Национальные особенности правового сознания граждантекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.01 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по праву и юриспруденции, автор работы: Кочесоков, Заурбек Хамидбиевич, кандидата юридических наук

Введение

Глава 1. Национальные аспекты в содержании и структуре правового

1.2. Национальное в структуре и функциях правового сознания. 44 1 лава 2. Роль национального самосознания в формировании правового сознания граждан (па примере народов Северного Кавказа).

2.1. Национальные особенности становления правового сознания.

2.2. Национальное самосознание и проблемы развития правового сознания. сознания граждан.

1.1. Фактор национального в правовом сознании

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
по теме "Национальные особенности правового сознания граждан"

Актуальность темы исследования. Позитивно изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, необходимость формирования правового государства и коренного решения проблем национальных и межнациональных отношений требуют повышенного внимания властей, науки ко всем проявлениям и путям развития национального начала, которое, в зависимости от степени удовлетворенности национальных интересов и потребностей в системе общественного развития, получает в процессе эволюции разные очертания, многогранно влияющие на разрешение, упорядочение указанных сложных проблем.

Правовое самосознание - закономерный результат в развитии любого народа, следствие роста национального в содержании правосознания. Правовое самосознание существенно изменяет отношение народа, нации к своему правовому состоянию во взаимосвязях с другими народами, нациями с точки зрения справедливости, нравственности, гуманизма. Это, по сути, актуализация национального правового самосознания, т. е. правового исторического прошлого.

История правового развития РФ показывает, что правовое развитие народов России в достаточной степени никогда не обеспечивалось. Отсутствие взвешенной политики по отношению к нациям всегда было характерно для национальной политики государства как в имперский, советский, так и в постсоциалистический периоды.

При существующей межнациональной напряженности в официальной национальной политике федерального центра до сих пор не выработано ни одного концептуального программного документа по стабилизации межнациональных отношений, в котором учитывались бы национальные особенности правосознания пародов, населяющих Россию, включая народы Северного Кавказа. Этот фактор никогда не учитывался в правовой сфере развития нации: в правотворческом процессе, в правовоприменительной деятельности, в деятельности правоохранительных органов и во многих других сферах юридической практики.

Необходим целенаправленный, конструктивный, гибкий, взвешенный подход к разрешению национальных проблем с учетом всех объективных и субъективных причин, влияющих на их характер и особенности. Ведь стабилизация и координация национальных и межнациональных отношений - это весьма сложный процесс, требующий учета специфики многих факторов, включая становление и развитие самобытности и своеобразия национального в правовом сознании общества и индивидов.

Сложившаяся в национальной правовой жизни народов сложная ситуация вызывает необходимость тщательного анализа национальных особенностей в содержании правового сознания народов, требует существенной корректировки проводимой национальной политики в сфере права, юридической практики. Указанные обстоятельства и продиктовали необходимость выбора данной темы в качестве актуального диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования - показать место национальных особенностей в правосознании в соотношении с общими аспектами общественного правосознания, охарактеризовать значение правосознания в современном общественном развитии, показан» его роль в развитии национальных и межнациональных отношений, в решении межнациональных конфликтов и противоречий. Для этого определяются следующие задачи:

- провести анализ методологических подходов к определению сущности права и правосознания, их влияния на национальное правовое развитие и отношения между народами;

- изучить национальные особенности правосознания, выявить характер их влияния на структуру, функции, динамику правового сознания;

- показать развитие национального фактора в правосознании, его влияние на национальное правовое развитие и межнациональные отношения на примере народов Северного Кппктп:

- указать на причины обострения межнациональных конфликтов на Северном Кавказе с позиций права и правосознания; выявить механизмы оптимизации деятельности властных структур в плане решения национальных проблем;

- сформулировать рекомендации по более эффективному управлению нациями и национальными отношениями в системе общественного развития с позиций права и правового сознания.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются: развитие национальных особенностей правосознания народов России и их влияние на национальное правовое развитие и отношения между народами; основные политические и правовые факторы, оказывающие влияние на развитие национальных особенностей правосознания народов в современных условиях; правовой механизм стабилизации межнациональных конфликтов в современных условиях; методы оптимизации деятельности властных структур по устранению возникающих межнациональных конфликтов на основе права и правового сознания.

Предметом исследования выступают: история развития национального в правосознании народов России; отношение властей к национальным особенностям правосознания народов (на примере народов Северного Кавказа); юридическая, историческая, политическая и иная научная литература, касающаяся проблем становления и развития национальных особенностей правосознания.

