Регулирование отношений между государством и Русской православной церковьютекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью»

На правах рукописи

Гревцова Ольга Алексеевна

Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование

Специальность: 12.00.01 -теория и история права и государства; история правовых учений

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва - 2004

Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор

Голубева Елена Ивановна; Научный консультант - кандидат юридических наук, доцент

Ярославцев Виктор Васильевич.

Официальные оппоненты:

Ведущая организация — Институт религии и права.

Защита состоится 8 апреля 2004 года, в 14 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.10 по юридическим наукам в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. 2297.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Автореферат разослан «5» марта 2004 г.

Ученый секретарь

доктор юридических наук, профессор Стешенко Людмила Алексеевна; кандидат юридических наук Понкин Игорь Владиславович.

диссертационного Совета

I. Общая характеристика диссертационной работы

Актуальность темы диссертации. Деятельность религиозных объединений в течение всей истории развития Российского государства играла существенную роль в построении отношений между обществом и государством, так как она способствовала выражению и реализации потребностей значительной части общества - верующих граждан, а также иных лиц, находившихся на территории государства.

Сегодня реформирование отношений религиозных организаций (объединений) с государством на основе норм демократического правового светского государства, в котором признается и гарантируется не только индивидуальное, но и институциональное осуществление свободы совести, не завершено. Российское законодательство предусматривает обязанность государства не только не препятствовать, но и содействовать деятельности религиозных организаций. Однако довольно часто религиозные организации сталкиваются с отсутствием правовых норм, на основании которых могло бы осуществляться правовое регулирование их деятельности и отношений с государством, а также с иными, отличными от религиозных, общественными институтами.

Это обусловлено рядом факторов, в частности, недостатком историко-правовых и теоретических исследований, посвященных реализации и охране прав и свобод религиозных организаций в России, на основании результатов которых возможно построение оптимальных именно для Российского государства отношений с религиозными организациями.

Русская православная церковь Московского Патриархата является самой многочисленной по количеству лиц, выражающих принадлежность или отдающих предпочтение этой религиозной организации, а также по количеству зарегистрированных местных религиозных организаций. В большинстве случаев проблемы правоотношений между государством и Русской православной церковью представляются типичными для отношений государства и иных религиозных организаций, поэтому возможно обращение преимущественно к опыту и реалиям отношений между государством и Русской православной церковью. Несмотря на то, что наименование «Русская православная церковь Московского Патриархата» появилось лишь в XX веке, автор диссертации счел возможным не употреблять ранее действовавшие наименования.

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СПстсрймг 1/01

оэ 1ео/7мт ЦI

Степень научной разработанности темы и круг исследованных источников. Выбранная тема является не в полной мере разработанной в историко-правовом аспекте.

Вопросы истории правового регулирования отношений государства и религиозных организаций, в частности, Русской православной церкви, были исследованы в работах отечественных дореволюционных правоведов, историков, теологов, философов: И. Д. Беляева, И. С. Бердникова, М. Ф. Владимирского-Буданова, П. В. Гидулянова, епископа Никодима (Милаша), А. С. Павлова, протоиерея В. Г. Певцова, Н. С. Суворова, Д. А. Хомякова и других.

Имеется ряд правовых, исторических, социологических работ советского периода, посвященных деятельности религиозных организаций, а также их отношениям с государством (Н. П. Гаевой, В. Н. Калинина, С. В. Юшкова и др.). Работы советского периода в подавляющем большинстве включали не столько правовой анализ нормативных правовых актов по проблеме, сколько их идеологическую оценку (М. Г. Кириченко, В. В. Клочков, Н. М. Никольский, Ю. А. Розенбаум и другие).

Существенный вклад в развитие научных знаний о конституционно-правовом и административно-правовом регулировании государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации внесли диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Лупарева Г. П. (Правовое регулирование деятельности религиозных организаций на территории СНГ (Теория и практика). - М, 1992), Ловинюкова А. С. (Административно-правовая охрана свободы совести. -М., 1994).

Тщательное изучение имеющихся диссертаций по проблемам правового регулирования государственно-конфессиональных отношений позволило автору данного исследования сделать вывод о том, что с момента вступления в силу в 1997 г. действующего Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в наибольшей мере проанализированы:

- взаимовлияние правовых норм государства и христианских конфессий - в кандидатских диссертациях по теории и истории права и государства, истории правовых учений Т. А. Антоненко, Л. А. Тищенко, Ю. В. Бондаренко, Н. А. Липского;

некоторые этапы в развитии регулирования отношений государства и религиозных организаций, в частности, Русской

православной церкви, в работах Г. В. Арсеньевой, Е. А. Муравской, А. А. Дорской, Е. Д. Ковалевой;

- с конституционно-правовых, исторических и теоретико-правовых позиций - государственно-конфессиональные отношения в субъектах Российской Федерации, особенно, с преобладающим влиянием исламской религии: по Хабаровскому краю - С. Ю. Симорот; правовое регулирование отношений государства с Русской православной церковью и мусульманскими организациями исследовалось Р. М. Ахмедовым и А. М. Магомедовым;

исторические и современные административно-правовые проблемы деятельности религиозных организаций, гражданско-правовые проблемы их создания, ликвидации - в конституционно-правовых исследованиях С. Ю. Симорот, И. Н. Вишняковой, Т. Ю. Архирейской.

