Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстветекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Шершнева-Цитульская, Ирина Александровна, кандидата юридических наук

Введение.

Глава I. Взаимоотношения государства и Русской православной церкви накануне Октября.

§ 1. Русская православная церковь в иерархии религиозных объединений

Российской империи.

§ 2. Русская православная церковь в системе органов власти и управления

Российской империи.

§ 3. Гражданская правоспособность Русской православной церкви.

Глава II. Организационно-правовые основы взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви (1917-1929 гг.).

§ 1. Отделение церкви от государства в Советской России.

§ 2. Правовое положение Русской православной церкви в РСФСР 1921-1929 гг.).

§ 3. Особенности правового положения Русской православной церкви в других советских социалистических республиках.

Глава III. Эволюция правового статуса Русской православной церкви

1929- 1943 гг.).

§ 1. Русская православная церковь в период ужесточения религиозной политики Советского государства (1929-1936 гг.).

§ 2. Правовое положение Русской православной церкви после принятия Конституции СССР 1936 года.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве"

Актуальность темы исследования. Взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) и Российского государства имеют более чем тысячелетнюю историю, на протяжении которой государство, меняясь само, неоднократно изменяло правовой статус церкви. Исследование государственно-церковных отношений с 1917 по 1943 гг., ныне особенно актуально потому, что именно в этот период в России в условиях атеистического государства была юридически закреплена свобода совести и реализован принцип отделения церкви от государства и школы от церкви. Обращение к истории развития правовых отношений церкви и Советского государства позволяет вернуться к истокам современного правового статуса крупнейшего религиозного объединения российского общества - Русской православной церкви Московского патриархата, проследить эволюцию правового положения религиозных объединений в целях обобщения опыта правового регулирования их деятельности, который необходимо учитывать в совершенствовании современного законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение становления и развития правового статуса РПЦ в Советском государстве в период с 1917 по 1943 годы. Поставленная цель конкретизирована следующими задачами:

- выявить сущностные черты правового статуса РПЦ накануне Великой Октябрьской социалистической революции;

- установить особенности формирования организационно-правовых основ взаимоотношений Советского государства и религиозных объединений в период отделения церкви от государства и школы от церкви;

- проследить эволюцию правового положения РПЦ в период НЭПа, а также до и после принятия Конституции СССР 1936 года;

- выявить причины изменения правового положения РПЦ в первые годы Великой Отечественной войны;

- провести сравнительно-правовой анализ положения РПЦ в разных советских социалистических республиках, рассмотреть основные аспекты становления и развития правового статуса РПЦ в Союзе ССР;

- проследить эволюцию правового положения духовенства в Советском государстве;

- изучить и обобщить опыт правового регулирования государственно-церковных отношений в Советском государстве.

Хронологические рамки исследования обусловлены объективными факторами и событиями в истории церкви, ее отношений с государством: с одной стороны, тема ограничена революционными изменениями, произошедшими в России в 1917-1918 гг., с другой - судьбоносными для церкви событиями 1943 г., ознаменовавшими крупный поворот в истории отношений Советского государства и религиозных объединений.

Объектом исследования является совокупность урегулированных правом отношений Советского государства и РПЦ, раскрывающих сущность и содержание правового статуса РПЦ в Советском государстве.

Предмет исследования составляют правовые нормы различных отраслей права, регулировавшие отношения Советского государства и религиозных объединений, акты правоприменительной практики, позволяющие показать фактическое положение РПЦ в Советском государстве.

Методологической основой диссертации являются общенаучные методы (анализ, синтез и др.), а также частнонаучные (формально-юридический, исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, проблемно-хронологический) позволившие выявить закономерности и особенности становления и развития правового статуса РПЦ в Советском государстве. Указанные методы исследования применялись с учетом принципов историзма, системности и всесторонности.

Эмпирическую базу исследования составили 7 групп источников. Первая группа источников представлена законодательными актами Российской империи, СССР, а также РСФСР и других союзных республик. В частности, для написания диссертации использованы такие законодательные акты Российской империи как: Духовный регламент, Инструкция обер-прокурору Св. Синода, Устав духовных консисторий, Устав о наказаниях уголовных и исправительных, Основные государственные законы Российской империи ред. 1906 года и др. Вероисповедное законодательство Временного правительства анализируется не в полном объеме, а лишь в пределах необходимых для выявления особенностей правового положения РПЦ накануне Октября 1917 года. Особое внимание уделено советским Конституциям и конституционным актам - декрету СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г., декрету Временного Рабоче-крестьянского правительства УССР «Об отделении.» от 22 января 1919 г. и др., поскольку они определили содержание свободы совести и заложили основы частноправового статуса церкви в различных советских государствах. В диссертации анализируются необходимые акты текущего законодательства СССР и союзных республик.

Вторая группа источников представлена подзаконными актами: ведомственными инструкциями и циркулярами НКЮ и НКВД РСФСР, а также соответствующих наркоматов других советских республик, циркулярными письмами и инструкциями наркоматов Союза ССР. Значительная часть подзаконных актов, регулировавших деятельность религиозных объединений в Советском государстве, имела гриф «секретно» или «совершенно секретно» и не подлежала опубликованию. Несмотря на то, что многие из них ныне уже опубликованы, тем не менее, в исследовании введены в научный оборот такие подзаконные акты, как секретная директива Главного управления Госкредита и Госсберкасс СССР 1936 г. об отмене практики открытия текущих счетов на имя исполнительных органов религиозных объединений, циркулярное распоряжение Зампредседателя СНК СССР В.М. Молотова от 24 августа 1944 г. руководству Госбанка СССР об открытии текущих счетов в отделениях Госбанка СССР Московской Патриархии, ее епархиальным управлениям и приходским церковным советам.

