994.

119. Моральное и политическое видение ислама. ЮНЕСКО. Париж, 7-ое декабря 1982 г.

120. Мусульманские страны, религия и политика (70-80-ые гг.) М., 1990.

121. Научные основы государственного управления в СССР. М., 1968.

122. Обещание мира во всем мире: заявление Всемирной справедливости к народам мира. М., 1994.

123. Община бахай: основания, цели и намерения. М., 1994.

124. О системе международных отношений между исламскими государствами/УМеморандум Всемирного исламского конгресса IV Конференции МИД ОИК. Декабрь, апрель 1978 г. (на арабском языке).

125. Правда ислама в революционном Афганистане. Управление печати и исламского просвещения при министерстве по делам ислама и вакуфов ДРА. Кабул, 1986 (надари).

126. Современный ислам: политико-идеологические и социально-экономические проблемы/Сборник научных статей. М., 1990.

127. Энциклопедический словарь правовых знаний. М., 1965.

128. Abdullah al-Ahsan OIC, an introdustion to an Islamic Political Institution (International Institute of Islamic Thoughts), Herndon, USA, 1988.

129. Bernard Lewis The Roots of Muslim Rage, The Atlantic Monthly, vol. 266 (September 1990).

130. Copl Schmitt The concept of the Political, quoted by Amr Saber. Pax. Amipicanshebpanica, and the Islamic-nassepite Imperative./Journal of South Asia and the middle Eastern Studies, vol. XX, N 2 (winter 1997).

131. Ghulam Sarwar (ed) OIC Contemporary issues of the Muslim world Rawalpindi friends. 1997.

132. Henry Kissinger Diplomacy (New York, Simon & Schuster, 1994).

133. Henry Kissinger A world we have not known, reproduced Urdu Daily, Nawaewaqt, Islamabad, 24 January 1997).

134. OIC, Guide to the organisazion of the Islamic Conference, Teddah, 1995.

135. Mohammad El-Seyyed Selim (ed) The organisazion of the Islamic Conference in a changing world, Egyrt: Ceter for Political Peseqrch & Studies, faculty of Economic & Political Science, Cairo University, 1994.

136. Noor Ahmad Baba Organization of Islamic Conference, Theory end Practice of Pan-Islamic cooperation, New Delhi: Sterling Puhlishers, 1994.

137. The Seventh Islamic Summit Conference, Casablanca, N 7/7 ORG.

138. Yearbook of the International Law commission. 1950. Vol. II. № Y. 1951.

139. Yearbook of the International Law commission. 1956. Vol. II. № Y. 1957.

140. Yearbook of the International Law commission. 1968. Vol. II. № Y. 1969.

141. International Coupt of justice Reports of Judgements, Advisory opinions and orders. 1962.

142. Samuel Huntingdon The Clash of civilisations, foreign Affairs, 72 (Summer 1993).

143. Patric Buchanan Rising may overwhelm the wect; New Hampshire Sunday News (20 August, 1989).

144. Richard Nixon Beyond Peace (New York, Random House 1994).

2015 © LawTheses.com