Правовой статус региозных объединений в Республике Казахстантекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Правовой статус региозных объединений в Республике Казахстан»

РГ6 од

О ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

" ' ~ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ

На правах рукописи

ПОДОПРИ ГОРА Роман Анатольевич

ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Специальность: 12.00.02 — государственное право и управление; советское строительство; административное право; финансовое право

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Алматы — 1993

Работа выполнена на кафедре административного права Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

кандидат юридических наук, доцент А. И. Худяков

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор юридических наук, профессор Г. П. Лупарев, кандидат юридических наук, доцент В. В. Мамонов

Ведущая организация — Институт государства и права Академии наук Республики Казахстан

Защита состоится 11 мая 1993 г. в 12 часов на заседании специализированного совета Д.058.01.01 по присуждению ученой степени доктора юридических наук при Казахском государственном национальном университете им. Аль-Фараби по адресу: 480121, г. Алматы, ул. Тимирязева, 46, юридический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби.

1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат юридических наук, доцент

А. И. ХУДЯКОВ

ОБЩАЯ ХАРЛКГЕР1ЕТША РАБОТЫ

Актуальность теыы исследования и степень ее разработанности.

В законодательстве многих современных государств закреплено право граждан на свободу совести или на свободу вероисповедания, означающие возможность человека осуществлять различные действия в зависимости от его отношения к религии, в соответствии с религиозными или безрелигиозными убевденияш*.

Такие права закреплены и в законодательстве Республики Ка-

о

захстан. В статье 12 Конституции Республики Казахстан 1993 г. говорится, что грааданину республики гарантируется свобода совести. Право на свободу вероисповедания зафиксировано в статье

3 Закона Республики Казахстан от 15 января 1992 года "О свободе

з

вероисповедания и религиозных объединениях.

Берущие граждане могут осуществлять право на свободу вероисповедания и удовлетворять свои религиозные интересы и потребности в различных формах, одной из которых является совместное осуществление указанного права посредством создания и в результате деятельности религиозных объединений.

Религиозные объединения присущи социальной структуре большинства современных обществ, действуют они и в Республике Казахстан. Демократизация общественной жизни в республике, принятие законодательных актов, закрепляющих новое положение религиозных

* Вопрос о содержании и соотношении понятий "свобода совести", "свобода вероисповедания" - предмет отдельного исследования. В представленной работе употребляется понятие "право на свободу вероисповедания", закрепленное в Законе Республики Кязах-„ стан от 15 января 1992 г. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" и рассматриваемое как право граядан сво -бодно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а тагсхе свободно осуществлять другие действия, связанные с отношением человека к религии.

^ Советы Казахстана. 1993, 2 февраля.

^ Советы Казахстана. 1992, 6 февраля.

объединений в обществе, способствовали росту их числа. Появляются как традиционной, так и нетрадиционной вероисповедной принадлежности для Республики Казахстан религиозные объединения, легализуются ранее уклонявшиеся от регистрами в государственных органах и т.д. Так, если в 1389 году в Казахстане насчитывалось более 600 религиозных объединений, то в 1992 году их действует более 900.

Религиозные объединения в настоящее время принимают активное участие в общественной жизни. Значительно расширилась их сфера деятельности, крторая помимо собственно религиозной включает в себя благотворительную, миротворческую, культурно-просветительскую, производственно-хозяйственную и другую деятельность. Изменились отношения между государством и религиозными объединениями , выражающиеся сегодня в сотрудничестве и взаимном уваже-р

шш. Эти и многие другие вопросы, связанные с деятельностью религиозных объединений требуют соответствующего исследования, в тон числе и правового.

Для осуществления своих целей, нормального функционирования религиозным объединениям необходимы определенные права, во-первых, обеспечивающие возможность гражданам удовлетворять религиозные интересы и потребности, во-вторых, позволяющие религиозным объединениям выступать в гражданском обороте. Такие права религиозных объединений закрепляются в законодательстве Республики Казахстан и тем самым обеспечиваются государством. Таким образом, религиозные объединения наделяются правоспособностью, при определенных условиях они вступают в общественные отношения, регулируемые правом - правовые отношения. Наделение религиозных объединений правоспособностью означает, что они признаются субъектами права, что вызывает необходимость изучения их правового статуса, выявления особенностей религиозных объединений

как субъектов права, анализа других правовых вопросов их деятельности.

Юридической наукой правовой статус религиозных объединений исследован недостаточно. В частности, это объясняется тем, что общественными науками, до недавнего времени, религиозные объединения рассматривались как временные образования, которые пере -станут.существовать в связи с исчезновением религии. Поэтому практически отсутствовал анализ их различного положения з обществе. В полной мере это относится и к правовому положению религиозных объединений. В большинстве работ, в которых затрагиваются правовые вопросы деятельности религиозных объединений, как правило, воспроизводятся нормы ранее действовавшего законодательства о религиозных культах, без анализа конкретных сторон правового статуса религиозных объединений, исследования проблем в этой области. Значительное место в работах отводится идеологическим моментом в отцветаниях между государством и религиозными объединениями, рассматриваются положения, не имеющие прямого отношения к правовому статусу религиозных объединений.

В то же время имеются отдельные работы и статьи авторов, в которых правовые вопросы деятельности религиозных объединений исследуются более тщательно*. Однако эти работы не носят кош -лексного характера, б них рассматриваются отдельные стороны правового статуса религиозных"объединений. Кроме того, они в значительной степени устарели, так как основываются иа ранее действо-

* См., например: Гаевая Н.П. Советское законодательство о свободе совести. - Киев: Наук.думка, 1988; Лупарев Г.П. Государст-аенно-правовосз рзгулирсгание деятельности религиозных организаций на территории Сш' / Теория и практика. Автореферат докт. дисс. - П.: 1992; Лупарев Г.П. Понятие и виды религиозных организаций в СССР //Советское государство и право. 1991. № 5. С.ЗЬ-42: Розенбаум О.А. Советское государство и церковь,- П.: Наука, 1985; Розенбаум Ю.А. Некоторые социально-правовые черты религиозных объединений в СССР // Советское государство и право. 1984. » 12. СЛ14-118 и другие работы.

