Проблемы угловной ответственности и наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана (история и современный этап развития)текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Проблемы угловной ответственности и наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана (история и современный этап развития)»

одесский госудакгвеннщ университет им.и.й.мечнжоа 0рддическ1й институт

•■■■■■ -ГЛ ' ■■■ 27 1-, .

•■"■> ;.. На правах рукописи

зяаудшн даслвзи акагул прощеш уголовной ответственности и наказания по мусульманскому

. ПРАВУ И УГОЯСВНО?.!У ЗАКШОДАТЕЯЬСГВУ АФГАНИСТАНА /история и современный этап развития/

Специальность 12.00.01: Теория и история государства и права; философия права; история политических и правовых учений

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наух

Одесса - 1994

Диссертация выполнена на кафедре уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии и кафедре теории и истории государства и права Юридического института Одесского государственного университета им.И.И,Мечникова

Каучннй руководитель НаушшЯ консультант

- доктор юридических наук Стрельцов Е.Л.

- заслуженный деятель науки и техники Украина академик Багрий-Шахматов Л.В.

■ Официальные оппонента - доктор юридических наук, гл.корр. ЛИ

профессор Светлов А.Я.

кандидат юридических наук, доцент ^зыченко П.П.

Оппонирующая организация - Академия МВД Украины

Зачдета состоится "2" июля.

_; 1994 года в 10 часов на

заседании Специализированного Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук Д 068.24.04 при Одесском государственном университете им.И.И.Мечникова по адресу: 270028, Одесса-58, Французский бульвар 24/26, Юридический институт, аудитория 60.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке . Одесского госуниверситета им.И.И.Мечникова.

Автореферат разослан -аб». ьиссЛг 1994 года.

Ученый секретарь Специализированного С&ав$а кандидат юридичериж нау; доце

зыченко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ .

Актуальность теш исследования. Необходимость борьбы с правонарушениями понятна для каждого человека. Пре.нде, чем построить цивилизованное общество, необходимо не только соблюдать и строго следовать установленному в обществе порядку, но и способствовать борьбе со всем нарушителями общественного, морального, духовного и религиозного порядка. Успешное реяение подобного комплекса важ-

I

нкх задач неразрывно сеязэно с необходимость» осуществить целый ряд политических, социально-экономических и других мер, среди которых немаловажное место принадлежит специальному изучен!« содержания и направления уголовной политики государства!, преступности, мер и способов борьбы с ней, в том числе и роли в этом уголовной ответственности, эффективности тех или иных наказаний, применяемых, к правонарушителям, как форм в крашения уголовной ответственности. ..

Чтобы убедиться в содержании и сущности уголовной политики _ государства в современных условиях, по нашему мнения, нет'нужда' каждая раз специально обращаться к мнениям специалистов, высказанным в различных'правовых исследованиях, дискуссиях, которые при

с» ,

этом возникают. Вполне достаточно, как представляется, проанализировать даже в общих чертах два важнейших института уголовного права - уголовную ответственность и одну из основных форм ее реализации - наказание. Именно в этом и должен в концентрированном виде выражаться смысл уголовной политики государства,-

С этим связана и .пугая особенность уголовной ответственности и наказания - на их содержании и сущности более заметно, чем на подобных элементах какого-либо другого правового института, сказывается влияние социально-экономических условий развития общества, обычаер, религий, законодательных традиций, различных эоз-

зрений и других обстоятельств. Нельзя понять особенностей уголовной ответственности и наказания, их задач и целей, не зная социально-экономических закономерностей страны, ее обычаев и других особенностей. Достаточно четко эти тенденции прослеживаются на примере развивающихся стран, в той числе и. Афганистана. Политическую независимость наша страна получила в 1919 году в результате победы Афганистана в войне с Великобританией /май-июнь 1919 г./. Страна стала на путь самостоятельного развития, политических, социальных и экономических преобразований.

В последние годы не только.зарубежные, но и афганские исследователи все чаще стали.обращаться к изучению мусульманского права. Возрастание интереса к этой проблематике представляется вполне закономерным, если учесть глубокое влияние, которое оказало мусульманское право на историю государства и права целого ряда стран ближнего, среднего зарубежного Востока, в том числе и Афганистана.

В Афганистане более 95 % населения исповедует мусульманскую • религию, и исламская традиция многие столатия играет определенную

роль в сфере общественной жизни и сознании народа. Укрепление этой

■ • • . • о

тенденции особенно наметилось после передачи власти исламскому

правительству и провозглашения исламского государства.; Выступая в Совете "Дкихода"* 18 апреля 1921 г. его председатель Себгатула Мо; жадиди отмечал;, "С настоящего момент? открывается новый этап в Афганской истории, который будет опираться на ценности мусульманского права".^ Таким образом, влияние ислама выросло не только в по-

^"Дкиход" /"усилие "/ - борьба за веру, защиту, чистоту и распространение ислама, а также принятие мер в отношении преступников и нарушителей норм нравственности. Ислам. Энциклопедический словарь.- М., 1991.- С. 66.

^Виноградов В., Пр&^ов А. Хрупкое перемирие в Афганистане '// Известия.- 1392,- 8 мая. .

