Правовая концепция Гуго Гроциятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Павлов, Александр Анатольевич, кандидата юридических наук

Введение.

Глава 1. Жизнь и творчество Гуго Гроция.

Глава 2. Общее учение о праве.

§ 1. Методология Гроция.

§ 2. Общее учение о праве по ранним юридическим трактатам.

L § 3. Общее учение о праве по поздним юридическим трактатам.

Глава III. Отдельные правовые институты.

§ 1. Государство.

§ 2. Право собственности.

§ 3. Правонарушение и наказание.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Правовая концепция Гуго Гроция"

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, теоретической значимостью вопросов, связанных с развитием естественно-правовой доктрины.

Концепция естественного права в юриспруденции существует с античности. Естественное право стало философской основой представлений о праве как о праве должного. В течение тысячелетий концепция естественного права была своеобразной формой выражения требования общества к государству о содержании права. Особую привлекательность естественно-правовая концепция приобретает в периоды социальных перемен, связанных с кризисом в экономике, политике, религии, нравственности. Наиболее яркими моментами существования и доминирования естествен но-право вой теории были рубежи эпох: XVI-XVII вв., конец XIX-первая половина XX вв. Естественно-правовая теория никогда полностью не исчезала из юридической науки, лишь временами она утрачивала общепризнанность, как это произошло, например, в XIX в. в связи с распространением позитивизма.

Выдающийся голландский мыслитель Гуго Гроция (15831645) признается основоположником рационалистической концепции естественного права. В его лице соединились две эпохи - Средневековье и Новое время. Воспитанный э духе гуманизма, христианства, свободомыслия, Гроций, стремился разрешить разнообразные современные ему конфликты, используя правовые категории, в основе которых лежали нравственные принципы. Поэтому его правовая концепция охватывает обширный круг юридических вопросов, ранее вообще не исследованных в правовой литературе.

В советской юриспруденции наследие Гроция изучалось прежде всего как основателя науки международного права. Его концепции естественного права уделялось гораздо меньшее внимание. В настоящее время естественно-правовые теории вызывают у юристов особый интерес, в немалой степени обусловленный признанием в Конституции РФ неотчуждаемых прав и свобод человека, принадлежащих каждому от рождения. В этой связи обострился интерес к анализу правовой концепции Гроция.

Широко распространенные в отечественной науке оценки вклада Гроция в разработку концепции естественного права нуждаются в уточнении. Они сформировались исключительно на основе трактата «О праве войны и мира» (1625 г.). Однако труды Гроция в области юриспруденции, истории, философии, теологи, созданные гораздо раньше, отражают несколько иную правовую концепцию

Все отмеченное и определило актуальность темы исследования.

Степень разработанности темы. Несмотря на широкую известность Гроция, с его биографией и творчеством в России знакомы мало. Нет ни одной фундаментальной работы, специально посвященной анализу правового наследия мыслителя. В российской науке со времен Б.Н. Чичерина и Г.Ф. Шершеневи-ча1 исследователи излагают правовые взгляды Гроция по трактату «О праве войны и мира». Трактаты «О свободном море», «Комментарий о праве добычи» используются лишь в некото

1 Чичерин Б.Н. Политические мыслители. СПб., 1999. С. 150-165; Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 2001. С. 259-274. рых статьях1. Отсутствует необходимый комплексный анализ правовых взглядов Гроция, который позволил бы проследить развитие его правовых идей на протяжении всей жизни.

Одна из последних работ принадлежит нижегородской исследовательнице Е.В. Сауниной, наиболее полно проанализировавшей ранние юридические трактаты по вопросу о развитии учения о справедливой войне2.

В зарубежной литературе творчество Гроция изучается в более широком контексте, с привлечением всех основных произведений мыслителя, что позволяет комментировать его трактаты с большей степенью истинности3. Представляют опреде

1 См. например: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Роль Г. Гроция в становлении и развитии науки международного права // Сов. ежегодник международного права. 1982. М., 1983. С. 252-267; Буткевич В.Г. Политико-правовые взгляды Г. Гроция // Сов. государство и право. 1984. № 9. С. 80-87; Грабарь В.Э. Трактаты Гуго Гроция, посвященные международному праву // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. № 1. С. 39-48; Казарин А.И. Г. Гроций как политический мыслитель // Вестник истории мировой культуры. 1958. №6. С. 59-76; Саккетти А.Л. Г. Гроций как ученый - гуманист, юрист и историк // Сов. ежегодник международного права. 1959. М., 1960. С. 261- 269; Хлебников Д.Н. К учению о праве у Гуго Гроция. Харьков, 1916; и др.

