Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестанатекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Абдулаева, Патимат Абдугамидовна, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

2. ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И МЕТОДОЛОГИИ ОБЫЧНОГО ПРАВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА.

§ 1. Историко-теоретические проблемы исследования обычного права

§ 2. Методология изучения обычного права народов Дагестана.

§ З.Источпикоая база.Историография.

3. ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ОБЫЧНОГО ПРАВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА.

§ 1. Особенности социально-правового развития Дагестана.

§ 2. Предпосылки возникновения обычного права народов Дагестана.

§ 3. Адат и мусульманское право. Взаимоотнощеиие взаимовлияние.

4. ГЛАВА Ш. ИНСТИТУТЫ ОБЫЧНОГО ПРАВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. ИЗ

§ 1. Кровная месть и система возмездия в обычном праве народов Дагестана.

§ 2. Маслиат и примирение в обычном праве Дагестана.

§ З.Ишкиль в обычном праве иродов Дагестана.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана"

Актуальность темы исследования. Обеспечение стабильности функционирования государственно-правовой системы требует планомерного развития законодательства, повышения уровня правосознания граждан. Эта проблема очень актуальна для современной России. Одним из путей ее решения, безусловно, является дальнейшее всестороннее развитие правовой системы Российской Федерации и исследование истории правовых систем ее субъектов.Значимость изучения норм обычного права для современного государственно-правового строительства состоит в том, что именно в них нашли отражение важнейшие вопросы правового, политического и социально-экономического устройства и развития общества.

Обычное право направлено на регулирование общественных отношений в определенной местности для данной этнической или социальной группы населения. Важно отметить, что здесь в роли средств воздействия выступает общественное мнение, являющееся принудительной силой по обеспечению норм обычного права (в данном случае - адат) при их нарушении. Здесь надо иметь в виду, что адаты занимали особое место в истории права народов Дагестана, у которых письменность возникла поздно и не получила широкого распространения. Более того, сохранились не все письменные источники. Поэтому сохранившиеся материалы обычного права представляют большую ценность для изучения и воссоздания истории развития обычного права народов Дагестана. Исследование обычного права Дагестана позволяет выявить закономерности правового развития его народов, а также восполнить пробелы в освещении исторического развития права в стране.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема обычного права народов Дагестана является в российской историко-правовой науке одной из самых малоизученных.Обстоятельное знакомство с обычным правом российских этносов, начиная с XIX в. является неотъемлемым элементом политики России Северном Кавказе7. В работах ученых освещались отдельные вопросы формирования и развития обычного права народов Дагестана, описывались некоторые памятники права, однако фундаментальных исследований нормативно-регулятивных систем XVII-XIX вв. Дагестана пока еще мало.

До октября 1917г. исследователи писали, например, о том, как воспринималось обычное право составителями некоторых из интересующих нас источников, и как оценивалась роль обычного права судом. Ряд наблюдений был приведен в статьях об отдельных специфических категориях судебных дел, при рассмотрении которых суд должен был учитывать адатные установки своего времени.

Ф.И. Леонтович отмечал, что адаты «.дают возможности для ближайшего ознакомления с правовым бытом народов и для «сравнительного правоведения». По его словам, в них сохранилось «немало институтов глубокой старины»2.

Есть исследования, посвященные отдельным институтам обычного права народов Дагестана. Большой фактический материал по вопросам обычного права собрал и опубликовал А.В. Комаров5.

Особое место здесь принадлежит выдающемуся ученому М.М. Ковалевскому, предметом исследований которого являлось и обычное право4, в частности, и общественный строй дагестанских народов в целом. Несмотря на то, что М. Ковалевским был допущен ряд ошибочных выводов относительно роли родовых отношений на Кавказе, значение его труда огромно5.

1 См.: Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. М., 2002.

2 Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. С.36.

3 Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып.1. Тифлис, 1868.

4 См . Ковалевский М.М. Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии // Итоги науки в теории и на практике. Т. 10. М. 1914.

5 Большой интерес представляют работы М. М. Ковалевского: "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права", "Первобытное право" (1886), "Современный обычай и древний закон" (1886), "Закон и обычай на Кавказе" (1890).

Он пишет «В моих руках, кроме летних заметок, записок судебных решений и выдержек из адатов, оказался еще ряд официальных документов, посвященных описанию сословного и земельного строя дагестанских племен»1. Кроме того, им широко были использованы архивные материалы управлений округов. Он впервые исследовал ряд памятников обычного права Дагестана, побывал в ряде мест Дагестана, где описал адаты и исследовализвестный памятник права народов Дагестана- Постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана.

Обобщающим исследованием по истории права народов Дагестана стал обширный раздел его монографии «Закон и обычай на Кавказе» (1890). В частности, первая глава раздела посвящена характеристике и применению роли адатов и шариата в местной судебной практике.

М. М. Ковалевский отмечал, что почти все дела гражданского права разбирались и обсуждались в Дагестане на основании шариата, и только уголовные дела решались по адату. Наиболее значительными среди трудов дореволюционных исследователей по интересующей нас проблеме следует признать работу М.М. Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. Л

1-2.» Традиционное горское общество изучено им монографически, многосторонне, с явным стремлением к историчности.

Многие важные стороны его жизни и структуры (отношения собственности, политико-правовые явления и т.п.) подмечены глубоко верно. Не меньшее внимание уделено им тухуму, причем наряду с общей структурой его схемы выявлены весьма важные детали, воспринятые и современной наукой.