Третью группу источников составляют акты правоприменительной практики. Это приговоры и постановления судов, протоколы административных правонарушений, договоры аренды культового имущества, договоры субаренды культовых зданий, хозяйственные договоры советских органов с епархиальными управлениями РПЦ и т. п. Большая часть указанных документов впервые введена в научный оборот из фондов центральных и местных архивов Российской Федерации.

Четвертая группа источников представлена партийными документами. На партийных съездах, конференциях, пленумах, заседаниях Политбюро РКП(б)\ ВКП(б) неоднократно обсуждались вопросы текущей религиозной политики Советского государства и партии и перспективы развития сферы государственно-церковных отношений. Резолюции партсъездов и конференций опубликовывались, но существовали и секретные документы Политбюро и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), с которых гриф «совершенно секретно» был снят только в 90-е гг. XX столетия. Такие документы в основном уже опубликованы историками церкви, однако, в диссертации наряду с широко известными партийными документами использованы еще не введенные в научный оборот материалы из фонда Политбюро Российского государственного архива социально-политической истории XX века. К партийным документам следует отнести и переписку между членами Политбюро по вопросам церковной политики и письма В.И.Ленина, Л.Б.Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б).

Пятая группа источников - церковные документы. К ним относятся указы Патриарха Тихона, постановления Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. и Обновленческого Собора 1923 г., официальные послания верующим митрополитов РПЦ и др. Эти источники привлечены для того, чтобы выявить причины конфликта церкви и Советского государства и показать стремление духовенства нормализовать отношения с советским руководством. В диссертации использованы неопубликованные архивные материалы из фонда Поместного собора РПЦ 19171918 гг. Государственного архива Российской Федерации, которые позволили установить неизвестные факты истории национализации церковного имущества в 1917 году, уточнить характер взаимоотношений советской власти и церкви в центре и на местах в период реализации декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

Шестую группу источников составили публицистические материалы, позволившие показать реакцию духовенства и верующих на различные события государственно-церковной жизни, проследить эволюцию взглядов отдельных партийных и советских деятелей по различным проблемам развития государственно-церковных отношений и советского законодательства о культах, использовать официальную статистику о состоянии религиозных организаций в

СССР, материалы о проведении антицерковных кампаний и т.п. К этой группе источников относятся статьи В.И.Ленина, И.В.Сталина, П.А. Красикова, Е.Ярославского, В.Д. Бонч-Бруевича и др. В диссертации также привлечены материалы церковной печати, представленной публикациями журналов «Церковные ведомости», «Прибавления к церковным ведомостям», «Московские церковные ведомости».

Седьмая группа источников - документы личного характера, представленные мемуарами и письмами свидетелей и участников изучаемых исторических событий. Это воспоминания выдающихся церковных, общественных, партийных деятелей изучаемой эпохи: товарища обер-прокурора Св.Синода Н.Д. Жевахова, митрополита Евлогия (Георгиевского), протопресвитера Г.Шавельского, А.Э.Левитина, В.Д.Бонч-Бруевича, И.И.Скворцова-Степанова.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Исследование истории становления и развития правового статуса религиозных объединений в Советском государстве в целом и правового положения РПЦ в частности до сих пор не стало самостоятельной научной проблемой. Правоведы чаще всего обращались к исследованию различных проблем развития государственно-церковных отношений и правомочий свободы совести1, что обуславливалось недостаточной разработанностью в теории права и государства категории «правовой статус религиозного объединения» и классификации видов правого статуса религиозных объединений. Только в монографическом исследовании А.И.Куницина была сделана попытка раскрытия сущности и содержания государственно-церковных отношений посредством категории «правовой статус религиозного объединения»2. Вместе с тем автор предложил использовать для осмысления этой проблемы не виды правого статуса религиозных объединений, а «типы регулирования правового статуса религиозных

1 См.: Кислицын И.М. Российский закон о свободе вероисповеданий. Пермь, 1993; Варьяс М.Ю. Церковное право как корпоративная правовая система: опыт теоретико-правового исследования // Правоведение. 1995. № 6; Авакьян С.А. Свобода вероисповеданий как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1999. № 1; Бурьянов С. А. Правовые основы, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. № 2; Куприянов А. Церковное право и его рецепция в российское законотворчество // Российская юстиция. 2001. № 2. Муравская Е.А. Правовое оформление религиозных отношений в Российской империи XVIII - начала XX вв. Армавир, 2001; Гревцова O.A. Конституционные принципы н правовое регулирование имущественных отношений государства и Русской православной церкви. М., 2003; Комкова Г.Н. Реализация принципа светскости государства в постсоветской России // Религиозный фактор в процессе становления гражданского общества в сворсменной России. Саратов, 2004.

2 Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. М., 2000. объединений». Отдельная глава монографии была посвящена эволюции правового статуса религиозных объединений с конца X в. по 90-е гг. XX века. Однако автор не ставил задачу подробного исследования правового статуса РПЦ в Советском государстве, поэтому историко-правовой аспект проблемы был рассмотрен схематично.

