Политико-правовые воззрения М. М. Ковалевскоготекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Комнатная, Юлия Александровна, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I. Методологические основы государственно-правовых воззрений М.М.Ковалевского

§ 1 Либерализм как одно из ведущих направлений политико-правовой мысли XIX века.

§ 2 Социологический позитивизм - философская основа государственноправовых воззрений М.М. Ковалевского.

§ 3 Историко-сравнительный метод изучения истории права.

Глава П. Право в политико-правовой концепции русского мыслителя

§ 1 Понятие, происхождение и природа права.

§ 2 Эволюция и формы выражения права.

§ 3 Соотношение права, свободы и солидарности.

Глава Ш. Теоретические аспекты государствоведческих идей М.М. Ковалевского

§ 1 Взгляды М.М. Ковалевского на происхождение государства.

§ 2 Идея эволюции политических форм.

§ 3 Соотношение понятий полновластия и свободы.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Политико-правовые воззрения М. М. Ковалевского"

Актуальность темы исследования. Российская политическая доктрина 90-х годов XX века, целиком ориентированная на западные классические либеральные идеи, образцы устройства и функционирования государства, правовой системы не оправдала себя за десятилетие существования. В последнее время в рамках сохраняющегося либерального курса развития постепенно выкристаллизовывается стремление выработать новую доктрину, учитывающую исторический опыт российского государства. В этой связи большой интерес представляют идеи русских либеральных мыслителей XIX века, которые в условиях реформ конца XIX - начала XX века пытались доказать необходимость прогрессивного развития страны при сохранении особенностей исторической эволюции. Учет мнений крупнейших государствоведов и правоведов XIX века мог бы оказаться полезным в современных условиях. К числу ученых такого масштаба принадлежит и М.М. Ковалевский, чьи идеи и политический опыт остаются невостребованными.

Выбранная тема актуальна еще и потому, что богатейшее творческое наследие М.М. Ковалевского как в области государствоведения, так и правоведения, остается еще мало изученным. К работам ученого обращались социологи, историки, этнографы, юристы. Однако круг вопросов, исследованных М.М. Ковалевским, довольно широк, к тому же отдельные характеристики и оценки его позиций устарели, нуждаются с учетом новых исследований в уточнениях. Некоторые аспекты государственно-правовой концепции М.М. Ковалевского не исследовались вообще, например, его воззрения на формы выражения права, национальный вопрос, соотношение понятий права, свободы и солидарности, полноправия и свободы. Между тем, разработанная М.М. Ковалевским методология исследования государства и права, идеи о соотношении первичного и позитивного права, собранный им этнографический материал о законах и обычаях народов Кавказа и др., имеют важное значение, в частности, для историко-правовой науки, поскольку помогают представить ее направления и характер развития в XIX веке. Все это в совокупности и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Необходимо отметить, что ученые исследовали научное наследие MM. Ковалевского уже в начале XX века. Так, в 1902 году в Харькове вышла книга В.А. Устинова «М.М. Ковалевский», в которой автор рассматривал государственно-правовые взгляды русского мыслителя. В 1916 году в журнале «Юридический вестник» в 15-м томе была напечатана статья А.Н. Филиппова «М.М. Ковалевский как исследователь обычного права». Автор высоко оценил вклад Ковалевского в развитие этнографической науки в России.

Изучением политических взглядов М.М. Ковалевского занимался Я.М. Магазинер. Его книга «Политическая идея М.М. Ковалевского в связи с характеристикой его личности» была опубликована в 1917 году в Петрограде.

В том же году в Петрограде вышел сборник статей «М.М. Ковалевский, ученый, государственный и общественный деятель и гражданин», авторы которого П.Г. Виноградов, И.П. Грацианский, И.А. Ивановский, А.О. Кони, П.Н. Милюков, П. А. Сорокин, П.Б. Струве и ряд других ученых исследовали различные направления деятельности русского мыслителя, например социологический позитивизм М.М. Ковалевского, его политико-правовые взгляды, этнографические исследования.

После 1917 года исследованием научной деятельности М.М. Ковалевского занимались следующие ученые:

B.C. Покровский в журнале «Советское государство и право» в 1957 году №4 в статье «Социально-политические и правовые взгляды М.М. Ковалевского» рассматривал государственно-правовые воззрения русского мыслителя. В этом же году в журнале «Ученые записки Томского государственного университета имени В.В. Куйбышева» № 33 вышла статья С.С. Лукичева «Политические и методологические позиции М.М. Ковалевского».

Б.Г. Сафронов в книге «М.М. Ковалевский как социолог» (М., 1960г.) исследовал идеи Ковалевского о сущности социального прогресса и революции, его отношение к «теории факторов», к социальной закономерности, историко-сравнительному методу и предмету социологии.

В.П. Зонов также занимался изучением трудов М.М. Ковалевского. В 1964 году вышла его статья «К вопросу об эволюции взглядов М.М. Ковалевского на сельскую общину» в журнале «Труды Томского университета» (том 173). А в 1969 году в этом же журналё~(тбм 209)~статья «Идейно-теоретические основы исторических исследований Ковалевского».

А.П. Казаков в книге «Теория прогресса в русской социологии конца XIX века» (Л., 1969г.) рассматривал плюралистическую теорию прогресса М.М. Ковалевского и отмечал, что ученый разработал свою теорию факторов общественного развития, которая объясняет исторический прогресс сложным взаимодействием многих факторов, не одинаковых на различных этапах его развития.

