Права человека в условиях формирования правового государства в Республике Таджикистантекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Права человека в условиях формирования правового государства в Республике Таджикистан»

УДК: 342.7 (575.3) На правах рукописи

Миралиев Иефандиёр Карахоиович

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

!■' ■ П "~1< ' • • • ,. (

Душанбе - 2014

005547922

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор Сативалдыев Рустам Шарофович

Поляков Сергей Борисович -

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО ПГНИУ «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Обидов Дилшод Солиджонович -

кандидат юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики

Ведущая организация:

Академия Министерства внутренних дел Республики Таджикистан

Защита диссертации состоится 16. мая 2014г. в 14.00. на заседании Объединенного диссертационного совета ДМ 737.004.08 па базе Таджикского национального университета, Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, Межгосударственного образовательного учреждении высшего профессионального образования "Российско-Таджикский (славянский) университет" по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки,17.

С диссертацией можно ознакомиться на сайте www.tnu.tj и в библиотеке Таджикского национального угашерситета по адресу: 734025, г. Душанбе, пр. Рудаки,17

Автореферат разослан «_

Учёный секретарь диссертационного совета,

кандидат юридических наук, доцент I ДА.В Золотухин.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Современная модель взаимосвязи правового государства и прав человека, выстраиваемая и реализуемая в различных вариациях, не возникла на пустом месте. Она является продуктом деятельности многих поколений философов и мыслителей, научных изысканий, политической борьбы за права и свободы и опирается на предшествующий опыт человечества. Изначально права человека стали трактоваться во взаимосвязи с определенными моделями организации власти. Идейные истоки теории взаимосвязи государства (полиса) и прав человека восходят к эпохе античности. Исторический процесс формирования и признания прав человека, расширения их объема, гарантированности прав и свобод личности протекал в рамках государственно-организованного общества. По мере приобретения государством правовых начал становилось возможным официально-властное признание прав и свобод человека. Международными документами и национальными конституциями на современные государства возложена обязанность по соблюдению, защите и обеспечению прав человека. Глобальные вызовы и угрозы современности повышают роль государства в сфере защиты прав человека. Становление и развитие прав человека как проявление вечной проблемы взаимоотношения личности и власти, человека и государства неразрывно связано с развитием государственности в целом. Исходя из этого, исследование прав человека в контексте их связи с государством является актуальным.

Республика Таджикистан по Конституции 1994 г. провозглашена правовым социальным государством. На конституционном уровне признана высшая ценность человека, его прав и свобод. В рамках Конституции выстроена модель взаимоотношения правового государства и прав человека, которая включает необходимые, апробированные человеческим опытом параметры правовой государственности (неотъемлемые права человека, верховенство правового закона, разделение властей, конституционная законность, права человека как исходный критерий правового качества законов и правового характера деятельности государственных органов, взаимная ответственность государства и личности). Начался отход от идеологических парадигм взаимоотношения государства и личности. Концепция октроированных прав и свобод граждан сменилась концепцией прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Существенное изменение претерпел конституционный статус личности на основе различения прав человека и прав гражданина. В целом на конституционном уровне определены правовые основы взаимоотношения государства и прав человека в условиях построения правового государства в Таджикистане.

Тем не менее предстоит долгий и нелегкий путь для реализации конституционно-правовой модели взаимоотношения правового государства и прав человека. На реализацию указанной модели оказывают влияние следующие условия и факторы: конкретно-историческая обусловленность доктрины правового государства и прав человека; многообразие научных

трактовок правового государства и прав человека в рамках различных концепций (естественно-правовая, неопозитивистская, либертарно-юри-дическая, ингегративная, антропологическая и др.); разнообразие моделей взаимоотношения правового государства и прав человека; динамизм общества, государства, прав и свобод человека; универсальность прав человека и проявление культурных, религиозных, политических, экономических различий; внешние факторы (глобальные вызовы современности, международный терроризм, военные конфликты, глобализация и др.). Указанные факторы и условия, влияющие на выбор и последующую реализацию желаемой модели правового государства и прав человека, требуют научного исследования, что служит очередным доказательством актуальности темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Концептуальные аспекты и проблемы правового государства и прав человека издавна привлекали внимание целого ряда поколений философов и мыслителей (Солон, Демокрит, Аристотель, Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Г. Гегель, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов и др.). Вопросы государства и прав личности находились в центре внимания различных поколений советских юристов (Н.В. Крыленко, Д.И. Курский, A.A. Малицкий, Е.Б. Пашуканис, М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Г.А. Белов, И.Т. Голяков, В.Е. Гулиев, A.C. Пиголкин, И.С. Самощенко, С.Н. Братусь, С.Ф. Кечекьян, И.Е. Фарбер, B.C. Комаров, Н.В. Витрук и др.).

Большой вклад в научную разработку проблем правового государства и прав человека внесли современные ученые-юристы - С.С. Алексеев, М.В. Баглай, В.Е. Гулиев, В.Д. Зорькин, В.Н. Кудрявцев, Д.А. Керимов, Б.М. Лазарев, В.В. Лапаева, Р.З. Лившиц, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, Н.И. Мату зов, A.B. Малько, Н.С. Малеин, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, М.И. Пискотин, И.Л. Петрухин, С.Б. Поляков, О.Ю. Рыбаков, Б.Н. Топорнин, Ю.А. Тихомиров, P.O. Халфина, В. А. Четвернин и многие другие.

Проблемам правового государства и прав человека посвятили свои труды ученые-юристы Таджикистана - Г.С. Азизкулова, И.Б. Буриев, А.М. Диноршоев, А.Х. Маликова, Д.М. Муллоев, Р.Ш. Сативалдыев, Б.А. Сафаров, Д.С. Сафаров, Ф.Т. Тахиров, А.Г. Халиков и др.

Несмотря на обилие научной литературы, проблема взаимоотношения правового государства и прав человека как юридически структурированной модели с учетом многообразия их трактовок и реализации в условиях Таджикистана не стала предметом специального комплексного научного анализа в юридической науке республики.

Объектом исследования являются общественные отношения и социальная практика, складывающиеся в процессе выстраивания и реализации модели взаимоотношения правового государства и праз человека.

Предметом исследования являются идеи, понятия, концепции; теории правового государства и прав человека, практика их воплощения на уровне научной доктрины, законодательства, социальной и юридической практики.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является историко-правовой и общетеоретический анализ формирования и развития научного знания о взаимоотношении правового государства и прав человека и его преломления в условиях Республики Таджикистан в рамках адекватной условиям страны модели.

Исходя из указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи: ^

- исследование формирования и последующего развития идей, представлений, концепций о взаимосвязи государства и личности, власти и прав человека в истории политической и правозой мысли;

- выявление преемственности и новизны в развитии государства и прав человека, определение конкретно-исторической обусловленности прав человека, их изменчивости и динамизма, связанности с правовыми началами государства;

- анализ взаимосвязи правового государства и прав человека в рамках современных научных исследований;

- исследование взаимоотношения правового государства и прав человека в рамках многообразия их доктринальных трактовок, различных методологических подходов;

- выявление факторов, способствующих многообразию научных трактовок правового государства и прав человека;

- теоретический и практический анализ конституционно-правовой модели правового государства и прав человека в Республике Таджикистан, определение ее параметров и структурных компонентов;

- исследование трансформации правового статуса личности в условиях различения прав человека и прав гражданина;

- исследование взаимосвязи социального правового государства и прав человека, в частности, роли государства в реализации социально-экономических и культурных прав человека;

- научный анализ выстраивания и реализации правовой политики в сфере прав человека в Республике Таджикистан.

Научно-методологическая и нормативная основы диссертации. В диссертации с учетом цели, предмета и объекта исследования нашли применение общефилософские методы научного анализа - диалектический, историко-логический, функциональный, системно-структурный, а также общенаучные принципы научного познания - всесторонность и объективность исследования. В диссертации применены также специальные юридические приемы научного анализа - формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, метод юридического моделирования.

