Становление семейного права Тунисатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Становление семейного права Туниса»

На правах рукописи

РЫЖКОВА Екатерина Александровна

р* о ол

СТАНОВЛЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАВА ТУНИСА (ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Специальность 12.00.01 - теория права и государства; история права и государства; история политических и правовых учений.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Москва, 2000 г.

Работа выполнена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии

Научный руководитель

- доктор юридических наук, профессор Батыр К.И.

Официальные оппоненты:

- доктор юридических наук, профессор Сюкияйнен Л.Р.

- кандидат юридических наук, доцент Полянский П.Л.

Ведущая организация

- Российский Университет Дружбы Народов

Защита состоится 25 октября 2000 года в 13.00 на заседанш диссертационного совета Д 053.07.03, Московская государственна; юридическая академия, 123286, Москва, Садовая-Кудринская, д.9, за; заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московское государственной юридической академии.

Автореферат разослан 20 сентября 2000 года Ученый секретарь диссертационного совета

доктор юридических наук профессор Михалева Н.А

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Мусульманское право - одна из крупных правовых систем современного мира. Многие государства с мусульманским населением заявляют в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам Ислама. В современных условиях в мусульманском мире нет ни одной страны, где действовали бы только нормы мусульманского права, но также нет ни единой страны, где бы они ни оказывали своего влияния на образ жизни и действующее законодательство. Само мусульманское право неизменно и оно «продолжает оказывать заметное влияние на правовое развитие тех стран зарубежного Востока, где преобладающая часть населения исповедует ислам»1. При этом под влиянием современных реалий многие мусульманские государства предприняли серьезные законодательные реформы, при всем многообразии которых намечается несколько доминирующих тенденций. Одна из них и рассматривается в настоящей работе.

В Исламе основным субъектом права является не индивидуум, а семья2. Институт брачно-семейных отношений в Шариате наиболее консервативен, и потому в исламских странах спор об эволюции мусульманского права часто сводится к спору об эволюции семейного права. Одними из первых реформаторов семейно-правовых норм Шариата стали Муххамед Абдо, Рашид Рида, Касим Амин, выдвинувшие женскую проблему в качестве одной из важнейших.

1 Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока. // Правовое положение личности. М., 1987, с.28.

2 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959, с.47.

Представителем этого течения являлся и Тахар аль-Хаддад, выдающийся общественный и политический деятель Туниса, выступавший с требованиями скорейшей эмансипации женщин и реформирования брачно-семейных отношений. Прогрессивная идея критического переосмысления устаревших положений Ислама была поддержана лидерами Нового Дестура и нашла свое воплощение в Кодексе о личном статусе, одном из первых актов независимого Туниса.

За всю свою многовековую историю Тунис, находясь на перекрестке исторических и культурных преобразований, оставался и остается важным звеном мусульманского сообщества с сохранением религиозных и культурно-исторических традиций. Однако будучи в эпицентре межрелигиозных войн еще со времен Карфагена, а также под влиянием торгового и культурного обмена со средиземноморскими государствами, Тунис был вынужден приспосабливаться, в том числе и в юридическом плане, к процессу средиземноморской интеграции, шаг за шагом корректируя свое национальное законодательство и отыскивая приемлемые для традиционного мусульманского общества и современных общеевропейских реалий формы сочетания международно-правовой практики и мусульманского права. В этой связи детальное рассмотрение эволюции правовых аспектов личности и семьи в тунисском обществе весьма интересно не только в познавательном плане. Детальный анализ произошедших в Тунисе во второй половине XX века преобразований правовой базы личности и семьи дает ключ к пониманию будущей эволюции других мусульманских государств, отстающих от этого мусульманского средиземноморского государства в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах в мировое сообщество.

Накопленный Тунисом в этом плане опыт, исправление и корректировка им отдельных совершенных ошибок и просчетов могут оказать неоценимую помощь правоведам других мусульманских государств, а также самому международному сообществу в его поиске разрешения кризисных явлений в

очагах напряженности в различных регионах, включая и отдельные районы бывшего СССР.

Вокруг средиземноморского бассейна существует, несмотря на культурные, религиозные и этнические различия, общность, которую можно назвать «средиземноморским семейным поведением»; это культурное поведение, которое формировалось и закреплялось на протяжении длительного времени. В действительности, отношения между различными странами этого бассейна были достаточно интенсивны уже с античных времен. Средиземноморье - регион, где уже с давних пор предпочитали оставлять женщин для родственников по мужской линии, нежели менять их, и где противились заключению смешанных браков. По этой причине изучение мусульманской семьи Туниса в более широком аспекте средиземноморских семейных структур весьма интересно и Поле'зно.

Первоначально в Тунисе, как и в других исламских государствах, семья была патрилинейной, эндогамной и полигамной при господстве мужчин. Развод являлся односторонним актом, который состоял в отказе мужа от жены. Наследование было также досконально отрегулировано. Начиная уже с первого века Хиджра, правовые каноны такой семьи стали претерпевать существенные изменения.

Коран и обычаи предисламского периода Аравии являются двумя наиболее важными источниками мусульманской семьи, оказавшими основополагающее влияние на формирование статуса семьи в таком обществе и юридических основ в семейных отношениях. Ислам отменил многие старинные обычаи, но сохранил те из них, которые согласно своим предписаниям и заветам соответствовали требованиям нового общества. Юридическая база мусульманской семьи была обогащена на протяжении веков другими источниками мусульманского права: Сунна (деяния и слова Пророка), Кияс (решение по аналогии с тем, что есть в Коране и Сунне) и, наконец, Иджма (согласие всех улм - мусульманских богословов-законоведов).

Первые изменения юридического порядка были результатом различия между шиизмом и суннизмом, а также деления суннизма на четыре школы: ханбалитскую, шафиитскую, ханифитскую и маликитскую. Но наиболее важные изменения коснулись культурного порядка, они явились результатом контактов семьи, как ячейки общества, прежде всего с разнообразием зон культурного исламского пространства.

Начиная со второй половины XIX века, Тунис вместе с другими странами Ислама по ряду причин (прежде всего экономических и финансовых) был очарован Западом. Особенно это влечение к Западу обострилось после Второй мировой войны, когда многие исламские государства были вынуждены, или же почувствовали необходимость развивать свою экономику для улучшения условий жизни и для достижения достойного для человека XX века индивидуального благосостояния.

При этом необходимо напомнить, что в последние столетия мусульманские государства в значительной степени растеряли свои способности к новаторству, а также творческий порыв, присущий такому виду развития. Ислам, осознавая необходимость адаптации религии к условиям меняющегося мира, на протяжении веков под руководством Улем потерял всякую веру в будущее. Считая, что невозможно ничего сделать лучше предшественников, мусульманами было принято решение о закрытии «ворот Иджтихада». Этот страх Улем перед любыми нововведениями повлиял на совокупность философских и социальных воззрений Ислама, оставив без внимания любые толкования источников относительно современных нужд общины3.

Конец XIX и начало XX веков стали временем арабского возрождения («Нахда»), иранского и турецкого реформизма. Многочисленные мыслители старались повысить роль возрождения в исламских странах путем введения соответствующих изменений. Но, несмотря на все их усилия, Запад завоевывал

3 М. СЬагП, 1тг011ис1юп а Гсш<1е (1и с1гои, Тише, 1983, р.67.

все новые территории, и модернизация в этих странах стала во многом синонимом принятия западного образа жизни. Новое законодательство имело мало общего с классическим мусульманским правом4.

В силу указанных обстоятельств модернизация в странах третьего мира проходила либо авторитарно (в случае колонизации) либо добровольно. В первом случае на семейные отношения коренного населения повлияли колониальная администрация и ее судебная юрисдикция, которые не всегда соответствовали традиционным мусульманским законам, а также сосуществование мусульманской и европейской семьи в городах. Решающую роль в поступательности этого процесса сыграло влияние европейской системы образования. Во втором случае, в странах, добровольно выбравших европейский путь развития и испытывавших экономическую зависимость от Запада, юридические реформы, образование, создание школ по модели европейских, а также поведение европеизированной элиты способствовали уже в начале XIX века изменениям в брачно-семейных отношениях.

Необходимо заметить, что, несмотря на эти два типа контактов с Западом, изменения в брачно-семейных отношениях не заслуживали внимания вплоть до Второй мировой войны. Лишь после войны открытость по отношению к Западу и политическая независимость многих исламских стран позволили им встать на путь модернизации.

В течение второй половины XX века под влиянием модернизации и благодаря законодательным реформам юридический статус женщины в тунисском обществе изменился, социальные взаимоотношения между женщиной и мужчиной потеряли свое равновесие. Изменения коснулись многих аспектов внутри определенных слоев городского населения. Главным результатом стало то, что женщины лучше узнали свои права, и оплачиваемая работа, необходимая в связи с экономическими и финансовыми потребностями семьи, сделала их более свободными.

4 Alya Chérif CHAMARI. La femme et la loi en Tunisie. Alger. 1991. p.27.

В процессе анализа мусульманского семейного права наиболее интересными представляются возможные пути его развития. У мусульманского общества сегодня есть выбор между:

переходом к семье западного типа путем односторонней трансформации, в результате требований социально-экономического развития мусульманских стран;

- возвращением не только к модели традиционной семьи, но и к примитивной мусульманской семье, управляемой под влиянием фундаментальных и интегристских идей;

- синтезом мусульманской и западной культур.

Наиболее ярким примером претворения в жизнь третьего пути развития семейного права является именно Тунис, пытающийся создать новый тип современной мусульманской семьи, сохранив базовые принципы исламского общества и имея необходимый динамизм в современном мире. Обогащать не уничтожая, соединяться не отвергая, принимать не принуждая, одним словом «быть собой» вместе со всем культурным прошлым, которое сюда включается, находясь в современном мире, будучи мужчиной или женщиной, со своим достоинством, культурой, современностью и своим взглядом на мир. Таковы условия гармонии, необходимые для осуществления этой политики.