Большой интерес представляет кандидатская диссертация Г.А. Федотовой «Политическое учение М.М. Ковалевского» (М., 1973г.), в которой автор рассматривает такие вопросы как идейные истоки мировоззрения ученого, место государства и права в социологической теории М.М. Ковалевского, основные понятия общей теории права, личные и политические права и их гарантии, общее понятие государства, а также учение Ковалевского о формах государства и конституционной системе.

Изучением социологического позитивизма М.М. Ковалевского занимался В.Д. Зорькин. В своей книге «Позитивистская теория права в Россию) (М., 1978г.) он рассматривал генетическую социологию права М.М. Ковалевского как часть общей генетической социологии. Большое внимание уделил В.Д.

Зорькин и историко-сравнительному методу изучения возникновения и развития права и государства, которым широко пользовался ученый.

Необходимо отметить и работу Н.Я. Куприца «Ковалевский» (М., 1978 г.), в которой автор исследовал государственно-правовые взгляды М.М. Ковалевского. Куприц отмечал, что основное достоинство трудов ученого в области государства и права в том, что эти институты рассматриваются им в их историческом развитии, причем изложение сопровождается приведением ряда ценных познавательных материалов.

Существует ряд исследований этнографических работ М.М. Ковалевского. Например, Б.А. Калоев занимался изучением трудов ученого, посвященных горским народам Кавказа (М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979г.). Б.А. Калоев отмечал, что фундаментальные работы Ковалевского по Кавказу, посвященные обычному праву и общественному строю горских народов, не потеряли до сих пор научного значения и вызывают все больший интерес у исследователей, занимающихся изучением социальных институтов вообще, и на Кавказе, в частности.

Одна из последних работ, посвященных исследованию научного наследия М.М. Ковалевского - это вступительная статья А.О. Бороноева, профессора Санкт-Петербургского Государственного университета, «М.М. Ковалевский -первый русский социолог» к сборнику трудов М.М. Ковалевского в 2-х томах (СПб., 1997г.), в которой Бороноев исследовал генетическую социологию ученого. Концепция генетической социологии связана с идеей прогресса, с идеей социологического историзма, которая имеет в своей основе позитивистские традиции. Как отмечает А.О. Бороноев, Ковалевский всегда был верен позитивистской методологии. Концепция генетической социологии непосредственно вытекает из определения им предмета социологии, которую он считал наукой, имеющей своей целью установление законов и тенденций общественного развития.

Однако следует отметить, что этими исследованиями не исчерпывается содержание всех проблем, которые затрагивает в своих трудах М.М. Ковалевский. Некоторые положения вышеперечисленных исследований нуждаются в уточнении и дальнейшей разработке. Кроме того, появились новые вопросы, порожденные современностью, решение которых важно для совершенствования и развития политико-правовой науки.

Теоретическую основу исследования составили работы:

1. посвященные проблемам русского либерализма конца ХЕХ - начала XX в. (В.В. Ведерников, П.В. Гуревич, Р.В. Иванов, В.Д. Зорькин,

B.А. Китаев, A.A. Корнилов, В.В. Леонтович, A.B. Луночкин, О.Ю. Малинова,

C.С. Секиринский, В.В. Шелохаев);

2. представляющие исследования отдельных вопросов государства и права (Д.И. Азаревич, И.Д. Беляев, Е.В. Васьковский, А.Д. Градовский, П.А. Думашевский, Н.П. Загоскин, Н.М. Коркунов, П.А. Кропоткин,

B.Н. Лешков, Ф.Л. Морошкин, С.А. Муромцев, Д.Н. Овсянико-Куликовский,

C.Н. Орнатский, И.Г. Оршанский, C.B. Пахман, Н.И. Палиенко, А.Г. Пост, В.И. Сергеевич, М.М. Сперанский, А.Н. Стоянов, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич);

3. мыслителей XVII - XIX в., оказавших влияние на политико-правовые воззрения М.М. Ковалевского (Т. Гоббс, В. Гумбольдт, Л. Дюги, Э. Дюркгейм, Г. Еллинек, К. Маркс, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза, Г. Тард, Э.Б. Тайлор, Этьен де Ла-Боэси, Ф. Энгельс);

4. содержащие сведения о М.М. Ковалевском, (A.A. Боголепов, П.Г. Виноградов, Н.П. Грацианский, H.A. Ивановский, Н. Кондратьев, А. О. Кони, С.А. Котляревский, Я.М. Магазинер, П.Н. Милюков, В.М. Нечаев,

Д.Н. Овсянико-Куликовский, К.Н. Соколов, П.А. Сорокин, П.Б. Струве, Ф.В. Тарановский, В.М. Устинов, А.Н. Филиппов, Б.А. Щетин);

5. содержащие исследования социологического позитивизма М.М. Ковалевского (А.О. Бороноев, В.Д. Зорькин, А.П. Казаков, Н.И. Кареев, А.Н. Медушевский, П.Н. Милюков, Б.Г. Сафронов, П.А. Сорокин, П.С. Шкуринов, В.И. Яковенко);

6. посвященные проблемам сравнительного правоведения вообще, и в трудах М.М. Ковалевского в частности (Н.В. Акчурина, И.А. Емельянова, Н.П. Загоскин, Б.А. Калоев, X. Кетц, Л.-Ж. Константинеско, А.И. Перинец, B.C. Покровский, А.Г. Пост, Б.Г. Сафронов, И. Сабо, Е.А. Скрипилев, Ф.В. Тарановский, A.A. Тилле, Г.А. Федотова, К. Цвайгерт, Г.В. Швеков);

7. содержащие исследования этнографических трудов М.М. Ковалевского (A.A. Боголепов, В.Т. Зонов, Б.А. Калоев, М.О. Косвен, П.Ф. Лаптин, И. Романова, С.И. Погодин, С.А. Токарев, А.Н. Филиппов).