2 Саунина Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху Средневековья и Нового времени и роль Г. Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны : Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н/Новгород, 2000.

3 Knight W.S.M. The life and works of Hugo Grotius. London, 1925; Lee R.W. Hugo Grotius. Annual lecture on a master mind. London, ленную ценность исследования, подчеркивающие связь учения Гроция о праве со схоластической традицией1.

Среди переведенных на русский язык работ, обобщающих результаты зарубежных исследований, можно, прежде всего, выделить труды Г. Кленнера, Г. Бермана и Э. Аннерса . Но основной объем исследовательской литературы посвящен международно-правовым проблемам в решении Гроция3.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили монографические работы по философии, истории и теории права и государства, истории правовых учений, международному праву, труды отечественных ученых - Н.Н. Алексеева, С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, Н.А. Бердяева, Н.В. Витрука, В.Г. Буткевич, П.Н. Галанзы, В.Э. Грабаря, В.Г.Графского,

1930; Haggenmacher P. Grotius et la doctrine de la guerre juste. Paris, 1983; Gellinek C. Hugo Grotius. Boston, 1983; и др.

1 Caspani A. II «De imperio summarum potestatum circa sacra» di Grotio // Di Filosofia Neo-Scolastica. Milano, 1987. A. 79. № 3. P. 387-419; Chroust A.H. H.Grotius and the natural law tradition // The new scholasticism. 1943.Vol. XVII. № 2. P. 101-132; Hanga V. La conception de Hugo Grotius sur le droit naturel //Roumanian sciences sociales. Sciences juridiques. Vol. 30. № 2. Bucarest, 1986. P. 165-170; и др.

Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988; Бер-ман Г.В. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994; Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

3 См. например: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Роль Г. Гроция в становлении и развитии науки международного права; Саккетти А.Л. Г. Гроций о войне и мире // Сов. ежегодник международного права. 1964-65. М., 1966; Haggenmacher P. Op. cit,; De Pauw F. Grotius and the law of the sea. Bruxelles, 1965; и др.

Н.М. Золотухиной, Н.П. Грацианского, В.А. Карташкина, Д.А Керимова, С.Ф. Кечекьяна, Б.А. Кистяковского, И.Ю. Козлихи-на, Н.М. Коркунова, Н.Н. Кравченко, О.Ф. Кудрявцева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И.Матузова, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, А.В. Полякова, В.В. Пустогарова, А.Л. Саккетти, Л.И. Спиридонова, Е.Н. Трубецкого, В.А. Туманова, Д.И. Фельдмана, Д.Н. Хлебникова, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича и др., а также работы ряда зарубежных авторов таких, как П. Агенмашер, Г. Балл, С. Батлер, Г. Берман, С. Ваал, X. Геллинек, В. Грин, А. Каспани, С. Кларк, Р. Ли, В. Найт, Ф. де Паув, Дж. Рейнер, Дж. Риемерсма, X. Ровен, Дж. Рубис, П. Ремек, Дж. Старке, В. Эй-зинга, В. Фикенчер, Р. Финстра, Р. Фруин, В. Ханга, А. Чроус, К. Эдварде, С. Ямарчи.

Источниковая база диссертации представлена трактатами Гроция: юридическими - «Комментарий о праве добычи», «О свободном море», «О праве войны и мира», «Введение в голландскую юриспруденцию»; теологическими - «О высшей власти в сфере духовного», «Рассуждения против атеистов и неут-ралистов», «Об истинности христианской религии»; историческими - «О происхождении американских народов», «О происхождении и строе батавского государства», «Параллельное сравнение римского и батавского государств»; также драмой «Адам изгнанный» и некоторыми письмами, в которых Гроций разъясняет свои идеи.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, специальные (исторический, системный, функциональный, сравнительный) и частно-научные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).

Целью диссертации является исследование целостной правовой концепции Гроция, получившей отражение в его творчестве, определение ее места в истории правовых учении.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

• общий обзор творчества Гроция;

• выявление методологии, используемой Гроцием при формировании своей правовой концепции;

• анализ учения о праве, концепции естественного права по всем трактатам;

• рассмотрение ряда правовых институтов: государства, права собственности, правонарушения и юридической ответственности как примеров общего учения Гроция о праве.

Объектом исследования являются правовые взгляды Гроция, объединенные в систему.

Предметом диссертационного исследования служат труды Гроция в области права, теологии, истории, драматургии.