Научные разработки. Вопросы правового регулирования мусульманской семьи так или иначе исследовались учеными-правоведами и востоковедами, однако на современном этапе семейное право Туниса не получило должного комплексного исследования. Тем не менее, существенный вклад в разработку правового регулирования мусульманских брачно-семейных отношений внесли видные ученые-правоведы, востоковеды, историки: В.В. Бартольд, М.В. Вагабов, Д.Е. Еремеев, Г.М. Керимов, И.Г. Нофаль, Т.С. Саидбаев, Л.Р. Сюкияйнен, Л.И. Шайдуллина, однако больше внимания семейному праву Туниса уделяли иностранные авторы: Р. Бенатар, М.

Боррман, Ж. Вердье, П. Дево, Ж.Ладжили, Р. Максуд, К. Мезиу, Л. Прюво, Ж. Рузье, Р. Саббах, Э! Тодд, М. Шамман, Р. Шарль, М. Шарфи и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в комплексном анализе и изучении становления и развития семейного права Туниса, Кодекса о личном статусе 1956 года и последующей эволюции национального законодательства в этом вопросе, его адоптации к реалиям современного мира.

В соответствии с обозначенной целью автор ставил перед собой следующие конкретные задачи:

- проанализировать этапы эволюции семейного права Туниса от преимущественно традиционного мусульманского права до попыток достижения в последние годы Тунисом приемлемого синтеза с международной правовой системой;

- исследовать на примере Туниса основные проблемы, возникшие у развитого мусульманского государства, при реформировании под влиянием текущих социально-политических преобразований в регионе национального законодательства в области личного статуса и семейного права;

- вскрыть основные направления реформирования семейного права, на которые может пойти государство с традиционным мусульманским обществом, желающее не только сохранить свою религиозную особенность, но и интегрироваться в современных реалиях с развитым международным сообществом;

- исследовать вопросы правового регулирования современной семьи в мусульманском обществе;

- обосновать необходимость и способы преодоления выявленных недостатков в разработке и реформировании современного семейного права в мусульманском государстве.

Объектом исследования явились традиционное мусульманское семейное право, международное право, нормы законодательства, регулирующие брачно-

семейные отношения в Тунисе и, прежде всего Кодекс о личном статусе Туниса 1956 года с последующими изменениями и дополнениями, обстоятельно исследовалось гражданское, уголовное, административное, конституционное законодательство Туниса и другие нормативные акты, а также практическая деятельность судебных органов.

Методологическую основу диссертации составили общенаучный аналитический метод познания и ряд частно-научных методов, в частности, сравнительно-правовой и формально-юридический. Это позволило исследовать на примере Туниса проблемы семейного права в мусульманском обществе в их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и объективности.

Научная новнзна исследования заключается в том, что в России впервые предпринята попытка комплексного исследования семейного права Туниса. Сделана попытка проанализировать эволюцию семейного законодательства под влиянием классического мусульманского права, современных реалий и процессов интеграции с развитым международным сообществом. Проанализировано состояние и изменение семейного законодательства после принятия Кодекса о личном статусе Туниса в 1956 году. Были исследованы основные направления реформ Кодекса о личном статусе Туниса. Сделана попытка проанализировать правовые проблемы в этой сфере и предположить дальнейшую направленность реформ национального законодательства. С этой целью были выявлены основные возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. На примере Туниса показана возможность приемлемого сочетания норм классического мусульманского права и требований современного миропорядка.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования обусловлена его актуальностью и новизной.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и сформулированные положения, могут быть использованы в научных и практических разработках проблем семейного законодательства, в частности при заключении смешанных браков российскими гражданами, а также в учебном процессе, в ходе преподавания истории государства и права, в частности мусульманского права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в двух статьях.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и объемом работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, освещается степень ее научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, и раскрывается научно-практическая значимость диссертации.

Первая глава «Семейное право Туниса накануне принятия Кодекса о личном статусе», состоящая из трех параграфов, посвящена основным предпосылкам и процессу реформирования личного статуса в Тунисе в рассматриваемый период, а также планам Нового Дестура в области семьи и брака. В процессе анализа основных институтов семейного права Туниса автор отмечает невозможность его дальнейшего применения в новых условиях и выделяет основные направления эволюционного процесса.

В силу своего геополитического положения на севере африканского континента и под влиянием исторических событий в этом регионе, в которых участвовали не только представители коренного населения берберы и арабы, но и европейские завоеватели, а также еврейские племена, Тунис дал пристанище представителям различных культур и национальностей, а также многих конфессий: мусульманам, христианам, иудеям. Монотеисты, жившие в Тунисе, всегда пользовались защитой мусульманских властей и сохраняли законодательную и судебную независимость, особенно в том, что касалось их правового положения. Регламентированный нормативными актами юридический плюрализм был наследием Ислама. Отдельные его положения, приспособленные под немусульманские общины в мусульманской стране, привели к созданию комплексной законодательной и судебной системы.

С установлением протектората Франции законодательство Туниса претерпело значительные изменения, необходимость которых была очевидна. Отныне в Тунисе была создана новая система законодательства, отвечавшая социально-экономическим и политическим реалиям тунисского общества накануне независимости. Лишь в сфере личного статуса не произошло серьезных изменений. Как и прежде каждая конфессия применяла собственное право в области семьи и брака, только в случае споров, если стороны исповедовали различные религии, применялось французское законодательство. Но традиционное мусульманское семейное право, существовавшее в Тунисе накануне независимости, характерными особенностями которого являлись подчиненное положение женщины и непрочность брачных отношений, не соответствовало требованиям нового времени. Коран установил, что женщина от рождения и до смерти неравноправна с мужчиной. «Женщина при исламе с самого начала оказалась в более приниженном положении по отношению к мужчине, ... и в дальнейшем закон и обычай все более ограничивали ее права, ... эволюция ислама как религии ... шла в направлении постепенного ограничения прав

женщины»5. Сложившаяся социальная, политическая и экономическая ситуация требовала изменения законодательства в сфере личного статуса. Необходимо было изменить сами принципы и основы семейного права, и потому освобождение женщины и стабилизация семьи стали главными объектами реформ семейного права. Встав на путь прогрессивного развития, тунисское государство предприняло смелые попытки по реформированию семейного права, а также кодификации норм личного статуса.

В июле 1947 года маликитский муфтий Мохаммед Абд Аль-Азиз Га'ит, став министром юстиции в кабинете Мустафы Ка'ак, предпринял попытку создания комиссии по разработке Кодекса мусульманских семейных законов, целью которого он видел согласование учений маликитской и ханифитской школ, имевших равноценное значение в Тунисе 6. Речь шла о том, чтобы, оставаясь в рамках традиционной мусульманской юриспруденции, внести ясность и единство там, где многочисленные ссылки на обе школы преумножали споры по толкованию. Результатом работы комиссии явился проект Кодекса о личном статусе, который, однако, был уничтожен в 1950 году в результате смены правительства. Этот проект упоминался в дальнейшем лишь однажды, при обнародовании существующего и поныне Кодекса о личном статусе от 13 августа 1956 года, и то лишь для того, чтобы подчеркнуть их различия. Однако нельзя уменьшать значение этого проекта Кодекса, так как он является первой попыткой кодификации личного статуса в Тунисе, в ходе которой были закреплены и внесены существенные изменения в действовавшее законодательство. Помимо того, что все изменения носили прогрессивный характер, необходимо отметить, что все они, в то же время, являются продолжением мусульманской традиции. Прогрессивное развитие тунисского семейного законодательства шло не по пути отрицания норм Шариата, а, наоборот, в результате нового прочтения и толкования Корана с

5 Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина // Бартольд В.В. Сочинения: в 9-ти т., М., 1966, т.6, с.648-649.

6 Joseph Schacht, «Problems of modem islamic legislation», 1960, XII, p.123-124.

использованием метода прогрессивной интерпретации. Так, учитывая достижения различных мусульманских школ, тунисский законодатель накануне независимости признал необходимость согласия женщины на заключение брака, отменил полигамию, признал равные права мужчин и женщин в вопросах развода и установил обязательную судебную процедуру развода. Кроме того, для реализации этих реформ в Тунисе была введена обязательная нотариальная форма заключения брака, что способствовало установлению контроля за соблюдением брачного законодательства, ибо письменная форма заключения брака исключала возможность заключения второго брака без расторжения предыдущего.

Под влиянием французского права, процесса модернизации и нового толкования норм Шариата тунисский законодатель накануне независимости предпринял первую попытку по реализации принципа равноправия мужчин и женщин. Продолжая оставаться в подчиненном положении, женщина, между тем, получила реальную возможность влиять на свою судьбу.

На примере Туниса можно проследить, что, как не парадоксально, последствием превосходства мужчин явилось существование совершенно автономного женского общества. Живя в закрытом мире, без необходимой ответственности, а, зачастую, и без религиозного образования, оно глубоко влияет на мужское общество как путем первичного образования, которое женщина дает ребенку и которым передается вера и практика ритуалов, так и путем подпольного, скрытного сопротивления. В Тунисе, как и в любом другом традиционном мусульманском обществе, жена издревле подчинялась мужу и следовала его образу жизни, в том числе и в вопросе образования детей (до определенного возраста), замыкалась на домашней работе или определенных сельскохозяйственных задачах. Однако постепенно роли мужчины и женщины, как мужа и жены, стали в Тунисе меняться. Стали появляться элементы «сотрудничества»: в некоторых слоях общества мужчина посвящает часть своего времени домашним хлопотам и уходу за детьми.