Но, несмотря на отсутствие специализированных исследований, посвященных проблеме правового статуса церкви в Советском государстве, отдельные аспекты темы диссертации рассматривались в работах советских и современных российских правоведов. В исследованиях советских авторов 20-80-х гг. XX века - Н.М.Лукина, С. Урсыновича, Л. П. Дьяконова, П.В.Гидулянова, Н.С.Орлеанского, В.А.Куроедова, В.И.Клочкова, В.Н.Калинина, Ю.А.Розенбаума -на основе марксистко-ленинского учения была проанализирована законодательная и правоприменительная практика государственно-церковных отношений в о

Российской империи, Советской России и Союзе ССР . В работах указанных авторов была доказана закономерность и насущная необходимость установления в России свободы совести и отделения церкви от государства и школы от церкви, получили освящение такие аспекты правового положения церкви в государстве, как налоговый статус и гражданская правоспособность религиозных объединений, административно-правовые отношения государства и религиозных объединений, уголовно-правовая защита деятельности религиозных организаций, правовой статус духовенства (служителей культа).

Следует особо выделить монографию Ю.А.Розенбаума «Советское государство и церковь», в которой была сделана попытка целостного осмысления проблемы соотношения церкви и государства в советском обществе, разработана периодизация развития советского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Однако и в этой работе изучение правового статуса

3 Лукин Н.М. Революция и церковь. Пг., 1918; Урсынович С. Отделение церкви от государства в связи с постановкой данного вопроса в современном русском законодательстве. Саратов, 1921; Дьяконов Л.П. Советские законы о церкви. Л., 1926; Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР. Полный сборник действующих декретов, ведомственных распоряжений, инструкций Союза СССР и союзных республик. М., 1926; Орлеанский Н. Закон о религиозных объединениях в РСФСР и действующие законы, инструкции, циркуляры с отдельными комментариями по вопросам, связанным с отделением церкви от государства и школы от церкви в Союзе ССР. М, 1930; Клочков В.В.Религия, государство, право. М., 1978; Он же. Закон и религия: от государственной религии к свободе совести в СССР. М., 1982; Он же. Социалистическое государство, право и религиозные организации. М., 1984; Куроедов В.А Религия и церковь в Советском государстве. М., 1981; Он же. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984; Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1985; Калинин В.Н. Советское законодательство о свободе совести и религиозных организациях. М. 1989. религиозных объединений еще не было выделено в качестве самостоятельного предмета исследования, а период с 1917 по 1943 гг. был рассмотрен автором фрагментарно. Последними работами советского периода, посвященными истории правового регулирования отношений Советского государства и религиозных объединений, стали исследования И.М.Кислицына4, разработавшего периодизацию развития правовых отношений Советского государства и церкви, но изучение истории развития статуса религиозных объединений в качестве самостоятельной цели исследования автор тоже не ставил.

Историко-правовая наука обратилась к исследованию проблем истории взаимоотношений Советского государства и церкви сравнительно недавно, поэтому ныне располагает только диссертационными исследованиями на соискание степени кандидата юридических наук и научными статьями5. Исключение составляют работы Н.Ю.Титова, созданные в 80-90-е гг. XX столетия6. Существенный недостаток большинства современных диссертационных исследований, посвященных истории государственно-церковных отношений, заключаются в том, что авторы, называя свои исследования историко-правовыми, анализ историко-правового материала осуществляют только в качестве прелюдии, предшествующей рассмотрению проблем современного состояния и перспектив развития государственно-церковных отношений в Российской Федерации, что, несомненно, отражается на качестве данных работ.

Немалый вклад в изучение истории правового регулирования государственно-церковных отношений внесла историческая наука. И если значительную часть работ 20-40 гг. XX века сегодня можно рассматривать в

4 Кислицын И.М Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях (1917-1975 гг.): учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 1991; Он же. Российский закон о свободе вероисповеданий. Пермь, 1993.

5 Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Дисс. кло.н. Казань, 2001; Муравская Е.А. Свобода совести в годы становления советской власти: теория и практика // Северный Кавказ в межцивилизационных конфликтах и диалогах: от древности к современности. Армавир, 2001; Она же. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVIII - XX вв. Дисс. к.ю.н. Ставрополь, 2002; Гревцова O.A. К вопросу о взаимоотношениях российского государства и Русской православной церкви в сфере образования // Вопросы гуманитарных наук. 2003. № 4; Она же. Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование. Дисс. к.ю.н. М., 2004.

6 См., напр.: Титов НЛО. Трудным путем: 70 лет декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви // Наука и религия. 1988. № 2; Титов Н.Ю., Трофимчук H.A. Проблемы противодействия буржуазно-клерикальной пропаганде: вопросы и ответы. М, 1988. качестве источников по истории отношений государства и церкви7, то работы 5080-х гг. являются историческими исследованиями в полной мере. Для их создания авторами были привлечены архивные материалы, мемуарная литература и публицистика, но отсутствие доступа к ряду архивных материалов сделало эти работы односторонними и упрощенными, хотя именно они определили основные направления в исследовании истории государственно-церковных отношений, среди которых были и правовые аспекты8.