8. содержащие исследования политико-правовых взглядов М.М. Ковалевского, а также других русских мыслителей (П.В. Гуревич, И.А. Емельянова, Н.Я. Куприц, С.С. Лукичев, Д.И. Луковская, B.C. Покровский, A.B. Поляков, Е.В. Тимошина, Г.А. Федотова, Н.Б. Хайлова).

Кроме того были использованы монографические работы М.М. Ковалевского, посвященные различным вопросам общей теории государства и права, а также его статьи в журналах «Вестник Европы», «Новое время», «Юридический вестник», «Вестник воспитания», «Сборник по общественным и юридическим наукам» за 1884 - 1886, 1888, 1889, 1899, 1902, 1903, 1906, 1910- 1915 года.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования использовались общенаучные методы: диалектический, исторический, логический, а также частно-научные методы: системный, сравнительный, структурно-функциональный.

Цель и задачи исследования. Работа проводилась, главным образом, с целью углубленного теоретического исследования политико-правовых взглядов М.М. Ковалевского, уточнения их места и роли в системе правовых учений России конца XIX - начала XX века.

В тесной связи с указанной целью в ходе работы ставились следующие задачи:

- показать влияние исторических условий России конца XIX в. -начала XX в. на формирование государственно-правовых взглядов М.М. Ковалевского;

- определить методологические основы государственно-правовых воззрений М.М. Ковалевского, выявить те новые моменты, которые были внесены им в существовавшую в XIX в. общую методологию исследований общественно-политических и государственно-правовых явлений;

- проанализировать взгляды М.М. Ковалевского на природу, историю и роль права в жизни общества;

- рассмотреть воззрения М.М. Ковалевского на государство, эволюцию политических форм;

- выяснить соотношение понятий свободы и полновластия в концепции русского мыслителя.

Объектом исследования является политико-правовая мысль России XIX века.

Предмет исследования - политико-правовые взгляды М.М. Ковалевского.

Новизна исследования состоит в том, что, продолжая общую традицию изучения политико-правовой мысли России и опираясь на имеющиеся работы по творчеству М.М. Ковалевского, диссертант попытался расширить уже известные и раскрыть еще не известные аспекты политико-правового учения русского мыслителя. Так, впервые были исследованы воззрения ученого на проблему соотношения права, свободы и солидарности, полновластия и свободы, формы выражения права, а также национальный вопрос.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе формирования государственно-правового мировоззрения М.М. Ковалевский испытал влияние многих политических течений. Однако, от начала своей политической деятельности и до конца жизни ученый оставался на позициях либерализма. Ориентируясь во многом на структурное устройство западноевропейских моделей государства, М.М. Ковалевский в то же время считал необходимым сохранить в России «естественный» порядок вещей, общую «закономерность» развития страны. В политической концепции М.М. Ковалевского, рассуждавшего о возможности подобного развития России, а также сочетания личной свободы индивида с общественной солидарностью, наиболее наглядно проявились характерные черты русского либерализма.

2. Вопросы государства и права М.М. Ковалевский исследовал с позиций социологического позитивизма. Но в общие методологические основы он внес свои идеи, разработал новые приемы изучения истории права. Социологическая юриспруденция русского мыслителя имела в своей основе сравнительно-историческую этнографию.

3. Право в концепции М.М. Ковалевского имеет огромное функциональное значение. Возникая и формируясь в виде первичного права раньше государства, оно «замиряет среду», «расширяет» общественную солидарность и тем самым способствует прогрессу человечества.

4. Первичное право имеет нравственную основу. Постепенно эволюционизируя «из самого себя», оно модифицируется, принимает различные формы (обычай, закон, указ), вступает под защиту государства. В соответствии с изменением требований общественной солидарности в обществе могут сформироваться новые правила. При этом между ними и «старым» правом, а также нравственностью могут возникнуть коллизии. Определенную роль в разрешении последних, по мнению М.М. Ковалевского, играет судебная практика. Суд своим решением в состоянии снять возникшее противоречие. Однако такие решения допускались им как исключение и служили сигналом необходимости внесения изменений в систему права.

5. Существование государства, как и права, обусловлено общественной солидарностью. Последняя является причиной его возникновения и целью государственной деятельности. М.М. Ковалевский считал, что государство, как институт общества, формируется позже права и призвано выполнять две задачи. Во-первых, поддерживать политическое самоопределение общества, что выражается в организации той или иной формы правления, во-вторых, помогать праву в «замирении общественной среды» (государство осуществляет данную функцию гораздо эффективнее, чем другие союзы, имеющие принудительную силу). Таким образом, роль государства в жизни общества значительна. Но, отмечая это, М.М. Ковалевский в то же время подчеркивал, что власть государства не должна быть безграничной, иначе она вступает в противоречие с интересами индивида и ведет к ограничению его свободы.

6. Важное место в политико-правовых воззрениях М.М. Ковалевского занимает учение о правах человека. Права человека мыслитель называл «полновластием» или «полноправием», считая эти понятия тождественными. При этом он отмечал, что чем полновластнее личность, тем она и свободнее. Проблему полноправия индивида Ковалевский распространяет и на нации. Свобода невозможна, по его мнению, без равенства, отсюда все нации должны быть равны между собой и сотрудничать друг с другом. Таким образом, ученый рассматривал равноправие и терпимость в качестве средства для установления в многонациональном государстве мира и порядка.