вавшем законодательстве о религиозных культах или на законодательных актах, не имеющих в настоящее время юридическую силу на территории Республики Казахстан.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение правового статуса религиозных объединений, действующих в Республике Казахстан, сложившегося в результате принятия Закона Республики Казахстан 15 января 1992 года "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях"* и других вновь принятых актов законодательства.

Названная цель реализуется посредством решения в диссертации следующих' задач:

- определения понятия и видов религиозных объединений, анализа правовых условий их возникновения и прекращения деятельно -сти, принципов и нормативно-правовых основ деятельности религиозных объединений;

- рассмотрения теоретических вопросов правового статуса религиозных объединений;

- исследования статуса религиозных объединений в различных отраслях права.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

В процессе представленного исследования использовались сле-

■* г-

дующие источники:

» .-г труды ученых по общей теории права: С.С.Алексеева, А.А.Га-тиняна, Д.Н. Денисова, А. 13.Мицкевича, С.и.Поленикой, Р.О.Халфк-ной и специалистов отдельных отраслей права: Б.С.Осношша, 0.0. Миронова, С.Н.Братуся, А.Е.Суханова, А.И.Масляева, Г.А.Кудрнвце-вой, Д.Н.Бахраха, Ю.М.Козлова, С.13.Матвеева, Л.Ь.Ковалг., Р.З.Лившица, Д.Н.Гинцбурга, Л.А.Сыроьатской, Н.И.Химичевой и др.;

* ^ дальнейшем - Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях .

- работы юристов, изучавших правовой статус общественных объединений', наиболее близких по своим признакам к религиозным объединениям среди других субъектов права: В.В.Кравченко, О.В. Орловой, И.О.Снигиревой, А.И.Щиглика, Д.З.Щутько, Ц.А.Ямполь-ской и др.;

- работы авторов, исследовавших правовые вопросы деятельности религиозных объединений: Н.П.Гаевой, В.Н.Калинина, В.В.Клоч-кова, А.С.Ловинюкова, Г.П.Лупарева, Ю.А.Розенбаума и др.

Нормативной основой исследования являлись нормативно-правовые акты Республики Казахстан и других государств.

Практическую базу исследования составили уставы и другие акты религиозных объединений, религиозная литература, материалы деятельности государственных органов, материалы периодической печати.

При написании диссертации применялись такие методы научного исследования как диалектический, сравнительного анализа, системный, исторический, социологический и др.

Научная новизна Диссертации определяется тем, что в ней впервые комплексно исследуется правовой статус религиозных объединений, действующих на территории Республики Казахстан. В работе изучается как общий, так и отраслевой правовой статус религиозных объединений, выявляются их особенности по сравнению с другими субъектам права. Научная новизна заключается также в выработанных автором определениях, выводах, предложениях по совершенствованию законодательства.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

I. Религиозным объединением в правовом смысле следует считать зарегистрировавшее устав в государственном органе объединение верующих граждан одного вероисповедания или другое организа-

ционное образование, созданное в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей или для иной религиозной деятельности. .

2. Правовой статус религиозных объединений является юридический выраженной того положения, какое эти объединения занимают в обществе и включает в себя всю совокупность прав и обязанностей, которыми наделены религиозные объединения, правовые способности религиозных объединений, принципы их деятельности, гарантии прав. »Зццеллется общий, отраслевой и индивидуальный правовой статус религиозных объединений.

3. Правосубъектность религиозных объединений выражается в форме юридического лица и являемся спе^альной, то есть связанной с их целями и задачами. При наступлении юридических фактов религиоэныо объединения становятся участниками правоотношений, среди которых, как наиболее часто встречающиеся, выделяются: гражданские, административные, финансовые, трудовые. Правосубъектность религиозных объединений имеет как схожие, так и отличительные черты с правосубъектностью других субъектов права. К отличительным чертам, в частности, откосится то, что религиозные объединения но являются субъектами государственно-правовых отношений, им предоставляются финансовые и имущественные льготы.

•г- . 4, К принципам деятельности религиозных объединений отно -сятся: принцип отделения религиозных объединений от государства,-равноправие религиозных объединений, принцип деятельности в соответствии со своими целями, принцип отделения государственной системы воспитания и образования от религиозных объединений, принцип законности. Основным принципом, оказывающим влияние на • правовой статус религиозных объединений, является принцип отделения религиозных объединений от государства, который означает, . главным образом, то, что религиозные объединения не являются

- ? -

субъектами политической деятельности.

5. По своему правовому статусу религиозные объединения среди других субъектов права наиболее близки к общественным объединениям. Однако особенности, вытекающие из принципа отделения религиозных объединений от государства, обусловливают их ваделение в отдельный вид коллективных субъектов права.

6. Правовой статус религиозных объединений закреплен в различных нормативно-правовых актах, определяющим из которых является Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Этот закон выполняет роль активного центра в формируемом законодательстве о свободе вероисповедания и религиозных объединениях. В настоящее время нельзя говорить' об этой отрасли, как о сложившейся комплексной отрасли республиканского законодательства, в силу отсутствия достаточного количества связанных меаду собой единым объектом правового регулирования нормативно-правовых актов. Что же касается внутренних норм религиозных объединений, то их нельзя считать источником права, поскольку они не имеют государственно-властного, общеобязательного характера, не обеспечены принудительной силой государства.

7. Особой необходимости в существовании специального государственного органа по связям с религиозными объединениями нет, поскольку деятельность последних не является таким объектом . правового регулирования для которого требуется создание названного органа. Достаточно иметь соответствующие подразделения в системе органов Министерства юстиции Республики Казахстан, выполняющих функции учета религиозных объединений, а также информационные, консультативные, экспертные функции. Наличие указанных подразделений не исключает возможности существования должностей (отделов) в других государственных органах, но с иными функциями: учета интересов религиозных объединений в процессе

законотворческой деятельности, осуществления контактов с религиозный» объединениями и т.д.

