Исламская концепция международного праватекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.10 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла, кандидата юридических наук

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПОНЯТИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ИСТОЧНИКОВ.

§ 1» Понятие мусульманского права».

§ 2. Влияние ислама на Формирование мусульманского

ПраВа«вея»»яи»иН»вВвмииииЯяввяип»м«аав«"пм«>:«» -Г--'

§ 3. Источники правового регулирования международных отношений в исламе.

Глава И. СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

§ 1. Становление и тенденции развития исламской концепции солидарности.к. Ь

§ 2» Международные организации как средство реализации принципа исламской солидарности.»

§ 3. Международные договоры, и ислам.

Глава III. ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.

§ 3. Права человека и ислам

§ 2. Основные принципы международного гуманитарного права и исламская концепция международного гуманитарного права. .*.».

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Исламская концепция международного права"

Мусульманское пpateo оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран В о с: т о к а „ Сфера его действия как юридического и идеологического Фактора в наше время также остается весьма, широкой, что во многой определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах« К этому следует добавить тот непреложный факт, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом» В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и исламская правовая идеологи?!» Вместе с тем, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина»

Вышесказанное приобретает более актуальное значение, если примем во внимание общую численность мусульман, которая в настоящее время в 3.20 странах мира насчитывает около 800 млн» человек. Более того, из вышеуказанных 120 стран, в 40 странах последователи ислама с ос тавлнют большинство населения» К этой статистике необходимо добавить то, что приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

К сожалению в мировой правовой литературе воздействие и с лама трад иционно рассматривается в основном приме; ни те ль но к внутренним отношениям в рамках той или иной мусульманской страны или группы стран» Вместе с тем, вопрос, о воздействии мусульманской религии на международные; отношения исследован слабо, хотя последние публикации,, в основном на арабском языке, отчасти заполняют данный пробел в доктрине международного права. В этой связи необходимо также добавить, что в российской международно-правовой литературе этот пробел в оп-р е д е л е и н о й м е р е в о с п о л н е н м о и о г р а Ф и е й Н» В. Ж д а н о в а 1' И с л а м с к а я кои ц е п ц и я м и р о п о р я д к а " „ .1. /

В годы перестройки на исламский фактор и на его влияние часто о вращала внимание сове тс не ая пресса, однако эти публика. ции не привели к глубокому научному анализу воздействия исламского фактора на политическую жизнь некоторых бывших республик СССР и автономных образований Российской Федерации» Вместе с тем, такой анализ, в том числе прав о в о й, требует действительность данного региона, от стабильного состояния ко-т о р о г о в о м н о г о м з а в и с: и т 6 у д у ш, а я ста б и л ьно с т ь в м и р о в о й п о л и -т и к е»

Разработка концепции российской внешней политики без глубокого уяснения исламских международно-правовых доктрин будет страдать односторонностью» Это тем более необходимо, что экономическая и политическая роль мусульманских стран во взаимо. отношениях с Россией все время возрастает. Проявляется и необходимость всестороннего сотрудничества России не только со странами Запада, но и странами Востока, включая исламские государства.

Вышеизложенные Факторы, безусловно, предопределяют актуальность темы настоящей диссертационной работы.

Вышесказанное также предопределило цель диссертационного

1/, Жданов Н„ 13„ Исламская концепция миропорядка. ~М. , 1991» исследования, ко торая заключ аетс я в к о и плекс ном и сс ледовании проблемы воздействия ислама на международно.правовое perулиро. вание отношений между исламскими стратами и возможности и спо льзо в а н ия е го поз и тиви о г о по те нц и ала в Ф о р м и р о в ан и и м еж ду-н ар одно г- о п р ав о п о р я дк а .

Источниковедческую базу диссертации составляют Коран и другие источники мусульманского пр-ава, исламские доктрины, к о и с т и т у ц и о н н ы е з а к о н о д а т е л ь с т в а р а з л и ч н ы х с трап, меж г о с у -дарственные двусторонние и многосторонние соглашения, акты м е ж д у н а р од н ы х п f > а в ительс твениых и н е пр авиталь с тве ниы х ор г а н и-заций и др.