Научили новизна работы состоит в том, что автор, учитывая современные тенденции развития российского общества в отношении нрав человека, наций, получивших закрепление в Конституции РФ, в качестве теоретико-методологической основы правового развития народов использует доктрину естественного права, согласно которой правовое развитие любого общества происходит с учетом национальных особенностей правосознания всех народов в него входящих. По мнению автора, основные принципы этой теории: свобода, равноправие, неприкосновенность собственности, защита от произвола властей, «дозволено все, что не запрещено законом» и т. п. - как ничто другое соответствуют позитивным изменениям, происходящим в обществе. В новых исторических условиях рассмотрение проблемы развития национального в правосознании с указанной точки зрения поможет глубже оценить уровень развития народов и возросшие требования национального правового самосознания.

В научной литературе проблемы сущности, структуры, функции правосознания в соотношении с его национальными особенностями на базе идей, норм и принципов естественного права в контексте их влияния на национальную правовую жизнь и межнациональные отношения практически не рассматривались.

Проблемы развития общественного правосознания достаточно глубоко и обстоятельно исследованы в работах П. П. Баранова, К. Т. Вельского, Н. Л. Бура, Е. Л. Лукашевой, Г. С. Остроумова, И. Ф. Покровского, Д. А. Пото-пейко, И. Ф. Ряб ко, В. Л. Сырцева, И. Е. Фарбера и др. Тем не менее в период существования тоталитарного государства национальные аспекты становления и развития общественного правосознания по разным причинам оставались малоизученными в юридической науке. В связи с ростом национального правового самосознания, его влияния на национальную правовую жизнь и на межнациональные отношения проблема изучения национальных особенностей правосознания становится сегодня одной из весьма актуальных.

В исследовании автор дает характеристику роли национального в правосознании народов и обосновывает необходимость использования правосознания в сфере стабилизации национальных отношений и разрешения межнациональных конфликтов, показывает необходимость использования национальных особенностей правосознания в национальной политике; в правовой сфере развития нации; в правотворческой и правоприменительной деятельности. При этом в работе определяется механизм воздействия национального по сущности правосознания народов на общественную жизнь с целыо:

- содействия искоренению националистических и шовинистических темденций;

- утверждения принципов межнационального согласия, сотрудничества, взаимодоверия и т. п.;

- воспитания высокой правовой культуры населения.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является материалистическая диалектика как общенаучный метод познания. В сборе информации, фактического и теоретического материалов использовались социологический, исторический, сравнительный, логический и иные методы исследования.

В ходе исследования автором были использованы работы отечественных и зарубежных ученых по теории права, истории, социологии, социальной психологии и национальной политике.

Эмпирической основой работы являются результаты анкетного опроса 1020 жителей республик Северного Кавказа.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Изложенные в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы, как нам представляется, в:

1) практической работе по стабилизации и более эффективному регулированию межнациональных отношении и конфликтов, по выработке соответствующей национальной политики на Северном Кавказе;

2) правотворческом процессе и в правоприменительной практике;

3) процессе повышения правовой культуры населения СевероКавказского региона России; улучшения правового воспитания личности на основе припципов справедливости и нравственности; повышения в целом уровня эффективности научного управления обществом в национальной и межнациональной сферах;

4) учебном процессе - в лекциях, семинарских занятиях по теории права и государства.

Научная апробация результатов исследования.

Материалы исследования и основные положения диссертации неоднократно обсуждались на научных конференциях. Автор выступал с докладами: "К вопросу о национальном правосознании" - на межвузовской научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.;"Диалектика национального и интернационального в правосознании" - на межвузовской научной конференции адъюнктов, соискателей и слушателей в г. Ростопе-на-Доиу, в 1997 г.; "Национальная психология и правосознание" - па межвузовской научной конференции адъюнктов, соискателей и слушателей в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.; "Роль обычаев и традиций в становлении национального правосознания" - на межвузовской научной конференции адъюнктов, соискателей и слушателей в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.; "Национальная правовая психология и национальные отношения" - на межвузовской научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1997 г.; "Правосознание в системе национальных отношений (на примере народов Северного Кавказа)" - на научно-практической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1998 г.; "Правоприменительная деятельность и национальные особенности правосознания" - на ежегодной научно-практической конференции слушательского научного общества и г. Краснодаре, в 1998 г.; "Национальное правосознание российского общества и проблемы совершенствования правовой системы" -на научно-теоретической конференции в г. Ростове-на-Дону, в 1998 г. Тезисы этих докладов опубликованы в сборниках РЮИ МВД РФ "Проблемы соотношения международно-правовых и внутригосударственных механизмов обеспечения прав и свобод личности" (1997 г.), "Милиция. Право. Личность

1997), "Проблемы борьбы с преступностью в условиях Северо-Кавказского региона" (1997 г.), "Актуальные проблемы борьбы на Северном Кавказе"

1998), "Российская государственно-правовая идеология" (1998 г.), в сборнике КЮИ МВД РФ "Актуальные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов" (1998 г.), в сборнике НЮИ СПбУ МВД РФ «Деятельность ОВД по локализации преступности в условиях СевероКавказского региона» (1999 г.).

