Исламская концепция международного экологического праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции на тему «Исламская концепция международного экологического права»

с.

На правах рукописи

ШЛУКИ АБДУЛГАНИ АХМЕД НОМАН

ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Специальность 12.00.10 «Международное право»

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук

Москва - 1997

Диссертация выполнена на кафедре международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор

Шатров В.П.

Оффициальпме оппоненты - доктор юридических наук, профессор

Каламкарян Р.А.

на заседании диссертационного совета К 053.22.10 в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г.Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, ауд. ?

С диссертацией можно ознакомится в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

- кандидат юридических наук, доцент Мигачёв Ю.И.

Ведущая организация

- Московская Государственная юридическая академия

Защита диссертации состоится " '

/О __ 1997 г. в час.

Автореферат разослан

1997 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат юридических наук,

доцент

В.М. Телицш

!

Актуальность темы исследовании. Актуальность темы настоящего ¡сследования во многом определяется тем, что значение мусульманских стран í мировом сообществе, международной экономике и политике, их роль в международных отношениях государств и деятельности универсальных и региональных организаций, и, следовательно, степень их влияния на хальнейшее формирование и совершенствование международного травопорядка, « пгнпве которого лежат нормы международного правя, ¡аметно возрастает.

Главным фактором сплочения мусульманских стран, во многом сличающихся друг от друга по этническому составу и языку, жономичсскому и военному потенциалу, географическому положению, лесту в мировой политике, по численности населения,степени обеспеченности >есурсами, особенно, имеющими стратегическое значение, является религия <слама.

Именно осознание себя мусульманами одной общины (уммы), несмотря на богословские расхождения, внутренние противоречия и застарелые гонфликты, заставляет народы, государства и лидеров этих стран быть един ,1 м и в отстаивании своего права на собственную веру, независимость и л'верепитет, целостность территории и неизменность образа жизни, своё iccto в мировом сообществе наций.

Исламский фактор становится важным фактором мировой политики и «еждународных отношений, что может значительно изменить - и уже реально «еняст - характер участия мусульманских стран и созданных ими международных (региональных) межправительственных организаций в шработке и корректировке норм международного права.

Актуальность данной работы определяется также тем фактором, что до гастоящего времени сама возможность того, что исламская религия и ¡еразрывно связанные с ней, нормы мусульманского права смогут реально лиять, хотя бы косвенно, на формирование норм международного права, ерьезно не рассматривалась. Соответственно, не было потребности, а, ачастую, и возможности у заинтересованного круга правоведов, политиков, чащихся вузов ознакомиться с чётким и непредвзятым изложением сущности [ содержания мусульмансксго права не только в его классической форме аариата и фикха, но и в новейших проявлениях его развития, оценить его начительиый общечеловеческий потенциал.

И ещё один важный момент делает данную работу актуальной-)н заключается в том, что само международное экологическое право является ювой, активно формирующейся и развивающейся отраслью, !еждународного права, которая, вследствие жизненной важности своего бъекта (гибель окружающей среды означает гибель человечества), начинает [ретендовать на более важную, чем отраслевую, роль в системе 1еждународиого права.

В связи с этим рассмотрение вопроса об отношении мусульманснх стран 1 этой отрасли международного права (в связи с исламской концепцие1 взаимоотношения человека и окружающей среды, основанно на нормах I принципах шариата) представляет существенный научный интерес.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей работы заключаете: в том, чтобы адекватно представить экологические позиции исламское доктрины р общем контексте развивающегося мусульманского права. В свя и с этим в настоящем исследовании были поставлены и разрешены следующие задачи:

- показать особенности исламской правовой системы, её международно правового аспекта, раскрыть динамику и характер взаимоотношений мехед; мусульманским * и международным правом;

- на примере активно формирующейся мусульманско-правовой модещ "мусульманской экономики" проанализировать механизм формирована новых отраслей мусульманского права и одновременно оценит] природоохранные возможности исламской концепции международной экономического порядка;

- показать особенности исламского подхода к проблеме становления I развития международного экологического права (международного прав; окружающей среды) в связи с активным участием мусульманских стран членов мирового сообщества и субъектов международного права - I формировании этой отрасли права и соблюдением ими своих международны; обязательств по охране окружающей среды.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервьк рассматривается исламская экологическая концепция, которая анализируете? как с точки зрения её генетической связи с сущностью и традиции* мусульманского права, обладающего значительными эволюционным! возможностями через "врата иджтихада", так и с позиции современны; международно-правовых приоритетов мусульманских стран и их собственно! природоохранной практики.

В работе впервые указывается на важные с точки зрения воспитанш экологического сознания положения шариата, раскрывается сущности исламского правового подхода к вопросу права человека и народа ш благоприятную окружающую среду, в научный оборот вводятся новы« факты, осуществляется поиск точек соприкосновения мусульманского I международного права в гуманитарно-правовой и природоохранной сфере.

*

- Мусульманское, или исламское, право - особая самостоятельная система«, права, созданная в рамках религии ислама и основанная на законах шариата.

Практическая значимость работы состоит в возможности непосредственно познакомиться с характерными особенностями мусульманского права, оценить его экологический и гуманитарный потенциал, осознать необходимость и возможность снятия остроты межцивилизационных конфликтов с помощью взаимопонимания и через совместный поиск путей преодоления экологического кризиса на нашей планете.

Основные положения работы могут быть использованы при подготовке вузовских курсов по мусульманскому (исламскому), экологическому и гуманитарному праву, экономике и политике мусульманского и арабского Востока.

Источники и библиография. Источниками для данного исследования являлись священные для мусульман тексты Корана и сунны, толкования мусульманских богословов и правоведов в области фикха, норм и принципов исламской религии, а также официальные документы международных межправительственных организаций (ММПО), Экономического совета для Западной Азии ООН (ЭКЗА ООН), нормативные акты ряда мусульманских стран.

При работе над диссертацией был внимательно изучен ряд работ современных мусульманских теоретиков права, проведена систематизация и обобщение, и, в определённой степени, развитие их идей в экологическом ключе (особенно, в главе 2, где рассматривается взаимосвязь между "исламской экономикой" и экологией).