Научная новизна исследования. В диссертации предпринят комплексный анализ правовой концепции Гроция на основе изучения юридических теологических, исторических трактатов. Автор исследует общую систему взглядов Гроция на право как социальное явление, прослеживает их эволюцию на протяжении жизни мыслителя.

В диссертации проанализированы методы приобретения и организации знания, использованные Гроцием в различных работах, и делается вывод о переходе Гроция от сугубо априорных, математических методов к более реалистичным, апостериорным.

Автор приходит к заключению о теономном характере общего учения о праве в ранних трактатах и эклектичности позднего трактата «О праве войны и мира». Гроций так и не смог реально секуляризовать свое учение о праве, находясь под сильным влиянием схоластов. В диссертации отмечается связь учения Гроция по вопросу о соотношении разума и воли при познании естественного права с учениями Ф. Аквинского, Ф. Суареса, Г. Васкеса.

Государство и собственность исследуются Гроцием в развитии, как естественные достижения общества. Отмечается связь его трактовки государства как формы организации власти определенного народа (этноса) с античной традицией, идущей от Аристотеля и Цицерона.

Прослеживается развитие института права собственности1 в представлении Гроция и делается вывод, что мыслителя можно считать родоначальником голландской «элегантной школы» частного права.

Положения, выносимые на защиту.

1. Общее учение Гроция о праве может быть понято только при углубленном изучении всех его трактатов. Отсутствие до настоящего времени комплексного исследования основных произведений мыслителя обусловливает неадекватность (неполноту, односторонность) имеющихся в нашей литературе характеристик его концепции права.

2. Обращение к трактатам Гроция позволяет заключить, что его представления о праве складывались постепенно, они развивались, и в этом развитии можно условно выделить два этапа.

3. На первом этапе (ранние трактаты «Комментарий о праве добычи», «Введение в голландскую юриспруденцию» и др.), право понимается как непосредственное волеизъявление Бога. Естественный закон есть часть естественного права, созданного

Богом. В основе права лежит представление о благе (пользе) личности, государства, мирового сообщества. Справедливость -средство достижения блага. Чтобы соблюдать справедливость, заложенную Богом в естественном праве, следует прислушиваться к рассуждениям разума. Гроций выделяет 9 принципов и 13 естественных законов, перечень которых является исчерпывающим. Эти принципы и законы естественного права лежат в основе природного поведения человека и известны каждому. Любое право носит волевой характер. При этом мыслитель использует только априорные методы. Правовая концепция по первым трактатам выглядит логично, стройно, но она слишком оторвана от действительности. Здесь «любовь к людям», «любовь к родине» более важны, чем реальность.

4. На втором этапе (в первую очередь в трактате «О праве войны и мира») Гроций понимает естественное право как сложившийся правопорядок, установленный Богом. Естественные законы не идентичны естественному праву. Человеческий разум обретает возможность определять нормы естественного права. Наряду с априорными, Гроций здесь широко использует и апостериорные методы. Склонность к эмпирическим доказательст-f вам, отход от твердых принципов и законов естественного права делают эту концепцию реалистичнее. Вместе с тем концепция права в определенной степени утрачивает ту логическую стройность, последовательность и непротиворечивость, которые были так характерны для нее ранее.

5. Среди широкого круга проблем, рассматриваемых Гроци-ем, особый интерес представляет его трактовка соотношения публичного и частного права. Он утверждает их тождественность (в частности, права собственности и права верховной власти). Собственность и государство появляются на определенном этапе развития общества. Собственность так Же священна, необходима, как и государство. Государство создается общественным договором, который можно уподобить частноправовому договору поручения.

6. Концепция правонарушения и наказания у Гроция носит прогрессивный, но все еще теономный, христианский характер; о ее секуляризации говорить не приходится. Правонарушение -это вредное (нарушающее справедливость), противоправное (любое правонарушение должно быть определено уголовным законом), виновное (учитываются вина и мотивы) деяние субъектов права (лица, общества, государства, правителей), влекущее наказание от государства или Бога. Цель наказания - исправление правонарушителя, устрашение, восстановление нарушенного права.