Ei- работе использованы труды авторов из России, мусуль-м а и с к и х и з а п а д и ы х с т р а н „

Значительную помощь в работе над диссертацией о к: авали ра— 6 о ты р о с с и й с к и х а в т о р о в , в к о т о р ы х п р о а н а л и з и р о в а н ы о 6 ш, и е проблемы теории международного права. К ним следует отнести труды И. i'L Блищенко ,, И. В» Жданова,, Г„ П« Жукова, №„ М. Колосова, А.П. М о в ч а н а, Г. И ."Гун к и н а и др.,

Весьма поле зными оказались труды росс ийск их юр истов-ис ла-м о в е д о в s Л. Р . С ю к: и я й и е н а., А,, Г е о р г и е в а, Г". М. К е р и м о в а, И „ hl. К. о п ы --• л о в а, Э. С . О н а н а, М. Б. П и о т р о в с к о г о ,, !"" „ И „ М у р о м ц е в а и д р.

Среди ис ламс к их специалистов особо следует отметить труды

Ахмад Рама эй, Аль.Муршир ivi» А, , !"" „ Мок нудд и на, Абдулла Т'рек: и,

М.Т.Ибн-Ашура, Абдельк Зейдана.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской международно-право. вой литературе комплексное исследование исламской концепции международного права, автором которого является человек, чье правосознание сформировалось в исламском прав овом пространстве и лишь потом получил высшее юридическое образование в России.

С помощью данного исследования ряд международно.правовых аистов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.

Научная и практическая значимость диссертационого исследования состоит в том,, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, как в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека., так и в учебном процессе при преподавании общих курсов и спецкурсов для юристов-международ-ников«

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Международное право, Европейское право", Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла, Москва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя все аспекты диссертационной работы, мы пришли к с л е д у ю ш, и м в ы в о д а м s

1/ Исламское международное право представляет собой сово. кунность допустимых исламом' норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а также с индивидуумами . представите. лями иных конфессий внутри исламской территории и за ее пределами.

2/ Ис точник ами и с ламс кого междун ар о д ного пр а в а яв ля ются К о р а н, с у н и а, п р е ц е д е н т ы д и п л о м а т и ч е с к о й п р а к: т и к: и х а л и Ф о в , п р е ц е д е н т ы п р а к т и к: и д р у г- и х м у с у л ь м а и с к и х п р а в и т е л е й , м н е н и я признанных авторитетов, судебные решения, договоры и другие международные акты, законы отдельных стран, о бы ч ai и (традиции). При этом " о б щ е т е о р е т и ч е с кие" п о л о ж е н и я и с л а м с к: о г о меж д у н а р о д -ног о права выводятся обычно по аналогии с ситуациями из истории общины Мухаммеда. Так, допустимость развития дружественных связей с немусульманскими государствами выводится из факта су. шествования мусульманской и немусульманской общмн в Медине при п р о р оке»

3/ Исламская концепция международного права в качестве конечной цели ставит достижение "исламского единства", моделью которого является халифат, как политическая организация всех мусульман, существовавший в средние века» В ряде работ совре. пенных исламских юристов.международников халифат мыслится как: конфедерация мусульманских государств. Вместе с тем, поскольку создание единого мусульманского государства;, на практике не реалмзуется; наряду с "исламским единством" выделяется идея '' и с л а м с к: о й с о л и д а р н о с т и 1',, к: а к н а и 6 о л е е п р а к т и u е с к и ц е л е с о о 6 -• разной в современных условиях взаимоотношений между мусуль. м а и с к и м и с т р а н а м и « В э т о И с в я з и н е о 6 х о д и м о под u е р к: н у т ь ,, и т о в настоят,ее время концепция исламской солидарности стала важней. ш и м п р и н ц и п о м в н е ш н е й п о л и т и к: и м у с у л ь м а и с к: и х с:: т р а н «

4/ Признавая сходство ряда принципов исламского междуна. родного права с современным международным правом, вместе с тем необходимо признать наличие случаев явного противоречия между ними и неправильную их трактовку в современных условиях. Так:,, к о н ц е п ц и я и с л а м с к: о й р е в о л ю ц и и , с Ф о р м у л и р о в а н н а я и с: л а м с к и м и а п о л о г erra м и в И р а н е ,, п р е д с та в л я е т с о б о й г р убое н а р у ш е н и е п р и н ■■ципа невмешательства . общепризнанного принципа современного м е ж д у н а р о д н о г о п р а в а.,

5 / И д е я и с л а м с к: о й с о л и д а р н о с т и м у с у л ь м а н с к: и х г о с: у д а р с т в послужила стимулом создания целого ряда международных организаций различного уровня,, Среди них; м е ж д у н а р о д н ы е о р г а и и з а ц и и н а п р а в и т е л ь с т в е н н о м у р о в н е ,

•! а п р и м е р , О р г а н и з а ц и я и с л а м с к о й к о н Ф е р е н ц и и , С т р а н ы п р е д с т а в лены в них главами государств , решения принимаются и pea л и :з у. юте я на государственном уровне и являются обязательными для всех членов;