1 Например, такие, как «Условия примирения между общиной Иланхеви (грузинского название части общин современного Цунтинского р-на Республики Дагестан. - П.А) и населением предгорья Кахетии, составленные по повелению царя Ираклия II и при посредничестве Досифея Непресели».

2 Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причина, ход и последствия. М., 1888. Т. 21. Кн. 4; он же. Родовое устройство Дагестана // Юридический вестник. 1888, декабрь. М., 1888. Т. 24; он же. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1-2.

Особое внимание уделил М.М. Ковалевский адатному праву горцев Дагестана. Он дал систематизацию его норм и анализ их в широком сопоставлении с традиционным правом других горских народов Кавказа и обычным правом других народов, достаточно четко отделил элементы традиционные (обычай) от шариатских (закон) и исследовал соотношение этих двух правовых систем в общественной жизни горцев; наконец, он сделал важный и ценный вывод о единстве адатного права у народностей Дагестана, несмотря на этноязыковые различия.

Отмечая исследованность темы заметим что в досоветский период обычного права народов Дагестана по сути была в определенной мере закрытой для историко-правовой науки, поскольку российское самодержавие полагало, что его идеи крамольны и представляют опасность для существующего строя.

Некоторое оживление в ее исследовании наблюдается во второй половине XIX века, когда после ликвидации Имамата Шамиля императорская Россия вынуждена, была пойти по пути проведения в Дагестане административной и судебной реформ. Однако это не прибавило интереса к проблеме права народов Дагестана.

В советский период проблема истории права народов Дагестана также не стала объектом должного внимания со стороны исследователей. Официальная идеология считала, что адаты и в целом обычное право несовместимы с социализмом.

Это отчасти объясняется тем, что изучение истории и теории обычного права в советское время практически отсутствовало, так как еще в 20-х гг. началась кампания против бытующих среди народов России, в особенности кавказских и степных, норм адата.

Были изданы труды, явно выполнявшие идеологический заказ: «Вредные адаты и борьба с ними», «Выметем адаты из нашей жизни»/

I См.: Карачайлы И. Борьба против горских адатов - борьба за социализм // Революция и горец. Ростов-на-Дону. 1932. № 8-9;

Изучение традиционных норм регулирования общественных отношений как бы ушло из юридической плоскости и осуществлялось в рамках анализа пережитков" древних форм родовой и общинной организации, семейнобрачных отношений7. Традиционные отношения собственности рассматривались почти исключительно через призму формационных

-2 политэкономических макромоделеи .

Нередки были попытки трактовать традиционные отношения этого типа в терминах классовой борьбы, что сплошь и рядом было их идеологическим искажением.

Эта общая тенденция в отечественной этнографии вовсе не означала полного ухода от юридической точки зрения на соционормативную культуру народов России, хотя более или менее последовательно ее проводили единицы исследователей, к которым можно отнести М.О. Косвена^, а в более позднее время А.И. Першица, JI.E. Куббеля, В.К. Гарданова, И.Е Синицыну, C.JI. Фукса и др 4.

В 20-40-е годы XX в. ведущим продолжателем традиций российского кавказоведения XIX в.(А.Ф. Леонтович, М.М. Ковалевский и др.) в изучении обычного права народов Северного Кавказа стал A.M. Ладыженский.

В результате этнографических экспедиций на Северный Кавказ он собрал значительный материал по адатам горских народов, их

1 См.: Семенов Ю.И Происхождение брака и семьи. М. 1974; Алаев Л.Б Проблемы сельской общины в классовых обществах // Вопросы истории. 1977. № 2; Крюков М.В О соотношении родовой и патронимической (клановой) организации (К постановке вопроса) // СЭ.1967. № 6.

2 См.: Семенов Ю.И Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. Ч.Ч. 1-3. М. 1993; Першиц А.И. Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории // Тр. ИЭ. Т.54.М. 1960.

3 См.: Косвен М.О. Брак-покупка // Красная новь. 1925. № 2; он же. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС. Вып. 1. М.1955.

4 См.: Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М. 1979; Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М. 1988; Гарданов В.К. Введение //Материалы по обычному праву кабардинцев. Нальчик. 1956; он же. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII - начале XIX вв. // СЭ. 1960. № 5; Синицына И.Е Обычай и обычное право в современной Африке. М. 1978; Фукс С.Л. Обычное право казахов в XVIII- первой половине XIX в. Алма-Ата. 1981. функционированию в советской правовой системе 20-х годов. Одновременно он разрабатывает марксистский, классовый подход к теории обычного права, его генезису и функциям в обществе.

В советской историко-правовой литературе анализ обычного права народов Дагестана, по сути, не проводился7.

Изучение традиционных норм регулирования общественных отношений проводилось вне юридической плоскости и осуществлялось в рамках критики "пережитков" древних форм родовой и общинной организации, семейно-брачных отношений.

Юридический анализ соционормативной культуры народов России более или менее последовательно проводился немногими исследователями, в частности, М.О. Косвеном, а в более позднее время А.И. Першицем, JI.E. Куббелем, В.К. Гардановым, И.Е. Синицыной, C.JI. Фуксом и др.2 В работах P.M. Магомедова"* отмечены существенные особенности развития обычного права Дагестана и содержится ценный историко-правовой материал.

Проблемы обычного права разрабатывались и в трудах В.Г.Гаджиева 4. Отдельные аспекты интересующей обычного права исследовались в многочисленных трудах отечественных историков и правоведов к ним, прежде всего, следует отнести работы Т.М.Айтберова5.