Научное и практическое значение исследования. Выводы и материалы могут быть использованы в учебном процессе, в преподавании истории политико-правовых учений, при подготовке учебных пособий и спецкурсов, а также в научных исследованиях по данной и родственной тематике.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры истории государства и права Саратовской государственной академии права, применялись автором в учебном процессе. По теме диссертации опубликованы статьи: «Проблемы сравнительного правоведения в произведениях М.М. Ковалевского» в Вестнике Волжского университета им. В.Н. Татищева (Тольятти, 1999. Серия «Юриспруденция». Вып.7) «Теория факторов общественного развития в произведениях М.М. Ковалевского», в сборнике научных статей: «Человек, общество, право» (Саратов, 2001).

Некоторые теоретические выводы исследования получили отражение в тезисах выступления на научной конференции: «Роль личности в развитии государства и права: история и современность. 230-летию со дня рождения М.М. Сперанского». (Екатеринбург, 2002).

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографии.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Комнатная, Юлия Александровна, Саратов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М.М, Ковалевский занимает одно из ведущих мест среди российских ученых конца XIX - начала XX века. Круг его научных интересов был необычайно широк. Будучи юристом, историком, социологом и этнографом, он разрабатывал сложнейшие проблемы во всех областях науки, предлагая новые оригинальные решения. М.М. Ковалевский занимался исследованием таких сложнейших вопросов, как соотношение права, свободы и солидарности, полновластия и свободы, национальный вопрос в России, а также права и свободы личности.

Роль М.М. Ковалевского для русской правовой науки поистине велика. Так, оставаясь всю свою жизнь на позициях либерализма, ученый разрабатывал его идеологию. Философской основой государственно-правовых взглядов Ковалевского являлся социологический позитивизм. Социология, по мнению ученого - это наука об общих законах развития общества. Она является методологической по отношению ко всем другим наукам. Ковалевский разработал свою теорию движущих сил эволюции общества, которая объясняет исторический прогресс сложным взаимодействием многих факторов не одинаковых на различных этапах его развития. Эти факторы, считал ученый, тесно связаны между собой и в одинаковой степени влияют друг на друга, служа основанием для изменений в праве, государстве и обществе.

Необходимо отметить, что М.М. Ковалевский был последовательным сторонником историко-сравнительного метода. Следует отметить, что с именем этого ученого связывают не только применение данного метода в конкретных исследованиях, но и разработку его теории. Основной задачей историко-сравнительного метода Ковалевский считал выделение в особые категории сходных явлений, вызванных одинаковыми условиями, что дает, тем самым, материал для построения истории прогрессивного развития форм общежития и их внешнего выражения - права. Для изучения истории права Ковалевский разработал особые .методологические приемы, одновременное использование которых даст, по его мнению, всесторонне полное и объективное изучение предмета исследования. Безусловно, историко-сравнительный метод позволил сделать М.М.Ковалевскому некоторые шаги в области исследования государства и права.

Право в концепции Ковалевского имеет двоякое значение: право, считал ученый, есть отражение требований солидарности и порождаемой ею «идеи долга», это право предшествует государству и порождает позитивное право; позитивное же право носит нормативный характер и обеспечивается принудительной силой государства. Очень важно для русской правовой науки и то, что Ковалевский рассматривал право как продукт исторического развития общества. Право, само являясь одним из социальных факторов, развивается в результате взаимодействия таких факторов: экономики и политики, религии и нравственности, науки и искусства. Ковалевский выделял несколько форм, в которых осуществляется внешнее бытие правовых норм: обычай, закон и указ. По мнению ученого именно обычное право порождает право позитивное, носящее нормативный характер, обеспечиваемое принудительной силой государства и существующее в форме закона и указа. Велика роль Ковалевского в разработке признаков закона, а т акже в рассмотрении вопроса о соотношении закона и указа.

Важное место в своих работах уделял М.М. Ковалевский вопросу о взаимоотношении общественной солидарности и свободы, поскольку считал, что природа морали и права одна - общественная солидарность. Интересовал Ковалевского и такой вопрос: по каким причинам древние и средневековые государства слабо обеспечивали свободу личности? Ученый считал, что там, где отсутствует равенство нет благоприятных условий для развития личной автономии. Ковалевский справедливо отмечал, что все будущее человечества зависит от согласования этих двух начал. Велико значение для нашего времени вывода ученого о том, что прочным порядком политического устройства могут быть только те образцы правления, при. которых народ обладает свободой самоопределения, т.е. под условием соблюдения норм права, в свою очередь являющихся вынужденными властью требованиями общественной солидарности.

Не обошел стороной М.М. Ковалевский и такой острый для России вопрос, как национальный. Ученый считал, что для его решения необходимо использовать и научные исследования. Он отмечал, что Россия стала многонациональной державой в результате того, что присоединенным нациям было обещано равенство перед законом и уважение к народным особенностям. Для того чтобы в такой многонациональной державе установился мир и порядок, нет другого средства кроме равноправия и терпимости. Государство в основу своей политической стабильности должно положить две политические аксиомы: свобода совести и равенство граждан перед законом. Нельзя не оценить данный вывод ученого и для современной России, в которой национальный вопрос стоит как никогда остро.