Научную базу диссертации составили общепризнанные выводы и положения российской и отечественной юридической науки, научные труды ученых-юристов, достигнутые ими научные результаты, касающиеся темы диссертации. Теоретическую основу диссертации составили взгляды, идеи, концепции мыслителей и философов, сформулированные на различных этапах исторического развития. Использованы также относящиеся к работе

социологические данные, учтены явления, социальные процессы и тенденции общественного развития.

При написании диссертации использована необходимая для целей исследования нормативно-правовая база - Конституция и законы Республики Таджикистан, указы Президента и постановления Правительства республики. В работе нашли широкое применение международные правовые акты в сфере прав человека. В целях исследования правовой политики в сфере прав человека использованы программные документы, принятые в Республике Таджикистан.

Научная позкзиа диссертационного исследования. В диссертации впервые в юридической науке Республики Таджикистан осуществляется специальный научный анализ взаимоотношения правового государства и прав человека на основе историко-правового и политико-правового анализа формирования и развития теоретических и научных знаний в сфере взаимосвязи государства и . ¡человека, его прав и свобод. Анализируется процесс выстраивания конституционно-правовой модели взаимоотношения правового государства и прав человека и степень ее практического внедрения в рамках многообразия научных подходов. Обосновывается модель взаимоотношения социального правового государства и социально-экономических, культурных прав человека. Предпринято одно из первых в юриспруденции Таджикистана исследование правовой политики в сфере прав человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешное построение правового государства в Республике Таджикистан зависит от реализации соответствующей концепции прав человека,' ее адекватности реальным условиям жизнедеятельности общества, соответствия существующему уровню общественного сознания, степени ее восприятия населением. У каждого народа есть свой собственный путь к правовому государству. Каждый народ по-своему воспринимает также ценности с области прав человека. Достигнутый уровень социально-экономического, политического и духовного развития общества, психология, сознание, менталитет, национальные традиции служат определяющими факторами реализации идей и ценностей правовой государственности, а также практического воплощения прав человека.

2. Современные трактовки взаимосвязи правового государства и прав .■человека в Таджикистане характеризуются следующими моментами: а)

проводятся на фоне построения правового государства, гражданского общества и апробирования различных концепций прав человека; б) ;< подвержены динамизму, корректируются и приспосабливаются к условиям ■■..•V. страны под воздействием конкретно-исторических условий, национальных - традиций, достигнутого уровня и новых потребностей общественного развития; в) плюрализм теоретических подходов к государству, праву, правам человека обуславливает многообразие подходов к проблеме взаимосвязи правового государства и прав человека; г) разрабатываются с учетом динамизма условий жизнедеятельности общества, возвышения роли

современного государства в решении острых социальных и глобальных проблем, в обеспечении социальной консолидации общества.

3. Взаимосвязь правового государства и прав человека представляет собой модель равных и партнерских взаимоотношений государства как правовой формы организации власти и свободной личности посредством их взаимных прав и обязанностей, взаимной ответственности на основе господства права и правового закона и в рамках гражданского общества.

4. Взаимосвязь правового государства и прав человека проявляется в следующих формах: а) официально-зластное признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав л свобод человека на уровне международного и национального права; б) создание государством необходимых условий и гарантий для реализации личностью ее прав и свобод; в) становление гражданского общества, перекладывание на него ряда управленческих функций, активное участие граждан в организации и функционировании государственной власти как непосредственно, так и через их общественно-политические объединения; г) разумное сочетание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, чувство ответственности личности перед собственным государством и мировым сообществом, высокая гражданская позиция граждан; д) взаимная ответственность государства и личности как условие разумного баланса власти и свободы; е) организация государственной власти в строго правовых рамках — на основе верховенства права и правового закона, разделения властей, конституционного контроля и иных контрольных механизмов.

5. Непременным условием успешной реализации прав человека является их осознанность людьми. Деформация общественного сознания, проникновение в его структуру нездоровых элементов, правовой нигилизм, укоренение патерналистских взглядов и иждивенческой психологии служат преградой для разумного восприятия прав человека, осознания человеком своего искомого социального и правового положения в обществе, своих неотчуждаемых и неотъемлемых прав и свобод. Недопустимо игнорирование культурно-цивилизационного различия, поскольку права человека отражают духовный мир человека, воспринимаются и оцениваются им в рамках его мировоззрения, морали, нравственных убеждений, религиозного, нравственного сознания.

6. На выбор определенной концепции прав человека влияют следующие факторы: а) установленный в стране политический режим, цели, задачи и функции государства, степень проявления демократических процессов; б) культурно-цивилизационные устои общества, в частности, религия, мораль, нравственность; в) связь прав человека с религией, моралью, нравственностью, сложившимися стереотипами, традициями, сознанием, психологией, менталитетом населения обуславливает многообразие восприятия, осознания и понимания прав и свобод человека; г) динамика прав человека, их изменчивость, способность адаптироваться к условиям жизнедеятельности общества; д) степень завершенности формирования гражданского общества, его структура, степень взаимодействия с государством.

7. Юридическая (конституционно оформленная) конструкция (модель) «суверенного, демократического, правового, светского и унитарного государства» отражает специфику таджикистанской модели правового государства и прав человека. Своеобразие данной конструкции (модели) проявляется в следующем: а) основывается на востребованной глобальными вызовами и угрозами идее защиты суверенитета государства и его национальных интересов; б) предполагает развитие демократических институтов, политическую активность граждан и иных структур гражданского общества; в) осуществляется с учетом исторических условий, геополитического положения страны, религиозного, нравственного, политического сознания и иных социокультурных доминант; г) требует выстраивания особой конфессиональной модели взаимоотношения государства и личности, гарантирующей свободу вероисповедания, создание атмосферы неприятия радикальных религиозных течений, конструктивное участие религиозных организаций в общественной жизни; д) отражает специфику форм национальной государственности; е) реализовывается в конкретно-исторических условиях страны, с учетом уровня ее социально-экономического, полтического и духовного развития, национальных традиций, психологии, сознания, менталитета местного населения, уровня правосознания и правовой культуры, сохранившихся компонентов традиционного общества, национальной идентичности.

8.(Правовой статус человека и гражданина в условиях построения правового государства характеризуется следующими чертами и проявлениями: а) взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека и гражданина как условие взаимной ответственности государства и личности, повышения чувства ответственности и гражданского долга; б) разграничение прав человека и прав гражданина, естественных и позитивных прав; в) изменчивость под воздействием проводимых в республике экономических, социальных, политических реформ; г) подверженность деформации под влиянием правового нигилизма либо романтизма, деформации правосознания, распространения коррупции; д) наличие тенденции к неустойчивости под влиянием социальных катаклизмов, неурядиц, распространения политического и религиозного радикализма, углубления имущественной поляризации населения, влияния политической нестабильности в регионе.

9. Переход от правового государства к государству социальному связан с эволюцией прав человека (от гражданских и политических прав к социальным, экономическим и культурным правам), активизацией социально-экономической деятельности государства, объективными условиями повышения роли современного государства в решении глобальных проблем человечества. Конструкция «правовое социальное государство» объясняет сущностную характеристику государства в качестве как правового, так и социального. Правовое социальное государство обязано признавать, соблюдать и обеспечивать весь комплекс гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав человека. На

специфику модели правового социального государства в условиях Таджикистана оказывают влияние уровень социально-экономического развития общества, природные ресурсы, энергетический потенциал республики, состояние аграрного сектора, уровень развития свободной экономической деятельности и предпринимательства, образовательная политика, качество медицинских услуг и т.д.

10. Правовая политика в сфере прав человека - это деятельность государственных и общественно-политических субъектов в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, осуществляемая на основе комплекса правовых идей, ценностей, программ и юридических средств. Пршщипами правовой политики в сфере прав человека являются: научная обоснованность; программность; стратегическая направленность; высшая социальная ценность человека, его прав и свобод; защита прав и свобод человека и гражданина; взаимосвязь прав, свобод и обязанностей личности; взаимная ответственность государства и личности.

Теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты проведенного исследования имеют теоретическое значение для углубления понимания взаимоотношения правового государства и прав человека, дальнейших научных исследований правового государства, прав и свобод человека и гражданина в теории государства и права, конституционном праве и иных смежных научных дисциплинах. Выводы и положения диссертации могут использоваться при выстраивании и реализации модели взаимоотношения правового государства и прав человека с учетом конкретно-исторических условий и социально-культурных доминант, при реализации правовой политики в сфере прав человека государством и иными общественно-политическими субъектами (политические партии, общественные объединения, отдельные граждане и др.). Результаты диссертационного исследования могут применяться в учебном процессе, при чтении учебных курсов «Теория государства и права», «Права человека», «История прав человека», «История политических и правовых учений», «Конституционное право» и др., а также при выполнении дипломных и магистерских проектов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация выполнена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета и неоднократно обсуждалась на ее заседаниях. Материалы диссертации докладывались на различных республиканских и международных конференциях: «Международная научно-теоретическая конференция, посвященная 80-летию одного из основополжников кафедры педагогики и психологии ТНУ академика Д.И. Фельдштейна" (г. Душанбе, 27 октября 2010 г.); Международная научная конференция на тему: «Реализации прав человека в Республике Таджикистан» (Финляндия, город Турку, Институт Турку Або, 1 - 21 июня 2012 г.); Научно-практическая конференция, посвященная 20-летию создания института президентства в Таджикистане (г. Душанбе, 25 ноября 2010 г.); Научно-практическая конференция, посвященная 62-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека (г. Душанбе, 10 декабря 2010 г.);

Научно-практическая конференция, посвященная 65-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека на тему: «Права человека как международное достижение» (г. Душанбе, 10 декабря 2013 г.). По теме диссертации опубликованы б научных статей, из них 4 научные статьи - в журналах, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, оценивается степень ее научной разработанности, определяются предмет, объект, цели, задачи исследования, его научная новизна, теоретическое и практическое значение, формулируются научные положения, выносимые на защиту, излагается апробация результатов исследования.

В первой главе - «Взаимосвязь правового государства и прав человека: идейные истоки и современные научные трактовки» - исследуются формирование и развитие идей и теорий взаимосвязи государства и прав человека, современные трактовки взаимосвязи правового государства и прав человека, взаимосвязь правового государства и прав человека в рамках их доктринальных трактовок.

В первом параграфе - «Генезис и развитие идей и теорий о взаимосвязи государства и прав человека» - на основе анализа сочинений мыслителей и философов (Солон, Пифагор, Демокрит, Протагор, Алтифонт, Алкидам, Платон, Аристотель, Цицерон, Полибий, Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Локк, Ш.Л. Монтескье, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Кант, Г. Гегель, К.Т. Велькер, Р.'Моль, Р. Гнейст, П.И. Новгородцев, В.М. Гессен, А. Кистяковский, С.А. Кбтляревский, Б.Н. Чичерин. И.А. Покровский, С.А. Муромцев, Н.М. Кор-кунов, Ф.Ф. Кокошкин, М.М. Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич, A.C. Ященко, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, A.A. Богданов, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов) прослеживается генезис и развитие представлений о взаимосвязи государства и человека, государства и прав человека в эпоху античности, средневековья, в Новое и Новейшее время, а также особенности современного преломления указанной проблемы. Прослеживается эволюция представлений о государстве и правах человека в трудах нескольких поколений советских юристов (Н.В. Крыленко, Д.И. Курский, A.A. Малицкий, Е.Б. Пашуканис, М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Г.А. Белов, И.Т. Голяков, В.Е. Гулиев, Ф.И. Калиньиев, A.C. Пиголкин, И.С. Самощенко, С.Н. Братусь, С.Ф. Кечекьян, B.C. Комаров и др.), после XX съезда КПСС, в 1960-1970-е гг., после XIX Всесоюзной конференции КПСС. Выявлены особенности (патернализм, религиозность, этатизм, коллективизм) воззрений персидско-таджикских мыслителей (Абунаср ал-Фараби, Абуали ибн Сина, Насируддин Туси, Низам ал-Мульк), а также суфийской концепции человека о соотношении государства и личности.

В результате проведенного исследования автором сформулированы следующие выводы: генезис и последующее развитие прав и свобод человека протекали в рамках длительного поиска разумного взаимоотношения индивидов, как между собой, так и с государством; исторический процесс формирования и признания прав человека, расширения их объема и гарантированности протекал в рамках государственно организованного общества, был составной, неразделимой частью длительной борьбы социальных слоев, групп, классов, организаций за свои права и свободы; государственный строй, развитость государственности, установленный н государстве политический режим напрямую влияют на темпы становления, характер и объем прав и свобод человека; демократические формы организации власти в большей мере способствовали прогрессу в сфере прав и свобод человека; становление прав и свобод человека не было прямолинейным и зависело от конкретно-исторических условий отдельных стран, от уровня развития общества, господствующего типа цивилизации, уровня общественного сознания и многих других факторов; итогом революционных потрясений всегда было провозглашение определенного каталога прав и свобод человека; буржуазные революции завершились провозглашением естествышых прав человека, обеспечением индивидуальной свободы человека, необходимой для становления и развития капиталистического строя; социалистическая революция в России (1917 г.) способствовала разработке советской концепции прав и свобод гражданина, реализованной в условиях социалистического строя и отрицания буржуазного индивидуализма, естественно-правовых концепций, разделения властей; становление и развитие прав человека как проявление вечной проблемы взаимоотношения личности и власти, человека и государства неразрывно связано с развитием государственности; лишь в правовом государстве человек со всеми его правами и свободами начинает осознаваться и официально признаваться как высшая социальная ценность.

Во втором параграфе - «Современные трактовки взашюсвязи правового государства и прав человека» - исследуются причины новейших трактовок взаимосвязи правового государства и прав человека, прослеживается процесс перехода от концепции октроированных прав граждан к концепции неотъемлемых прав человека, смена теоретических подходов к правам человека. Анализируются суждения авторов (Н.И. Матузов, Д.А. Керимов, В.Д. Перевалов, С.С. Алексеев, Е.А. Лукашева и др.) о необходимости пересмотра концепции прав человека в условиях трансформации отношений между государством и личностью.

Обращается внимание на предпринимающиеся в литературе попытки определения понятия «взаимосвязь правового государства и прав человека» в рамках выявления особенностей этих связей. Анализируются встречающиеся в литературе (B.C. Нерсесянц, В.В. Лапаева, Е.А. Лукашева, И.И. Лукашук и др.) различные концепции и модели взаимосвязи правового государства и прав человека: позитивистские, неопозитивистские, естественно-правовые, либертарно-юридическая. Исследуются обстоятельства, побудившие к смене

классического буржуазного либерализма новыми моделями взаимоотношения государства и прав человека. Анализируются предлагаемые в литературе (ЛИ. Глухарева, К.А. Бабаджанян, Э.К. Утяшов) подходы (индивидуалистический и коллективистский), концепции выстраивания политико-правовых отношений между государством и личностью: этатистская, либеральная и демократическая, а также идеи приоритета государственных либо личных интересов. В рамках исследования проблемы уживчивости западных моделей правового государства в постсоветских странах (B.C. Нерсесянц, М.Н. Марченко и др.) подчеркивается, что концепция неотчуждаемых прав человека, идеология буржуазного индивидуализма, идеи индивидуальной автономии, свободы индивида встречают определенные проблемы при их реализации в условиях Таджикистана. На основе суждений мыслителей и ряда авторов (И. Кант, Г. Гегель, А.П. Кочетков и др.) обоснован вывод о том, что зрелость гражданского общества служит необходимой предпосылкой реализации прав человека в соотношении с государством.