Несмотря на то, что многие работы включают, в том числе, историко-правовой анализ регулирования отношений между государством и религиозными организациями, для них является характерным исследование не столько нормативных правовых актов по теме, сколько изучение ранее вышедших работ. В то же время, наименее исследованными остаются: вопросы правового регулирования деятельности религиозных организаций до середины XVI в. Так, наблюдается явное несоответствие между теоретическим выводом исследователей о том, что свобода совести не всегда имеет внешнее выражение в деятельности индивида или коллектива и, как следствие, не может быть урегулирована посредством правовых норм, и выводом о том, что для Древней Руси было характерно полное отсутствие каких-либо правомочий свободы совести. Более того, не является верным вывод о том, что до начала XVIII в. отсутствовали гарантии деятельности для каких-либо религиозных организаций, кроме Русской православной церкви. Представляется, что для данного этапа было характерно отсутствие закрепления нормами права отношений государства и неправославных религиозных организаций, которые, тем не менее, существовали; законодательное закрепление одного из правомочий свободы совести — веротерпимости, в начале XVШ в. Многие авторы связывают нормативное закрепление веротерпимости с началом деятельности Синода, хотя это произошло несколько ранее; меры уголовно-правовой охраны деятельности религиозных организаций, правомочий свободы совести на современном этапе; последствия лишения религиозных организаций собственности, статуса юридического

лица, и, соответственно, возможности приобретать собственность, ограничения всей деятельности религиозных организаций рамками отправления культа в специально для этого предназначенных культовых зданиях и сооружениях на советском этапе правового регулирования деятельности религиозных организаций, для современного этапа правового регулирования отношений государства и религиозных организаций. Также практически отсутствуют историко-правовые и теоретико-правовые исследования, посвященные анализу правового обеспечения деятельности религиозных организаций в рамках гражданского, земельного права. Хотя здесь можно отметить статьи И. А. Куницына, И. В. Понкина, А. В. Стадникова.

В процессе подготовки диссертации автором исследованы отечественные научные труды по теории и истории права и государства, истории правовых и политических учений, по конституционному, административному, гражданскому, земельному, налоговому праву, в том числе работы: М. В. Баглая, И. Н. Барцица, С. А. Боголюбова, А. В. Васильева, Р. Ф. Васильева, Е. И. Голубевой, Б. П. Елисеева, И. А. Иконицкой, А. Д. Керимова, И. О. Красновой, М. Н. Кузнецова, И. Н. Куксина, М.-П. Р. Кулиева, О. Е. Кутафина, Ю. И. Лейбо, Г. В. Мальцева, М. Н. Марченко, Т. Д. Матвеевой, В. С. Нерсесянца, С. И. Носова, А. В. Пчелинцева, О. Н. Садикова, С. В. Соловьевой, Л. А. Стешенко, М. Ю. Тихомирова, Т. М. Шамбы, Д. Ю. Шестакова, А. И. Экимова, Б. С. Эбзеева, В. В. Ярославцева, И. С. Яценко и др. Большинство данных ученых не занимались конкретным исследованием правоотношений Российского государства и религиозных организаций. Однако изучение их работ позволило диссертанту более четко выявить специфику правоотношений государства и религиозных организаций.

Современные отечественные социологические, исторические, экономические, философские исследования деятельности религиозных организаций представлены публикациями В. В. Бойко, Н. Н. Лисового, Е. С. Терлеевой, Л. Ходова, Г. М. Шмелева и др.

Из зарубежных теоретико-правовых, историко-сравнительных и конституционно-правовых исследований отношений государства и религиозных организаций можно выделить работы таких авторов, как: Гарольд Берман, Либеро Джероза, Роберт Корд, Дэриен Мак-Вертер, Франческо Руффини.

Объектом исследования является совокупность урегулированных правом отношений, складывающихся между государством и религиозными организациями, в историческом развитии.

Предмет диссертации составляют нормы права, регулирующие отношения между государством и религиозными организациями, в частности, Русской православной церковью.

Цель исследования составляет комплексный анализ становления, развития и правового закрепления правомочий, характерных для института свободы совести, на различных этапах развития нашего государства.

Задачи диссертации заключаются в проведении:

• историко-правового исследования особенностей становления и развития правового регулирования деятельности Русской православной церкви в X в. — начале XVIII в.;

• историко-правового анализа изменений в правовом положении религиозных организаций, связанных с законодательным закреплением одного из правомочий свободы совести — веротерпимости, в начале XVIII в.;

• историко-правового исследования усиления роли правовой регламентации деятельности религиозных организаций, связанного с увеличением числа законодательно закрепленных правомочий свободы совести;

• исследования современных особенностей правового регулирования деятельности религиозных организаций в сравнении с предыдущими этапами развития правоотношений государства и религиозных организаций;

• анализа современных направлений совершенствования законодательства, касающегося реализации свободы совести религиозными организациями.