Большое внимание в своих теоретических исследованиях М.М.Ковалевский уделял вопросу о происхождении государства и отмечал, что ответ на него скорее можно найти в данных этнографии. Следует отметить, что М.М. Ковалевскому принадлежит заслуга разработки ряда сложнейших проблем этнографии, например ученый открыл и исследовал семейную общину на Кавказе, описал пережитки родового строя у народов Дагестана, Грузии, Осетии. Все данные, полученные в результате этнографических исследований, он успешно применял при изучении общих вопросов государства и права. Так, например, результаты таких исследований дали возможность Ковалевскому сделать вывод, что власть возникает в результате психического воздействия сильной и одаренной личности на пассивные массы. Следовательно, считал он, основой всякого государства является психологический мотив - готовность подчиняться. При этом Ковалевский утверждал, что политический прогресс возможен, и что в конечном итоге он ведет не к созданию объединяющего человечество мирового государства, а к образованию автономных политических тел, вступающих между собой в постоянные союзы и побуждаемых к сохранению мира экономическим расчетом, заботой о расширении обмена, что возможно только в условиях свободного рынка.

Исследует ММ. Ковалевский и такую проблему как соотношение понятий полновластия и свободы. Ученый считал, что эти два понятия взаимно «покрывают» друг друга, то есть совпадают в случае, если речь идет об индивиде. Чем полновластнее личность, тем она свободнее. Когда же речь идет о соотношении этих понятий по отношению к правительству, то они вступают между собой в противоречие, выходом из которого может быть либо ограничение свободы, либо упразднение самой идеи полновластия.

Таким образом, рассмотрение государственно-правовых взглядов М.М.Ковалевского - одного из талантливых и видных представителей русской правовой науки важно с точки зрения восполнения пробела в истории русской политической и правовой идеологии и для характеристики либерализма и его исторических судеб. В научных трудах Ковалевского нашли отражение ряд проблем, актуальных и в настоящее время.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Политико-правовые воззрения М. М. Ковалевского»

1. Правовые источники и. официальные документы.

2. Манифест 17 октября 1905 г. //Государственная дума в России в документах и материалах. М., 1957. 645 с.

3. Материалы по земскому общественному устройству» СПб., 1885.

4. Партия демократических реформ. Программа. СПб., 1905.

5. Партия демократических реформ. Речи членов партии в первой Государственной Думе. СПб., 1907.

6. Первая Государственная Дума. Алфавитный список и подробные характеристики членов Государственной Думы. М., 1906.

7. Полное собрание речей императора Николая II. 1894-1906. СПб., 1906.

8. Монографические исследования и учебники.

9. Азаревич Д.И. История Византийского права. Ярославль, 1876. Т.1. 4.1. 118 с. Т. 1.4.2. 355 с.

10. Акчурина II.В. Историческое правоведение: становление, развитие в России в 30-70-х годах XIX века. Саратов, 2000. 178 с.

11. Белоконский И.П. Земское движете. М., 1995. 397 с.

12. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879. 728 с.

13. Боголепов A.A. М.М. Ковалевский как историк политической мысли. Пг., 1916. 23 с.

14. Бороноев А.О. М.М. Ковалевский первый русский социолог //Ковалевский М.М. Социология. М., 1997. С. 3-17.

15. Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Одесса, 1901. 312 с.

16. Ведерников В В., Китаев В.А., Луночкин A.B. Конституционный вопрос в русской либеральной публицистике 60-80-х годов XIX века. М., 1997. 38 с.

17. Виноградов П.Г. М.М. Ковалевский. Некролог. СПб., 1916. 27 с.

18. Витте С.Ю. Самодержавие и земство. Петербург, 1908. 218 с,

19. Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне 1 Мировой войны. М., 1993.-191 с.18. 1 оббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. 503 с.

20. Градовский A.B. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в Санкт-Петербургском университете 10 октября 1866 г. Собр. соч. СПб., 1899. Т.1. 421 с.

21. Гумбольдт Вильгельм. О разнообразии строя человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. Б.м., 1836. 366 с.

22. Дюги Л. Государство, объективное право и положительный закон. СПб., 1908. 286 с.

23. Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. 957 с.

24. Дюги Л. Право социальное, право индивидуальное и преобразование государства. М., 1909. 211 с,

25. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991. 572 с.

26. Еллинек Г. Право современного государства. СПб., 1903. 532 с.

27. Емельянова И.А. «Всеобщая история права» в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). Казань, 1981. 4.1. 159 с.

28. Емельянова И.А. Историко-правовая наука России XIX в. История русского права: Методологические и историографические очерки. Казань, 1988. 156 с.

29. Загоскин Н.П. История права русского народа. Лекции и исследования но истории русского права. Казань, 1899. Т.1. 512 с.

30. Загоскин Н.П. Метод и средства сравнительного изучения древнейшего обычного права славян вообще и русских в особенности. Казань, 1877. 52 с.

31. Загоскин Н.П. Наука истории русского права. Казань, 1891. 530 с.

32. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX века. М., 1975. 530с, 172 с.

33. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 2,69 с.

34. Иванов Р.В. История русской общественной мысли. Пг., 1918. 303 с.

35. Ивановский В В. Вопросы государствоведения, социологии, политики. Казань, 1877. 302 с.

36. Ивановский H.A. М.М. Ковалевский. Библиографический очерк. Пг., 1916. 29 с.

37. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века. Л., 1969. 131 с.

38. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М., 1979. 202 с.

39. Кареев Н И. Основы русской социологии. СПб., 1996. 368 с.