- 8. Религиозные объединения как субъекты гражданского права являются некоммерческими юридическими лицами. 11х гражданская правосубъектность связана с целями деятельности, но не ограничивается правами и обязанностями только а религиозной деятельности. Гражданская правосубъектность охватывает собой и благотворительную, культурно-просветительскую, производственно-хозяйственную и иную деятельность. В гражданско-правовом статусе религиозных объединений выделяется право собственности, которым могут обладать все религиозные объединения, вне зависимости от того, являются они самостоятельными образованиями или структурными подразделениями многозвенных религиозных объединений.

9. Б административно-правовом и финансово-правовом статусе религиозных объединений выделяются их обязанности выполнять установленные государственными органами правила или индивидуальные предписания. Религиозные объединения имеют пассивную од-миннстративную правосубъектность, так как на обладают властными полномочиями в отношении других субъектов права. Особенностями финансово-правового статуса религиозных объединений является предоставление им некоторых льгот по налогообложении. Религиозные объединения являются самостоятельными субъектами административной и финансово-праЬовой ответственности.

10. Обладая в соответствии с законодательством трудовой правосубъектностью, но все религиозные объединения реализуют ее в трудовых правоотношениях по различным причинам: наличной религиозных правил, но позволяющих выполнять оплачиваемую работу, заключать трудовые договоры; ограниченностью денежных средств. На правовой статус религиозных объединений в данной отрасли права влияет отсутствие в них профсоюзных организаций.

трудовых коллективов. Они являются участниками более узкого круга правоотношений в области трудового права по сравнению с другими коллективными образованиями. Одной из сторон в трудовом правоотношении с участием религиозных объединений может быть служитель культа, чья трудовая деятельность возможна, как правило, только в религиозных объединениях и чьи трудовые функции тесно связаны с религиозными правилами и традициями.

Практическая значимость исследования определяется сделанными автором выводами и предложениями, направленными на совершенствование действующего законодательства. Исследования, проведенные в диссертации, могут быть использованы в работе государственных органов, вступающих в правоотношения с религиозными объединениями, юридических служб религиозных объединений. Диссертация восполняет некоторые пробелы в юридической науке, вызванные недостаточной изученностью правового статуса религиозных объединений. Ыатериалы диссертации могут послужить базой для дальнейших исследований в данной области, применяться в преподавательской и лекционной деятельности..

Апробация работы. Работа выполнена и обсуадена на кафедре административного права Казахского государственного университета им.Аль-Фараби. Результаты исследования отражались автором н докладах на научных конферешдаях (1990-1992 г.г.), в опубликованных автором работах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения и библиографии.

СОДЕШШЕ РАШШ Во введении обосновывается актуальность темы исследования и степень ее разработанности, определяются цели и задачи исследования, его теоретическая и методологическая основы, а также

научная новизна и практическая значимость исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Глава первая "Общая характеристика правового статуса религиозных объединений" состоит из пяти параграфов.

Ц первом параграфе рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия и видов религиозных объединений, их признаков и положения отличающие религиозные объединения от общественных объединений.

Автором анализируются существующие определения религиозных объединений и дается собственное определение. Религиозное объединение понимается, как зарегистрировавшее устав в государственном органе объединение верующих'граждан одного вероисповедания или другое организационное образование, созданное в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей или для' иной религиозной деятельности. Под религиозными интересами и потребностями имеются ввиду интересы и потребности верующих граждан в совершении обрядов, участии в праздниках, распространении своих убевдений, потребности в религиозном образовании и воспитании, благотворительной, подвижнической деятельности и т.д. Под иной религиозной деятельностью понимается управленческая деятельность в системе религиозных объединений; подготовка служителей культа, миссионерская работа религиозных объединений и пр. Религиозные объединения могут заниматься и другой, но являющейся религиозной, деятельностью - производственно-хозяйственной, коммерческой, культурно-просветительной деятельностью. Однако признавать то или иное образование религиозным объединением следует только в том случае, если его основными целями и задачами является религиозная деятельность.

Автором приводится классификация религиозных объединений по различным основаниям: а зависимости от вероисповедной принад-

- II -

лежности, по территориальному признаку, структуре, характеру членства, целям деятельности. Детально характеризуются религиозные объединения по последнему основанию, так как именно по нему они ввделены в законодательстве. При этом подчеркивается ошибочным отнесение в Законе "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях* к религиозным объединениям структуре« подразделений религиозных управлений (центров), а также отсутствие в этом законе некоторых других видов религиозных объединений.

По мнению диссертанта религиозными объединениями в зависимости от целей деятельности являются: религиозные общины, религиозные управления (центры), духовные учебные заведения, миссии, братства, монастыри, организации религиозных объединений. Ногут существовать и другие, кроме перечисленных, виды религиозных объединений. В работе высказывается несогласие с позицией некоторых авторов, которые не склонны рассматривать в качестве религиозных объединений другие, помимо религиозных общин, образования на том основании, что они представляют собой не столько организации, сколько конфессиональные учреждения. Диссертант считает, что понятие "учреждение" в данном случае охватывается понятием "объединение". Последнее распространяется как на те образования, которые возникли по добровольному волеизъявлению граждан, так к на другие - созданные в ином порядке.

Далее в работе автором выделяются признаки религиозных объединений - наличие специальной цели, единое вероисповедание членов объединения, добровольность членства, наличие и регистрация устава в государственном органе, самообеспечение. В литературе встречаются и другие признаки, которые диссертант не считает возможным рассматривать применительно к религиозным объединениям. Например, о таком признаке, как самоуправление, можно говорить лишь в смысле отсутствия подчиненности религиозных объе-

динений государственным органам во внутриорганизационных отношениях. В то же время в системе самих религиозных объединений действует определенная система подчинения, управление со стороны одних объединений другими. Признак самоуправления характерен в данном случае только для тех религиозных объединений, которые действуют автономно, без вышестоящих руководящих органов. Признак равноправия членов, закрепленный в уставах некоторых религиозных объединений, также характерен не для всех из них. Как правило, в религиозных объединениях служители культа обладают большими правами, чем рядовые верующие.