Также формируется более рациональное управление бюджетом, все чаще женщина вносит денежные суммы, предназначенные для покрытия расходов на хозяйство на неделю или на месяц. Если традиционно мужчина являлся абсолютным господином, то теперь женщина приобрела сильное экономическое значение и одновременно получила относительную независимость.

Необходимо также отметить, что в рассматриваемый период Тунис вел активную борьбу за свою независимость, которую возглавила партия Нового Дестура. Основанный в 1934 году Новый Дестур реалистично оценивал социально-политический потенциал женской части тунисского общества, что нашло свое отражение в программе партии. Так, Новый Дестур выступал за политическую эмансипацию женщин и выдвигал требования о предоставлении им полной правоспособности и дееспособности в гражданской и социальной сферах, в том числе в области брака и семьи. Приобретя независимость, Тунис под руководством Нового Дестура не отказался - от своих программных требований и одним из первых актов независимости принял 13 августа 1956 года Кодекс о личном статусе, который принято считать одним из самых прогрессивных в мусульманских странах актов в области личного статуса.

Во второй главе «Основные институты по Кодексу о личном статусе Туниса 1956 года» автор, определив основные направления развития семейного права Туниса в период с 1956 года по 1964 год, анализирует степень прогрессивности Кодекса о личном статусе по сравнению с нормами Шариата, уделяя особое внимание вопросам заключения и расторжения брака, их последствиям, правовому положению детей, наследованию и завещанию.

Одержав победу в борьбе за независимость, Тунис, отныне суверенное государство, приступил к всеобщей реструктуризации права и юстиции, главной задачей которой была модернизация. Законодателем проводилась равноценная работа во всех отраслях: унификация, кодификация и в

некоторых случаях секуляризация всей юридической системы. Первый этап затронул именно семейное право. Уже 13 августа 1956 года был принят Кодекс о личном статусе, вступивший в силу с 1 января 1957 года. Закрепив такие достижения тунисской юриспруденции периода французского протектората, как запрет полигамии и обязательное юридическое оформление развода, Кодекс существенно изменил семейную и социальную структуру тунисского общества.

Необходимо отметить, что процесс кодификации и унификации в Тунисе представлял собой определенное отречение от классического мусульманского права, и на примере Кодекса о личном статусе можно проследить за зарождением светского характера законодательства. Однако тунисский законодатель всегда старался представить реформы, проведенные в религиозной сфере, в рамках нового прочтения норм Шариата. Сделав из права инструмент социального прогресса и задав, таким образом, направление эволюционного процесса, законодатель следил за тем, чтобы не задеть религиозных чувств большей части общества и не способствовать разрыву позитивного и мусульманского права. Законодатель не мог призывать к полному соблюдению Ислама, но, с другой стороны, не мог провозгласить полного и окончательного разрыва права и религии. Таким образом, было применено промежуточное решение, выдвинутое в начале века Тахаром аль-Хаддадом . Согласно этому автор}' Коран должен толковаться в соответствии с обстоятельствами его раскрытия, необходимо выделить фундаментальные принципы и придать им преимущественную силу по отношению к практической реализации. Даже сейчас тунисские юристы и судьи при рассмотрении споров обращаются к трудам классиков мусульманского права, в особенности маликитского и ханифитского толка, помещая женщину между действующим правом. Шариатом и международным правом8.

Tahar El Haddad. La femme, là legislation islamique et la société, французский перевод M.T.E. 1978.

k Darghouth Medimedh. Droits et vécu de la femme en Tunisie. Tunis. 1992. p.59.

Влияние мусульманской доктрины сказывается уже на структуре Кодекса. Так, первоначально Кодекс о личном статусе состоял из 10 книг, посвященным браку, разводу, вдовьему сроку, алиментным обязательствам, опеке, родственным связям, брошенным детям, безвестно отсутствующим, наследованию, дееспособности. В дальнейшем Кодекс неоднократно дополнялся, а некоторые его статьи были существенно переработаны многочисленными законами, например, Закон № 59-77 от 19 июня 1959 года добавил Книгу XI о завещании и ввел необходимые новшества в наследственное право, а Закон № 64-17 от 28 мая 1964 года дополнил Кодекс Книгой XII, посвященной вопросам дарения.

При изучении основных институтов семейного права Туниса по Кодексу о личном статусе необходимо уделить особое внимание прогрессивным достижениям тунисского законодательства в этой области.

В мусульманском обществе брак является религиозной обязанностью, однако, классическим мусульманским правом он рассматривается как чисто гражданский акт, то есть не представляет собой какого-либо религиозного таинства. Брак в мусульманском праве является консенсуальным контрактом, и по Шариату для его действительности необходимо соблюдение ряда условий: достижение брачного возраста, согласие супругов или их опекунов, отсутствие прямых препятствий (как временных, так и постоянных), определение выкупа, соблюдение законных формальностей. Кодекс о личном статусе Туниса закрепил все предусмотренные классическим мусульманским правом условия действительности брака, привнеся в некоторые из них существенные изменения, обусловленные современной действительностью.

Но основным достижением Кодекса в этом вопросе является запрет полигамии. По мнению тунисского законодателя, этот запрет не противоречит нормам Шариата, поскольку в соответствии с Кораном полигам не может относиться ко всем своим женам одинаково: «И никогда вы не в состоянии

быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого (4:128(129))». Прогрессивное прочтение этого текста позволило трактовать его таким образом, что Аллах, полностью признающий полигамию, дополняет ее условием, по его же мнению, невозможным для осуществления. В этом и было найдено доказательство Его желания отменить полигамию, что и было сделано тунисским законодателем. При этом Кодекс в Статье 18 предусматривает и уголовное преследование за нарушение данного запрета.

Другим достижением тунисского Кодекса о личном статусе принято считать обязательную судебную процедуру развода. В 1956 году Кодексом о личном статусе был установлен принцип равноправия супругов в отношении развода и его процедуры. Отныне брак может быть прекращен (помимо смерти одного из супругов) только разводом и только по решению суда (Статья 50 Кодекса). Как и в случае с полигамией, при установлении этой нормы тунисский законодатель ссылается на Коран и нормы Шариата, согласно которым в случае возникновения спора между супругами последние могут обратиться в суд для разрешения разногласий: «А если вы боитесь разрыва между обоими, то пошлите судью из его семьи и судью из ее семьи; если они пожелают примирения, то Аллах поможет им (4:39(35))». Но Кодекс о личном статхсе пошел дальше и возможность разрешения споров судебным путем возвел в обязанность. Согласно Статье 30 Кодекса признается только судебный порядок развода, при этом суд вправе вынести решение о разводе лишь после выяснения причин конфликта, противопоставившего супругов, и потерпев неудачу в попытке примирения.

Кодекс о личном статчсе предусматривает три случая развода: 1) по заявлению мужа или жены на основании статей Кодекса о личном статусе, 2) по взаимному согласию супругов. 3) по заявлению мужа или жены (в данном случае судья приговаривает мужа к выплате жене денежной суммы, соответствующей нанесенному им ущербу, или жену к выплате компенсации мужу).

Именно последнее положение и представляет особый интерес. Так, на основании Статьи 31 Кодекса о личном статусе, как муж, так и жена вправе предъявить иск о разводе без обоснования заявления или без согласия супруга. Эта форма напоминает классический для мусульманского права односторонний отказ мужа. Этот развод предписывает полное освобождение жены от всех супружеских обязанностей при произнесении мужем особой формулы развода, даже без объяснения причины. Однако теперь, во-первых, такое право предоставляется и женщине, а, во-вторых, отказ не означает автоматического развода, такое решение может быть принято только судом. В-третьих же, пострадавшая сторона имеет право на возмещение ущерба. На практике в рассматриваемый период данное положение не нашло широкого применения среди женской части населения. Так, в период с 1962 по 1964 гг. согласно статистике Национального союза женщин Туниса (UNFT) на основании части 3 Статьи 31 суд вынес 3546 решений о разводе, причем только шесть по инициативе женщин9. Но несмотря на столь незначительное применение данной нормы женщинами нельзя преуменьшать его значение. Предоставив женщине равные с мужчинами права в вопросах развода, тунисский законодатель заставляет признать женщину как личность, а не как существо второстепенное.

Развод затрагивает на только супругов, но и детей. Кодекс о личном статусе в соответствии с нормами Шариата четко регламентирует взаимоотношения родителей и детей как в браке, так и после развода. Но в отличие от Шариата Кодекс признает и усыновление. Законом № 58-27 от 4 марта 1958 года «О государственной опеке, добровольной опеке и усыновлении» тунисский законодатель, адаптируя право к социальной действительности, учредил усыновление. Усыновление или удочерение не существует в мусульманском праве, так, между приемным сыном и приемным отцом не существует никакой правовой связи, иными словами, между ними не

9 M. Borrmans, Statut personnel et famille au Maghreb de 1940 à nos jours, Rome

возникают никакие отношения, присущие кровному родству. За приемными детьми лишь признается право наследовать после смерти усыновителя треть его имущества. Однако в Тунисе усыновление позволяет установить между усыновителем и усыновленным отношения, аналогичные законному происхождению.

Итак, приняв Кодекс о личном статусе, Тунис предпринял удавшуюся, по мнению автора, попытку создать новый тип современной мусульманской семьи, сохранив базовые принципы исламского общества и имея необходимый динамизм в современном мире. Большинство в тунисском обществе Кодекс о личном статусе считает одним из основополагающих принципов нации. На этот Кодекс ссылаются, когда говорят, что Тунис является одним из наиболее прогрессивных мусульманских государств10. Действительно, отменив полигамию и урегулировав порядок развода, тунисские законодатели проявили новаторство, решив в духе нового века отказаться от некоторых старых установлений.