40. Ковалевский М.М. Государственное право Англии. СПб., 1906. 321 с.

41. Ковалевский М.М. Государственное право европейских держав. Б.м., 1984. 384 с.

42. Ковалевский М.М. Действительная природа Государственной Думы. Харьков, 1905. 29 с.

43. Ковалевский М.М. Демократия и ее политическая доктрина. СПб., 1913. 205 с.

44. Ковалевский М.М. Дух законов. СПб., 1900. C.I-XCI.

45. Ковалевский М.М. Из истории государственной власти в России. М., 1905. 112 с.

46. Ковалевский М.М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М., 1880. 58 с.

47. Ковалевский М.М. История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда III. Б.м., 1876. 219 с. 47. Ковалевский М.М. История государственного права. Б.м., б.г. 336 с.

48. Ковалевский М.М. История монархии и монархических доктрин. СПб., 1912. 146 с.

49. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т.1.: 292с., Т.2.: 304 с.

50. Ковалевский М.М. Краткий обзор экономической эволюции и подр аз деление ее на периоды. СПб., 1899.

51. Ковалевский М.М. Международная школа Парижской выставки. М., 1900. 15 с.

52. Ковалевский М.М. Национальный вопрос и равенство подданных перед законом. Варшава, 1906. 15 с.

53. Ковалевский М.М. О методологических приемах при изучении раннего периода в истории учреждений. М,, 1878. 22 с.

54. Ковалевский М.М. Общее конституционное право. СПб., 1908. 119 с.

55. Ковалевский М.М. Общее учение о государстве. СПб., 1909. 214 с.

56. Ковалевский М.М. Общий ход развития политической мысли во второй половине XIX века. СПб., 1905. 47 с.

57. Ковалевский М.М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. М., 1906. Т.2. 493с., Т.З. 292 с.

58. Ковалевский М.М. Очерк истории распада общинного землевладения в кантоне Ваад. Лондон, 1876. 38 с.

59. Ковалевский М.М. Очерк по истории политических учреждений в России. СПб., 1908. 243 с.

60. Ковалевский М.М. Первобытное право. М., 1886. 167 с.

61. Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. Т.1. СПб., 1912. 660 с.

62. Ковалевский М.М. Рабочий вопрос в середине века. Б.м., 1902. 11 с.

63. Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем, будущем и отдаленном прошлом. СПб., 1905. 160 с.

64. Ковалевский М.М. Русская конституция. СПб., 1906.

65. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886.

66. Ковалевский М.М. Социология. СПб., 1910. Т. 1. 300 с. Т.2. 296 с.

67. Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906. 42 с.

68. Ковалевский М.М. Чем Россия обязана Союзу объединенного дворянства. СПб., 1914. 75 с.

69. Ковалевский М.М. Что такое парламент? СПб., 1906. 41 с.

70. Ковалевский М.М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. М., Т.1., 1898. 712 с. Т.2., 1900. 998 с. Т.З., 1903. 435 с.

71. Ковалевский М.М. Экономический строй России. СПб., 1900. 240 с.

72. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995. 279 с.

73. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964. 207 с.

74. Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. СПб., 1893. 593 с.

75. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1904. 354 с.

76. Коркунов Н.М. Указ и закон. СПб., 1894. 408 с.

77. Корнилов A.A. Курс истории России XIX века. М., 1993. 446 с.

78. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1966. 504 с.

79. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1920. 316 с.

80. Куприн Н.Я. Ковалевский. М., 1978. 219 с.

81. Лабуле Э. Право и законодательство и администрация. СПб., 1869. 222 с.

82. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М., 1995. Т.1. 548 с.

83. Лешков В.Н. Русский народ и государство. История русского общественного права до XVII века. СПб., 1858. 612 с.

84. Луковская Д.И. социологическое направление во французской теории права. Л., 1972. 128 с.

85. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985. 161 с.

86. Магазинер Я М. Политическая идея М.М. Ковалевского в связи с характеристикой его личности. Пг,, 1917. 63 с.

87. Маклаков В.А. Первая Государственная Дума. Париж, 1939. 215 с.

88. Малинова O.IO. Либеральный национализм (середина XIX начало XX века). М., 2000. 254 с.

89. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. 316 с.

90. Мейер Д.И. Древнее русское право залога //Юрид. сб., издав. Д.И. Мейером. Казань, 1855. 60 с.

91. Мещерский В.П. Мои воспоминания. СПб., 1897. Т.1. 144 с.

92. Милюков П.Н. М.М. Ковалевский как социолог и как гражданин. //М.М. Ковалевский. Ученый, государственный, общественный деятель и гражданин. Пг, 1917. С. 135-139.

93. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999. 672 с.

94. Морошкин Ф.Л. Об Уложении и последующем его развитии. М., 1839. 63 с.

95. Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879. 217 с.

96. Нерсесянц B.C. Право математика свободы. М., 1996. 160 с.

97. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. 647 с.

98. Новгородцев П.И. Предисловие к Русскому переводу работы Л. Дюги «Конституционное право». М., 1908. С. 2 31.

99. Овсянико-Куликовский Д.Н. Происхождение языка и художественного творчества //Итоги науки в теории и практике. М., 1914. Т.Х. 215-223 с.

100. Оршанский И.Г. Исследования по русскому праву обычному и брачному. СПб., 1879. 453 с.

101. Палиенко Н.И. Учение о сущности права и правовой связанности государства. Харьков, 1908. 240 с.

102. Пахман C.B. Обычное гражданское право в России. СПб., 1877. Т. 1. 447 с.

