Индивидуальное правосознание и правовая культура в условиях модернизации российской соционормативной системытекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Индивидуальное правосознание и правовая культура в условиях модернизации российской соционормативной системы»

На правах рукописи

Власова Татьяна Сергеевна

Индивидуальное правосознание и правовая культура в условиях модернизации российской соционормативной системы

12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук

2 ОЕВ гш

Краснодар - 2012

005010702

Работа выполнена в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета

Научный руководитель: Почетный работник высшего

профессионального образования, доктор философских наук, кандидат

юридических наук, профессор Макеев Василий Васильевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»

Защита состоится 20 февраля 2012 г. в 12 час. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 220.038.10 при Кубанском государственном аграрном университете по адресу: 350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13, главный учебный корпус, ауд. 215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кубанского государственного аграрного университета (350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13).

Автореферат разослан января 2012г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Працко Геннадий Святославович;

кандидат юридических наук Кулиш Михаил Васильевич

доктор юридических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования определяется спецификой социально-правового развития современного российского общества, трансформирующегося в эпоху глобальных перемен. При этом глобализация социально-правовых процессов с неизбежностью актуализирует проблему правового взаимодействия и особенностей правосознания современного общества и его правовой культуры. Вместе с тем, соционормативная система и правовая культура есть неотъемлемые части глобализирующегося общества, устойчивое и стабильное развитие которого во многом зависит от уровня индивидуального правосознания россиян. Исследование вопроса о влиянии индивидуального правосознания на процесс модернизации российской соционормативной системы является особенно актуальным в наши дни, когда феномен личности выдвигается на первый план, и когда социально-правовая модернизация российского общества объективно нуждается в ориентированности правосознания на идеалы демократизации, на обновленные духовно-нравственные и правовые ценности, доминирующие в современном российском обществе.

Очевидно, что вопрос о формировании духовно-мировоззренческой основы индивидуального правосознания более всего связан с проблемой осмысления соционормативной и социокультурной системы современного общества и его порядка. Личность как часть этого порядка, осуществляет стратегию поведенческого выбора, основываясь на индивидуальном правосознании, определяя тем самым направленность государственной деятельности.

В этих условиях государство придает особое значение проблеме индивидуального правосознания и правовой культуры россиян. Концептуально эта идея получила свое воплощение в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития

правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденной 4 мая 2011г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, в которых было отмечено, что «государство создаёт условия для обеспечения развития правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённости о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов, а также доступа граждан к квалифицированной юридической помощи».' Особое внимание при этом уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения. Для чего государство должно создать условия для разъяснительной работы в правовой сфере, пропаганды необходимости соблюдения россиянами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Акцентируя внимание на индивидуальном аспекте правосознания как решающего фактора, который в значительной степени определяет динамику развития российской правовой системы и правовой действительности, возникает необходимость концептуального переосмысления проблемы формирования индивидуального правосознания. Именно последнее задает контекст, нацеливающий социально-правовое регулирование на формирование правовых мотивов и правовых установок россиян сообразно с особенностями национальной правовой культуры и правового менталитета.

При этом соответствующие институциональные изменения в правовой жизни российского государства и общества сосредотачиваются именно в сфере формирования правового поведения личности, где важнейшую, определяющую роль играет степень включенности индивидуального правосознания как особой компоненты

' Российская газета. 2011. 14 июля.

соционормативной системы российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Предметом всестороннего интереса со стороны юридической науки всегда выступала проблема индивидуального правосознания, в рамках которой исследуются различные аспекты воздействия духовных факторов на социокультурные процессы государства и общества.

Основы разработки проблематики правосознания были заложены еще в рамках дореволюционной теории и философии права в трудах B.C. Соловьева, Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, E.H. Трубецкова, А.Ф. Тарановского, C.JI. Франка, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, С.И. Гессена, И.А. Покровского, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, H.H. Алексеева, Б.П. Вышеславцева и др.

В советское время категория правосознания получила свою дальнейшую разработку на основе синтеза позитивного направления и материалистической концепции. Указанная проблематика анализировалась в исследованиях М.А. Рейснера, М.Я. Магазинера, П.И. Стучки, А.Я. Вышинского, М.С. Строговича, а также С.С. Алексеева, К.Т. Вельского, Ю.М. Грошевого, Г.Х. Ефремова, А.Э. Жалинского, Г.А. Злобина, В.П. Казимирчука, В.И. Каминской, Н.И. Козюбры, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Е.В. Назаренко, Ю.И. Новика, Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, Н.Я. Соколова, Л.И. Спиридонова, И.Е. Фарбера, В.А. Чефранова, В.А. Щегорцова, A.M. Яковлева и др.

Современная российская юридическая наука характеризуется большим количеством публикаций, посвященных различным аспектам теории правосознания, отчасти затрагивая проблему индивидуального правосознания, среди которых работы таких авторов как A.A. Абдумаминов, P.C. Байниязов, П.П. Баранов, Э.Э. Баринов, В.И. Бегании, Е.А. Белканов, H.H. Вопленко, Н.Л. Гранат, A.C. Гречин, A.B. Трошев,

Н.О. Евплова, A.M. Евстратов, В.И. Егоров, О.Ю. Комарова, И.А. Крыгина, В.П. Малахов, Т.В. Мельникова, А.Ю. Мордовцев, Л.Д. Мостовщиков, И.Д. Неважай, Ю.Е. Пермяков, А.П. Плешаков, A.B. Поляков, В.Б. Романовская, В.Е. Семенов, А.П. Семитко, В.Н. Синюков, Т.В. Синюкова, В.А. Суслов, Н.М. Тапчанян, Я.З. Турбова, И.В. Хрючкина, Н.В. Щербакова и др.

В последние годы появился целый ряд публикаций, затрагивающих вопросы деформации правового сознания, в частности, правового нигилизма, среди которых можно выделить работы Н.В. Варламовой, В.И. Гоймана, А.И. Демидова, A.B. Колесникова, Н.И. Матузова, И.Д. Неважая, В.Н. Руденкина, А.Г. Синюкова, Э.Ю. Соловьева, В.А. Туманова, диссертационные исследования и монографии A.B. Волошенкжа, Д.И. Вороненкова, П.А. Горохова, K.P. Даниеляна, В.Н. Коробки, Д.Э. Марченко, С.А. Сирина, A.C. Сиротина, В.Б. Ткаченко, К.Г. Федоренко и др. Однако представители отечественной науки рассматривают правовой нигилизм, как правило, в контексте индивидуального правосознания, а в рамках традиционной трактовки общественного правосознания, определяя его однозначно как негативный феномен, как следствие юридической неразвитости и отсталости российского общественного правосознания. Между тем современное осмысление проявлений индивидуального правосознания в условиях модернизирующееся правовой системы требует соответственно и новой социокультурной интерпретации, альтернативных методологических схем, позволяющих уяснить его смысл и роль в процессе формирования российской соционормативной системы.