Но своим признакам религиозные объединения среди других коллективных субъектов права наиболее близки к общественным объединениям. Однако, в соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства, устанавливается различный пра'вовоЯ статус этих образований. Так, религиозные объединения нз получают шишкой помощи от государства (в отношении общественных объединений возможность получения такой помощи предусмотрена законом); религиозные объединения не должны преследовать политк-• ческие цели и задачи (общественные объединения могут ставить перед собой указанные цели и задачи) и т.д.

Правильное отнесение какого-либо коллективного образования . к.религиозным объединениям имеет практическое значение, в.. связи с тем, что, учитывая предоставленные религиозным объединениям л'ьготы по налогообложению, получить статус религиозного стремятся образования, никакого отношения к религии не имеющие, а преследующие иные цели*.

* Так, например, в представленном в 1992 г. для регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан уставе Мусульманской лиги труда среди целей организации указывались: содействие установлению исламского общего рынка, определение региональных потребностей в трудовых ресурсах, сотрудничество с исламскими санками и другие цели, не имеющие отношения к религиозной деятельности.

Во втором параграфе рассматриваются теоретические вопросы правового статуса религиозных объединений. Автором приводятся мнения различных ученых по поводу определения понятия правового статуса и его содержания, а также отмечается, что вообще вопросы правового статуса коллективных субъектов права мало изучены юридической наукой. На основе имеющихся теоретических положений делается вывод, что правовой статус религиозного объединения есть юридическое выражение того положения, которое оно занимает в системе общественных отношений,.регулируемых правом. Правовой статус религиозных объединений понимается в широком смысле, то есть он включает в себя права и обязанности религиозных объединений, которыми они наделены в соответствии с законом и которые вытекают из правоотношений, а также правовые способности, принципы деятельности, гарантии прав религиозных объединений.

Отдельно в параграфе рассматриваются вопросы правосубъектности религиозных объединений, которой они наделены в связи с тем, что на них распространяется действие законов, религиозные объединения являются носителями прав и обязанностей, закрепленных в различных законодательных актах. Правосубъектность религиозных объединений, т.е. способность иметь и своими действиями осуществлять права и обязанности, возникает с момента регистрации их уставов в государственных органах. Она может быть общей, отраслевой и специальной. Последняя означает, что религиозные объединения могут осуществлять те права и обязанности, которые связаны с целями их деятельности. Правосубъектность религиозных объединений выступает в форме юридического лица, эта форма, как отмечается в литературе, опосредует участие организации как единого, целого во всех областях общественных отношений, регулируемых правом (Р.О.Халфина). Правосубъектностью могут обладать все религиозные объединения вне зависимости от того, являются они

автономными или структурными подразделениями многозвенных религиозных объединений. В то же время, рад религиозных образований, являющихся структурными подразделениями, указанных объединений могут не иметь права юридического лица, не обладать правосубъектность»). Решение вопроса о приобретении права юридического лица связано с необходимостью того или иного образования самостоятельно выступать в гражданском обороте с потребностью в помещениях, собственном денежном фонде и т.д.

Правосубъектность религиозных объединений реализуется в правоотношениях, участниками которых при наступлении юридических фактов они становятся, й представленной работе правоотношения с участием религиозных объединений рассматриваются в зависимости от их отраслевой принадлежности. Среди них, как наиболее часто встречающиеся, сиделлютел гражданские, административные, финансовые и трудовые правоотношения. Одной из особенностей правосубъектности религиозных объединений является то, что они не могут быть субъектами государственно-правовых отношений, так как не участвуют в общественных отношениях, регулируемых нормами государственного права, не выполняют каких-либо государственных функций, не обладают полномочиями в процессе формирования и деятельности представительных органов власти и в других общественных отношениях, ^являющихся предметом государственного права,

Ц третьем параграфе данной главы изучаются правовые условия возникновения, принципы деятельности и правовые условия прекращения деятельности религиозных объединений.

К первым автор относит: добровольное волеизъявление совершеннолетних верующих граждан в количестве но менее 10 человек направленное на создание религиозного объединения или решение соответствующего органа действующего религиозного объединения об . учреждении нового религиозного объединения, наличие устава и ре-

гистрация его в государственном органе. При этом законодателем не предусмотрена обязанность регистрации устава, в отличие к примеру от общественных объединений, деятельность которых без регистрации не допускается. Религиозные объединения могут действовать и без регистрации устава, но в данном случае они не будут признаваться юридическими лицами с вытекающими отсюда последствиями: невозможностью иметь в собственности имущество, денежные средства, заключать сделки, принимать на работу граждан и т.д.

Диссертант считает неправильными положения Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" о том, что право учреждать другие, кроме религиозных общин, религиозные объединения предоставлено только религиозным управлениям (центрам) и что возникать эти объединения могут только в порядке учреждения их другими религиозными объединениями. По мнению автора, все религиозные объединения, являющиеся юридическими лицами должны иметь право учреждать другие религиозные объединения, а такие религиозные объединения, как миссии,'братства, духовные учебные заведения, могут создаваться не только в порядке учреждения другими организациями, но и в результате добровольного волеизъявления граадан.

Одним из элементов правового статуса религиозных объединений являются принципы их деятельности. К числу таких принципов автор относит: принцип отделения религиозных объединений от государства, равноправие религиозных объединений, принцип деятельности религиозных объединений в соответствии со своими целями, принцип отделения государственной системы образования и воспитания от религиозных объединений, принцип законности. В диссертации характеризуются все указанные принципы, особое внимание при этом уделяется принципу отделения религиозных объединений от государства. По мнению автора этот принцип означает прежде всего

то, что религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности, но участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов. В остальном названный принцип носит условный характер. Так, религиозные объединения оказывают помощь государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности. С другой стороны государство устанавливает имущественные и финансовые льготы религиозным объединениям. Кроме того, как справедливо указывается некоторыми авторами (В.Клочков), государство и религиозные объединения не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга. Всегда присутствует верховенство государства. Оно не вмешивается в деятельность религиозных объединений до тех пор, пока эта деятельность не противоречит законодательству, в противном случае государством применяются меры при-

г

нуждения.