логической, но и з юридической жизни Афганистана, и сегодня ^злают-ся попытки возрождения норм мусульманского права, ранее упраздненных на практике„

Институты уголовной' ответственности и наказания, как а условном законодательства Афганистана и мусульманского права, так и в уголовном законодательстве Украины, занимают центральное ?лесто в системе науки уголовного права. Поэтому больнинство юристов, исследуя не только атк. но другие правовые вопроси, в той или иной мере касаются этих институтов.1/Многие восточные учедае внесли крупный вклад в разработку проблем ответственности, в частности уголовной ответственности, относящихся к ее понятия, содержании, времени возникновения и окончания, формам реализации и т.д. /См., например: Алимзай Ибрахкм. Пробле:ы уголовной ответственности и наказания: Учеб. пособие.- Кабул:.Изд-во Кабульского ун-та, 1979,- С.21-87 /на перс, яз./; Др. Хамзд Махмуд Нсжни. Преступления и наказания в исламе,- Судан, 1978.- С.18-52 /на араб.яз./ и др./. Во многом схожая ситуация сложилась в Украине и в других странах - членах СНГ,

V Уголовное законодательство Афганистана и уголовное законодательство Украина, широко, используя тешин "уголовная ответственность", вместе с тем не раскрывают понятия и сущности данного ино-тигута уголовного права, нэ всегда четко проводится в законе различие между уголовной ответственностью и уголовным наказанием. Всё .это, безусловно, свидетельствует о необходимости самостоятельного исследования этой проблемы, дальнейшей разработки вопросов, связан-,ных с. институтами уголовной ответственности и наказания. Их исслэ-: дованке, получение определенных выводов будет способствовать эффективности .этих институтов в борьбе о преступностью. '•;■;.. . Актуальность избранной теш усиливает и то обстоятельство, что правильное понимание уголовной ответственности и наказания в

- б -

значительно? мере предопределяет выводы по целому ряду теоретических и практических вопросов уголовного права, правоприменительной практики в целом, например, вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, осуждением, назначением наказания и др.

Кроме того, изучение уголовной ответственности и наказания, системы наказания и его видов, принципов ее построения по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана не только представляет большой теоретический и практический интерес для самого афганского законодательства, но такие для науки украинского уголовного и уголовно-исполнительного права. В настоящее время,ког да обсуждается проект нового УК Украины, важен сравнительный анализ законодательства и практики этих стран. Зто ещё раз свидетельствует об актуальности темы.

Степень |научно? разработанности проблемы. Данная проблема в Афганистане ксследсЕана крайне.недостаточно, ей посвящены лишь нас колько конаграфических работ к научных публикаций, хотя она являез ся основополагающим'институтом уголовного права. Поэтому чта проблема трэбуот дальнейшего всестороннего ее изучения.специалистами различных отраслей науки и практики.

В данном исследовании предпринята двуединая попытка обобщить проанализировать проблемы уголовной ответственности и наказания пс мусульманское прэгу и в то т.е врем диссертант хотел показать, ка урегулированы ?ти вопросьт в. действующе» уголовном законе Афганисте ■на, испытывающем влияние мусульманского права, а также дать сравш тельный анализ с наиболее интересными положениями, которые существуют в украинском уголовном законодательстве.

Цель исследования состоит.в том, чтобы интегративно, комплек-ско, с позиций мусульманского права а уголовного законодательства Афганистана в сравнении с. украинским законодательством осуществит!

всесторонний анализ уголовной ответственности и наказания по '.7-оульманскому праву и УН Афганистана и истории ix развития и в современный период; исследовать возникающие при это«'проблем« теории и практики прчыонения} а такяе разработать и .внести предложения' ло ... совершонствованио уголовного законодательства.Афганистана.

Методология и методика исследования. В работе автор исследовал труды восточных и европейских известных-ученых юристов: Абдул Кадер 'Ауда, Абдул Фатих Бахнаси, Мухаммед Хайдара, Исака Ибрагима и яр.' ' -

Исследование проблей уголовной ответственности и наказания обусловило необходимость научного анализа. всей доступной научно!» литератур, относящейся к афганскому уголовному законодательству, трудов таких известных ученых, как Абдул.Вахд Нохзат,Мохаммэд Гул Атики, Мохаммад ¡Зное Базэл, Мир Гулам'' Мохаммад'.Губар, Сай$орахман Сайф и др., а; такяеч яадлеяазрк законодательных актов. Затрачен большой авторский труд.на самостоятельный перевод действующего УК,, Афганистана. Автор широко' использовал уголовное законодательство ряда мусульманских стран: Пакистана, Ирана, Сирия, Египта.

Учитывая потребность анализа мусульманского права /в. том чис-

■ е» - ■'•... .. • :

ле и для понимания уголовной ответственности; и наказания/,'автор изучил и широко использовал при написании диссертации отдельные источники ¡мусульманского права /Священная книга 'мусульман Коран, перевод академика Крачковского.-М., 1390г., Ислам "Энциклопедический словарь",- !i.i Наука; 1991 г., Коидантарш* к.уголовному праву.Ислама, перавс , Абдул; Ходи Хэдоят на язык пузТу.- Кабул,IS62r„ я др./.