1 См.: Абазатов М. О вреде пережитков шариата и адата в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. Грозный, 1963; Карачайлы И. Борьба против горских адатов - борьба за социализм // Революция и горец. Ростов-на-Дону. 1932. № 8-9; Балабан К. Борьба с пережитками родового быта и вызванные ими преступления // Рабочий суд. 1928. № 20.

2 См.: Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // КЭС. Вып. 1. М., 1955; Першиц А.И Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979; Куббель JI.E. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988; Гарданов В.К. Введение // Материалы по обычному праву кабардинцев. Нальчик, 1956; Он же. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII - начале XIX вв. // СЭ. 1960. № 5; Синицына И.Е Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978; Фукс C.JL Обычное право казахов в XVIII- первой половине XIX в. Алма-Ата, 1981.

3 Магомедов P.M. Адаты Дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971. Вып.1

4 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. Махачкала, 1965.; он же . Адаты народов Северного Кавказа «Отдельный оттиск». Махачкала, 1985.

5 Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. Завещание Андуник-нуцала Булач-нуцалу (890/1485 г.) // ВИД. Махачкала, 1980.

Трудно переоценить его заслуги в деле введения в научный оборот новых источников по истории права народов Дагестана7.

Большую роль в сборе, публикации и изучении адатов народов Дагестана сыграл Х-М.О. Хашаев. В 1948 году он опубликовал «Кодекс Умма-Хана Аварского («Справедливого»), в 1957 г. - «Гидатлинские адаты», в 1965 г. - сборник документов и материалов XVII—XIX в. «Памятники обычного права Дагестана».

Вопросы обычного права исследовались в работах Б.К. Далгата » и А. С. Омарова"*.

Как видим в основном данной проблемой занимались историки и этнографии, а юристы практически нет, возможно, это стало результатом отсутствия в советское время организационно оформленного научно-теоретического направления изучения обычного права, объединяющего и координирующего усилия специалистов разных дисциплин и это делает весьма затруднительным поиск информации по этой теме, теоретическое осмысление многих проблем отечественной этнографии и истории права.

Развитие исследований обычного права требует, прежде всего, нового осмысления всего того, что было сделано в этой области, как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В августе 1997 г. в Институте этнологии и антропологии РАН прошел XI Международный конгресс Комиссии по обычному праву, 4 в 1997 г. были изданы два сборника документов, освещающих правовое положение народов России5. Аналогичные конференции проводят и в регионах 1

1 Хрестоматия по истории права и государства / Сост. Т.М. Айтберов. Махачкала, 1998.

2 Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев // РФ ДНЦ РАН, ф.5, оп., д.40.

3 Омаров А.С. Изменения в праве и суде после присоединения Дагестана к России // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиала АН СССР. Махачкала., 1970

4 См.: Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. Тезисы докладов на XI Международном конгрессе Комиссии по обычному праву и правовому плюрализму. М. 1997.

5 См.: Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы). Сост. и автор комментариев В.В.Карлов. Под ред. Ю.И.Семепова. М. 1997; Национальная

В современный период наблюдается повышенный интерес к этой проблеме, в первую очередь это работы по истории эволюции права народов Северного Кавказа и Дагестана З.Х. Мисрокова, М.А. Исмаилова3,А.К. Халифаевой'.Таков круг исследовательских работ по рассматриваемой теме.

Объектом диссертационного исследования является обычное право Дагестана как нормативно-ценностный регулятор отношений в обществе. К настоящему времени накоплен значительный, в основном эмпирический материал, позволяющий предпринять попытку теоретического осмысления развития нормативно-правовой системы Дагестана. Особое внимание уделено процессам возникновения и становления обычного права у дагестанских народов, их основным источникам и институтам.

Предметом исследования является теоретический историко-правовой анализ положений, характеризующих обычное право народов Дагестана и раскрывающих закономерности формирования и развития правовой культуры дагестанских народов в указанный период.

Исходя из сказанного, основная цель исследования - является осмысление и изучение обычного права народов Дагестана; выявление политика в императорской России. Цивилизованные окраины (Финляндия, Польша, Прибалтика, Бессарабия, Украина, Закавказье, Средняя Азия). Сост., ред. и автор вступительной статьи Ю.И.Семенов. М. 1997.

1 Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. — Ростов-на-Дону, 1999; Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. - Ростов-на-Дону, 1999.

2 Мисроков З.Х. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.Мисроков З.Х Адат и Шариат в Российской правовой системе М.,2002

3 Исмаилов М.А. Адаты Бежтинского округа. Махачкала ИПЦ ДГУ 2004.;он же Памятники обычного права Албании и Дагестана. Махачкала ИПЦ ДГУ 2005.;он же Изучение адатов народов Дагестана./Сборник материалов Северо-Кавказской научно-практической конференции Махачкала ДГУ 1997. ;;он же К вопросу о роли и места адата в правовой системе Дагестана. Судебная система России./Тезисы Ставрополь ИПЦ СГУ 2002;он же Адаты и шариат в истории права народов Дагестана. Сборник материалов международной научной конференции. //Вестник ХГУ № 5 Хмельницкий 2003.

4 Халифаева А.К. Дагестанское судоустройство по нормативно-правовым актам второй половины XIX века // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. Научно-образовательный журнал. 2004. № 2. 0,8 п.л.;она же Правовая система Дагестана после присоедииения к России // Законность. 2004. № 9.0,6 п.л. закономерностей и особенностей правового регулирования отношений в дагестанском обществе данного периода.

Выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы как опыт нормативного регулирования общественных отношений и направлены на совершенствование законодательства Республики Дагестан как одного из субъектов Российской Федерации.