После получения в начале 90-х гг. XX века возможности изучения недоступных ранее архивных материалов, историки церкви начали активное исследование неизвестных ранее источников. Это возродило интерес к каноническому праву и истории отношений Советского государства и религиозных объединений. В 90-е гг. прошлого столетия и в начале нынешнего историками церкви были написаны десятки статей и несколько монографий, посвященных государственно-церковным отношениям в Советском государстве, опубликовано несколько сборников архивных документов9. Работы В.А.Алексеева, Е.В.Беляковой, О.Ю.Васильевой, М.И. Вострышева, Н.Е.Емельянова, А.Н.Кашеварова, М.Ю.Крапивина, Н.А.Кривовой, М.И.Одинцова, С.Г.Петрова,

1 Введенский А.И. Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России1918-1922 гг. М., 1923; Брихничев И. Патриарх Тихон и его церковь. М, 1923; Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. M.-JL, 1926; Борис (Рукин), епископ. О современном положении Русской Православной патриаршей церкви. М., 1927; Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. Материалы по вопросу организации церковной контрреволюции годы гражданской войны. М. 1930; Он же.

Церковь и Октябрьская революция. М, 1930; Вайсборд I. Духовнщтва у контрреволюцьн. Менск, 1930;

Бойцов Н. Святейшая контрреволюция. M.-JL, 1931; Дмитриев А. Д. Подготовка интервенции против СССР и церковь. М., 1932; Амосов Н.К.Октябрьская революция и церковь. М., 1937; Ельвш I. Дух1вництво в рол! агент]в Гестапо. Кшв, 1937; Абросенко К.П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938; Дягилев Д.В. Церковники и сектанты на службе контрреволюции. Челябинск, 1939; Лебедев А.Ф. Социалистическая Октябрьская революция и церковь. Сталинград, 1940; Тубанов С. Церковь на службе врагов народа. Свердловск, 1940.

8 Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви. М, 1958; Черемисский H.A. Изъятие в 1922 г. церковных ценностей для помощи голодающим // Вопросы истории религии и атеизма. М, 1962; Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции в 1917-1923 гг. М, 1966; Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., 1971; Зыбковец Н.Ф. Национализация монастырских' имуществ в Советской России (1917 - 1921гг.). М., 1975; Регельсон JI. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. Париж, 1977; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982; Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И.Клибанова. М., 1989.

9 Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной церкви, 1888-1932 гг. / Сост. М.Д. Склярова. СПб., 1994; Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Русская Православная церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Сост. Г. Штриккер. В 2-х кн. М., 1995. Кн. 1.; Русская православная церковь и коммунистическое государство, 1917-1941: Документы и фотоматериалы /Отв. ред. Я.Н.Щапов, отв. сост. О.Ю.Васильева. М., 1996; Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 19221925 гг. / Под ред. Н.Н.Покровского, С.Г.Пстрова. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1; 1998. Кн. 2; Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ / Гл. ред. В.Н.Воробьев, отв. сост. Н.А.Кривова. М, 2000.

М.В.Шкаровского и др., внесли большей вклад в развитие отечественной историографии истории Русской православной церкви и ее отношений с Советским государством10. В работах указанных авторов были разработаны такие проблемы, как противостояние церкви и Советского государства в 1917-1919 гг., проведение антицерковных кампаний периода Гражданской войны и НЭПа, функционирование механизма регулирования государственно-церковных отношений в 20-30-е гг., причины церковного раскола, история церковного суда, история отношений РПЦ и Советского государства в годы Великой Отечественной войны и др.

Среди исследований православных богословов можно выделить труды архиепископа Иоанна (Снычева), иеромонаха Дамаскина (Орловского), протоиерея В.Цыпина11 и др.

Проблемы истории взаимоотношений церкви и Советского государства привлекли внимание и зарубежных исследователей. В диссертации использованы работы зарубежной историографии, представленные трудами канадского историка

12

В.Д.Поспеловского и немецких авторов П.Соколова, К.И.Смолича .

В качестве теоретической базы в диссертации были использованы труды отечественных дореволюционных13, советских и современных российских

Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., 1991; Белякова Е.В. Проблемы церковной жизни и церковный суд в истории России. М., 2004; Васильева О.Ю., Кнышсвский П.Н. Красные конкистадоры. М, 1994; Кривова H.A. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М, 1997; Вострышев М.И. Патриарх Тихон. М., 1995; Емельянов С.Н. Власть и церковь: эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья, 1917-1922. М,- Курск, 2001; Кашеваров А.И. Государственно-церковные отношения в советском обществе 20-30-х гг. СПб., 1997; Он же. Церковь и власть: Русская православная церковь в первые годы Советской власти. СПб., 1999; Он же. Православная Российская церковь и Советское государство, 1917-1922. СПб., 2005; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история: власть и церковь в Советской России (Октябрь 1917 - конец 1930-х гг.). Волгоград, 1997; Одинцов М.И. Государство и церковь: 1917-1938 гг. М., 1991; Он же. Государство и церковь в России в XX века. М., 1994; Он же. Русские патриархи XX века. М., 1999; Он же. Религиозные организации накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945. М., 1995; Петров С.Г. Документы делопроизводства ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925). М., 2004; Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999; Он же. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве: государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. М, 1999.