Источниковедческую базу диссертации составляют исторические документы, представленные в собраниях, сводах, сборниках российского законодательства. Так, в числе основных правовых актов конца X в. — начала XVIII в., исследованных в данной работе, можно выделить Устав князя Владимира Святославича; Устав князя Ярослава; Русскую Правду; Грамоты Великого Новгорода и Пскова, а также акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV - нач. XVI в. и др.

В диссертации анализируются правовые акты начала XVШ в. -начала XX в. Например, Манифест Петра I «О вызове иностранцев в Россию»; «Регламент или Устав Духовныя Коллегии, по которому оная знать долженства своя, и всех духовных чинов, також и мирских лиц, поелику оныя Управлению Духовному подлежат, и при том в отправлении дел своих поступать» и др. Правовые акты эпохи Екатерины II: «О разделении духовных имений и о сборе со всех Архиерейских, монастырских и других церковных крестьян с каждой души по 1 рублю 50 копеек» с приложением Манифеста «О подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии экономии, и штатов по духовной части»; «О строении лютеранских и католических церквей на порозжих землях в округах, заселяемых колониями; об определении в сии церкви пасторов и о содержании их»; «Об отмежевании к церквам земель» и иные.

Начала XX в. - конца XX в.: Указ Императора «Об укреплении начал веротерпимости»; Постановление Временного правительства «О свободе совести»; Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»; Постановление Президиума Всероссийского Центрального исполнительного комитета «О религиозных объединениях»; Постановление Совета Министров СССР «О монастырях в СССР»; Инструкция по применению законодательства о культах, утвержденная постановлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и постановлением Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР; Конституции СССР и РСФСР и др.

В диссертационной работе исследованы современные правовые акты, имеющие нормативный характер: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»; иные законы и подзаконные акты федерального уровня и субъектов Российской Федерации; правоприменительные акты; законопроекты по теме исследования.

С целью проведения сравнительно-правового исследования проблем правового регулирования взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций, автор диссертации обращался к зарубежному законодательству, как в историческом плане, так и к действующим нормативным правовым актам.

В диссертации проанализированы источники конфессионального права Русской православной церкви.

Методологической основой диссертации послужили общенаучные методы изучения (анализ, синтез и иные методы формальной логики), а также частнонаучные методы (историко-правовой, сравнительно-правовой, ретроспективной реконструкции), с позиций которых наиболее ярко выявляются закономерности, особенности, тенденции развития правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями в России, в том числе с Русской православной церковью. Данные методы применялись с учетом требований объективности, историзма, всесторонности, которые широко используются для выявления и изучения основных закономерностей государственно-правовых явлений.

Так, в первую очередь, аналитический метод применялся для выявления совокупности урегулированных правом отношений, складывающихся между государством и религиозными организациями, среди иных урегулированных правом отношений, а также неурегулированных нормами права отношений между государством и религиозными организациями. Историко-правовой метод позволил выявить специфические черты, присущие конкретным этапам развития правового регулирования отношений между государством и религиозными организациями.

Научная новизна диссертации определяется, в первую очередь, особенностями избранного предмета исследования. С учетом новых теоретических и историко-правовых работ, современного законодательства, комплексно исследовано развитие правового регулирования отношений между нашим государством и Русской православной церковью, выявлена зависимость правового регулирования государственно-церковных отношений от становления, развития и правового закрепления правомочий, характерных для института свободы совести, на различных этапах развития нашего государства.

Теоретические положения, практические выводы и предложения, обладающие элементами научной новизны, выносимые на защиту:

1. Для современного этапа развития правовой мысли характерно выделение в структуре института свободы совести внутреннего (мировоззренческий выбор, взгляды, убеждения относительно религии) и внешнего проявления (действия, обусловленные отношением к религии), индивидуальной (единолично) и совместной (коллективно, группой лиц) формы выражения. Совместная форма выражения свободы совести

является наиболее развитой конструкцией, ее реализация на практике связана с наличием большого числа правомочий свободы совести, предоставляемых государством. Более того, современные российские нормы, регламентирующие институт свободы совести, в отличие от норм предыдущих этапов, не содержат конкретный перечень правомочий свободы совести, что обусловило необходимость их историко-правового и теоретико-правового изучения с тем, чтобы выявить содержание свободы совести в России на современном этапе как предопределенное историей становления различных правомочий свободы совести на различных исторических периодах.

Диссертант считает неверным утверждение о том, что в Древней Руси отсутствовали правомочия свободы совести. Во-первых, внутренний аспект свободы совести является принципиально нерегулируемым правом. Во-вторых, на начальных этапах развития правового регулирования отношений государства и религиозных организаций (X в. -начало XVIII в.) являлась характерной минимальная регламентация правомочий совместной формы выражения свободы совести. В отношении Русской православной церкви такая регламентация была связана с тем, что на нее были возложены многочисленные правовые функции, что потребовало материально-финансового обеспечения ее деятельности.