Результаты исследования используются автором при чтении лекций и проведении всех видов занятий по курсу теории государства и права.

Структура и содержание диссертации определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложении.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ
по специальности "Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве", Кочесоков, Заурбек Хамидбиевич, Ростов-на-Дону

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая проблему развития национального фактора в правосознании, мы исходили из той методологической основы, что правовое развитие всех народов происходит посредством диалектики общего, особенного и единичного, означающей, что постоянно, как закономерный процесс, идет взаимодействие и взаимовлияние всех народов в правовом развитии, и ото в конечном итоге приводит к отождествлению национально-правовых систем. Данный процесс является естественноисторическим и не требует вмешательства со стороны.

Проведенный нами на основе естественно-правового подхода теоретический и исторический анализ проблемы национального в правосознании показал, что российскими властями никогда не решались на должном уровне проблемы национальной действительности, в том числе не принимались во внимание национальные особенности становления и развития правосознания, его роль в национальной и межнациональной сфере общественного развития.

В основе недооценки важности национальных особенностей правового сознания лежал доминировавший многие десятилетия классовый подход к сущности права, к правовому развитию общества, нации, народа. Между тем на определенном этапе исторического развития национальное правовое самосознание формируется как продолжение и результат развития правосознания в его национальной форме. Это закономерный этап в развитии любого общества, народа.

Современная активизация национального в правовом самосознании во многом объясняется тоталитарным прошлым России. Одиозно проводимая официальная национальная политика правящей партии, превратно истолкованное понятие интернационального, его непомерная абсолютизация стали идеологической основой борьбы с национальными особенностями народов. Партийное руководство и тоталитарное государство полностью игнорировали подлинное назначение права как эффективного средства согласования различных интересов, включая национальные. Ойо, по сути, превратилось в орудие произвола и беззакония в отношении прав человека, насущных интересов нации.

Позитивистское правопонимание, которое Долгие годы доминировало в юридической науке, не учитывало подлинных правовых интересов и потребностей людей. Правовое развитие понималось как аморфное, мало значимое для наций, народов абстрактное социальное явление. Принимавшиеся нормативные акты не имели ничего общего с подлинными, жизненными национальными правовыми интересами и потребностями. Философские, моральные критерии права не отражали истинное содержание правового сознания индивидов, наций, народов.

Классово-позитивистское правотворчество и правоприменение исключали реальную возможность развития национального в правосознании. Между тем национальные особенности правосознания объективно занимают особое место в общественной жизни каждого народа, и его развитие в жизни каждого народа обусловлены народными традициями, обычаями, ценностями духовной культуры, а также естественным правом.

В процессе разработки темы диссертации нами сделаны следующие выводы.

1. В системе общественного развития правовое самосознание выступает как результат развития национального в содержании правосознания п представляет собой те духовные образования данной совокупности, в которых нация осознает свои правовые интересы, свое место в обществе, свое отношение к другим народам, к государству, к обществу в целом. Национальное в правосознании имеет историческое происхождение, и на его формирование оказывают влияние множество факторов. Без правового самосознания оно есть просто знание и отражение действующего законодательства, юридической практики и т. д.

2. В процессе отражения национального в правосознании правовые потребности и интересы людей выступают как ядро, основа правового самосознания нации, народа. Именно они становятся побудительными мотивами национально-правового развития и национально-правовых действий в национальных и межнациональных отношениях. Национальные традиции и обычаи, лежащие в их основе идеи естественного права, являются исходными началами национального в правосознании. Исторически правовое развитие каждого народа связано с национальными культурно-духовными ценностями в их многообразии и взаимосвязи. Передаваясь из поколения в поколение, эти национальные ценности обусловливают правовую ориентацию каждого народа, процессы правотворчества, состояние юридической практики. Ценностные правовые ориентации, складывающаяся юридическая действительность в конечном счете определяют характер, Особенности, содержание, уровень правового сознания в его общесоциальном и национальном выражении.

3. Обусловленное национальными особенностями правосознание отражает правовую действительность посредством своих структур и функций. В гносеологическом аспекте оно включает в себя два уровня отражения национальной правовой действительности - правовую психологию и правовую идеологию. Национально - выраженная правовая психология формируется под непосредственным влиянием национальных особенностей правовой действительности. Это есть начальная, эмпирическая ступень становления национального в правосознании. Обусловленная национальными факторами правовая идеология, в отличие от правовой психологии, представляет более высокий уровень отражения сущностных национальных явлений правовой действительности. В идеологической национальной сфере правосознания на базе уже приобретенного конкретно-чувственного материала происходит становление идей, представлений, воззрений, теорий, касающихся ориентиров дальнейшего национального правового развития, что является мощным фактором совершенствования и обогащения правосознания в его национальном своеобразии.