В данном параграфе также рассматривается вопрос о запрещении деятельности политических партий на религиозной основе, что закреплено в Конституции Республики Казахстан и в Законе "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Диссертант считает, что такой запрет противоречит зафиксированному в международно-правовых актах и законодательных актах Республики Казахстан лраву граждан на объединение. Граждане должны иметь право объединяться в политические партии на основе общности любых интересов, в т.ч. и религиозных. Деятельность религиозных партий нельзя допускать только в том случее, когда они ставят целями насильственное свержение конституционного строя, разжигание национальной или религиозной вравды, совершение других противоправных действий. Деятельность любой партия в рамках закона должна разрешаться вне зависимости от социальной, национальной, религиозной и другой принадлежности ее членов и провозглашаемых идей.

Дело избирателей определять политика какой партии отвечает их интереса« и оказывать доверие или недоверие этим партиям на выборах. В мире имеются примеры успешной деятельности религиозных партий, представители и политика которых пользуются довершм у населения.

В параграфе также рассматриваются правовые условия прекращения деятельности религиозных объединений. Автором высказываются критические замечания по поводу закрепленных в законодательстве оснований прекращения деятельности религиозных объединений. В частности, это касается положения о том, что деятельность религиозных объединений может быть прекращена по решению общего собрания учредителей. В работе отмечается, что собрание учредителей имеет значение при возникновении религиозных объединений, где принимается устав и решаются другие организационные вопросы. В дальнейшем в религиозных объединениях создаются иные органы, не обязательно состоящие только из учредителей, в компетенцию которых входит решение вопроса о прекращении деятельности ролиги -озных объединений. Более того, в соответствии с внутриорганиза-ционными нормами некоторых.религиозных объединений их деятель -ность может прекращаться по решению вышестоящих органов, которые не являлись учредителями в данном случае (например, свидетели Иеговы). Поэтому более правильной по млению диссертанта была бы формулировка о том, что деятельность религиозных объединений прекращается по решению их органов, в соответствии с собственными установлениями.

Деятельность религиозного объединения может быть прекращена также по решению суда, в случае занятия г.ротивоуставной или противозаконной деятельностью. В диссертации приводятся примеры такой деятельности.

В четвертом параграфе первой главы анализируются норматив-

но-правовь.е основы деятельности религиозных объединений. Автором отмечается, что правовой статус религиозных объединений закреплен в нормативно-правовых актах, которые можно объединить в две большие группы. :

В первую группу входят нормативно-правовые акты, которые в перспективе войдут в такую комплексную отрасль законодательства Республики Казахстан, как законодательство о свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Особенность этих актов заключается в том, что деятельность религиозных объединений в них является единственным объектом правового регулирования. Основным актом в указанной складывающейся отрасли законодательства выступает Закон "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", так как он устанавливает общие положения, касающиеся деятельности религиозных объединений, подлежащие воспроизведению и детализации в издаваемых на базе и в развитие этого акта нормативно-правовых актов. В работе дается характеристика закона, подчеркивается его комплексный характер. Диссертант отмечает, что в настоящее время нельзя говорить в отношении законодатель- : ства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, как о сложившейся отрасли республиканского законодательства в силу отсутствия достаточного количества связанных мевду собой единым объектом правового регулирования нормативно-правовых актов. В литературе отмечается, что один или два акта, посвященные регламентами определенного круга вопросов еще не образуют комплексной отрасли законодательства. О существовании такой отрасли можно говорить лишь при наличии иерархической зависимости внутри определенной группы нормативных актов, объединяющихся предметной связью и связью управления (С.В.Поленина).. ■.

Ко ьторой. группе, нормативно-правовых актов, регулирующих-деятельность религиозных объединений относя" :« те акты, в. кото-.

рых эта деятельность выступает в качестве объекта правового регулирования наряду с деятельностью других субъектов права. Эти нормативно-правовые акты являются составными частями иных отраслей республиканского законодательства.

Отдельно в диссертащи рассматривается вопрос о том, могут ли быть источником права нормативные акты религиозных объединений. На основе анализа таких актов, точек зрения различных авторов по этому вопросу делается вывод, что нормативные акты рели -гиозных объединений не являются источниками права, а нормы, закрепленные в актах религиозных объединений не являются правовыми нормами в сложившейся в Республике Казахстан правовой системе. Нормы религиозных объединений не имеют государстгенно-властного, общеобязательного характера, не обеспечиваются принудительной силой государства. Хотя некоторые нормы, имеющиеся в уставе религиозных объединений являются по существу правовыми (право собственности, право юридического лица), однако они установлены не самими религиозными ооъединенияии, а государством в соответствующих законах, уставы лишь воспроизводят их. Эти нормы действуют постольку, поскольку они закреплены в законодательстве, в случае отсутствия такого закрепления, нормы, изложенные в уставах религиозных объединений, никакого правового значения не имеют.

И последней параграфе первой главы рассматриваются вопросы взаимодействия государственных, органов и религиозных объединений. При этом отмечается,_ что вступать в правоотношения с религиозными объединениями могут различные государственные органы. Правоотношения также могут быть самыми различными по своему содержанию.

Автор пишет, что в системе государственных органов многих • государств присутствуют специальные государственные органы или

подразделения государственных органов, функционирование которых непосредственно связано с деятельностью религиозных объединений.

Соответствующие подразделения имеются и в системе государственных органов Республики Казахстан. К ним в настоящее время относятся: управление по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Республики, а также отделы по связям с религиозными объединениями областных (городских) администраций. Существование государственного органа по связям с религиозными объединениями предусмотрено в Законе Республики Казахстан "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях". Однако ни одно из названных подразделений нельзя рассматривать в качестве такого государственного органа, поскольку они не отвечают требованиям, предъявляемым к государственным органам, а именно не обладают самостоятельными государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения организациями, гражданами, должностными лицами, возможностью применения мер государственного принувдения. По мнению диссертанта, деятельность религиозных объединений не является таким объектом управления, для которого необходимо существование специального органа. Государство.управляет религиозными объединениями с помощью других способов: посредством установления правового статуса, сферы деятельности религиозных объединений, осуществляя контроль за ними и др. Поэтому вполне достаточно иметь соответствующие подразделения в действующих государственных органах, которые выполняли бы функции учета религиозных объединений, Обеспечения ., проведения религиоведческих экспертиз, оказания содействия религиозным объединениям в решении различных вопросов, распространения информационных материалов и т.д. Указанные полномочия, , на взгляд автора, следует'возложить на соответствующие подразделения .'¿¡нпетерст.ва юстиции Республики Казахстан как в'централь-

ном аппарате, так и в областных (городских) улра&чениях, в связи с чем передать указанным структурам функции по регистрации уставов всех религиозных объединений.