2. Диссертант обосновывает, что во всей истории развития правового регулирования отношений государства и религиозных организаций решающую роль для совместной формы выражения свободы совести играла правовая регламентация материально-финансового обеспечения деятельности религиозных организаций.

3. Выделены такие основные правомочия свободы совести на современном этапе, как свобода вероисповедания и свобода убеждений (атеистических, либеральных и прочих). При этом теоретическая конструкция свободы совести имеет важное значение при определении направлений правового регулирования деятельности религиозных и иных идеологических организаций. Так, при регулировании деятельности религиозных организаций, особенно, Русской православной церкви на современном этапе, необходим учет норм Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ряда иных нормативно-правовых актов, предусматривающих самообеспечение деятельности религиозных организаций, а также отсутствие препятствий со стороны государства в имущественных правоотношениях при реализации

правомочий свободы совести религиозными организациями Русской православной церкви.

4. Автором диссертации выявлены и комплексно изучены современные несоответствия земельного, налогового законодательства нормам Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

5. Систематизированы основные направления совершенствования правового обеспечения деятельности религиозных организаций, обсуждаемые в научной литературе и средствах массовой информации. Сформулированы собственные предложения по совершенствованию правового регулирования земельно-имущественных отношений государства и Русской православной церкви.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены на совершенствование правового регулирования отношений между государством и религиозными организациями, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Материалы исследования могут использоваться в процессе преподавания теории и истории права и государства, конституционного, гражданского, земельного права.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы изложены в выступлениях на международных, всероссийских научно-практических и аспирантских конференциях: «Государственность и государственная служба России: пути развития» (Москва, 26 апреля 2002); «Российское законодательство и религиозное образование в светской школе» (Москва, 20 ноября 2003); «Россия: приоритеты выборов и выборы приоритетов» (Москва, 20 — 21 ноября 2003); «Конституция Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 3 декабря 2003).

Результаты исследования обсуждены и одобрены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также отражены в научных публикациях диссертанта.

Структура работы определена логикой и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

II. Основное содержание диссертационной работы

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуется состояние научной разработанности проблемы, определяются объект, предмет диссертационной работы, формулируются цель и задачи исследования, методологическая и источниковедческая основы исследования, научная новизна, практическая значимость работы, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, раскрывается структура диссертации, содержатся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

В главе I. - «Основные этапы в развитии правового регулирования отношений между государством и Русской православной церковью» - проводится изучение особенностей становления, развития, реализации правомочий свободы совести в Российском государстве с конца X в. и до конца XX в. В § 1.1. исследуется оформление правового статуса Русской православной церкви на Руси (конец X в. - начало XVIII в.); в § 1.2. показана суть эволюции правового положения Русской православной церкви в Российской империи (начало XVIII в. - начало XX в.); в § 1.3. анализируется правовое регулирование статуса церковных организаций Русской православной церкви в Советском государстве (начало XX в. - конец XX в.). Обосновано, что становление правомочий свободы совести происходило в несколько этапов: правовое закрепление свободы деятельности Русской православной церкви на Руси при фактически полном отсутствии правового регулирования деятельности иных религиозных организаций (конец X в. - начало XVШ в.), законодательное закрепление прав неправославных религиозных организаций в Российской империи (начало XVШ в. - начало XX в.), включение в число правомочий свободы совести прав на ведение антирелигиозной, позднее атеистической пропаганды в России (начало XX в. - конец XX в.).

Исследование нормативных правовых актов первого этапа (конец X в. — начало XVIII в.) показало, что на православное духовенство и религиозные организации возлагалось выполнение многообразных видов деятельности: религиозной, международного сотрудничества, социального служения, образовательной, судопроизводства. Осуществление данных видов деятельности было присуще религиозным организациям Русской православной церкви на протяжении всего указанного периода. Здесь можно также отметить, что длительное время

церковное право оказывало влияние на становление российского светского законодательства.

Диссертант обосновал, что в связи с осуществлением религиозными организациями Русской православной церкви разнообразных видов деятельности, им предоставлялась финансовая, материальная поддержка, в том числе путем наделения большим объемом имущественных прав, освобождение от уплаты налогов со стороны верховной власти. В пользу Русской православной церкви поступал налог - десятина. Однако, основным источником материального обеспечения деятельности религиозных организаций Русской православной церкви являлись земельные участки, как населенные, так и незаселенные. Земельные участки принадлежали религиозным организациям не только на правах собственности, но и пользования (например, частновладельческие церкви). Довольно часто государство выделяло ругу — средства на содержание церковного причта, обычно тех городских церквей и монастырей, которые не имели земли и иных источников доходов. Помимо вышеназванных источников материального обеспечения, церковнослужители получали платы за требы, приношения от прихожан.