7. В целом концепция права у Гроция эклектична. Большинство его идей не оригинальны, ссылки - зачастую не прямые, а косвенные - на различные авторитеты придают его сочинениям характер энциклопедий. Голландскому мыслителю принадлежит неоспоримая заслуга в постановке и комплексном решении многих правовых проблем на основе философии, ведущей свою историю от софистов, стоиков, теологов и др. Особое влияние на Гроция оказали Ф. Аквинский, Ф. Суарес, Г. Васкес.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Сформулированные автором теоретические положения и выводы существенно обогащают соответствующие разделы истории правовых учений, теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ по «Истории политических и правовых учений», «Истории общественной мысли», «Истории государства и права зарубежных стран», «Римскому частному праву» (разделов, посвященных рецепции римского частного права), «Философии права», «Теории государства и права», проведения лекционных и практических курсов по данным учебным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались на научно-практических конференциях: «Государство и власть в историческом процессе» (Иваново,

1997), «Римское право и его рецепция» (Москва, 1997), «Университету - 25 лет» (Иваново, 1998), «Историческая мысль и историописание в античности и средневековье» (Иваново,

1998), «Государственное и муниципальное управление» (Иваново, 1998), Ежегодная научно-практическая конференция на юридическом факультете Ивановского государственного университета (Иваново, 1998), «Права человека: история и современность» (Иваново, 1998), «Проблемы древней и средневековой истории» (Иваново, 1999), «Права человека на рубеже веков: российское и международное право» (Иваново, 2000), «Актуальные проблемы истории и государства и права, политических и правовых учений» (Самара, 2001), Ежегодная научно-педагогическая конференция преподавателей юридического факультета Ивановского государственного университета (Иваново, 2002), а также нашли отражение в публикациях диссертанта по теме проведенного исследования.

Выводы, содержащиеся в диссертации, используются автором в процессе подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, коллоквиумов по «Теории государства и права», «Истории политических и правовых учений», «Истории римского частного права» на юридическом факультете Ивановского государственного университета (изданы соответствующие методические указания - История политических и правовых учений. Иваново, 2000; История римского частного права. Иваново, 2001) и на юридическом факультете и факультете управления Ивановского филиала Северо-Западной академии государственной службы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Павлов, Александр Анатольевич, Санкт-Петербург

Заключение.

Биография и творчество Гроция есть яркий исторический пример гуманистического отношения к обществу. Общее учение голландского мыслителя о праве может быть понято только при комплексном изучении его трактатов. Поэтому обязательным при изложении его учения о праве и государстве является комплексное использование юридических («Комментарий о праве добычи», «О свободном море», «О праве войны и мира», «Введение в голландскую юриспруденцию»), теологических («О высшей власти в сфере духовного», «Об истинности христианской религии») и исторических («О происхождении и строе батавского государства», «Параллельное сравнение римского и батавского государств», «О происхождении американских народов», «Анналы и история бельгийских событий») трактатов, а также драмы «Адам изгнанный». Отсутствие комплексного исследования приводит к однобокости в понимании правовой концепции Гроция.

Свои трактаты Гроций, как правило, пишет по заказу, в том числе как адвокат Нидерландской Ост-Индской Компании («Комментарий о праве добычи»), поэтому многие элементы его правовой концепции являются спекулятивными.

Гроций использует в ранних трактатах только априорные методы, в трактате «О праве войны и мира» также и апостериорные. Правовая концепция по первым трактатам выглядит более логично, стройно, но слишком оторвана от действительности. Здесь «любовь к людям», «любовь к родине» более важны, чем реальность, поэтому концепция слишком идеалистична, отсюда и склонность к теологии. Право оценивается как непосредственное волеизъявление Бога. В позднем трактате склонность к эмпирическим доказательствам, отход от твердых принципов и законов естественного права делает концепцию реалистичнее, отдавая человеческому разуму возможность самому определять нормы естественного права.

Гроций эклектичен. Большинство идей не оригинально, ссылки на различные авторитеты, зачастую не прямые*, а косвенные, делают сочинения Гроция энциклопедиями наук. Заслуга голландского мыслителя заключается в комплексном решении многих правовых проблем на основе сложившейся философии, ведущей свою историю от софистов, стоиков, теологов и др. Особое влияние на Гроция оказывают Ф. Аквинский, Ф. Суарес, Г. Васкес. Понимание концепции права Гроция зависит от понимания концепций права данных мыслителей. Одним из важных вопросов является соотношение разума и воли.

Концепция естественного права по трактату «Комментарий о праве добычи» отличается теономным характером. Всякое право происходит от Бога. Естественный закон есть часть естественного права, созданного Богом. Указывается волевая сущность любого права по ранним трактатам, в основе которых лежит представление о благе (пользе) личности, государства, мирового сообщества (IX принципов). Перечень естественных законов имеет исчерпывающий перечень (XIII законов). Любое право по ранним трактатам носит волевой характер. Естественное право по трактату «О праве войны и мира» есть сложившийся правопорядок, установленный Богом. Естественное право существует как законы существования вещи. Естественные законы не идентичны естественному праву. Человеческому разуму ставится задача выяснить содержание естественного права.