Исследуются факторы, влияющие на реализацию желаемой модели взаимосвязи правового государства и прав человека - динамизм условий жизнедеятельности общества, усиление роли современного государства в решении острых социальных и глобальных проблем, обеспечении социальной консолидации общества, глобальные угрозы - терроризм, экстремизм, войны и т.п. Сегодня в мире существуют около 500 нелегальных террористических организаций, которыми с 1968 по 1980 гг. совершено около 6 700 террористических актов, в результате которых погибло 3 668 и ранено 7 474 чел. Как свидетельствует статистика, в 1970-х годах 80% терактов были направлено против собственности, 20% - против людей. В 1980-х годах было 50% на 50%/ в 1990-х годах - уже 30% против 70%, а в начале XXI в. - 10% против 90%. Начиная с 1990-х гг. все больше стали говорить об исламском терроризме. За последние 25 лет они захватили больше всех заложников, совершили .диверсии и убийства. В настоящее время наркопреступность и наркомания являются одной из крайне опасных социальных проблем современного мира. По данным ООН, мировой оборот наркоиндустрии колеблется в пределах 400-600 миллиардов долларов США. В Афганистане производится 90% всего мирового героина.

Сотни человек погибают в военных конфликтах. По официальным данным, к маю 2012 г. общие потери коалиционных сил НАТО в Афганистане составили 3000 погибших и более 15000 раненых. Каждый год в мире возобновляются старые конфликты, разгораются новые. В списке Международной кризисной группы представлены 10 главных глобальных угроз: Судан, Турция (Курдская рабочая партия), Афганистан, Пакистан, регионы южной Сахары (Мали, Нигерия и др.), Конго, Кения, Сирия и Ливан, Центральная Азия, Ирак. Только в Сирии с начала военного конфликта уже погибло более 600 тыс. человек. i : ■

По результатам проведенного исследования обоснованы следующие выводы: ныне взаимосвязь правового государства и прав человека

пересматривается з рамках углубления научного познания государства, права и прав человека; в рамках позитивистского, естественно-правового, философского, либертарно-юридического и иных типов правопонимания можно прийти к различным выводам о взаимосвязи государства и прав человека; на характер взаимосвязи правового государства и прав человека влияет сближение естественно-правового и неопозитивистского подходов к праву; степень развитости гражданского общества служит условием разумного взаимодействия правового государства и индивидов в рамках демократического общественно-политического режима; взаимосвязь правового государства и прав человека проявляется в разнообразных формах; ныне взаимосвязь правового государства и прав человека облекается в правовую форму; конструктивная модель взаимосвязи правового государства и прав человека должна выстраиваться на основе не любого права (приказного и др.), а права, выступающего мерой свободы и равенства; современная модель взаимоотношения правового государства и прав человека формируется в рамках нового правопонимания, основанного на естественно-правовом подходе. В диссертации сформулировано авторское определение понятия «взаимосвязь правового государства и прав человека».

В третьем параграфе - «Взаимосвязь правового государства и прав человека в рамках их доктринальных трактовок» - анализируются встречающиеся в литературе (Н.И. Матузов, В.В. Вышкварцев и др.) различные определения правового государства, а также суждения авторов (М.Н. Марченко, JI.A. Морозова, В.Е. Чиркин, A.B. Петровская, В.Д. Зорькин и др.) о проблемах реализации идей и институтов правового государства. Подчеркивается, что в позитивистских, либеральных, либертарной и других теориях правового государства идея господства права может пониматься по-разному в зависимости от того, что вкладывается в понятие права в данном случае. Обоснован вывод о том, что идеал правовой государственности станет реальностью при условии ее осознания в качестве такового членами общества. Так, на осознание западных идей правового государства и прав человека в Таджикистане влияют национальные традиции, духовно-культурные устои жизнедеятельности общества, психология, сознание и менталитет местного населения. Проявления правового нигилизма либо романтизма, деформация общественного сознания, преобладание в структуре общественного сознания неправовых представлений, проникновение в общественное сознание нездоровых элементов (радикальные, экстремистские и подобные лозунги и представления) служат преградой для разумного восприятия идеи правового государства как условия свободы личности.

Успешное построение правового государства зависит от реализации соответствующей концепции прав человека, ее адекватности национально-культурным устоям общества. Каждый народ в рамках его культурно-цивилизационных доминант по-своему воспринимает права человека. Достигнутый уровень социально-экономического, политического и духовного развития общества, культурная среда, психология, сознание, менталитет

населения, национальные традиции служат факторами реализации идей правовой государственности и прав человека.

Исследуя различные подходы авторов (В.А. Максименко, A.B. Хованская и др.) к трактовке прав человека в качестве продукта западноевропейской и североамериканской культуры, отмечается, что идея западного происхождения прав человека приводит к аналогичным трактовкам сути прав человека, их универсальности, к выводу об их однолинейном развитии и распространении на основе западного опыта. Она не вписывается в реальную картину развития прав человека в современном многополярном мире, не учитывает факт растущего сопротивления незападных стран всяческим попыткам привнесения в их культурную среду инородных правовых, моральных, этических, религиозных ценностей. Права человека отражают духовный мир человека, его мировоззрение, самосознание, личностную оценку. На восприятие прав человека влияют моральные ценности, нравственные убеждения, религиозное, нравственное сознание. Культурно-цивйлизационное различие затрудняет одинаковую трактовку и восприятие прав и свобод человека. К примеру, распространяющиеся на Западе права на перемену человеческого пола, на заключение однополых браков, на свободу проведения парада гомосексуалистов и др. воспринимаются неадекватно и вызывают ответную, негативную реакцию на Востоке, особенно на мусульманском Востоке с его устойчивыми религиозными, моральными, нравственными ценностями. Неоднозначной оценке подвергается^ также индивидуалистический подход к правам человека (А.И. Медушевский, И.Ю. Антонов, A.C. Мордовцев, А.Г. Бережнова и др.), обоснованный в либеральных теориях. Исследуются различные подходы к теории универсальных прав человека (С.С. Алексеев, A.M. Диноршоев, Д.С. Сафаров, И.И. Лукашук, Е.А. Лукашева, С.П. Синх, Г.И. Муромцев и др.). Утверждению универсального подхода к правам человека способствовали закрепление фундаментальных прав человека в международных документах, их стандартизация, усилия по внедрению единого подхода к правам человека, глобализация в сфере прав человека. Однако универсализация прав человека натолкнулась на цивилизационное различие, характерное для многополярного мира, и стала терять свои доминирующие позиции в мировом масштабе.

В рамках анализа разнообразных подходов к естественным правам человека (Т. Пейн, В.А. Четвернин, Ф.Т. Тахиров, Д.И. Луковская и др.), автор подчеркивает, что на их содержание и восприятие оказывают влияние конкретно-исторические условия, национальные особенности, цивилизашш-онные различия. Сформулированные в XVII -XVIII вв. неотъемлемые права человека, естественно, не остаются неизменными. Новые условия жизнедеятельности общества (переход к государственному регулированию экономики, активизация социально-экономической деятельности современного государства, столкновение цивилизаций, глобальные вызовы и угрозы и др.) требуют новой трактовки естественных прав человека. Концепция1 естественных прав человека, хотя и основывается на незыблемых идеях и постулатах, может восприниматься по-разному в различной культурной

среде. В современном мире ярко наблюдается интеграция естественно-правового и позитивистского подходов к праву и правам человека, в частности, в рамках синтетической теории. Сомнения авторов, которые подвергают критике естественно-правовые концепции в силу того, что они не связаны с государством, можно развеять фактами закрепления естественных прав человека в позитивном законодательстве. Законодательное закрепление естественных прав не дает повода для категоричного отрицания различия между естественными и позитивными правами. Позитивное (нормативное) воплощение естественных прав не меняет самой сути, естественной природы неотъемлемых прав человека.

На трактовку прав человека влияет процесс расширения каталога прав и свобод человека, в частности коллективных прав. Так, глобальное изменение климата, военные конфликты, международный терроризм делают актуальными права народов на благоприятную окружающую среду, на мир, на международную безопасность.

Во второй главе - «Права человека в условиях построения правового государства в Республике Таджикистан» - исследуются особенности конституционной модели правового государства и прав человека в Республике Таджикистан, понятие, содержание, динамизм и особенности правового статуса человека, роль социального правового государства в обеспечении прав человека, правовая политика в сфере прав человека.