В диссертации использованы труды известных ученых Тираним и стран СНГ в области уголовного права, таких как. Астешрсз З.А., БагриЯ-Щахааюв Л.В.у:Бат[а1!оа.М.И.,'БраШай ЯЛ.!/, Мирознкченво НД., .Могилевсжй Мулаев. .;МзвцииÄ.C., ЯоЭ Й.С/, Отальдиев.В.Я^,

Пантзлеав З.А., Ретюнсних Н.С., Стручксь H.A., Сюклйнен Л,Р. и.др.

Автором широко анализировалась опубликованная судебная практика Верховных Судов Афганистана и Украины. В диссертации использована отдельные данные и материалы практики работы правоохранительных органов Афганистана, Пакистана, Ирана, Таджикистане и др. Кроме того, в ходе подготовки диссертация автор провел специальное конкретно-социологическое исследование, посвященное. понимании и оценке проблем уголовной ответственности и наказания работника.® научннх и практ:<гаеских организаций Афганистана г С этой целью им были разработаны специальные анкеты. Путем личного анкетирования в 1990-1932 гг. з Кабульском университете и правоохранительных органах Афганистана им по данной анкете было опрошено 200 человеке Материалы были обработаны и получены соответствуйте результаты, которые способствовали более глубокому пониманию теоретических проб-, дем, /Материалы исследования прилагаются к диссертации/.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой комплексное научное исследование проблем уголовной ответственности и наказания по мусульманскому и уголовному праву Афганистана. Использование сравнительного метода позволило выяснить общие Зергы, характерные для уголовного законодательства тех стран, на которые влияет мусульманское право по вопросам уголовной ответственности и наказания и вместе с тем показать особенности решения этих вопросов по уголовному праву Афганистана, обусловленные историческими процессами его развития. Системный подход дал возможность рассмотреть эту проблецу в комплексе, показать взаимосвязь разных ее аспектов, обнаружить отдельные противоречия и недостатки.

Основные теоретические положения, вынесенные на защиту: I. Анализируются исторические очерки ислама и мусульманского пргва. Определяется наиболее актуальные i перспективные направления исследованиг традиционной и новой проблематики мусульманского

права.

2. Дается общая характеристика истории создания и развития уголовного законодательства Афганистана.

3„ Рассматриваются основные вопроси уголовной ответственности в теории мусульманского права и уголовного законодательства Афганистана.

4а Определенное место уделяется институту наказания как одной из наиболее часто пока применяемых форт ре&чизации уголовно р. ответственности» Автор останавливается на понятии, цели,' системы, видов и исполнения наказания по мусульманскому праву к УК Афганистана.

5, Исследована и проанализированы вопроси, связанные с назначением и осБобсвдеянем от наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана.

6. Сформулированы предложения по совершенствованию уголовного законодательства Афганистана в сфере борьбы с преступлениями.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается прежде всего в том, что научный анализ одной из основных проблем теории уголовного права.и позволяет сделать внводн»направленные на совершенствование действующего законодательства и практики его применения в Афганистане. Отдельные положения данного исследования могут, бить использовани и в Украине. Кроме того, материалы диссертации могут послужить теоретической базой для дальнейшего изучения институтов уголовной ответственности и наказания. Они могут быть таете использованы в учебном процессе в вузах Афганистана.

Апробация гаоотн. Диссертация подготовлены на кафедрэ уголовного. уголовно-исполнительного права и криминологии и кафедре теории и.историй государстве и права Юридического института Одесского государственного университета. им.И.К.?Лечникова.' Основные положения дис-

сертационного исследования наш: к отражение в опубликованных диссер-■ тантом работах. Теоретические положения и практические вывода, содержащиеся в диссертации,, прогшги также апробацию в выступлениях автора ка ежегодных итоговых научно-практических конференциях профес-сорско-преподавательсхого состава кафедры с освещешем различных . положений проблем уголовной ответственности и наказания по Муеуль- -. манскому праву и уголовному законодательству. Афганистана /19911993 гг./. Кроме того, проводились семинарские занятия среди иностранных студентов, обучаиаркся в Юридическом институте 0Г7 по Об- ■ щей и Особенной частям уголовного права, в том числе по тзме уголовной ответственности и наказания.

СТРУКТУРА И С0ДЕР.ШЖ РАБОТЫ Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. Ко объемстраниц машгшопиского текста»

Зо введении'обосновываются значение и актуальность темы диссертации, определяется степень научной разработанности проблемы, характеризуются цель и теоретическая основа работы, обосновывается научная новизна работы, теоретическое и практическое значение диссертация, показана апробация результатов исследования и внедрение их в практику.

Э первой главе - "История развития мусульманского права и уголовного законодательства Афганистана" рассматриваются исторические очерки Ислама, мусульманского права, обычного права и развитие уголовного законодательства Афганистана.

^ В диссертации подчеркивается, что Ислам, как одна из Кировых религий, сыграл значительную роль в истортзи человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на'различные сферн жизни многих стран мира» Отсюда естественное стремление к осю'слз-нию культурного наследия .и. идейных традици!» Мусульманского востока.