Вместе с тем современная российская трактовка правосознания есть сочетание постулатов теории отражения, юридического позитивизма и идеологии естественных прав. Правосознание в общем контексте рассматривается, прежде всего, как отражение юридического бытия, одно из средств функционирования и воспроизводства существующего права и

правопорядка. Тем самым, остается недостаточно разработанной связанность права сознанием, опосредованность права в правовом субъекте как деятеле, способном к признанию и утверждению определенных социально-правовых ценностей. Тем не менее, предпринимаемые отдельные попытки исследования проблемы индивидуального правосознания (М.В. Гладких, А.Н. Рыков, A.A. Тамберг, и др.), не получили достаточного распространения в отечественной юриспруденции. Таким образом, недостаточная разработанность идеи индивидуального правосознания делает данную проблему весьма актуальной, требующей своего развития в современной российской юридической науке.

При оценке ментальных оснований правосознания автор опирался на труды К.А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М.И. Воловикова, И.Г. Дубова, в которых на основе социально-психологического анализа выявлены особенности российского менталитета. Большое влияние оказали на ход исследования также публикации P.C. Байниязова и В.Н. Синюкова, которые рассматривают сущность и специфику правовой ментальности современного российского общества.

Для исследования проблемы духовных и мировоззренческих оснований правосознания исключительно велика роль многих фундаментальных работ в области социальной философии, философской антропологии и культурологии, проведенных в последние десятилетия (B.C. Библер, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, K.M. Кантор, С.Э. Крапивенский, В.А. Мейдер, Б.А. Навроцкий, K.M. Никонов, Н.В. Омельченко, И.А. Петрова, А.И. Пигалев, H.H. Седова).

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования правовой формы сознания и её детерминант, определяющих российскую соционормативную систему. Предмет исследования - индивидуальное

правосознание и правовая культура как правовые феномены, противостоящие деструктивному воздействию на сознание россиян в условиях социокультурных трансформаций.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является концептуальный анализ феномена индивидуального правосознания и правовой культуры как важнейших факторов, обуславливающих формирование российской соционормативной системы. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- исследовать специфику российской соционормативной системы, посредством анализа ее парадигмального и доктринального дискурсов;

- рассмотреть особенности культурно-правового измерения российской соционормативной системы через модернизационные и трансформационные процессы;

- раскрыть духовно-ментальную природу индивидуального правосознания современных россиян, определить его смысл и функциональное значение;

- выявить особенности правовой социализации в процессе формирования индивидуального правосознания и правовой культуры;

- проанализировать специфику деструктивного воздействия на индивидуальное правосознание россиян посредством выявления факторов и особенностей, направляющих данный процесс;

- показать роль публично-правовых институтов, осуществляющих противодействие деструктивному влиянию на индивидуальное правосознание россиян.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют классические методы общенаучного познания, такие как диалектический метод, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системно-аналитический, социологический, а также специальные методы

(сравнительно-правовой, историко-юридический, логический, системно-структурный, функциональный, моделирования и другие).

Методология системного подхода используется в тех фрагментах исследования, когда требуется выявить элементы содержания индивидуального правосознания и установить их внутренние и внешние связи. Приемы диалектического мышления активизируются в тех фрагментах исследования, когда необходимо познать противоречивую взаимосвязь сознательного и бессознательного в правосознании.

Оперирование общими и частными методами позволило в интересах достижения поставленных исследовательских целей и задач представить комплексный анализ феноменов индивидуального правосознания и правовой культуры и показать их роль в формировании российской соционормативной системы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: предложена целостная концепция, объясняющая специфику формирования российской соционормативной системы через модернизационные и трансформационные процессы, происходящие в современном российском обществе; показана духовно-ментальная природа индивидуального правосознания россиян; проведенное комплексное исследование индивидуального правосознания как многоаспектного и полиструктурного явления, что позволило определить его смысл и функциональное значение как интеллектуальной, социально-психологической и нравственно-правовой силы, создающей пространство правовых идеалов и ценностей, и тем самым определяющих мотивацию и выбор личность социально-полезного правового поведения; исследовано ценностно-правовое содержание правосознания, как идеально-смыслового образования, объективированного в правовой социализации и способного производить в личности значительные эффекты его преображения; определены посредством анализа правовой социализации основные

духовно-ментальные источники индивидуального правосознания, придающие смысл деятельности в правовой сфере и определяющие правоментальный настрой российского общества, обусловленный соответствующей системой социокультурных ценностей и детерминант; осуществлен анализ воздействия деструктивных факторов на формирование индивидуального правосознания в целях оказания конструктивного противодействия и создания позитивных мировоззренческих ориентиров для развития индивидуального правосознания россиян.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

1. Российская соционормативная система есть особенное образование, которое развивается и изменяется, сохраняя при этом свою устойчивость благодаря тому, что в общественном правосознании вступают во взаимодействие различные правовые ценности и идеи, из которых, формируется соответствующая ценностно-нормативная система российского гражданского общества, и в котором именно ценностная идея является главной для создания демократических основ развития и функционирования Российского государства и общества.

Соционормативная система российского общества представляет собой комплекс взаимодействующих и взаимосогласованных институтов, связей и элементов, обуславливающих конструктивное и позитивное развитие российской правовой государственности. Важнейшими структурными элементами ее выступают: институционализированное законодательство, индивидуальное правосознание и правовой менталитет, интернализация индивидуальным сознанием норм и компонентов соционормативного комплекса, правовое поведение (правовая и гражданская активность), наконец, институциональные правовые средства, способствующие формированию позитивного индивидуального

правосознания современных россиян.

2. Индивидуальное правосознание и правовая культура выступают в качестве системообразующих факторов, формирующих российскую соционормативную систему. Индивидуальное правосознание есть проявление социально-психологических качеств личности, через которые детерминируются ее социально-правовые роли и проявляется социально-правовая активность. Вместе с тем, индивидуальное правосознание не сводится только лишь к отражению действующего права. Оно проявляет общественные отношения, прежде всего, с позиции необходимости их правового регулирования, а уровень и глубина отражения социально-правовой реальности во многом зависят от состояния соционормативной системы российского общества.

3. Индивидуальное правосознание - это форма сознания личности, в которой через призму правового идеала, детерминируемого социокультурными условиями и правовым бессознательным, отражено его отношение к социально-правовой действительности. Основными свойствами, отражающими духовную природу индивидуального правосознания, выступают: идеальность, рациональность, универсальность, субъективно-объективный характер, нормативность, структурное единство и опосредованность правоментальными особенностями. Сущность индивидуального правосознания определяется через его функциональное значение, которое в свою очередь детерминируется духовными основаниями этого феномена. С помощью своих основных функций (познавательной, оценочной, регулятивной и коммуникативной) индивидуальное правосознание формирует правовую компоненту российской соционормативной системы и тем самым задает ориентиры ее перспективного развития.

Ценностно-нормативное содержание индивидуального правосознания объективируется в правовой идеологии, которая проявляя определенную

устойчивость, но в тоже время является движущей силой, задающей вектор развития для всех других компонентов соционормативной системы.

4. Одни из важнейших механизмов в процессе формирования российской соционормативной системы является правовая социализация личности, в ходе которой осуществляется целенаправленное формирование индивидуального правосознания и правовой культуры личности, для которой санкционированные правом требования являются обязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимые последствия. Правовая социализация - это органичная часть единого процесса включения личности в правовую жизнь российского общества.