В первом параграфе данной главы - «Конституционная модель правового государства и прав человека в Республике Таджикистан» - исследуются содержательные элементы, идеи и особенности конституционной модели правового государства и прав человека, получившей официальное, юридическое оформление в Конституции Республики Таджикистан 1994 г. Последовавшая за распадом СССР политическая нестабильность, экономический спад, кризис социальной сферы, поразившие общество в годы гражданской войны в Таджикистане (1992 - 1997), не создали необходимых условий для успешной реализации данной модели. Только после восстановления конституционной власти на основе решений XVI сессии Верховного Совета республики начинает реализовываться курс к правовому государству и неотъемлемым правам человека. Начинается поэтапная реализация конституционной модели правового государства и прав человека в рамках широкомасштабных реформ в обществе. Далее раскрываются характеристики правового государства в рамках конституционной конструкции «суверенного, демократического, правового, светского и унитарного государства».

Своеобразие таджикистанской модели правового государства выражается в конструкции «светского правового государства», которая реализо-вывается в форме особой конфессиональной модели взаимоотношения государства и религии. Даная модель, с одной стороны, создает необходимые условия для реализации права каждого на свободу вероисповедания в рамках многообразия религий, в частности, ислама, христианства, иудаизма, которые свободно исповедуются в Таджикистане. Ныне в Таджикистане

функционируют 26 христианских религиозных организаций: 6 Евангельских организаций христиан-баптистов, 12 Евангельских организаций христиан, 2 Новоапостольские церкви, 2 организации Адвентистов седьмого дня, Христианская гуманитарная миссия, Миссионерский центр «Надежда», церковь «Новая жизнь», Христианская миссия «Свет миру». Если за весь советский период в Таджикистане было всего лишь семь мечетей и в конце советской власти всего 34 религиозных объединения, то ныне в республике действует 3735 религиозных объединений исламского характера. Функционируют также Исламский институт и Исламский центр.

С другой стороны, указанная модель выстраивается с учетом того, что абсолютное большинство населения Таджикистана являются приверженцами ислама, в частности, его ханифитского толка. Вопрос о приверженности мусульман республики к ханифитскому толку имеет в нынешних условиях принципиальное значение на фоне неудавшихся попыток проникновения в республику салафизма и религиозных течений радикального ислама, в частности, в целях отгораживания молодого поколения от влияния иных религиозных течений, их вовлечения в радикальные исламские организации, включая организации террористической направленности. Начиная с 2006 г. Верховный Суд республики запретил деятельность ряда экстремистских исламских организаций («Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана» и др.). Начиная с 1991 г. в Таджикистане были обезврежены около 2001 транснациональных группировок террористической направленности, которыми было совершено в совокупности около 3 тыс. преступлений, в том числе >170 террористических актов. Из общего числа зарегистрированных в 2010 г. преступлений 15 составили преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом. Данные примеры говорят о том, что модель правового государства выстраивается в каждой стране с учетом ее исторических условий, геополитического положения, религиозного, нравственного, политического сознания. Своеобразие конфессиональной модели в Таджикистане состоит также в том, что она гарантирует создание политических партий по религиозному либо атеистическому принципу.

В рамках суждений авторов (М.В. Баглай, И.И. Лукашук. А.И. Ковлер, В.М. Сырых и др.) исследуются воплощенные в Конституции Республики Таджикистан сущностные свойства правового государства (права и свободы человека и гражданина, разделение властей, верховенство конституции и закона, идея правового закона, конституционная законность), общерегулятивное значение прав человека, идея о высшей ценности человека, его прав и свобод Проводится сравнительно-правовое исследование концепции октроированных прав гражданина и концепции естественных прав человека на примере конституций Таджикской ССР и Республики Таджикистан, а также практика конституционного воплощения неотъемлемых прав человека в конституциях постсоветских государств.

■ В ходе исследования суждений авторов (Е.А. Лукашева, А. Имомов, И.А. Смирнова и др.) об основных правах человека обоснован вывод о том, что основные права человека - это фундаментальные ценности и блага,

общепризнанные на международном и конституционном уровнях. Они определяют международно-правовой и конституционный статус человека. Из них вытекают иные права человека и гражданина. Неотъемлемые и неотчуждаемые права человека, получив воплощение в национальных конституциях, не теряют своей изначально присущей им естественной природы. Права человека служат показателем развитости правовых начал жизнедеятельности государства и общества, правовой оформленности государственной власти, правовой природы государства з целом. В то же время они реализуются в каждой стране с учетом создаваемых экономических, социальных, политических, духовных предпосылок. К примеру, качество жизни человека, продолжительность жизни, уровень бедности и иные факторы, связанные с реализацией права человека на жизнь, сильно варьируются в разных странах. На этом фоне конституционная модель взаимоотношения правового государства и прав человека реализуется в зависимости от конкретно-исторических и социокультурных условий конкретной страны. Разнообразные желаемые модели взаимосвязи правового государства и прав человека отражают культурно-цивили-зационные различия. В условиях глобализации и усиливающегося давления западных держав на остальной мир национальная идентичность будет служить цементирующей идеей таких моделей.

Во втором параграфе - «Правовой статус человека и гражданина» - в результате анализа идей и суждений авторов (Н.И. Матузов, Н.В. Вйтрук, A.A. Юнусов, В.Д. Перевалов, В.А. Кучинский, В.В. Невинский, Б.Н. Топорнин и др.) правовой статус личности определяется как совокупность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Права, свободы и обязанности, будучи стержневыми элементами правового статуса личности, определяют реальный правовой статус человека и гражданина. Различаются идеальный (формализованный) и реальный (материальный) правовой статус личности. Иные элементы правового статуса личности (правосубъектность, ответственность и др.) являются производными от первоначальных компонентов правового статуса. Обращается внимание на динамизм правового статуса личности, ее особенности в Таджикистане, исходное значение конституционного статуса личности.

Анализируются суждения авторов (И.А. Смирнова, В.Д. Перевалов, В.А. Четвернин, JT.C. Мамут, В.Г. Сакуренко, Ф.М. Рудинский, Л.И. Глухарева, Е.А. Лукашева, B.C. Нерсесянц и др.) о критериях разграничения прав человека и прав гражданина, о понятии естественных прав, о соотношении неотъемлемых прав человека и субъективных прав, о субъективных публичных правах. По мнению автора, права человека подразумевают неотъемлемые (прирожденные и неотчуждаемые) права личности, принадлежащие каждому человеку независимо от его национальности, расы, гражданства, места нахождения и т.д. Права гражданина принадлежат конкретному гражданину определенного государства, исходят из его правовой связи с государством, имеют национальные (внутригосударственные) очертания. Автор поддерживает позицию исследователей о

принадлежности естественных и позитивных прав одновременно членам гражданского общества и гражданам государства. Исследуя традиционную для юриспруденции (Л.И. Петражицкий, В.Е. Чиркин. С.С. Алексеев, B.C. Нерсесянц, И.Л. Петрухин и др.) проблему нормативного воплощения естественных прав как условия их реализации, автор обосновывает вывод о невозможности трансформации естественной природы неотъемлемых прав в случае их нормативной фиксации. По мнению автора, правовой статус человека включает неотъемлемые (прирожденные и неотчуждаемые) права свободного индивида, получившие официальное правовое признание и гарантирование на уровне международно-правовых актов и конституций. Правовой статус человека служит основой формирования и юридического оформления правового статуса гражданина. При этом правовой статус человека и гражданина вместе характеризуют правовой статус личности, поскольку любой гражданин является в то же время человеком. В конечном счете, правовой статус человека и гражданина вливается в модель взаимоотношения правового государства и прав человека. На основе общепризнанных идей (Т. Пейн, H.A. Бердяев, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин, Т.С.. Лапина и др.) подтверждается тезис о том. что правовой статус личности предполагает взаимосвязь прав, свобод и обязанностей. При этом обязанности человека должны определяться с учетом его свободы и

неотъемлемых прав.