11 Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви в 20-30-х гг. XX столетия -григорианский, ярославский, иосифлянский и другие, их особенности и история. Изд. 2. Сортавала, 1993; Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1; 1996. Кн.2; Цыпин В., протоиерей. Русская Церковь (1917-1925 гг.). М., 1996; Он же. История Русской Церкви: 19171997. М., 1997.

12 Поспеловский ДВ. Русская православная церковь в XX веке. М, 1995; Соколов П. Путь Русской православной Церкви в России- СССР: 1917-1961. Мюнхен, 1962; Смолич И.К. История Русской Церкви: 1700-1917. М., 1997.

13 Айвазов И.Г. Новая вероисповедная система русского государства. М, 1908; Барсов Т.В. Святейший Синод в его прошлом. СПб., 1896; Всрховской П.В.Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. Ростов-на-Дону, 1916. Т.1; Градовский А. Д. Собрание сочинений. СПб., 1907. Т. VIII; Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПБ., 1914. Т. 1; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. СПб., правоведов14 в области теории права и государства, конституционного, административного, гражданского и канонического права, а также работы, созданные историками государства и права15, позволившие выявить специфику правового положения РПЦ накануне и после Октября 1917 года.

Научная новизна диссертационного исследования определяется особенностями избранного предмета исследования и заключается в том, что данная работа представляет собой первую в историко-правовой науке попытку комплексного исследования правового статуса РПЦ в Советском государстве в период с 1917 по 1943 гг.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, ее основные положения отражены в публикациях, результаты исследования были изложены автором в докладах на всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Церковное право и государственное законодательство в истории России: к 75-летию член-корреспондента РАН Я.Н.Щапова» ( всероссийская научная конференция, г. Москва, РАН, май 2003 г.), «Экономические и правовые проблемы гармонизации в области защиты прав и обеспечения интересов личности в условиях глобализации: теория и практика

1913. Т.1; Павлов A.C. Курс церковного права / Под ред. И.М.Громогласова. Троицс-Ссргисва лавра, 1902; Рейснер М.А. Государство и верующая личность. СПб., 1905; Суворов Н.С. Центральная организация церкви как юридическое лицо // Ж-л юридического общества при императорском Санкт-Петербургском унте. 1895. Кн. 5; Он же. Архиерейский дом и епархия как юридические лица //Ж-л юридического общества. 1895. Кн. 10; Он же. Монастыри и церкви как юридические лица // Ж-л юридического общества. 1896. Кн. 6; Яснопольский Л.Н.Очерки бюджетного права. М., 1912.

Авакьян С. А. Свобода вероисповеданий как конституционно-правовой институт // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1999. № 1; Алексеев С.С.Общая теория права. В 2-х т. М., 1982. Т. 2; Бахрах Д.Н. Административное право России. М, 2000; Гравданскос право / Отв. ред. Е.А.Суханов. М, 2003. Т. 1; Гражданское право / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. 4.1; Грибанов В.П. К вопросу о разграничении права собственности и права оперативного управления // Вестник МГУ. Сер. 11. Право, 1969, № 3; Демин A.B. Общие вопросы теории административного договора. Красноярск, 1998; Корнеев С.М. Право оперативного управления как субъективное гражданское право // Советская юстиция. 1978. № 4; Козорва Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Законодательство. 1988. № 1; Морозова Л. А.Государство и церковь: особенности взаимоотношений // Государство и право. 1995. № 3; Писснко К.А. Соглашение о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти РФ как разновидность административного договора // Государство и право. 2004. № 3; Русская православная церковь и право / Отв. ред. И. М.Ильичев. М., 1999; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М, 1991; Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. № 4.

15 Законодательство Петра I / Отв. ред. А.А.Преображенский, Т.Е.Новицкая. М., 1997; Законодательство Екатерины II: в 2-х кн. М., 2000; Российское законодательство X - XX веков: в 9-ти т. М., 1984-1994. Т. 7-9; Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской Конституции. М., 1987;Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983; Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920-1922 гг. М., 1989; Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. М., 1982; Семидеркин H.A. Создание первого брачно-семейного кодекса. М., 1989; Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. М., 2003; Он же. Конституция СССР 1924 года. М„ 2004. стран СНГ» (международная научно-практическая конференция, посвященная году России в Казахстане, г.Алма-Ата, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 20 ноября 2004 г.), «Государство, церковь, общество: исторический опыт и современные проблемы» (международная научная конференция, г. Москва, РАН, 11-13 апреля 2005 г.).

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании общих курсов истории отечественного государства и права, конституционного, финансового, административного, трудового, гражданского права, истории Отечества, истории Русской православной церкви, а также спецкурсов, посвященных проблемам истории государственно-церковных отношений. Выводы диссертационного исследования могут быть учтены в совершенствовании действующего законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. К концу синодального периода процесс инкорпорации РПЦ в государственный механизм Российской империи был завершен: она принимала участие в осуществлении исполнительной, законодательной и судебной власти. Вместе с тем, до Октября 1917 г. сохранились такие особенности положения РПЦ в государственном механизме, как наличие независимых источников финансирования; частичная, а не полная подконтрольность ведомства православного исповедания Государственному казначейству; Духовное ведомство являлось собственником церковного имущества и выступало в имущественном обороте как юридическое лицо публичного права; Св. Синод сохранил за собой ряд властных полномочий, отличавшихся от полномочий совещательного органа при министре, а полномочия обер-прокурора Св.Синода в Духовном ведомстве не были тождественны полномочиям министров Российской империи.