Указывается тождественность публичного и частного права (в частности, права собственности и права верховной власти).

Собственность и государство создаются на определенном этапе развития общества эволюционным путем. Собственность также священна, необходима как и государство. Государство создается общественным договором, который можно сравнить с частноправовым договором поручения.

Концепция правонарушения и наказания носит прогрессивный, но всё ещё теономный, христианский характер; о ее секуляризации говорить еще нельзя. Правонарушение - это вредное (нарушающее справедливость), противоправное (название правонарушения должно быть определено уголовным законом), виновное (учитываются вина и мотивы) деяние субъектов права (лица, общества, государства, правители), влекущее наказание от государства или Бога. Цель наказания - исправление правонарушителя, устрашение, восстановление нарушенного права

Таким образом, для полного познания правовой концепции Гроция необходимо исследовать также его предшественников -схоластов. Российская наука должна обратить внимание на данный пласт неизвестной истории правовых учений.

На основании проведенных исследований необходимо внести изменения в программы и учебники по истории политически и I правовых учений.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Правовая концепция Гуго Гроция»

1. Grotius Н. Annales et historiae de rebus belgicis. Amsterdamus: Blaev, 1657. 563 p.

2. Grotius H. De antiquitate Reipublica Batavicae liber singularis// Respublica Hollandiae et urber. Lugduni Batavorum, 1630. P. 1138.

3. Grotius Hugo. De imperio summarum potestatum circa sacra. Francofurti, 1690. 308 p.

4. Grotius Hugo. De jure belli ac pacis libri tres, in quibus jus naturae & gentium: item juris publici praecipua explicantur. Editio secunda emendatior. Amsterdami, apud Guilielmum Blaeuw, 1631. 688 p.

5. Grotius Hugo. De jure praedae commentarius. Ex auctoris codice descriptif et vulgavit H.G. Hamaker. Hagael's Gravenhage, Ni-jhoff, 1868. 359 p.

6. Grotius Hugo. De jure praedae commentarius. Commentary on the law of prize and booty. Vol. 1-2 / Transl. By Gwladis L.W. Oxford, Clarendon press, London, Cambridge, 1950. 438 p.

7. Grotius H. De veritate religionis christianae. Amsterdamus: ex of-ficina, 1674. 408 p.

8. Grotius H. De veritate religionis christianae. A new ed., with English notes. Rivingtons, 1855. 244 p.

9. Grotius Hugo. Institutiones juris Hollandici. E belgi со in latinum sermonem translatae a Joanne van der binder J.U.D. Ed. H.F.W.D.Fischer. Haarlem, Tjeenk Willink & Zoon, 1962. 173 p.

10. Гроций Гуго. Адам изгнанный / Пер. Ю. Шичалина // Вондел Йост ван ден. Трагедии. М.: Наука, 1988.

11. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с латинского A.JI. Саккет-ти. М.: Ладомир, 1994. 868 с.

12. Гроций Гуго. Рассуждения против атеистов и неутралистов (натуралистов). М.: Сенатская типография, 1765. 70 с.1.. Исследования.

13. Алексеев С.С. Философия права. История и современность. М.: Норма, 1999. 336 с.

14. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

15. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. 395 с.

16. Ахмедов Б.А. Колонизаторы обвиняют друг друга /к истории англо-голландской колониальной конференции 1613 и 1615 гг. // Ученые записки. Серия исторических и философских наук. 1978. № 7. Баку, Азербайдж. Ун-та, 1978. С. 60-64.

17. Баскин Ю.Я. Гуго Гроций // Известия ВУЗов. Правоведение. 1983. № 5. С. 66-72.

18. Баскин Ю.Я. Идея вечного мира в философской и политической литературе нового времени // Сов. Ежегодник международного права. 1964-1965. М., 1966. С. 191-195.

19. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. М., 1990. 380 с.

20. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. Роль Г. Гроция в установлении и развитии науки международного права // Советский ежегодник международного права. 1982. М., 1983. С. 252-269.

21. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.

22. Берман Г.В. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: МГУ, 1994. 592 с.

23. Блунчли И.К. Антропологические очерки учений о праве и государстве. Петербург, 1867. 76 с.

24. Блунчли И.К. История общего государственного права и политики от 16 века по настоящее время. СПб.: издательство О.И. Бакста, 1874. 364 с.