Важную роль в определении теоретических и методологических основ диссертационного исследования сыграли работы российских учёных: Б.В.Ерофеева, Н.В.Жданова, И.Ю.Крачковского, З.И.Левина, Г.В.Милославского, Л.Р.Сюкияйнена, И.М.Филылтинского, В.П.Шатрова, Блшценко И.П., Жукова Г.П., Колбасова О.С.

Были использованы работы видных знатоков ислама: А.Массэ и Г.Э. фон Грюнебаума, содержащие большой иллюстративный материал.

Апробация диссертации проводилась в ходе изложения её основных положений и выводов на научно-теоретических конференциях молодых учёных Российского университета дружбы народов.

Структура и основное содержание работы .Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показана её научная новизна и практическая значимость,определены цели и задачи диссертации.

В первой главе "Исламская правовая система и международное право"

раскрывается проблема сосуществования и взаимодействия исламской

правовой системы и международного права, приобретающая в последнее время всё более актуальный характер.

Это связано с продолжающимся процессом распространения мусульманской религии в ряде регионов мира, высокими темпами прироста населения мусульманских стран, усилением экономических и военных позиций ряда ведущих стран мусульманского мира и значительной активизацией исламского фундаментализма.

Кроме того, обострившиеся процессы национального размежевания в ряде регионов традиционного распространения ислама (в том числе в таких важнейших регионах с точки зрения мировой безопасности, как Балканы и Кавказ), нередко перерастают в вооруженные гражданские конфликты, в которых активно присутствует исламский фактор: исламские лозунги, попытки создания исламского государства, основанного на шариате, и, одновременно, переход к применению норм международного права вс взаимоотношениях с соседями и бывшим центром.

Наблюдается активная деятельность по привлечению дипломатической, экономической и иной поддержки со стороны мусульманских стран и исламских ММ ПО, а также моральной поддержки со стороны широких масс мусульманского населения планеты. Большие надежды возлагаются на установление особых отношений с мусульманскими странами в рамках мусульманско-правовой концепции межгосударственных отношений, что означало бы вхождение во влиятельную и обладающую значительными возможностями международную систему исламской солидарности.

Исламская правовая система имеет ряд важных особенносгей. Современные исследователи отмечают, что из всех мировых религий пожалуй только ислам наиболее тесно связан с государством и правом. Причём главным связующим фактором выступает именно мусульманское право как важнейшая часть исламской религиозно-правовой идеологии. "Подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, по не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина."*

Арабские и мусульманские исследователи мусульманского права прежде всего подчёркивают его божественную природу и неразрывную связь с нормами, правилами и предписаниями религии ислама. Они делают вывод: ислам - это "вера и государство" (ад-дин ва- д- давля) в одном лице, мусульманское право тождественно мусульманской религии.

Сходную точку зрения высказывают и западные исследователи ислама. Они отмечают, что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства и что мусульманское право - это прежде всего религия, затем государство и культура.

* - Скжияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1986. С. 3

Ислам - это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а божественную природу. Мусульманское право не играет самостоятельной роли, поскольку в нём в принципе не различаются обязательства человека по отношению к богу и по отношению к другим яюдям, таким образом, в исламе религиозные и моральные правила поведения охватывают все поступки человека,не оставляя места для чисто юридических норм. *

Религия ислама, начало которой было положено пророческой миссией Мухаммада (570 - 632 г.г. н.э.), явилась основой формирования государственности арабских племён Аравийского полуострова, а в последующем - в эпоху исламских завоеваний (аль-футухат аль-исламийя) -арабского халифата и в целом традиций исламской государственности, которые нашли своё отражение в государственном устройстве многих стран Востока и Африки. Именно мусульманская община Мухаммада - её религиозного лидера и последнего из пророков (хатим аль-анбия) - стала первым исламским государством, которое расширялось по мере распространения ислама.

Общинно-религиозная организация исламского государства,в котором правитель - повелитель правоверных (амир аль-муминин) - был носителем государственной власти постольку, поскольку исполнял обязанности главного предстоятеля (имам), пастыря и морального авторитета мусульманской общины перед лицом Аллаха, имманентно выдвигала ниспосланные Аллахом через его Пророка моральные нормы во главу угла всей системы мусульманского права.

Основными источниками мусульманского права являются Коран и сунна, го есть божественные откровения, деяния и высказывания Пророка, которые "закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии."

Традиционная исламская концепция мирового порядка исходит из делимости мира на две основные части: умма - общность всех мусульман, являющихся объектом божественного откровения и весь остальной мир. В Коране подчёркивается, что мир разделён именно по воле Аллаха (сура

* - Исследователи мусульманского права отмечают две взаимообуславленные особенности, отличающие его от других крупнейших правовых систем современности - религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с исламской догматикой. - См. : Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 7

- Сюкияйнен Л.Р. Указ. соч. С. 9

"Худ", 120). *

С точки зрения исламской доктрины, признание единобожия является предварительным условием мирных отношений между мусульманами и немусульманами, т.е. немусульманское государство не может претендовать на равные отношения с исламскими государствами, если оно не достигло определённого уровня, выражающегося в признании единобожия.

В то же время мирная направленность исламской доктрины часто иллюстрируется аятом 53 суры "Трапеза" и, особенно, аятом 13 суры "Комнаты": "О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и именами, чтобы вы знали друг друга."** Распространение ислама и защита его интересов является религиозным долгом и обязанностью исламского государства.

Все в зоне распространения ислама - от мусульманина до властных структур - должны стремиться к расширению этой зоны. Тем не менее теоретики ислама традиционно подчёркивают мирный характер такого распространения, ссылаясь на аят 257 суры "Корова": "Нет принуждения в религии."***

В основе процесса формирования миропорядка по исламу лежат положения Корана, поскольку, как считают теоретики ислама, "нельзя, чтобы умма ограничивала собой поле действий Корана, оставляя в стороне другие нации, так как Аллах пожелал,чтобы Коран был откровением, основой суждения и мерой действия и поведения для всех людей."**** Инструментами реализации исламского миропорядка выступают политика и дипломатия, направленные на достижение исламского единства через укрепление уз мусульманской солидарности.