Ислам э Афганистане з течение многих секоз бил господствукгто^ религией и оказывал влияние на все стороны жизни общества, на формирование общественного сознания. Роль религии в стране не ограничивалась рамками духовной сферы. "Слуги ислама" вмешивались в общественна-политическую жизнь, используя различнее каналы воздействия на психологию населения, на общественное мнение.

Сущаственкув роль в исламской доктрине о правилах поведения мусульман играет мусульманское право /ал-$икх/. Мусульманское право слабилось не сразу с возникновением' ислама, а со становлением мусульманского государства - халифата, До перзой половины УИ з. система социальных наук /в том числе юридических/ халифата з целом не определялась положениями ислама, а состояла яре}му!цествгнно из норм, которые имели доисламское происхождение и продолжали дз*ст-вовать в ноеых исторических условиях.

Сущность мусульманского права мусульманские правоведе видят прежде всего в особом характере его происхозсдания. По их мнения, з отличие от других правовых систем, ноторге является результатом деятельности человека к-государственных'органов, мусульманское право -это результат божественного откровения, оно даровано людям Аллахом через его пророка Мухаммеда,

" Цри этом автор подчеркивает, что мусульманское право в течение длительного периода в истории Афганистана было и остается единственным сводом законов и принципов, регулирующим жизнь мусульманского общества.

Правовую систему Афганистана характеризует своеобразное соот-ноаениз национального законодательства с мусульманским правом.Пре-обладающей формой прага являются нормативные акты. Мусульманское право сохраняет действие глашнм обрйзом в сфере личного статуса. В государственном, уголовном, гражданском и других отраслях права присутсиупт "вкрапления" исламских принципов, институтов и норы.

В ряде случаев мусульманское право действует б форме мусульманской правовой доктрины. Тан, уголовный закон Афганистана 1976 года.допускает в зависимости от обстоятельств дела возможность применения наказания по мусульманскому праву ханифитского толка га совершение таких преступлений как умышленное убийство /ст. 394 УК/, прелюбодеяние /ст. 426 УК/, клевета /п.2 ст. 436/, разбой /п.2 ст, 447/, кража и грабеж /ст. 454/. Если при рассмотрении дела будет установлено, что в законе отсутствуют положения, в соответствии с которыми может быть разрешено данное дело, суд разрешает, дело в соответствии с общиин положениями мусульманского права.

Таким образом, мусульманское право прсдоетает оказывать известное влияние на политическое и праэовоэ развитие Афганистана и остается основным источникеj мусульманского уголовного права.

Мусульманское уголовное право - неотъемлемая часть мусульманского права, которое учит всем положениям этой религиозно-правовой системы. Тот, ьао не подчиняется мусульманскому праву, провозглашается грешником, который должен подвергнуться наказания на эамле и на том свете.

Важное значение мусульманского права в исламских государствах подчеркивает и то обстоятельство, что норш, диктуемые мусульманским правом, являются господствующей идеологией и психологией общества, общественного сознания вообще. Многие его норка и предписания совпадают с традиционными нордами жизни и приобретают характер народных обычаев /адг-'ов/. По мнении специалистов в области, мусульманского права, которые сопоставляют адат с шаряатояг, они не находят противоречий мезду ними /Г.С.Саидбаев/.

Роль обычного права, как самостоятельного источника правового регулирования, во многих мусульманских странах неуклонно уменьшается я особенно ясно это видно на приоре уголовного п'раэа Афганис-

тана. В целом обычное право является весьма архаичным, искусственно задержанным в своем развитии колониальными властями, не способными развивать новые социальные отноиения, хотя отдельные его положения можно использовать при создании национальной системы права.^ В диссертации освещается историческое развитие уголовного законодательства Афганистана. Отмечается, что уголовное законодательство Афганистана прошло слозшнй путь в своем развитии. Оно было обусловлено историческими судьбами страны.

Действующее уголовное -законодательство Афганистана построено по принципу континентальной /французской/ системы права. Вместе с тем, значительное влияние на него оказало мусульманское право. В работе дается: характеристика Общей и Особенной частей действующего уголовного кодекса Афганистана.

Анализ истории развития уголовного законодательства завершается выводами автора.

Во второй главе "Вопросы уголовной ответственности в теории мусульманского и уголовного права Афганистана" исследуется основные вопросы уголовной ответственности по мусульманскому и уголовному праву Афганистана. По наиболее важнт.-д вопросам дается сравнительный анализ с украинским законодательством, •

V' При отоы подчеркивается, что преступления, как и другие запретные, порицаемые и неодобряемне проступки, определяются мусульманским правом как нарутвиив "границ Аллаха" /худуд Аллах/. В Корана же указано, что есть "устав божий", который нельзя нарушать и под котором подразумеваются запреты на самые разнообразные форда нарушения социально-правовых и семейно-бытовых отношений, значительная часть которых восходит к доисламским нормам и установлениям, Мусульманское право в прежествующу» историческую эпоху я теперь оказывается подогнаннм под "устав божий" Мухаммеда".