Развитие спора между «иосифлянами» и «нестяжателями» в середине XVI в., решения («приговоры») Стоглавого Собора 1551 г., Церковно-земских соборов от 15 января 1580 г. и от 20 июля 1584 г., Земского собора первого ополчения от 30 июня 1611 г. лишь ограничили рост земельной собственности религиозных организаций Русской православной церкви.

Автор диссертации отмечает, что в связи с принятием Соборного Уложения 1649 г., которым был учрежден Монастырский приказ, деятельность Монастырского приказа ограничила церковную юрисдикцию - светский суд получил право разрешения гражданских дел служащих в Русской православной церкви лиц. В то же время, с принятием Соборного Уложения 1649 г. государство подтверждает и защищает свободу деятельности лишь Русской православной церкви.

Автором диссертации обоснован вывод о том, что на первом этапе свобода совести выражалась в предоставлении права отправления культа, осуществления разнообразных видов деятельности религиозными организациями Русской православной церкви (церкви, монастыри, архиерейские дома и др.). Религиозные организации Русской православной церкви наделялись исключительным правом осуществления

разнообразных видов деятельности на территории государства, что всецело обеспечивалось юридическими гарантиями реализации и охраны.

Наибольшее влияние на деятельность религиозных организаций Русской православной церкви и иных конфессий второго этапа (начало XVIII в. - начало XX в.) оказали церковные реформы Петра I и Екатерины II, которые определили развитие правового регулирования отношений государства и религиозных организаций на несколько столетий вперед.

Диссертант пришел к выводу, что конфессиональная реформа Петра I способствовала не только законодательному закреплению веротерпимости (1702 г.), но и преобразовала Русскую православную церковь в часть государственного механизма. Так, вместо одного патриарха, не подчиняющегося государству, во главе Русской православной церкви был поставлен коллегиальный орган - Синод, состоявший, в основном, из церковных иерархов, но входивший в систему органов государственной власти и возглавляемый светским чиновником, назначенным Главой государства. На духовенство возлагались новые обязанности, которые иногда прямо противоречили каноническим нормам.

Со времени правления Петра I и до начала 60-х гг. XVIII в. государство, в основном, вмешивалось в управление доходами, получаемыми от монастырской собственности. В то же время, Петр I предоставил гарантии охраны православным религиозным организациям: ввел смертную казнь за совращение православных в иную веру, уголовно-правовые санкции за святотатство и богохульство. С XIX в. вероотступничество постепенно стало трактоваться как уход из лона Русской православной церкви в определенную религиозную организацию, список которых приводился в законодательных источниках. Степень опасности деятельности сект и нетрадиционных религиозных организаций государственному и общественному строю определила необходимость борьбы с ними мерами государственной, а не церковной власти.

Представляется, что довольно существенные изменения в закреплении правомочий свободы совести произошли при Екатерине II. В 1773 г. устанавливается терпимость большего числа вероисповеданий, чем при Петре I. Более того, в "Наказе Уложенной комиссии" уравнивается правовое положение служителей православного культа и иных лиц. В «Жалованной грамоте городам» императрица Екатерина II

сокращает юрисдикцию Русской православной церкви тем, что передает на рассмотрение государственных судов даже вопросы о суевериях и ересях. В то же время, материально поощряется переход в православную веру.

Автор диссертации обосновывает, что при Екатерине II монастыри и архиерейские дома были лишены большой части своих земельных угодий в пользу государства в лице Синода, а государство за счет казны осуществляло содержание монастырей согласно оговоренным штатам (количеству насельников) и наличию епархиальных учреждений (архиерейских домов, училищ, семинарий и т.д.). Одновременно с данными мерами, Екатерина II наделяет землей приходские церкви, освобождает духовенство и церкви от ряда налогов. При этом, монастыри и архиерейские дома получают право пользования отводимыми от казны дворами, землями, которые они не имеют права отчуждать, однако могут отдавать их в наем. Духовные лица, за исключением монашествующих, наделялись правом приобретения и отчуждения всеми законными способами земельных участков и домов в селениях и городах.

Диссертант отмечает, что религиозные организации неправославного вероисповедания также пользовались материальной поддержкой со стороны Российского государства. Мусульманские духовные лица получали содержание из государственной казны, размер которого иногда превышал суммы, идущие на содержание православного духовенства. Неправославные религиозные организации наделялись правами на постройку и содержание зданий и сооружений для отправления богослужений, создания своих школ, правами собственности на движимое и недвижимое имущество.

Екатерина II проводила реформы правового регулирования отношений государства и Русской православной церкви, ориентируясь на европейский опыт обмирщения всех сфер жизни, а также секуляризации духовной собственности, который казался ей положительным. К концу своего правления Екатерина II, опять же, анализируя зарубежный опыт -события Французской революции, в частности, казнь королевской семьи, пришла к выводу о том, что столь негативные события были, во многом, обусловлены отказом от привычных христианских ценностей.

Начиная со времени правления Павла I и до конца синодального периода истории, в источниках права подчеркивается особая роль Русской православной церкви, в частности, российский император не может исповедывать никакой иной веры, кроме православной.