Третья глава «Реформы 1981 и 1993 годов» посвящена двум основным реформам Кодекса о личном статусе, главной целью которых было установление принципа равноправия мужчин и женщин и защита интересов женщин.

Любое развитие внутреннего законодательства в той или иной стране невозможно без перенятая прогрессивного опыта зарубежных государств и без участия в международном эволюционном сотрудничестве. В этом контексте весьма знаменателен опыт Т> нпса, который после принятия национального Кодекса о личном статусе в 1956 году и в результате ратификации многих международных конвенций в области прав женщин и детей, провел две крупные реформы в области семейного права в 1981 и 1993 годах.

1969.р.372

Д1\а Chérif CHAMARI. La femme et la loi en Tunisie. Alger. 1991. p.28.

Основной предпосылкой для Туниса в проведении реформ 1981 и 1993 гг. стала Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и открытая для подписания 18 декабря 1979 года. Эта Конвенция явилась международным нормативным инструментом реализации принципа равноправия мужчин и женщин. Сразу после подписания Конвенции в июле 1980 года Тунис еще до ее ратификации приступил к реформированию внутреннего законодательства, уделяя особое внимание Кодексу о личном статусе. Основным направлением реформ стало предоставление женщине большего объема прав.

Реформа 1981 года продолжая правила, установленные Кораном, закрепила за женщиной право на содержание после расторжения брака. Несмотря на привнесенные изменения эта норма не только не противоречит исламским обычаям, но и восполняет пробелы классического мусульманского права. Так, с новым правом на развод, картина завершена: с момента рождения и до вступления в брак девочка находится на попечении отца", далее муж берет на себя обязательства по ее содержанию, а в случае развода, если женщина не виновна, рента призвана обеспечить женщину вплоть до ее смерти или до вступления в новый брак. Не встретив возражения со стороны общественного мнения, тунисский законодатель в ходе реформы 1993 года пошел дальше и детально разработал и закрепил порядок уплаты алиментов и ренты, причитающихся в случае развода.

Второй аспект реформы 18 февраля 1981 года касается вопросов воспитания детей и опеки. Законодатель изменяет ранее существовавшие положения в благоприятном для матери направлении, не устанавливая, однако, совершенного равенства между супругами, и в некоторых случаях

" Статья 46 Кодекса о личном статусе: «Родственники по восходящей линии несут алиментные обязательства по отношению к молодым потомкам, не зарабатывающим себе на жизнь, вне зависимости от степени родства. Алиментные обязательства продолжаются по отнощению к девушке до ее замужества, когда они перейдут на попечение мужа, и по отношению к мальчику до достижения им шестнадцатилетнего возраста и возможности самому зарабатывать себе на жизнь».

делает мать законным опекуном своих детей. Он также считает, что современная тунисская женщина может также хорошо, как и отец воспитать своих детей и управлять их собственностью. Однако о полном равенстве родителей говорить еще рано. Все еще весомо влияние Ислама, традиций и патриархальной системы. Проблема состоит в распределении прав и обязанностей: признать права матери, значит отнять их у отца, поэтому законодатель 1981 года очень осторожен в своих реформах. Так реформа 1981 года делает мать законным опекуном своих несовершеннолетних детей лишь в случае смерти мужа или его недееспособности. Кроме того, осуществляемая женщиной опека все еще лишена некоторых ее элементов.

Последние серьезные изменения Кодекс о личном статусе претерпел в 1993 году в ходе проведенной реформы, затронувшей помимо законодательства в области личного статуса также трудовое, уголовное законодательство и Кодекс о национальности. Эта реформа привела к установлению более полного равенства между мужчиной и женщиной или, даже скорее, к концу большого неравенства в отношении женщины, что послужило толчком для углубленного изучения новых аспектов в социальной жизни общества. Законодатель установил так называемую «гарантированную» взаимность между мужчиной и женщиной, базирующуюся на идее возможности экономического обмена между супругами в вопросах брака, что существенно повлияло на многие положения Кодекса о личном статусе, касающиеся имущественных отношений между мужчиной и женщиной. Также, одним из направлений реформы 1993 года было признание родственных связей по материнской линии, которым в классическом мусульманском праве не уделялось должного внимания. Кроме того, реформа 1993 года, исходя из интересов женщин и детей, существенно усложнила процедуру развода, на практике реализовав хадис, в соответствии с которым «самым отвратительным деянием из всех, дозволенных Богом, является развод». .

Таким образом, проанализировав основные моменты реформ 1981 года и 1993 года в области семейного права, можно сделать вывод, что, несмотря на строгое соответствие нормам классического мусульманского права, развитие тунисского семейного законодательства весьма прогрессивно. Озабоченный одновременно эволюцией общества и права и уважением традиций тунисский законодатель, не колеблясь, ссылается то на одно, то на другое течение, как только намечаются ростки позитивной реформы. Тунисское законодательство о личном статусе развивалось под влиянием классического мусульманского права, современных реалий и процессов интеграции с развитым международным сообществом.

В заключении обобщаются содержащиеся в диссертации выводы и предложения, а также возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. Здесь сформулированы основные тезисы, выносимые на защиту:

1. Наиболее правильной в современных условиях представляется стратегия постепенного и самостоятельного перехода к реформированию семейного права, обеспечивающая стимулирование заинтересованности населения в признании нового порядка в области брачно-семейных отношений.

2. Развитие семейного права Туниса происходило в рамках мусульманского права, но с учетом большинства прогрессивных идей современного мира. На своем примере Тунис доказал, что, учитывая опыт всех мусульманских школ, возможно эффективно сочетать в рамках действующего законодательства как традиции, так и требования современной действительности.

Основными отличительными чертами семейного права Туниса является законодательный запрет полигамии и признание института усыновления.

Интересным представляется тот факт, что запрет полигамии тунисским законодателем был обоснован только нормами Корана. Тунис лишь единожды нарушил предписания Корана, признав институт усыновления, но и эта реформа не встретила жесткого сопротивления со стороны сторонников традиционного Ислама, так как большинство необходимых обоснований столь радикального шага были найдены в доктрине мусульманского права.

В связи с вышеизложенным автор пришел к выводу, что достичь эффективности современного семейного законодательства в мусульманских государствах возможно лишь с использованием многовекового опыта исламских правоведов, позволяющего найти оправдание изменениям классических устоев в сфере личного статуса.

3. Проанализировав процесс эволюции семейного права Туниса, автор пришел к выводу, что прогрессивное развитие законодательства о личном статусе возможно лишь с признанием роли женщины в исламской семье и обществе. Так, в соответствии с международным принципом равноправия мужчин и женщин Тунис признал за женщиной экономические права, предоставив женщине возможность участвовать в семейном бюджете. Также Кодекс о личном статусе в экономических вопросах признал и родственные связи по материнской линии.

В соответствии с принципом равноправия мужчин и женщин Тунис в ходе проведенных реформ пришел к выводу о необходимости и целесообразности признания за матерью права не только на воспитание, но и на опеку. Несмотря на то. что Тунису еще только предстоит воплотить в жизнь принцип равноправия мужчин и женщин в этом вопросе, само признание за матерью прав на опеку является прогрессивным для мусульманского права.

Др\ гим направлением реформ стало обеспечение нормального существования женщины после развода п\тем создания новой, не известной мусульманскому праву системы гарантий, которая не только не противоречит

исламским обычаям, но и восполняет пробелы классического мусульманского права. Так, с новым правом на развод, картина завершена: с момента рождения и до вступления в брак девочка находится на попечении отца, или братьев, далее муж берет на себя обязательства по ее содержанию, а в случае развода, если женщина не виновна, рента призвана обеспечить женщину вплоть до ее смерти или до вступления в новый брак. При этом при изменении семейного положения женщины ее материальное положение должно сохраняться.

Автор считает возможным предположить, что на современном этапе положение тунисской женщины является наиболее законодательно защищенным по сравнению с положением женщин в других мусульманских государствах. И в этом плане опыт Туниса должен быть использован не только исламскими государствами, но и государствами, значительную часть населения которых составляют мусульмане.

4. Детальный анализ произошедших в Тунисе преобразований законодательства о личном статусе и семье предоставляет возможность определить направление эволюционного процесса мусульманских государств, отстающих от Туниса в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах с мировым сообществом. Так, дальнейшее развитие законодательства о личном статусе будет идти по пути признания принципа равноправия мужчин и женщин и признания за женщиной полного объема прав и обязанностей, предусмотренных нормами международного права. Эффективность реформ будет зависеть от умелого сочетания мусульманского права и международно-правовой практики, для чего должен быть использован прогрессивный опыт всей мусульманской доктрины, вне зависимости от школы.

На примере Кодекса о личном статусе Туниса автор постарался показать возможность эффективного сочетания мусульманской и западной культур. Накопленный Тунисом в этом плане опыт, исправление и корректировка им отдельных совершенных ошибок и просчетов могут оказать неоценимую

помощь правоведам других мусульманских государств, а также самому международному сообществу в его поиске разрешения кризисных явлений в очагах напряженности в различных регионах, включая и отдельные районы бывшего СССР.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Статья «Смешанные браки немусульман с мусульманами».// Московский журнал международного права № 4. М. 1999г. - 1,1 п.л.

2. Статья «Основные направления развития законодательства Туниса о личном статусе».// Московский журнал международного права № 3. М. 2000г. - 1,1 п.л.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Рыжкова, Екатерина Александровна, кандидата юридических наук

личном статусе

§ 1. Основные предпосылки реформирования личного статуса в Тунисе

§ 2. Основные реформы

§ 3. Планы Нового Дестура в области семьи и брака

Глава 2. Основные институты по Кодексу о личном статусе

1956 года

§ 1. Принятие Кодекса о личном статусе и основные направления его развития

§ 2. Брак и его последствия

§ 3. Прекращение брака

§ 4. Происхождение ребенка

§ 5. Наследование, завещание и дарение

Глава 3. Реформы 1981 и 1993 годов.