Правовая социализация заключается: в усвоении правовой культуры данного общества; в деятельностном освоении правовой действительности, в поэтапном формировании индивидуального правосознания индивида. Именно опосредование внутриличностными структурами особенностей правовой действительности позволяет обеспечить личности осуществление устойчивого правового поведения.

Правовая социализация - это не только формирование навыков социально полезного и юридически значимого поведения, соответствующего правовым предписаниям (нормам). Правовая социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных и правовых норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования и развития данного государства и общества. В силу этого, правовая социализация, во-первых, влияет на установление индивидом определенной системы правовых ценностей и ориентиров, во-вторых, влияет на выработку правовых навыков, привычек и стереотипов правового поведения, в-третьих, является решающим условием формирования индивидуального правосознания и правовой культуры.

Правовая социализация как процесс, формирующий соционормативиую основу современного российского общества, направлен на развитие духовно-нравственных и правомировоззренческих ориентиров индивидуального правосознания россиян. Таковыми должны стать гуманизм, справедливость, свобода, благо и рациональность, взятые в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего компонента выступают гуманистические принципы российского государства и российской правовой системы.

5. В современных условиях в процессе модернизационных трансформаций на индивидуальное правосознание и правовую культуру оказывается как конструктивное (положительное), так и деструктивное (отрицательное) воздействие. При этом особую роль в процессе формирования индивидуального правосознания и правовой культуры играют публично-правовые институты, призванные оказывать противодействие процессу деструктивного воздействия на индивидуальное сознание и правовую культуру. Таким институтом выступает один из важнейших социальных институтов - институт правового воспитания, позволяющий наиболее предметно, целенаправленно и всесторонне анализировать разнообразные социально-правовые явления и процессы, в том числе процесс формирования индивидуального правосознания и правовой культуры. Правовое воспитание является существенной и неотъемлемой частью процесса формирования индивидуального правосознания и правовой культуры, особенно на начальных этапах вступления его в активную жизнь общества. Общеизвестно, что цель правового воспитания - формирование системы знаний, убеждений, мотивов и привычек социально активного поведения. От уровня правового воспитания зависит и уровень правовой культуры личности, быстрота превращения социальной и правовой нормы в реальность, перевода нормативных требований в привычку, в социально-активное поведение.

В современных условиях правовоспитательное воздействие как организованный и целенаправленный процесс выступает в качестве составной части общесоциальной деятельности государства, направленной на формирование высокого уровня индивидуального правового сознания и правовой культуры в условиях формирования в России институтов правового государства и гражданского общества.

6. Деструктивное информационное воздействие, предполагающее негативное влияние на индивидуальное правосознание, способно оказывать разрушительное воздействие не только на правосознание и правовую культуру, но и на саму личность. Возникающие на основе деструктивного воздействия деформация индивидуального правосознания и правовой культуры стимулирует процесс негативного изменения взглядов, идей, представлений, убеждений о праве и правовых явлений, занимающих доминирующее положение в обществе и определяющих его устройство. Учитывая особенности информационного пространства, деструктивное воздействие по своей сути представляет собой вытеснение господствующих представлений новыми, чаще всего идущими в разрез с существующими взглядами в индивидуальном правосознании. Особое значение индивидуальному правосознанию придаётся потому, что изменение представлений о правовой системе одной личности окажут соответствующее негативное влияние и на окружающую ее правовую среду. Аналогичные же изменения в массовом правосознании, проистекая незаметно, могут выразиться в общей воле, так как именно они являются определяющими критериями массового поведения россиян. Изменения массового правосознания предполагает изменение совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к правовой системе, что не может не повлечь за собой кардинальные правокультурные трансформации. Следовательно, негативные изменения индивидуального правосознания повлекут за собой

деформацию правовой культуры, что, прежде всего, отразиться на качественных характеристиках современного российского общества.

Очевидно, что деструктивное информационное воздействие, предполагающее манипулирование индивидуальным правосознанием, может повлечь видоизменение всех составляющих правокультурных комплексов и негативным образом отразиться на развитии российской правовой системы. Изменяя состояние индивидуального правосознания, оно с неизбежностью воздействует и изменяет состояния законности, законодательства и правоприменительной практики в обществе, что является недопустимым, исходя из перспектив развития российского государства и общества

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в более глубокой разработке концептуальных и теоретико-методологических положений исследования проблемы индивидуального правосознания и правовой культуры. Настоящее исследование является одним из первых, в котором синтезируются социокультурные, правовые и социально-психологические аспекты проблемы индивидуального правосознания и правовой культуры. Выдвинутое в диссертации понимание индивидуального правосознания как фактора,

обуславливающего трансформационные процессы, предполагает и новые подходы к оценке его правоментальных и мировоззренческих ориентиров. Сделанные выводы могут использоваться для разработки в высшей школе учебных, специальных и вариативных курсов по теории государства и права, антропологии права, философии права и спецкурсов, например: «Особенности российского правового менталитета и проблемы формирования правосознания», «Правовая культура и правосознание» и др.

Теоретические обобщения и результаты исследования могут представлять интерес для образовательных учреждений, других социальных институтов, оказывающих влияние на формирование

общественного правосознания и правовой культуры. Отдельные положения и выводы диссертации могут применяться государственными управленческими структурами при принятии решений в области регулирования социально-правовых отношений.

Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в 13 публикациях автора, в том числе 3 статьи в изданиях Перечня ВАК, рекомендуемых доя опубликования материалов диссертационных исследований, общим объемом свыше 5 п.л., а также в процессе обсуждения диссертации в Северо-Кавказском научном центре высшей школы Южного федерального университета. Результаты исследования докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях в Южном федеральном университете, Ростовском юридическом институте МВД России, Ростовском социально-экономическом институте.

Структура диссертационного исследования. Поставленная проблема, объект, предмет и цель и задачи исследования определили логику и структуру диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего более 250 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, оценивается степень ее научной разработанности, раскрываются цель и задачи, объект и предмет исследования, рассматривается методологическая основа работы, формулируются положения, выносимые на защиту, определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, а также приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

В первой главе «Российская соционормативная система: парадигмальный и достринальный дискурс», состоящей из двух параграфов, автором анализируется состояние проблемы формирования соционормативной системы с точки зрения парадигмального и доктринального подходов, характерных для современной российской юридической науки, а также последовательно анализируется культурно-правовой дискурс российской соционормативной системы.

В первом параграфе диссертационного исследования «Российская соционормативная система: понятие и особенности формирования» автором раскрываются основные методологические приемы научно-теоретического освоения понятия «соционормативная система» и анализируются сложившиеся в современном правопонимании подходы в изучении данного понятия.

Так, по мнению автора, сложившаяся в настоящее время в российском обществе соционормативная система представляет собой комплекс взаимодействующих и взаимосогласованных институтов, а также социально-правовых связей и элементов, создающих объективные предпосылки и условия для конструктивного развития российской правовой системы и обуславливающие формирование в российском

правовом пространстве институтов правового государства и гражданского общества.

Развивая последовательно данную идею, автор полагает, что российская соционормативная система есть особенное образование, которое развивается и изменяется, сохраняя при этом свою устойчивость благодаря тому, что в общественном правосознании вступают во взаимодействие различные правовые ценности и идеи, посредством которых, формируется соответствующая ценностно-нормативная основа российского гражданского общества, и в котором именно идея правовых ценностей является главной составляющей для формирования демократических основ, а также конструктивного развития и функционирования российского общества.