•Лусульманские правоведа яа основе "Шариата", "Корана", "Сун-нн" и "Ядкека", т.е. мнения представителей той или иной богословс-ко-врясической ¡сколы, согласованные с духом "Корана" или "Сунны", «читали, что уголовная ответственность - это обязанность'лица, со-верлизжего преступление /грешныз и запретные, деяния по мусульманскому праву/, отвечать за содеянное, если во время совершения преступления лицо отдавало себе отчет в своих действиях и сознавало о его значении и результате, т.е. руководило ими.

Мусульманские правоведа разделяют люд, совершивших неправомерные деяния, на три группч в зависимости от возраста:

I/ Нет сознания - нет ответственности: это период от рождения ребенка до 7-летнего возраста. В этом периоде, как они считают, ре-'бинок не сознает и не различает свои поступки, следовательно, любые его действия, да^е если он убивает человека, не влекут за собой уголовной либо исправительной /такой термин употреблен я мусульманском уголовном праве/ ответственности.

2/ Слабое сознание -"мягкая" ответственность. Этот период на-t-анается с 7-летнего возраста до так называемой молодости /15 лет/-3 этом периоде сознание и разум подростка нэ совсем развиты. Любые его деяния, даже если.он совершает убийство или другие тяжкие пра-юнарушеяая, не влекут за собой-назначение основного наказания,предусмотренного мусульманским правом. К виновному применяются лиаь ис-прзвительно-воспитательиые морн /например, раскаяние/.

3/ Лицо полностью отдает йебе отчет в своих действиях, то есть сознает сЕои действия и руководит ими - следовательно, полностью несет уголовную ответственность. Это период с '15 /по мнению Абуханифа о 18/ лет и далее.

Таким образом, субъектом условной ответственности по мусульманскомууголовному праву мо*ет быть только тобой человек, находя-йрйся в здравом уме и достигши определенного возраста /7-18 лет в

зависимости от того, по нормам какой школы он привлекается к ответственности/. Однако к лицам до 15-легнего возраста применяются нс-правительно-воспитательше меры. Сумашествие и опьянение, поплекпие за собой потерю сознания, исключают уголовную ответственность.

Мусульманское право устанавливрет, что "никакое действие не является преступлением даже при наличии ущерба, причинение го потерпевшему, или ущерба, который предполагалось ему причинить, если лицо действовало без преступил? намерений Это положение мусульманского права свидетельствует о том, что при отсутствии преступного намерения з момент совершения преступления нет основания для уголовной ответственности. Мусульманское право не дает понятия преступного намерения. Мы полагаем, что здесь с позиции украинского уголовного права имеется в виду субъективная сторона преступления: вина, мотив /т.е. внутреннее побуждение, которым руководствовалось лицо при совершении преступления/ и цель /которую лицо преследовало при совершении преступления/.

: Положения мусульманского права устанавливают, что ни одно действие /кромэ убийства и преступлений, наказуемых смертной казнью/ не является преступлением, если,оно совершено лицом под угрозой насилия над его жизнью, если в момент.совершения действия данное лицо оправданно полагает, что невыполнение требований повлечет за собой его немедленную смерть. ,

Данное положение показывает, что угроза является причиной освобождения от уголовной ответственности, но для этого нужны следующие условия:

I/ действие, совершенное под угрозой, не должно быть убийством или преступлением, наказуемый еиертиой казнью;

2/ отказ лица от выполнения требования повлек бы за собой немедленную его смерть;' ;

: 3/ лицо,, действовавшее под угрозой, не долга» внть ааинтере-

совано в.результате своих действий. .

В диссертации также -рассматриваются основные положения о наступлении уголовной ответственности по уголовному законодательству. Афганистана сравнительно с украинским законодательством. Анализируется конституционные л основополагающие принципы уголовной ответ-ственкостк по законодательству Афганистана. . . :

Как подчеркивается в работе, непременным условием уголовной ответственности УК Афганистана признает виновное совершение преступления, что тем самым исключает возмотаость объективного вменени Эгот принцип сформулирован в ст.ст. 27 и 28 уголовного закона, сог ласно которым лицо не несет ответственности за преступления, которое иг являются результатом его действий. Виновное лицо отвечает г уголовном порядке только за те действия, которые оно лично соверши ло. Следовательно, уголовное право Афганистана устанавливает общее правило, согласно котороцу лицо может бить привлечено к уголовной ответственности, если оно действовало виновно.

(^0 значении вины, как одного из необходимых условий уголовной ответственности, по общему правилу в законодательстве Афганистана, как и в мусульманском праве, непосредственно не говорится. В то же время, исходя из содержания статей, регламентирующих вопросы вины, можно сделать вывод, что она понимается как психическое отношение лица я совершенному деякив и его последствиям. Различаются две основте формы вины: умышленная к; неумышленная.. Последнее: обозначав: • ся также термином "ошибка". ■.".:.