§ 1. Влияние международной практики на развитие Кодекса о личном статусе Туниса.

§ 2. Реформа 18 февраля 1981 года.

§ 3. Реформа 1993 года.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Становление семейного права Туниса"

Актуальность исследования. Мусульманское право - одна из крупных правовых систем современного мира. Многие государства с мусульманским населением заявляют в своих законах и часто даже в конституциях о верности принципам Ислама. В современных условиях в мусульманском мире нет ни одной страны, где действовали бы только нормы мусульманского права, но также нет ни единой страны, где бы они ни оказывали своего влияния на образ жизни и действующее законодательство. Само мусульманское право неизменно и оно «продолжает оказывать заметное влияние на правовое развитие тех стран зарубежного Востока, где преобладающая часть населения исповедует ислам»1. При этом под влиянием современных реалий многие мусульманские государства предприняли серьезные законодательные реформы, при всем многообразии которых намечается несколько доминирующих тенденций. Одна из них и рассматривается в настоящей работе.

В Исламе основным субъектом права является не индивидуум, а семья2. Институт брачно-семейных отношений в Шариате наиболее консервативен, и потому в исламских странах спор об эволюции мусульманского права часто сводится к спору об эволюции семейного права. Одними из первых реформаторов семейно-правовых норм Шариата стали Муххамед Лбдо, Рашид Рида, Касим Амин, выдвинувшие женскую проблему в качестве одной из важнейших.

Представителем этого течения являлся и Тахар аль-Хаддад, выдающийся общественный и политический деятель Туниса, выступавший с требованиями скорейшей эмансипации женщин и реформирования брачно-семейных

1 Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах 'зарубежного Востока. // Правовое положение личности. М., 1987, с.28.

2 Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959, с.47. отношений. Прогрессивная идея критического переосмысления устаревших положений Ислама была поддержана лидерами Нового Дестура и нашла свое воплощение в Кодексе о личном статусе, одном из первых актов независимого Туниса.

За всю свою многовековую историю Тунис, находясь на перекрестке исторических и культурных преобразований, оставался и остается важным звеном мусульманского сообщества с сохранением религиозных и культурно-исторических традиций. Однако будучи в эпицентре межрелигиозных войн еще со времен Карфагена, а также под влиянием торгового и культурного обмена со средиземноморскими государствами, Тунис был вынужден приспосабливаться, в том числе и в юридическом плане, к процессу средиземноморской интеграции, шаг за шагом корректируя свое национальное законодательство и отыскивая приемлемые для традиционного мусульманского общества и современных общеевропейских реалий формы сочетания международно-правовой практики и мусульманского права. В этой связи детальное рассмотрение эволюции правовых аспектов личности и семьи в тунисском обществе весьма интересно не только в познавательном плане. Детальный анализ произошедших в Тунисе во второй половине XX века преобразований правовой базы личности и семьи дает ключ к пониманию будущей эволюции других мусульманских государств, отстающих от этого мусульманского средиземноморского государства в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах в мировое сообщество.

Накопленный Тунисом в этом плане опыт, исправление и корректировка им отдельных совершенный ошибок и просчетов могут оказать неоценимую помощь правоведам других мусульманских государств, а также самому международному сообществу в его поиске разрешения кризисных явлений в очагах напряженности в различных регионах, включая и отдельные районы бывшего СССР.

Вокруг средиземноморского бассейна существует, несмотря на культурные, религиозные и этнические различия, общность, которую можно назвать «средиземноморским семейным поведением»; это культурное поведение, которое формировалось и закреплялось на протяжении длительного времени. В действительности, отношения между различными странами этого бассейна были достаточно интенсивны уже с античных времен. Средиземноморье - регион, где уже с давних пор предпочитали оставлять женщин для родственников по мужской линии, нежели менять их, и где противились заключению смешанных браков. По этой причине изучение мусульманской семьи Туниса в более широком аспекте средиземноморских семейных структур весьма интересно и полезно.

Первоначально в Тунисе, как и в других исламских государствах, семья была патрилинейной, эндогамной и полигамной при господстве мужчин. Развод являлся односторонним актом, который состоял в отказе мужа от жены. Наследование было также досконально отрегулировано. Начиная уже с первого века Хиджра, правовые каноны такой семьи стали претерпевать существенные изменения.

Коран и обычаи предисламского периода Аравии являются двумя наиболее важными источниками мусульманской семьи, оказавшими основополагающее влияние на формирование статуса семьи в таком обществе и юридических основ в семейных отношениях. Ислам отменил многие старинные обычаи, но сохранил те из них, которые согласно своим предписаниям и заветам соответствовали требованиям нового общества. Юридическая база мусульманской семьи была обогащена на протяжении веков другими источниками мусульманского права: Сунна (деяния и слова Пророка), Кияс (решение по аналогии с тем, что есть в Коране и Сунне) и, наконец, Иджма (согласие всех улм - мусульманских богословов-законоведов).

Первые изменения юридического порядка были результатом различия между шиизмом и суннизмом, а также деления суннизма на четыре школы: ханбалитскую, шафиитскую, ханифитскую и маликитскую. Но наиболее важные изменения коснулись культурного порядка, они явились результатом контактов семьи, как ячейки общества, прежде всего с разнообразием зон культурного исламского пространства.

Начиная со второй половины XIX века, Тунис вместе с другими странами Ислама по ряду причин (прежде всего экономических и финансовых) был очарован Западом. Особенно это влечение к Западу обострилось после Второй мировой войны, когда многие исламские государства были вынуждены, или же почувствовали необходимость развивать свою экономику для улучшения условий жизни и для достижения достойного для человека XX века индивидуального благосостояния.

При этом необходимо напомнить, что в последние столетия мусульманские государства в значительной степени растеряли свои способности к новаторству, а также творческий порыв, присущий такому виду развития. Ислам, осознавая необходимость адаптации религии к условиям меняющегося мира, на протяжении веков под руководством Улем потерял всякую веру в будущее. Считая, что невозможно ничего сделать лучше предшественников, мусульманами было принято решение о закрытии «ворот Иджтихада». Этот страх Улем перед любыми нововведениями повлиял на совокупность философских и социальных воззрений Ислама, оставив без внимания любые толкования источников относительно современных нужд л общины .

Конец XIX и начало XX веков стали временем арабского возрождения («Нахда»), иранского и турецкого реформизма. Многочисленные мыслители старались повысить роль возрождения в исламских странах путем введения соответствующих изменений. Но, несмотря на все их усилия, Запад завоевывал все новые территории, и модернизация в этих странах стала во многом

3 M. Charfi, Introduction à l'étude du droit, Tunis, 1983, p.67. синонимом принятия западного образа жизни. Новое законодательство имело мало общего с классическим мусульманским правом4.

В силу указанных обстоятельств модернизация в странах третьего мира проходила либо авторитарно (в случае колонизации) либо добровольно. В первом случае на семейные отношения коренного населения повлияли колониальная администрация и ее судебная юрисдикция, которые не всегда соответствовали традиционным мусульманским законам, а также сосуществование мусульманской и европейской семьи в городах. Решающую роль в поступательности этого процесса сыграло влияние европейской системы образования. Во втором случае, в странах, добровольно выбравших европейский путь развития и испытывавших экономическую зависимость от Запада, юридические реформы, образование, создание школ по модели европейских, а также поведение европеизированной элиты способствовали уже в начале XIX века изменениям в брачно-семейных отношениях.

Необходимо заметить, что, несмотря на эти два типа контактов с Западом, изменения в брачно-семейных отношениях не заслуживали внимания вплоть до Второй мировой войны. Лишь после войны открытость по отношению к Западу и политическая независимость многих исламских стран позволили им встать на путь модернизации.

Как известно, модернизация - это этап социально-экономического развития, который придает новые формы старым моделям взаимодействия социальных и экономических структур. Модернизация - это процесс, которым индустриальные общества трансформировались и продолжают изменяться под влиянием научно-технической революции. Но в случае мусульманских стран модернизация - это влияние на неиндустриальное общество системы положений, присущих индустриальному обществу. Здесь модернизация может быть определена как процесс мобилизации, дифференциации и секуляризации.

4 Alya Chérif CHAMARI. La femme et la loi en Tunisie. Alger, 1991, p.27.

Наиболее прогрессивный в юридическом плане контакт стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки с Западом произошел в конце Второй мировой войны. Освобожденные от колониализма страны одновременно начали процесс модернизации. Лишь после нескольких десятилетий усилий в этой области мы можем наблюдать сегодня значительные изменения. Результатом такой модернизации является изменение окружающей среды (переезд сельского общества с традиционным укладом жизни в большие метрополии) и технической среды (переход от традиционных занятий к индустриальным видам деятельности и третичным формациям). Чтобы быть более точными, можно сказать, что изменения носили характер демографический (увеличение брачного возраста, прирост населения, новое распределение возрастов и др.), экономический (увеличение дохода на душу населения, увеличение потребления продуктов питания и др.), социальный (использование наемного труда женщин, образование), юридический (законы в сфере личной свободы и семьи). К этим изменениям следует прибавить усиление роли государства, участие в международном сотрудничестве в области прав человека, признание прав женщины.

Во второй половине XX века в Тунисе, как и в других мусульманских странах, роль и статус мужчины и женщины претерпели существенные трансформации. Мужчина, опора семьи, все еще сохраняет за собой, как и в других цивилизациях, центральное место и привилегии в семье. Мужчина представляет собой власть в семье, является связующим звеном между членами семьи, родственниками и обществом. Но именно на этом фоне роль и статус женщины претерпели изменения.