- международные организации на неправительственном уровне (например,. Всемирный исламский конгресс) представлены руне о в о д и т е л я м и р е л и г и о з н ы х о б ъ е д и н е н и й ,, к р у п и ы м и о б щ е с т в е н н ы ми и п о л и т и ч е с к и м и д е я т е л я м и;

- м е ж д у нар о д н ы е о р г а н и з а ц и и н а н е п р а в и те л ь с: т в е н н о м у р о в и е с ограниченной областью принятия и реализации решений (Между-н а р о д н а я о р г а н и з а ц и я и с л а м с к и х ба н к о в ) ; международные религиозно.общинные организации ( напри. мер,, "Лига исламского призыва") представлены отдельными рели. г и о з н ы м и об щ и н а м и и л и о р г а и и з а ц и я м и , р е ш е н и я к: о т о р ы х н о с я т р е -к: о м е н д а т е л ь н ы й х а р а к т е р , о б л а с т ь р е а л и з а ц и и решен и й з н а ч ите л ь -н о о г р а н и ч е н а; м е ж д у н а р о д н ы е с: е к т а н т с к и е о б ъ е д и н е н и я ( н а п р и м е р ,, п р а в и. тельственная богословская организация "Лига исламского " мира",, '' И с м а и л и"!" ы " ) об ъ е д и н я ю т п р е д с т а в и т е л ей с е к т и о р д е н о в, решения носят расплывчатый характер,, область их применения и реализации преимущественно ограничена вопросами культуры и религии;; о д н о г и п i-i ы е н а ц и о н а л ь н ы е р е л и г и о з и о ■■•- о б щ и н н ы е о р г а н и з а. ции, имеющие международный координирующий центр (например,, "Братья мусульмане"),, решения принимаются и реализуются в религиозной, культурной и политической областях; м е с т н ы е с е к т а н т с к: и е о б ъ е д и н е н и я и о р д е н а ( н а п р и м е р .,

Партия Аллаха"), Они принимают весьма расплывчатые решения, в о з м о ж н о с т и р е а л и з а ц и и к о т о р ы х а г р а н и ч е н ы ,.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть,, что наиболее значительный в к: л а д в р е а л и з а ц и ю и д е й и с л а м с к о й с о л и д а р н о с т и в н оси т О р г а н и з а ц и я и с л а м с к о й к о н ф е р е н ц и и»

6 / М е ж д у н а р о д н о.п р а в о в ы е и н с т и т у т ы и п о н я т и я т р а д и ц и о н н о го ислама в целом незначительно воздействуют на регулирование конкретных отношений как между мусульманскими государствами,, так и между последними и третьими государствами, Между тем в отдельных случаях, связанных с острыми проблемами,, которые могут вызвать противоречия в мусульманском обществе, официальные и д е о л о г и д л я о п р а в д а н и я с о о твет с т в у ю щ и х в н е ш н е п о л и т и ч е с к: и х ш а. гов прибегают к толкованию соответствующих норм ислама, Ярким примером в этом отношении является соответствующая ссылка для обоснования законности Kenn.дэвидс к: ого договора 1978 года.,

7 / М а ибо л ее з а и е т н ы м в о з д е й с т в и е м т р а д и ц и о н н о г о м у с у л ь. м а и с к о г о п р а в ai н а м е ж д у и а р о д н о -- п р а в о в о е р е г у л и р о в а н и е п р о с л е -•■■ ж и в а ет с я в д е я т е л ь нос т и и с л ai м с к и х между н а р о д н ы х э кон о ми ч е с к: и х и Ф и н а н с о в ы х о р г ai н и з ai ц и й , п р и з в а н н ы х у с т а н о es и т ь и с л а м с к и й м е ж ~ дународный экономический порядок;; ярким примером в этом отно. и е н и ki я в л я е т с я за п р е т и с л а м с к и м м е ж дун а р о д н ей м и h ai ц и о н а л ь и ы м банкам взимать процент за предоставление кредита,,

8/ С достижением независимости развитие правового статуса личности в арабских странах,, как: и в целом в странах мусуль-м а н с кого В о с т о к: а, отражает общие законо м е р н о с т и es раз в и т и и правовых систем,, Здесь имеют место три различные тенденции:

1) полное вытеснение мусульманского права правом евро пейско — г о т и п а, к: а к э т о и м е л о м е с т о в Т у р ц и и;;

2) исламское истолкование правовой системы, в том числе статуса личности;;

3) р е г у лир о ва ии е стат у с а ли чио ст и н о р м ам и м усу ль ман ск о г о права и права европейского типа,, На данном этапе развития на и. б о л ее р ai с п р ос т р а не н н о й я в л я е т с я т р е т ь я т е н д е н ц и я ,,