Положение о составе "преступления как об основании уголовной : ответственности не включено в УК Афганистана. Эта проблема рассма1 ривается только в теоретических работах по уголовному праву. '

К отому следует добавить, что уголовный закон Афганистана на только устанавливает уголовную ответственность, но и предусматривает самостоятельный характер оснований, исключающих ее. К ним от о

сятся: положения л&риата, использование представительных прав, пользование, служебных обязанностей, необходимая оборона, отсутс-ие воли /непреодолимая сила/, чрезвычайность /крайняя нзойсоди-сть/, невменяемость, недостижение определенного возраста.^)

Афганскому уголовному.законодательству также знаком институт геньшенной вменяемости, известный законодательству ряда европейс-к стран, В п.2 ст. 67 УК прямо записано: "Если лицо в момент со-гряения прэступленяя было уменьиенно вменяемым, то к нему применя-гся смягчающие обстоятельства, указанные в данном законе".-

В настоящее время в уголовном законодательстве Украины нет . )рмн или группы_норм, регулирующих положения об умекьаенной вяеня-,гости. Вопрос о предпосылках уголовной ответственности решается зтегоричко, по методу "Сыть ют не быть" , "да или нет", не допус-зя никакой середины, промежуточных оценок. Лицо вменяемо, значит гветственно, невменяемо - не ответственно. Однако в проекте ново-о УК Украины, подготовленного рабочей группой, такая норма есть: Лицо, которое во время совершения преступления находилось в сос- , оянии ограниченной вменяемости, то есть не могло в полной мере от-авать себе отчета з своих действиях /бездействии/ или руководить мл вследствие болезненного состояния психики, подлежит уголовной тветстзенности. Состояние ограниченной вменяемости может учитывать-я при назначении наказания в качестве смягчающего ответственность .. |бстоятельства /СтЛ5 проейта нового УК Укрзгеш 1993 г./.

В диссертации боле© подробно анализируется также вопрос о воз-засте уголовной ответственности по уголовному законодательству Аф-'анпстана сравнительно украинским законодательством и законодательствами других стран.; ■

(^Уголовный кодекс Афганистана двояко подходит к установлению зозраста, с которого наступает уголовная ответственность: несовер-аеннолеишй ". подросток.

Согласно ст.70 УК Афганистана, несовершеннолетни«! считаются дети от семи до тринадцати лет, а подростками - которым к моменту совершения деяния исполнилось тринадцать, но не исполнилось восемнадцати лег. ^

Озтор, критикуя подобный возрастной подход УК Афганистана,считает, что уголовный закон Афганистана п этой части является несовершенным, так как установление определенного минимального возрас-"^та уголовной ответственности связано с физическим процессом формирования способностей лица, по мерз его возрастания; отдавать отчет свош действиям и руководить ими, понимая, по достижению определенного возраста, характер или /и/ общественную опасность совершаемого даяния и его последствия. Е данном случае трудно определить развитие умственных способностей подростка, и психические особенности нормального детского возраста, которые ограничивают возможность осознания несовершеннолетним совершаемых.им противоправных действий« Подтверждением этого являются и результаты изучения судебной практики Афганистана за период с' 1981 по 1991 год. За эти годы случаев привлечения к уголовной ответственности с семи до тринадцати лет не было)) При необходимости эти аргументы возможно развить /см. подробно по этому вопросу: Абдул Вахед Нохзит. Возраст уголовной огветственности//Биллатень Верховного Суда Афганистана.-Кабул, 1971.- № 12,- С. 39 /на перс.яз.//. Это дает, как представ. ляется, основание предлагать внесение изменений в действующее законодательство Афганистана, ус вновленке возраста наступления уголовной ответственности с 14 лет.

В отличие от Ц) ¿ульманского уголовного права уголовное законодательство Афганистана в некоторых случаях предусматривает уголовную ответственность и для юридических лиц. Согласно ст.96 УК Афганистана, юридические лица, кроме государственны* предприятий и уч-рвлццени.., несут установленную законом ответственность за соверие-

те преступления.их представителями при.исполнении ими служебных )бяээнностей от имени своего учреждения. Суд не имеет права наказать как-то иначе, кромеденежного .штрафа, конфискаций имущества и трэсечения .мер безопасности,'•: предусмотренным уголовная» законом.

С В третьей.главе "Наказание как одна из форм реализации уголовной ответственности по ^гсуюьманско" у. праву, -и уголовному законодательству .Афганистана" раскрывается понятие наказания и его цели; рассматриваются критерии, летащиё в основа построения системы наказаний; дается характеристика основных, дополнительных и акцессорных наказаний; исследуется содержание и предназначение 'мер безопасности; анализируются вопросы, связанные о назначением наказания и освобождением от наказания по мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана; анализируются смягчающие и отягчающие обстоятельства, правила назначения наказания по совокупности преступлений* условное осуждение и институте амнистии и помилования.

Рассматривая понятие наказания по мусульманскому праву в диссертации отмечается, что оно по мусульманскому праву долкно отвечать следукгцим признакам?

1. Наказание'долено быть законным. Это значит, что оно должно быть- закреплено в Коране или Су низ, гаги в "¡!д»емеи; или в специальном законе. Суд не имеет права применять наказание, не закрепленное в указанных источниках.

2. Наказание дотано быть персонифицированным, то есть применяться только к преступникам, а не к его родителям или детям и т.д.

3. Наказание должно применяться ко всем, кто совершил преступление вне зависимости от положения липа в обществе ¡ми от должности, которую он занимает. ''■/:'

Исхода (<з теего изложенного, мусульманские юристы определяют наказание как зз нарушение норш мусул!чйнского права.