Женщина, изначально воспринимавшаяся мусульманским обществом как существо вторичное, всегда находилась под опекой, и мужчина всегда обладал властью над женщиной. Женщина всегда зависела от мужчины: своего отца, потом (до замужества) - от братьев, затем от мужа и, наконец, от взрослых сыновей в случае ее вдовства. Муж представлял собой публичную сторону в отношениях с обществом (дела, власть) а женщина - частную в отношениях с домом (домашнее хозяйство). Один французский исследователь - Эммануэль Тодд дал такое определение поведению мужчин-мусульман по отношению к женщинам: «физическая защита и социальное отрицание», что четко показывает существовавшие противоречия в этой области5.

Но женщины на протяжении веков не признали окончательно такую уступку и нашли необходимую женскую хитрость, определенную самозащиту в отношении мужчин (т.е. «Каид аль Нисса» - женское коварство, или «Фитна», что одновременно является соблазном и возмущением, шармом и бунтом)6. Также, на протяжении всей истории женщины создали собственную власть в недрах семьи.

На примере Туниса можно проследить, что, как не парадоксально, последствием превосходства мужчин явилось существование совершенно автономного женского общества. Живя в закрытом мире, без необходимой ответственности, а, зачастую, и без религиозного образования, оно глубоко влияет на мужское общество как путем первичного образования, которое женщина дает ребенку и которым передается вера и практика ритуалов, так и путем подпольного, скрытного сопротивления.

В Тунисе, как и в любом другом традиционном мусульманском обществе, жена издревле подчинялась мужу и следовала его образу жизни, в том числе и в вопросе образования детей (до определенного возраста), замыкалась на домашней работе или определенных сельскохозяйственных задачах. Однако постепенно роли мужчины и женщины, как мужа и жены, стали в Тунисе меняться. Стали появляться элементы «сотрудничества»: в некоторых слоях общества мужчина посвящает часть своего времени домашним хлопотам и уходу за детьми. Также формируется более рациональное управление бюджетом, все чаще женщина вносит денежные суммы, предназначенные для покрытия расходов на хозяйство на неделю или на месяц. В последние годы

5 Emmanuel Todd , La troisième planète, Ed. Seuil, Paris, 1983, p. 162 значительно возросло количество женщин, занятых на оплачиваемой работе, что тоже повлияло на соотношение роли жен и мужей. Если традиционно мужчина являлся абсолютным господином, то сегодня женщина приобрела сильное экономическое значение и одновременно получила относительную независимость.

Если в некоторых странах эмансипация женщины на первом этапе имела внешние проявления путем властной отмены чадры, то опыт ряда других мусульманских государств, в том числе и Туниса, показал, что отмена чадры не была символом подлинной эмансипации, а наоборот стала объектом недоразумения. Настоящая эмансипация таилась в свободном доступе к образованию, в изменениях юридической базы семьи и статуса женщины. Хотя это и выглядит парадоксально, но среди современных мусульманских женщин существуют одновременно два противоположных взгляда на чадру. С одной стороны, она все больше исчезает в связи с ослаблением сексуальных запретов в мусульманском обществе, повышением образовательного уровня женщины, ростом их занятости и участия в общественной жизни, а также с проникновением женщины в бывшие сугубо мужские сферы. С другой стороны, чадра стала инструментом политической борьбы, и ее ношение может стать идеологическим символом (что, в частности, подтверждают ставшие известными подобные факты, связанные с проживающими в ряде стран Западной Европы девушками-выходцами из стран Магриба). Многие женщины в мусульманских странах настаивают на ношении чадры, так как считается, что она свидетельствует о «более моральной» экономической, политической и социальной жизни, возвращении к истокам мусульманского единства. Как заявила по этому поводу одна из активисток движения по эмансипации женщин в странах Северной Африки Фатима Мернисси, «в таких условиях носить чадру значит занять позицию, противоречащую культурной агрессии»7.

6 A. Bourdieu, La sexualité en Islam, P.U.F., Paris, 1982, p.145.

7 Fatima Mernissie. Femmes musulmanes // специальный выпуск журнала « Jeune Afrique », 1982, c.52

В течение второй половины XX века под влиянием модернизации и благодаря законодательным реформам юридический статус женщины в тунисском обществе изменился, социальные взаимоотношения между женщиной и мужчиной потеряли свое равновесие. Изменения коснулись многих аспектов внутри определенных слоев городского населения. Главным результатом стало то, что женщины лучше узнали свои права, и оплачиваемая работа, необходимая в связи с экономическими и финансовыми потребностями семьи, сделала их более свободными.

В процессе анализа мусульманского семейного права наиболее интересными представляются возможные пути его развития. У мусульманского общества сегодня есть выбор между: переходом к семье западного типа путем односторонней трансформации, в результате требований социально-экономического развития мусульманских стран;

- возвращением не только к модели традиционной семьи, но и к примитивной мусульманской семье, управляемой под влиянием фундаментальных и интегристских идей;

- синтезом мусульманской и западной культур.

Наиболее ярким примером претворения в жизнь третьего пути развития семейного права является именно Тунис, пытающийся создать новый тип современной мусульманской семьи, сохранив базовые принципы исламского общества и имея необходимый динамизм в современном мире. Обогащать не уничтожая, соединяться не отвергая, принимать не принуждая, одним словом «быть собой» вместе со всем культурным прошлым, которое сюда включается, находясь в современном мире, будучи мужчиной или женщиной, со своим достоинством, культурой, современностью и своим взглядом на мир. Таковы условия гармонии, необходимые для осуществления этой политики.

Научные разработки. Вопросы правового регулирования мусульманской семьи так или иначе исследовались учеными-правоведами и востоковедами, однако на современном этапе семейное право Туниса не получило должного комплексного исследования. Тем не менее, существенный вклад в разработку правового регулирования мусульманских брачно-семейных отношений внесли видные ученые-правоведы, востоковеды, историки: В.В. Бартольд, М.В. Вагабов, Д.Е. Еремеев, Г.М. Керимов, И.Г. Нофаль, Т.С. Саидбаев, Л.Р. Сюкияйнен, Л.И. Шайдуллина, однако больше внимания семейному праву Туниса уделяли иностранные авторы: Р. Бенатар, М. Боррман, Ж. Вердье, П. Дево, Ж.Ладжили, Р. Максуд, К. Мезиу, Л. Прюво, Ж. Рузье, Р. Саббах, Э. Тодд, М. Шамман, Р. Шарль, М. Шарфи и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации состоит в комплексном анализе и изучении становления и развития семейного права Туниса, Кодекса о личном статусе 1956г. и последующей эволюции национального законодательства в этом вопросе, его адоптации к реалиям современного мира.

В соответствии с обозначенной целью автор ставил перед собой следующие конкретные задачи:

- проанализировать этапы эволюции семейного права Туниса от преимущественно традиционного мусульманского права до попыток достижения в последние годы Тунисом приемлемого синтеза с международной правовой системой;

- исследовать на примере Туниса основные проблемы, возникшие у развитого мусульманского государства, при реформировании под влиянием текущих социально-политических преобразований в регионе национального законодательства в области личного статуса и семейного права;

- вскрыть основные направления реформирования семейного права, на которые может пойти государство с традиционным мусульманским обществом, желающее не только сохранить свою религиозную особенность, но и интегрироваться в современных реалиях с развитым международным сообществом;

- исследовать вопросы правового регулирования современной семьи в мусульманском обществе;

- обосновать необходимость и способы преодоления выявленных недостатков в разработке и реформировании современного семейного права в мусульманском государстве.

Объектом исследования явились традиционное мусульманское семейное право, международное право, нормы законодательства, регулирующие брачно-семейные отношения в Тунисе и, прежде всего Кодекс о личном статусе Туниса 1956г. с последующими изменениями и дополнениями, обстоятельно исследовалось гражданское, уголовное, административное, конституционное законодательство Туниса и другие нормативные акты, а также практическая деятельность судебных органов.

Методологическую основу диссертации составили общенаучный аналитический метод познания и ряд частно-научных методов, в частности, сравнительно-правовой и формально-юридический. Это позволило исследовать на примере Туниса проблемы семейного права в мусульманском обществе в их взаимосвязи и взаимозависимости, целостности и объективности.

Научная новизна исследования заключается в том, что в России впервые предпринята попытка комплексного исследования семейного права Туниса. Сделана попытка проанализировать эволюцию семейного законодательства под влиянием классического мусульманского права, современных реалий и процессов интеграции с развитым международным сообществом. Проанализировано состояние и изменение семейного законодательства после принятия Кодекса о личном статусе Туниса в 1956 году. Были исследованы основные направления реформ Кодекса о личном статусе Туниса. Сделана попытка проанализировать правовые проблемы в этой сфере и предположить дальнейшую направленность реформ национального законодательства. С этой целью были выявлены основные возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. На примере Туниса показана возможность приемлемого сочетания норм классического мусульманского права и требований современного миропорядка.

Предложения, выносимые на защиту:

1. Наиболее правильной в современных условиях представляется стратегия постепенного и самостоятельного перехода к реформированию семейного права, обеспечивающая стимулирование заинтересованности населения в признании нового порядка в области брачно-семейных отношений.

2. Развитие семейного права Туниса происходило в рамках мусульманского права, но с учетом большинства прогрессивных идей современного мира. На своем примере Тунис доказал, что, учитывая опыт всех мусульманских школ, возможно эффективно сочетать в рамках действующего законодательства как традиции, так и требования современной действительности.