Национально обусловленное правосознание имеет и своп основные функции: воспитательную, гносеологическую, регулятивную, правообразовательную и др.

С точки зрения субъектов (носителей) национальное (массовое) правосознание включает правосознание социальных групп и индивидуальное правосознание. С позиции социального уровня правосознание включает национально-обыденное правосознание и национально-теоретическое правосознание.

4. В национальной государственной политике практически не учитывались национальные особенности правосознания. Основной упор касался жо-номических, социальных, культурных аспектов развития нации. Политика строилась на отношении к нации как «к неодушевленному» субъекту правового развития. Это часто проявляется и в работе средств массовой информации, склонных акцентировать внимание именно на негативных фактах и истории развития отношений между народами в прошлом и настоящем, а такой односторонний подход отрицательно воздействует на общественное сознание народов, надеющихся на объективный и полный анализ реальных условий жизни, в том числе правовых.

5. В национальной политике РФ слабо отражается межнациональная, интернациональная правовая идеология. Прежняя, коммунистическая, идеология, построенная на общности многонационального, кажется, осталась в историческом прошлом.

Однако до сих пор не выработана приемлемая государственная концепция национального развития народов России. Несостоятельность прежней национальной политики и несовершенство нынешней приводят к сложным, зачастую непредсказуемым ситуациям, ведущим к обострению трудноразрешимых национальных и межнациональных противоречий и конфликтов. ")то деформирует содержание правового сознания.

6. Следствием неэффективной национальной политики является формирование в ряде регионов России националистических сепаратистских настроений, направленных, в частности, на формирование исламской государственности. Проблема национального правового развития перестала, таким образом, быть внутринациональной проблемой, она оказывает прямое воздействие на межнациональные отношения. Сторонники идеи создания исламского государства призывают к национальному единству, апеллируя и к национальным правовым ценностям. Так, действия чеченских лидеров характеризуются как целенаправленная абсолютизация мусульманского права, что может иметь негативные последствия не только для отдельного народа, но и для народов других регионов. Это подрывает основы законности и правопорядка в стране. Вот почему важно уделить должное внимание проблеме становления и развития национальных особенностей правосознания, ориентированного на право, включая естественное право как общечеловеческую ценность.

7. Исторически национальные особенности правосознания складывались под воздействием многих факторов, среди которых следует назвать национальные обычаи, традиции, иные культурно-духовные ценности, передававшиеся из поколения в поколение; сильное влияние, которое оказало распространение ислама, мусульманской правовой системы. В течение мношх веков мусульманское право и национальные обычаи и традиции утверждались в национальном правосознании как национально-правовые ценности.

Своеобразие и самобытность национальных обычаев, традиций и норм шариата определяют национальные особенности правосознания проживающих здесь народов.

8. Социологический анализ национальных особенностей правосознания народов Северного Кавказа на современном этапе показывает, что правосознание этих народов во многом определяется национальными обычаями, традициями, иными социальными нормами.

9. В процессе правоприменительной деятельности все нормы права преломляются в правовом сознании, соприкасаясь с теми или иными его национальными особенностями, апробированными с позиций справедливости, нравственности, гуманизма. Надлежащее исполнение норм права во многом определяется адекватностью их содержания национальным правовым ценностям. Правоохранительным органам, их сотрудникам при осуществлении правоприменительной деятельности необходимо учитывать этот фактор, определяющий и соответствующий уровень правосознания.

10. Развитие правовой действительности - это правовое развитие самих народов, наций, которого народы Северного Кавказа были лишены и течение длительного времени. В современных условиях возрождения, наполнения новым содержанием национальных традиций, обычаев, социальных норм создаются предпосылки для формирования на национальной основе гражданского общества и правовой государственности, достижения того уровня правового сознания, которое приведет в соответствие национальные потребности и интересы с требованиями права и юридической практики. На такой правовой основе в конечном счете удастся преодолеть груз негативного исторического прошлого, когда интересы, потребности, права и свободы индивидов, социальных групп, целых народов и наций игнорировались, ущемлялись, ограничивались и не признавались.

Таким образом, исторический и теоретический анализ развития народов Северного Кавказа в составе РФ свидетельствует, что национальные особенности правосознания народов должным образом не учитывались; проблема сохраняет свою остроту и в современных условиях, несмотря на проведение демократических преобразований в стране. Поэтому требуются дополнительные целенаправленные усилия государства, общественности, науки по проведению правовой реформы, интегрирующей в себе как общесоцнальные, общественные, так и национальные начала всего российского общества только с учетом национальных особенностей правосознания, правовой психологии и правового мышления входящих в него народов.