Основная цель наказания по мусульманскому праву - предупрезс- ,

дение греха /совераения преступления/ путем устрашения возможностью применения жестоких наказаний. Наказание преследует такяе цели возмездия за совершение преступления и возмещение ущерба, причиненного потерпевшему.

3 то же время определение, понятия наказания в уголовном законодательства Афганистана не дается. Однако наиболее существенные его признаки указаны в ряде норм уголовного права в связи с теми вопросами, которые ими релаются.

На основании законодательных положений к обобщения судебной, практики такое определение дает теория уголовного права, включая в него следующие наиболее существенные признаки, которые в совокупности присущи л;таь этой мере, государственного'принуждения.- В афганской теории уголовного права;термин или понятие наказания обозначает установление справедливости за совершенное преступление и принятие справедливых мэр з отношении преступника. В исламском уголовном праве наказание обозначает, возмездие или равное наказание с совершенным -деянием. С моральной точки зрения, наказание - это кара и исправление, перевоспитание преступника,-предупреждение его от соверпения других преступлений. .

В условиях Афганского общества большое значение придается такт.! целям наказания,. как восстановление нарушенного права и возмещение причиненного преступлением ущерба. Вместе с.тем, общепредуп-рзднтельная роль наказания является его определяющей социальной функцией. Зсе другие цели наказания выполняют как бы подчиненную' по отношению к этой цели роль.

Система наказаний за преступления, определенных мусульманским правом.» сзодится к четырем основным вздам:

I. Наказания за преступления против нравственности к общественного порядка, на которые есть ка'се-лнбо указания в-Коране и . Сукне /хадд/: за прелюбодеяние, кле?е?у, злоупотребление спкотным!

напитками, краку, разбой, вероотступничество и,наконец, букт.

2. Наказания за преступления, которые мусульманское право устанавливает возмездие однородным действием /кисас/: за убийство, за ранение, за оскорбление и т.д.

3. Наказания з ь.зде платы гаи штрафа.за пролитую кроэь /дка/, которая определяется как за убийство, так и за нанесенные ранг* или увечье.

4» Наказание, определяемое шариатским судьей по его усмотрения "тазир" /назидательное наказание/.

Более сложные системы наказаний предусматриваются в уголовном законодательстве' развизагадихся стран, испытывающих влияние континентальной системы права, к числу которых относится Афганистан. Отличительной особенностью системы наказаний является то, что сна, как правило, тесно связана с классификацией уголовно-наказуемых деяний.

В УК Афганистана в главе 4 первой книги /Общая часть/, в 4-х разделах, то есть со ст.97 по ст.140, устанавливается стройная система наказаний, содержащая их перечень и точные границы применения, определяется ах виды и порядЛя назначения. Меры наказания по УК Афганистана делятся на три.категории:

I/ Основные /назначаемые только в качестве самостоятельных/ /ст.ст.97-Ш УК Афганистана/;

• 2/ Вытекающие из основных /акцессорша//ст.ст.112-116 УК Афганистана/;

3/ Дополнительные /назначаете лишь вместе с основными/ . /ст.стЛ17-120 УК Афганистана/,

Согласно ст.97 УК Афганистана, к основным относятся следующие виды наказаний: .

1. Смертная казнь;

2. Лииен: з свобода 4-х видов: а/ особо длительное тюремное

заключение /от 15 до 20 лет/; б/ долгосрочное тюремное заключение /от 5 до 15 лет/; в/ среднее гаремное занлзчэние /от I года до 5 лет/; г/ краткосрочное тюремное заключение /от 24 часов до I года/;

3.. Денежный штраф. : . \ ^ V "

Анализируя наказание в виде смертной.казни, б литературе Афганистана, как и в правовой литературе Украины и другие стран, высказываются различные суждения по поводу этого наказания. Весы« различили являются и основания, выдвигаемые как противниками, так и сторонниками данного наказания.

предусмотрена мусульманским уголовным правом, и полной отмены ее быть не может в виду того, что это противоречит мусульманской религии. В результате проведенных при подготовке диссертации опросов и анкетирования выяснилось, что большинство юристов также поддерживает применение смертной -казни. Мы полагаем, что смертная казнь в настоящих условиях Афганистана играет определенную предупредяталь-ну» роль в борьбе с преступностью. Вместе с тем, ее применение должно быть только за особо тяяние преступления, такие как убийство, при отягчающих обстоятельствах, изнасилование малолетних и некоторые государственные преступления. ^

К числу распространенных наказаний в судебной практике Афганистана относится лишение свобода, я.этом наказании наиболее четко выражаются цели как обцей, так и специальной превенции. Вместе с тем, как это показывает практика, лишение свобода имеет и негативные последствия: ке^дао пребываний в местах дишения свободы ведет к деградации личности осужденного, пагубно отражается на его семье /ухуд- ■ шает материальное положение, воспитанна детей' и т.п./. Поэтому представляется целесообразным ограничить примечениа краткосрочного •по-ремнога заключение в условиях Афганистана, особенно за проступка и

общественное мнение поддерживает применение смертной казни как сашй суровый вкд уголовного наказания,так как от

о

•нарушения, расширить возможность применения наказания без тюремного заключения» Лишение свободы должно применяться только за тяжкие преступлена^ либо к лицам, не поддавшимся исправлению.