Мусульманские государства и ММ ПО проявляют вполне понятную заинтересованность (они слишком часто становились объектами внешней агрессии и ареной локальных вооружённых конфликтов) в обеспечении региональной и глобальной безопасности.

Декларируя официальную поддержку политики предотвращения новой мировой войны, лидеры, теоретики и проповедники ислама постоянно подчёркивают мирный характер этой религии, её негативное отношение ко всякого рода конфликтам, в том числе и военным. Достижение всеобщего мира, по мнению исламских богословов способствует заключение соглашений о ненападении, договоров о коллективной безопасности и их строгое соблюдение. Подобные международно-правовые акты рассматриваются как

* -Коран 11, 120

** -Коран 49, 13

*** - Коран 2, 257

**** _ Осман А.К. Черты исламской культуры. Бейрут, 1985. С. 120-121 (на ар.

яз)

естественное средство установления мирных межгосударственных отношений и предотвращения военных конфликтов. В то же время исламская концепция безопасности не исключает возможности войн против нарушителей договоров о мире, против агрессоров и поработителей.

Указывая на необходимость обособления мусульманских стран, идеологи ислама апеллируют к концепции исламской безопасности, принятой на первой международной мусульманской конференции "Оборона и мусульманский мир" в Лондоне в 1979 г.

В рамках концепции исламской безопасности особое внимание уделяется координации внешнеполитических акций мусульманских государств, скорейшему разрешению навязанных им извне конфликтов, совместной мобилизации сил и средств в случае агрессии. Упрочению исламской безопасности должно содействовать расширение экономического, торгового, финансового, военного, культурного и других форм межгосударственного сотрудничества.

Национальные правовые системы современных арабских и мусульманских стран прошли сложный исторический путь развития:

от доктринального мусульманского права, через период вынужденной рецепции западных образцов и правовых моделей и связанных с ними моделей государственного устройства (в период колониального господства и первые годы после обретения независимости), а также через опыты "социалистического" законотворчества (НДРЙ, ОАР, ДРА и многие другие страны) - к признанию шариата (аш-шариа аль-исламийя) основным источником права. Сегодня именно таким путём - путём национально-религиозной консолидации с опорой на исламское наследие - мусульманские страны пытаются решить свои обострившиеся геополитические, экономические и социальные проблемы.

В то же время замена западных моделей права мусульманскими в рамках национальных правовых систем вовсе не означает изменения уважительной позиции мусульманских стран по отношению к современному международному праву как основе существующего

международного правопорядка. Ведь именно новый образ международного права, который начал складываться после 1917 г. в связи с отходом от деления народов на цивилизованные и нецивилизованные и признанием права народов на самоопределение и национальную независимость, позволил арабским и мусульманским странам сбросить колониальное иго, а впоследствии занять достойное место в мировом сообществе.

Уже в конце второй мировой войны мусульманские страны осознали себя активным субъектом международного права, о чем свидетельствует участие Египта, Ирака, Ирана, Ливана, Саудовской Аравии и Сирии в создании ООН в июне 1945 г.

Мусульманские страны, как правило, являются поборниками установления дружественных отношений и сотрудничества между государствами в

соответсвии с Уставом ООН и принципами международного права. В то же время именно принцип невмешательства

во внутренние дела государств как важнейший принцип международного права во многом способствовал переходу мусульманских стран к активному формированию национальных правовых систем на исламской основе.

В настоящее время принцип уважения и соблюдения норм международного права находит законодательное закрепление в государственном праве ряда мусульманских стран. Например, ст. 5 Конституции ЙР 1991 г. предусматривает, что государство "руководствуется Уставом ООН, Всеобщей декларацией прав человека, Уставом ЛАГ и в целом признанными нормами международного права."

В главе второй "Исламская концепция международного экономического порядка" раскрываются правовые основы "исламской экономики" как основы исламской концепции международного экономического порядка, прослеживается её связь с экологией.

Мусульманское право уделяет самое серьёзное внимание вопросам формирования и регулирования экономических отношений в обществе, всемерно укрепляет основу его материального существования. При этом мусульманское экономическое право, основанное на священных положениях Корана и сунны, с момента своего зарождения направлено на создание и укрепление особой хозяйственной модели для мусульманской религиозно-государственной общины (уммы).

В настоящее время в период своеобразного мусульманско-правового ренессанса во многих мусульманских странах возрастает интерес к исламской - "имеющей божественное происхождение" - экономической модели и возможностям её адекватной реализации с учётом современной политико-экономической ситуации и технологических возможностей. При этом имеется в виду как внутригосударственный, так и региональный и международный уровни распространения "исламской экономики".

Предпринимаются попытки формирования международного исламского экономического порядка с одновременной разработкой концепции такого порядка и формированием системы институционального обеспечения её реализации.

Предметом особой гордости мусульман является тот факт, что в период раннего средневековья исламское государство - халифат - сыграл выдающуюся роль в развитии мировой экономики, добившись выдающихся успехов в сфере торговли, производства и финансов на основе применения норм шариата. Хорошо известные не только военные, но и экономические, научные и культурные достижения халифата свидетельствуют, что в нём действовал эффективный хозяйственный механизм, позволявший решать сложнейшие практические задачи. Этот механизм, представляющий собой жёсткую целостную систему принципов, ценностей, дозволений и запретов, изложенных в Коране и сунне, и является единственной и неизменной

"божественной" сутыо исламской экономики. Её основы - "это часть божественного учения ислама, и мусульманин должен следовать им, подчиняясь и поклоняясь Аллаху." *

Важнейшей особенностью социально-ориентированной (умма является высшей ценностью) исламской экономики является создание особых правовых режимов: собственности, предпринимательства, труда, социальной защиты в строгом соответствии с предписаниями Аллаха и его Пророка.