В 'третьем параграфе - «Социальное правовое государство и права человека» - в результате анализа идей мыслителей (Лоренс фон Штейн, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский) и суждений ряда авторов (Л.Н. Кочеткова, В.А. Самойленко, A.B. Корнев, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, А.Х. Маликова, Е.А. Лукашева, В.А. Максименко, Л.А. Гордон, Г. Геллер, Т.В. Варчук. К. Хессе, Б.А. Страшун и др.) о формировании, этапах развития и сущности социального государства, становлении социального правового государства, природе прав второго поколения, соотношении правового и социального государства выявлены сущностные свойства социального правового государства. Осуществление ряда функций государства, требующих государственного вмешательства в экономику и социальную сферу в рамках государственного регулирования экономики в правовом государстве укладываются в правовые рамки. Верховенство права, приоритет прав человека, их ценностное и общерегулятивное значение в качестве правовых критериев государственной деятельности, а также разделение властей, правовая и конституционная законность, взаимная ответственность государства и человека создают правовые рамки (правовое поле) для функционирования социального правового государства, не допуская чрезмерную деятельность государства и его безграничное вмешательство в личную жизнь людей. Конструкция социального правового государства связана с комплексом всех прав человека. Социальное правовое государство обязано признавать, соблюдать и обеспечивать весь комплекс гражданских, политических, социальных, экономических, культурных прав человека.

Далее в рамках анализа существующих в литературе определений социального государства (В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др.) характеризуются сущностные характеристики и условия реализации конституционной модели социального государства в Республике Таджикистан (конституционная характеристика социального государства, его цели, социальная политика, взаимосвязь с правами человека и др.). Конституционно-правовая модель социального государства в Таджикистане содержит две принципиально важные характеристики социального государства: 1) обеспечение достойной жизни; 2) свободное развитие человека. Указанные характеристики раскрываются на основе суждений рада авторов (В.А. Иваненко, В.С Иваненко, В.Э. Краснянский, Л.А. Морозова и др.). В результате анализа либеральной, консервативной, социал-демократической, скандинавской, немецкой, американской, российской моделей социального государства автор обосновывает вывод о том, что идеи западного классического либерализма или неолиберализма встречают естественную реакцию культурно-цивилизационных факторов. На пути их реализации встают национальные традиции в сфере коллективизма и коллективных форм жизнедеятельности человека, психология социального иждивенчества и т.п. Успешная реализация конституционной модели социального государства зависит от уровня экономического развития, социальной инфраструктуры, сырьевых запасов, развития свободной экономической деятельности, образовательной политики, реформы здравоохранения и т.д. Анализируются положения ряда программных документов (Программа экономического развития Республики Таджикистан, Национальная стратегия развития Республики Таджикистан, Государственная программа развития образования Республики Таджикистан и др.), предусматривающих меры по практической реализации конституционной модели социального государства в республике с учетом ее географического положения, сырьевых запасов, человеческих ресурсов и т.д.

В четвертом параграфе - «Правовая политика в сфере прав человека в Республике Таджикистану) - в рамках общих методологических подходов к правовой политике, в частности к правовой политике в сфере прав человека (Н.И. Матузов, A.B. Малько, К.В. Шундиков, О.Ю. Рыбаков, Н.В. Исаков, С.С. Алексеев, И.Г. Сердюкова, P.C. Саркисов, А.П. Коробова и др.) дано авторское определение понятия «правовая политика в сфере прав человека» в качества положения, выносимого на защиту. Принципы правовой политики в сфере прав человека определяются как основополагающие идеи, правовые начала, требования, ценности, выражающие сущностные характеристики и содержание указанной правовой политики, в соответствии с которыми организуется и осуществляется деятельность государственно-властных и общественно-политических субъектов по формированию и реализации идей, программ и иных политико-правовых мер в сфере прав человека. Субъектами правовой политики в сфере прав человека являются государство, его органы, должностные лица, граждане, общественные объединения^ политические партии, иные общественные организации.

Проводится сравнительно-правовое исследование в области выраоотки концептуальных основ правовой политики в сфере прав человека в России и Таджикистане. Обоснован вывод о полезности использования концептуальных положений правовой политики, выработанных в Проекте концепции правовой политики Российской Федерации до 2020 г. Они имеют концептуальное значение при выстраивании правовой политики в сфере прав человека в Таджикистане. Цели и приоритеты правовой политики в сфере прав человека в Республике Таджикистан должны учитывать также стратегические цели развития страны. При определении приоритетов правовой полигики в сфере прав человека следует руководствоваться положениями Национальной стратегии развития Республики Таджикистан.

Подробно исследуются формы реализации правовой политики в сфере прав человека в Таджикистане - правотворчество, правоприменение, правовое воспитание и образование в сфере прав человека. Приоритеты правотворческой политики в сфере прав человека определяются на основе положений Концепции прогнозного развития законодательства Республики Таджикистан, утвержденной Указом Президента Республики Таджикистан 19 февраля 2011 г.. а также государственных программ по реализации указанной Концепции в сферах государственного устройства, правовой защиты обороны, безопасности, гражданского и предпринимательского законодательства, обеспечения международных отношений, в аграрной отрасли в сферах защиты окружающей среды, финансов, налогообложения, таможни банковской деятельности, труда, социальной защиты и образования на 2012-2015 гг. Анализируются также послания Президента Республики Таджикистан Маджлиси Оли (Парламенту) республики, в которых намечены приоритеты, цели, задачи, направления правотворческой политики в сфере прав человека. Оцениваются конституционные положения, которые служат исходными правовыми началами правотворческой деятельности в сфере прав человека в Таджикистане.

В Республике Таджикистан правоприменительная политика реализуется в рамках Конституции и законов, регулирующих деятельность различных субъектов правоприменения по соблюдению, защите и обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Анализируются положения конституционных законов «О судах Республики Таджикистан», «Об органах прокуратуры • Республики Таджикистан», а также послания и выступления Президента Республики Таджикистан (от 24 декабря 2004 г. 16 апреля 2005 г. 20 апреля 2006 г., 25 апреля 2008 г.. 24 апреля 2010 г.), в которых определены цели и приоритеты правоприменительной политики в сфере прав человека. Обращается внимание на повышение эффективности правоприменительных актов обеспечение их законности и обоснованности как условие реализации полноценной правовой политики в сфере прав человека. Одним из важных •направлений правоприменительной политики является судебно-правовая политика, цели и приоритеты которой определены в Программе судебно-правовой реформы в Республике Таджикистан.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по формированию требуемого уровня правового сознания и правовой культуры. Правовое воспитание является формой реализации правовой политики. Правовоспитательная политика выстраивается с целью воспитания граждан в духе уважения к правам и свободам человека, реализации юридического образования в сфере прав человека. Формы, средства и методы правовоспитательной полигики (юридическое образование, правовое просвещение, средства массовой информации, юридическая литература и др.) призваны служить целям формирования правовых идей, представлений, чувств в сфере осознания и реализации прав человека. Неотъемлемые права человека составляют исходную идею и главный приоритет правовоспитательной политики.

Неотъемлемой частью правовоспитательной политики является образование в сфере прав человека. Оно выступает необходимым компонентом всей образовательной политики. С целью реализации образования в сфере прав человека в Республике Таджикистан в последние годы предприняты реальные шаги. Так, коллективом ученых-юристов республики подготовлены и изданы учебники «Права человека» для средних общеобразовательных, средних специальных и высших образовательных учреждений. На юридическом факультете Таджикского национального университета создана и функционирует кафедра прав человека и сравнительного правоведения. Большое значение для выстраивания правовой политики в сфере прав человека имеет реализуемая в республике Программа «Государственная система образования в области прав человека в Республике Таджикистан».