Акцентируя внимание на кризисных аспектах системной трансформации в России, сказавшиеся, в том числе и на развитии современного правопознания, диссертант отмечает, что в последний период наблюдается некий отток инновационных (доктринальных) подходов к осмыслению проблемы соционорматиной системы в сторону традиционного (парадигмального) правопонимания, при котором может произойти утрата социокультурных и правокультурных основ, способствующих формированию в России демократических институтов правового государства и гражданского общества. По мнению автора, возврат к устаревшим парадигмальным акцентам, существенным образом нивелирует ценностно-правовую составляющую российской правовой жизни и приведет к излишней формализации и догматизации проблемы социономативной системы российского общества.

При этом автор отмечает, что кризис социокультурной системы означает потерю регулятивного воздействия норм и институтов, функционирующих в российском правовом пространстве, хотя, несмотря на то, что они продолжают существовать и функционировать, однако

постепенно утрачивают свою эффективность и действенность, то есть, «отключаются» от реальных общественных отношений. Такое состояние социокультурной системы определяется рядом причин: несоответствием норм и институтов новому характеру общественных отношений, хаотичностью развития, нарушением взаимосвязей различных элементов российской правовой системы в условиях социокультурной трансформации.

Развивая в диссертационном исследовании идею российской соционормативной системы, диссертант в своем исследовании всесторонне характеризует такие важнейшие структурные элементы как: институционализированное законодательство, индивидуальное правосознание, правовая культура и правовой менталитет, посредством которых осуществляется интериоризация индивидуальным сознанием норм и компонентов соционормативного комплекса, а также правовое поведение (правовая и гражданская активность) и институциональные правовые средства, способствующие формированию позитивного индивидуального правосознания современных россиян.

Во втором параграфе диссертационного исследования «Культурно-правовое измерение российской соционормативной системы» автор прослеживает влияние правокультурных механизмов на формирование и развитие российской соционормативной системы.

Именно феномен правовой культуры, по мнению диссертанта, явился фактором, обуславливающим формирование российской соционормативной системы в соответствии с национальными особенностями и традициями российской государственности, а также ее самобытным характером, определяющими качественное состояние правовой жизни и правовой действительности, оказывающий организационно-регулирующее воздействие на российскую правовую систему и правовую жизнь.

Функциональная роль правовой культуры в российском обществе, по мнению диссертанта, проявляется в следующих аспектах: социализирующем, стабилизирующем, интегративном и детерминирующем.

Особая смысловая нагрузка правокультурного воздействия на российскую соционормативную систему, по мнению автора, заключается в том, что в процессе культурно-правовой легитимации происходит усвоение личностью своих позитивных социально-правовых ролей в качестве субъектов социально-правового действия, а правовая культура, выполняя свои функции, при этом способствует формированию мотивационного комплекса, обеспечивающего соответствующий тип правовой активности - социально-правовую активность.

При формировании российской соционормативной системы правокультурное измерение выступает одним из существенных факторов стабилизации государственно-правового развития российского общества, модернизации правовой системы, создания правовых предпосылок социального прогресса.

Далее диссертантом последовательно проводится мысль о том, что правовая культура, охватывая все сферы российской соционормативной системы, правоментальную, т.е., нравственно-духовную сторону жизни россиян, способствует укреплению экономических основ российского общества и способствует тем самым становлению в российском правовом пространстве институтов гражданского общества, первичным этапом которого является формирование соционормативной системы.

Посредством создания правовых технологий, в рамках которых правовая культура выступает в качестве инструментальной основы российской соционормативной системы, определяющие ценностные правовые ориентиры государственно-правового развития, возможно рассмотреть механизм правокультурной идентификации данной системы.

Однако, по мнению автора, здесь существуют определенные трудности, связанные, во-первых, с типологизацией индивидуального сознания как одного из основных элементов формирующейся соционормативной системы; во-вторых, с конкретизацией понятия «нормативная модель» общества как антитеза более устоявшемуся понятию «правовая система общества»; в-третьих, с конкретизацией самого понятия «механизм правокультурной идентификации» правовой системы, который предполагает анализ целого комплекса доминант культурно-исторического, идентификационного (правоментального), этно-национального и социально-правового характера.

Рассматривая специфику формирования российской соционормативной системы через правокультурный механизм, автор в проведенном исследовании предполагает не ограничиваться превалирующим в настоящее время формализованным подходом в оценке правокультурного измерения и его влияния на современную российскую государственно-правовую действительность, а рассматривать правовую культуру в синтезе с другими социально-правовыми явлениями, в их единстве и органической взаимосвязи, что, безусловно, создаст полноценную возможность всестороннего научно-теоретического анализа формирующейся российской соционормативной системы.

Во второй главе диссертационного исследования «Индивидуальное правосознание в условиях культурно-правовой легитимации российской соционормативной системы» исследуется проблема формирования индивидуального правосознания в процессе формирования российской соционормативной системы.

В первом параграфе настоящей главы «Индивидуальное правосознание: структурно-функциональный аспект и ценностно-нормативные компоненты» автором акцентируется внимание на

понятии «индивидуальное правосознание» как важнейшем составляющем элементе, формирующем российскую соционормативную систему.

Осуществляя в диссертационном исследовании содержательный анализ индивидуального правосознания, автор рассматривает в качестве такового проявление социально-психологических свойств личности, через которые детерминируются ее социально-правовые роли и проявляется социально-правовая активность. Вместе с тем, индивидуальное правосознание не сводится только лишь к отражению действующего права. Диссертант полагает, что именно оно проявляет общественные отношения, прежде всего, с позиции необходимости их правового (нормативного) регулирования, а уже уровень и глубина отражения социально-правовой реальности во многом зависят от состояния соционормативной системы российского общества.

Рассматривая проблему индивидуального правосознания через структурно-функциональный аспект, диссертант определяет индивидуальное правосознание как форму сознания личности, в которой через призму правового идеала, детерминируемого социокультурными условиями и правовым бессознательным, отражено его отношение к социально-правовой действительности. Основными свойствами, отражающими духовную природу индивидуального правосознания, выступают: идеальность, рациональность, универсальность, субъективно-объективный характер, нормативность, структурное единство и опосредованность правоментальными особенностями.

Конкретизируя сущность индивидуального правосознания, диссертант предлагает детерминировать ее через функциональное проявление, которое в свою очередь определяется духовно-нравственными и правоментальными составляющими данного феномена. С помощью своих основных функций (познавательной, оценочной, регулятивной и коммуникативной) индивидуальное правосознание формирует правовую

компоненту российской соционормативной системы и тем самым задает ориентиры ее перспективного развития.

В основе индивидуального правосознания как одной из формы общественного сознания лежит опосредованная социально-правовая реальность, которая одновременно является основой и соционормативной системы российского общества. В этой связи, по мнению диссертанта, можно выделить два аспекта отражения в индивидуальном правосознании данной реальности. Прежде всего, это отражение сложившихся в конкретном политико-правовом пространстве общественных отношений, во-вторых, это отражение, складывающееся на уровне соблюдения нормативных требований и предписаний, исходящих от официальных государственно-властных институтов.