В XX в. объектом национальних усилий мусульманских стран становятся задачи развития, достижения сначала политической,а затем и экономической независимости, утверждение национального своеобразия. Путь вестернизации всё более отвергается,так как Запад несёт в себе опасность экономической и финансовой зависимости (неоколониализма), экспортирует образ жизни и духовные цености, чуждые народам мусульманских стран и враждебен исламу.

Становится актуальной выработка исламской концепции экономического развития мусульманских стран и мусульманского мира в целом, которая способствовала бы созданию материальной основы сохранения и упрочения религиозной самобытности мусульманского общества, позволила бы перейти от отношений зависимости Востока от Запада к отношениям равноправного и взаимовыгодного партнёрства между ними.

В разработке концепции "исламской экономики" как морально-правовой системы, основанной на вечных ценностях ислама, с 20-х годов XX в. участвуют представители различных, часто идейно противоположных друг другу, направлений общественной мысли мусульманских стран.

Однако основную работу по разработке основ исламской экономической концепции взяла на себя авторитетная и не склонная к политическому радикализму группа богословов, экономистов, технократов, профессоров крупнеших исламских учебных заведений мусульманского мира. Они в современных условиях продолжают дело известного мусульманского реформатора М.Абдо (1849-1905), который писал: "Разум должен склониться только перед богом и остановиться лишь у тех пределов, которые ставит вера." **

Основные идеи и принципы "исламской экономики", разработанные в ходе научных дискуссий на многочисленных конференциях, симпозиумах, а затем и всемирных конгрессах по исламской экономике (Мекка, 1976 г.; Исламабад, 1983 г.), были положены в основу экономической деятельности ряда мусульманских стран,используются ими для налаживания более тесного экономического и торгового сотрудничества друг с другом, а также получили

* - Аль-Вафи A.M. Исламская экономика: для чего? - ат-Тиджара, 1993, № 3 (на ар. яз.)

** - См. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М., 19884. С. 195

своё дальнешее развитие в деятельности Организации исламской конференции (О И К) и её специализированных организаций.

Основным кредитно-финансовым институтом ОИК является Исламский банк развития. Интересно отметить, что в мире уже действует целый ряд частных исламских банков.

Продолжающаяся в настоящее время разработка международного исламского экономического порядка, как нам представляется, происходит по трём основным направлениям, которые условно можно назвать: экономическим, правовым и направлением социально-экономической безопасности. В частности, правовое направление включает в себя: создание правовой базы исламской экономики; распространение действия мусульманско-правовых экономических норм на хозяйственную деятельность мусульманского мира в целом; популяризацию в мире основ социально-экономической модели "исламской экономики" среди немусульман; активное участие в создании НМЭП на основе норм и принципов международного права в целях демократизации международных экономических отношений.

Наличие в исламской концепции международного экономического порядка значительного экологического потенциала объясняется тем, что многие мусульманские страны расположены в природных зонах с крайне ограниченным экологическим потенциалом (расположены в природной зоне пустынь, полупустынь и сухих степей субтропического и тропического пояса), в них жива память о важнейших исторических природных катастрофах, произошедших именно здесь (всемирный потоп, Содом и Гоморра), а также техногенной катастрофе, упомянутой в Коране - разрушении Марибской плотины,- которые воспринимаются как неизбежная кара, ниспосланная Аллахом на людей, преступивших его законы (западные исследователи обычно говорят в подобных случаях о нарушении экологического равновесия).

Кроме того территория мусульманских стран является ареной незатухающих военных конфликтов, важнейший из которых Ближневосточный. Их следствием является гонка вооружений в регионе,

которая поглащает значительные материальные, финансовые и людские ресурсы, ослабляет национальные экономики и социально-политическую стабильность. Сохраняется опасность возникновения гонки вооружений массового поражения, что может заставить мусульманские страны создать свой ВПК и поставит под угрозу как реализацию идеи "исламской экономики", так и экологическую безопасность этих стран в целом.

Важнейшие из собственно экологических проблем мусульманских стран: опустынивание и катастрофическая нехватка водных ресурсов - побуждает мусульманских технократов и экономистов стремление к использованию самых современных ресурсосберегающих технологий. Одновременно мусульманские страны активно противостоят попыткам "экологического неоколониализма"- переводу сюда вредных производств из развитых стран, захоронению токсичных отходов на своей территории.

В третьей главе "Исламское экологическое право и его взаимодействие с международным экологическим правом" раскрывается исламская концепция защиты прав человека и народов на благоприятную окружающую среду, изучается подход мусульманского права к вопросам международной экологической безопасности, рассматриваются примеры практической деятельности мусульманских стран в области охраны окружающей среды и правового обеспечения подобной деятельности.

Если на Западе "отношения людей к природе существуют только через производственные отношения"*, а сама природа обычно представляет интерес постольку, поскольку её использование необходимо в том, или ином технологическом процессе, то на Востоке важнейшим фактором, определяющим отношение человека к природе, является религия. Именно в религии заложены священные нормы и правила "мирного сосуществования" человека с природой - на благо самого человека.

Шариат как жёсткая этико-правовая система исламской религии требует от мусульманина уважения ко всему, что создано Аллахом в лучшем виде, соблюдения безусловной физической, ритуальной и нравственной чистоты и тем самым обеспечивает правовую защиту человеческой жизни и здоровья и окружающей природной среды.

В зависимости от характера нарушения предусматриваются различные санкции, в том числе смертная казнь за умышленное убийство и "порчу на земле". Аят 35 суры "Трапеза" прямо приравнивает экологическое правонарушение "порча на земле"** (см.ст. 254 "Порча земли" в УК РФ) к немотивированному убийству - уголовному преступлению категории "кисас" (возмездие), - санкцией за которое может быть смертная казнь.

Шариат не только гарантирует человеку, как мусульманину, так и представителям других религий, право на жизнь, но и требует, чтобы мусульмане заботились о своём здоровье, ежедневно соблюдали правила личной гигиены (десять правил обычной чистоты).

Шариат прямо требует от мусульман бережного и уважительного отношения к природе и животным, в чём видится залог сохранения нравственного и физического здоровья самого человека (запрет на продажу незрелых плодов, затачивание клинка перед жертвенным животным, запрет бить животных и т.д.).