Правовая политика в сфере правового воспитания и образования осуществляется в Таджикистане на основе Указа Президента Республики Таджикистан «О правовой политике и правовом воспитании граждан Республики Таджикистан» от 9 апреля 1997 г., Постановления Правительства «О некоторых мерах по улучшению правового воспитания граждан и правовой работы в республике» от 22 августа 1997 г. Приоритеты данной политики определены в посланиях Президента Республики Таджикистан Парламенту от 30 апреля 2007 г., 20 апреля 2011 г. и др. В Республике Таджикистан стратегические цели, приоритеты и направления правовоспитательной политики определены в Программе правового обучения и воспитания граждан на 2009-2019 гг. Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 4 октября 2011 года утверждена Стратегия государственной молодежной политики в Республике Таджикистан до 2020 г., которая предусматривает принятие государственной программы «Патриотическое воспитание молодежи в Республике Таджикистан» с целью духовно-нравственного и правового воспитания молодежи.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы и предложения о состоянии и

перспективах реализации модели взаимосвязи правового государства и прав человека в Республике Таджикистан.

Основные научные результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных

журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Миралиев И.К.Взаимосвязь прав человека и правового государства // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). Серия: гуманитарные науки. - Душанбе: Изд-во «Сино», 2012. - № 3/2 (83). -С. 73-77.

2. Миралиев И.К Теоретико-методологические основы концепции прав человека в правовом государстве II Вестник Таджикского национального

. университета (научный журнал). Серия: гуманитарные науки. - Душанбе: ' Изд-во «Сино», 2012. - № 3/8 (101). - С. 78-83.

; 3. Миралиев И.К Правовой статус человека и гражданина // Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). Серия: гуманитарные науки. - Душанбе: Изд-во «Сино», 2013. - № 3/7 (124). Раздел 1. -С. 102-106.

, 4. Миралиев И.К Современные трактовки взаимосвязи правового государства и прав человека II Вестник Таджикского национального университета (научный журнал). Серия: гуманитарные науки. - Душанбе: Изд-во «Сино», 2014 - № 3/1 (128). - С. 90-98

Научные статьи, опубликованные в иных изданиях

5. Миралиев И.К. Свабода слова и гарантии ее реализаци II Сборник материалов научно-практической конференции «Теоретические и практические вопросы реализации прав человека в Республике Таджикистан», посвященной 62-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека. -Душанбе, 2011. - С. 174-177 (натадж. яз.)

6. , Миралиев И.К. О некоторых вопросах неприкосновенности жилища в Республике Таджикистан // Материалы научно-практической конференции «Президент - гарант Конституции и законов», посвященной 20-летию создания института президента. - Душанбе, 2010. - С. 205 - 209 (на тадж. яз.)

Сдано в печать 18.03.2014. Бумага офсетная. Печать офсетная. Формат 60x84 1/16. Объем 1,5 п.л. Гарнитура Times New Roman Tj. Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ООО «Джонибек» г. Душанбе, ул. Бадахшон, 4

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
«Права человека в условиях формирования правового государства в Республике Таджикистан»

Таджикский национальный университет

На правах рукописи

04201457616 Миралиев Исфандиёр Карахонович

Права человека в условиях формирования правового государства в Республике Таджикистан

12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель -

доктор юридических наук, профессор Сативалдыев Р.Ш.

Душанбе - 2014

Содержание

Введение..................................................................................3-13

Глава 1. Взаимосвязь правового государства и прав человека: идейные истоки и современные научные трактовки

1.1 Генезис и развитие идей и теорий о взаимосвязи государства и прав человека.................................................................................14-38

1.2 Современные трактовки взаимосвязи правового государства и прав человека.................................................................................38-64

1.3 Взаимосвязь правового государства и прав человека в рамках их

доктринальных трактовок.....................................................................64-88

Глава 2. Права человека в условиях построения правового государства в Республике Таджикистан

2.1 Конституционная модель правового государства и прав человека в Республике Таджикистан...........................................................89-116

2.2 Правовой статус человека и гражданина..................................116-137

2.3 Социальное правовое государство и права человека...................138-161

2.4 Правовая политика в сфере прав человека в Республике Таджикистан..................................................................161-181

Заключение..........................................................................182-186

Список использованной литературы............................................187-205

Введение

Актуальность темы. Современная модель взаимосвязи правового государства и прав человека, выстраиваемая и реализуемая в различных вариациях, не возникла на пустом месте. Она является продуктом деятельности многих поколений философов и мыслителей, научных изысканий, политической борьбы за права и свободы и опирается на предшествующий опыт человечества. Изначально права человека стали трактоваться во взаимосвязи с определенными моделями организации власти. Идейные истоки теории взаимосвязи государства (полиса) и прав человека восходят к эпохе античности. Исторический процесс формирования и признания прав человека, расширения их объема, гарантированное™ прав и свобод личности протекал в рамках государственно-организованного общества. По мере приобретения государством правовых начал становилось возможным официально-властное признание прав и свобод человека. Международными документами и национальными конституциями на современные государства возложена обязанность по соблюдению, защите и обеспечению прав человека. Глобальные вызовы и угрозы современности повышают роль государства в сфере защиты прав человека. Становление и развитие прав человека как проявление вечной проблемы взаимоотношения личности и власти, человека и государства неразрывно связано с развитием государственности в целом. Исходя из этого, исследование прав человека в контексте их связи с государством является актуальным.

Республика Таджикистан по Конституции 1994 г. провозглашена

правовым социальным государством. На конституционном уровне признана

высшая ценность человека, его права и свободы. В рамках Конституции

выстроена модель взаимоотношения правового государства и прав человека,

которая включает необходимые, апробированные человеческим опытом

параметры правовой государственности (неотъемлемые права человека,

верховенство правового закона, разделение властей, конституционная

законность, исходный критерий правового качества законов, правового

3

характера деятельности государственных органов, взаимная ответственность государства и личности). Начался отход от идеологических парадигм взаимоотношения государства и личности. Концепция октроированных прав и свобод граждан сменилась концепцией прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека. Существенное изменение претерпел конституционный статус личности па основе различения прав человека и прав граждан. В целом на конституционном уровне определены правовые основы взаимоотношения государства и прав человека в условиях построения правового государства в Таджикистане.

Тем не менее предстоит долгий и нелегкий путь для реализации конституционно-правовой модели взаимоотношения правового государства и прав человека. На реализацию указанной модели оказывают влияние следующие условия и факторы: конкретно-историческая обусловленность доктрины правового государства и прав человека; многообразие научных трактовок правового государства и прав человека в рамках различных концепций (естественно-правовая, неопозитивистская, либертарпо-юридическая, интегративная, антропологическая и др.); разнообразие моделей взаимоотношения правового государства и прав человека; динамизм общества, государства, прав и свобод человека; универсальность прав человека и проявление культурных, религиозных, политических, экономических различий; внешние факторы (глобальные вызовы современности, международный терроризм, военные конфликты, глобализация и др.). Указанные факторы и условия, влияющие на выбор и последующую реализацию желаемой модели правового государства и прав человека, требуют научного исследования, что служит очередным доказательством актуальности темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. Концептуальные аспекты и проблемы правового государства и прав человека издавна привлекали внимание целого ряда поколений философов и мыслителей (Солон, Демокрит, Аристотель, Д. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоп, И. Кант, Г. Гегель,

4

П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Б.И. Чичерин, Н.М. Коркунов и др.). Вопросы государства и прав личности находились в центре внимания различных поколений советских юристов (Н.В. Крыленко, Д.И. Курский, A.A. Малицкий, Е.Б. Пашуканис, М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Г.А. Белов, И.Т. Голяков, В.Е. Гулиев, A.C. Пнголкин, И.С. Самощенко, С.Н. Братусь, С.Ф. Кечекьяп, И.Е. Фарбер, B.C. Комаров, Н.В. Витрук и др.).

Большой вклад в научную разработку проблем правового государства и прав человека внесли современные ученые-юристы - С.С. Алексеев, М.В. Баглай, В.Е. Гулиев, В.Д. Зорькин, В.Ii. Кудрявцев, Д.А. Керимов, В.В. Лазарев, В.В. Лапаева, Р.З. Лившиц, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко, Г.В. Мальцев, Л.С. Мамут, И.И. Матузов, A.B. Малько, Н.С. Малеин, Л.А. Морозова, B.C. Нерсесянц, В.Д. Перевалов, М.И. Пискотип, И.Л. Петрухин, С.Б. Поляков, О.Ю. Рыбаков, Б.Н. Топорнин, Ю.А. Тихомиров, P.O. Халфина, В.А. Четвернин и многие другие.