Основными отличительными чертами семейного права Туниса является законодательный запрет полигамии и признание института усыновления. Интересным представляется тот факт, что запрет полигамии тунисским законодателем был обоснован только нормами Корана. Тунис лишь единожды нарушил предписания Корана, признав институт усыновления, но и эта реформа не встретила жесткого сопротивления со стороны сторонников традиционного Ислама, так как большинство необходимых обоснований столь радикального шага были найдены в доктрине мусульманского права.

В связи с вышеизложенным автор пришел к выводу, что достичь эффективности современного семейного законодательства в мусульманских государствах возможно лишь с использованием многовекового опыта исламских правоведов, позволяющего найти оправдание изменениям классических устоев в сфере личного статуса.

3. Проанализировав процесс эволюции семейного права Туниса, автор пришел к выводу, что прогрессивное развитие законодательства о личном статусе возможно лишь с признанием роли женщины в исламской семье и обществе. Так, в соответствии с международным принципом равноправия мужчин и женщин Тунис признал за женщиной экономические права, предоставив женщине возможность участвовать в семейном бюджете. Также Кодекс о личном статусе в экономических вопросах признал и родственные связи по материнской линии.

В соответствии с принципом равноправия мужчин и женщин Тунис в ходе проведенных реформ пришел к выводу о необходимости и целесообразности признания за матерью права не только на воспитание, но и на опеку. Несмотря на то, что Тунису еще только предстоит воплотить в жизнь принцип равноправия мужчин и женщин в этом вопросе, само признание за матерью прав на опеку является прогрессивным для мусульманского права.

Другим направлением реформ стало обеспечение нормального существования женщины после развода путем создания новой, не известной мусульманскому праву системы гарантий, которая не только не противоречит исламским обычаям, но и восполняет пробелы классического мусульманского права. Так, с новым правом на развод, картина завершена: с момента рождения и до вступления в брак девочка находится на попечении отца, или братьев, далее муж берет на себя обязательства по ее содержанию, а в случае развода, если женщина не виновна, рента призвана обеспечить женщину вплоть до ее смерти или до вступления в новый брак. При этом при изменении семейного положения женщины ее материальное положение должно сохраняться.

Автор считает возможным предположить, что на современном этапе положение тунисской женщины является наиболее законодательно защищенным по сравнению с положением женщин в других мусульманских государствах. И в этом плане опыт Туниса должен быть использован не только исламскими государствами, но и государствами, значительную часть населения которых составляют мусульмане.

4. Детальный анализ произошедших в Тунисе преобразований законодательства о личном статусе и семье предоставляет возможность определить направление эволюционного процесса мусульманских государств, отстающих от Туниса в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах с мировым сообществом. Так, дальнейшее развитие законодательства о личном статусе будет идти по пути признания принципа равноправия мужчин и женщин и признания за женщиной полного объема прав и обязанностей, предусмотренных нормами международного права. Эффективность реформ будет зависеть от умелого сочетания мусульманского права и международно-правовой практики, для чего должен быть использован прогрессивный опыт всей мусульманской доктрины, вне зависимости от школы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования обусловлена его актуальностью и новизной.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и сформулированные положения, могут быть использованы в научных и практических разработках проблем семейного законодательства, в частности при заключении смешанных браков российскими гражданами, а также в учебном процессе, в ходе преподавания истории государства и права, в частности мусульманского права.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре истории государства и права Московской государственной юридической академии. Основные положения диссертационного исследования изложены автором в двух статьях.

Структура диссертации обусловлена целями, задачами и объемом работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Рыжкова, Екатерина Александровна, Москва

В настоящей работе исследовалась эволюция семейного законодательства Туниса под влиянием классического мусульманского права, современных реалий и процессов интеграции с развитым международным сообществом.Проанализировано состояние и изменение семейного законодательства после принятия Кодекса о личном статусе Туниса в 1956 году. Были исследованы основные направления реформ Кодекса о личном статусе Туниса. Изучены правовые проблемы в этой сфере и сделана попытка предположить дальнейшую направленность реформ национального законодательства. С этой целью были выявлены основные возможные направления развития семейного законодательства ряда мусульманских государств и стран, часть населения которых исповедует Ислам. На примере Туниса рассматривалась возможность приемлемого сочетания норм классического мусульманского права и требований современного миропорядка.Предложения, выносимые на защиту:

1. Наиболее правильной в современных условиях представляется стратегия постепенного и добровольного перехода к реформированию семейного права, обеспечивающая стимулирование заинтересованности населения в признании нового порядка в области брачно-семейных отношений.2. Развитие семейного права Туниса происходило в рамках мусульманского права но с учетом большинства прогрессивных идей современного мира. На своем примере Тунис доказал, что, учитывая опыт всех мусульманских школ, возможно эффективно сочетать в рамках действующего законодательства как традиции, так и требования современной действительности.Основными отличительными чертами семейного права Туниса является Щ законодательный запрет полигамии и признание института усыновления.Интересным представляется тот факт, что запрет полигамии тунисским законодателем был обоснован только нормами Корана. Тунис лишь единожды нарушил предписания Корана, признав институт усыновления, но и эта реформа не встретила жесткого сопротивления со стороны сторонников традиционного Ислама, так как большинство необходимых обоснований столь радикального шага были найдены в доктрине мусульманского права.В связи с вышеизложенным автор пришел к выводу, что достичь эффективности современного семейного законодательства в мусульманских государствах возможно лишь с использованием многовекового опыта исламских правоведов, позволяющего найти оправдание изменениям некоторых классических устоев в сфере личного статуса.3. Проанализировав процесс эволюции семейного права Туниса автор JUIH Пришел к выводу, что прогрессивное развитие законодательства о личном i статусе возможно лишь с признанием роли женщины в исламской семье и обществе. Так, в соответствии с международным принципом равноправия мужчин и женщин Тунис признал за женщиной экономические права, предоставив женщине возможность участвовать в семейном бюджете. Также Кодекс о личном статусе в экономических вопросах признал и родственные связи по материнской линии.В соответствии с принципом равноправия мужчин и женщин Тунис в ходе проведенных реформ пришел к выводу о необходимости и целесообразности признания за матерью права не только на воспитание, но и на опеку. Несмотря на то, что Тунису еще только предстоит воплотить в жизнь принцип равноправия мужчин и женщин в этом вопросе, само признание за матерью прав на опеку является прогрессивным для мусульманского права.Другим направлением реформ стало обеспечение нормального существования женщины после развода путем создания новой системы гарантий, которая не только не противоречит исламским обычаям, но и восполняет пробелы классического мусульманского права. Так, в соответствии с новым правом девочка с момента рождения и до вступления в брак девочка находится на попечении отца, или братьев, далее муж берет на себя обязательства по ее содержанию, а в случае развода, если женщина не виновна, рента призвана обеспечить женщину вплоть до ее смерти или до вступления в новый брак. При этом при изменении семейного положения женщины ее материальное положение должно сохраняться.Автор считает возможным предположить, что на современном этапе положение тунисской женщины является наиболее законодательно защищенным по сравнению с положением женщин в большинстве других мусульманских государств. И в этом плане опыт Туниса может быть использован не только исламскими государствами, но и государствами, значительную часть населения которых составляют мусульмане.4, Детальный анализ произошедших в Тунисе преобразований законодательства о личном статусе и семье предоставляет возможность определить наиболее вероятное направление эволюционного процесса ряда мусульманских государств, отстающих от Туниса в законотворческой деятельности и в своих интеграционных процессах с мировым сообществом.Автор полагает, что дальнейшее развитие законодательства о личном статусе будет идти по пути признания принципа равноправия мужчин и женщин и признания за женщиной полного объема прав и обязанностей, предусмотренных нормами международного права. Эффективность реформ будет зависеть от умелого сочетания мусульманского права и международно правовой практики, для чего должен быть использован прогрессивный опыт всей мусульманской доктрины, вне зависимости от школы.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Становление семейного права Туниса»

1. Нормативные источники

2. Constitution de la Republique Tunisienne. Tunis, 1999.

3. Code du statut personnel. Tunis 1956, 1958, 19971.3Decret du 13 aout 1956, porrtant promulgation du Code du statut personnel. J.O.R.T. №104 du 28 decembrre 1956.

4. Loi № 57-3 du ler aout 1957 reglementant I'etat civil. J.O.R.T. № 2, 3 des 30juillet et 2 aout 1957.

5. Loi № 64-46 du 3 novembre 1964 portant institution d'un certificat medicalprenuptial. J.O.R.T. № 53 du 3 novembre 1964,

6. Loi № 58-27 du 4 mars 1958 relative a la tutelle publique, a la tutelle officieuse eta I'adoption. J.O.R.T. №19 du 7 mars 1958.

7. Loi № 93-65 du 5 juillet 1993, ponant creation d'un fonds de garantie de lapension alimentaire et de la rente de divorce. J.O.R.T. №50 du 6 juillet 1993.

8. Loi № 59-77 du 19 juin 1959, J.O.R.T. de 22-26 juin 1959.

9. Loi № 64-17 du 28 mai 1964, J.O.R.T. du 29 mai 1964.

10. Loi № 66-49 du 3 juin 1966, J.O.R.T. du 3 juin 1966.

11. Loi № 93-74 du 12 juillet 1993, J.O.R.T. du juillet 1993.

12. Loi № 58-70 du 4 juillet 1958, J.O.R.T. du 4 juillet 1958.

13. Loi № 81-7 du 18 fevrier 1981, J.O.R.T. 1981,334

15. Arrete du 24 juin 1965 relatif aux circonscriptions dans lesquelles le certificatprenuptial est obligatoire. J.O.R.T. №36 des 6 et 9 juillet 1965.