Фактически исламская правовая доктрина возлагает на самих мусульман обязанность охраны своего здоровья, жизни и потомства путём укрепления физического и нравственного иммунитета, запрещает наносить вред природе, имея в виду, что сам человек несёт ответственность за благоприятную среду, созданную для него Аллахом.

* - Ерофеев Б.В. Экологическое право. М„ 1992. С. 7

** - Коран 5, 35

Однако в нашем столетии в результате хозяйственной и научной деятельности человека в окружающей среде возникли антропогенные, ранее не известные и несущие непосредственную опасность жизни человека факторы физического, химического, биологического загрязнения. Сегодня, когда близкие к катастрофическим глобальные изменения в экологии всё более угрожают и мусульманским народам, именно мусульманская община (умма) должна взять на себя обязанность по защите благоприятной окружающей среды для мусульман и тем самым внести вклад в здоровление окружающей среды на планете.

Мусульманские страны с начала 80-х г.г. активизировали свою деятельность по защите прав человека и народов на безопасную окружающую среду и международную экологическую безопасность в рамках концепции нового международного гуманитарного порядка под эгидой ООН ( резолюция 42-й сессии ГА ООН от 9.12.1987 г.).

Мусульманские страны активно сотрудничают с ФАО, ВОЗ, ВМО, КПР, МАГАТЭ, МАГ, МПП, ЮНЕСКО, ЭКА иЭКЗА и др. Особенно важным является взаимодействие этих стран с ЮНЕП - центральным органом ООН, возглавляющим сотрудничество по охране окружающей среды на всемирном уровне. Главы мусульманских государств и правительств принимали участие в Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где было подчёркнуто,что "управляемое развитие основывается только на эволюционных законах природы и общества при общественном согласии на такое управление" и что все люди "имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой". *

С точки зрения мусульманского права важным недостатком международного права окружающей среды является слабость присутствующего в нём морального императива, из-за чего "природоохранительные соглашения практически не регулируют вопросов ответственности" **. Кроме того "возникает вопрос об ответственности за экологический ущерб в результате действий, не запрещённых международным правом." ***

В этой связи опыт соединения права и морали в мусульманской правовой доктрине, построенной на преклонении человека перед законами и могуществом Аллаха и выполнении его предписаний,в случае непредвзятого его осмысления с позиций экологизации международного права окруающей среды (признания "правосубъектности" экологических законов природы), может быть полезен для дальнейшего успешного развития этой отрасли права и повышения её эффективности в целях укрепления международной экологической безопасности.

* - См. Выборнов В.Я. Развитие и безопасность. М., 1997. С. 11

** - Курс международного права, т.5. М., 1992. С. 326

*** - Указ. соч. С. 327

Что касается экологической практики мусульманских стран.го здесь можно выделить борьбу этих стран за создание безъядерных зон в Африке и на Ближнем Востоке, против распространения химического и биологического оружия, за справедливое решение проблемы совхместпого использования водных ресурсов на Ближнем и Среднем Востоке в рамках международного права.

Экологическая обстановка в самих мусульманских странах становится всё более сложной. На 8-й сессии Совега министров арабских стран по вопросам охраны окружающей среды (Каир, ноябрь 1996 г.) в числе важнейших природоохранных задач были названы: борьба с опустыниванием; борьба с промышленным загрязнением; экологическое воспитание и формирование экологического сознания. Была подчёркнута важность мониторинга международных правовых актов по вопросам окружающей среды, а также сотрудничества с ЮНЕГ1 и ЕС.

Заметно расширяется экологическая активность властных структур в самих мусульманских странах. Природоохранные нормы нашли своё отражение во внутреннем законодательстве Иордании, Ливана, Египта по вопросам городского и сельского строительства.

Быстро развивается экологическое право в Йеменской Республике. Экологическая тематика присутствует в правительственных программах ЙР с начала 90-х годов. В ¡995 г. был принят Закон ЙР № 26 "Об охране окружающей среды", а также закон о создании Комитета по охране окружающей среды при правительстве ЙР. Программа нового правительства ЙР (май 1997 г.) предусматривает завершение формирования природоохранного законодательства, перестройку природоохранной деятельности в соответствии с современными нормами и требованиями в целях обеспечения выполнения ЙР её природоохранных обязательств по отношению к региональному и международному сообществу.

В заключении сформулированы основные выводы диссертационного исследования:

1. Классическое мусульманское право - шариат, являющееся конституционной основой законодательств исламских стран изначально несёт в себе мощный экологический потенциал. Фактически оно во многом представляет собой морально-правовой кодекс поведения мусульман по отношению к социуму и природе, т.е. в общечеловеческом "доме", который создан для них Аллахом и передан им в "добросовестное управление".

2. Заложенная в мусульманской правовой системе возможность иджтихада позволяет ей быстро адаптироваться к современным условиям социально-экономического и интеллектуально-культурного развития путём создания новых отраслей права в рамках традиции.

3. Мусульманские страны активно участвуют в формировании международного права окружающей среды, а также начинают формировать -в свете принятых на себя международных обязятельств - собственное природоохранное законодательство.

4. Важнейшей особенностью создания природоохранных законодательств мусульманских стран является имплементация международных природоохранных норм путем их трансформации, что связано с обязательностью соответствия этих норм нормам шариата.

5. Главным международно-правовым приоритетом мусульманских стран с начала 80-х годов являегся правовое оформление нового международного гуманитарного порядка, в рамках которго предусматривается осуществление права человека и народов на благоприятную окружающую среду. Собственная же исламская концепция правовой защиты окружающей среды находится в начальной стадии своего формирования: исламская богословская и юридическая мысль в этом вопросе ещё недостаточно активна. Однако реальная основа для развития "исламского экологического права" как новой отрасли мусульманского права сегодня существует.