1 1. Государству в лице его федеральных органов и органов суоьектов РФ необходимо окончательно осознать, что прежние формы и методы управления нациями, национальными и межнациональными отношениями неприменимы к сегодняшним реалиям. Прежние идеологические установки гармонизации национальных отношений неприемлемы для современного сос гояния общественного, в том числе и правового сознания народов. Стабильное и гармоничное развитие многонационального государства базируется на национальных интересах и ценностях, к которым относятся и национальные правовые ценности. В систему таковых входит и правовое сознание с его национальными особенностями.

12. Усматривая в целом динамику развития правосознания в его ориентировании на идеи естественного права и общечеловеческие ценности, нельзя исключать влияния на его содержание факторов национализма, национальной неприязни, нетерпимости, ненависти, национального радикализма, провоцируемых экстремистскими силами, безответственными политиками. Чтобы этого избежать, необходимо иметь научно обоснованную комплексную общегосударственную национальную программу, которая бы интегрировала все механизмы разрешения национальных и межнациональных проблем, включая надежную правовую основу.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ
«Национальные особенности правового сознания граждан»

1. Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. Ставропольское кн. изд-во, 1984. -287 с.

2. Авксентьев А. В., Авксентьев А. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. 222 с.

3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик: Эльбрус, 1974. 636 с.

4. Адыгский фольклор: В 2 кн. Майкоп: Мыекъуапэ, 1980. Кн. 1. 178 е.; Кн. 2.-164 с.

5. Алексеев В. П. Историческая антропология. М.: Высшая школа, 1979. -216 с.

6. Алексеев В. П. Этногенез. М.: Высшая школа, 1986. 176 с.

7. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.

8. Алексеев С. С. Право: время новых подходов // Советское государство и право. 1991. № 2. С. 3- 11.

9. Алексеев С. С. Право: методологические подходы к исследованию // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 116 119.

10. Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М.: Юрид. лит., 1971. 223 с.

11. Алексеев С. С. Теория права. Харьков: Изд-во «Бек», 1994. 223 с.

12. Арутюнян С. М Нация и ее психический склад. Краснодар: Краснодарский пед. институт, 1966. 271 с.

13. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Советский образ жизни: общее и национально-особенное // Советская этнография. 1876. №З.С. 10-21.

14. Аутлева С. Ш. Адыгские историко-героические песни ХУ1-Х1Х веков. Нальчик: Эльбрус, 1973. 227 с.

15. Афанасьев В. Г, О системном подходе // Вопросы философии. 1973. №6. С. 98- 101.

16. АшировН. Ислам и нации. М.: Политиздат, 1975. 144 с.

17. Баранов А. Н. О структуре общественного сознания // Вестник ЛГУ. Л., 1960 № 17. С. 65 -75.

18. Баранов В. М. Истинность норм советского права: Проблемы теории и практики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 397 с.

19. Баранов П. Л. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: Курс лекций. Нижний Новгород: .Нижегородская ВШ МВД РФ, 1993. С. 474 494.

20. Барулин В. С. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.-230 с.

21. Барулин В. С. Социальная жизнь общества: Вопросы методологи и. М.: Изд-во МГУ, 1987. 184 с.

22. Белинский В. Г. Соч. М., 1953 Т.1. 453 с.

23. Бельский К. Т. Социалистическое правосознание: Диалектика формирования и развития. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1979.-384с.

24. Бетрозов Р. Адыги. Нальчик: Эльбрус, 1990. 136 с.

25. Бобнева М. И. Социальная норма и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.- 309 с.

26. Большой энциклопедический словарь. М., Спб., 1997. 611с.

27. Бройдо Г. И. Национальный и колониальный вопрос. М., 1(024. -209с.

28. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

29. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.

30. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. Киев: Наукова думка, 1986. 86 с.

31. Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа 1У-Х вв. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.-216 с.

32. ГАКК, ф. 454, оп. 2, д. 793а, л. 18.

33. Гарданов В. К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в ХУШ-начале XIX века ■// Советская этнография. 1960. № 5. С. 12 29.

34. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1 с>77. -452 с.

35. Гельвеций К. А. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1973. Т. 1. 647 с.

36. Гельвеций К. А. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1974. Т. 2. 687 с.

37. Глезерман Г. Е. Классы и нации. М.: Политиздат. 176 с.

38. Горячева А. И. Общественная психология и ее структура: Автореф. дис. канд. филос. наук. JI., 1963. 24 с.

39. Горячева А. И. Является ли психический склад признаком нации? // Вопросы истории. 1968. № 7. С. 91 -104.

40. Гофман А. Б., Левкович В. П. Обычай как форма социальной регуляции // Советская этнография. 1973. № 1. С. 14 23.