До 1917 г. религиозные организации Русской православной церкви продолжают осуществлять разнообразную деятельность на территории Российского государства, особенно образовательную, поскольку церковно-приходские школы считались единственным учебным заведением для крестьян. От императоров систематически следовали различные пожалования в пользу Русской православной церкви.

В то же время, правовое регулирование отношений государства и религиозных организаций претерпевает некоторые изменения, что связано с принятием 17 апреля 1905 г. Именного высочайшего указа его Императорского Величества, данного Сенату, «Об укреплении начал веротерпимости», а также Высочайше утвержденного положения Комитета Министров с аналогичным названием. Данными актами установлена свобода верования и молитв по велению совести, а также отменены санкции за отпадение от православия в иное христианское исповедание или вероучение. Существенно расширены имущественные права старообрядческих и сектантских релипюзных организаций, так как за ними признается право на владение движимыми и недвижимыми вещами. Указ Императора «Об укреплении начал веротерпимости» впервые закрепил положение о том, что государственная власть отказывает в праве на существование лишь изуверским религиозным организациям. Помимо этого, Постановления Временного правительства 1917 г. «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений» и «О свободе совести» предоставили каждому гражданину государства свободу совести, под которой понималась свобода беспрепятственного пользования гражданскими и политическими правами независимо от вероисповедания, отсутствие преследований и ограничений в правах в зависимости от веры.

Одним из важнейших событий третьего этапа стало получение автономии от государства, ознаменованное избранием патриарха.

С принятием Декрета «О земле», который отменил право частной собственности на землю, земли церквей и монастырей стали собственностью государства и муниципальных образований. Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» закрепил положения, ставшие основой правового регулирования отношений Советского государства и религиозных организаций любой конфессиональной принадлежности. Во-первых, религиозные организации лишались прав собственности, прав юридического лица. Во-вторых, здания, сооружения и движимые предметы богослужебного

назначения отдавались по особым постановлениям местной или центральной государственной власти только в бесплатное пользование религиозными организациями. В-третьих, религиозные организации отныне не могли пользоваться льготами и привилегиями по сравнению с иными Частными обществами.

Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики 1918 г. подтвердила положения Декретов, а за всеми гражданами закрепила свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды. Однако, в реальности свобода религиозной пропаганды не могла быть реализована, поскольку религиозные организации не имели на это ни материальных ресурсов, ни гарантий охраны их деятельности со стороны государства. Так, в Основных началах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. приоритет отдавался охране свободы антирелигиозной пропаганды.

Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 г. закрепила свободу антирелигиозной пропаганды, а также добавила свободу отправления религиозных культов. Очевидно, что в ней отсутствовала свобода религиозной пропаганды.

С 1941 г. государство и Русская православная церковь направляли свои усилия на победу в Великой Отечественной войне, что, отчасти, способствовало некоторому возобновлению общественной деятельности Русской православной церкви. Так, в 1943 г. Совнарком СССР принял Постановление «О порядке открытия церквей», в 1945 г. начал работу Поместный Собор Русской православной церкви. Однако, с конца 50-х гг. XX в. продолжается начатая до войны кампания по закрытию храмов, уменьшению количества крестных ходов.

Представляется, что с целью приведения российских нормативно-правовых актов в некоторое соответствие с международными в 1975 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР отменяется норма постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 1929 г., в соответствии с которой религиозные организации были лишены прав юридического лица. Однако, за отменой данной нормы не последовало признание прав юридического лица за религиозными организациями, что затрудняло реализацию свободы совести не только индивидуально, но и сообща.

По Конституции (Основному Закону) Союза Советских Социалистических Республик 1977 г. гражданам СССР свобода совести

сводится к возможности отправления богослужения при отсутствии свободы ведения религиозной пропаганды. Характерно, что антирелигиозная пропаганда была заменена на атеистическую.

Значительным для православных верующих и религиозных организаций событием стало проведение Поместного Собора Русской православной церкви в 1988 г., на котором был принят новый Устав Русской православной церкви (ранее действовал Устав 1917 г.), празднование 1000-летия Крещения Руси.

Представляется, что с начала XX в. и до конца XX в. новая законодательная формулировка свободы совести свела всю деятельность религиозных организаций к отправлению религиозного культа, преимущественно в специальных молитвенных зданиях. Более того, поощрялось отправление богослужения индивидуальным порядком, а не сообща. Советская власть провела перевод всей собственности религиозных организаций Русской православной церкви в собственность государства. Религиозные организации испытывали существенное налоговое бремя. Государство поощряло проведение антирелигиозной и атеистической пропаганды.