В связи с этим в круг основных задач исследования входит:

1) определить теоретические и методологические приемы и способы изучения обычного права народов Дагестана ;

2) установить особенности, тенденции и закономерности, характеризующие специфику возникновения, становления и развития обычного права народов Дагестана и его основных институтов;

3) раскрыть сущность содержания и регулирования права народов Дагестана (гражданско-правовых, семейно-брачных отношений, применение уголовно-правовых и процессуальных норм в судопроизводстве);

4) охарактеризовать закономерности развития обычного права и правовоых институтов Дагестана;

Эмпирическая база. Исследование и теоретический анализ диссертационных проблем основаны на обширных документальных материалах и сведениях из архивов :

1. Российский государственный исторический архив (РГИА) фонды. 268 - 0.1, Д. 1602, 150; 0.1, Д. 479, 14; Документы и материалы обычному праву народов Дагестана

2. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД), фонды: Ф. 104, 126,171, 289, перечень судебных дел, касающихся разбора по адату и кровной мести).

3. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН), фонды: Ф. 16,25- своды адатов селений). и

4. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (АКАК): В 12 томах. Тифлис (1866-1904).

5.Архив лаборатории обычного права ДГУ (памятники права ,схемы, сборники адатов).

Как отмечалось, работа по сбору и изучению адатов началась еще в досоветский период, в основном в Дагестанской области.

Анализ имеющихся на сегодня источников показывает, что не только у каждой народности, но и почти у каждого дагестанского села встречаются свои адаты, свои нормы и правила общежития. Вместе с тем при всей специфичности обычаев и обрядов у различных народов у них было и немало общих традиций и черт, обусловленных близким им родством, сходными условиями жизни и культурными многовековыми взаимовлияниями. Данное положение дает нам основание рассматривать адаты как общий источник истории нормативно-правового наследия Дагестана .

Методологической основой исследования являются исторический детерминизм - взаимообусловленность событий прошлого и причинно-следственная связь между ними, а также принципы научного историзма и объективизма, предполагающие изучение любого исторического явления в конкретных исторических условиях и связях, рассмотрение его в единстве настоящего, прошлого и будущего. Использованы в работе также принцип хронологической последовательности и сравнительно-исторический метод, что необходимо и связано с наличием в Дагестане различных политических структур, имеющих свои особенности и общие черты в их социально-экономическом развитии. В диссертации использован также метод исторической ретроспекции, что дает возможность уточнить и дополнить ряд аспектов изучаемой проблемы .

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем проведено цельное изложение вопросов становления и развития обычного права народов Дагестана .

Введены в научный оборот новые, а также переосмыслены уже ранее известные источники; автором выявлены и обобщены конкретные проявления того влияния, которое оказывалось извне.

Прослежен процесс формирования памятников права народов Дагестана, в результате чего с использованием и других многочисленных материалов , источников и новых методологических подходов, инициинированных проф. Рамахановым А.Х. и выработанных в том числе и на кафедре истории государства и права юридического факультета ДГУ, определена роль обычного права в развитии права и правовых институтов Дагестана.

Эмпирическую базу исследования составили рукописные и иные архивные материалы, хранящиеся в центральных архивных учреждениях Российской Федерации, Республики Дагестан и Грузии.Можно констатировать: результаты проведенного научного анализа являются репрезентативными, достоверными и обоснованными.

Положения, выносимые на защиту:

1. Обычное право - правовое явление культуры народов Дагестана, требующее комплексного, системного изучения и предполагающее рассмотрение, как в конкретной культурной среде, так и в процессе межкультурного взаимовлияния.

2. Распространение шариата существенно изменило механизм правового регулирования общественных отношений. Взаимодействие норм адата и шариата сформировало систему правового плюрализма.

3. Адаты народов Дагестана, имея общие социальные корни, тем не менее развивались на основе этно-конфессиональных особенностей национальных культур. Сосуществование различных народов требовало общих правил, которые обеспечивали единство механизма правового регулирования, наиболее значимых общественных отношений.

4. Обычное право народов Дагестана, сохранялось до конца XIX века, являясь регулятором общественных отношений.

5. Наиболее характерными чертами обычного права народов Дагестана являются: а) юридическая устойчивость и преемственность его основных норм; б) наличие мноэ/сества правил и институтов, являющихся пережитками патриархально-родового строя; в) слабое ограничение понятий преступления и гражданского правонарушения и партикуляризм.

6.Обычное право имеет, прежде всего, нормативно-регулятивную значимость, опираясь на нравственно-правовые принципы, которые должны лежать в основе правоприменения и проявляется как особые правовые категории. Изучение их необходимо для объективной оценки содержания правовых идей прошлого и их современной роли.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется его концептуальным характером, что дает возможность выявить новые перспективные направления изучения историко-правовых явлений, а полученным результатам быть востребованными в учебно-педагогическом и научном процессах.