Основные положения диссертации нашли своё отражение в следующих публикациях:

1. Экологическая практика мусульманских стран. Газета "Дом природы". М., 1997, Л°9

2. Исламское право и вопросы экологии. Газета "Дом природы". М., 1997, № 10

ШАУКИ АБДУЛГЛПИ АХМЕД ПОМЛП (ЙЕМЕН)

Идшмская концепция международно! о экологического нрава

Диссертация - первое комплексное исследование международно-правовых аспектов становления исламской концепции международного экологического права.

В работе дан анализ основных направлений исламской доктрины международного права, рассматриваются конкретные пути реализации точек соприкосновения исламского и международного права в гуманитарно-правовой и экологической сфере.

Автор отмечает, что мусульманские страны не только принимают заметное участие в развитии международного права окружающей среды, но и все более активно - в свете принятых на себя международных обязательств - формируют собственные природоохранные законодательства.

SIIAUKI ABDULG1IANI AHMED NOMAN (YEMEN)

The Islamic Conception of International Environmental Law

This thesis is the first complex research of international-legal aspects of islamic international environmental law developing conception.

In the work the autor analyzes the mane directions of the islamic international law doctrin, considérés the concrete ways to realization of the points of contacts between the islamic and international laws in humanitarian-legal and ecological spheres.

The autor stresses that the muslim countries not only take the noticeable participation in developing the international environmental law but show more activity - in connection with their international obligations - in formation of their own environment protection laws.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Шауки Абдулгани Ахмед Номан, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСЛАМСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.

1. Особенности исламской правовой системы.

2. Исламская концепция солидарности и правового регулирования международных отношений.

3. Исламское и международное право: проблемы сосуществования и взаимодействия.

ГЛАВА 2. ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА.

1. Понятие исламской экономики.

2. Исламская концепция международного экономического порядка и её институциональное обеспечение.

3. Экологические проблемы и исламская концепция международных экономических отношений.

ГЛАВА 3. ИСЛАМСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО И ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОМ.

1. Исламская концепция защиты прав человека и народов на благоприятную окружающую среду.

2. Исламское право и международная экологическая безопасность.

3. Экологическая практика мусульманских стран и её правовое обеспечение.

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Исламская концепция международного экологического права"

Значение мусульманских стран в международной экономике и политике, а значит и их роль в международных отношениях государств и деятельности международных организаций и, следовательно, степень влияния на дальнейшее формирование и совершенствование международного правопорядка (системы международных отношений, складывающейся на основе реализации норм международного права) заметно возрастает.

Главным фактором сплочения мусульманских стран, во многом отличающихся друг от друга по этническому составу и языку, ^экономическому и военному потенциалу, географическому положению и месту в мировой политике, наконец, что крайне важно, по численности населения, обеспеченности стратегическими ресурсами и уровню жизни, является религия ислама. Именно осознание себя мусульманами (несмотря на внутренние противоречия, проблемы и застарелые конфликты) делает народы, государства и лидеров этих стран е-д и н ы м и в отстаивании своего права на истинную веру, независимость и суверенитет, целостность территории и неизменность образа жизни, своё законное место в мировом сообществе наций.

Таким образом, особенно после распада СССР, исламский фактор становится всё более важным фактором международной политики и международных отношений, что значительно может изменить - и уже реально меняет - характер участия мусульманских стран и созданных ими региональных организаций в разработке и корректировке норм международного права.

Актуальность настоящей работы определяется тем фактором, что до настоящего времени сама возможность того, что исламская религия и мусульманское право смогут реально влиять, хотя бы косвенно, на формирование международного права, серьёзно не рассматривалась. Соответственно, не было потребности, а зачастую, и возможности у заинтересованного круга правоведов, юристов-практиков, студентов и аспирантов юридических вузов познакомиться с непредвзятым изложением сущности и содержания мусульманского права в его классическом (шариат) и современном виде, оценить его значительный общечеловеческий потенциал.* Тем более, что без системы общечеловеческих ценностей в условиях существования в мире различных культур, религий и национальных правовых систем не может существовать международный правопорядок.

Кроме того актуальность данной работы определяется ещё и тем, что само международное экологическое право является новой, активно формирующейся и развивающейся отраслью международного права, которая - вследствии жизненной важности своего объекта (окружающей среды, гибель которой означает гибель всего человечества) - начинает претендовать на более важную, чем отраслевую, роль в системе международного права. В связи с этим небезинтересным является вопрос об отношении мусульманских стран к этой отрасли международного права, в основе которого лежит исламская концепция взаимоотношений человека и окружающей среды.

Основная цель настоящей работы заключается в том, чтобы адекватно представить экологические позиции исламской доктрины в общем контексте мусульманского права. В связи с этим в настоящем исследовании были поставлены и разрешены следующие задачи:

- показать особенности исламской правовой системы, её международно-правовой концепции в рамках исламского мира и за его пределами, её взаимоотношения с современным международным правом; - Не имея достаточной информации, можно прийти к сомнительным выводам. Так В.А.Соколов в своей интересной работе "Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений" утверждает;". в государствах с христианской религией ценности иные по сравнению с государствами с исламской религией. Так в православии ценными являются жизнь и духовный мир человека, его отношение к ближнему и т.п. В исламе же иная ценность человеческой жизни (курсив мой - Ш.Н.), иное отношение к праву и к своим обязанностям, касающимся другого лица( 9! - Ш.Н.). - М., 1992, с.8

- на примере активно формирующейся мусульманско-правовой модели "исламской экономики" проанализировать механизм формирования новых нетрадиционных отраслей мусульманского права и одновременно оценить природоохранные возможности исламской концепциии международного экономического порядка;

- показать особенности исламского подхода к проблеме становления и развития международного экоолгического права в связи с активным участием мусульманских стран как членов мирового сообщества и субьектов международного права в формировании международного права окружающей среды и соблюдением ими своих международных обязательств по охране окружающей среды. Научная значимость настоящего исследования заключается в том, что в нём впервые рассматривается исламская экологическая концепция, которая анализируется как с точки зрения её генетической связи с сущностью и традицией мусульманского права, обладающего значительными эволюционными возможностями через "врата иджтихада", так и с позиции современных международно-правовых приоритетов мусульманских стран и их внутренней природоохранной практики.