Самый распространенный вид наказания, фигурирующий в приговорах судов Афганистана - денежный штраф. Он применяется более, чем в половине случаев относительно всех наказаний.

Штраф по уголовному законодательству Афганистана используется либо как единственно возможное наказание, либо альтернативное /прежде всего с лишением свободы/, либо как дополнительное наказание. Штраф ~ наказание, применяемое к физическим и юридическим лицам. С последних взыскивается более крупная денежная сумма.

Помимо основных наказаний, действующее уголовное законодательство Афганистана предусматривает лишения для осужденного, истекающие кз основной мерк наказания /акцессорные/ и дополнительнее наказания. .

Особенность акцессорных наказаний состоит в том, что они не указываются э приговоре суда, а являются автоматическим следствием назначения определенных видов основных наказаний /например, права на голосование при выборах или членство в парламенте, муниципалитете и др./. Автор критически относится к.указанному наказанию и предлагает исключить егс из системы наказаний-в УК Афганистана, так как если это не указывается в приговоре суда, это не наказание, а его правовое последствие.

Дополнительные наказания определяются лишением некоторых прав и привилегий, но з отличие от акцессорных, специально указывается' в приговора суда наряду с основными /конфискация имущества, обнародование приговора и др./.

В уголовном законодательстве Афганистана, наряду с наказанием, предусматриваются мера безопасности. Меры безопасности могут использоваться яоэовисвчс от совершения преступления; иногда они заменяют

уголовное наказание или применяются в дополнение к ним. Мерь* безопасности, применяемые вне зависимости от совершения или несовершения преступления, чрезвычайно разнообразны - от репрессий в отношении политических противников до принятия мер с целью социальной защиты детой. Она назначаются в том числе, когда поведение преступника свидетельствует о возможности совершения им нового преступле- . кия /ч.2 ст 121 УК Афганистана/. \

В диссертации анализируются вопросы, связанные с назначением . наказания и освобождением от наказания по''мусульманскому праву и уголовному законодательству Афганистана.

Определенный интерес представляют нормы УК Афганистана об об-|""стоятельсфа:., исклшаоаих. преступность деяния. К ним относятся . 'Ъледующие :

1. Совераенное деяние не противоречит иариату;

2. Осуществление.своего традиционного права /родителем или педагогом/;

3. Согласие больного на операцию;

4. Причинение вреда при спортивных состязаниях /если оно проходило в пределах установленных правил/;

5. Задержание лица, соведаивиего преступление /если оно происходит с соблюдением правил, предусмотренных законом/;...

6. Исполнение служебных обязанностей;

.^»..Необходимая оборона.

Среди видов освобождения от реального отбывания наказания наи-■ большее практическое значение имеет условное осуждение. Для его применения требуются следующие условия: .

I/ оно применяется в тех случаях, когда за совершенное лицом npei тушение в законе установлено наказание в виде лишения свобода не более 2-х лет или наложение штрафа на сумму до 20-ти тысяч афгани;

2/ если подсудимый не осуждался ранее за преступление "дкенаят"

шг "даонха";

3/ если с учетом положительной характеристики подсудимого, его 5ывпих заслуг, возраста и других уважительные причин, смягчающих зину подсудимого, суд будет уверен в том, что подсудимый з дальней-пем не соверлит нов~го преступления /ст.161 УК Афганистана/.

Уголовное законодательство Афганистана предусматривает возможность освобождения от наказания.ещё до-полного'его.отбытия. Условно-досрочное освобождение от -тюремного, заключения допускается з случае примерного поведения осужденного после отбытия им определенной- части срока лишения свободы.

Особыми видами досрочного освобождения от отбытия наказания являются помилование и амнистия, но в УК Афганистана, в отличие от УК Украины, отсутствует такое понятие, как помилование.

Различие между помилованием и амнистией заключается з той,что акты помилования всегда имеют индивидуальный характер, то есть ккх-. дай раз применяется'в отношении одного конкретного лица либо нескольких определенных ляц, тогда как акты об амнистиях нося? нормативный характер и распространяются на всех лиц, отвечающих условиям амнистии. \/ . •

№ В заключении диссертации содержатся. выводы и предложения по результатам проведенного исследования.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора: , . , '--•'

1. Система и вида уголовных наказаний по уголовному законодательству Афганистана //Материалы научной конференции "Проблемы наказания и исполнения приговора", г.Кемерово, 5-6 февраля 1992 г.-Кемерово, 1992.- С. 52-54.:

2. Содержание педагогического воздействия.на осужденных //Материалы научной конференции молодых ученых и соискателей "Правовое

регулирование государственного строительства Украины и проблемы совершенствования законодательства", г.Харьков, 1992 г.- ; Харьков, 1992.- С. 68.

3. Вопросы усиления уголовной ответственности за преступления в сфере теневой экономики //Тез. докл. Республиканской научной конференции "Проблемы борьбы с преступностью в.Украине", г.Киев 25-26 сентября 1992 г.- Киев, 1932,- С. 87-88.

2015 © LawTheses.com