Проблемам правового государства и прав человека посвятили свои труды ученые-юристы Таджикистана - Г.С. Азизкулова, И.Б. Буриев, A.M. Диноршоев, А.Х. Маликова, Р.Ш. Сативалдыев, Б.А. Сафаров, Д.С. Сафаров, Ф.Т. Тахиров, А.Г. Халиков и др.

Несмотря на обилие научной литературы, проблема взаимоотношения правового государства и прав человека как юридически структурированной модели с учетом многообразия их трактовок и реализации в условиях Таджикистана не стала предметом специального комплексного научного анализа в юридической науке республики.

Объектом исследования являются общественные отношения и социальная практика, складывающиеся в процессе выстраивания и реализации модели взаимоотношения правового государства и прав человека.

Предметом исследования являются идеи, понятия, концепции, теории правового государства и прав человека, практика их воплощения на уровне научной доктрины, законодательства, социальной и юридической практики.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является историко-правовой и общетеоретический анализ формирования и развития научного знания о взаимоотношении правового государства и прав человека и его преломления в условиях Республики Таджикистан в рамках адекватной условиям страны модели.

Исходя из указанной цели в диссертации поставлены следующие задачи:

исследование формирования и последующего развития идей, представлений, концепций о взаимосвязи государства и личности, власти и прав человека в истории политической и правовой мысли;

- выявление преемственности и новизны в развитии государства и прав человека, определение конкретно-исторической обусловленности прав человека, их изменчивости и динамизма, связанности с правовыми началами государства;

- анализ взаимосвязи правового государства и прав человека в рамках современных научных исследований;

- исследование взаимоотношения правового государства и прав человека в рамках многообразия их доктринальных трактовок, различных методологических подходов;

- выявление факторов, способствующих многообразию научных трактовок правового государства и прав человека;

- теоретический и практический анализ конституционно-правовой модели правового государства и прав человека в Республике Таджикистан, определение ее параметров и структурных компонентов;

- исследование трансформации правового статуса личности в условиях различения прав человека и прав гражданина;

- исследование взаимосвязи социального правового государства и прав человека, в частности, роли государства в реализации социально-экономических и культурных прав человека;

- научный анализ выстраивания и реализации правовой политики в сфере прав человека в Республике Таджикистан.

Научно-методологическая и нормативная основы диссертации. В

диссертации с учетом цели, предмета и объекта исследования нашли применение общефилософские методы научного анализа диалектический, историко-логический, функциональный, системно-структурный, а также общенаучные принципы научного познания -всесторонность и объективность исследования. В диссертации применены также специальные юридические приемы научного анализа -формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой, метод юридического моделирования.

Научную базу диссертации составили общепризнанные выводы и положения российской и отечественной юридической науки, научные труды ученых-юристов, достигнутые ими научные результаты, касающиеся темы диссертации. Теоретическую основу диссертации составили взгляды, идеи, концепции мыслителей и философов, сформулированные на различных этапах исторического развития. Использованы также относящиеся к работе социологические данные, учтены явления, социальные процессы и тенденции общественного развития.

При написании диссертации использована необходимая для целей исследования нормативно-правовая база - Конституция и Законы Республики Таджикистан, Указы Президента и Постановления Правительства республики. В работе нашли широкое применение международные правовые акты в сфере прав человека. В целях исследования правовой политики в сфере прав человека использованы программные документы, принятые в Республике Таджикистан.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации впервые в юридической науке Республики Таджикистан осуществляется специальный научный анализ взаимоотношения правового государства и

прав человека на основе историко-правового и политико-правового анализа формирования и развития теоретических и научных знаний в сфере взаимосвязи государства и человека, его прав и свобод. Анализируется процесс выстраивания конституционно-правовой модели взаимоотношения правового государства и прав человека и степень ее практического внедрения в рамках многообразия научных подходов. Обосновывается модель взаимоотношения социального правового государства и социально-экономических, культурных прав человека. Предпринято одно из первых в юриспруденции Таджикистана исследование правовой политики в сфере прав человека.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешное построение правового государства в Республике Таджикистан зависит от реализации соответствующей концепции прав человека, ее адекватности реальным условиям жизнедеятельности общества, соответствия существующему уровню общественного сознания, степени ее восприятия населением. У каждого народа есть свой собственный путь к правовому государству. Каждый народ по-своему воспринимает также ценности в области прав человека. Достигнутый уровень социально-экономического, политического и духовного развития общества, психология, сознание, менталитет, национальные традиции служат определяющими факторами реализации идей и ценностей правовой государственности, а также практического воплощения прав человека.

2. Современные трактовки взаимосвязи правового государства и прав

человека в Таджикистане характеризуются следующими моментами: а)

проводятся на фоне построения правового государства, гражданского

общества и апробирования различных концепций прав человека; б)

подвержены динамизму, корректируются и приспосабливаются к условиям

страны под воздействием конкретно-исторических условий, национальных

традиций, достигнутого уровня и новых потребностей общественного

развития; в) плюрализм теоретических подходов к государству, праву,

8

правам человека обуславливает многообразие подходов к проблеме взаимосвязи правового государства и прав человека; г) разрабатываются с учетом динамизма условий жизнедеятельности общества, возвышения роли современного государства в решении острых социальных и глобальных проблем, в обеспечении социальной консолидации общества.

3. Взаимосвязь правового государства и прав человека представляет собой модель равных и партнерских взаимоотношений государства как правовой формы организации власти и свободной личности посредством их взаимных прав и обязанностей, взаимной ответственности на основе господства права и правового закона и в рамках гражданского общества.

4. Взаимосвязь правового государства и прав человека проявляется в следующих формах: а) официально-властное признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека на уровне международного и национального права; б) создание государством необходимых условий и гарантий для реализации личностью ее прав и свобод; в) становление гражданского общества, перекладывание па него ряда управленческих функций, активное участие граждан в организации и функционировании государственной власти как непосредственно, так и через их общественно-политические объединения; г) разумное сочетание прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, чувство ответственности личности перед собственным государством и мировым сообществом, высокая гражданская позиция граждан; д) взаимная ответственность государства и личности как условие разумного баланса власти и свободы; е) организация государственной власти в строго правовых рамках — на основе верховенства права и правового закона, разделения властей, конституционного контроля и иных контрольных механизмов.

5. Непременным условием успешной реализации прав человека

является их осознанность людьми. Деформация общественного сознания,

проникновение в его структуру нездоровых элементов, правовой нигилизм,

укоренение патерналистских взглядов и иждивенческой психологии служат

9

преградой для разумного восприятия прав человека, осознания человеком своего искомого социального и правового положения в обществе, своих неотчуждаемых и неотъемлемых прав и свобод. Недопустимо игнорирование культурно-цивилизационного различия, поскольку права человека отражают духовный мир человека, воспринимаются и оцениваются им в рамках его мировоззрения, морали, нравственных убеждений, религиозного, нравственного сознания.

6. На выбор определенной концепции прав человека влияют следующие факторы: а) установленный в стране политический режим, цели, задачи и функции государства, степень проявления демократических процессов; б) культурно-цивилизационные устои общества, в частности, религия, мораль, нравственность; в) связь прав человека с религией, моралью, нравственностью, сложившимися стереотипами, традициями, сознанием, психологией, менталитетом населения обуславливает многообразие восприятия, осознания и понимания прав и свобод человека; г) динамика прав человека, их изменчивость, способность адаптироваться к условиям жизнедеятельности общества; д) степень завершенности формирования гражданского общества, его структура, степень взаимодействия с государством.

7. Юридическая (конституционно оформленная) конструкция (модель)

«суверенного, демократического, правового, светского и унитарного

государства» отражает специфику таджикистанской модели правового

государства и прав человека. Своеобразие данной конструкции (модели)

проявляется в следующем: а) основывается на востребованной глобальными

вызовами и угрозами идее защиты суверенитета государства и его

национальных интересов; б) предполага

2015 © LawTheses.com