В работе впервые указывается на важные с точки зрения воспитания экологического сознания положения шариата, раскрывается сущность исламского правового подхода к вопросу права человека и народа на благоприятную окружающую среду; используются оригинальные источники; в научный оборот вводятся новые факты; осуществлён поиск точек соприкосновения исламского и международного права в гуманитарно-правовой и природоохранной сфере.

Практическая значимость работы состоит в возможности с её помощью познакомиться с характерными особенностями мусульманского права, оценить его экологический и гуманитарный потенциал, осознать необходимость и возможность снятия остроты межцивилизационных конфликтов через взаимопонимание и совместный поиск путей преодоления экологического кризиса на нашей планете. Основные положения работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов по исламскому, экологическому и гуманитарному праву, экономике и политике мусульманского и арабского Востока.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Международное право, Европейское право", Шауки Абдулгани Ахмед Номан, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое нами исследование основ и основных особенностей исламской экологическо-правовой концепции и возможностей её дальнейшего развития и взаимодействия с международным правом окружающей среды позволяет сделать следуюшие выводы:

I. Классическое мусульманское право (шариат), являющееся конституционной основой законодательства большинства арабских и мусульманских стран и морально-правовой нормой мировосприятия и поведения, которой стараются придерживаться их лидеры, изначально несёт в себе мощный экологический потенциал.

Фактически оно во многом представляет собой морально-правовой кодекс поведения мусульман в окружающей их среде (будь то социум или природа) - в естессгвенном "доме", созданном для них Аллахом и переданным им в управление. При этом каждый мусульманин должен активно исполнять обязанности "добросовестного управляющего" в рамках шариата и не посягая на права и запреты Аллаха - и в этом гарантия его благополучия. Именно осознание и соблюдение норм шариата - правил поведения в "доме" (сравните: "экология" от греческих "ойкос" (дом) и "логос" (понятие, учение) - учение о доме) - делает мусульман, каждого в отдельности и общину в целом, способными выполнить свое предназначение и избежать гибели, к которой неизбежно приведут нарушения законов Творца.

II. Заложенная в мусульманскую правовую систему возможность широкого и активного участия мусульман в жизни общины, в том числе в сфере экономики, культуры и науки, а также в сфере развития мусульманского права путём иджтихада предоставляет мусульманскому праву возможность, сохраняя неизменной свою основу,быстро адаптироваться к меняющимся условиям социально-экономического и интеллектуального развития, создавать новые отрасли в рамках мусульманской нормативно-правовой и этической традиции, основанной на откровениях Аллаха и высказываниях и деяниях Пророка.

III. Арабские и мусульманские страны, объединённые верой ислама и принципом мусульманской солидарности, являются с момента создания ООН активными участниками формирования

международного права, в том числе и формирующегося в последние десятилетия международного права окружающей среды. Это накладывает на них соответствующие международно-правовые обязательства как в плане соблюдения международных природоохранных договоров и конвенций, в которых они участвуют, так и в плане совершенствования внутреннего законодательства и создания собственной законодательной базы охраны окружающей среды, что даёт возможность задействовать как административные, так и общественные механизмы охраны природы. >

IV. Важнейшей особенностью создания внутреннего природоохранного законодательства мусульманских стран под влиянием международного права окружающей среды является имплементация его отдельных норм во внутреннее законодательство этих стран путём трансформации, то есть не отсылка к международной норме или её калькирование, а принятие внутренних законов внесение изменений, регулирующих данный вопрос, в уже существующие после проведения обязательной юридико-богословской экспертизы на их соответствие нормам шариата.

У. Главным международно-правовым приоритетом мусульманских государств с начала 80-я годов XX в. является правовое оформление нового международного гуманитарного порядка, который должен обеспечить равные права и условия для богатых (в том числе бывших метрополий) и бедных и отсталых стран, а также призван гарантировать соблюдение прав человека и народов на благоприятную окружающую среду.

VI. Исламская концепция правовой защиты окружающей Среды, которая до сих пор развивается как часть (причём не самая основная) общей концепции, ещё окончательно не сформировалась.

Это объясняется не только тем, что проблемы борьбы мусульманских стран за право на развитие, против голода, неоколониализма и ТНК, экспансии западной идеологии представляется более важными, но также и тем, что до недавнего времени экологическая обстановка в мусульманских странах была относительно благополучной, а исполнение требований шариата в условиях растущего уровня здравоохранения

считалось достаточным для поддержания духовного и физического здоровья населения мусульманских стран.

VII. В настоящее время существует реальная возможность формирования исламского "экологического права подобно тому, как в ответ на быстрые изменения в сфере экономики сформировалось и продолжает развиваться правовая база "исламской экономики". Фактически его основы уже закладываются в виде отдельных природоохранних норм в специальных законах, а также путём трансформации международных природоохранных норм во внутреннее законодательство в строгом соответствии с требованиями шариата. Однако исламская юридическая и богословская мысль ещё не достаточно активна в этом вопросе.

VIII. Мусульманские государства не только активизируют свою законодательную и административную природоохранную деятельность, но зачастую прямо призывают сограждан объединятся в общественные организации по охране природы и готовы оказывать им посильное содействие (на Западе и в Восточной Европе и СНГ экологические движения и власти плохо уживаются друг с другом).

Проанализировав материалы исследования и сформулировав основные выводы, вытекающие из данной работы, мы хотели бы высказать несколько своих предложений, а именно:

1. Соглашаясь с высказываемой некоторыми специалистами по экологическому праву идеей экологизации права, в том числе и международного права в целом, мы предлагаем использовать накопленный мусульманским правом опыт соединения морали и права в интересах повышения эффективности и действенности норм международного права окружающей среды.

2. Необходимо сбеспечить более широкое распространение информации о состоянии окружающей среды в мире, в регионе и в каждой мусульманской стране в отдельности, что, с одной стороны, могло бы существенно повлиять на выработку у населения мусульманских стран основ экологического сознания, а, с другой, помогло бы мусульманским юристам и богословам, политикам и общественным деятелям понять важность глобальных экологических проблем и подвигнуть их на путь разработки правовой базы "исламской экологии".