Так, материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в преподавании курсов истории права и государства, истории политических и правовых учений, теоретических и исторических разделов отраслевых правовых дисциплин; при подготовке соответствующих лекционных курсов по истории отечественного права и государства, разработке сводных работ и учебно-методических пособий по истории права Дагестана.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре истории государства и права юридического факультета Дагестанского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации, а также практические рекомендации изложены в научных работах автора, в том числе в монографии : «Обычное право и шариат в Дагестане » докладывались автором и обсуждались, в частности, на таких научных конференциях и симпозиумах, как: «Историко -правовые аспекты второй мировой войны.» (Махачкала 6 мая 2005 г.); «Ежегодная конференция профессорско-преподавательского состава юридического факультета ДГУ» (Махачкала,23 апреля 2006 г.). ; в II Международной научно-практической конференции "Дни науки - 2006» Днепропетровск июль 2006г; научно-практической конференции «Правовая система народов Дагестана» посвященной 35-летию юридического факультета Махачкала ДГУ 3 -4 ноября 2006 года; научная конференция в СГУ.«Суд присяжных на Северном Кавказе: история и современность (К 100-летию со дня введения на Кубани и Ставрополье)», СГУ.Ставрополь. 10-11 ноября 2006 года; опубликованы в журнале Современное право №4; в сборнике кафедры теории и истории юридического факультета Кубанского госуниверситета «Правовые системы народов Северного Кавказа: история и современность (поиск диалога культур)». Краснодар 2006.

Кроме того, основные положения и выводы диссертации использованы в учебном процессе при чтении лекционного курса «Теория государства и права » , проведении семинарских занятий и спецкурса -«Обычное право» в Кизлярском филиале ДГУ, что подтверждается соответствующими официальными актами. По этой проблематике исследования опубликовано 7 научных работ в том числе: 1 монография , 1 учебное пособие(в соавторстве), общим объемом 20 п.л. С 2001 года автор является сотрудником научно-исследовательской лаборатории обычного права Дагестана. За время работы собрано большое количество памятников обычного права, из числа которых «Адаты Цекобского общества » подготовлены автором к изданию с комментариями.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав (девяти параграфов), заключения, списка источников и литературы и приложения, где представлены памятники права народов Дагестана с комментариями и словарь терминов, имеющий отношение к данной диссертации.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Абдулаева, Патимат Абдугамидовна, Махачкала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся общественно-правовая жизнь народов Дагестана находилась в тесной взаимосвязи с нормами обычного права. Это свидетельствует о том, что господствующие представления об обычном праве как о совершенно неразвитой системе нормативного регулирования в обществе, представляющей интерес исключительно как явление прошлого, несостоятельны. В Дагестане и поныне сильны позиции адатов в сфере брачно-семейных отношений, в регулировании наследственных межличностных споров. В то же время эти позиции почти полностью вытеснены из сферы регламентирования уголовно-правовых отношений, хотя нередко для разрешения межличностных и тухумных конфликтов прибегают к услугам авторитетных посредников, оперирующих при разбирательстве спора, как правило, адатами и обычаями. Отсюда следует, что обычное право является настоящим правом, нашедшим свое отражение в адатах, правах, привычках, традициях и этических нормах народов Дагестана. Обычное право занимает и поныне важное место в правовой истории народов Дагестана.

Как и всякое раннефеодальное право, оно отличалось пестротой и партикуляризмом. Помимо общих социально-экономических причин, -господства натурального хозяйства, разобщенности части феодальных владений и сельских территориальных объединении, слабости экономических связей - партикуляризм адатов обусловливался и характером источников возникновения правовых норм.

Третейские решения, постановления сельских сходок, соглашения между общинами, опиравшиеся не на определенные правовые акты, а на различные прецеденты, были весьма многочисленны и разнообразны, что и определяло местные особенности адатов. В то же время надо отметить, что веками сложившиеся адаты Дагестана в целом представляли единую систему7. Их единство было основано на примерно одинаковом уровне общественно

1 Хашаев Х-М .0. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. М., 1965. экономического развития дагестанских народов, у которых недостаточно зрелые феодальные отношения сочетались с сильными пережитками патриархального строя7. Отсюда и обычное право горцев Дагестана впитало в себя эти черты прошлого.

Вследствие консерватизма обычного права процесс отмирания его институтов не завершился и в XIX веке2. Так, сохраняя местное обычное право в качестве одного из источников действующего права, царские власти рассчитывали постепенно его видоизменить, приспособить для нужд своего управления, а затем, полностью и перейти к решению всех дел на основании общих законов России.

Обычное право базируется на ряде общепринятых положений -своеобразных нормативных институтов и на множестве кратких, легко запоминающихся и в то же время выразительных изречений, содержащих основополагающие материальные и процессуальные нормативы, к примеру пословицы и поговорки представленные в Постановлениях Рустем-хана. Последние, как правило, являются отправным началом для выведения конкретных норм путем логического вычленения, толкования правил, адекватных конкретным жизненным случаям. Обычно-правовая система как таковая по сравнению с письменным законодательством выглядит несложной, неразвитой и простой по содержанию и структуре.

Это закономерно: обычное право исторически, по времени, предшествует письменному праву и выражает менее развитые общественно-политические отношения. Таким образом, как уже отмечалось, нормы обычного права в Дагестане сложились не в XIX веке, а в более ранний период. В них содержится много исторических наслоений, а основу составляют тухумные понятия. Одни пласты этих наслоений образовались в

1 Там же. С.13.

2 Такая точка зрения закрепилась в науке после известной работы М.О. Косвена.( Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М. 1961.) ходе саморазвития сознания и миропонимания самих горцев, другие - под влиянием культурно-правовых воззрений и их источников иных народов.

История обычного права народов Дагестана свидетельствует об активном их участии в процессе развития норм жизни мировой цивилизации. В Дагестане постоянно наблюдались смена и смешение некоторых аспектов и целых пластов норм права различных наций и культур.

В связи с этим практически невозможно определить первоисточник норм обычного права народов Дагестана, которые, как и вся культура народа, формировались в результате бесчисленных воздействий и заимствований из внешнего мира. Естественно, нет ничего удивительного, когда представители одного народа, знакомясь с культурой, бытом, правом других народов, обнаруживают, что многие воззрения последних относительно данных социальных ценностей были присущи и их предкам. Так, на обычное право народов Дагестана, по мнению М.М.Ковалевского оказывало влияние мировоззрение иранского, римского, византийского и иных народов.