25. Броунли Я. Международное право. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1977. 420 с.

26. Буткевич В.Г. Политико-правовые взгляды Г. Гроция // Советское государство и право. 1984. № 9. С. 80-90.

27. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юридическая литература, 1985. 176 с.

28. Галанза П.Н. Концепция естественного права в учении Гуго Гроция // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. № 1. С. 3-10.

29. Грабарь В.Э. Г. Гроций и А. Джентили в науке международного права // Известия АН СССР. 1946. № 1. С. 22-38.

30. Грабарь В.Э. Первоначальное значение римского термина jus gentium // Ученые записки Тартусского государственного университета. Вып. 148. Тарту, 1964. 43 с.

31. Грабарь В.Э. Опыт реабилитации социальной философии 17 в. М., 1911. 36 с.

32. Грабарь В.Э. Римское право в истории международноправо-вых учений. Элементы международного права в трудах леги-стов 12-14 вв. Юрьев, 1901. 50 с.

33. Грабарь В.Э. Трактаты Г. Гроция, посвященные международному праву: "Комментарий о праве добычи", "Свободное море", "Три книги." // Известия АН СССР. Отделение экономики и права. 1946. № 1. С. 39-50.

34. Графский В.Г. Государство и технократия: историко-критическое исследование. М.: Наука, 1981. 288 с.

35. Джохадзе Д.В., Стияжкин Н.И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси: Издательство «Ганатлеба», 1981. 316 с.

36. История дипломатии. Т. 1 /Под ред. В.А. Зорина, B.C. Семенова, С.Д. Сказкина, В.М. Хвостова. М., 1959. 320 с.

37. История Европы. В 9 т. Т. 3. От средневековья к новому времени. М., 1993. 656 с.

38. История политических и правовых учений / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996. 736 с.

39. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. 576 с.

40. Казарин А.И. Гуго Гроций как политический мыслитель // Вестник истории мировой культуры. 1958. № 6. С. 59-76.

41. Карташкин В.А. Международная защита прав человека (основные проблемы сотрудничества государств). М.: Международные отношения), 1976. 221 с.

42. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, 1986. 330 с.

43. Керимов Д.А. Методологические функции философии права // Государство и право. 1995. №9.

44. Керимов Д.А. О предмете и функциях философии права// Теория государства и права. Философия права: Матер, конф. /Map.гос.ун-т. Йошкар-Ола, 1 999.

45. Керимов Д.А. Предмет философии права// Государство и право. 1 994. №7.

46. Керимов Д.А. Психология и право// Государство и право. 1992. №12.

47. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998. 800 с.

48. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988. 270 с.

49. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. Курс лекций. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. 384 с.

50. Кравченко Н.Н. Гуго Гроций / к 300-летию его сочинения "О праве войны и мира'7/Право и жизнь. 1925. № 9-10. С. 104111.

51. Курс международного права. В 8 т. Т. 1. Понятие, предмет и система международного права. М., 1989. 320 с.

52. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1984. 263 с.

53. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955. 240 с.

54. Мееровский Б.В. Английские моралисты 18 века о природе человека //История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 34-44.

55. Мотлей Д.Л. История нидерландской революции и основания республики Соединенных Провинций. /Пер. с англ. СПб., 1865. Т. 1. 672 с.

56. Нерсесянц B.C. Правопонимание Гуго Гроция // Из истории политико-правовых идей. М., 1984. С. 68-74.

57. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. 652 с.

58. Нерсесянц B.C. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государств. М., 1999. 288 с.

59. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. 450 с.

60. Проблема собственности: теория, история, практика. Реферативный сборник. М., 1995. 120 с.

61. Пустогаров В.В. Общеевропейский процесс и проблемы федерализма // Сов. государство и право. 1991. № 6.

62. Саккетти A.JT. Г. Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк // Советский ежегодник международного права. 1959. М., 1960. С. 261-269.

63. Саккетти A.J1. Г. Гроций о войне и мире // Советский ежегодник международного права. 1964-65. М., 1966. С. 202-212.

64. Соколов В.В. Человек, общество, государственность и культура у западноевропейских теоретиков естественного права 17 века // История философии и вопросы культуры. М., 1975. С. 67-75.

65. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: Вестник, 1997. 608 с.

66. Хлебников Д.Н. К учению о праве у Гуго Гроция. Харьков, 1916. 38 с.

67. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М.: Наука, 1988. 144 с.

68. Чистозвонов А.Н. Английская политика по отношению к революционным Нидерландам (1572-1585 гг.) // Средние века. 1954. № 5. С. 199-226.