9/ На статус личности в арабских странах оказывают влия. ние и международные пан-;:ты о правах человека 1966 г. Это проявляется в стремлении арабских: стран осуществить на их основе у н и ф и к: а ц и ю и с б л и ж е н и е з а к о н о д а т е л ь с т в а, о п р е д е л я ю щ е г о с т а т у с личности» В этом отношении достаточно привести следующие при-м е р ы s Араб с к а я д е к л а р а ц и я п р а в ч е л о в е к: а 1978 года, и м е ю щ а я. светский характер,, Хотя Всеобщая исламская декларация прав че. л о в е к ai 19 81 г о д а и П рое к т и с л ai м с к: о й ко и с т и т у ц и и 1983 г о д ai п о Форме - исламские, однако, они, по сути - светские.'Таким образом, воз д е й с т в ие м ус ульм ан с к ого п рав а н а ак ты по д об н ог о р ода весьма незначительно, более того, в них прослеживается стремление избавиться от консервативных положений мусульманского права.

Рассматривая исламскую концепцию прав человека, мы пришли к следующему заключению,, что господствующий подход в ней заключается в том, что исламские источники права полностью о 6 е с п е ч и в а га т успешную з а щ и т у п р а в чел о в е к: а и , с л е д о в а т е л ь н о , нет необходимости опираться на международные стандарты в этой области» В результате такого подхода,, например, ни одна страна Совета Содружества арабских государств Персидского Залива не г" ратифицировала ни одного международного документа в области прав человека, разработанного в рамках или под эгидой ООН.

Е5 этой связи резонно отметить, что если исламские истом. пики права содержат больше прав и гарантий их осуществления, тем самым они не могут противоречить международным стандартам, и те м б о лее не в о з ни к н е т п е f з е д м ус уль м анс к и ми с тра н ам и п р о б ле-ма приведения их законодательства в соответствие с нормами международных отношений в случае их ратификации,.

Хотя и исламская концепция прав человека и международные стандарты в области прав человека! были разработаны с учетом опыта истории мировой цивилизации, на наш взгляд, трудно согласиться с теми учеными, которые утверждают,, что "исламский ф а к т о р !' о к: а з ы в а е т в л и я н и е и н а р а з р а б о т к у м е ж р., у и а р о д н ы х с т а н. дартов в области прав человека»

Что же касается исламской концепции о мировом порядке, то ее а н али з дае т на м о с но в а н ие го в о ри ть о т о м, чт о де й ств ите ль-ноб существует исламская концепция о МГП, которая по смыслу и назначению никак не отличается от общей концепции МГП» Это возможно потому, что исламские источники праваг Коран, сунна и и ж тих ад позволяют это. Как в М Г11 "оговорка Марте не а" служит заполнению про бе л они в правовых нормах о защите мирного нас еле. ни я,, так и постулаты источников исламского права служат такими к р и т е р и я м и и о р и е и т и р ам и = т

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Исламская концепция международного права»

1. Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 года, . Международное право в документах, ■•- М„ , 19532,

2. Конвенция о защите граждане не о г о населения во время вой.и ы о т 12 а в г у с т а 1949 г ,

3. Дополнительные протоколы I и II 1977 годэ, о вооруженных к: о н Ф л и к та х к: Ж е н е в с к и м к о н в е н ц и я м о з а щ и те же р т в в о й н ы, 1949. Женева, 1978 (на Франц,яз.),

4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.

6. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 д е к а б р я 1966 г „

7. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от I августа 1975 года,1. 8. К о не т и т у ц и я И с л а м с к о й Р е с п у б л и к: и И р а н . Т е г е р а н , 19 79.

8. А к: л и е в А „ Ч т о т а к: о е ш а р и а т ? .Н а у к а и р е л и г и я „ 1968 „ N 6

9. S. Блице нк: о И „П. Ближний Восток: и международное право,,-- М„ , 1992,,

10. Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. -• М. „ 1984,

11. Ислам; проблемы идеологии, права, политики и экономики.-И „,1987,,2. 2 О,, 1' И с л а м с к и й ф а к т о р '' в м е ж д у и а р о д н ы х о т и о ш е н и я х в А з и и ., ¡"•1 „ , 1987,,

12. Макдиеи Дж„ Суннитское возрождение. Мусульманский мир.1. М., 1981.

13. П о л тор ак А„И., С а винс к ий Л. И» Вооруженные коиФ л и кты международное право,, . М. ,, 1979,

14. Рагаб Я.Х. Совет сотрудничества арабских государств Зали ва. . Кувейт,, 1983.