Развитие и обогащение обычного права горцев, в том числе и под влиянием инонациональных правовых систем, происходило так же медленно, как и сам прогресс дагестанского общества. Разумеется, оно в течение своей истории заимствовало немало норм от соседних государств, с которыми, так или иначе контактировало по разным каналам и с разной степенью интенсивности в различные периоды.

Обычно-правовые нормы у народов.Дагестана не всегда имеют четкие границы. Они могут быть обозначены во многом условно, в ходе аналитической деятельности. Иначе и не могло быть, поскольку обычное право постоянно черпало регулятивное содержание и обогащалось за счет норм обычаев, происходило как бы непрерывное «переливание» обычаев в обычно-правовые нормы.

В структуре обычного права народов Дагестана доминирующее положение занимали вопросы имущественной ответственности. Любая форма отклонения поведения от признанных общественных норм, в том числе и нравственных, могущая нанести материальный и моральный ущерб, связывалась с несением имущественной ответственности. Сеть такой ответственности имела большой диапазон, множество вариантов и форм .

Относительно же этих правил в их кодифицированной форме можно с полным основанием утверждать, что регуляция обыденной жизни, конечно, не сводилась только к ним. Адат утвердился в Дагестане, попытка дагестанских имамов исключения адата из сферы общественной жизни и замены его шариатом поддержки в массах не получила. За шариатом в судопроизводстве осталось гражданско-правовая сфера, народ не воспринимал доведенной до крайности жестокости шариатских уложений в области уголовного права. Адат был гибок, легче приспосабливался к изменениям в условиях жизни общества, оставлял простор для законодательной инициативы, источником которой выступал прецедент; развивалось казуальное право.

Исследование обычного права народов Дагестана позволяет сделать вывод о том, что в обычном праве находят четкое отражение понятия умысла и неосторожности, пособничества, стадии преступления, учитываются смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. Это хорошо видно по правовой системе Имамата, где имам Шамиль создал уникальную систему права и издал низами. В обычно-правовых нормах Дагестана, несмотря на их консерватизм, происходили изменения. Одни из них, сохранив старые формы, меняли содержание, другие перестали существовать, а третьи возникли вновь.

Полиюридизм - характерная особенность дагестанской судебной системы. Все дела решались на основе существовавшего обычая, а дела совести и бракоразводные - по шариату. При этом адат (обычное право) выступал как устоявшаяся юридическая система, основанная на традициях и обычаях народа.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана»

1. Документы и материалы архивов

2. Российский государственный исторический архивф. 268 ОЛ, Д. 1602,150; 0Л, Д. 479,14;ф. 330 0.8, Д. 260,12: ф.383 - 0-4, Д. 3 738, 23:ф. 406-0,9. Д, 569, ч. 1.227; ф. 592-0,3, Д. 1343, 14:

3. Центральный государственный исторический архив Республики Грузия

4. Ф.2-0.1.Д.77.13;ф.9-0.1 ,Д. 154,2П-213:0.1 ,Д. 154. 2. 6-110: 0.1. Д.155, 18: ф.12-0.7. Д.3792.2; 0.3, Д.36. 79;0.3. Д. 1,3; 0.3, Д.13,34-а;6. Опубликованные

5. Адаты сел. Батлаич // Из истории права народов Дагестана: Материалы и документы / Сост А.С. Омаров. Махачкала: Изд. Даг филиала АН СССР, 1968. С. 229-230.

6. Адаты Тиндальского наибства Хваршинского общества / Памятники обычного права Дагестана. С. 125-133.

7. Адаты южно-дагестанских обществ // ССКГ. 1875. Вып. 8. С. 172.

8. Адаты Андийского наибства // Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв.: Архивные материалы / Сост., предисл. и примеч. X-М. Хашаева. М.: Наука, 1965. С. 162-168.

9. Бежитские адаты // Из истории права народов Дагестана. С. 5176.

10. Буцковский A.M. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812 г.// ИГЭД. С. 239-246.

11. Ган Ф.И. Сведения о горном Дагестане. 1835/36 г. // ИГЭД. С. 337-352.

12. Гербер И.Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 // ИГЭД С. 60-120.

13. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-х гг. XIX в.: Сб. документов/Сост. В.Г. Гаджиев, Х.Х. Рамазанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. 785 с.

14. Дневник А.В. Руновского, состоявшего приставом при Шамиле во время пребывания его в г. Калуге с 1859 по 1862 г. // АКАК. Т. 12. С. 14091430.

15. АКАК(Акты собранные Кавказской археографической комиссией): В 12 т. Тифлис, 1866-1904.

16. Отчет об управлении Дагестанской области с 1863 по 1869 гг. Темир-Хан-Шура, 1869.

17. Памятники обычного права Дагестана XVIII-XIX вв. // Архивные материалы. М., 1965.

18. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. Майкоп, 1997.

19. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 30-50-х rr.XIX в.: Сборник документов. Махачкала, 1959.

20. История, этнография и география Дагестана XVIII-XIX вв. М., 1968.1.. ИССЛЕДОВАНИЯ И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ

21. Абдулаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968.

22. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. М., 1992.

23. Агларов A.M. Формы заключения брака и некоторые особенности свадебной обрядности у андийцев в XIX в. // СЭ. 1964. № 6.