Выявляя ценностно-нормативную специфику индивидуального правосознания, диссертант отмечает, что его отличие от других форм сознания состоит в том, что, с одной стороны, предметом его отражения являются общественные отношения, требующие нормативно-правового регулирования, а с другой - уже реальное, то есть действующее право, функционирующее в виде законов и иных нормативных предписаний.

По мнению автора, в более ранних исследованиях при категориальном определении индивидуального правосознания эти два аспекта практически не учитывались. Вместе с тем, традиционно индивидуальное правосознание рассматривалось как набор устоявшихся и сформированных понятий и представлений конкретного человека о праве и законности, подпитываемые одновременно определенным эмоциональным состоянием индивида по поводу существующей правовой реальности. При этом социально-правовые и личностно-ментальные проявления индивидуального сознания в данной оценке вообще не учитывались.

В современных условиях правовая реальность как предмет отражения и объект воздействия индивидуального правосознания представляет собой взаимодействие различных общественных отношений (государственно-властных, социокультурных, правоментальных, нормативно-правовых и т.п.), совокупность которых свое отражение не только в индивидуальном, но и в общественном правосознании, что соответствует интересам всех россиян, а не отдельных представителей российского общества. Тем не менее, процессы опосредования сложившейся соционормативной системы происходят, прежде всего, на уровне именно индивидуального правосознания. Характер осознания действительности, степень адекватности ее отражения индивидуальным сознанием определяются и индивидуальными особенностями личности, степенью сформированости ее правового мировоззрения, наколенным социально-правовым опытом, нравственно-правовыми установками и т.п.

В этом диссертант усматривает особенности ценностно-нормативного содержания индивидуального правосознания, объективирующееся в правовой идеологии, которая проявляя определенную устойчивость, в тоже время является действенной движущей силой, задающей вектор развития для всех других компонентов соционормативной системы.

Во втором параграфе данной главы «Правовая социализация как фактор модернизации российской соционормативной и социокультурной систем» акцентируется внимание на важнейшем составляющем элементе, формирующим российскую соционормативную систему—правовой социализации личности.

Значимость рассматриваемой проблемы, по мнению автора, заключается в том, что в ходе правовой социализации осуществляется целенаправленное формирование индивидуального правосознания и правовой культуры личности, когда санкционированные правом требования являются обязательным условием принятия решения о

поведении, имеющем юридически значимые последствия. В этой связи правовая социализация представляет собой органичную часть единого процесса включения личности в соционормативную систему российского общества, что одновременно делает индивида полноправным участником социально-правовой жизни государства и общества.

Содержательная характеристика проблемы правовой социализации предполагает ее следующие проявления: в усвоении правовой культуры данного общества; в деятельностном освоении правовой реальности, в поэтапном формировании индивидуального правосознания индивида, которое создает целостный механизм опосредования правовой действительности внутриличностными особенностями конкретного человека, что в свою очередь позволяет обеспечить личности осуществление устойчивого правового (социально-полезного) поведения.

В этой связи диссертант отмечает, что правовая социализация - это не только формирование навыков социально полезного и юридически значимого поведения, соответствующего правовым предписаниям (нормам). По его убеждению правовую социализацию необходимо рассматривать более шире, а именно, как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных и правовых норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования и развития данного государства и общества.

В силу этого, правовая социализация, во-первых, влияет на установление индивидом определенной системы правовых ценностей и ориентиров, во-вторых, влияет на выработку правовых навыков, привычек и стереотипов правового поведения, в-третьих, является решающим условием формирования индивидуального правосознания и правовой культуры.

Влияние правовой социализации на развитие модернизационных процессов происходит, во-первых, под воздействием сложившейся и

функционирующей в российском обществе соционормативной системы, а, во-вторых, под непосредственным воздействием правокультурных достижений общества, и, прежде всего, в сфере действия права.

Таким образом, исследуя проблему правовой социализации в контексте проводимого исследования, диссертант отмечает, что возникающие в результате взаимопроникновения системные связи между индивидуальным правосознанием, правовой социализацией и правовой культурой на основе которых происходит формирование соционормативной системы российского общества, одновременно с этим, порождают и обратную связь, в рамках которой правовую социализацию можно рассматривать в качестве результата уже сложившейся соционормативной системы.

Влияние правовой социализации на развитие модернизационных процессов происходит, во-первых, под воздействием сложившейся и функционирующей в российском обществе соционормативной системы, а, во-вторых, под непосредственным воздействием правокультурных достижений общества, и, прежде всего, в сфере действия права.

Раскрывая положения, выносимые на защиту, автор диссертационного исследования высказывает мнение о том, что эффективное развитие и функционирование в России институтов гражданского общества и правового государства зависит от установления разумного баланса между реалиями и ценностями государства, его правовой и соционормативной систем, а также самодостаточности гражданских институтов и защиты общенациональных интересов. Вместе с тем достижение подобного баланса будет возможным только при условии конструктивного взаимодействия всех механизмов, элементов, институтов и структур современного российского общества - правовой и соционормативной, экономической и политической системы.

Правовая социализация как процесс, формирующий

соционормативную основу современного российского общества, направлен на развитие духовно-нравственных и правомировоззренческих ориентиров индивидуального правосознания россиян. Таковыми должны стать гуманизм, справедливость, свобода, благо и рациональность, взятые в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего компонента выступают гуманистические принципы и идеалы Российского государства и российской правовой системы.

Третья глава «Деструктивное воздействие на индивидуальное правосознание россиян» состоит из двух параграфов и посвящена анализу процессов, способных оказать деструктивное влияние на формирование индивидуального правосознания и правовой культуры, а, следовательно, дестабилизировать формирование и развитие российской соционормативной системы.

В первом параграфе «Публично-правовые институты в процессе противодействия деструктивному влиянию на индивидуальное правосознание россиян: ретроспективный и современный аспекты» диссертант рассматривает проблему формирования институциональной основы противодействия процессам негативного влияния на индивидуальное правосознание и правовую культуру россиян.

В этой связи диссертантом отмечается, что в современных условиях в процессе модернизационных трансформаций на индивидуальное правосознание оказывается как конструктивное (положительное), так и деструктивное (отрицательное) воздействие. При этом особую роль в процессе формирования индивидуального правосознания играют публично-правовые институты, призванные оказывать противодействие процессу деструктивного воздействия на индивидуальное сознание. Таким институтом выступает один из важнейших социальных институтов -правовое воспитание, посредством которого осуществляется предметное и

целенаправленное воздействие на правосознание и правовую культуру россиян.

Правовое воспитание является существенной и неотъемлемой частью процесса формирования индивидуального правосознания, особенно на начальных этапах вступления его в активную жизнь общества. Общеизвестно, что цель правового воспитания - формирование системы знаний, убеждений, мотивов и привычек социально активного поведения. От уровня правового воспитания зависит и уровень правовой культуры личности, быстрота превращения социальной и правовой нормы в реальность, перевода нормативных требований в привычку, в социально-активное поведение.