41. Грошев A.B. Уголовный закон и правосознание. Теоретические проблемы уголовно-правового регулирования. Екатеринбург, 1994. 176 е.

42. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М.: Пзд-во МГУ, 1974,- 157 с.

43. Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей: Исследование и тексты. М.: Наука, 1972. 467 с.

44. Дихкильгов И. А. Мифы и легенды вайнахов. Грозный: Книгэ, 1991. -336 с.

45. Демичев В. А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев:Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969.-216 с.

46. Джандильдип II. Д. Природа национальной психологии. Ллма-Лга: Казахстан, 1971.- 304 с.

47. Джунусов М. С. Нация как социально-этническая общность людей 7 Вопросы истории. 1964. №4. С. 16 30.

48. Дзидзоев В. Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ: Ир, 1995.-216 с.

49. Дроздов И. Ф. Являются ли традиции признаком наций ? // Вопросы истории. 1968. №3 С. 83-91.

50. Думанов X. М. Обычное имущественное право кабардинцев ( вторая половина XIX-начало XX в.). Нальчик: Эльбрус, 1976. 140 с.

51. Думанов X. М. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевпем и 1519 веках. Майкоп: Меоты, 1997. 296 с.

52. Думанов X. М. Социальная структура кабардинцев в нормах ада та. Нальчик: Эльбрус, 1990. 260 с.

53. Духовная сфера социалистического общества. М.: Мысль, 1987. -368с.

54. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990. 288 с.

55. Жалинский А. Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М.: Наука, 1989. 189 с.

56. За власть Советов в Кабарде и Балкарии. Документы и материалы по истории борьбы за Советскую власть и образование КБДО ( 17-Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1957. 538 с.

57. Загазежев М. Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Мальчик: Эльбрус, 1996.- 168 с.

58. Здравомыслов А. Г. Проблема интереса в социологической теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. 74 с.

59. Зиманас Г. О. Развитие общественного сознания социалистических наций и процесс их интернационализации // Вопросы философии. 1978. № 3 С. 21 -29.

60. Злобин Г. А. Правосознание в советском общенародном государстве. М.: Знание, 1963.-32 с.

61. Ильин И. А. О монархии и республике // Вопросы философии. №4. С. 107 -150.

62. Иоффе О. С, Юридические нормы и человеческие поступки. М.: Го-сюриздат, 1964. 124 с.

63. Ислам в СССР. М.: Мысль, 1983. 173 с.

64. Ислам в Чечне претендует на власть // Известия. 1997. 16 октября.• 65. Ислам: Энциклопедический словарь М.: Наука, 1991. 311 с.

65. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. М.: Наука, 1988. 542 с.

66. Кабардинский фольклор. М.; Л., 1936. 650 с.

67. Кавказский этнографический сборник. М.: Наука, 1984. №8.-269с.

68. Кажаров В. X. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце ХУШ-первой половине XIX века. Нальчик: Эль-фа. 1992.- 438 с.

69. Калмыков Ж. А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1995 126 с.

70. Калмырзаев А. С. Нация и общественное сознание. Алма-Ата: Казахстан, 1984.-207 с.

71. Калтахчян С. Т. К вопросу о понятии «нация»// Вопросы истории. 1966. №6 С. 24 -43.

72. Политология. Краткий энциклопедический словарь-справочник. Ростов-на-Дону, М., 1997. С. 309.

73. Правовая культура и вопросы правового воспитания: Сборник научных трудов. М., 1974. 202 с.

74. Кампарс П. П. и Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М.: Мысль, 1967.-256 с.

75. Касумов А. X., Касумов X. А. Геноцид адыгов. Нальчик: Логос. 1992.- 200 с.

76. Керимов Д. А. Конституция СССР и развитие политико-правовой теории. М.: Мысль, 1979. 196 с.

77. КикнадзеД. А. Потребности как фактор поведения человека // Вопросы философии. 1965. № 12. С, 26 36.

78. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1. С. 235- 290.

79. Козлов В. И. Некоторые проблемы теории нации // Вопросы истории. * 1967. № 1. С. 88-99.

80. Комментарии к Конституции РФ. М.: Изд-во "Бек", 1996. 635 с.

81. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология. М.: Мысль, 1971. С. 67 81.

82. Коран. М: Изд-во "Наука", 1990. 727 с.

83. Кордонский С. Г. Нации как государственные институты // Философские науки. 1990. № 8. С. 51 57.

84. Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. Нальчик: Эльбрус, 1991. 184 с.

85. Куличенко М. И. Нация и социальный прогресс. М.: Наука, 1983. -320 с.

86. Кучуков М. М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик: Эльбрус, 1992. 230 с.

87. Кучуков М. М. Нация и социальная жизнь. Нальчик: Эль-фа, 1996. -176 с.