3. Следует уже сейчас активно использовать богатый эколо-

гический потенциал догматов ислама для более понятного и авторитетного толкования норм экологического поведения и их распространения среди мусульман, особенно, в системе начального, среднего и высшего образования.

Мы убеждены в том, что данное исследование поможет понять в общих чертах характер мусульманского права и формирующихся новых отраслей мусульманского права. Реально существующий конфликт цивилизационных и правовых систем, основанных на различных культурных и религиозных традициях, рассматривается в нём не как непреодолимое препятствие на пути взаимопонимания, но как источник дальнейшего развития человеческой цивилизации в целом. Возможно, мусульманским народам, сыгравшим значительную роль в развитии мировой экономики, культуры и науки в эпоху раннего средневековья, ещё предстоит в наше время внести существенный вклад в развитие правовой системы спасения "общечеловеческого дома".

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Исламская концепция международного экологического права»

1. Абашидзе А.Х, Копылов М.Н. Ислам и международное гуманитарное право. Материалы научно-теоретической конференции на тему: "Новое политическое мышление и международное право". М., 1990

2. Агаджанян H.A., Трошин В.И. Экология человека. М., "Крук", 1994

3. Ближний Восток и международное право. Под ред. В.П.Шатрова. М., "Наука", 1992

4. Выборное Б .Я. Развитие и безопасность. М., "Восточная литература", 1997

5. Гавердовский A.C. Имплементация норм международного права. Киев, 18806. фон Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М., "Наука", 1988

6. Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1979

7. Ерофеев Б.В. Экологическое право. "Высшая школа", 1992

8. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты.М., 1991

9. Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное. М., Изд. РУДН, 1991

10. Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975

11. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. М., "Дом Биру-ни", 1990

12. Кудрявцев A.B. Исламский мир и палестинская проблема. М., 1990

13. Курс международного права. Т. 5. М., "Наука", 1992

14. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли. М., "Наука", 1984

15. Массэ А. Ислам. М.,"Наука", 1982

16. Международное право в документах. М., "Юридическая литература", 1982

17. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., "Наука", 1991

18. Митрохин В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопасности России. "Социально-политический журнал", 1995, № 620. "Московская правда", 7.06.199721. ан-Навави. Сорок хадисов. М., 199622. "Советский журнал международного права." 1991, № 3-4

19. Советский Союз и Организация Объединённых Наций. М., "Наука", 1989

20. Соколов В. А. Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений. М., 1992

21. Сохранит ли человечество человечность? Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1988

22. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., "Наука", 1986

23. Тункин Г.И. Право и сила в международной системе. М., "Международные отношения", 1983

24. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М., "Инфра.М -Норма", 1996

25. Ушаков H.A. Невмешательство во внутренние дела государств. М., 1991

26. Фильштинский И.М. Арабская классическая литература. М. "Наука", 1965

27. Хрестоматия по исламу. М., "Наука", 1994на арабском языке:

28. Абд аль-Манам Ш. Ислам в противостоянии вызовам современности. Каир, 1980

29. Абд ар-Расул А. Экономические принципы в исламе. "Дар аль-фикр аль-араби", б.м., б.г.34. "Аль-Араби", май 1993, № 41435. "Аль-Баян", 9.03.198336. "Аль-Биа", февраль 1997, № 637. аль-Вафи А.М. Исламская экономика: для чего? "Ат-Ти-джара", 1993, №3

30. Джаббур Дж. Арабская сущность и другие факты единения в действующих конституциях арабских стран. Дамаск, 1976

31. Исламская Экономика. Джидда, 198040. аль-Кардави Р. Дозволенное и запретное в исламе. Б.м.,б.г.

32. Конституция Йеменской Республики. 1991

33. Коран. М., "Дир аль-Бируни", 1991

34. Кутб М.А. Исламское государтсво и религиозное правительство. "Дар аль-Вафа , аль-Мансура, 1988

35. Махмасани С. Философия законодательства в исламе. Бейрут, 1952

36. Мубарак М.Х. Речь на 27-й сессии ЮНЕСКО. "Аль-Азхар", декабрь 1993

37. Осман А.К. Черты исламской культуры. Бейрут, 198547. "Ар-Рисаля", 1997, №5

38. Сабик С. Суннитский фикх. Т. 3. "Дар ат-турас аль-араби", б.м., б.г.49. "Ас-Саура", 30.05.199750. ат-Тувейджари М. Основы исламской религии. "Дар аль-аима", Эр-Рияд, 1414 г.х.51. аль-Фанджари М.Ш. Ознакомление с исламской экономикой. Каир, 1989

39. Хосни М.Х. Загрязнение среды в Египте. "Аль-Азхар", декабрь 1993на европейских языках:

40. The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan. Islamabad, 1973

41. E/ESCWA/ENV/1992/14 (ARABIC), October 5.

42. Al-Ghunaimi M.T. The Muslim Conception of Internatio-nel Law and the Western Approach. The Hague. 1968

43. Hiskett M. Ahmad A.M. The Story of the Arabs. Longman. Hong Kong. @1963

44. The Islamic Concept of State. Papers Presented at Symposium on the Teaching of Holy Prophet. L., 1983

45. Islamic Republic Party Weekly Bulletin (Teheran), Vol. 1, n. 48, September 25, 1981

46. Sandella Fathh M. The Need for Reviving Khalifat. -"Pakistan Times", 1980, Yuli 7.

47. Sinaceur M.A. Declaration Islamique Universelle des Droits de L'Homme: Preservation// Droits de L'Homme, Droit des Peuples. P., 1982

Автор
Шауки Абдулгани Ахмед Номан
Город
Москва
Год
1997
Звание
кандидата юридических наук
КОД ВАК
12.00.10
Диссертация
Исламская концепция международного экологического права тема диссертации по юриспруденции
Автореферат
Исламская концепция международного экологического права тема автореферата диссертации по юриспруденции
2015 © LawTheses.com