Далее, раскрывая специфику формирования публично-правовых институтов, способных оказывать реальное противодействие деструктивному влиянию на индивидуальное правосознание и правовую культуру, диссертант акцентирует внимание на особенностях современного правовоспитательного процесса, рассматривая его как организованное, целенаправленное и планомерное воздействие, выступающее в качестве составной части общесоциальной деятельности Российского государства, направленное на формирование устойчивого позитивного отношения к праву и правовой действительности в условиях модернизации российской соционормативной системы и формирования демократических институтов правового государства и гражданского общества.

Разделяя мнение о том, что институт правового воспитания выступает главным фактором, обеспечивающим успех модернизационных процессов в современном российском обществе, способным внести ценностный смысл и наполненность содержанием развивающейся соционормативной системы, автор отмечает, что проблему правового

воспитания сегодня следует отнести к числу приоритетных направлений государственной деятельности.

В этой связи, по мнению автора, возникает необходимость в комплексном изучении механизма формирования публично-правовых институтов противодействия деструктивному влиянию на индивидуальное правосознание и правовую культуру россиян и создания условий успешной их правовой социализации. Изначальная постановка задачи государственного уровня, связанная с осуществлением правовоспитательного воздействия, должна быть направлена на формирование активной социально-правовой позиции россиян и формирования у них устойчивых привычек к правомерному социально-активному поведению.

В первую очередь, в рамках решения поставленных задач, представляется необходимым разрабатывать систему предупредительных мер, направленных на выявление и устранение негативных факторов и последствий влияния экономической, социальной и политической среды, выступающих в качестве причин и условий деформации индивидуального правового сознания, а также искаженных представлений, противоречащих ценностям правовой культуры.

Второй параграф «Факторы деструктивного воздействия на индивидуальное правосознание в условиях трансформации российской соционормативной системы» содержит анализ условий и факторов, оказывающих противоборство в позитивном развитии российской соционормативной системы.

В этой связи диссертант отмечает, что деструктивное информационное воздействие, предполагающее негативное влияние на индивидуальное правосознание, способно оказывать разрушительное воздействие не только на правосознание и правовую культуру, но и на саму личность. Возникающие на основе деструктивного воздействия деформация индивидуального

правосознания и правовой культуры стимулирует процесс негативного изменения взглядов, идей, представлений, убеждений о праве и правовых явлений, занимающих доминирующее положение в обществе и определяющих его устройство.

Учитывая особенности информационного пространства, деструктивное воздействие по своей сути представляет собой вытеснение господствующих представлений новыми, чаще всего идущими в разрез с существующими взглядами в индивидуальном правосознании. Особое значение индивидуальному правосознанию придаётся, потому что изменение представлений о правовой системе одной личности окажут соответствующее негативное влияние и на окружающую ее правовую среду. Аналогичные же изменения в массовом правосознании, проистекая незаметно, могут выразиться в общей воле, так как именно они являются определяющими критериями массового поведения россиян. Представляется, что данное положение в настоящее время может быть отнесено к генеральной линии деятельности современного российского государства, о чем недавно говорил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, представляя общественности программу государственной политики в области развития правовой грамотности и правосознания россиян.

Данная программа предусматривает целый комплекс мер, направленных, прежде всего, на формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма, на повышение уровня правовой культуры и правосознании российских граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности. Кроме того, осуществляемые в этом направлении государством меры предполагают создание особой системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения, а также направлены на внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

Изменения массового правосознания предполагает изменение совокупности представлений и чувств, выражающих отношение людей к правовой системе, что не может не повлечь за собой кардинальные правокультурные трансформации. Следовательно, негативные изменения индивидуального правосознания повлекут за собой деформацию правовой культуры, что, прежде всего, отразиться на качественных характеристиках современного российского общества.

Очевидно, что деструктивное информационное воздействие, предполагающее манипулирование индивидуальным правосознанием, может повлечь видоизменение всех составляющих правокультурных комплексов и негативным образом отразиться на развитии российской правовой системы. Изменяя состояние индивидуального правосознания, оно с неизбежностью воздействует и изменяет режим законности, законодательства и правоприменительной практики в обществе, что является недопустимым, исходя из перспектив развития российской государства и общества.

Завершая рассмотрение поставленной проблемы, диссертант отмечает те приоритетные направления в деятельности государства, которые определены в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, которые в комплексе смогут обеспечить реальное противодействие деструктивному воздействию.

В заключении диссертации автором подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы, определяются перспективы дальнейшей разработки проблемы в свете совершенствования государственно-правового развития России, российской правовой системы, а также успешного формирования в России институтов правового государства и гражданского общества.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:

Статьи в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований:

¡.Власова Т.С. Правокультурная трансформация российской соционормативной системы.// Юристь-Правоведъ. 2010. № 3. - 0,5 п.л.

2. Власова Т.С. К вопросу о деструктивном воздействии на индивидуальное правосознание в современных условиях.// Юристъ-Правоведъ. 2011. № 1. - 0,5 п.л.

3. Власова Т.С. Индивидуальное правосознание как условие социально-

правовой трансформации // Юристь-Правоведъ. 2011. № 2. - 0,5 п.л.

«

Прочие публикации:

4. Власова Т.С. Формирование российской соционормативной системы в условиях правокультурной трансформации. // Правовой порядок и правовая культура. Межвузовский научный сборник. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. - 0,35 п. л.

5. Власова Т.С. Теоретико-методологический анализ структуры и функций правосознания // Правовой порядок: актуальные проблемы социально-правовой теории. Межвузовский сборник научных трудов. Ч. II. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2010 - 0,35 п.л.

6. Власова Т.С. Особенности индивидуального правосознания // Правовой порядок и правовая культура Межвузовский научный сборник. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2010. - 0,35 п.л.

7. Власова Т.С. К проблеме современного понимания категории «правовое сознание» // Правовой порядок: актуальные проблемы социально-правовой теории. Межвузовский сборник научных трудов. Ч. II. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2010 - 0,35 п.л.

8. Крыгин С. С., Власова Т. С. Гражданская культура как разновидность правовой культуры: категориально - содержательный анализ // Правовой порядок: актуальные проблемы социально-правовой теории. Межвузовский сборник научных трудов. Ч. И. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2010 - 0,5/0,35 п.л.

9. Крыгина И.А., Власова Т.С. Правовое воспитание и самовоспитание как средства формирования индивидуального правосознания// Правовой порядок: актуальные проблемы социально-правовой теории. Ч. II. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2010 - 0,5/0,35 п.л.

10. Власова Т.С. О роли правосознания в формировании соционормативной системы // Национальная инновационная система и государственная инновационная политика в странах СНГ. Материалы Международного форума (г. Ростов-на-Дону 15-23 апреля 2010 г.). 4.2. Ростов-на-Дону: Академлит, 2010 - 0,25 п.л.

11. Власова Т.С. Деструктивное воздействие на индивидуальное правосознание // Порядок общества и правовые ценности. Межвуз. научн. сборник. М.: «Вузовская книга», 2010 - 0,4 п.л.

12. Власова Т.С. К вопросу о трансформации российской соционормативной системы // Правовой порядок: актуальные проблемы социально-правовой теории. Ч. II. Ростов-на-Дону: РСЭИ, 2011 -0,3 п.л.