2. Накануне Октября 1917 г. государственно-церковные отношения находились в кризисном состоянии, связанном с углублением в ходе развития Февральской буржуазно-демократической революции 1917 года социально-экономических, политических, национальных, классовых противоречий российского общества. Выход из создавшейся ситуации и Временному правительству, и церкви виделся в отказе от синодальной системы отношений и изменении правового положения РПЦ. Предполагалось предоставить ей статус государственной церкви буржуазной Российской республики, согласно которому она получила бы право на самоуправление, оставаясь при этом публично-правовым учреждением, продолжавшим осуществлять некоторые государственные функции без включения церковной организации в государственный аппарат управления.

2. С объявлением II Всероссийским съездом Советов буржуазного Временного правительства низложенным РПЦ фактически перестала являться частью государственного механизма, юридически это событие было оформлено декретом СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918 года. Этот акт не только изменил правовой принцип соотношения церкви и государства, но и определил РПЦ новый статус -частноправовой, сущность которого заключалась в признании церкви частным объединением верующих граждан, лишенным права собственности на церковное имущество и прав юридического лица.

3. Реализация принципа отделения церкви от государства и школы от церкви в Советской России была процессом длительным и проводилась в отношении разных религиозных объединений неодновременно. Отделение РПЦ от государства было фактически начато только осенью 1918 года после издания инструкции НКЮ РСФСР о проведении в жизнь декрета СНК РСФСР «Об отделении.», а завершилось в конце 1920 года передачей функции распределения продуктов, необходимых для проведения религиозных обрядов, из ведения епархиальных советов РПЦ в руки государственных органов.

4. Принятие в мае 1929 года новой редакции ст. 4 Конституции РСФСР 1925 г., и внесение аналогичных изменений в Конституции других союзных республик, согласно которым право граждан на проведение религиозной пропаганды было исключено из текста этих нормативных актов, послужило юридической базой, на которой осуществлялось наступление Советского государства на права религиозных объединений.

5. Отказ Советского государства и ВКП(б) в середине 30-х годов от политической доктрины скорой победы «мировой революции» и утверждение концепции построения социализма в отдельно взятой стране, находящейся во враждебном окружении, способствовали формированию новой религиозной политики Советского государства. Начало формирования политики терпимости атеистического государства в отношении религии и церкви юридически было положено принятием Конституции СССР 1936 года, изменившей правовой статус духовенства, получившего избирательные права.

6. Частноправовой статус религиозных объединений в течение 20-30-х гг. подвергался некоторым изменениям, которые не затронули его основы - принципа отделения церкви от государства и школы от церкви. Эволюция правового статуса РПЦ в Советском государстве с 1917 по 1943 гг. заключалась в том, что церковь, лишенная с 20 января 1918 г. прав юридического лица, стала церковью, за которой были юридически признаны и фактически реализованы такие правомочия юридического лица, как организационное единство, имущественная обособленность, владение имуществом на праве собственности.

7. С образованием нескольких советских социалистических республик, объединившихся в 1922 г. в союзное государство, возникла проблема определения единого правового статуса религиозных организаций на территории СССР, которая была решена путем использования опыта РСФСР. Конституции союзных республик предоставили религиозным объединениям частноправовой статус на основе принципа отделения церкви от государства и школы от церкви и признали за всеми гражданами независимо от классовой принадлежности свободу совести. В 20-е гг. в связи с тем, что Конституция СССР 1924 г. оставила сферу регулирования государственно-конфессиональных отношений в ведении республик, некоторые особенности в содержании норм, регулировавших деятельность религиозных организаций, еще сохранялись. К середине 30-х гг. вследствие процесса централизации управления в масштабах Союза ССР и благодаря деятельности Постоянной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при Президиуме ЦИК СССР, даже в условиях отсутствия общесоюзного закона о свободе совести и религиозных организациях, исчезли различия в правовом положении религиозных объединений в союзных республиках.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Шершнева-Цитульская, Ирина Александровна, Москва

Заключение

Период с 1917 по 1943 гг. был наиболее значимым в развитии правовых отношений Советского государства и религиозных объединений. Для РПЦ он стал самым сложным за всю ее тысячелетнюю историю: она лишилась прав и привилегий «первенствующего» и «господствующего» религиозного объединения; став гонимой церковью, она вынуждена была приспосабливаться к существованию в условиях отсутствия государственной поддержки и собственных материальных ресурсов. Социально-экономическое и политическое развитие Советского государства и общества в исследуемый период отразилось на церковной жизни, способствовав возникновению нескольких церковных расколов, крупнейшими из которых были раскол 1919 г.(образование зарубежной РПЦ) и раскол 1923 г.(возникновение Обновленческой церкви).

С момента своего рождения Советское государство начало планомерную подготовку к отделению церкви от государства и школы от церкви и установлению нового правового статуса религиозных организаций. Правовой статус церкви, установленный декретом СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», радикально изменил положение РПЦ, Поместный собор которой еще в декабре 1917 г. высказался за оставление основ публично-правового статуса церкви без изменений. В этой ситуации принятие декрета положило начало конфронтации РПЦ и Советского государства, обострившейся с началом Гражданской войны.