Создание специальных слуяб по связям с религиозными объединениями в системе Министерства петиции не исключает возможности существования соответствующих подразделений (должностей) в других государственных органах, ко с иными полномочиями: учета интересов религиозных объединений в законотворческой деятельности, осуществления контактов государственных органов и религиозных объединений и т.д.

Вторая глава диссертации посвящена вопросам отраслевого правового статуса религиозных объединений.

Потребность религиозных объединений в денежных средствах и другом имуществе, позволяющим им нормально функционировать и решать уставные задачи, обусловливает вступление религиозных объединений в имущественные правоотношения, которые большей частью регулируются нормам» гражданского права. Возможность религиозных объединений быть носителями гражданских прав и обязан -нсстей предусмотрена законодательством Республики Казахстан, в котором они признаются юридическими лицами. В работе прослеживается в историческом плане юридическая "личность религиозных объединения.

Автор анализирует признаки юридических лиц, применительно к религиозным объединениям. Tax, последние обладают организационным единством, закрепленным в уставе и выражающемся в наличии цолея и задач объединений, определенной структуры, органов управлений, связей мстгду структурными подразделениями. Имущественная обособленность религиозных объединений проявляется прежде всего в том, что они являются собственниками имущества, кроме того сна могут иметь а отношении имущества другое вещное право.

Религиозные объединения несут самостоятельную имущественную ответственность» от своего имен» выступают в гражданском обороте.

Религиозные объединения относятся к некоммерческий юридическим лицам. Коммерческой деятельностью они могут заниматься лить постольку» поскольку это необходимо для выполнения уставных задач. Диссертант солидарен с мнением, высказанным в литературе по отношению к общественным объединениям (Г.А.Кудрявцева), применимом и к религиозным объединениям, о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться в рамках уставных задач и не может превращаться в основную деятельность таких юридических лиц. Под коммерческой деятельностью религиозных объединений автор понимает любую деятельность» имеющую целью получение дохода, в т.ч. продажу предметов культа и религиозной литературы, платное совершение обрядов и др.

^ диссертации рассматривается гражданская правосубъектность религиозных объединений, которая является специальной, но не ограничивается правами и обязанностями только в сфере религиозной деятельности. Также изучаются вопросы, связанные с положением органов религиозных объединений» как органов юридических лиц, через которые последние реализуют свои права м несут обязанности. ■ , .

Автор обращается к дискуссии, существующей в гражданском праве о том, кого признавать юридическими лицами в общественных (читай религиозных - Р,П.) объединениях: только организации и их структурные подразделения (Е.А.Суханов, А.И.Масляев) или органы таких объединений (Б.И.Грибанов). По мнению диссертанта, органы религиозных объединений не являются юридическими.лицами, они выступают от имени религиозных объединений, не.имеют обособ-. ленного имущества; не обладают и другими признаками, характерны- . ми для юридических лиц. •. • • ' . •

Отдельное внимание в работе уделяется праву собственности религиозных объединений, как одному из основных элементов их гражданско-правового статуса. Рассматриваются объекты права собственности в данном случав (культовое и другое имущество, а также денежные средства), показываются источники образования собственности религиозных объединений, наиболее характерными из которых являются: денежные и другие пожертвования физических и юридических лиц, безвозмездная передача культового имущества, являющегося собственностью государства, доходы от продажи религиозной литературы и предметов культа, совершения религиозных обрядов и другой религиозной деятельности, гражданско-правовые сделки.

Говоря о субъекте права собственности автор подчеркивает сложность его определения в многозвенных религиозных объединениях. Отмечаются различные точки зрения ученых в связи с данным вопросом, а также указывается, что в уставах (положениях) религиозных объединений он, как правило, не находит отражения, Ирак- . тика показывает отличающиеся подходы в данном случае. Так, структурные подразделения Русской Православной Церкви не наделяются правом собственности, такое право принадлежит всей церкви в целом. Структурные подразделения различных организаций Церкви Адвентистов Седьмого Дня нвоОорот признаются СО С) ОТ ВС НИИ** ками. и уставах мусульманских религиозных объединения и некоторых других многозвенных объединений вообще но раскрывается вопрос о собственнике имущества. Диссертант согласен с мнением Е.А.Суханова о том, что нельзя найти единый подход к имущественной правосубъектности в таких случаях. Религиозные объединения, на взгляд диссертанта, должны семи решать вопрос о субъекте права собственности, при атом вполне допустимо, что таким субъекта» может быть как структурное подразделение многозвенного религиоа-

- 24 -

ного объединения, так и все объединение в целом.

Кроме того, в данной части работы анализируется правовой режим имущества, находящегося в пользовании религиозных объединений, собственником которого являются другие субъекты, а также имущества, представляющего историко-культурную ценность. Рассматриваются иные, кроме права собственности права и обязанности имущественного и неимущественного характера, вопросы договорной и внедоговорной гражданско-правовой ответственности религиозных объединений. Отдельное место уделено вопросам, связанным с деятельностью предприятий религиозных объединений.

Во втором параграфе главы речь идет об административно-правовом статусе религиозных объединений. Действующее законодательство наделяет религиозные объединения правами и обязанностями в сфере государственного управления. Религиозные объединения обладают пассивной административной правосубъектностью, поскольку они не имеют властных полномочий в отношении других организаций и граждан, не выступают в административно-правовых отношениях в качестве субъекта государственного управления. Диссертант не соглашается с позицией некоторых авторов, считающих субъектами административно-правовых отношений только тех участников, которые имеют государственно-властные полномочия (В.А.Юсупов, Г.И. Петров), в таком случае происходит подмена понятия "субъект административного правоотношения" понятием "субъект государственного управления".