Автором диссертации обосновано, что до начала XX в. религиозные организации, особенно, православные, активно участвовали в общественной и государственной жизни. Однако, государство, относившееся к Русской православной церкви как к потенциальному конкуренту в борьбе за власть, старалось подчинить ее себе тем или иным способом: 1) с XVIII в. до начала XX в. Русская православная церковь в лице ее высшего органа управления — Синода — вследствие государственной церковной реформы являлась составной частью государственного механизма; 2) с начала XX в. и до конца XX в. религиозные организации были отстранены от общественной жизни путем запрета на осуществление какой-либо деятельности помимо богослужений в культовых зданиях. Более того, закрепление отделения религиозных организаций от государства означало запрет на участие религиозных организаций в деятельности органов государственной власти.

В главе II. - «Правовое регулирование отношений между государством и Русской православной церковью на современном

этапе» - в § 2.1. «Институализация свободы совести в Российской Федерации» исследуется восстановление части дореволюционных прав Русской православной церкви, получившей в Российской Федерации

права юридического лица, которых она была лишена в период Февральской революции. Обосновывается, что современный этап связан с законодательным закреплением именно свободы совести, а не конкретного набора правомочий, присущих данной свободе. В § 2.2. «Имущественные отношения между государством и религиозными организациями Русской православной церкви» проанализированы проблемы правового обеспечения деятельности Русской православной церкви, возникающие на современном этапе. В § 2.3. «Совершенствование правового регулирования отношений между государством и Русской православной церковью» исследуются возможные пути развития государственно-церковных и государственно-конфессиональных отношений, урегулированных правом.

Диссертант обосновал, что современный этап (конец XX в. - начало XXI в), связан, в первую очередь, с расширением объема свободы совести. Если для предыдущего этапа было характерно стремление свести всю религиозную деятельность к индивидуальному отправлению культа, то сегодня свободным отправлением культа, осуществлением иных видов деятельности, можно беспрепятственно заниматься как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Сегодня религиозные организации представляют собой институт и составную часть, элемент гражданского общества, основной целью создания которого является реализация гражданами свободы совести, в том числе, в рамках деятельности религиозной организации, осуществляемая посредством отправления религиозного культа, ведения образовательной, благотворительной и иных видов деятельности.

Так, в конце XX в. произошли значительные позитивные изменения, направленные, в первую очередь, на приведение российского законодательства, касающегося свободы совести, видов деятельности религиозных организаций, в частности, Русской православной церкви, а также предоставления гарантий для практической реализации свободы совести, в соответствие с международными правовыми актами. Нормы российских правовых актов не копировали нормы международных правовых актов, поскольку большинство международных актов предусмотрело свободу совести, свободу религии, вероисповедания как самостоятельные свободы, а не правомочия свободы совести.

Закон СССР 1990 г. «О свободе совести и о религиозных организациях» не упоминал о правах атеистов, их организаций, о ведении атеистической пропаганды, а перечислял свободы, которые касались лишь

верующих граждан и их объединений. Однако, в соответствии с Законом РСФСР 1990 г. «О свободе вероисповеданий», который сохранил свое действие до момента вступления в силу в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», под свободой совести понималось, в том числе, право гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства. Данные права предусматривались статьей «Содержание свободы вероисповеданий в РСФСР».

По мнению диссертанта, свобода вероисповедания, как ее иногда называют - вероисповеданий, является одной из форм выражения свободы совести. В связи с этим, представляется, что атеистические и какие-то иные, отличные от религиозных, убеждения, очевидно, не могут входить в содержание свободы вероисповедания.

Конституция РСФСР 1978 г. в редакции от 15 декабря 1990 г., аналогично Закону РСФСР «О свободе вероисповеданий», отошла от перечисления закрытого перечня правомочий свободы совести. Так, она установила, что в РСФСР гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.

Однако, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. установила, что каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. При этом каждый наделялся правом свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законодательства. Очевидно, являлось неверным выделение религиозной деятельности в качестве самостоятельной свободы, отличной от свободы совести, включающей свободу вероисповедания.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 28) и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3), в целом, восприняли формулировку свободы совести, представленной Конституцией РСФСР 1978 г. в редакции от 15 декабря 1990 г. Так, в

России гарантировалась свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Несмотря на то, что такая формулировка содержит в себе повторы (как уже говорилось, свобода совести изначально включает свободу вероисповедания), она представляется оптимальной с точки зрения открывающихся для всех возможностей при реализации свободы совести. Так, формулировка «в том числе», «включая», подразумевает, что свобода совести содержит больше правомочий, чем упомянуто в указанных статьях. Более того, достоинством формулировки является то, что свобода вероисповедания не включает права атеистов. Однако, существенным недостатком такой формулировки является то, что она фактически легализует распространение любых мнений, убеждений, а не только связанных с религиозными феноменами.

Увеличилось количество видов деятельности, которыми вправе заниматься религиозные организации, и как следствие, им в законодательном порядке предоставлен больший объем имущественных прав.

В качестве существенного недостатка современного законодательства автор диссертации выделил неопределенность в решении процедурных вопросов передачи имущества религиозного назначения в собственность либо пользование религиозных организаций. Гражданский кодекс Российской Федерации установил, что решение вопросов имущественных отношений должно, в основном, предусматриваться специальным законом. Такой закон, относящийся к предмету регулирования конституционного права, - Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в свою очередь, предусмотрел только материальные нормы, касающиеся имущественных прав религиозных организаций.