24. Агларов A.M. Сельская община как эндогамный круг в Дагестане // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана в XIX начале XX в. Махачкала: Изд. Даг. филиал АН СССР, 1986.5. Махачкала: Юпитер, 2002.

25. Агларов М. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-XIX вв. М., 1988.

26. Абидова Н.И. Суды казиев и особенности процесса их ликвидации в Узбекской ССР, Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ташкент, 1974.

27. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России. XVIII начало XIX вв. М.: Наука, 1984.

28. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С.82.

29. Алимжан К.А. О понятии источника права // Правовая инициатива. 1998. № 2. С. 27-29.

30. Алимжан К.А. О понятии обычного права // Правовая инициатива. 1998. № 1. С. 36-40.

31. Алимжан К.А. Обычное право и другие формы права // Научные труды Казахского государственного юридического университета. Вып. 1. Алматы, 1999. С. 103-188.

32. Алимжан К.А. Суд биев как обычно-правовое учреждение и институт обычного права // Право и государство. 1998. № 3. С. 59-63.

33. Алкадари Г.-Э. Асари Дагестан. Махачкала, 1926.

34. Бабич И. Л. Эволюция обычного права адыгов в советском и постсоветском обществе // Этнограф, обозрение. М., 1997. № 3.

35. Бобровников В.О. Обычное право в пореформенном Дагестане (1860-1917) // Наука и молодежь: Сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам / Отв. ред. Р.И.Сефербеков. Махачкала, 1997. Вып.1.

36. Бобровников В.О. Реконструкция этнической истории багулал по данным микротопонимики // Дагестанский лингвистический сборник / Отв. ред. М.Е.Алексеев. М., 1996. Вып.З.

37. Габиев С.И. Дагестанский суд // Заря Дагестана. 1913.4 августа.

38. Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа // Известия АН Аз ССР. Баку, №12 1976.

39. Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа. Отдельный оттиск. Махачкала, 1994.

40. Гаммер М. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

41. Дирр А. Об обычном праве кавказских горцев // РФ ИИАЭ. Ф 1. On. 1. Д. 368. Л. 40.

42. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999.

43. Далгат Б. Обычное право и родовой строй народов Дагестана. 1934 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 22. Л. 7.

44. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана. Материалы и документы. Махачкала, 1968.

45. Далгат Б.К. О горском словесном суде // Утро гор. 1910. № 1.

46. Думанов X. М. Обычное имущественное право кабардинцев. Нальчик, 1976.

47. История Дагестана. М., 1968.

48. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. -1917 г.). М., 1988.

49. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1968.31 .Исмашов М.А. Обычное право. Курс лекций. Махачкала ИПЦ ДГУ 2003.

50. Исмашов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана в XVII- нач.ХХ вв. Махачкала ИПЦ ДГУ 2004

51. ЪЪ.Исмашов М.А. Адаты Бежтинского округа. Махачкала ИПЦ ДГУ 2004

52. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890.

53. Ковалевский М.М. Дагестанская «народная правда» // ЭО. М., 1890. № 1.С. 1-24

54. Ковалевский М.М. Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа//Русская мысль. М., 1883. Кн. 12.

55. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон: Обычное право осетин в историко-сравнительной освещении. М.: Изд. Мамонтов и К0, 1886. Т. 2.

56. Кокрхаев К.А. Правовая система и судопроизводство чеченцев и ингушей (вторая половина XIX начало XX в.) // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Грозный, 1977. Т.4.

57. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. 1. С. 7,10-11.

58. Комаров А.В. Народонаселение Дагестанской области. Тифлис, 1873.

59. Косвен М. О. Преступление и наказание в догосударственном обществе. М.-Л., 1925. С. 12.

60. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Исследования и материалы. М. 1961.

61. ЛавровЛ.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. Л., 1978.

62. Ладыженский A.M. К вопросу об исследовании обычного права народов Северного Кавказа // Бюллетень Северо-Кавказского бюро краеведения. Ростов-на-Дону, 1926. № 3-4.

63. Ладыженский A.M. Методы этнологического изучения права // Этнография. 1929. № 1.

64. Ладыженский A.M. Мирные методы разрешения конфликтов между государствами. М., 1962.

65. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1883.

66. Лихачев В.А. Обычное уголовное право Ганы // Тр. Университета дружбы народов. М., 1966. Т.18.

67. Лугуев С.А. О кровной мести у лакцев во второй половине XIX -начале XX в. // Семейный быт народов Дагестана в XIX-XX вв. Махачкала: Изд. филиала АН СССР, 1980.

68. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М.: Изд. Вост. литературы, 1960.

69. Магомедов P.M. История Дагестана: С древнейших времен до начала XIX в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1961. Вып. 1.

70. Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане: Из записных книжек историка. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1969.

71. Магомедов P.M. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. Вып. 1.

72. Магомедов P.M. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. Вып. 2.

73. Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала. Дагкнигоиздат, 1999. Т. 1.

74. Мисроков З.Х Адат и Шариат в Российской правовой системе М.,2002

75. Нерсесянц В. С. Наш путь к закону. М., 1992.

76. Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону / Отв.ред. Г.В. Мальцев, Д.Ю.Шапсугов. 1999; Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. Август. 1997. М., 1999.

77. Обычай и закон. Исследования по юридической антропологии / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2002.

78. Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах. XI Международный конгресс Комиссии по обычному праву и правовому плюрализму Международного Союза антропологических и этнологических наук (Москва, 18-22 августа 1997 г.). Тезисы. М., 1997.

79. Обычное право и правовой плюрализм (Материалы XI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму. Август 1997 г., Москва / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999.