88. Леонтович Ф. И. Адаты горцев Кавказа. Одесса, 1882.вып. 1. 437 с,

89. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд.-во АПН РСФСР, 1959.-495 с.

90. Лившиц Р. 3. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Советское государство и право. 1989. № 3. С. 15-22.

91. Лившиц Р. 3. Теория права. М.: Изд-во "Бек", 1994. 216 с.

92. Личность и уважение к закону: Социологический аспект. М.: Наука, 1979.-285 с.

93. Лукашева Е. А. Право. Мораль. Личность. М.: Наука, 1986.-264 с.

94. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит., 1973.-344 с.

95. Лукашева Е. А. Социально-правовая психология // Советское государство и право. 1971. № 2. С. 21 29.

96. Mammae И. В. О соотношении национальных и религиозных моментов в сознании верующего // Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. М.: Политиздат, 1976. С. 28 41.

97. Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. М.: Мысль, 1977. 255 с.

98. Мальцев Л. А. К вопросу формирования правовой психологии // Философские науки. 1973. № 2 С. 127 129.

99. Маркс К и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1957. Т. 8. 705 с.

100. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1960. Т. 23. 907 с.

101. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX века. Нальчик: Каб. кн. изд-во, 1956. 478 с.

102. Мечиев Кязим. Стихотворения и поэмы. Соч. в 2 т. Нальчик: Эльбрус, 1989. 318 с.

103. Мифология народов Дагестана: Сборник статей. Махачкала, 1984. -188 с.

104. Мусукаев А. И. Об обычаях и законах горцев. Нальчик: Эльбрус, 1986.- 152 с.

105. Мушинский В. О. Правовое государство и правопонимание // Советское государство и право. 1990. № 2 С. 21 27.

106. Мясищев В. Н. Взаимодействия и взаимоотношения людей как предмет социальной психологии // Тезисы докладов на 2 м съезде Общества психологов. М., 1971. Вып. 5. С. 185 - 188.

107. Назаренко Е. В, Социалистическое правосознание и советское правотворчество. Киев: КГУ, 1968. 190 с.

108. Народные изречения и пословицы Дагестана. Махачкала: Дагуч-педгиз, 1966. 139 с.

109. Народы Кавказа. М.: Изд-во Ан СССР, 1960. 612 с.

110. Национально-освободительная борьба народов Северного Кавказаи проблемы мухаджирства // Материалы Всесоюз. научно-практ. конференции 24-26 окт. 1990 года. Нальчик: Эльбрус, 1994. 263 с.

111. Нерсесянц В. С. История идей правовой государственности. М.,1993.- 15с.

112. ИЗ. Нерсесянц В. С. История правовых и политических учений. М.: Инфра-Кодекс, 1995. 736 с.

113. Нерсесянц В. С. Право и закон. Из истории правовых учений. М.: Наука, 1983.-366 с.

114. Нерсесянц В. С. Право и закон: их различение и соотношение // Вопросы философии. 1988. № 5. С. 19-31.

115. Нерсесянц В. С. Право: многообразие определений и единство понятия // Советское государство и право. 1983. № 10. С. 26 35.

116. Нерсесянц В. С. Философия права.- Москва: Издательская группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997. 647 с.

117. Никитин В. Б. О структуре общественного сознания // Человек и общество. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1973. С. 112 -119.

118. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик: Эль-фа,1994. -438 с.

119. Общая теория права и государства. Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1996. 367 с.

120. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX-нач. XX века // Материалы конф. 28-29 марта 1974. Нальчик, 1976. -323 с.

121. Ойзерман Т. И. Философия и обыденное сознание // Вопросы философии. 1967. №4. С. 119- 130.

122. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М.: Наука, 1969.- 176 с.

123. Основные задачи советского социалистического права. Материалыпервого Совещания научных работников права 16-19 июля 1938 г. М., 1983. 119 с.

124. Очерки истории балкарского народа (с древнейших времен до 1917 года). Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1961. 219 с.

125. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.

126. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л.: Лениздат, 1967.-262 с.

127. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения: В 5 т. М.: Госполитиздат., 1956. Т. 2. 824 с.

128. Покровский И. Ф. Формирование правосознания личности (вопросы теории и практики). Л.: ЛГУ, 1972. 152 с.

129. Потопейко Д. А. Правосознание как особое общественное явление. Киев: Наукова думка, 1970. 111 с.

130. Проблемы социологии права. Вильнюс, 1970. Вып. 1.4.1. 244 с.

131. Психология. М.: Политиздат, 1990. 492 с.

132. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. Львов: Вища школа, 1985. 166 с.

133. Радько Т. И. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград: Волгоградская правда, 1974. 151с.

134. Рене Давид. Основные правовые системы современности: (Сравнительное право). М.: Прогресс, 1967. 496 с.