103. Пахман C.B. О современном движении в науке права. СПб., 1882.

104. Пахман C.B. О судебных доказательствах по древнему русскому праву, преимущественно гражданскому в историческом их развитии. М., 1851. 212 с.

105. Поляков A.B. Политико-правовое учение Чичерина //Чичерин Б.Н. Избранные груды. СПб., 1997. С. 3 14.

106. Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений: Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права. М., 1901. 640 с.

107. ПухтаГ'. Энциклопедия права. Ярославль, 1867. С. 24.

108. Пяткина С.А. Юридический позитивизм в России. М., 1965.

109. Ренненкампф Н.К. Очерки юридической энциклопедии. Киев, СПб., 1880. 287 с.

110. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. СПб., 1907. 237 с.

111. Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. М., 1960. 263 с.

112. Секиринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. М., 1995. 286 с.

113. Сергеевич В.И. Задача и метод государственных наук. М.» 1871, 231 с.

114. Скрипилев Е.А. Утверждение историко-сравнительного метода в русском правоведении XIX начала XX веков //Проблемы сравнительного правоведения. М,, 1981.

115. Соколов К. М.М. Ковалевский, как учитель конституционного права //Сб. статей. М.М. Ковалевский. Ученый, государственный, общественный деятель и гражданин. Петроград, 1917. С. 233 244.

116. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России //Соч. в 2-х томах. T l. М., 1989. 892 с.

117. Сорокин П.А. Теория факторов М.М. Ковалевского //Сб. ст. М.М. Ковалевский, ученый, государственный, общественный деятель и гражданин. Пг., 1917. С. 180- 195.

118. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Казань, 1906. 440 с.

119. Станиславский А.Г. О происхождении положительного права. Харьков, 1856. 60 с.

120. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 572 с.

121. Тарановский Ф.Ю. Сравнительное правоведение в конце XIX века. Варшава, 1902.

122. Тард Г. Общественное мнение и толпа. М, 1902. 201 с.

123. Тилле A.A. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975. 207 с.

124. Тилле A.A., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1978. 200 с.

125. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1966. 453 с.

126. Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989. 141 с.

127. Устинов В.М. М.М. Ковалевский. Харьков, 1902. 56 с.

128. Хайлова Н.Б. М.М. Ковалевский //Политическая история России в партиях и лицах. М., 1994. С. 191 -214.

129. Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. 1. Основы. М., 1998. 479 с.

130. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. М., 1949. Т.VII. С. 460.

131. Чичерин Б.Н. Польский и еврейский вопросы. Ответ на открытые письма Н.К. Ренненкампфа. Берлин, 1901. 64 с.

132. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. 336 с.

133. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907. 588 с.

134. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М., 1980. 416 с.

135. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Собр. соч. Т.21.

136. Эсмен А. О делегации законодательной власти. Б.м., 1894. 306 с.

137. Этьен де Ла-Боэси. Рассуждение о добровольном рабстве. М., 1952. 130 с.

138. Яковенко В.И. Очерки русской философии. СПб, 1985.

139. Журнальные и газетные статьи.

140. Грацианский Н.П. М.М. Ковалевский как историк средневековья //Русская мысль, 1916. №6. С. 15-21.

141. Гуревич П.В. М.М. Ковалевский //Правоведение, 1971. №5. С. 127-132.

142. Думашевский ПА. Наше правоведение, что оно и чем должно быть //Журнал м-ва юстиции, 1876. Т.32. С. 33-38.

143. Зонов В.Т. Идейно-теоретические основы исторических исследований М.М. Ковалевского //Труды Томского ун-та, 1969. Т.209. Серия «история», вып. 6. С. 136-169.

144. Зонов В.Т. К вопросу об эволюции взглядов М.М. Ковалевского на сельскую общину //Труды Томского у и-та, 1964. Т. 173. С. 146-173.

145. Зорькин В.Д. У истоков буржуазной социологии права. //Весгник МГУ, 1978. №2. С. 21 -29.

146. Ковалевский М.М. Армянский вопрос //Вестник Европы, 1915. №6. С. 256-273.

147. Ковалевский М.М. Былое и Дума //Новое время, 1994. №10. С. 56-58.

148. Ковалевский М.М. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности //Сб. ст. Интеллигенция в России. СПб., 1910.

149. Ковалевский М.М. Две жизни. //Вестник Европы, 1909. Кн.6. С. 495 522. Кн. 7. С. 5-23.

150. Ковалевский М.М. Декларация прав человека и гражданина //Юридический вестник, 1889. №8. С. 143 151.

151. Ковалевский М.М. Кризис в западных конституциях //Вестник Европы. 1886. №5. С. 161 202.

152. Ковалевский М.М. Н.К. Михайловский как социолог //Вестник Европы, 1913. №4. С. 192-212.

153. Ковалевский М.М. Мое научное и литературное скитальничество //Русская мысль, 1895. Кн. 1. С. 34 45.

154. Ковалевский М.М. Молодость Бенжамена Констана //Вестник Европы, 1895. Кн.4. С. 154-171.

155. Ковалевский М М. Московский университет в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века (личные воспоминания). //Вестник Европы, 1910. Кн.5. С. 178-221.

156. Ковалевский М.М. Моя жизнь. Из воспоминаний Ковалевского //История СССР, 1969. №4. С.59-79. №5. С. 76-100.

157. Ковалевский М.М. Обзор русской литературы по государствоведению за 1909 //Вестник Европы, 1909. Кн. 12. С. 101 -112.