Поскольку все незапрещенные законом религиозные организации до Октября 1917 г. имели публично-правовой статус, выполняя некоторые государственные функции, то провозглашение Советским государством нового правового статуса касалось не только РПЦ. но других религиозных объединений. Однако фактическое установление частноправового статуса в отношении различных религиозных объединений проходило неодновременно. РПЦ и РКЦ были отделены от государства к концу 1920 года. В мусульманских районах Советской России это произошло позже, в середине 20-х годов, поскольку здесь до указанного периода допускалось обучение несовершеннолетних в духовных школах, существовавших параллельно со светскими, а духовенство обладало, судебными полномочиями, осуществляя суд на основе шариата и адатов.

РПЦ изначально оказалась в более жестких условиях, нежели остальные религиозные объединения. Именно ее советское руководство считало своим главным и непримиримым противником в идеологической сфере, поэтому все три антирелигиозные кампании рассмотренного периода коснулись РПЦ в полном объеме. К примеру, кампания по ликвидации мощей святых затронула в основном только РПЦ, на которой была апробирована тактика дискредитации духовенства. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1921-1922 гг. в отношении РПЦ была применена тактика раскола духовенства и верующих, ослабившего церковную организацию. Патриаршая церковь до 1929 г. не могла зарегистрировать в установленном порядке свои руководящие органы, в то время как остальным религиозным организациям были созданы условия для реализации этого права. Поэтому можно утверждать, что фактическое положение Патриаршей церкви до конца 20-х гг. отличалось от положения остальных религиозных организаций Советского государства. Только с конца 20-х гг. антирелигиозные мероприятия Советского государства, направленные на искоренение религиозного мировоззрения, стали проводиться в отношении всех религиозных организаций СССР, духовенство которых подверглось репрессиям, а храмы и молитвенные дома в массовом порядке закрывались.

К середине 30-х гг. количество общин и численность духовенства крупнейших религиозных организаций СССР, в том числе и РПЦ, значительно сократились. Но переход Советского государства во внутренней политике от концепции «мировой революции» к доктрине построения социализма в отдельно взятой стране способствовал формированию новой религиозной политики, основанной на идее использования советским руководством авторитета религиозных организаций для достижения своих внутри- и внешнеполитических целей. Начало формирования новой религиозной политики юридически восходит к Конституции 1936 года, которая изменила правовое положение духовенства всех конфессий, получившего избирательные права. Затем с осени 1939 г. на новых территориях СССР была апробирована политика сотрудничества с РПЦ и другими религиозными объединениями в целях предотвращения всплеска антисоветских настроений на западных рубежах государства. Начавшаяся Великая Отечественная война упрочила сотрудничество, наметившееся между руководством церкви и Советским государством в 1939-1940 гг., и способствовала завершению формирования политики терпимости в отношении религии и сотрудничества с церковью.

Правовой статус религиозных объединений в течение 20-30-х гг. подвергался некоторым изменениям, которые, однако, не затронули его основы — принципа отделения церкви от государства и школы от церкви. С января 1918 г. юридически все религиозные организации рассматривались исключительно как объединения частных лиц, лишенные права собственности на имущество и прав юридического лица. Эволюция правового статуса РПЦ в Советском государстве с 1917 по 1943 гг. заключалась в том, что церковь, лишенная права собственности на имущество и прав юридического лица, стала церковью, за которой были признаны право на создание всесоюзной централизованной организации и право собственности на пожертвованные верующими денежные средства, т. е. такие признаки юридического лица как организационное единство, наличие имущества на праве собственности и имущественная обособленность.

Если изначально с момента принятия декрета СНК РСФСР «Об отделении.» религиозные организации не могли иметь руководящих органов, то в 1922 г. по окончании кампании по изъятию церковных ценностей религиозные объединения получили право проводить свои съезды и регистрировать исполнительные органы этих съездов в масштабе отдельных республик, в 1931 г. они получили право легализоваться как общесоюзные организации.

Религиозные общины - группы верующих - в 1918 г. получили культовое имущество в пользование по договору безвозмездной аренды, с августа 1918 г. за ними было признано право распоряжения денежными средствами, пожертвованными верующими для нужд религиозного культа. Это создало основу имущественной обособленности религиозных объединений, а значит, у них появилась возможность стать субъектами имущественного оборота. Поэтому в период «военного коммунизма» имели место случаи заключения хозяйственных договоров между государственными органами и учреждениями РПЦ. В годы НЭПа приходы РПЦ использовали денежные средства для приобретения облигаций внутренних займов. Хотя в 30-е гг. гражданская правоспособность религиозных объединений и была ограничена подзаконными актами, в УССР даже в середине 30-х гг. существовала практика заключения договоров субаренды храмовых зданий между религиозными обществами и хозяйствующими организациями.

С образованием нескольких советских социалистических республик, объединившихся в 1922 г. в союзное государство возникла проблема установления на его территории единого правового статуса религиозных организаций. Она была решена путем использования опыта РСФСР. Советские социалистические республики провозгласили частноправовой статус религиозных объединений на принципе отделения церкви от государства и школы от церкви. Но, поскольку Конституции СССР 1924 г. и 1936 г. оставили право издания законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в ведении республик, то единого общесоюзного закона о религиозных объединениях создано не было. В 20-е гг. еще сохранялись некоторые расхождения в содержании норм республиканских законодательств о культах. В 30-е гг. благодаря деятельности Постоянной комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при Президиуме ЦИК СССР эти различия исчезли, было установлено единообразие и в правоприменительной практике. К концу 30-х гг. в условиях отсутствия общесоюзного закона о религиозных объединениях на территории СССР сформировался единый правовой статус религиозных объединений.