13. Власова Т.С. Правовая социализация как фактор модернизации российской соционормативной и социокультурной систем // Порядок общества: проблемы правовой теории и правоприменительной практики. М.: Вузовская книга, 2011 - 0,5 п.л.

Сдано в набор 16.01.2012 г. Подписано в печать 17.01.2012 г. Формат 60x84 1/16. Усл. п.л. 1,5. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Тираж 100. Заказ 158.

Сверстано и отпечатано ИП Купреев В.В. 353240, Краснодарский край, ст. Северская, ул. Чехова, 18/А.

ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИИ
«Индивидуальное правосознание и правовая культура в условиях модернизации российской соционормативной системы»

61 12-12/523

Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета

Власова Татьяна Сергеевна

Индивидуальное правосознание и правовая культура в условиях модернизации российской соционормативной системы

12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата юридических наук

Научный руководитель:

Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор Макеев Василий Васильевич

Ростов-на-Дону - 2012

Введение

,3

Глава 1. Российская соционормативная система: парадигмальный и доктринальный дискурс............................................................17

1.1. Российская соционормативная система: понятие и особенности формирования...............................................................17

1.2. Культурно-правовое измерение российской соционормативной системы............................ ............................................49

Глава 2. Индивидуальное правосознание в условиях культурно-правовой легитимации российской соционормативной системы.....63

2.1. Индивидуальное правосознание: структурно-функциональный аспект и ценностно-нормативные компоненты.................................63

2.2. Правовая социализация как фактор модернизации российской соционормативной и социокультурной систем...............................112

Глава 3. Деструктивное воздействие на индивидуальное правосознание россиян...........................................................138

3.1. Публично-правовые институты в процессе противодействия деструктивному влиянию на индивидуальное правосознание россиян: ретроспективный и современный аспекты......................................138

3.2. Факторы деструктивного воздействия на индивидуальное правосознание в условиях трансформации российской соционормативной системы.................................................................................168

Заключение...........................................................................202

Библиография.......................................................................213

Введение

Актуальность темы диссертационного исследования

определяется спецификой социально-правового развития современного российского общества, трансформирующегося в эпоху глобальных перемен. При этом глобализация социально-правовых процессов с неизбежностью актуализирует проблему правового взаимодействия и особенностей правосознания современного общества и его правовой культуры. Вместе с тем, соционормативная система и правовая культура есть неотъемлемые части глобализирующегося общества, устойчивое и стабильное развитие которого во многом зависит от уровня индивидуального правосознания россиян. Исследование вопроса о влиянии индивидуального правосознания на процесс модернизации российской соционормативной системы является особенно актуальным в наши дни, когда феномен личности выдвигается на первый план, и когда социально-правовая модернизация российского общества объективно нуждается в ориентированности правосознания на идеалы демократизации, на обновленные духовно-нравственные и правовые ценности, доминирующие в современном российском обществе.

Очевидно, что вопрос о формировании духовно-мировоззренческой основы индивидуального правосознания более всего связан с проблемой осмысления соционормативной и социокультурной системы современного общества и его порядка. Личность как часть этого порядка, осуществляет стратегию поведенческого выбора, основываясь на индивидуальном правосознании, определяя тем самым направленность государственной деятельности, ориентируя ее на формирование правового государства и гражданского общества.

В этих условиях государство придает особое значение проблеме индивидуального правосознания и правовой культуры россиян.

Концептуально эта идея получила свое воплощение в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», в которых было отмечено, что «государство создаёт условия для обеспечения развития правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомлённости о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов, а также доступа граждан к квалифицированной юридической помощи».1 Особое внимание при этом уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения. Для чего государство должно создать условия для разъяснительной работы в правовой сфере, пропаганды необходимости соблюдения россиянами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Акцентируя внимание, таким образом, на индивидуальном аспекте правосознания как решающего фактора, который в значительной степени определяет динамику развития российской правовой системы и правовой действительности, прежде всего, возникает необходимость концептуального переосмысления проблемы формирования индивидуального правосознания. Именно последнее задает контекст, нацеливающий социально-правовое регулирование на формирование правовых мотивов и правовых установок россиян сообразно с особенностями национальной правовой культуры и правового менталитета.

При этом соответствующие институциональные изменения в правовой жизни российского государства и общества сосредотачиваются в

Российская газета. 2011.14 июля.

в сфере формирования правового поведения личности, где важнейшую,

определяющую роль играет степень включенности индивидуального

правосознания как особой компоненты соционормативной системы

российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Предметом

всестороннего интереса со стороны юридической науки всегда выступала

проблема индивидуального правосознания, в рамках которой исследуются

различные аспекты воздействия духовных факторов на социокультурные

процессы государства и общества.

Основы разработки проблематики правосознания были заложены

еще в рамках дореволюционной теории и философии права в трудах B.C.

Соловьева, Г.Ф. Шершеневича, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, П.И.

Новгородцева, E.H. Трубецкова, А.Ф. Тарановского, C.JI. Франка, Л.И.

Петражицкого, П.А. Сорокина, СИ. Гессена, И.А. Покровского, И.А.

Ильина, Б.А. Кистяковского, H.H. Алексеева, Б.П. Вышеславцева и др. В

советское время категория правосознания получила свою дальнейшую

разработку на основе синтеза позитивного направления и

материалистической концепции. Указанная проблематика анализировалась

в исследованиях М.А. Рейснера, М.Я. Магазинера, П.И. Стучки, А .Я.

Вышинского, М.С. Строговича, а также С.С. Алексеева, К.Т. Вельского,

Ю.М. Грошевого, Г.Х. Ефремова, А.Э. Жалинского, Г.А. Злобина, В.П.

Казимирчука, В.И. Каминской, Н.И. Козюбры, В.Н. Кудрявцева, Е.А.

Лукашевой, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, Е.В. Назаренко, Ю.И. Новика,

Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинова, И.Ф.

Рябко, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, Н.Я. Соколова, Л.И. Спиридонова,

И.Е. Фарбера, В.А. Чефранова, В.А. Щегорцова, A.M. Яковлева и др.

Современная российская юридическая наука характеризуется

большим количеством публикаций, посвященных различным аспектам

теории правосознания, отчасти затрагивая проблему индивидуального

5

правосознания, среди которых работы таких авторов как A.A.

Абдумаминов, P.C. Байниязов, П.П. Баранов, Э.Э. Баринов, В.И. Бегинин,

Е.А. Белканов, H.H. Вопленко, Н.Л. Гранат, A.C. Гречин, A.B. Трошев,

Н.О. Евплова, A.M. Евстратов, В.И. Егоров, О.Ю. Комарова, И.А.

Крыгина, В.П. Малахов, Т.В. Мельникова, А.Ю. Мордовцев, Л.Д.

Мостовщиков, И.Д. Невважай, Ю.Е. Пермяков, А.П. Плешаков, A.B.

Поляков, В.Б. Романовская, В.Е. Семенов, А.П. Семитко, В.Н. Синюков,

Т.В. Синюкова, В.А. Суслов, Н.М. Тапчанян, Я.З. Турбова, И.В. Хрючкина,

Н.В. Щербакова и др.

В последние годы появился целый ряд публикаций, затрагивающих

вопросы деформации правового сознания, в частности, правового

нигилизма, среди которых можно выделить работы Н.В. Варламовой, В.И.