16. Arrete du 19 decembre 1985 relatif au certificat medical prenuptial. J.O.R.T.№90 du 27 decembre 1985. Ш

17. Decret du 18 juillel 1957 sur I'organisation de la nomination de tuteurs et lecontrole de leur administration et comptes de gestion. J.O.R.T. №58 du 19 juillet 1957.

19. Коран. Перевод И.Ю.Крачковского. 1990

20. Конвенция о политических правах женщин от 31 марта 1953г. // Сборникдействующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XXXI, М., 1957.

21. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957г. //Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XX, М., 1961.

22. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношенииженщин от 18 декабря 1979г. // Сборник Международных договоров СССР, вып.ХХХУП.М., 1983. 1.

23. Диссертационные исследования.

24. Валиева B.C. Особенности модернизации семейно-правовых норм Шариатав современных условиях. Автореферат диссертации на соискание степени к.ф.н. Ташкент, 1988.

25. Смирнова P.M. Положение женщины в странах Африки. Авторефератдиссертации на соискание степени к.и.н. М., 1967.

26. Шайдуллина Л.И. Эволюция воззрения мусульманских идеологов арабскихстран по женскому вопросу. Автореферат диссертации на соискание степени д.и.н.,М., 1983.

27. Sassi BEN HALIMA La filiation paternelle legitime en droit tunisien», these,Tunis, 1976.

28. Mohamed Salah FANTAR. Les causes de divorce en droit compare tunisien etfran(;ais, these, Tunis, 1977.

29. B. FERCHICHL La tutelle des pere et mere sur leurs enfants mineurs dans lesdroits marocain et tunisien compare, these, Tunis, 1983.

30. Kalthoum MEZIOU. Les relations en droit international prive de la famille entreles systemes tunisien et fran9ais: ie cas du divorce des couples mixtes, these, Tunis, 1982.

31. Lucie PRUVOST. L'etablissement de la filiation en droit tunisien, these, Paris 2,1977.

32. Монографии, учебники и научные статьи

33. Бартольд В.В. Первоначальный ислам и женщина. Сочинения в 9-титомах, М., 1966

34. Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Махачкала, 1994.

35. Вагабов М.В. Ислам и семья. М., 1980.г

36. Вагабов М.В. О путях преодоления пережитков Ислама в брачно(ЯГ семейных отношениях. М., 1978.

37. Верончанина Н.И. Ислам в общественно-политической жизни Туниса. М.,1986.

38. Гражданское и семейное право развивающихся стран. М., 1989.

39. Женщины в странах Азии и Африки: научно-аналитический обзор. М.,1987.

40. Ислам и женщина Востока (история и современность). Ташкент, 1990.

41. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

42. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

43. Керимов Г.М., Шариат. Закон жизни мусульман. М., 1999.

44. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М.,1986.

45. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М, 1986,

46. Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право и семейное законодательствостран Арабского Востока», «Мусульманское право», М., 1984,

47. Тхагапсоев А.Г. Ислам и брачно-семейные отношения. Нальчик, 1970.

48. Фан ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласноучению имамов Абу Ханифы и Шафии. СПб., 1882

49. Хассан Х.Х. Право на равенство в Исламе, Новосибирск, 1996.

50. Хидая. Комментарии мусульманского права. В четырех томах. Пер.с англ.Под ред. Н.И.Гродекова. Ташкент, 1983.

51. Шайдуллина Л.И. Арабская женщина и современность. М., 1978.

52. Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

53. Шулембаев К.Ш. Об отношениях Ислама к женщине. Алма-Ата, 1974.

54. Tijani ABID. La rente de la divorcee dans le statut personnel: Tunis. 1985.

55. Ahmed AL.ANNABI. Le role de la magistrature dans la reforme de la famille,перевод M. BORRMANS, Oriente moderno 1971.

56. T. Al. ANNABl. Le divorce dans la loi et la societe: Tunis. 1967.г

57. АН BECHEUR. La notion de la garde dans le droit tunisien de la famille. Rev.algerienne des sciences juridiques, economiques et politiques, 1968.

58. F.T. AL-THAGEB. La famille arabe et la modemite. Tunis. 1986.

59. Bechir BEL HADI YAHIA La revocation de I'adoption. R.T.D. 1979.

60. Y.E. BELHAY Discours islamiste radical et droits des femmes. Tunis 1989.

61. Yadh BEN ACHOUR Islam et constitution. R.T.D. 1974, 77.

62. R. BENATTAR Les conflits de juridictions en matiere de divorce: Lacompetence judiciaire generale des juridictions tunisiennes et les effets intemationaux des jugements etrangers : R.T.D. 1968.

63. R. BENATTAR La filiation dais le Code de statut personnel tunisien: R.T.D.1963-65.

64. R. BENATTAR L'influence de la methode de reglement en droit interne desconflits 1тефег80ппе18 de lois dans la conception et la formation d'un systeme de droit international prive ; R.T.D. 1966-67.

65. R. BENATTAR La reconnaissance a retranger des divorces prives. R.T.D.1969-70.

66. BEN DHIA et M. FARHAT, Les conflits de filiation en droit tunisien, Tunis,R.T.D., 1973.

67. A.BEN MUSTAPHA. L'egalite entre I'homme et la femme dans le Code duStatut Personnel. Tunis. 1977.

68. Z. BEN SAID CHERNI. Les travailleurs, Dieu et la femme. Tunis, 1986

69. Maurice BORRMANS Statut personnel et famille au Maghreb de 1940 a nosjours, Rome 1969.

70. Maurice BORRMANS Bibliographie succincte sur la famille tunisienne. Tunis.1967.

71. Maurice BORRMANS Divorce et abus de droit en Tunisie. Tunis. 1967.

72. Maurice BORRMANS Le droit de garde (hadhana) et son evolution recente enTunisie. Tunis. 1967. t;.155

73. Soukeina BOURAOUI. Des aspects juridiques de I'adolescence : Un autreaspect du developpement: R.T.D. 1985.

74. BOURDIEU, La sexualite en Islam, P.U.F., Paris, 1982.

75. S. BOURAOUI. Droit de la famille et relations familiales a la lumiere desdemieres reformes juridiques. R.T.D. 1993.

76. BOUSQUET et BERCHER Le statut personnel en droit musulman hanefite,Paris.

77. BOUSQUET et DEMEERSEMAN. L'adoption dans la famille tunisenne: Rev.Africaine, 1967.

78. Jean CARBONNIER. Droit civil. Paris 1972.

79. Melanges CHAKER La constante inegalite entre les sexes ou de I'antinomieentre droit interne et conventions Internationales : Trentenaire de la R.T.D. 1983.

80. Alya Cherif CHAMARl. La femme et la loi en Tunisie. Alger, 1991.

81. Mahmoud CHAMMAN. Les regies de la garde et son evolution dans lapratique en Tunisie. Tunis. 1982.

82. Mohamed CHARFI. Introduction a I'etude du droit, C.E.R.P. Tunis 1983.

83. Mohamed CHARFI. Abolir les privileges : R.T.D. 1972.

84. Mohamed CHARFI. Les conditions de forme du manage en droit tunisien.R.T.D. 1969-70.

85. Mohamed CHARFI. Le droit tunisien de la famille entre I'lslam et lamodernite. R.T.D. 1973.

86. Mohamed CHARFI. Droits de I'homme, droit musulman et droit tunisien.R.T.D. 1983.

87. Gerard CORNU. Les regimes matrimoniaux. P.U.F. 1974.

88. DARGHOUTH MEDIMEDH, Droits et vecu de la femme en Tunisie, Tunis,1992

89. P.DEVAUX. L'evolution de I'institution tunisienne des allocations familiales.^ Tunis. 1962. 1.<

90. Henri DE WAEL. Le droit musulman. Nature et evolution. Paris. 1989

91. Michel DURUPTY. La convention de New York du 10 decembre 1962 sur leconsentement au mariage, L'age minimum du mariage et I'enregistrement des mariages. R.T.D. 1968.

92. Mohamed Salah EL AYARI. La notion d'abus de droit conceme-t-elle ledivorce? Tunis. 1978.

93. Tahar EL HADDADD. La femme, la legislation islamique et la societe,французский перевод M.T.E. 1978.

94. Hussein Moussa JOHEIR. Polygamic et condition de la femme dans I'lslam.Dakar. 1983.

95. H. KOTRANE. Les discriminations sexuelles dans I'emploi. Tunis. 1989

96. Youssef KNANI. La protection juridique du malade, reflexions sur la politiquelegislative tunisienne. Paris. 1980.

97. G. KHAYAT. L'avortement et le planning familial. Tunis. 1989

98. Jeanne LADJILI. Puissance des agnats, puissance du pere. De la famillemusulmane a la famille tunisienne. R.T.D. 1972.

99. Jeanne LADJILI. Recherche d'une egale responsabilite des pere et mere dans lagarde de I'enfant mineur en droit tunisien. R.T.D. 1980.

100. Hedi LAKHOUA. Reflexions sur le divorce-caprice. R.T.D. 1974.

101. LINANT DE BELLEFONDS. Traite de droit musulman compare, t. II, Lemariage, la dissolution du mariage 1965, t. Ill, Filiation, incapacites, liberalites entre vifs. Paris. 1973.

102. A. LOUIS. Lajeunesse tunisienne et les etudes: effectifs scolaires, orientationsdiverses. Tunis. 1953.

103. M. MAKRAM EBEID Conception laique et conception religieuse dans ledomaine des droits de I'homme. Tunis. 1989

104. Fatima MERRRNISSIE. Femme musulmanes. Rev. Jeune Afrique, 1982.

105. Ali MEZGHANI. Reflexions sur les relations du Code de statut personnel avecle droit musulman classique. R.T.D. 1975. f i •

2015 © LawTheses.com