В административно-правовом статусе религиозных объединений выделяются их обязанности исполнять властные решения государственных органов или других субъектов, наделенных властными полномочиями. В работе указываются некоторые из этих обязанностей. Однако религиозные объединения тлеют и права в сфере государственного управления. В литературе отмечаете своеобразие коррес-

понденции прав и обязанностей в административных правоотношениях, где взаимные права и обязанности устанавливаются в рамках неравенства сторон (Ю.М.Козлов). Так,религиозные объединения имеют право обжаловать решение государственного органа, право требовать от этого органа принятия решения.

Отдельно в работе рассматриваются административно-правовые отношения с участием религиозных объединений, в которых они реализуют административную правосубъектность. Инициатором таких правоотношений могут быть как государственные органы, так и религиозные объединения, но, как отмечается в литературе, вне зависимости от инициатора реализуются они в одностороннем порядке путем принятия государственным органом юридически властного решения (Ю.У.Козлов), ti диссертации классифицируются административно-правовые отношения, в которых одной из сторон выступает религиозное объединение.

На основе анализа действующего законодательства автором делается вывод, что религиозные объединения могут быть самостоятельными субъектами административной ответственности. Так, в соответствии с различными законодательными актами у религиозных объединений может быть изъят земельный участок, в случае нарушения правил его использования; имущество, являющееся памятником истории и культури, находящееся в собственности религиозных объединений и подвергающееся угрозе уничтожения или порчи. И случае, когда деятельность религиозного объединения противоречит законодательству или уставу, она может быть прекращена по решению суда и т.д. Во всех указанных примерах идет речь об административной ответственности религиозных объединений, хотя традиционно в юридической литература субъектами административной ответственности признавались только физические лица.

Административную ответственность в связи с деятельностью

религиозных объединений могут нести также гравдане и должностные лица. Категория должностного лица разработана в юридической литературе применительно к государственным организациям. Однако появление организаций, основанных на различных формах собственности. требует определения должностного лица ив этих организациях. Должностными лицами религиозных объединений автор предлагает считать руководителей религиозных объединений или других их членов, которые уставами (положениями) наделены правом совершать юридически значимые действия: подписывать договоры, принимать на работу граждан; распоряжаться денежными средствами и др. В отличие от должностных лиц государственных организаций, должностные лица религиозных объединений не обладают государственно-властными полномочиями.

В параграфе также определяются вида правонарушений, за которые может наступать административная ответственность в области законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях.

В заключении параграфа указывается, что управление внутри религиозных объединений регулируется их собственными нормами, не обеспечиваемыми государственным принувдениеы. Нормы административного права регламентируют только те отношения между религиозными объединениями и государственными органами, которые возникают в процессе управленческой деятельности. Органы государственного управления и религиозные объединения могут вступать и в иные правоотношения, регулируемые другими отраслями права.

Финансово-правовой статус религиозных объединений рассматривается в третьем параграфе настоящей главы. Способность рели -гиозных объединений быть субъектами финансового права предусмотрена в различных актах финансового законодательства. Например, ст.З Закона Республики Казахстан от 2Ь декабря 1991 г. "О налого-

вой системе в Республике Казахстан" говорит, что плательщиками налогов, сборов и пошлин в бюджетную систему являются предприятия, объединения и организации любых организационно-правовых форм, являющихся юридическими лицами по законодательству Республики Казахстан. К категории юридических лиц относятся и религи -озные объединения.

В финансово-правовом статусе религиозных объединений, главным образом, выделяются их обязанности уплачивать налоговые платежи, другие обязателыше отчисления в бюджет и иные государственные денежные фонды. Но, как и административно-правовой, финансово-правовой статус включает в себя определенные права. Так, в связи с уплатой налогов религиозные объединения имеют право знакомиться с актами проведенных проверок, обжаловать решения налоговых органов, имеют право на льготы и т.д.

Фииан^ово-правовой статус религиозных объединений реализуется в финансовых правоотношениях, среди которых выделяются прежде всего налоговые правоотношения, оступление религиозных объединений в эти правоотношения обусловлено наличием у них объектов налогообложения: прибыли, транспортных средств, земельных участков,- недвижимого имущества и т.д. Подробно б работо исследуются некоторые налоги, в связи с уплатой которых религиозные объединения вступают в налоговые правоотношения.

Так, по мнению диссертанта, религиозные объединения являются плательщиками налога на прибыль, хотя на практике многие налоговые органы но требуют от религиозных объединений уплаты этого налога. 13 законодательстве нет прямого указания о полном освобождении религиозных объединений от налога на прибыль. Соот -ветствующйе положения Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" и Закона Казахской ССР от 14 февраля 19У1г. "О налогах с предприятий, объединений и организаций" с последую-

щими изменениями и дополнениями говорят о том, что не облагаются налогом финансовые и имущественные пожертвования религиозных объединений, поступления от отправления религиозных обрядов и церемоний. Однако, как выше уже указывалось, у религиозных объединений есть и другие источники получения дохода: продажа пред -метов культа и религиозной литературы, совершение гражданско-правовых сделок, доходы от производственно-хозяйственной дея -тельности и т.д. Таким образом, по смыслу закона прибыль, полученная религиозными объединениями из таких источников, должна облагаться налогом. В то же время автором высказывается мнение об уменьшении ставки указанного налога, по сравнению с общей ставкой.

Религиозные объединения являются плательщиками и других налогов - общегосударственных: налога на добавленную стоимость, транспортные средства, имущество юридических лиц и др.; общеобязательных местных налогов и сборов: земельного налога, налога с имущества, переходящего в порядке наследования, а также некоторых местных налогов: за парковку автотранспорта и т.д.