135. Рене Давид Камилла Жоффе. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения, 1996. 501с.

136. Рогачев П. М, Свердлин М А. Нации народ - человечество. М.: Политиздат., 1967. - 191 с.

137. Рогачев ИМ., Свердлин М. А. О понятии "нация"// Вопросы истории. 1966. №1. С. 33 48.

138. Россия и мусульманский мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. М., 1997. № 1. 141 с.

139. Россия и мусульманский мир: Бюллетень реферативно-аналитической информации. М., 1997. № 3. -133 с.

140. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1957.- 328 с.

141. Рябко И. Ф. Основы правовой педагогики. Ростов н / Д: Изд-во РГУ, 1973.- 157 с.

142. Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс в советском обществе. Ростов н / Д: Изд-во РГУ, 1969. 191 с.

143. Сарсенбаев И. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата: Казахстан, 1965. 326 с.

144. Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1986. 526 с.

145. Смерть по шариату // Известия. 1977. 14 октября.

146. Смирнов И. А. Политика России на Кавказе в ХУ1-Х1Х вв. М.: Соц-экгиз, 1958.-244 с.

147. Спиркин А. К. Происхождение сознания. М.: Политиздат, 1960. -471с.

148. Спиркин А. К. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.

149. Сталин И. В. Соч. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955. 428 с.

150. Суханов И. В. Место и роль традиций в развитии социалистического общества // Труды Казанского авиационного института. 1960. Вып. 53. С. 63 70.

151. Сырцев В. А. Социалистическое правосознание в СССР. М.: Го-сюриздат, 1958. 131с.

152. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. M., 1986. 231с.

153. Тихомиров Л, А. Монархическая государственность. Спб., 1992. -204с.

154. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.: Вестник, 1997.604с.

155. Тишков В. А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 12. С. 1315.

156. Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // Советская этнография. 1980. № 3. С. 26 36.

157. Религии в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. 575 с.

158. Тугаринов В. Я. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.

159. Туманов В. А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М.: Паука, 1971.-381 с.

160. Угринович Д. М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. 175 с.

161. У ледов А. К, Анищенко А. И. Общественное сознание и его структура // Исторический материализм. М.: Мысль, 1974. С. 28 -35.

162. Ушинский К. Д. Избр. педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1974. Т. 1. 584 е.; Т. 2. - 438 с.

163. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М.: Юрид. лит., 1963. 206 с.

164. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-814 с.

165. Цавкшов Б. X. О традициях и обычаях. Нальчик: Каб-Балк. кн. изд-во, 1961.-68 с.

166. Цамерян И. П. Национальные отношения в СССР. М.: Мысль, 1987. -181 с.

167. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. М.: Наука, 1966. 224с.

168. Чалидзе В. Заря правовой реформы. М.: Прогресс, 1990. 271 с.

169. Черданцев А.Ф. Социальная ценность социалистического права // Советское государство и право. 1978. № 7. С . 21 28.

170. Чесноков Д. И. Исторический материализм. М.: Мысль, 1965.-528с.

171. Чефранов В. А. Правовое сознание как разновидность социального отражения: (Философско-методологический очерк). Киев: Вища школа, 1976.-210 с.

172. Чотонов А. О. национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе: Изд-во Акад. наук Киргиз. ССР, 1964. 73 с.

173. Шабаев Д. В. Правда о выселении балкарцев. Нальчик: Эльбрус, 1994.-286 с.

174. IJJopoe И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1989. 334 с.

175. Щегорцев В. А. Социология правосознания. М.: Мысль, 1981. -174с.

176. Щербакова Н. В. Правовая установка и социальная активность личности. М.: Юрид. лит., 1986. 125 с.

177. Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. 280 с.

178. Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.-416 с.

179. Явич Л. С. Право развитого социалистического общества: Сущность и принципы. М.: Юрид. лит., 1978. 224.

180. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1972. 239 с.

181. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 245 с.

182. Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. Социально-психологические закономерности противоправного поведения. М.: Юрид. лит., 1971.-248 с.

183. Якуба Е. А. Право и нравственность как регуляторы общественных отношений при социализме. Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1970.-208 с.1. НОРМА ТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

184. Конституция РФ. М.: Изд-ская группа ИНФРА. М-Норма, 1997.- 78 с.

185. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 1998. 261 с.

186. Конституция КБР. Нальчик: Эль- фа, 1997. 58 с.

187. Закон РСФСР "О языках народов РСФСР" // Сборник законодательных актов РСФСР. М., 1991. Вып. 4. С. 102.

188. Закон РСФСР " О национально-культурной автономии" // Российская газета. 1996. 25 июня.

189. Закон РСФСР " О свободе совести и религиозных объединениях" // Российская газета. 1997. 16 сентября.t

2015 © LawTheses.com