80. Обычное право народов России. Библиографический указатель. 1890 1998 / Сост. и авт. вступит, статьи А.А. Никишенков; Под ред. Ю.И. Семёнова. М., 1998.

81. Омаров А. С. Система композиций в обычном праве Дагестана // Ученые записки Института истории, языка и литературы им. Г.Цадасы. Махачкала, 1966. Вып.6.

82. Омаров А.С. Из истории права народов Дагестана. Махачкала, 1957.

83. Омаров А.С. К вопросу о формах государственности и права, сложившихся в ходе движения горцев Дагестана и Чечни в 20-50-е годы XIX в. // Уч. зап. Дагестанского НИИ. Т. 19. Кн. 2. Махачкала, 1969.

84. Омаров А.С. Понятие и основные черты адата Дагестана // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972.

85. Омаров А.С. Понятие и характеристики адата среди народов Дагестана // Советское право, традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Нальчик, 1972.

86. Омаров А.С. Судебно-правовая политика царизма в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. On. 1. Д. 49. Л. 13.

87. Першиц А.И. Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории // Проблемы истории первобытного общества. Тр. ИЭ. Т. 54. М.-Л. 1960.

88. Першиц А.И. Начальные формы эксплуатации и проблема их генетической типологии // Проблемы типологии в этнографии. М. 1979.

89. Петров Л. Обычное право и закон на Кавказе // Кубанск. обл. вед. 1901. №1.

90. Пухта Г.Ф. Энциклопедия права. Ярославль, 1872.

91. Рамазанов XX. Крестьянская реформа в Дагестанец // Ученые записки ИИЯЛ Дагфилиале АН СССР. Махачкала, 1957.

92. Рамазанов А. X. Реформаторская деятельность Великого имама Шамиля. Махачкала, 1996.

93. Рейнке Н. Е. Горские и народные суды Кавказского края // Журнал Мин. юстиции. 1912. № 2.

94. Руновский А. Кодекс Шамиля // Военный сборник. №22. 1862. З.Отд.2. СПб., 1862.

95. Селюков Ф.Т. Обычное право: основные понятия, структуры, функции и методы изучения. М., 1991. (Деп. в ИИНИОН).

96. Свечникова Л.Г Понятие обычая в современной науке // Государство и право. 1998. № 7.

97. Синицына И.Е. Обычай и обычное право в современной Африке. М., 1978.

98. Сюкияйнен Л.Р. Есть ли у шариата перспективы на Северном Кавказе? «Независимая оценка», 1996,27.02

99. Сюкшйнен Л.P. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., Арт-Бизнес-Центр, 2001

100. Сюкшйнен Л.Р. Шариат, адат и российское законодательство: соперничество или взаимодействие? Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Ставрополь., 2001

101. Хашаев Х.-М. О. Шариат, адат и преступления, составляющие пережитки родового быта в Дагестане. М., 1949.

102. Хрестоматия по истории прав а и тосударства Дагестана: В 2 т. / Сост. Т.М. Айтберов. Махачкала, 1998.

103. Халифаева А.К.Образование Темир-Хан-туринского округа в Дагестане во второй половине XIX в.: правовой аспект // Вестник молодых ученых Дагестана: Сборник статей молодых ученых и аспирантов. Махачкала, 2004. № 1. 0,25 п.л.

104. Халифаева А.К Дагестанское судоустройство по нормативно-правовым актам второй половины XIX века // Юридический вестник Дагестанского государственного университета.Махачкала 2004. № 2.

105. Халифаева А.К. Правовая система Дагестана после присоединения к России // Законность. 2004. № 9.

106. Халифаева А.К Изменения в административно-политическом устройстве Дагестана в первой половине XIX века // Вестник ДНЦ РАН. 2004. №. 18.

107. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право // Общественные науки и современность. 2001. № 2.

108. Шершеневич Г. Ф. История философии права. СПб., 1907.

109. Шихсаидов А. Р. Дагестан в X-XIV вв. Махачкала, 1976.

110. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969.

111. Шпенглер О. Закат Европы. Минск, 1999. Т.2.

112. I. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

113. Абдуллабекова А.Э. Частное (мюльковое) землевладение в Дагестане в XVIII первой половине XIX в.: Дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2004. -187 с.

114. Айтберов Т.М. Источники для изучения социальной структуры Дагестана XV-XVI вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 1980. 16 с.

115. Ибрагимова Т.С. Экономическое развитие и земельно-правовые отношения Докузпаринского союза сельсикх общин в XVII нач. XIX в.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 2004. -22 с.

116. Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII-XV вв.: Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1981. 19 с.

117. Магомедов А.Р. Социально-экономический и политический строй горских обществ Дагестана XV-XVII веков: Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Ростов-на-Дону, 1989.-37 с.

118. Игнатьева М.Н. Обычное право якутов (XVII-XIX в.): Автореф. дис.канд. ист. наук. М., 1989.

119. Исмаилов М.А. Формирование и развитие права народов Дагестана в XVII нач. XX века Автореф. дисс.док.юрид.наук. М.,2005

120. Сайдумов Д.Х. Обычное право чеченцев: Автореф. дис.канд. ист. наук. Махачкала., 20061.. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

121. Dirr A. Aus dem Qewohnheitsrecht der Kaukasischen Bergvolker. Zeitschrift fur Verglechende Rech Nissenschaft. 41. 1926. S. 2.

122. Petruzycki L. Wstep do nauki prawa i moralnosci. Warszawa. 1959.

2015 © LawTheses.com