Таким образом, ряд норм Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» практически не получили своего развития ни в законах, ни в подзаконных или правоприменительных актах. В диссертации отмечается, что отсутствует должная реализация норм статей 14, 28 Конституции Российской Федерации, статей 4 (особенно, части 1 и 3), 21, 22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», статей 48, 50, 117 (особенно, части 3)

Гражданского кодекса Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации как члена Совета Европы. На практике эти нарушения проявляются в том, что фактически не реализуется право собственности религиозных организаций на здания, сооружения, отнесенные к памятникам истории и культуры, которые необходимы для обеспечения культовой деятельности религиозных организаций; не осуществляется передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для осуществления всех предусмотренных законодательством видов деятельности религиозными организациями; предоставление религиозным организациям налоговых льгот имеет явную тенденцию к сокращению, при этом не уменьшается количество взимаемых налогов. Религиозные организации, как и на предыдущем этапе, фактически являются пользователями имущества религиозного назначения, которое передается им на основании договоров, при том, что государство осуществляет контроль за соблюдением их условий.

Можно констатировать, что, несмотря на законодательное изменение принципов правового регулирования отношений государства и религиозных организаций по сравнению с советским этапом, данные преобразования практически не коснулись имущественных правоотношений государства и религиозных организаций. В связи с этим, религиозные организации испытывают трудности при осуществлении деятельности по отправлению религиозного культа, а также иных видов деятельности.

Диссертант считает, что при этом не в полной мере реализуется свобода совести, происходит нарушение принципа светского характера Российского государства, поскольку по самой идее светскости государства, государство не должно вмешиваться в законную деятельность религиозных организаций, подавлять их деятельность посредством экономических рычагов.

Анализ научной литературы, законопроектов, практики решения проблем правового регулирования отношений государства и религиозных организаций Русской православной церкви показал, что на сегодняшний день имеется несколько направлений совершенствования российского законодательства по имущественным отношениям государства и религиозных организаций.

Диссертант выделяет такие подходы, как: 1) совершенствование процедуры передачи зданий, сооружений религиозного назначения посредством законодательного улучшения договорных отношений;

2) частичный возврат имущества религиозного назначения;

3) предоставление религиозным организациям налоговых льгот.

По мнению диссертанта, разработанные им на основе тщательного исследования новых теоретических и историко-правовых подходов, современного законодательства, научной литературы и предложений практиков рекомендации по совершенствованию российского законодательства в части урегулирования правоотношений между государством и религиозными организациями, создания условий для осуществления религиозными организациями, деятельности в рамках действующего законодательства, позволят избежать типичных ошибок в законодательной и правоприменительной деятельности.

В Заключении подводятся итоги исследования, делаются общие выводы по диссертации.

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях автора:

1. Гревцова О. А. Конституционные принципы и правовое регулирование имущественных отношений государства и Русской православной церкви. — М.: Спутник +, 2003. — 51 с. — 3,2 п. л.

2. Гревцова О. А. Проблемы правовой идеологии современного Российского государства // Государственность и государственная служба России: пути развития / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации: Материалы первой международной межвузовской конференции аспирантов. — М.: Изд-во РАГС, 2002. - 266 с. - С. 37 - 39. - 16,6 п. л. / 0,15 п. л.

3. Гревцова О. А. Источники церковного права // Вопросы гуманитарных наук. - 2003. - № 2 (5). - 278 с. - С. 148 - 151. - 34,4 п. л. / 0,4 п. л.

4. Гревцова О. А. Правовые идеи нестяжателей и иосифлян в области государственно-церковных отношений // Государственное строительство и право / Под общ. редакцией Г. В. Мальцева: Сб. науч. тр. / Кафедра государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М.: Изд-во МГСА, 2003. - № 3. - 292 с. - С. 104 - 110. - 18 п. л. / 0,4 п. л.

5. Гревцова О. А. К вопросу о взаимоотношениях Российского государства и Русской православной церкви в сфере образования // Вопросы гуманитарных наук. - 2003. - № 4 (7). - 150 с. - С. 69 - 71. - 18,5 п. л. / 0,3 п. л.

Автореферат

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических

наук

Гревцовой О. А.

Тема диссертационного исследования

«Регулирование отношений между государством и Русской православной церковью: историко-правовое исследование»

Научный руководитель докт. истор. наук, проф. Голубева Е. И.

Научный консультант канд. юрид. наук, доц. Ярославцев В. В.

Изготовление оригинал-макета Гревцовой О. А.

Подписано в печать £?-/'. ¿РЗ. Тираж _экз.

Усл. печ. л.

Российская академия государственной службы При Президенте Российской Федерации

Отпечатано ОПМТ РАГС. Заказ № & ^

119606 Москва, пр-т Вернадского, 84

Р105 13

2015 © LawTheses.com