Гоймана, А.И. Демидова, A.B. Колесникова, Н.И. Матузова, И.Д. Неважая,

В.Н. Руденкина, А.Г. Синюкова, Э.Ю. Соловьева, В.А. Туманова,

диссертационные исследования и монографии A.B. Волошенюка, Д.И.

Вороненкова, П.А. Горохова, K.P. Даниеляна, В.Н. Коробки, Д.Э.

Марченко, С.А. Сирина, A.C. Сиротина, В.Б. Ткаченко, К.Г. Федоренко и

др. Однако представители отечественной науки рассматривают правовой

нигилизм, как правило, в контексте индивидуального правосознания, а в

рамках традиционной трактовки общественного правосознания, определяя

его однозначно как негативный феномен, как следствие юридической

неразвитости и отсталости российского общественного правосознания.

Между тем современное осмысление проявлений индивидуального

правосознания в условиях модернизирующееся правовой системы требует

соответственно и новой социокультурной интерпретации, альтернативных

методологических схем, позволяющих уяснить его смысл и роль в

процессе формирования российской соционормативной системы.

Вместе с тем современная российская трактовка правосознания есть

сочетание постулатов теории отражения, юридического позитивизма и

б

идеологии естественных прав. Правосознание в общем контексте рассматривается, прежде всего, как отражение юридического бытия, одно из средств функционирования и воспроизводства существующего права и правопорядка. Тем самым, остается недостаточно разработанной связанность права сознанием, опосредованность права в правовом субъекте как деятеле, способном к признанию и утверждению определенных социально-правовых ценностей. Тем не менее, предпринимаемые отдельные попытки исследования проблемы индивидуального правосознания (М.В. Гладких, А.Н. Рыков, A.A. Тамберг, и др.), не получили достаточного распространения в отечественной юриспруденции. Таким образом, недостаточная разработанность идеи индивидуального правосознания делает данную проблему весьма актуальной, требующей своего развития в современной российской юридической науке.

При оценке ментальных оснований правосознания автор опирался на труды К.А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М.И. Воловикова, И.Г. Дубова, в которых на основе социально-психологического анализа выявлены особенности российского менталитета. Большое влияние оказали на ход исследования также публикации P.C. Байниязова и В.Н. Синюкова, которые рассматривают сущность и специфику правовой ментальности современного российского общества.

Для исследования проблемы духовных и мировоззренческих оснований правосознания исключительно велика роль многих фундаментальных работ в области социальной философии, философской антропологии и культурологии, проведенных в последние десятилетия (B.C. Библер, П.С. Гуревич, Э.В. Ильенков, K.M. Кантор, С.Э. Крапивенский, В.А. Мейдер, Б.А. Навроцкий, K.M. Никонов, Н.В. Омельченко, И.А. Петрова, А.И. Пигалев, H.H. Седова).

Объектом диссертационного исследования выступают

общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования правовой формы сознания и её детерминант, определяющих российскую соционормативную систему. Предмет исследования - индивидуальное правосознание и правовая культура как правовые феномены, противостоящие деструктивному воздействию на сознание россиян в условиях социкультурных трансформаций.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является концептуальный анализ феномена индивидуального правосознания как важнейшего фактора, обуславливающего формирование российской соционормативной системы. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- исследовать специфику российской соционормативной системы, посредством анализа ее парадигмального и доктринального дискурсов;

- рассмотреть особенности культурно-правового измерения российской соционормативной системы через модернизационные и трансформационные процессы;

- раскрыть духовно-ментальную природу индивидуального правосознания современных россиян, определить его смысл и функциональное значение;

- выявить особенности правовой социализации в процессе формирования индивидуального правосознания;

- рассмотреть специфику деструктивного воздействия на индивидуальное правосознание россиян посредством выявления факторов и особенностей, направляющих данный процесс;

- показать роль публично-правовых институтов, осуществляющих противодействие деструктивному влиянию на индивидуальное правосознание россиян.

Методологическую основу диссертационного исследования

составляют классические методы общенаучного познания, такие как диалектический метод, анализа и синтеза, индукции и дедукции, системно-аналитический, логический, социологический, а также специальные методы (сравнительно-правовой, историко-юридический, системно-структурный, функциональный, моделирования и другие).

Методология системного подхода используется в тех фрагментах исследования, когда требуется выявить элементы содержания индивидуального правосознания и установить их внутренние и внешние связи. Приемы диалектического мышления активизируются в тех фрагментах исследования, когда необходимо познать противоречивую взаимосвязь сознательного и бессознательного в правосознании.

Оперирование общими и частными методами позволило в интересах достижения поставленных исследовательских целей и задач представить комплексный анализ феноменов индивидуального правосознания и правовой культуры и показать их роль в формировании российской соционормативной системы.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

предложена целостная концепция, объясняющая специфику формирования

российской соционормативной системы через модернизационные и

трансформационные процессы, происходящие в современном российском

обществе; показана духовно-ментальная природа индивидуального

правосознания россиян; проведенное комплексное исследование

индивидуального правосознания как многоаспектного и полиструктурного

явления, что позволило определить его смысл и функциональное

значение как интеллектуальной, социально-психологической и

нравственно-правовой силы, создающей пространство правовых идеалов и

ценностей, и тем самым определяющих мотивацию и выбор личность

социально-полезного правового поведения; исследовано ценностно-

9

правовое содержание правосознания, как идеально-смыслового образования, объективированного в правовой социализации и способного производить в личности значительные эффекты его преображения; определены посредством анализа правовой социализации основные духовно-ментальные источники индивидуального правосознания, придающие смысл деятельности в правовой сфере и определяющие правоментальный настрой российского общества, обусловленный соответствующей системой социокультурных ценностей и детерминант; осуществлен анализ воздействия деструктивных факторов на формирование индивидуального правосознания в целях оказания конструктивного противодействия и создания позитивных мировоззренческих ориентиров для развития индивидуального правосознания россиян.

В результате исследования сформулирован ряд выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений:

1. Российская соционормативная система есть особенное образование, которое развивается и изменяется, сохраняя при этом свою устойчивость благодаря тому, что в общественном правосознании вступают во взаимодействие различные правовые ценности и идеи, из которых, формируется соответствующая ценностно-нормативная система российского гражданского общества, и в котором именно ценностная идея является главной для создания демократических основ развития и функционирования Российского государства и общества.

Соционормативная система российского общества представляет

собой комплекс взаимодействующих и взаимосогласованных институтов,

связей и элементов, обуславливающих конструктивное и позитивное

развитие российской правовой государственности. Важнейшими

структурными элементами ее выступают: институционализированное

законодательство, индивидуальное правосознание и правовой менталитет,

ю

интернализация индивидуальным сознанием норм и компонентов соционормативного комплекса, правовое поведение (правовая и гражданская активность), наконец, институциональные правовые средства, способствующие формированию позитивного индивидуального правосознания современных россиян.

2. Индивидуальное правосознание выступает в качестве системообразующего фактора, формирующего российскую соционормативную систему. Индивидуальное правосознание есть проявление социально-психологических качеств личности, через которые детерминируются ее социально-правовые роли и проявляется социально-правовая активность. Вмест

2015 © LawTheses.com