В развитии правового статуса духовенства наиболее полно отразилась классовая политика Советского государства. Ликвидировав в декабре 1917 г. сословия и провозгласив равноправие граждан Советской России, государство Конституцией 1918 г. ограничило политические права духовенства, отнеся эту социальную группу к категории «лишенцев». В начале НЭПа был усилен налоговый прессинг в отношении духовенства, которое по своему положению было приравнено к лицам свободных профессий. Непродолжительное смягчение религиозной политики Советского государства середины 20-х гг. привело к небольшому облегчению положения духовенства. В частности было упорядочено налогообложение по источникам доходов, священники получили право быть членами кооперативов, продолжили деятельность сельхозкоммуны монашествующих. В период коллективизации сельское духовенство было приравнено к кулачеству, поэтому и его коснулось «раскулачивание» деревни. С

1934 г. в сфере налогообложения духовенство приравняли к кустарям-единоличникам. В 1936 г. в связи с построением основ социализма в СССР духовенство получило политические права. На положении духовенства, несомненно, отразилось несколько волн репрессий, имевших место в период с 1917 по 1943 гг., а также политика поощрения государством выхода священнослужителей из священного сана. Вследствие влияния этих факторов численность духовенства РПЦ к 1936 году относительно дореволюционной сократилась вчетверо.

С началом Великой Отечественной войны произошли изменения в положении РПЦ и других религиозных объединений. Изменения заключались в отмене ограничений правоспособности, которые были введены подзаконными актами первой половины 30-х гг. (распоряжение религиозных объединений пожертвованными верующими денежными средствами, которые стали использовать для оказание помощи фронту, открытие текущих расчетных счетов на имя церковных советов, в том числе епархиальных и Св.Синода, проведение съездов религиозных организаций), и в возвращении к нормам постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Эти шаги подготовили почву для проведения 4 сентября 1943 г. в Кремле личной встречи И.В. Сталина и В.М.Молотова с митрополитами Сергием, Николаем и Алексием, положившей начало новому этапу развития государственно-церковных отношений, в ходе которого изменилось правовое положение церкви в Советском государстве.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Правовой статус Русской православной церкви в Советском государстве»

1. Андрусшин Б.1. Церква в Украшскш Держав1 1917-1920 рр. Кшв, 1997.

2. Вайсборд I. Духонщтва у контрреволюции. Менск, 1930.

3. Голодний М. Радянське законодавство про релЫйш культи. Кшв, 1974.

4. Сленьский В.С. Державно-церковш взаемни в Украпп: 1917-1990. Кшв, 1991.

5. Ельвш I. Дутавництво в рол1 агенпв Гестапо. Кшв, 1937.

6. Навщм У. Пал1тыка расколу РПЦ у Беларуа ( 1920-я) // Беларус. пет. час.Мшск, 2003. №2,3.

7. Овчаренко В.П. Радянська релтйна политика в Украпп в 1921-1930 рр. // Зб.наук пр. Сер. 1стор1я та географ1я. Харыав, 1997.

8. Диссертационные исследования:

9. Алексеева С.И. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений Российской империи (1856-1904 гг.). Автореф. канд. ист.наук. СПб., 1997.

10. Ахмедов P.M. Государство и церковь в российском обществе XX столетия: историко-правовое исследование. Дисс. канд. юр. наук. Казань, 2002.

11. Бондаренко Ю.В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества. Дисс. канд. юр. наук. СПб., 2001.

12. Гревцова О. А. Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование. Автореф. канд. юр. наук. М., 2004.

13. Дорская A.A. Проблемы законодательного закрепления свободы совести в России в начале XX века. Дисс. канд. ист. наук. СПб., 2001.

14. Желнакова Н.Ю. Государственная политика по отношению к Русской православной церкви в 1920-1930 е гг. Автореф. канд. ист. наук. М., 1995.

15. Кодылев. A.B. Секуляризм и политика большевистской партии по отношению к церкви в 20- е гг. Автореф. канд. ист. наук. Саратов, 1995.

16. Леоньтьева Т.Г. Православное сельское духовенство в условиях модернизации России(вторая половина XIX начало XX вв.). Дисс. докт. ист. наук. Тверь, 2002.

17. Муравская Е.А. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в России в XVII -XX вв. Автореф. канд. юр. наук. Ставрополь, 2002.

18. Ю.Писенко К.А. Административно-правовые аспекты взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации. Автореф. канд. юр. наук. М., 2004.

19. Редькина О.Ю. Вероисповедная политика Временного правительства России (февраль-октябрь 1917 г.). Автореф. канд.ист.наук. М., 1996.

20. Снигирева Э.А. Политическая переориентация русского православия в первое десятилетие Советской власти. Автореф. канд. ист. паук Л., 1974.

21. Филиппов С.А. Социально-гуманитарная деятельность приходов Русской православной церкви в конце XIX начале XX вв. Дисс. канд.ист.наук. Самара, 2002.

22. М.Фирсов С.Л. Православная Церковь и Российское государство в 1907-1917 гг.: социальные и политические проблемы. Дисс.докт. ист. наук. СПб., 1997.

2015 © LawTheses.com