69. Чистозвонов А.Н. Становление государственного строя Республики Соединенных Провинций // Средние века. 1987. № 50. С. 151-162.

70. Чистозвонов А.Н. Торгово-колониальная экспансия Нидерландов в 16017 вв. и восстания на судах океанских флотов // Средние века. 1989. № 52. С. 52-57.

71. Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего мира и нового времени. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 336 с.

72. Шершеневич Г.Ф. История философии права. Спб.: Издательство «Лань», 2001. 528 с.

73. Best G. The place of Grotius in the development of International humanitarian Law // Ibidem. P. 101-107.

74. Bronowski J., Marlish B. The Western intellectual tradition from Leonardo to Hegel. Harmond Sworth: Penquin books, 1963. 578 P

75. Bull H. The Grotian conception of international society // The war system: an interdisciplinary approach. Boulder (Colorado), 1980. C. 613-634.

76. Butler C. The life of H. Grotius with brief minutes of the civil ecclesiastical and literary history of the Netherlands. L., 1826. 320 p.

77. Caspani A. IL "De imperio summarum potestatum circa sacra" di Grotio // Di Filosofia Neo-Scolastica. Milano, 1987. A. 79. № 3. P. 382-419.

78. Chaunu P. European expansion in the Later Middle Ages. Amsterdam, 1979. 326 p.

79. Chroust A.H. H.Grotius and the Natural Law Tradition // The new scholasticism. 1943. Vol. XVII. № 2. P. 101- 132.

80. Clark C.N., Eysinga W. The Colonial conference between England and the Netherlands in 1613 and 1615. P. 2. Lugdunum Lyon-Batavorum Botenburg, Brill, 1951. 155 p.

81. Dhondt S. Estates or power. Essays in the parliamentary history of the southern Netherlans from 12th to 18th cc. Heule: UGA, 1977. 279 p.

82. Dumbauld E. The life and legal writings of Grotius. Norman, 1969, 130 p.

83. Edwards C.S. Hugo Grotius: The Miracle of Holland. Chicago: Nelson-Hall, 1981. 124 p.

84. Fata iuris Romani Etudes D'histoire du droit par R. Feenstra. Leyde, Press universitaire de Leyde, 1974. 250 p.

85. Feenstra R., Waal C.J.D. Seventeenth-century Leyden Law professors and their influence on the development of the civil Law/ A study of Bronchorst, Vinnius and Voet. Amsterdam-Oxford, 1975. 130 p.

86. Figgis J.N. Studies of political thought from Gerson to Grotius. 1414-1625. Cambridge, 1900. 258 p.

87. Fikentscher W. De fide et perfidia. Munchen, 1979.

88. Fruin R. An unpublished work of Hugo Grotius's. Lugduni-batavorum, 1925. 120 p.

89. Gellinek C. Hugo Grotius. Boston, Twayne Publishers, 1983. 2401. P

90. Gerbrandy P.S. National and international stability: Althusius; Grotius; van Vallenhoven. Cambridge, Mass., Harvard univ. Press, 1944. 61 p.

91. Haggenmacher P. Grotius et la doctrine de la Guerre Juste. Paris, 1983. 629 p.

92. Hall G.L. William, father of the Netherlands. Chicago: Rand McNally, 1969. 240 p.

93. Hamilton B. Political thought in 16th century Spain. Oxford, 1963. 206 p.

94. Hanga V. La conception de Hugo Grotius sur le droit naturel // Roumanian sciences sociales. Sciences Juridiques. T. 30. №2. Bu-carest, 1986. P. 165-171.

95. Hearnshaw F.J.C. The social and political ideas of some great thinkers of the 16 and 17 cc. London: Harrap, 1926. 219 p.

96. Hoffman G. Die Friedensauffassung des Hugo Grotius // Hugo Grotius. Aus AnlaB seines 400. Geburtstages 10.04.1583 /Delft/ -28.08.1645 /Rostock/ // Rostoker philosophische manuskripte Heft 23. Rostock, 1982. P. 59-72.

97. Hoffmann G. Die Naturrechtsanffassung des Hugo Grotius // Ibidem. P. 5-16.

98. Houtte J.A. An economic history of the Law Cuntries, 800-1800. N.Y.: St. Martin's press, 1977. 342 p.

99. Huddleston L.E. Origins of the American Indians European Concepts, 1492-1729. Austin and London, 1967. 130 p.

100. Hugo Grotius. Essays on his life and works, selected for the occasion of the tercentemary of his "De jure belli ac pacis" 1625 — 1925. Leyden, 1925. 200 p.