15. СССР и международное сотрудничество в области прав чело века. Документы и материалы,, . М„ ,, 1989.

16. Та й с и р А б дУ лл а С але х Xаидия. Спе ци ал из и ро в а нн ы е учр е ж де ния Лиги арабских государств» Дисс.канд.юр.наук.™М.,1983 Степанянц М„Т\, Мусульманские концепции в философии и по литике (XIХ-XX вв. ) . М. , .1987.

17. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная тра диция.-М,, , 1985.

18. Шарипова Р.И». Наджин Э.Э. Движение исламской "солидар ности"» ЕЗ с б,, "Исламский Фактор" в международных отиоше ниях в Азии. М. ,, 1987.

19. Шарль Р. Мусульманское право.-- М.,1959»

20. I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

21. Abdul la AI-Trekee A. Muslim Relations with non.Muslims;

22. E n m i t y o r F r i e n d s h i p . . I n s t i t u t e o f I s 1 a m i c a n d A r a b i c

23. Sciences in America, Wash., 1993,,

24. Allah M. H. The Muslim Conduct of States,,-- London, 1953,•3. A1 Ghunaimi M. T. The Muslim Conception of International1.w and the Western Approach,.The Hague,1968.4„ The Future of International Law in a Multicultural1. World,,.The Hague, 1984,,

25. Dessouki A. EI,, The Resur genceof Islamic Organisations in Egypt;; An Interpretation . Islam and Power,,-I.,1981,

26. Erecsoussi U.K. The Koran and the Humanitarian Conventions,, . Geneva, 1969«

27. Gibb H„ A„ R, Modern Trends in Islam. -•■ Chicago, 1950, p. 116,

28. Gibb H„ A,, R„ Near Eastern Perspective. Pr inceton, 1951,.

29. Grunebaum G,, The ProbIe>n of Unity in Diversitv„ . Chica.go, 1956,,3., 15. Hassan F. The Concept of State and Law in Islam. . Wash.,1981 .

30. K'uns J. Das Krieg unci V'oI ker recht. Wien, 1927.

31. Fioudot P„ Islam et declarations des droits de 17 hammei

32. Defence nationale». P., Probleroes politiques, economiqu.es, sc i ent i f i q u es et miIi ta i r es, janvier 1985.

33. Абдель Карим Зейдан,, Введение в изучение мус ульманс к о г о п р а в а,, Б а г д а д ,1966, ( н а а р а б с к . я з „ ) ,.4 „ 2. А б е д э л ь X а л е к а л ь.Н а в а в и ,. А л -• А л а к: а т А д у в а л и й а в а - А л -•■• 1-1 узу м

34. Дустар ас- Судан аль-интикаш ли-санат 1985. Аль-Аййам. 11 „12. 1985,, Хартум,,4 „ 10 „ К а р н а м е й е.д о у л а т.е д ж о м ж у р д и е -- й в э с л а и и.й е И р а н » С е м а х.ед о в в о м с а л.е . . í е х р а н , 1961.

35. Мус та фа Зайд. Аль-Маслаха фи-т-ташри а ль.ислам и. -- Каир,1954 ( н а а р а 6 с к: „ я ;:-;■>;4.12» Мухаммед аль.Хасан аш.Шибаи. йт-Ташри ал-ислами байнаа т.т а ш р и а т а л х а д и с а».М а д ж а л л а т а л - А з х а р „ К а и р , 1959»

36. Мухаммад Сайд Рамадан аль-Бути. Давабит аль-маслаха

37. Сериям юр и д., наук:,, . Баку, 1968,, N 2,,

38. Советское государство и право. •-•■ М, , 19£35, N2,,6» 5. Общественные науки в Узбекистане. -™ Ташкент»

39. Правда,, . ¡1» ,, 5 марта,, 1991»

40. Ах бар аль.алем аль.исламий». Мекка, 8.11.1982.

41. Дияруна ва аль-алам. . Доха, Июнь, 1981, с» 6.

42. Джомхурие эслами. Каир, 31.05.1982»6.21» Умм аль.Кура. Мекка, 8.07.1983.

43. Эр -Р и я д.,. 29.01.1981 „6.23» Сооут Аш.шааб. . Амман, 1994, 16 января.6.24» Хадий Аль--Ислам „ . Амман, 1993, M 37, с. 21.

44. Аль. Араби. . Эль.Кувейт, 1987, N 338, с» 8-11»

45. Аль. Араби. . Эль.Кувейт, 1983, N 29О, с » 35»

2015 © LawTheses.com