158. Ковалевский М.М. О задачах школы общественных наук //Вестник воспитания, 1903. №6. С. 1-17.

159. Ковалевский М.М. О труде г. Иванюкова по истории крепостного права в России//Юридический вестник, 1884. №5,6. С. 201 -223.

160. Ковалевский М.М. Очерк развития социологии в конце XIX века и начале XX века //История нашего времени. Б.м., б.г. Вып. 28. С. 145 206.

161. Ковалевский М.М. П.А. Столыпин и объединенное дворянство //Вестник Европы, 1913. №10. С. 406-423.

162. Ковалевский М.М. Политическая программа нового союза народного благоденствия //Газета «Страна», 1906. №2.

163. Ковалевский М.М. Прогресс //Вестник Европы, 1912. Кн. 2. С. 225 260.

164. Ковалевский М.М. Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии //Итоги науки. М., 1914. Т.Х. С. 238 318.

165. Ковалевский М.М. Прошлое и настоящее крестьянского землевладения //Вестник Европы, 1911. №5. С. 234 264.

166. Ковалевский М.М. Пшавы. Этнографический очерк. //Юр. вестник, 1888. №2.

167. Ковалевский М.М. Равноправие в Финляндии //Вестник Европы, 1912. Кн. 2. С. 428-442.

168. Ковалевский М.М. Современные французские социологи //Вестник Европы, 1913. №7. С. 339 369.

169. Ковалевский М.М. Социология и сравнительная история права //Вестник воспитания. М., 1902. №2. С. 31 63.

170. Ковалевский М.М. Сравнительно-историческое правоведение и его отношение к социологии //Сборник по общественно юридическим наукам.1. СПб., 1899. С. 3-36.1

171. Ковалевский М.М. Страницы из истории нашего общения с западной философией//Вестник Европы, 1915. №6. С. 157- 168.

172. Константинеско Л.-Ж. Развитие сравнительного правоведения //Очерки сравнительного правоведения. М., 1981. С. 104- 152.

173. Корнеев A.B. К вопросу о правопонимании в дореволюционной России //Гос-во и право, 1998. №5. С. 93-98.

174. Косвен М.О. М.М. Ковалевский как этнограф-кавказовед //Сов. этнография, 1951. №4. С. 116 135.

175. Орнатский С.Н. Речь об отношении между общим и частным в законодательстве и законоведении //Журнал м-ва нар. просвещения, 1839. Т.23. №8. С. 63-110.

176. Першиц А.И. Достоверны ли свидетельства «современных предков» //Природа. 1984. №2. С. 90-95.

177. Першиц А.И. Остаточные явление в культуре //Природа, 1982. №10. //Природа. 1982. №10. С. 92- 100.

178. Погодин С.Н. Вопросы спора двух историков //Вопросы истории, 1996. №11,12. С. 141-146.

179. Погодин СЛ. М.М. Ковалевский //Новая и Новейшая история, 1998. №2. С. 159-178.

180. Покровский B.C. Социально-политические и правовые взгляды М.М. Ковалевского //Советское государство и право, 1957. №4. С. 90-101.

181. Полянский Ф.Я. проблемы общины в работах М.М. Ковалевского //Вестник МГУ, 1952. №7. С. 87-100.

182. Попов А.Н. Об опеке в связи с общественным бытом Древней России //Юрид. зап., издав. П.Г, Редкиным. М., 1842. Т.2. С. 49-77.

183. Сабо И. Теоретические проблемы сравнительного правоведения //Сравнительное правоведение. М., 1978. С. 54-75.

184. Салогубова Е.В. Влияние римского права на российское гражданское процессуальное законодательство //Вестник МГУ. Серия Права, 1997. №2. С. 29-37.

185. Сперанский М.М. Основания российского права //Правоведение, 2001. №3. С. 225-230.

186. Стоянов А.Н. Научное значение всеобщей истории законодательств //Юридический вестник, 1879. Т.10. С. 604-640.

187. Струве П.Б. М.М. Ковалевский //Русская мысль, 1916. №4.

188. Тимошина Е.В. Рукописное наследие М.М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения//Правоведение, 2001. №3. С. 220224.

189. Филиппов Н.В. М.М. Ковалевский исследователь обычного права //Юридический вестник, 1916. T.XV. С. 143-157.

190. Щетинин Б.А. М.М. Ковалевский и Московский Университет 80-х годов //Исторический вестник, 1916. Май. С. 483-490.

191. Шувалов Ф. Русский друг Карла Маркса //Нар. образование, 1968. №5. С. 91.1. Авторефераты.

192. Васильев О.Д. Проблема разделения права на публичное и частное в русской позитивистской теории права в конце XIX начале XX вв. Автореф. канд. дисс. юрид. наук. Саратов, 1999. 39 с.

193. Глушкова С.И. Права человека в истории общественно-политической мысли России, конец ХУШ в. 1917г. Автореф. канд. дисс. истор. наук. Екатеринбург, 1995. 24 с.

194. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России (историко-критическое исследование). Автореф. доктор, дисс. юрид. наук. М., 1978. 34с.

195. Летяев В.А. Рецепция римского права в России XIX начала XX в. (историко-правовой аспект). Автореф. доктор, дисс. юрид. наук. Саратов, 2001.44 с.

196. Федотова Г.А. Политическое учение М.М. Ковалевского. Автореф. канд. дисс. юрид. наук. М., 1973. 24 с.

2015 © LawTheses.com