101. ЮЗ.Нута A. The Dutch in the Far East. A hystory of the Dutch com-mercia and Colonial empire. Ann Arbor, Michigan, 1942. 249 p.

102. Janis M.W. American versions of the International law of Christendom: Kent, Wheaton and the Grotian tradition // Netherlands international Law. Rockville, 1992. Vol. 39. № 1. P. 37-61.

103. Israel J.I. The Dutch Republic and the Hispanic world. 16061661. Oxford: Clarendon press, 1986. 478 p.

104. Kalshoven F. Grotius' jus in bello with special reference to Ruses of war and perfidy // Grotius et L'ordre juridique international. P. 89-100.

105. Kenneth S. Grotius and the Law of the Sea a Reassessment // Ibidem. P. 43-48.

106. Knight W.S.M. The life and works of Hugo Grotius. London, 1925. 320 p.

107. The Law Countries in early modern times. Ed. by H.H. Rowen. N.-Y., 1972. 300 p.

108. Lee R.W. Hugo Grotius. Annaul lecture on a master mind. London, 1930. 63 p.

109. Lewis E. Medieval political ideas. N.-Y., 1954. 420 p.

110. Meron T. Common rights of mamkind in Gentili, Grotius and Su-arez // International Law. Washington, 1991. Vol. 85. № 1. P. 512.

111. Muller H.C.A. Hugo de Groots «Annales et Historiae». Utrecht, 1919. 90 p.

112. Parker G. The Dutch revolt. Ithaca-N.Y.: Cornell univ. Press, 1977. 327 p.

113. Parker G. Spain and the Netherlands, 1559-1659. London, 1979. 320 p.

114. Pauw F. de. Grotius and the law of the sea. Bruxelles, 1965. 76 p.

115. Reiner J. H. Grotius und das weltschiedsgericht. Berlin, 1922.

116. Remec P.P. The position of the individual in international law according to Grotius and Vattel. The Hague, Nijhoff, 1960. 246 p.

117. Rens I. Grotius et la doctrine traditionnelle de la "Guerre juste" // Grotius et L'ordre juridique international. P. 67-79.

118. Richter R. Die Freiheit der Meere heute // Hugo Grotius. Aus AnlaB seines 400. P. 17-31.

119. Riemersma J.C. Religious factors in early Dutch capitalism 15001650. The Hague Paris, Mouton, 1967. 98 p.

120. Rowen H.H. The Princes of Orange: The stadholders in the Dutch Republic. Cambridge etc., univ. Press, 1988. 253 p.

121. Rowen H.H., Lossky A. Political ideas & institutions in the Dutch Republic. Los Angeles, 1985.

122. Rubies J.P. Hugo Grotius's dissertation on the origin of the american peoples and the use of comparative methods // The history of Ideas. Philadelphia, 1991. Vol. 52. № 2. P. 221-244.

123. Scott J.B. The spanish conception of international law. Washington: Carnegie Endowment for international peace, 1934. 131 p.

124. Sotirovich W.V. Grotius' Universe: Divine Law and a Quest for Harmony. N.Y.: Vantage, 1978. 130 p.

125. Starke J.G. The influence of Grotius upon the Development oft Кinternational law in the 18 c. // Grot ian society. Studies in the history of the law of nations. The Hague: Nijhoff, 1970.

126. Vandenbosch A. The Dutch East Indies. Its government, problems, politics. Univ. Of California press, Berkeley and Los Angeles, 1941.

127. Wehbery H. Hugo Grotius. Wiesbaden, 1956.

128. Yamanchi S. The ambivalence of H.Grotius: state sovereignty and common interests of mamkind // Hitotsubashi Journal of law and politics. 1994. Vol. 22. P. 1-17.

129. Zarka Y.C. La propriete ches Hobbes // Archives de Philosophie. P., 1992. T. 55. Cah. 4. P. 587-605.

130. I. Авторефераты диссертаций.

131. Верховодов E.B. Генезис теории естественного права в Западной Европе. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Н/Новгород, 2001. 26 с.

132. Поляков А.В. «Возрожденное естественное право» в России: (Критический анализ основных концепций). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Л., 1987. 28 с.

133. Саунина Е.В. Политико-правовые учения о войне в эпоху средневековья и Нового времени и роль Г. Гроция в становлении правовой доктрины справедливой войны. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Н/Новгород, 2000. 32 с.

2015 © LawTheses.com