Помимо налогов, религиозные объединения обязаны делать отчисления в различные государственные денежные фонды: Пенсионный фонд» Фонд сопельного страхования, Государственный фонд содействия занятости и другие фонды. Автором ставится вопрос об исключении религиозных объединений из числа плательщиков в некоторые фоцды, которые никаким образом не связаны с деятельностью религиозных объединений. Таких исключений в законодательстве не сделано.

Ь случае, если религиозные объединения владеют транспортными средствами, они становятся участниками страховых правоотношений, возникающих в связи с страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных-средств. Таксг вид страхования, в

соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 июля 1992 р. "О страховании в Республике Казахстан" является обязательным, поэтоцу правоотношения, возникающие в связи с этим страхованием, рассматриваются диссертантом как финансовые.

Многие другие правоотношения с участием религиозных объединений, которые ранее относились к финансовым: кредитные, расчетные, страховые, в настоящее время регулируются нормами гражданского права.

В качестве одного из элементов финансово-правового статуса религиозных объединений автор называет их финансово-правовую ответственность, как самостоятельный вид юридической ответственности.

В последнем параграфе второй главы анализируется статус религиозных объединений как субъектов трудового права. О том, что религиозные объединения могут быть такими субъектами указывает ст.20 Закона "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях", согласно которой религиозные объединения могут принимать на работу граждан. Такое указание, а также то, что религиозные объединения являются юридическими лицами, как отмечается в литературе, свидетельствует о том, что данная организация признается субъектом трудового права, обладает трудовой правосубъектностью (Д.Я.Гкнцбург, С.А.Иванов, Р.З.Лившиц, ■ Ю.11.Орловский).

Правом приема на работу граждан не ограничивается правовой статус религиозных объединений в данной отрасли права. ^ него входят другие права и обязанности. При этом, автором отмечается, что объем прав и обязанностей религиозных объединений значительно меньше, по сравнению с другими коллективными субъектами трудового права, особенно с теми из них, кто занимается производственно-хозяйственной деятельностью. Это обусловлено различием в целях и задачах этих субъектоп, средствах для их достике -

ния. Так, для религиозных объединений не характерны права и обязанности, связанные с аттестацией рабочих мест, подготовкой и повышением квалификации кадров, принятием коллективных трудовых договоров и т.д.

Трудовая правосубъектность религиозных объединений реализуется их органами в соответствующих правоотношениях. Одной из особенностей трудовых правоотношений с участием религиозных объединений является то, что второй стороной в них могут выступать служители культа, чья трудовая деятельность возможна, как правило, только в религиозных объединениях. К служителям культа автор относит лиц, имеющих духовное звание или право самостоятельно проводить религиозные обрвды, иные виды культовой деятельности, а также других лиц, участвующих в религиозной дея -тельности. Трудовые функции служителей культа тесно переплетены с каноническими установлениями, обязанностями соблюдать определенные правила, как в религиозной службе, так и в быту. В соответствии с ранее действовавшим законодательством со служителями культа не могли заключаться трудовые договоры. Действующие нормативно-правовые акты допускают такую возможность. Хотя в таком случае могут возникнуть сложности, вызванные тем, что при заключении трудового договора со служителями культа на последних распространяются нормы законодательства о труде, которые при определенных условиях могут вступить в противоречие с религиозными нормами. Отчасти поэтому в некоторых религиозных объединениях не принято заключать трудовые договоры со служителями культа.

Кроме служителей культа, трудовые правоотношения в религиозных объединениях могут складываться с гравданами, чья работа не связана непосредственно с религиозной деятельностью, а нап-раплена на обеспечение нормального функционирования религиозных объединений. К ним относятся работники хозяйственного и бытово-

го обслуживания, транспорта, счетно-бухгалтерский персонал и

В эту категорию работников могут входить как верующие, так и неверующие граждане.

Не все религиозные объединения реализуют свою трудовую правосубъектность в конкретных правоотношениях по разным причинам: в силу наличия религиозных правил, запрещающих оплачивав -мую работу, ограниченности денежных средств и т.д.

В диссертации рассматриваются вопросы трудового договора, заключаемого между религиозным объединением и гражданином, служащим основанием для возникновения мевду ними правоотношения. Законом устанавливается обязательная письменная форма такого договора. Автором подчеркивается сложность определения трудовой функции служителя культа при заключении с ним трудового договора. При ее установлении, по мнению диссертанта,следует ориентироваться на религиозные норм, принятые в конкретном религиозном объединении.

В работе также указываются правоотношения в области трудового права, участниками которых могут быть религиозные объединения и отмечается, что они являются участниками более узкого круга правоотношений в данной области по сравнению с другими коллективными образованиями. Например, религиозные объединения не вступают в правоотношения, где одной из сторон является проф -союзный комитет или трудовой коллектив, в связи с отсутствием последних в религиозных объединениях. Автором выделяются и некоторые особенности правоотношений в области трудового права с участием религиозных объединений. Так, трудовые споры метщу ними и гражданами рассматриваются непосредственно в судах, поскольку комиссии по трудовым спорам и профсоюзные органы в религиозных объединениях не образуются.

За нарушение трудового законодательства может наступать

материальная (имущественная) ответственность религиозных объединений, являющаяся одним из элементов их правового статуса в данном случае.

В заключении подводятся общие итоги исследования, определяются перспективы дальнейшего изучения правового статуса религиозных объединений. В приложении к диссертации высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Закон о свободе совести и религиозных организациях. - Алма-Ата: Об-во "Знание" Казахской ССР, 1991 г. - 23 с.

2. Религиозные организации, как субъекты трудовых правоотношений // Актуальные проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях перехода к рыночной экономике. Тезисы докладов к конференции. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1991. С.145-147.

3. Развитие законодательства о свободе совести и религиозных организациях. - Алма-Ата, 1990. - 31 с. - Деп. в ШИОН АН СССР 28 февраля 1991 г. }."• 44050.

4. Гражданско-правовой статус религиозных организаций // Правоведение. 1992. № 3. С.100-103.

М-

Р.иМНО/КОНО (Ы р'ЛДпринт« Тип. МТС Ресвьблики Кашдстан. Зак. ( '/¿^ " /СЛ.-

2015 © LawTheses.com